Групповая динамика — Студопедия
Жизнь группы не является неподвижной, и под воздействием внешних и внутренних причин в группе возникают разного рода изменения
Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлет-ния как личных, так и групповых интересов и потребностей. Характер групповой динамики существенным образом зависит от эмоционального состояния группы, от качества и объема взаимовлияний и взаимоотношений членов группы.
Груп-ая динамика, таким образом, рассматривает механизмы взаимного влияния индивида на группу в целом, групповых норм на индивида, индивидов друг на друга. Сущес-ние и значимость этих групповых влияний доказаны современной социальной психологией
Процесс групповой динамики объясняет:
• принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе;
• образование стихийных или неформальных групп;
• появление ролей «любимчиков» в группе.
В современной социальной психологии понятие «групповая динамика» относится к развитию человеческих отношений в группе, изменениям, которые наступают в результате действующих в группе сил. Понимание групповой динамики предполагает изучение этих сил, т.е. того, как они возникают, под влиянием чего они модифицируются, каковы последствия их действия. Если рассматривать группу как нечто целое, то некоторые закономерности групповой динамики можно объяснить действием двух основных законов:
1. Целое доминирует над его частями. Группа – это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов. Извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена. Каждый член признает, что он зависит от всех членов.
2. Отдельные элементы объединяются в целое. Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы. Человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит. Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим.
В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.
Понятие групп-ой динамики включает в себя 5 основных элементов и несколько дополнительных. Основными являются:
• Цели группы. Этот элемент определяется тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной степени – личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемые.
• Нормы группы, которые возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы. Нормы, выработанные группой, защищаются ее членами. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться эти нормам.
• Структура группы и проблемы лидерства. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем остальные члены группы, уровень активности. Лидер – это социальная роль определенной личности в группе. Выявить структуру группы можно с помощью социометрии.
• Сплоченность группы – это взаимное тяготение членов группы. Необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью.
• Фазы развития группы. Обычно выделяют несколько фаз: диффузная группа; группа-ассоциация; группа-кооперация; группа-коллектив; корпорация.
Дополнительные элементы: создание подгруппы, отношения личности с группой.
Механизмы групповой динамики
Существует несколько подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы. Рассмотрим основные из механизмов.С точки зрения первого подхода основные этапы развития группы составляют:
• Первая стадия – «притирка». Члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой группе.
• Вторая стадия – «ближний бой». Оценивается вклад лидера. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение.
• Третья стадия – «экспериментирование». Все более актуальной становиться проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы.
• Четвертая – «эффективность». Группа приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов.
• Пятая стадия развития «зрелость».
Петровский А. В. выделяет следующие этапы:
1. Диффузная группа (группа людей, не имеющих общей цели и деятельности).
2. Группа-ассоциация (есть общая цель, официальная структура, но нет совместной деятельности).
3. Группа-кооперация (формируется общая деятельность).
4. Группа-автономия (развита групповая сплоченность, эффективная общая деятельность).
5. Трудовой коллектив (организация, характеризующаяся совместной социально значимой деятельностью).
Есть и другая модель поведения групп. Стадии развития группы заключаются в следующем:
любая группа проход.в своем разв. 3 стад.:
1)стадия первичн.синтеза–стадия адаптации или узнавания друг друга;
2)стадия дифференциации, распред.на подгруппы;
3) стадия оконч.синтеза – превращ.группы в команду или коллектив.
НОУ ИНТУИТ | Лекция | Групповая динамика и групповая эффективность
9.1. Понятие о групповой динамике
В социальной психологии трудно, пожалуй, найти более расплывчатое понятие, чем групповая динамика. Поэтому оно в равной степени относится ко всем процессам взаимодействия, которые происходят в рамках малой социальной группы, в том числе оно применимо к таким процессам, как формирование взаимосвязей в группе, возникновение различных подгрупп на неформальной основе, влияние одного члена группы на другого, принятие решений, лидерство, взаимодействие с другими группами и т.д.
Подобно тому как нет единого определения понятия «группа», так нет и общего согласия относительно того, что означает термин «групповая динамика». В соответствии с многогранным пониманием групповая динамика рассматривается с точки зрения внутренней природы малых групп — того, как они формируются, их структуры и процессов, их влияния на отдельных членов группы и на другие группы.
Еще один взгляд на групповую динамику заключается в том, что она состоит из набора методик. В соответствии с этой точкой зрения ролевые игры, «мозговой штурм», группы встреч, группы без лидера, групповая терапия, тренинг сенситивности и подобные методики в своей совокупности составляют групповую динамику.
Наконец, термин «групповая динамика» используется на Западе также для обозначения определенной сферы научного исследования. При этом под групповой динамикой понимается междисциплинарная отрасль социальных наук, основанная на знаниях психологии, социологии, культурной антропологии и политологии. Более того, можно сказать, что вся социология в широком смысле — это изучение групповой динамики.
Мы будем рассматривать групповую динамику с точки зрения внутренней природы малых групп, что ближе всего к исходной концепции К. Левина, способствовавшего популяризации этого термина. Левин положил в 1930-х гг. начало традиции исследования специально созданных для экспериментальных целей малых групп. В соответствии с этой традицией группы рассматриваются исходя из «групповой локомоции». Имеется в виду движение группы к цели на основе согласованных действий всех ее членов. Западные исследователи считают, что «локомоции» сопутствуют, прежде всего, такие взаимосвязанные групповые переменные, как сплоченность, коммуникация и конформность. Каждая из них зависит от других и, в свою очередь, влияет на них.
Слово «динамика» обычно подразумевает наличие неких сил, которые несут за собой какие-либо изменения. Действительно, исследование групповой динамики направлено на процессы, посредством которых в группах происходят изменения (Hollander, 1971). Введение тех или иных изменений требует перемен в «квазистационарном равновесии» (термин Левина) существующего положения дел в группе. При этом необходимо преодолеть индивидуальное сопротивление отдельных членов группы, что возможно лишь при наличии соответствующей групповой поддержки. По имеющимся данным, сплоченные группы оказывают наибольшее влияние на своих членов как при содействии изменениям, так и при противодействии им.
Эффективность группы может быть рассмотрена исходя из двух критериев: ее продуктивности и удовлетворенности ее членов. Эти показатели зависят как от задачи, стоящей перед группой, так и от особенностей ситуации. Исследования показывают, что степень удовлетворенности группы не обязательно связана с групповой продуктивностью. Обзор отечественных и зарубежных исследований по данной проблематике представлен в одной из работ автора этой книги (Свенцицкий, 1999).
Другой аспект групповой эффективности основан на потенциальных ресурсах, имеющихся в распоряжении группы для осуществления ее функций.
Результат этого процесса основан на соотношении вклада в группу и ее окружение и «выхода» в виде продуктивности и удовлетворенности за определенный период. Поэтому качества индивидов, составляющих группу, являются жизненно важными для ее эффективности.
Динамика малой группы отражает и сложность каждой личности, входящей в ее состав, и наличие такого группового свойства, как синергизм на основе взаимодействия этих личностей, вследствие чего возникает целостность, которая представляет собой нечто большее, чем просто сумму ее отдельных членов. Даже если взять самую элементарную группу — диаду, то в ней мы можем выделить, по крайней мере, три «социальные силы», влияющие на ее динамику. Это Я-концепция одной личности, Я-концепция другой личности и, наконец, взаимоотношения данных людей. Каждая группа характеризуется неповторимым своеобразием своей динамики.
Групповая динамика — Википедия с видео // WIKI 2
Групповая динамика — процессы взаимодействия членов малой группы, а также изучающее эти процессы научное направление; его основателем считается Курт Левин, который и ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе. Групповая динамика, по его мнению, должна рассматривать вопросы, связанные с природой групп, закономерностями их развития и совершенствования, взаимодействием групп с индивидами, другими группами и институциональными образованиями. В 1945 году Левин основал «Исследовательский центр групповой динамики» в Массачусетском технологическом институте.
Это научное направление связано с психологией, социологией, теорией коммуникаций; изучает в первую очередь поведение небольших групп.
Энциклопедичный YouTube
1/3
Просмотров:
1 419
322
916
✪ Групповая динамика. Тренинг тренеров
✪ Сложные вопросы в работе с группой
✪ 3.2. Социальные группы
Содержание
Процессы
Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов[1][2]:
- образование подгрупп по интересам;
- возникновение лидеров и их уход в тень;
- принятие групповых решений;
- сплочение и конфликты в группе;
- изменение ролей членов группы;
- воздействие на поведение;
- потребность в присоединённости;
- распад группы.
Причины образования групп
Существует два вида малых групп: формальные и неформальные. Причины их образования бывают разными. Формальные группы образовываются под влиянием внешних факторов, которые задают систему предписаний, распределение ролей и статусов и даже постановку групповых целей. Внешние факторы не являются психологическими механизмами.[3]
Основой же неформальной группы является желание человека принадлежать к группе. Это в первую очередь объясняется потребностью человека в общении, а малая группа становится средой для ее удовлетворения. К числу источников, с помощью которых может быть удовлетворена потребность в общении, американский психолог М. Шоу относит так же межличностную аттракцию и групповое членство, считая последнее возможностью удовлетворения аффилиативной потребности — потребности принадлежать к группе и находиться с другими.[3]
Механизмы групповой динамики
Механизмы групповой динамики — это процессы, за счет которых идет становление группы (см. этапность развития малой группы).
- Разрешение внутригрупповых противоречий. Группе необходимо пройти через некоторое количество конфликтов для выработки своих «групповых норм», которые будут одинаковыми для всех членов группы. Преодоление конфликтов приведет к стабилизации групповой структуры.[3] Можно выделить нескольких типов внутригрупповых противоречий:
- противоречие между увеличивающимися потенциальными возможностями группы и ее нынешней деятельностью
- противоречие между увеличивающимся стремлением индивида к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой
- противоречие возникающие из-за несоответствия действий лидера с тем, что ожидают от него другие члены группы.[3]
- «Идиосинкразический кредит» — группа дает право на поведение, выходящее за рамки «групповых норм», высокостатусному члену группы (послаблений тем больше, чем выше был вклад в достижение групповых целей в прошлом). Идиосинкразический кредит вносит в жизнь группы инновацию, это стимулирует переход группы на новый уровень развития. Это является причиной, почему идиосинкразический кредит относится к механизмам группового развития.[3]
- Психологический обмен. — группа присваивает более высокий психологический статус члену группы за более высокий вклад в ее жизнь.[4] Существует два уровня психологического обмена: Диадный уровень — является более характерным на начальных этапах развития группы, пока она еще не является целостным образованием. Обмен осуществляется между любыми двумя членами группы, а в конечном счете происходит внутри множества диад. Итогом такого обмена является приписывание определенного статуса друг другу.[3]Собственно групповой уровень — в большей степени характерен для уже сложившейся группы. Психологический обмен выходит за рамки диад: одной из сторон обмена является группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнь группы.[3]
Этапность развития малой группы
Становление группы — это процесс, относящийся к групповой динамике, заключающийся в поэтапном развитии группы за счет смены этапов (или стадий). Одной из моделей, демонстрирующих смену стадий, является модель Б. Такмена. Эта модель является распространенной, так как Такмен выделяет две сферы жизнедеятельности группы: деловой (инструментальной, которая посвящена решению групповых задач) и эмоциональной (экспрессивной, нацеленной на межличностные отношения). Для каждый сферы были созданы свои модели.[3]
В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся:[3]
- стадия «проверки и зависимости» — ориентировочное поведение и поиск взаимоприемлемого поведения членами группы;
- стадия «внутреннего конфликта» — обострение противоречий в группе;
- стадия «развития групповой сплоченности» — увеличения сплоченности за счет разрешения конфликтов;
- стадия «функционально-ролевой соотнесенности» — образование ролевых структур.
В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:[3]
- стадию «ориентировки в задаче»— поиск членами группы наилучшей возможности решить задачу;
- стадию «эмоционального ответа на требования задачи» —противодействие членами группы вследствие несовпадения личных интересов с условиями, необходимыми для выполнения задачи;
- стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями» —информационный обмен между членами группы;
- стадию «принятия решений» — конструктивные попытки решить задачу.
Лидерство
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Лидерство — это сугубо групповой феномен, который не может быть реализован в рамках одного человека. Именно поэтому этот феномен относится к динамическим процессам.[5]
У лидера более выражен уровень активности, при решении групповых задач. Лидер берет на себя конкретные функции в определенный момент времени. Остальные же члены группы принимают за ним право выполнять эти функции. Отношения выстраиваются так, что лидер является ведущим, остальные «идут за ним». Но эти отношения могут быть несимметричными: уровень притязаний лидера может быть намного выше готовности остальных принять его ведущую роль.[5]
Процесс принятия группового решения
Групповое решение — это решение членами группы проблемы, стоящей перед ними. В функции лидера входит процесс организации группы для принятия группового решения, что является весьма сложной задачей. Есть многочисленные свидетельства и подтверждения тому, что во многих случаях групповое решение является эффективней, чем индивидуальное. Наиболее распространенной формой принятия группового решения является групповая дискуссия. Частным случаем групповой дискуссии является мозговой штурм.[5]
Групповая сплоченность
Сплоченность — это динамическая характеристика группы, которая характеризует степень общности, единства группы, устойчивость межличностных взаимоотношений, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Групповая сплоченность широко изучалась в различных психологических направлениях. Прежде всего изучение этого феномена опирается на понимание группы в первую очередь как систему межличностных отношений, базирующихся на эмоциональной основе.[4]
Первые исследования этого феномена начались в школе групповой динамики. Групповая сплоченность измерялась на основе эмоциональной оценки привлекательности группы со стороны ее членов. В исследованиях, проводимых Л.Фестингером, сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе.[5] Отличается подход к групповой сплоченности в социометрическом направлении Д. Морено. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе.[4]
Применение
Знания, полученные при изучении групповой динамики, применяются при проведении бизнес-тренингов, групповой терапии.
См. также
Ссылки
Примечания
Эта страница в последний раз была отредактирована 16 марта 2020 в 20:41.
Групповая динамика — Википедия
Групповая динамика — процессы взаимодействия членов малой группы, а также изучающее эти процессы научное направление; его основателем считается Курт Левин, который и ввел термин групповая динамика, описывающий позитивные и негативные процессы, происходящие в социальной группе. Групповая динамика, по его мнению, должна рассматривать вопросы, связанные с природой групп, закономерностях их развития и совершенствования, взаимодействия групп с индивидами, другими группами и институциональными образованиями. В 1945 году Левин основал «Исследовательский центр групповой динамики» в Массачусетском технологическом институте.
Это научное направление связано с психологией, социологией, теорией коммуникаций; изучает в первую очередь поведение небольших групп.
Процессы
Так как члены группы взаимодействуют и влияют друг на друга, в группе возникают процессы, отличающие её от совокупности индивидуальных лиц. Среди этих процессов[1][2]:
- образование подгрупп по интересам;
- возникновение лидеров и их уход в тень;
- принятие групповых решений;
- сплочение и конфликты в группе;
- изменение ролей членов группы;
- воздействие на поведение;
- потребность в присоединённости;
- распад группы.
Причины образования групп
Существует два вида малых групп: формальные и неформальные. Причины их образования бывают разными. Формальные группы образовываются под влиянием внешних факторов, которые задают систему предписаний, распределение ролей и статусов и даже постановку групповых целей. Внешние факторы не являются психологическими механизмами.[3]
Основой же неформальной группы является желание человека принадлежать к группе. Это в первую очередь объясняется потребностью человека в общении, а малая группа становится средой для ее удовлетворения. К числу источников, с помощью которых может быть удовлетворена потребность в общении, американский психолог М. Шоу относит так же межличностную аттракцию и групповое членство, считая последнее возможностью удовлетворения аффилиативной потребности — потребности принадлежать к группе и находиться с другими.[3]
Механизмы групповой динамики
Механизмы групповой динамики — это процессы, за счет которых идет становление группы (см. этапность развития малой группы).
- Разрешение внутригрупповых противоречий. Группе необходимо пройти через некоторое количество конфликтов для выработки своих «групповых норм», которые будут одинаковыми для всех членов группы. Преодоление конфликтов приведет к стабилизации групповой структуры.[3] Можно выделить нескольких типов внутригрупповых противоречий:
- противоречие между увеличивающимися потенциальными возможностями группы и ее нынешней деятельностью
- противоречие между увеличивающимся стремлением индивида к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой
- противоречие возникающие из-за несоответствия действий лидера с тем, что ожидают от него другие члены группы.[3]
- «Идиосинкразический кредит» — группа дает право на поведение, выходящее за рамки «групповых норм», высокостатусному члену группы (послаблений тем больше, чем выше был вклад в достижение групповых целей в прошлом). Идиосинкразический кредит вносит в жизнь группы инновацию, это стимулирует переход группы на новый уровень развития. Это является причиной, почему идиосинкразический кредит относится к механизмам группового развития.[3]
- Психологический обмен. — группа присваивает более высокий психологический статус члену группы за более высокий вклад в ее жизнь.[4] Существует два уровня психологического обмена: Диадный уровень — является более характерным на начальных этапах развития группы, пока она еще не является целостным образованием. Обмен осуществляется между любыми двумя членами группы, а в конечном счете происходит внутри множества диад. Итогом такого обмена является приписывание определенного статуса друг другу.[3]Собственно групповой уровень — в большей степени характерен для уже сложившейся группы. Психологический обмен выходит за рамки диад: одной из сторон обмена является группа, выступающая как совокупный коллективный субъект, определяющий статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнь группы.[3]
Этапность развития малой группы
Становление группы — это процесс, относящийся к групповой динамике, заключающийся в поэтапном развитии группы за счет смены этапов (или стадий). Одной из моделей, демонстрирующих смену стадий, является модель Б. Такмена. Эта модель является распространенной, так как Такмен выделяет две сферы жизнедеятельности группы: деловой (инструментальной, которая посвящена решению групповых задач) и эмоциональной (экспрессивной, нацеленной на межличностные отношения). Для каждый сферы были созданы свои модели.[3]
В сфере межличностной активности (именно с нее начинает анализ группообразования Б. Такмен) к ним относятся:[3]
- стадия «проверки и зависимости» — ориентировочное поведение и поиск взаимоприемлемого поведения членами группы;
- стадия «внутреннего конфликта» — обострение противоречий в группе;
- стадия «развития групповой сплоченности» — увеличения сплоченности за счет разрешения конфликтов;
- стадия «функционально-ролевой соотнесенности» — образование ролевых структур.
В сфере деловой активности Б. Такмен выделяет:[3]
- стадию «ориентировки в задаче»— поиск членами группы наилучшей возможности решить задачу;
- стадию «эмоционального ответа на требования задачи» —противодействие членами группы вследствие несовпадения личных интересов с условиями, необходимыми для выполнения задачи;
- стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями» —информационный обмен между членами группы;
- стадию «принятия решений» — конструктивные попытки решить задачу.
Лидерство
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Лидерство — это сугубо групповой феномен, который не может быть реализован в рамках одного человека. Именно поэтому этот феномен относится к динамическим процессам.[5]
У лидера более выражен уровень активности, при решении групповых задач. Лидер берет на себя конкретные функции в определенный момент времени. Остальные же члены группы принимают за ним право выполнять эти функции. Отношения выстраиваются так, что лидер является ведущим, остальные «идут за ним». Но эти отношения могут быть несимметричными: уровень притязаний лидера может быть намного выше готовности остальных принять его ведущую роль.[5]
Процесс принятия группового решения
Групповое решение — это решение членами группы проблемы, стоящей перед ними. В функции лидера входит процесс организации группы для принятия группового решения, что является весьма сложной задачей. Есть многочисленные свидетельства и подтверждения тому, что во многих случаях групповое решение является эффективней, чем индивидуальное. Наиболее распространенной формой принятия группового решения является групповая дискуссия. Частным случаем групповой дискуссии является мозговой штурм.[5]
Групповая сплоченность
Сплоченность — это динамическая характеристика группы, которая характеризует степень общности, единства группы, устойчивость межличностных взаимоотношений, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Групповая сплоченность широко изучалась в различных психологических направлениях. Прежде всего изучение этого феномена опирается на понимание группы в первую очередь как систему межличностных отношений, базирующихся на эмоциональной основе.[4]
Первые исследования этого феномена начались в школе групповой динамики. Групповая сплоченность измерялась на основе эмоциональной оценки привлекательности группы со стороны ее членов. В исследованиях, проводимых Л.Фестингером, сплоченность анализировалась на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе.[5] Отличается подход к групповой сплоченности в социометрическом направлении Д. Морено. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе.[4]
Применение
Знания, полученные при изучении групповой динамики, применяются при проведении бизнес-тренингов, групповой терапии.
См. также
Ссылки
Примечания
Особенности групповой динамики
Понятие о групповой динамике
Групповая динамика – это термин, который используется при исследованиях в рамках социальной психологии. Развит он довольно неплохо, поэтому современные исследователи обращаются сразу к нескольким основным значениям, которые актуальным в наше время:
- Групповая динамика – это направление в изучении малых групп, которое преимущественно развито в социальной психологии. Направление посвящено проблемам формирования малых групп и их последующего развития в условиях динамично меняющегося общества;
- Групповая динамика – это один из видов лабораторного эксперимента, который предназначен для того, чтобы провести углубленный анализ и изучение групповых процессов в обществе;
- Групповая динамика – это набор специализированных и узконаправленных методик, которые можно использовать при исследовании малых групп. Сюда относятся ролевые игры, группы встреч, групповая терапия или тренинг сенситивности. В рамках данных подходов перед исследователями открываются возможности изучить личность каждого участника группы, а затем соотнести их для выявления степени их сплоченности в рамках малой группы.
Готовые работы на аналогичную тему
Определение 1
Таким образом, групповая динамика – это совокупность внутригрупповых социальных и психологических процессов и ряд явлений, которые характеризуют весь цикл жизнедеятельности малой группы и каждый из ее этапов. Этапы жизнедеятельности малой группы – формирование (образование), функционирование, развитие, стагнация, регресс и распад группы. В рамках групповой динамики особую роль отдают изучению процессов, которые происходят в жизни группы, а также исследованию того, каким образом эти процессы влияют на действия индивидов.
Задачи социально-психологического анализа групповой динамики следующие:
- Определить, каким образом и как общие закономерности общения и взаимодействий реализуются в рамках малой социальной группы;
- Выявить механизм, посредством которого малая группа доводит до личности всю систему общественных влияний. Особую роль здесь играет содержание норм и ценностей, а также установок, которые формируются в больших группах, а затем плавно перетекают и адаптируются к малым социальным группам;
- Определить, каким образом активность членов группы реализует усвоенные влияния группы, а затем осуществляет поставленную перед членами группы задачу;
- Проанализировать, как развивается группа, а также какие этапы она проходит на протяжении своего развития. Здесь важно проследить изменения групп на каждом из этапов различных групповых процессов, которые оказывают серьезное влияние на развитие группы или ее постепенный спад.
Специфика групповой динамики
Групповая динамика – это особый процесс, который имеет свою специфику. Особенности групповой динамики заключаются именно в ее многоэтапности. Малая группа реализует себя на разных стадиях, изменяется, может развиваться, а может прийти к своему логическому завершению, не выдержав всех испытаний. Тем не менее, развивая и проходя этапы групповой динамики, малая группа может дорасти до некоторых высот.
Во-первых, превращение малой группы в ассоциацию. В этом случае мы можем отметить, что люди объединяются в соответствии с общностью цели, но не все в равной мере принимают ее или ставят превыше собственного мнения. Деятельность внутри группы осуществляется, но действия достаточно разобщены, что мешает прийти к общему решению. Группа постоянно нуждается во вмешательстве извне – преимущественно со стороны руководителя, который берет на себя ответственность за принятие решения. Тем не менее, личностные отношения могут устанавливаться с высокой скоростью, но скорее на межличностном уровне, когда взаимодействия не определяются общим делом;
Второй уровень малой группы в процессе социальной динамики – кооперация. Здесь более выражено единство в действиях членов группы. отмечается формирование общности взглядов на некоторые основные ценности, которые воспринимаются участниками коллектива. Группа обладает реально и успешно функционирующей организованной структурой, а отношения с личностных переходят в более деловую форму.
Еще одна особенность групповой динамики – возможность вывести малую группу на уровень коллектива. Характерной чертой коллектива является его сплоченность. Она проявляется в том, что все мысли и чувства участников направлены на то, чтобы достичь общую цель. Здесь высок уровень конформизма участников, нормы и ценности полностью направлены на общую задачу и разрешение поставленных проблем. Несмотря на то, что отношения определены делами, они все еще гуманны и направлены на реализацию и создание благоприятного межличностного климата.
Динамика малой группы отражает в себе всю сложность каждого участника процесса, сложность каждой личности, которая входит в состав группы. Это требует создания условий для контроля за социальными процессами, а также знания механизмов для оптимизации работы в рамках групповой динамики. Очень важно наличие знающего и компетентного руководителя (или лидера), который сможет взять на себя достаточно ответственности за реализацию деятельности группы. К тому же, на лидера ложится ответственность за то, чтобы принимать во внимание мнение каждого участника группы, а затем отсеивать менее подходящие и учитывать более актуальные.
Отношение участников группы к общей цели, общему делу, а также друг к другу определяет психологический климат внутри малой группы. при здоровом психологическом климате деловые отношения являются ведущими. Они обеспечивают нужный уровень взаимопонимания, сочетаются с очень высоким уровнем как дисциплинированности каждого члена группы, так и ответственности всех участников процесса. Важна взаимопомощь, взаимная требовательность, желание постоянно развиваться и не останавливаться на достигнутых результатах. Таким образом, групповая динамика определяет не только рост самой группы в профессиональном плане, но и характеризует личностный рост каждого участника группового процесса.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — Студопедия
Групповая динамика — это совокупность групповых действий и интеракций, возникающих в результате взаимоотношений и взаимодействий членов группы, их деятельности и влияния членов на окружение, и представляет собой развитие или движение группы во времени.
В общем виде групповую динамику составляют задачи и нормы группы; ее структура и структура лидерства в группе; групповые роли; сплоченность группы; групповое напряжение.
Все элементы групповой динамики обсуждаются в процессе работы, так как в них наиболее ярко выражается специфика системы отношений, установок, особенности поведения другого и могут рассматриваться при этом как основные темы групповой дискуссии.
Задачи и нормы группы
Задачи группы определяются общей системой практической работы с людьми, включенными в группу. Например, задачи группы тренинга — совершенствование навыков общения, межличностного стиля взаимодействия и т.д.
Задачи групповой психокоррекции формулируются по-разному в рамках различных подходов. Однако, несмотря на различия, можно указать на общие задачи, обусловленные самой спецификой метода групповой психокоррекции:
· исследование психологической проблемы каждого члена группы и оказание ему помощи в ее решении;
· изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации;
· приобретение знаний о закономерностях межличностных и групповых процессов как основы для более эффективного и гармоничного общения с людьми;
· содействие процессу личностного роста, реализации человеческого потенциала, достижению оптимальной работоспособности, ощущению счастья;
· устранение болезненных симптомов, соответствующих различным эмоциональным проблемам.
Нормы — это принятые правила поведения, руководящие действием участников и определяющие санкции наказания при их нарушении.
Типичными нормами психокоррекционных групп является самораскрытие и честность. Подчинение групповым нормам связано со статусом участника группы и сплоченностью группы. Нормы существуют в любом обществе, и в любой группе нарушение принятых норм всегда предусматривает наказание. Чем жестче нормы и суровее наказание за их нарушение, тем авторитарнее группа.
Каждая психокоррекционная группа устанавливает свои нормы поведения, но в каждой из них обычно поощряется эмпатия, правдивость, теплота и открытость.
Подчинение перечисленным нормам не является обязательным, но от их соблюдения или несоблюдения зависит эффективность работы психокоррекционной группы. Во многом выполнение норм поведения зависит от информированности и сплоченности группы. Имеются наблюдения, свидетельствующие о том, что в гомогенных группах подчинение нормам более выражено, чем в гетерогенных.
Нормы могут задаваться руководителем группы (общие принципы и правила проведения групповой работы) или вырабатываться самой группой (ритуалы встреч и прощаний, девиз группы и т.д.).
Нормы группы представляют собой совокупность неписаных правил, влияющих на отношение и поведение членов группы, частично затрагивающих даже внегрупповые связи. Индивид, не принимающий групповые нормы, оказывается в позиции девианта, которого группа вначале пытается подчинить нормам, а в случае неудачи — исключает из своей среды, объединяясь против него. К психокоррекционным нормам относятся: проявление эмоций, рассказ о своих проблемах, акцептация, толерантность по отношению к другим, активность в различных групповых дискуссиях и т.д. Иногда в группе складываются антикоррекционные нормы: утаивание истинных чувств, создание подгрупп, эротических пар, наигранные преувеличения чувств, табу на выражение агрессивных чувств к руководителю или на сексуальные темы, псевдокоррекционный поиск сексуальных мотивов каждого поступка.
Ведущий группы с самого начала знакомит участников с принципами работы, следование которым отвечает психокоррекционным
задачам. Он стремится к тому, чтобы эти принципы последовательно осуществлялись клиентами, превращаясь в нормы группы, психокоррекционные нормы. Реализация этих принципов-норм необходима для защиты участников от негативного группового опыта, возможных травматических переживаний. К принципам-нормам относятся следующие:
1. Откровенность и искренность. Вгруппе необходимо быть искренним и не скрывать своих чувств, даже если они кажутся «неприличными». Если клиент испытывает симпатию или, наоборот, неприязненное чувство к какому-нибудь участнику группы, надо сказать об этом. Нельзя говорить неправду. Если кто-нибудь не хочет о чем-то говорить, то ему следует просто отказаться от высказывания.
2. Отказ от использования «ярлыков». Участники группы должны стремиться к пониманию, а не к оценке. Оценки — это ярлыки, которыми мы обозначаем человека в целом. Вместо того чтобы глобально оценивать личность человека, лучше говорить об отдельных ее аспектах, о поведении. Тогда можно избежать оскорблений и унижения достоинства другого человека. Не одно и то же назвать человека дураком и сказать, что он поступил неразумно. «Эгоист», «маменькин сынок», «подкаблучник», «размазня», «кисейная барышня» — все это ярлыки, и они не способствуют лучшему самопониманию, но вызывают у членов группы чувство обиды, оскорбленного самолюбия и желание дистанцироваться от группы.
3. Конструктивная обратная связь выражается в передаче своих чувств, даже негативных. Например: «Я увидел тебя в новом свете ,и мне это было неприятно»; «Я испытываю сильное раздражение, когда ты с таким пренебрежением говоришь о товарищах по работе».
4. Контроль поведения. Этот принцип выражается в формулах: «Обо всем можно говорить, но не все можно делать»; «Нельзя бесконтрольно проявлять свои эмоции, прежде всего агрессивные и сексуальные». Во время специальных групповых занятий иногда позволяется или поощряется реализация своих чувств, но только при условии контроля. Например: отреагирование аффектов в психодраматической сцене; пантомимическое выражение желаний и чувств в психогимнастике; выражение подавляемых чувств при помощи приемов, практикуемых в энкаутергруппах (нанесение ударов кулаками по подушке, заменяющей человека, спровоцировавшего
312 агрессию, поглаживание и укачивание члена группы, который нуждается в жалости и утешении, и т.п.).
5. Ответственность. Каждый участник группы берет на себя ответственность за других членов группы. Он принимает обязательство не пропускать занятия и не бросать группу. Но если напряжение станет невыносимым и желание покинуть группу перевесит желание освободиться от своих проблем, то участник группы должен сообщить о своем решении, а не исчезать без предупреждения.
6. Правило «Стоп». Каждый участник имеет право без каких-либо объяснений остановить любой разговор, касающийся его личности. Остальные члены группы обязаны уважительно отнестись к его просьбе. Это право дает участникам уверенность и чувство самозащиты против давления группы. Обладание этим правом приводит к тому, что к нему прибегают очень редко.
7. Соблюдение конфиденциальности. Это требование невынесения за пределы группы информации интимного характера. В аналитически-ориентированных группах это правило формулируется еще более определенно:
· члены группы обязаны молчать обо всем, что происходит в группе;
· не должны обсуждать за пределами группы то, что происходит внутри.
8. Толерантность. Клиенты должны с терпимостью относиться ко всем откровенным суждениям других участников группы, хотя содержание этих суждений может не соответствовать их собственным убеждениям и их собствен ной морали. Каждая группа может вырабатывать и другие нормы, специфичные для нее.
Процессы групповой динамики можно стимулировать,используя разнообразные технические приемы с целью разнообразия групповой деятельности; устраняя первичную неуверенность членов группы предоставлением ясной, четкой, точной информации; указывая на совпадение групповой активности с мотивами прихода в группу каждого из его членов.
313 Структура группы и лидерства, групповые роли
Структура группы, с одной стороны, чисто формальная (тренер и клиенты), с другой — неформальная, т.е. формируемая интерперсональным взаимодействием людей. Структура группы связана с теми ролями, которые выполняют ее
участники, а также тем социометрическим статусом, которым они обладают. По мере развития группы и группового взаимодействия ролевая и статусная структуры могут измениться.
Роли — это поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам.
Опираясь на собственный опыт, каждый человек приходит в психокоррекционную группу с уже определенным настроем на ту роль, которую он будет в ней играть. Роль клиента в группе чаще всего отличается от той, которую он играет вне группы. Например, вне группы клиент — ответственный работник, руководитель, глава семьи, а группа определяет ему роль, не связанную с лидерством. Это требует от клиента психологической перестройки, понимания необходимости новой роли, а при ее принятии -гибкости в ролевой тактике.
Потребность в той или иной роли появляется в процессе формирования межличностных отношений, особенно при возникновении в группе острых ситуаций и конфликтов. Уже в самом начале формирования группы в ней обязательно появляются определенные персонажи.
Обычно наиболее типичные роли отличаются своей полярностью, они как бы противопоставлены друг другу: гнев — любовь, сила — слабость.
Принятая каждым клиентом новая роль помогает психо-коррекционной группе выполнять свои основные задачи. Эффективная группа нуждается в равновесии положительного и отрицательного. Поддерживающая корригирующая функция группы включает в себя не только дружеские, но и недружеские действия, не только согласие, но и несогласие. Чем более гибкими, пластичными будут участники группы в своих ролях, тем более эффективна будет группа в достижении своей конечной цели.
Групповые роли по Р. Шиндлеру
а— лидер, который импонирует группе, побуждает ее к действиям, составляет программу и придает отваги;
Р— эксперт, имеет нужные группе или уважаемые ею специальные знания, навыки или способности. Поведение его рационально, самокритично, нейтрально и безучастно;
V— преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность, большинство из них отождествляется с а;
5— самый «далекий» член группы, отстает от нее в силу отличия от остальных или страха, иногда отождествляется и объединяется с противником, что провоцирует группу. Противник — символический представитель противоположной неприятельской группы или девиант.
В психокоррекционных группах стремятся распознать роли каждого участника, поскольку невротики в естественных группах часто неосознанно повторяют свои роли, их роли являются стереотипными, стойкими и мало адаптивными. Распознавание ролей в группе достигается посредством обсуждения, предоставления обратной связи и принятием противоположных ролей. С этой точки зрения задачи групповой психокоррекции можно сформулировать как расширение репертуара ролей. Необходимо научить индивида различным способам поведения, новым ролям, отличным от тех, к которым он привык. Однако саму возможность нового поведения в жизни за пределом психокоррекционной среды нужно оставить на собственное усмотрение клиента. Свобода выбора возникает у него тогда, когда он уже овладел новой ролью, когда она уже у него в репертуаре.
Исходя из данных социометрии, Д. Морено выделяет три основные роли лидера в группе:
1. Лидер по способности к руководству, который обычно характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверия, самоотверженный, активный, надежный.
2. Лидер по популярности, ими становятся люди общительные, веселые, увлекательные, мирные, сердечные.
3. «Черная овца» — человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный.
315 Сплоченность группы
Групповая сплоченность является необходимым условием эффективности групповой психокоррекции. Она является аналогом психокоррекционных отношений «психолог — клиент» в индивидуальной психокоррекции и выражается в стремлении ее членов остаться в рамках группы, сохранить ее. Следствие сплоченности — особые отношения, которые складываются между членами группы, особая атмосфера, возникающая в ходе коррекционной деятельности. Существуют специальные технические приемы, направленные на
поддержание непосредственно сплоченности, например, организация пространственно тесного контактного расположения членов группы и т.д.
Среди факторов, содействующих сплоченности, наиболее часто отмечают следующие:
.Совпадение интересов участников группы — ожидание пользы от коррекционных занятий.
.Наличие симпатии между участниками группы.
.Наличие дружеской атмосферы в группе.
.Влияние групповой деятельности. С одной стороны, интересные увлекательные действия, а также совместно переживаемые позитивные эмоции, с другой — технические приемы, используемые психологом и направленные на усиление сплоченности (например, образование тесного круга, в котором все участники держатся за плечи и сосредоточиваются на чувстве близости; песни и танцы в этом круге и т.д.).
· Соперничество с другой группой. Сплоченность повышается самим фактом существования других групп, отличающихся и стилем поведения психолога, и групповой деятельностью, что сравнивается и обсуждается участниками разных групп.
· Присутствие в группе девианта. Возникновение сплоченности в группе имеет большое значение для психокоррекционного процесса. Между членами группы возникают искренние доверительные отношения. Очень важным следствием групповой сплоченности является возможность конструктивного проявления негативных чувств.
· Готовность членов группы поддерживать отношения и продолжать общение, даже при наличии конфликтной ситуации. Непроявляемая открыто, агрессивность мешает интерперсональному обучению. Клиент избегает общения с другим человеком, и поэтому трудно устранить возникающие враждебные чувства. Если же в группе существуют условия, позволяющие открыто разобрать конфликт, то эффективность психокоррекции резко повышается.
Сплоченная группа легко выражает негативное чувство по отношению к руководителю. Эти чувства закономерно возникают на первых фазах развития группы. Если группа не высказывает свои чувства открыто, то не складываются нормы, обеспечивающие открытость и искренность.
316 Групповое напряжение
Во время совместной деятельности члены группы могут противостоять друг другу во взглядах, отношениях и потребностях.
Необходимость приспособления к группе ограничивает потребности отдельных членов группы, расстраивает их планы. В результате появляется антипатия, неприязнь, агрессивность, конфликты между участниками группы, между группой и руководителем. Возникающее напряжение может быть проявлением протеста против авторитета, если руководитель действует директивно, и беспомощности и неуверенности, если руководитель уклоняется от роли лидера.
Групповое напряжение связано с внутренним напряжением каждого индивида в группе. В групповой психокоррекции агрессию не подавляют, наоборот, ее стремятся выявлять: или вербально (в форме рассказа об агрессивных чувствах), или в символической форме (используя при этом дополнительные объекты). Например, клиент с силой бьет кулаками по подушке, символизирующей человека, к которому он чувствует агрессию.
Если напряжение в группе велико и длительно, если оно не компенсируется сплоченностью, то это приводит к негативным явлениям^ может возникнуть угроза распада группы.
Отрицательные последствия имеет, однако, и слишком слабое напряжение. Если группа достаточно сплоченна — ее члены довольны и удовлетворены, то они и не стремятся к работе над избавлением от комплексов, стараются их не замечать. В этом случае группа не выполняет свою основную коррекционную функцию, представляет собой лишь некую социальную организацию. Психокоррекционная группа нуждается в постоянных конфликтах, взаимной критике и конфронтации своих членов.
В психокоррекционных группах большое значение имеет баланс между сплоченностью и напряжением. Сплоченность является стабилизирующим фактором. Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и относительную безопасность. Напряжение, наоборот, является фактором побуждающим, оно ведет к неудовлетворенности и стремлению что-то в себе изменить. Важно, чтобы эти силы находились в динамическом равновесии, которое контролируется психологом. Он повышает или снижает напряжение. Напряжение повышается, например, молчанием психолога, его холодностью или индифферентностью, провоцированием дискуссий с конфликтной
тематикой, критическими замечаниями в адрес отдельных членов группы, отказом от ответа на вопрос, неясными двусмысленными фразами и намеками. Сплоченности же способствует сердечность, сочувствие, искренность, юмор и смех.
Некоторые психологи работают со сплоченностью и напряжением в нескольких фазах. Например, на начальных фазах психолог специально фрустрирует группу, расстраивает ее планы, намеренно поддерживает нарастание напряжения в расчете на то, что это напряжение, разочарование участников приведут к нужному конструктивному самостоятельному функционированию группы.
Другие психологи работают с напряжением только после создания в группе достаточно сплоченных отношений. Наконец, многие тренеры отдают предпочтение динамическому равновесию между сплоченностью и напряжением. Неприятные чувства, вызванные напряжением, компенсируются удовлетворением, получаемым в результате сплоченности, Это делает напряжение приемлемым и сносным (С. Кратохвил, 1978).
Напряжение естественно возникает при взаимной интеракции членов группы. Оно необходимо как движущая сила, импульс, который стимулирует усилие изменить свое теперешнее состояние; как фактор, поддерживающий ориентацию проводимого обсуждения на высказывание отрицательных переживаний и чувств; как фактор, который побуждает проявление негативных стереотипов поведения.
318 Фазы развития группы
Большинство теоретических исследователей процесса групповой психокоррекции, а также практики в этой области описывают определенные закономерности развития психокоррекционного процесса в группе, наличие достаточно четко очерченных фаз. Этот процесс начинается со стадии зависимого поискового поведения, проходит через возникновение, обострение, разрешение внутригрупповых конфликтов и продвигается к формированию групповой сплоченности и эффективному решению проблем.
Можно выделить следующие фазы группового процесса.
фаза 1 — ориентация и зависимость;
фаза 2 — конфликты и протест;
фаза 3 — развитие связей и сотрудничества;
фаза 4 — целенаправленная деятельность.
Фаза 1. Ориентация и зависимость
Фаза характеризуется высоким уровнем напряжения, возникающим в результате несовпадения ожиданий, отношений и установок клиентов с реальной групповой ситуацией, ее требованиями и поведением психолога. В этой фазе возникает псевдосплоченность как стремление снять напряжение, что приводит к созданию неблагоприятных условий для выработки групповых психокоррекционных норм. Тем самым удлиняется время фазы.
В этой фазе участники группы ориентируются, о чем идет речь и как это может им помочь, кто как на них реагирует и т.д. Группа встревожена, обеспокоена, неуверена и одновременно зависима. Участники группы ожидают, что ими будут руководить. Они обращаются к психологу за инструкциями, требуют информации, объяснения цели и намерений. Они полагают, что спасение зависит от психолога и стоит им только правильно понять, что он от них хочет, то все будет нормально. Они идеализируют психолога и переоценивают его. Психолог никак не реагирует на их ожидания, сводит на нет их потребность в руководстве и намеренно повышает напряжение в группе.
Участники группы полагают, что средством коррекции служат взаимные советы: кто-нибудь рассказывает о своей проблеме, а группа пытается дать какой-либо практический совет. Характерным для этой фазы является стремление участников поисков взаимных контактов, поисков средств решения собственных проблем при помощи взаимных советов, которые изданном этапе редко имеют действительную ценность,
повторяя то, что человек уже много раз слышал. Советы в этом случае служат средством выражения и пробуждения взаимного интереса. Подход к проблемам чисто реалистический, иррациональный момент полностью игнорируется. В целом члены группы вначале слишком недооценивают возможности группового процесса и надеются на руководителя.
Фаза 2. Конфликт и протест
Во второй фазе психолог провоцирует группу на открытую конфронтацию с ним путем раскалывания постепенно возникающего единства, сплоченности группы. В результате чего группа, окончательно разочаровавшись в нем, начинает обвинять его во всех своих бедах.
Эта фаза характеризуется конфликтами между членами группы и группы с руководителем. Наблюдается соперничество,
борьба за власть, кристаллизация ролей на активные и пассивные, доминирующие и подчиняющиеся. Каждый участник пытается завладеть инициативой и вниманием. Характерны негативные комментарии, критика членов группы друг друга, готовность выражать скорее враждебные чувства. В этой фазе возникает вполне обоснованная враждебность, протест и бунт против психолога.
Если в первой фазе группа стремится возвести психолога на пьедестал, то во второй фазе она восстает против своего кумира. Члены группы испытывают глубокое разочарование по поводу необоснованности своих ожиданий, возлагаемых надежд на психолога. Появляется агрессия против психолога за то, что он плохо руководит группой. И эта агрессия тем закономернее, чем менее директивной является позиция руководителя. Если же ведущий играет более активную роль, то агрессия против него возникает как реакция на попытку доминирования. Существенным для развития группы считается тот факт, что она обязательно должна пройти через прямую открытую конфронтацию с тренером. Отсутствие ответной реакции со стороны ведущего приводит к большему ощущению безопасности и выявлению того, что проявление агрессии не всегда пагубно. Она может быть понята, разъяснена, эмоционально пережита.
Наиболее отрицательную реакцию вызывают те психологи, которые не объясняют смысла, не формулируют цели и задачи и этим еще сильнее сводят на нет начальные ожидания группы. Группа может считать руководителя своим неприятелем, неспособным и злым человеком. Она переносит на него ответственность за свое разочарование.
Для этой фазы характерно высокое напряжение, специфика которого заключается, как правило, в наличии негативных эмоций по отношению к психологу, в сочетании с более высокой активностью клиента. Но если в первой фазе высокий уровень напряжения вызван пассивностью клиентов, то во второй — напряжение более активное, аффективно заряженное. Попытка избежать проявления негативных чувств к психологу приводит к преждевременной непродуктивной и нежелательной концентрации внимания группы на отдельных ее участниках. Степень напряжения в группе психолог должен обязательно контролировать.
Конструктивным разрешением этой кризисной стадии можно считать открытое выражение клиентами своих чувств и обсуждение в группе проблем, связанных с авторитетами, зависимостью, поисками поддержки, недостаточной
самостоятельностью, ответственностью и неуверенностью. Обсуждение негативных чувств к психологу, анализ их причин позволяет клиентам приобрести опыт самоанализа, переживания, понимания проблем.
На завершающем этапе этой фазы начинается структурирование группы, выработка ее целей и норм. В этот период складывается благожелательная обстановка, формируется активность, ответственность, сплоченность членов группы, что способствует раскрытию, проработке проблематики клиентов.
Фаза 3. Развитие связей и сотрудничество
Третья фаза характеризуется процессом структурирования группы, развитием групповой культуры, выработки групповых норм, целей, ценностей, формированием сплоченности, взаимопомощи и взаимоподдержки.
Группа уже не зависит от психолога и может плодотворно работать самостоятельно.
В этой фазе снижается напряжение, возрастает сплоченность, потребность в чувстве своей принадлежности к группе. Возникают общие нормы и ценности, теряет свое значение проблема авторитета и лидера, повышается ответственность и активность членов группы, способность к групповой деятельности и совместной работе. Центральной темой является разговор о себе и остальных членах группы с открытым выражением чувств. Группа вселяет в индивида чувство безопасности, предоставляет защиту, чтобы он мог открыться.
Для этой фазы характерно снижение количества конфликтов. Появление чувства безопасности приводит к попыткам снятия масок, желанию проверить эту безопасность. Раскрытие касается, прежде всего, впечатлений, возникающих непосредственно в группе, чувств и оценок в адрес других участников. Появляется специфическое чувство «Мы». Теряет значение проблема лидерства. Главным интересом группы становится взаимное согласие и гармония.
Третья фаза — это активно работающая психокоррекционная группа. Сплоченность, заинтересованность, искренность, спонтанность участников группы создают условия для решения задач психокоррекции, изменения нарушенной системы взаимоотношений, коррекции неадекватных реакций и форм поведения.
Фаза 4. Целенаправленная деятельность
Четвертая фаза является рабочей фазой активно и целенаправленно работающей психокоррекционной группы. Возникшая
в предыдущей фазе сплоченность, искренность, спонтанность, заинтересованность, чувство безопасности создают необходимые условия для собственно психокоррекционного процесса в группе.
Группа уже не подавляет отрицательные эмоции, а, наоборот, сознательно допускает их, чтобы конструктивно переработать в себе эти чувства. Начинается функционирование группы как единой рабочей единицы, где создана определенная структура со множеством изменяемых ролей. Подобное состояние длится все оставшееся время существования группы, прерываясь периодически довольно краткими кризисами, напоминающими некоторое проявление предыдущих фаз. Иногда две последние фазы развития группы объединяются в одну, при наступлении которой только начинают говорить о работающей коррекционной группе, считая предыдущие фазы предгрупповой стадией.
Некоторые руководители используют в своей работе все фазы развития группы.
Но существует и другая позиция. Например, С. Кратохвил сомневается в том, что группа ради конструктивной работы должна пройти через стадию агрессии к руководителю. Возможен альтернативный путь. Психолог, пользуясь своим авторитетом, организует и направляет активность группы, помогает ей выработать собственные нормы и стили работы, а затем постепенно из активного руководителя-лидера переходит на позицию наблюдателя.
От приведенных стадий развития групп взрослых несколько отличаются фазы развития детских групп, выделенных А.И. Захаровым (1982).
В первой фазе — ориентации группы — происходит эмоциональное объединение детей в группу и появление в ней однородных устремлений. В этой фазе возможно устранение критического периода в жизни группы, ее эмоционального расторможения.
Во второй фазе — дифференциации группы — оформляются статусные различия, симпатии, антипатии детей. Возможно появление другого критического периода, обусловленного отражением в группе конфликтных позиций детей в жизни.
В третьей фазе — интеграции группы — отмечается стабилизация ее структуры, сплочение детей и развитие групповых отношений.
Важно отметить, что одновременное прохождение каждого члена группы через отдельные фазы невозможно. Скорее
имеет место влияние уже сложившейся атмосферы на членов группы, которые приспосабливаются к группе и ассимилируются ею.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — Студопедия
Рассмотрим специфические факторы, которые присущи функционированию групп.
Групповая динамика — взаимодействие членов социальных групп между собой. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум свой членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти многие другие образцы поведения и составляют динамику группы. В настоящее время изучение групповой динамики стимулируется необходимостью помочь организациям в решении проблем управления процессами в группах.
Коммуникация в группах. Одной из важнейших проблем во многих группах являются коммуникационные связи между их членами. Коммуникация — это не просто языковое, письменное или индивидуальное общение. Она рассматривается прежде всего как основа структуры группы, показатель физической и социальной близости индивидов. Очевидно, что не все виды получения информации и ее распределения между индивидами могут приводить к эффективной работе группы Многие из них отрицательно сказываются на ее сплоченности и возможности совместных действий. Это должно учитываться при управлении деятельностью группы.
Влияние различных способов коммуникаций на деятельность группы было изучено А. Бавеласом (151, с. 95-96). Он рассматривал итоги деятельности групп из пяти членов при различных способах коммуникации, которые он назвал так: «круг», «змея», «штурвал», «игрек», «паутина».
А. Бавелас установил, что схемы коммуникаций при выполнении перового задания в значительной степени влияют на результаты действий группы. Например, при выполнении несложных заданий в ограниченное время наиболее эффективным способом коммуникации является «штурвал», так как этот способ исключает общение членов группы между собой. Они могут контактировать только с лидером в центре «штурвала», который получает информацию от всех, перерабатывает и выдает управленческие указания. Для выполнения творческих работ, где должно соблюдаться относительное равенство при принятии решений, очень хорош способ коммуникации «круг». Ни один из членов группы не перегружен информацией, каждый находится в равном положении и может получить информацию от любого члена группы; кроме того, здесь возможна и обратная связь. «Круг» позволяет группе быстрее ориентироваться на новые задачи, чем это делает группа с другими способами коммуникации. Каждый способ коммуникации, таким образом, приводит к разным результатам групповой деятельности.
Эффективная коммуникация быстрее приводит к индивидуальной удовлетворенности деятельностью группы, позволяет ее членам наиболее полно выразить себя. Централизация коммуникации фокусирует внимание членов группы на специфических предметах и приводит к концентрации усилий. Организация коммуникации как в школьном классе, так и в рабочем, трудовом коллективе на предприятии может способствовать, с одной стороны, повышению производительности, а с другой — достижению удовлетворенности в групповом взаимодействии. Например, в результате изучения возможностей лекционного метода и метода дискуссий в студенческих группах было установлено, что для заучивания лучше всего использовать чтение лекций для больших групп (по аналогии со способом коммуникации типа «штурвал»), а для стимулирования самодеятельного мышления в большей степени подходит дискуссионный метод (аналогичный способу коммуникации типа «круг»). Таким образом, использование различных способов коммуникации в зависимости от ситуации и целей группы позволяет эффективнее решать практические проблемы.
Лидерство в группах. Одной из динамических характеристик группы является система социальных ролей. Исследователи группового поведения отмечают, что система взаимосвязанных ролей в группе подвержена постоянному изменению. При этом меняется не только содержание играемой роли, но и ее значимость по отношению к другим ролям. В группах существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным. Это роли лидеров. Само по себе лидерство — это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведения, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания им высоким формальным статусом. Во всех случаях выдвижение лидера обусловлено в конечном счете эффективностью вклада членов группы в решение групповых задач (96, т.1, с. 53-56). Другими словами, лидер появляется в том случае, если члены группы признаю деятельность какого-либо индивида наиболее значимой, а его вклад деятельность группы наиболее ценным. При этом речь идет только пользе для группы в целом. Иными словами, индивид может обладать исключительными личностными качествами, но не быть лидером, его деятельность не приводит к существенному повышению эффективности деятельности группы в целом.
Исследования по проблеме лидерства, проводимые американским исследователем Р. Белзом, показали, что характер лидерства в группе различается прежде всего по роли инструментального (делового) лидера, организующего, направляющего действия членов группы, и лидера эмоционального, т.е. создающего эмоциональный настрой, обеспечивающего высокую мотивацию у членов группы по решению групповой задачи (126). При этом исполнение роли инструментального лидера зависит от типа группы и характера ее деятельности. Так, в спортивной команде такой лидер организует и координирует действия игроков, обеспечивает «заряженность» команды на победу; в научном коллективе им может быть индивид, который является «генератором идей», определяющим основные направления работы, а в группе политических обозревателей — тот, кто наиболее качественно использует получаемую информацию, перерабатывая ее в комментарии высокого качества.
Однако очевидно, что лидер в группе не может возникнуть и функционировать без поддержки ее членов, признающих его выдающиеся качества и способности. С этой точки зрения лидер — авторитарный член группы, личностное влияние которого позволяет ему играть главную роль в деятельности группы. Его авторитет, таким образом, базируется на признании коллективом, группой его деловых и личностных качеств. Авторитет лидера может быть мнимым, т.е. существующим только в представлении членов группы, а может быть и реальным, основанным на действительных незаурядных качествах индивида.
Одна из основных обязанностей лидера в группе — деятельность по реализации нововведений, созданию новых культурных образцов, проверке новых способов взаимодействия. Таким образом, лидер выступает как новатор, развивая и изменяя субкультуру группы. За столь ценные услуги, оказанные группе, он получает кредит доверия, в силу которого сам может в той или иной степени отступать от групповых норм. Более того, лидер не должен полностью выполнять все групповые нормы как рядовой член группы, иначе он потеряет свой престиж и в конечном счете статус лидера.
Вопросы для самоконтроля
1. Каким образом происходит разделение индивидов на ингруппы и аутгруппы?
2. Какое влияние могут оказывать ингрупповые и аутгрупповые отношения на поступки людей и события, происходящие в обществе?
3. Какие чувства и стремления испытывает индивид по отношению к представителям референтной группы? Обязательно ли референтная группа должна быть одновременно и аутгруппой?
4. Как обычно воспринимают члены какой-либо группы представителей аутгруппы?
5. Каков механизм появления социальных стереотипов? Можно ли говорить об истинности или ложности социального стереотипа? Обоснуйте ваш ответ.
6. В чем состоит основное различие между первичными и вторичными группами? На что направлены взаимоотношения внутри первичных и вторичных групп?
7. Почему понятие «малая группа» считается одним из самых неопределенных в социологии и социальной психологии? В чем заключаются качественные различия малых и больших групп?
8. Что представляют собой динамические изменения в группах? Приведите примеры таких изменений.
9. Как виды и свойства коммуникаций в группе влияют на деятельность ее членов и на процессы управления их поведением? Какие вы можете назвать способы коммуникации в социальных группах?
10. Какую роль и почему мы прежде всего выделяем из системы социальных ролей, характерных для данной группы?
11. Какие типы лидеров обычно выделяются в социальной группе? В каких условиях может быть эффективен и полезен тот или иной тип лидера?
Групповая динамика в психологии Эссе
Групповая динамика в психологии
Социальные. В моей социальной группе ясно, что мы — совокупность людей, руководимых ролями и нормами. Мы, как друзья, явно влияем друг на друга, удовлетворяем личные потребности через общение и можем быть классифицированы как единое целое из-за наших общих отношений и степени сходства. Я также замечаю большую степень взаимозависимости.То есть события, влияющие на одну работу. Напротив, в моей рабочей группе я не нахожу такого сходства и удовлетворения личных потребностей. В этой группе я наблюдаю больший упор на достижение цели. На работе мы достигаем целей, которые иначе не смогли бы достичь индивидуально. Я также осознаю чувство взаимозависимости, поскольку на всех нас влияют изменения, затрагивающие любого отдельного сотрудника.
а) Позитивная взаимозависимость в обществе: например, в моей социальной группе мы часто помогаем друг другу, так что мы можем достичь целей и желаний группы
.Я помню один случай в старшей школе, когда одному из «наших» друзей пришлось красить свою внешнюю террасу, прежде чем он смог заняться чем-нибудь досугом. Поскольку у нас был групповой план, мы все подошли и помогли с картиной. Если бы мы не помогли, мы бы не достигли того группового опыта, которого все хотели. Работа: Поскольку моя рабочая группа больше ориентирована на достижение цели, позитивная взаимозависимость играет большую роль в этом контексте. Например, на работе у всех нас разные задачи, которые мы должны выполнить.Обычно я работаю в торговом зале, пишу о продажах и наблюдаю за операциями, в то время как другие ребята могут доставлять товары или выгружать товары у наших дистрибьюторов. Мы все взаимозависимы, поэтому можем вести успешный бизнес. Наши личные обязанности существуют только тогда, когда все люди выполняют поставленные перед ними задачи.
Индивидуальная ответственность / Социальная: Часто мы, как социальная группа, составляем групповые планы. Личная ответственность. Например, недавно мы планировали поездку во время весенних каникул, и каждый из нас принял участие в ее планировании.У каждого, так сказать, была своя работа. Можно было бы составить карту поездки. Другой будет собирать рекреационную информацию о наших конкретных остановках. Другой будет размещать мотели на остановках и так далее. Время от времени мы все делились своими открытиями. Группа несла ответственность за нашу работу. Я считаю, что такая подотчетность усилила чувство ответственности каждого члена. Здесь сработал фактор долга.
Работа: Как уже упоминалось ранее, на работе у всех нас есть свои особые задания, порученные нашим начальником.На этом форуме структура намного более формальна. Мы ежеминутно несем ответственность за успешное выполнение наших конкретных задач. Опять же, это, в свою очередь, увеличивает личную ответственность, поскольку нас постоянно оценивают. Интересно отметить возросшее напряжение в этой среде, поскольку последствия невыполнения задач успешно намного более серьезны, чем давление сверстников, которое может существовать в социальной группе.
c) Продвижение (лицом к лицу) в социальных сетях: Часто в социальной сфере для достижения целей необходимы поощрение и положительная обратная связь.Например, как упоминалось ранее, мы как группа планируем поездку во время весенних каникул. Часто, когда кто-то пренебрегает своими конкретными обязанностями, я поощряю их и пытаюсь облегчить выполнение их задач. Это может быть что-то столь же незначительное, как напоминание им о предстоящем прекрасном времени, но тем не менее обнадеживающее, поскольку оно способствует достижению групповой цели. Работа: На работе, много раз, когда есть только «мы», то есть все ребята без начальника, выполнение групповых задач становится затруднительным.В конце концов, нам там не хватает давления, которое обычно нами движет. Парадоксально, что это обычно те дни, когда нам кажется …
Продолжить чтение
Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ
,
Психология групповой динамики
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ
Весенний семестр 2014 Программа курса PSY101E ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Контактная информация профессора Тел: 0494197055 GSM: 0494197055 (только в экстренных случаях) E-mail: [email protected] Часы работы и
Дополнительная информация
Общая психология. Осень 2015 г.
Общая психология Осень 2015 г. Доктор Мэри Э. МакКеми (произносится как Мак-Кей-ме, но не стесняйтесь называть меня Мэри) Кинард 123 (в коридоре от Психологического кабинета) 323-2643 (офис) и 328-9978 (дом — — пожалуйста
Дополнительная информация
PSY 303, Мехта, весна 2014 г. Стр. 1
PSY 303, Мехта, весна 2014 г. Стр. 1 Программа по методам исследования (Психология 303) Весна 2014 г., Университет Орегона Лекция: пн и среда, 14: 20, 229 Лаборатория MCK: четверг в 8:30, 10:00, 12 PM или 14:00
Дополнительная информация
ВРЕМЯ / МЕСТО ВСТРЕЧИ В КЛАССЕ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КАТАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА EDEC 410: Игра и теория движения (2CRS) СЕМЕСТР И ГОД ИНСТРУКТОРА: НОМЕР ОФИСА: ТЕЛЕФОН: ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: ВРЕМЯ ОФИСА: ВРЕМЯ ЗАСЕДАНИЯ / МЕСТО: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ
Дополнительная информация
ITS1100: Обучение инструкторов
Программа курса ITS1100: Обучение инструкторов Информация о курсе Необходимые условия Необходимые разрешения Расположение класса Дни собраний Часы занятий Расположение отдела Веб-страница Нет Нет Комната в крыше — 306, 17
Дополнительная информация
Программа клинической психологии 1
Основная информация об этом классе Учебная программа по клинической психологии 1 (400: 166) Осень 2008 г. Расположение класса: 315 Baker Часы работы: 3 часа Время: вторник, четверг 12:30 1:45 с.м. Инструктор Университета Северной Айовы
Дополнительная информация
Пропаганда, связи с общественностью и кино
Пропаганда, связи с общественностью и кино Для аспирантов и студентов старших курсов Учебный план курсов SP 410 и SP 510 22 июля — 14 августа 2005 г. 4 кредита В и Чт 14:15 Neuberger Hall 56 Онлайн и в классе
Дополнительная информация
PSYC 414 КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Инструкторский информационный курс Syllabus Инструктор: Электронная почта: Часы работы виртуального офиса: Dr.Брент М. Кинг [email protected] Время работы офиса может меняться ежеквартально. Пожалуйста, проверьте объявления на текущее время.
Дополнительная информация
Методы опросного исследования
Методы исследования исследования MMC6936 Раздел 1197 Весна 2015 г. Инструктор: Хёджин Ким, доктор философии. [email protected] Время работы офиса по Skype: чт, 13:30, 15:30 или по предварительной записи [Skype ID: hkimuf] Описание курса Это
Дополнительная информация
Введение в политологию
Введение в программу политических наук для POL 102 (весна 2007 г.) Ole J.Форсберг, доктор философии Расположение офиса Университета Теннесси: Телефон офиса: Часы работы: Электронная почта инструктора: Башня МакКланга 1013 (865)
Дополнительная информация
PSYC 270 Аномальная психология
PSYC 270 Аномальная психология 3 семестровых часа Описание курса: Обзор классификации, симптомов и этиологии психологических расстройств. Этот класс ориентирован на весь диапазон и область применения
Дополнительная информация
ОБЗОР ОНЛАЙН КУРСА HCC РУБРИКА
HCC ONLINE COURSE REVIEW RUBRIC Адаптировано из проекта FIPSE штата Мэриленд и Lake Superior College I.ОБЗОР КУРСА И ВВЕДЕНИЕ Стандарт общего обзора: Общий дизайн курса, навигационный
Дополнительная информация
PSY 201 ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ
PSY 201 ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СРОК: зима 2003 г., с 6 января по 14 марта. ВРЕМЯ И МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: TR 8: 00–9: 20 @ WITH 109 Профессор: Боб Аттл, Ph.D. Офис: Moreland Hall 204D Часы работы: TR 8: 30-9: 30 или по
Дополнительная информация
,
Групповая динамика на рабочем месте
Хорошее понимание динамики группы и той роли, которую она играет в бизнесе, является важнейшим компонентом успешного управления. Когда в группе существует хорошая динамика, работающая над общей целью, каждый отдельный член будет действовать эффективно и достигать целей, поставленных группой. Плохая групповая динамика может отрицательно сказаться на производительности, что приведет к отрицательному результату в отношении общей цели или проекта. Многие переменные способствуют хорошей динамике работы.Ниже приведены 4 ключевых момента для понимания групповой динамики и того, как создавать и поддерживать положительную продуктивную динамику в любой группе. Вы можете повысить динамику своей группы на рабочем месте с помощью онлайн-программы MBA Мэривилля.
- Сильное лидерство важно внутри группы. Это не означает, что менеджеру необходимо запугивать или усиливать команду, чтобы сохранить контроль. Лидер должен направлять развитие группы и путь к цели, которую необходимо достичь.Он или она может сделать это, определив конкретные роли и обязанности для членов группы, а также график для общего проекта, чтобы участники могли понять место своей роли в рамках временной шкалы.
- Узнай, как личные качества влияют на динамику команды. Очевидно, что каждый человек, работающий в группе, привносит в эту группу свою индивидуальную личность и набор навыков. Распознавание стиля работы, мотивации и уровня способностей каждого человека может помочь руководителю понять, как этот человек вписывается в группу в целом.Это также может дать менеджерам возможность отметить любые пробелы в опыте или поведении, которые необходимо заполнить дополнительными членами команды, чтобы группа могла успешно достичь своей цели. Наряду с членами, которые вносят положительный вклад в группу, могут быть и те, чье поведение, отношение или стиль работы отрицательно влияют на динамику всей группы. Некоторые из них могут быть очевидными — агрессивная личность, доминирующая и запугивающая других членов группы, или отвлекающий человек, который постоянно находится вне работы.Некоторые разрушительные роли труднее определить, но они также могут отрицательно сказаться на динамике группы. Например, может иметь место «социальное безделье», означающее, что некоторые члены группы могут прилагать меньше усилий, чем если бы они работали в одиночку. Менеджер, который распознает эти роли и быстро реагирует на них, может положительно повлиять на динамику группы. Доминирующий или отвлекающий член группы может извлечь выгоду из отдельного разговора с менеджером, касающегося ожиданий ролей в группе.Если каждый член группы считает свой вклад ценным и ответственным перед большей группой, то среди членов группы меньше вероятность возникновения социальной лености.
- Поймите жизненный цикл группы. То, как группа собирается как единое целое, можно продемонстрировать за 5 шагов:
- Формирование — сближение группы.
- Storming — Члены группы ищут единомышленников. На этом этапе могут возникнуть конфликты между разными подгруппами.
- Нормирование — Члены становятся вовлеченными в группу в целом и в общую цель группы.
- Выполнение — теперь члены группы действуют как единое целое, внося свой вклад в выполнение задачи в соответствии со стандартами, которые были определены на предыдущих этапах.
- Отсрочка — если группа сформирована для достижения определенной цели, то группа будет распущена после выполнения задачи и любой последующей необходимой оценки.
Рассмотрение того, где находится группа в рамках этого цикла, может дать перспективу всем членам группы по мере их прохождения через него.
- Связь имеет ключевое значение. — От того, насколько эффективно группа общается, может зависеть общий успех или неудача группы в достижении своей цели. В группах, работающих для достижения общей бизнес-цели, можно использовать множество методов общения. Электронная почта, программное обеспечение для управления проектами, групповые документы и видео / телефонные конференции — вот некоторые из многих способов, которыми традиционные личные групповые встречи становятся менее распространенными. Совершенно необходимо, чтобы все члены группы полностью понимали и использовали выбранные методы общения.Открытое и прозрачное общение с помощью выбранных группой методов общения создает и поддерживает чувство доверия внутри группы в целом, а также помогает группе работать вместе для достижения цели. Сторонние разговоры с помощью отдельных электронных писем или функций чата «IM» могут нанести ущерб общему доверию группы. Кроме того, руководитель группы должен гарантировать, что все участники могут эффективно передавать необходимую информацию группе. Для этого может потребоваться дополнительное обучение по программам или помощь в четком представлении информации, чтобы все члены могли полностью понять информацию.
.
Групповая динамика в спортивной психологии LNDN PSYC Скачать PDF бесплатно
Магистр судебной психологии
Спецификация программы MSc Forensic Факультет бизнеса, права и социальных наук Май 2015 Спецификация программы MSc Forensic ПРИМЕЧАНИЕ. В этой спецификации дается краткое изложение основных функций
Дополнительная информация
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ PS / 1 МАНЧЕСТЕРСКОГО МЕТРОПОЛИТАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Подробная информация о базовой программе 1 Название программы MSc Sport and Exercise Science (MScSES) 2 Режим (ы) и продолжительность MScSES: Очное обучение: 12 месяцев,
Дополнительная информация
УЧРЕЖДЕНИЕ / ОРГАН НАГРАЖДЕНИЯ:
B1: Спецификация программы НАЗВАНИЕ ПРОГРАММЫ: Магистр прикладного спорта и психологии физических упражнений / Магистр спорта и психологии физических упражнений (с выходным дипломом PgDiploma) ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ.В этой спецификации содержится краткий
Дополнительная информация
2. СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ
2. СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ Эта спецификация программы представляет собой краткое изложение степени магистра в области спорта и физиологии физических упражнений, чтобы вы могли понять, чего от вас ждут, чего вы можете ожидать от нас, и
Дополнительная информация
Спорт и наука о физических упражнениях
Спорт и наука о физических упражнениях Итоговая награда BSc (с отличием) Доступны промежуточные награды Cert HE, Dip HE, BSc Способ проведения UEL в кампусе Код UCAS C600 Подробная информация об аккредитации профессионального органа SkillsActive
Дополнительная информация
Спецификация программы
УНИВЕРСИТЕТ ЛАУГБОРУ Спецификация программы Информационные технологии и физика Обратите внимание: эта спецификация содержит краткое изложение основных характеристик программы и результатов обучения
Дополнительная информация
Сентябрь 2011 Страница 1 из 12
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ Бакалавриат по спортивной психологии и физическим упражнениям 1 Присужденное учреждение / орган University of Worcester 2 Учебное заведение University of Worcester 3 Программа, аккредитованная British Psychological
Дополнительная информация
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ PS / 1 МАНЧЕСТЕРСКОГО МЕТРОПОЛИТАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Основные сведения о программе 1 Название программы M.Совет Безопасности ООН Наука о спортивных травмах (M.Sc. SSI) 2 Режим (ы) и продолжительность Неполный рабочий день (дистанционное обучение
Дополнительная информация
Спецификация программы
Школа жизни и медицинских наук Название программы: Исследования на степень магистра в области клинической психологии Код программы на степень магистра клинической психологии: Спецификация программы HHMCLP Спецификация этой программы
Дополнительная информация
Банковское дело и международные финансы
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТЫ Название программы Награда Департамент школы или эквивалент Код UCAS Код программы Тип обучения Банковское дело и международные финансы Бакалавриат (с отличием) Cass Business School UG Program
Дополнительная информация
Спецификация программы 1
Спецификация программы 1 1.Программы: Название программы Код UCAS GU Кодекс M.A. Психология с отличием C800 C801-2000 2. Тип посещаемости: полный рабочий день 2.1 Уровень SCQF: 10 2.2 Кредиты: 480 3. Наградное учреждение:
Дополнительная информация
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Спецификация программы Раздел 1: Основное учреждение / учреждение, присуждающее данные Учебное заведение Факультет, ответственный за программу Университет Западной Англии Факультет Университета Западной Англии
Дополнительная информация
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ
СПЕЦИФИКАЦИЯ ПРОГРАММЫ Бакалавр искусств с отличием (SW) в области маркетинга Учреждение, присуждающее награду Учебное заведение Код UCAS Кодекс JACS Продолжительность программы Язык программы Ливерпульский университет Джона Мура
Дополнительная информация
N / A.Вычислительная техника, инженерия
УНИВЕРСИТЕТ БРЭДФОРДА Школа инженерии и информатики Школа электротехники и информатики Название программы: BEng (Hons) Software Engineering Награда: Учебное заведение:
Дополнительная информация
,