Гипотезы это: Значение слова ГИПОТЕЗА. Что такое ГИПОТЕЗА?

Содержание

ГИПОТЕЗА — это… Что такое ГИПОТЕЗА?

(от греч. ὑπόϑεσις – основа, предположение)

1) Особого рода предпо- ложение о непосредственно ненаблюдаемых формах связи явлений или причинах, производящих эти явления.

2) Особого рода умозаключение, в форме к-рого происходит выдвижение нек-рого предположения.

3) Сложный прием, включающий в себя как выдвижение предположения, так и его последующее доказательство.

Гипотеза как предположение. Г. выступает в двоякой роли: либо как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями, либо как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутр. производящей их основой. Г. первого рода называются о п и с а т е л ь н ы м и, а второго – о б ъ я с н и т е л ь н ы м и. В качестве научного предположения Г. отличается от произвольной догадки тем, что удовлетворяет ряду требований. Выполнение этих требований образует условия состоятельности Г. Первое условие: Г. должна объяснять весь круг явлений, для анализа к-рого она выдвигается, по возможности не противореча ранее установл. фактам и науч. положениям. Однако, если объяснение данных явлений на основе непротиворечия известным фактам не удается, выдвигаются Г., вступающие в противоречие с ранее доказанными положениями. Так возникли многие фундамент. Г. науки.
Второе условие: принципиальная проверяемость Г. Гипотеза есть предположение о нек-рой непосредственно ненаблюдаемой основе явлений и может быть проверена лишь путем сопоставления с опытом выведенных из нее следствий. Недоступность следствий опытной проверке и означает непроверяемость Г. Надо различать двоякого рода непроверяемость: практич. и принципиальную. Первая состоит в том, что следствия не могут быть проверены на данном уровне развития науки и техники, но в принципе их проверка возможна. Практически непроверяемые в данный момент Г. не могут отбрасываться, но они должны выдвигаться с известной осторожностью; наука не может сосредоточивать свои осн. усилия на разработке таких Г. Принципиальная непроверяемость Г. состоит в том, что она не может дать следствий, допускающих сопоставление с опытом. Яркий образчик принципиально непроверяемой Г. дает предложенное Лоренцем и Фицджеральдом объяснение отсутствия интерференционной картины в опыте Майкельсона. Предположенное ими сокращение длины любого тела в направлении его движения принципиально не может быть обнаружено никаким измерением, т.к. вместе с движущимся телом такое же сокращение испытывает и масштабная линейка, при помощи к-рой будет производиться измерение. Г., к-рые не ведут ни к каким наблюдаемым следствиям, кроме тех, для объяснения к-рых они специально выдвигаются, и будут принципиально непроверяемыми. Требование принципиальной проверяемости Г. есть, по самой сути дела, требование глубоко материалистическое, хотя его и пытается использовать в своих интересах идеализм, особенно логический позитивизм, к-рый выхолащивает из требования проверяемости объективное содержание, сводя его к пресловутому началу принципиальной наблюдаемости (см. Верифицируемости принцип) или к требованию операционалистского определения понятий (см. Операционализм). Позитивистские спекуляции на требовании принципиальной проверяемости не должны приводить к объявлению самого этого требования позитивистским. Принципиальная проверяемость Г. – чрезвычайно важное условие ее состоятельности, направленное против произвольных конструкций, не допускающих никаких внешних обнаружений, никак не проявляющих себя вовне.
Третье условие: приложимость Г. к возможно более широкому кругу явлений. Из Г. должны выводиться не только те явления, для объяснения к-рых она специально выдвигается, но и возможно более широкий класс явлений, непосредственно, казалось бы, не связанных с первоначальными. Т. к. мир представляет собой единое связное целое и единичное отдельное существует лишь в той связи, к-рая ведет к общему, Г., предложенная для объяснения к.-л. сравнительно узкой группы явлений (если она верно охватывает их сущность), непременно окажется имеющей силу и для объяснения каких-то др. явлений. Напротив, если Г. ничего не объясняет, кроме той специфич. группы явлений, для понимания к-рой она и была специально предложена, то это значит, что она не схватывает общей основы этих явлений, что она в значит. своей части произвольна. Такие Г. носят название гипотез ad hoc, т.е. Г., выдвигаемых исключительно и только для объяснения данной, немногочисл. группы фактов. Напр., Г. квантов была первоначально предложена Планком в 1900 для объяснения одной сравнительно узкой группы фактов – излучения абсолютно черного тела. Осн. допущение этой Г. о существовании дискретных порций энергии – квантов – было необычно и резко противоречило классич. представлениям. Однако Г. квантов, при всей своей необычности и кажущемся характере Г. ad hoc, оказалась способной в дальнейшем объяснить исключительно широкий круг фактов. В частной области излучения абсолютно черного тела она нащупала общую основу, обнаруживающую себя во многих др. явлениях. Именно такой характер носят науч. Г. вообще.
Четвертое условие: наивозможная принципиальная простота Г. Это не должно пониматься как требование легкости, доступности или простоты математич. формы Г. Действит. простота Г. заключается в ее способности, исходя из единого основания, объяснить по возможности более широкий круг различных явлений, не прибегая при этом к искусств. построениям и произвольным допущениям, не выдвигая в каждом новом случае все новых и новых Г. ad hoc. Простота науч. Г. и теорий имеет объективный источник и не должна смешиваться с субъективистской трактовкой простоты в духе, напр., принципа экономии мышления. В понимании объективного источника простоты науч. теорий существует коренное различие между метафизич. и диалектич. материализмом, к-рый исходит из признания неисчерпаемости материального мира и отбрасывает метафизич. веру в некую абс. простоту природы. Простота Г. относительна, поскольку относительна «простота» самих объясняемых явлений. За кажущейся простотой наблюдаемых явлений познание раскрывает их внутр. сложность. Науке постоянно приходится отказываться от старых простых концепций и создавать новые, могущие на первый взгляд казаться значительно более сложными. Задача состоит в том, чтобы не останавливаться на констатации этой сложности, а идти дальше, к раскрытию того внутр. единства и диалектич. противоречия, той общей связи, к-рая лежит в основе этой сложности. Поэтому с дальнейшим прогрессом знаний новые теоретич. построения необходимо приобретают принципиальную простоту, хотя и не совпадающую с простотой прежней теории. Соблюдение осн. условий состоятельности Г. еще не превращает ее в теорию, но при их отсутствии предположение вообще не может притязать на роль науч. Г.
Гипотеза как умозаключение. Умозаключение Г. состоит в перенесении субъекта из одного суждения, обладающего данным предикатом, в др. суждение, имеющее сходный предикат и нек-рый неизвестный пока субъект. На Г. как особое умозаключение впервые обратил внимание М. Каринский, переоценивший, однако, свое открытие и включивший в умозаключение Г. не только выдвижение нек-рого предположения, но и процесс его последующего доказательства. Выдвижение любой Г. начинается всегда с изучения того круга явлений, для объяснения к-рого эта Г. создается. С логич. точки зрения это означает, что происходит формулировка установочного суждения для построения Г.: X есть Р1 и Р2 и Р3 и т.д., где Р1, Р2 – открытые исследованием признаки изучаемой группы явлений, а X – неизвестный пока носитель этих признаков (их причина). Среди имеющихся суждений ищется такое, к-рое по возможности содержало бы в себе те же частные предикаты Р1, Р2 и т.д., но при уже известном субъекте (S): S есть Р1 и Р2 и Р3 и т.д. Из двух имеющихся суждений и делается вывод: X есть Р1 и Р2 и Р3; S есть P1 и Р2 и Р3, следовательно, X = S.
Приведенное умозаключение и есть умозаключение Г. (в этом смысле – гипотетич. умозаключение), а полученное в выводе суждение и есть Г. По внешнему виду гипотетич. умозаключение напоминает вторую фигуру категорич. силлогизма, но с двумя утвердит, посылками, что, как известно, представляет логически неправомерную форму вывода. Но это сходство оказывается внешним. Предикат установочного суждения, в отличие от предиката в посылках второй фигуры, имеет сложное строение и в большей или меньшей степени оказывается специфичным, что дает возможность качеств. оценки вероятности того, что при совпадении предикатов есть сходство и в субъектах. Известно, что при наличии общевыделяющей посылки вторая фигура дает достоверный вывод и при двух утвердит. суждениях. В этом случае совпадение предикатов делает вероятность совпадения субъектов равной 1. В случае невыделяющих суждений эта вероятность колеблется от 0 до 1. Обычные утвердит. посылки во второй фигуре не дают оснований для оценки этой вероятности, и поэтому вывод здесь логически неправомерен. В гипотетич. умозаключении такая оценка производится на основе сложного характера предиката, в большей или меньшей степени приближающего его к специфич. предикату выделяющего суждения.
Дедуктивное развитие и п р о в е р к а Г. Образование Г., проходящее в форме особого умозаключения, образует первую стадию Г. Последующими стадиями являются дедуктивное развитие Г. и ее проверка. Дедуктивная стадия Г. имеет прежде всего самостоят. значение, вытекающее из осн. назначения Г. – объяснить нек-рую группу явлений, что значит – дедуцировать из данной Г. осн. черты этих явлений. Но дедуктивное развитие Г. имеет и другое, вспомогат. для целей проверки значение. Оно состоит в получении следствий из данной Г. и необходимо по двум причинам: а) Г. есть предположение о чем-то непосредственно ненаблюдаемом, и для сопоставления ее с опытом надо получить из нее такие следствия, к-рые допускают опытную проверку; б) гипотетич. умозаключение не замкнуто в себе самом, и в силу этого необходимо предполагает нечто вне себя – совокупность дедуцированных из Г. следствий.
Сопоставление получ. из Г. следствий с опытом представляет процесс проверки Г. Если эти следствия (хотя бы нек-рые из них) не подтверждаются опытом, то по modus tollens условно-категорич. умозаключения мы заключаем о ложности данной Г. Сложнее обстоит дело с доказательством истинности Г., т.к. подтверждение опытом к.-л. следствия Г. не является достаточным основанием для вывода о ее истинности. Исследуя эту проблему, традиц. логика выделила 3 пути доказательства Г.: 1) Скрытая причина, о к-рой говорила Г., становится со временем доступной прямому наблюдению. 2) О данной группе явлений строятся все возможные Г., и в ходе последующей проверки все они, кроме одной, отвергаются. Тогда одна оставшаяся Г. и будет истинной (апагогич. доказательство). 3) Выведение доказываемой Г. из нек-рых более общих положений. Эти три пути доказательства Г. имеют огранич. значение. Первый путь, как правило, применим лишь к Г. о единичных явлениях. Третий путь неприменим к наиболее общим и наиболее фундаментальным Г. науки. Наконец, второй путь для Г. о сколько-нибудь сложных и широких группах явлений практически просто неосуществим. Осн. недостаток традиц. постановки вопроса о процессе превращения Г. в теорию состоял в чрезвычайно упрощенном его понимании. Метафизич. мышление не в состоянии понять процесс познания как бесконечный процесс перехода ко все более и более глубокой сущности. Для него познание есть овладение некоей последней, абсолютной сущностью.
Соответственно этому и превращение Г. в теорию мыслилось в виде некоего единичного акта и внимание устремлялось на поиски такой формы, к-рая давала бы возможность одноактного, единовременного доказательства Г., причем это доказательство метафизически понималось как переход от чисто вероятного знания к абс. истине в последней инстанции. На самом деле доказательство Г. не означает превращения ее в абс. истину, якобы не способную к дальнейшему развитию. Доказанная Г., выражая сущность определенного порядка, остается относит. истиной, но она уже не может быть просто отброшена наукой. Ее осн. положения по мере проникновения в более глубокую сущность, подвергшись ограничениям и уточнениям, сохранят непреходящее значение. Ошибочно и понимание превращения Г. в теорию как единичного акта. Это сложный и многосторонний процесс практич. подтверждения Г. Раскрытые традиц. логикой три формы этого превращения входят в осн. путь практич. доказательства Г. как его частные моменты. Самостоят. значение они приобретают лишь в немногих, сравнительно простых случаях.
С логич. стороны процесс всесторонней практич. проверки остается процессом подтверждения опытом следствий Г. Подтверждение опытом каждого отд. следствия Г. не доказывает еще самой Г. – это неправомерный вывод от истинности следствия к истинности основания. Но во всесторонней практич. проверке Г. мы имеем дело с чем-то бóльшим, чем простая сумма заключений от следствия к основанию, – с подтверждаемой опытом системой положений, в основе к-рых лежит доказываемая Г. и к-рые в своей совокупности объясняют широкий круг явлений, предсказывают новые, ранее неизвестные эффекты, перекидывают мосты между ранее казавшимися совершенно несвязанными областями и т.д. Подтверждение одного следствия доказывает очень мало, ибо это следствие может вытекать и не из данной Г., а из какой-то другой. Но чем большее число различных следствий данной Г. подтверждается опытом, тем меньше вероятность того, чтобы все они могли быть так же хорошо выведены из др. гипотезы или гипотез. Таков общий ход доказательства Г. и в естествознании и в обществ. науках. Ленин, рассматривая создание Марксом материалистич. понимания истории, отмечает, что при своем возникновении это была Г., но «…со времени появления «Капитала» – материалистическое понимание истории уже не гипотеза, а научно доказанное положение». И это потому, отмечает Ленин, что в «Капитале» дается объяснение с единой точки зрения общественной формации как целого – «именно общественной формации, а не быта какой-нибудь страны или народа, или даже класса и т. п.» (Соч., 4 изд., т. 1, с. 125). «Капитал» Маркса – это образец всестороннего развития и обоснования исходной Г. и тем самым ее науч. доказательства.
Видное место в процессе всесторонней проверки Г. занимает предсказание на ее основе новых данных, совершенно не имевшихся в виду при выдвижении Г.
В связи с развитием естествознания, подчеркивание роли опыта в познании природы, борьба с умозрит. подходом к ней привели к одностороннему отрицанию роли Г. в познании (Бэкон, Ньютон и особенно т.н. ньютонианцы). Однако уже в 18 в. раздаются протесты против такой односторонней т. зр. (напр., статья Дидро о Г. в Энциклопедии и др.). Развитие науки делает все более очевидной роль Г. в познании. Это находит свое отражение и в спец. исследованиях о Г. Если в 17 в. учебники логики (напр., логика Пор-Рояля) вообще не содержат упоминания о Г., то в учебниках 19 в. раздел Г, уже является непременным разделом.
Классич. оценка роли Г. в познании дана Энгельсом, называвшим Г. «формой развития естествознания, поскольку оно мыслит» («Диалектика природы», 1955, с. 191). Вопрос о роли объяснит. Г. тесно связан с материалистич. или идеалистич. пониманием познания. Если познание является отражением действительности, то Г. не может ограничиваться лишь установлением зависимостей между наблюдаемыми явлениями, а должна раскрывать внутр. «механизмы», производящие эти явления. С т. зр. идеалистич. эмпиризма (и прежде всего позитивизма) единств. объектом науки являются данные субъективистски понимаемого опыта, а задача науки состоит лишь в установлении зависимостей между этими данными. Если для установления этих зависимостей мы и прибегаем к тем или иным Г. о внутр. «механизме» явлений, то эти Г. играют чисто вспомогат. роль и не должны пониматься как изображение действительности. «Количество и смена вытесняющих друг друга гипотез, при отсутствии у естествоиспытателей логической и диалектической подготовки, легко вызывают у них представление о том, будто мы неспособны познать с у щ н о с т ь вещей» (Энгельс Ф., там же). Объяснительные Г. объявляются только «рабочими Г.», удобными для тех или иных целей, но не имеющими реального значения. На самом деле, любая Г., оправдываемая практикой, не является только «рабочей», а в большей или меньшей степени схватывает какой-то момент объективной истины. Совр. наука свидетельствует об огромной важности объяснит. гипотезы (см. С. И. Вавилов, Собр. соч., т. 3, с. 156–57, 282–85), говоря о методах физики, выделяет два чрезвычайно общих метода, называя их физикой принципов и физикой гипотез. Второй метод состоит в построении объяснит. Г., раскрывающих внутр. структуру наблюдаемых явлений и объясняющих эти явления как следствия нек-рого, лежащего в их основе «механизма». Таким методом построена, напр., статистич. механика, исходящая из атомистич. Г. и углубляющая построенную методом принципов термодинамику (см. Принцип). Оба эти метода – феноменологич. метод принципов и метод объяснит. («модельных») Г. – в действит. развитии науки взаимно проникают и обогащают друг друга. Метод объяснит. Г. на первых стадиях развития физич. наук был связан с построением наглядных, механич. моделей. Совр. развитие науки привело к появлению очень важной его разновидности, могущей быть названной методом математич. Г., или методом математич. моделей. Совр. физика проникла в такие области действительности, где для изучаемых ею объектов уже нельзя подобрать соответствующих наглядных образов, связанных с миром нашего обычного повседневного опыта. В этих условиях исключит. значение приобретает построение математич. модели для объяснения изучаемых явлений. Этим методом построены важнейшие разделы совр. физики, напр., такие, как волновая механика или общая теория относительности.
Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, М., 1955; Ленин В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 121–25; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; Тимирязев К. Α., Научная гипотеза, Собр. соч., т. 8, [М.], 1939, с. 463–68; Вавилов С. И., Ленин и современная физика, Собр. соч., т. 3, М., 1956; его же, Физика, там же; его же, Ньютон и современность, там же; Логика, под ред. Д. П. Горского и П. В. Таванца, М., 1956, гл. 13; Введенский А. И., Логика как часть теории познания, М.–П., 1917, с. 232–38; Каринский М., Классификация выводов, в кн.: Избранные труды русских логиков XIX в., М., 1956, с. 157–77; Mилль Д. С., Система логики силлогистической и индуктивной, М., 1914, с. 442–62; Hавиль Э., Логика гипотезы, пер. с франц., СПБ, 1882; Пуанкаре Α., Наука и гипотеза, 2 изд., СПБ, 1906.

Л. Баженов. Москва.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

ГИПОТЕЗА — Новая философская энциклопедия

ГИПОТЕЗА (от греч. ὑπόθεσις – основа, предположение) – научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределенно. Различают гипотезу как метод развития научного знания, включающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.

Зарождение метода гипотез исторически связано с ранними этапами развития античной математики. Древнегреческие математики широко применяли в качестве метода математического доказательства дедуктивный мысленный эксперимент, включавший в себя выдвижение гипотез и вывод из них с помощью аналитической дедукции следствий с целью проверки правильности первоначальных догадок. Принципиально иной подход к гипотезе был предложен Платоном, который рассматривал ее как посылки разработанного им аналитико-синтетического метода доказательства, способного обеспечить абсолютно истинный характер вывода. Подобное понимание эвристической роли гипотезы было отвергнуто Аристотелем, концепция которого исходила из невозможности использования гипотез как посылок силлогистического доказательства (поскольку в качестве последних мыслились лишь общие, необходимые и абсолютные истины), что обусловило последующее негативное отношение к гипотезам как форме недостоверного или вероятного знания. В античной науке и естествознании Нового времени метод гипотез применялся в основном лишь в неявной, скрытой форме в рамках др. методов (в мысленном эксперименте, в генетически-конструктивном и индуктивном методах). Об этом свидетельствуют «Начала» Евклида и статика Архимеда, а также история формирования механики Галилея, теория Ньютона, молекулярно-кинетические теории и др. Лишь в методологии и философии кон. 17 – нач. 19 в. в процессе осмысления успехов эмпирических исследований постепенно стала осознаваться эвристическая роль метода гипотез. Однако ни рационалистическому, ни эмпирическому направлениям в классической методологии и философии не удалось обосновать необходимость гипотез в научном познании и преодолеть противопоставление гипотез и закона. Так, напр., Кант ограничил сферу применения научных гипотез узкой областью сугубо эмпирических исследований, приписав методу гипотез вспомогательный, подчиненный статус по отношению к априорному знанию как знанию безусловно всеобщих и необходимых истин.

В 70–80-х гг. 19 в. Ф.Энгельс на основе принципиально нового понимания гносеологического статуса законов и теорий как относительно истинных утверждений ограниченной общности обосновал роль научных гипотез не только в процессе накопления и систематизации эмпирического материала, но и на этапах уточнения, модификации и конкретизации экспериментальных законов и теорий. Рассматривая гипотезу как форму «развития естествознания, поскольку оно мыслит» (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 555), Энгельс выдвинул положение о взаимосвязи гипотез с законами и теориями как формами относительно истинного знания.

Научная гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения конкретной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами экспериментов. Замена гипотезы в процессе развития науки другой, более подходящей, не означает признание ее ложности и бесполезности на определенном этапе познания: выдвижение новой гипотезы, как правило, опирается на результаты проверки старой (даже в том случае, когда эти результаты были отрицательными). Поэтому выдвижение гипотезы в конечном итоге оказывается необходимым историческим и логическим этапом становления другой, новой гипотезы. Напр., разработка Планком квантовой гипотезы опиралась как на выводы, полученные в рамках классической теории излучения, так и на отрицательные результаты проверки его первой гипотезы. Рассмотрение истины как процесса, взятого вместе с результатом, приводит к выводу, что любой относительно завершенный этап познания, выступающий в форме относительных истин (экспериментальных законов, теорий), не может быть оторван от процесса собственного становления. Развитие теорий и построение прикладных моделей всегда требует введения ряда вспомогательных гипотез, которые образуют с исходной теорией одно целое, взаимно подкрепляя друг друга и обеспечивая прогрессирующий рост научного знания. Так, в частности, применение квантовой механики в качестве теоретической основы предсказания свойств различных химических веществ оказывается невозможным без введения специальных гипотез.

В качестве научных положений гипотезы должны удовлетворять условию принципиальной проверяемости, означающему, что они обладают свойствами фальсифицируемости (опровержения) и верифицируемости (подтверждения). Однако наличие такого рода свойств является необходимым, но не достаточным условием научности гипотез. Свойство фальсифицируемости достаточно строго фиксирует предположительный характер научных гипотез. Ограничивая универсальность предыдущего знания, а также выявляя условия, при которых возможно сохранить частичную универсальность того или иного утверждения о законах, свойство фальсифицируемости обеспечивает относительно прерывный характер развития научного знания. Верифицируемость гипотезы позволяет установить и проверить ее относительно эмпирического содержания. Наибольшую эвристическую ценность представляет собой подтверждение такими фактами и экспериментальными законами, о существовании которых невозможно было предположить до выдвижения проверяемой гипотезы. Так, напр., предложенная Эйнштейном в 1905 квантовая гипотеза спустя почти десятилетие была подтверждена экспериментами Милликена. Свойство верифицируемости служит эмпирической основой процессов становления и развития гипотезы и других форм теоретического знания, обусловливая относительно непрерывный характер развития науки. Вместе с тем методологическое значение имеет вероятностная или сравнительная оценка соперничающих гипотез по отношению к классу уже установленных фактов.

Эвристическая роль метода гипотез в развитии научного знания нашла отражение в гипотетико-дедуктивных теориях, представляющих собой дедуктивно организованные системы гипотез различной степени общности. Такие теории являются неполными, что открывает возможности для их расширения и конкретизации за счет дополнительных гипотез, прикладных моделей. Все это в конечном итоге обеспечивает достаточную широту и гибкость применения гипотез и других развитых форм теоретического знания для отражения сложных объектов и процессов объективной реальности.

Литература:

1. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. М., 1974;

2. Он же. Научная теория. Логико-методологический анализ. М., 1978;

3. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. М., 1978;

4. Меркулов И.П. Научная революция и метод гипотез. – «ВФ», 1979, № 8;

5. Он же. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. М., 1980;

6. Он же. Метод гипотез в истории научного познания. М., 1984.

И.П.Меркулов


Источник:
Новая философская энциклопедия
на Gufo.me


Значения в других словарях

  1. гипотеза —
    Заимств. в XVIII в. из лат. яз., где оно восходит к греч. hypothesis «предположение» (hypo «под», tithēmi «класть, ставить» > «полагать»).
    Этимологический словарь Шанского
  2. гипотеза —
    Польское – hipoteza. Немецкое – Hypothese. Латинское – hypothesis (предположение). Слово «гипотеза» получило широкое распространение в языке в XVIII в. в эпоху Петра I.
    Этимологический словарь Семёнова
  3. ГИПОТЕЗА —
    ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis — предположение) — англ. hypothesis; нем. Hypothese. 1. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения к.-л. явления и требующее верификации. 2. Вероятностное предположение, истинность к-рого недоказуема при современном состоянии знаний.
    Социологический словарь
  4. гипотеза —
    ГИП’ОТЕЗА, гипотезы, ·жен. (·греч. hypothesis) (·книж. ). Научное предположение, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых (научн.). Создать гипотезу. Прийти к гипотезе. Строить гипотезы.
    Толковый словарь Ушакова
  5. гипотеза —
    В теории права структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия. так, г. нормы права, касающейся отказа судьи принять заявление по гражданскому делу, являются…
    Большой юридический словарь
  6. гипотеза —
    ГИПОТЕЗА ы, ж. hypothèse f., Hypothese, лат. hypothesis. Умозрительное научное предположение. Сл. 18. Журналист не должен торопиться порицать ипотезы. 1754. Ломоносов О должности журналистов. // Куник Сб. 2 518.
    Словарь галлицизмов русского языка
  7. гипотеза —
    сущ., кол-во синонимов: 13 биогенез 2 догадка 18 домысел 17 допущение 16 идея 39 изостазия 4 мобилизм 1 основание 85 пангенезис 1 подозрение 16 предположение 23 суждение 40 фиксизм 1
    Словарь синонимов русского языка
  8. гипотеза —
    ГИПОТЕЗА, ы, ж. (книжн.). Научное предположение, выдвигаемое для объяснения какихн. явлений; вообще предположение, требующее подтверждения. Выдвинуть плодотворную гипотезу. Г. подтвердилась.
    Толковый словарь Ожегова
  9. гипотеза —
    ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis — основа, предположение) — особого рода знание, а также особый процесс развития знания. Г. в первом смысле слова — это обоснованное (не полностью) предположение о причинах явления, о ненаблюдаемых связях между явлениями…
    Энциклопедия эпистемологии и философии науки
  10. Гипотеза —
    (от греч. hypothesis — основание, предположение) научно обоснованное предположение о закономерной (причинной) связи явлений; один из методов познания; форма развития науки. Г. проверяется практикой. Обоснованная и подтверждённая опытом…
    Педагогический терминологический словарь
  11. гипотеза —
    ГИПОТЕЗА -ы; ж. [от греч. hypothesis — предположение]. 1. Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путём. Строить, выдвигать, излагать гипотезы. Исходить из оригинальной гипотезы.
    Толковый словарь Кузнецова
  12. гипотеза —
    гипотеза ж. 1. Предположительное суждение о закономерной причинной связи каких-либо явлений, требующее проверки, подтверждения опытным путём, как одна из форм развития науки. 2. разг. Любое предположение, догадка, допущение.
    Толковый словарь Ефремовой
  13. гипотеза —
    см. >> догадка см. также -> строить гипотезу
    Словарь синонимов Абрамова
  14. гипотеза —
    орф. гипотеза, -ы
    Орфографический словарь Лопатина
  15. ГИПОТЕЗА —
    (от греч. hypothesis — основание, предположение) — в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации…
    Большой психологический словарь
  16. гипотеза —
    Гипотезы, ж. [греч. hypothesis – основание, предположение] (книжн.). Научное предположение, не доказанное, но обладающее нек-рой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых (науч.). Создать гипотезу. Придти к гипотезе. Строить гипотезы.
    Большой словарь иностранных слов
  17. гипотеза —
    Гипотеза, гипотезы, гипотезы, гипотез, гипотезе, гипотезам, гипотезу, гипотезы, гипотезой, гипотезою, гипотезами, гипотезе, гипотезах
    Грамматический словарь Зализняка
  18. ГИПОТЕЗА —
    (от греч. hypothesis — основание, предположение) предположение, имеющее под собой научную основу, выдвигаемое для объяснения экономических процессов и явлений и в целях их предвидения. В экономике гипотезы связаны прежде всего с разработкой прогнозов или с выдвижением новых теорий.
    Экономический словарь терминов
  19. гипотеза —
    ГИПОТЕЗА ж. греч. ипотеза, предположение, догадка, умозрительное положение. Гипотетический, гипотетичный, гадательный, предполагаемый. Гипотека ж. или ипотека, гипотечный залог, ручательство, поручительство залогом, обеспеченье.
    Толковый словарь Даля
  20. ГИПОТЕЗА —
    ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis — основание, предположение) — форма организации научного знания, обеспечивающая движение к новому знанию…
    Новейший философский словарь
  21. гипотеза —
    -ы, ж. Выдвигаемое для объяснения каких-л. явлений научное предположение, достоверность которого еще не доказана опытным путем. Космогоническая гипотеза Канта-Лапласа. Создать гипотезу. Строить гипотезы.
    Малый академический словарь
  22. Гипотеза —
    (греч. hypothesis – основа, предположение) – система умозаключений, посредством которой на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причем вывод этот нельзя считать абсолютно достоверным.
    Словарь по культурологии
  23. гипотеза —
    Гипо́тез/а.
    Морфемно-орфографический словарь
  24. ГИПОТЕЗА —
    ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis — основание, предположение) — предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.
    Большой энциклопедический словарь
  25. гипотеза —
    гипо́теза с эпохи Петра I; см. Смирнов 89. Из польск. hipoteza или нем. Hypothese от лат. hypothesis.
    Этимологический словарь Макса Фасмера
  26. гипотеза —
    Структурная часть нормы права.
    Финансовый словарь терминов
  27. Гипотеза —
    Во второй аналитике Аристотеля, кроме истин, не требующих доказательства (аксиом), различаются два рода доказуемых положений (θέσις): определение (όρισμός), относящееся к сущности предмета, и предположение (ύπόθεσις), относящееся к его существованию.
    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

гипотеза — это… Что такое гипотеза?

(от греч. hipothesis — основание, предположение)

положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Г. может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего и т. д. Выдвигаемая на основе определенного знания об изучаемом круге явлений, Г. играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты. Г. представляет собой необходимое звено в развитии научного знания.

Как предположительное, вероятное знание, еще не доказанное логически и не настолько подтвержденное опытом, чтобы считаться достоверным, Г. не истинна и не ложна. О ней можно сказать, что она неопределенна, лежит между истиной и ложью. Получив подтверждение, Г. превращается в истину и на этом прекращает свое существование. Опровергнутая Г. становится ложным положением и опять-таки перестает быть Г.

Г. выдвигается в науке для решения некоторой конкретной проблемы: объяснения новых фактических данных, устранения противоречия теории с отрицательными результатами экспериментов и т. п.

Процесс обоснования Г., в ходе которого она либо отвергается, либо превращается в достоверное положение (развернутая Г., касающаяся широкого круга явлений, становится научной теорией), в принципе не отличается от обоснования любого теоретического положения. Самым общим образом способы обоснования Г. можно разделить на теоретические и эмпирические, учитывая, однако, что различие между ними относительно, как относительно само различение теоретического и эмпирического

знания. Теоретические способы охватывают исследование Г. на непротиворечивость, на эмпирическую проверяемость, на приложимость ко всему классу изучаемых явлений, на выводимость ее из более общих положений, на утверждение ее посредством перестройки той теории, в рамках которой она выдвинута. Эмпирические способы включают непосредственное наблюдение явлений, предполагаемых Г.


(если оно возможно), и подтверждение в опыте следствий, вытекающих из неё.

Одним из критериев обоснованности Г. является ее согласие с фактическим материалом, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута; Г. должна соответствовать также установившимся в науке законам, теориям и т. п. Это т. наз. условие непротиворечивости. Являясь принципиально важным, оно не означает, однако, что от Г. нужно требовать полного, пассивного приспособления к тому, что в момент ее выдвижения считается фактом. Факты — не только исходный момент конструирования Г., но и руководство к действию — к возможной корректировке как выдвигаемого предположения, так и самих фактов. В определенных условиях правомерна даже Г., противоречащая хорошо установленным фактам: вырывая факты из привычного теоретического контекста, она заставляет посмотреть на них с новой точки зрения и повышает вероятность обнаружить в них то, что ранее проходило незамеченным.

Все это относится и к согласованию Г. с утвердившимися в науке теоретическими положениями: соответствие им Г. разумно до тех пор, пока оно направлено на утверждение лучшей, более эффективной теории, а не просто на сохранение старой теории.

Второе необходимое условие обоснованности Г. -ее проверяемость, означающая, что Г. должна в принципе допускать возможность опровержения и возможность подтверждения. Г., не отвечающая этому требованию, не указывает пути для дальнейшего исследования. Таково предположение о существовании сверхъестественных, ничем себя не обнаруживающих объектов или Г. о «жизненной силе», проявляющейся только в известных и объяснимых и без нее явлениях.

Третьим способом теоретического обоснования Г. является проверка ее на принципиальную приложимость к широкому классу исследуемых объектов: она должна охватывать не только явления, для объяснения которых специально предложена, но и возможно более обширный круг родственных им явлений. Хорошим примером здесь может служить Г. квантов М. Планка: выдвинутая вначале для объяснения сравнительно частного явления (излучения аб-солютно черного тела), она в короткое время распространилась на целый ряд областей и объяснила из одного основания чрезвычайно широкое поле физических явлений. Если Г., выдвинутая для одной области, ведет к новым результатам не только в исходной, но и в смежных областях, ее объективная значимость существенно возрастает. Тенденция к экспансии, к расширению сферы своей приложимости в большей или меньшей степени присуща всем плодотворным научным Г.

Четвертый, собственно логический способ обоснования Г. — выведение ее из некоторых более общих положений. Если выдвинутое предположение удается вывести из каких-то утвердившихся истин, это означает, что оно истинно. Данный прием находит, однако, только ограниченное применение. Самые интересные и важные Г. являются, как правило, весьма общими и не могут быть получены в качестве следствий уже установленных положений. К тому же Г. обычно выдвигаются относительно новых, не изученных в деталях явлений, не охватываемых еще универсальными принципами.

Пятый путь утверждения Г. — внутренняя перестройка теории, в рамках которой она выдвинута.

Выдвижение Г. диктуется динамикой развития теории, стремлением охватить и объяснить новые факты, устранить внутреннюю несогласованность и противоречивость и т. д. Успех Г. является одновременно и подкреплением породившей ее теории. С другой стороны, сама теория способна сообщать выдвинутой на ее основе Г. определенные импульсы и силу и тем самым содействовать ее утверждению.

Во многом поддержка, оказываемая Г. теорией, связана с внутренней перестройкой последней. Эта перестройка обычно заключается во введении номинальных определений вместо реальных, принятии новых соглашений относительно изучаемых объектов, уточнении основополагающих принципов теории, изменении иерархии этих принципов или сферы их действия и т. д. Вводимые таким образом новые принципы, образцы, нормы, правила и т. п. меняют внутреннюю структуру как самой теории, так и постулируемого ею «теоретического мира».

Эмпирические способы обоснования Г. принято наз. верификацией, или подтверждением. Прямая верификация — это непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагается Г. Примером может служить доказательство Г. о существовании планеты Нептун: вскоре после выдвижения Г. эту планету удалось увидеть в телескоп. Прямая верификация возмож-на лишь в том случае, когда речь идет о единичных объектах или ограниченных их совокупностях, что делает ее сферу чрезвычайно узкой.

Наиболее важным и вместе с тем универсальным способом верификации является выведение следствий из Г. и их последующая опытная проверка. Однако этот способ верификации сам по себе не позволяет установить истинность Г., он только повышает ее вероятность.

Превращение Г. в составной элемент теории, как правило, сложный и длительный процесс. Он не сводим к к.-л. одной процедуре, к отдельно взятому умозаключению. Г., ставшая частью теории, опирается уже не только на свои подтвердившиеся следствия, но и на всю теорию, на объяснение последней широкого круга явлений, предсказание новых, ранее неизвестных фактов, на связи между ранее казавшимися не связанными процессами и т. д.

Г., превратившаяся в теорию или ее элемент, перестает быть проблематичным знанием. Но она не становится абсолютной истиной, не способной к дальнейшему развитию. При последующем росте и развитии знания она корректируется и уточняется. Однако основное ее содержание, подвергаясь ограничениям и уточнениям, сохраняет свое значение.

Словарь по логике. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС.
А.А.Ивин, А.Л.Никифоров.
1997.

Что такое гипотеза? Чем она отличается от теории?

Гипотеза — это научное предположение, догадка.

В отличие от аксиомы, гипотеза требует доказательств. Гипотеза высказывается на основе ряда наблюдений. Впоследствии ее доказывают или опровергают. Порой на это уходит много времени: например, математическая гипотеза Пуанкаре была доказана российским математиком Григорием Перельманом лишь спустя 102 года.

Научная гипотеза обязана соответствовать критериям научного знания: объяснять факты, быть логичной, не противоречить ранее установленным фактам, быть принципиально проверяемой с помощью эксперимента и т.п. Согласно критерию фальсифицируемости Карла Поппера, научная гипотеза должна подразумевать возможность опровергнуть ее фактами — иначе это уже непроверяемое утверждение.

Почему слово «гипотеза» употребляют неправильно?

Иногда словом «гипотеза» обозначают непроверенные и неправдоподобные домыслы. Например, в телепрограмме «Самые шокирующие гипотезы» с Игорем Прокопенко всерьез обсуждалось утверждение, что Земля плоская.

В научном смысле подобные догадки не являются гипотезами, ведь гипотеза — это обоснованное предположение с опорой на факты. Оно не может противоречить уже известным и доказанным фактам.

Гипотеза и теория — в чем разница?

Также в разговорной речи часто путают гипотезу и теорию. Поэтому иногда приходится слышать: «Это всего лишь теория» (в значении «это недоказанное предположение, все может быть иначе»).

В действительности гипотеза — это предположение, а теория — система научных знаний, целостное отображение закономерностей и связей в определенной области. Например, теория гравитации в физике или хромосомная теория наследственности в биологии.

Это не значит, впрочем, что теория всегда верна. Теория может быть доработана или опровергнута благодаря новым открытиям.

От гипотезы к теории. Дарвин и теория эволюции

Гипотезы превращаются в теории в ходе научной проверки. Затем на основе теории можно строить новые предположения и искать их подтверждение с помощью экспериментов и наблюдений.

Чарльз Дарвин, наблюдая за различными видами животных, предположил, что они не существовали всегда в неизменном виде, а появились в результате естественного отбора. Свойства, которые позволяли выживать и оставлять больше потомства, передавались следующим поколениям. Существ с этими свойствами становилось больше, складывались виды, приспособленные к различным условиям.

В подтверждение этой гипотезы Дарвин за два десятка лет собрал массу фактов и доказательств, на основе которых сформулировал свою теорию в книге «Происхождение видов путем естественного отбора». С этого момента говорить о «гипотезе Дарвина» уже невозможно — речь идет о цельной теории.

В XX веке теория Дарвина легла в основу СТЭ — синтетической теории эволюции, совместившей представления о естественном отборе с генетикой. На синтетической теории эволюции строится вся современная биология.

Чальз Дарвин. Фото: Getty Images

Гипотеза — Студопедия

Гипотеза [< греч. hypothesis – основание, предположение] – положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Она выдвигается на основе определенного знания об изучаемом круге явлений и служит руководящей идеей, направляющей дальнейшие наблюдения и эксперименты. В гипотезе о педагогическом процессе собрана сжатая его характеристика, в которой «скоординирован» проект этого процесса. Гипотеза представляет собой одно из звеньев в развитии научного познания.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы. Последняя представляет собой совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке.

Гипотеза — это научно обоснованное предположение. Д. И.Менделеев говорил, что гипотезы — это тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете исследования, что предполагается обнаружить и проверить в ходе работы. Гипотеза должна быть принципиально проверяемой доступными диагностическими средствами, простой для понимания и логического объяснения.

Исследовательская гипотеза — это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о характере и сущности связей между его составляющими, о механизме их функционирования и развития. Гипотеза является своеобразным прогнозом ожидаемого решения исследовательских задач. В результате проверки она либо опровергается, либо подтверждается.



Гипотеза является непременным атрибутом научного исследования. Ее необходимо конкретизировать так, чтобы она требовала экспериментального и теоретического доказательства ввиду новизны, необычности, противоречия с существующими знаниями. «В этом смысле гипотеза не просто постулирует, что данное средство улучшит результаты процесса (порой это очевидно и без доказательства), а высказывает предположение, что это средство из ряда возможных окажется наилучшим для определенных условий, что такая-то мера применения средства окажется рациональной для современных типичных условий школы с точки зрения критериев результативности и расходов времени учителей и учащихся и пр.» (Ба-банский Ю.К., 1982). Гипотеза должна вытекать из предварительного анализа теории и практики образования, опираться на определенные аргументы, а не предлагаться в виде личного мнения.


Гипотеза не может быть ни истинной, ни ложной, поскольку это не доказанное, а лишь вероятное, предположительное знание. О гипотезе можно сказать, что она неопределенна, находится между истиной и ложью. Доказанная гипотеза превращается в истину, опровергнутая – становится ложным предположением. В обоих случаях гипотеза прекращает свое существование.

Всякая гипотеза выдвигается в науке строго для решения конкретной проблемы, объяснения новых фактов, устранения противоречий между теорией и новыми экспериментальными данными. Способы обоснования гипотезы условно можно разделить на теоретические и эмпирические.

Теоретические способы охватывают исследование гипотез на непротиворечивость, на эмпирическую проверяемость, на приложимость ко всему классу изучаемых явлений, на выводимость ее из более общих положений, на утверждение ее посредством той теории, в рамках которой она была выдвинута.

Критерии обоснованности научной гипотезы выделяют следующие:

Условие непротиворечивости есть один из критериев обоснованности гипотезы, который трактуется следующим образом. Гипотеза должна соответствовать тому материалу, на базе которого и для объяснения которого она выдвинута; гипотеза должна соответствовать также устоявшимся в науке законам, теориям.

Проверяемость есть второе необходимое условие обоснованности гипотезы. Это значит, что гипотеза в принципе должна допускать возможность опровержения и возможность подтверждения. В противном случае гипотеза не может указывать пути для дальнейших исследований. Гипотеза не имеет права опираться лишь на веру и убежденность в собственной правоте.

Следующим способом обоснования гипотезы является ее проверка на принципиальную приложимость к широкому классу исследуемых объектов. Гипотеза должна охватывать не только те явления, для объяснения которых она создана, но и возможно более широкий круг родственных им явлений. Это в большей или меньшей степени характерно для всех плодотворных научных гипотез.

Выведение гипотезы из некоторых более общих положений – в этом суть логического способа обоснования гипотез. Если выдвинутое предположение удается вывести из каких-то утвердившихся истин, это означает, что оно истинно. Поэтому при выдвижении гипотезы желательно исходить из определенных теоретических, концептуальных позиций, которые могли бы быть использованы в качестве теоретического обоснования. В качестве основания ссылаются, например, на идею целостности, которую образуют деятельность учителя, учащихся и их результат, или на содержании категории единства, которое присуще описываемым деятельностям. Возможно обоснование теоретическое, когда основанием для гипотезы выступают другие, более широкие научные гипотезы. Хотя данный прием не имеет широкого применения, касательно всех гипотез.

Один из путей утверждения гипотез есть внутренняя перестройка теории, в рамках которой она выдвинута. Эта перестройка может заключаться в уточнении основополагающих принципов теории, в результате чего вводятся новые правила, нормы.

Эмпирические способы обоснования гипотез включают непосредственное наблюдение явлений, предполагаемых гипотезой, подтверждение в опыте следствий, вытекающих из нее. Эмпирические способы обоснования гипотез принято называть верификацией, или подтверждением. Прямая верификация – это непосредственное наблюдение тех явлений, существование которых предполагает гипотеза. Универсальным способом проверки гипотез является выведение следствий из гипотезы и их опытная проверка. Однако это способ верификации лишь повышает вероятность гипотезы, не утверждая ее истинности.

При построении гипотезы необходимо учесть, что гипотеза может и не подтвердиться. В связи с этим необходимо формулировать многоаспектную гипотезу, охватывающую два, три и более аспекта исследуемых процессов, явлений. В этом случае можно подвести резюме, что получило подтверждение из высказанной гипотезы, а что было опровергнуто. При этом вовсе не обязательно стремиться к тому, чтобы все получило подтверждение на 100%. Достоверность и убедительность научного исследования заключается не в гладкой отчетности.

Виды гипотез. По логической структуре гипотезы могут иметь линейный характер, когда выдвигается и проверяется одно предположение, или разветвленный, когда необходима проверка нескольких предположений.

Гипотеза может быть описательной, объяснительной или прогностической.

• Описательная гипотеза — это предположение о существенных свойствах изучаемого объекта (классификационная), или о характере связей между элементами объекта (структурная), или о степени их взаимодействия (функциональная гипотеза). Чаще всего гипотеза формулируется в виде модели феномена, условий или деятельности и затем проверяется в диагностике.

• Объяснительная гипотеза определяет причинно-следственные связи, выявляет причины, факты, которые были установлены в результате подтверждения описательных гипотез.

• Прогностическая гипотеза помогает раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучаемого объекта.

В процессе исследования может быть принята рабочая гипотеза, то есть временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала.

Не во всех исследованиях должна быть в обязательном порядке гипотеза. Например, в области истории педагогики, гипотеза, как правило, отсутствует.

Часто случается, что в проведенном исследовании гипотеза присутствует в скрытом виде, но автор постеснялся ее определить, считая свое предположение незначительным.

Общая гипотеза исследования в процессе работы может постоянно изменяться. Из нее регулярно вытекают более частные подгипотезы. Однако во введении излагается лишь общая гипотеза всего исследования, а более частные приводятся в тексте диссертации. Научная (или реальная) гипотеза создается при значительном материале, и может с некоторыми поправками превратиться в научную теорию.

Одной из основных причин слабых гипотез в педагогическом исследовании является недостаточная научная, общепедагогическая и методологическая подготовка, что чаще всего связано с нерасчленением практической задачи и научной проблемы.

Задачи

Цель и гипотеза определяют задачи научного исследования. Под задачейпонимается данная в определенных конкретных условиях цель деятельности; задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.

Задачи исследования в своей совокупности конкретизируют цель и могут формулироваться в одном из двух вариантов: как последовательность шагов или как составляющие в достижении. В первом случае переход к решению каждой следующей задачи предполагается только при выполнении предыдущей, результаты которой и становятся основанием для дальнейшей работы. Во втором случае задачи исследования решаются параллельно, а объединение их результатов приводит к достижению цели. В любом варианте формулировка задачи должна намечать получение конкретного результата (начинаться со слов «выявить», «обосновать», «установить» и т.п.), а не проектировать предстоящие действия («проанализировать», «провести», «изучить» и т.д.), не дублировать план действий.

Обычно выдвигают не более трех или четырех задач, относя более частные задачи в качестве подзадач к одной из основных. Единого стандарта в формулировке задач не может быть, но все же чаще всего

— первая из выдвигаемых задач связана с выявлением сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития изучаемого объекта, например, анализ (исторический, сравнительный, статистический, системный, комплексный, критический, методологический, факторный), вскрытие, выявление, знакомство, исследование, изучение, описание.

Вторая задача нацелена на раскрытие общих способов преобразования объекта, на построение его моделей: выработка, дополнение, использование, обобщение, подтверждение, оценка, построение, развитие, разработка, рассмотрение, совершенствование, создание, сравнение.

Третья задача направлена на создание, разработку конкретных методик педагогического действия, выработку практических рекомендаций: проверка, внедрение, применение, использование.

Задачи могут формулироваться как относительно самостоятельные законченные этапы исследования. Например, во-первых, выявить особенности, во-вторых, разработать, в-третьих, проверить что-либо в каких-то конкретных условиях. Или примерно так: провести научный анализ состояния теории и практики, разработать педагогическую технологию реализации, экспериментально проверить эффективность. В таком случае просматривается поэтапное решение задач, когда каждая последующая задача может быть решена лишь на основании предыдущей.

Задачи могут быть сформулированы как частные цели (подцели) по отношению к общей цели исследования, заданные в конкретных условиях, налагаемых сформулированной гипотезой исследования.

В научном исследовании важную роль играют три вида познавательных задач: эмпирические, теоретические и методологические.

Эмпирические познавательные задачи заключаются в выявлении, изучении и описании фактов об изучаемых объектах. Для решения эмпирических познавательных задач разрабатываются особые методы познания: наблюдение, эксперимент, измерение. Эмпирические методы познания используются для изучения уже выявленных и включенных в научные исследования объектов или для выявления и фиксации предполагаемых объектов.

Теоретические познавательные задачивсегда направлены на реальные объекты, ибо не может быть «беспредметного» исследования. В формулировании и решении теоретических познавательных задач ученый исходит из детерминистической концепции, что расшифровывается, как требование поиска зависимости одних конкретных явлений, процессов, свойств или характеристик от других конкретных явлений, процессов, свойств, характеристик. В любом теоретическом изучении исследователи обязательно исходят из наличных знаний (имеющихся научных проблем, законов, теорий, гипотез и описания фактов).

Методологические познавательные задачи направлены на изучение логической структуры научных теорий, их компонентов (определений, классификаций, понятий, законов). Здесь рассматривается вопрос о непротиворечивости и полноте теорий, о способах формирования и проверки научных гипотез, анализируются логические аспекты таких методов научного познания, как обобщение, объяснение, абстракция, идеализация.

гипотеза — это… Что такое гипотеза?

(от греч. hypothesis — основание, предположение) — в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не м. б. получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа («идеи») решения.

Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г. Для некоторых задач, решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и верификация (проверка на истинность) Г. являются единственной формой решения.

Отличие психологического понимания Г. от логического состоит в том, что в логике Г. рассматриваются с т. зр. их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с т. зр. результата мышления и способов его получения (способов доказательства и опровержения), а в психологии Г. исследуется как механизм этого процесса, как само движение мысли.

Центральная психологическая проблема, поставленная в первых исследованиях Г. и не утратившая актуальности, — как совершается процесс «генерирования», возникновения тех или иных Г. Не менее существен вопрос о «силе» Г. — субъективной вероятности ее истинности, не совпадающей, как правило, с объективной вероятностью (вытекающей из объективной информации, на основе которой строится Г.).

Современные исследования процесса формирования Г. показывают, что независимо от полноты условий задачи, если ее решение субъекту неизвестно, область поиска является для него в нач. решения неопределенной. Поэтому он строит максимально широкие, общие Г. в отношении той области, в которой следует искать решение, чтобы установить для себя направление поиска. Функции таких Г. не обязательно выполняют категориальные понятия, «общие суждения». «Представителем» общей Г. м. б. конкретная, частная Г., но если она непригодна, субъект резко меняет направление поиска и не выдвигает однородных Г. В случае подтверждения Г. относительно области поиска на смену общим Г. человек выдвигает более частные, не выходящие за пределы этой области, а затем конкретные. Однако этот процесс не носит характера последовательного суждения об объеме Г.: в решении задачи наблюдается непрерывное чередование более общих и более частных Г., и чем сложнее задача, тем сложнее их иерархия.

Процессы оперирования Г. зависят от опыта и знаний человека, связанных с задачей, субъективных установок личности, качества саморегуляции мышления, в частности его гибкости или инертности.

В оперировании Г. взаимодействуют интуитивные и дискурсивные процессы мышления; процесс выдвижения Г. может совершаться интуитивно, без осознания ее логических оснований (см. Интуиция), а ее верификация происходит в форме логического дискурсивного анализа. Возможно и обратное: сама Г. — это рациональный компонент решения, а ее верификация опирается на интуитивное заключение. На начальных стадиях решения сложной задачи обычно выдвигаются интуитивные Г., позволяющие очертить область поиска, на заключительных стадиях решения повышается роль логически обоснованных и контролируемых Г. Т. о., в решении задачи осуществляется переход от правдоподобных рассуждений к доказательствам; без доказательства задача не может считаться окончательно решенной. См. также Эвристика.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК.
Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко.
2003.

Гипотеза — это… Что такое Гипотеза?

ГИПОТЕЗА — такая часть нормы, которая содержит указание на те условия (фактические обстоятельства), с наступлением которых действует данная норма. Гипотеза — неотъемлемый элемент нормы, ее точность и определенность есть условие реализации нормы. Отсутствие такой определенности затрудняет использование предусмотренных нормой возможностей ее адресатами — гражданами, и их объединениями. Если же норма закрепляет полномочия государственного органа, то неопределенность перечисленных в ее гипотезе обстоятельств наделяет властные структуры дискреционной властью, то есть легальной (узаконенной) возможностью поступать по своему усмотрению.

В зависимости от характера закрепленных в норме обстоятельств, с которыми она связывает наступление (прекращение) юридических последствий, различают простые, сложные и альтернативные гипотезы.

Простая — это гипотеза, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы (наступление юридических последствий).


Так, в соответствии со ст. 155 УК РФ факт разглашения тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений квалифицируется как преступление. Такое преступление является оконченным независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий как для усыновителей, так и усыновленных. Иначе говоря, в данном случае достаточно одного обстоятельства — факта сообщения кому бы то ни было об имевшем место усыновлении (удочерении), чтобы деяния виновного были квалифицированы по ст. 155 УК РФ. Помимо этого каких-то других обстоятельств закон не требует.

Сложная гипотеза — предполагает наличие или отсутствие одновременно двух или нескольких обстоятельств, с которыми данная норма связывает определенные правовые последствия. К примеру, в соответствии с пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из саморегулируемых организаций. Наличие всех этих обстоятельств (исключая одно из них — отсутствие судимости) образует сложную гипотезу — юридический факт, с которыми данная норма связывает возникновение правоотношения.

Альтернативная гипотеза — связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Так, в соответствии со ст. 311 УПК РФ подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда в случаях вынесения: 1) оправдательного приговора; 2) обвинительного приговора без назначения наказания; 3) обвинительного приговора с назначением наказания и освобождением от его отбывания; 4) обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно. Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно для того, чтобы суд (судья) принял решение об освобождении подсудимого из-под стражи.

Что такое гипотеза? (с иллюстрациями)

Гипотеза — это объяснение явления, которое может быть проверено некоторым способом, который в идеале либо подтвердит, либо опровергнет его. На время тестирования гипотеза считается верной, и цель исследователя — тщательно проверить ее условия. Эта концепция является очень важной частью научного метода, и она также верна и в других дисциплинах. Например, некоторые историки выдвинули гипотезу, что суд над салемскими ведьмами был вызван употреблением в пищу зерен, зараженных спорыньей, что привело к массовой истерии.

Some hypotheses can be expressed as a mathematical formula.
Некоторые гипотезы можно выразить математической формулой.

Когда кто-то формулирует гипотезу, он или она делает это с намерением проверить ее, и он или она не должны знать результаты потенциальных тестов до того, как гипотеза будет сделана. При формулировке гипотезы часто учитываются идеалы научного метода, поэтому он разработан таким образом, чтобы его можно было проверить таким образом, чтобы его могли воспроизвести другие люди.Он также остается ясным и простым, а гипотеза опирается на известную информацию и рассуждения.

A hypothesis that turns out to be wrong is still considered positive, as it furthers the cause of science.
Гипотеза, оказавшаяся неверной, по-прежнему считается положительной, поскольку она способствует развитию науки.

Гипотеза не обязательно должна быть правильной или неправильной, но человек, формулирующий ее, должен быть готов проверить теорию до ее пределов. Если кто-то выдвигает гипотезу, что воздействие X вызывает Y у лабораторных крыс, например, он или она должны увидеть, вызывает ли Y воздействие других факторов. Когда ученые публикуют результаты, которые подтверждают гипотезу, они часто подробно описывают шаги, которые они предприняли, чтобы попытаться опровергнуть это, а также шаги, которые подтвердили это, чтобы сделать аргумент еще более сильным.

В некоторых случаях гипотеза оказывается неверной, и это считается вполне приемлемым, поскольку она все еще способствует делу науки. В приведенном выше примере, например, показывая, что воздействие X не вызывает Y, ученый может проиллюстрировать, что необходимы дальнейшие исследования Y.В этом примере тот факт, что гипотеза неверна, не обязательно означает, что вещество X безопасно, потому что вещество X может вызывать что-то еще.

Также возможно, что после проверки гипотеза окажется неубедительной.Это может быть связано с тем, что у ученого отсутствуют необходимые инструменты для тестирования, что позволяет предположить, что в будущем для проверки идеи могут быть использованы передовые научные методы. Это также может быть результатом недостатка информации или гипотезы, которая плохо сформулирована и ее трудно проверить.

Hypotheses are often tested in laboratory conditions.
Гипотезы часто проверяются в лабораторных условиях.,

Определение гипотезы Merriam-Webster

Чтобы сохранить это слово, вам необходимо войти в систему.

hy · poth · e · sis | \ hī-ˈpä-thə-səs \ множественные гипотезы \ hī- pä- thə- ˌsēz \

b : интерпретация практической ситуации или условия, взятого в качестве основания для действия

2 : предварительное предположение сделано для того, чтобы выявить и проверить его логические или эмпирические последствия

Разница между гипотезой и теорией

Гипотеза — это предположение, идея, которая предлагается ради аргументации, чтобы ее можно было проверить, чтобы увидеть, может ли она быть правда.

В научном методе гипотеза строится до того, как будет проведено какое-либо применимое исследование, за исключением базового обзора фона. Вы задаете вопрос, читаете то, что было изучено ранее, а затем формулируете гипотезу.

Гипотеза обычно предварительная; это предположение или предположение, сделанное строго для целей тестирования.

Теория, напротив, — это принцип, который был сформирован как попытка объяснить вещи, уже подтвержденные данными.Он используется в названиях ряда принципов, принятых в научном сообществе, таких как теория большого взрыва . Из-за строгости экспериментов и контроля это считается более вероятным, чем гипотеза.

В ненаучном использовании, однако, гипотеза и теория часто используются взаимозаменяемо для обозначения просто идеи, предположения или догадки, при этом теория является более распространенным выбором.

Поскольку такое случайное использование устраняет различия, поддерживаемые научным сообществом, гипотеза и теория склонны к неправильной интерпретации, даже если они встречаются в научном контексте — или, по крайней мере, в контекстах, которые ссылаются на научные исследования без проведение критического различия, которое ученые используют при взвешивании гипотез и теорий.

Чаще всего теория интерпретируется, а иногда даже радостно схватывается, как нечто имеющее меньшую ценность истинности, чем другие научные принципы. (Слово закон применяется к принципам, настолько твердо установленным, что они почти никогда не подвергаются сомнению, таким как закон всемирного тяготения.)

Эта ошибка является одной из проекций: поскольку мы используем теорию в целом для обозначения чего-то легкомысленного, тогда подразумевается, что ученые должны говорить о том же уровне неопределенности, когда они используют теорию для ссылки на свои хорошо проверенные и аргументированные принципы.

Это различие выдвигалось на первый план, особенно в тех случаях, когда содержание научных программ в школах подвергалось сомнению — в частности, когда школьный совет в Джорджии наклеил на учебники наклейки, заявив, что эволюция была «теорией, а не фактом, в отношении происхождение живых существ «. Как сказал Кеннет Р. Миллер, клеточный биолог из Университета Брауна, теория «не означает догадку или предположение. Теория — это система объяснений, которая связывает воедино целый ряд фактов. Она не только объясняет их. факты, но предсказывает то, что вы должны найти из других наблюдений и экспериментов.

Хотя теории никогда не бывают полностью безошибочными, они составляют основу научных рассуждений, потому что, как сказал Миллер, «в меру своих возможностей мы их проверили, и они подтвердились».

.

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Гипотеза — это предлагаемое объяснение некоторого события или проблемы. Для научной гипотезы научный метод требует, чтобы ее можно было проверить. [1] [2]

Кардинал Беллармин привел хорошо известный пример старого значения этого слова в своем предупреждении Галилею в начале 17 века: он не должен рассматривать движение Земли как реальность. , но только как гипотеза.

Сегодня гипотеза — это идея, которую нужно проверить.Гипотеза требует дополнительной работы исследователя, чтобы проверить ее. Проверенная гипотеза, которая работает, может стать частью теории или сама стать теорией. Тестирование должно быть попыткой доказать ошибочность гипотезы. То есть должен быть способ опровергнуть гипотезу, по крайней мере в принципе.

Люди часто называют гипотезу «обоснованным предположением».

«Когда неясно, к какому закону природы относится эффект или класс воздействия, мы пытаемся восполнить этот пробел с помощью предположений.Такие предположения получили название гипотез или гипотез «. Ганс Кристиан Эрстед (1811) [3]
«Обычно мы ищем новый закон с помощью следующего процесса. Сначала мы его угадываем …» [4]

Экспериментаторы могут проверить и отклонить несколько гипотез, прежде чем решить проблему.

«Рабочая гипотеза» — это всего лишь приблизительная гипотеза, которая временно принимается в качестве основы для дальнейших исследований. [5] Есть надежда, что теория будет создана, даже если гипотеза окончательно не удастся. [6] [7]

Гипотезы особенно важны в науке. Некоторые философы говорили, что без гипотез не может быть науки. [8] В последние годы философы науки пытались объединить различные подходы к проверке гипотез и научный метод в целом, чтобы сформировать более полную систему. Дело в том, что гипотезы — это выдвигаемые идеи, которые затем проверяются экспериментами или наблюдениями.

В статистике люди говорят о корреляции: корреляция — это то, насколько тесно связаны два события или явления.Утверждение (или гипотеза) о том, что два события связаны между собой, нельзя проверить так же, как проверяется закон природы. Примером может служить определение того, является ли какое-либо лекарство эффективным для лечения определенного заболевания. Даже если существует сильная корреляция, указывающая на то, что это так, некоторые образцы все равно не соответствуют гипотезе.

В статистических тестах используются две гипотезы: нулевая гипотеза и альтернативная гипотеза. Нулевая гипотеза утверждает, что между явлениями нет связи. [9] Альтернативная гипотеза утверждает, что — это некая ссылка. Альтернативная гипотеза может принимать несколько форм. Он может быть двусторонним (например: существует какой-то эффект в еще неизвестном направлении) или односторонним (направление предполагаемой связи, положительное или отрицательное, фиксируется заранее).

  1. ↑ Термин происходит от греческого hypotithenai , означающего «помещать под» или «предполагать».
  2. ↑ Bunge, Марио 1967. Научное исследование I: поиск системы . Берлин: Springer Verlag, Глава 5, стр. 222.
  3. Первое введение в общую физику ¶18. Избранные научные труды Ганса Христиана Эрстеда , стр. 297. ISBN 0-691-04334-5
  4. ↑ Ричард Фейнман (1965) Характер физического закона . P156
  5. Оксфордский словарь спортивной науки и медицины Eprint через Answers.com
  6. ↑ См. В «гипотезе», Приложение к словарю Century , v.1, 1909, Нью-Йорк: Компания века. Перепечатано, т. 11, с. 616 (через Internet Archive ) из Словаря Century и Cyclopedia , 1911.
  7. Шик, Теодор; Вон, Льюис (2002). Как думать о странных вещах: критическое мышление для Новой Эры . Бостон: Высшее образование Макгроу-Хилла. ISBN 0-7674-2048-9 .
  8. ↑ Медавар П. Б. И J.S. 1983. Аристотель зоопаркам: философский словарь биологии .Издательство Гарвардского университета, стр. 148. ISBN 0-674-04537-8
  9. ↑ или ссылка не имеет формы, заданной альтернативной гипотезой

,

Гипотеза и ее типы — Социальные исследования

Гипотеза — это предварительная связь между двумя или более переменными, которые направляют исследовательскую деятельность на ее проверку.

Гипотеза — это проверяемое предсказание, которое, как ожидается, произойдет. Это может быть ложное или истинное утверждение, которое проверяется в ходе исследования для проверки его подлинности.

Иногда очень трудно начать исследование, не имея веской основы. Следовательно, исследование выстраивает логическую взаимосвязь между различными явлениями, чтобы начать работу над исследованием.Эта логическая взаимосвязь имеет отношение к теме исследования. Эта логическая взаимосвязь между различными явлениями называется гипотезой. Эта логическая взаимосвязь или проверяемое предположение задает направление исследования, определяет фокус исследования и помогает сформулировать методы исследования.

Например, исследователь, работающий над темой «Дискриминация женщин в сельском обществе», построит следующие гипотезы:

  • Чем выше неграмотность в обществе, тем выше будет дискриминация женщин
  • Чем выше патриархат в обществе, тем выше будет дискриминация женщин
  • Чем выше традиционные обычаи в обществе, тем выше будет дискриминация женщин

Аналогичным образом исследователь, работающий над темой «Степень использования практики планирования семьи в определенной области», разработает следующую гипотезу:

  • Чем выше уровень образования, тем выше будет использование практики планирования семьи
  • Чем выше будет доступность услуг по планированию семьи, тем выше будет использование практики планирования семьи
  • Чем выше уровень жизни, тем выше будет использование практики планирования семьи

Характеристики гипотезы

  1. Проверено эмпирически
  2. Просто и ясно
  3. Конкретные и актуальные
  4. Предсказуемо
  5. Управляемый

Важность гипотезы

  1. Дает направление исследованиям.
  2. Указывает на направленность исследователя.
  3. Помогает в разработке методов исследования.
  4. Предотвращает слепое исследование.
  5. Обеспечивает точность и аккуратность.
  6. Экономит ресурсы — время, деньги и энергию.

ВИДЫ ГИПОТЕЗ

Типы гипотез следующие:

  1. Простая гипотеза
  2. Сложная гипотеза
  3. Рабочая или исследовательская гипотеза
  4. Нулевая гипотеза
  5. Альтернативная гипотеза
  6. Логическая гипотеза
  7. Статистическая гипотеза

Простая гипотеза

Простая гипотеза — это гипотеза, которая отражает взаимосвязь между двумя переменными — независимой и зависимой переменной.

Примеры:

  • Чем выше безработица, тем выше будет уровень преступности в обществе.
  • Чем меньше использование удобрений, тем ниже будет производительность сельского хозяйства.
  • Чем выше бедность в обществе, тем выше уровень преступности.

Сложная гипотеза

Сложная гипотеза — это гипотеза, которая отражает взаимосвязь между более чем двумя переменными.

Примеры:

  • Чем выше бедность, тем выше неграмотность в обществе, выше будет уровень преступности (три переменные — две независимые переменные и одна зависимая переменная )
  • Чем меньше использование удобрений, улучшенных семян и современного оборудования, тем ниже будет производительность сельского хозяйства (четыре переменные — три независимых переменных и одна зависимая переменная )
  • Чем выше неграмотность в обществе, тем выше будет уровень бедности и преступности.(три переменные — одна независимая переменная и две зависимые переменные )

Рабочая гипотеза

Гипотеза, которую принято проверять и работать над исследованием, называется рабочей гипотезой. Это гипотеза, которая считается подходящей для объяснения определенных фактов и взаимосвязи явлений. Есть надежда, что эта гипотеза породит продуктивную теорию и будет принята для проверки для исследования.

Это может быть любая гипотеза, которая обрабатывается для работы в ходе исследования.

Альтернативная гипотеза

Если рабочая гипотеза оказывается неверной или отвергается, формулируется другая гипотеза (для замены рабочей гипотезы) , которая проверяется для получения желаемых результатов — это известно как альтернативная гипотеза.

Как следует из названия, это альтернативное предположение (отношение или объяснение), которое принимается после того, как рабочая гипотеза не дает необходимой теории. Альтернативная гипотеза обозначается H 1 .

Нулевая гипотеза

Нулевая гипотеза — это гипотеза, которая не выражает связи между переменными. Это отрицает связь между переменными.

Примеры:

  • Бедность не имеет ничего общего с уровнем преступности в обществе.
  • Неграмотность не имеет ничего общего с уровнем безработицы в обществе.

Нулевая гипотеза имеет свое назначение. Нулевая гипотеза делается с намерением, когда исследователь хочет не одобрить, отклонить или аннулировать нулевую гипотезу, чтобы подтвердить связь между переменными.Нулевая гипотеза обычно используется для обратной стратегии — чтобы доказать ее ошибочность и подтвердить, что существует связь между переменными. Нулевая гипотеза обозначается H O .

Статистическая гипотеза

Гипотеза, которая может быть проверена статистически, известна как статистическая гипотеза.

Это может быть любая гипотеза, которая подлежит статистической проверке. Это означает, что использование количественных методов для получения статистических данных позволяет легко их проверить.Также можно сказать, что переменные в статистической гипотезе могут быть преобразованы в поддающиеся количественной оценке субпеременные для статистической проверки.

Логическая гипотеза

Гипотеза, которая может быть проверена логически, известна как логическая гипотеза.

Это гипотеза, выражающая взаимосвязь, взаимосвязи которой могут быть соединены на основе логического объяснения. Это можно проверить логическими доказательствами. Логическая проверка не обязательно означает невозможность ее проверки статистически.Это может быть или не подтверждено статистически, но может быть проверено логически.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.