Информационная коммуникация: Коммуникация информационная — это… Что такое Коммуникация информационная?

Коммуникация информационная — это… Что такое Коммуникация информационная?



Коммуникация информационная
— опубликование и обмен сведениями (информацией) об окружающем мире, феномене человека, жизни человеческого общества, производственных процессах, опосредствованные СМК, СМИ и сетью Интернет, а также практика опубликования СМК новостей (сообщений о событиях прошлого, настоящего и будущего, по тем или иным причинам значимых для аудитории).

Лит.: Общественное мнение и массовая коммуникация. Будапешт, 1971. Ю. В. Мочалова

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр.
Под общей редакцией А. А. Бодалева.
2011.

  • Коммуникация визуальная у животных
  • Коммуникация информационная: субъекты

Смотреть что такое «Коммуникация информационная» в других словарях:

  • Коммуникация информационная: субъекты — партнеры по информационному взаимодействию, опосредствованному СМИ и сетью Интернет: медиакорпорации (также их собственники, заказчики коммуникации), публикующие сведения разного рода (информацию) об окружающем мире, феномене человека, жизни… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Информационная теория демократии — Информационная теория демократии  это междисциплинарное научное направление, изучающее возможности информационно коммуникационных технологий (ИКТ) для повышения эффективности социального, экономического и других форм взаимодействия, и… …   Википедия

  • коммуникация — 3.1.20. коммуникация: Управляемая передача информации между двумя или более лицами и (или) системами Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • коммуникация риска — 3.4 коммуникация риска (risk communication): Обмен информацией о риске или совместное использование этой информации лицом, принимающим решение, и другими причастными сторонами. [ИСО/МЭК Руководство 73:2002] Источник …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • КОММУНИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ — 1) все многообразие информационно коммуникационных взаимодействий организации, которые условно можно разделить на два типа коммуникация внутри организации и коммуникация организации с ее внешней средой; 2) сравнительно молодая наука, предмет… …   Социология: Энциклопедия

  • КОММУНИКАЦИЯ — (от лат. communicatio сообщение, передача) передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом об ве К. осуществляется между индивидами, группами, организациями, гос вами,… …   Российская социологическая энциклопедия

  • Коммуникация — есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом человеком, животным, машиной. К. выражается в том, что субъект передает некую информацию (знания, идеи, деловые сообщения, фактические сведения, указания, приказания и т. п.), которую… …   Педагогическое речеведение

  • Информационная глобализация — происходящая в контексте процесса формирования глобального (всемирного) эконом. и финансового рынков стандартизация и унификация информационных потоков, а также условий распространения и потребления информации, стратегии медиаменеджмента и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005-2010: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности — Терминология ГОСТ Р ИСО/МЭК 27005 2010: Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности оригинал документа: 3.1 влияние (impact): Неблагоприятное изменение уровня достигнутых… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ — (англ. mass communication массовое общение), систематич. распространение информации (через печать, радио, телевидение, кино, звукозапись, видеозапись) с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и… …   Российская педагогическая энциклопедия

Информационные коммуникации | infosplanet

Другая, более прозаичная форма использования кратковременных коммуникаций – это освещение различных событий посредством СМИ. Современное общество требует информации. Причем, зачастую, совершенно неактуальной, не несущей жизненно необходимой ценности для этого самого общества. Если пронаблюдать тенденцию выпусков новостей любых медиа-компаний, то можно заметить что часть «эфирного времени» выделена под совершенно ничего не значащие для обывателей факты. Например, рассказы о том, как где-то в японском зоопарке родилась панда, или на далеких берегах Каймановых островов разбился рыболовный баркас. Но общество потребляет эту информацию, потребляет так же, как абсолютно пустые и не несущие никакого просвещения бульварные романы и дешевые детективы. Информационному обществу требуется информация как таковая. Если современного человека отрезать от нескончаемого потока данных, приходящих к нему отовсюду, то он не просто испытает дискомфорт – его привычная картина мира будет нарушена и сознание начнет работать по-другому. Предоставлением этого потока и занимаются кратковременные коммуникативные каналы.

Стоит также отметить, что некоторые кратковременные коммуникации служат иногда большим целям, чем кажется. Несмотря на свою якобы бессмысленность, они работают как форма долговременных коммуникаций. Например, присутствие президента страны на концерте известной группы, спортивном матче или другом культурном событии на первый взгляд кажется обычном житейским фактом. Получающий эту новость человек может подумать: «Ну а почему бы Президенту не посетить концерт этой группы? Хорошая же группа. Мне нравится, ну и ему, видимо, тоже». И вот в этот момент активируется именно долговременная коммуникация. Создается образ Президента, близкого к народу, образ того, что он – не мифическая фигура, а обычный живой человек, что ему нравятся такие же вещи, как и всем остальным. 

Долговременные коммуникации.

Долговременные коммуникативные каналы представляют собой нечто совсем иное. Их цель – влияние на сознание общества, его изменение в нужную сторону. Они задают обществу те нормы поведения и морали, которые необходимы для его развития, они же сохраняют и передают знания и ту информацию, которая понадобится потомкам. Вообще, можно сказать, что долговременные сообщения направлены на будущее или даже прошлое, но не на настоящее. Они призваны вносить изменения в общество, а изменения эти редко когда происходят именно после получения самого сообщения. В связи с этим, у долговременных сообщений есть свой принцип распространения.

Создатель любой формы долговременных коммуникаций (ДК) рассчитывает на то, что его слова пройдут через поколения, через множество людей с разными особенностями сознания, с различным менталитетом. И при этом автор рассчитывает также на донесение информации именно в том виде, в котором он ее породил. Это логично, ибо в процессе вольного изменения, трактовки с легкостью теряется исходная мысль автора.

Общество, создающее свои ДК, старается оградить их от внешних факторов влияния, от потери изначального смысла при трактовках. ДК – это стандартизация данных, в первую очередь.

Вот очень простой и всем известный пример. Каждая цивилизация всегда стремилась сохранить свою целостность, правители всегда желали донести законы государства до каждого члена общества именно в том виде, в котором они были написаны, и исключить отклонения от основной сути. Любые интерпретации законов, их вольная трактовка и прочее губительно для государства, т.к. подрывает целостность и основы иерархии управления. Никто не будет спорить, что ситуация «Ты нарушил закон! – Нет, не нарушил, ибо я трактовал его иначе, а в моей трактовке мои действия не есть нарушение» является неправильной. Так же обстоит дело и с передачей знаний. Искажения информации зачастую делают совершенно бесполезными, если даже не опасными, любые сообщения. Именно поэтому человечество изобрело письменность. Устные каналы передачи способны очень сильно исказить первичное сообщение. Письменность, в значительной мере, позволяет этого избежать.

Следующим шагом в сохранении первоначальной сути ДК стало создание сакральной информации. Не стоит считать, что сакральная информация относится только к религии, хотя возникла она именно оттуда. Церковники, как никто другой, понимали, что их власть держится именно на правильной, с их точки зрения, трактовке сообщений. Религиозное влияние в первую очередь базируется на шаблонности мышления людей. Для этого религиозной власти было необходимо создать и привить всей своей пастве одинаковые шаблоны. Для этого и был введен принцип сакральной информации. Вольная трактовка религиозных текстов всегда жестоко каралась, но, помимо этого, народу также все время указывалось на истинность именно этого, конкретного текста и ложность всех других.  Для этого использовались все те же шаблоны. Например, обвинения в ереси в христианской религии, которые в первую очередь подчеркивали, что отклонения от канонов церкви уводит людей к Дьяволу, а люди, намеренно искажающие сакральные тексты, служат Дьяволу и хотят причинить зло всем слугам Господа. В итоге мы можем увидеть ту самую мысль, которую выдвигал Эллюль, – привитие шаблона без детального разбора самой логической цепочки внутри него: «Искажение текста Библии идет от Дьявола (синоним всего самого худшего)». Дальнейшим развитием «концепции сакральности» текста стали научные знания. Хотя они и потеряли свою «сакральность» с религиозной или законодательной точки зрения, люди пришли к выводу, что изменение научных знаний, например конкретных чертежей или формул, чревато просто-напросто их потерей, а это очевидное зло для цивилизации в целом. Но и это было далеко не последним действием, направленным на сохранение первоначальной сути ДК.

Следующие шаги делает уже скорее технический прогресс, нежели мораль самих людей. В 1455 году Иоганн Гуттенберг выпускает первую печатную книгу, созданную на изобретенном им книгопечатном станке. И, как ни странно, этой книгой становится Библия. И хотя первой изданной Гуттенбергом книгой была «Граматика», Библия стала первой его крупной работой, получившей массовое распространение. Не знаю, насколько фанатично верующим был немецкий изобретатель, но все же он выбрал именно Библию. На мой взгляд, нельзя сказать, что это просто случайность. Гуттенберг печатал первую книгу два года (с 1453 по 1455 годы), этот факт говорит, что процесс был не простой, и отнюдь не был направлен на ускорение процесса «издания» книг. Известно, что в Европе до изобретения книгопечатания книги тиражировались вручную. За редким исключением этой работой занимались монахи в скрипториях. Если даже скорость написания текста монахами была и меньше, чем у станка Гуттенберга, они делали это большими группами и в итоге выдавали гораздо больше готовой продукции. Но печатный станок позволил в значительной степени сократить влияние писца на текст. Писец, естественно, совершал ошибки в написании, к тому же переписчики часто пользовались полями книг для внесения своих личных заметок. Так, например, на полях  латинской рукописи Псалтыря IX в. можно встретить совершенно прозаические и неуместные комментарии, оставленные переписчиком: «Сегодня холодно», «Это естественно, сейчас зима», «Свет тусклый», «Пора немного поработать».

Должен заметить, что книгопечатание на самом деле было изобретено намного раньше. В Древнем Китае еще при династии Тян, примерно в 618-907 годах, использовалось механические системы размножения книг, ксилография, и хотя технологически этот способ и отличается от ныне существующего книгопечатания, но суть не изменилась. В эту тему я не углубляюсь по причине того, что китайская культура слишком далека от привычной мне европейской, и из-за этого сложно судить о том, что происходило тогда.

 

Ради этих же целей, то есть сохранения изначальных сообщений ДК, совершенствовался и сам язык. В период раннего Средневековья в Европе хоть и были знаки препинания, но встречались они редко. А еще раньше писцы в основном писали все слова слитно, лишь иногда разграничивая пробелами предложения. Конечно, иногда это приводило к возможности двоякой трактовки информации. Например, фраза на английском языке, где все слова написаны слитно, «Godisnowhere» можно прочесть как «God is nowhere» – «Бога нигде нет», так и «God is now here» – «Бог сейчас здесь». Два этих прочтения имеют кардинально разный смысл.

В современном информационном обществе сакральность сообщений принимает иную форму.  На передний план все больше выдвигается именно автор сообщения, а не само сообщение. Государства создают законы, которые призваны сохранять изначальный вид информации, а так же ее автора. Использование информации, принадлежащей другому человеку, сейчас зачастую незаконно. Использовать ее можно только с согласия автора и, часто, предоставляя ему денежное вознаграждение. Как таковая, сакральность самой информации теряется за ее материальной принадлежностью конкретному индивиду. 

История наглядно демонстрирует нам, что человечество всегда уделяло развитию коммуникаций очень большое внимание. Рассмотрев основные моменты их развития, я предлагаю взглянуть на то, как они применяются в реальной жизни. Ниже я приведу несколько исторических примеров взаимодействия разных типов коммуникаций и тех эффектов, которые они оказывают.

В некоторых ситуациях долгосрочные коммуникации используются совместно с кратковременными. Это видно в примере с Президентом, посещающим культурное мероприятие. Кратковременная новость настраивает людей на нужный правительству лад, создает символический образ Президента как «своего парня». Собственно, именно символизм некоторых кратковременных коммуникаций и работает как долговременное сообщение. То есть в данном случае само сообщение не имеет особой важности, важен зашифрованный в нем контекст. Такие сообщения создаются именно с целью культивации в индивидууме «правильных» с точки зрения общества шаблонов. Для этого есть много разных способов, применяемых в разных обществах.

Во времена становления СССР бытовало такое выражение как «Битва за урожай». Советские пропагандисты сделали из обыденного события – уборки урожая – символический образ. Они соотнесли труд колхозников с «трудом» солдат на войне, уповая на еще живущий революционный дух граждан. В виду того, что на тот момент СССР недавно пережил большевистскую революцию, в которой пострадало множество людей, а экономика страны была крайне слаба, но в простом гражданине жил дух «великого дела», люди увидели в своих занятиях не только рутину, весьма тяжелую, но некие героические подвиги. Используя символы героизма в повседневных событиях, пропаганда создавала новый образ мышления населения.

Для слаборазвитых обществ или для аграрных государств уборка урожая есть очень важный момент в связи с зависимостью экономики от этого процесса. Советское общество и руководство это, несомненно, знало. Этим и пользовалась пропагандистская машина. В своей работе она использовала знаки и символы, которые вызывали у граждан усиление чувства значимости урожая. Из соотнесения факта значимости сельского хозяйства с военным чувством «героизма» и вырос образ «пахаря-героя». Кроме того, к этому добавлялись и другие образы – коллектив, страх голода (в 1921-1922 гг. в СССР был зафиксирован первый массовый случай голода среди населения) и прочее. Те же механизмы работали и в других сферах пропаганды послевоенного периода. «Битва за урожай»  это всего лишь наиболее запомнившийся слоган тех времен, но правильнее было бы сказать, что основной темой пропаганды тех лет была «битва за все подряд». Хорошим примером этого является стахановское движение.

Автор Симаков И. В., 1921 г.
Автор Шульпин И. С., 1928 г.

 

Долговременные коммуникации, влияющие на общество косвенно (имеются в виду не точные данные, которые необходимо сохранить, такие как научные знания, законы, культурное наследие, исторические хроники), всегда должны основываться на символизме. Они проникают в подсознание целевой аудитории и откладываются там до тех пор, пока некие внешние факторы не пробудят их и не выведут на первый план. Когда правительство страны чувствует угрозу со стороны другой страны, оно начинает создавать сообщения, цель которых – возникновение в народе настроений, направленных против потенциальных врагов. Если конфликт интересов двух государств перерастает из дипломатического в военный, то население страны с гораздо большей охотой поддержит действия правительства, которое позаботилось о создании правильного образа «врага». В большинстве своем простому обывателю все равно, кто конкретно стоит у власти, если эта власть не налагает на него слишком тяжелых обязательств. Такой пассивный член общества вряд ли будет хорошим бойцом. Скорее всего, в нем взыграет инстинкт самосохранения и он откажется воевать, даже если на самом деле любит свою страну. Но если при этом он будет уверен, что новая власть, которая может появиться при поражении его страны в войне, будет гораздо хуже имеющейся, то у него уже не будет выбора. Будет работать тот же инстинкт, только в другой форме, это скорее, потребность в уверенности в завтрашнем дне. Человек уже будет бояться не самого факта возможности потери своей жизни, а того, что жить ему станет очень плохо, если он не предпримет неких действий. Созданием активного члена социума, фактически манипуляцией с человеческими инстинктами, направляющими индивида в нужное государству русло, занимается пропаганда. Прекрасная иллюстрация этого явления – агитационные плакаты тоталитарных режимов, таких как СССР или нацистская Германия, они в первую очередь порождают в человеке страх перед неким врагом и показывают превосходство «нашего» над «их».

 

 

        Довоенные немецкие плакаты и плакат, предшествующий вторжению СССР в Польшу в 1939 году.

 

Также важен момент самоидентификации как индивида в обществе, так и всего общества в целом. Общество должно быть единым, а единство невозможно без понимания того, чем ты являешься. Простых исторических хроник государства не достаточно. Даже самая славная история страны не сможет вдохновить отдельного человека, если он не будет чувствовать свою связь с этими событиями. Связь эта порождается посредством опять-таки символизма и мифов. Библейский миф о Давиде и Голиафе описывает, как еврейский юноша сразил матерого воина-великана. Евреи всегда были маленьким народом, на протяжении всей истории Израиля его окружали враги, не раз его захватывали крупные государства, такие как Древнеегипетская империя. Так что было бы несколько нелепо, если бы в данном мифе Давид ни в чем не уступал Голиафу и победил бы его в непосредственном состязании силы и воинского искусства. Вместо этого маленький Давид, олицетворяющий маленький же Израиль, одолел сильнейшего из филистимлян, используя одну лишь веру в Бога. «Если Господь прежде спасал меня ото льва и медведя, то спасет и теперь от этого филистимлянина», –

 таковы были слова Давида, перед тем как он вышел на поле боя (см. «1-я Книга Царств»: гл. 16-31). Этот символ указывал евреям на то, что несмотря на угрозу со стороны более сильных народов, они все объединены верой в Бога и Бог же их защищает.

В Древней Греции, взглянув на мифы о Геракле, можно наблюдать несколько иную картину. Изначально разрозненный в культурном плане народ, жители Эллады постоянно воевали друг с другом. Геракл же, в той или иной мере, совмещает в себе различные аспекты народностей, населявших древнюю Грецию. Кроме того, в мифе Геракл проходит ряд социальных слоев – он и воин, и царь, и охотник, и мореплаватель, и сумасшедший. В конце мифа Геракл занимает место на Олимпе рядом с остальными богами. Тем самым каждый грек мог сопоставлять свою жизнь с жизнью великого героя. Македонские цари, самые известные из которых были Филипп II Македонский, фактически объединивший Грецию в одно государство, и его сын Александр Великий, называли себя потомками Геракла. Я не сомневаюсь, что эта легенда была создана именно для придания македонским царям образа «царей всей Греции», единого царя для единого народа, образа общего героя, каким был «народный герой» Геракл. «Если ты действительно есть достойный потомок Геракла, то сделай все это, и тогда все будут обязаны тебе величайшей благодарностью: греки — за те благодеяния, которые ты им окажешь, а македоняне — за то, что ты будешь над ними законным государем, а не самодержцем. Весь же остальной род человеческий – за то, что ты освободишь эллинов от варварского деспотизма, после чего всех людей осчастливишь эллинской культурой…» — Из письма древнегреческого философа  Исократа царю Филиппу II Македонскому.

 

 

        «Давид и Голиаф», гравюра Гюстава Доре, 17 век.        «Геракл убивает Лернейскую гидру», 15 век.

 

     В современном мире мы можем наблюдать практически те же закономерности. И хотя сейчас созданием «мифов» занимаются СМИ, они действуют по тому же принципу. Создают и раскручивают образ некоего объединяющего людей персонажа. Тип героя, которого выбирают СМИ, зависит от идеологии страны и ситуации на данный момент. Даже если автор якобы старается уйти от идеологии, то в любом случае выходит так, что созданная им история, так или иначе, перекликается с идеологией окружающего общества. Если герой художественного произведения, скажем, солдат, то его действия читающий такую книгу обыватель будет сопоставлять с клише армии, бытующим в обществе. Образы героев, борющихся с неким злом, будь то враги на войне, преступники или кто-нибудь еще, в любом случае сопоставляются читателями с образами реально существующих людей и профессий. А значит, потенциально влияют на массовое восприятие этих самых людей в том ключе, как это подает автор произведения.Читать предыдущую часть: Информационная война. Введение
Читать продолжение: Информационные каналы

2. Информационные коммуникации

Неуклонное расширение масштабов
взаимодействия в среде производителей,
разработчиков, финансовых органов,
центров научных исследований и
опытно-конструкторских разработок
требует четкого и оперативного обмена
управленческой информацией, который в
последние годы стали называть
информационной коммуникацией.
Информационная коммуникация предполагает
обмен между субъектами отношений в виде
совокупности процессов представления,
передачи и получения информации.

Основными процессами информационной
коммуникации являются непосредственный
профессиональный диалог между
соответствующими специалистами
(разработчиками, конструкторами,
продавцами, потребителями и др.), посещение
ими торговых, промышленных, научно-технических
выставок, устные выступления перед
аудиторией, обмен письмами, публикациями,
подготовка результатов исследований
к различного рода советам (научным,
художественным, конструкторским,
экспертным и др.), их опубликование,
редакционно-издательские процессы и
процессы распространения публикаций,
рекламы, прайс-листов и другой информации
в целях расширения спектра информационных
услуг и рынка товаров.

Для характеристики информационной
коммуникации в целом используется ряд
понятий, важнейшими среди которых
являются «формальная» и «неформальная»,
«устная» и «письменная»,
«межличностная» и «безличная»,
«непосредственная» и «опосредованная»,
«планируемая» и «спонтанная».

Неформальными принято считать процессы
обмена информацией, осуществляемые
самими специалистами, учеными,
производителями, маркетологами и другими
путем личного общения при непосредственных
контактах (межличностная коммуникация)
или переписки (безличная коммуникация).
По оценке некоторых исследователей, по
неформальным каналам передается от 30
до 80% информации делового характера.
Неформальные процессы информационной
коммуникации обладают рядом несомненных
и весьма важных достоинств. Это прежде
всего оперативность (неформальные
каналы распространения информации
обладают наиболее короткими информационными
интервалами. При личном общении или
даже при переписке между двумя субъектами
деловых отношений необходимые сведения
передаются с быстротой, практически
недостижимой для других форм общения).
Кроме того, межличностная коммуникация
функционирует избирательно и адресно,
приспосабливая элементы новой информации
к профилю субъектной. Неформальным
процессам присущи также оценка и синтез
информации, что часто позволяет получить
нужные сведения, а не просто официальный
документ. Бесспорным преимуществом
неформальных процессов является быстрота
обратной связи при передаче информации.
Во время беседы между специалистами
любой вопрос может быть уточнен, а ответ
скорректирован в соответствии с
подлинными информационными потребностями
собеседника.

Передаваемая по неформальным каналам
информация может носить прикладной
характер, содержать внутренний подтекст,
эмоциональную окраску. В личных контактах,
научном споре, деловых обсуждениях
синтез информации совершается активнее,
чем при усвоении и переработке печатного
текста.

Существуют некоторые детали, главным
образом в прикладных дисциплинах, о
которых обычно не пишут в научных или
деловых отчетах или статьях. В ряде
случаев легче показать, как функционирует
те или иное устройство, изделие, комплекс,
нежели писать об этом. Для этого, кстати,
проводятся демонстрационные выставки
и ярмарки. Не случайно появился термин
«ноу-хау», определяющий технические
знания, производственный опыт,
профессиональные навыки. Таким образом,
межличностная коммуникация имеет
активную природу, так как сообщение
адресовано конкретному индивиду, что
повышает его доступность и понятность.

Однако следует отметить, что, будучи
оторванными от всей системы информационного
обслуживания, неформальные процессы,
которые часто заранее не планируются,
имеют и некоторые недостатки. Это
отсутствие механизма контроля качества,
ценности и конфиденциальности, средств
регистрации и хранения информации, а
также ограниченность распространения.
Контроль степени конфиденциальности
лежит непосредственно на субъектах
отношений.

Формальными называют процессы обмена
информацией с помощью официальных,
деловых документов. В этих процессах
ведущее место отводится системе
документооборота, включая разработку
документов, их изготовление, размножение,
рассылку, учет, контроль и распространение.
Распространением и рассылкой занимаются
специальные структуры организаций и
государства (почта, СМИ и др.).

Основные особенности и достоинства
формальных процессов информационных
коммуникаций заключаются в том, что
большинство документов оформляется в
печатной или иной форме, в результате
чего они являются носителями информации
практически постоянного хранения, а
при их подготовке осуществляется
контроль за качеством конфиденциальностью,
достоверностью и ценностью передаваемой
ин формации. Формальные коммуникации
— это, как правило, коммуникации заранее
планируемые, письменные, опосредованные.

Информационные материалы в зависимости
от изготовления бывают текстовые,
графические (чертежи, схемы, диаграммы)
и аудиовизуальные (звукозапись, кино-
и видеофильмы, фотоматериалы, микрофиши
и др.).

В практике информационной деятельности
документы подразделяются на первичные
и вторичные. Принято считать, что
первичные документы содержат
непосредственные результаты разработок,
исследований, учетно-статистической
информации и т.п., а вторичные — результаты
анализа и обобщения, полученные в
результате аналитико-синтетической и
логистической обработки исходных
данных, одного или нескольких первичных
документов или сведений о них.

Информационные документы подразделяются
также на опубликованные и непубликуемые.
Среди непубликуемых документов следует
особо выделить отчеты о НИР, пояснительные
записки к ОКР, диссертации, депонированные
рукописи, научные переводы,
чертежно-стро-ительные материалы и др.
К этой же группе относятся и материалы
судебных расследований и решения
судебных инстанций.

Информация и коммуникация — Студопедия

Как показывает анализ литературы, понятие и термин «коммуникация» неразрывны связаны с понятием и термином «информация». Его так или иначе включают десятки и сотни дефиниций коммуникации, содержащихся в различных словарях, энциклопедиях, популярных и научных работах. Они фиксируют тот факт, что коммуникация есть

· передача информации от человека к человеку,

· акт передачи информации,

· процесс передача информации от одной системы к другой,

· обмен информацией любого вида между различными системами связи,

· передача сообщения, сообщение,

· передача информационных сигналов, знаков, как вербального, так и невербального общения,

· информационное взаимодействие,

· обмен людей между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками,

· перемещение чего-то, в т.ч. информации, сообщения, сигнала, значения и т.д.

· тип взаимодействия между людьми, предполагающий информационный обмен.

· обмен «сухой», деловой информацией и т.д.

Ряд авторов в своих определениях правильно, на наш взгляд, акцентируют тот момент, что коммуникация — это не просто информационный обмен, информационное взаимодействие, а

Ø смысловой идеально-содержательный аспект, сторона социального взаимодействия.

Ø процесс передачи (обмена) некоторого мысленного содержания, заключенного в сообщении (информации) в виде неких знаков.

Итак подчеркнем, что социальная коммуникация – это именно смысловая, идеально-содержательная сторона, аспект информационного взаимодействия субъектов. Причем, определяющее значение имеет не физическое пространство и время, в которой осуществляется коммуникация, а социальное пространство и социальное время ее осуществления.



Для человека важна не информация сама по себе, а ее смысловое содержание. Ее качества и ценностб становятся очевидными лишь тогда, когда полученная информация является доступной, понятной, осмысленной.

Услышав или увидев фразу, произнесенную или написанную на языке, которого человек не знает, он получает информацию, но не может определить её смысл и должным образом воспользоваться ею. Такая коммуникация обессмысливается и не приносит ожидаемого результата. Чтобы избежать этого необходимо договориться о смысловом содержании слов или др.знаков, в которых заключено содержание и смысл информации, о правилах кодирования информации.



Таким образом, говоря о соотношении информации и коммуникации, будем считать, что коммуникация есть движение (передача, обмен) информации, но не всякое такое движение является социальной коммуникацией. Отсюда следует, что важнейшим признаком человеческой коммуникации является движение, передача или обмен смыслов между коммуникантами.

Краткие выводы

1. Информация является одним из основных универсальных и неотъемлемых свойств материи. Она есть отражение реального мира, отраженное разнообразие, обозначение содержания. Информация существует в любом материальном объекте или процессе в виде многообразия его состояний и передается от объекта к объекту в процессе их взаимодействия.

2. Для передачи информация (коммуникации) необходимо наличие материального носителя информации и ряда свойств у источника и приемника информации, обеспечивающих реальное информационное взаимодействие.

3. Информация объективна, но нематериальна. Она существует независимо от нашего сознания и присутствует в нем только как результат нашего взаимодействия с внешним миром. На бытовом уровне информация – это сведения, знания, являющееся объектом хранения, передачи и преобразования.

4. Информация, в виде принимаемых нами сигналов, имеет определенный смысл, фиксируемый в понятиях (словах) и других формах. Смысл это не информация. Если информация существует только на материальном носителе, то смысл существует в сознании человека в виде слов, образов и ощущений. Они составляют вторичную, или семантическую информацию, которая кодирует смысл полученной первичной информации

5. В человеческом обществе решающее значение приобретает не сама информация, а её смысловое содержание. Человек в своей деятельности использует именно смысловые понятия, содержание сообщения, а не информацию «вообще» как таковую.

6. Для передачи смыслового содержания информации необходимы кроме всего прочего общие правила информационного взаимодействия между источником и приемником, которые устанавливаются в процессе общения.

7. Способом информационного обмена являются различные знаковые системы и прежде всего – речь, а так же другие средства передачи информации.

Литература

1. Винер Н. Человек управляющий. – СПб.: Питер, 2001.

2. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации. – СПб.: Питер, 2011.

3. Информатика. Энциклопедический словарь для начинающих. Под ред. Д.А.Поспелова — Москва.: Педагогика-Пресс, 1994.

4. Информация // Современный словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1999.

5. Информация // http://ru.wikipedia.org/wiki/

6. Коммуникация // http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/kommunikatzija

7. Стратонович Р. Л. Теория информации. М.: Сов. радио, 1975.

8. Терминологический словарь по основам информатики и вычислительной техники. Под ред. А.П.Ершова, Н.М.Шанского.­ — М.: Просвещение, 1991.

9. Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. — М.: Наука, 1975.

10. Шрайберг Я.Л, Гончаров М.В. Справочное руководство по основам информатики и вычислительной техники. – М.: Финансы и статистика, 1995.

Лекция 3.

2.1. Понятие «информация» с точки зрения теории информационной коммуникации. Структура информационно-коммуникационной системы

Понятие «информация»
используется во многих бытовых
высказываниях и теоретических концепциях
с разными значениями. Самые простые
толкования «информации» таковы:
«1) Сообщение о чем-либо; 2) сведения,
являющиеся объектом хранения, переработки
и передачи…»1.
В некоторых определениях информации
речь идет о ее содержании: «сведения
об окружающем мире и протекающих в нем
процессах, воспринимаемые человеком
или специальными устройствами»2.
Существуют и другие значения понятия
«информация», связанные с тем или
иным конкретным случаем словоупотребления,
с традицией определенной отрасли знаний
и

42

человеческой
деятельности, например: «Сообщения,
осведомляющие о поло­жении
дел, о состоянии чего-нибудь»3.

Современная
философская трактовка понятия «информация»
свидетельствует
о том, что оно является категорией, то
есть таким понятием, которое
отражает наиболее общие и существенные
свойства, стороны, отношения явлений
действительности и объектов познания.
Применение категории «информация»
означает, что в познании определенного
явления используется так называемая
теория информации, или теория информационной
коммуникации, или, что тоже самое,
информационно-коммуникационный подход.
Это означает, что те или иные явления
действительности рассматриваются
человеком (субъектом познания) как
составляющие
определенного информационно-коммуникационного
процесса или
«коммуникационной системы».

Теория коммуникации,
более известная как «теория информации»,
возникла в конце 40-х годов XX в. при
изучении процессов передачи информации
в технических системах, таких как
телеграф, радио, телевидение или
электронно-вычислительная машина. У
истоков этой теории стояли Клод Шеннон
и Норберт Винер — основатели кибернетики.
В этой теории было предложено рассматривать
коммуникацию как систему, которая
состоит из пяти элементов, находящихся
друг с другом в определенных отношениях
(рис. 2.1).

Главные элементы
информационно-коммуникационной системы
таковы:

  1. Источник информации,
    производящий «сырую» информацию
    или сообщение, которое должно быть
    передано.

  2. Передатчик, который
    кодирует или модулирует эту информацию
    (изменяет определенные параметры) в
    форму, подходящую для канала передачи.

43

  1. Канал, по которому
    закодированная информация, или «сигнал»,
    передается
    в пункт получения информации. Во время
    передачи сигнал может быть
    изменен «шумом», поступающим от
    источника «шума».

  2. Получатель
    (приемник), декодирующий или перемодулирующий
    получаемый сигнал для того, чтобы
    открыть первоначальное сообщение.

5. Назначение, или
конечная цель, информации.
Безусловно,
теория коммуникации (или теория
информации),

разрабатываемая
основателями кибернетики и их
последователями, касалась только
технических систем и имела чисто
инженерное толкование. Однако впоследствии
предложенная схема коммуникации стала
основой для всех исследований
информационного процесса, где бы он ни
происходил: в социальной сфере, то есть
в обществе, в процессе коммуникации
между людьми;
или в биологической, между живыми
существами, не владеющими сознанием;
в неживой природе или в физических и
химических процессах. В зависимости от
того, кто (или что) выступает в качестве
передатчиков и приемников, различают
коммуникации: технические
(когда
сигналами обмениваются
технические средства, то есть изучается
только передача сиг­нала
от одного технического средства к
другому), биологические
(обмен
сигналами между животными) и социальные,
или
общественные
(обмен
сообщениями в человеческом обществе).

Социальные
коммуникации рассматриваются как
условие возникновения и существования
человеческого общества. Отличие их
состоит в
том, что
создателем сообщения (источником
информации или передатчиком)
является человек (группа людей) и
получателем (приемником или
конечной целью передачи сообщения) —
тоже человек (группа людей).

Информация при
этом рассматривается как «то, что
передается в процессе коммуникации»:
сигналы, изменения в механическом,
физическом или химическом состоянии
получателя информации; изменения в
объеме и характере знаний человека,
получающего информацию в результате

44

коммуникационного
процесса. «Информация» здесь не
имеет никакого конк­ретного
наполнения, потому что она является
разной в разных коммуникационных
системах. Это — понятие, применяемое
для обозначения содержания
сообщений, которые передаются в процессе
коммуникации. Высказывание «передача
информации» — это метафора, переносное
употребление выражения на основе
аналогии, сходства.

Следовательно,
понятие «информация» свидетельствует
только о том, что определенный процесс
рассматривается исследователем как
информационно-коммуникационный.

Коммуникация,
происходящая между людьми, то есть
в
обществе,
называется
социальной.
В
процессе
социальной коммуникации передается
социальная
информация. Иначе говоря, социальная
информация

это такая
информация, которая функционирует
в
обществе,
когда
коммуникаторами, то есть лицами,
находящимися в коммуникационном
взаимодействии, являются люди.

«Нооинформация»
— это информация, которая создается,
передается и принимается
человеческим разумом. То есть в случае
передачи (приема) нооинформации речь
идет о коммуникации между людьми.
Следовательно, «нооинформация» —
это синоним понятия «социальная
информация».

Источник информации

Передатчик
информации

Канал

коммуникации

Получатель
информации

Назначение
(конечная цель)

Источник шума

Рис. 2.1.
Общая схема коммуникационной системы
Примечание:
Стрелками
показано движение информации (сигналов)
и влияние на нее со стороны разных
препятствий (от источника шума).

45

информационные коммуникации — это… Что такое информационные коммуникации?



информационные коммуникации

信息交流

Русско-китайский финансово-экономическому словарь. — «Восток – Запад».
2007.

  • информационные данные
  • информационные ресурсы

Смотреть что такое «информационные коммуникации» в других словарях:

  • КОММУНИКАЦИИ — (от лат. communicate связь) средства сообщения (транспортные коммуникации) и связи, информационные контакты. В современном мире особенно возросла роль информационных коммуникаций, в частности через системы связи происходят контакты клиент банк от …   Экономический словарь

  • коммуникации — средства связи — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы средства связи EN communicationscomm …   Справочник технического переводчика

  • КОММУНИКАЦИИ — (от лат. communicatio контакт, связь) средства сообщения и связи, информационные контакты. В современном мире особенно возросла роль информационных К., в частности через системы связи происходят контакты «клиент банк» от уровня региона до… …   Юридическая энциклопедия

  • Информационные ресурсы —         (a. information resources; н. Informationsnachquellen; ф. ressources d information; и. recursos de informacion) совокупность информац. фондов, техн. средств, необходимых для оперативного удовлетворения информац. потребностей специалистов …   Геологическая энциклопедия

  • информационные бюллетени ФНД «Работа прессы» — информационные бюллетени ФНД «Работа прессы» [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] Тематики спорт (коммуникации и средства массовой информации) EN PRS newsletters …   Справочник технического переводчика

  • информационные услуги по Олимпийским результатам — система ORIS Система ORIS является совместныммпроектом МОК, ОКОИ и международных спортивныхмфедераций. Она определяет каналы передачи результатовмсоревнований и информации по каждому Олимпийскомумвиду спорта в ходе совещаний, проводящихся в… …   Справочник технического переводчика

  • Информационные технологии — (ИТ, от англ. information technology, IT)  широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее… …   Википедия

  • Информационные Экономические Системы — Экономическая информационная система (ЭИС) представляет собой совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи необходимой информации,… …   Википедия

  • коммуникации — (от лат. communicato связь)    средства сообщения (транспортные коммуникации) и связи, информационные контакты. В современном мире особенно возросла роль информационных коммуникаций, в частности через системы связи происходят контакты клиент банк …   Словарь экономических терминов

  • КОММУНИКАЦИИ — (от лаг. communicatio контакт, связь) средства сообщения и связи, информационные контакты. В современном мире особенно возросла роль информационных К., в частности через системы связи происходят контакты клиент банк от уровня региона до… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — способы создания, фиксации, переработки и распространения информации . В словосочетании И.Т. выражена определяющая роль, которую в современном обществе играет не информация сама по себе, а именно конкретные способы и механизмы оперирования ею.… …   Социология: Энциклопедия

Книги

  • Основы коммуникологии теория коммуникации Учебное пособие, Чамкин А.. Рассмотрены основы теории коммуникологии, ее базовые основания, системный характер, процесс, модели и виды коммуникации. Содержание учебного пособия включает сущность коммуникации, этапы… Подробнее  Купить за 1100 руб
  • Социология коммуникации. Учебное пособие, Чамкин Анвар Сергеевич. Рассмотрены социология коммуникации, ее основы, социально-психологическая природа, системный характер и структура процесса, виды и уровни коммуникации. Проанализированы современный взгляд на… Подробнее  Купить за 983 руб
  • Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования, Михеева Елена Викторовна. Учебное пособие создано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальностям укрупненной… Подробнее  Купить за 975 грн (только Украина)

Другие книги по запросу «информационные коммуникации» >>

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) могут повлиять на обучение учащихся, когда учителя обладают цифровой грамотностью и понимают, как интегрировать их в учебную программу.

Школы используют разнообразный набор инструментов ИКТ для общения, создания, распространения, хранения и управления информацией. (6) В некоторых контекстах ИКТ также стали неотъемлемой частью взаимодействия преподавания и обучения благодаря таким подходам, как замена классных досок интерактивными цифровыми доски, использующие собственные смартфоны студентов или другие устройства для обучения во время занятий, и модель «перевернутого класса», где студенты смотрят лекции дома на компьютере и используют время в классе для более интерактивных упражнений.

Когда учителя обладают цифровой грамотностью и обучены использованию ИКТ, эти подходы могут привести к развитию навыков мышления более высокого порядка, предоставить творческие и индивидуальные возможности для студентов, чтобы выразить свое понимание, и оставить студентов лучше подготовленными к тому, чтобы справляться с текущими технологическими изменениями в обществе и на рабочем месте. . (18)

Специалисты по планированию вопросов ИКТ должны рассмотреть следующие вопросы: рассмотрение общего соотношения затрат и выгод, обеспечение и поддержание необходимой инфраструктуры, а также обеспечение соответствия инвестиций поддержке учителей и другим политикам, направленным на эффективное использование ИКТ.(16)

Проблемы и обсуждения

Цифровая культура и цифровая грамотность: компьютерные технологии и другие аспекты цифровой культуры изменили способы жизни, работы, игры и обучения людей, оказывая влияние на формирование и распространение знаний и власти по всему миру. (14) Выпускники, которые менее знакомы с цифровой культурой все чаще оказываются в невыгодном положении в национальной и мировой экономике. Таким образом, цифровая грамотность — навыки поиска, распознавания и производства информации, а также критическое использование новых средств массовой информации для полноценного участия в жизни общества — стала важным фактором для разработки учебных программ.(8)

Во многих странах цифровая грамотность строится путем включения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в школы. Некоторые общие образовательные приложения ИКТ включают в себя:

  • Один ноутбук на ребенка: Менее дорогие ноутбуки были разработаны для использования в школе в соотношении 1: 1 с такими функциями, как более низкое энергопотребление, недорогая операционная система и специальные функции перепрограммирования и ячеистой сети. (42 ) Однако, несмотря на усилия по снижению затрат, предоставление одного ноутбука на ребенка может быть слишком дорогостоящим для некоторых развивающихся стран.(41)
  • Планшеты: Планшеты — это небольшие персональные компьютеры с сенсорным экраном, позволяющие вводить их без клавиатуры или мыши. Недорогое учебное программное обеспечение («приложения») можно загружать на планшеты, что делает их универсальным инструментом обучения. (7) (25) Наиболее эффективные приложения развивают навыки мышления более высокого порядка и предоставляют студентам творческие и индивидуальные возможности для выражения своего понимания. (18)
  • Интерактивные белые доски или интеллектуальные доски : Интерактивные белые доски позволяют отображать, обрабатывать, перетаскивать, нажимать или копировать проецируемые компьютерные изображения.(3) Одновременно на доске можно делать рукописные заметки и сохранять их для дальнейшего использования. Интерактивные доски ассоциируются с обучением в целом классе, а не с деятельностью, ориентированной на учеников. (38) Вовлеченность учеников обычно выше, когда ИКТ доступны для использования учениками в классе. (4)
  • E-ридеры : E-ридеры — это электронные устройства, которые могут хранить сотни книг в цифровом виде, и их все чаще используют для доставки материалов для чтения.(19) Студенты — как опытные читатели, так и неохотные читатели — получили положительные отклики на использование электронных книг для самостоятельного чтения. (22) Особенности электронных книг, которые могут способствовать позитивному использованию, включают их портативность и длительное время автономной работы, отклик к тексту и возможность определять неизвестные слова. (22) Кроме того, многие классические названия книг доступны бесплатно в виде электронных книг.
  • Перевернутые классные комнаты: Перевернутая модель классной комнаты, включающая лекции и практические занятия на дому с помощью компьютерных инструкций и интерактивных учебных занятий в классе, может предусматривать расширенную учебную программу.Результаты обучения учащихся в перевернутых классных комнатах мало изучены. (5) Восприятие учащихся в отношении перевернутых аудиторий неоднозначное, но в целом положительное, поскольку они предпочитают совместную учебную деятельность в классе, а не лекцию. (5) (35)

ИКТ и профессиональное развитие учителей: учителям нужны особые возможности профессионального развития для того, чтобы расширить свои возможности использования ИКТ для формирующих оценок обучения, индивидуального обучения, доступа к онлайн-ресурсам, а также для стимулирования взаимодействия и сотрудничества студентов.(15) Такая подготовка в области ИКТ должна положительно влиять на общее отношение учителей к ИКТ в классе, но она также должна содержать конкретные рекомендации по преподаванию и обучению ИКТ в каждой дисциплине. Без этой поддержки учителя, как правило, используют ИКТ для приложений, основанных на навыках, что ограничивает академическое мышление учащихся. (32) Для поддержки учителей в процессе изменения их преподавания также важно, чтобы менеджеры по образованию, руководители, преподаватели и лица, принимающие решения, были обучение использованию ИКТ. (11)

Обеспечение преимуществ инвестиций в ИКТ: Чтобы гарантировать, что инвестиции в ИКТ приносят пользу учащимся, должны быть выполнены дополнительные условия.Школьная политика должна обеспечивать школы минимально приемлемой инфраструктурой для ИКТ, включая стабильные и доступные интернет-соединения и меры безопасности, такие как фильтры и блокировщики сайтов. Политика учителей должна быть ориентирована на базовые навыки грамотности в области ИКТ, использование ИКТ в педагогических условиях и применение в конкретных дисциплинах. (21) Успешное внедрение ИКТ требует интеграции ИКТ в учебную программу. Наконец, цифровой контент должен разрабатываться на местных языках и отражать местную культуру.(40) Для обеспечения доступа и эффективного использования ИКТ необходима техническая, кадровая и организационная поддержка по всем этим вопросам. (21)

Контекст с ограниченными ресурсами: Общая стоимость владения ИКТ значительна: среди прочего, обучение преподавателей и администраторов, подключение, техническая поддержка и программное обеспечение. (42) При внедрении ИКТ в классные комнаты политики должны использовать поэтапный путь, создавая инфраструктуру и внедрение устойчивых и легко обновляемых ИКТ.(16) Школы в некоторых странах начали разрешать учащимся использовать в классе свои собственные мобильные технологии (например, ноутбук, планшет или смартфон) вместо того, чтобы предоставлять такие инструменты всем учащимся — подход, называемый «Принесите свое собственное устройство». (1) ( 27) (34) Однако не все семьи могут позволить себе устройства или планы обслуживания для своих детей. (30) Школы должны обеспечить всем учащимся равный доступ к устройствам ИКТ для обучения.

Соображения инклюзивности

Цифровое неравенство. Цифровое неравенство относится к различиям в цифровых средствах массовой информации и доступе к Интернету как внутри стран, так и между ними, а также к разрыву между людьми, имеющими цифровую грамотность и не имеющими ее, и навыками использования средств массовой информации и Интернета.(23) (26) (31) Цифровой разрыв как создает, так и усиливает социально-экономическое неравенство самых бедных людей мира. Политика должна намеренно преодолеть этот разрыв, чтобы обеспечить медиа, интернет и цифровую грамотность для всех студентов, а не только для тех, кого легче всего достичь.

Языковые группы меньшинств. Учащиеся, чей родной язык отличается от официального языка обучения, реже имеют дома компьютеры и подключение к Интернету, чем учащиеся большинства. Кроме того, им доступно меньше материалов в Интернете на их родном языке, что ставит их в невыгодное положение по сравнению с их сверстниками, которые собирают информацию, готовят доклады и документы и больше общаются с помощью ИКТ.(39) Тем не менее, инструменты ИКТ могут также помочь улучшить навыки учащихся из числа меньшинств, особенно в изучении официального языка обучения, с помощью таких функций, как автоматическое распознавание речи, наличие подлинных аудиовизуальных материалов и функции чата. (2) (17)

Учащиеся с разными стилями обучения: ИКТ могут предоставлять различные варианты для получения и обработки информации, осмысления идей и выражения обучения. Более 87% студентов учатся лучше всего через зрение и т

.

Определение связи от Merriam-Webster

Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.

com · mu · ni · ca ·tion | \ kə-ˌmyü-nə-ˈkā-shən \

1a : процесс, посредством которого происходит обмен информацией между людьми посредством общей системы символов, знаков или поведения

функция феромонов в коммуникации насекомых также : обмен информацией

b : личная связь отсутствие связи между пожилыми и молодыми людьми 2a : информация переданная : информация переданная или переданная

b : словесная или письменное сообщение

Капитан получил важное сообщение.

3 сообщения множественного числа

a : система (как для телефонов, так и для компьютеров) для передачи или обмена информацией

беспроводная электронная связь

b : система маршрутов для перемещения войск, предметов снабжения и транспортных средств

c : персонал, участвующий в передаче : персонал, занятый передачей или обменом информацией

4 сообщения множественного числа в форме, но в единственном или во множественном числе

a : технология эффективного выражения идей (как в речи)

b : технология передачи информации (как в печатном или телекоммуникационном виде)

5 : акт или пример передачи

сообщение о болезни

6 анатомия : связь между частями тела

Удивительно мало известно о связи между альвеолярной и терминальной бронхиолярными поверхностями … — Ричард С.Бушер

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *