Индивид индивидуальность субъект личность человек: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект — Студопедия

Содержание

Ответы на экзаменационные билеты. 8. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность (А. Г. Маклаков, 2012)

8. Индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность

Существует много различных точек зрения на то, как надо решать проблему изучения человека и его психики. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым.

Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.

Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (рис. 4). В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.

Рис. 4. Характеристика содержания понятия «индивид»

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б. Г. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил индивидуально-типические свойства – конституциональные (общесоматические), нейродинамические и билатеральные (особенности симметрии организма). Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства – структуру органических потребностей и сенсомоторную организацию, которые также зависят от таких факторов, как половой деморфизм и возраст.

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность» (рис. 5). Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.

Рис. 5. Характеристика содержания понятия «личность»

Следующее понятие, которое выделял Б. Г. Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности» (рис. 6). Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.

Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание – это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и как следствие – преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект – это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности.

Рис. 6. Характеристика содержания понятия «субъект деятельности»

Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность. Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости.

Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.

ВОПРОС – 29: Индивид, личность, индивидуальность, субъект: сопоставительный анализ. — КиберПедия

ОТВЕТ: Ананьев «Психологическая структура Личности» («Человек — как предмет познания») –системный или комплексный подход в изучении Личности.

Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).

Психологическая сущность человека проявляется по-разному на различных уровнях его бытия. Каждый человек может рассматриваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общевидовых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражающее себя существо.

Эти разные уровни бытия человека получили названия «индивид», «субъект», «личность» и «индивидуальность». На рисунке изображён ещё один, высший уровень бытия человека — универсум, но современной наукой он изучен недостаточно.

Индивид— человек, как отдельный представитель человеческого рода, имеющий врождённые природные свойства; телесное бытие человека. Индивид означает лишь то, что его отец и мать — люди. (Отдельное животное существо — особь). Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Два признака:

1. Неделимость или целостность субъекта.

2.Наличие у него особых (индивидуальных) свойств, которые отличают его от других представителей того же вида.

Субъект — человек, как носитель предметно-практической деятельности, распорядитель своих физических, психических и духовных сил.

Личность — человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография.

Глядя на предметные представления человека, мы видим, что личность – это только одна из ипостасей человека. Так же важно, что человек вне общества не становится личностью. Свобода и ответственность своей позиции – вторая важная часть определения личности. Личность – это и быть в обществе, и быть, в определенном образе, независимым от общества.

Личность можно определить по-иному. То, что человек живёт в человеческом обществе, является существом общественным, привело к формированию бесчисленного множества особых свойств, все эти свойства, взятые вместе, называются личностью. И человек, как носитель этих свойств, тоже является личностью.

Индивидуальность — человек, как уникальная, самобытная личность, реализующий себя в творческой деятельности.Если Личность — есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.


Два подхода:

1. Как неповторимость в совокупности его свойств, хар-к.

2. Внутренняя гармония, согласованность свойств человека (субъекта, Личности, индивида) идут в одном направлении развития.

Субъект – человек в контексте его Деятельности.

Универсум — высшая ступень духовного развития человека, осознающего своё бытие и место в мире.

Соотношение понятий «индивид» — «личность» — «индивидуальность» отражено в знаменитом афоризме: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А.Г. Асмолов).

Как связаны эти понятия: индивидуальность, человек, личность, индивид? Всякий человек является индивидом, но не всякий индивид является человеком, а только тот, кот. приобрел социальную индивидуальность, и снял свою биологическую индивидуальность. Всякая Личность есть человек как социальная индивидуальность, но всякий ли человек может быть назван Личностью? По этому вопросу нет единства мнений. Во-первых, некоторые из отдельных проявлений могут отсутствовать. Например, индивид без личности (Маугли), или личность без индивида (придуманный персонаж). Хорошим доказательством нетождественности этих понятий выступает феномен раздвоения личности.
Еще одна иллюстрация несовпадения понятий: Леонтьев говорил – предположим, через 30 лет после совершения преступления поймали преступника. И что с ним делать? Ведь мы судим не индивид, а личность. А за 30 лет личность могла стать совсем другой. Имеем ли мы права судить его теперь?

В принципе при ответе на связь этих понятий существует два направления ответа:

1. Объективное (признающее Личностью любого человека, как субъекта социальных отношений и Деятельности).

2. Нормативно-ценностное (предполагающее, что не каждый человек – Личность, и считающее необходимым установление социальных критериев Личности, т.е. избранных социальных качеств). Согласно этому направлению, чтобы быть Личностью недостаточно просто быть человеком, субъектом общественных отношений и Деятельности, нужно обладать социальными качествами, не каждому человеку присущими


Сопоставительный анализ: По логике определения «индивид», не каждый индивид раз­вивается в личность, а личность, в свою очередь, не всегда однозначно определяется своими анатомо-физиологическими предпосылками. Несовпадение индивида и личности иллюстрируется на примере литературных персонажей, неимеющих телесной оболочки, но при этом обладающих впол­не определенными чертами личности (таковы, например, поручик Киже из повести Ю. Тынянова, несуществующий рыцарь Агилульф из романа И. Кальвинов). Пони­мание взаимодействия индивида и личности отражает в целом проблему тела и духа, которая решалась в истории по-разному. Так, например, утверждая, что тело — это судь­ба, 3. Фрейд биологическому фундаменту личности отво­дил решающую роль в жизни человека, а в отечественной психологии, напротив, несколько десятилетий назад широ­ко обсуждались условия становления индивида личностью: кто может быть ею назван, а кто остается всего лишь инди­видом. Это противопоставление, впрочем, имело не столько научный, сколько идеологический смысл, что вполне осоз­навалось сторонниками психофизиологического крыла пси­хологии индивидуальных различий.

В отечественной психологии существует несколько под­ходов к выделению структуры индивидуальности, автора­ми которых являются Б.Г. Ананьев,B.C. Мерлин, Э.А. Голубева. Сопоставительный анализ их взглядов проведен М.С. Егоровой (таблица ниже).

Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, B.C. Мерлин ввел понятие интегральной ин­дивидуальности, подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны (10). B.C. Мерлин, в отличие от А.Н. Леонтьева, не противопо­ставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуаль­ность. Индивидуальность — это саморазвивающаяся и са­морегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и мно­гоуровневые связи, охватывающие все устойчивые фак­торы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития мате­рии — физические, биохимические, физиологические, со­циально-групповые и общественно-исторические. Это фор­ма бытия отдельного человека, в рамках которой он со­храняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних измене­ний.

Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты. В индивидуальности связа­ны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявле­ния оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции — то есть, несколь­ко огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профес­сии, а цели и ценности могут оказаться связанными с пси­хотипом (характерологическими особенностями). И, несмот­ря на то что тканевый состав человека обновляется (внут­ренние изменения), а жизнь ставит Новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» — условие це­лостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепля­ясь, прийти к саморазрушению.

Итак, несколько упрощенно можно сказать, что инди­видуальность— это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характе­ристик индивидуальности, можно представить ее как трех­этажное «здание».

Таблица- сопоставление структуры индивидуальности в подходах Б.Г. Ананьева, B.C. Мерлина и Э.А. Голубевой

 

Для того чтобы объединить характеристики индивида и личности, B.C. Мерлин ввел понятие интегральной ин­дивидуальности, подчеркивая самим названием, что все природные и социальные качества в ней плотно связаны. B.C. Мерлин, в отличие от А.Н. Леонтьева, не противопо­ставлял индивидные и личностные черты, а старался их соподчинить. Индивидное включается в индивидуаль­ность. Индивидуальность — это саморазвивающаяся и са­морегулируемая автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система. Она включает многомерные и мно­гоуровневые связи, охватывающие все устойчивые фак­торы индивидуального развития человека, иерархически соподчиняя в себе свойства всех ступеней развития мате­рии — физические, биохимические, физиологические, со­циально-групповые и общественно-исторические. Это фор­ма бытия отдельного человека, в рамках которой он со­храняет целостность и тождественность самому себе в условиях непрерывных внешних и внутренних измене­ний.

Важными в этом трудном для восприятия определении являются следующие моменты. В индивидуальности связа­ны между собой все проявления человека как организма, личности и носителя самосознания, причем эти проявле­ния оказывают взаимное влияние друг на друга, в чем и проявляется способность саморегуляции — то есть, несколь­ко огрубляя, можно сказать, например, что темперамент диктует загрузку человека и склоняет его к выбору профес­сии, а цели и ценности могут оказаться связанными с пси­хотипом (характерологическими особенностями). И, несмот­ря на то что тканевый состав человека обновляется (внут­ренние изменения), а жизнь ставит Новые задачи (внешние изменения), человек не теряет чувства «Я» — условие це­лостности, при нарушении которого личность переживает внутренние противоречия, конфликт и может, расщепля­ясь, прийти к саморазрушению.

Итак, несколько упрощенно можно сказать, что инди­видуальность— это индивид, личность и существующие между ними связи. Отмечая неоднородность разных характе­ристик индивидуальности, можно представить ее как трех­этажное «здание».

Тогда на нижнем уровне (биологическом фундаменте лич­ности) мы можем собрать все индивидные, формально-ди­намические характеристики (пол, темперамент, задатки способностей, асимметрию полушарий головного мозга). На втором уровне мы размещаем предметно-содержательные качества (черты, типы личности, способности, стилевые характеристики поведения). А на третьем, верхнем уровне будут присутствовать духовно-мировоззренческие характе­ристики (направленность личности, ценности, убеждения, взгляды, установки).

Для удобства запоминания можно использовать такую схему: нижний этаж (природа) стимулирует активность «потому что» — от потребностей, средний этаж обеспечива­ет средства деятельности человека (способности, характер, особенности когнитивных функций, стилевые характерис­тики), а третий этаж — это цели (направленность личнос­ти, особенности самосознания — «для чего» деятельность осуществляется, к чему человек стремится). Уровни инди­видуальности оказывают друг на друга взаимное, не только восходящее, но и нисходящее влияние.

Соподчинение не означает главенства какого-то из эта­жей. Но нижний более устойчив во времени, практичес­ки не поддается социальному воздействию (попробуйте-ка изменить пол или асимметрию полушарий!), средний более восприимчив к воспитанию (характер можно изме­нять, способности — формировать), а в третьем уровне биологического содержится очень мало, и он в наиболь­шей степени изменчив (в самом деле, взгляды, убежде­ния, ценности человек меняет в течение жизни несколь­ко раз).

Естественно, существуют и другие попытки выделить структуру индивидуальности. Так, например, К. Леонгард выделяет 3 сферы: направленность интересов и склоннос­тей (по содержанию напоминает выделенные нами духов­но-мировоззренческие свойства), чувства и воля (близкие понятию «темперамент») и ассоциативно-интеллектуальная (соответствующая способностям и стилевым особенностям). Сравнительный анализ представлений о структуре индивиду­альности, сложившихся в рамках отечественной психологии, предпринят в современном учебнике М.С. Егоровой.

 

Соотношение понятий субъект, индивид, личность, индивидуальность. Три варианта соотношения объема и содержания понятия личность.

Петухов. Понятие Личности) Содержание
терминов, обозначающих человека—
«субъект», «индивид», «индивидуальность»,
и, наконец, «личность» — часто пересекаются,
оказываются размытыми. Попытаемся
разобраться в этих определениях.

Понятие «субъект» является родовым:
это базовая психологическая категория.
В англоязычной литературе разъяснить
это понятие довольно просто — термин
S (subject) обозначает испытуемого. В
литературе отечественной подробное
разъяснение понятия «субъект» дает
С.Л.Рубинштейн. Так, в его фундаментальном
учебнике1 бытие, практика, деятель¬ность
рассматривается как взаимодействие
внешних и внутренних условий. Если
внешние условия есть окружающий природный
и социальный мир (источник воздействия),
то условие внутреннее — это и есть сам
действующий субъект. Тем самым субъект
есть внутреннее условие деятельности.
Самое важное свойство субъекта — его
активность. Активность субъекта есть
возможность самому определять собственное
поведение. Леонтьев: «Внутреннее
(субъект) действует через внешнее и этим
само себя изменяет». Отсюда второе
свойство субъекта есть его способность
к изменению, преобразованию себя, к
саморазвитию. Однако эта способность
должна иметь свой внутренний источник.
Таково третье свойство субъекта — его
неоднородность, полиморфность, или
множественность. Действительно, в каждом
из нас несколько качественно разных
субъектов, вступающих в диалог, а порою
и враждующих между собой. Данный факт
был впервые открыт в психоанализе: ведь
внутреннее противоречие (мотивационныи
конфликт) может быть источником как
невротических симптомов, так и
продуктивного личностного развития.

(Петухов)Природный, социальный
и культурный субъекты
. Так, природный
есть субъект активного гибкого
приспособления к изменяющимся условиям
окружающей среды на основе врожденного
генетического опыта, сформированного
в биологической эволюции. Так, человек,
как часть природы (животное), есть
представитель своего биологического
вида Homo sapiens. Далее, социальный есть
субъект присвоения и адекватного
применения коллективных сознательных
представлений, способов поведения,
имеющихся в данном обществе. Каждый
человек — член определенного общества,
обладающий психическими свойствами,
способами общения, адекватными занимаемой
им позиции (и допустимыми в ней). Культурный
есть субъект самостоятельного и
ответственного решения собственных
проблем на основе универсальных, т.е.
общечеловеческих норм. Подчеркнем, что
если социальные правила относительны,
то культурные нормы абсолютны.

Обратимся теперь к понятию личности.
Как всякое понятие, оно имеет определенный
объем, т.е. класс входящих в него объектов,
и содержание — существенные признаки
данного класса. Применительно к нашему
материалу существенные признаки, даже
определения, нами уже даны. Тогда следует
признать, что в современной психологии,
отечественной и мировой, объем понятия
«личность» имеет по крайней мере три
варианта, связанные с разными его
содержаниями.

1) В первом варианте личность понимается
в широком смысле и фактически совпадает
с понятием субъекта
как внутреннего
условия деятельности по Рубинштейну,
которое воспроизводится в учебниках и
пособиях для педагогических институтов.
Тем самым это понятие включает в себя
всех трех выделенных субъектов, в том
числе — природные особенности человека,
такие как задатки его способностей,
темперамент и т.п. Тем самым, фактически,
это понятие характерно не для общей, но
для дифференциальной психологии и
совпадает с понятием индивидуальности
субъекта. Действительно, индивидуальность
есть совокупность всех психических
свойств (качеств, черт), способов поведения
субъекта, которые отличают его от других.
Если довести данное понятие до предела,
можно понять, что индивидуальностью,
или личностью в широком смысле, обла¬дают
и животные, и поэтому первый вариант
объема понятия «личность» не является
единственным.

2) Для обсуждения специфики человеческих
свойств, в отличие от животных, обычно
пользуются известным по работам А.Н.
Леонтьева различением личности и
индивида.
Таков второй вариант объема
понятия личности, который уже не включает
природного субъекта, представителя
био-логического вида Homo sapiens, именуя его
индивидом и относя лишь к органическим
предпосылкам развития личности.
Показательно, что субъектов общества
и культуры, в данном случае объединенных,
все же приходится разделять, но уже в
самой личности, например как социально
типическое и индивидуальное в ней.

В мировой психологии второй вариант
объема понятия «личность» ярко представлен
в концепции индивидуальной психологии
А.Адлера, основателя «социального
фрейдизма». По Адлеру, исходным для
развития личности является социальное
чувство, или чувство общности, связанное
с необходимостью войти в общество и
занять в нем полноценное место. Реализации
этого чувства препятствуют: а) физические
дефекты (или те внешне наблюдаемые
собственные телесные признаки, которые
человек считает дефектными), б) авторитарное
воспитание, в) излишняя эмоциональная
опека. Если эти препятствия имеют место,
то весьма вероятен комплекс неполноценности
— собственная проблема, которую надо
как-то разрешить, компенсировать. Есть
два пути компенсации комплекса, или
разрешения личностной проблемы —
негативный и позитивный. Негативной
компенсацией комплекса неполноценности
следует признать только социальную:
это попытка компенсации последствий
комплекса, но не его истоков. Такова, по
Адлеру, неверная личностная защита —
стремление к личному превосходству,
власти. Позитивной компенсацией комплекса
должна быть названа культурная. Человек
обращается к самим истокам комплекса
неполноценности, а не компенсирует его
последствия. Вот принципиальные примеры
Адлера: художник, обладавший от рождения
дефектами зрения; музыкант — слуха;
оратор — дикции, и т.п. Иными словами,
именно там, где содержался источник
неполноценности, находится материал
для постановки жизненных целей субъекта.
Подчеркнем, что эти цели достигаются
через сотрудничество с другими людьми.
Совокупность способов достижения
жизненной цели есть индивидуальный
жизненный стиль, характер человека —
основное понятие Адлера.

3) Теперь рассмотрим последний, третий
вариант. Личность в точном, узком смысле
есть только субъект культуры.
В мировой
психологии этот вариант восходит к
архетипу самости Юнга3 — центральному
среди остальных. Переживание данного
архетипа можно описать так. Человек
долго и безрезультатно решал какую-то
проблему, считая ее только своей
собственной; наконец, он решил ее
совершенно самостоятельно — и почувствовал
себя уникальным, но одновременно понял,
что с подобной проблемой люди сталкивались
до него множество раз, и поэтому он
является теперь частью человечества.
Понятие самости перешло в гуманистическую
психологию, получив новое название —
реальное, или подлинное (в отличие от
поверхностного) Я.

При рассмотрении личности в узком смысле
охватываются критические моменты
(периоды) жизненного пути человека,
требующие самостоятельного решения
собственных проблем, ответственного
выбора, в результате которого происходит
становление, осознание и преобразование
мотивационной сферы. Тогда личность
следует отличать от индивида, имея в
виду не только природную особь, но и
представителя конкретного общества —
социального индивида: в своем культурном
развитии личность может не совпадать
с носителем конкретных сложившихся
общественных установлений. Опираясь
на одно из положений А.Н. Леонтьева,
здесь следует подчеркнуть: если индивид
(природный или социальный) лишь присваивает
опыт, так или иначе существующий до
него, то личность разумно преобразует
присвоенный опыт, прежде всего —
собственный. Природный организм,
социальный индивид, личность — так мы
и будем теперь называть определенных
выше субъектов.

Точное понимание личности содержит,
казалось бы, видимое противоречие. Ведь
личность действительно возникает лишь
при вхождении человека в общество, а
теперь она отличается от социального
индивида, выходит за его пределы. Данное
противоречие так же разрешается с опорой
на известную фразу А.Н.Леонтьева,
касающуюся развития личности: «Личность
рождается дважды». Первое рождение
личности, которое впервые возникает
внутри социального индивида, причем
абсолютные культурные нормы в данном
случае тождественны наличным социальным
правилам. Второй раз личность рождается
уже вне социального индивида, самостоятельно
и ответственно решая собственные
проблемы и, если это необходимо, отделяет
культурные нормы от конкретного
общественного опыта.

Обратимся теперь к представлению о
структуре личности в классическом
психоанализе Зигмунда Фрейда. Если
соотнести его терминологию с нашей, то
природный, социальный и культурный
субъекты будут названы соответственно
— «Оно», «Я», «Сверх-Я». Не будем однако
забывать о том, что психоаналитик имеет
здесь в виду прежде всего своего пациента,
который испытывает трудности в управлении
собственным социальным поведением, и
тем самым его сознательное Я является
слабым, испытывающим давление снизу и
сверху, со стороны бессознательных
инстанций. Так, Оно суть совокупность
вытесненных, аффективно окрашенных
телесных желаний, неразрешенных проблем
раннего детства. Следует подчеркнуть,
что здесь мы встречаемся не с природой
как таковой, но с такими телесными
влечениями, которые стали поводом,
предпосылкой для определенных личностных
проблем. Собственно конфликт пациента,
проявляющийся в его сознании, есть
противоречие между Я и Оно. Однако
подлинная причина конфликта глубже, в
бессознательном. Это противоречие между
Оно и Сверх-Я. Источником последней
инстанции является неразъясненный
родительский социокультурный запрет,
который позже становится для пациента
внутренней цензурой. Инстанция Сверх-Я
есть также не культура как та¬ковая, но
совокупность непонимаемых им «моральных»
принципов, которые почему-то надо
соблюдать. В наиболее трудных для терапии
случаях место культуры занимают так
называемые защитные механизмы, которые
на время позволяют как бы устранить
нерешенную проблему и связанную с ней
тревожность, но в действительности
препятствуют ее подлинному решению.
Обратим внимание на слово «механизмы»:
в данном случае их как раз и следует
изучать с целью возможного снятия,
устранения препятствий для личностного
развития.

В заключение приведем ключевые термины,
которые обычно используют психологи в
нашей стране, обсуждая роль природы,
общества и культуры в развитии личности.
Так, во-первых, говорят об органических,
или биологических, предпосылках развития
личности, скажем, задатках способностей,
или свойствах темперамента как основы
характера. Природные предпосылки, какими
бы они ни были сами по себе, можно назвать
материалом для преобразования. Во-вторых,
социальную среду справедливо считают
необходимым условием становления и
развития личности. Надеюсь, понятно,
что данное условие необходимо для
первого рождения личности, но не
достаточно для второго. И в-третьих,
культурные нормы являются: а) универсальными
принципами решения личностных проблем;
б) средствами преобразования природы;
в) способами подлинной защиты этой
природы, когда она уже преобразована.
Впрочем, функциональные различия природы
и культуры следует обсудить подробнее.

Характер, его строение и формирование.
Характер и темперамент. Характер и
личность. Понятие индивидуального
жизненного стиля (Адлер). Проблема
существования нормального характера
и отклонений от него (психопатии и
акцентуации характера).

Рубинштейн)Характер – относительно
устойчивые свойства личности, которые
определяют её качественные своеобразие
и выражают её направленность, а так же
способы реализации этой направленности
(мотивы, интересы, ценности, цели,
установки, убеждения, которые человек
стремится реализовать).
Характер
обусловливает
определенность человека как субъекта
деятельности, который, выделяясь из
окружающего, конкретным образом относится
к нему. Знать характер человека — это
знать те существенные для него черты,
из которых выте­кает, которыми
определяется весь образ его действий.
Первый и решающий вопрос
для определения характера каждого
человека — это вопрос о том, по отношению
к чему, к какой сфе­ре задач, целей и
т.д. делает человека определенным его
характер. Для характера, как и для воли,
взятых не формально, а по существу,
решающим является взаимоотношение
между общественно и личностно значимым
для человека. Характер
человека
— и предпосылка,
и результат его реального по­ведения
в конкретных жизненных ситуациях;
обусловливая его по­ведение, он в
поведении же и формируется. Эта взаимосвязь
характера и поступка опосредована
взаимозависи­мостью свойств характера
и мотивов поведения: черты характера
не только обусловливают мотивы поведения
человека, но и сами обусловле­ны ими.
Мотивы поведения, переходя в действие
и закрепляясь в нем, фиксируются в
характере. Каждый действенный мотив
поведения, кото­рый
приобретает устойчивость,— это в
потенции будущая черта
харак­тера в ее генезисе.

Характер
определяется
не каждым единичным, более или менее
случайным поступком, а всем образом
жизни человека
. К
характеру в собственном смысле слова
относятся, однако, не все относительно
устойчивые свойства личности, которые
выделяются и зак­репляются в человеке,
по мере того как складывается его образ
жизни, а только те черты и побуждения,
которые обусловливают по преимуществу
его действия. К характеру непосредственно
не относятся физическая лов­кость,
вообще свойства, обусловливающие умения
человека; в него вклю­чаются только
те свойства, которые выражают направленность
личнос­ти.
Характер
— это единство
личности, опосредующее все ее поведение.
Определяя господствующие побуждения,
характер может вырази­ться как в
целях, которые человек себе ставит, так
и в средствах или спо­собах, которыми
он их осуществляет, как в том, что
он делает, так и в том,
как он
это делает, т.е. характер может выразиться
как в содержании, так и в форме поведения.

Потребности, интересы,
склонности, вкусы, всевозможные тенденции
и установки, а также личные взгляды и
убеждения человека — это пси­хологические
формы выражения направленности, в
которой проявляется характер; содержанием
же ее является практическое отношение
челове­ка к другим людям и через них
к самому себе, к своему труду и к ве­щам
предметного мира. Ведущим и определяющим
моментом в форми­ровании характера
являются взаимоотношения человека с
другими людьми.

Существенной для становления
характера формой общения является
воспитание. В своей сознательной
организованности и целенаправленности
воспитание — общение воспитателя с
воспитываемым — располагает ря­дом
важнейших средств воздействия:
соответствующей организацией поведения,
сообщением знаний, формирующих
мировоззрение, личным при­мером.

В характер, вопреки
распространенному мнению, могут
включаться не только волевые и
эмоциональные, но и интеллектуальные
особенности, поскольку они становятся
свойствами личности, выражающимися в
каче­ственном своеобразии ее отношения
к окружающему. Так, легкомыслие,
благоразумие, рассудительность, будучи
интеллектуальными качествами, являются
или могут быть характерологическими
чертами. При этом, пре­вращаясь в
свойства характера, интеллектуальные
качества начинают определять не один
лишь интеллект как таковой, а личность
в целом. Человек сам
участву­ет в выработке своего характера
и сам несет за него ответственность.

Характер формируется постепенно в
процессе познания и практической
деятельности.

От круга впечатлений и разнообразия
деятельности зависят полнота и сила
характера.

Выразительные признаки характера –
речь, мимика, взгляд, поза, походка.

Выделяют три черты характера –
интеллектуальные, эмоциональные,
волевые.

(учебник) Отношения между
характером и личностью
фиксируются
в формуле: личность в своем развитии
«отменяет» характер, преодолевает те
черты, которые неприемлемы для личности.
Смысл в том, что описание зрелой личности
предполагает переход с языка черт
характера на язык свойств личности.

(Адлер)– человеческую деятельность
определяют направленности – генеральная
линия жизни. Основа этого – стремление
человека. Их 2 штуки: 1) стремление
достижения превосходства над другими
людьми. 2) чувство общности. Способствует
объединению людей друг с другом.

Индивидуальный жизненный стиль (по
Адлеру)
– устойчивые индивидуальные
своеобразные способы достижения
человеком главной жизненной цели
(складывается к 5 годам и в дальнейшем
изменить его очень трудно).

Характер (Адлер) – совокупность
относительно устойчивых индивидуальных
особенностей личности человека, в
которых внешне проявляется индивидуальный
жизненный стиль.

Нормальная и аномальная личность(по Адлеру) – у аномальной доминирует
направленность на достижение жизненного
превосходства, не хочет быть полезным
обществу. Факторы, усиливающие стремление
к превосходству: наличие органического
дефекта, условия воспитания.

Структура: направленность
(знания, идеи, взгляды, являющиеся
мотивами поведения), умственные черты
(рассудительность, наблюдательность),
эмоции (на грубость, чувствительность,
сопереживание и т.д.), воля (влияет на
силу и твердость характера), темперамент
, полнота (всестороннее развитие основных
структурных компонентов – умственных,
моральных, эмоционально-волевых),
целостность (единство слова и дела),
определенность (твердость и независимость
личности в стремлениях и убеждениях,
достижении цели), сила (энергичность
действий, активность, доведение дела
до конца), единство.

У каждого человека свой
индивиду­альный стиль жизни. Так же,
как невозможно найти на дереве два
абсо­лютно одинаковых листа, невозможно
отыскать двух одинаковых людей. Нормальный
человек
— это человек,
который живет в обществе и в своем образе
жиз­ни столь хорошо адаптирован, что,
хочет он того или нет, общество извле­кает
определенную выгоду из его деятельности.
Кроме того, с точки зре­ния психологической,
у него достаточно энергии и смелости,
чтобы открыто встречать проблемы и
трудности, которые случаются в его
жиз­ни. У людей же с
психопатологическими отклонениями

отсутствуют оба эти качества: и социальная
адаптация, и способность справляться
с пов­седневными трудностями жизни.

То, что мы называем чертой
характера, является выражением каких-то
попыток данной личности приспособиться
к миру, в котором она живет. Характер
— понятие социальное. Мы можем говорить
о черте характера, только рассматривая
индивидуума во взаимосвязи с его
социальной средой. Не так уж важно, каков
был характер Робинзона Крузо, — по
крайней мере, до его встречи с Пятницей.
Характер — это психологическая модель,
каче­ство и природа взаимоотношений
индивидуума с той средой, в которой он
живет. Это поведенческая установка,
согласно которой он ведет борьбу за
самоутверждение в соответствии со своим
социальным чувством. Черты характера
являются лишь внешними проявлениями
сти­ля жизни и поведенческой установки
данного индивидуума. Соответствен­но,
они дают нам возможность понять его
отношение к окружающей дей­ствительности,
к себе подобным, к обществу, в котором
он живет, и к проблемам существования
вообще. Черты характера суть инструменты,
орудия, которые личность в целом
использует для обретения признания и
самоутверждения; применение таких
орудий личностью — это и есть «тех­ника»
жизни. Черты характера
не наследуются
, как
это многим кажется, и не про­являются
от рождения. Они являются как бы жизненным
шаблоном, кото­рый позволяет каждому
человеку жить и самовыражаться в любой
ситуа­ции, будучи избавленным от
необходимости сознательно ее осмысливать.
Черты характера не являются выражением
унаследованных способностей или
склонностей. Мы приобретаем их с тем,
чтобы они помогали нам идти по жизни
определенным путем. Например, ни один
ребенок не рождается ленивым. Ребенок
становится ленивым потому, что лень ему
кажется наи­лучшим средством облегчить
себе жизнь и в то же время позволяет ему
сохранить ощущение собственной
значимости.

В равной мере ошибочна и
теория, согласно которой врожденными
являются криминальные наклонности. На
доводы ее сторонников мы можем возразить:
во многих семьях вырастает несколько
преступников оттого, что старшие члены
семьи передают свои антисоциальные
установ­ки младшим, которые учатся
на их примере. Детей в таких семьях с
ран­него детства учат, что воровство
— это выгодное занятие, и таким обра­зом
они продолжают семейную традицию.

Каждая черта характера,
присущая личности, олицетворяет
направление, в котором ее психика
развивалась с раннего детства. Это
развитие может идти по прямой или
изобиловать поворотами и объезда­ми.
В первом случае ребенок стремится к
реализации своей цели напря­мую, и у
него развивается агрессивный, мужественный
характер. В нача­ле развития характеру
обычно присущи именно такие активные,
агрессивные черты. Однако эта линия
легко искривляется или меняется.

Первые трудности могут
возникнуть, если противостоящие ребенку
силы не дадут ему достигнуть своей цели
— превосходства на другими — лобовой
атакой. Ребенок попытается каким-то
образом обойти эти трудно­сти. В
результате этого отклонения от прямого
пути также возникнут спе­цифические
черты характера. Другие препятствия на
пути развития его характера — например,
физические недостатки, неудачи и
поражения, нане­сенные окружающими,
— оказывают сходное влияние. Далее,
огромное зна­чение имеет неизбежное
влияние окружающего мира в самом широком
смысле слова. Принципы нашей цивилизации,
выраженные в требованиях, сомнениях и
эмоциях семьи и ребенка, в конечном
счете оказывают влия­ние на его
характер. Воспитание в целом применяет
методы и социальные установки, рассчитанные
на то, чтобы направить развитие ребенка
по руслу преобладающих образа жизни и
культуры. Стабильность социальной и
общинной жизни является первым ус­ловием
успешной адаптации к требованиям
общества.

Соотношение темперамента и характера.

Тем­перамент
— это
динамическая характеристика психической
деятель­ности индивида.
Для темперамента показательна, во-первых,
сила психических процес­сов. При этом
существенна не только абсолютная сила
их в тот или иной момент, но и то, насколько
она остается постоянной, т.е. степень
динамичес­кой устойчивости. Психическая
деятельность одной и той же силы может
отличаться различной степенью
напряженности, в зависимости от
соотношения меж­ду силой данного
процесса и динамическими возможностями
данной лич­ности. Будучи динамической
характеристикой всех проявлений
личности, темперамент в своих качественных
свойствах впечатлительности, эмоци­ональной
возбудимости и импульсивности является
вместе с тем чув­ственной основой
характера. Образуя основу свойств
характера, свойства темперамента,
однако, не предопределяют их. Включаясь
в развитие характера, свойства
темпера­мента претерпевают изменения,
в силу которых одни и те же исходные
свойства могут привести к различным
свойствам характера в зависимо­сти
от того, чему они субординируются,— от
поведения, убеждений, воле­вых и
интеллектуальных качеств человека. Так
на основе импульсивнос­ти как свойства
темперамента, в зависимости от условий
воспитания и всего жизненного пути,
могут выработаться различные волевые
качества характера: в одном случае на
основе большой импульсивности у
челове­ка, который не приучился
контролировать свои поступки размышлением
над их последствиями, может легко
развиться необдуманность, безудерж­ность,
привычка рубить с плеча, действовать
под влиянием аффекта; в других случаях
на основе той же импульсивности разовьется
решитель­ность, способность без лишних
промедлений и колебаний идти к
постав­ленной цели. В зависимости от
жизненного пути человека, от всего хода
его общественно-морального, интеллектуального
и эстетического развития впечатлительность
как свойство темперамента может в одном
случае при­вести к значительной
уязвимости, болезненной ранимости,
отсюда к робо­сти и застенчивости; в
другом — на основе той же впечатлительности
может развиться большая душевная
чуткость, отзывчивость и эстетичес­кая
восприимчивость; в третьем —
чувствительность в смысле сентимен­тальности.
Формирование характера на базе свойств
темперамента суще­ственно связано с
направленностью личности.

Природной основой характера является
темперамент, выражающий тип высшей
нервной деятельности. Темперамент в
характере определяет такие черты, как
уравновешенность или неуравновешенность
поведения, большую подвижность или
инертность, повышенный или пониженный
тонус проявляемой активности, общительность
или замкнутость, легкость или трудность
вхождения в новую обстановку или новую
обязанность.

Темперамент влияет и на другие проявления
характера, например, на тонус чувств,
внешнюю выразительность движений, речь,
сказывается на волевых проявлениях: в
одних случаях воля может выражаться в
виде порывов, в других – ровно, методически;
темперамент проявляется в способности
выполнять работу, требующую терпения
и выносливости.

Темперамент надо строго
отличать от характера. Темперамент ни
в коей мере не ха­рактеризует
содержательную сторону личности
(мировоззрение, взгляды, убеждения,
интересы и т.п.), не определяет ценность
личности или предел возможных для
данного человека достижений. Он имеет
отношение лишь к динамической стороне
деятельности. Характер же неразрывно
связан с содержательной стороной
личности.

Включаясь в развитие
характера, свойства темперамента
претерпе­вают изменения, в силу чего
одни и те же исходные свойства могут
при­вести к различным свойствам
характера в зависимости от условий
жиз­ни и деятельности. Так, при
соответствующем воспитании и условиях
жизни у человека с нервной системой
слабого типа может сильный характер,
и, наоборот, черты слабохарактерности
могут развить­ся при «тепличном»,
изнеживающем воспитании у человека с
сильной нервной системой. Во всех своих
проявлениях темперамент опосредство­ван
и обусловлен всеми реальными условиями
и конкретным содержани­ем жизни
человека. Например, отсутствие выдержки
и самообладания в поведении человека
не обязательно говорит о холерическом
темперамен­те. Оно может быть следствием
недостатков воспитания. Непосредствен­но
темперамент проявляется в том, что у
одного человека легче, у другого труднее
вырабатываются необходимые реакции
поведения, что для одно­го человека
нужны одни приемы выработки тех или
иных психических качеств, для другого
— другие.

(учебник) Слишком яркое проявление
того или иного характера принимает
патологическую форму. Согласно критериямГаннушкина,характер можно считать
патологическим, если он: 1) стабилен на
протяжении длительного времени, 2)
тотален в своих проявлениях (например,
человек проявляет вспышки гнева по
отношению к членам семьи, коллегам,
посторонним людям на улице) и 3) вызывает
социальную дезадаптацию.Личкоразработал классификацию патологических
характеров, названных им «акцентуациями
личности». Акцентуированная личность
– это ещё не больной человек, но его
личность уже настолько «искажена»
характером, что и он сам, и окружающие
испытывают большие трудности.

Тип акцентуаций характера по Личко:

  • Гипертимный– «взрывной» характер,
    подвижность, болтливость, приподнятое
    настроение

  • Лабильный– крайняя изменчивость
    настроения под влиянием ничтожных
    стимулов

  • Астеноневротический– беспокойный
    сон, плохой аппетит, плаксивость,
    утомляемость, склонность к ипохондрии.

  • Сензитивный– пугливость, робость,
    застенчивость, замкнутость с новыми
    людьми, плохая устойчивость к стрессу,
    глубокая привязанность в дружбе.

  • Неустойчивый– тенденция «плыть
    по течению», слабоволие, отсутствие
    настойчивости, любовь к развлечениям.

  • Конформный– готовность подчиняться,
    ханжество, уступчивость

  • Шизоидный– замкнутость, отгороженность
    от окружающего, холодность, неумение
    понимать чувства других, склонность к
    фантазиям, подчеркнутая независимость.

  • Эпилептоидный– склонность к
    вспышкам гнева, инертность мышления,
    садистские склонности, жадность,
    аккуратность, угодничество перед
    начальством

  • Истероидный– жажда постоянно быть
    в центре внимания, демонстративное
    поведение, показные попытки самоубийства,
    обостренное самолюбие, склонность к
    симуляции заболеваний, лживость.

  • Циклоидный– периодическая смена
    настроения, переход от периодов подъема
    к депрессии, раздражительность и апатия
    сменяются приступами энтузиазма.

  • Психастеничный– склонность к
    рассуждениям, самоанализу, мнительность,
    образование навязчивых страхов,
    педантизм, формализм, нетерпеливость.

Раскройте соотношение понятий «индивид», «субъект деятельности», «личность» и «индивидуальность».

В
психологической науке существует
несколько понятий для обозначения
человека: индивид, личность, субъект,
индивидуальность.
     
1. Человек как индивид. В понятии человека
как индивида обычно выражаются два
основных признака:
      
1) человек как своеобразный представитель
других живых существ, отличающийся от
животных и являющийся продуктом фило-и
онтогенетического развития, носитель
видовых черт;
    
  2) отдельный представитель человеческой
общности, использующий орудия, знаки и
через них овладевающий собственным
поведением и психическими процессами.
    
 Оба значения понятия взаимосвязаны
и описывают человека как существо
своеобразное. Наиболее общими
характеристиками индивида являются:
целостность и своеобразие психофизиологической
организации; устойчивость во взаимодействии
с окружающей средой; активность. В
обыденной жизни под индивидом понимают
конкретного человека со всеми присущими
ему особенностями.
  
    2. Человек как личность. Это
конкретный человек, являющийся
представителем определенного общества,
определенной социальной группы,
занимающийся конкретным видом
деятельности, осознающий свое отношение
к окружающему и наделенный определенными
индивидуально-психологическими
особенностями.
  
В личности выделяется ее общественная
сущность. Вне общества, вне социальной
и профессиональной группы человек не
может стать личностью, у него не
сформируется человеческий облик: т. е.
создает человека природа, а формирует
его общество.
      
Сущностная характеристика личности и
ее основные особенности определяются:
      а)
содержанием мировоззрения человека,
т. е. сложившейся у него системой
убеждений, научных взглядов на природу,
общество, человеческие отношения,
которые стали его внутренним достоянием
и отложились в сознании в виде определенных
жизненных целей и интересов, отношений,
позиций;
    
б) степенью целостности мировоззрения
и убеждений, отсутствием или наличием
в них противоречий, отражающих
противоположные интересы разных слоев
общества. Целостность мировоззрения
нарушается, если личность руководствуется
или находится под влиянием противоречивых
интересов, носителем которых она вдруг
оказывается в силу различного рода
социальных обстоятельств;
     
в) степенью осознанности человеком
своего места в обществе. Очень часто
бывает, что человек слишком долго не
может в силу разного рода обстоятельств
найти своего места в обществе, что не
позволяет его мировоззрению окончательно
оформиться и эффективно проявляться;
   
г) содержанием и характером потребностей
и интересов, устойчивостью и легкостью
их переключаемости, их узостью и
многогранностью. Будучи достаточно
изменчивыми, потребности и интересы
личности при своей слабой оформленности
или узости очень сильно ограничивают
мировоззрение человека;
    
д) спецификой соотношения и проявления
различных личностных качеств. Личность
настолько многогранна в своих
индивидуально-психологических
проявлениях, что соотношения ее
разнообразных качеств могут сказываться
и на проявлениях мировоззрения, и на
поведении.
   
3. Человек как субъект. Человек всегда
является субъектом (участником,
исполнителем) исторического и общественного
процесса в целом, субъектом конкретной
деятельности, в частности, источником
познания и преобразования объективной
действительности. Сама же деятельность
при этом выступает формой активности
человека, позволяющей ему совершенствовать
окружающий мир и самого себя.
   
 4.  Человек как индивидуальность.
Индивидуальность — не есть что-то
над- или сверхличностное. Когда говорят
об индивидуальности, то имеют в виду
оригинальность личности. Обычно словом
«индивидуальность» определяют какую-либо
главенствующую особенность личности,
делающую ее не похожей на окружающих.
Индивидуален каждый человек, но
индивидуальность одних проявляется
очень ярко, Других — малозаметно.
     
Индивидуальность может проявляться в
интеллектуальной, эмоциональной, волевой
сфере и сразу во всех сферах психической
деятельности. Индивидуальность
характеризует личность конкретнее,
детальнее и тем самым полнее. Она является
постоянным объектом исследования при
изучении каждой конкретной личности.

Индивидуальные различия

Индивидуальные различия

Запись в Энциклопедию психологии (в печати)

Каздин А.Е. (редактор)

Уильям Ревелл

Кафедра психологии

Северо-Западный университет

Эванстон, Иллинойс

Электронная почта: [email protected]


Индивидуальные различия

То, что люди отличаются друг от друга, очевидно. Чем и почему они отличаются, менее ясно и является предметом изучения индивидуальных различий (ID).Хотя изучение индивидуальных различий, по-видимому, означает изучение дисперсии, чем люди отличаются, это также означает изучение центральной тенденции: насколько хорошо человека можно описать с точки зрения общего среднего внутри человека. В самом деле, возможно, самый важный вопрос индивидуальных различий заключается в том, являются ли люди более похожими на самих себя во времени и в разных ситуациях, чем на других, и меньше ли вариация внутри одного человека во времени и ситуации, чем вариация между людьми.С этим связан вопрос о сходстве, потому что люди отличаются друг от друга по своему сходству. Вопросы о том, являются ли отдельные группы (например, группы по полу, культуре, возрасту или этнической принадлежности) более схожими внутри, чем между группами, также являются вопросами индивидуальных различий.

Психология личности обращается к вопросам общей человеческой природы, измерений индивидуальных различий и уникальных моделей личности. Исследования ID варьируются от анализа генетических кодов до изучения сексуальных, социальных, этнических и культурных различий и включают исследования когнитивных способностей, межличностных стилей и эмоциональной реактивности.Методы варьируются от лабораторных экспериментов до продольных полевых исследований и включают методы обработки данных, такие как факторный анализ и анализ основных компонентов, а также процедуры структурного и многоуровневого моделирования. Наиболее важными вопросами измерения являются надежность и стабильность индивидуальных различий.

«Исследование индивидуальных различий» рассматривает три широких вопроса: 1) разработка адекватной описательной таксономии того, чем люди различаются; 2) применение различий в одной ситуации для прогнозирования различий в других ситуациях; 3) проверка теоретических объяснений структуры и динамики индивидуальных различий.

Таксономии индивидуальных различий

Таксономическая работа была сосредоточена на категоризации бесконечного количества способов, которыми индивидуумы различаются с точки зрения ограниченного числа скрытых или ненаблюдаемых конструкций. Это многоэтапный, циклический процесс интуиции, наблюдения, дедукции, индукции и проверки, который постепенно сошел на согласованную описательную организацию широких классов переменных, а также методов их анализа. Большинство методов измерения и таксономии, используемых в данной области, были разработаны в ответ на потребность в выборе для обучения, обучения и бизнес-приложений.(500 000) возможных вариантов ответа, которые можно найти, задавая вопросы людям по каждому из более чем 500 000 слов английского языка, скорее усложнят, чем уменьшат. Классическая теория тестов (CTT) игнорирует индивидуальные шаблоны ответов и оценивает общий объем словарного запаса человека, измеряя производительность на небольших выборках слов. Слова рассматриваются как случайные копии друг друга, и поэтому индивидуальные различия в общем объеме словарного запаса оцениваются по наблюдаемым различиям в этих меньших выборках.Коэффициент корреляции моментов произведения Пирсона (r) сравнивает степень ковариации между этими выборками с дисперсией внутри выборок. По мере увеличения количества слов в выборке корреляция индивидуальных различий в каждой выборке и в общей области соответственно увеличивается.

При оценке способности на основе теории отклика предмета (IRT) учитываются параметры самих слов (то есть сложность и различимость каждого слова) и оценивается отдельный параметр способности для каждого человека.Хотя оценки CTT и IRT сильно коррелированы, статистика CTT основана на разложении источников дисперсии внутри и между людьми, в то время как статистика IRT сосредоточена на точности отдельной оценки, не требуя различий между людьми. CTT-оценки надежности показателей способностей оцениваются по аналогичным пунктам (внутренняя согласованность), по альтернативным формам и по разным формам оценки, а также во времени (стабильность). Тесты надежны в той степени, в которой различия внутри людей невелики по сравнению с таковыми между людьми при обобщении по предметам, формам или случаям.Таким образом, надежность CTT требует вариативности между субъектами. С другой стороны, оценки IRT связаны с точностью измерения для конкретного человека с точки зрения метрики, определяемой сложностью задания.

Теория тестирования, разработанная для учета различий выборки внутри доменов, может быть обобщена для учета различий между доменами. Точно так же, как разные образцы слов дают несколько разные оценки словарного запаса, разные когнитивные задачи (например, словарный запас и арифметические показатели) дают разные оценки эффективности.Используя многомерные процедуры, такие как Анализ главных компонентов или Факторный анализ, можно разложить общую вариацию на ковариацию между доменами, ковариацию внутри предметной области и вариацию внутри предметной области. Одно из наиболее воспроизводимых наблюдений при изучении индивидуальных различий заключается в том, что почти все тесты, предназначенные для оценки когнитивных способностей, имеют общий фактор (g), который является общим с другими тестами способностей. То есть, хотя каждый тест имеет определенную вариацию, связанную с содержанием (например,g., лингвистический, пространственный), форма администрирования (например, слуховое, визуальное) или задействованные операции (например, скорость восприятия, хранение в памяти, извлечение памяти, абстрактное мышление), существует общая дисперсия, которая является общей для всех тестов когнитивных способностей. способность.

Личность и способности

Хотя для некоторых термин «личность» относится ко всем аспектам индивидуальности человека, типичное употребление делит эту область на исследования способностей и личности. Тесты на способности рассматриваются как максимальные показатели эффективности.Способность понимается как лучшее, что можно сделать в конкретном измерении за ограниченное время (тест скорости) или за неограниченное время (тест мощности). Личностные показатели — это оценки средней производительности и обычно включают отчеты о предпочтениях и оценках того, что человек обычно делает, и как он воспринимает себя и воспринимается другими.

Те же процедуры, которые использовались для выяснения структуры когнитивных способностей, были применены к вопросу определения сфер личности.Многие из ранних и текущих опросов личности используют самоописательные вопросы (например, любите ли вы ходить на веселые вечеринки; нервничаете ли вы иногда), которые рационально или теоретически имеют отношение к какой-либо области, представляющей интерес для конкретного исследователя. Несмотря на то, что инвентаризации, разработанные таким образом, в значительной степени согласованы, частично это согласие может быть связано с концептуальным перекрытием пулов предметов. Другие исследователи выступали за лексический подход к таксономической проблеме, исходя из основного предположения, что слова в естественном языке описывают все важные индивидуальные различия.Это смещает таксономический вопрос с того, насколько люди похожи и отличаются друг от друга, на то, как слова, используемые для описания людей (например, живые, разговорчивые, нервные, тревожные), похожи и отличаются друг от друга.

Размерный анализ тестов, разработанных на основе лексической, рациональной или теоретической базы, предполагает, что ограниченное число (от трех до семи) доменов черт более высокого порядка адекватно организует тысячи слов, описывающих индивидуальные различия, и логически бесконечный способ, которым эти слова могут быть объединенными в элементы самостоятельного или партнерского отчета.Самыми широкими областями являются интроверсия-экстраверсия и эмоциональная стабильность-невротизм, за которыми следуют области уступчивости, добросовестности и интеллектуальной открытости или культуры. Эти области можно рассматривать как вопросы, которые человек хочет знать о незнакомце или потенциальном партнере: являются ли они энергичными и доминирующими (экстравертными), эмоционально стабильными (низкий уровень невротизма), заслуживающими доверия (добросовестными), милыми (приятными) и интересными. (умный и открытый).

Меры способностей и личности отражают наблюдения, агрегированные по времени и по случаю, и требуют выводов о стабильных скрытых чертах, которые, как считается, объясняют разнообразие наблюдаемого поведения.Однако есть и другие индивидуальные различия, которые очевидны для сторонних наблюдателей и не требуют выводов о скрытых чертах или вообще не требуют их. Наиболее очевидные из таких переменных включают пол, возраст, рост и вес. Различия, требующие определенных знаний и умозаключений, — это различия в этнической принадлежности и социально-экономическом статусе. Эти очевидные групповые различия иногда анализируются с точки зрения более тонких показателей личности и способностей или реальных жизненных результатов (например, половые различия в невротизме, математических способностях или доходе).

Прогнозная достоверность

Индивидуальные различия важны только постольку, поскольку они имеют значение. Помогает ли знание того, что люди различаются по признаку X, в прогнозировании вероятности их поведения Y? Для многих важных переменных результатов ответ — однозначное «да». В своем обзоре 85-летнего отбора в области психологии персонала Фрэнк Шмидт и Джон Хантер (Psychological Bulletin, 1998, 124, 262-274) показывают, как различия в когнитивных способностях предсказывают различия в производительности труда с усредненной корреляцией.50 для работ средней сложности. Эти корреляции регулируются сложностью работы и намного выше для профессионально-управленческих должностей, чем для полностью неквалифицированных должностей. Что касается приложений к психологии персонала, то высший менеджер (на одно стандартное отклонение выше средней способности менеджеров) производит почти на 50% больше, чем средний менеджер. Эти отношения уменьшаются в зависимости от многолетнего опыта и степени подготовки. Общие умственные способности (g) также обладают значительной способностью прогнозировать результаты, не связанные с работой, такие как вероятность окончания колледжа, риск развода и даже риск совершения преступления.

Некогнитивные меры индивидуальных различий также позволяют прогнозировать важные критерии реальной жизни. Экстраверсия тесно связана с общим объемом продаж в долларах среди продавцов. Точно так же импульсивность можно использовать для прогнозирования нарушений ПДД. Добросовестность в сочетании с g существенно увеличивает предсказуемость выполнения работы. Хотя величина корреляции намного ниже, сознательность, измеренная в подростковом возрасте, предсказывает преждевременную смертность в течение следующих пятидесяти лет.

Источники индивидуальных различий

Таксономические и прогностические исследования индивидуальных различий представляют собой описательную организацию мыслей, чувств и поведения, которые идут вместе и как они соотносятся с другими результатами. Но эта категоризация носит скорее описательный, чем причинный характер, и аналогична группировке горных пород по плотности и твердости, а не по атомной или молекулярной структуре. Причинные теории индивидуальных различий разрабатываются, но находятся на гораздо более ранней стадии, чем описательные таксономии.

Описательные таксономии используются для систематизации результатов исследований, изучающих генетические основы индивидуальных различий. Применяя методы структурного моделирования к дисперсиям и ковариациям, связанным с различными семейными констелляциями, можно разложить дисперсию фенотипических признаков на отдельные источники генетической дисперсии и дисперсии окружающей среды. Чаще всего используются семейные конфигурации для сравнения однояйцевых (монозиготных) с разнояйцевыми (дизиготными) близнецами.Дополнительные конструкции включают близнецов, воспитываемых вместе или отдельно, а также биологических и приемных родителей, детей и братьев и сестер. Выводы поведенческой генетики для большинства личностных черт, как правило, схожи: в разных дизайнах, с разными выборками из разных стран, примерно 40-60% фенотипической дисперсии, по-видимому, находится под генетическим контролем, и лишь очень небольшая часть оставшейся экологической дисперсии связанные с общими семейными экологическими эффектами. Дополнительные результаты предполагают, что генетические источники индивидуальных различий остаются важными на протяжении всей жизни.Однако это не должно означать, что люди не меняются по мере взросления, а скорее, что пути, которые они выбирают в жизни, аналогичны тем, которые выбирают генетически схожие люди.

Гены не кодируют мысли, чувства или поведение, а скорее кодируют белки, которые регулируют и модулируют биологические системы. Несмотря на то, что была проделана многообещающая работа по поиску биологических основ индивидуальных различий, обрисовать эти основы можно только в самом широком смысле.Конкретные нейротрансмиттеры и структуры мозга могут быть связаны с широким классом подходов к поведению и положительным аффектам, тогда как другие нейротрансмиттеры и структуры могут быть связаны с таким же широким классом поведения избегания и отрицательных аффектов. Отчеты, связывающие определенные аллели с конкретными чертами личности, подчеркивают, что общие черты личности, скорее всего, находятся под полигенным влиянием и регулируются опытом окружающей среды.

Тонкие различия в доступности и повторном потреблении нейромедиаторов изменяют чувствительность людей к сигналам об окружающей среде, которые предсказывают будущую доступность ресурсов, а также внешние вознаграждения и наказания.Именно то, как эти сигналы обнаруживаются, присваиваются, сохраняются и интегрируются с предыдущим опытом, делает каждого человека уникальным. Текущая работа на основе индивидуальных различий связана с пониманием этого тонкого взаимодействия биологических склонностей с возможностями и ограничениями окружающей среды, поскольку они в конечном итоге представлены в системе обработки информации человека. Со временем мы можем ожидать увеличения нашей таксономической и предсказательной способности, используя эти причинные биосоциальные теории индивидуальных различий.


Артикул:

  • Броуди, Н. и Эрлихман, Х. (1997) Психология личности: наука об индивидуальности. Пресса Прентис Холла; Вдумчивое введение в широкий круг личности.
    Купер, К. (1997) Индивидуальные различия: Лондон: Арнольд
    Широкий обзор области, включающий обзор методологий измерения.
  • Айзенк, Х.Дж. (1994) Личность: Биологические основы. В П.А. Вернон (ред.) Нейропсихология индивидуальных различий.Лондон: Academic Press.
  • Айзенк, Х.Дж. и Айзенк, М.В. (1985) Личность и индивидуальные различия: естественнонаучный подход. Пленум: Нью-Йорк.
    Хотя и устаревший, пожалуй, лучший трактат научного метода применительно к изучению личности и индивидуальных различий.
  • Hogan, R., Johnson, J. & Briggs, S. (Eds) (1997) Справочник по психологии личности. Сан-Диего: Academic Press.
    Полный справочник в данной области включает главы об эволюционных, биологических и социальных основах индивидуальных различий.
  • Jensen, A.R. (1998) Фактор G: наука об умственных способностях. Вестпорт, Коннектикут. Прегер
    Обзор важности общего интеллекта для выполнения задач.
  • Loehlin, J.C. (1992) Гены и окружающая среда в развитии личности. Ньюбери-Парк, Калифорния. Sage.
    Краткое руководство по генетическому моделированию и таксономии личности.
  • Саклофске, Д. Х. и Зейднер, М. (1995). Международный справочник личности и интеллекта. Нью-Йорк: Пленум.

,

цитат индивидуальности (999 цитат)

Bernard M. Baruch

«Будьте собой и говорите, что чувствуете, потому что те, кто возражает, не имеют значения, а те, кто имеет значение, не возражают».

Бернард М. Барух

Ralph Waldo Emerson

«Быть ​​собой в мире, который постоянно пытается сделать из вас что-то еще, — величайшее достижение».

Ральф Уолдо Эмерсон

Mark Twain

«Всякий раз, когда вы оказываетесь на стороне большинства, пора исправляться (или делать паузу и размышлять).»

Марк Твен

Coco Chanel

«Самый смелый поступок — это по-прежнему думать самостоятельно. Вслух.»

Коко Шанель

Friedrich Nietzsche

«У тебя есть свой путь. У меня свой путь. Что касается правильного пути, правильного пути и единственного пути, то его не существует ».

Фридрих Вильгельм Ницше

Jim Morrison

«Самый важный вид свободы — быть тем, кем ты являешься на самом деле.Вы обмениваете свою реальность на роль. Вы торгуете своим чувством на поступок. Вы отказываетесь от способности чувствовать, а взамен надеваете маску. Никакой крупномасштабной революции не может быть, пока не произойдет личная революция на индивидуальном уровне. Сначала это должно произойти внутри «.

Джим МОРРИСОН

Mahatma Gandhi

«Я не позволю никому ходить по моей голове своими грязными ногами».

Махатма Ганди

Augusten Burroughs

«Я сам полностью состоит из недостатков, объединенных добрыми намерениями.»

Огюстен Берроуз

Friedrich Nietzsche

«Человеку всегда приходилось бороться, чтобы не быть подавленным племенем. Если вы попробуете, вам будет часто одиноко, а иногда и страшно. Но нет слишком высокой цены, чтобы платить за привилегию владеть собой ».

Фридрих Ницше

Coco Chanel

«Наверное, не случайно, что я одна. Мужчине будет очень тяжело жить со мной, если только он не будет ужасно сильным.И если он сильнее меня, я не могу с ним жить. … Я не умен и не глуп, но не считаю себя заурядным человеком. Я занималась бизнесом, не будучи бизнес-леди, я любила, не будучи женщиной, созданной только для любви. Думаю, двое мужчин, которых я любил, будут помнить меня, на земле или на небе, потому что мужчины всегда помнят женщину, которая вызвала у них беспокойство и беспокойство. Я сделал все, что мог, в отношении людей и жизни, без заповедей, но со вкусом к справедливости.»

Коко Шанель

Joss Whedon

«Не забывай всегда быть собой. Если только ты не отстой.

Джосс Уидон

Rita Mae Brown

«Я думаю, что награда за соответствие — это то, что вы нравитесь всем, кроме вас самих».

Рита Мэй Браун

Harvey Fierstein

«Никогда не заставляйте молчать. Никогда не позволяйте делать себя жертвой.Не принимайте чье-либо определение своей жизни, но определите себя ».

Харви Фирстайн

Judy Garland

«Всегда будьте первоклассной версией себя, а не второсортной версией кого-то другого».

Джуди Гарланд

Bruce Lee

«Я в этом мире не для того, чтобы оправдывать ваши ожидания, а вы в этом мире не для того, чтобы оправдывать мои».

Брюс Ли

Friedrich Nietzsche

«Самый верный способ развратить молодого человека — это научить его уважать тех, кто думает одинаково, чем тех, кто думает иначе.»

Фридрих Ницше

George Carlin

«Мне нравится, когда цветок или пучок травы прорастают сквозь трещину в бетоне. Это чертовски героично ».

Джордж Карлин

Coco Chanel

«Чтобы быть незаменимым, нужно всегда отличаться».

Коко Шанель

Rita Mae Brown

«Все, что вы можете сделать в жизни, — это быть тем, кто вы есть.Некоторые люди полюбят тебя за тебя. Большинство будет любить вас за то, что вы можете для них сделать, а некоторым вы совсем не понравитесь ».

Рита Мэй Браун

Robert Frost

«Две дороги расходились в лесу, и я —
я выбрал ту, по которой ездили меньше,
И это все изменило».

Роберт Фрост

Edith Sitwell

«Я не эксцентричный. Просто я живее большинства людей.Я непопулярный электрический угорь в пруду с сомом.

Эдит Ситуэлл

A.A. Milne

«То, что меня отличает, — это то, что меня делает».

А. А. Милн

.

INFP Личность | astroligion.com

Черты личности INFP

INFP кажутся спокойным типом личности. Они молчаливые идеалисты, которые задумываются над более глубоким смыслом, выходящим за рамки повседневной уныния, и легко теряются в кроличьей норе своих мечтаний и фантазий. Они могут казаться отстраненными и отстраненными, но на самом деле являются одними из самых любящих и добрых из всех типов — если, конечно, вы познакомитесь с ними поближе.

INFP — оптимисты, которые видят лучшую надежду в самый облачный день.На первый взгляд они могут казаться сдержанными и застенчивыми, но внутри них живет страстный огонь, который ждет своего выражения, когда они вдохновляются какой-либо целью или проектом. INFP чаще встречается у женщин, чем у мужчин, но это также тип личности Джонни Деппа. Составляя всего 4% населения, INFP часто могут чувствовать себя непонятыми и не в ладах с другими типами личности, но когда они находят единомышленников, чувство товарищества, которое они чувствуют, будет источником радости и вдохновения.

Практик одного типа предположил, что INFP с наименьшей вероятностью будут постоять за себя, если они не увидят, что кто-то пострадает, если они этого не сделают.Их мягкий характер и отвращение к негативным эмоциям означает, что они избегают конфликтов даже за свой счет. Поскольку INFP обычно скрывают свои чувства, другие могут не осознавать этого, когда они их обижают. Без предупреждения INFP может внезапно разорвать отношения с таким человеком, а не потрудиться выразить свое недовольство им. INFP не носят свои нежные сердца на рукавах, но остаются довольно осторожными, позволяя только надежным людям проникнуть в их защиту. Они особенно чувствительны к критике и осуждению со стороны других и боятся их.Слово или действие, от которых может отмахнуться другой тип, могут повредить мягкосердечному INFP. К тому же критика должна быть тактичной и внимательной.

INFP руководствуются своими основными ценностями и убеждениями. Как целители, INFP смотрят за пределы нынешней реальности на возможности и потенциал перед ними. Они не сосредотачиваются на мимолетном моменте настоящего, а вместо этого живут в мире того, что может быть и что может быть. Их образное видение позволяет им руководить и вдохновлять других своим пылом и неутомимым идеализмом.

Индивидуалистичные и непредвзятые, INFP считают, что каждый человек должен найти свой собственный путь. Они сострадательны и глубоко озабочены личным ростом как самих себя, так и других. Они уделяют много времени изучению своих собственных идей и ценностей и побуждают других поступать так же. INFP очень креативны и часто артистичны; им нравится находить новые возможности для самовыражения. У них часто есть богатый внутренний мир симпатий, чувств, поэтических образов и ценностей — возможно, самая яркая внутренняя жизнь из всех типов.

INFP обладают сильной независимостью и являются идеалистическими и свободолюбивыми людьми, которые твердо следуют своему сердцу, несмотря на то, чего от них ожидает «общество». Фактически, главными ценностями, которые выбрали INFP, были «Дом / семья», затем «Автономия», затем «Здоровье», затем «Дружба», затем «Финансовая безопасность» (Myers, McCaulley, Quenk & Hammer, 1998). (Деньги обычно имеют тенденцию падать ближе к концу списков INFP.) Что бы INFP ни делал — будь то работа или игра, — это должно иметь для них личное значение и должно принести немного больше света в мир.И делать это самостоятельно — тоже большой плюс.

INFP наблюдают за миром и его людьми; и замечать, что уникально в других, и включать то, что они наблюдали, в их собственную систему ценностей. Эта склонность, в свою очередь, может привести к тому, что некоторые INFP станут политическими или общественными активистами, однако независимо от того, активисты они или нет, INFP, тем не менее, глубоко тронуты страданиями, и многие с радостью бросятся на помощь угнетенным, где они попытаются применить свои высокие достижения. мыслящие идеалы.Часто их поступки и поступки служат примером или вдохновением для других, которые также могут придерживаться таких идеалов, но им не хватает смелости действовать в соответствии с ними.

Взаимоотношения INFP

В отношениях INFP часто сдерживают негативную реакцию на себя, потому что не хотят вступать в конфронтацию. Найдя кого-то, с кем они достаточно совместимы, они одаривают его любовью и вниманием. INFP обычно терпимы и принимают недостатки и идиосинкразии своего партнера, пока не нарушаются их основные ценности.Они поддерживают индивидуальность своих партнеров и побуждают их исследовать свои интересы и идеи.

INFP заботливы и внимательны. Они ищут способы пойти на компромисс и приспособиться к другим людям и часто находят творческие решения межличностных проблем. Близкие и гармоничные отношения важны для INFP, хотя они также требуют много независимого времени для размышлений и размышлений. Они часто хотят иметь больше свободы для самовыражения и стремятся к большему самосознанию. Они ценят преданного и любящего партнера, который в то же время оказывает им поддержку, необходимую для самостоятельного исследования тайн жизни.

Карьера INFP

В своей карьере не обязательно деньги или статус движут INFP. Вместо этого они мотивированы работой, которая соответствует их личным ценностям и позволяет им помогать другим. INFP хотят участвовать в проектах и ​​делах, которые кажутся им важными. Им нравится творческий процесс решения проблем и они хотят разбираться в сложных вопросах. Они ценят инновации и хотят придумывать оригинальные идеи для улучшения условий жизни людей.Идеальная работа для INFP позволяет им выражать свою индивидуальность в том, как они работают, и использует их способность видеть уникальные решения.

INFP с удовольствием работают независимо и контролируют, как и когда завершить проект. Им часто нравится участвовать в командах, хотя они хотят иметь возможность поставить свой личный отпечаток на свою работу. Когда они действительно работают с другими людьми, для INFP важно, чтобы они были отзывчивыми, поддерживающими и гибкими, а также чтобы у них была такая же страсть к своим идеалам.

  • Fine Artist
  • Модельер
  • Графический дизайнер
  • Мультимедийный художник или аниматор
  • Консультант по психическому здоровью
  • Консультант по школе или карьере
  • Менеджер по работе с общественностью
  • Социальный работник
  • Архивист или куратор
  • Учитель начальной школы
  • Библиотекарь
  • Учитель дошкольного образования
  • Профессор или инструктор колледжа
  • Учитель специального образования
  • Аудиолог
  • Хиропрактик
  • Диетолог
  • Консультант по генетике
  • Массажист
  • Акушерка
  • Профессиональный терапевт
  • Терапевт
  • Логопед
  • Ветеринар
  • Ветеринарный техник
  • Сборщик средств
  • Специалист по персоналу
  • Менеджер по обучению или развитию

90 042

  • Антрополог или археолог
  • Географ
  • Историк
  • Психолог
  • Социолог
  • Зоолог или биолог дикой природы
    • Редактор
    • Редактор фильма
    • Устный переводчик
    • Фотограф
    • Специалист по связям с общественностью
    • Статистика INFP

      • INFP является девятым по распространенности типом населения.
      • 4% от общей численности населения
      • 5% женщин
      • 4% мужчин
      • Важнейшие черты идеальной работы: креативность и оригинальность.
      • Иметь общее преимущество в изучении иностранных языков.
      • Скорее всего, из всех людей, которые в колледже сообщают о суицидальных мыслях.
      • В национальной выборке «Активный отдых» чрезмерно представлен в «Письмо», «Оценка искусства», «Чтение» и «Прослушивание музыки».
      • Предпочтительные академические предметы: искусство, английский язык, музыка.
      • Среди 3 наиболее предпочтительных типов рабочей среды с «Независимостью и достижениями», а среди трех наиболее желательных характеристик — «Разнообразие задач» и «Четкая структура».
      • В национальной выборке наибольшим недовольством рабочей среды были «Повышение по службе», «Уровень стресса» и «Возможности для достижения».
      • В национальной выборке, с INTP, наиболее недовольны своей работой, местом, где они работают, и будущими возможностями трудоустройства, и, вероятно, бросят работу.
      • Недостаточно представлен среди мужчин с хроническими болями.
      • Показан самый высокий уровень депрессии из 16 типов с хронической болью.
      • Перепредставлен среди выборки терапевтов-мужчин.

      Знаменитые INFP

      AA Милн
      Альбер Камю
      Альберт Швейцер
      Олдос Хаксли
      Эми Тан
      Эндрю Гарфилд
      Энди Уорхол
      Энни Диллард
      Антуан де Сент-Экзюперин
      Огастри Хейперин
      Одри
      Одри
      Одри ,С. Льюис
      Хлоя Севиньи
      Дэвид Линч
      Дэвид Саймон
      Дик Кларк
      Донна Рид
      Эдгар Аллан По
      Фиона Эппл
      Флоренс Уэлч
      Фред Роджерс
      Фред Сэвидж
      Джордж Оруэлл
      Ханс Кристиан Андерсен
      Ханс Кристиан Андерсен
      Longfellow
      Ян Кертис
      JK Роулинг
      J.R.R. Толкин
      Джеймс Хэрриот
      Джеймс Тейлор
      Джарвис Кокер
      Жан-Жак Руссо
      Джим Моррисон
      Джон Ф. Кеннеди-младший
      Джон Керри
      Джон Леннон
      Джон Милтон
      Джонни Депп
      Джуд Лоу
      Курт Кобейн
      Лиза Кудроу
      Луи К.К.
      Мэри-Кейт Олсен
      Миа Фэрроу
      Миа Васиковска
      Моррисси
      Нил Даймонд
      Николас Кейдж
      Принцесса Диана
      Роберт Паттинсон
      Скотт Бакула
      Серен Кьеркегор
      Теллер
      Терренс Маликко
      Том Бёркос
      Том Беркос
      Том Беркос
      Том Беркос
      Ван Гог
      Вирджиния Вульф
      Уильям Блейк
      Уильям Шекспир

      Похожие сообщения:

      mbti онлайн-тест личности

      Как это:

      Нравится Загрузка…

      .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *