Инсайт что это в психологии определение: Что такое инсайт в психологии: определение, примеры :: SYL.ru

Содержание

Что такое инсайт в психологии: определение, примеры :: SYL.ru

Что такое инсайт? Это весьма интересный и многозначный термин из области психиатрии, психоанализа и психологии. Им определяется сложное интеллектуальное явление, характеризующееся неожиданным, отчасти интуитивным прорывом к пониманию той или иной проблемы и последующим нахождением решения. Иначе это ещё называют озарением.

что такое инсайт

Обращаясь к гештальтпсихологии

Специалистами данной области уже давно дан ответ на вопрос касательно того, что такое инсайт, в соответствии с учениями. Как всем известно, гештальт – нечто, отличающее сумму от целого. Простым примером можно считать мелодию. Она состоит из отдельных звуков. Они при определённом сочетании и последовательности образуют узнаваемую складную мелодию. Она в данном случае и есть гештальт.

Итак, стоит вернуться к теме. Инсайт – это в психологии долгожданный ответ, найденный неожиданно и внезапно. Это усмотрение сути проблемной ситуации, которое способно помочь завершить гештальт. И данный феномен не случаен.

Дело в том, что человек, не нашедший ответа на волновавший его вопрос, будет продолжать его поиски даже на бессознательном уровне. И в один момент, под воздействием тех или иных обстоятельств, его «озарит» решением. Инсайт возникает на основе слуховых и зрительных образов, событий прошлого и переживаний. Иначе говоря, к его появлению приводит соединение ассоциаций и информации.

Воодушевление

Это именно то, что человек ощущает, когда наступает эмоциональный инсайт. Более того, воодушевление смешивается с невероятным духовным подъёмом, радостью, волнением, экстазом. Можно понять, почему. Ведь чувство наличия нерешённой задачи всегда приводит человека к внутреннему дисбалансу. Есть проблемы, которые настолько волнуют людей, что те не могут ни есть, ни спать, ни спокойно существовать.

И когда к ним приходит понимание, озарение, их баланс восстанавливается, а сопровождается всё это вдохновением и эмоциональным подъемом.

Впрочем, далеко не все решения можно назвать инсайтом. Чаще всего ответ приходит в процессе тщательного анализа или увлечённого мыслительного процесса. Спутать это с инсайтом невозможно. В момент озарения человека будто накрывает волной того, что он осознал. А когда он сам находит решение, у него лишь возникает восторженное: «Наконец-то я это сделал!»

инсайт это в психологии

То, что предшествует инсайту

Озарение наступает не сразу. Сначала человек находится в так называемой фазе подготовки. Она полностью им осознаётся. На этом этапе человек собирает данные о проблеме и планирует возможные способы её решения.

Затем наступает инкубационный период. Человек перестаёт фокусироваться на проблеме и прилагать целенаправленные усилия на её решение. Ничего не получается, поэтому он посвящает время отдыху или занимается другими делами.

И вот тогда наступает озарение, которое становится итогом работы подсознания, которое вместо человека переосмыслило все факты, собранные им изначально.

Инсайтом процесс не заканчивается. Наступает фаза проверки, когда снова начинает работать сознание. Человек формирует пришедшую к нему идею и «тестирует» её на практике.

Виды инсайта

Всего их два. Первый вид – эмоциональный. Такой инсайт обычно характеризуется как глубокое и истинное понимание природы какого-либо явления. Но есть и другое определение. Эмоциональным инсайтом нередко называется фактор или элемент успешной терапии. А в психоанализе это озарение характеризуется как способность целиком постичь значение символических проявлений и бессознательного.

Второй вид – это интеллектуальный инсайт. Данный термин характеризует интуитивное понимание сути чего-либо. Состояния психики пациента, например, или мотивов действий другого индивида. В то же время в психоанализе интеллектуальным инсайтом называется умение человека грамотно формулировать собственную динамику и психопатологию.

защитные механизмы психики

Сфера психиатрии

Не будет лишним затронуть вниманием и её, рассказывая о том, что такое инсайт. Определение понятию было дано чуть выше. Теперь стоит поговорить о его сути.

Итак, инсайт – это значимый фактор, предопределяющий эффективность фармакологической и психиатрической терапии людей, страдающих расстройствами, а также влияние данных методов на комплаентность (приверженность лечению) пациентов.

Ещё это понятие отождествляется с критикой человека к своему заболеванию. В таком смысле принято употреблять словосочетание «когнитивный инсайт». Он проявляется тогда, когда пациент осознаёт, что симптомы его заболевания отражают патологические отклонения в психике.

что такое инсайт определение

Случаи из жизни

Есть довольно известные и занимательные примеры инсайтов. Взять, к примеру, закон Архимеда статики жидкостей. Его образование – результат инсайта. Древнегреческий физик просто отправился принимать ванну, но вдруг заметил, что вода из неё вытесняется в том объёме, который занимает его тело. Ассоциации сопоставились со знаниями – и вот, учёный уже бежит по улицам Сиракузы, крича известное «Эврика!».

Не менее ярким примером является Дмитрий Иванович Менделеев. Над периодической таблицей химических элементов русский учёный-энциклопедист думал на протяжении долгих лет. И однажды во сне она ему привиделась. Элементы были расположены по мере необходимости! Дмитрий Иванович тотчас проснулся, записал увиденное на бумаге и заснул.

Конечно же, нельзя не вспомнить инсайт Исаака Ньютона. Британский физик отдыхал после обеда в саду под тенью яблонь и пил чай. Внезапно с дерева упал плод. Ньютон задумался: «Почему яблоки падают всегда лишь перпендикулярно земле?» Картина произошедшего подтолкнула учёного на мысль о том, что та же сила, которая заставляет плод упасть, удерживает Землю от приближения к Солнцу, а Луну – от падения на нашу планету. Так и был открыт закон о силе гравитации.

интеллектуальный инсайт

Ложное озарение

Это понятие тоже следует отметить вниманием, рассказывая про инсайт. Это в психологии очень интересное явление, которое настигает человека после длительного мыслительного процесса. Ведь он, столкнувшись с проблемой, обращается в первую очередь к личному опыту для её решения. Логично, что человек предпринимает попытки применить ранее полученные знания в решении проблемы, сложившейся в настоящем.

Но когда на протяжении долгого времени у него ничего не получается, психика перенапрягается. Чтобы организм расслабился, подсознание выдаёт человеку ложное решение, которое ему, на почве безысходности, кажется идеальным.

Так работают защитные механизмы психики. Она истощена, человек устал, вполне возможно, что на почве всего этого ослабился его иммунитет, и появились неврозы. Всё из-за слишком усердного поиска ответа на свои вопросы. Потому и появляется ложное озарение. Вот только его отличие от инсайта заключается в том, что оно ложное. А значит, недействительное.

эмоциональный инсайт

Психологическая защита

О ней также хотелось бы вкратце рассказать. Защитные механизмы психики представляют особый интерес. Поскольку они задействуются в тех случаях, когда минимизация отрицательных переживаний крайне необходима. И затяжные ситуации, в которых человек думает только о решении той или иной проблемы, относятся именно к ним.

Защитные механизмы в один момент срабатывают и ослабляют внутриличностный конфликт, уменьшая беспокойство и снимая напряжение. Таким образом, поведение человека регулируется, психика уравновешивается, а приспособляемость повышается.

Существует множество видов защиты, каждый из которых по-своему интересен. Это вытеснение, отрицание, проекция, сублимация, реактивное образование, рационализация, обесценивание, перенесённая агрессия, изоляция, регрессия и фантазирование. Отношение к рассматриваемой теме имеет только последний вид защиты. Фантазирование проявляется в создании человеком вокруг себя искажённой реальности. Он стал настолько одержим волнующей его проблемой, что принялся искать варианты её решения там, где их нет. Но он находит. Точнее, ему так кажется. На деле решение оказывается придумкой – чем-то вроде ложного озарение. Но человек настолько устал, что готов поверить даже в фантазии.

Мнение бихевиористов

Нельзя не затронуть и его вниманием, рассказывая о том, что такое инсайт. Бихевиоризмом называется направление в психологии, изучающее поведение животных и человека. Оно появилось в начале прошлого века. И радикально преобразовало подход к психике. Потому что основным положением бихевиоризма стало следующее утверждение: предмет психологии – это поведение. А не сознание, как всегда считалось.

Поэтому ни для кого не стало удивлением категоричное отношение бихевиористов к вопросу существования инсайта. Учёные данной области просто отрицают его наличие. Они утверждают, что данное понятие элементарно «высосано из пальца», и объективных оснований для его существования нет.

Почему бихевиористы так считают? Потому что они всегда всё измеряют. А что такое инсайт? Внутреннее переживание, не поддающееся измерению. Тем более в лабораторных условиях.

примеры инсайтов

Как достичь озарения?

Этот вопрос интересует многих людей. Вряд ли есть те, кому не хотелось бы испытать то самое ощущение, которое настигло Ньютона, Менделеева и Архимеда. Но как это сделать?

Никак, поскольку инсайт – явление, приходящее к человеку из сферы бессознательного. Но зато можно поспособствовать его образованию.

Во-первых, нужно научиться отпускать мысли и как можно чаще отвлекаться. Это сложно. Поскольку озарения человек ждёт именно тогда, когда он находится в критической ситуации, при которой решение должно было быть «ещё вчера». Но, если ему нужен инсайт, а не «ложная эврика», придётся научиться не думать о проблемах и переключать внимание на какие-то посторонние, отвлечённые вещи.

И это поможет. В прогулках, книгах, фильмах и разговорах по душам, езде на велосипеде и многом другом нередко проскальзывают метафоры, способные дать ответы на волнующие вопросы. Почему в одной и той же киноленте каждый человек находит индивидуальный смысл? Потому что подсознание ищет ответы лишь на те вопросы, которые волнуют именно его.

Из этого следует вывод. Чтобы подсознанию работалось легче, необходимо предоставить ему как можно больше отвлечённых ситуаций. Чем выше будет этот максимум – тем быстрее найдётся «та самая» метафора.

Инсайт в психологии. Что это такое, определение, примеры, принцип, метод

Инсайт – популярный психологический термин, подразумевающий под собой внезапное озарение, ставшее причиной великих научных открытий, позволяющее взглянуть на проблему с совершенно новой, объективной, внутренней стороны и решить ранее невыполнимые задачи.

Впервые озвученный в работах В. Келлера и Г. Уоллеса интеллектуальный прорыв – это результат длительного мыслительного процесса, связывающий сознательное мышление с бессознательной частью психики, способной вывести мыслительный процесс на новый, ранее недоступный уровень.

Содержание записи:

Определение

Инсайт в психологии – это прорыв сознания и возможность проникнуть в самую суть и природу вещей. Повсеместно использующийся в психологии и зоологии термин впервые был озвучен Г. Уоллесом, определившим его как «озарение», а затем и В. Келером, изучавший природу шимпанзе и реагирование обезьян на различные, нестандартные реакции.

Посадив животное в клетку, Келлер поместил на определенном расстоянии от него банан и палку. Как ни пыталось животное, оно не могло дотянуться до банана, но как только в поле зрение обезьяны попала палка, то все части картины мгновенно слились, позволив животному заполучить желанный банан.

Сделанное открытие настолько укрепилось в подсознании шимпанзе, что в следующем похожем случае действие было повторено.

В процессе его открытия под вопросом оказалась бихевиористическая, поведенческая концепция жизни людей и стало основой экспериментно-психологической теории (гельштат психологии) людей, описывающий «инсайт» как процесс мыслительной деятельности человека, являющейся результатом полного познания явления и нахождения выхода из сложившейся ситуации.

Согласно гельштат психологии под инсайтом, переводимом с английского как проницательность или внезапная догадка открывающая смысл, понимается осознание сути проблемной ситуации и нахождение, нестандартного, неприменяемого ранее решения.

Наиболее яркими примерами инсайта стали законы, открытие Ньютоном, сидевшим под яблоней или Архимедом, залезшим в бочку с водой.

З. Фрейд характеризовал инсайт, как получение необходимого озарения, посредством которого бессознательное можно превратить в сознательное, а сознание должно стать объединяющей частью всей структуры личности и ее способности к поиску необходимых решений.

Наиболее яркое и нестандартное определение понятия дано в концепции К. Юнга, где инсайт ассоциируется с интуицией, определяющей отношение человека к самому себе, своим действиям, решениям и окружающему миру.

Свое понятие инсайта Юнг опробовал на себе, попытавшись связать свою патологическую супружескую неверность с принятыми в обществе протестантскими нравственными устоями, и пришедший к мысли о собственной полигамной сущности.

В психоанализе под инсайтом понимается возможность индивида изменять свое поведение, осознавать взаимодействие разных частей собственного сознания и понимать смысл человеческого поведения.Инсайт в психологии. Что это такое, принципы, методы, примеры

Традиционно в психоанализе различаются 2 типа «прорыва сознания»:

  • умственное, понимаемое над способностью личности правильно оценивать поведение личности;
  • эмоциональное, проявляющееся в возможности индивида ощущать свою бессознательную строну.

На ранних этапах развития психоанализа под термином «инсайт» понималось только эмоциональное реагирование терапевта на полученную от больного информацию. С развитием фрейдовской «теории влечения» к терминологии инсайта также подключилось понимание пациентом свих проблем.

К этому понятию психологии присоединяют еще и эмоциональные переживания, поскольку если основываться на только интеллектуальном понимании, то психологу, по мнению Дж. Сэндлера, для лечения болезни достаточно было бы предложить больному просто почитать учебник по психиатрии.

По мнению Дж.Барнета знание становится инсайтом только тогда сопровождает значительными изменениями в психиатрической деятельности пациента и способах организации предыдущего опыта.

В трудах К. Дункера и М. Вертгеймера «Инсайт» представлен в форме человеческого мышления, при котором результат достигается путем умозрительного заключения, а не подробного анализа.

Я.И. Пономарев понимал инсайт — как результат интуитивных мыслительных поисков возможного решения.

Помимо этого, современные психологи, также пришли к мнению, что инсайт может быть вызван озарением, связанным с прошлыми воспоминаниями.

В психиатрии термин инсайт был использован как понятие пациента о существующей у него патологии. Озарение в этом случае понимается как диагноз, позволяющий сохранить личность, тогда как отказ видеть проблему рассматривается в форме невроза.

Одновременно с изучением озарения было начато исследования и способности человека к инсайту. Так, Х. Кеннеди считал, что способность к инсайту развивается на всем протяжении жизни человека, начиная от случайно познаваемых ребенком состояний удовольствия и боли, до сознательного и субъективного наблюдения взрослого.

А. Фрейд писала об инсайте как о способности, закладываемой с самого детства, и подразумевала под ней один из факторов нормального развития человека.

По мнению П. Грейя каждая ступень, которую человек проходит при постижении инсайта становится важным аспектом познания личности для управления своего внутреннего Эго.

В современной психологии понятие инсайта тесно связано с гельштат психологией, представляющей собой сумму различных частей (мыслей, чувств, образов), собираемых человеком для реализации определенной внутренней потребности.

Инсайт для гельштат психологии – это самый важный, последний ингредиент, позволяющий посмотреть в самую суть проблемы и закончить требуемый образ.

Важность инсайта в том, что личность, не нашедшая ответа на мучающий ее вопрос, будет постоянно, подсознательно искать решение возникшей проблемы и в какой-то момент ее озарит нужный ответ, возникающий из слуховых, зрительных и мыслительных образов прошлого, сохранившихся в человеческой памяти.

По мнению Г. Уоллеса. — человеческий мозг не сможет успокоиться, пока не найдет единственно правильный, завершающий ответ, так же как при длительном просмотре фильма возбужденное сознание личность настойчиво будет требовать финальной сцены картины, и не успокоится пока не получит желаемое.

Этапы прохождения

Инсайт в психологии – это долгожданный ответ, полученный неожиданно и внезапно, и позволяющий воедино соединить все элементы ранее невыполнимой задачи.

Наступление инсайта невозможно пропустить, поскольку момент озарения сопровождается чувством воодушевления и эйфории, возникающий по окончании душевного дисбаланса, вызванного нерешенной проблемой. Несмотря на то, что озарение кажется совершенно непредсказуемым ученым удалось его изучить и проанализировать.

Так В. Келлер по время своего наблюдения за инсайтом выделил 3 основных этапа процесса:

  • хаотичное поведение;
  • пауза, отвлечение;
  • адекватное поведение.Инсайт в психологии. Что это такое, принципы, методы, примеры

Незадолго до него, занимаясь точными науками, математик Анри Пуанкаре рассматривая озарение при занятии точными науками, независимо от психологов выделил 4 этапа озарения, распределив цепочку процесса от подготовительного этапа до практически применяемого правильного решения.

З.Фрейд и К. Юнг связали сознательный инсайт с бессознательным мышлением, а Г. Уоллес — сформулировал и выделил 4 этапа «мыслительного прорыва».

Созданная Г. Уоллесом теория озарение, основанная на концепции А. Пуанкаре, в человеческой психике означает, что момент мыслительного прорыва возникает не сразу, а настигает человека постепенно, пройдя в своем развитии 4 последовательные стадии.

  1. На первом, подготовительном этапе человек собирает данные о мучающей его проблеме и старательно ищет пути возможного решения, опираясь на предыдущий жизненный опыт.
  2. Второй этап — инкубационный, наступает с того момента, когда личность, отчаявшаяся найти решение, освобождает сознание от работы и переключается от мучающий ее проблемы на другие сферы действия, тем самым давая мозгу отдохнуть. Отключенное сознание запускает работу бессознательного мышления, происходящего на фоне отдыха или смены человеческой деятельности
  3. Отсутствие усилий и смена жизнедеятельности приводит к тому, что человека посещает озарение (3-й этап) становящееся плодом работы подсознания индивида. В момент видимого отдыха бессознательное «Я», изученное З.Фрейдом, переосмыслило тщательно собранные и усвоенные человеческим сознанием факты, выдвинув новый, ранее не существующий ответ.
  4. С момента озарения личность входит в 4-й этап – проверки, на протяжении которого сознательная часть психики тестирует и применяет выдвинутую бессознательным «Я» идею.

Виды

Инсайт в психологии – это яркая, внезапно возникшая догадка, характеризующаяся интуитивным прорывом, направленным на решение долгое время мучающей индивида, задачи.

В психологии различаются 2 вида инсайта:

ЭмоциональныйПонимается как глубокое и полное понимание природы определенного явления. Также под эмоциональным инсайтом, в психиатрии, подразумевается фактор или элемент успешного познания какого-либо элемента или символа, поступившего из бессознательной части мышления.
ИнтуитивныйОпределяется как интуитивное восприятие сути определенного явления, состояния человеческой психики или мотивов, руководивших индивидом. В психиатрии под интуитивным инсайтом подразумевается также способность личности точно формулировать динамику возникающих в сознании мыслей.

С учетом приведённого деления становится понятно, что прорыв сознания опирается не только на интеллект человека, а мышление в психологии становится эффективным только в том случае, если помогает объединить в одно целое знание и человеческие эмоции.

Одновременно с тем, не следует считать инсайт результатом психологический работы, поскольку, по мнению Келлера, инсайт сработал только тогда, когда обезьяна не только придумала как добыть еду, но и сбила банан палкой, реализовав свою идею на практике.

Озарение – это часть развития человека и важный этап познания себя, но за идеей должно непременно следовать действие, позволяющее выйти за рамки привычного поведения.

Классические примеры

Инсайт в психологии – это практически мгновенный процесс, на появление которого требуются доли секунды, но требующий длительной и плодотворной подготовки. На рождение минутного озарения у пациентов психологов, как правило, может уходить 1-2 сеанса, а для ученых с момента подготовки и перед озарением могут пройти годы кропотливого сбора и осмысления информации.

Самыми яркими примерами инсайта считаются:

  1. Закон Архимеда о статистике жидкостей. Древнегреческий ученый просто решил принять ванную, когда вдруг заметил, что воды из нее выливается пропорционально весу погружаемого в нее тела.Инсайт в психологии. Что это такое, принципы, методы, примеры
  2. Периодическая система Д.И. Менделеева, которую знаменитый химик случайно увидел во сне. Озарению ученого предшествовала долгая, занявшая многие годы подготовка, на протяжении которой нобелевский лауреат обдумывал расположение химических элементов, и наконец, отключив сознание, увидел правильную последовательность во сне.
  3. Сила гравитации была открыта И. Ньютонов во время чаепития под яблоней. Внезапно упавший плод заставил ученого задуматься о силе притяжения, заставляющего яблоки падать на землю, а также удерживающей Землю от падения на Солнце.
  4. Идея электродвигателя посетила Н. Теслу во время прогулки по и была подобна взрыву молнии, но моменту озарения предшествовала длительная подготовка и изучение конструкции двигателей, типов сборки и электрической спецификации.

Подобные моменты озарения случались у огромного количества ученых, писателей, музыкантов и художников и стали символом гениальности, подсказываемой сознательному мышлению бессознательной частью мозга.

Ложный инсайт и защита психики

Помимо истинного озарения в психологии также можно выделить понятие ложного инсайта, подразумеваемого как неправильное решение, которое бессознательное услужливо предоставляет в уставшем мозге личности.

Ложное озарение возникает в человеческом сознании после долгого мыслительного процесса, в течение которого индивид безуспешно пытается найти решение неизвестной проблемы посредством ранее полученного опыта. Длительное функционирование мозга закономерно приводит к перенапряжению психики, выдающей человеку неверное решение, кажущееся ему на фоне безысходности просто идеальным.

В данном случае отсутствует необходимая для прорыва работа бессознательной части психики, а полученное, неверное решение является только способом уставшей психики избавиться от мучающей ее проблемы, тем самым предотвратив развитие неврозов.

Помимо ложного инсайта, появлению озарения могут также препятствовать защитные механизмы психики, срабатывающиеся при ее сильном напряжении и помогающие человеку расслабиться, уменьшить внутриличностный конфликт и снять беспокойство.

В целях защиты психика применяет метод фантазии, позволяющий измученному поиском решения человеку поверить в правильность озарения. Уставший от безысходности индивид принимается искать пути решения проблемы в мире фантазий, то есть там, где их быть не может, а услужливое сознание в попытках снять напряжение подсовывает ему неверное решение.

Психологические школы и теории

Феномен инсайта впервые был описан французским математиком Анри Пуанкаре, давший в 1910-м году при изучении точных определение озарению, как результату длительной неосознанной работы, впоследствии подхваченное Г. Уоллесом, переведшим на английский язык работы французского математика.Инсайт в психологии. Что это такое, принципы, методы, примеры

В своей теории «Инсайта» Г. Уоллес дал определение понятию, как проникновению в суть, заменившее французское «Illumination», впервые озвученное Пуанкаре, а также, изучив практическую работу Келлера и его исследования с шимпанзе, определил стадии появления инсайта на подготовительную, инкубационную, озарение и практику.

Основатель гельштат-психологии Келлер ввел понятие инсайт в свою теорию, в качестве не внезапного озарения, а долгого мыслительного процесса, накапливающего результаты с обязательным эмоциональным переживанием.

В российской науке изучение инсайта провела Наталья Бехтерева, сформулировав результат своего исследования в 2-х теориях:

  1. Первая содержала мнение о том, что в момент озарения сознание человека функционирует наподобие радиоприемника и самостоятельно создает основы для озарения.
  2. Вторая обосновывала феномен инсайта в качестве транса, возникающего в бессознательном мышлении.

Попытки объяснения гениальности предпринимались и в дальнейшем, но установить суть важных научных открытий, произошедших с музыкантами, писателями и физиками полностью еще не удалось.

Отрицательное отношение к озарению характерно для последователей бихевиористского течения, понимающего под предметом психологии не сознание, а поведение человека.

Приверженцы бихевиористской концепции отрицают возможность бессознательного вмешательства в сознательное мышление, обосновывая свое мнением отсутствием научных подтверждений гениальному озарению, но на вопрос о происхождении великих научных открытий так же не имеет конкретного ответа.

Метод контроля

Инсайт, понимаемый в психологии в качестве озарения, хотя и считается синонимом гениальности, но все же может быть искусственно синтезирован человеком.

Поиск нестандартных решений должно проводиться по установленным законам, среди которых:

  1. Необходимость накопления достаточной научной, усвоенной и переработанной базы информации, поскольку озарение происходит не из нечего, а из проникнувшей в бессознательное внешней информации, постигаемой из книг, общения и жизненного опыта.
  2. Создание обязательных пауз, дающих возможность сознанию передать накопленную информацию бессознательной части мышления. В форме паузы может выступать отдых или смена деятельности, предполагающая полное отвлечение от интересующей проблемы. В случае несоблюдения данного условия в качестве озарения индивида посетить ложный инсайт или фантазия, созданная уставшей и перегруженной нервной системой.
  3. Обязательная смена деятельности, поскольку чаще всего озарения возникают во время долгих прогулок, отдыха и занятий, доставляющих удовольствие, а не нудной, монотонной работы.

Хорошим способом, по мнению ученых, для достижения инсайта считаются медитативные практики, позволяющие человеку сконцентрироваться на дыхании и отвлечься от мыслительного процесса.

Применение

В психологической практике инсайт применяется врачами в терапии, в целях накопления информации о проблеме и путем наводящих вопросов подведения пациента к необходимым путям решения.

Накапливая информацию о состоянии и проблеме мучающей пациента психолог, постепенно задавая вопросы, наводит клиента на единственно правильное решение, подсказываемое ему бессознательным, и помогающее определить единственно правильный выход из сложившейся ситуации.

Подобная методика может занимать от 3-5-ти сеансов, но является намного эффективнее обычной консультации, поскольку просто услышавшие мнения психотерапевта пациент может не обратить внимание на свою проблему, в то время, как самостоятельно принятое решение будет усвоено и применено на практике.

Помимо психологии и науки инсайт широко применяется в маркетинге, посредством изучения интересов потребителей.

Инсайт в психологии. Что это такое, принципы, методы, примерыИнсайт активно в использует в гештальт-психологии

В данном случае инсайт имеет 2 значения. В первом он подразумевает мозговой штурм, результатом которого может стать революционная концепция, а во втором полное погружение в потребительскую среду с целью последовательного сбора информации о мотивах, двигаемых клиентам при совершении покупки.

Последовательно собирая звенья гельштат-цепи маркетолог:

  • исследует цели, преследуемые покупателем;
  • определяет выгоду, которую должен получить потребитель при приобретении товара;
  • думает о чувствах потребителя, стараясь увидеть товар глазами покупателя.

После соединение всех звенев маркетинговой гельштат-цепи возникает единственное верное решение, позволяющее создать продукт, полностью отвечающий потребности клиентов и наделенный всеми необходимыми качествами.

Инсайт в психологии – это внутренний, мыслительный прорыв, возникающий в бессознательной части мозга и позволяющий решить долго мучающую проблему.

Ставшее причиной гениальных научных открытий внезапное озарение, возможно пытаться синтезировать, но не реально с точностью повторить, поскольку из-за особенностей психики верный ответ может быть просто блокирован защитными функциями уставшего мозга.

Видео про инсайт

Что такое инсайт и зачем он нужен:

Инсайт – что это такое в психоанализе и психологии?

Достигая понимания, что такое инсайт, возникает желание его постигать постоянно. В психоанализе и психологии инсайт несет разную смысловую нагрузку, однако по сути он представляет собой постижение некоего смысла происходящего. В психоанализе человек постигает самого себя, а в психологии – сути происходящих вокруг явлений.

Интернет-журнал psytheater.com определяет инсайт как явление, которое можно охарактеризовать как внезапное озарение. Оно происходит не по воле самого человека. Он абсолютно не контролирует данного процесса. Инсайт – это своеобразный конечный результат, вариант решения вопроса или сути явления.

Специалисты не могут дать четкого объяснения, как человек формирует инсайт, как он в нем развивается и проявляется. Человек получает лишь конечный результат всех операций. Инсайт – это ясная картинка, всплывающая в голове человека, которая вызывает ощущение понимания, нахождения чего-то нового, состояния «ага»-эффекта.

Нередко люди сталкиваются с различными явлениями или проблемами, которые им не понятны. Бывают ситуации, где человек должен принять решение. Однако здесь возникает сложность. Человек не понимает, чего-то не знает, не замечает либо его просто не устраивают предоставленные варианты. Мудрецы говорят, что решить одну проблему можно большим количеством способов. А если человек столкнулся с необъяснимым для себя, тогда он точно не знает, чего он не знает.

Инсайтом можно назвать озарение, когда человек наконец-то понимает, видит, осознает свое незнание. Это многие люди связывают с интуицией, которую тоже трудно контролировать и она проявляется в виде готового варианта той картины, которая человеком не замечается.

Инсайт переводится с английского как:

  1. Проницательность
  2. Просветление.
  3. Озарение.
  4. Понимание.
  5. Внезапная догадка.
  6. Проникновение в суть.
  7. Прозрение.

Человек наконец-то начинает видеть и понимать то, на что он ранее не обращал внимания либо просто не знал.

Что такое инсайт?

Пытаясь объяснить, что такое инсайт, ничего не приходит в голову, как фраза «чудесное озарение», когда человек длительное время заостряется на какой-то проблеме и находит ей решение, которое выходит за область его привычных знаний и опыта. Инсайт – это когда решение находится в той области, к которой человек никогда не прибегал, никогда не знал и даже понятия не имел, что такое может быть.

Инсайт вполне логично вписывается в ту ситуацию, в которой он произошел. Он нисколько не противоречит сложившимся обстоятельствам. Просто он является неким новым знанием, которым никогда человек не пользовался, даже не знал об его наличии.

Не всегда инсайт касается некой ситуации, которую человек обдумывает. Порой инсайт возникает сам по себе в ситуации, которой он вообще не касается. Таким ярким примером можно назвать падение яблока на голову Ньютона, который потом открыл закон всемирного тяготения.

В жизни многих людей случаются инсайты. Они возникают даже в тех ситуациях, в которых они не применимы, однако соприкасаются какими-то качествами или характеристиками с нынешним моментом. Человек может мыть посуду и понять, как происходят водовороты в океане. Человек может ехать в автобусе и понять, как общаться с клиентом, чтобы уговорить его принять предложение.

Инсайт – это некая картинка определенного вопроса. Причем она является одним из вариантов решений данного вопроса. Человек начинает видеть ситуацию более широко, по-новому. Однако инсайт нисколько не предполагает того, что человек воспользуется своим новым знанием. Он может дальше продолжать пользоваться своим прошлым опытом и достигать уже известных ему результатов, а может воспользоваться знанием, пришедшим ему вместе с инсайтом, чтобы попробовать достичь нового для себя результата.

Инсайт становится озарением лишь потому, что человек длительное время может чего-то не замечать, не знать или искать некий ответ. Инсайт – это долгожданный ответ на тот вопрос, который мучил человека. Причем необязательно, что человек получит ответ, который будет его устраивать. Просто он получает некое новое знание, которое более широко позволяет посмотреть на ситуацию. А воспользуется человек им или нет, уже является его дальнейшим решением.

Как возникает инсайт? На данный вопрос трудно ответить. Это мыслительный результат, который осуществляется сам по себе в голове человека, который он не контролирует. Инсайт приносит воодушевление и дает положительную энергию, даже если человек новым знанием не пользуется. А если инсайт дает ответ, который удовлетворяет индивида, тогда он становится желательным при решении любого вопроса.

Следует понимать, что инсайт – это не решение проблемы, а некое понимание, которое ранее было неведомо человеку. Оно может дополнять картину, может ее решать, а может просто быть ее частью. Инсайт бывает разным, поэтому и использование его потом становится разным.

перейти наверх

Инсайт – что это в психологии?

Инсайтом в обыденном понимании считается постижение сути некоего устройства или явления.

  • Психотерапевтическая практика подразумевает под инсайтом постижение своих интеллектуальных и чувственных проявлений не только с субъективной точки, но и с объективной позиции.
  • Инсайтом называют понимание чего-то, что не связано с прошлым опытом.
  • Интеллектуальный инсайт – это видение базиса или состояния.
  • Гештальт-терапия рассматривает инсайт как метод нахождения решения проблем.

Инсайт – это некое решение без понимания того, как человек пришел к этому решению. К инсайту человек приходит, пройдя следующие 4 этапа:

  1. Сначала человек сталкивается с некой проблемой, ситуацией, явлением, что запускает умственную работу. Возникает вопрос либо ставится задача.
  2. Затем человек начинает искать пути решения вопроса или задачи. Он обращается к своему прошлому опыту, делает логические суждения, обращается к мнению общества и т. д. Если все предлагаемые варианты его не устраивают либо не дают должного решения, тогда он оказывается в тупике. Мозг может решать проблему до определенного уровня, а потом пасует, если все предложенные варианты не помогают или не страивают.
  3. На третьем этапе происходит инсайт, который часто появляется, когда человек забывает о проблеме, не думает о ней, отвлекается, отдыхает, находится в измененном состоянии, например, спит или дремлет. Так, многие, кто испытал инсайт, предлагают другим отвлекаться от проблем, которые люди пытаются решить и не находят выхода, ожидая некоего озарения.
  4. Инсайт приносит с собой гамму чувств, которые человек испытывает:
  • Убежденность в истинности и бесспорности решения.
  • Чувство облегчения и удовлетворения.
  • Простота решения.

перейти наверх

Как достичь инсайта?

Поскольку инсайт можно сравнить с озарением и постижением истинного знания, которое обязательно поможет человеку в его жизни, каждый желает его вызывать у себя. Но здесь возникает трудность, поскольку пока еще не понятно, как инсайт формируется в голове человека. Можно лишь дать рекомендации по тому, в каких состояниях инсайт возникал у других людей, которые могут способствовать его возникновению:

  1. Отвлекитесь от проблемы. Если вы длительное время раздумываете над решением какой-то проблемы, то пытаетесь контролировать мыслительный процесс. Инсайт сам себя сформирует, просто нужно дать своей голове свободу действий. А пока человек контролирует, он не получает инсайта, однако может достичь лишь частичного знания.
  2. Соберите как можно больше информации о своей проблеме. Изучаете вы явление или познаете человека, соберите всю доступную информацию о своем объекте. Задавайте вопросы, получайте знания, все закладывайте в свою голову. При этом не старайтесь сильно анализировать информацию. В голове процессы сами произойдут, проанализируют информацию и выдадут вам конечный результат на основе той информации, которую вы закладываете.

Некоторые предлагают полное расслабление и медитацию как средство постижения озарений. Данный метод не исключается, поскольку в данном случае рассматривается эмоциональный инсайт. Когда человек успокаивает свои эмоции, не оценивает ситуацию, оказывается здесь и сейчас, перестает переживать и бояться, тогда ему доступно некоторое озарение. Оно, конечно, может быть неполным или не таким глубоким, как внезапный инсайт, однако даже это знание может дать ответ на поставленный вопрос.

Проблема инсайта заключается в том, что человек его не контролирует. Соответственно, он не может достичь озарения по первому своему желанию. Порой люди ждут годами, когда они получат некое знание, отвечающее на их вопрос. Инсайт не придет по первому требованию и желанию человека, что и делает его неуловимым и трудно ощутимым.

Следует отличать истинный инсайт от ложного. Ложным инсайт становится, когда психологически человек перенапрягается в желании найти ответ на поставленный вопрос. В итоге мозг выдает ему хоть какую-то информацию, которую сумел переработать под давлением сознания человека. Индивид может подумать, что его настигло озарение. На самом деле он просто выдавил из головы какую-то информацию.

Отличить истинный инсайт от ложного достаточно легко – обратите внимание на свои ощущения:

  1. При истинном инсайте вы ощущаете легкость, воодушевление, удовлетворенность, видите логичность нового знания.
  2. При ложном инсайте вы не ощущаете, что до конца все поняли, отсутствует удовлетворение, логичность присутствует, но она и так была очевидна.

Чтобы постичь инсайт, психотерапевты предлагают следующий метод: свободный поток мыслей. Человек, который хочет что-то для себя понять, должен начать говорить все, не задумываясь, что касается его проблемы. Пусть говорит даже о том, что не касается его проблемы, если вдруг возникли такие мысли.

Хорошо, если поток монолога слушает другой человек – специалист, который замечает все стыковки из бессвязной речи. Человеку говорить и слушать себя одновременно очень сложно. Однако при самостоятельной работе можно воспользоваться не устным изъяснением мыслей, а письменным. Напишите целый текст того, что вы думаете по тому или иному вопросу. А затем спустя несколько дней или недель прочитайте написанное. Вы можете увидеть суть проблемы и даже ее решение, которого ранее не видели либо просто не замечали, как сами его проговаривали.

перейти наверх

Что такое инсайт в итоге?

Инсайт – прекрасная возможность открыть для себя новые знания и решения. Человек его постигает в расслабленном и спокойном состоянии. Здесь алкоголь не поможет, поскольку он может вызывать совершенно иные процессы в организме. Для инсайта нужна свежесть и ясность ума, который хочет думать, получать информацию и выдавать готовые решения.

ИНСАЙТ — это… Что такое ИНСАЙТ?

        Понятие И. (англ. insight — постижение, озарение) отражает психологический феномен — внезапное, новое и невыводимое из прошлого опыта понимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы. Понятие И. введено гештальт-психологией (Кёлер (Kohler W.)) и противопоставляется бихевиористскому понятию «пробы и ошибки». В первом случае решение проблемы осуществляется мгновенно, а во втором — постепенно, путем длительных поисков. Кроме того, для гештальтистов И. означает переход к новой познавательной, образной структуре, соответственно которой сразу же меняется характер приспособительных реакций.
        И. в психотерапии представляет собой слияние эмоциональных переживаний пациента в условиях «здесь и теперь» с когнитивным учетом предшествующих причин или событий и последствий имеющегося у него дезадаптивного жизненного стереотипа.


В рационально-эмоциональной и когнитивной психотерапии И. рассматривается как процесс установления зависимости между жизненными событиями и психологическими реакциями. Он связан с обнаружением значения, которое пациент придает внешнему окружению и внутренним ощущениям.
        В психодинамической психотерапии инсайт-ориентированные беседы начинаются с анализа симптомов, затем акцент переносится на эмоциональные состояния, осуществляется переход к И. с учетом связи эмоциональных состояний и жизненной ситуации, далее к личностным стереотипам и представлениям, которые создали данную жизненную ситуацию, и, наконец, — к опыту раннего детства. Для достижения И., а также исследования функционирования личности больного неврозом требуется разностороннее изучение происхождения невротических стереотипов и представлений как объяснимых реакций и способов адаптации к психотравмирующему опыту раннего периода развития. И. взаимосвязан с интерпретациями, с помощью которых пациент постепенно подводится к осознанию влияния эдипова комплекса на происхождение своих проблем. В результате у пациента наступает внезапное прозрение, И., в сознании устанавливаются связи между настоящими проблемами, страхами, эдиповскими влечениями, переносом в отношениях с психоаналитиком. Последующая переработка И. приводит к соответствующим личностным изменениям пациента.
        При личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии расширение сферы сознания происходит, в частности, вследствие И., нового понимания прежде неосознаваемых связей между настоящим и прошлым в особенностях представлений, переживаний и поведения. Достигаемая при этом глубина И. может быть различной. Первый уровень — преимущественно интеллектуальное понимание: в сознании пациента возникает связь между проявлениями невроза и психотравмирующими факторами, патогенной ситуацией, что является лишь условием проведения психотерапии. Второй уровень — осознание пациентом связи между патогенной ситуацией и особенностями личности, позволяющее прояснить существование и содержание внутриличностных конфликтов. Третий уровень — осознание связи между стереотипами личностного реагирования и внутриличностными конфликтами, психологической защитой, связанными с нарушенной системой отношений, сформировавшейся в процессе развития личности на разных жизненных этапах.

Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер.
Б. Д. Карвасарский.
2000.

Инсайт — Психологос

Инсайт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть) — разновидность научения, неожиданное решение задачи без явной связи с предшествующим анализом. «Озарение», когда вдруг все «складывается», становится ясным.

Термин введен в гештальтпсихологию в 1925 г. В. Келером. Келер проводил опыты с человекообразными обезьянами, которым предлагались задачи, решающиеся посредством использования разных предметов. Было обнаружено, что обезьяны после ряда безрезультатных проб прекращали активные действия и просто разглядывали предметы вокруг, после чего могли достаточно быстро найти правильное решение.

Творческое озарение Архимеда, выскочившего из ванны с криком «Эврика!», — классическая иллюстрация инсайта.

Что способствует инсайту

Инсайт приходит (или не приходит) сам, но можно создать условия, когда он будет приходить чаще. Инсайту способствуют:

  • Стадия предварительного исследования (накопления гипотез).
  • Стадия отхода от прямых попыток решения, отход от попыток решить задачу в лоб. В этом случае происходит поиск окольных путей, неожиданных и нестандартных вариантов. Загрузить в бессознательное.
  • Ресурсное состояние мозга, чему способствует хорошее Настроение, ходьба (в целом физическая активность) и очень хорошо — душ, во время которого идет прямой массаж сосудов головного мозга.
  • Моменты неподвижности. Резкие движения головой исключают продуктивность мыслительной деятельности, и в моменты ощущения «cейчас соображу» нужно оказаться в неподвижном состоянии: остановиться и не мотать головой.
  • Клуб distant-nik

    Сентябрь 2020

инсайт — это… Что такое инсайт?

        ИНСАЙТ (от англ. insight — проницательность, понимание) — феномен мышления, выражающийся во внезапном и быстром, осмысленном решении задачи человеком (или постижении истины) на основе интуитивного озарения, внутреннего «открытия». Понимание существенных отношений во время И. прямо не связано с прошлым опытом, научением субъекта и является продуктом резкого изменения течения мысли.

        В психологии понятие «И.» было введено В. Келером, представителем гештальтпсихологии. И. понимался как интеллектуальное озарение, постижение проблемы. Благодаря И. существенные черты объекта непосредственно презентируются личности внутренними свойствами стимульного материала.


В гештальтпсихологии И. играет важную роль при осуществлении мышления, при нахождении решения задачи. К. Коффка, К. Дункер рассматривали мышление в качестве преобразования структуры наглядных ситуаций. Ситуация — это неуравновешенное феноменальное поле с незаполненными местами. Наличие пустот (непонятного) в феноменальном поле вызывает возникновение напряжения. Исходная ситуация (с напряжением) посредством мышления переходит в другую, которая является целостной, непротиворечивой, понятной, заполненной. И. — это момент решения мыслительной проблемы, состоящий в «замыкании поля», в быстром, интуитивном постижении ситуации как целого, заключающего в себе конфликт и способ разрешения конфликта.

        И. исследуется в психологии творчества в качестве необходимого этапа при совершении открытия, получении объективно нового знания. Наряду с сознательными фазами при решении творческих задач выделяется и интуитивная фаза, стадия инкубации (созревания) идеи и ее перевода в сознание (ЕЛ. Гельгольц, Я.А. Пономарёв, Ж.А. Пуанкаре). Интуитивная фаза рассматри вается в качестве основной, предопределяющей осуществление творческого процесса.

        А.В. Брушлинским было обнаружено явление «немгновенного И.». Он проявляется по ходу мыслительного поиска, обычно при решении вербальных задач. В отличие от классического И., немгновенный характеризуется относительно длительным временем протекания (15—20 сек.), и человек полностью не уверен в правильности выбранного решения задачи. Наличие немгновенного И. свидетельствует о непрерывном взаимодействии сознательного и бессознательного на всех этапах мыслительного процесса.

        В.В. Селиванов

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация».
И.Т. Касавин.
2009.

Инсайт – что это такое, как выяснить и достичь?

Иногда человек может столкнуться с таким явлением, которое он назовет прозрением. Он не знал, как решить проблему или ответить на вопрос, однако в какой-то момент он понял. Достаточно часто люди сталкиваются с таким редким явлением, которое еще носит название инсайт. Как его достичь и что это такое, детально рассмотрит сайт психологической помощи psymedcare.ru.

В жизни любого человека возникают проблемы. Это сложный случай, когда человек пытается найти решение. Проблема часто заключается в том, что при возникновении трудностей человек начинает зацикливаться на своих эмоциях. Ему неприятно, больно, обидно. Это становится первой причиной того, что происходит искажение видения ситуации и неспособности ее решить.

Вторая причина заключается в том, что индивид видит ситуацию только в том аспекте, в каком она ему показалась изначально. Человек выделяет детали, мелочи, особенности. В чем здесь заключается ошибка? В том, что ситуация не видится в целом.

Прозрение (или инсайт) наступает тогда, когда человек видит ситуацию в целом. Не имеет значения, о проблеме или просто о событии идет речь. Когда человек зацикливается на деталях, не замечая всего остального, он становится ограниченным в своем мышлении. Как можно принять обдуманное решение, когда информация дается в неполном формате? Только целое видение картины позволяет рассмотреть все варианты, поскольку решений одной ситуации в действительности существует очень много.

Что такое инсайт?

Достаточно сложно людям объяснить, что такое инсайт. Пока человек сам не испытает данного явления, он не сможет понять его. Синонимами данного понятия можно назвать:

  1. Прозрение.
  2. Озарение.
  3. Понимание сути.
  4. Осознание.
  5. Прозорливость.
  6. Внезапное понимание.

Выглядит это как внезапный прорыв, неожиданное нахождение решения, понимание поставленной задачи. Это является интуитивным решением, которое возникает непонятно из чего и на каких основаниях. Однако человек начинает его видеть и осознавать.

Инсайт не является результатом обдумывания и анализа. Здесь нет абсолютно никакой логики, хотя человек ее находит уже после того, как достиг прозрения. Можно сказать, что сначала человек приходит к определенному выводу, а потом уже видит логическую связь. На чем это основано?

Вольфганг Келер, немецкий психолог, который ввел понятие «инсайт», провел эксперимент над обезьянами. Перед ними были поставлены задачи, которые не имели логического и прямого решения. Обезьяны сначала безуспешно пытались решить задачи прямыми способами. Однако после того, как им надоело сталкиваться с неудачами, они успокоились. Это привело к тому, что они просто начали рассматривать предметы, изучать их со всех сторон. Как только они начали видеть ситуацию в целом, у них возникли новые решения задач.

Человеческий мозг действует по такому же принципу: он сначала видит то, что ему хочется видеть, или то, чего он боится. Защитные механизмы или ожидания включаются в первую очередь. Ситуация видится такой, чтобы можно было ею воспользоваться ради собственного блага либо убежать, избавиться.

При ограниченности мировосприятия невозможно принимать различные решения. Обычно у человека возникает 1-2 решения поставленной задачи. Если он их использует и не достигает успеха, тогда он сдается. Пока бушуют эмоции (как положительные, так и отрицательные), человек видит лишь часть картины. Это похоже на то, как трогать колесо от автомобиля и думать, что автомобиль – это что-то круглое, мягкое, резиновое.

Как только эмоции стихают и человек начинает видеть ситуацию в целом (то есть отходит от колеса и начинает трогать автомобиль полностью), тогда возникают прозрения, новые решения, постижение новой сути. Это и называется инсайтом.

Инсайт не базируется на прошлом опыте. Он не происходит в результате логического или аналитического мышления. Он возникает из ниоткуда в виде прозрения. Инсайт – это новое решение, новое понимание, новое видение вещей, о котором человек ранее не знал либо не догадывался.

Инсайтом можно назвать:

  1. Новую тропинку, которую люди находят, чтобы добраться до места назначения.
  2. Новую нейронную связь, которая внезапно обнаруживается и задействуется.
  3. Новое понимание сути явления, которое ранее было знакомо, однако еще никогда не представало в подобном свете.

Инсайт используется во многих направлениях психологии. Особенно важным он становится в творчестве и решении проблем. Инсайт никогда не исходит из известного, ранее знакомого и логического. Инсайт не приходит тогда, когда человек анализирует, поскольку в таком случае всегда используются те знания и тот опыт, который уже известен человеку. Инсайт – это нечто новое, ранее непробуемое, неизведанное. Вот почему нередко инсайт связывают с интуицией.

Инсайт проходит 4 этапа своего становления:

  1. Сначала человек пытается найти решения поставленной задачи логическими способами. Это вполне нормально для человеческого ума. Сначала используется то, что уже было получено, познано, проработано. Человек пытается найти логическое решение своей задачи.
  2. На втором этапе возникают неудачи, когда человек применяет свой опыт и знания, однако они не позволяют ему достичь поставленной цели. Задача не решается, проблема не устраняется, хотя пробуются все известные варианты. Это часто называется «тупиковой ситуацией». Уже принятые решения до какого-то предела помогают в устранении проблемы, однако не до конца.
  3. На третьем этапе происходит снижение умственной работы, которой человек занимался до этого. Поскольку прежний опыт и знания не помогают, человек словно опускает руки. В таких ситуациях часто можно услышать совет отвлечься от насущной проблемы. И это действительно помогает. Было замечено, что именно в момент занятия другими делами, сна, отдыха, полудремы или релаксации к людям приходили прозрения.
  4. Четвертый этап представляет из себя понимание нового решения, нахождение правильного варианта. Вместе с тем человек ощущает истинность нового решения, бесспорную результативность, чувство облегчения и удовлетворения, невероятную простоту решения задачи.

Берет свое начало развития тема инсайта от немецкого психолога В. Келера в 1925 году. Именно он отметил необходимость восприятия ситуации в целом для нахождения новых, ранее не используемых и даже не известных решений ситуации. В психологии инсайтом стало называться прозрение как уникальный вид мыслительной деятельности, в которой абсолютно не участвует логика и анализ. Только когда человек перестает думать логически и изучает ситуацию целиком (а не оценивает ее с позиции, что ему нравится и не нравится), тогда у него наступает инсайт.

Как достичь инсайта?

Каждого читателя может заинтересовать вопрос, как достичь инсайта. Поскольку данное явление считается неуловимым и пока до конца необъяснимым, трудно дать четкие рекомендации. Однако можно воспользоваться теми ситуациями, когда инсайт случался.

  1. Рекомендуется отвлечься от задачи, которую человек пытается решить. Пока он думает о проблеме, он пытается найти выход, исходя из той информации, которой уже обладает. Если она не помогает найти решение, которое дало бы ему желаемую цель, значит, информация является неполной. Необходимо перестать думать о проблеме, чтобы интуиция сама нашла решение.
  2. Соберите всю информацию о ситуации. Часто решение невозможно найти лишь потому, что человек не обладает всей полнотой информации о проблеме. Здесь следует отключить эмоции, когда хочется разделить ситуацию на то, что нравится и не нравится, и просто заняться изучением. Смотрите на ситуацию так, будто она вам неведома, вы с ней никогда не сталкивались, она у вас не вызывает ни положительных, ни отрицательных эмоций. Начните ее просто видеть, изучать, замечать все детали, обсматривать со всех сторон, видеть ее такой, какой она кажется вам, и такой, какой ее описывают (видят) другие люди. Нахождение новой информации, которая ранее не замечалась или игнорировалась, может помочь в постижении прозрения.
  3. Устраните внутренние конфликты. Здесь понимаются противоречивые желания, цели, противостояние задачам, избегание проблемы и пр. Все внутренние отрицания и негодования будут только закрывать от инсайта, уменьшая энергию человека. Для озарения необходимо полное расслабление.

Почему именно в спокойствии человек находит решение своих проблем?

1 – Ум успокаивается. Мысли перестают думать хаотично.

2 – Человек наконец-то начинает видеть ситуацию в целом. Раньше он видел только то, что было видно с его стороны. А когда он успокаивается, то начинает смотреть на ситуацию с любых сторон – со своей стороны, со стороны врагов/оппонентов/обидчиков, со стороны посторонних лиц, то есть в целом.

Все это благодаря чему? Благодаря тому, что эмоции утихли. Ваши собственные эмоции цепляются за некий отдельный момент во всей ситуации. Эмоционально вы возмущены, раздражены, не согласны, противитесь чему-то. Что-то зацепило вас. Ваше внимание сосредоточено на отдельной детали. Вы зациклились. Вот почему сложно найти верное решение, пока вы не видите картины в целом. Но как только эмоции стихают, вы можете увидеть проблему со всех сторон. А это происходит часто на отдыхе, когда вы уходите мысленно от своей проблемы.

Отдых помогает найти решение. Это происходит за счет того, что на отдыхе вы эмоционально успокаиваетесь и мысленно уходите от будничных волнений. Вы расслабляетесь, набираетесь новых впечатлений, вас может что-то отвлечь от дум и переживаний. Такое возможно только на отдыхе, поскольку в постоянной работе и заботах вы забываете оглянуться и увидеть природу, людей, мир, в котором живете. Все это на мгновение отвлекает от насущных проблем. Вы на уровне эмоций успокаиваетесь.

А ведь ничто, кроме эмоций, вас не закрывает от видения ситуации целиком. Вас что-то возмущает, и вы думаете только об этом. Вам трудно посмотреть на ситуацию со стороны своих обидчиков/оппонентов. Сложно увидеть все варианты действий, которые вы можете совершить. Ваши эмоции заставляют возмущаться и требовать. А это не всегда является хорошим способом решения проблем.

Почаще отдыхайте. Ведь именно на отдыхе вы ненадолго вспоминаете о себе любимых. А это помогает расслабиться и эмоционально успокоиться. И если вас ничто не волнует, тогда вы спокойно можете найти решение своих проблем – прийти к инсайту.

Итог

Инсайт такой же неуловимый, как и интуиция. Однако они имеют одну природу и механизм своего появления. Если человек научится управлять данными механизмами, тогда он может достигать более успешных итогов. А пока его ум ограничен логикой и разумными мыслями, он не замечает и не обнаруживает чего-то нового.

Имеющиеся знания и опыт помогают человеку находить типичные и банальные решения, которые уже ранее использовались. Если теперь эти решения не помогают, значит, необходимо найти ту информацию, которую человек не видит или не знает. Это порой постигается посредством инсайта.

Insight — словарь английского языка WordReference.com

WordReference Словарь американского английского языка для учащихся Random House © 2020
in • Sight / ˈɪnˌsaɪt / USA произношение
п.

  1. акт или случай восприятия истинной природы вещи, особенно. благодаря интуитивному пониманию: [бесчисленное множество] Семинар позволил понять, как компьютерные программы могут работать для студентов. [счетно] дал нам ценную информацию.

в • виде • полн., прил.: Проницательная статья о браке. WordReference Полный словарь американского английского языка Random House © 2020
in • Sight
(на sīt ′), США произношение n.

  1. пример постижения истинной природы вещи, особенно. через интуитивное понимание: понимание жизни 18-го века.
  2. проницательное умственное зрение или проницательность;
    способность видеть внутренний характер или основную истину.
  3. Психология
    • понимание отношений, которое проливает свет на проблему или помогает решить ее.
    • (в психотерапии) распознавание источников эмоциональной трудности.
    • понимание мотивационных сил, стоящих за действиями, мыслями или поведением;
      самопознания.
  • 1150–1200; Средний английский; см. в- 1 , см.
    • 2. См. Соответствующую запись в Несокращенное восприятие, предчувствие, интуиция, понимание, схватывание.

Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers ::

insight / ˈɪnˌsaɪt / n

  1. способность воспринимать ясно или глубоко; проникновение
  2. проницательное и часто внезапное понимание сложной ситуации или проблемы
  3. способность понимать свои собственные или чужие психические процессы
  4. способность понимать свои собственные проблемы, иногда используется для различения психотических и невротических расстройств

ˈinˌsightful прил.

insight ‘ также можно найти в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами):

.

определение понимания по The Free Dictionary

Мне казалось, что мне должно быть стыдно за то, что я провел два месяца в Париже и не приобрел более глубокого понимания языка. Но опять же, мое раздражающее понимание самодовольной души Альфреда, его свободы от всех сомнений и страхи, неудовлетворенные стремления, изощренные муки чувствительности, которые составили паутину моей жизни, казалось, освободили меня от всех уз по отношению к нему. Понимание красоты и превосходства этого несравненного прилагательного, к сожалению, недоступно тому, кто имеет несчастье знать, что имя джентльмена произносится Ке-хо-тай.Напротив, тогда я был мудрее и проницательнее, чем в любое другое время, и понял все, что стоит понять в жизни, потому что … Высшее прикосновение белого кролика, натягивающего свои белые перчатки, когда он спешит, снова абсолютно верно детское видение, но белый кролик как проводник и проводник приключений Алисы принадлежит к зрелому пониманию. Но автор рассматриваемой статьи продолжает с проницательностью и справедливостью указывать на то, что для большого числа людей (20 000, я думаю, он говорит) это средство к существованию, то есть, по его собственным словам, промышленность.Он вспомнил свою собственную критику Тиндаля за его самодовольное удовлетворение умом своих экспериментов и за недостаток философского понимания. И вдруг в его голове всплыла радостная мысль: «Через два года у меня будут две голландские коровы; сама Пава, может быть, еще будет жива, дюжина маленьких дочерей Беркута и трех других — как мило!» слова русского критика, который пытается объяснить чувство, вдохновленное Достоевским: «Он был одним из нас, человеком нашей крови и наших костей, но тем, кто страдал и видел гораздо больше, чем мы, его проницательность впечатляет. нам как мудрость.Вернувшись в город, он, его проницательность и его знания больше не будут беспокоить английских дам. В связи с этим есть одно обстоятельство, которое делает ваши воспоминания особенно ценными и делает ваше раннее прозрение еще более замечательным. во-первых, — признался он, — моим стремлением взлететь до Измерений выше Третьего; но с тех пор он получил новое понимание, и он не был слишком горд, чтобы признать свою ошибку перед учеником. Следовательно, если тот, кто правит княжеством, не может распознать зло, пока оно не наступит на него, он не действительно мудр; и это понимание дается немногим..

Что такое психология? — Определение психологии

Определение психологии

Что такое психология? Можно ли дать определение психологии? Да, согласно веб-сайту Американской психологической ассоциации: «Психология — это изучение разума и поведения». Нет, другие спорят. Психология охватывает разнообразные области и приложения; мы можем указать на них по отдельности, но мы не можем определить общую для всех сущность. Определение психологии обсуждалось на протяжении всей ее истории.

Философы всегда размышляли о природе ума.В 1800-х годах физиологи, изучающие органы чувств, были озадачены и теоретизировали о человеческом восприятии. Неврологи заметили травмы головного мозга, влияющие на психические процессы. В 1879 году Вильгельм Вундт увидел в этих тенденциях потребность в независимой науке, науке непосредственного опыта, систематическом анализе сознательного человеческого субъективного мира.

В 1890 году Уильям Джеймс определил психологию как «науку о душевной жизни… ее явлениях и их условиях. Явления — это… чувства, желания, познания, рассуждения, решения и тому подобное » (стр.1). И Вундт, и Джеймс основали первые лаборатории для изучения опыта взрослых: человеческого восприятия, познания и чувств. С тех пор эти темы стали частью экспериментальной (лабораторной) психологии, хотя методы и концепции радикально изменились. Биопсихология, сочетающая физиологическое изучение с изучением психических процессов, также является активной современной областью.

Расширения и модификации психологии

Но разве психология — это просто изучение человеческого сознания? Со времен Зигмунда Фрейда.Основываясь на тематических исследованиях пациентов, Фрейд настаивал на том, что бессознательные процессы имеют центральное значение для понимания человеческой личности и ее мотивов. (Изучение личности остается важной современной областью.)

Поведение животных стало частью психологии в 1897 году. Затем Эдвард Л. Торндайк, заинтересованный в эволюции разума, привел в свою лабораторию различных животных и изучил их процессы обучения. Так началась сравнительная психология, подполе, которая сравнивает поведение разных видов.Дети стали предметом заботы психологии, когда Дж. Стэнли Холл и другие взялись за изучение развития разума от младенчества до зрелости, что является одной из составляющих психологии развития.

Первоначально психологию интересовали универсальные качества опыта. Количественное изучение человеческих различий началось вскоре после того, как математики изобрели статистику. Фрэнсис Гальтон в 1884 году и Альфред Бине в 1905 году использовали статистику при построении тестов для измерения интеллекта. Статистика сейчас используется во многих подобластях, и оценка человеческих различий остается живой подобластью.

В 1913 году Джон Ватсон призвал к новому определению предмета и метода психологии. Единственный способ превратить психологию в настоящую науку — это основывать ее на систематических наблюдениях за поведением. Психология должна полностью отказаться от изучения психической жизни и стать наукой о поведении. Психологи-исследователи прислушались к его призыву основывать эту область на систематике. Повторяющиеся поведенческие наблюдения — позиция, которую сегодня придерживаются многие, но не все. Хотя некоторые продолжали изучать психические процессы, часто на основе выводов из поведения (Вольфганг Колер, Жан Пиаже), основная экспериментальная психология приняла определение: Психология — это наука о поведении .

Несколько тенденций сошлись в середине века, чтобы вернуть психические процессы в основное русло экспериментальной психологии. Компьютеры, машины, обрабатывающие информацию, вдохновили исследователей на изучение того, как люди обрабатывают информацию, как они воспринимают и думают. Развитие лингвистики вдохновило психологов на изучение психических процессов, лежащих в основе языка, что сделало психолингвистику одной из основных областей. Работы Пиаже, многие из которых были написаны ранее, были признаны важным вкладом в когнитивное развитие.Учебник Джорджа Миллера (1962) объявил о новом акценте в своем названии: «Психология: наука о психической жизни» (но даже в 1997 г. Карлсон назвал свой текст «Психология: наука о поведении»).

Факторы вне психологии также расширили предметную область психологии. События, связанные со Второй мировой войной, дали толчок развитию социальной психологии (области, граничащей с социологией), поскольку многие новые исследователи присоединились к небольшой группе специалистов, которые изучали влияние социальной жизни на психологические процессы.Социальные психологи теперь сосредоточились на таких темах, как межличностные отношения, социальное влияние, отношение и изменение отношения, предрассудки и разрешение конфликтов — как они это делают и сегодня.

Прикладные области психологии

Большинство определений подчеркивают психологию как область изучения. Но если психологи занимаются психологией, приложения, а также области исследований определяют части этой области, и так было почти с самого начала.

Фрейд построил свою психоаналитическую модель психики в сочетании с развивающей психотерапией.Будучи врачом, он понимал, что для проведения психотерапии не требуется медицинской степени. Сегодня психотерапевт может быть психиатром (со степенью доктора медицины), клиническим психологом или психологом-консультантом (со степенью доктора философии или психиатрии) или социальным работником (со степенью магистра наук). Некоторые психотерапевты являются психоаналитиками; некоторые поведенческие; некоторые когнитивные; третьи опираются на разные традиции или создают свои собственные смеси.

Появились и другие прикладные профессии. Педагогические психологи работают со школами и учебными программами.Промышленные, организационные психологи и психологи-инженеры работают в организационной среде и решают такие проблемы, как организация работы, выбор рабочих или проектирование машин, которые легко использовать людям. Эксперты по психологическому тестированию применили свой опыт при разработке тестов специально для прикладных условий, таких как образование, промышленность и вооруженные силы. Прикладные когнитивные психологи работают с искусственным интеллектом, используя знания о решении человеческих проблем, чтобы сделать машины «умнее».«Некоторые прикладные социальные психологи работают над разрешением конфликтов; другие проводят исследования и опросы. Психологи здоровья применяют такие принципы, как снижение стресса, чтобы улучшить физическое самочувствие. Судебные психологи применяют принципы к различным действиям в правовой системе.

Последние изменения в психологии

Тематика психологии продолжает расширяться. В последнее время озабоченные окружающей средой психологи разработали экологическую психологию. Новая чувствительность к вариациям в человеческом опыте породила такие области, как культурная психология (граничащая с антропологией), психология женщин, психология афроамериканцев и подполя внутри подполей (например,g., в рамках психологии развития, изучение старения). Некоторые психологи вернулись к корням психологии в философии, исследуя и размышляя над допущениями и значениями различных философских и психологических подходов (подразделов теоретической и философской психологии).

Психологи продолжают спорить о методах психологии. Сторонники новой области, нарративной психологии, задаются вопросом, должна ли психология вообще определять себя как науку, и предлагают методы, типичные для литературных исследований, такие как поиск тем, когда люди рассказывают свои истории.Многие другие не согласны. Они опираются на все более изощренные лабораторные и статистические методологии и считают их важными для научной базы психологии.

Среди всего этого разнообразия подполей и приложений, среди всего этого разногласия по методам и предметам, есть ли способ охарактеризовать то, что делает психологию психологией? Некоторые говорят нет. Другие ощущают общую озабоченность всех психологов, будь то фундаментальные исследования — от биопсихологии до культурной психологии — или прикладные.Один из способов выразить эту общую озабоченность таков: психологи изучают значимую деятельность индивидов и их условия: деятельность в разуме как психические процессы или наблюдаемую как поведение, возможно, сознательное, а может быть, и нет: прежде всего деятельность человека, но также и деятельность животных; действия, специфичные для человека, социального контекста или культуры, или универсальные для человека: значения, раскрытые в действиях в одном эпизоде ​​или в образце жизни.

Артикул:

  1. Аш, С.(1987). Социальная психология. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  2. Баарс, Б. Дж. (1986). Когнитивная революция в психологии. Нью-Йорк: Guilford Press.
  3. Карлсон, Н. Р. (1997). Психология: наука о поведении. Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: Аллин и Бэкон.
  4. Глейтман, Х. (1996). Психология. Нью-Йорк: Нортон.
  5. Джеймс, Вт (1890). Принципы психологии. Нью-Йорк: Генри Холт.
  6. С. Кох и Лири. Д. Э. (Ред.). (1985). Век психологии как науки.Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
  7. Leahey, T.H. (1993). История современной психологии. Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice Hall.
  8. Миллер, Г. А. (1962). Психология: наука о душевной жизни. Ридинг, Массачусетс: Эддисон Уэсли.

.

Приобретение в психологии: определение с примерами


(Последнее обновление: 4 января 2018 г.)

Приобретение относится к раннему этапу процесса обучения, во время которого сначала устанавливается ответ. На этом этапе обучения субъект начинает демонстрировать поведение при предъявлении стимула, поэтому мы можем сказать, что поведение было приобретено.

В классическом обусловливании приобретение относится к тому, когда ранее нейтральный стимул ассоциируется с безусловным стимулом и вызывает реакцию при предъявлении.В этот момент безусловный раздражитель становится условным раздражителем.

Как работает приобретение?

Итак, как именно происходит процесс приобретения? Давайте подробнее рассмотрим классическое обусловливание, чтобы увидеть, как усваиваются новые знания и модели поведения.

Классическое обусловливание начинается с принятия ранее нейтрального стимула и многократного сочетания его с безусловным стимулом. Безусловный стимул — это то, что естественно и автоматически вызывает реакцию без какого-либо обучения.

Например, представьте, что вы хотите научить крысу бояться звука кошачьего шипения. Вы можете начать сочетать звук шипения кошки с громким хлопком. Громкий хлопок, естественно, вызовет у крысы реакцию страха.

Вы проходите через это несколько раз, каждый раз слыша шипение, а затем громкий хлопок. В конце концов, между естественно пугающим звуком и кошачьим звуком возникнет ассоциация.

Когда крыса со страхом реагирует только на звук шипения, теперь вы можете сказать, что обнаружение произошло.

Факторы, которые могут повлиять на приобретение

Как вы можете себе представить, получение не всегда является идеально гладким процессом, и существует множество факторов, которые могут повлиять на силу и скорость, с которой происходит захват. Вот несколько факторов, которые могут повлиять на процесс приобретения:

  • То, чему учат, может сыграть роль. Легче обучить человека или животное, если поведение является чем-то, к чему они естественным образом приучены. Например, человек с большей вероятностью приобретет боязнь змей, чем боязнь метелок из перьев.
  • Как часто создается ассоциация. Чем чаще выполняется соединение, тем сильнее, вероятно, будет ответ.
  • При предъявлении стимула. Если безусловный стимул и нейтральный стимул представлены слишком далеко друг от друга, обучение менее вероятно. Если это произойдет, реакция может быть намного слабее.
  • Актуальность стимула. Если стимул совершенно не связан с изучаемым поведением, для приобретения может потребоваться больше времени.
  • Насколько заметен раздражитель. Если стимул легко пропустить, обнаружение маловероятно или может произойти только после того, как будет создано много пар.

В нашем предыдущем примере вам нужно убедиться, что крыса слышит звук кошачьего шипения, а затем обязательно выполнить повторные спаривания с громким хлопком. После нескольких пар вы можете заметить, что крыса демонстрирует желаемое поведение, что означает, что реакция была получена.Как только поведение приобретено, вы можете начать работать над усилением реакции.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *