Институты социализации это группы: Институты социализации — Студопедия

Содержание

Институты социализации

Институты социализации — это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации — это семья и образовательные учреждения.

Семья. Такие институты организации, как семьи во всех концепциях личности традиционно рассматриваются как одни из важнейших. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (например, авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка тех или иных особенностей «образа Я».

Такие институты социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой — средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны (таковыми преимущественно являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы).

Особенно ярко это можно видеть на примере трансляции полоролевых стереотипов. Начиная с младенческого возраста родительское отношение к мальчикам и девочкам носит явный отпечаток существующих в культуре представлений о «настоящем мужчине» и «истинной женщине»: в зависимости от пола в большей или меньшей степени поощряется двигательная активность, увеличивается/уменьшается количество вербальных реакций, направленных на ребенка, варьируют причинные объяснения его поведения и т. п. Интересно, что в экспериментальной ситуации, когда пол младенца специально затрудняли для идентификации (его одежда не несла явных признаков пола), взрослые испытуемые до начала взаимодействия так или иначе все-таки категоризовали его как мальчика или девочку и лишь потом на этой основе строили свое общение с ним. Было показано также, что существует определенная преемственность полоролевых представлений родителей и подростков именно с точки зрения стереотипов мужественности/женственности, хотя частные оценки допустимости, например, тех или иных аспектов сексуального поведения могут быть причиной межпоколенных конфликтов.

Косвенным подтверждением роли родителей в трансляции этнических и религиозных установок являются данные анализа причин конфликтных отношений в семье. Например, даже в подростково-юношеском возрасте, когда начинается процесс эмансипации ребенка от семьи, конфликты между родителями и детьми по поводу основных религиозных, политических или национально-культурных ценностей крайне редки, и независимый идеологический выбор (если он происходит) датируется уже собственно молодежным возрастом.

Как среда микросоциального взаимодействия семья может быть рассмотрена с точки зрения своего состава, сплоченности и качества коммуникации.

Так, с точки зрения состава семьи при анализе социализации отмечается следующее:

  • в случае отсутствия одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем: эта тенденция больше выражена у мальчиков, воспитываемых матерью, нежели во всех остальных случаях;
  • общее количество детей в семье незначимо влияет на их самооценку, впрочем, как и порядок их рождения; большее значение имеет характер отношений с родителем того же пола;
  • эмоциональная депривация в раннем детстве (воспитание ребенка в отсутствие родителей или фигур, их замещающих) ведет к чувству собственной малозначимости, тревожности, а в подростковом возрасте — к нормативной дезориентации, социальной самоизоляции и чувству бессилия перед общественными институтами;
  • сравнительные лонгитюдные исследования детей из полных семей и детей — воспитанников детских приютов показали, что и в возрасте 20-25 лет последние обнаруживают меньшую социальную зрелость даже при условии усыновления в школьном возрасте.

Что касается такого параметра, как сплоченность семьи, то исследования социализации показали, что:

  • в целом сегодня для западноевропейских стран характерно увеличение уровня семейной сплоченности (по сравнению с 50-60-ми годами XX в.), что выражается в большей материальной и эмоциональной поддержке детского поколения со стороны родителей, в увеличивающемся времени пребывания подростков и молодежи в родительском доме, в большей доверительности межпоколенных отношений;
  • в установлении высокого уровня семейной сплоченности на ранних этапах жизни семьи большую роль играет мать, а на этапе отделения подростка от семьи — отец: именно он занимает ключевую позицию в поведенческой и эмоциональной эмансипации подростка вне зависимости от его пола;
  • наибольшая эффективность в семейной жизни (в частности, по параметрам способности к конструктивному разрешению конфликтов с детьми и субъективной удовлетворенности отношениями с ними) отмечается в семьях со «средним» уровнем сплоченности: как разобщенные, так и «сверхсвязанные» семьи оказались менее успешны в этих вопросах;
  • одним из основных объективных факторов, влияющих на сплоченность семьи как малой группы, является возраст детей: по многочисленным данным, в целом семьи с маленькими детьми более сплоченны, чем семьи с тинэйджерами;
  • существует взаимосвязь между полом подростков и оценкой сплоченности семьи, которую дают они сами: как правило, юноши склонны считать свои семьи менее сплоченными, нежели девушки.

Наибольший эмпирический материал накоплен по вопросам характера коммуникации в семье. В основном он касается выделения тех или иных классификаций родительского поведения (типов родительской власти, стратегий воспитания, видов родительской любви и т. п.), а также анализа межпоколенных конфликтов. Анализ стилей родительского поведения показывает, что:

  • влияние родительской любви и эмоциональной поддержки различно для мальчиков и девочек: если у девочек выражение любви родителей к ним более благоприятно сказывается на общем уровне самооценки, то у мальчиков оно более значимо в плане формирования навыков социального поведения и скорости адаптации к изменяющимся условиям социальной среды, причем гиперопекающий стиль воспитания чаще отрицательно сказывается на их самооценке;
  • для формирования «Я-концепции» ребенка важны следующие три параметра родительского отношения: уровень контроля, степень эмоциональной близости и заинтересованности. Так, высокая степень авторитарности в отношениях с ребенком препятствует формированию у него позитивной «Я-концепции», эмоциональная отчужденность ведет к формированию нестабильного самоотношения, а незаинтересованность и безразличие сказываются на структурных составляющих образа «Я»;
  • стиль детско-родительских отношений влияет на особенности детского самоотношения. Подростки, сталкивающиеся с демократическими, эгалитарными или разрешающими типами поведения родителей, редко испытывают чувства заброшенности и отверженности, в то время как они характерны для большинства тех подростков, которые испытывают попустительскую, игнорирующую или автократическую модель родительского воздействия;
  • отмечается также зависимость определенных параметров социального поведения ребенка от характера родительской власти. Авторитарный и гиперопекающий стили приводят к формированию социальной ригидности, впрочем, авторитаризм воспитания традиционно оценивается как один из источников формирования предрассудков по отношению к аут-группам. Авторитарность воспитания в семье может вызвать неуверенность в отношениях со сверстниками; повышенная агрессивность по отношению к сверстникам коррелирует с уровнем физического насилия в семье; способность к самостоятельному принятию решений и социальному выбору раньше формируется у подростков из семей с демократической моделью родительской власти;
  • либеральное воспитание (эмоциональная поддержка при отсутствии жесткого контроля) и авторитарное воспитание (отсутствие поддержки при высоком уровне контроля) в равной степени способствуют формированию у подростков ценностей, отличных от родительских;
  • в последнее время все большее внимание в анализе закономерностей формирования социального поведения уделяется условиям, в которых оно проявляется, например характеру сопровождающего родительского дискурса. Отмечается также важность последнего в ситуации интернализации ребенком социальных норм: так, «субъективные» объяснения взрослым причин тех или иных своих предписаний оказываются более эффективными, чем «объективные», облегчая процесс рационализации.

Анализ детско-родительских отношений (в частности, отношений родителей с подростками) с точки зрения их конфликтности показывает, что:

  • уровень конфликтности в детско-родительских отношениях в целом выше в семьях с авторитарным стилем воспитания;
  • основные темы подростково-родительских конфликтов центрируются вокруг бытовых вопросов (одежды, прически, режима дня, помощи по дому), привычек, школьной успеваемости и общения со сверстниками, не затрагивая более глубокий, ценностный уровень;
  • объективными факторами конфликтов этого возраста являются пол подростка и родителя: девочки чаще, чем мальчики, жалуются на трудности взаимопонимания в семье; и мальчики, и девочки чаще отмечают конфликты с отцом, нежели с матерью.

Но как бы ни варьировали ракурсы исследования социализационной функции семьи, общий вывод состоит в том, что ее роль в развитии ребенка является решающей. Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей, они едины в одном: для развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей и предсказуемой социальной среде, предоставляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья.

Но проходит время, и в процесс социализации включаются образовательные институты.

Образовательные институты. Институты социализации также включают в себя систему образования. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей.

Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером: для любой исторической формы образования характерна четкая экспликация своих целей, причем при всех возможных нюансах основная задача образовательной системы как социального института — воспроизводство существующей общественной системы, и в этом смысле образование неминуемо консервативно.

Во-вторых, для любой системы образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное и воспитательное воздействие предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в сумме умений и знаний или/и в качествах личности), который необходимо получить «на выходе».

В-третьих, любой образовательный институт подразумевает наличие операциональных критериев оценки своей деятельности через степень соответствия того, что получилось «на выходе», заявленному идеальному образцу.

В-четвертых, институты образования предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата профессиональных социализаторов, отношения ребенка с которыми существенно отличаются от характера межличностных отношений в семейном институте социализации.

Особенности системы образования как института социализации могут быть раскрыты через систему взаимодействия ребенка и профессионального социализатора.

Так, разделяя процессы первичной (семейной) и вторичной (институциональной) социализации, некоторые исследователи видят их принципиальное различие в степени эмоциональной идентификации ребенка со значимыми Другими: грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя. В семье ребенок интернализует мир своих родителей именно как мир, как неизбежную и не подвергающуюся сомнениям реальность, вне определенного социального контекста. Задачей же вторичной социализации является усвоение именно социального контекста, и некоторые из кризисов бывают вызваны осознанием того, что мир родителей не единственный из существующих. Именно потому, что учитель есть, по сути, репрезентация специфических институциональных значений, ему и не нужно быть значимым. Другим в абсолютном смысле этого слова: при вторичной социализации роли характеризуются гораздо большей степенью формальности и анонимности, очевидно подразумевающей значительно меньшую эмоциональность межличностного взаимодействия. Именно эта особенность вторичной социализации оказывает, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, определяющее влияние на личность ребенка, а именно — на развитие его самосознания. В силу формального и анонимного характера отношений содержание, которое усваивается в процессе вторичной социализации, наделяется качеством гораздо меньшей субъективной неизбежности. Иными словами, волей-неволей ребенок живет в мире, определяемом его родителями, но он может с радостью покинуть мир математики, как только выйдет из класса. Именно это умножение интернализуемых миров, различных по степени субъективной значимости, создает возможность дифференциации «Я-концепции»: выделение целостной и частных самооценок, общеэкзистенциальных и специфически-ролевых представлений о себе связывается с началом вхождения ребенка в систему образовательных институтов.

На сегодняшний день изучение школы как института социализации весьма насыщено эмпирическими исследованиями. Например, в том, что касается особенностей личности учителя и их влияния на образовательный процесс, показано следующее:

  • особенности «Я-концепции» учителя связаны с выбором им того или иного стиля преподавания: чем более позитивной является «Я-концепция», тем выше поведенческая гибкость учителя в процессе преподавания;
  • особенности персональной идентичности учителя специфизируют особенности его обратной связи во взаимодействии с учащимися;
  • позитивность/негативность «Я-концепции» учителя взаимосвязана с самооценкой учащихся: благодаря большей эмоциональной поддержке, получаемой от учителя с позитивной «Я-концепцией», представления школьников о самих себе приобретают более реалистичный характер.

Отдельный исследовательский сюжет составляет изучение влияния различных типов взаимодействия, характерных для школьного обучения, на личность ребенка. В целом, как известно, выделяют два основных типа взаимодействия: характерный для предметно-ориентированного преподавания и свойственный личностно ориентированной педагогике. Интересно, что сравнительный анализ их эффективности не дает однозначных результатов. Так, было показано, что гипотезы о различиях в самооценке, в структуре «Я-концепции» и в учебных достижениях учащихся «традиционных» и «неформальных» школ не подтверждаются, единственным исключением является характер отношения детей к школе: более позитивный во втором случае. Кроме того, для детей с повышенной тревожностью «неформальный» стиль преподавания выступает дополнительным стрессогенным фактором. Наибольшее же значение имеет рассогласование педагогических установок конкретного учителя и организационной структуры школы в целом: максимально негативное воздействие на самооценку большей части учащихся оказывает ситуация «традиционного» преподавания в «неформальной» школе.

Основная линия критики в адрес современных образовательных институтов заключается в подчеркивании все увеличивающегося разрыва между ними и жизнью общества, что ставит под сомнение адекватное выполнение ими социализирующей функции. Конкретные основания для таких сомнений различные исследователи видят по-разному, отмечая, в частности, что современное образование утратило свою ценностно-ориентирующую функцию в силу доминирования в нем технократического мышления, разобщенности с другими социальными институтами, чрезмерного «огосударствливания» и централизации.

Средства массовой информации. Институты социализации наряду с семьей и системой образования включают себя средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет.

С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков и начала XXI в. все чаще определяют как информационное общество, т. е. как такую социально-экономическую и социокультурную реальность, в которой информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию.

С другой стороны, усиление роли информационных агентов влияния определяется их специфическими особенностями, которые оказываются максимально востребованы человеком современной эпохи. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ, в силу интерпретативного характера передаваемых ими сведений, позволяют решить эту задачу максимально «удобным» способом. Как отмечает Г.М.Андреева, подаваемая ими информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в итоге интерпретацию информации, как бы ни подчеркивался ее объективный характер.

СМИ также предоставляют современному человеку больший простор поиска оснований для социальной идентификации. Сегодня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через СМИ, расширяет перед индивидом возможности выбора группы принадлежности. Значительно большая интерактивность современных информационных потоков (прежде всего телевизионных и электронных) определяет и большие возможности непосредственного активного участия человека в этом процессе, возможности конструирования своей социальной идентичности.

Другая отмечаемая характерная особенность современных СМИ — их экспрессивность — также способствует общей задаче социальной ориентировки человека: готовые образы, в большинстве своем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируя определенные идеальные модели социальной самокатегоризации.

Возрастающая роль СМИ в процессе социализации, в частности на ее подростково-юношеском этапе, неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями. В большинстве случаев эта констатация опирается на данные о возрастании количества часов потребления продукции СМИ в общей структуре досугового времени подростка (в основном речь идет о телевидении). В начале 90-х годов XX в. американский школьник смотрел телевизор в среднем 6,5 ч в день, ненамного отставал от него западноевропейский сверстник — около 5 ч в день, а их российские ровесники проводили у экрана в среднем до 3 ч в день, причем с того времени доля «телеманов» в отечественной подростковой выборке значительно возросла.

Однако дело не только в том, что для большой части детей каналы «активного» и самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными» и интерпретативными. Как убедительно доказывает В. С. Собкин на материале социологических исследований школьников младших классов, определенные типы телевизионных передач «встраиваются» в традиционные, культурно отнормированные воспитательные ритуалы (например, «Спокойной ночи, малыши!» вместо родительской сказки на ночь) и не только «обслуживают» их, но и вытесняют. В результате детско-родительские отношения опосредуются телевизором («детские» передачи ребенок смотрит, как правило, один, а «взрослые» — рядом с родителями), все больше «пристраиваясь» к взрослой структуре ТВ-потребления.

Об увеличении роли современных СМИ в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родителями, друзьями, учителями) значение СМИ (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет.

Наконец, социализационное влияние СМИ определяется тем, что они во многом задают содержательное пространство, в котором разворачивается социализация современного подростка: этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ, присваиваются подростком, формируя его ценностные ориентации и нередко реальное поведение. Особенно ярко это можно видеть на примере формирования политических предпочтений, а также агрессивного и полоролевого поведения. По поводу направленности данного влияния в равной степени распространены две точки зрения: с одной стороны, демонстрация подобного содержания способствует формированию аналогичных моделей поведения в реальности, а с другой — является способом их катарсического отреагирования.

Анализируя роль информационного влияния на личность в ходе социализации, мы практически лишь обозначили возможные модификации данной проблемы в результате бурного развития новых информационных технологий. Между тем очевидно, что все большее их проникновение (особенно в виде электронных СМИ) в обыденную социальную практику задает как новые социокультурные и психологические реалии, так и соответственно возможные направления их исследования.

Институты социализации | Psylist.net

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка «образа-Я» (Берне, 1986). Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой (Кон, 1989. С. 26).

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения либо о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной психологии, либо о создании такой самостоятельной области исследований можно встретить все чаще. Я.Л. Коломинский, например, употребляет понятие «возрастная социальная психология» и активно отстаивает право на существование такой области психологической науки (Коломинский, 1972). Так или иначе, но до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период «ролевого моратория», потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Кон, 1967. С. 166). Если в теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается часто через анализ способов принятия решения. Юность с этой точки зрения — хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно, всякий анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт «десоциализации» в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленное в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (Мудрик, 1994). Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Одноклассники

Похожие материалы в разделе Социальная психология:

Группы социализации

Социализация и ее агенты

Личность человека имеет два начала: биологическое и социальное. Биологическим началом ее наделяет сама природа, а вот что касается социального начала, то в данном случае личность сама развивается, постигает социальные нормы и ценности, взаимодействует с другими членами социума. Все это происходит в процессе социализации индивида.

Определение 1

Социализацию следует определять как особый процесс, который позволяет человеку освоить необходимые образцы поведения, социальные нормы и ценности, которые в дальнейшем обеспечат ему возможность успешно функционировать в обществе.

Авторы, которые исследуют социализацию, акцентируют внимание на том, что процесс этот – двусторонний:

  • С одной стороны, в процессе социализация общество передает индивиду свой собственный уникальный опыт и знания;
  • С другой стороны, в процессе социализации происходит усвоение индивидом общественного опыта, который он также видоизменяет в соответствии со своими интересами и потребностями, а затем транслирует в окружающую среду.

Готовые работы на аналогичную тему

На сегодняшний день принято говорить о двух этапах социализации. Первый этап – первичная социализация, а второй этап, соответственно, вторичная социализация. Во время первичной социализации индивиду усваивает новые нормы и ценности, которые адаптированы под особенности его возраста (детский период). Что касается вторичной социализации, то здесь происходит усвоение новых норм и ценностей человеком уже во взрослом возрасте.

В социализацию входят некоторые элементы: это группы социализации (агенты социализации) и институты, которые формируют, направляют, стимулируют и ограничивают становление личности человека в складывающихся социальных условиях.

Замечание 1

Социальные институты также могут быть полноправными группами социализации, поскольку в их условиях индивид получает новый опыт, знания, обменивается ими и в дальнейшем транслирует своим коллегам.

Если агентами социализации являются конкретные люди (родители, друзья, педагоги, коллеги), то институты социализации – это учреждения, которые оказывают влияние на процесс социализации и направляют его в необходимо русло для того, чтобы процесс не навредил ни самому человеку, ни его окружению.

В зависимости от вида социализации выделяются и агенты социализации. Так, агентами первичной социализации становятся мать и отец индивида, его братья и сестры, бабушки и дедушки и другие родственниками. Также агентами первичной социализации могут быть друзья человека, его педагоги и лидеры молодежных группировок, частью которых становятся сами люди. Сюда относятся субкультуры и некоторые неформальные объединения, которые могут оказывать особое влияние на личность человека.

Группами вторичной социализации и, соответственно, агентами, становятся представители администрации школьного учреждения, высшего учебного заведения. Также сюда следует отнести некоторые предприятия, армию и полицию. Нельзя забывать о влиянии религии на жизнь человека, поскольку приобщение к ней начинается с семьи, а в процессе вторичной социализации человек находит новые пути для того, чтобы идентифицировать свое мировоззрение и, соответственно, вероисповедание.

Институты социализации личности

Институт – это особая сфера, в которой человек реализует свою деятельность и удовлетворяет свои ключевые потребности. В современной науке термин «институт» более не используется как исключительно образовательное учреждение.

Замечание 2

Сегодня институтами социализации могут быть семья, школа, группа сверстников индивида. Перечисленные институты – это институты первичной социализации. Есть также институты вторичной социализации – государство, органы государственной власти, университеты, церковь, средства массовой информации.

Особенность институтов социализации заключается в том, что они могут предоставить человеку возможность для всестороннего развития личности, а также для того, чтобы примерить на себя как можно большее количество социальных ролей и, как следствие, выбрать единственной подходящие и удовлетворяющие его потребности. Также, в условиях групп и институтов человек может познакомиться с другими членами общества, обмениваться с ними особыми знаниями и опытом, а в дальнейшем транслировать его окружающим.

В каждой группе и институте человек проходит несколько ключевых этапов социализации:

  • Во-первых, он адаптируется к условиям и членам группы, к механизмам института, сравнивает свои ценности с ценностями института, соотносит их приемлемость.
  • Во-вторых, у человека начинает появляться желание выделиться среди других – это стадия идентификации.
  • В-третьих, начинается стадия интеграции, которая может проходить в двух вариантах: или человек интегрируется в группу благополучно, или он интегрируется неблагополучно, и ему придется менять сферу своей деятельности и интересов.

Нельзя не отметить еще несколько стадий – трудовая стадия, когда происходит воспроизведение социального опыта, и человек довольно активно воздействует на окружающую среду, так как хочет применить накопленный опыт в жизни. Послетрудовая стадия означает, что человек входит в пожилой возраст. Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям, трансляция норм и ценностей. Человек чувствует достаточную ответственность за свои действия, он готов предоставить знания и продемонстрировать навыки, причем не только своим детям.

Замечание 3

В целом, группы, которые принимают участие в социализации человека, играют важную роль в его жизни. Они могут полностью изменить мировоззрение человека, предоставить ему для восприятия новые нормы и ценности, которые также формируют личность.

Первичные и вторичные группы отличаются по своим свойствам и функциям. Так, первичные группы берут на себя больше ответственности, поскольку они первыми начинают формировать личность. Вторичные группы в большей степени формируют из уже имеющейся личности более взрослую, которая затем вступает в осознанную, ответственную жизнь.

Институт социализации — это… Что такое Институт социализации?



Институт социализации
устойчивые формы организации жизнедеятельности людей, закрепляющие, регламентирующие и транслирующие нормы, ценности иобразцы поведения для исполнения тех или иных социальных ролей. К ним относятся: государство, церковь, политические партии, семья, различные объединения и союзы. Наиболее значимыми для ребенка являются семья и школа.

Словарь терминов по общей и социальной педагогике. — Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ.
А.С. Воронин.
2006.

  • Инспектирование
  • Институт социальный

Смотреть что такое «Институт социализации» в других словарях:

  • Институт социологии образования РАО — Институт социологии образования Российской академии образования (ИСО РАО) …   Википедия

  • Институт Африки РАН — (ИАф РАН) научно исследовательский институт Российской академии наук в области комплексного изучения Африки …   Википедия

  • Институт Экспериментальной Истории — В мире Полудня, описанном в книгах братьев Стругацких, Земля лишь одна из планет, населённых людьми, и считается их исторической родиной. Фактически, она идентична сегодняшней Земле, однако относится к XXII веку нашей эры. Наиболее подробно она… …   Википедия

  • Социальный институт — (лат. institutum установление, учреждение)  социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями… …   Википедия

  • Психологический институт им. Л. Г. Щукиной — Федеральное государственное научное учреждение «Психологический институт» Российской академии образования Руководители Основатель и первый директор Георгий Иванович Челпанов Директор Виталий Владимирович Рубцов Основани …   Википедия

  • Российский институт культурологии — Федеральное государственное бюджетное научно исследовательское учреждение Российский институт культурологии (РИК) Директор профессор, доктор искусствоведения Разлогов К. Э. Расположение …   Википедия

  • Татарско-американский региональный институт — (ТАРИ) Оригинальное название ГОУ ВПО «Татарско американский региональный институт» …   Википедия

  • Московский институт открытого образования — (МИОО), (бывш. Московский институт повышения квалификации работников образования, МИПКРО)  ведущий вуз Москвы в области повышения квалификации и переподготовки работников среднего образования. Адрес: 125167, Москва, Авиационный переулок, дом …   Википедия

  • Московский институт повышения квалификации работников образования — Московский институт открытого образования (МИОО), (бывш. Московский институт повышения квалификации работников образования, МИПКРО) ведущий вуз Москвы в области повышения квалификации и переподготовки работников среднего образования. Содержание 1 …   Википедия

  • семья —    СЕМЬЯ (с. 534)    Рассказывают: когда один из учеников Сократа собрался жениться, но все же испытывал некоторые колебания по этому ответственному вопросу, он обратился к учителю за советом. Тот уклончиво ответил: «Поступай как знаешь все равно …   Большая психологическая энциклопедия

Институты социализации личности :: SYL.ru

Термин «социализация» используется социологами, социальными психологами, антропологами, государствоведами и педагогами, чтобы обозначить постоянный процесс наследования и распространения норм, обычаев и идеологий, обеспечивающий индивида навыками, необходимыми для взаимодействия внутри общества. Согласно социальным наукам, этот процесс обеспечивают разнообразные механизмы и институты социализации, существующие внутри общества. Таким образом, социализация – это средство, благодаря которому сохраняется социальная и культурная целостность.

институты социализации

Социальные институты и их особенности

Институты социализации характеризуются наличием определенного предназначения и постоянством. Они переступают пределы одной человеческой жизни, создают нормы и принуждают следовать правилам, регулирующим поведение людей в коллективе. Помимо образовательных учреждений, выделяют следующие институты социализации личности:

1. Семья. Она является наиболее важным фактором социализации: это центр жизни ребенка, поскольку дети, особенно в раннем возрасте, целиком зависимы от взрослых. Не всякая социализация является намеренной, во многом это зависит от окружения. Самым сложным моментом является гендерная социализация, однако на плечах семьи также лежит ответственность за привитие культурных ценностей, позиции по отношению к себе и другим. Дети непрерывно обучаются в той среде, которую создают взрослые.

механизмы и институты социализации

2. Религия. Институты социализации могут иметь различное влияние на человека (в зависимости от религиозной традиции). Некоторые системы верований имеют качества этнических или культурных категорий, когда порвать связь с религиозной принадлежностью крайне сложно. Участие родителей в религиозном воспитании является наиболее важным элементом в данном виде социализации, и его влияние оказывается сильнее, чем других верующих или самих верований.

3. Сверстники. Группа сверстников – это социальная общность, члены которой имеют сходные интересы, похожую социальную позицию и являются ровесниками. Очевидно, что институты социализации вовсе не обязательно предполагают надзор со стороны опытных взрослых, но могут представлять собой пространство, где дети учатся строить отношения самостоятельно. Влияние сверстников усиливается в период полового созревания, тем не менее в общей сложности оно лишь частично затрагивает интересы личности, в отличие от семьи, которая влияет на человека постоянно.

4. Экономическая система. Социализация внутри экономической системы – это процесс изучения последствий экономического выбора. Она оказывает влияние на решения относительно потребительской активности и прививает социальные ценности, связанные с ней.

институты социализации личности

5. Правовая система и система наказаний. Институты социализации принуждают ребенка подстраиваться и подчиняться определенным правилам, действующим в группе. Отношение родителей к правовой системе оказывает влияние на взгляды малыша относительно того, что является незаконным.

6. Средства массовой информации. Медиа являются средствами безличной коммуникации, направленными на широкие массы. Поскольку они оказывают грандиозное влияние на взгляды и поведение людей, что особенно заметно в отношении агрессии, они являются видными соучастниками процесса социализации.

4. Институты социализации

На
всех стадиях социализации воздей­ствие
общества на личность осуществля­ется
или непосредственно, или через группу,
но сам набор
средств
воздействия
можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему:
это нормы,
ценности
и
знаки.
Иными
словами, можно сказать, что об­щество
и группа передают становящейся личности
некоторую сис­тему
норм и ценностей посредством знаков.
Те
конкретные груп­
пы,
в которых личность приобщается к системам
норм и ценнос­
тей
и которые выступают своеобразными
трансляторами социаль­
ного
опыта,

получили название институтов
социализации
.
Выяв­ление
их роли в процессе социализации опирается
на общий со­циологический анализ роли
социальных институтов в обществе.

Сила
влияния социаль­ных институтов на
личность зависит от их авторитетности
– референтности.
Эффектив­ность социализации
обусловливается их нравственным,
культур­ным и экономическим состоянием.
На
дотрудовой стадии социализации такими
институтами вы­ступают:
в период раннего детства — семья
и
играющие все боль­шую
роль в современных обществах дошкольные
детские учрежде­
ния.
Семья
рассматривалась традиционно как
важнейший инсти­тут
социализации в ряде концепций. Именно
в семье дети приоб­ретают
первые навыки взаимодействия, осваивают
первые соци­альные
роли (в том числе — половые роли,
формирование черт маскулинности
и фемининности), осмысливают первые
нормы и ценности.
Тип поведения родителей (авторитарный
или либераль­ный)
оказывает воздействие на формирование
у ребенка «образа-Я».
Как
правило, дети, воспитывающиеся вне
семьи, страдают из-за неадаптированности,
нарушенных эмоциональных контактов,
групповой идентичности. Роль
семьи как института социализации,
естествен­но,
зависит от типа
общества
,
от его традиций
и культурных норм
.
Несмотря
на то, что современная семья не может
претендовать на ту
роль, которую она играла в традиционных
обществах (увеличе­ние
числа разводов, малодетность, ослабление
традиционной по­зиции
отца, трудовая занятость женщины), ее
роль в процессе со­циализации
все же остается весьма значимой.

Что
касается дошкольных детских учреждений,
то они
оказываются объектом исследования лишь
возрастной психологии,
в то время как специфические
социально-психологи­ческие
аспекты при этом не получают полного
освещения. Прак­тическая
же необходимость в социально-психологическом
анали­зе тех систем отношений, которые
складываются в дошкольных учреждениях,
абсолютно очевидна. К сожалению, нет
таких лонгитюдных исследований, которые
показали бы зависимость фор­мирования
личности от того, какой тип социальных
институтов был включен в процесс
социализации в раннем детстве.

Во
втором периоде ранней стадии социализации
основным институтом
является школа.
Наряду
с возрастной и педагогичес­кой
психологией социальная психология
проявляет естественно большой
интерес к этому объекту исследования.
Школа обеспечи­вает
ученику систематическое образование,
которое само есть важ­нейший
элемент социализации, но, кроме того,
школа обязана подготовить
человека к жизни в обществе и в более
широком смыс­ле.
По сравнению с семьей школа в большей
мере зависит от об­щества и государства,
хотя эта зависимость и различна в
тотали­тарных
и демократических обществах. Но, так
или иначе, школа задает
первичные представления человеку как
гражданину и, сле­довательно,
способствует (или препятствует!) его
вхождению в граж­данскую
жизнь. Школа расширяет возможности
ребенка в плане его общения: здесь, кроме
общения со взрослыми, возникает
ус­тойчивая
специфическая среда общения со
сверстниками, что само по
себе выступает как важнейший институт
социализации. При­влекательность
этой среды в том, что она независима от
контроля взрослых, а иногда и противоречит
ему.

Для
социального психолога особенно важен
акцент в исследо­ваниях
на проблемы старших возрастов, на тот
период жизни школьника,
который связан с юностью. С точки зрения
социали­зации,
это чрезвычайно важный период в
становлении личности, период
«ролевого моратория», потому что он
связан
с постоянным
осуществлением
выбора

(в самом широком смысле этого слова):
профессии,
партнера по браку, системы ценностей и
т.д
.
Если в теоретическом плане активность
личности может
быть определена самым различным образом,
то в экспери­ментальном
исследовании она изучается часто через
анализ
спосо­
бов
принятия
решения
.
Юность
с этой точки зрения — хорошая естественная
лаборатория для социального психолога:
это период наиболее интенсивного
принятия жизненно важных решений. При
этом
принципиальное значение имеет исследование
того, насколько такой
институт социализации, как школа,
обеспечивает, облегчает или
обучает принятию таких решений.

В
зависимости от того, включается ли во
вторую стадию соци­ализации
период высшего образования, должен
решаться вопрос и
о таком социальном институте, как ВУЗ.
Пока исследований выс­ших учебных
заведений в данном контексте нет, хотя
сама пробле­матика студенчества
занимает все более значительное место
в сис­теме
различных общественных наук.

Что касается
институтов социализации на трудовой
стадии, то важнейшим
из них является трудовой
коллектив
.
В
социальной психологии
огромное большинство исследований
выполнено имен­но
на материале трудовых коллективов, хотя
надо признать, что выявление
их роли именно как институтов социализации
еще не­достаточно.
Недостаточно разрабатываются такие
проблемы, как причины отрыва личности
от
трудового коллектива, уход ее в группы
антисоциального харак­тера,
когда на смену институту социализации
приходит своеобраз­ный институт
«десоциализации»

в виде преступной группы, груп­пы
пьяниц и т.д. Идея референтной
группы

наполняется новым содержанием,
если ее рассмотреть в контексте институтов
социа­лизации,
их силы и слабости, их возможности
выполнить роль передачи
социально-позитивного опыта.

Таким
же спорным, как сам вопрос о существовании
послетрудовой
стадии социализации, является вопрос
о ее институтах. Можно,
конечно, назвать на основе житейских
наблюдений в ка­честве таких институтов
различные общественные организации,
членами которых по преимуществу являются
пенсионеры, но это не
есть разработка проблемы. Если для
пожилых возрастов зако­номерно
признание понятия социализации, то
предстоит исследо­вать
вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно,
что каждый из названных здесь институтов
соци­ализации обладает целым рядом
других функций, его деятельность не
может быть сведена только к функции
передачи социального опыта.
Рассмотрение названных учреждений в
контексте социали­зации означает
лишь своеобразное «извлечение» из всей
совокуп­ности
выполняемых ими общественных задач.

Наряду с понятием
«институт социализации» в научной
литературе используется термин «агент
социализации» – это персонифицированный
представитель института социализации:
в семье – родители, братья, сестры, в
школе – учителя сверстники, на работе
– коллеги, в СМИ – ведущие, комментаторы,
в искусстве – художники, режиссеры,
артисты…

При
определении ста­дий
социализации необходимо учитывать
социально-экономичес­кие
различия города и деревни, историко-культурные
различия стран
и т.п. Сам институт социализации,
осуществляя свое воз­действие на
личность, как бы сталкивается с системой
воздейст­вия, которая задается большой
социальной группой, в частности, через
традиции, обычаи, привычки, образ жизни.
Поэтому проблема социализации при
дальней­шем
развитии исследований должна предстать
как своеобразное связующее звено в
изучении соотносительной роли малых и
боль­ших
групп в развитии личности.

Стадии и институты социализации — Студопедия

Три основные стадии социализации:

— дотрудовая

а) ранняя социализация, до поступления в школу

б) стадия обучения, школа+ВУЗ

— трудовая

— послетрудовая

Некоторые настаивают на непрерывной социализации. Образование постоянно→ социализация постоянна. Специфика взрослой социализации в отличие от детской выражается в поведении, в оценивании норм, в осознании оттенков между черным и белым (а не простом следовании нормам), в овладении навыками, а не мотивациями.

Другие считают, что социализация взрослых – это преодоление сложившихся в детстве психологических тенденций

Одни считают, что в последтрудовой стадии нет никакой социализации. С точки зрения эйджеизма (негативное отношение к пожилым) социализации на послетрудовой стадии вообще не происходит.

Другие – что процесс социализации продолжается в зрелом возрасте, просто тип активности изменяется (концепция Эриксона).

Институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие на личность происходит непосредственно или через группу. Средства воздействия: нормы, ценности, знаки.

Институты социализации – группы, в которых личность приобщается к системам норма и ценностей и трансляторы общественного опыта.

Институтами социализации являются семья, дошкольные детские учреждения, школа (общение со сверстниками), ВУЗ, организация.

Дотрудовая стадия – семья, дошкольные детские учереждения. В семье осуществляется первичная социализация, приобретаются первые навыки общения, формируется полоролевая идентичность. Тип поведения родителя (либеральынй или авторитарный) оказывает влияние на формирование у ребенка образа Я. У ребенка формируется представление о правах. Роль семьи как института социализации зависит от культуры, типа общества, места проживания.



Второй период ранней социализации – школа, вуз.

Школа готовит к жизни в обществе, дает систематическое образовани. Школа формирует первые представления о гражданских обязанностях. Важный элемент социализации – общение со сверстниками.

С т.з. социализации юность – особенно важный период. Это период активного принятия жизненно важных решений (в экспериментальных условиях активность личности изучается через принятие решений).

Трудовая стадия – трудовой коллектив, команда, организация.

Проблемы ухода из трудового коллектива. Возможные институты десоциализации: преступная группа, группа наркоманов, алкоголиков и т.д.

Агенты и институты социализации

Агенты и институты социализации

До сих пор мы в основном рассматривали индивидуальный аспект социализации, а теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она представлена ​​ совокупностью агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих формирование личности человека. Беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей среды заставляет думать, что процесс социализации происходит с чужой помощью.Так оно и есть: помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации — это особые люди, ответственные за обучение культурным нормам и развитие социальных ролей.

Институты социализации — это институты, которые влияют на процесс социализации и направляют его.

Семья единственный социализирующий агент, который влияет на всю жизнь. Однако роль и статус каждого из ее членов различаются на разных этапах семейного цикла.Ребенок является объектом социализации и одной из целей жизни родителей, взрослый является одновременно субъектом (по отношению к детям) и объектом социализации (по отношению к другому супругу). Он перестает служить цели жизни, становясь средством. Пожилые люди и пожилые члены семьи могут быть только подданными, но часто взрослые дети исключают их из активного процесса социализации и воспитания внуков.

Муж и жена действуют как агенты социализации друг для друга.Дело в том, что семейная социализация у взрослых протекает совсем иначе, чем у детей. Повзрослевшие юноши, обзаведясь собственной семьей, переходят в новое качественное состояние: из объектов воспитания они становятся ее подданными, и сначала происходит болезненный процесс усвоения новой социальной роли. Молодожены обращаются к своим родителям, друзьям, сослуживцам по любым пустякам, касающимся воспитания ребенка и устройства жизни, как пеленать и когда кормить ребенка, как починить кран с водой и оплатить квартиру.Это развитие новой социальной роли. В то же время супруги оказывают социализирующее влияние друг на друга, решая вопросы о распределении прав и обязанностей, лидерстве в семье, отношениях с новой семьей и новыми друзьями. Здесь нет субъектов и объектов, социализация происходит на партнерской основе, потому что, изменяя поведение, супруг помогает изменить поведение партнера.

Школа является основным агентом или учреждением вторичной социализации, дающим детям систематическое образование, подготовку к трудовой жизни и участие в политических процессах.Она продолжает процесс социализации, начатый в семье. Школа является учебно-воспитательным учреждением, которое обеспечивает обучение людей определенного возраста в специально оборудованных помещениях и под руководством профессионально подготовленных учителей. Цель обучения — дать систематические знания в основных областях человеческой деятельности: физике, математике, литературе, языке, истории и др. Образование — это систематический и формализованный способ передачи знаний, навыков, ценностей.

В школе детей сначала учат взаимодействовать в команде, соотносить свои потребности с потребностями других людей и развивать навыки подчинения пожилым людям с точки зрения статуса.Здесь ребенок учится подчиняться незнакомцам не потому, что испытывает к ним особую привязанность и любовь, а потому, что этого требует социальная система, основанная на единообразии требований, норм, правил и социальных ролей. Ни один школьник не считается уникальным человеком — любимый сын, одинокий ребенок и так далее. Школа стандартизирует людей, индивидуальные качества ребенка не являются предметом особого внимания. Став школьником, ребенок перестает быть незаменимым и неповторимым, каким был в семье.Теперь он один из многих и подчиняется тем же правилам, что и все остальные. Стандартизация мыслей и поведения достигается благодаря школьной форме, стандартному набору учебников и письменных принадлежностей, постоянному режиму дня, четко установленному порядку занятий (расписание уроков), стабильности учебного контингента и учащихся. . Успехи детей также оцениваются стандартно — с помощью школьных оценок.

Следует различать институты и агентов социализации в тех ситуациях, когда люди не могут участвовать в социализации и их функции берут на себя институты или институты.Например, когда взрослые дети (агенты социализации) жестоко обращаются с престарелыми родителями без материальной поддержки, государство (в настоящий момент оно выполняет функцию института социализации) издает соответствующие законы, которые заставляют их это делать. В свою очередь, когда родители бросают маленьких детей на произвол судьбы, государство привлекает их к уголовной ответственности.

Термин первичная социализация имеет в социологии два значения. Это означает: а) родители, родственники и друзья, т.е. основная группа или ближайшее окружение; б) самый ранний этап социализации в младенчестве и детстве. Вторичная социализация относится соответственно к вторичным группам (социальным институтам и институтам) и продолжается на протяжении всей оставшейся жизни. Во время первичной социализации индивид учится быстрее и легче, учится больше, чем во время вторичной социализации, хотя первая намного короче второй. Первичная социализация — это в основном область присвоенных статусов, вторичная — область достигнутых статусов.

Поскольку социализация делится на два типа — первичную и вторичную, агенты и институты социализации делятся на первичных, и вторичных.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных групп. Вкратце, существует три основных агента социализации: семья , школа и сверстников .

По мнению К. Кули (а его точка зрения общепринята), процесс социализации происходит в основном в первичных группах. Все начинается с того, что ребенок учится понимать себя как объект, беря на себя роли других людей. Ребенок воспринимает себя как реципиент действия перед актером. Заметив, как к нему относятся другие люди, ребенок начинает осознавать свое место в культуре и межличностных отношениях.

Для агентов первичной социализации, находящихся в межличностных отношениях и системе взаимозависимости, характерна так называемая «сильная» социализация социализация — процесс взаимной социализации родителей детей и детей — их родителей.Родители координируют свои слова и действия в присутствии детей, потому что они очень восприимчивы ко всему, что исходит от этих самых авторитетных для них агентов социализации. Таким образом воспитываются родители. К двунаправленным процессам воздействия агентов социализации необходимо включить m

.

Каковы пять функций социальных институтов?

Учреждение создано специально для фиксированных социальных нужд. Если он удовлетворяет эти потребности, люди получают социальную солидарность и сплоченность. Если он не достигает поставленных целей, это приводит к нарушению функционирования учреждения и возникновению беспорядков среди людей. В общем, следующие функции социальных институтов в обществах мира.

Репродукция

Институты воспроизводят человеческую расу, товары, услуги, традиции и все другие модели социальной жизни.Человеческая раса воспроизводится в семье. Материальные товары и услуги производятся и распространяются экономическими институтами. Власть, авторитет, статус и роль производятся и поддерживаются политическими институтами. Продуктами религиозных учреждений являются ритуалы, ценности, верования и церемонии. Образовательные учреждения предоставляют людям разные методы и способы жизни.

Социализация

Все учреждения сохраняют социальные нормы, передавая их людям, в них участвующим.Процесс социализации начинается с рождения и продолжается до конца жизни. Человек всегда находится в процессе обучения. Изучение образа жизни в социальных группах называется социализацией. Или введение человека в общественную жизнь. Социализация. Этот процесс проходит через институты, потому что в них живет человек. Он изучает нормы общественной жизни только в учреждениях. Семья учит элементарным нормам, называемым народными традициями. Окрестности преподают нравы, а учебные заведения проводят юридические курсы общественной жизни.Базары и рынки направляют нас в экономических делах. Религиозные институты помогают нам в нормативной социальной жизни религии.

Целеустремленность

Каждое учреждение создано для выполнения определенной цели. Гарвардский университет дает качественное образование. Хамдард Давакхана готовит только лекарства унани. Пак-Арабский завод удобрений, Мултан обеспечивает удобрений крестьян. Больницы предоставляют населению медицинские учреждения. Точно так же религиозные учреждения обучают студентов религиозному образованию.Это означает, что социальные институты удовлетворяют постоянные потребности людей и преследуют соответствующие цели.

Сохранение общественного порядка

Основная цель человеческих обществ — поддерживать контроль и порядок. Эта цель может быть достигнута путем создания организации среди учреждений. Учреждение не может функционировать самостоятельно без сотрудничества и ассоциации с другими учреждениями. Эта зависимость между ними называется организацией. Но эта зависимость между институтами связывает их узами взаимных отношений.Эти взаимоотношения между социальными институтами и есть социальная структура, называемая «сопряжённостью институтов». Когда институты организованы вместе, они создают условия контроля и порядка в обществах. Этот порядок и контроль связаны с социальной солидарностью. Социальная структура, которая организована и упорядочена, создает социальную солидарность и стабильность в обществе и правительстве. Политическим институтам специально возложена эта функция социального порядка и контроля.

Передача культуры

Все учреждения являются воплощением культурной конфигурации.Этот запас культуры остается мертвым, если не передается с изменением. Каждое поколение добавляет что-то из своего опыта, передавая его следующему поколению. Процесс передачи завершается формальным и неформальным образованием через различные социальные институты. Эту роль играют даже рынки. Мечеть, поездка на автобусе, брачные обычаи, служба труда и управление общественными делами — все это передают институты культурных черт.

Развитие личности

Учреждения формируют личность людей.Ребенок, рожденный в индийской или пакистанской семье, если он социализирован в Америке, проявит в себе американские черты личности через 1-10 лет жизни. Это означает, что личность — это не биологический процесс. Это социальный процесс, который зависит от социализирующих его институтов. Личность развивается в социализирующих ее институтах. Природа и характеристики социальных институтов влияют на личность человека, который их социализирует. Институты являются органами общества и формируют его таким образом, как они взаимосвязаны.Идеи, привычки, установки и чувства, являющиеся частями личности, развиваются в различных социальных институтах, в которых живет человек.

Самость также является социальным продуктом, а не биологической особенностью. У ребенка при рождении нет «я». Во время социального взаимодействия в семье ребенок ощущает свое существование как «я». Это чувство «я» и «я» — это подъем «я» в ребенке. Самость является неотъемлемой частью человеческой личности и производится в рамках института семьи.

.

Что такое агенты социализации?

Бенджамин Элиша Саве, 29 октября 2019 г., Общество

Children are surrounded by several different types of agents of socialization.
Дети окружены несколькими различными типами агентов социализации.


Когда рождаются человеческие дети, они ничего не знают об обществе, в котором родились. Социализация — это процесс, посредством которого люди приобретают культуру, чтобы ассимилироваться в обществе.Социализация является непрерывной и происходит на всех этапах жизни человека. Человек знакомится с языком, нормами, ценностями, ролями, обычаями и взглядами. В процессе социализации человек формирует свою личность и чувство собственного достоинства. Успешная социализация проявляется как единообразие внутри определенного общества. Правительства, например, стремятся стандартизировать образование, чтобы воспитывать законопослушных и контролировать потенциальных радикалов. В любом обществе есть индивиды, которые не соответствуют установленным стандартам, поскольку не усвоили общественные ценности.Существует несколько источников социализации, называемых агентами: семья, сверстники, школа и средства массовой информации.

Семья

Семья представляет собой первую эмоциональную связь ребенка, и на сегодняшний день она является наиболее важным фактором процесса социализации. Младенцы полностью зависят от других людей в своем выживании, и родители берут на себя роль руководства, чтобы они могли заботиться о себе.Родители или опекуны предоставляют детям их исходную систему убеждений, норм и ценностей, и эта система основана на их этнической общности, социальном статусе и религии среди других факторов. Система, которую родители прививают детям, обычно оказывает огромное влияние на их жизнь. Социальный класс был определен как решающий фактор в процессе социализации. Мелвин Кон (1965, 1977) разъяснил причины, по которым родители из среднего и рабочего класса по-разному социализировали своих детей.Родители из рабочего класса обладают меньшим образованием и выполняют более повторяющиеся рабочие обязанности с небольшой автономией, и поэтому послушание является необходимой добродетелью, и они передают это другому поколению. С другой стороны, родители из среднего класса занимают должности белых воротничков, где поощряются творчество и независимое мышление, и они передают эти ценности своим детям.

Школ

Большинство детей записываются в школы с целью получения начального образования.Учреждения по-разному социализируют детей. Во-первых, детей обучают по формальной учебной программе, системе, неофициально известной как чтение, письмо и арифметика. Учителя представляют собой авторитетные фигуры школы, и они постоянно укрепляют школьные ценности и другие устоявшиеся практики, чтобы привить послушание. Социологи назвали эту систему навязывания детям социальных ценностей скрытой учебной программой. Например, когда дети объединяются для участия в каком-либо проекте, они узнают важность совместной работы и сотрудничества.Роль скрытой учебной программы — формировать детей для мира взрослых. Дети учатся управлять ожиданиями, правилами, бюрократией и сидеть неподвижно в течение нескольких часов. То, как школы социализируют учеников, различаются от культуры к культуре.

сверстников

Группы сверстников состоят из сверстников и детей со схожим статусом.Группы сверстников позволяют детям формировать связи на их условиях, и они учатся друг у друга без присутствия авторитетного лица. Социализация в группе сверстников начинается в годы становления ребенка, например, когда дети, играя на детской площадке, учатся тому, как по очереди. Первоначальный круг сверстников ребенка может быть случайным, например, при присоединении к классу, но они становятся преднамеренными в выборе сверстников по мере взросления. По мере приближения к подростковому возрасту группа сверстников сосредотачивается вокруг схожих интересов, занятий и статуса.Группа сверстников влияет на выбор человека в отношении таких вещей, как модные тенденции, внешний вид, отношения, музыка, наркотики и употребление наркотиков, секс и технологии. Сверстники полагаются друг на друга в дружеских отношениях, эмоциональной поддержке и развлечениях. Однако круги сверстников негативно связаны с давлением со стороны сверстников. Такая ситуация возникает, когда группа сверстников побуждает человека нарушать общественные ценности. Влияние сверстников снижается, когда человеку исполняется 20-30 лет, особенно если он заводит семью. Это влияние в конечном итоге не уменьшается, когда супружеские пары, особенно с маленькими детьми, встречаются и общаются.

СМИ

Средства массовой информации включают телевизионные программы, журналы, радио, веб-сайты, музыку и фильмы. Было показано, что эти аспекты влияют на предпочтения человека в популярной культуре. Социологи сходятся во мнении, что степень влияния СМИ трудно измерить. СМИ односторонне передают безличную информацию пассивной аудитории.Реклама существенно влияет на наш выбор розничных товаров, таких как одежда, продукты питания и предметы домашнего обихода. СМИ всегда критикуют за то, что они выставляют детей и молодых людей негативным сценариям. В сегодняшнем мире средний ребенок погружается в тысячи жестоких актов, показываемых по телевидению, прежде чем достигнет совершеннолетия. Различные исследования показали сильную корреляцию между просмотром жестоких фильмов и шоу и совершением насильственных действий, хотя просмотр таких шоу не всегда приводит к насилию.Ученые постоянно обсуждают связь между насилием в СМИ и насилием со стороны молодежи. Воспринимаемая корреляция вызвала призывы социальных групп к цензуре и даже к запрету конкретных актов насилия. СМИ расширяют возможности своей аудитории, предоставляя им более широкую информацию не только об их конкретной территории проживания, но и обо всем мире.

.

Различные типы социализации — Библиотечно-информационная сеть

Вопрос: Какие существуют типы социализации?


Типы социализации: Ян Робертсон в своей книге «Социология» (1977) упомянул четыре типа социализации. По его словам, социализация, которой человек подвергается в течение своей жизни, может быть одного или нескольких из четырех различных типов:

Социализация
  • Первичная социализация,
  • Предвкушение социализация,
  • Социализация развития и
  • Ресоциализация.

1. Первичная социализация: Это наиболее важный и основной тип социализации. Это происходит в первые годы жизни новорожденной особи. Он концентрируется на обучении языку и мыслительным навыкам, усвоению культурных норм и ценностей, установлению эмоциональных связей и оценке других ролей и точек зрения.

2. Предвосхищающая социализация: Мужчины не только изучают культуру группы, непосредственными членами которой они являются.Они также могут изучать культуру групп, непосредственными членами которых они являются. Они также могут изучить культуру групп, к которым они не принадлежат. Такой процесс, при котором мужчины социализируют себя в культуре группы с ожиданием присоединения к группам, называется «упреждающей социализацией».

3. Развивающая социализация: Этот вид обучения основан на достижениях первичной социализации. «Он основан на уже приобретенных навыках и знаниях по мере того, как взрослый продвигается через новые ситуации, такие как брак или новая работа.Это требует новых ожиданий, обязательств и ролей. Новое обучение добавляется и смешивается со старым в относительно плавном и непрерывном процессе развития »

4. Ресоциализация: Не только индивидуумы меняют роли в группах, но также меняют членские группы. В некоторых случаях должна произойти «ресоциализация» — «отбрасывание усвоенных шаблонов и замена их новым». Такая ресоциализация происходит в основном при радикальном изменении социальной роли.Это также может происходить в периоды быстрой социальной мобильности.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.