Готовая социометрия в лагере: Невербальная социометрия — Летний лагерь

Невербальная социометрия — Летний лагерь

11699570WRSm.jpg

Мы будем использовать два понятия: «роль» и «позиция», которые близки, но не синонимичны.
Позиция — это то социальное положение, которое занимает ребенок в отряде, а роль — набор норм, предписанных действий, соответствующих той или иной позиции.
Мы не будем описывать классические методы социометрии, которые достаточно хорошо представлены в других источниках, в частности в учебном пособии М.Р.Битяновой «Социальная психология». Мы представим себе несколько игровых методов социометрии, которые позволят дополнить деталями данные, полученные в ходе социометрического исследования или вашей фронтальной диагностики.


Ни один человек не сможет хоть сколько-то долго быть одним для себя и другим — для остальных и в конце концов не запутаться, который настоящий.

Натаниел Готорн

ИГРА «НЕВЕРБАЛЬНАЯ СОЦИОМЕТРИЯ»

Все участники двигаются по комнате: медленно, быстро, почти бегом, снова медленно. Затем ведущий обращается к каждому участнику.

Ведущий. Нужно выбрать одного человека, который тебе нравится, и следить за ним так, чтобы он не заметил, но при этом стараться держаться к нему ближе… Двигаясь в более быстром темпе, коснуться этого человека, чтобы он не заметил этого… Выбрать еще одного человека, если хочешь, или двух, за кем ты тоже будешь следить, и стараться быть к ним поближе… После этого выбирается человек, от которого ты стараешься быть подальше (отрицательный выбор), тот, кто тебе не нравится, и нужно стараться быть от него подальше. Через минуту мы замрем.

Дети замирают.

Сейчас я сосчитаю до пяти, кто хочет, может передвинуться, но не позже, чем я произнесу «пять», и снова все замрут.

Обсуждение. При обсуждении акцент ставится не на том, кто кого выбрал, а на анализе того, как человек
выбирал.

Можно использовать такие вопросы:

  • Удалось ли сделать свой выбор?
  • Выбрал ли ты положительного/отрицательного человека?
  • Трудно ли было разобраться, кто тебе нравится, кто — нет?

Обычно это отражает то, как человек делает выбор в жизни. Так, если участник не выбрал «отрицательного» человека, возможно, это связано с тем, что он отрицает свои проблемы. Важно оказать поддержку отверженному.

Ведущий. Отрицательный выбор — это тоже выбор тебя. Гораздо хуже, когда просто не замечают. И это выбор этой группы, все группы разные, здесь тебя не выбрали, но жизнь меняется, и в другой группе все будет по-другому.

ИГРА «КОНФЕТА ИЛИ ФАНТИК»

Все участники сидят в кругу. Возле каждого на полу, на листе бумаги, лежат конфета и фантик. Ведущий объявляет, что сейчас у каждого будет время на то, чтобы положить конфету наиболее приятному человеку в отряде, а фантик — наименее приятному.

По команде ведущего все одновременно встают и кладут свои предметы, затем снова садятся на свое место. Перед каждым на его листочке оказывается какое-то количество конфет или фантиков, или того и другого, или ничего. На основе увиденного ведущий организует анализ в отряде по тому же принципу, что и в предыдущем упражнении.

СОЦИОДРАМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «КОРОЛЕВСТВО»

Данная игра является мощным инструментом диагностики и коррекции социально-ролевых позиций в группе, но она достаточно сложна в проведении. Особую роль стоит уделить анализу игры.

Вся группа садится полукругом в одном конце комнаты, большая часть пространства комнаты остается свободной (необходимо, чтобы были лишние стулья, другая мебель).

1-й этап. Участникам предлагается создать свое королевство, для этого необходимо, чтобы кто-то стал королем… Королем становится желающий, он садится там и так, как ему хочется. Затем король выбирает себе королеву и наследника, сажает их туда и так, как ему хочется. Далее королева выбирает себе придворного шута и советника. Наследник — придворную даму и маршала королевской армии (если группа небольшая, то каждый выбирает одного человека). Далее по такой схеме создается королевство.

Роли придумываются в зависимости от количества игроков в группе, а также от того, какие надо представить ролевые позиции (руководители, исполнители, вдохновители, аутсайдеры и т.п.) Роли могут быть следующие: придворный доктор, судья, фаворит королевы, солдат, повар, сапожник, пограничник, посыльный, парикмахер, промышленник, рабочий и т.д.

Итак, в конце концов все занимают те места в комнате, на которые их поместили. Ведущий фотографирует «королевство» или снимает панорамно на камеру.

2-й этап. У каждого есть возможность одного хода.

А. Игрок меняет свою роль и (или) свое место. (Другими словами: меня сделали пограничником, а я хочу быть советником короля, я меняюсь местами с советником; или меня устраивает то, что я пограничник, но мне кажется, что мне нужно находиться в другом месте — ближе к королю или, наоборот, подальше от всех.)

Б. Оставляет себя в прежней роли и на прежнем месте, но меняет кого-то ролями или местами.

В. Оставляет всех на своих местах, но просто назначает кого-то на другую роль (например, пусть парикмахер остается на своем месте, но он теперь будет полководцем).

Каждый делает свой ход, ведущий снова фотографирует «королевство» или снимает на камеру.
После этого все садятся в общий круг, начинается обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

  • Что вы чувствуете?
  • Удовлетворены ли вы процессом игры?
  • Были ли для вас неожиданными ваши роли?

Затем обсуждается процесс на основе фотографий или видеопросмотра.

Резюме: анализ собственных представлений о своем месте в группе и представлений группы о тебе. Уровень притязаний, желаемое место.

Конечно же, это далеко не все методы выявления социально-ролевого потенциала отряда, существует множество ситуативных приемов. В конце концов, любая форма группового взаимодействия позволяет путем фронтальной диагностики отследить тенденцию распределения ролей в отряде, и каждый из вас имеет в своем профессиональном арсенале не один вариант подобной диагностики. Хотелось лишь отметить, что в ходе определения социально-ролевой позиции ребенка важным является то, в какой вид деятельности он включен: в различных видах деятельности роли могут распределяться совершенно по-разному, поэтому главное — наблюдать, и тогда все станет понятным.

Анкетирование детей в пришкольном лагере

Приложение 1.

Входное анкетирование детей,

посещающих пришкольный лагерь «Родничок»

Здравствуй, дорогой друг! Мы, воспитатели пришкольного летнего лагеря «Родничок» хотели бы узнать тебя, как можно лучше. Нам очень интересно, с каким настроением ты пришел в лагерь, чем любишь заниматься, что хотел бы узнать, с кем хочешь подружиться и многое другое. Ответь, пожалуйста, на предложенные вопросы, и мы вместе отлично проведем время! Спасибо за ответы!

  1. Обведи в кружок ответ, который подходит для тебя.

  1. Ты пошел в лагерь по своему желанию? Да Нет

  1. Ты легко находишь друзей? Да Нет

  1. Ты общительный человек ? Да Нет

  1. Ты легко переносишь шум? Да Нет

  1. Ты можешь попросить о помощи в трудной ситтуации ? Да Нет

  1. Ты можешь сам, без помощи найти себе занятие по душе? Да Нет

  1. У тебя чаще настроение хорошее или плохое?

  1. Ты любишь придумывать дела, праздники, участвовать в них? Да Нет

  1. Моё любимое занятие – это….. (рисование, лепка, аппликация, пение, танцы, спорт или что-то другое__________________________________________________)

  1. Допиши предложение.

  1. Если бы я был начальником лагеря, то ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. В лагере мне больше всего нравится________________________________

  1. В лагере мне не нравится __________________________________________

Приложение 2.

Напиши, пожалуйста, свою фамилию, имя ,класс ______________________________________________________

Ответь на вопросы.

  1. Представь, что вашему отряду поручили самостоятельное, нелегкое дело. Кого бы ты хотел(а) видеть командиром, главным в этом деле? Напиши 3 фамилии_________________________________________

  1. Кого из отряда ты бы пригласил(а) на свой день рождения? Напиши 3 фамилии________________________________________________

  1. С кем из лагеря ты подружился за это время? Напиши три фамилии _______________________________________________________________

Анализ и результаты входного тестирования детей,

посещающих пришкольный лагерь «Родничок».

Входное тестирование детей проводилось на третий день смены, поэтому дети давали ответы, опираясь и на впечатления о лагере за предыдущий год (года), и на новые впечатления этих трех дней.

Входное анкетирование детей пришкольного лагеря «Родничок» состояло из трех частей.

Часть 1. Тестирование с закрытыми и открытыми вопросами (см. Приложение 1).

Часть 2. Социометрия (см. Приложение 2).

Часть 3. Проективный тест «Нарисуй несуществующее животное».

Результаты получены следующие.

Часть 1. Тестирование. Закрытые вопросы.

№ п\п

Вопрос

Да (кол-во ответов в %)

Нет(кол-во ответов в%)

1.

Ты пришел в лагерь по своему желанию?

90

10

2.

Ты легко находишь друзей?

80

20

3.

Ты общительный человек?

80

20

4.

Ты легко переносишь шум?

80

20

5.

Ты можешь попросить о помощи в трудной ситуации?

80

20

6.

Ты можешь сам, без посторонней помощи найти себе занятие по душе?

85

15

7.

Ты любишь придумывать дела, праздники, участвовать в них?

85

15

8.

У тебя чаще настроение хорошее или плохое?

Хорошее -85

Плохое -15

9.

Твое любимое занятие – это спорт, лепка, рисование, танцы, пение или что-то другое?

Гимнастика1чел.

Лепка – 3 чел

Танцы – 6 чел

Рисование 8чел

Пение – 2чел

Спорт – 5чел

Лего – 1чел

Вышивка – 1чел

Прогулки – 2чел

Коньки – 2чел

Нет любимого занятия – 1чел

Часть 1.Тестирование . Открытые вопросы.

  1. Если бы я был(а) начальником лагеря, то….

…исполнял бы все желания детей, устраивал много праздников, конкурсов.

30 %

… был бы добрым.

20 %

… я бы всех приглашала в лагерь.

10 %

… ничего не делала.

10 %

… все разрешала.

10 %

… отпускала бы всех раньше домой.

10 %

Затруднились с ответом

10 %

  1. В лагере мне больше всего нравится….

…играть.

40 %

….зарядка.

10 %

…рисовать.

10 %

…есть в столовой.

5 %

…путешествовать на корабле.

20 %

…отдыхать.

5 %

…гулять на спортплощадке.

10 %

  1. В лагере мне больше всего не нравится…

…бегать, заниматься в спортзале, зарядка.

25 %

…когда ругается кто-то.

15 %

…опаздывать.

5 %

…играть с младшими.

5 %

…пение.

10 %

Затруднились с ответом

40 %

Выводы по части 1: большая часть детей ходят в лагерь с удовольствием и не испытывают трудностей в общении со сверстниками, легко адаптируются в новых условиях, переносят шум и большое количество людей. Могут сами найти себе занятие по душе, у большинства есть любимые занятия, увлечения. Работа лагеря спланирована таким образом, что у ребят есть возможность заняться своими любимыми делами. Постоянно проходят конкурсы рисунков в библиотеке, в Доме Культуры, в самом лагере. Спланировано множество мероприятий, включающих спортивные состязания. Желание детей танцевать удовлетворяется во время проведения утренней танцевальной зарядки. Ожидания от пребывания в лагере тоже совпадают у многих детей. 70 % школьников предпочитают активные виды отдыха, желают участвовать в конкурсах, мероприятиях (это видно по ответам на первый и второй вопрос открытого тестирования).

Следует обратить внимание на то, что есть дети, по ответам которых видно, что они избегают шумных компаний и мероприятий, предпочитают активным видам отдыха спокойные (лего, рисование), чувствуют себя некомфортно, если возникают ссоры и, возможно, не могут за себя постоять. Следует понаблюдать за детьми и, выявив таких школьников, создать для них комфортные условия пребывания в лагере.

Часть 2. Социометрия.

Результаты см. Приложение 3.

Выводы по части 2. Явными лидерами по количеству выборов являются Кукушкин Роман, Буров Никита, Рыжов Артем. Малое количество выборов у Ростовцева Игоря, Сластиной Ирины. Остальные ребята, как показывают взаимные выборы, общаются группами по 4- 5 человек и в целом всем коллективом. Итоги социометрии следует учитывать при разделении детей на отряды и в дальнейшем при разделении на команды для различных игр.

Часть 3. Проективное тестирование (несуществующее животное).

Данный тест проводился с целью выявления эмоционального состояния ребенка. Данный тест не позволяет делать точных, законченных заключений и выводов, но может служить посылкой для дальнейшего наблюдения за ребенком, с целью определить, является какая-то показательная черта постоянной для него, либо носит ситуативный характер.

Так обращают на себя внимание рисунки следующих ребят.

Быстругин Михаил – детали рисунка, небрежность линий говорят о слабом контроле за своими действиями, решениями. Ярко прочерченные, огромные когти указывают на возможное агрессивное поведение.

Володин Никита – в рисунке ярко выраженная агрессия (поднятые вверх руки, рот с зубами, прорисованные зрачки, когти).

Чернигина Алина – множество выступов на деталях рисунка указывают на возможность опасений, страхов и желание защиты.

Нечаева Екатерина – обращают на себя внимание большая голова и большие уши на рисунке, говорящие о значимости мнения окружающих о себе.

Быстругина Алена – на рисунке много дополнительных украшений фигуры – признак склонности обращать на себя внимание окружающих, признак манерности. Кроме того, рисунок говорит о богатой фантазии девочки.

Панова Светлана — значимость мнения окружающих о себе, склонность к агрессии (неровная линия рта, поднятые вверх руки с пальцами-выступами). На импульсивность и поверхностность суждений указывает другой ряд деталей).

Рыжов Артем – огромная голова по сравнению с туловищем подсказывает , что Артем ценит в себе и окружающих рациональное начало. Выступы на голове скорее указывают на желание защиты, нежели на агрессию. И явное расположение рисунка в самом низу листа (справа) — признак нерешительности и низкой самооценки.

Выводы по части 3. Больше половины рисунков представляют собой человекоподобных животных, либо животных, составленных из «частей» других, существующих и известных, животных, что свидетельствует об инфантильности и эмоциональной незрелости многих детей, об отсутствии творческого начала, плохой фантазии и воображении. Программа лагеря (виртуальное путешествие на корабле, творческие задания и др.) как раз способствует развитию воображения и фантазии детей. Школьников, названных выше, следует взять под наблюдение (особое внимание уделить детям, чьи рисунки демонстрируют склонность к агрессии и злобе по отношению к другим).

Социометрические игры — Летний лагерь

229559 largem.jpg

Игры, несущие социометрнческую нагрузку

1. «Волшебная палочка». Положите на стол в центре круга волшебную палочку. Объявите, что при ее помощи можно любого участника тренинга превратить в кого угодно и во что угодно. Любой участник может встать со своего места, взять палочку и, коснувшись любого участника, со словами: «Превращаю тебя в…, потому что…», превратить его во что угодно. После того как все участники превращены, а некоторые и не по одному разу, прервите игру и продолжайте тренинг. Отметьте в своем блокноте, кого превратили во что-то хорошее, а кого — во что-то неприятное. Запишите, кого превращали несколько раз, а кого ~ лишь однажды.

Через несколько часов раздайте участникам по листку бумаги и попросите написать, кто во что был превращен. Следите за тем, чтобы участники не списывали друг у друга. Анализируя записки, Вы сможете сделать интересные выводы на основе наблюдения, кто и чьи превращения запомнил, а чьи начисто забыл.

Вариант этой игры: можно предложить участникам не превращать других, а превращаться вместе с ними. Анализируя результаты, мы сможем сделать вывод о симпатиях и антипатиях участников тренинга.

2. Всем участникам игры раздаются листки бумаги с написанными по вертикали числами от 1 до 20. Затем тренер в быстром темпе зачитывает отдельные слова, а участники должны после каждого слова очень быстро записать в соответствующей строке имя того участника тренинга, с которым ассоциируется это слово. Затем тренер собирает записки, подсчитывает, кто сколько раз был упомянут. Слова, которые зачитывает тренер, могут быть объединены в несколько подгрупп, содержание которых зависит от того, что же тренер хочет измерить. Логично предположить, что слова типа «айсберг», «доспехи», «сумерки» будут ассоциированы с людьми закрытыми и замкнутыми, а «август», «медвежонок», «подушка» — с людьми мягкими, добрыми. Для удобства подсчитывания, а также для того, чтобы участники не заметили тенденций в подборе тренером слов, целесообразно, при наличии, скажем, четырех групп слов, слова первой группы ставить на 1, 5, 9, 13, 17 места, слова второй группы на 2, 6, 10, 14, 18 места и т. д.

3. Если Вы хотите получить о группе подробную информацию, то можно использовать опросник следующего вида: -на листе бумаги по вертикали выписать все возможные пары участников. В группе из 12 человек будет 66 таких пар {(12—1)х(12:2)}. В верхней части таблицы в строку будут указаны области, в которых будут сравниваться участники, входящие в каждую пару: область лидерства, интеллектуальные способности, способность к сопереживанию или что угодно другое, что Вам хотелось бы измерить. Предположим, что в первую пару вошли Иванов и Петров. Участник, заполняющий таблицу, в столбце «Лидерские способности» поставил знак «меньше», и это означает, что, по его мнению, лидерские способности Иванова ниже, чем у Петрова. В столбце «Интеллект» против этой пары участник поставил знак «равно», значит, он считает интеллектуальные способности Иванова и Петрова приблизительно одинаковыми.

Затем проводится подсчет баллов. За каждый полученный знак «больше» участник получает 2 балла, за «равно» — 1 балл, за «меньше» — 0 баллов. Оценки суммируются для каждой области отдельно, и мы можем проранжировать участников по любой области, которая внесена в таблицу. Высокий результат означает, что В МНЕНИИ ГРУППЫ способности данного человека в данной области высоки, что он пользуется авторитетом, а низкий результат означает нечто противоположное.
Проведение подобного опроса порождает сильные негативные эмоции.

4. «Бюрократ». По окончании занятий тренер объявляет, что пора расходиться, но для этого сначала нужно написать заявление. Каждый участник пишет на отдельном листе бумаги заявление следующего содержания: «Прошу Вас отпустить меня с занятий в связи с окончанием рабочего дня». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников тренинга, у того, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. Каждый просит кого-нибудь подписать ему заявление, а тот, к кому обратились с такой просьбой, может подписать, а может и отказать. В этом случае он ставит резолюцию: «Не разрешаю», и подписывается.

Главное правило игры: тот участник, чье заявление оказывается подписанным, уже не имеет право подписывать чье-то заявление, и поэтому подписать свои заявления удастся только половине участников. Оговорите, что подписать заявления самим себе не разрешено!

После окончания игры все те, чьи заявления несут на себе вожделенную резолюцию, идут отдыхать, а те, кто так и не смог прорваться сквозь тенета бюрократизма, задерживаются на одну-две минуты, помогают Вам расставить столы и стулья. Если у кого-то из них появилось чувство досады и обиды, снимите это чувство. Для того, чтобы сделать это, нужно показать человеку возможность объяснения происшедшего с ним как совсем не затрагивающее его честь, самолюбие и достоинство, указать направление его рассуждениям, следуя которым, человек сможет увидеть случившееся с ним в выгодном для него свете. Скажите как бы мимоходом, что, по Вашим наблюдениям, настоящим руководителем и лидерам труднее всего бывает получить подпись в этой игре, и виной этому их стремление к оказанию другим помощи даже за свой собственный счет; умение уступать в мелочах, внутреннее благородство и т. д. И механизмы психологической защиты возьмутся за дело. Анализ подписей на заявлениях может натолкнуть тренера на интересные размышления. Анализируются следующие параметры: кто к кому обратился, кто кому подписал, кто кому не подписал.

5. «Террористы». Тренер предлагает поиграть в воздушных террористов. Для игры группа делится на четыре подгруппы по 3 человека в каждой. Первая подгруппа играет со второй; третья с четвертой; затем первая играет с третьей, а вторая с четвертой; и на третьем этапе первая играет с четвертой, а вторая с третьей.

На первом этапе 1-я и 4-я группы ~ террористы, а 2-я и 3-я — экипаж самолета. Террористы захватывают самолет и приказывают экипажу изменить курс. И тут между воздушными пиратами начинаются разногласия: они хотят лететь в разные страны. Кто из участников тренинга в какую страну хочет лететь, оговаривается заранее, т. е. перед началом игры каждый участник сообщает, куда он будет угонять самолет в бытность свою террористом, и тренер заносит это в бланки.
Таким образом, в каждом противостоянии есть 4 заинтересованные стороны: а) экипаж, который хочет лететь по своему маршруту, б) первый террорист, который хочет лететь на Багамы; в) второй террорист, которому по душе Тринидад и Тобаго; г) третий террорист, который стремится к земле суверенной Урюпинской области. На выяснение отношений выделяется 5 минут, и участники обсуждения должны сказать, куда же именно летит их самолет. Если они не пришли к единому мнению, то все получают по 2 штрафных очка, если победило мнение одного из террористов, то он получает два очка, другие террористы по 0,5 очка, а члены экипажа 0 очков. Если принимается мнение экипажа, то члены экипажа получают по 1 очку, а каждый террорист по 0,5 очка. Любой не согласный с итогом обсуждения террорист может взорвать самолет, при этом он получает 1 штрафное очко, а все остальные по 0,5 штрафных очка. Результаты заносятся тренером в таблицу 1.
Затем начинается второй этап игры: первая подгруппа играет с третьей, а вторая — с четвертой. Террористы становятся летчиками, а летчики — террористами. Правила проведения этапа те же.

После пятиминутного обсуждения и подведения итогов проводится 3-й этап игры: первая подгруппа встречается с четвертой, а вторая с третьей. По жребию определяется, кто будет террористом, а кто — экипажем самолета, и этап проводится по тому же сценарию.

После окончания этапа предложите всем участникам сесть в круг и разделиться на две равные по численности части: Союз террористов и Ассоциация летчиков. На обсуждение вопроса — 3 минуты, затем записываете, кто есть кто, предлагаете летчикам разделиться на две команды по три человека в каждой, а террористам — на две группы захвата по три человека. Предложите договориться, кто с кем будет играть. Все результаты заносятся в таблицу 1. Потом проводится 4-й этап игры, который в точности повторяет любой из трех предыдущих этапов.

Затем подводятся итоги игры, объявляются победители (те, кто набрал больше очков). Можно на этом завершить игру, а можно попросить участников на листках бумаги написать, кто, по мнению каждого, был лучшим террористом, кто был лучшим летчиком, в тройке с какими двумя участниками каждому хотелось бы захватывать самолет в игре, в тройке, с какими двумя участниками хотелось бы противостоять, нападению в качестве экипажа самолета. Сведите эти данные в таблицу 2.

Результаты игры дадут Вам богатый социометрический материал и предоставят обширную пищу для размышлений. Как- продолжение игры, Вы можете провести дискуссию (если, скажем, Вы проводите тренинг общения или ведения переговоров), какие психологические качества помогали убедить других принять Вашу точку зрения (пулеметы и фугасы, естественно, к психологическим качествам не относятся, хотя их психологическое воздействие ощутимо).

Игры подобного рода способствуют структурированию группы, являются удобной формой для проведения турнирных боев. «Террористы» — игра общего характера, но, оставив схему и заменив сюжет с гангстерского на какой-нибудь иной, можно проводить турнирные бои на требующемся вам материале. Депутатам можно предложить смоделировать предвыборные дебаты, преподавателям — семинарское занятие и т. д.

ТАБЛИЦА 1

Т/Э — террористом или членом экипажа был участник на этом этапе игры. Балл (Б) — сколько баллов набрал участник на данном этапе игры. Страна — название государства, в которое участник будет пытаться угнать самолет.

ТАБЛИЦА 2 ‘•’ ‘ < >

Место для схематического изображения структуры группы: каждый участник обозначается кружочком со вписанной в него фамилией, и от его кружочка идут зеленые стрелки к тем, кого он считает лучшим в игре, и красные, с кем бы он хотел играть в одной команде.

6. Несложная разогревающая игра, несущая и социометрическую нагрузку. Предложите участникам тренинга разделиться на группы в два-три человека для того, чтобы за несколько минут подготовить сценку: «Мы встретились через месяц после окончания тренинга и очень рады встрече». Спектакль, подготовленный каждой микрогруппой, должен длиться не более 1 минуты. Когда все подготовятся, предложите сыграть придуманное. Если в тренинге используется видеокамера, то сделайте запись, которую можно будет показать как-нибудь утром в качестве приветствия. Тренер должен запомнить составы подгрупп. Члены подгрупп, кроме сформировавшихся по остаточному принципу, скорее всего испытывают друг к другу симпатию.


Смотреть также…

Социометрические анкеты — Летний лагерь

Rqiqquaaxchsjm.jpg

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ РЕБЕНКА ГРУППЫ СВЕРСТНИКОВ.

Исследование проводится на основе индекса групповой сплоченности Сишора.

И н с т р у к ц и я

«Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из ответов, наиболее верно отражающий Ваше мнение».

I. Как Вы оцениваете свою принадлежность отряду?

1. Считаю себя активным полноправным членом коллектива. (5)
2. Участвую в большинстве дел отряда, но часть одноотрядников делают это активнее меня. (4)
3. Участвуют примерно в половине дел отряда. (3)
4. Не чувствую привязанности к отряду и в делах отряда участвую редко. (2)
5. Делами отряда не интересуюсь и участвовать в них не желаю. (1)

II. Хотели бы Вы перейти в другой отряд, если бы представилась такая возможность?

1. Очень хотел бы. (1)
2. Скорее всего перешел бы, чем остался. (2)
3. Не вижу никакой разницы. (3)
4. Скорее всего остался бы в своем отряде. (4)
5. Очень хотел бы остаться в своем отряде. (5)

III. Взаимоотношения ребят в Вашем отряде.

1. Лучше, чем в других отрядах. (3)
2. Такие же, как в большинстве других отрядов. (2)
3. Хуже, чем в других отрядах. (1)

IV. Взаимоотношения ребят Вашего отряда с вожатыми.

1. Лучше, чем в большинстве других отрядов. (3)
2. Такие же, как в других отрядах. (2)
3. Хуже, чем в других отрядах. (1)

V. Отношение ребят Вашего отряда к деятельности в вашем отряде.

1. Лучше, чем в других отрядах. (3)
2. Такое же, как в других отрядах. (2)
3. Хуже, чем в других отрядах. (1)

В скобках даны балльные оценки ответов.

О б р а б о т к а р е з у л ь т а т о в.

  1. Подсчитывается сумма баллов по всем вопросам. Она колеблется от 5- самая неблагоприятная – до 18 баллов – самая высокая оценка привлекаемости коллектива.
  2. Анализируются дети с крайними оценками.
  3. Рассматривается распределение ответов по отдельным вопросам. Низкие оценки по какому-либо вопросу позволяют выявить проблемы. Являющиеся источниками напряженности в коллективе работ.

А Н К Е Т А «Взрослые в твоем ребячьем объединении»

Как заполнить анкету: Читайте внимательно вопрос за вопросом. Прежде, чем ответить подумайте. На вопрос отвечайте «да» или «нет». Итак, приглашаем Вас к разговору. Только условимся: беседовать будем О Т К Р О В Е Н Н О!

Ты 1 – мальчик 2 – девочка

1. Он всегда в центре внимания.
2. Тому, что он говорит, всегда веришь.
3. Он готов сделать все сам, за всех.
4. Он говорит так, будто повелевает.
5. Ему можно доверить свои планы.
6. Глядя на него, как будто заряжаешься какой-то энергией.
7. С его мнением всегда хочется согласиться.
8. Если что-то не так, он может принять ответственность на себя.
9. Ему нравиться всех учить.
10. С ним как-то спокойно.
11. То, что он предлагает, всегда хочется сделать.
12. Когда что-то сделаешь, хочется услышать его оценку.
13. Он всегда предлагает готовый план занятий или действий.
14. Ему не нравится когда, ему возражают.
15. Он всегда придет на помощь.
16. Когда он говорит, кто что будет делать, с ним всегда соглашаешься.
17. Неприятно, если его в чем-то подведешь.
18. Его предложения редко чем можно дополнить.
19. Он всегда уверен в своей правоте.
20. Он способен разделить с отрядами радости и горести.
21. Когда он с отрядом, то от него исходит то, что будем делать или о чем будем говорить.
22. Хочется знать, как бы он поступил на твоем месте.
23. Он всегда заботлив и внимателен.
24. По каждому поводу он высказывает свою оценку.
25. От него всегда ожидаешь дружеской поддержки.
26. Если в отряде ссорятся, он всегда примирит.

К Л Ю Ч К А Н К Е Т Е.

«ДРУГ»

5. Ему можно доверить свои секреты.
10. С ним как-то спокойнее.
15. Он всегда придет на помощь.
20. Он способен разделить с отрядом радости и горести.

«ЛИДЕР»

1. Он всегда в центре внимания.
6. Глядя на него как будто заряжаешься какой-то энергией.
11. То, что он предлагает, всегда хочется делать.
16. Когда он говорит, кто что будет делать, с ним всегда соглашаешься?
21.Когда он с отрядом, то от него исходит то, что будем делать или о чем будем говорить.

«РЕФЕРЕНТНОЕ ЛИЦО»

2. Тому, что он говорит, всегда веришь.
7. С его мнением всегда хочется согласиться.
12. Когда что-то сделаешь, хочется услышать его оценку.
17. Неприятно, когда его в чем-то подведешь.
22. Хочется знать, а как бы он поступил на твоем месте. На него хочется быть похожим.

«ПЕДАГОГ-МАНИПУЛЯТОР»

4. Он говорит так, как будто повелевает.
9. Ему нравиться всех учить всему.
14. Ему не нравится, когда ему возражают.
19. Он всегда уверен в своей правоте.
24. По каждому поводу он высказывает свою оценку.

«НЯНЬКА»

3. Он всегда готов сделать все за всех.
8. Если что-то не так, он может принять ответственность на себя, защитив детей.
13. Он всегда предлагает уже готовый план занятий или действий.
18. Его предложения редко чем можно дополнить..

Социометрическое исследование по завершению оргпериода — Летний лагерь

IMG 0058m.jpg

Техника социометрического исследования успешно применяется в различных областях группового взаимодействия для повышения
его качества и предотвращения конфликтов коллективе. Ниже приведено описание этой техники так, как бы провести это исследование для подростков 12–13 лет.

Важно участие в исследовании всех детей отряда. В случае, если кто-то из детей по какой-то причине не участвует в анкетировании, он выпадает из складывающейся социометрической структуры вашей команды.

Предварительная подготовка. Необходимо заготовить 30 листочков бумаги (лучше разноцветных:
для девочек — один цвет, для мальчиков другой) размером
9_11 см. Пометить стороны листа цифрами «1» и «2». На одной
стороне, в правом верхнем углу записать фамилию, имя ребёнка
(они это могут сделать и сами, но при обработке очень тяжело
читать разные почерки). На каждой подготовить пронумерованные строки для ответов.

  1. _________________________
  2. _________________________
  3. _________________________

Это поле для ответа на поставленный вами вопрос. На листе
ватмана с двух сторон красиво написать вопросы социометрического исследования.

  1. С кем в нашей команде тебе легче всего общаться, проводить свободное время? Общение с этим человеком тебе доставляет удовольствие, ты готов в одной с ним связке подняться на вершину горы. Запиши в свою карточку троих таких ребят.
  2. Через четыре дня мы пойдем в поход. Кому бы ты доверил роль руководителя нашего путешествия? Запиши в свою карточку троих таких ребят.

Исследователи советуют респондентам сразу проводить ранжирование. За время работы с подростками я убедился, что для них
это не имеет никакого значения. Они и так запишут имена в нужной
последовательности значимых для себя сверстников. Это особенность возраста.

В день проведения исследования попросите ребят обязательно иметь свои визитки, а тех, кто потерял, сделать новую. Лучше, если в помещении будут расставлены столы. Это может быть гостиная
лагеря, читальный зал библиотеки, методический кабинет. Надо договориться с ответственными за эти помещения.

Процедура проведения.

Столы стоят в виде подковы так,
чтобы подростки без труда могли видеть друг друга и считывать
фамилии с визиток выбранных ребят. Стулья стоят так, чтобы
подростки не мешали друг другу. При входе в помещение дежурный командир раздаёт ребятам их карточки, проверяет наличие визиток, в случае отсутствия просит написать новую и
прикрепить булавкой на одежде. На столах имеются карандаши
или ручки.

Вожатый. Сегодня был напряжённый день, мы соревновались, готовились к предстоящим делам и дежурству по территории. Мы всё лучше узнаем друг друга. Впереди у нас с вами
поход, для его правильной организации мы просим вас ответить
на два вопроса. Обещаю, что сохраню тайну персональных ответов, а общие результаты объявлю после их обработки накануне
похода. У мальчиков и девочек разные по цвету карточки. Это
сделано только для удобства работы с ними. Обратите внимание, что каждый из вас получил двухстороннюю карточку, стороны которой отмечены цифрами «1» и «2».
Сначала мы заполним с вами сторону с цифрой «1», на этой стороне написана ваша фамилия. Посмотрите на этот лист, на нём — первый вопрос
(зачитывает). Прочитайте его внимательно ещё раз и после этого запишите три фамилии ребят нашего команды в список, приведённый на стороне с цифрой «1». Наверное, не все помнят все
фамилии, мы чаще обращаемся друг к другу по имени, поэтому
не стесняйтесь посмотреть на визитку того, кого вы выбрали.
Заглядывать соседу в карточку не надо. Приступайте. (Идёт заполнение карточки.
Вожатый проходит по ряду и помогает
тем, кто что-то не понял). После того как вы выполнили задание, переверните карточку и положите карандаш (ручку) на
стол, чтобы я видел, что вы выполнили первое задание.

Так же проводится вторая часть исследования. Сразу по
мере заполнения карточек собирайте их, но не отпускайте ребят, чтобы они не отвлекали ещё работающих с карточкой. По
окончании исследования обязательно поблагодарите ребят за
искренность и помощь в проведении исследования.

Обработка результатов

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм. Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются выборы, сделанные всеми членами вашей команды.

Soc1.jpg

Социоматрица создается для каждого вопроса отдельно. Строится такая таблица по следующему принципу: в горизонтальных
строках и вертикальных столбцах, которых в каждом случае столько же, сколько ребят в команде, соответственно указывается, кто
выбирает и кого выбирают. В первом вертикальном столбце вписываются фамилии и имена детей (лучше в алфавитном порядке),
каждому ребёнку в этом столбце присваивается свой номер. В местах пересечения строк и столбцов ставятся цифры 1, 2 или 3, минус — при отсутствии какого либо выбора.
Например, 2-й ребёнок
выбрал в первую очередь 1-го, во вторую — 5-го, в третью — n-го.

Данные переносятся из карточек, которые сразу удобнее сложить
так, как записаны дети в первом столбце. В своей практике я это делал всегда разноцветными карандашами. Это понадобится, если вы
решите потом построить социоматрицы, которые создаются только
по первым выборам. Личная позиция каждого члена команды может быть представлена количественно и определяется как алгебраическая сумма первых выборов и всех выборов.
Это даёт возможность установить положение ребёнка в команде. При ответе на первый вопрос выбор указывает на эмоциональные связи ребёнка,
индивидуально личностные предпочтения и референтность.

Второй вопрос задаёт иерархию лидерских взаимоотношений
в команде. Чем больше у подростка выборов, тем выше лидерская
позиция подростка в команде.

Наглядно характер межличностных отношений может быть отражен в социограмме.
Социограмма — специальный график, рисунок,
изображающий целостную картину взаимоотношений, взаимных и
первых выборов, сделанных в ходе исследования, проведённого с помощью социометрической методики. Она позволяет высказать предположение о стиле лидерства, судить о сплочённости команды , организованности микрогрупп и частично о её психологическом климате.

Социограмма имеет несколько вариантов. Она представляет
собой совокупность концентрических окружностей, внутри которых размещаются номера фамилий членов исследованной группы
и соединяются между собой стрелками, указывающими направленность и характер выборов. Причём индивиды с высоким социометрическим статусом располагаются во внутреннем круге; лица,
получившие число выборов, близкое к среднестатистическому — в
следующем кольце и т. д. Второй вариант: социограмма представляет собой произвольное по форме плоскостное изображение, на
котором выделены группировки индивидов, взаимно выбравших
друг друга, и связи между ними. Расстояния, на котором располагаются друг от друга эти группировки, соответствуют характеру
выборов между их членами.

Иногда на социограмме номера мальчиков изображают внутри условных знаков — маленьких четырехугольников, а номера девочек — внутри треугольников. Такая форма изображения социограммы мне представляется наиболее приемлемой, так как это увеличивает наглядность изображения.

На рисунке представлены структуры, наиболее характерные
для социограмм. Виды взаимосвязи в малой группе: диада, триада,
тетрада, «цепочка», «звезда».

Soc2.jpg

Так может выглядеть социоматрица типа «мишень» вашей команды:
(смотри рисунок)

На ней чётко видно, что исследуемый отряд имеет чётко разграниченные три референтные группы, сконцентрированные вокруг четырех лидеров (все мальчики), которые опосредованно
связаны через подростка под № 1, который и является неформальным лидером всей команды. Отряд несколько больше вашего, и в нём есть подростки, отвергнутые остальными. Если у вас
после построения социоматрицы выявятся подобные дети, попытайтесь понять причину отвержения и помочь подросткам вернуться в состав команды .

В результате план работы команды сложился следующим образом.

Soc3.jpg

Социометрия | Основы психологии

Способов исследований
межличностного и межгруппового
взаимодействия очень много. Один из
наиболее часто используемых вожатыми
оздоровительных лагерей является сбор
информации посредством анкетирования,
проведения различного вида опросников,
социометрии. Предложенные ниже варианты
социометрии и опросников апробированы
не на одной смене ребят и показали, что
имеют право на существование и применение.
Если они вам понравятся, вы можете
использовать их в своей работе.

Коллектив, группа – это всегда
живой организм, существующий по своим,
свойственным для него законам. Люди,
входящие в него, не могут там находиться
в одинаковых позициях по отношению друг
к другу и к тому, чем занимается коллектив.
Каждый его член в соответствии со своими
деловыми и личностными качествами,
своим статусом, имеет определённое
положение в системе групповых и
межличностных отношений. Для более
глубокого понимания межличностных
отношений в коллективе мы предлагаем
провести социометрию.

Социометрия – метод
исследования межличностных отношений
(формальных и неформальных, эмоциональных
и деловых) в малых группах, коллективах,
организациях.

В середине лагерной смены, когда
ребята уже достаточно узнали друг друга,
сложились определённые группы, выявились
лидеры, можно использовать метод
социометрии для определения межличностных
отношений. Вы предлагаете ребятам
вопросы, отвечая на которые, они могут
использовать не более трёх фамилий
членов коллектива.

  1. Кого бы вы пригласили на свой
    день рождения?

  2. С кем бы вы пошли дежурить по
    территории, в столовой?

  3. С кем бы вы хотели жить в одной
    палате?

Для обработки результатов
строится следующая таблица:

Фамилия

1

2

3

4

25

1.

Петров В.

2

1

3

3

1

2.

Иванов Ф.

2

2

2

2

3.

Сидоров В.

1

1

1

4.

Захаров С.

2

25.

Кириллов И.

3

3

2

3

В графах напротив своих фамилий
отмечают номер тех, кого выбрали, и
ставят 1, если выбор пал один раз, 2 –
выбор пал два раза, 3 – выбор пал три
раза. Затем результаты каждого заносятся
в таблицу. Например, Петров выбрал 2
раза Иванова, 1 раз Сидорова, 3 раза
Захарова и 3 раза Кириллова. В то же
время Петров был выбран 2 раза Ивановым
, 1 раз Сидоровым, не выбран ни разу
Захаровым и 3 раза был выбран Кирилловым.
После того, как все результаты
перенесены в таблицу, надо определить
статус каждого, сложив все числа в
каждой колонке по горизонтали. С помощью
этих результатов можно построить
социограмму «мишень». Для этого чертятся
четыре концентрические окружности,
они называются зонами.
1 зона – зона «звёзд» (максимальная
сумма баллов)
2 зона – зона «предпочтения»
(статус выше среднего)
3 зона – зона «пренебрегаемых»
(статус ниже среднего)
4 зона – зона «изолированных»
Примечание: в ходе исследования
вожатый должен быть внимательным и
осторожным, не выносить результаты на
обсуждение, т.к. ребята, оказавшиеся в
зоне «изолированных» могут подвергаться
насмешкам со стороны других ребят.
Полученные результаты должны стать
источником размышления для вожатого,
началом пересмотра своего отношения
к некоторым ребятам в отряде.
Ответ на 3 вопрос не должен
ограничиваться половыми рамками.
Девочка может написать фамилию мальчика,
а мальчик – фамилию девочки. Вожатый
может предложить и свои вопросы. Вопросы
должны быть значимыми для детей.

Социометрическая игра «Я — герой» — Летний лагерь

1248085746 6m.jpg

Социометрическая игра
«Я – ГЕРОЙ»

Цель: диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий между членами группы; выявление динамики внутригрупповых отношений, дальнейшее использование полученных результатов для переструктурирования группы, повышение сплоченности и эффективности деятельности коллектива.

Задачи:

  1. Измерение степени сплоченности-разобщенности в группе.
  2. Выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые).
  3. Обнаружение внутригрупповых образований во главе с неформальными лидерами.

Материалы: жетоны, раздаточный материал.

Ход игры:

1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

1.1. Орг. момент.

1.2. Знакомство. «Представь себя от имени какой-либо вещи».
Например: «Вот очки. Их хозяина зовут… Он любит… и т.д.»
Цель: знакомство с детьми; создание положительного эмоционального фона; включение в работу.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1. Вступительное слово педагога.

— Здравствуйте, ребята. Представьте, что сейчас вы участники игры «Последний герой». В любой игре существуют правила. Сейчас я предлагаю условия-правила игры, с которыми вы можете согласиться или предложить свои.

2.2. Итак, правила игры:

  1. Правило 00. Пунктуальность.
  2. Активность
  3. Я – высказывания
  4. Здесь и сейчас
  5. Обратная связь
  6. Вера в предполагаемые обстоятельства.
  7. Быть серьезным при исполнении заданий (никого не пытаться рассмешить и самому не смеяться).
  8. Внимательно и благожелательно относиться к тому, что делают другие.

Согласны ли вы с такими правилами или хотите предложить свои? (Если ребята предлагают свои правила – необходимо их обсудить и утвердить.)

2.3. Ваша задача – попасть на необитаемый остров. Но, так как наш самолет приземлиться не может, то попасть на остров вы сможете, спустившись на парашюте.
Вот наш самолет и парашюты (обращается внимание детей на нарисованный на ватмане самолет и прикрепленные к ватману листы с нарисованными парашютами). Каждый из вас получает лист, на котором изображено 4 парашюта, и 3 жетона.

Ваша задача:

1. Раскрасить парашюты, если вы этого хотите. Можете дать ему
название.

2. Один парашют ваш. Выберите свой, прикрепите к нему листочек и
напишите свое имя. Раскрасьте его красным цветом. Можете дать ему название. На остальные 3 парашюта вы приклеиваете листочки, на которых пишете имена тех, с кем бы вам хотелось лететь. Если хотите, можете раскрасить парашюты своих друзей и назвать их.
Расположите ваш лист с нарисованными парашютами на ватмане.

  • Вот мы и приземлились. Я поздравляю вас с мягкой посадкой, а также с прибытием на необитаемый остров. У каждого из вас есть жетоны. Раздайте по одному тем, кого вы выбрали.
  • Подсчитайте количество жетонов. У кого больше – тот, по условиям игры, и является вождем племени. Вождь племени получает тотем, который символизирует верховную власть. Обладатель тотема имеет право решающего голоса.
  • У кого меньше жетонов – тот получает личный тотем. Его обладатель получает защиту, и, по условиям игры, этого участника остальные игроки не имеют право удалить с острова.
  • Теперь, для того чтобы облегчить пребывание на острове, вы должны, в зависимости от количества жетонов, получить необходимые для проживания предметы.
От 10 до 7 жетонов – рапортички посещаемости
От 6 до 4 жетонов – заявки на питание
От 4 до 2 жетонов – ответственный за дежурство
От 1 до 0 жетонов – ответственный цветовод

Учтите, что данные поручения действительны в нашем классе. Вы имеете право обмениваться поручениями. Если у вас есть такое желание – обменяйтесь.

Теперь ваша задача заключается в том, чтобы на совете решить, как будет называться племя, а также распределить обязанности участников игры. Вы должны решить, кто и чем будет заниматься. (Ребята называют свое племя, распределяют обязанности).

3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ВЫХОД ИЗ ИГРЫ.

Ну, вот вы и выбрали вождя племени, получили необходимые предметы для проживания на острове, распределили обязанности. С полной уверенностью можно сказать, что вы готовы к участию в игре.
Желаю вам победы во всех делах на острове, но для этого вы должны быть активными, доброжелательны друг к другу.

Социометрия Морено в практике подготовки элитных баскетболисток

С.Ю. Алькова , доцент, к.э.н.
A.S. Снигирев , доцент, канд.
А.В. Вехова
Сургутский государственный университет, Сургут

Ключевые слова: спортивная команда, тимбилдинг, социометрия Морено, социометрический метод, социометрические исследования.

Введение . Сегодня в управлении организациями популярен метод тимбилдинга (англ.Тимбилдинг — создание команды), основанный на практическом применении социометрических методик. Этот термин используется в бизнес-контексте и применяется к широкому спектру действий, направленных на создание команды и улучшение ее производительности. В нашем случае интересно использовать этот метод в командных видах спорта, в частности в элитной женской баскетбольной команде.

Объект и методы исследования . Эффективность групповой тренировочной работы, проведенной в предсезонный период в женской баскетбольной команде «Университет — Югра» (г. Сургут), определялась социометрическими методами.

Исследование проводилось в предварительном периоде годового цикла подготовки элитных баскетболисток на первом этапе (тренировочный сбор) и втором (тренировочный сбор специальной физико-технической подготовки). Перед сбором состав был обновлен на 60%. Следовательно, изучение межличностных отношений внутри баскетбольной команды актуально, поскольку взаимопонимание и поддержка внутри команды являются одними из ключевых факторов спортивного результата.

В ходе исследования были выявлены социометрические критерии, сформулированные в форме вопросов, решение которых послужило основой для выявления внутригрупповых отношений.

Формальные критерии были выбраны для изучения отношений в определяющей деятельности, а неформальные — для изучения неформальных отношений.

Параметрическая процедура была выбрана в исследовании, направленном на снижение вероятности случайного выбора. Суть процедуры заключалась в ограничении количества вариантов выбора для каждого из участников (обычно минимальное значение «социометрического ограничения» для групп из 22-25 членов должно определяться в пределах 4-5 вариантов выбора). Величина ограничения «d» называется «социометрическим ограничением» или «пределом выбора».Внешние условия выбора в группах разного размера можно стандартизировать, введя это значение. Для этого значение d следует определять исходя из равной вероятности случайного выбора для всех групп. Формула для определения этой вероятности представлена ​​Дж. Морено и Э. Дженнингсом.

d = P (A) x (N — 1)

где P (A): вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбираемого в диапазоне [0,2-0,3];

N: количество участников группы.

Затем была разработана социометрическая карта, которая использовалась при социометрии.

Процедура создания карты была следующей:

1) составлен список членов команды;

2) каждому человеку в группе был присвоен номер, который стал его справочным номером;

3 вертикальных стола справа от каждого члена команды в списке карточек соответствовали вариантам, которые предположительно были разрешены для этой группы.

Определение количества вариантов выбора для групп, отличных по номеру, но с предварительно определенным значением P (A) в диапазоне 0.14-0,25, можно изготовить по специальной таблице (Таблица 1). Его фрагмент представлен ниже.

Таблица 1. Предельные значения социометрических выборов (фрагмент)

Количество членов команды

Социометрическое ограничение d

Вероятность случайного выбора P (A)

5

8-11

12-16

1

2

3

0.20-0,14

0,25–0,18

0,25–0,19

Социометрия проводилась следующим образом: В каждом микроцикле для организации досуга игроков команды в выходные дни проводились тренинги по командообразованию, включающие специальные упражнения и игровые задания, в которых участвовали все члены команды. Выбранные методы были доступными, простыми в исполнении и не имели особых требований к материально-технической базе и кадрам.Продолжительность: от 40 минут до 1 часа.

Пример. Упражнение «Сороконожка». Начальные условия: участники встают в ряд. Ведущий соединяет нитками ноги двух игроков, стоящих рядом (на уровне щиколотки). Задача: пройти по прямой 20 метров, не порвав нити.

Измерен уровень развития отношений в группе, влияющих на сплоченность коллектива:

1) на начальном этапе тренировочного сбора;

2) на втором этапе сборов — для развития технических навыков и специальной физической подготовки;

3) на заключительном этапе предсезонных сборов.

Для нужд социометрии тренер давал устные инструкции, а затем раздавал социометрические карточки (Таблица 2).

Таблица 2. Индивидуальная социометрическая карта

Критерии

Выбор

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А.

Д.П.

К.Ю.

К.А.

К.Ю.

К.А.

К.А.

Н.Н.

О.М.

P.Y.

П.К.

Ou.V.

F.E.

1

Назовите девушку, с которой хотите поехать на сборы.

2

Назовите девушку, с которой вы хотели бы участвовать в важных соревнованиях.

3

Назовите девушку, с которой хотите провести досуг.

При заполнении карт применялись следующие правила:

  • каждая девушка заполняла свой список сама, ни с кем не обсуждая и не думая вслух при выборе ответов;
  • при заполнении списка учитывались все члены команды, а не только присутствующие в данный момент;
  • каждая девушка могла сделать до двух вариантов.

Кроме того, на этом этапе были выбраны методы количественной обработки данных: табличный (социометрическая матрица) и графический (социограмма).

В заключительной части исследования показатели сплоченности группы (C) рассчитывались по следующей формуле:

Результаты и обсуждение. Анализ социоматрицы (матрицы отношений) для каждого критерия дает достаточно четкую картину межличностных отношений внутри группы: его главное преимущество — возможность представить выбор в числовом виде, поэтому порядок эффектов в группе можно ранжировать (Таблицы 3-5).

Таблица 3. Социоматрица на начальном этапе тренировочного лагеря

Вопрос № 1

Назовите девушку, с которой хотите поехать на сборы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А.

Д.П.

К.Ю.

К.А.

К.Ю.

К.А.

К.А.

Н.Н.

О.М.

P.Y.

П.К.

О.В.

F.E.

Количество вариантов

2

2

1

2

4

2

3

1

1

1

2

1

2

2

Взаимный выбор

1

1

0

1

2

1

2

0

0

1

2

1

2

1

Вопрос № 2

Назовите девушку, с которой вы хотели бы участвовать в важных соревнованиях.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А.

Д.П.

К.Ю.

К.А.

К.Ю.

К.А.

К.А.

Н.Н.

О.М.

P.Y.

П.К.

О.В.

F.E.

Количество вариантов

5

2

1

1

3

2

5

1

0

1

2

1

2

0

Взаимный выбор

1

2

1

0

2

0

1

0

0

0

0

0

2

0

Вопрос № 3

Назовите девушку, с которой хотите провести досуг.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А.

Д.П.

К.Ю.

К.А.

К.Ю.

К.А.

К.А.

Н.Н.

О.М.

P.Y.

П.К.

О.В.

F.E.

Количество вариантов

1

2

0

5

1

2

5

1

0

0

1

0

4

3

Взаимный выбор

1

0

0

2

1

0

2

0

0

0

0

0

1

2

Таблица 4. Социоматрица на втором этапе сборов технической подготовки и специальной физической подготовки

Вопрос № 1

Назовите девушку, с которой хотите поехать на сборы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.K

Г.А

Д.П.

К.Ю

К.А

К.Я

К.А

К.А

N.N

O.M

П.Я

P.K

Ou.V

F.E

Количество вариантов

2

1

1

4

2

2

0

0

1

3

5

1

2

2

Взаимный выбор

2

1

0

1

0

1

0

0

0

0

0

1

1

2

Вопрос № 2

Назовите девушку, с которой вы хотели бы участвовать в важных соревнованиях.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.K

Г.А

Д.П.

К.Ю

К.А

К.Я

К.А

К.А

N.N

O.M

П.Я

P.K

Ou.V

F.E

Количество вариантов

4

0

1

1

4

0

9

0

0

0

4

0

1

1

Взаимный выбор

1

0

1

0

2

0

2

0

0

0

1

0

1

0

Вопрос № 3

Назовите девушку, с которой хотите провести досуг.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.K

Г.А

Д.П.

К.Ю

К.А

К.Я

К.А

К.А

N.N

O.M

П.Я

P.K

Ou.V

F.E

Количество вариантов

1

1

3

4

0

2

1

0

1

1

2

1

4

5

Взаимный выбор

0

1

1

1

0

0

1

0

1

1

1

0

1

2

Таблица 5. Социоматрица на заключительном этапе предсезонных сборов.

Вопрос № 1

Назовите девушку, с которой хотите поехать на сборы.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.К.

Г.А.

Д.П.

К.Ю.

К.А.

К.Я.

К.А.

К.А.

Н.Н.

О.М.

П.Я.

П.К.

Ou.V.

F.E.

Количество вариантов

2

1

2

3

2

0

3

0

2

0

4

0

3

2

Взаимный выбор

0

0

1

0

0

0

0

0

1

0

1

0

1

0

Вопрос № 2

Назовите девушку, с которой вы хотели бы участвовать в важных соревнованиях.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.K

Г.А

Д.П.

К.Ю

К.А

К.Я

К.А

К.А

N.N

O.M

П.Я

P.K

Ou.V

F.E

Количество вариантов

3

0

1

0

4

1

5

0

1

0

8

0

0

1

Взаимный выбор

1

0

0

0

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

Вопрос № 3

Назовите девушку, с которой хотите провести досуг.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

А.K

Г.А

Д.П.

К.Ю

К.А

К.Я

К.А

К.А

N.N

O.M

П.Я

P.K

Ou.V

F.E

Количество вариантов

1

3

1

4

0

1

2

0

1

2

3

0

2

4

Взаимный выбор

0

2

0

2

0

0

1

0

1

1

2

0

2

1

Социограмма (схематическое изображение реакций респондентов друг на друга при ответе) была разработана на основе социоматрицы.С помощью этой социограммы проведен сравнительный анализ пространственной структуры межличностных отношений в группе на определенной плоскости («щите»).

С помощью групповой социограммы рассмотрены общие межличностные отношения в группе. Групповая социограмма была представлена ​​в виде обычной социограммы, где игроки изображены в виде кругов, соединенных между собой стрелками, которые символизируют социометрические выборы или расхождения (рис. 1-3).

Фиг.1. Социограмма первоначального сбора ERAP — по физической культуре

Рис. 2. Социограмма на втором этапе лагеря технической и специальной физической подготовки

Рис. 3. Социограмма на заключительном этапе предсезонных сборов.

Анализ социоматриц и социограмм отчетливо демонстрирует сдвиг в предпочтениях, проявляющийся в переходе от одного числа к другому, например от 1, 4, 5, 7, 13 до 7, 11, 14.Готовность членов команды действовать сообща прослеживается в следующем: микрогруппа 2-5-13 трансформировалась в микрогруппу 2-5-11-13, а микрогруппа 4-9-14 — в 4-7-9-14 соответственно. . Человеческие связи в команде были распределены неравномерно: на первом этапе исследования у числа 11 было всего 5 вариантов выбора и сумма двух взаимных, а на третьем этапе он стал лидером: 15 и 5. соответственно. Напротив, номера лидера первой фазы (номер 7), т.е.е. 13 выборов и 5 взаимных, на третьем этапе заменены на 11 и 1 соответственно.

Следует отметить, что по окончании сбора и при выборе капитана команды (по результатам тайного голосования) номер 11 занял уверенное первое место (11 голосов из 14). Что касается выбора капитана, то мнение команды совпало с мнением тренеров.

Если посмотреть на социограмму визуально, становится очевидным, что к концу тренировочного сбора «нить», символизирующая социометрический выбор, стала более прочной.Укрепление «нити» свидетельствует о том, что тренировочная работа способствовала сплочению коллектива.

Если проанализировать расхождение в выборе, то можно прийти к следующему выводу: номер 8 практически игнорировался группой, так как она придерживалась индивидуального режима обучения и не участвовала в общей тренировке команды. Ситуация, заслуживающая должного внимания в отношении межличностных отношений с остальной командой, наблюдалась в случаях 10 и 12. Тренеру необходимо разобраться в причинах этого и продумать пути выхода из этой неблагоприятной ситуации.

При расчете показателей групповой сплоченности (C) были получены следующие результаты (Таблица 6).

Таблица 6. Результаты индексов групповой сплоченности

На начальном этапе подготовки в тренировочном лагере

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

0,53

0.32

0,32

На втором этапе сбора по технической и специальной физической подготовке

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

0,32

0,28

0,35

На заключительном этапе предсезонных сборов

Вопрос № 1

Вопрос № 2

Вопрос № 3

0.14

0,14

0,42

Анализируя данные первого вопроса, можно предположить, что резкое изменение индекса вниз с 0,53 до 0,14 вовсе не свидетельствует об ухудшении межличностных отношений в команде. Напротив, результат свидетельствует о пересмотре выбора каждого члена команды. Если в начале сбора девушки делали выбор, исходя из первого впечатления или только исходя из характера и уровня подготовки конкретных игроков, то к концу сбора каждый игрок уже показал свои способности.Таким образом, полученный результат свидетельствует об объективности собственных оценок «рабочего состояния» игроков. То же самое можно сказать и при интерпретации результатов второго вопроса.

Результаты по третьему вопросу, вероятно, указывают на постепенное улучшение сплоченности команды. Другими словами, зная все положительные и отрицательные аспекты уровня физической подготовки, игроки по-прежнему готовы взаимодействовать, сотрудничать и общаться друг с другом.

Заключение. Полученные результаты подтверждают эффективность проведенной тренинговой работы по командообразованию (прирост индекса групповой сплоченности на 0,10). Социометрический метод Якоба Морено может быть использован для изучения структуры межличностных отношений в команде и динамики их развития, что полезно в командных видах спорта.

Ссылки

  1. Золотовицкий, Р.А. Социометрия Дж. Л. Морено; коммуникационная мера // Р.А. Золотовицкий // Социс: Социологические исследования.- 2002. — №4. — С. 103-113.
  2. Малинаускас, Р. Реализация программы формирования психологических навыков в баскетбольных командах / Р.К. Малинаускас. // Наука в Олимпийском спорте. — 2003. — № 1. — С. 121-124.
  3. Вайнберг, Р. Основы спортивной психологии и физической культуры / Р.С. Вайнберг, Д. Голд. — Киев: — 2001.
  4. http://www.timtrening.ru/about-history.php

Автор для переписки: apokin_vv @ mail.ru

.

Преимущества лагеря: развитие навыков

Как родители относятся к лагерю

Почему так важно отправлять ребенка в лагерь?

Эксперты по развитию молодежи согласны с тем, что детям необходим разнообразный жизненный опыт, который поможет им вырасти здоровыми подростками и взрослыми. Чтобы у детей развивалось позитивное поведение, их опыт должен произвести:

· Чувство трудолюбия и компетентности
Развивают ли они навыки? Учатся ли они работать для важного? Успешны ли они в своем деле?

· Чувство связи с другими и обществом
Чувствуют ли они, что они «подходят»? Видят ли они роль, которую они могут сыграть в своей группе, семье или сообществе? У них есть друзья?

· Вера в свою способность принимать решения
Учатся ли они делать правильный выбор? Видят ли они результаты своих решений?

· Стабильная идентичность
Обучаются ли они своим навыкам? Получают ли они положительные отзывы о себе?

Чтобы помочь нам понять, что дает лагерь, около 1000 родителей заполнили анкету после того, как их дети вернулись домой из лагеря летом 2000 года.По шкале от 1 до 5 (1 = категорически не согласен и 5 = полностью согласен) родители оценили пять лучших результатов лагеря для своего ребенка следующим образом: (по 5-балльной шкале)

  1. Мой ребенок успешно учился в лагере (Средний балл: 4,63)
  2. У моего ребенка появились новые друзья (Средний балл: 4,60)
  3. Мой ребенок получил новые навыки (Средний балл: 4,39)
  4. Camp побудил моего ребенка лучше ладить с другими (средний балл: 4,35)
  5. Camp помог моему ребенку лучше понять, в чем он или она хороши (средний балл: 4.20)

Camp — это отличное место для обучения и развития вашего ребенка. По данным Search Institute, у молодых людей семь потребностей в развитии:

  1. Физическая активность
  2. Компетенция и достижения
  3. Самоопределение
  4. Творческое самовыражение
  5. Положительное взаимодействие в социальных сетях
  6. Структура и четкие границы
  7. Значимое участие

Опыт лагеря предоставляет уникальные возможности для удовлетворения всех этих потребностей в развитии детей.Считайте лагерь идеальным партнером для семейных, школьных и общественных мероприятий молодежи, помогая вашему ребенку научиться независимости, принятию решений, социальным и эмоциональным навыкам, формированию характера и ценностям — и все это в атмосфере творчества и обогащения под присмотром позитивно настроенного взрослого. образцы для подражания.

В сегодняшнем ориентированном на давление обществе лагерь обеспечивает безопасную среду, в которой американская молодежь может проявлять активность, развивать жизненные навыки, узнавать и развивать свои собственные способности, а также получать пользу от конструктивного участия в сообществе, созданном специально для них. .

Да, лагерь для всех! Не позволяйте ребенку расти без него!

Говорят туристы: что такое лагерь?

Летом 2000 года участников примерно из 20 различных лагерей, аккредитованных ACA, попросили ответить на анкету, чтобы отследить влияние лагеря. Ниже приведены вопросы и ответы, которые они предоставили:

Можете ли вы вспомнить, что вы узнали и сделали в лагере прошлым летом, что помогло вам в школе в этом году?

«Я был увереннее, хотел все знать, был в восторге от школы и хороших оценок в 7 классе.»(12-летняя женщина)
» Мой опыт помог мне по-другому взглянуть на сложные ситуации и вместо того, чтобы сдаваться, найти способ их обойти. «(14-летняя женщина)
» Прошлым летом я многое узнала о как контролировать свой гнев ». (13-летняя девочка)
« Я научилась лучше вести себя спортивно и слушать, что помогло мне поднять оценки в поведении »(11-летний мужчина)
« Я научился быть один, без того, чтобы постоянно находиться рядом с кем-то ». (12-летний мужчина)
« Я научился проявлять больше терпения и ценить то, что у меня есть.»(10-летняя женщина)
» Я чувствую, что лучше общаюсь с друзьями и семьей. Навыки общения с людьми, полученные в лагере, сильно повлияли на меня, когда я вернулся домой «. (15-летний мужчина)
» Лидерство, организация, катание на водных лыжах, заправляю постель, держу свои вещи в чистоте, чтобы поддерживать связь с друзьями, уважение, как справляться с давлением «. (13-летняя женщина)

Чувствуете ли вы себя по-другому, когда находитесь в лагере?

«Я чувствую себя иначе, потому что мне кажется, что я чего-то добиваюсь, находясь здесь.(13-летняя девочка)
«В школе есть определенные группы людей, но в лагере все чувствуют себя нужными». (15-летняя девушка)
«Да, потому что я с людьми моего возраста и люди, которые уважают всех ». (11-летний мужчина)
« В лагере я думаю, что могу сделать больше и гордиться собой »(13-летняя женщина)
« В лагере у меня есть личность, которая отличается от дома. Я менее осторожен, чтобы делать забавные или захватывающие вещи. Я не чувствую себя таким одиноким, как иногда бывает дома ». (14-летний мужчина)
« Находясь в лагере, я чувствую, что могу быть более открытым с другими и самим собой.В лагере я рассказываю людям то, о чем не говорил бы дома. Здесь я чувствую себя гораздо более созвучным себе, и я могу обсуждать проблемы гораздо более открыто ». (15-летний мужчина)
« Я не должен никому притворяться. Все здесь принимают меня такой, какая я есть, и меня не осуждают и не критикуют «. (15-летняя женщина)

Если рассказывать друзьям о лагере, что бы вы сказали, что здесь узнаете?

«Я научился слушать, что говорят другие». (10-летний мужчина)
«Я научился многим навыкам командной работы.»(13-летняя женщина)
» Вы учитесь общаться с людьми на более глубоком уровне, чем школа или повседневная жизнь, потому что вы живете вместе «. (14-летняя женщина)
» Я много узнаю о уважение и мои настоящие ценности в жизни, какими они должны быть на самом деле ». (14-летняя женщина)
« Такие ценности, как то, как быть ответственным и уважительным. »(13-летняя женщина)
« Вы в основном учитесь взаимодействуют с разными людьми и открыты для разных идей. Вы научитесь хорошо сотрудничать с другими людьми, которые разделяют и не разделяют того же мнения, что и вы.»(15-летняя девушка)
» Я научилась веселиться, быть лидером, дисциплинировать и, самое главное, уважать. «(12-летний мужчина)
» Вы учитесь заводить новых друзей, учитесь различные виды спорта, и узнайте, что лагерь может быть очень хорошей частью лета! «(Девочка 9 лет)

Говорят участники лагеря: чему я научился в лагере?

Мы спросили участников, чему они научились в лагере, и получили интересные ответы, которые могут быть использованы для расширения историй о лагере.

«В основном я узнал о том, как ладить со своими сверстниками, но также я научился брать на себя больше обязанностей, например, управлять расписанием и помогать заботиться о младших участниках лагеря.»(14-летний мужчина, Netimus)
» В прошлом году я усвоил одно главное — быть более открытым для других. Это особенно помогло мне в первый год обучения в средней школе. Это помогло мне узнать больше людей и судить о них не по внешнему виду, а по тому, кем они являются на самом деле ». (15-летняя женщина, Лейк-Гастингс, YMCA)
« Мой опыт помог мне по-другому взглянуть на сложные ситуации. и вместо того, чтобы сдаваться, найти способ их обойти ». (14-летняя женщина, Netimus)
« В школе есть определенные группы людей, но в лагере каждый чувствует себя нужным.«(15-летняя девочка, Campus Kids)
« Я была более уверенной в себе, хотела все знать, была рада поступить в школу и получила хорошие оценки в 7-м классе »(12-летняя девочка, Morry’s Лагерь)
«Прошлым летом я многое узнала о том, как контролировать свой гнев» (13-летняя девушка, Эдвардс)
«Я научилась проявлять больше терпения и ценить то, что у меня есть» (10 -летняя женщина, декан лагеря)
«В прошлом году здесь, в E-Club, я прочитала много книг, и это помогло мне читать больше дома, потому что раньше я не очень любила читать.(11-летняя девочка, Morry’s Camp)
«Я научилась убирать в своей комнате и ладить с другими» (10-летний мужчина, Morry’s Camp)
«Я чувствую, что лучше общаюсь с друзья и семья. Навыки общения с людьми, полученные в лагере, сильно повлияли на меня, когда я вернулся домой «. (15-летний мужчина, YMCA в Лейк-Гастингсе)
» Когда я в лагере, я чувствую себя совершенно непринужденно из-за постоянного веселья, занятий и внимания по самопознанию. Я чувствую себя совершенно комфортно ». (14-летняя женщина, Netimus)
« Я бы сказала своим друзьям, что вы учитесь относиться к людям на более глубоком уровне, чем школа или повседневная жизнь — потому что вы живете вместе, вы действительно получаете чтобы узнать друг друга.»(14-летняя женщина, Netimus)
» Вы в основном учитесь взаимодействовать с разными людьми и открыты для разных идей. Вы узнаете, как хорошо сотрудничать с другими людьми, которые разделяют и не разделяют того же мнения, что и вы ». (15-летняя женщина, YMCA в Лейк-Гастингсе)

Персонал

В исследовании 1998 г., посвященном восприятию персоналом ценности опыта персонала лагеря, положительные результаты были сосредоточены на отношениях с другими сотрудниками и участниками лагеря, признании разнообразия, совместной работы, ролевого моделирования / наставничества, развития технических и административных навыков и навыков межличностного общения.Директорам лагерей важно иметь возможность сформулировать ценности работы в лагере, когда их зарплата может не конкурировать с другими вариантами трудоустройства.

Больше, чем летняя работа

Каждую весну миллионы студентов колледжей сталкиваются с проблемой поиска хорошей летней работы. Многие считают, что единственный способ заработать деньги — провести лето на рутинной офисной работе, в то время как другие считают, что неблагодарная должность стажера — единственный способ получить карьерный опыт.Однако есть альтернатива, которая дает ценные передаваемые навыки и возможность сэкономить на природе.

Работа в лагере может подготовить молодых людей ко многим жизненным вызовам, включая то, как распределять время и деньги, как общаться со всеми типами людей и как стать более сильным лидером. Руководители предприятий часто отмечают, что опыт работы консультантом в лагере дает отличные управленческие и кадровые навыки. Независимо от специализации колледжа, опыт лагеря позволяет студентам учиться и развивать навыки, которые повысят конкурентоспособность работы.

Есть лагерь и позиция, подходящая каждому. Директора лагерей сейчас начинают искать людей со всей страны с разными уровнями способностей и опытом. И, в отличие от сегодняшнего множества вакансий, большинство вакансий для студентов колледжей не требуют предварительного опыта.

Студентам колледжей доступны четыре основные категории лагерных рабочих мест:

  • Консультанты лично взаимодействуют с отдыхающими и проводят их через мероприятия.В жилых лагерях вожатые живут с отдыхающими. В дневных лагерях могут потребоваться, чтобы консультанты ехали с отдыхающими на автобусе в лагерь и обратно.
  • Инструкторы обучают конкретным занятиям, таким как декоративно-прикладное искусство, стрельба из лука, плавание, музыка, драма, верховая езда, радио / телевидение, компьютеры, скалолазание, изучение природы и многое другое.
  • Спасатели отвечают за плавательные зоны лагеря и места для катания на лодках. Рассмотрение вакансии предоставляется студентам с соответствующими сертификатами, например, по спасению жизни.
  • Прочие должности включают директоров и поваров в сфере общественного питания, смотрителей зданий и территорий, водителей, командировочных и офисных помощников.

Некоторые студенты обеспокоены тем, что работа в лагере не будет столь же прибыльной с финансовой точки зрения, как работа в офисе. Однако заработная плата консультантов или сопоставимых должностей обычно колеблется от 1000 до 3000 долларов за сезон в лагере и до 4000 долларов для лиц, имеющих сертификат по обучению спасателей и других квалифицированных должностях. Поскольку в большинстве лагерей есть проживание и питание, студенты не несут дополнительных расходов.Другие потенциальные преимущества включают медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и, в некоторых случаях, возможность получить кредит колледжа.

«Я впечатлен тем, как часто и насколько опыт летних лагерей влиял на жизнь молодых людей», — говорит Брюс Мучник, редактор D., лицензированный психолог, который активно работает с дневными лагерями и лагерями постоянного проживания. «Летний лагерь — это особое место, где молодые люди могут овладеть навыками решения реальных жизненных проблем, оказать значительное и положительное влияние на жизнь детей и наладить отношения со сверстниками.«

Информация о лагерных вакансиях есть везде. В Интернете соискатели могут проверить; ярмарки найма персонала лагеря, которые часто проводятся в кампусах колледжей и являются прекрасной возможностью встретиться с профессионалами лагеря, получают бесплатный список текущих вакансий через Круглогодичные вакансии @ Camp . Проконсультируйтесь с отделениями по трудоустройству в колледж или в списках ACA ярмарок вакансий по всей территории Соединенных Штатов. Также посетите сайт ACA Summer Jobs @ Camp . «Летние работы для студентов» — еще один отличный ресурс, который можно найти в книжных магазинах и библиотеках.

.

Камала Харрис: «После импичмента мы собираем сторонников Трампа» — ALLOD-2

Шокирующие слова прозвучали вчера во время сбора средств от демократов на реформу уголовного правосудия от кандидата в президенты Камалы Харрис. Выступая с речью об эффективности преследований с нулевым наказанием, она отклонилась от сценария, чтобы поговорить об импичменте нашему президенту и подробно описать одно «преступление», которое она без колебаний накажет, к абсолютной радости либеральной толпы.

«… и в заключение я уверен, что если мы перестанем быть злыми по отношению к этим бедным душам, они придут в себя и станут продуктивными членами общества.Нет плохих людей, есть плохие судебные системы. Это совершенно новая история, которую мы напишем позже.

Трамп демонстрирует свой ошеломленный шок — акцент на тупых — в речи Харриса.

Конечно, есть исключения. Как Чито. Он просто плохой, и мы объявим импичмент! Против этого парня так много улик, что уму непостижимо.

И как только он уйдет и мы вернем себе законное место в Белом доме, берегитесь, поддержали ли вы его и одобрили ли его действия, потому что мы придем за вами в следующий раз.Вы почувствуете месть нации. Ни один камень не останется равнодушным, поскольку мы ищем вас во всех уголках этой великой страны. Ведь это ты нас предал.

Размещение изображений только в кредитных целях.

Путь праведника со всех сторон окружен несправедливостью эгоистов и тиранией злых людей. Блажен тот, кто во имя милосердия и доброй воли пасет слабых через долину тьмы. Потому что он поистине хранитель своего брата и искатель потерянных детей.И я поражу тебя с великой местью и яростным гневом тех, кто пытается отравить и уничтожить моих братьев. И ты узнаешь, что Я Господь, когда я отомщу тебе.

Тебе нравится это дерьмо? Это из какой-то дерьмовой старой книги. Это о Трампе и его помощниках. Я использую подобные вещи, когда мне нечего сказать ».

Похоже, Камала Харрис планирует отправить верных президенту в концентрационные лагеря или что-то подобное. Мы должны быть бдительными и следить за тем, чтобы наши права не были ущемлены угрозой демократов.

.

социометрия — перевод на итальянский — esempi inglese

английский

арабо
Tedesco
английский
спаньоло
франция
Ebraico
итальянский
Giapponese
оландийцы
полакко
Портогезе
Румено
Руссо
Turco
китайский

итальянский

Sinonimi
арабо
Tedesco
английский
спаньоло
франция
Ebraico
итальянский
Giapponese
оландийцы
полакко
Портогезе
Румено
Руссо
Turco
китайский


В основе al termine ricercato questi esempi potrebbero context parole volgari.


В base al termine ricercato questi esempi potrebbero context parole colloquiali.

Altre traduzioni

Я думаю, что у нас есть идеальное место для проведения небольшой социометрии .

Questa mi sembra la situazione ideale per un po ‘di sociometria .

Его методы, которые подчеркивали спонтанность и взаимодействие, позже стали известны как Психодрама и Социометрия .

Я использую новые методы, которые можно использовать для спонтанных действий и всех взаимодействий, после которых мы следуем за Psicodramma и Sociometria .

Бразильский эксперт по пророчествам Фатимы даже не знал бы, где искать такие предметы, как статья Фабера, Харлоу и Уэста в журнале Sociometry , vol.

Un esperto brasiliano delle profezie di Fatima non saprebbe nemmeno dove andare a cercare, ad esempio, un articolo di Faber, Harlow and West in Sociometry , vol.Nessun risultato trovato для этого значения.

Suggerisci un esempio

Карика альтри эсемпи

Результатов: 3. Значение: 3. Время ответа: 117 мс.

Suggerisci un esempio

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *