Холл стенли: Холл, Грэнвилл Стэнли — Википедия

Содержание

Холл, Грэнвилл Стэнли — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Холл.

Грэнвилл Стэнли Холл (1 февраля 1844 (1844-02-01) — 24 апреля 1924) был пионером американской психологической науки и учителем. Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии)[1] и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джеймсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в 1924 году).

Биография

Родился в Эшфильде, штат Массачусетс. В 1867 году окончил колледж Уильямса, затем обучался в объединённой теологической семинарии. Вдохновлённый работой Principles of Physiological Psychology Вильгельма Вундта он получил степень доктора психологии под руководством Уильяма Джеймса в Гарвардском университете после нескольких лет работы в лаборатории Вундта в Лейпциге. В Лейпциге Холл продуктивно занимался проблемами общей психологии, исследуя проприорецепцию — открытую И. М. Сеченовым роль мышечной чувствительности в восприятии пространства, хотя получивший за исследования проприорецепции Нобелевскую премию Шеррингтон ссылался, в основном, только на работы И. М. Сеченова. Холл известен как основоположник педологии, в его понимании опиравшейся на эволюционную психологию в духе Дарвина и Сеченова, а не на евгенику. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 году под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 года — «Журнал педагогической психологии».

Он начал свою карьеру учителем английского языка в колледже Antioch, в Yellow Springs, Огайо. В 1882 году (до 1888) он был назначен профессором психологии и педагогики университета Джонса Хопкинса и создал то, что считается первой американской лабораторией психологии.[2] Там Холл страстно возражал против того, чтобы в средней школе уделялось особое внимания преподаванию традиционных предметов, например, латыни, математики, науки и истории , заявив, что школы должны уделять больше внимания воспитанию подростков, чем подготовке студентов к колледжу.

Холл пришёл к выводу, что в основе психического развития ребёнка лежит биогенетический закон. Холл распространил действие биогенетического закона с развития эмбриона на психику человека, доказывая, что развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики вида Homo Sapiens. Теория рекапитуляции Холла утверждает, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребёнок не может.[3]

В 1887 году он основал American Journal of Psychology и в 1892 году был назначен первым президентом Американской психологической ассоциации.[2] В 1889 г. он был назван первым президентом университета Кларка, этот пост он занимал до 1920 года. Все 31 год, пока он был президентом, Холл оставался активным интеллектуально. Он сыграл важную роль в развитии педагогической психологии, а также попытался определить воздействие образования на подростков. Также он ответил на приглашение Зигмунда Фрейда и Карла Юнга посетить их и прочитать курс лекций в 1909 году.

Холл остался в истории психологии, как человек, который внес большой вклад в развитие психологической науки и прикладной психологии. Под его руководством степень доктора психологии получили многие известные психологи, а также первый афроамериканец когда-либо получавший Ph.D по психологии Фрэнсис Сесил Самнер (англ.)русск. в 1920 году[4] .

Литературная деятельность

Сделав важный вклад в учебную литературу, а также являясь ведущим авторитетом в этой области, он основал и был редактором «American Journal of Psychology », а также редактировал «Pedagogical Seminary» (после 1892 г.), «American Journal of Religious Psychology and Education» (после 1904) и «Journal of Race Development» (после 1910). Некоторые из его книг:

  • «Aspects of German Culture» (1881)
  • «Hints toward a Select and Descriptive Bibliography of Education» (1886), с John M. Mansfield
  • «The Contents of Children’s Minds on Entering School» (1894)
  • «Adolescence» (два тома, 1904)
  • «Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene» (1906)
  • «Educational Problems» (два тома, 1911)

Примечания

  1. ↑ Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — С. 11.
  2. 1 2 A Brief Biographical Sketch of G. Stanley Hall
  3. ↑ [Марцинковская Т. История психологии. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004 — 544 с. //Глава 8 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ. Психология развития.]
  4. Benjamin, Ludy. A Brief History of Modern Psychology. — Massachusetts : Blackwell Publishing, 2007. — P. 63–68. — ISBN 9781405132053.

Литература

Биография психолога Г. Стэнли Холла — История и биографии

Г. Стэнли Холл был психологом, возможно, самым известным как первый американец, получивший степень доктора философии. в области психологии и стать первым президентом Американской психологической ассоциации. Он также оказал значительное влияние на раннее развитие психологии в Соединенных Штатах. Работая учителем, он оказал влияние на ряд других ведущих психологов, включая Джона Дьюи и Льюиса Термана.

Согласно обзору 2002 года выдающихся психологов двадцатого века, Холл был назван 72-м наиболее цитируемым психологом, и он поделился со своим учеником Льюисом Терманом.

Давайте внимательнее посмотрим на его жизнь и наследие.

Лучший известный для

  • Стал первым президентом Американской психологической ассоциации (АПА) в 1892 году.
  • Основал первую американскую психологическую лабораторию в университете Джона Хопкинса.
  • Первый американец, получивший докторскую степень в психологии.

Его ранняя жизнь

Гранвиль Стэнли Холл родился 1 февраля 1884 года. Он вырос на ферме в Эшфилде, штат Массачусетс. Первоначально он поступил в Академию Уиллистона в 1862 году, но позже перешел в Уильямс-колледж. После его окончания в 1867 году он посещал Всесоюзную духовную семинарию. Его начальные занятия и работа были сосредоточены на богословии. Однако, как и многие ученики этого периода времени, он был вдохновлен обратиться к психологии в соответствии с принципами физиологической психологии Вильгельма Вундта.

Холл получил докторскую степень по психологии в Гарвардском университете под руководством психолога Уильяма Джеймса и Генри П. Боудича. Дж. Стэнли Холл считает себя первым американцем, получившим степень доктора философии. в психологии. Холл также кратко учился в экспериментальной лаборатории Вундта, отмеченной как первая экспериментальная лаборатория психологии в мире.

Карьера и достижения

Хотя Дж. Стэнли Холл начал свою карьеру с преподавания английского языка и философии, он в конечном итоге занял должность профессора психологии и педагогики в университете Джона Хопкинса. Среди его многочисленных достижений было создание Американского журнала психологии в 1887 году. Во время своего пребывания в Джоне Хопкинсе он также создал первую в Америке лабораторию экспериментальной психологии.

В 1888 году Холл покинул Университет Джона Хопкинса, а в 1889 году он стал президентом Университета Кларка, где он оставался в течение следующих 20 лет.

В 1892 году Холл был избран первым президентом Американской психологи

Холл Грэнвилл Стэнли | Психологическая энциклопедия 1vc0

Грэнвилл Стэнли Холл (Granville Stanley Hall; 1844-1924) – американский психолог, педагог, один из организаторов психологической науки в США. Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии) и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джемсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в 1924 году).

Американский психолог Г.С. Холл был учеником В. Вундта, в психологической лаборатории которого он стажировался не сколько лет. В Лейпциге Холл занимался проблемами общей психологии, исследуя роль мышечной чувствительности в восприятии пространства. По возвращении в США он обратился к проблемам детской психологии, непосредственно связанным с практическими проблемами школьной жизни. В 1883 г. Холл организовал при Балтиморском университете первую в США экспериментальную лабораторию, в которой началось изучение психического развития детей, преимущественно подростков. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 г. под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 г. – «Журнал педагогической психологии». основал и был редактором «American Journal of Psychology», а также редактировал «Pedagogical Seminary» (после 1892 г.), «American Journal of Religious Psychology and Education» (после 1904 г.) и «Journal of Race Development» (после 1910 г.).

Начиная с конца прошлого века, Холл – один из ведущих ученых США – стал вместе с другими психологами организатором первых профессиональных сообществ американских психологов. По его инициативе в 1892 г. была создана Ассоциация американских психологов, он также сыграл большую роль в приглашении 3. Фрейда в 1909 г. с лекциями, которые прошли с большим успехом, положив начало американскому психоанализу.

Однако известность Холлу принесли главным образом его исследования психического развития детей. Хотя идея о необходимости изучения психики детей утвердилась еще в 70-е годы прошлого века, исследований, в центре которых стояла бы имен но эта задача, еще не существовало. Г. Спенсер, который впервые заговорил о развитии психики в процессе адаптации к среде, анализировал прежде всего методологические и общетеоретические проблемы психического развития. Холл же в первую очередь обратил внимание на важность изучения процесса становления психики конкретного ребенка, анализ которого может стать генетическим методом общей психологии. Им на писаны работы, посвященные проблемам возрастной психологии и положившие начало плодотворному развитию этой отрасли психологической науки в Америке: «Юность» (1904 г.) и «Проблемы воспитания» (1911 г.).

В своей лаборатории Холл исследовал подростков и юношей, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят. Первоначально эти вопросники раздавались учителям для сбора сведений о том, как дети представляют окружающий мир. Вскоре их содержание рас ширилось, появились специальные анкеты для подростков, учителей и родителей. Отвечая на вопросы, дети должны были рас сказать не только о своих знаниях, представлении о мире или отношении к другим людям, но и о своих переживаниях, в частности о своих моральных и религиозных чувствах, ранних воспоминаниях, о радостях и опасениях. Полученные ответы статистически обрабатывались, что помогало составить целостную картину психологических особенностей детей разных возрастов. Мате риалы, полученные в исследовании Холла, позволяли также со ставить комплексную характеристику детей, проанализировать их проблемы как с точки зрения взрослых, так и с позиций самих подростков.
Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Однако Геккель говорил о том, что зародыши в своем эмбриональном развитии про ходят те же стадии, что и весь род за время своего существования. Холл же распространил действие биогенетического закона на человека, доказав, что онтогенетическое развитие психики ребенка есть краткое повторение всех стадий филогенетического развития психики человека.

В созданной им теории рекапитуляции Холл утверждал, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, и потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребенок не может.

Ученик Холла Гетчинсон на основании теории рекапитуляции создал периодизацию психического развития, критерием в которой был способ добывания пищи. При этом действительные факты, которые наблюдались у детей определенного возраста, связывались с идеей Холла и объяснялись изменением способа добывания пищи, который является (по мнению Гетчинсона) ведущим не только для биологического, но и для психического развития. Он выделил 5 основных фаз в психическом развитии детей, границы которых не были жесткими, так что конец одной стадии не совпадал с началом следующей:

  • от рождения до 5 лет – стадия рытья и копания. На этой стадии дети любят играть в песке, делать куличики и манипулировать с ведерком и совочком;
  • от 5 до 11 лет – стадия охоты и захвата. На этой стадии дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;
  • от 8 до 12 лет – пастушеская стадия. В это период дети стремятся иметь свой собственный уголок, причем они строят свои укрытия обычно во дворах или в поле, в лесу, но не в доме. Они также любят домашних животных и стараются их завести, чтобы было о ком заботиться и кому покровительствовать. У детей, особенно у девочек, в это время появляется стремление к ласке и нежности;
  • от 11 до 15 лет – земледельческая стадия, которая связана c интересом к погоде, явлениям природы, а также с любовью к садоводству, а у девочек и к цветоводству. В это время у детей появляется наблюдательность и осмотрительность;
  • от 14 до 20 лет – стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека. В это время дети начинают осознавать роль денег, а также значение арифметики и других точных наук. Кроме того, у ребят возникает стремление меняться раз личными предметами.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, так как созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального развития, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике. Исходя из необходимости для детей проживания всех стадий психического развития человечества, Холл разработал механизм, который помогает переходу с одной стадии на другую. Так как реально ребенок не может перенестись в те же ситуации, которые пережило человечество, то переход от одной стадии к другой осуществляется в игре, которая и является таким специфическим механизмом. Так и появляются детские игры в войну, в казаков-разбойников и т.д. Холл подчеркивал, что важно не стеснять ребенка в проявлении его инстинктов, которые таким образом изживаются, в том числе и детские страхи.

Холл был также основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок является центром исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и других специалистов. Из всех этих областей в педологию входит та часть, которая имеет отношение к детям. Таким образом, данная наука как бы объединяет все отрасли знаний, связанные с исследованием детского развития.

Хотя многие положения педологической концепции Холла были довольно скоро пересмотрены, сама наука педология, созданная им, очень быстро завоевала популярность во всем мире и была признана почти до середины XX в. Популярность педологии объяс нялась главным образом ее ориентированностью на практику, т.е. связью с непосредственными нуждами педагогики и практи ческой психологии. Действительно, в реальной педагогической практике учителя и воспитатели сталкиваются с целым комп лексом проблем, среди которых и здоровье детей, и их психические качества, и социальный статус, и образование их родителей. Именно эти задачи и решала педология, развивая комплексный подход к исследованию детей. Такое комплексное, всестороннее изучение ребенка и выдвижение проблемы развития в центр исследовательской работы было ценным завоеванием педологии, поэтому многие ведущие психологи, изучавшие развитие детской психики, работали в ее русле.

Таким образом, С. Холл выразил носившуюся в воздухе идею создания экспериментальной детской психологии, соединив требования педагогической практики с достижениями современной ему биологии и психологии.

Пионерами педологии были врачи и биологи, так как в то время именно они владели большим количеством объективных методов исследования детей, а психология еще не наработала эти методы. Однако со временем на первый план вышла имен но психологическая сторона исследований, и постепенно, начиная с 20-х годов нашего века, педология стала приобретать ярко выраженную психологическую направленность. При этом название «педология», введенное учеником Холла О. Кристиеном, было заменено новым – child study («исследование ребенка»).

Библиография.

  • G.S. Hall. «Aspects of German Culture» (1881 г.)
  • G.S. Hall, J.M. Mansfield. «Hints toward a Select and Descriptive Bibliography of Education» (1886 г.)
  • G.S. Hall. «The Contents of Children’s Minds on Entering School» (1894 г.)
  • G.S. Hall. «Adolescence» (два тома, 1904 г.)
  • G.S. Hall. «Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene» (1906 г.)
  • G.S. Hall. «Educational Problems» (два тома, 1911 г.)

Холл, Грэнвилл Стэнли — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Холл.

Грэнвилл Стэнли Холл (1 февраля 1844 (1844-02-01) — 24 апреля 1924) был пионером американской психологической науки и учителем. Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии)[1] и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джеймсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в 1924 году).

Биография

Родился в Эшфильде, штат Массачусетс. В 1867 году окончил колледж Уильямса, затем обучался в объединённой теологической семинарии. Вдохновлённый работой Principles of Physiological Psychology Вильгельма Вундта он получил степень доктора психологии под руководством Уильяма Джеймса в Гарвардском университете после нескольких лет работы в лаборатории Вундта в Лейпциге. В Лейпциге Холл продуктивно занимался проблемами общей психологии, исследуя проприорецепцию — открытую И. М. Сеченовым роль мышечной чувствительности в восприятии пространства, хотя получивший за исследования проприорецепции Нобелевскую премию Шеррингтон ссылался, в основном, только на работы И. М. Сеченова. Холл известен как основоположник педологии, в его понимании опиравшейся на эволюционную психологию в духе Дарвина и Сеченова, а не на евгенику. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 году под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 года — «Журнал педагогической психологии».

Он начал свою карьеру учителем английского языка в колледже Antioch, в Yellow Springs, Огайо. В 1882 году (до 1888) он был назначен профессором психологии и педагогики университета Джонса Хопкинса и создал то, что считается первой американской лабораторией психологии.[2] Там Холл страстно возражал против того, чтобы в средней школе уделялось особое внимания преподаванию традиционных предметов, например, латыни, математики, науки и истории , заявив, что школы должны уделять больше внимания воспитанию подростков, чем подготовке студентов к колледжу.

Холл пришёл к выводу, что в основе психического развития ребёнка лежит биогенетический закон. Холл распространил действие биогенетического закона с развития эмбриона на психику человека, доказывая, что развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики вида Homo Sapiens. Теория рекапитуляции Холла утверждает, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребёнок не может.[3]

В 1887 году он основал American Journal of Psychology и в 1892 году был назначен первым президентом Американской психологической ассоциации.[2] В 1889 г. он был назван первым президентом университета Кларка, этот пост он занимал до 1920 года. Все 31 год, пока он был президентом, Холл оставался активным интеллектуально. Он сыграл важную роль в развитии педагогической психологии, а также попытался определить воздействие образования на подростков. Также он ответил на приглашение Зигмунда Фрейда и Карла Юнга посетить их и прочитать курс лекций в 1909 году.

Холл остался в истории психологии, как человек, который внес большой вклад в развитие психологической науки и прикладной психологии. Под его руководством степень доктора психологии получили многие известные психологи, а также первый афроамериканец когда-либо получавший Ph.D по психологии Фрэнсис Сесил Самнер (англ.)русск. в 1920 году[4] .

Литературная деятельность

Сделав важный вклад в учебную литературу, а также являясь ведущим авторитетом в этой области, он основал и был редактором «American Journal of Psychology », а также редактировал «Pedagogical Seminary» (после 1892 г.), «American Journal of Religious Psychology and Education» (после 1904) и «Journal of Race Development» (после 1910). Некоторые из его книг:

  • «Aspects of German Culture» (1881)
  • «Hints toward a Select and Descriptive Bibliography of Education» (1886), с John M. Mansfield
  • «The Contents of Children’s Minds on Entering School» (1894)
  • «Adolescence» (два тома, 1904)
  • «Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene» (1906)
  • «Educational Problems» (два тома, 1911)

Примечания

  1. ↑ Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — С. 11.
  2. 1 2 A Brief Biographical Sketch of G. Stanley Hall
  3. ↑ [Марцинковская Т. История психологии. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004 — 544 с. //Глава 8 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ. Психология развития.]
  4. Benjamin, Ludy. A Brief History of Modern Psychology. — Massachusetts : Blackwell Publishing, 2007. — P. 63–68. — ISBN 9781405132053.

Литература

Холл Стэнли Гренвилл » Социология молодежи. Электронная энциклопедия

 

 

Холл Стэнли Гренвилл (Hall G. Stanly) (01.02.1846, Ашфилд,
штат Массачусетс, — 24.04.1924, Вустер, штат Массачусетс) —американский
психолог, один из основателей педологии (науки о детях). Холл — автор первого
по времени публикации обобщающего исследования по молодежной проблематике.

После защиты докторской диссертации под руководством У. Джемса в
Гарвардском университете он учится в 1878–1880 гг. в Германии, в том числе у Г. Фехнера и В. Вундта (в его Лейпцигской
лаборатории экспериментальной психологии — первой в мире). Вернувшись в США,
Холл начал преподавать психологию в университете Дж. Хопкинса, где в 1883 г. основал первую
психологическую лабораторию — пока еще по усвоенным немецким образцам. Но,
создавая в 1889 г.
первую педологическую лабораторию, Холл проявляет оригинальность замысла, по
сути междисциплинарного. С 1888 по 1920 г. Холл — профессор психологии и президент
Университета Кларка в Вустере (штат Массачусетс). Увлеченный психоанализом З.
Фрейда, организовал его приезд (в сопровождении Ш. Ференци и К. Г. Юнгом) в 1908 г. в США на 20-летний
юбилей Университета Кларка и для выступления с лекциями. Фрейд прочитал пять
лекций в Университете Кларка, на которые собрались видные американские ученые
(среди них У. Джемс), что дало мощный толчок для продвижения психоанализа
в США. Издание американских лекций Фрейда сопровождалось авторским посвящением
Холлу (Freud, 1948: 5).

 

С именем Холла связано издание в 1887 г. первого в США
психологического журнала «American Journal of Psychology», в 1891 г.
— журнала по возрастной психологии, в 1915 г. — журнала по прикладной психологии, он
— один из организаторов и первый президент (1892) Американской психологической
ассоциации.

Формируя подходы к изучению
детской психологии, Холл исходил из целей освобождения американских
психологических концепций от европейского влияния. В 1893 г. в своем
выступлении на Всемирной выставке в Чикаго он подчеркивал: «До настоящего
времени мы ездили в Европу, чтобы учиться психологии. Давайте же сделаем
центром наших интересов психологию ребенка, и тогда в Америке будет собственная
психология» (цит.: Шульц Д., Шульц С. Э., 1998: 211). Холл организовал циклы лекций по возрастной психологии для учителей
американских школ, которых включил в исследовательский процесс: через учителей
— слушателей лекций он вел опрос учащихся разных возрастов (от 10 лет до 25
лет) относительно их представлений об окружающем мире, их чувствах, оценке окружающих
людей, ранних воспоминаниях, соблюдения религиозных и нравственных норм.
Полученные данные (несколько тысяч ответов) были статистически обработаны и систематизированы
по возрастным группам. Считая «метод анкет» (как тогда называли анкетный
опрос) ориентировочным средством, «методом по раскопке поверхности», Холл
сделал дальнейший шаг: он попытался теоретически осмыслить полученный
результат, что и составило основу его работы над формированием теории молодежи.
В 1904 г.
он опубликовал книгу «Юность» (в двух томах, их объем — около 1,5 тыс. страниц)
— первую теоретическую работу, в которой обнаруживаются ростки психологии и
социологии молодежи как относительно самостоятельных научных дисциплин (Hall, 1904). Замысел Холла
отличала масштабность: исследователь поставил себе целью охарактеризовать не
только психологические основы юности, но и поставить ее в контекст современной ему психологии,
антропологии, социологии, исследований в области сексуального поведения,
преступности, религии и образования (что отражено в полном названии книги: «Adolescence: Its psychology and its relation to psychology, anthropology, sociology, sex, crime, religion and education»). Фактически уже в этой первой по времени создания
теории молодежи наметился путь к междисциплинарности молодежных исследований,
который определил подходы в таких исследованиях ХХ и XXI вв. (Луков, 2015).

О стремлении Холла к междисциплинарности свидетельствуют
первые главы 1-го тома, ориентированные на данные биологии  — увеличение роста и веса (Hall, 1904a: 1–50) и т. д.), и последние
главы 2-го тома, в частности глава XV, посвященная социальным инстинктам и
институциям, где появляются социологические мотивы (Hall, 1904b: . 363–448), глава XVI об
интеллектуальном развитии и образовании, где сильна тематика педагогики (Ibid.: 449–560), глава XVII об образовании девушек, где
закладывались основы ныне активно развивающейся гендерологии (Ibid.: 551–647). Холл широко использовал
в качестве источника данные, почерпнутые из художественной литературы и из
опубликованных текстов биографического характера — в главе VIII «Юность в
литературе, биографиях и истории» (Hall, 1904a: 513–589), где, среди
прочего, подробно изложены дневники Марии Башкирцевой, которые она начала
писать в 12 лет и завершила по случаю скоропостижной кончины в 23 года;
дневники были опубликованы в 1887 г. и сразу приобрели мировую известность; для
Холла — это важный источник по теме его исследования (Ibid.: 554–559).

На
базе двухтомника с учетом того интереса, который вызвало его издание, Холл подготовил
и опубликовал его сжатое изложение под названием «Youth» (Hall, 1906). Книга стала
читаемой и в Европе, ее знали наиболее активные исследователи молодежных
проблем (например Ш. Бюлер), ее переиздали в Лондоне в 1905 г. (Hall,
1905) и в изложении на французском языке в Париже  в 1909 г. (Compayré, 1909).

В
основе книги Холл лежала его теория, согласно которой в развитии человека
действует закон рекапитуляции, т. е. сжатого повторения основных этапов
развития человечества в психическом развитии индивида. Это положение восходило
к биогенетическому закону Э. Геккеля, и его аналоги довольно широко применялись
в современной Холл психологической науке: Э. Клапаред, В. Штерн и ряд других
видных психологов того времени опирались на этот закон как на объяснительный
принцип в изучении проблем детской и педагогической психологии (Ярошевский,
1976: 279). Но Холл шел дальше других в конкретизации этого общего положения и
в стремлении свести детерминацию человеческих поступков и фактов сознания к
внутрибиологическим источникам. Детские
игры, например, Холл трактовал как проявление и изживание в безобидной форме
охотничьего инстинкта первобытных людей, подростковые игры рассматривались как воспроизведение действий
воинственных племен и т. д. Аналогично этому юность понималась как период между
детством (эпохой охоты и собирательства) и взрослостью (эпохой развитой
цивилизации), это переходный, кризисный период (эпоха хаоса), в котором
животные проявления натыкаются на требования общества, на социальный контроль.
Исследователь анализировал факты, вроде игры с луками, хороводов и т. д., которые
трактовал как отголоски игровой форме жизни первобытного человека. Он
усматривал в боязни кошек пережиток, пришедший из времен, когда те были еще
дикими, в копании в песочнице — связь с пещерным человеком, в стремлении
ребенка к воде — отражение генетической связи человека с животными, вышедшими
из водной стихии. Такие сопоставления рядом видных психологов начала ХХ в. были
оценены как «чудовищные натяжки» (Э. Торндайк, К. Гроос).

Вслед за Руссо
Холл определяет юность как «второе рождение» человека, это период бунта («бури
и натиска»), он наполнен стрессами и конфликтами, доминанты этого периода —
нестабильность, энтузиазм, смятение. Если ребенок, согласно закону рекапитуляции,
воспроизводит присущие филогенетическому развитию человечества инстинкты, то
юноша — чувства. Холл писал: «Если в душевной жизни ребенка мы отмечаем
наследственное влияние первобытных предков, до примитивных организмов включительно,
то теперь <в юности> влияют главным образом более близкие к нам
культурные генерации. Так же как при рождении природа наделяет ребенка
основными психофизическими способностями, дифференцирующимися и совершенствующимися
при дальнейшем развитии, так и теперь новые вклады являются родовыми, и
развертывающиеся из них побочные психические свойства постепенно
дифференцируются из тех чувств, инстинктов, импульсов, склонностей, задатки
которых являются продуктами второго наследства. Таким образом, в некотором
отношении ранний юношеский возраст является для высшей природы человека как бы
детством… В этом возрасте появляются не существовавшие раньше характерные
свойства и дарования, а из старых импульсов и инстинктов некоторые значительно
увеличиваются и развиваются, в то время как другие занимают подчиненное
положение, так что устанавливаются новые отношения и новый центр для личного
«я”». (Перевод Л. С. Выготского — Выготский, 1929: 55–56).

Заслуга Холла состоит в том, что он впервые описал амбивалентность
и парадоксальность характера юноши (подростка). Им, в частности, были выделены
12 антитез — противоречий, между которыми колеблется юность: чрезмерная
активность сменяется упадком сил, неистовая веселость — унынием,
самоуверенность — застенчивостью и трусостью, стремление к высокому —
низменными страстями, общительность — потребностью в уединении и т. д. По
Холлу, альтруизм и эгоизм в
этом возрасте постоянно переходят друг в друга, живая любознательность легко
сменяется «умственным равнодушием и сумасбродством», активность образного
восприятия контрастирует с тягой к абстрактным рассуждениям.

Небезынтересно установление исследователем присущего юности
противоречия между реформаторскими устремлениями и рутинерством. Если к
инновационности во множестве современных трактовок свойств молодости внимание
исследователей велико, то рутинерство молодежи не получило научного осмысления
и не изучено на эмпирическом уровне.

В итоге содержание периода юности представлено американским
исследователем как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает
чувство индивидуальности, на что обращено внимание к последующей литературе (Обухова,
1995: 278). Но отсутствие достаточно развернутого рассмотрения реального
социального контекста поведения и сознания молодого человека (кроме отдельных
аспектов) в конце концов определило слабость теоретической конструкции
«Юности». Даже вошедшее в современное социологическое и психологическое знание
как общее место утверждение о кризисном характере перехода от детства к
взрослости оказалось применимым лишь для культурной модели европейского типа.

В отечественной учебной, справочной, теоретической
литературе по социологии молодежи принято называть имя Холла при характеристике
основных направлений молодежных исследований (Ковалева, Луков, 1999; Волков и
др., 2001; Чупров, Зубок, 2011; Луков, 2008, 2012).

 

Соч.: Hall, G. Stanly
(1904a) Adolescence: Its psychology and its relation to psychology,
anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. N. Y. : D. Appleton
and Company. Vol. 1. ХХ, 589 p.; Hall, G.
Stanly (1904b) Adolescence: Its psychology and its relation to psychology,
anthropology, sociology, sex, crime, religion and education. N. Y. : D. Appleton
and Company. Vol. 1. 784 p.; Hall, G. Stanly (1905)
Adolescence. 2 Vol. London; Hall, G.
St. (1906) Youth: Its Education, Regimen, and
Hygiene. N. Y.–Chicago : D. Appleton and Company. X, 379 p.

Лит.: Compayré, G. (1909)
L’Adolescence, étude de psychologie et de pédagogie. Paris : F. Alcan. 218 p.; Freud,
S. (1948) Gesammelte Werke : Chronologisch Geordnet / Hrsg. von A. Freud
u. a. London : Imago Publ. Co. Ltd. Bd. 8. 502 S.; Волков,
Ю. Г., Добреньков, В. И., Кадария, Ф. Д. и др. (2001)  Социология молодежи : учеб. пособие / под
ред. Ю. Г. Волкова. Ростов н/Д : Феникс. 575 с.; Выготский Л. С. Педология
подростка: Задания 1–8. М. : Изд. бюро заоч. обучения при педфаке 2 МГУ, 1929. 172
с.; Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи:
Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; Луков, В. А. (2008) Холл
Гренвил  Стэнли // Социология молодежи
:  энциклопедич. словарь / отв. ред. Ю.
А. Зубок, В. И. Чупров. М. : Academia. 606 с.
С. 555–557;  Луков, В. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ. М.
: Канон + РООИ «Реабилитация. 528 с.; Луков, В. А. (2015) Трансдисциплинарность
в исследовании тезаурусов новых поколений // Трансдисциплинарность в
философской науке: Подходы. Проблемы. Перспективы / под ред В. Бажанова, Р. В.
Шольца. М. : Изд. дом «Навигатор». 564 с. С. 484–501; Обухова, Л. Ф. (1995) Детская
психология: теории, факты, проблемы. М. : Тривола. 357 с.; Чупров, В. И.,
Зубок, Ю. А. (2011) Социология молодежи : учебник. М. : Норма : ИНФРА-М. 335 с.; Шульц, Д., Шульц, С. Э. (1998) История
современной психологии. СПб. : Евразия. 526 с.; Ярошевский, М. Г. (1976) История
психологии. 2-е изд., перераб. М. : Мысль. 463 с.

 

 

 

 

Вал. А. Луков

Холл, Грэнвилл Стэнли — это… Что такое Холл, Грэнвилл Стэнли?

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Холл.

Грэнвилл Стэнли Холл (1 февраля 1844(18440201) — 24 апреля 1924) был пионером американской психологической науки и учителем. Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии)[1] и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джемсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в 1924 году).

Биография

Родился в Эшфильде, штат Массачусетс. В 1867 году окончил колледж Уильямса, затем обучался в объединённой теологической семинарии. Вдохновлённый работой Principles of Physiological Psychology Вильгельма Вундта он получил степень доктора психологии под руководством Уильяма Джемса в Гарвардском университете после работы в лаборатории Вундта в Лейпциге.

Он начал свою карьеру учителем английского языка в колледже Antioch, в Yellow Springs, Огайо. В 1882 году (до 1888) он был назначен профессором психологии и педагогики университета Джонса Хопкинса и начал то, что считается первой американской лабораторией психологии.[2] Там Холл страстно возражал об уделении особого внимания преподаванию традиционных предметов, например, латыни, математики, науки и истории в средней школе, заявив, что школы должны уделять больше внимания воспитанию подростков, чем подготовке студентов к колледжу.

В 1887 году он основал American Journal of Psychology и в 1892 г. был назначен первым президентом Американской психологической ассоциации.[2] В 1889 г. он был назван первым президентом университета Кларка, этот пост он занимал до 1920 г. За 31 год, пока он был президентом, Холл оставался активным интеллектуально. Он сыграл важную роль в развитии педагогической психологии, а также попытался определить эффект подростков в образовании. Также он ответил на приглашение Зигмунда Фрейда и Карла Юнга посетить и прочитать курс лекций в 1909 году.

Холл остался в истории психологии, как человек, который внес большой вклад в развитие психологической науки и прикладной психологии. Под его руководством степень доктора психологии получили многие известные психологи, а также первый афроамериканец когда либо получавший Ph.D по психологии Фрэнсис Сесил Самнер (англ.)русск. в 1920 году[3] .

Литературная деятельность

Сделав важный вклад в учебную литературу, а также являясь ведущим авторитетом в этой области, он основал и был редактором «American Journal of Psychology », а также редактировал «Pedagogical Seminary» (после 1892 г.), «American Journal of Religious Psychology and Education» (после 1904) и «Journal of Race Development» (после 1910). Некоторые из его книг:

  • «Aspects of German Culture» (1881)
  • «Hints toward a Select and Descriptive Bibliography of Education» (1886), с John M. Mansfield
  • «The Contents of Children’s Minds on Entering School» (1894)
  • «Adolescence» (два тома, 1904)
  • «Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene» (1906)
  • «Educational Problems» (два тома, 1911)

Примечания

  1. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — С. 11.
  2. 1 2 A Brief Biographical Sketch of G. Stanley Hall
  3. Benjamin Ludy A Brief History of Modern Psychology. — Massachusetts: Blackwell Publishing, 2007. — P. 63–68. — ISBN 9781405132053

Литература

Холл, Грэнвилл Стэнли — Википедия. Что такое Холл, Грэнвилл Стэнли

Грэнвилл Стэнли Холл (1 февраля 1844 (1844-02-01) — 24 апреля 1924) был пионером американской психологической науки и учителем. Его интересы сосредоточены на развитии детей (педологии)[1] и эволюционной теории. Холл был первым президентом Американской психологической ассоциации и первым президентом Университета Кларка. Наряду с Уильямом Джеймсом Холл единственный становился президентом Американской психологической ассоциации дважды (повторно в 1924 году).

Биография

Родился в Эшфильде, штат Массачусетс. В 1867 году окончил колледж Уильямса, затем обучался в объединённой теологической семинарии. Вдохновлённый работой Principles of Physiological Psychology Вильгельма Вундта он получил степень доктора психологии под руководством Уильяма Джеймса в Гарвардском университете после нескольких лет работы в лаборатории Вундта в Лейпциге. В Лейпциге Холл продуктивно занимался проблемами общей психологии, исследуя проприорецепцию — открытую И. М. Сеченовым роль мышечной чувствительности в восприятии пространства, хотя получивший за исследования проприорецепции Нобелевскую премию Шеррингтон ссылался, в основном, только на работы И. М. Сеченова. Холл известен как основоположник педологии, в его понимании опиравшейся на эволюционную психологию в духе Дарвина и Сеченова, а не на евгенику. Холл также был основателем первых журналов, посвященных проблемам возрастной психологии. С 1891 году под его редакцией стал издаваться журнал «Педагогический семинар и журнал генетической психологии», а с 1910 года — «Журнал педагогической психологии».

Он начал свою карьеру учителем английского языка в колледже Antioch, в Yellow Springs, Огайо. В 1882 году (до 1888) он был назначен профессором психологии и педагогики университета Джонса Хопкинса и создал то, что считается первой американской лабораторией психологии.[2] Там Холл страстно возражал против того, чтобы в средней школе уделялось особое внимания преподаванию традиционных предметов, например, латыни, математики, науки и истории , заявив, что школы должны уделять больше внимания воспитанию подростков, чем подготовке студентов к колледжу.

Холл пришёл к выводу, что в основе психического развития ребёнка лежит биогенетический закон. Холл распространил действие биогенетического закона с развития эмбриона на психику человека, доказывая, что развитие психики ребёнка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики вида Homo Sapiens. Теория рекапитуляции Холла утверждает, что последовательность и содержание этих этапов заданы генетически, потому ни уклониться, ни миновать какую-то стадию своего развития ребёнок не может.[3]

В 1887 году он основал American Journal of Psychology и в 1892 году был назначен первым президентом Американской психологической ассоциации.[2] В 1889 г. он был назван первым президентом университета Кларка, этот пост он занимал до 1920 года. Все 31 год, пока он был президентом, Холл оставался активным интеллектуально. Он сыграл важную роль в развитии педагогической психологии, а также попытался определить воздействие образования на подростков. Также он ответил на приглашение Зигмунда Фрейда и Карла Юнга посетить их и прочитать курс лекций в 1909 году.

Холл остался в истории психологии, как человек, который внес большой вклад в развитие психологической науки и прикладной психологии. Под его руководством степень доктора психологии получили многие известные психологи, а также первый афроамериканец когда-либо получавший Ph.D по психологии Фрэнсис Сесил Самнер (англ.)русск. в 1920 году[4] .

Литературная деятельность

Сделав важный вклад в учебную литературу, а также являясь ведущим авторитетом в этой области, он основал и был редактором «American Journal of Psychology », а также редактировал «Pedagogical Seminary» (после 1892 г.), «American Journal of Religious Psychology and Education» (после 1904) и «Journal of Race Development» (после 1910). Некоторые из его книг:

  • «Aspects of German Culture» (1881)
  • «Hints toward a Select and Descriptive Bibliography of Education» (1886), с John M. Mansfield
  • «The Contents of Children’s Minds on Entering School» (1894)
  • «Adolescence» (два тома, 1904)
  • «Youth: Its Education, Regimen, and Hygiene» (1906)
  • «Educational Problems» (два тома, 1911)

Примечания

  1. ↑ Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2010. — С. 11.
  2. 1 2 A Brief Biographical Sketch of G. Stanley Hall
  3. ↑ [Марцинковская Т. История психологии. 4-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2004 — 544 с. //Глава 8 РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕЙ ПСИХОЛОГИИ. Психология развития.]
  4. Benjamin, Ludy. A Brief History of Modern Psychology. — Massachusetts : Blackwell Publishing, 2007. — P. 63–68. — ISBN 9781405132053.

Литература

г. Стэнли-холл | Американский психолог

G. Stanley Hall , полностью Granville Stanley Hall , (родился 1 февраля 1844 года, Эшфилд, Массачусетс, США — умер 24 апреля 1924 года, Вустер, Массачусетс), психолог, давший ранний толчок и направление к развитию психологии в США. Часто считающийся основоположником детской психологии и педагогической психологии, он также много сделал для того, чтобы направить в психологические течения своего времени идеи Чарльза Дарвина, Зигмунда Фрейда и других.

Холл окончил Уильямс-колледж в 1867 году. Хотя первоначально он намеревался поступить на служение, через год (1867–1868) он покинул Объединенную теологическую семинарию в Нью-Йорке, чтобы изучать философию в Германии (1868–71). Он стал лектором в Антиохском колледже в Огайо в 1872 году. Его решение сделать психологию делом своей жизни было вдохновлено частичным прочтением Physiological Psychology (1873–74) Вильгельма Вундта, которого обычно считают основателем экспериментальной психологии.Холл оставил свой пост в Антиохии в 1876 году и вернулся в Германию для дальнейшего изучения, где познакомился с Вундтом и немецким физиком и физиологом Германом фон Гельмгольцем. Там Холл обнаружил ценность анкеты для психологических исследований. Позже он и его ученики разработали более 190 анкет, которые сыграли важную роль в стимулировании всплеска интереса к изучению детского развития.

После возвращения в Соединенные Штаты Холл в 1878 году получил в Гарвардском университете первую докторскую степень.Докторская степень по психологии предоставлена ​​в Америке. Затем он прочитал специальные лекции по образованию в Гарварде и использовал анкеты из исследования бостонских школ, чтобы написать две важные статьи: одна посвящена детской лжи (1882 г.), а другая — содержанию детских умов (1883 г.).

Затем последовали лекции по философии (1883 г.) и профессора психологии и педагогики (1884 г.) в Университете Джона Хопкинса. Там Холлу дали место для одной из первых психологических лабораторий в США.Философ-психолог-педагог Джон Дьюи одним из первых применил его. В 1887 году Холл основал Американский журнал психологии , первый такой американский журнал и второй, имеющий какое-либо значение за пределами Германии.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Холл вступал в самый влиятельный период своей жизни. В следующем году (1888 г.) он помог основать университет Кларка в Вустере, штат Массачусетс, и, как президент университета и профессор психологии, он стал главной силой в превращении экспериментальной психологии в науку.Великий учитель, он вдохновил на исследования, охватывающие все области психологии. К 1893 году он присвоил 11 из 14 докторских степеней психологии, предоставленных в Соединенных Штатах. Первый журнал в области детской и педагогической психологии, Педагогическая семинария (позже Журнал генетической психологии ), был основан Холлом в 1893 году.

Теория Холла о том, что умственное развитие происходит поэтапно, лучше всего выражена в одна из его самых больших и важных работ, Подростковый возраст, (1904).Несмотря на сопротивление, Холл, будучи одним из первых сторонников психоанализа, пригласил Зигмунда Фрейда и Карла Юнга на конференции, посвященные 20-летию Университета Кларка (1909). Холл был одним из лидеров основания Американской психологической ассоциации и был ее первым президентом (1892 г.). Он опубликовал 489 работ, охватывающих большинство основных областей психологии, в том числе Старение, Последняя половина жизни (1922) и Иисус Христос в свете психологии (1917). Жизнь и признания психолога (1923) — его автобиография.

.

Зал Стэнли — Википедия, свободная энциклопедия

Википедия todavía no tiene una página llamada «Стэнли холл».


Busca Stanley Hall en otros proyectos hermanos de Wikipedia:

Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (обучающие / руководства)
Wikiquote Викицитатник (цитаты)
Wikiviajes Wikisource (biblioteca)
Wikinoticias Викинотики (noticias)
Wikiversidad Wikiversidad (Contenido académico)
Commons Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Викиданные (данные)
Wikiespecies Викивиды (особые)
  • Comprueba Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Busca «Stanley Hall» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Nuvola apps fonts.png Проконсультируйтесь по списку произведений искусства в «Стэнли-холл».
  • Enlaces Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Зал Стэнли».
  • ¿Borrada? Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • Aviso En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. No son válidos textos tomados de otros sitios web o escritos que no cumplan alguna de esas condiciones.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *