Период геронтогенеза. Характеристика основных личностных особенностей.
Период геронтогенеза
Период поздней зрелости (с 60 лет) часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители.
Переходным состоянием от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла человека некоторые авторы считают пожилой возраст. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован.
Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма.
В развитии когнитивной сферы происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Смысловая память сохраняется.
Изменения в эмоциональной сфере, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями, наблюдается привязанность к прошлому, власть воспоминаний.
Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей.
Мотивация 60-летнего человека: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства.
После 70 лет на передний план выходит другая проблема — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п.
Семейные отношения дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека.
Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработке адаптивных личностных свойств, умении извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.
Ведущими факторами развития продуктивного старения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.
Теория структурной зависимости (Уолкер, Тонсенд). Пожилой человек занимает зависимое положение в обществе, т.к. не работает. Общество не может и не должно вознаграждать за прошлый труд.
Теория субкультуры (Роуз). Пожилые люди обладают своей субкультурой, и это снижает их зависимость от членов семьи.
Теория модернизации (Фишер, Стоун). Процесс модернизации 20 века привел к изменению отношения к пожилым. Оно варьируется от негативного до положительного. История психологии старости.
Аристотель: негативное отношение к старости. Цицерон: старость — мудрый период. Гальтон: в старости происходит деградация психических процессов, интеллекта. В США старость понималась как отклонение от нормы, тогда как европейские психологи подчеркивали своеобразие каждого возраста.
Пиаже: пожилой человек воспринимает жизненные противоречия как осознанный факт, необходимость, что позволяет ему использовать их в умственной и творческой деятельности. Т.о., происходит развитие таких качеств, как предвидение, интуиция и рационализм, которые являются основой диалектического мышления. Булер: человек, входя в период позднего возраста, перестает преследовать цели, которые ставил всю жизнь.
Юнг: в период позднего возраста появляются новые возможности для саморазвития, т.к. нет необходимости для ускоренной социализации, поэтому на данном этапе происходит развитие самопознания и индивидуализации.
ГЕРОНТОГЕНЕЗ — Студопедия
В периодизации геронтогенеза выделяются три градации: пожилой возраст: для мужчин – 60–74 года, для женщин – 55–74 года, старческий возраст – 75–90 лет, долгожители – 90 лет и старше. Старение в позднем онтогенезе происходит в различных структурах человека как индивида, личности, субъекта деятельности. Наиболее подробно исследована специфика старения на различных уровнях его индивидуальной организации, где имеет место снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена, уменьшение способности клеток осуществлять окислительно‑восстановительные процессы. Этому способствует также и разрастание соединительной ткани в различных функциональных системах, в скелетных мышцах, сосудах и других органах. Вместе с тем ученые приходят к пониманию старения как внутренне противоречивого процесса, характеризующегося не только снижением, но и уменьшением активности организма, благодаря действию закона гетерохронии, т. е. разнонаправленности изменений, происходящих в отдельных функциональных системах. Особое значение имеют эволюционно‑инволюционные процессы, происходящие в центральной нервной системе. В период геронтогенеза происходит ослабление процессов возбуждения и торможения. Однако в этом случае не наблюдается фронтального ухудшения функций нервной системы. У пожилых людей наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс. Пищевой рефлекс у них вырабатывается медленнее, чем в группах молодых, а ориентировочно‑исследовательский рефлекс у пожилых испытуемых после 65–70 лет получить не удалось. Гетерохрония в ЦНС проявляется и в том, что с возрастом стареют прежде всего тормозной процесс и подвижность нервных процессов, а замыкательная функция страдает относительно меньше. Наряду с усилением разнонаправленности и противоречивости в период геронтогенеза имеет место отчетливо выраженная индивидуализация возрастной изменчивости функции. Был проведен ассоциативный эксперимент с испытуемыми в возрасте от 40 до 90 лет. В группе 40–60 лет латентный период речевых реакций был от 1,2 до 7,2 с, у 60‑70‑летних он колебался от 1,2 до 12 с, в более старшей группе 70–80 лет он варьировал от 1,2 до 15 с, а лица в возрасте 80–90 лет имели латентный период от 1,3 до 25 с. Сравнение полученных данных со средними, имеющимися по молодому возрасту (1,2 с), демонстрирует чрезвычайную степень индивидуальных различий в пожилом и старческом возрасте. Есть испытуемые, которые до глубокой старости отличаются высокой сохранностью показателя латентного времени речевой реакции и других явлений психики, у других же этот и другие показатели изменяются с возрастом в сильной степени.
В период геронтогенеза происходит приспосабливание к новым условиям жизнедеятельности и повышение различными способами биологической активности различных структур организма, обеспечивающих его работоспособность после завершения репродуктивного периода. Одним из путей адаптации является мобилизация резервных возможностей организма. Наряду с ослаблением интенсивности окислительных процессов с возрастом активизируется резервный путь генерации энергии – гликолиз, растет активность многих ферментов. Другой путь перестройки организма выражен в формировании новых приспособительных механизмов. Наряду с деструктивными изменениями (отложение жиров, солей) происходит накопление пигмента липофусцина, который обладает высокой скоростью потребления кислорода, также увеличивается число ядер во многих клетках печени, почек, сердца, скелетных мышц, нервной системы, что приводит к улучшению в них обменных процессов. Показано также появление в старости гигантских митохондрий, являющихся основными механизмами аккумуляции энергии. Таким образом, в период старения преодоление деструктивных явлений и повышение активности различных структур организма осуществляется различными способами: путем резервирования, интенсификации и компенсации уже существующих структурных образований, а также путем формирования качественных образований, способствующих сохранению работоспособности человека. В период геронтогенеза усиливается роль личностного фактора в создании здорового образа жизни. В сознательной регуляции поведения, направленной на сохранность индивидуальной организации и на ее дальнейшее развитие, большую роль играют эмоциональная сфера, психомоторика и речевая деятельность, относящиеся к интегральным характеристикам психики человека. Данные, полученные при изучении гиподинамии, демонстрируют многообразие связей двигательного аппарата с различными системами организма. При этом нарушается кровоснабжение мозга и сердца, в органах наблюдаются очаговые деструкции, кислородное голодание, снижается интенсивность окислительных процессов в сердце и скелетных мышцах. Определенной системой тренировок можно оптимизировать функции дыхания, кровообращения и мышечную работоспособность у лиц пожилого возраста. О комплексном характере воздействия эмоционально значимых раздражителей на человека свидетельствуют данные о зависимости продолжительности жизни от воздействия длительного стресса. Б. Г. Ананьев придавал огромное значение речевому фактору, способствующему сохранности человека. Он писал о том, что речемыслительные функции противостоят процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех других психофизиологических функций. В период геронтогенеза не только в соматической организации, но и на уровне психологических функций усиливается противоречивость, неравномерность и гетерохронность их возрастной динамики. Это выражено в том, что ухудшение работы слухового анализатора с возрастом носит избирательный характер, обусловленный как исторической природой человека, так и защитными функциями организма. В высокочастотном диапазоне (4000‑16 000 Гц) после 40 лет происходит значительное снижение громкостной чувствительности, при котором ее спады чередуются с моментами подъема. В диапазоне средних частот, где располагаются речевые звуки, ухудшение громкостной чувствительности в период 20–60 лет происходит в незначительной степени, а вот низкочастотные звуки (32‑200 Гц) – шумы, шорохи сохраняют в позднем онтогенезе свое сигнальное значение. Снижение разных видов цветовой чувствительности в 25–80 лет также происходит с неодинаковой скоростью (данные А. Смита). Чувствительность к желтому цвету после 50 лет практически не изменяется, а к зеленому – снижается в замедленном темпе. Напротив, значительное ослабление сенсорной реакции с возрастом имеет место на красный и синий цвета, т. е. на крайние, коротко– и длинноволновые части спектра. В то же время глазомерная функция и сенсорное поле зрения, по нашим данным, отличаются достаточно высокой сохранностью вплоть до 70 лет. Все это свидетельствует о важном значении этих функций на протяжении всей жизни человека, вплоть до периода старения.
В период геронтогенеза наблюдается гетерохронность также и в развитии других психических функций. В возрасте 70–90 лет особенно страдает механическое запечатление. Лучше всего сохраняется логическая, вербальная память. Основой прочности памяти в старшем возрасте являются смысловые связи. Опираясь на исследование английского геронтолога Д. Б. Бромлея, Б. Г. Ананьев писал о том, что в процессе геронтогенеза особенно примечателен противоположный ход развития вербальных (информированность, словарный запас) и невербальных (практический интеллект) функций. Снижение невербальных функций становится выраженным к 40 годам жизни. Между тем вербальные функции именно с этого периода прогрессируют наиболее интенсивно, достигая высокого уровня в 40–70 лет. На сохранность и дальнейшее развитие психических функций в период геронтогенеза существенное влияние оказывает профессиональная деятельность и образование. При высоком уровне образования не наблюдается спада вербальных функций до глубокой старости. С уровнем образования тесно связаны скорость речи, эрудиция и логическое мышление. Важным фактором жизнеспособности пожилого человека является род его занятий. Лица пенсионного возраста характеризуются высокой сохранностью тех функций, которые были активно включены в профессиональную деятельность. Так, по данным М. Д. Александровой, у пожилых инженеров не изменялись с возрастом многие невербальные функции, а старые бухгалтеры выполняли тест на скорость и точность арифметических действий так же хорошо, как и молодые. Острота зрения и поле зрения сохраняются на высоком уровне до глубокой старости у водителей, моряков, летчиков. Между тем у лиц, у которых основу профессиональной деятельности составляет восприятие не дальнего, а ближнего пространства (механики, чертежники, швеи), острота зрения с возрастом может значительно снизиться.
В позднем онтогенезе усиливается роль личности, ее социального статуса и ее включенности в систему общественных связей при условии сохранения трудоспособности человека как субъекта разных видов деятельности. Особое значение в качестве фактора, противостоящего инволюции человека, имеет его творческая деятельность. Выдающиеся ученые и деятели искусства сохраняли высокую работоспособность не только в пожилом, но и в старческом возрасте. И. П. Павлов создал «Двадцатилетний опыт» в 73 года, а «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» – в 77 лет. Л. Н. Толстой написал «Воскресенье» в 71 год, а «Хаджи Мурата» – в 76 лет. Высоким творческим потенциалом в поздние годы жизни отличались Микеланджело, Клод Моне, О. Ренуар, С. Вольтер, Б. Шоу, В. Гете и многие другие. К числу характерных особенностей творческих людей относится широта и разнообразие их интересов. Активность творческих личностей выходит за пределы их семейных и узкопрофессиональных интересов и выражается в их участии в педагогической, общественной и иных видах деятельности. В деятельности Р.Тагора (1861–1941), индийского писателя и общественного деятеля, имеет место ярко выраженное разнообразие жанров. Он писал стихи, пьесы, романы, повести и рассказы. Кроме того, он был педагогом, искусствоведом, политическим деятелем. После 60 лет начал заниматься живописью и создал ряд замечательных полотен. В его литературном творчестве выделяются три пика: 34, 49 и 69 лет. В целом творчеству Р. Тагора присущи разнообразие, поиск нового, огромная работоспособность, динамичность и отсутствие стереотипов мышления.
Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) также проявлял исключительное разнообразие в творчестве. Он писал духовную, оркестровую, камерную, танцевальную музыку, сочинял произведения для органа и хора, органа и сольного пения, клавира, скрипки с оркестром. Он сочинял фуги, сонаты, прелюдии, кантаты, хоралы, концерты. В поздние годы Бах занимался педагогической и литературной деятельностью, писал о музыке, выступал в качестве музыковеда. Важной чертой пожилых людей, занимающихся творчеством, является сильно выраженные деятельностные мотивы, целеустремленность и направленность на реализацию и воплощение своих замыслов и идей на практике. Высокоразвитая самоорганизация и критичность по отношению к результатам своей работы, гибкость ума также присущи творческому человеку на протяжении жизни вплоть до периода геронтогенеза. Непосредственный интерес к процессу творчества конвергирует с включенностью личности в жизнь общества, что определяет личностный смысл самого творчества. Чем масштабнее личность, тем в большей степени выражена ее ориентация на будущее, на социальный прогресс. После 70 лет среди выдающихся деятелей науки и искусства редко встречается та или иная форма старческой деменции, слабоумия, творческая деятельность выступает в качестве фактора психологического и биологического долголетия. Самоорганизация жизнедеятельности имеет первостепенное значение в период позднего онтогенеза как одно из важнейших условий долголетия. Активному долголетию пожилого человека способствует, таким образом, развитие его как социально активной личности и как субъекта творческой деятельности.
Период геронтогенеза. Характеристика основных личностных особенностей
Период геронтогенеза
Период поздней зрелости (с 60 лет) часто называют геронтогенезом, или периодом старения. Люди, достигшие данного возраста, подразделяются на три группы: люди пожилого возраста, старческого возраста и долгожители.
Переходным состоянием от зрелости к старости по возрастной периодизации жизненного цикла человека некоторые авторы считают пожилой возраст. Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который генетически запрограммирован. Люди этого возраста уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем. Утрачивается живость тканей организма.
В развитии когнитивной сферы происходят изменения, так как большинство сенсорных функций существенно ухудшаются. Больше всего страдают интеллектуальные функции, требующие скорости процессов. Смысловая память сохраняется.
Изменения в эмоциональной сфере, неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти, слезливости. Появляется тенденция к эксцентричности, уменьшению чуткости, погружению в себя и снижению способности справляться со сложными ситуациями, наблюдается привязанность к прошлому, власть воспоминаний.
Выход на пенсию изменяет положение и роль людей в обществе, оказывая влияние на развитие мотивационной сферы пожилых людей.
Мотивация 60-летнего человека: потребность в самореализации, созидании и передаче наследства.
После 70 лет на передний план выходит другая проблема — поддержание физического здоровья на приемлемом уровне. Проявляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. п.
Семейные отношения дают человеку ощущение защищенности, стабильности и прочности, во многом определяют радости и горести пожилого человека.
Я-концепцией в старости движет стремление интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Эффективно интегрировать свою жизнь можно при условии успешного разрешения индивидом нормативных кризисов и конфликтов, выработке адаптивных личностных свойств, умении извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способности аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий.
Ведущими факторами развития продуктивного старения является самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность.
Теория структурной зависимости (Уолкер, Тонсенд). Пожилой человек занимает зависимое положение в обществе, т.к. не работает. Общество не может и не должно вознаграждать за прошлый труд.
Теория субкультуры (Роуз). Пожилые люди обладают своей субкультурой, и это снижает их зависимость от членов семьи.
Теория модернизации (Фишер, Стоун). Процесс модернизации 20 века привел к изменению отношения к пожилым. Оно варьируется от негативного до положительного. История психологии старости.
Аристотель: негативное отношение к старости. Цицерон: старость — мудрый период. Гальтон: в старости происходит деградация психических процессов, интеллекта. В США старость понималась как отклонение от нормы, тогда как европейские психологи подчеркивали своеобразие каждого возраста.
Пиаже: пожилой человек воспринимает жизненные противоречия как осознанный факт, необходимость, что позволяет ему использовать их в умственной и творческой деятельности. Т.о., происходит развитие таких качеств, как предвидение, интуиция и рационализм, которые являются основой диалектического мышления. Булер: человек, входя в период позднего возраста, перестает преследовать цели, которые ставил всю жизнь.
Юнг: в период позднего возраста появляются новые возможности для саморазвития, т.к. нет необходимости для ускоренной социализации, поэтому на данном этапе происходит развитие самопознания и индивидуализации.
Геронтогенез. Особенности периода геронтогенеза — Студопедия.Нет
Геронтогенез является сложным, противоречивым, нелинейным и фазным процессом становления старости. В то же время геронтогенез является частью онтогенеза, его последним этапом, поэтому здесь действуют те же общие онтогенетические законы. Сложность процесса старения выражается в том, что замедление процессов старения в современном обществе обусловлено прижизненными приобретениями современного человека в процессе его индивидуального развития. Влияние жизненного пути человека и меры его активности на ход онтогенетической эволюции в период старения неизмеримо больше, чем в ранние годы. Увеличивается значение индивидуально-типических особенностей человека. Усиливается влияние характерологических особенностей и уровня общей одаренности.
Пожилой возраст принято связывать с более очевидным упадком физических и умственных функций, дальнейшим ослаблением сексуальной функции и интересов. Вместе с тем это пик для наиболее общих социальных достижений. При этом, как отмечает Б. Д. Бромлей, происходит изменение в мотивационной сфере, структуре потребностей, личностных особенностях1.
Согласно Международной классификации, выделены три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст для мужчин — 60—74, для женщин — 55—74; старческий возраст — 75—90; долгожители — 90 и старше[1] [2].
Современные исследования говорят в пользу того, что одной из наиболее значимых сфер развития в пожилом возрасте является сфера здоровья. Именно физические изменения выступают тем индикатором, по которому пожилые люди судят о том, что они стареют. Тем не менее, влияние, которое оказывают соматические изменения, недуги и болезни, носит не такой однозначный и линейный характер, как может показаться на первый взгляд. Разведение таких понятий, как «здоровье», «болезни» и «объективное ухудшение здоровья», позволило обнаружить ряд факторов. В частности, при одних и тех же соматических диагнозах степень объективного ухудшения здоровья может быть различной, и она не имеет прямой связи с возрастом.
Процессы ощущения и восприятия также имеют возрастную специфику в период геронтогенеза. Несмотря на существующую вариативность развития, в целом, сенсорно-перцептивные процессы ухудшаются, начиная с периода средней взрослости. При этом надо отметить, что эти изменения отчасти связаны с изменениями анализаторов и функциональных систем, однако часть ухудшений в обработке сенсорной информации связана с уже более сложным перцептивным уровнем. Большинство пожилых людей наблюдают изменения во вкусовых и обонятельных ощущениях, начиная с 60 лет. Такие изменения могут быть связаны как с психофизиологическими изменениями, так и быть результатом курения, приема медикаментов и других внешних факторов. Пожилые люди, как правило, имеют более высокие пороги к вибрации и температурным воздействиям. Также наблюдаются изменения проприоцептивных ощущений от нижних конечностей. Тем не менее, пожилой человек может компенсировать эти изменения и сохранять баланс, несмотря на эти изменения. Одними из сложных для диагностики являются болевые ощущения, поскольку они отличаются высокой дифференциальной вариативностью во всех возрастных группах, к тому же человек, зачастую, склонен искажать интенсивность и частоту болевых ощущений как в большую, так и в меньшую стороны. Слух и зрение в период старения являются, вероятно, самыми уязвимыми сенсорноперцептивными системами. Изменения зрения отмечаются уже с 30 лет, постепенно усиливаясь. При этом обработка зрительных сигналов тесно связана, с одной стороны, с изменениями анализаторов, а с другой — с процессами внимания и памяти. Похожая картина наблюдается и со слухом. В возрасте старше 65 лет 30% пожилых людей отмечает проблемы, связанные со слухом.
Существенным для понимания процессов когнитивного старения является тот факт, что, несмотря на накопленные данные о снижении когнитивных функций в период старения, все больше исследований обнаруживают свидетельства того, что в период старения может наблюдаться нс только снижение, но сохранность и даже прогресс когнитивных функций. Современное понимание старения когнитивной сферы человека приходит к тому, что снижение познавательных функций не является показателем «нормального» старения, напротив, переход к новой парадигме старения рассматривает ухудшение функций как признак патогенеза, который может и должен корректироваться на разных уровнях: физиологическом, психическом и психологическом.
Для периода старения наиболее значимыми являются системы, отвечающие за эпизодическую память (повседневные события) и семантическую (общие факты, знания), так как именно эти системы являются наиболее уязвимыми.
Данные свидетельствуют о том, что эти две системы стареют по-разному. Для эпизодической памяти характерным является ухудшение, хотя и постепенное, в возрастном плане. Снижение эпизодической памяти принято рассматривать индикатором когнитивных изменений возрастного характера. Семантическая память демонстрирует другой паттерн. Результаты исследований показывают, что в целом, с возрастом семантическая память остается достаточно сохранной, хотя процесс воспроизведения может идти медленнее.
Эмоциональная сфера пожилых людей является одной из, вероятно, наиболее противоречивых областей психологии старения. С одной стороны, многие геронтологические исследования сконцентрированы на исследовании депрессии, астении, сниженного эмоционального фона, а также одиночества и связанных с ним негативных чувств. С другой стороны, за последние десятилетия стал общепризнанным факт, что с возрастом усиливается позитивный эффект и уровень субъективного благополучия.
Несколько возможных объяснений мы можем встретить у западных исследователей. Например, Cacioppo, Berntson, Tranel и Hawkley связывают это со снижением активации амигдалы (миндалевидного тела), отвечающей за негативные аффективные состояния. Однако Murray отмечает, что та же самая амигдала отвечает и за позитивные аффективные состояния и соответственно, если бы такое объяснение было верным, то у пожилых людей снижалось бы проявление всех эмоциональных состояний, а не только негативных.
Другое возможное объяснение предложили Л. Карстенсен и Д. Айза- ковитц в своей социоэмоционалыюй селективной теории. Согласно этой теории, изменения в частных социоэмоциональных целях, отчасти за счет эмоциональной регуляции, приводят к изменениям в силе социальных мотивов, которые в свою очередь реорганизуют паттерны социального взаимодействия1.
Опираясь на различные данные, Б. Г. Ананьев говорил о том, что для процесса геронтогенеза специфическим является противоположный ход развития некоторых вербальных (информированность, определение слов) и невербальных (практический интеллект) функций.
Несколько иной взгляд на природу интеллектуальных функций в периоды поздней взрослости и старения предложила Г. Лэйбови-Виф[3] [4]. В своей концепции она предположила, что, в отличие от представлений Ж. Пиаже, считавшего юношеский возраст пиком интеллектуальной деятельности человека, интеллектуальная сфера взрослого претерпевает глубокую реструктуризацию. С ее точки зрения, такое развитие не сводится лишь к развитию формально-логических операций, но включает в себя интеграцию различных форм опыта, тем связывая интеллектуальное развитие с возникновением и развитием мудрости. В результате такой реструктуризации, формируется своеобразная ментальная модель окружающего мира. Именно в связи с подобной сложностью интеллектуальной сферы пожилого человека, по мнению Лэйбови-Виф, бессмысленно использовать традиционные психометрические тесты применительно к старшему поколению. В пользу этой теории свидетельствуют и данные немецких исследователей, согласно которым в пожилом возрасте работа интеллектуальных функций текучего и кристаллизованного интеллектов тесно взаимосвязана. При этом наиболее тесные связи наблюдаются в периоды детства и старения, в то время как в период взрослости степень интегрированности ослабляется.
Одним из краеугольных камней психологии старения является «мудрость» и ее феноменология. Хотя на сегодняшний день нет единого определения мудрости, тем не менее, все подходы можно обобщить в четыре направления:
1) мудрость как совокупность личностных черт или компетенций;
2) мудрость как позитивный результат развития человека;
3) сложная система практических знаний;
4) процесс, возникающий в ситуациях реальной жизни.
Вне зависимости от понимания природы мудрости, современное психологическое сообщество склонно согласиться с тем, что мудрость является качественным образованием и, хотя ее возникновение и более вероятно в период геронтогенеза, оно не связано напрямую с возрастом и не является безусловным новообразованием в период старости.
В процессе функционирования личности пожилого человека формируются противоречивые представления о связи между сущим и должным, а в более широком плане — расхождение между личной ограниченностью и универсальными возможностями человека и конкретного пожилого человека. Современные исследования показывают, что пожилые люди различаются не только представлениями о старости, но и тем, как эти представления влияют на самооценку1. В период старения базовой характеристикой самооценки является категория личностных свойств[5] [6]. При этом наблюдается тенденция к переосмыслению содержательной стороны таких сфер, как семейная, профессиональная и коммуникативная.
Социальная сфера в период старения имеет ряд отличительных черт. Несмотря на существующие стереотипы об изоляции и одиночестве пожилого человека, его социальные сети не столь однородны, а одиночество может нести как негативную, так и позитивную функцию. В современном мире проживание в расширенной семье становится все более редким, что приводит к возникновению мифа, что пожилые люди брошены и забыты. В противоположность данному мифу, многие пожилые люди не стремятся проживать со своими детьми и внуками, а предпочитают «близость на расстоянии». Также стоит отметить появление новой формы расширенной семьи, включающей разнообразную сеть семейных взаимодействий, сохраняющую при этом собственный дом и хозяйство, а также возможность побыть одному или пригласить друзей.
Брачные отношения сохраняют свою роль, а близость с супругом является залогом высокой самооценки и снижения тревоги и депрессии. У супругов, проживших вместе много лет, в пожилом возрасте значительно повышается (но сравнению со взрослостью) удовлетворенность браком. В целом, позитивный эффект от брака (как долгосрочного, так и краткосрочного) сильнее выражен у мужчин, чем у женщин.
Межпоколенные связи, как показали исследования, сильнее между детьми и матерями, в особенности между дочерями и матерями. При этом в целом, женщины являются «хранителями» семейных связей и источником поддержки. Однако наблюдается тенденция к усилению связи между сыновьями и пожилыми родителями.
С возрастом также меняется социальная ситуация взаимодействий с сиблингами. Близость с сиблингами определяется географическим положением, кроме того, действует «эффект песочных часов»: больше свободного времени, уменьшение «суррогатных семей», уменьшение числа причин конфликтов, большее значение придается общим воспоминаниям. Интересно отметить, что с возрастом «рейтинг» сиблингов возрастает, больше поддержки получают те, у кого несколько сиблингов, а сестры оказывают больше поддержки. При этом мужчины больше привязаны к семьям жен и их сиблингам.
Несмотря на снижение контактов вне семьи, близкие друзья остаются частью социальных связей. Они являются источником эмоциональной и моральной поддержки, а также радости. Возможность помогать друзьям дает чувство независимости. В основе дружбы в пожилом возрасте лежит эмоциональная, глубокая связь. При этом женщины более социально активны и ответственны за социальные связи мужей.
Таким образом, изменение возрастной динамики старения может происходить в двух противоположных направлениях: конвергентного и дивергентного развития регуляторных систем.
Биологические аспекты геронтогенеза. Психологическое переживание старения и старости. Теории старения.
Процесс старения неоднороден. Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза: пожилой возраст (для мужчин — 60—74 года, для женщин — 55- 74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия процесс старения замедляется (человек 55—60 лет может совершенно не ощущать себя старым и по социальным функциям может находиться в когорте взрослых — зрелых — людей), да и само старение внутри указанных фаз не является однородным (кто-то устает от жизни уже к 50 годам, а кто-то и в 70 может быть полным сил и жизненных планов). Как говорил Б. Спиноза, никто не знает, «к чему способно тело».
Исследователи этого периода жизни особо отмечают возраст около 56 лет, когда люди, находящиеся на пороге старения, переживают чувство, что можно и нужно еще раз преодолеть трудное время, попытаться, если надо, что-то изменить в собственной жизни. Большинство стареющих людей переживают этот кризис как последнюю возможность реализовать в жизни то, что они считали смыслом или целью своей жизни, хотя некоторые, начиная с этого возраста, начинают просто «отсиживать» время жизни до смерти, «ждать своего часа», считая, что возраст не дает шансов серьезно что-то изменить в судьбе. Выбор той или иной стратегии зависит от личностных качеств и тех оценок, которые личность дает собственной жизни.
Сложность процесса старения выражается в усилении и специализации действия закона гетерохронии, в результате чего имеют место длительная сохранность и даже улучшение функционирования одних систем и ускоренная, происходящая разными темпами, инволюция других. Дольше всего сохраняются в организме те структуры (и функции), которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в его наиболее общих проявлениях. Усиление противоречивости проявляется главным образом в разнонаправленности изменений, происходящих в отдельных функциональных системах индивидной организации. Хотя эволюционно-инволюционные процессы присущи всему онтогенезу в целом, именно в период старения разнонаправленность определяет специфику как психического, так и непсихического развития.
Э. Эриксон считал старость стадией развития личности, на которой возможно либо обретение такого качества, как интегративность — целостность личности (ego-integrity), либо переживание отчаяния от того, что жизнь почти кончена, но прожита она не так, как хотелось и планировалось.
Э. Эриксон выделяет несколько характеристик переживания чувства интегративности: 1) это всевозрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности; 2) это постнарцисстическая любовь человеческой личности (а не особи) как переживание, выражающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, независимо от того, какой ценой они достаются; 3) это приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене; 4) это новая, отличная от прежней, любовь к своим родителям; 5) это товарищеское, причастное, присоединительное отношение к принципам отдаленных времен и различным занятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятий.
Старческий возраст. Причины и факторы влияющие на процессы старения.
Выделение периода старения и старости (геронтогенеза) связано с целым комплексом социально-экономических, биологических и психологических причин, поэтому период позднего онтогенеза изучается различными дисциплинами — биологией, нейрофизиологией, демографией, психологией и т.д. Общее постарение населения является современным демографическим феноменом: доля групп людей старше 60-65 лет составляет свыше 20% общей численности населения во многих странах мира (шестая или восьмая часть всей мировой популяции!).
С физиологической и психологической точек зрения, старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний период жизни (например, ранний, дошкольный или подростковый возраст) вплоть до 60—65 лет. Согласно наблюдениям Дж. Ботвиника и Л. Томпсона, если хронологический возраст — это фактор, на основе которого судят о том, кто стар, тогда все же люди пожилого возраста значительно более разнообразны по своим биологическим и поведенческим характеристикам, чем более молодые.
Средняя продолжительность жизни современного человека значительно выше, чем у его предков, и это означает, что пожилой и старческий возраст превращается в самостоятельный и достаточно продолжительный период жизни со своими социальными и психологическими особенностями. Эти демографические тенденции приводят также к усилению роли пожилых и старых людей в общественной, политической, культурной жизни общества и требуют анализа сущностных характеристик развития человека в этом периоде жизни. Геронтолог И. Давыдовский говорил, что опыт и мудрость всегда были функцией времени. Они остаются привилегией взрослых и пожилых. Для геронтологии как науки не так важно «прибавить годы к жизни»; важнее «прибавить жизнь к годам».
Особенности изменения личности в период геронтогенеза
Содержание
Введение
1. Особенности изменения личности в период геронтогенеза
1.1 Эмоциональное переживание старения как условие формирования личностных особенностей
1.2 Отношения пожилых людей к смерти
1.3 Основные стратегии совладения в период геронтогенеза
2. Психические отклонения в старости
2.1 Новообразование пожилого и старческого возраста
2.2 Творчество в пожилом возрасте
2.3 Роль семьи в старости
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение. А
Введение
В настоящее время в высокоразвитых странах возросла продолжительность жизни людей, удлинился период старости, который занимает около трёх десятилетий. Однако в психологической науке этот период изучен несравненно меньше, чем первая треть жизни человека. И всё же за последние два десятилетия психологи создали значительный материал, выявляющий характеристики психологического облика пожилого человека.
В словаре С.И.Ожегова пожилой- начинающий стареть, старость — период жизни после зрелости, в которой происходит ослабление организма и, наконец, старый — достигший старости. Такие определения наводят на мысль, что где-то в нашем подсознании чётко зафиксирована норма, мы примерно знаем, как должен выглядеть человек в старческом возрасте. В самом общем виде под старением понимают динамические явления, связанные с преобладанием темпов деструктивных процессов над реконструктивными, а старость — достижение некоторого предела этих изменений. Эти изменения происходят на биологическом уровне, когда организм становится более уязвим, возрастает вероятность смерти; на социальном уровне — человек выходит на пенсию, меняется социальный статус; на психологическом, когда человек осознаёт происходящие изменения и приспосабливается к ним. Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения. Тенденция к росту численности пожилых и престарелых требует глубокого изучения демографических процессов и в первую очередь: проблемы пожилых людей, особенностей их развития, биологических и социальных возможностей, их потребностей, активной жизнедеятельности, социальной защиты и помощи, а также коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.
Проблемы социальной защиты пожилых людей становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается. В настоящее время пожилые люди стали наиболее социально-незащищенной категорией общества. Уровень малообеспеченности растет с каждым месяцем, а доходы пожилых граждан остаются практически одни и те же. Смысл социальной работы — социальная реабилитация, действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений с людьми, превращении пожилого человека из объекта (клиента) субъекта. Надо не только давать пожилому человеку, но и помогать ему продолжать отдавать себя, чтобы он чувствовал определенную стабильность, ощущало оптимизм и надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается нужным. Процесс старения в каждом человеке протекает индивидуально. Количество прожитых лет еще не определяет степень физической и социальной деятельности. Одни — в 70 лет не потеряли форму, другие — в 60 лет — «полная развалина». Главное — не применять ко всем один и тот же критерий. Однако важно осознать, что пожилые люди — это возрастная группа, которая имеет социально-специфические особенности, потребности, интересы, ценностные ориентации. Главное — не попасть в ситуацию одиночества, не попасть в самоизоляцию. Пожилому человеку необходимы социальные контакты, даже, если он не работает; не поддаваться апатии, бездеятельности; не настраивать себя на ожидание несчастья. Личностно — бытовой уход за собой, за близкими людьми вызывает сознание определенной полезности и важности для пожилого человека. В старости у людей редко вырабатывается новая жизненная позиция.
1 Особенности изменения личности в период геронтогенеза
В психологии нет чёткого определения границ позднего периода жизни. Как правило, учёные выделяют группу пожилого возраста — от 60 до 75 лет, неодинаковые по своему психологическому и медицинскому состоянию. Для людей, входящих в эту группу, характерно сохранение достаточно высокого уровня активности, а наиболее значимыми проблемами для них являются нарушение социально — психологической адаптации и вызываемый тем психологический дискомфорт.
Психические изменения, наблюдающиеся в процессе старения, связаны с процессами инволюции в центральной нервной системе. Заметное увеличение времени реакции считается наиболее общим и универсальным признаком начала старения. Это проявляется в снижении силы и подвижности основных процессов жизнедеятельности, охватывающих как большинство сенсорных функций, так и моторику, восприятие нового, запоминание — всё поведение человека, включая способность к адаптации в изменяющихся условиях.
Причины психологических изменений (Биррен):
Первичное старение (внешнее) — это нормальный процесс, не отягощённый хроническими болезнями.
Вторичное старение (внутреннее) — старение связано с патологическим ухудшением здоровья и сопровождается разнообразными хроническими заболеваниями, влияющими на функционирование мозга. На оба эти процесса оказывает влияние стиль жизни: стрессы, морально — этические принципы, и т.д.
Первичное старение снижает персептивную скорость решения задач, т.е. скорость, с которой информация обрабатывается в ЦНС. Вторичное старение влияет не только на скорость перцепции, но и на логические рассуждения.
Изменения силы и подвижности психических процессов в старости сугубо индивидуально. В основе индивидуального характера изменений психической деятельности в старости лежат как гетерохронность в нарушениях памяти, интеллекта, так и жизненный опыт, индивидуальные качества, качества личности, присущие конкретному человеку. Это способствует формированию собственных механизмов компенсации и адаптации к возрастным изменениям.
Поздний возраст — заключительный период онтогенеза, ярким проявлением которого выступает действие процессов старения.
В настоящее время существуют различные определения старения. Одни из авторов рассматривают старение как постепенное ослабление реактивности клеток за счёт изменения физико-химической структуры клеточного вещества. По мнению других, старение проявляется в снижении поведенческих, физиологических и биохимических приспособлений к внутренней и внешней среде. Определяют старение и как изменение поведения организма с возрастом, которое приводит к снижению выживания и приспособления.
Старение — процесс разрушительный. Он приводит к уменьшению адаптационных возможностей организма. Причиной снижения адаптации стареющего организма является ослабление функций всех систем — нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной и др.
Процесс старения представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определёнными возрастными изменениями в организме. В период геронтогенеза происходит постепенное ослабление деятельности организма, ослабление процессов возбуждения и торможения, особенно внутреннего торможения. Наиболее сохранным оказывается оборонительный условный рефлекс по сравнению с пищевым. Все изменения в период старения носят индивидуальный характер.
Сложный и противоречивый характер старения человека как индивида связан с количественными и качественными изменениями перестройки биологических структур, включая и новообразования. Организм адаптируется к новым условиям; активизируются различные системы организма, что сохраняет его жизнедеятельность, позволяет преодолевать деструктивные (разрушительные, отрицательные) явления старения.
Старение — процесс очень сложный. Его проявление наблюдается на всех уровнях строения организма.
) Прежде всего, это уровень всего организма в целом — то, что мы наблюдаем визуально, общаясь с человеком. Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, садится голос, становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, изменяется форма грудной клетки.
В психологии, характере, поведении человека, — а всё это тоже относится к целостным свойствам организма и может наблюдаться при непосредственном общении — появляются свои изменения. Интересы становятся более однообразными и не связанными с необходимостью значительных затрат времени и сил на мышечную или умственную работу. Недостатки, такие, как скупость, завистливость, недоверчивость, неуживчивость, которые если и проявлялись в молодости, но были вполне терпимыми для окружающих, теперь разрастаются, делаются невыносимыми. Внимание пожилого человека всё больше заостряется на его собственных недомоганиях и переживаниях, и он старается заинтересовать ими всех остальных.
Эти наблюдаемые изменения во внешности и личности человека отражают глубинную перестройку его организма.
) Уровень, который составляют отдельные органы и системы. Уменьшается жизненный объём лёгких, теряется эластичность кровеносных сосудов, грубеют и снижают чувствительность все составляющие органы слуха, сокращается объём необходимого для пищеварения желудочного сока, в костях появляется много извести, делающей их более хрупкими, уменьшается о
Геронтогенеза. Поняття геронтогенезу
Когнітивні особливості періоду старіння.
Поняття геронтогенеза характеризує один з періодів дорослості або старіння. Як показали дослідження, даний період починається з 60 років життя у чоловіків і з 55 років – у жінок. Виходячи з цього, всіх осіб, які досягли цього періоду можна розділити на три основні категорії:
- особи похилого віку;
- особи старечого віку;
- довгожителі.
Виникає питання, як протікає життя в даний перід і чим вона характеризується? В якості основної характеристики виступає період старіння, тобто процес, запрограмований на генетичному рівні, який супроводжується найбільш характерними рисами, що протікають в організмі громадян в цей період. Всі вікові зміни характеризуються безпосереднім ослабленням організму. Саме тому, особи, які досягли похилого віку, вже не володіють достатньою фізичною силою і значно втрачають запас енергії. Приблизно в ці роки погіршується вся імунна система, в результаті чого люди починають все частіше хворіти і проявляти особливу чутливість до перепадів температури і атмосферного тиску. Не можна залишити без уваги і те, що відбувається висушування шкіри, в результаті чого втрачається колишня пружність і м’якість, значно знижується чутливість і шкіра набуває матового відтінку.
Розвиток відчуття і сприйняття.
Геронтогенеза є періодом активного старіння людей, які досягли похилого віку (55-60 років). Він безпосередньо пов’язаний з багатьма психічними пізнавальними процесами, які відповідають за сприйняття і переробку всієї інформації, що надходить. В якості основних пізнавальних процесів виступають: пам’ять, мислення, відчуття, уявлення, уява, сприйняття і мова.
Оскільки геронтогенеза зачіпає всю нервову систему, то, відповідно, проісхдят такі зміни, як:
зниження чутливості практично всіх органів почуттів і дотику;
реакції на зовнішні подразники помітно сповільнюються.
Все це говорить про те, що людині стає все важче сприймати і засвоювати інформацію, що надходить.
Зниження слухової чутливості.
Період старіння в переважній більшості випадків характеризується зниженням слуху у людини похилого віку. Дане твердження підтверджується численними дослідами і дослідженнями, проведеними в даній сфері. При наявності сторонніх шумів, людина може не розрізняти голоси або давно відомі звуки. Щоб відновити здатність чути, деякі громадяни застосовують слухові апарати, які допомагають їм впоратися з подібною проблемою. Значне зниження слухової чутливості може привести до підвищеного ступеня неуважності. Через погане слуху багато людей похилого віку стають підозрілими і замкнутими.
Порушення зору в період геронтогенеза.
Починаючи з 60-річного віку, у людей порушується зір. В даний період знижується здатність фокусувати погляд, оскільки еластичність кришталика значно втрачається, призводить до помутніння або навіть до катаракті. Літнім особам досить проблематично розглядати предмети і деталі дрібного розміру і розрізняти різкі контрасти. У сучасному світі проблеми із зором можуть вирішуватися операційним способом. Однак, деякі захворювання, такі як втрата еластичності кришталика, залишаються невиліковними донині. Але, так чи інакше, не варто засмучуватися. Існують в наші дні найрізноманітніші типи очок, які здатні повернути ваш погляд і зір в норму. У нашому житті дуже важливо мати хороший зір.
« Психічні пізнавальні процеси
Каузальна атрибуція. Механізми каузальної атрибуції »
Онтогенез — это в психологии то, что
.
Процесс онтогенеза определяется последовательными изменениями в организме от более низких уровней жизнедеятельности к более высоким уровням. Происходит структурное и функциональное улучшение личности.
Изучение онтогенеза проводится в рамках нескольких научных дисциплин. Так, например, морфофизиологический онтогенез (формирование организма) является объектом изучения биологической науки. В свою очередь, психический и социальный онтогенез изучается в различных областях психологии (психогенетика, возрастная и детская психология, социальная и педагогическая психология).
Философия и онтогенез
Термин «филогенез» (греч. Phyle — «вид, род, племя» и «genos» — «происхождение») используется для обозначения процесса возникновения и исторического развития виды. В психологической науке это развитие психики животных в процессе эволюции, а также эволюция форм человеческого сознания.
Понятие «онтогенез» имеет более частный смысл. Это (в психологии) процесс развития психики человека.В данном случае речь идет о перманентном характере развития — от рождения человека до момента его смерти. Представления о философии и онтогенезе заимствованы биологией из биологии, их автором является немецкий биолог Э. Геккель.
Биогенетический закон
На основе этих концепций вместе с Ф. Мюллером Геккель формулирует биогенетический закон (1866 г.). По его словам, каждая особь в процессе индивидуального развития (онтогенеза) в краткой форме проходит все стадии развития своего вида (филогенез).
Впоследствии биогенетический закон подвергся серьезной критике со стороны научного сообщества. Например, в качестве контраргумента Ученый совет Йенского университета указывает на отсутствие у человеческого эмбриона хвоста и жаберных щелей. Несмотря на поддержку биогенетического закона Чарльзом Дарвином (который объявил его главным доказательством своей эволюционной теории), эта идея была признана Ученым советом несостоятельной, а ее автора обвинили в научном мошенничестве.
Тем не менее, биогенетический закон и собственно идея рекапитуляции (лат. Recapitalatio — «сжатое, краткое повторение прежнего ранее») оказали значительное влияние на развитие биологической науки, в том числе на развитие эволюционных идей. ,Его влияние биогенетический закон оказал на развитие психологии. В онтогенезе индивидуальной психики не может не играть роль опыт предыдущих поколений.
Проблема движущих сил психического развития
Отдельной фундаментальной психологической проблемой является вопрос о том, какие факторы являются ведущими факторами в развитии психики, обуславливающими ее онтогенез. Это в психологии определяется концепцией движущих сил психического развития.Существует два основных подхода к решению этой проблемы — биогенетический (естественный) и социогенетический (социальный).
Сторонники первого направления подчеркивали генетический фактор (наследственность), считая его ведущим в процессе индивидуального развития психики. Соответственно, роль социального фактора сведена к минимуму. Среди наиболее известных представителей биогенетического подхода — Р. Декарт, М.-Ф. Руссо, Дж. Спенсер, С. Холл, Д. Болдуин.
Противоположный, социогенетический подход. В качестве движущих сил психического развития был выделен социальный фактор — роль социальной среды.Таким образом, человек действует как продукт внешнего (опосредованного) воздействия. Сторонники этого подхода игнорировали важность наследственности личности. Представители — Дж. Локк, Э. Дюркгейм, П. Джанет.
Двухфакторная теория онтогенеза психики
Также были предприняты попытки объединить оба фактора — наследственный и социальный — для объяснения психологической специфики понятия «онтогенез». Это в психологии превратилось в третье направление — теорию двух факторов.Первым исследователем был В. Штерн, сформулировавший принцип конвергенции двух факторов. Согласно этому принципу, наследственная линия в развитии личности пересекается с линией, обусловленной ее социальным окружением (имеет место конвергенция).
Соответственно, онтогенез психологии человека осуществляется в процессе слияния внутренних и внешних условий функционирования психики. Например, врожденный инстинкт игры будет определять, как и когда ребенок будет играть.В свою очередь, материалы и условия процесса будут определяться реальной внешней средой.
.
границ в психологии | Психопатология
Этот специальный раздел направлен на содействие исследованиям когнитивных, аффективных и связанных с мозгом механизмов, которые способствуют состояниям психологического страдания.
Статьи, представленные в этом разделе, представляют собой вклад в знание и понимание психопатологии с точки зрения этиологии и динамики изменений. Наша конечная цель — дальнейшее продвижение исследований, применяемых в области психопатологии в это критическое время, когда интегративные подходы рассматриваются как наиболее многообещающий путь к пониманию психопатологических состояний.
Поэтому мы приветствуем статьи, посвященные взаимодействию когнитивной нейропсихологии, клинической психологии, экспериментальной психологии, социальной психологии и наук о мозге, применимые в основном к психопатологии человека.
Материалы в Психопатология могут касаться следующих тем:
- Диагностика (размерность, категории)
- Психометрические модели
- Ненормальная психология на протяжении всей жизни
- Личность
- Социальное познание
- Травма
- Лечение
- Профилактика
- Познавательные способности
- Мотивация
Это примеры тематических областей, а не исчерпывающий список.Дополнительные исследования, которые будут входить в сферу интересов этого раздела:
- Исследования популяций пациентов
- Анализ ненормального поведения и мотивации (на основе последних поведенческих теорий)
- Истории болезни
- Научно-содержательные теоретические работы по девиантной личности
- Эмоциональное отклонение
Психопатология также охватывает биологию отношений, субъективный опыт и терапевтическое вмешательство.Одна основная проблема, которая остается в значительной степени нерешенной, связана с клиническими явлениями. , наша редакционная линия охватывает исследования в области клинической феноменологии.
Мы приветствуем исследования на основе моделей, а также интегративный и трансляционный подходы, объединяющие различные дисциплины психологии, а также исследования на животных.
,
Гериатрический психолог Карьера Информация, требования к заработной плате и образованию
Основы
Старение — это часть жизни, но для многих людей старость может быть временем серьезных эмоциональных, социальных и физических трудностей. Кости и мышцы становятся слабыми, память и зрение становятся менее острыми, друзья и близкие умирают, а горе, беспокойство и депрессия могут быть обычным явлением.
Есть также много положительных сторон старения. Видеть, как дети и внуки растут и добиваются успеха, — это главное преимущество взросления.Выход на пенсию после трудовой жизни, возможность проводить время с близкими и проводить свободное время также являются преимуществами. Гериатрическая психология стремится помочь максимально использовать эти положительные аспекты старения, а также предоставляет меры, необходимые для решения нежелательных аспектов старения.
Кто такой гериатрический психолог?
Гериатрический психолог — профессиональный клинический психолог, специализирующийся на изучении и лечении психических, эмоциональных и социальных проблем, возникающих с возрастом.Подобно тому, как детский психолог работает исключительно с детьми-клиентами, гериатрические психологи сосредотачивают свое внимание на потребностях пожилых людей. Гериатрические психологи проводят исследования, предоставляют терапевтические услуги пожилым клиентам и их семьям, проводят занятия и предлагают обучение психиатров, а также проводят исследования по важным темам, связанным с последними этапами жизни человека.
Какова роль гериатрического психолога?
Как и большинство других психологов, гериатрические психологи носят разные шляпы.Они сосредоточены на диагностике и оценке клиентов. В этом качестве гериатрические психологи проводят оценки для определения наличия (если таковые имеются) расстройства настроения, поведения или когнитивных функций у пожилого клиента. Используя эту информацию, гериатрические психологи разрабатывают план лечения для своего клиента, в котором рассматриваются вызывающие озабоченность вопросы.
Неотъемлемая часть плана лечения и еще одна важная роль гериатрических психологов — консультирование. Гериатрические психологи работают с индивидуальными клиентами, а также с семьями, парами или небольшими группами.Консультации могут быть сосредоточены на решении проблем, которые вызывают у клиентов страдания, таких как преодоление чувства утраты и горя после смерти близкого человека или разработка стратегий, позволяющих справиться со стрессом, вызванным переездом в учреждение для проживания с уходом.
Еще одна важная роль гериатрических психологов — в образовательной сфере. Гериатрические психологи проводят тренинги и занятия для самых разных людей. Например, они могут проводить занятия с пожилыми клиентами, чтобы научить их ежедневным стратегиям, позволяющим сохранять остроту ума.Кроме того, гериатрические психологи будут работать с членами семей пожилых клиентов, чтобы научить их, как они могут наилучшим образом поддержать своих близких в старости. Гериатрические психологи также стремятся информировать близких о процессах старения и о том, чего ожидать с точки зрения психического, эмоционального, когнитивного и физического здоровья их близких.
Другие популярные профессии гериатрических психологов связаны с защитой интересов и консультированием. Гериатрические психологи могут работать с государственными или некоммерческими организациями для проведения исследований по вопросам, связанным со старением.Вооружившись исследованиями, гериатрический психолог может выступать за улучшение услуг для пожилых людей, увеличение финансирования гериатрических исследований или расширение услуг здравоохранения для пожилых людей. В сфере консультирования гериатрические психологи могут сотрудничать с государственными учреждениями для разработки политики, регулирующей доступ к медицинской и психиатрической помощи для пожилых людей. Консультанты также могут работать с независимыми больницами, дневными центрами и другими гериатрическими учреждениями для разработки программ, улучшающих функционирование клиентов.
Почему важна гериатрическая психология?
Гериатрическая психология дает важные сведения о том, как мы стареем, а также об эмоциональных и психологических последствиях процесса старения. Например, гериатрические психологи обладают уникальными возможностями для изучения того, как ухудшение физического состояния негативно влияет на настроение пожилых клиентов. Точно так же гериатрические психологи могут предоставить ценную информацию из исследований распространенных заболеваний, таких как болезнь Альцгеймера или болезнь Паркинсона, и помочь разработать новые стратегии лечения этих заболеваний.
Гериатрическая психология также является ценным ресурсом для изучения таких вопросов, как потеря и горе, поскольку многие гериатры пережили потерю семьи, друзей и других близких. Например, гериатрический психолог может изучить, как пожилой человек справляется с горем, чтобы лучше информировать о процессах, с помощью которых терапевты, консультанты и другие специалисты в области психического здоровья подходят к лечению горя и связанных с ним эмоциональных проблем у пожилых клиентов.
Гериатрическая психология приносит пользу и негериатрическим людям.Изучение жизненного цикла и социальных, эмоциональных и физических проблем, которые ждут их в старости, может помочь людям молодого и среднего возраста подготовиться к процессу старения. Точно так же люди, у которых есть пожилые близкие, могут почерпнуть много ценной информации от гериатрических психологов относительно наилучших подходов к уходу за своими близкими в старости. Короче говоря, гериатрическая психология дает нам возможность дожить свои последние годы и помочь нашим близким дожить свои последние годы с максимально возможным уровнем комфорта и достоинства.
Какая степень необходима, чтобы стать гериатрическим психологом?
Карьера в гериатрической психологии требует обширного образования, которое начинается с получения степени бакалавра. Хотя наиболее желательно получить степень по психологии, можно также начать с близких степеней, таких как геронтология или социальная работа. Эти программы обычно включают четыре года обучения и 120 семестровых кредитов, половина из которых относится к области психологии.
После окончания бакалавриата следующим шагом будет получение степени магистра.Программы магистратуры обычно требуют как минимум двух-трех лет курсовой работы, из которых стажировка включена. Курсовая работа на уровне выпускников фокусируется на ряде продвинутых областей, включая диагностику и психопатологию, терапевтические методы, оценку, групповую работу и психологию развития. Стажировки для людей, желающих сделать карьеру в гериатрической психологии, будут проходить в таких учреждениях, как центры престарелых или дома престарелых.
Некоторые профессии в области гериатрической психологии и лицензирования психолога требуют докторской степени.D. или Psy.D. Эти программы могут длиться четыре или пять лет, в зависимости от требований курса. Студенты этого уровня глубоко вовлечены в передовые исследования и практику с гериатрическими группами населения. Значительная часть докторских программ тратится на одну диссертацию, а также на стажировку в докторантуре и постдокторантуре в гериатрических учреждениях.
Лицензионные требования незначительно различаются от штата к штату, хотя есть несколько общих компонентов для получения лицензии. Помимо докторской степени, в большинстве штатов от будущих гериатрических психологов требуется сдать национальный экзамен, чтобы официально стать «психологом».Большинство штатов также требует, чтобы психологи имели обширный контролируемый клинический опыт, обычно в течение 3000 часов аспирантуры, прежде чем будет предоставлена полная лицензия. Также распространены требования к продолжению образования для сохранения лицензии.
Что вы изучаете в программе гериатрической психологии?
- Теория психологии — Как и в любой программе по психологии, теория психологии является основой всего обучения и преподается с самого начала.
- Оценка и диагностика — Изучение навыков оценки пожилых пациентов, у которых могут быть проблемы с общением, и диагностики психологических состояний.
- Здоровое старение — Понимание нормального процесса старения — важная часть такого курса. Это позволяет участникам переоценивать клиентов, быть готовыми к проблемам, связанным с их возрастом, и определять упадок, связанный не только со здоровым старением.
- Проблемы, связанные с хроническими состояниями — Помимо базового понимания медицинских проблем, связанных с некоторыми из наиболее распространенных хронических состояний, с которыми сталкиваются пожилые люди, эти программы обучают студентов психологии хронических состояний и трудностей, с которыми люди сталкиваются в процессе смириться с ними.
- Вопросы психического здоровья — Помимо понимания физиологических условий, связанных со старением, психологов в этой области необходимо обучать вопросам, влияющим на психическое здоровье их клиентов. Эти проблемы могут включать горе, приспособление к пенсии и расстройства памяти. Они должны научиться оценивать психическое здоровье клиента и поддерживать людей, принимающих важные жизненные решения, затрагивающие такие области, как финансы и медицинские вопросы, при решении проблем психического здоровья.
- Юридические и этические вопросы — Существуют очень специфические вопросы, связанные с законом и этикой при работе с пожилыми людьми. Курсы, как правило, обучают студентов этим вопросам и тому, как поддерживать этически разумную практику при работе с пожилыми людьми.
- Команда — Уход за пожилыми людьми осуществляется многопрофильной командой. Чтобы быть эффективными, психологов в этой области необходимо обучать роли каждого человека в этой команде, а также тому, как успешно работать в этой командной среде.
Что можно сделать со степенью магистра гериатрической психологии?
Людям, имеющим степень магистра в области гериатрической психологии, доступны различные варианты карьерного роста. Многие работники ищут работу в медицинском секторе, например, в больнице или учреждении специального ухода для гериатрических пациентов, чтобы работать терапевтами. Есть также много возможностей трудоустройства в центрах престарелых, домах престарелых и реабилитационных центрах, где гериатрические психологи также часто работают в качестве терапевтов.
Также есть возможность работать в исследовательском секторе. Работая в государственных или частных исследовательских центрах, люди могут сосредоточить свое время на исследованиях критических гериатрических проблем. Например, исследователь может попытаться найти физиологические маркеры деменции или изучить процесс горя у пожилых клиентов.
Многие также занимаются частной практикой. В этом качестве люди могут предложить индивидуальную или групповую терапию, семейную терапию или терапию для пар.Они также могут предлагать психообразовательные классы, такие как обучение навыкам для членов семьи, пожилые близкие которых имеют физические, психологические или эмоциональные трудности. Многие частные врачи также предлагают консультационные услуги больницам, домам престарелых и другим организациям, работающим с гериатрическими пациентами.
Какая средняя зарплата гериатрического психолога?
По состоянию на май 2020 года, по данным ZipRecruiter, средний доход гериатрического психолога составляет 104 623 доллара.Заработная плата в целом обычно выше в крупных мегаполисах и в районах с высоким уровнем жизни по сравнению с сельскими или более бедными районами.
В чем разница между гериатрическим психологом и гериатрическим психиатром?
Хотя и гериатрические психологи, и гериатрические психиатры работают исключительно с пожилыми клиентами и имеют специальную подготовку для работы с этой группой населения, между этими двумя профессиями существует множество различий.
Наиболее существенное различие заключается в типе образования и подготовки, которые получают психологи и психиатры.В то время как психолог должен иметь докторскую степень, психиатры — врачи. Гериатрические психологи могут пройти специальную подготовку в рамках стажировки или практики в аспирантуре. Гериатрические психиатры, однако, пройдут несколько ротаций в области медицины и психического здоровья, а гериатрическая психиатрическая помощь станет областью специализации в течение периода резидентуры.
В результате этих различий в образовании и обучении существуют также различия в типах полномочий, которыми обладают гериатрические психологи и гериатрические психиатры.Психологи лицензированы государством, в котором они практикуют, обычно советом по психическому здоровью или советом психологии. Как и психологи, психиатры имеют лицензию государства, в котором они практикуют. Однако их процедуры лицензирования намного надежнее. Психиатры должны сдать экзамен на получение медицинской лицензии в США.
Практика гериатрических психологов и гериатрических психиатров также существенно различается. Многие психологи занимаются исследованиями и стремятся изучить проблемы, связанные со старением, такие как потеря памяти.В результате многие гериатрические психологи проводят время в лабораториях, проводя эксперименты. Многие другие гериатрические психологи работают с клиентами в клинических условиях для оказания консультационных услуг. С другой стороны, психиатры гораздо больше сосредоточены на медицинской перспективе психического здоровья. Вместо того, чтобы проводить исследования, они, как правило, больше специализируются на диагностике проблем с психическим здоровьем и лечении этих проблем с помощью ряда методов, включая терапию и лекарства.В отличие от гериатрических психологов, гериатрические психиатры назначают лекарства.
Какие профессии похожи на гериатрическую психологию?
Гериатрическая психология — лишь одна из многих специфических дисциплин клинической психологии. Есть много других тесно связанных профессий в области психического здоровья, в том числе:
Гериатрическая психиатрия — Как упоминалось выше, гериатрические психиатры имеют специальную подготовку по работе с пожилыми клиентами, но делают это с более медицинской точки зрения, чем гериатрические психологи. ,Диагностика и лечение психических расстройств являются обычным делом, и многие психиатры назначают лекарства, чтобы помочь гериатрическим пациентам эффективно справиться с проблемой психического здоровья.
Клиническая психология — Гериатрическая психология — это подраздел клинической психологии. В результате эти профессии имеют много общего. И клинические психологи, и гериатрические психологи предоставляют психологические услуги клиентам в терапевтических условиях. Оба проводят индивидуальное, семейное и групповое консультирование.Основное различие между ними состоит в том, что клинические психологи работают с клиентами всех возрастов, а гериатрические психологи специализируются на работе с пожилыми людьми.
Социальная геронтология — Социальные геронтологи изучают социальные аспекты старения. Вместо того, чтобы работать с клиентами в терапевтических условиях, как это делают психологи, социальные геронтологи сосредотачиваются исключительно на исследованиях.
Биогеронтология — Как и социальные геронтологи, биогеронтологи сосредотачивают свое внимание на изучении процесса старения, но с биологической точки зрения.Общие области исследования включают физические изменения в позднем взрослом возрасте, психологические расстройства, такие как деменция, которые обычно поражают пожилых людей, и изменения когнитивных способностей с возрастом.
Дополнительная литература
Полезные ресурсы
.