Характеристика методов психологического исследования: Характеристика методов психологического исследования — Студопедия

Содержание

Характеристика методов психологического исследования — Студопедия

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в психологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, в том числе такие, как наблюдение, самонаблюдение и опрос.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных.

Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюдение — это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне. Внутреннее наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренне воспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями). Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно определить, что следует наблюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю[1,4].



Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение лучше использовать тогда, когда у исследователя имеется точный и достаточно полный перечень признаков, относимых к изучаемому феномену.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психологии) исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, экспериментатор может включиться сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Включенное наблюдение полезно в том случае, когда психолог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувствовав его на самом себе. Однако если под влиянием личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему наблюдению, применение которого позволяет более объективно судить о наблюдаемом. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их: Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Этот вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако требует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат времени на проведение исследования. Ответы испытуемых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от поведения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, исходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тестыявляются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам, выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании которых испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные качества и мотивы поведения. Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить. Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе [1,4].

Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими. Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Техническое моделирование предполагает создание прибора, по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании в качестве элементов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике. Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной. Примеры технического моделирования встречаются в научных исследованиях, посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это попытки построения спец.машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен в устной или письменной форме дать ответ. По полученным ответам испытуемого в свою очередь судят о психологии того человека, который эти ответы предложил.

Опросные методики – такие методики, в процессе применения которых исследователь психологии человека задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает его ответы.

Эти методики хороши тем, что не требуют подготовки специальных бланков и позволяют психодиагносту вести себя в отношении испытуемого достаточно гибко. Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Кроме того, опросные методики трудно стандартизировать и, следовательно, добиться высокой надежности и сравнимости получаемых результатов.

Рисуночные психодиагностические методики – те методики, в которых для изучения психологии и поведения испытуемых используются созданные ими рисунки. Применяется прием интерпретации испытуемыми стандартных, готовых изображений. В содержании этих изображений в наглядной форме представлены задачи, которые испытуемый должен решить (например, матричный тест Равена).

Первый и третий из описанных типов методик могут иметь два варианта: ручнойи компьютерный.При ручном варианте методика используется без применения средств электронно-вычислительной техники для презентации или обработки экспериментального материала. В компьютерном варианте на одном из указанных этапов психодиагностики применяется электронно-вычислительная техника. Например, текстовый и рисуночный материал можно предъявлять испытуемым через экран дисплея, а процессор машины использовать для производства количественных вычислений, вывода на печать получаемых результатов.

Проективные методики,в свою очередь могут быть бланковыми, опросными и рисуночными. Частота их практического использования также достаточно велика и из года в год возрастает по той причине, что методики этой группы наиболее валидные и информативные.

Следующая группа методик – объективно-манипуляционные.В них решаемые испытуемыми задачи предлагаются им в форме реальных предметов, с которыми предстоит что-нибудь сделать: собрать из данных материалов, изготовить, разобрать и т. п.

Общие критерии классификации психодиагностических методик. Понятие о научных и практических методиках

Критерии, в соответствии с которыми различные методы психодиагностики делятся на частные группы.

По типу применяемых тестовых заданий методики делятся на опросные(вопросы, адресуемые испытуемым), утверждающие(суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие), продуктивные(вид собственной творческой продукции испытуемого), действенные(комплекс практических действий), физиологические(анализ физиологических реакций организма человека).

По адресату тестового материала психодиагностические методики делятся на сознательныеи бессознательные.

По форме представления тестового материала испытуемым методики делятся на бланковые(тестовый материал в письменной или какой-либо иной знаковой форме), технические(тестовый материал в аудио-, видео-или киноформе), сенсорные(материал в виде физических стимулов).

По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные(показатели, не зависящие от желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные(данные, зависящие от их желания).

По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормыи не располагающие ими.

По внутренней структуре психодиагностические методики можно разделить на мономерныеи многомерные.Первые характеризуются тем, что в них оценивается одно свойство, а вторые – тем, что предназначены для психодиагностики нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. Многомерные подразделяются на несколько частных методик – подшкалы, оценивающие отдельные психологические качества.

В отдельную группу выделяются психодиагностические методики, основанные на качественноми количественноманализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми.

Все методы психодиагностики можно также разделить на научныеи практические,хотя такое деление условно: большинство известных психодиагностических методик используется как в практической психодиагностике, так и в научно-исследовательском экспериментировании.

Общая характеристика методов исследования в психологии: что относится к основным

Психология является самостоятельной наукой, так как имеет свои предмет изучения и способы познания явлений и процессов. Получить достоверную информацию о психических особенностях человека, причинах его поведения, особенностях социального взаимодействия людей можно с помощью специальных психодиагностических средств. Методы психологии – это основной инструмент профессиональных психологов.

Исследование в психологии

Исследование в психологии

Методы исследования в психологии

Метод это в психологии определение способа достижения поставленной исследовательской цели.

К методам изучения психики относятся:

  • Эксперимент и моделирование. Эксперимент проводят с целью проверки гипотезы. Моделирование предполагает разработку программы (модели) развития личности или группы и ее апробацию.
  • Наблюдение не предполагает активного участия исследователя в деятельности испытуемых. Психолог не может направлять поведение и деятельность испытуемых, он только протоколирует наблюдаемые факты.
  • Анализ продуктов деятельности предполагает изучение рисунков, аппликаций, сочинений с целью определения личностных характеристик испытуемого, особенностей его взаимоотношений с окружающими.
  • Тестирование представлено огромным количество тестов, направленных на изучение различных компонентов личности. Испытуемому предлагается ответить на вопросы методики, после чего психолог интерпретирует его ответы в соответствии с ключом к тесту.
  • Опрос – устное общение психолога с испытуемыми с целью получения информации, необходимой для исследования.
  • Биографический и генетический методы используются для выявления причин того или иного психологического явления или феномена.

Дополнительная информация. В методологии психологии виды диагностических средств объединяются в группы. Критерием классификации является сфера их применения. Любое психологическое исследование предполагает использование нескольких групп методов.

Классификация методов психологии

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Все методы психологии кратко описала Б.Г. Ананьева:

  • Методы организации исследования. На них строится вся методология. К ним относятся поперечные срезы, комплексное изучение психического явления, сравнительный метод, предполагающий проведение исследования в контрольной и экспериментальной группах, лонгитюдное изучение, основывающееся на констатирующей и контрольной диагностиках.
  • Методы сбора эмпирических данных. С их помощью проводят изучение чего-либо, добывают факты. К ним относятся эксперимент и наблюдение, тестирование и опросы, анкетирование и беседа, изучение продуктов деятельности, биографий, моделирование.

Сбор эмпирических данных

Сбор эмпирических данных

  • Методы количественной обработки экспериментальных данных. К ним относятся математические и статистические методы.
  • Интерпретационные методы. Они позволяют на основе количественных результатов составить описательную характеристику изучаемых явлений.

Основные методы психологии

Основными методами психологической науки можно назвать наблюдение и эксперимент.

Наблюдение

Наблюдение – это психологический метод, предполагающий целенаправленное и спланированное изучение поведенческих реакций или психики человека в нормальных, привычных для него условиях с обязательным ведением протокола.

Важно! Наблюдение должен проводить опытный специалист, потому что наблюдаемые факты необходимо грамотно описать.

Эксперимент как метод психологии

Эксперимент – это основной метод психологии и педагогики. В психологии все эксперименты принято делить на:

  • Пилотажные эксперименты. Так называют исследования в малоизученных областях науки, которые проводятся в условиях отсутствия возможности формулирования гипотезы.
  • Педагогические эксперименты – это организация изучения особенностей образовательного и воспитательного процесса в учебных заведениях. К участию в этих исследованиях привлекаются испытуемые разных возрастных групп: от младших дошкольников до студенчества.
  • Естественные эксперименты. Они предполагают изучение того или иного феномена психики в привычных для людей условиях.
  • Лабораторные эксперименты – это организация изучения какого-то психического явления в искусственно созданных условиях, исключающих воздействие внешних факторов, которые могут исказить результаты исследования.
  • Констатирующие эксперименты. Они направлены на выявление особенностей развития личности или группы.
  • Формирующие эксперименты. Они направлены на развитие тех или иных качеств у личности или формирование группового единства коллектива.
  • Контрольные эксперименты. Они проводятся для того, чтобы оценить эффективность разработанной программы развития навыков или качеств у участников эксперимента.

Дополнительная информация. Такое разделение экспериментов на виды условно. Некоторые типы экспериментов являются взаимодополняющими, другие – вспомогательными.

Основные методы практической психологии

Практическая психология

Практическая психология

Особенностью практической психологии является то, что ее цель не просто изучение каких-то особенностей личности или группы, а их коррекция и оптимизация. Специфика методов практической психологии отличается от методов общей психологии.

Краткая характеристика

В практической науке используются следующие психологические методы:

  • Клиническая и личностностно-ориентированная психотерапия. Клиническая психотерапия – это медико-психологическое воздействие психолога на личностные особенности человека, страдающего психическим расстройством, имеющего психосоматические проявления или подверженного наркотической зависимости. Личностно-ориентированная психотерапия – это методика в психологии, задача которой в том, чтобы помочь человеку изменить его отношение к самому себе или своему окружению.
  • Гипноз. Он делает возможным воздействие на сознание человека с целью его конструктивного изменения.
  • Психодрама – это изучение внутреннего мира человека. Ее применение позволяет выявить актуальные проблемы клиента и найти способы их решения.
  • Телесная терапия расширяет сферу сознания человека через телесные ощущения и учит его решать конфликты между разумом и телом.
  • Арт-терапия – это способ коррекции эмоциональной сферы личности. Занятия творчеством с квалифицированным специалистом заставляют человека заняться рефлексией, помогают актуализировать свои негативные эмоции, страхи и преодолеть их. Арт-терапевтические техники используются при коррекции психических нарушений, в работе с депрессией и неврозом.
  • Песочная терапия. Игра в большой песочнице используется в качестве средства, помогающего детям научиться устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать. Кроме того, песочная терапия способствует нормализации эмоционального фона ребенка.
  • Цветотерапия – это технология работы с внутренним миром человека. Одним из вариантов цветотерапии является раскрашивание мандал.
  • Сказкотерапия – это технология психологической диагностики и коррекции, применяемая в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Она помогает понять мотивы поступков ребенка, выявить его отношение к сверстникам, взрослым, диагностировать психологический климат в семье.

Сказкотерапия

Сказкотерапия

  • Правополушарное рисование. Эту технологию принято относить к способам актуализации творческого потенциала личности. Занятия таким видом рисования помогают справиться с депрессией, негативными чувствами, обрести личностный ресурс.
  • Тренинг – это обучающий прием. Технология тренингов используется в психологии управления при работе с персоналом с целью повышения производительности труда, освоения эффективных технологий продаж.

Дополнительная информация. Инструментарий практической психологии постоянно расширяется, так как его применение должно соответствовать современным запросам социума.

Опрос как основной метод практической психологии

Опросный метод – это в психологии процесс целенаправленного сбора информации посредством общения экспериментатора с респондентом.

Экспериментатор может использовать один из следующих видов опроса:

  • Интервью – устный вариант опроса, где психолог задает вопросы человеку или группе с целью получения информации об изучаемом объекте;
  • Анкетирование – письменная форма сбора информации об изучаемом объекте.

Консультация как метод практической психологии

Консультация – это форма взаимодействия психолога и клиента, где специалист помогает человеку найти решение сложных жизненных ситуаций. Совместно с клиентом психолог определяет проблему и риски, помогает родителям устранить ошибки в воспитании детей, обучает руководителей эффективным управленческим приемам.

Таким образом, существует огромное количество методов психологического исследования. Сегодня появляется много новых интересных методик психокоррекционной работы, поэтому практикующие специалисты должны уделять большое внимание самообразованию и повышению своей квалификации.

Появляются новые методы практической психологии

Появляются новые методы практической психологии

Видео

Общая характеристика методов психологического исследования — Мегаобучалка

Психология как наука имеет определённые предмет и методы изучения психических явлений. Знание методов и умения с их помощью изучать возрастные и индивидуальные особенности психического развития личности — путь к более глубокому познанию психологических особенностей личности и использования этих знаний в практической деятельности.

Метод— способ познания, исследования или практического выполнения чего-либо. В нашем случае — способ познания психических явлений. Метод есть способ, орудие, которое способствует разъяснению теоретических и практических проблем. Этот термин используется и для обозначения приема или системы приемов, применяемых в определенной деятельности.

Методами психологических исследований называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей. В психологии выделяют четыре группы методов:

1. Организационные методы. Данная группа включает сравнительный, сравнительно-возрастной, лонгитюдный и комплексный методы, которые применяются на протяжении всего исследования и представляют различные организационно-исследовательские подходы.

Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительно-возрастной метод – сопоставление отдельных особенностей людей по возрастам с целью выявления динамики изучаемого психического процесса.

Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т. д.

Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности.

2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и эксперимент, а также психодиагностические методы (беседа, анкеты, тесты и др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод. Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Устный опрос. Письменный опрос. Свободный опрос. Стандартизированный опрос. Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. Варианты теста: тест-опросник и тест-задание.

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы.

4. Интерпретационные методы.В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы. Любое психологическое исследование имеет несколько общих этапов.

— Подготовительный этап – на этом этапе собранные предварительные сведения дают возможность выдвинуть гипотезу – предположение о каких-либо психологических закономерностях, которое проверяется на следующем этапе.

— Собственно исследование – на втором этапе с использованием конкретных методик получают данные, которые зависят от поставленной задачи. Для сбора психологических фактов применяется, как правило, несколько методов в их сочетании.

— Обработка полученных данных – на этом этапе проводится количественный и качественный анализ полученных данных, который дает возможность выявить существующие связи и закономерности. Обработка материала включает следующие стадии: – первичный анализ – анализ каждого отдельно зафиксированного факта; – первичный синтез – установление связей между данными первичного анализа и выдвинутой ранее гипотезой; – сравнительный (вторичный) анализ – выделение фактов, которые устойчиво повторяются; – вторичный синтез – объединение фактов, сопоставление их с гипотезой и установление существенных закономерностей. Интерпретация результатов. На этом этапе дается объяснение полученных данных на основе той или иной психологической теории, выявляется правильность или ошибочность выдвинутой гипотезы исследования.

 

Общая характеристика методов социально-психологического исследования.

две группы: методы исследования и методы воздействия (в другой главе).

методы исследования: методы сбора информации и методы ее обработки.

Существует и много других классификаций методов социально-психологического исследования. Например, различают три группы методов:

1) методы эмпирического исследования,

2) методы моделирования,

3) управленческо-воспитательные методы.

При этом в первую группу попадают все те, о которых пойдет речь и в настоящей главе. Что же касается второй и третьей групп методов, обозначенных в приведенной классификации, то они не обладают какой-либо особой спецификой именно в социальной психологии. Методы обработки данных часто просто не выделяются в специальный блок.

Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), разного рода опросы (анкеты, интервью), различного рода тесты (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).

Наблюдение является «старым» методом социальной психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Вместе с тем далеко не все возможности метода наблюдения сегодня исчерпаны в социальной психологии: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод наблюдения играет весьма важную роль.

Главная проблема, которая встает при применении метода наблюдения, заключается в том, как обеспечить фиксацию каких- то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке этот вопрос может быть сформулирован так: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое?



Это вопрос о единицах наблюдения, как известно, остро стоящий и в других разделах психологии.

В социально-психологическом исследовании он может быть решен только отдельно для каждого конкретного случая при условии учета предмета исследования.

Другой принципиальный вопрос — это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц наблюдения.

Изучение документов имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод «объективный» методу «субъективному». Вряд ли это противопоставление уместно: ведь и в документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе.

Конечно, мера «субъективности» документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая проблема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует документ — исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста.

Проблема понимания — для преодоления этого нового вида «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент- анализ» (буквально: «анализ содержания»). Это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления.

Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций.

Опросы — критические замечания выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп).

Главные методологические проблемы, которые возникают при применении этих методов, заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь — логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д. (нельзя задавать вопросы в лоб).

Отдельная большая проблема — применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое социально-психологическое явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих характеристик может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности», о которой речь шла выше. Но нужно иметь в виду, что все эти проблемы не являются новыми для социальной психологии, по поводу каждой из них разработаны определенные «противоядия», и задача заключается лишь в том, чтобы с должной серьезностью относиться к овладению этими методами.

Тесты не являются специфическим социально-психологическим методом, они широко применяются в различных областях психологии. Когда говорят о применении тестов в социальной психологии, имеют в виду чаще всего личностные тесты, реже — групповые тесты. Но и эта разновидность тестов, как известно, применяется и в общепсихологических исследованиях личности, никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.

Как известно, тест — это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами, например, характеристиками личности, если речь идет о личностных тестах. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии, где их применение имеет смысл лишь в сочетании с методами клинического наблюдения. В определенных границах тесты дают важную информацию о характеристиках патологии личности.

Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела или тесте ММРI. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы (с чем и имеет дело социальная психология) требует многих методологических корректив.

В социальной психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их обязательно должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела социальной психологии — проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много. В качестве примера можно назвать получивший широкое распространение социометрический тест.

Эксперимент В социальной психологии различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Правила: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этими общими требованиями лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами.

5. Коммуникативная сторона общения.

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.Коммуникация в узком смысле слова – это обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Однако такой подход некорректный.

При таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту (введение понятия «обратная связь» не изменяет сути дела).

При рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

В отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (S-S).

Особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена.

Суть коммуникативного процесса — не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

При обмене информацией посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами.

Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Поэтому у общающихся должны быть идентичны — в случае звуковой речи — не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Возникновение коммуникативных барьеров. Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер.

Названные особенности человеческой коммуникации не позволяют рассматривать ее только в терминах теории информации. Однако все это не отвергает возможности заимствовать ряд понятий из теории информации. Например, при построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием «направленность сигналов».

В теории коммуникации этот термин позволяет выделить:

а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. ахis — ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям;

б) ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete — сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.

В эпоху научно-технического прогресса в связи с гигантским развитием средств массовой информации особое значение приобретает исследование ретиальных коммуникативных процессов.

Поскольку в этом случае отправление сигналов группе заставляет членов группы осознать свою принадлежность к этой группе, постольку в случае ретиальной коммуникации происходит тоже не просто передача информации, но и социальная ориентация участников коммуникативного процесса. Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться непринятой, а ложная — принятой. Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.

35. Классификация методов психологического исследования. Основные характеристики, примеры.

Каждая
наука применяет определенные методы
исследования, их подразделяют на общие
методы, характерные для большинства
наук, и конкретные, которые используются
отдельными науками.

Классификация
методов психологического исследования
призвана структурировать и систематизировать
разнообразие методов, применяемых для
проведения психологических исследований.

Общенаучные
методы применяются почти во всех науках.

К
ним О.В. Клименко и другие относят:

1)
анализ — расчленение некоторого явления
на отдельные свойства или отношения;

2)
синтез — соединение различных элементов,
сторон, свойств объекта в единое целое;

3)
индукцию – форму логического умозаключения
по направлению, например, от частных к
общим выводам, от отдельных фактов к
обобщениям;

4)
дедукцию – логическое умозаключение
от общего к частному, от общих суждений
к частным выводам;

5)
моделирование — замена реального объекта
изучения объектом-заменителем (моделью),
который содержит в себе черты, связи,
отношения изучаемого объекта;

6)
гипотетический метод — выдвижение на
основе дедукции научного предположения
для объяснения определенного явления;

7)
системный метод — связанный с построением
системы взаимосвязей элементов,
составляющих объект;

8)
реконструирование — смысловая и
структурная перестройка явления;

9)
теоретические общенаучные методы.

Основные
методы психологического исследования
включают:

а)
обобщение — мыслительный переход от
эмпирического анализа отдельных
объектов на более высокую ступень
абстракции путем выделения общих
признаков, которые есть в рассматриваемых
объектах;

б)
формализацию — метод отражения результатов
мышления в точных понятиях, выраженных
в формулах или знаковой форме и т.д.;

в)
абстрагирование — метод научного
познания, основанный на формировании
образа реального объекта с помощью
мысленного выделения признака, который
интересует исследователя.

Конкретные
методы социально психологического
исследования могут быть разделены на
4 группы:

  • Организационные
    методы.

  • Эмпирические
    (исследовательские).

  • Методы
    статистической обработки.

  • Объяснительные
    методы (методы интерпретации).

Классификация
методов психологического исследования,
к числу которых относятся организационные
методы,
включает:

а)
сравнительный (метод поперечных срезов)
состоит в том, что при организации
исследования, берут разные группы
испытуемых по различным критериям (по
возрастному признаку, условиями обучения
и воспитания), а затем проводят
исследования и данные сопоставляют в
группах, выделенных по одному критерию;

б)
лонгитюдный метод — продольное изучение,
длительное изучение одной и той же
категории испытуемых;

в)
комплексный метод.

Эмпирические
(исследовательские) методы относятся
к числу методов получения научных
данных.

Эмпирические
методы
социально психологического исследования
включают сбор информации в ходе
наблюдения, эксперимента, тестирования.
Наблюдение представляет собой
целенаправленное и организованное
восприятие психического явления и
требует от исследователя:

1)
формулировки целей;

2)
составления плана — последовательности
наблюдения;

3)
составления программы наблюдения;

4)
необходимости выработать систему
наблюдения;

5)
фиксации данных наблюдения;

6)
статистической обработки, анализа и
объяснения результатов наблюдения.
Наблюдение может быть включенным и
невключенным, внешним и внутренним,
скрытым и открытым.

Так,
например, с помощью наблюдения можно
изучать объем внимания, некоторые
аспекты запоминания, темперамент.
Эксперимент отличается от метода
наблюдения тем, что экспериментатор
занимает активную позицию по сравнению
с исследователем-наблюдателем.
Экспериментатор создает условия,
которые вызовут то явление, которое
его интересует. Эксперимент отличается
от тестирования тем, что изучает
зависимость данных о своем предмете
изучения в зависимости от вариативности
условий его проведения.

Эксперимент
может быть лабораторным и естественным,
формирующим и констатирующим.

Классификация
методов психологического исследования
применяется также и по отношению к
дополнительным
методам
проведения
исследований,
к числу которых относят: беседу, анализ
продуктов деятельности, интервью,
составление анкет, метод экспертной
оценки, метод обобщения независимых
характеристик, биографическая методика,
социометрию, референтометрию.

Классификация
методов психологического исследования
в отношении объяснительных
методов

(методов интерпретации) позволяет
выделить:

а)
генетический метод — рассматривает
явления на пути его возникновения и
развития в процессе онтогенеза;

б)
структурный метод.

Подобная
общепринятая система классификации
позволяет эффективно выбирать тот или
иной метод психологического исследования,
актуальный именно в данный момент.

Методы психологического исследования

Психология, как и другие науки, используется для сбора научной информации разными методами. Но специфика объекта исследования — психики человека — накладывает свой отпечаток на возможность использования того или иного метода и его эффективность.

Рассмотрим преимущества и недостатки основных методов психологического исследования.

Наблюдение

Наблюдение — Исторически самый древний метод, используемый почти всеми науками.В психологии применялись различные модификации этого метода: интроспекция, объективное наблюдение, которое может быть прямым и косвенным, прямым и косвенным, внутренним и внешним, естественным и лабораторным, а также систематический поиск.

Самоанализ, или «интроспекция» — это изучение самого наблюдателя, его внутреннего мира, различных психических реакций.

Долгое время в среде мыслителей, занимающихся изучением психических явлений, было широко распространено мнение, что исследовать психику извне невозможно, поскольку это замкнутый мир, доступный только ему самому.

Достоинством метода является высокая информативность, простота использования. Но с развитием научной психологии выявились многочисленные отрицательные стороны интроспекции, главными из которых являются невозможность проверки результатов, крайний субъективизм в интерпретации мысленных фактов. С появлением первых представлений о бессознательном и его влиянии на поведение и вообще на всю психическую жизнь человека стало очевидно, что надежность этого метода очень ограничена.Этим объясняется переход психологического знания к объективным методам, простейшими из которых являются различные виды наблюдений.

Прямое наблюдение предполагает контакт с исследователями, находящимися под наблюдением.

При косвенном наблюдении исследователь познакомился с наблюдаемым объектом заочно, через различные документы, такие как дневники, автобиографии творчества. Одним из примеров является анализ 3. Фрейда личности Достоевского по его произведениям или анализ Э. Фромма личности Гитлера и его окружения свидетельствуют известные факты биографии.

Прямое наблюдение предоставляет информацию о процессах, доступных качественной и количественной оценке.

Косвенное наблюдение используется, когда мы хотим с помощью объективных методов исследовать процессы, которые невозможно наблюдать напрямую, например степень усталости. В этом случае мы можем судить о серьезности процесса лишь косвенно, например, по изменению степени концентрации, количества допущенных ошибок.

При наблюдении исследователя стать частью наблюдаемого диапазона.

При просмотре стороннего исследователя контакт с наблюдаемой ситуацией не включается.

Естественное наблюдение происходит в нормальных условиях, а лабораторное — в искусственно созданных или существенно модифицированных.

Систематическое наблюдение предполагает изучение того или иного аспекта поведения, изучению которого посвящено настоящее исследование.

Исследовательское наблюдение не преследует конкретной цели, но часто меняет всю картину исследования, если исходная гипотеза была неверной.

Плюсы очевидного наблюдения, но могут быть различные ошибки в оценке наблюдаемых фактов, связанных с различными эффектами, известными психологией, например, эффектом ореола и эффектом Пигмалиона.

Эффект Пигмалиона заключается в том, что, выдвигая исходную гипотезу, исследователь пытается затем непроизвольно интерпретировать наблюдаемые факты в свою пользу.

Эффект ореола, или гала-эффект, приводит к излишнему обобщению конкретного опыта исследователя и переносу счета из одной ситуации в другую.

Кроме того, наблюдатель может интерпретировать психические факты с точки зрения основных положений психологической школы, к которой он принадлежит, или он может подвергаться различным видам предубеждений, касающихся, например, способности женщин к определенным видам деятельности ( так называемый сексизм) или связанная с ним зависимость функционирования менталитета от принадлежности к расе, национальности, социокультурной группе и т. д.

Эксперимент

Эксперимент называют методом, в котором исследователь сам является исследуемым явлением.

Чаще всего в ходе эксперимента испытуемые произвольно или по каким-либо признакам делятся на две группы — экспериментальную, которая создает изменения для условий деятельности, и контрольную, не подверженную таким изменениям. Эти меры предосторожности необходимы, чтобы убедиться, что наблюдаемые проявления психики связаны с изменившимися условиями, а не с какими-то другими факторами.

В современной психологии эксперимент является основным методом исследования, что не означает, что его использование безопасно.Использование на практике связанных с экспериментом эффектов искажения называется Розенталь, Хоторн.

Эффект Розенталя, связанный с ожиданиями экспериментатора. Когда экспериментатор глубоко убежден, что реакция теста изменится, он невольно передает свои ожидания тесту различными невербальными (неголосовыми) способами, и это может повлиять на их поведение.

Эффект Хоторна возникает, когда испытуемым была известна исходная гипотеза. В этом случае вполне вероятно, что они будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.Особым случаем эффекта Хоторна является эффект плацебо, при котором врачи, убежденные в эффективности любого лекарства, передают своих пациентов, и поэтому ожидается улучшение здоровья, но на самом деле этот препарат не оказывает такого воздействия.

Анкеты и тесты

Для получения большого количества информации используется опрос , который является модификацией другого метода — разговора. При опросе испытуемым предлагают тщательно разработанную анкету. Затем исследователь отвечает, судя о наличии или отсутствии определенных психических свойств.

Тесты позволяют количественно оценить различные характеристики психики: например, интеллект, внимание, умственные операции, память и различные психические состояния, такие как тревога, разочарование, депрессия.

Наряду с вербальными тестами используются различные невербальные тесты, такие как живописный тест Розенцвейга, направленные на изучение реакции индивида в ответ на травмирующую ситуацию.

Проективные техники

Проективные методы , основанные на способности людей приписывать свой собственный статус и требования к качеству объектов.

Самая известная техника Роршаха, при которой испытуемые раскладывали карточки со стандартными чернильными кляксами разных цветов и оценивали то, что они видят в них, реалистичное восприятие, уровень тревожности, эмоциональное состояние.

Во время других проективных техник испытуемых просят нарисовать дом, дерево, человека, животное, а по несуществующему узору судят о состоянии психики индивидов.

Существуют также вербальные проективные техники, например, метод «Неполное предложение», в ходе которого исследователь предлагает тестовое начало предложения, которое он должен завершить.

.

,

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, Общая характеристика методов психологического исследования

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ

В результате изучения этой главы студенты:

знаю

• сущность и основное назначение методов психологического исследования, возможные основания для их классификации;

• основные требования для написания научного отчета;

может

• различать исследовательские и диагностические проблемы и методы психологии;

• сравнить возможности сравнительного и лонгитюдного методов исследования, качественной и количественной обработки данных;

собственный

• основной понятийный аппарат теории организации психологического исследования.

Общая характеристика психологических методов исследования

Метод в самом широком смысле слова можно определить как метод познания, подход к изучению явлений природы и общественной жизни.

Методы психологической науки можно классифицировать по-разному, по разным причинам. В предыдущей главе мы фактически обратились к одной из классификаций психологических методов — разделив их по целям работы психолога на коррекционные, диагностические и исследовательские.

Методы коррекции отличаются от двух других групп тем, что они вообще не направлены на сбор информации. Их цель — что-то изменить в самом человеке, или в его взгляде на проблемную ситуацию, или в самой ситуации, чтобы преодолеть трудности, с которыми человек обратился к психологу.

Методы диагностики направлены на сбор данных о психологических характеристиках человека.В научных исследованиях такие методы, если они используются, используются только как вспомогательные. Дело в том, что они, как правило, малоэффективны для достижения собственных исследовательских целей. Ведь очень точные и подробные описания людей, полученные с их помощью, сложно унифицировать и унифицировать, распространить на других людей, как обычно того требуют цели научных исследований. Ближе всего методы диагностики сочетаются с методами качественного исследования, которые, однако, также редко используются в серьезных научных работах.

Методы исследования направлены на выявление общих закономерностей в функционировании психики, которые действительны если не для всех людей в целом, то для значительной их части. На основе знания этих законов психологи решают две основные задачи научных исследований в психологии — объяснение и предсказание поведения человека. Методы научного исследования предполагают сбор данных о закономерностях, лежащих в основе взаимосвязи различных психологических свойств друг с другом и основе их проявления в поведении, а также о закономерностях их функционирования и развития.При этом полученные данные «собирательны», они ничего не говорят об отдельном человеке. В этом их главное отличие от методов психологической диагностики.

В соответствии с указанными целями научного исследования можно выделить два основных направления научных исследований в области психологии:

• изучать закономерности функционирования и развития психики, такие как, например, реакция на разочарование, психологические особенности, отличающие людей с сердечными заболеваниями от здоровых и т. Д.,

• Разработка методов исследования и диагностики психологических особенностей, методов воздействия (коррекции психики) — например, перевод уже существующей анкеты на другой язык, разработка процедуры индукции эмоций, создание образовательных программ для детей с отклонениями в развитии пр.

Исследования в обоих направлениях проводятся с использованием двух групп методов. Методы научного исследования делятся на методы сбора данных и методы обработки данных.Поскольку эти методы связаны с получением и удобным представлением данных, собранных эмпирическим путем, их обычно называют эмпирическими методами. Однако чаще этот термин относится только к методам сбора данных. В дальнейшем мы будем придерживаться этого более узкого смысла эмпирических методов.

Методы сбора данных (эмпирические методы) направлены на получение психологической информации от испытуемых, а методы обработки данных направлены на обработку, правильное представление и получение адекватных выводов из информации, собранной с помощью эмпирических методов.

>

Однако работа исследователя включает в себя как процедуры работы с экспериментальным материалом, так и чисто теоретическую работу, связанную с выявлением научной проблемы собственно исследования, с разработкой ее общей конструкции и стратегии психолога-исследователя, а также как теоретическая интерпретация вновь полученных фактов.

Следовательно, в научном исследовании выделяют четыре основных этапа:

— планирование и организация исследований;

— сборник новых научных данных;

— обработка данных;

— интерпретация.

тематических картинок

,

Методы исследования психологии — Заметки к уроку психологии

I. Почему важны методы исследования?

Наука на базовом уровне пытается ответить на вопросы (например, «почему мы агрессивны») посредством тщательного наблюдения и сбора данных. Эти ответы затем (на более сложном или более высоком уровне) могут быть использованы для углубления наших знаний о нас и наш мир, а также помогают нам предсказывать последующие события и поведение.

Но для этого нужен систематический / универсальный способ сбора и понимания данных — иначе возникнет хаос.

На практическом уровне методология помогает нам понять и оценить достоинства всей информации, с которой мы сталкиваемся каждый день. Например, вы верите в следующие исследования?

1) исследование показало, что продолжительность жизни левшей значительно короче, чем у тех, у кого доминирует правая рука.

2) исследование продемонстрировало связь между курением и плохими оценками.

Есть много аспектов этих исследований, которые необходимы, прежде чем можно будет оценить достоверность результатов. Однако большинство людей не утруждают себя выяснением деталей (которые являются ключом к пониманию исследований), а обращают внимание только на результаты, даже если они полностью ошибочны.

Они также практичны на рабочем месте:

1) Профессия в области психического здоровья — опирается на исследования для разработки новых методов лечения и изучения того, какие методы лечения подходят и эффективны для различных типов проблем и людей.

2) Деловой мир — маркетинговые стратегии, найм, производительность сотрудников и т. Д.

II. Различные методы исследования

1) Фундаментальные исследования

отвечает на фундаментальные вопросы о природе поведения.Не для приложения, а для получения знаний ради знаний.

Например, посмотрите названия этих публикаций:

a) Кратковременное и долгосрочное извлечение из памяти: сравнение эффектов информационной перегрузки и взаимосвязи.

б) Электрофизиологическая активность в центральном ядре миндалины: Эмоциональность и стрессовые язвы у крыс.

Некоторые люди ошибочно полагают, что фундаментальные исследования бесполезны. На самом деле фундаментальные исследования — это фундамент, на котором другие могут разрабатывать приложения и решения. Таким образом, хотя фундаментальные исследования могут показаться бесполезными в в реальном мире , они могут направить нас к практическим приложениям, таким как, но не ограничиваясь ими:

а) Скиннер — дрессированные животные для работы на подкрепление — приводят к рабочим графикам и приложениям в психологии ввода-вывода, терапии и образования.

б) все те терапевтические методы, которые клинические психологи и другие терапевты используют для помощи людям, должны быть изучены, чтобы определить, какие из них наиболее эффективны для каких ситуаций, людей и проблем.

2) Прикладные исследования

занимается поиском решений практических проблем и применением этих решений для помощи другим.

Некоторые примеры названий публикаций:

a) Влияние упражнений, релаксации и тренировки управленческих навыков на показатели физиологического стресса.

b) Поощрение использования автомобильных ремней безопасности маленькими детьми.

Сегодня есть тенденция к более прикладным исследованиям. Это немалая часть из-за перспективы в Соединенных Штатах, где нам нужны решения, и мы хотим их сейчас! НО, нам по-прежнему нужно не забывать о необходимости фундаментальных исследований.

3) Оценка программы

рассматривает существующие программы в таких областях, как правительство, образование, уголовное правосудие и т. Д., и определить эффективность этих программ. ПРОГРАММА РАБОТАЕТ?

Например — Смертная казнь работает? Подумайте обо всех проблемах, связанных с этой программой, и о том, как сложно оценить ее эффективность. Самый насущный вопрос: как вы определяете цель и «эффективность» смертной казни? Если цель состоит в том, чтобы не допустить совершения осужденными преступниками того же самого преступления или любого другого преступления, то смертная казнь является абсолютной — 100% эффективной.Однако если цель смертной казни — удержать потенциальных преступников от совершения преступлений, то это совсем другая история.


III. Как не ученые собирают информацию?

Мы все наблюдаем наш мир и делаем выводы.КАК мы это делаем:

1) ищите авторитетную фигуру — учитель сообщает вам факты … вы им верите. Это такая хорошая идея?

Например, если ваш учитель говорит вам, что есть убедительные доказательства того, что больший мозг = больший интеллект.

2) интуиция — обсуждалась в предыдущей главе.

Женщины романтичнее мужчин?

Зубчатая часть экзамена — лучший способ учиться?

Что бы вы ни думали, есть ли у вас данные, подтверждающие ваше МНЕНИЕ по этим вопросам ???

К счастью, есть гораздо лучший путь к ИСТИНЕ…научный метод.


IV. НАУЧНЫЙ МЕТОД

Как нам найти научную истину? Научный метод НЕ совершенен, но это лучший метод, доступный сегодня.

Для использования научного метода все темы исследования должны соответствовать следующим критериям:

1) должны быть проверены (например,г., можете проверить существование бога?)

2) должно быть фальсифицируемым — легко доказать что-либо истинное (зависит от ситуации), но систематически доказывать ложность предмета обсуждения довольно сложно (например, можете ли вы доказать, что бога не существует?)

A. Цели научного метода

Описание, прогноз, выбор метода, контроль, сбор данных, анализ, объяснение

1) Описание — указание наблюдаемых характеристик события, объекта или человека.Помогает нам быть систематическими и последовательными.

Этот этап подготавливает почву для более формальных этапов — здесь мы приобретаем нашу тему исследования и начинаем преобразовывать ее из общей концепции или идеи в конкретную, проверяемую конструкцию.

a) Operational Definitions — определение поведения или качеств с точки зрения того, как они должны быть измерены.Некоторые книги определяют это как описание … действий или операций, которые будут выполняться для измерения или управления переменной.

Примеры:

Как можно определить «изменение жизни»? Одна из возможностей — это оценка по шкале оценки социальной адаптации.

Как вы определяете ожирение, аномалии и т. Д. Таким образом, чтобы это можно было проверить и опровергнуть?

2) Prediction — здесь мы формулируем проверяемые прогнозы или ГИПОТЕЗЫ о поведении (в частности, о наших переменных).Таким образом, мы можем определить гипотезу как предварительное утверждение о взаимосвязи между двумя или более переменными. Например, можно предположить, что по мере увеличения потребления алкоголя способность управлять автомобилем снижается.

Гипотезы обычно основаны на ТЕОРИЯХ — утверждениях, которые обобщают и объясняют результаты исследований.

3) Select Methodology & Design — выберите наиболее подходящую исследовательскую стратегию для эмпирического рассмотрения ваших гипотез.

4) Контроль — метод устранения всех нежелательных факторов, которые могут повлиять на то, что мы пытаемся изучить (более подробно мы рассмотрим позже).

5) Сбор данных — хотя книга немного избыточна и не дает четкого разграничения между этой стадией и выбором дизайна и метода, сбор данных — это просто выполнение и реализация вашего плана исследования.

6) Анализ и интерпретация данных — использование статистических процедур для определения математической и научной важности (а не «фактической» важности или значимости) данных.Были ли различия между группами / условиями достаточно большими, чтобы иметь смысл (не случайно)?

Затем вы должны указать, что на самом деле означают эти различия … открытие причин поведения, познания и физиологических процессов.

7) Сообщить / сообщить результаты — Психология — это наука, основанная на обмене мнениями — поиск ответов на вопросы бессмысленен (для всех, кроме ученого), если эта информация не может быть передана другим.Мы делаем это через публикации в научных журналах, книги, презентации, лекции и т. Д.

Б. Способы проведения научных исследований

1) Натуралистическое наблюдение — позволить поведению происходить без вмешательства или вмешательства исследователя.

мы все это делаем (люди смотрят)

слабые места: часто нелегко наблюдать, не будучи навязчивым.

сильные стороны: изучить поведение в реальных условиях, а не в лаборатории.

2) Пример из практики — углубленное исследование жизни человека, используемое для реконструкции основных аспектов жизни человека. Попытайтесь увидеть, какие события привели к текущей ситуации.

Обычно включает: интервью, наблюдение, изучение записей и психологию.тестирование.

слабых мест: очень субъективно. Подобно составлению головоломки, часто возникают пробелы — зависит от памяти человека, медицинских записей и т. Д.

сильные стороны: хорошо подходит для оценки психологических расстройств — может видеть историю и развитие.

3) Опрос — письменный вопросник, устное интервью или их комбинация, используемая для сбора информации о конкретных аспектах поведения.

ПРИМЕР

слабые места: данные самоотчета (честность сомнительна)

сильные стороны: собрать много информации за короткое время.

собирает информацию по проблемам, которые нелегко заметить.

4) Психологическое тестирование — проведите тест, а затем оцените ответы, чтобы сделать выводы.

Примеры. — I.Q. тесты, личностные обзоры, S.A.T., G.R.E. и т.д …

слабых мест: действительность всегда под вопросом; честность ответов.

сильные стороны: может быть очень полезным для прогнозирования, если он действителен.

5) Экспериментальное исследование (единственный способ приблизиться к Причине и Следствию) — метод контроля всех переменных, кроме интересующей переменной, которой исследователь управляет, чтобы определить, влияет ли она на другую переменную.


V. КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ (вам необходимо хорошо ознакомиться с этими терминами, чтобы преуспеть в психологии. Вы также можете посмотреть в глоссарии терминов, которые мы предоставили для этих и других важных терминов):

1) переменная — любое измеримое состояние, событие, характеристика или поведение, которое можно контролировать или наблюдать в ходе исследования.

Независимая переменная (IV) — переменная, которой манипулирует исследователь, чтобы увидеть, как она влияет на зависимую переменную.

Зависимая переменная (DV) — поведение или результат реакции, измеряемый исследователем, на который, как ожидается, повлияла IV.

2) control — любой метод работы с посторонними переменными, которые могут повлиять на ваше исследование.

Внешняя переменная любая переменная, кроме IV, которая может влиять на DV определенным образом.

Пример — как быстро крысы могут выучить лабиринт (2 группы). Что контролировать?

3) Группы (субъектов / участников) в эксперименте — экспериментальное против контроля

экспериментальная группа — группа, подвергшаяся ИВ в эксперименте.

контрольная группа — группа, не подвергавшаяся IV. Однако это не означает, что эта группа ничему не подвергается. Например, в исследовании лекарств разумно иметь экспериментальную группу (получает лекарство), контрольную группу плацебо (получает лекарство точно так же, как экспериментальное лекарство, но без каких-либо активных ингредиентов) и контрольную группу без плацебо. (они не получают наркотиков … ничего)

обе группы должны лечиться ТОЧНО одинаково, за исключением IV.

4) Confound — возникает, когда любая другая переменная, кроме IV, систематически влияет на DV (посторонняя переменная). В этом случае, что вызывает эффект на DV? Неуверенный.

Пример — Витамин X против витамина Y. Группа 1 бегает утром, группа 2 — днем.Вы видите в этом проблему? (Надеюсь)

Многие вещи могут ввести в заблуждение (вот только два примера):

5) Предвзятость экспериментатора — если исследователь (или кто-либо из членов исследовательской группы) действует по-разному по отношению к членам одной группы, это может повлиять на поведение участников и, таким образом, изменить результаты.Обычно это не делается специально, но простого знания, в какой группе находится участник, может быть достаточно, чтобы изменить наше поведение по отношению к участникам.

6) Предвзятость участника (Характеристики спроса) — участники могут действовать таким образом, который, по их мнению, соответствует тому, что ищет исследователь. Таким образом, участник не может действовать естественным образом.

7). Типы экспериментальных проектов : настоящий эксперимент, квазиэксперимент и корреляция.

а) Истинный эксперимент: попытки установить причину и следствие

Чтобы быть настоящим экспериментом, у вас должны быть ОБА — манипуляция IV и случайное распределение (RA) субъектов / участников по группам.

1) манипулирование IV — манипулирование IV происходит, когда исследователь контролирует саму переменную и может вносить в нее коррективы.

Например, если я исследую действие Адвила на головные боли, я могу управлять введенными дозами, силой каждой таблетки, указанным временем и т. Д. Но если я хочу определить влияние Адвила на головные боли у мужчин и женщин , я могу управлять полом? Является ли пол истинным IV?

2) Случайное назначение — случайное распределение участников по группам / условиям так, чтобы все участники имели равные шансы быть распределенными по любому условию.

б) Квазиэкспериментальные планы: такие же, как в настоящем эксперименте, но теперь нет случайного распределения субъектов по группам. У одной группы все еще есть IV, а у другой нет, но субъекты не распределяются по группам случайным образом.

Существует много типов квази-проектов (на самом деле, их слишком много, чтобы здесь вдаваться в подробности).Что важно знать, так это то, что во всех из них отсутствует RA.

c) Корреляция: пытается определить, какая взаимосвязь существует между переменными. Он не может установить причину и следствие.

1), чтобы показать силу взаимосвязи, мы используем коэффициент корреляции (r).

Коэффициент варьируется от -1,0 до +1,0:

-1,0 = идеальная отрицательная / обратная корреляция

+1,0 = идеальная положительная корреляция

0.0 = нет связи

положительная корреляция — по мере того, как одна переменная увеличивается или уменьшается, растет и другая. Пример. результаты обучения и тестов.

отрицательная корреляция — когда одна переменная увеличивается или уменьшается, другая движется в противоположном направлении. Пример. по мере уменьшения количества потребляемой пищи увеличивается чувство голода.

ДИЗАЙН МЕЖДУ И ВНУТРИ ПРЕДМЕТА

1) Межпредметный дизайн: в этом типе дизайна каждый участник участвует в одной и только одной группе.Затем результаты каждой группы сравниваются друг с другом, чтобы изучить различия и, таким образом, эффективность IV. Например, в исследовании, посвященном влиянию аспирина Байера и Тайленола на головные боли, у нас может быть 2 группы (те, кто получает Байер, и те, кто получает Тайленол). Участники получают либо Байер, либо тайленол, но НЕ получают оба. Т

2) Дизайн внутри субъектов: в этом дизайне участники получают все виды лечения / условия.Например, в исследовании, представленном выше (Bayer vs Tylenol), каждый участник получил бы Bayer, измеренную эффективность, а затем каждый получил бы Tylenol, затем измеренную эффективность. Видите различия?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ vs НАДЕЖНОСТЬ

Validity — измеряет ли тест то, что мы хотим? Если да, то это действительно так.

Например — действительно ли инвентаризация / тест стресса измеряет количество стресса в жизни человека, а не что-то еще.

Надежность — выдержан ли тест? Если мы получаем одни и те же результаты снова и снова, значит, надежно.

Например — тест IQ — вероятно, не изменится, если пройти его несколько раз. Таким образом, если он каждый раз дает одинаковые (или очень, очень похожие) результаты, то он надежен.

Однако тест может быть надежным, но не действительным, поэтому мы должны быть осторожны.

Например — чем тяжелее ваша голова, тем вы умнее.Если бы я взвешивал вашу голову в одно и то же время каждый день, один раз в день, в течение недели, это был бы практически один и тот же вес каждый день. Это означает, что тест надежен. Но считаете ли вы, что этот тест действителен (он действительно измеряет ваш уровень «сообразительности»)? Скорее всего, НЕ, и, следовательно, это не действует.

Находите психологию запутанной? Так не должно быть.Станьте участником AlleyDog.com и получите инструменты и ресурсы, необходимые для облегчения понимания психологии — и получайте более высокие оценки, пока вы занимаетесь этим. Узнать больше.

,

Психология как наука и использование научных методов в психологических исследованиях

Психология как область исследования значительно эволюционировала за последние несколько лет с различными точками зрения, подходами и исследовательскими интересами психологов и исследователей. Но все они имеют одну общую черту — использование научных методов. Психология как научная область исследований важна как для практиков, так и для исследователей. Психологи, занимающиеся исследовательской деятельностью, сосредоточены на раскрытии новых взглядов на причины человеческого поведения с помощью научных методов.С другой стороны, практические психологи, такие как клинические психологи, консультанты, промышленно-организационные психологи и школьные психологи, используют существующие исследовательские знания для улучшения или улучшения жизни людей.

Как и другие социальные науки, психология также является наукой, поскольку она пытается предсказать причины человеческого поведения, опираясь на сбор данных, эмпирические свидетельства и предлагая интерпретации путем анализа фактов и свидетельств, связанных с различными поведенческими принципами.Большая часть исследовательской работы по психологии основана на научном исследовании повседневного поведения человека (Heider, 1958; Kelley, 1967). Применяя научные методы, психологи систематически и объективно объясняют причины различий в человеческом поведении.

Психологи изучают и анализируют человеческое поведение, предлагая различные уровни объяснений, от биологического до социального и культурного. Эти уровни объяснения также называются перспективами, используемыми для понимания и объяснения человеческого поведения.Биологические факторы, такие как гены, нейротрансмиттеры, нейроны и гормоны, объединены с более низкими уровнями объяснения. С другой стороны, объяснения средних уровней относятся к индивидуальным характеристикам и способностям, тогда как объяснения высших уровней относятся к социальным установкам, организациям и культурным факторам (Cacioppo, Berntson, Sheridan, & McClintock, 2000). , Эти три уровня объяснения можно хорошо объяснить с помощью примера. В наши дни очень распространена депрессия, которая вызвана всеми тремя факторами: биологическими, индивидуальным отношением и социокультурными факторами.

Депрессию можно лечить на более низких уровнях, исследуя химические изменения в головном мозге, которые вызывают депрессию, а клинические психологи могут лечить ее с помощью лекарств. На среднем уровне людям, страдающим депрессией, можно помочь лечением или сеансами, которые помогут им преодолеть негативный жизненный опыт. На самом высоком уровне психологи пытаются проанализировать причину депрессии между мужчинами и женщинами или представителями разных культур.Результаты исследований показывают, что депрессия гораздо чаще поражает женщин, чем мужчин, и тревожно высока в западных культурах (США, Европа и Канада), чем в восточных культурах (Япония, Китай и Индия, Чен, Ван, Польша и Линь, 2009 г.) ; Seedat et al., 2009. Все уровни объяснения помогают нам понять причину депрессии с разных точек зрения. Все уровни объяснения помогают понять причины депрессии с более широкой точки зрения.

Причины использования эмпирических методов в психологии

Все социальные исследователи используют эмпирические методы для обмена мнениями по соответствующим дисциплинам исследований.Эмпирические методы включают сбор данных, систематизацию данных и предоставление выводов о данных. Ученые используют научные методы для проведения эмпирических исследований. Научные методы можно определить как комбинацию правил, допущений и процедур, которым следуют при проведении научных исследований ученые-социологи и исследователи.

Хотя методы научного исследования не могут гарантировать объективное и беспристрастное решение различных вопросов, тем не менее, научные методы считаются лучшими для получения близких к точным выводам о людях и их поведении во всем мире.Старые факты или исследовательские идеи отбрасываются или заменяются новыми исследовательскими фактами и выводами. Эмпиризм и объективность в социальных исследованиях обеспечивают гораздо более точное понимание различных оттенков человеческого поведения по сравнению с другими подходами.

Психологические процессы сложны, и делать прогнозы о психологическом явлении очень сложно из-за индивидуальных различий и различных факторов, которые влияют на их поведение в зависимости от разных уровней объяснения.Методы научных исследований должны быть свободны от личных предубеждений или предрассудков ученых. Цель научного исследования — дать содержательную интерпретацию информации, собранной для ее применения в аналогичных ситуациях, путем следования определенным принципам, которые могут быть обобщены для таких ситуаций, которые называются законами. В психологии есть определенные общепризнанные законы, которые принимаются во всем мире, например, законы Вебера и Закон действия. Но так как эти законы доказали свою действенность и уже были приняты в качестве общих принципов, эти законы необходимо подвергнуть любой научной проверке.

Теория также взаимосвязана с законами в иерархии обобщенных принципов. Теорию можно определить как интегрированную комбинацию принципов, которая предсказывает наблюдаемые закономерности во взаимоотношениях в данной области исследования. Давайте проанализируем ключевые характеристики хороших теорий:

  1. Правильная теория должна быть общей, а это значит, что хорошая теория должна суммировать различные результаты.
  2. Хорошие теории должны быть экономными.
  3. Хорошие теории должны обеспечивать широкие возможности для будущих исследований и исследований в данной области исследований.
  4. Хорошие теории можно опровергнуть

Уже существующие теории могут быть оспорены или изменены на основе сбора данных и собранной информации, затем новые модифицированные теории дополнительно проверяются для создания важных прогнозов на основе новых собранных данных.

Психологические исследования

Основной целью психологического исследования является анализ поведения человека и предоставление эффективных решений таких проблем, как память и проблемы с обучением, агрессия и депрессия, проблемы, связанные с различными психологическими расстройствами, и используемые в широком спектре исследовательской деятельности для дальнейших исследований и исследований.Психологические исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Базовое исследование пытается понять основные вопросы человеческого поведения. С другой стороны, прикладные исследования исследуют те проблемы, которые имеют повседневное влияние на нашу повседневную жизнь, и предоставляют лечебные решения для решения наших повседневных проблем.

Психологи разрабатывают инструменты тестирования для тестирования и исследования своих исследовательских вопросов для измерения чувств, мыслей и поведенческих процессов людей, а также анализа и интерпретации собранных данных.Узнав о принципах и ключевых процессах психологического исследования, можно критически оценить собранные данные и прийти к соответствующему решению.

Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области.Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого контента, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.