динамика групповая — это… Что такое динамика групповая?
- динамика групповая
- 1. Совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы малой и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
К процессам динамики групповой относятся все те процессы, что фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования:
1) руководство и лидерство;
2) принятие групповых решений;
3) нормообразование — выработка групповых мнений, правил и ценностей;
4) формирование функционально-ролевой структуры группы;
5) сплочение;
6) конфликты;
7) давление групповое и другие способы регуляции индивидуального поведения.
Эти психологические изменения в группе обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями от взаимодействия двух взаимно предполагающих и одновременно отрицающих тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Интеграция нацелена на упрочение психологического единства группы, стабилизацию и упорядочение отношений межличностных и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и воспроизводства группы. Дифференциация проявляется в специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и в соответственном различии их ролей функциональных и психологических статусов, неизбежно сопутствующих любой коллективной жизнедеятельности; она является стимулом и результатом развития группы, но также может привести к нарушению гармонии в отношениях членов группы. Сосуществование этих тенденций обусловливает неравномерность и «пульсации» развития группы малой, имеющего ряд качественно своеобразных уровней (этапов) и включающего возможность как последовательного восхождения группы на более высокий уровень развития, так и попятного движения.
2. Иногда этот термин используется для обозначения направления социально-психологических исследований групп малых, сформированного в середине 40-х гг. в США благодаря работам К. Левина и его коллег (см. сплоченность групповая).
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.
- дидактогения
- диплопия
Смотреть что такое «динамика групповая» в других словарях:
ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ — англ. dynamics, group; нем. Gruppendynamik. . . 1. Изучение изменений образцов взаимодействия индивидов в малых группах, взаимосвязей между ними и ок ружающей средой, включая другие группы 2. Дисциплина, изучающая проблемы лидерства, коммуникаций … Энциклопедия социологии
ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ — одно из направлений микросоциологии, изучающее соц. психологич. особенности группового поведения. Как научное направление возникла в США в 30 х гг. XX в. благодаря работам К.Левина и его учеников, опирающихся на общий системный подход к группам,… … Российская социологическая энциклопедия
ДИНАМИКА, ГРУППОВАЯ — совокупность внутригрупповых социально психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование… … Большой экономический словарь
ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ — англ. dynamics, group; нем. Gruppendynamik. . . 1. Изучение изменений образцов взаимодействия индивидов в малых группах, взаимосвязей между ними и ок ружающей средой, включая другие группы 2. Дисциплина, изучающая проблемы лидерства, коммуникаций … Толковый словарь по социологии
Динамика групповая — [греч. dynamis сила] совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К… … Психологический лексикон
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — см. ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Групповая динамика — Групповая динамика (от др. греч. δυναμις, dynamis сила) процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел термин групповая… … Википедия
Динамика поведения коллектива — Групповая динамика (от др. греч. δυναμις, dynamis сила) процессы взаимодействия членов группы, а также изучающая эти процессы дисциплина. Взаимосвязана с психологией, социологией, теорией коммуникаций, изучает в первую очередь поведение… … Википедия
групповая динамика — (от греч. dynamis сила) совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К… … Большая психологическая энциклопедия
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — область социальной психологии, исследующая совокупность психологич. процессов, происходящих в малых группах. Первоначально термин употреблялся для обозначения школы, созданной нем. психологом Левиным («Центр Г. д.» в… … Философская энциклопедия
Групповая динамика (group dynamics) — это… Что такое Групповая динамика (group dynamics)?
Важная роль групп давно признавалась исследователями об-ва, однако изучение их как отдельной проблемной области началось лишь в 1930—1940-х г.г. Три источника — соц. значение, практ. использование и научное понимание — составили общий фундамент Г. д.; они же внесли свой вклад в ту раздробленность интересов в данной области, к-рый характерен для нее и сегодня.
История вопроса
Формирование и само назв. — Г. д. — связаны с именем Курта Левина. Левин использовал в психологии личности геометрические модели в отношении таких соц. понятий, как границы, специализация, направление и планирование, с целью объяснения поведения личности (топологическая психология). Эта теория оказалась применимой и к интерпретации групп. поведения; напр., она смогла дать различным субполям чел. соотв. интерпретацию ролей и статусов, а тж рассмотреть границы между ними — и их прочность — как препятствия для соц. мобильности.
Эта теорет. модель нашла выражение в серии экспериментов, к-рые проводились уже на группах. Сюда входили как собственные эксперименты Левина — в частности, проведенные совместно с Липпитом исслед. авторитарной и демократической групп. атмосферы, так и эксперименты Мэйо и Ротлизбергера с группами фабричных рабочих; исслед. Шерифом групп. конфликтов и выработки групп. стандартов в условиях летних лагерей; социометрическое изучение Морено совместного проживания групп. Эти ранние исслед. продемонстрировали различные методики и возможные места для проведения групп. экспериментов. Кроме того, они могли проводиться как в лабораторных условиях, так и в условиях реальной жизни или как полевые эксперименты.
Вопрос о практ. значении изучения групп связан с тем соц. контекстом, в к-ром возникло понятие Г. д.: с возросшей мобильностью и ослаблением сложившейся соц. структуры в рез-те Великой депрессии и Второй мировой войны. В общественном сознании сложилось и получило распространение представление о благотворном воздействии группы; такое представление отразилось на отношении к самому изучению групп, придав ему некую долю мессианского привкуса.
Этот интерес привел к определенному раздвоению смысла словосочетания «Г. д.» — это и наука о группах, и некая идея ценности групп. Все эти тенденции нашли выражение в разраб. теории Г. д. Теор. и практ. работы Левина по этой теме опубликованы в двух сборниках: «Теория поля в социальных науках» и «Разрешение социальных конфликтов».
Природа групповой динамики
Теория. Теория Г. д. рассматривает малую группу из двух чел. в качестве единицы анализа. Сама группа м. б. определена как некое небольшое сообщество индивидуумов, в к-ром сохраняются личные контакты друг с другом.
В соответствии с общей программной установкой Левина понятия Г. д. включают структурные и динамические аспекты. Структурные аспекты могут быть представлены в виде графических изображений овала, разделенного на ряд областей. Эти изображения иллюстрируют простые отношения, такие как смежность областей, кратчайший путь из одной области в др., доступность извне и степень центральности. Прочность границ между областями м. б. обозначена обычными или жирными линиями. Изучение таких ил. позволяет описать такие структурные изменения, происходящие в группе, как стратификацию, сочленение, периферические и центральные позиции и свойства групп.
Элементы этой картины группы могут показывать индивидуумов, но эти же элементы могут быть определены как функции или роли внутри группы, как возможные, не занятые в течение определенного периода времени позиции индивидуумов. Характер такого подразделения не задан, но зависит от конкретного назначения элементов. Роли могут определяться характером самой задачи, условиями функционирования группы или теорет. программой лидера, ресурсами индивидуума или оппозиции. Пространственное расположение ролей может указывать на мобильность, коммуникацию или иные взаимодействия.
Динамические аспекты были разраб. по аналогии с мат. понятиями, заимствованными из области прикладной механики. Они включают перемещение, векторы, силы, напряжение, цели, мощность и силовые поля. Все эти понятия призваны объяснить групп. изменения или возможность таких изменений. Изменения могут затрагивать группу в целом, и в этом случае группа рассматривается как включенная в нек-рую др. структуру, в рамках к-рой она функционирует. Если группа пытается решить определенную задачу, поле представляет собой последовательность шагов, приводящих к ее решению. Перемещение группы к области цели, репрезентирующей конечное решение задачи, направляется силами; и тогда говорят, что эта область обладает валентностью для данной группы. Однако группа может иметь дополнительную цель, может использовать различные пути для достижения данной цели или иметь негативную валентность (или отвращение) в отношении области, лежащей на пути к цели, — в последнем случае это будет приводить к возникновению конфликтов. Путь, или маршрут, указываемый результирующим вектором этих сил, и будет тем предпочитаемым путем, к-рый избирается данной группой.
Намерение достичь групп. цели рассматривается тж как напряжение, существующее в группе, к-рое устраняется в рез-те достижения данной цели. Напряжения являются генерализациями побуждений, но они тж могут возникать в рез-те обычного желания или инструкции по достижению определенной цели. Поэтому прерывание решения задачи может приводить к росту напряжения; попытки ослабить это напряжение — к реализации соотв. действий либо в форме реального завершения задачи, либо в форме воображаемого ее завершения, что можно наблюдать на примере групп. дискуссий или продуктов воображения данной группы.
Если рассматриваемые до сих пор динамические понятия характеризовали действия группы в определенном окружении, то власть и относящиеся к ней понятия связывают группу с ее членами. Мощность дифференцирует подобласти или индивидуумы внутри группы: к.-л. область обладает мощностью, если ее движения или изменения будут вызывать соотв. изменения в др. областях. Если для каждой области указать степень ее мощности, то т. о. можно описать силовое поле всей группы.
Не только составляющие группу индивидуумы, но и сама группа как единица обладает определенным уровнем мощности. В действительности исслед. власти группы над своими членами представляют собой наиболее значительную часть эксперим. работ и практ. приложений в данной области. Сложная структура групп. членства будет приводить к конфликтам индивидуумов, обладающих сходными уровнями власти; это может вызывать стресс и изменения в составе членов группы, если такой стресс становится непереносимым.
Исследования. Репутация Г. д. основана, в частности, на сформированных ею новых исследовательских традициях в эксперим. соц. психологии: изучении групп и групп. членства, групп. давления и конформизма, власти и влияния, лидерства и исполнения, мотивационных процессов и процессов формирования структуры. Каждый из этих разделов опирается на определенный набор теорет. понятий и представляет собой новое направление в исслед. групп.
Изучение групп. членства связано с формированием групп. границ и основ власти группы над своими членами. Эмпирическая задача здесь заключается в том, чтобы, исходя из членства и сплоченности группы, определить такие границы и сильные стороны группы.
Групп. давление означает власть группы над своими членами. При переводе абстрактного термина власти в операциональное определение конформности при проведении эксперим. и полевых исслед. следует учитывать многочисленные факторы. Давление в направлении согласованности мнений и действий оказывается неодинаковым для всех членов группы, оно тж выражается по-разному в отношении различных аттитюдов и форм поведения. Так, лидерам не только предоставляются определенные права в нарушении правил, но от них также требуются инновационные усилия, а группы со сложившейся структурой и традициями будут приобретать власть над своими членами и терпимо относиться к разнообразию их мнений по мн. вопросам, если достигнуто согласие в отношении ключевых проблем. В основном, однако, приверженность групп. стандартам является функцией от сплоченности группы.
Под заголовком «власть и влияние» изучается динамика взаимоотношений членов группы. В этих исслед., как правило, рассматриваются приемы и способы, повышающие уступчивость влиянию. Сюда можно отнести приемы, к-рые опираются на общие соц. условия, такие как апелляция к легитимности власти или авторитету специалиста; приемы, использующие исключительно межличностные процессы, такие как лесть, либо осн. на обмене или возможном будущем взаимодействии. Так, эксперименты по проявлению соц. власти могут показать, как поддерживаются лидерские позиции, но в них тж могут рассматриваться механизмы, к-рые сохраняют группу посредством взаимного влияния ее членов, в т. ч. — через установление доверия.
Напряжение в группе, так же как и у индивидуума, может отождествляться с мотивацией. В группах мы иногда делаем записи о постановках целей и об усилиях, направленных на достижение этих целей. Наблюдение групп. деятельности позволяет измерять возникновение напряжения и дифференциацию напряжения внутри группы.
Групп. структура и ее влияния представляют топологический аспект этой теории. Изучение коммуникации и управления в ориентированных на решение задач группах, как и изучение социометрических паттернов в существовании групп — одна из наиболее интенсивно исследуемых областей Г. д.
Практика. Область практ. применения Г. д. развивалась в ином направлении. Левин и его сотрудники организовывали практ. семинары, в ходе к-рых участники овладевали умениями и навыками работы с группами, причем процедура обучения включала использование Г. д. в индуцировании влияния, назначении ролей и установлении групп. целей и задач. Была разраб. осн. форма проведения таких семинаров — ее можно было бы назвать тренингом сензитивности. Их содержание гл. обр. было связано с групп. процессами и включало: примеры, широко привлекавшиеся из ситуаций текущего взаимодействия и жизненного опыта участников; наблюдение процесса взаимодействия и «обратную связь»; использование как позитивного, так и негативного воздействия с целью формирования интенсивной эмоциональной атмосферы; акцентирование ценности личных и организационных изменений.
Групп. тренинг (в узком значении) впоследствии отчасти сменился обращением к «человеческому потенциалу». Здесь подчеркивалось преимущественное значение индивидуального и личностного роста. Осн. методики не претерпели существенных изменений, но акцент постепенно сместился в направлении самовыражения, физ. манипуляций и еще более интенсивного эмоционального переживания; эти группы сегодня называются группами встреч.
См. также Групповая сплоченность, Малые группы
К. У. Бек
.
Динамика групповая — это… Что такое Динамика групповая?
- Динамика групповая
- [греч. dynamis— сила] — совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам Д. г. относятся руководство и лидерство; принятие групповых решений; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей, формирование функционально-ролевой структуры группы; сплочение; конфликты; групповое давление и другие способы регуляции индивидуального поведения, т.е. все те процессы, которые фиксируют и обеспечивают психологические изменения, происходящие в группе за время ее существования.
Эти изменения обусловлены как внешними обстоятельствами групповой жизнедеятельности, так и ее внутренними противоречиями, продиктованными взаимодействием двух предполагающих и одновременно отрицающих друг друга тенденций групповой активности — интеграции и дифференциации. Первая нацелена на упрочение психологического единства членов группы, стабилизацию и упорядочение межличностных отношений и взаимодействий и является необходимой предпосылкой сохранности и относительно устойчивого и постоянного воспроизводства группы как социально-психологической общности. Вторая проявляется в неизбежно сопутствующих любой групповой жизнедеятельности специализации и иерархизации деловых и эмоциональных взаимосвязей членов группы и соответствующем различии их функциональных ролей и психологических статусов, что является стимулом и результатом развития группы, но в то же время может привести к нарушению гармонии в отношениях образующих группу людей. Сосуществование названных тенденций обусловливает неравномерность и пульсирующий характер процесса развития малой группы, предполагающего ряд качественно своеобразных уровней (этапов) и включающего возможность как последовательного восхождения группы на более высокий уровень развития, так и обратного движения. В отдельных случаях термин «Д. г.» используется для обозначения направления социально-психологических исследований малых групп, сформировавшегося в середине 40-х гг. в США благодаря работам К. Левина и его коллег.
А.И. Донцов
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. — М.: ПЕР СЭ.
Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского.
2006.
- Диалог
- Дискриминация межгрупповая
Смотреть что такое «Динамика групповая» в других словарях:
динамика групповая — 1. Совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы малой и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам динамики … Большая психологическая энциклопедия
ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ — англ. dynamics, group; нем. Gruppendynamik. . . 1. Изучение изменений образцов взаимодействия индивидов в малых группах, взаимосвязей между ними и ок ружающей средой, включая другие группы 2. Дисциплина, изучающая проблемы лидерства, коммуникаций … Энциклопедия социологии
ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ — одно из направлений микросоциологии, изучающее соц. психологич. особенности группового поведения. Как научное направление возникла в США в 30 х гг. XX в. благодаря работам К.Левина и его учеников, опирающихся на общий системный подход к группам,… … Российская социологическая энциклопедия
ДИНАМИКА, ГРУППОВАЯ — совокупность внутригрупповых социально психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование… … Большой экономический словарь
ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ — англ. dynamics, group; нем. Gruppendynamik. . . 1. Изучение изменений образцов взаимодействия индивидов в малых группах, взаимосвязей между ними и ок ружающей средой, включая другие группы 2. Дисциплина, изучающая проблемы лидерства, коммуникаций … Толковый словарь по социологии
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — см. ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Групповая динамика — Групповая динамика (от др. греч. δυναμις, dynamis сила) процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел термин групповая… … Википедия
Динамика поведения коллектива — Групповая динамика (от др. греч. δυναμις, dynamis сила) процессы взаимодействия членов группы, а также изучающая эти процессы дисциплина. Взаимосвязана с психологией, социологией, теорией коммуникаций, изучает в первую очередь поведение… … Википедия
групповая динамика — (от греч. dynamis сила) совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К… … Большая психологическая энциклопедия
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — область социальной психологии, исследующая совокупность психологич. процессов, происходящих в малых группах. Первоначально термин употреблялся для обозначения школы, созданной нем. психологом Левиным («Центр Г. д.» в… … Философская энциклопедия
ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ — это… Что такое ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ?
- ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ
-
— англ. dynamics, group; нем. Gruppendynamik. ._—_-. 1. Изучение изменений образцов взаимодействия индивидов в малых группах, взаимосвязей между ними и ок — ружающей средой, включая другие группы 2. Дисциплина, изучающая проблемы лидерства, коммуникаций и процессов принятия решений в группе.
Antinazi.
Энциклопедия социологии,
2009
- ДИНАМИКА
- ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ
Смотреть что такое «ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ» в других словарях:
динамика групповая — 1. Совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности группы малой и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К процессам динамики … Большая психологическая энциклопедия
ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ — одно из направлений микросоциологии, изучающее соц. психологич. особенности группового поведения. Как научное направление возникла в США в 30 х гг. XX в. благодаря работам К.Левина и его учеников, опирающихся на общий системный подход к группам,… … Российская социологическая энциклопедия
ДИНАМИКА, ГРУППОВАЯ — совокупность внутригрупповых социально психологических процессов, присущих различным этапам развития группы. К явлениям групповой динамики относятся руководство и лидерство, принятие групповых решений, групповое нормообразование, формирование… … Большой экономический словарь
ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ — англ. dynamics, group; нем. Gruppendynamik. . . 1. Изучение изменений образцов взаимодействия индивидов в малых группах, взаимосвязей между ними и ок ружающей средой, включая другие группы 2. Дисциплина, изучающая проблемы лидерства, коммуникаций … Толковый словарь по социологии
Динамика групповая — [греч. dynamis сила] совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К… … Психологический лексикон
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — см. ДИНАМИКА ГРУППОВАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
Групповая динамика — Групповая динамика (от др. греч. δυναμις, dynamis сила) процессы взаимодействия членов группы, а также изучающее эти процессы научное направление, основателем которого считается Курт Левин. Курт Левин ввел термин групповая… … Википедия
Динамика поведения коллектива — Групповая динамика (от др. греч. δυναμις, dynamis сила) процессы взаимодействия членов группы, а также изучающая эти процессы дисциплина. Взаимосвязана с психологией, социологией, теорией коммуникаций, изучает в первую очередь поведение… … Википедия
групповая динамика — (от греч. dynamis сила) совокупность внутригрупповых социально психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад. К… … Большая психологическая энциклопедия
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА — область социальной психологии, исследующая совокупность психологич. процессов, происходящих в малых группах. Первоначально термин употреблялся для обозначения школы, созданной нем. психологом Левиным («Центр Г. д.» в… … Философская энциклопедия
Факторы и механизмы групповой динамики кратко — Студопедия
Понятие групповой динамики
В структуре проблем социальной психологии проблемы группы занимают особое место.
Группа – реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Феномен групповой динамики в социально-психологической литературе определяется неоднозначно.
Групповая динамика – это процесс взаимодействия членов группы на основе взаимозависимости и взаимовлияния в целях удовлетворения как личных, так и групповых интересов и потребностей.
Групповая динамика – процесс, посредством которого взаимодействие между конкретными индивидами уменьшает напряжение между ними или приводит их к взаимному удовлетворению. Процесс групповой динамики объясняет:
• принадлежность индивида к группе, привлекательность группы и членство в группе;
• образование стихийных или неформальных групп;
• появление ролей «любимчиков» в группе.
В современной социальной психологии понятие «групповая динамика» относится к развитию человеческих отношений в группе, изменениям, которые наступают в результате действующих в группе сил. Понимание групповой динамики предполагает изучение этих сил, т.е. того, как они возникают, под влиянием чего они модифицируются, каковы последствия их действия.
Впервые термин «групповая динамика» был использован К.Левином. По его мнению «групповая динамика» — это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в группе.
Потребность в исследованиях групповой динамики было осознана в 30-е годы в различных сферах жизни.
Это было связано с тем, что широкая практика формирования различных групп в психиатрии, педагогике, бизнесе, госаппарате и т.д. поставила вопрос, как ими управлять и как реагировать на происходящие в группах процессы.
Если рассматривать группу как нечто целое, то некоторые закономерности групповой динамики можно объяснить действием двух основных законов:
1. Целое доминирует над его частями. Группа – это не просто сумма индивидов: она модифицирует поведение своих членов. Извне легче повлиять на поведение всей группы, чем на поведение отдельного ее члена. Каждый член признает, что он зависит от всех членов.
2. Отдельные элементы объединяются в целое. Не сходство, а взаимосвязь членов является основой для формирования группы. Человек склонен становиться членом группы, с которой он себя отождествляет, а вовсе не той, от которой он больше всего зависит. Человек остается среди тех, к кому он чувствует себя принадлежащим, даже если их поведение кажется несправедливым, а давление недружелюбным.
В современном понимании групповая динамика – это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешним воздействием на группу.
Понятие групповой динамики включает в себя пять основных элементов и несколько дополнительных. Основными являются:
• Цели группы. Этот элемент определяется тем, в какую более общую систему практической работы с людьми включена группа, и в значительной степени – личностными качествами ее лидера. Цели группы могут не совпадать с целями отдельных участников. Это порождает групповую динамику, результаты которой не всегда предсказуемые.
• Нормы группы, которые возникают в результате преследования общей цели, стремления к сохранению стабильности группы. Нормы, выработанные группой, защищаются ее членами. Группа осуществляет давление на своих членов, заставляя их подчиняться эти нормам.
• Структура группы и проблемы лидерства. Лидер ведет группу, организует, планирует и управляет деятельностью группы, проявляя при этом более высокий, чем остальные члены группы, уровень активности. Лидер – это социальная роль определенной личности в группе. Выявить структуру группы можно с помощью социометрии. Полученные результаты используются для управления процессами групповой динамики.
• Сплоченность группы – это взаимное тяготение членов группы. Необходимо обеспечивать динамическое равновесие между сплоченностью и напряженностью.
• Фазы развития группы. Обычно выделяют несколько фаз: диффузная группа; группа-ассоциация; группа-кооперация; группа-коллектив; корпорация.
Дополнительные элементы: создание подгруппы, отношения личности с группой.
Механизмы групповой динамики
Существует несколько подходов к описанию психологических особенностей взаимодействия субъектов группы. Рассмотрим основные из механизмов.
С точки зрения первого подхода основные этапы развития группы составляют:
• Первая стадия – «притирка». Члены группы присматриваются друг к другу. Определяется степень личной заинтересованности в том, чтобы работать в этой группе.
• Вторая стадия – «ближний бой». Оценивается вклад лидера. На этом этапе личные взаимоотношения приобретают все большее значение.
• Третья стадия – «экспериментирование». Все более актуальной становиться проблема эффективного использования способностей и ресурсов группы.
• Четвертая – «эффективность». Группа приобретает опыт успешного решения проблем и использования ресурсов.
• Пятая стадия развития «зрелость».
Психолог И.П.Волков предложил модель эмоциональной динамики группообразования как последовательность фаз развития межличностного контакта:
• Фаза первичного восприятия – формирование первого впечатления о членах группы.
• Фаза сближения – формирование оценки и самооценки, развития рефлексивных отношений, формирование установки на совместное действия.
• Фаза «сцепления» — укрепления чувства общности, чувства «Мы», формирование психологически комфортных норм общения и включение механизмов взаимовлияния.
Есть и другая модель поведения групп. Стадии развития группы заключаются в следующем:
• формирование новой группы – индивиды ищут свои роли;
• приобретение навыков – выявление форм деятельности;
• упрочение групповой работы – участники начинают действовать как группа;
• разделение на клики – критиканы находят друг друга;
• внутренняя гармония;
• дробление – критическая стадия, на которой рушится претворение равновесия;
• идеальная группа – гибкая и эффективная группа, работа которой основывается не только на общих делах, но и на общих чувствах.
Современные исследователи проблем групповой динамики выделяют другие механизмы:
1. Разрешение внутригрупповых противоречий. Выражением внутригрупповых противоречий оказывается конфликт. В результате разрешение конфликтов в группе могут произойти такие изменения как: изменение цели, плана действий, структуры, образование новых подгрупп и т.д.
2. «Индиосинкразетический кредит». Это понятие означает отклонение от групповых норм, т.е. этот механизм групповой динамики дает разрешение на девиантное поведение своему лидеру или отдельным членам во имя достижения поставленных целей.
3. Психологический обмен. Обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных своих социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.
3. Групповая динамика в организации
Процесс управления относится к созданию
и функционированию формальной организации.
Но внутри всякой формальной организации
существуют организации нефомальные.
Неформальные организации представляют
собой фактор, с которым должен считаться
каждый руководитель, потому что
неформальные организации и другие
группы могут оказывать сильное влияние
на поведение отдельных личностей и на
рабочее поведение сотрудников.
Руководитель должен понимать, какую
роль в конкретной ситуации играет та
или иная группа и какое место в ней
занимает процесс руководства.
Термин «групповая динамика» был впервые
использован в 1939 г. немецким ученым К.
Левиным в США. К. Левин впервые сформулировал
вывод о том, что в группах людей каждый
член признает свою зависимость от других
членов группы. По определению К. Левина,
групповая динамика — это дисциплина,
исследующая положительные и отрицательные
силы, которые действуют в данной группе.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА– процесс, посредством которого
взаимодействие между конкретными
индивидами уменьшают напряжение каждого
из них в данной ситуации, и приводит их
к взаимному удовлетворению. Этот процесс
объясняет: а) принадлежность к группе,
привлекательность группы и членства в
группе; б) образование стихийных, или
неформальных, групп; в) появление ролей
в группе (душа команды, генератор идей
и т.д.).
В современной литературе существует
несколько значений термина «групповая
динамика»:
это направление исследования малых
групп;
2) метод их изучения, т.е. особый вид
лабораторного эксперимента,
используемый при проведении исследований
социальных установок и межличностный
отношений в группе;
3) совокупность динамических процессов,
которые одновременно происходят в
группе в определенную единицу времени.
Третий подход рассматривает силы,
структуру и процессы, действующие в
группе по мере ее развития и изменения.
Чтобы управлять группой, необходимо
понимание тех процессов, которые в ней
происходят.
К характеристикам групповой динамики
относятся: цели и задачи группы; структура
группы; нормы группы; групповые роли и
проблема лидерства; групповая сплоченность;
групповое напряжение; фазы развития
группы.
Цели группы
Цели группы определяются тем, в какую
более общую систему практической работы
с людьми включена группа, например, цель
производственной группы – достижение
выпуска продукции.
Цели группы в значительной степени
определяются также личностными
особенностями руководителя. Явно
декларируемая им цель может расходиться
с его истинными скрываемыми или
неосознаваемыми целями.
Нормы группы
Нормы представляют собой совокупность
неписаных правил и требований, стандартов
поведения, регулирующих взаимоотношения
и взаимодействия между ее участниками.
Нормы направлены на то, чтобы подсказать
членам группы, какое поведение и какая
работа ожидаются от них.
В ходе развития группы нормы могут
изменяться, особенно при возникновении
новых сложных групповых ситуаций. Однако
без их согласования не может быть
организованной активности.
Нормы можно разделить на две категории:
а) норму, которые изначально задает
руководитель группы; б) нормы, выработанные
группой.
Для того, чтобы выполнялись нормы,
предложенные руководителем, ему зачастую
требуется прилагать для их соблюдения
особые усилия. В противоположность
этому нормы, выработанные самой группой,
защищаются членами группы. Группа
осуществляет давление на своих членов,
заставляя их подчиняться этим нормам.
В организации групповые нормы могут
быть классифицированы следующим образом:
1) гордость за организацию; 2) достижение
целей; 3) прибыльность; 4) коллективный
труд; 5) планирование; 6) контроль; 7)
профессиональная подготовка кадров;
8) нововведения; 9) отношения с заказчиком;
10) защита честности.
Факторы, влияющие на групповую динамику
Для эффективного управления группой
руководителю необходимые знать
переменные, влияющие на групповой
процесс. На индивидуальном уровне
воздействия на группу влияют возраст
членов группы, пол, уровень образованности,
индивидуально-психологические
особенности, социально-экономический
статус; на групповом – размер группы,
состав группы.
Возраст человека. Ученые экспериментально
и теоретически обосновали положение о
том, что интенсивность интеграции
человека в группу зависит от его возраста.
Большая включенность в группу является
результатом развития познавательных
способностей, высокой частоты контактов
с людьми, участия в общественной жизни.
С возрастом человек начинает более
внимательно относится к окружающим,
пользуется большим уважением и имеет
более устойчивую оценку со стороны
других людей. Чаще всего лидерство в
группе завоевывает человек, старший по
возрасту.
Пол человека.Было установлено, что
в некоторых разнополовых группах женщины
ведут себя более подавлено, чем мужчины.
Женщины чаще используют визуальный
контакт в качестве средства общения,
чаще соглашаются с мнением большинства.
Но сделать однозначный вывод о подчиненном
положении женщин в смешанных группах
нельзя, так как отношение к женщинам и
их роль в различных обществах и культурах
неодинаковое; степень активности женщин
в группе зависит от актуальности для
них проблемы, цели и задач группы.
Уровень образованности. В ряде
исследований была выявлена положительная
взаимосвязь между участием индивида в
группе и интеллектуальным уровнем. Чем
выше интеллектуальный уровень, тем
более активен человек в групповом
процессе.
Интеллектуальный и общеобразовательный
уровень оказывает влияние на конформность
(подчинение суждения или действия
индивида групповому давлению, возникающее
из конфликта между его собственным
мнением и мнением группы). Человек с
более высоким интеллектуальным уровнем
менее конформен, чем человек с низким
интеллектуальным уровнем. Также
образованный человек обычно уверен в
своем высказывании и не испытывает
необходимости в поддержке со стороны
группы.
Была установлена зависимость между
уровнем образованности и лидерством.
Чем выше разница в интеллектуальном
уровне лидера и других участников, тем
выше эффективность групповой деятельности.
Индивидуально-психологические
особенности. М. Шоу выделяет пять
основных индивидуально-психологических
характеристик, влияющих на групповую
динамику:
— ориентация на межличностное общение,
которая может быть одобряющей,
располагающей и избегающей;
— отзывчивость;
— желание доминировать, обычно обусловленное
самооценкой человека;
— зависимость;
— эмоциональная уравновешенность.
Социально-экономический статус.
Различают личный и социальный статус.
Социальный статус — положение, которое
человек автоматически занимает как
представитель большой социальной группы
(профессиональной, классовой, национальной)
в данной социальной системе. Личный
статус – положение, которое он занимает
в группе в зависимости от того, как
оценивается по своим индивидуальным
качествам. Статус человека в организации
или в группе определяется рядом таких
факторов, как старшинство в должностной
иерархии, название должности, расположение
и оформление кабинета, образование,
социальные таланты, информированность
и накопленный опыт. Члены группы, чей
статус достаточно высок, способны
оказывать большее влияние на решения
группы, чем члены группы с низким
статусом.
Размер группы. По данным статистических
исследований, оптимальное количество
членов группы – 5-12 человек; для
собраний и совещаний – в среднем 8
человек; наиболее точные решения
принимаются группой в 5-11 человек. По
мере увеличения размера группы усложняется
достижение соглашения по спорным
вопросам, проявляется тенденция
разделения группы на подгруппы, происходит
рассогласование целей, что приводит к
напряженности и конфликтам.
Состав группы. Под составом группы
понимается степень сходства личностей
и точек зрения, подходов, которые они
проявляют при решении проблем. Группы,
состоящие из непохожих личностей, более
эффективны, чем группы, члены которых
имеют схожие точки зрения.
Билет 17.
Что такое Group Dynamics? определение, характерные особенности и принципы
Определение : Групповую динамику можно понимать как процесс, в котором отношение и поведение члена влияют на поведение другого или других членов группы по выбору или обстоятельствам. Такие факторы, как индивидуальная личность, культурные традиции и социальные ситуации, часто влияют на динамику группы.
Он имеет способность изменять поведение, мировоззрение, образ мышления и отношения каждого члена группы друг с другом.
Групповая динамика — это часть социальной психологии , которая занимается развитием и изменением общей структуры и функций психологических групп на саморегулирующиеся.
Основные характеристики групповой динамики
Основные характеристики Group Dynamics представлены ниже:
- Group Dynamics — это , связанное с группами , что означает, что если группа существует, члены такой группы имеют тенденцию взаимодействовать, изменяться и приспосабливаться в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и своими отношениями друг с другом.
- Изменения происходят непрерывно в группе, т.е. вход и выход участников, смена руководства, тип назначенной задачи и т. Д.
- Групповая динамика зависит от жесткости или гибкости .
- Организация группы ведет к эффективности группы, участию, сотрудничеству и координации членов, а также повышает моральный дух.
- стремятся к постоянной реструктуризации, корректировке и корректировке членов, чтобы снять стресс, устранить конфликты, улучшить принятие решений и решение проблем, которые влияют на членов группы.
Группы
Групповая динамика описывает, как группы и члены группы действуют и реагируют на динамические обстоятельства. Он имеет дело с изменениями, происходящими внутри групп, а также с взаимодействием и силами, действующими с группой в социальной организации.
Кроме того, существуют различные поведенческие и психологические силы, которые приводят к развитию и деятельности группы. Эти силы присутствуют внутри группы и различаются от одной группы к другой, а также они различаются в разных ситуациях в группе.Научное исследование этих сил, действующих внутри группы или между двумя группами, называется групповой динамикой .
Предмет групповой динамики
- Каков внутренний характер группы?
- Как создается группа?
- Какова его структура?
- Какие процессы используются в его работе?
- Как члены группы взаимодействуют друг с другом?
- Как это влияет на членов внутри группы, а также на другие группы и организацию?
Суть групповой динамики — это динамика способа общения между членами группы, давления со стороны членов группы, параметров, учитываемых при принятии решений, способа выполнения задач и т. Д.
Принципы групповой динамики
- Принцип принадлежности : У членов группы должно существовать или развиваться хорошее чувство принадлежности
- Принцип восприятия : Изменения могут быть реализованы в группе путем создания в сознании членов общего восприятия необходимости изменений.
- Принцип соответствия : Постоянные усилия по удалению отдельных подразделений группы могут привести к соответствию нормам группы.
- Принцип изменения : Вся необходимая информация, касающаяся необходимости, плана, стратегии и результата изменения, должна быть передана членам группы.
- Принцип корректировки : Изменения в определенной части группы, вероятно, вызовут напряжение в других частях, которое можно уменьшить, отменив изменение или внося корректировки в соответствующие части.
- Принцип общих мотивов : Группа создается и действует на основе общих или общих мотивов.
- Принцип силы : Чем выше уровень группы по отношению к ее членам, тем выше будет влияние, которое может быть оказано на ее членов.
- Принцип непрерывного процесса : Каждый член, который является частью определенной группы, несет ответственность за ее непрерывное функционирование, поэтому они должны гарантировать, что действия и задачи, назначенные группе, выполняются непрерывно.
- Принцип ориентации на цель : Выживание группы обеспечивается за счет помещения ее членов в операционную иерархию и целенаправленного действия.
Вкратце, он касается постоянно меняющихся и корректирующихся отношений, существующих между членами группы. Он включает в себя все, что влияет на действия, процессы и изменения, которые происходят внутри и между группами в течение определенного периода времени.
.Динамика группы
— Повторная публикация в Википедии // WIKI 2
Групповая динамика — это система поведения и психологических процессов, происходящих внутри социальной группы ( внутри групповой динамики ) или между социальными группами ( межгрупповая динамика ). Изучение групповой динамики может быть полезно для понимания поведения, связанного с принятием решений, отслеживания распространения заболеваний в обществе, создания эффективных методов терапии и отслеживания появления и популярности новых идей и технологий. [1] Групповая динамика лежит в основе понимания расизма, сексизма и других форм социальных предрассудков и дискриминации. Эти области применения изучаются в психологии, социологии, антропологии, политологии, эпидемиологии, образовании, социальной работе, бизнесе и управленческих исследованиях, а также в исследованиях коммуникации.
Энциклопедия YouTube
1/5
Просмотры:
3 433
1220201
130822
1243
23 327
✪ Социальное влияние: ускоренный курс психологии № 38
✪ Социальные группы: ускоренный курс социологии № 16
✪ High Performance PALS Team Dynamics (роли членов команды)
✪ Марк Цукерберг о Team Dynamics
Содержание
История
История групповой динамики (или групповых процессов) [2] имеет последовательную основную предпосылку: «целое больше, чем сумма его частей.«Социальная группа — это сущность, обладающая качествами, которые нельзя понять, просто изучая индивидов, составляющих группу. В 1924 году гештальт-психолог Макс Вертхаймер предположил: «Существуют сущности, в которых поведение целого не может быть выведено из его отдельных элементов или из того, как эти элементы сочетаются друг с другом; скорее наоборот: свойства любой из частей определяются внутренними структурными законами целого »(Wertheimer 1924, стр. 7). [3] (Предложение остается спорным [ кем? ] , поскольку современные биологи и теоретики игр действительно стремятся объяснить «структурные законы целого» с точки зрения «того, как элементы сочетаются друг с другом». [ требуется ссылка ] )
Как область изучения групповая динамика имеет корни как в психологии, так и в социологии. Вильгельм Вундт (1832–1920), которого считают основоположником экспериментальной психологии, проявлял особый интерес к психологии сообществ, которые, по его мнению, обладали феноменами (человеческим языком, обычаями и религией), которые нельзя было описать с помощью исследования физическое лицо. [2] Что касается социологии, Эмиль Дюркгейм (1858–1917), на которого оказал влияние Вундт, также признал коллективные явления, такие как общественное знание.Среди других ключевых теоретиков — Гюстав Ле Бон (1841–1931), считавший, что толпы обладают «расовым бессознательным» с примитивными, агрессивными и антиобщественными инстинктами, и Уильям Макдугалл (психолог), который верил в «групповой разум», обладающий отчетливое существование, рожденное взаимодействием людей. [2] (Концепция коллективного сознания не является существенной для групповой динамики. [ цитата необходима ] )
В конце концов, социальный психолог Курт Левин (1890–1947) ввел термин групповая динамика для описания положительных и отрицательных сил внутри групп людей. [4] В 1945 году он основал Центр исследования групповой динамики при Массачусетском технологическом институте, первый институт, специально посвященный изучению групповой динамики. [5] На протяжении всей своей карьеры Левин был сосредоточен на том, как изучение динамики группы может быть применено к реальным социальным проблемам.
Исследования все чаще применяют принципы эволюционной психологии к групповой динамике. По мере того, как социальная среда людей становилась более сложной, они приобретали адаптации посредством групповой динамики, которые увеличивали выживаемость.Примеры включают механизмы работы со статусом, взаимностью, выявлением мошенников, остракизмом, альтруизмом, групповыми решениями, лидерством и межгрупповыми отношениями. [6] Кроме того, комбинация эволюции и теории игр составила [ когда? ] используется для объяснения развития и поддержания кооперативного поведения между людьми в группе. [ требуется ссылка ]
Ключевые теоретики
Гюстав Ле Бон
Густав Ле Бон был французским социальным психологом, чье плодотворное исследование Толпа: исследование народного ума (1896) привело к развитию групповой психологии.
Уильям Макдугалл
Британский психолог Уильям Макдугалл в своей работе The Group Mind (1920) исследовал динамику групп различного размера и степени организации.
Зигмунд Фрейд
В Групповая психология и анализ эго, (1922), Зигмунд Фрейд основывал свое предварительное описание групповой психологии на работе Ле Бона, но продолжал развивать свою собственную оригинальную теорию, связанную с тем, что он начал разрабатывать. в Тотем и табу. Теодор Адорно повторил эссе Фрейда 1951 года своей книгой «Теория Фрейда и модель фашистской пропаганды » и сказал, что «это не будет преувеличением, если мы скажем, что Фрейд, хотя он явно не интересовался политической фазой проблемы, предвидел возникновение и природу фашистских массовых движений в чисто психологических категориях ». [7]
Джейкоб Л. Морено
Джейкоб Л. Морено был психиатром, драматургом, философом и теоретиком, который ввел термин «групповая психотерапия» в начале 1930-х годов и имел большое влияние в то время.
Курт Левин
Курта Левина (1943, 1948, 1951) обычно называют основателем движения за научное изучение групп. Он ввел термин групповая динамика для описания того, как группы и отдельные лица действуют и реагируют на меняющиеся обстоятельства. [8]
Уильям Шутц
Уильям Шутц (1958, 1966) рассматривал межличностные отношения как стадию развития, включение (я включен?), Контроль (кто здесь главный?) И привязанность (я здесь?).Шютц видит, что группы решают каждую проблему по очереди, чтобы иметь возможность перейти к следующему этапу.
И наоборот, испытывающая трудности группа может перейти на более раннюю стадию, если не может решить нерешенные проблемы на нынешней стадии.
Шутц назвал эту групповую динамику «межличностным преступным миром», групповыми процессами, которые в значительной степени невидимы и не признаются, в отличие от вопросов «содержания», которые номинально входят в повестку дня групповых встреч. [9] [10]
Уилфред Бион
Уилфред Бион (1961) изучал групповую динамику с психоаналитической точки зрения и заявил, что он находился под сильным влиянием Уилфреда Троттера, на которого он работал в госпитале Университетского колледжа Лондона, как и другая ключевая фигура психоаналитического движения, Эрнест Джонс.Он обнаружил несколько массовых групповых процессов, в которых группа в целом приняла ориентацию, которая, по его мнению, мешала способности группы выполнять работу, которой она номинально занималась. [11] Переживания Биона описаны в его опубликовал книги, особенно опыта в группах. Тавистокский институт развил и применил теорию и практику, разработанные Bion.
Брюс Такман
Брюс Такман (1965) предложил для группы четырехступенчатую модель под названием «Этапы Такмана».Модель Такмана утверждает, что идеальный групповой процесс принятия решений должен происходить в четыре этапа:
- Формирование (притворяется, что ладит или ладит с другими)
- Штурм (снятие барьера вежливости и попытка взяться за решение вопросов, даже если вспыхнет гнев)
- Нормирование (привыкание друг к другу и развитие доверия и производительности)
- Выполнение (работа в группе для достижения общей цели на высокоэффективной и кооперативной основе)
Такман позже добавил пятый этап роспуска группы под названием с перерывом .( Перенос может также именоваться трауром , то есть трауром по прекращению группы). Эта модель относится к общему шаблону группы, но, конечно, люди в группе работают по-разному. Если недоверие сохраняется, группа может даже не дойти до стадии нормирования.
М. Скотт Пек
М. Скотт Пек разработал этапы для более крупных групп (т. Е. Сообществ), которые похожи на этапы группового развития Такмана. [12] Пек описывает стадии сообщества как:
- Псевдосообщество
- Хаос
- Пустота
- Истинное сообщество
Сообщества можно отличить от других типов групп, по мнению Пека, тем, что членам необходимо устранять барьеры для общения, чтобы иметь возможность сформировать истинное сообщество.Примеры общих препятствий: ожидания и предубеждения; предрассудки; идеология, контрпродуктивные нормы, теология и решения; необходимость исцелить, преобразовать, исправить или решить, а также необходимость контролировать. Сообщество рождается, когда его члены достигают стадии «пустоты» или мира.
Ричард Хэкман
Ричард Хакман разработал синтетическую модель, основанную на исследованиях, для проектирования рабочих групп и управления ими. Хакман предположил, что группы успешны, когда они удовлетворяют внутренних и внешних клиентов, развивают способности для работы в будущем и когда участники находят смысл и удовлетворение в группе.Хакман предложил пять условий, повышающих шансы на успех группы. [13] К ним относятся:
- Быть настоящей командой : результат общей задачи, четких границ, которые проясняют, кто находится внутри или вне группы, и стабильности в членстве в группе.
- Убедительное направление : результат четкой, сложной и последовательной цели.
- Разрешающая структура : результат наличия разнообразных задач, не слишком большого размера группы, талантливых членов группы, у которых есть хотя бы умеренные социальные навыки, и строгих норм, определяющих соответствующее поведение.
- Поддерживающий контекст : который встречается в группах, вложенных в более крупные группы (например, компании). В компаниях поддерживающая среда включает: а) системы вознаграждения, которые вознаграждают за производительность и сотрудничество (например, групповые вознаграждения, связанные с работой группы), б) образовательную систему, которая развивает навыки участников, в) систему информации и материалов, которая предоставляет необходимую информацию и исходные данные. материалы (например, компьютеры).
- Коучинг экспертов : происходит в тех редких случаях, когда члены группы чувствуют, что им нужна помощь в решении задач или межличностных проблем.Хэкман подчеркивает, что многие руководители команд властны и подрывают эффективность группы.
Внутригрупповая динамика
Внутригрупповая динамика (также называемая внутригрупповой, внутригрупповой или обычно просто «групповой динамикой») — это основные процессы, которые порождают набор норм, ролей, отношений и общих целей, которые характеризуют конкретное социальное группа. Примеры групп включают религиозные, политические, военные и экологические группы, спортивные команды, рабочие группы и терапевтические группы.Среди членов группы существует состояние взаимозависимости, благодаря которому на поведение, отношения, мнения и опыт каждого члена коллективно влияют другие члены группы. [14] Во многих областях исследований есть интерес к пониманию того, как групповая динамика влияет на индивидуальное поведение, отношения и мнения.
Динамика конкретной группы зависит от того, как определить границ группы. Часто существует отдельных подгрупп внутри более широко определенной группы.Например, можно определить жителей США («американцы») как группу, но можно также определить более конкретный набор жителей США (например, «американцы на юге»). Для каждой из этих групп существует отдельная динамика, которую можно обсудить. Примечательно, что на этом очень широком уровне исследование групповой динамики похоже на исследование культуры . Например, на юге США существует групповая динамика, которая поддерживает культуру чести , которая связана с нормами жесткости, насилием, связанным с честью, и самообороной. [15] [16]
Формирование группы
Формирование группы начинается с психологической связи между людьми. Подход к социальной сплоченности предполагает, что формирование группы происходит на основе связей межличностного влечения. [2] Напротив, подход к социальной идентичности предполагает, что группа начинается, когда совокупность людей воспринимает свою принадлежность к какой-то социальной категории («курильщики», «медсестры», «студенты», «хоккеисты»), и это межличностное влечение лишь вторично усиливает связь между людьми. [2] Кроме того, исходя из подхода социальной идентичности, формирование группы включает как идентификацию с некоторыми людьми, так и явно , а не идентификацию с другими. Так сказать, для формирования группы необходим уровень психологической самобытности . Через взаимодействие люди начинают вырабатывать групповые нормы, роли и отношения, которые определяют группу и интернализируются, чтобы влиять на поведение. [17]
Новые группы возникают в результате относительно спонтанного процесса формирования групп.Например, в ответ на стихийное бедствие может сформироваться группа экстренного реагирования . Эти группы характеризуются отсутствием ранее существовавшей структуры (например, членство в группе, распределенные роли) или предшествующего опыта совместной работы. [18] Тем не менее, эти группы все еще выражают высокий уровень взаимозависимости и координируют знания, ресурсы и задачи. [18]
Объединение групп
Присоединение к группе определяется рядом различных факторов, включая личные качества человека; [19] пол; [20] социальных мотивов, таких как потребность в принадлежности, [21] потребность во власти, [22] и потребность в близости; [23] тип крепления; [24] и предыдущий групповой опыт. [25] Группы могут предложить своим членам некоторые преимущества, которые были бы невозможны, если бы человек решил остаться в одиночестве, включая получение социальной поддержки в форме эмоциональной поддержки, [26] инструментальной поддержки, [27] и информационная поддержка. [27] Он также предлагает дружбу, потенциальные новые интересы, изучение новых навыков и повышение самооценки. [28] Однако присоединение к группе может также стоить отдельного человека времени, усилий и личных ресурсов, поскольку они могут соответствовать социальному давлению и стремиться воспользоваться преимуществами, которые может предложить группа. [28]
Принцип минимакса является частью теории социального обмена, согласно которой люди присоединяются и остаются в группе, которая может предоставить им максимальное количество ценных вознаграждений, в то же время обеспечивая минимальное количество стоит себе. [29] Однако это не обязательно означает, что человек присоединится к группе просто потому, что соотношение вознаграждения / затрат кажется привлекательным. По словам Говарда Келли и Джона Тибо, группа может быть привлекательной для нас с точки зрения затрат и выгод, но сама по себе эта привлекательность не определяет, присоединимся ли мы к группе или нет.Вместо этого наше решение основывается на двух факторах: нашем уровне сравнения и нашем уровне сравнения альтернатив. [29]
В теории социального обмена Джона Тибо и Гарольда Келли уровень сравнения — это стандарт, по которому индивид оценивает желательность вступления в группу и формирования новых социальных отношений внутри группы. [29] На этот уровень сравнения влияют предыдущие отношения и членство в разных группах. Те люди, которые получили положительное вознаграждение с небольшими затратами в предыдущих отношениях и группах, получат
.
Как улучшить групповую динамику для команд?
Улучшение групповой динамики — Всякий раз, когда трое или более человек разговаривают на общую интересующую тему, мы можем видеть групповую динамику в игре. Термин «групповая динамика» был придуман Куртом Левином в 1940 году. Курт был социальным психологом и экспертом по управлению изменениями, который описал влияние модели поведения на группу. Многие недавние исследования динамики Группы основаны на его идеях, которые также стали ключевыми в создании лучших практик управления.
Источник изображения: pixabay.comГрупповая динамика
Групповая динамика проявляется в разнообразных условиях, деловых встречах волонтеров, беседах детей в классе и на общественных собраниях. В любой группе один человек возьмет на себя инициативу в разговоре и поделится своими мыслями, в то время как другой будет рассматриваться сидящим как немой зритель, в то время как один хотел бы поговорить быстрее, а другой в группе попытался бы сменить трек. Поскольку есть разные люди, работают разные умы, а также разное поведение и отношение, это создает препятствия в достижении цели и приходе к выводу.Во многих случаях встречи могут просто выйти из-под контроля. Это не новость, если люди считают, что эти встречи провалились или были пустой тратой времени.
Однако в любой корпоративной настройке руководство должно видеть, что групповые взаимодействия и собрания показывают улучшения, и для этого есть способы. Принципиально изменения происходят в команде в том, как участники взаимодействуют и относятся друг к другу, по отношению к своей организации и своему руководству.
Хорошая команда показывает следующие черты:
- Целенаправленные
- Общие цели
- Чувство принадлежности к группе или команде
- Дорожите разнообразием и разнообразием
- Мотивация на творческий подход и склонность к риску
Командная разработка
Ожидаемый рост команды — это то, что поддерживает устойчивость и движение группы.Любая группа проходит различные стадии развития, а именно:
- Формирование : это начальная стадия процесса развития, когда у каждого участника есть свой набор идей для достижения цели группы. Людям следует очень внимательно относиться к тому, о чем они говорят и как вести себя. Каждый из них демонстрирует свое поведение и делится собственными идеями. Предложение каждого члена группы следует оценить, а затем сформулировать общую цель.
- Storming : Это этап спора, который происходит, когда команда определила предписанную задачу. Команда
.
CRM и ERP приложений | Microsoft Dynamics 365
Перейти к основному содержанию
Этот сайт использует файлы cookie для аналитики, персонализированного контента и рекламы. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с этим использованием. Выучить больше
Microsoft
Dynamics 365
Dynamics 365
Связаться с нами
Dynamics 365
- Microsoft 365
- Лазурь
- Office 365
- Dynamics 365
- SQL
- Windows 10
Больше
Dynamics 365
- Домой
Приложения
.