Характеристики научной психологии это: ЛЕКЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ.»Общая характеристика психологии как науки».

Содержание

Научная и житейская психология : в чём разница?

Научная и житейская психология: в чём разница?

Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.

Источники житейской психологии:

повседневное общение и взаимодействие;

совместная деятельность;

люди, которые встречаются на жизненном пути.

Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.

Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем внутренний мир других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное восприятие. Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».

Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».

Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.

Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

книги, научные статьи и другие публикации;

эксперименты;

учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями группы; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие цвета возбуждают психику каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).

Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено стереотипом. Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.

Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.

Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.

Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.

Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Сходство научной и житейской психологии

Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.

Как выглядит объединение научной и житейской психологии:

Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).

Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.

Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).

Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.

Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.

Сравнительная характеристика житейской и научной психологии. ~ Блоги ~ Beesona.Ru


СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИТЕЙСКОЙ И НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ. Лекция 2.

ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – психологическое знание, накопленное и используемое человеком в повседневной жизни.

Психологические знания такого рода накапливались и использовались человеком в повседневной жизни в ходе исторического развития. Знания о людях обычно конкретны и формируются у каждого человека индивидуально. Их достоверность проверяется на личном опыте, и применяются они при взаимодействии с другими людьми. Эти знания обычно называют житейской психологией. Они начинаются с попытки объяснить тот или иной поступок человека особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные его поступки и делаются выводы о типичных свойствах его души. Это познание дает возможность охарактеризовать его. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки и приходить к общим выводам. Формируются обобщенные знания житейской психологии. Они выражаются в пословицах и поговорках, в традициях, в знаниях, которые передаются из уст в уста. Эту житейскую мудрость отражают писатели.

Главный критерий истинности знаний житейской психологии — признание других людей. Если люди видят подтверждение тех или иных житейских психологических принципов в повседневной жизни и ощущают их практическую пользу, то эти принципы считаются истинными и передаются от человека к человеку, от поколения к поколению. В сущности, житейская психология — это обобщение повседневных психологических знаний. Особенностями этих знаний считаются конкретность, практичность, доступность изложения, фрагментарность и неточность употребляемых понятий, опора на жизненный опыт и здравый смысл.

Особенности Ж.П.:

опора на жизненный опыт и здравый смысл

правдоподобность и полезность этих знаний в жизненных ситуациях

фрагментарность житейских психологических знании — интуитивный характер

доступность изложения и наглядность

неточность употребляемых понятий

В нашей обыденной жизни мы нередко используем слова «психология», «психолог», «психологический», не всегда задумываясь над их содержанием. «Этот человек -хороший психолог», — говорим мы о ком-то, умеющем наладить контакт с людьми. «Такая уж у него психология», — говорим мы иногда, пытаясь объяснить интересы, склонности и поступки человека, характеризуя особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа «Ну, он просто псих», означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

В течение многих столетий научно-психологические знания развивались в рамках философии, медицины, педагогики и других наук. Во второй половине XIX века психология стала самостоятельной наукой и в течение XX века накопила огромное количество знаний. Научная психология направлена на поиск закономерностей психических явлений, пользуется методами науки, которые характеризуются объективностью и дают большую достоверность получаемых знаний. Для описания психического мира человека ученые используют абстрактные научные категории, такие как, например, деятельность, индивид, личность, общение, способности… Для научно-психологических знаний характерен рационализм и интеллектуализм; дефицит конкретности и отсутствие целостности в описании психических явлений — две главные трудности на пути их практического применения. Особенности научно-психологических знаний — их обобщенность, систематичность, доказательность, опора на научные факты и понятия. В то же время эти знания излагаются на специфическом языке научной психологии, понятном только профессиональным психологам, но не всегда практичны и доступны в изложении для неподготовленного пользователя. Поэтому наука часто не может удовлетворить потребность людей в психологических знаниях для повседневных практических нужд. Научную психологию еще нередко называют академической. Существует и особое направление научной психологии — прикладная психология, которая занимается изучением путей применения (приложения) научно-психологических знаний для решения практических задач.

Процессы

Обыденная, ЖП

Научная П

1. Получение знаний

Индивидуальный опыт в конкретной ситуации. Приобретается случайным образом, знания извлекаются интуитивно, несистематически, стихийно.

Базируется на абстрагированном опыте, понятийно оформленном. Метод – целенаправленный, систематизированный, инструментально оснащенный, сознательный.

2. Сохранение знаний

Ситуативно-контекстное утверждение (пословицы, афоризмы, традиции, обряды). Но – безразличны к логике, эмпиричны, связаны с личным опытом, часто противоречивы. Сохраняется в личном опыте, художественной литературе.

Систематизированы в виде логически непротиворечивых положений, аксиом, гипотез. Знания направленно аккумулируются, расширяются и углубляются. Сохраняется в научной литературе.

3. Воспроизведение

Легко доступны, но не фиксируют реальные условия, в которых были получены. Проблема отцов и детей (повторяют те же ошибки, накапливают собственный опыт). Передается в личностном общении.

Полная фиксация условий получения знаний, необходимая для их воспроизведения. Знания упорядочены в научных теориях, служат основанием для выдвижения новых гипотез. Передается в ходе специально организованного обучения.

ЦЕЛЬ НАУЧНОЙ ПСИХОЛОГИИ:

поиск новых психологических знаний о внутреннем мире человека

объяснение закономерности психологической жизни

Хар-ка Н.П.:

бъективность, опора и эмпиричность (опыт), научные факты

рациональность и осознанность

эмпирическое и логическое доказательность

обобщенность и выявление общих закономерностей

систематичность в описании фактов психологической жизни

опора на научные понятия

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Специфика психологического знания связана с ее объектом. Метод — косвенное познание и через другие свойства с психического явления — объекты через кот. отражается психика, общение, поведение (детектор лжи — косвенное познание). Другие особенности психологического знания:


1. Сливается субъект и объект познания. Мысль совершила поворот на себя. Научное сознание человека становится его научным самосознанием.


2. Психологический факт зависит от теоретического представления о нем (зависит от того как его представляет исследователь).


3. Психологический факт зависит от субъективного представления о нем (как представляет сам испытуемый).


4. Уникальные практические средства. Новое знание о человеке делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Т.е. психология – это наука, не только познающая, но и созидающая, конструирующая человека.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ

Психология находится. в центре наук — опирается на разные науки, и можно сказать, что она может быть больше гуманитарная, а может быть больше научная (психофизиология). Если формально разделить, то можно выделить: 1. общая психология (Занимается анализом психических процессов абстрактного человека. Она дает основания для отделения других ветвей), дифференциальная (индивидуальные различия, конкретные особенности; возможности и ограничения психических процессов), отраслевые (развитие, социальная, и др.) и 2. прикладные (военная, общения, управления)

Мне нравится:

0

Количество просмотров: 7587
Количество комментариев: 0
Метки: Житейская и научная психология, цель научной психологии, специфика психологического знания, отрасли психологии.
Рубрика: Блоги ~ Личные блоги
Опубликовано: 09.10.2013

Вопрос 1. Общая характеристика психологии как науки. Научное и житейское психологическое знание. Отрасли психологии.

Психология-
от греческого психе-душа, психика,
логос-знание, наука т.е. психология-
наука о душе (психике).

Психология
— это область научного знания, исследующая
особенности и закономерности возникновения,
формирования и развития (изменения)
психических процессов (ощущение,
восприятие, представление, память,
мышление, воображение), психических
состояний (напряженность, мотивация,
фрустрация, эмоции, чувства) и психических
свойств (направленность, способности,
задатки, характер, темперамент) человека,
а также психику животных.

Таким
образом, можно выделить ключевые
особенности: изучает психику (психические
явления), ее функционирование, возникновение
и развитие, а также связь с поведением
и деятельностью. Ключевым объектом
является психика и психические явления.

Психика
– субъективное отражение объективной
реальности.

К
психическим явлениям относят факты
внутреннего субъективного опыта,
субъективных переживаний. В реальности
же психика проявляется не только в
субъективных переживаниях, но и в
объективных фактах (поведение, телесные
процессы, продукты деятельности, социо
— культурные явления), по которым,
собственно, и изучается психика и ее
особенности.

Предмет психологии менялся в процессе ее развития:

  • Душа

  • Явления
    сознания

  • Поведение
    (бихевриоризм)

  • Бессознательное
    (Психоанализ)

  • Процессы
    переработки информации и их результаты
    (гештальт-психология)

  • Личный
    опыт человека (
    гуманистическая
    психология)

Исторически
вопросы психологии изучались в рамках
философии. В 1879 г. она выделилась
официально в отдельную науку (В.Вундт).
Возникла на стыке естественных наук о
человеке и гуманитарных (философия). Но
психология имеет собственную специфику,
поэтому не может быть строго отнесена
к естественным или гуманитарным наукам.

Специфика:

  • предмет
    психологии один из самых сложных
    ,
    т.к. имеет собственные отличные законы
    функционирования по сравнению с
    физическим миром;

  • субъект
    и объект исследования сливаются
    :
    мысль совершает поворот на себя;

  • психологический
    факт зависит от представлений о нем
    теоретика
    ;

  • психологический
    факт зависит от представлений о нем
    испытуемого
    ;

  • психологическое
    знание меняет саму психику
    .

Соотношение житейской и научной психологии

Параметры

Житейская
психология

Научная
психология

абстракция
знания

Знания
конкретны, приурочены к конкретным
ситуациям, задачам, лицам

Стремится
к обобщению знаний с помощью понятий,
в которых отражаются существенные
свойства, их увязывания в законы

характер
знания

Знания
носят интуитивный характер и
приобретаются путем проб и ошибок

Знания
рациональны и осознаны, утверждаются
на основе экспериментов

накопление
и передача знания

Знания
не накапливаются и не передаются

Знания
аккумулируются и передаются

путь
получения знания

Получаются
путем наблюдений и размышлений

Получаются
путем наблюдения, размышления и
эксперимента

четкость
понятий и широта материала

Понятия
расплывчаты, многозначны, ограниченный
материал

Понятия
четко определены, материал широкий,
богатый

Житейская и научная психология — сравнительная характеристика

Психология как некая форма обыденного знания возникла очень давно, практически с появлением человеческого общества. Накопление житейского опыта, в дальнейшем послужило базой для психологии, ориентированной на научное мышление. Житейская и научная психология отличаются разносторонним подходом, культурным уровнем и степенью организованности.житейская и научная психология

Житейские знания и весь накопленный опыт являются результатами стихийных наблюдений, тогда как научные построены на выводах профессионалов, сделанных ими во время организованных экспериментов.

Реальное соотношение житейской и научной психологии

житейская психологияПонятие «житейской психологии» включает в себя приобретение психологических знаний путем самонаблюдения, просмотра различных жизненных ситуаций или во время взаимодействия с окружающими людьми или средой. Восприятие мира человеком в донаучной психологии было обусловлено его повседневными занятиями и накапливанием опыта. О психических особенностях и характерах других людей было можно догадаться по их поведению и поступкам.

Противопоставление житейской и научной психологии в получении психологических знаний открыто демонстрирует основные различия между дисциплинами. В житейской психологии это было связано с размышлениями над конкретными событиями. Выводы можно было сделать довольно простые, так как найти причину происходящего казалось не так уж и сложно. Они нашли отражение в народных пословицах. Например: «Не зная броду, не лезь в воду», «Чужая душа — потемки» или «Умный не говорит все, что знает, а глупый не все знает, что говорит».

Житейская психология ограничивалась объяснениями отдельных фрагментов бытия, поэтому в психологических знаниях людей отсутствовала системность. На их мировоззрение оказывало существенное влияние отсутствие целесообразных способов изучения окружающей действительности. Но даже, несмотря на топоцентрическое содержание знаний, привязанных к месту, где обитало человеческое сообщество — род или племя, они могли быть весьма актуальными и значительными.

Их зарождение, по мнению современных психологов, было обусловлено следующими проявлениями психики:

  • эмоциональными состояниями — аффектом, страхом, фрустрацией;
  • сновидениями;
  • чертами характера — трудолюбием, самостоятельностью, правдивостью или жадностью, эгоизмом.

Идея души, возникшая еще у первобытных людей, до сих пор актуальна и жива в общественном сознании. Это первая научная гипотеза и огромное достижение мысли.

научная психологияВ отличие от житейской научная психология более всего настроена на изучение и понимание общих закономерностей жизни, учитывает факты, полученные опытным путем, занимается разработкой методов систематизированных наблюдений, моделирования, анализом документов. В научной психологии есть способы измерения психических явлений, результаты которых могут быть проверены.

Житейская и научная психология: сравнение характеристик

житейская и научная психология в жизни человекаЧеловеческая жизнь состоит из различных взаимосвязей и отношений, причем психические, составляют явное большинство. Можно предположить, что люди — носители житейской психологии. Они получают постоянный опыт из различных ситуаций, умеют или не умеют использовать ее возможности. Соотношение житейской и научной психологии вызывает неподдельный интерес у многих современных людей, интересующихся особенностями поведения индивида в различных социумах. У житейской психологии есть ряд отличий от научной.

Среди них, например, такие:

 

Процессы

 

Житейская психология

 

Научная психология

 

Получение знаний

 

Приобретение опыта отдельным индивидом в конкретной ситуации, в результате метода практических проб, носит интуитивный характер

 

Абстрагированный опыт, понятийно оформленный, полученный с помощью систематизированных, целенаправленных, инструментально-оснащенных методов получают различные научные сообщества и объединения психологов

 

Пути сохранения знаний

 

Эмпиричные и безразличные к логической составляющей. Длительное время сохранялись и передавались в устной форме, в виде пословиц и поговорок. А также в личном опыте субъекта и

в произведениях художественной литературы

 

Систематизированные знания, в виде гипотез, теорий и аксиом целенаправленно углубляются и аккумулируются. Сохраняются в письменных трудах, созданных в результате исследований.

 

Воспроизведение знаний и способы их передачи

 

Являются легкодоступными, но в большинстве случаев зависят от личного опыта. Передаются устным путем, во время общения и от поколения к поколению

 

Условия получения знаний всегда заранее определены. Знания систематизированы и в них легко ориентироваться. Служат базой при проведении новых практических исследований и теоретических разработок

 

Разница в подаче материала

 

Обычная разговорная речь

 

Специфический научный язык, точно описывающий происходящее, с обилием иностранных терминов

В житейской психологии осуществляется переход от наблюдения и объяснений конкретных поступков к обобщенному пониманию поведения и мыслей человека. Для научной психологии характерен рациональный подход, использование абстрактно-научных категорий, высокий интеллектуализм.

Житейскую и научную психологии нельзя противопоставлять друг другу.

Современные психологи черпают свои идеи из житейской психологии, признанной начальным этапом изучения психологических явлений и процессов, а также рационального познания мира.

Видео-лекция о житейской и научной психологии

Сравнение житейской и научной психологии. Характеристика психологии как науки

Фундаментальными условиями
существования человека являются:

1) определенное сознательное представление
им окружающего мира;

2) определение своего места в мире.

Практические задачи – это изучение
представлений, связанных:

а) с теми или иными свойствами психики,

б) со способами поведения людей.

Это необходимо для правильной организации
жизни любого человека и общества в
целом. Особое место в становлении
психологии принадлежит философии.
Выделение оснований действительности
– всегда было связано с изучением того:
1) кому этот мир представлен; 2) “познанием
самого себя”. Такие понятия, как “душа”,
“сознание”, “я” первоначально не были
психологическими, и их разработка – от
древности до наших дней – была уяснением
условий познания вообще, то есть
философии.

Душа как предмет познания, то есть “наука
о душе” возникла в учении Аристотеля.
В трактате “О душе” он систематизировал
имеющиеся представления, ввел различия,
необходимые для построения новой науки,
выделил основные психические процессы.

Многие философы прошлого, как и
современные, были авторами:

1) оригинальных психологических концепций,

2) описаний законов психической жизни
– восприятия, мышления, эмоциональных
состояний.

Философское представление человека
является обобщенным, и особенности
конкретного, индивидуального человека
не становятся в философии предметом
специального изучения. Психологическое
знание включено во многие сферы
человеческой практики – педагогику,
медицину, художественное творчество.
И все же эти области справедливо считаются
“вне” или “до­научными”. Появление
психологии как специальной научной
дисциплины связано с формированием
собственного понятийного аппарата и
методических процедур.

Основное отличие научной психологии
от житейской психологии заключается в
том, что если для последней поле
исследовательской деятельности
практически бесконечно, то с появлением
научной дисциплины происходит резкое
сужение, ограничение, зафиксированное
в специальных понятиях, терминологии
и т.д.

Научный психолог теряет для изучения
(не всегда безвозвратно) целые пласты
житейского опыта, однако вводимые
ограничения создают новые преимущества.
Так, у Вундта точное предметное определение
сложного для изучения объекта связано
с умением пооперационно, с помощью
простых методических процедур в
специальной экспериментальной ситуации
выделять его элементы, воспроизводить
их в заданных условиях, измерять (и,
следовательно, привлекать количественные
методы для обработки полученных данных),
выявлять связи этих элементов и в
конечном счете устанавливать
закономерности, которым они подчиняются.

С определением предмета и появлением
специальных методов его исследования
связаны и остальные, также существенные
различия научной и житейской психологии:
1) откуда и каким путем приобретаются
психологические знания; 2) в каких формах
они сохраняются; 3) благодаря чему
передаются, воспроизводятся.

Источником житейской психологии
является индивидуальный опыт со всеми
его нюансами. Приобретается он случайным
образом, и психические знания, необходимые
человеку для жизни, извлекаются из него,
как правило, интуитивно и не систематически.
Научная психология базируется на опыте,
который с самого начала является
абстрагированным от многих деталей,
понятийно оформленным. Отличны и пути,
методы познания – целенаправленного,
систематического, инструментально
оснащенного.

Для научного психолога – удачная догадка
становится гипотезой, допускающей
экспериментальную проверку. Конечно,
эксперимент возможен и в житейской
психологии, и люди часто прибегают к
этому эффективному средству получения
необходимой информации (не ожидая
подходящего случая, а активно организуя
его). Однако научно-психологические
эксперименты отличаются не только
большей строгостью своих гипотез, но и
условиями проведения.

В современной психологии эти условия
нередко отдалены от жизненной конкретности
и даже могут искажать ее. Отличаются и
результаты экспериментов: ученым нередко
приходится отказываться от собственных
обыденных представлений, “не веря своим
глазам”. Следует обратить внимание на
то, что в первых научных описаниях
психических явлений исследователи
привлекали свой личный опыт. Однако
главная ценность этих описаний состоит
не только в их проницательности и
детальности, а в том, что они оказались
удачными обобщенными схемами для
постановки научно-исследовательских
задач.

Обширный опыт житейской психологии
сохраняется и существует в соответствии
с теми видами практики, из которых он
получен и которые обнаруживает. Он может
быть упорядочен в традициях и обрядах,
народной мудрости, афоризмах, однако
основания таких систематизаций остаются
конкретными, ситуативными. Если
ситуативные выводы противоречат один
другому (например, едва ли найдется
пословица, к которой нельзя подобрать
другую, обратную по значению), то житейскую
мудрость это не смущает, ей нет нужды
стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует
знания в форме логически непротиворечивых
положений, аксиом и гипотез. Знания
направленно аккумулируются, служат
базой расширения и углубления найденных
закономерностей, и происходит это именно
благодаря наличию специального,
предметного языка.

Не следует понимать точное определение
предмета научной психологии как
ограничение ее исследовательских
возможностей. Напротив, научная психология
активно вторгается в житейский опыт,
справедливо претендуя на новое освоение
общеизвестного фактического материала.
Закономерны поэтому постоянные требования
точно пользоваться имеющимся понятийным
аппаратом (и только им), это защищает
опыт от “засорения” житейскими
ассоциациями.

Обыденные психологические знания,
казалось бы, легко доступны. Советы
бывалых людей, отточенные афоризмы
мыслителей содержат сгустки житейского
опыта. Однако воспользоваться этим
опытом не просто: обыденные знания не
фиксируют реальные условия, в которых
они были получены, а эти условия как раз
и являются решающими при попытке
использовать известное другим человеком
и в новой ситуации. Поэтому так часто
ошибки отцов повторяются их детьми.
Собственный опыт, соразмеренный со
своими возможностями и специфическими
условиями, приходится переживать и
накапливать заново.

Научная психология является системой
теоретических (понятийных), методических
и экспериментальных средств познания
и исследования психических явлений.

По
сравнению с психологией житейской
(донаучной), она представляет собой
переход от неограниченного и разнородного
описания этих явлений к их точному
предметному определению, к возможности
методической регистрации, экспериментального
установления причинных связей и
закономерностей, обеспечения
преемственности своих результатов.
Вслед за Рубинштейном становление и
развитие психологической науки можно
представить в виде пирамиды – символа
поступательного, прогрессивного
движения: тысячелетия практического
опыта, столетия философских размышлений,
десятилетия экспериментальной науки.

общая характеристика психологии как науки




⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 52Следующая ⇒

Фундаментальным условием существования человека является определенное сознательное представление им окружающего мира и своего места в нем. Изучение таких представлений, связанных с теми или иными свойствами психики, способами поведения людей, необходимо для правильной организации жизни любого общества, хотя и не является в обыденной практике самостоятельной, специальной задачей. Не случайно в древних учениях о человеке его познание сочеталось с разработкой культурных норм общественной и личной жизни. Знание конкретных психологических закономерностей позволяло людям понимать друг друга, управлять собственным поведением.

В истории культуры – философских, морально-этических текстах, художественном творчестве – содержится немало замечательных примеров детального описания индивидуальных психологических особенностей, их тонкого понимания и анализа.

Возможные примеры.1. Классическим для европейской культуры стало эмпирическое описание человеческой индивидуальности в труде одного из мыслителей Древней Греции Феофраста «Характеры» (Л., 1974): в совокупности повседневных поступков людей определяются их типичные психологические портреты, в основе которых лежат особенные черты характера и общения с другими людьми.

2. Собрание житейских психологических наблюдений в восточной классике – «Цзацзуань» (досл. «смесь», «заметки о разном», см. Цзацзуань. Изречения китайских писателей IX-XIX вв. 2 изд. М., 1975): лаконично и остроумно выделены типичные ситуации, вызывающие различные эмоциональные состояния.

Интерес к старинным описаниям индивидуальных характеров понятен и сегодня, ведь их обладатели хорошо узнаваемы в повседневности, несмотря на смену исторических эпох и условий жизни. Показательно, что житейское знание о характере (и темпераменте) обобщалось в виде достаточно строгой системы, классификации при создании которой «сотрудничали» – через века – представители самых различных специальностей.

Типичный пример.Классификация темпераментов, предложенная еще в Древнем Риме врачом Гиппократом, включает следующие типы: жизнерадостный и общительный сангвиник, задумчивый, медлительный флегматик, храбрый, вспыльчивый холерик, печальный меланхолик. Первоначально, ее основанием служили не психологические особенности, а преобладание в теле человека одной из четырех жидкостей: крови (сангва), слизи (флегма), желчи и черной желчи (холе и меланхоле). В последствие типы получили психологическую интерпретацию благодаря, в частности, работам Канта и Стендаля, философа и беллетриста, которые разными способами и на разных эмпирических примерах определили эти удобные формы описания индивидуальностей. Интересно, что эта классификация и в нашем веке получила новые обоснования в работах физиологов и психологов (И.П.Павлов, Г.Айзенк).


Особое место в становлении психологии принадлежит философии. Действительно, решение вопроса о том, почему мир устроен так, а не иначе, выделение оснований познания действительности всегда было связано с изучением того, кому этот мир представлен, «с познанием самого себя». Такое понятие как «душа», «сознание», «Я» первоначально не были психологическими и их разработка – от древности до наших дней – была усвоением условий познания вообще. Душа как предмет познания, т. е. «наука о душе» возникла в учении Аристотеля. В трактате «О душе» (см.: Аристотель. Собр. соч. в 4 т. М., 1976, т.I.) он систематизировал имеющиеся представления, ввел различия, необходимые для построения нашей науки, выделил основные психические процессы. Многие философы прошлого, как и современные, были авторами оригинальных психологических концепций, описаний законов психической жизни – восприятия, мышления, эмоциональных состояний. Вместе с тем, философское представление человека является обобщенным и особенности конкретного, индивидуального человека не становятся в философии предметом специального изучения.



Психологическое знание включено во многие сферы человеческой практики – педагогику, медицину, художественное творчество. И все же эти области справедливо считаются «вне» или «до-научными». Появление психологии как специальной научной дисциплины связано с формированием собственного понятийного аппарата и методических процедур.

Типичный пример.Годом рождения научной психологии считают 1879 г. В этом году были открыты сначала лаборатория, а затем институт психологии в Лейпциге, основателем которого был В.Вундт (1832-1920). Согласно Вундту, предметом изучения психологии является сознание, а именно, состояния сознания, связи и отношения между ними, законы, которым они подчиняются. Вундт строил психологию как экспериментальную науку по образцу современных ему естественных научных дисциплин – физики, химии, биологии. В экспериментальном инструментарии центральное место занимал прибор, хорошо знакомый начинающим музыкантам – метроном. Ощущение – это состояние сознания, которое возникает у человека, когда он слышит один удар метронома (восприятие двух ударов соответствует уже более сложному элементу сознания – представлению). Если сравнить представление о сознании человека в житейской донаучной психологии, в философии и ту психическую реальность, которую можно изучать с помощью данного простого прибора, то на лицо разительный контраст: богатство духовного опыта, тончайшие оттенки человеческих переживаний сводятся к элементарным состояниям. Между тем, используя метроном, Вундт выделил ряд основных свойств сознания, в том числе его чувствительные элементы, изучил его структуру и объем. Современная психология далеко ушла от механизма Вундта, однако принцип научного абстрагирования и упрощения предмета исследования не потерял своей актуальности.

Основное отличие научной психологии от житейской заключается в том, что для последней поле исследовательской деятельности практически бесконечно, то с появлением научной дисциплины происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. Научный психолог теряет для изучения (не всегда безвозвратно) целые пласты житейского опыт, однако вводимые ограничения создают новые преимущества. Так, у Вундта точное предметное определение сложного для изучения объекта связано с умением операционально, с помощью простых методических процедур в специальной экспериментальной ситуации выделять его элементы, воспроизводить их в заданных условиях, измерить (и, следовательно, привлекать количественные методы для обработки полученных данных), выявлять связи этих элементов и в конечном счете, устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны и остальные, также существенные различия научной и житейской психологий: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся.

1. Опытом житейской психологии является индивидуальный опыт со всеми его нюансами. Приобретается он случайным образом, и психологические знания, необходимые человеку для жизни, извлекаются из него, как правило, интуитивно и несистематически. Научная психология базируется на опыте, который с самого начала является абстрагированным от многих деталей, понятийно оформленным. Отличны и пути, методы познания – целенаправленного, систематизированного, инструментально оснащенного. Для научного психолога удачная догадка становится гипотезой, допускающей экспериментальную проверку. Конечно, эксперимент возможен и в житейской психологии, и люди часто прибегают к этому эффективному средству получения необходимой информации (не ожидая подходящего случая, а активно организуя его). Однако научно-психологические эксперименты отличаются не только большей строгостью своих гипотез, но и условиями проведения. В современной психологии эти условия нередко отделены от жизненной конкретности и даже могут искажать ее.

Отличаются и результаты экспериментов: ученым нередко приходится отказываться от собственных обыденных представлений, «не веря своим глазам».

Следует обратить внимание на то, что в первых научных описаниях психических явлений исследователи привлекали свой личный опыт. Однако главная ценность этих описаний состоит не только в их проницательности и детальности, а в том, что они оказались удачными обобщенными схемами для постановки научно-исследовательских задач.

Типичный пример.Об одном из первых «учебников психологии», написанном учеником Вундта, американским психологом и философом У.Джемсом (1842-1910) широко представлен материал житейского (в том числе авторского) психологического опыта, а также общие модели его научного понимания, актуальные до сих пор.

2. Обширный опыт житейской психологии сохраняется и существует в соответствии с теми видами практики, из которых он получил и которые он обнаруживает. Он может быть упорядочен в традициях и обрядах, народной мудрости, афоризмах, однако основания таких систематизаций остаются конкретными, ситуативными. Если ситуативные выводы противоречат один другому (например, едва ли найдется пословица, к которой нельзя подобрать другую, обратную по значению), то житейскую мудрость это не смущает, ей нет нужды стремиться к единообразию.

Научная психология систематизирует знания в форме логических непротиворечивых положений, аксиом и гипотез. Знания направленно аккумулируются, служат базой расширения и углубления найденных закономерностей, и происходит это именно благодаря наличию специального предметного языка.

Не следует понимать точное определение предмета научной психологии как ограничение ее исследовательских возможностей. Например, научная психология активно вторгается в житейский опыт, справедливо претендуя на новое освоение общественного фактического материала. Закономерны, поэтому постоянные требования точно пользоваться имеющимся понятийным аппаратам (и только им), это защищает опыт от «засорения» житейскими ассоциациями.

Типичный пример.Закономерна научная строгость выдающего русского физиолога и психолога И.П.Павлова, запрещавшего своим сотрудникам говорить и подопытных животных: собака «думала, вспоминала, почувствовала». Правильное исследование поведения животных предполагает интерпретацию результатов только в терминах научной теории, в данном случае – разработанной в павловской школе рефлекторной теории высшей нервной деятельности.

3. Обыденные психологические знания, казалось бы, легко доступны. Советы бывалых людей, отточенные афоризмы мыслителей содержат сгустки житейского опыта. Однако воспользоваться этим опытом не просто: обыденные знания не фиксируют реальные условия, в которых они были получены, а эти условия являются решающими при попытке использовать известное другим человеком и в новой ситуации. Поэтому так часто ошибки отцов повторяются их детьми. Собственный опыт, соразмеренный со своими возможностями и специфическими условиями, приходится переживать и накапливать заново.

Иное дело – опыт научной психологии. Хотя он и не столь обширен как житейский, зато содержит информацию об условиях, необходимых и достаточных для воспроизведения тех или иных явлений. Полученные знания упорядочены в научных теориях и передаются путем усвоения обобщенных, логически связанных положений, которые служат основанием для выдвижения новых гипотез. Благодаря развитию экспериментального подхода научный опыт содержит факты, недоступные житейской психологии.

Итак, научная психология является системой теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познания и исследования психических явлений (донаучных), она представляет собой переход от неограниченного и разнородного описания этих явлений и их точному предметному определению, к возможности методической регистрации, экспериментального установления причинных связей и закономерностей, обеспечения преемственности своих результатов. «Психология и очень старая, и совсем еще молодая наука, – пишет один из основателей советской психологии С.Л. Рубинштейн (1889-1960) – она имеет за собой 1000-летнее прошлое, и, тем не менее, она вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины исчисляется лишь десятилетиями, но ее основная проблематика занимает ее философскую мысль с тех пор, пока существует философия. Годам экспериментального исследования предшествовали столетия философских размышлений, с одной стороны, и тысячелетия практического познания людей – с другой» (Рубинштейн С. Л. М., 1940, с.37). Вслед за Рубинштейном, становление и развитие психологической науки можно представить в виде пирамиды – символа поступательного, прогрессивного движения: тысячелетия практического опыта, столетия философских размышлений, десятилетия экспериментальной науки.



Рекомендуемые страницы:

Второй вопрос. Сравнительная характеристика научной и житейской психологии. Специфика научно-психологического знания (1:15)

  Обыденная психология Научная психология
Приобретение Конкретная ситуация, стихийно, интуитивно Экспериментальная ситуация, регулярно, понятийно
Сохранение[61] Ситуативно-контекстное утверждение, безразличие к логике Проверяемая гипотеза[62], логическая система
Воспроизведение[63] Нет учёта условий, нет накопления Полный учёт условий, накопление знания

Знания это вид прошлого опыт, а это опыт напоминает определение памяти. Когда мы что-то запоминаем, то мы во-первых приобретаем или создаем знание. Затем сохранение опыта и наконец воспроизведение или передача опыта другим.

Обыденная житейская психология, приобретение или создание знания

Знание приобретается в конкретной (не созданной заранее, нерегулярной) ситуации. Человек сталкивается с той или иной ситуацией спонтанно, без ожиданий, без программ. Значит, знание приобретается стихийно. Конкретная ситуация может быть для человека весьма значимой. Значимая эмоционально, но эмоциональная значимость ещё не значит что это познавательный процесс. Человек не познаёт ради познания. Отрывает для того, чтобы разрешить данную ситуации, выйти из неё. Все обыденные знания эмоционально окрашены, имеют связь с аффективной сферой. Обыденные знания приобретаются интуитивно. Когда произносим слово «интуитивно», житейский психолог испытывает эмоциональный подъём, это слово принято в житейкой психологии, произносится очень часто, имеет массу значений. Жан Пиажеизучает мышление, выделяет несколько стадий развития мышления. Одну из них он называет наглядно-интуитивное мышление. Это знание наблюдается у детей дошкольников[64], она предшествует конкретным элементарным понятиям. Речь у ребёнка есть, а понятий нет.



Феномен Пиаже, относящийся к наглядно-интуитивному мышлению. Ребёнку показывают два совершенно одинаковых стаканчика А и Б, в каждом из которых одинаковое количество воды. Затем берём стаканчик В другой формы (уже и выше, чем два первых). На глазах у ребёнка переливаем воду из стакана Б в В. Уровень воды в В будет несколько выше. У ребёнка спрашивают где теперь больше воды в А или в В? Ребёнок говорит, что больше в В потому что уровень воды выше. Больше, потому что выше. Это пример наглядно-интуитивного мышления, потому что ребёнок отмечает то, что бросилось в глаза. Ребёнок отдельную часть ситуации принял за целое. Или обобщил часть, когда какой-то объект воспринимается не полностью, а на основе какого-то аспекта. Интуиция[65]это всегда возможность неверного обобщения[66], всегда риск[67]. Поэтому обыденные обобщённые знания рискованны. Чтобы воспользоваться каким-то обыденным знанием, нужно обязательно знать контекст. Вне ситуации это знание может привести к ошибке.


Обыденная житейская психология, сохранение знания

Единица хранения житейского знания – это ситуативно-контекстное утверждение. Поговорка, пословица[68], народная мудрость – хранение житейского психологического знания. В оглавлении книг пословиц и пр. строго различается по контексту, по основной теме. Лишь учитывая контекст можно воспользоваться высказыванием. Важная особенность, это знание безразлично к логике, к логическому противоречию. В одной и той же книге одна пословица может противоречить предшествовавшей. Здесь достоверность высказывания эмпирическая, а не логическая. В одном месте семь раз отмерь, один раз отрежь, а в другом месте кто не рискует тот не пьёт шампанского – это два разных высказывания, но объединяются, потому что разные контексты.

Обыденная житейская психология, воспроизведение знания

Воспроизвести знания в жизни, передать их другому — это фактически то же самое, что впервые произвести. Воспроизведение знания в жизни подобно первому приобретению, потому что чего-то не хватает житейскому знанию чтобы воспроизводится полностью. Здесь в принципе нет учёта условий и контекста, в которых приобретается знание. Знания воспроизвести можно только тогда, когда человек сам попадёт в данную конкретную ситуацию. Нет накопления знаний. Прошлый опыт формально присутствует в книгах народной мудрости, но этими знаниями воспользоваться нельзя, потому что сам ещё не попал в данную конкретную ситуацию. Если бы это было иначе, то не было бы проблемы отцов и детей. Дети как бы заново должны проходить пути отцов.

Научная психология приобретение или создание знания

Ситуация, в которой приобретается научное знание – экспериментальная. Она тоже может быть конкретной, но она: во-первых, создаётся, строится и, во-вторых, она строится как типичная для многих других, она с самого начала претендует на некоторое обобщение. Значит, знание приобретается регулярно. Неужели у учёного исследователя не бывает интуиции, внезапных догадок, озарений? Конечно, бывают. Но если в обыденности это интуиция, то в науке любая интуиция сразу оформляется в понятии. Научное знание приобретается понятийно. Любая идея оформляется в экспериментальной гипотезе.

Первая широко читаемая книга на русском языке – книга Уильяма Джемс. Эта книга есть перевод житейской психологии на научный язык. Джемс пишет по существу о себе, пользуется только своим жизненным опытом, но весь материал он оформляет понятийно. Даёт определения психическим процессам, выделяет строение личности и делает многое другое.

После второй мировой войны в психологии было неопределенное время, когда в науку пришли инженерные техники, хотели смоделировать человека. Говорили, что все сделают сами, психологов читать не будут и какое-то время так и делали. А потом вдруг обнаружили, что всё что они с таким напряжением изобрели, всё это с буквальной точностью было описано у Джемса. Поэтому сегодня считается, если что-то пришло в голову проверь нет ли этого у Джемса. Если есть, значит ты на правильном пути.

Научная психология сохранение знания

Единица хранения – проверяемая гипотеза. Изучать можно лишь то, что можно проверить экспериментально. Есть много вещей, которые привлекают внимание, но этого нельзя проверить. И.П.Павлов увольнял тех сотрудников, которые говорили о подопытных животных («вот сейчас собачка что-то подумала», «что-то почувствовала», «о чём-то вспомнила» и т.д.) потому что «подумала», «почувствовала», «вспомнила» – это житейский язык, этого нельзя проверить, поэтому об этом нельзя говорить в науке.

Тогда скажем, что эти проверяемые гипотезы обязательно должны представлять логическую систему. В науке нет места логическим противоречиям. Логическая система проверяемых гипотез.

Научная психология воспроизведение знания

Прежде всего, полный учёт условий. Проверяемая гипотеза сформулирована как одна переменная, которая влияет на другую и эта связь может быть совпадениями или причинами и следствиями. Рядом с первой переменной всегда помечено, что ещё может повлиять, привести к тому же результату, какие ещё дополнительные факторы, даже самые неожиданные. Это требует особого внимания и терпеливой работы.

Полный учёт условий обеспечивает возможность накопления или аккумуляции знания. Клод Бернарсказал об ученых: Учёные – это пигмеи, карлики, стоящие на плечах гигантов.

Специфика научно-психологического знания.

В.Вундт строит психологию как науку естественную середины прошлого века. Выделяет элементы сознания, намечает связи между ними. Элемент напоминает атом, также неделимый. Он столкнулся с тем, что психология не может быть лишь естественной, она обязательно и гуманитарная. Это проявляется в том, что изучать можно того субъекта, у которого нет внутреннего, нет внутренней активности. В естественных науках можно изучать только того субъекта, у которого нет внутренней активности, души. Вы поставить 1000 опытов а в 1001 раз атом проявит свою душу. Вундт это понимал, у него была не одна психология, а две. Его последователи первую назвали объяснительной психологией. Всё что говорилось сейчас касается объяснительной (проверка гипотез и т.д.) А вторую – описательной психологией. То, что пока нельзя объяснить, то можно просто описать. Народные верования, социокультурные правила и т.д. Вундт считал областью описательной психологии.

В психологии человек – это и познающий субъект и познаваемый объект. В ЕН только субъект. А в психологии познаваемый объект обладает внутренней активностью. Например, по ходу теста догадываешься о чём этот тест. Иногда догадываешься интереснее, чем задумывал автор. Тест на интеллект[69]– это тест на интеллект того, кто создал данный тест. У этого правила есть два следствия.

Следствие первое (характеризует и другие науки) – психологический факт зависит от его интерпретации исследователем. Пример 1 – исследование кожной чувствительности. Представим, что поручено измерить характеристики кожной чувствительности человека. Обычный метод, когда испытуемый не видит собственную руку или место касания, а мы прикасаемся к руке чем-то вроде циркуля в двух точках. Спрашиваем испытуемого сколько касаний. Когда расстояние между точками маленькое – говорят что одно касание, когда увеличивается – два касания. И это записывается. Хотели получить чистые точные данные. Орган чувств[70] для исследователя конца прошлого века – это приемник информации, внешних данных, рецептор[71]. Раз приемник, то нужно обездвижить руку, чтобы получить чистые данные. Руку помещали в гипс и измеряли чувствительность. К нашему времени люди понимали, что орган чувств это не только приёмник внешних данных, это активный исследователь реальности, он снабжен двигательным аппаратом[72] для восприятия. Если орган чувств не будет двигаться, он перестанет воспринимать. Если луч света постоянно попадает на одно и то же место сетчатки глаза. Этот стимул[73] мы видим 2-3 секунды. Вынули руку из гипса и данные изменились, чувствительность стала более высокой.

Пример 2 – касается возрастной психологии, исследование познавательных способностей детей. Джером Брунеризучает познавательную сферу восприятие и мышление, создал методики и начал исследования. Он рассуждал, что раз нужны точные научные данные от изучения младенца, значит, мама не должна мешать. И вдруг оказывается, что младенец без матери не такой, у него очень низкие познавательные способности. Ошибка у самого исследователя. Неверно представлена единица исследования, анализа. В первый год жизни ребенок без матери не существует. Изучать возможности ребенка можно только в присутствии матери. Психологический факт зависит от его интерпретации исследователем.

Следствие второе (характеризует только психологию) – психологический факт может зависеть от его понимания испытуемым. Любой факт имеет свою объективную сторону, но и субъективную психологическую тоже. Пример 1 — касается знаменитого человека гипнотизера мага и волшебника Вольфа Мессинга. Возьмём только одну его способность. Он читал мысли по руке. Предлагал задумать какое-то действие[74]. Раскачивал руку желающего и едва касался. И всё время повторял: «Думайте, думайте, думайте!» По движению руки отгадывал задуманное желание. Научное объяснение феномена Мессинга: есть такой факт, называемый идеомоторикой[75] (мысль[76] + движение[77]), движение вызванное мыслью. Многие знают, как продемонстрировать самому себе это – грузик на нити качается в определённой плоскости, если подумать, что груз пойдёт по часовой стрелке, то через 2-5 секунд рука едва заметно выполняет движение для того, чтобы грузик начал вращаться, идеомоторная активность. Чем бросать мяч по кольцу, гораздо проще представить себе это движение очень точно и тогда все мышцы тоже будут тренироваться, это называется идееомотрной тренировкой. В.Мессинг обладал высокой чувствительностью к идеомоторике. Когда мы о чём-то размышляем, то постоянно совершаем разные движения. Высокая чувствительность к идеомоторике – это природный атавизм, он есть у животных, человеку такая возможность не нужна и у него её нет. Руки Мессинг касался ради эстрадного эффекта.

Другое объяснение Мессинга требует названия А.Н.Леонтьев, он рассказывал о своих встречах с Мессингом. Леонтьев подмечал, что Мессинг знал о научном объяснении своих способностей и вежливо соглашался со своими научными коллегами, но ни на миг не верил в это объяснение. У него было объяснение совершенно другое. На самом деле он считал себя инопланетянином, посланным чтобы спасти Землю и т.д. И не надо переубеждать этого человека. Моментально исчезнут все способности этого человека. Психика нужна для управления собственным поведением. В этом особенность психологии. Физик разговаривать не будет с изобретателем вечного двигателя. А психолог вынужден принимать к анализу любые даже фантастические представления о себе. Социальный индивид живёт по принципу «мы и они». Допустим что все люди Земли объединились в какое-то большое дружное «мы». В этот же момент должно появится «они». А где их искать, конечно во внеземных цивилизациях.

Научное и житейское знание равноправны, к этому трудно привыкнуть. Иногда исследователь знает фактическую сторону дела и не может об этом сказать. Пример будет коротко касаться этого вопроса.

Пример 2 – З. Фрейда, он подмечал, что у каждого из нас есть какие-то мешающие особенности, необоснованная боязнь, непринимаемые нами черты характера, кто-то боится темноты, кто-то высоты, кто-то открытых или закрытых пространств. Фрейд догадался, что эти особенности возникают не случайно, что они связаны с ранним этапом человеческой жизни, с ранним детством[78]. Отношения в семье, с братьями сестрами и др. У этих особенностей есть причина и её в принципе можно найти. Фрейд практик рассуждает, что если взять неопытного в психоанализе[79]человека, умеющего распознавать причины болезненных симптомов. Приснился тревожный сон[80] и начинающий исследователь знает причину этого сна, например, в событии раннего детства. Казалось бы надо срочно придти к пациенту и сказать, что например белых слонов из сна не бывает, а во-вторых вот тебе причина твоего сна. Фрейд полагает это ошибкой, диким психоанализом. Пациенту нельзя сообщать напрямую причину его симптомов. Многие журналисты сегодня грешат диким психоанализом. Нашли причину поведения какого-то человека и непременно обнародуют. Пациент не только не примет этой причины, но возможно усугубится его симптом. Есть два вида знания об одном и том же, о причине симптомов. Научное и житейское. Знания врача — научные и житейские знания пациента равноправны. Процедура передачи знания – это терпеливый диалог научного и житейского психологического знания. Они различны и постоянно взаимодействуют, вступают в диалог.

Психология

Психология — это академическая и прикладная дисциплина, включающая научное изучение психических процессов и поведения.

Психологи изучают такие явления, как восприятие, познание, эмоции, личность, поведение и межличностные отношения.

Психология также относится к применению таких знаний в различных сферах человеческой деятельности, включая вопросы, связанные с повседневной жизнью, например. семья, образование и работа, а также лечение психических заболеваний.

Психология — одна из наук о поведении, обширная область, охватывающая социальные и естественные науки.

Психология пытается понять роль человеческого поведения в социальной динамике, включая физиологические и неврологические процессы в свои концепции психического функционирования.

Психология включает в себя множество областей исследования и применения, связанных с такими областями, как человеческое развитие, спорт, здоровье, промышленность, право и духовность.

Психология описывает и пытается объяснить сознание, поведение и социальное взаимодействие.

Эмпирическая психология в первую очередь посвящена описанию человеческого опыта и поведения в том виде, в каком оно происходит на самом деле.

С 1980-х годов психология начала изучать отношения между сознанием и мозгом или нервной системой.

До сих пор неясно, как они взаимодействуют: определяет ли сознание состояния мозга или состояния мозга определяют сознание — или и то и другое происходит по-разному?

Есть несколько разделов психологии.

Сравнительная психология относится к изучению поведения и психической жизни животных, кроме людей.

Это связано с дисциплинами помимо психологии, изучающими поведение животных, такими как этология.

Хотя область психологии в первую очередь занимается людьми, поведение и психические процессы животных также являются важной частью психологических исследований, либо как самостоятельный предмет (например, познание животных и этология), либо с сильным акцентом на эволюционные связи, и несколько более спорно, как способ получения понимания психологии человека путем сравнения или с помощью животных моделей эмоциональных и поведенческих систем, как показано в нейробиологии психологии.

Психология личности изучает устойчивые психологические модели поведения, мыслей и эмоций, которые обычно называют личностью человека.

В основном сосредотачиваясь на развитии человеческого разума на протяжении всей жизни, психология развития стремится понять, как люди начинают воспринимать, понимать и действовать в мире и как эти процессы меняются с возрастом.

Это может быть сфокусировано на интеллектуальном, когнитивном, нервном, социальном или нравственном развитии.

Количественная психология включает применение математического и статистического моделирования в психологических исследованиях, а также разработку статистических методов анализа и объяснения поведенческих данных.

Психометрия — это область психологии, занимающаяся теорией и техникой психологического измерения, которое включает измерение знаний, способностей, отношений и личностных качеств.

,

▷ Психология и ее ветви

Последнее обновление

Когда вы спрашиваете большинство людей, что такое психология, первое, что приходит на ум, — это психолог, который лечит пациента, вероятно, лежащего на диван. Однако клиническая психология — это лишь одна из ветвей психологии, гораздо более широкой науки, изучающей поведение и человеческую психику во всех возможных сферах деятельности. Значит, везде, где есть люди, у психолога есть работа.

Какие разделы психологии?

Психология — это наука, изучающая психику человека, а это значит, что ее открытия могут применяться в разных областях. Каждая из этих областей психологии — это дисциплина.

Все разделы психологии имеют общую основу, но они углубляются в конкретные контексты, в которых возникает проблема. Так же, как врач может специализироваться на кардиологии или пульмонологии, психолог может также специализироваться на различных дисциплинах.

Следовательно, если у ребенка проблемы с обучением, ему следует обращаться не к клиническому психологу, а к педагогическому психологу, а если у пожилого человека возникают проблемы с памятью, лучше всего обращаться к нейропсихологу.

Различные отрасли психологии

  1. Психология развития и образования

Это отрасль психологии, которая посвящена анализу и улучшению преподавания и обучения, понимая как преподавание и обучение тех процессов, которые происходят в рамках в школе или в семейном ядре.Педагогический психолог работает как с учителем, так и с учеником, что подразумевает работу с детьми или молодыми людьми, а также с учителями и родителями.

Педагогический психолог изучит методы обучения, как они влияют на студентов и как их совершенствовать. Также будет проанализированы стратегии обучения, используемые студентами, и способы их оптимизации. Он будет отвечать за понимание типа отношений, которые ученик устанавливает со своей семьей, и того, как они способствуют или мешают учебе в школе.

На практике педагог-психолог часто работает в учебных центрах и отвечает за психологическое консультирование студентов по таким разнообразным темам, как наркомания, сексуальность, межличностные отношения … или решение таких проблем, как застенчивость, агрессия, нарушения обучения … Он также активно участвует в процессах профессиональной ориентации, а также в предотвращении и разрешении конфликтов, возникающих в образовательной среде.

Частью педагогической психологии является психология развития, раздел психологии, изучающий изменения в поведении и психике, происходящие в результате взросления людей, когда они осмеливаются на разных этапах своего развития, от детства до третьего возраста.

Педагогическая психология основана на открытиях психологии развития, предлагая техники и более эффективные образовательные методы, учитывающие эволюционный период, через который проходит ученик. Это означает, что педагог-психолог работает не только с детьми и подростками, но может присутствовать во всех контекстах преподавания-обучения, включая взрослую жизнь и пожилых людей.

  1. Клиническая психология и / или психология здоровья

Этот раздел психологии по существу отвечает за взаимосвязь между здоровьем и болезнью в области человеческой психики.Он включает в себя простую ориентацию подростка в вопросах сексуальности до психотерапии для лечения таких расстройств, как фобии или депрессия.

Тем не менее, важно проводить различие. Клиническая психология больше фокусируется на психопатологическом процессе и его лечении, поэтому эти психологи обучены лечить все виды психических расстройств, более или менее серьезных, которые влияют на качество жизни людей. В этих случаях, особенно при работе с более серьезными патологиями, такими как психоз или шизофрения, обычно приходится работать бок о бок с психиатром для диагностики, вмешательства и контроля психических расстройств.

В клинической психологии также есть разные специальности: психонкология, психоиммунология, детская психология, психология пожилых … Клинический психолог также может специализироваться на определенной возрастной стадии: дети и подростки, взрослые или пожилые люди. Есть также клинические психологи, которые специализируются на лечении сексуальных дисфункций, в области психологии, известной как сексология.

Другие специализируются на психологии пары и семьи, специальности психологии, которая анализирует человека в контексте его самых близких отношений с партнером, детьми и / или родителями, обычно уделяя особое внимание неблагополучным семьям.Эти психологи анализируют межличностные конфликты и пытаются предложить своим членам стратегии, чтобы они могли нормально функционировать и каждый член нашел свое место.

Психология здоровья, с другой стороны, больше фокусируется на анализе процесса психологического здоровья. Анализирует взаимоотношения тела и разума, особенно в результате воздействия болезней, в высшей степени психологических или физических, и ищет салютогенные паттерны, способствующие хорошему психологическому равновесию. В результате медицинский психолог не занимается непосредственным лечением расстройств, а в основном участвует в планах профилактики психического здоровья.Делаем еще профилактические работы.

Обе ветви психологии, однако, объединяются в решении менее серьезных проблем, таких как ориентация в стилях совладания с стрессовыми событиями и ситуациями горя, например, с целью помочь людям лучше понять, что с ними происходит, взять на себя проблемы с другой точки зрения и, в конечном итоге, воплощение в жизнь более здорового образа жизни.

  1. Нейропсихология

В некоторых случаях нейропсихология включается в состав клинической психологии, но ее важность такова, что она заслужила самостоятельную позицию в рамках различных направлений психологии.

Объектом изучения данной специальности психологии является взаимосвязь между мозгом и поведением. Нейропсихолог не только знает все психические расстройства, имеющие неврологическую основу и сильную психологическую составляющую, такие как слабоумие и инсульт, но также доминирует над функционированием мозга по отношению к высшим психическим функциям.

Одной из первых и основных областей применения нейропсихологии является диагностика и реабилитация неврологических расстройств, но в последнее время, учитывая прогресс в методах анализа мозга, эта отрасль психологии распространяется на другие области, так что мы стали свидетелями рождение таких специальностей, как нейромаркетинг, который анализирует влияние рекламных сообщений на мозг и то, как это влияет на решения и желания потребителей о покупке.

  1. Трудовая или институциональная психология

Этот раздел психологии ориентирован на компании, ответственные за анализ и понимание взаимоотношений, установленных человеком с производственным процессом. Для этого важно проанализировать отношение человека к выполняемой им работе: его мотивацию к выполняемой работе, его интересы, ожидания и уровень удовлетворенности своей профессией. Но также и его отношения с остальными коллегами: организационный климат, уровень удовлетворения, которое он испытывает от установленных отношений, тип общения, который преобладает.

Профессиональный или институциональный психолог также занимается анализом соответствия между потенциальными возможностями и способностями человека требованиям определенной работы, а также часто отвечает за разработку психологического профиля, необходимого для занятия определенной должности или выполнения некоторых задач в рамках данной работы. компания. Это хорошо известный «отбор персонала», который поражает нас своими самыми творческими и революционными методами. После того, как люди выбраны, психолог часто также занимается их обучением.

Он также отвечает за анализ факторов, препятствующих нормальному функционированию компании, и за то, что нужно делать для увеличения производства и улучшения условий труда. Конечная цель организационного психолога — повысить производительность и качество работы, чтобы сотрудники чувствовали себя удовлетворенными.

На практике часто психолог либо ограничивается задачей выбора подходящего персонала для работы, либо становится клиническим психологом в организации.Хотя это во многом зависит от видения компании, поскольку в крупных корпорациях психологи обычно работают более творчески и гибко. Однако хорошая новость заключается в том, что это одна из областей психологии с более высокой профессиональной продуктивностью.

  1. Психология рекламы или маркетинга

Психология маркетинга возникла из организационной психологии, поскольку она также ориентирована на удовлетворение потребностей компаний. В данном случае речь идет об увеличении продаж за счет рекламы.

Психолог, специализирующийся в этой области, занимается дизайном и продвижением продуктов на рынке. Это захватывающий мир анализа цели, на которую направлен продукт, чтобы оптимизировать его наиболее привлекательные характеристики.

Вы должны применить знания в различных областях психологии, чтобы понять, какие продукты или услуги являются наиболее привлекательными для клиентов. Он также анализирует потребности и покупательские привычки потребителей, чтобы представить наиболее интересные продукты, соответствующие их профилю, чтобы оптимизировать возврат инвестиций.

Психология маркетинга также отвечает за процессы брендинга, чтобы помочь компаниям выделиться среди конкурентов и повысить ценность своих потребителей. Эти психологи должны быть специалистами в области коммуникативных техник, анализа текстов и, конечно же, техник подсознательной рекламы. Обычно они включаются в отделы маркетинга компаний, чтобы вносить свой вклад в создание и развитие маркетинговых планов и рекламных кампаний, поэтому им приходится работать с разными профессионалами из самых разных областей.

  1. Судебная психология

Основное внимание уделяется анализу уголовных процессов. Судебный психолог отвечает за проведение необходимых экспертных заключений в ходе судебного разбирательства как для потерпевших, так и для обвиняемых, но также готовит осужденных к их реинтеграции в общество и дает советы родственникам.

Определяет степень правдивости показаний и состояние эмоциональной устойчивости задержанных, диагностируя степень умышленности совершения преступлений.Он также оценивает психологический ущерб, нанесенный жертвам. В процессе судебно-медицинской экспертизы психолог имеет цель оценить человека, чтобы проверить, страдает ли он каким-либо расстройством, которое могло бы смягчить преступные действия, вызывает ложные воспоминания или определяет, лжет ли он.

Требуются знания графологии и отклонений поведения, а также основных психопатологий и детской психологии. Хотя эта специальность обычно не востребована психологами, она требует серьезных знаний во всех областях психологии.Кроме того, его роль также играет ключевую роль в составлении психологических профилей преступников, которые помогут в действиях по поиску и поимке.

  1. Психология спорта

Это раздел психологии, посвященный оценке и повышению спортивных результатов, для чего он будет прибегать к психологическим методам, позволяющим спортсмену улучшить его физическую работоспособность. Спортивный психолог на индивидуальном уровне работает со спортсменами так же, как и с командами.

На индивидуальном уровне есть техники визуализации, например, которые позволяют спортсмену совершенствовать свои движения и улучшать свои результаты. Также работают над мотивацией и расширением прав и возможностей, и ему даются инструменты, чтобы он мог выдерживать нагрузку тренировок и соревнований, не ломаясь.

В случае команд, помимо мотивации, сотрудничество также направлено на создание благоприятного климата, который улучшает производительность и разрешает возможные конфликты между членами.Часто ему также приходится работать на руководящих должностях.

Спортивный психолог может выполнять различные вмешательства: от специальных процедур для снижения беспокойства по поводу производительности до упражнений для самообучения, учебных занятий или даже обучения ценностям посредством спорта.

Конечная цель спортивной психологии — дать спортсменам возможность использовать психологическую динамику, изученные стратегии и свое эмоциональное состояние в свою пользу, чтобы максимально использовать свои способности.

  1. Социальная психология

Эта специальность психологии фокусируется на анализе поведения и психики в группах, делает акцент на коллективе и отношениях между людьми.Эта отрасль связана с социологией, хотя в отличие от нее фокусируется на влиянии групп на сознание каждого человека. Он анализирует, как социальные процессы определяют личность и реакции.

Социальный психолог изучает широкий спектр явлений, от коллективного насилия до социальных норм, группового давления, формирования стереотипов и распространения убеждений. Учитывая, что это одна из основных областей психологии, ее открытия обычно имеют огромное влияние на остальные области.

В социальной психологии есть психология сообщества, которая фокусируется на анализе проблем конкретных сообществ. В этом случае цель состоит в том, чтобы понять динамику внутри сообщества и способствовать позитивным изменениям для каждого из его членов, чтобы каждый мог улучшить качество своей жизни. Этот психолог часто работает с социальным работником и должен быть включен в сообщество, чтобы гарантировать, что изменение управляется изнутри, чтобы дать возможность самим лидерам сообщества осуществить самостоятельную трансформацию.Общественный психолог — всего лишь помощник.

Какая отрасль психологии самая лучшая?

Со временем будут развиваться новые отрасли психологии. Решение о выборе той или иной специальности должно зависеть от нашего потенциала и от того, насколько он нас действительно привлекает, потому что, если мы выбираем специальность просто потому, что она лучше оплачивается, мы рискуем попасть в рутинную и профессиональную жизнь. неудовлетворенность.

Напротив, если мы любим выбранную специальность, мы, вероятно, будем работать творчески, мы откроем новые двери и, наконец, мы не только будем более довольны собой, но, возможно, и увеличим свой доход, как естественный результат этой страсти.

В частности, я рекомендую выбрать степень по общей психологии, в которой преподаются все специальности психологии, а затем, с более глубоким знанием каждой области, выбрать ту, которая нам больше всего нравится, для которой необходимо будет пройти хотя бы один мастер. Это более длинный путь, но он предпочтительнее не только потому, что вы узнаете гораздо больше о психологии, но и потому, что он увеличит ваши шансы на рынке труда за счет более широкого профиля, не ограниченного одной отраслью.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.