Функции теории коммуникации: Функции теории коммуникации

Функции теории коммуникации


Как и в любой другой области знания, содержание теории коммуникации
раскрывается через ее функции. К числу важнейших функций теории
коммуникации могут быть отнесены следующие:


познавательная
функция,
выполнение которой,
во-первых, предполагает
описание изучаемого объекта (явления), накопление полученного
исследовательского материала и его систематизацию. Отмеченные
процедуры позволяют воспроизвести изучаемый объект, определить его
границы, связи и элементы. Вместе с тем они способны дать лишь
внешнее, поверхностное представление об объекте, недостаточное для
объяснения его глубинных, сущностных черт. Именно поэтому, во-вторых,
познавательная функция теории
коммуникации направлена на разработку основных концептуальных
парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена,
взаимодействия. Эти парадигмы должны быть, с одной стороны,
достаточно общими, чтобы охватить и объяснить процессы и механизмы
коммуникации в природе и обществе в целом, а с другой —
достаточно конкретными, чтобы не упустить из виду характерные черты
коммуникации в каждой из ее специфических областей. Таким образом, с
помощью познавательной функции ищут ответы на следующие вопросы: что
представляет собой коммуникативная реальность? Почему, в силу каких
причин происходят те или иные коммуникативные явления? Почему им
присущи эти, а не иные особенности?

Очевидно, что научная значимость концептуальных
парадигм теории коммуникации находится в прямой зависимости от
степени выражения в них реальных, а не воображаемых коммуникативных
связей. Их разработка во многом зависит от методологической функции
теории коммуникации;

методологическая
функция
теории коммуникации состоит,
в о -первых,
в том, чтобы разработать эффективный способ научного познания
коммуникативной реальности. Надежность этого способа зависит от того,
в какой степени он опирается на общефилософские методы, принципы,
законы и категории, применяемые во всех областях научного знания, а
также на общенаучные и частнонаучные приемы и процедуры,
разработанные в ходе теоретического и эмпирического анализа
коммуникативных явлений в природе и обществе.

Во-вторых,
эта функция состоит в выработке исходных принципов познания для всего
комплекса коммуникативных исследований в рамках наук коммуникативного
цикла.

[Далее —>]


Методы и функции теории коммуникации — Студопедия

Конечный результат исследова­ния любых явлений и процессов действительности в большой сте­пени зависит от того, как осуществляется данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Все пере­численное составляет методологическую основу научного исследо­вания.

Общенаучные методы — это совокупность исследовательских приемов и процедур, широко применяемых в различных областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественно-научного.

Моделирование — изучение объекта путем созда­ния и исследования его копии, замещающей оригинал с определен­ных сторон, интересующих исследователя. Выделяются вербальные (текстовые) модели; математические; информационные модели; графические модели.

Метод моделирования широко применяется при исследованиях коммуникативных процессов.

Системный подход. При сис­темном подходе объект рассматривается как некоторое множество эле­ментов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества. Этот подход основан на использовании таких общелоги­ческих методов, как анализ — разложение системного целого на разноуровневые по степени сложности составляющие, и синтез — рассмотрение интегральных свойств целостности, которыми составляю­щие ее элементы, компоненты или подсистемы не обладают.

Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, осно­ванную на суждениях о сходстве -или различии объектов. С помощью сравнения выявляются их качественные и количественные харак­теристики.



Сравнительно-исторический. С его помощью познаются различные ступени развития одного и того же явления или сосуществующих явлений, имеющих некое общее основание.

Частнонаучные методы — совокупность способов, исследовательских приемов и процедур познания, применяемых в той или иной отрасли науки — механике, физике, химии, биологии

Социологический метод представляет собой совокупность приемов кон­кретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных.

В основе бихевиористского метода лежит понимание поведения человека и животных как совокупности двигательных, вербальных и эмо­циональных реакций на стимулы внешней среды.

Метод контент-анализа используется и в теоретических исследо­ваниях, раскрывающих характер взаимоотношений средств инфор­мации и общественных структур.


Метод наблюдения применяется при сборе предварительного ма­териала исследования и контроле полученных эмпирических дан­ных.

С помощью социометрического метода, его специальных проце­дур опроса, измерения и расчетов изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают спло­ченность, совместимость членов группы.

Функции теории коммуникации.

познавательная функция, выполнение которой, во-первых, предполагает описание изучаемого объекта (явления), накопле­ние полученного исследовательского материала и его системати­зацию, во-вторых, познавательная функция теории коммуникации направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимо­действия.

методологическая функция теории коммуникации состоит, в о -первых, в том, чтобы разработать эффективный способ науч­ного познания коммуникативной реальности. Во-вторых, эта функция состоит в выработке исходных прин­ципов познания для всего комплекса коммуникативных исследова­ний в рамках наук коммуникативного цикла.

прогностическая функция — она предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной ком­муникации; во-вторых, заблаговременное проведение науч­ных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических сис­тем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта; в-третьих, моделирование коммуникативных процессов в об­ществе с целью определения их вероятных последствий и ре­зультатов;

практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации, учет объективных и субъ­ективных факторов коммуникационного процесса.

Функции теории коммуникации:





⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5

Теория коммуникаций


Лекции 1-3 (кратко)

Коммуникация:

· Универсальная (способ связи любых объектов материального и духовного мира)

· Техническая (путь сообщения, связь одного места с другим, средство передачи информации и других материальных и идеальных объектов)

· Биологическая (сигнальные способы связи у животных)

· Социальная (многообразные связи и отношения в человеческом обществе)

Законы коммуникации:

Характеристика законов:

· Все законы носят объективный характер

· Выражают всеобщие характеристики информационного объекта

· Существуют законы динамические и статистические

· Действуют в совокупности с социальными и природными законами

Законы:

· Существует не менее двух сторон коммуникации

· Коммуникация основана на принципе обратной связи

· Коммуникация имеет знаковый характер, не существует коммуникации без определенных систем знаков

· Закон минимального основания: наличие хотя бы одного общего у источника и реципиента, в виде системы знаков или правил приема и передачи

· Закон гетерогенности систем: коммуникация возможно только при несовпадении коммуникационных потенциалов действующих систем, полное совпадение обесценивает коммуникационный обмен

 

Категориальный аппарат:

Коммуникация

· Леонтьев, Выготский, Парсонс: коммуникация = общение

· Кагон: коммуникация – чисто информационный, однонаправленный процесс, субъективно-объективная связь

· Андреева: общение – категория более широкая, чем коммуникация. Общение – три взаимодействующих стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная

· Соколов: Общение – одна из форм коммуникативной деятельности. Субъектно-субъектная связь – это и есть общение. Субъектно-объектная и объектно-субъектная – реципиент выбирает субъекта как образец для подражания

2. Информация – сведения, данные, сигнала

3. Коммуникативное пространство–система многообразных коммуникативных связей, возникающая между различными объектами коммуникации.



4. Коммуникативное время – длительность и последовательность самих коммуникативных актов

Лекция 4


Спор можно классифицировать по:

— числу участников

— числу слушателей

— целям

— форме проведения

— подготовленности/ степени организованности

2 способа подтверждения своей правоты:

— убеждения

— доказательство (базируется на логике) тезис-аргумент-демонстрация

3 правила доказательства:

1. Гомера

Очередность приводимых аргументов влияет на их убедительность. Наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильные — средние — один самый сильный.

Следствия: а) избегайте слабых аргументов; б) не начинайте с просьбы, начинайте с аргументов.

2. Сократа

Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких вопроса, на которые собеседник ответит вам «да».

3. Паскаля

Не загоняйте собеседника в угол, дайте ему возможность «сохранить свое лицо».

Среди прочих, Паскалю приписывают такие слова: ”Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции”.

Лекция 5


Лекция 6

Все процессы коммуникации происходят в каком-то контексте, который формируется из определенных переменных: времени, места, содержания слов и др.

 

Майкл Аргайл называл контекст коммуникации «социальной ситуацией» и классифицировал переменные:

✔Цели;

✔Правило, общепринятое мнение;

✔Роли принятые в данной культуре и присущие в данной модели взаимодействия;

✔Набор элементарных действий, простейшие вербальные и невербальные формы;

✔Концепты знаний т. е. наличие определенных категорий которые обеспечивают понимание ситуации;

✔Физическая среда;

✔Язык и речь;

✔Трудности и навыки их преодоления;

✔Последовательность поведенческих актов, принятый порядок смены ролей говорящего и слушающего;

Важнейшими характеристиками ситуации которые воздействуют на поведение людей является знакомость/не знакомость обстановки, формальность/неформальность обстановки, ориентированность коммуникаторов на дело или на общение.

Лекция 7

Массовая коммуникация — процесс распространения информации, духовных ценностей, моральных и правовых норм с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории.




Средства массовой коммуникации (СМК) — это специальные каналы, передатчики, с помощью которых и происходит распространение сообщений на большие территории.

Массовая коммуникация прежде всего характеризуется существованием технических средств, обеспечивающих регулярную передачу сообщений, регулирующих тираж. Еще одна характеристика — социальная значимость информации. Третья характерная черта МК — массовость аудитории.

Массовая аудитория рассредоточена в пространстве и анонимна. Четвертая характеристика массовой коммуникации — многоканальность.

 

Массовая коммуникация:

✔Опосредованная коммуникация (технические средства)

✔Общение больших социальных групп

✔Замедленная обратная связь

✔Организованна

✔Высокие требования к соблюдению норм

✔Фиксированные роли

✔Информация социально ориентирована

✔Реципиент — стихийная, разрозненная аудитория

 

Межличностная коммуникация:

✔Непосредственный контакт

✔Общение индивидов

✔Непосредственная обратная связь

✔Может быть организованной, но и может носить спонтанный характер

✔Факультативность соблюдения норм

✔Смена ролей

✔Информация индивидуально личностная

✔Реципиент — конкретный человек

 

МК выполняет роль регулятора происходящих в обществе процессов. Коммуникативный процесс в средствах МК связан со следующими свойствами:

1. диахронность — коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение сохраняется во времени;

2. диатопность — коммуникативное свойство, благодаря которому информация преодолевает пространство;

3. мультиплицирование — такое коммуникативное свойство, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

4. симультанность — свойство коммуникативного процесса, позволяющее представлять сообщение множеству людей практически одновременно

5. репликация — свойство, которое реализует регулятивное воздействие массовой коммуникации;

 

Начало исследования МК связывают с именем немецкого социолога М. Вебера. В 1910 году он обосновал необходимость изучать прессу в социологическом аспекте. Он показал ориентацию периодической печати на различные социальные структуры и как пресса влияет на формирование человека как члена социума. Большое значение для изучения массовой коммуникации имела работа Липпмана«Общественное мнение» (1922 г.). Согласно Липпману, мышление человека сводится к реакциям в ответ на внешние стимулы, и сумма этих реакций, которые складываются в некий опыт, формируют некоторые стереотипы, заменяющие реальность. Он считал, что в современном ему мире именно СМК и создают большинство стереотипов в сознании людей, таким образом формируя псевдо окружающую среду. Начиная с первой трети ХХ в. изучение МК проводилось в трех аспектах:

1. теоретический

2. прагматический

3. экспериментально-прикладной

Большинство теорий массовой коммуникации построены главным образом на функциональном подходе к пониманию сущности МК. Их различия заключаются в том, какая функция является доминирующей. Несмотря на множество интерпретаций теории МК их все можно объединить в группы в соответствии с доминирующей функцией.

 

ТЕОРИЯ МАССОВОГО ОБЩЕСТВА

Исходит из положения о взаимодействии авторитетных и властных институтов общества, в результате которого СМК оказываются интегрированными в эти институты и поддерживают политико-экономический курс этих структур. Данная теория подчеркивает роль СМК в формировании общественного мнения.

 

КРИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Представляет собой неомарксисткий подход к изучению социальных процессов в обществе. Разрабатывалась Франкфуртской школой. Свое критическое отношение к идеям Маркса о возможностях рабочего класса представители данной школы обосновали на примере СМИ, которые сыграли большую роль в идеологизации экономического базиса в интересах господствующего класса.

 

2. теории, где доминирующим является идеологический аспект

 

Теория коммуникаций


Лекции 1-3 (кратко)

Коммуникация:

· Универсальная (способ связи любых объектов материального и духовного мира)

· Техническая (путь сообщения, связь одного места с другим, средство передачи информации и других материальных и идеальных объектов)

· Биологическая (сигнальные способы связи у животных)

· Социальная (многообразные связи и отношения в человеческом обществе)

Законы коммуникации:

Характеристика законов:

· Все законы носят объективный характер

· Выражают всеобщие характеристики информационного объекта

· Существуют законы динамические и статистические

· Действуют в совокупности с социальными и природными законами

Законы:

· Существует не менее двух сторон коммуникации

· Коммуникация основана на принципе обратной связи

· Коммуникация имеет знаковый характер, не существует коммуникации без определенных систем знаков

· Закон минимального основания: наличие хотя бы одного общего у источника и реципиента, в виде системы знаков или правил приема и передачи

· Закон гетерогенности систем: коммуникация возможно только при несовпадении коммуникационных потенциалов действующих систем, полное совпадение обесценивает коммуникационный обмен

 

Категориальный аппарат:

Коммуникация

· Леонтьев, Выготский, Парсонс: коммуникация = общение

· Кагон: коммуникация – чисто информационный, однонаправленный процесс, субъективно-объективная связь

· Андреева: общение – категория более широкая, чем коммуникация. Общение – три взаимодействующих стороны: коммуникативная, интерактивная и перцептивная

· Соколов: Общение – одна из форм коммуникативной деятельности. Субъектно-субъектная связь – это и есть общение. Субъектно-объектная и объектно-субъектная – реципиент выбирает субъекта как образец для подражания

2. Информация – сведения, данные, сигнала

3. Коммуникативное пространство–система многообразных коммуникативных связей, возникающая между различными объектами коммуникации.

4. Коммуникативное время – длительность и последовательность самих коммуникативных актов

Функции теории коммуникации:

· Познавательная (описание, изучение объекта или явления, накопление информации, систематизация, разработка парадигм)

· Методологическая (разработка эффективных способов научного познания, разработка принципов познания для всего комплекса коммуникативных исследований)

· Практическая (оптимизация процесса коммуникации)

· Прогностическая (определение перспектив развития социальной коммуникации, проведение научных экспертиз, моделирование коммуникационных процессов)


Модели коммуникации:

· Модель Аристотеля

Речь состоит из трех элементов: оратора, предмета, о котором он говорит и слушателя

· Модель Лассуэла (1948)

Отвечает на вопросы: Кто?, Что?, По какому канала?, Кому?, С каким эффектом?

· Модель Лассуэла (1968)

Отвечает на вопросы: Кто?, С какими намерениями?, В какой ситуации?, Используя какую стратегию?, С какими ресурсами?, Оказывая влияние на какую аудиторию?, С каким результатом?

· Модель Шеннона – Уивера

 

Ø Источник

Ø Передатчик

Ø Канал передачи

Ø Приемник

Ø Получатель

Расположены в линейной последовательности.

Абстрагируется от содержания и сосредотачивается на количестве.

Плюс:

Возникло представление о скорости и количестве передаваемой информации

Минусы:

Механична, абстрагируется от содержания, коммуникативный процесс представляется как линейный, без обратной связи

· Модель Мельвина де Флера

(Значение 1) Источник – передатчик – (шумы) – приемник – получатель (Значение 2)

Чтобы проверить, совпадают ли Значение 1 и Значение 2, необходимо отправить сообщение обратно:

(Значение 2) Источник – передатчик – (шумы) – приемник – получатель (Значение 1)

· Циркулярная Модель Шрамма и Осгуда

Коммуникация – не линейный, а циклический бесконечный процесс

К(а) – код – сообщение – декод – К(б) – код – сообщение – декод (все это закольцовано)

 

· Модель ИСКП

Источник сообщения, канал и получатель – главные части коммуникации, в первую очередь мы должны изучать их

 

· Семиотика:

Семиотика – наука, которая исследует свойства знаковых систем и знаков, естественных и научных языков.

Семиотика может служить инструментом для всех наук.

Получает информацию из всех сфер, обрабатывает и передает наукам.

Объект изучения семиотики – знаковая система.

Основные принципы были сформулированы в 1860 – х годах Чарльзом Пирсом, сам термин принадлежит ему.

По объектам изучения делится на:

Ø Семиотика языка и литературы

Объект: проявления языка, речи или текста

Ø Знаковые явления другого рода:

Объект: живопись, музыка, архитектура, кино, обряды, ритуалы и др.

Ø Системы коммуникации животных и системы биологической связи в организме человека

Общая семиотика разделена на ряд наук: биосемиотика, лингвосемиотика и др.

Выделяют три основных аспекта семиотики:

· Синтактика(знак – знак, грамматика)

Описывает правильно построенные тексты для различных знаковых систем

· Семантика (знак – предмет, логика)

Изучает понятия, значения.

Знаком может являться не только слово, но и предложение.

У предложения бывает два предмета: истина и ложь.

В сложных предложениях придаточная часть не рассматривается.

Безличное предложение нельзя оценить на истину и ложь.

В семантическом треугольнике, помимо отсутствия предмета, возможно неоднозначное соответствие знака, понятия, предмета.

Выражается в омонимии, полисемии и синонимии.

· Прагматика: (знак – человек, риторика)

Изучает отношения интерпретера – пользователя какой-либо знаковой системы к самой знаковой системе.

Изучение прагматических отношений и свойств, помимо чисто лингвистических и логических методов, требует привлечения понятийного и методологического аппарата таких наук, как психология, социальная психология, этология.

Лекция 4











Функции теории коммуникации

Как и
в любой другой области знания,
содержание теории коммуникации
раскрывается через ее функции.
К числу важнейших функций теории
коммуникации могут
быть отнесены следующие:


познавательная функция,
выполнение
которой, во-первых, предполагает
описание изучаемого объекта (явления),
накопле­ние
полученного исследовательского материала
и его системати­зацию.
Отмеченные процедуры позволяют
воспроизвести изу­чаемый
объект, определить его границы, связи
и элементы. Вместе
с тем они способны дать лишь внешнее,
поверхностное представление
об объекте, недостаточное для объяснения
его глубинных,
сущностных черт. Именно поэтому,
во-вторых, познавательная
функция теории коммуникации направлена
на разработку
основных концептуальных парадигм,
объясняющих механизмы
коммуникации, информационного обмена,
взаимо­действия.
Эти парадигмы должны быть, с одной
стороны, доста­точно
общими, чтобы охватить и объяснить
процессы и меха­низмы
коммуникации в природе и обществе в
целом, а с дру­гой
— достаточно конкретными, чтобы не
упустить из виду характерные
черты коммуникации в каждой из ее
специфических областей.
Таким образом, с помощью познавательной
функции ищут
ответы на следующие вопросы: что
представляет собой коммуникативная
реальность? Почему, в силу каких причин
про­исходят
те или иные коммуникативные явления?
Почему им присущи
эти, а не иные особенности?

Очевидно, что научная
значимость концептуальных парадигм
теории
коммуникации находится в прямой
зависимости от степени выражения в них
реальных, а не воображаемых коммуникативных
связей.
Их разработка во многом зависит от
методологической функции
теории коммуникации;


методологическая
функция
теории
коммуникации состоит, в о -первых,
в том, чтобы разработать эффективный
способ науч­ного
познания коммуникативной реальности.
Надежность этого способа зависит от
того, в какой степени он опирается на
обще­философские
методы, принципы, законы и категории,
приме­няемые
во всех областях научного знания, а
также на общенауч­ные
и частнонаучные приемы и процедуры,
разработанные в ходе
теоретического и эмпирического анализа
коммуникатив­ных
явлений в природе и обществе.

Во-вторых,
эта функция состоит в выработке исходных
прин­ципов
познания для всего комплекса коммуникативных
исследова­ний
в рамках наук коммуникативного цикла.
Она заключается в том,
что теория коммуникации, поднимая
наиболее общие вопро­сы,
выступает теоретико-методологической
основой для более частных
коммуникативных дисциплин. Именно на
уровне общей теории
возникает и наиболее общая постановка
той или иной ком­муникативной
проблемы
и
определяются пути ее решения;


прогностическая
функция

одна из важнейших функций теории
коммуникации.
Она предполагает, во-первых, определение
ближайших
и отдаленных перспектив развития
социальной
ком­муникации;
во-вторых, заблаговременное проведение
науч­ных
экспертиз разрабатываемых и вводимых
технических сис­тем
коммуникации с точки зрения ожидаемого
от них эффекта; в-третьих,
моделирование коммуникативных процессов
в об­ществе с целью определения их
вероятных последствий и ре­зультатов;


практическая,
(инструментальная) функция
теории
коммуникации позволяет
решить такие важные проблемы, как
оптимизация процесса коммуникации (с
точки зрения выбора канала, объема и
скорости передачи информации), выработка
рекомендаций для
достижения стратегии
эффективной
коммуникации (пра­вильного
выбора коммуникативных целей и подбора
адекватных
коммуникативных средств и т.д.), учет
объективных и субъ­ективных
факторов коммуникационного процесса
(условий среды
коммуникации, возможностей используемых
средств, спе­цифических
характеристик коммуникатора и аудитории
и пр.), организация и регуляция социальных
процессов посредством коммуникации.

Практически-прикладной
характер теории коммуникации нахо­дит
свое выражение в повышении ее значимости
в профессиональ­ной
деятельности. Престиж коммуникатора,
специалиста в области связей с
общественностью в современных условиях
становится все более
высоким. Растущую потребность в такого
рода специалистах испытывают
политические, экономические, общественные,
куль­турные
институты, средства массовой информации,
все структуры, заинтересованные
в повышении своей репутации.

Перечисленные
функции теории коммуникации отражают
не только
ее академический статус, но и тесную
связь с практической деятельностью.
Вследствие осуществления этих функций
теория коммуникации
выступает как наука действующая, а не
умозритель­ная.
Однако важно иметь в виду, что перечисленные
функции тео­рии
коммуникации не реализуются автоматически.
Для этого нужна
большая, кропотливая, активная и
творческая совместная работа
теоретиков и практиков в данной области.

14

Функции теории коммуникации (часть 2)

[

Она заключается в том, что теория
коммуникации, поднимая наиболее общие вопросы, выступает
теоретико-методологической основой для более частных коммуникативных
дисциплин. Именно на уровне общей теории возникает и наиболее общая
постановка той или иной коммуникативной проблемы и определяются пути
ее решения;

прогностическая
функция —
одна из важнейших
функций теории коммуникации. Она предполагает, во-первых,
определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной
коммуникации; во-вторых,
заблаговременное проведение научных экспертиз разрабатываемых и
вводимых технических систем коммуникации с
точки зрения ожидаемого от них
эффекта; в-третьих,
моделирование коммуникативных процессов в обществе с целью
определения их вероятных последствий и результатов;

практическая (инструментальная) функция теории
коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация
процесса коммуникации (с точки зрения выбора канала, объема и
скорости передачи информации), выработка рекомендаций для достижения
стратегии эффективной коммуникации (правильного выбора
коммуникативных целей и подбора адекватных коммуникативных средств и
т.д.), учет объективных и субъективных факторов коммуникационного
процесса (условий среды коммуникации, возможностей используемых
средств, специфических характеристик коммуникатора и аудитории и
пр.), организация и регуляция социальных процессов посредством
коммуникации.

Практически-прикладной характер теории
коммуникации находит свое выражение в повышении ее значимости в
профессиональной деятельности. Престиж коммуникатора, специалиста
в области связей с общественностью в современных условиях становится
все более высоким. Растущую потребность в такого рода специалистах
испытывают политические, экономические, общественные, культурные
институты, средства массовой информации, все структуры,
заинтересованные в повышении своей репутации.

Перечисленные функции теории коммуникации отражают не только ее
академический статус, но и тесную связь с практической деятельностью.
Вследствие осуществления этих функций теория коммуникации выступает
как наука действующая, а не умозрительная. Однако важно иметь в виду,
что перечисленные функции теории коммуникации не реализуются
автоматически. Для этого нужна большая, кропотливая, активная и
творческая совместная работа теоретиков и практиков в данной области.

Методы и функции теории коммуникации — Студопедия

 

Конечный результат исследования любых явлений и процессов действительности в большой степени зависит от того, как осуществляется данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Все перечисленное составляет методологическую основу научного исследования.

Общенаучные методы — это совокупность исследовательских приемов и процедур, широко применяемых в различных областях научного знания, как социально-гуманитарного, так и естественно-научного.

Моделирование — изучение объекта путем создания и исследования его копии, замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя. Выделяются вербальные (текстовые) модели; математические; информационные модели; графические модели.Метод моделирования широко применяется при исследованиях коммуникативных процессов.

Системный подход. При системном подходе объект рассматривается как некоторое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные интегральные свойства данного множества. Этот подход основан на использовании таких общелогических методов, как анализ — разложение системного целого на разноуровневые по степени сложности составляющие, и синтез — рассмотрение интегральных свойств целостности, которыми составляющие ее элементы, компоненты или подсистемы не обладают.

Метод сравнения представляет собой познавательную операцию, основанную на суждениях о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются их качественные и количественные характеристики.



Сравнительно-исторический. С его помощью познаются различные ступени развития одного и того же явления или сосуществующих явлений, имеющих некое общее основание.

Частно-научные методы — совокупность способов, исследовательских приемов и процедур познания, применяемых в той или иной отрасли науки — механике, физике, химии, биологии.

Социологический метод представляет собой совокупность приемов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ эмпирических данных.

Метод контент-анализа используется и в теоретических исследованиях, раскрывающих характер взаимоотношений средств информации и общественных структур.

Метод наблюдения применяется при сборе предварительного материала исследования и контроле полученных эмпирических данных.

С помощью социометрического метода, его специальных процедур опроса, измерения и расчетов изучают типологию социального поведения в условиях групповой деятельности, оценивают сплоченность, совместимость членов группы[1, c.200].


Функции теории коммуникации.

Познавательная функция, выполнение которой, во-первых, предполагает описание изучаемого объекта (явления), накопление полученного исследовательского материала и его систематизацию, во-вторых, познавательная функция теории коммуникации направлена на разработку основных концептуальных парадигм, объясняющих механизмы коммуникации, информационного обмена, взаимодействия.

Методологическая функция теории коммуникации состоит, во-первых, в том, чтобы разработать эффективный способ научного познания коммуникативной реальности. Во-вторых, эта функция состоит в выработке исходных принципов познания для всего комплекса коммуникативных исследований в рамках наук коммуникативного цикла.

Прогностическая функция — она предполагает, во-первых, определение ближайших и отдаленных перспектив развития социальной коммуникации; во-вторых, заблаговременное проведение научных экспертиз разрабатываемых и вводимых технических систем коммуникации с точки зрения ожидаемого от них эффекта; в-третьих, моделирование коммуникативных процессов в обществе с целью определения их вероятных последствий и результатов.

Практическая (инструментальная) функция теории коммуникации позволяет решить такие важные проблемы, как оптимизация процесса коммуникации, выработка рекомендаций для достижения стратегии эффективной коммуникации, учет объективных и субъективных факторов коммуникационного процесса [7, c.166].

 

Функции теории коммуникации — Студопедия

Лекция 1. Теория коммуникации как наука

План

Понятие коммуникации

Законы и категории теории коммуникации

Разграничение основных понятий

Функции теории коммуникации

В современных условиях резко изменилось отношение к коммуникации. В обществе жесткой иерархии, каковым являлся Советский Союз, главенствовала только монологическая коммуникация и не было нужды в риторических ухищрениях. Как и в Средние века, когда основным было цитатное слово (тогда — Библия, позже — марксистско-ленинское учение), главным становится приближенность к источнику правильной мысли. При распространении диалогичности, многоголосия, права на истину, которое зависит не только от иерархического уровня начальственного кресла, ситуация резко меняется. Новое коммуникативное пространство порождается равноценными независимыми друг от друга участниками.

В этой новой ситуации коммуникация становится объектом исследования, поскольку от уровня нашего знания этих процессов зависят наши результаты. Перед обществом возникает новая задача — как объединить в единые типы поведения социальные группы с автономным поведением, как достичь консенсуса (ведь не случайно данный термин стал излюбленным в речи политиков постсоветского времени). Система иерархической коммуникации, где главным компонентом был приказ, стала меняться на систему демократической коммуникации, где основой становится убеждение.



Это не только новые для нашего общества задачи, но и достаточно сложные. Они предполагают гораздо больший интеллектуальный уровень в системе управления. В прошлом, когда система была репрессивно-коммуникативной, достаточно было опереться на внешнее принуждение. Сегодня таким принуждением может быть только внутреннее желание, собственное решение данного индивидуума. Система же призвана помочь ему обнаружить это желание. Без достаточно сильных научных оснований это невозможно сделать. Не только пропаганда, но и реклама, паблик рилейшнз, переговоры, «спичрайтерство» и множество других направлений внезапно ощутили отсутствие «поддерживающей» их дисциплины. Такой объединяющей дисциплиной и является «теория коммуникация». Каждое из направлений разрабатывает свои собственные прикладные аспекты; к примеру, для рекламы — это «медиапланирование». Однако жесткая замкнутость в своем собственном прикладном аспекте несет такую же опасность, как и отсутствие внимания к этому аспекту вообще.


Вступив в информационный век, мы по-иному смотрим теперь на такую науку, как теория коммуникация. Падчерица советского периода сегодня становится принцессой. Это связано с переходом от армейского варианта иерархической коммуникации, где роль получателя информации была резко заниженной, к новому, демократическому, когда потребитель информации перемещается с пассивных на активные позиции. Лауреат Нобелевской премии К. Гэлбрейт сказал об этом феномене, что человек хочет быть услышанным. Это новая характеристика человека, которая не столь явно проявлялась в прошлом. Теория коммуникации и позволяет наладить эти связи между населением и властью, между фирмой и клиентом, между заводом и потребителем. В добавление к прямой связи, где мы уже достаточно преуспели, приходит обратная, резко повышающая роль получателя информации.

PR можно также трактовать как теорию коммуникативного воздействия, поэтому для нее весьма значимыми оказываются именно коммуникативные механизмы. PR – это всегда коммуникация, поскольку одна из важных его целей – взаимопонимание с общественностью, достигаемая через информированность и образованность участников рынка.

Понятие коммуникации.Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятель­ности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество — не столько совокупность индивидов, сколь­ко те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь при­стальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений, и, в первую очередь, общест­воведов. История общественной мысли свидетельствует, что фило­софы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педа­гоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обра­щались к проблемам человеческого общения. Однако каждый новый исследователь, столкнувшийся с ними, обнаруживал, что коммуникативная проблематика оказывается едва ли не самой запу­танной.

Многие объясняют это тем, что коммуникативная проблематика столь же безгранична и разнообразна, как и само человеческое об­щество, если не сказать — как окружающий нас мир.

Если для российской системы образования теория коммуника­ции — сравнительно новая учебная и научная дисциплина, то за ру­бежом, особенно в университетах Европы и США, уже сложилась определенная традиция ее преподавания. Здесь в качестве самосто­ятельной академической дисциплины эта область научного знания сформировалась в середине XX в. и стала развиваться столь же бы­стрыми темпами, как и вызвавшая ее к жизни электронно-коммуни­кативная революция. Б течение нескольких десятилетий в США и ряде других стран читаются курсы по теории коммуникации, сло­жился круг авторитетных специалистов и школ, издается большое количество учебной и научной литературы.

Особенно заметный рост исследовательского интереса к про­блемам коммуникации и информации стал наблюдаться во второй половине XX в. Вызван он был в первую очередь бурным разви­тием кибернетики, математической теории коммуникации и со­временных электронных систем связи. С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и других термины «коммуника­ция», «информация», «информационный обмен» получили широ­кое распространение в самых разных отраслях науки и стали едва ли не самыми многозначными. К началу 1960-х гг. только в зару­бежной философской и социологической литературе насчитыва­лось около сотни определений коммуникации. Можно с уверен­ностью сказать, что сегодня таких определений существует на по­рядок больше. Поэтому каждый, кто интересуется результатами научных исследований в данной области, сталкивается с богатым спектром точек зрения, аспектов, срезов, попыток общетеорети­ческого и специального подхода к исследованию и пониманию коммуникации.

Приведем лишь некоторые определения, встречающиеся в лите­ратуре:

Коммуникация — механизм, посредством которого обеспечивается существова­ние и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени (Ч. Кули).

Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими систе­мами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать (Л. Урсул).

Коммуникация — в широком смысле социальное объединение ипдпвпдов с помо­щью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности (К. Черри).

Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной (М. Каган).

Коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает вза­имное приспособление поведения людей… Коммуникация — это такой обмен, кото­рый обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности (Т. Ши бута ни).

Коммуникация — это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека (П. Смит, К. Вэрри, А. Пулфорд).

Коммуникация (биол.) — это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаим­ная адаптация субъектов {Д. Льюис, Н. Гауэр).

Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмо­ционального п интеллектуального содержания (А.Б. Зверинцев, А.П. Панфилова).

Функции массовой коммуникации

В 1940-х и 1950-х годах начались исследования функций массовой коммуникации. После Второй мировой войны был широко распространен интерес к попыткам понять влияние сообщений СМИ на общество.

Media Signpost Showing Internet Television Newspapers Magazines And Radio

Стюарт Майлз / доллар фотоклуб

Функционализм

Сосредоточение внимания на понимании эффектов массовых коммуникаций, особенно их социальных последствий и влияния на поддержание общественного порядка, привело к возникновению теоретической основы, называемой функционализмом.Функционализм фокусируется на объяснении медленных, эволюционных изменений, а не внезапных изменений. Ограниченная способность функционализма использоваться только в политических исследованиях, оценке и планировании подвергалась критике со стороны многих теоретиков. В центре внимания функционализма находится то, как массовые коммуникации служат обществу и не учитывают то, как люди взаимодействуют с массовыми коммуникациями и конструируют значения из сообщений. Критике также подвергается упор на поддержание существующего социального порядка и недопущение каких-либо значимых изменений.

Вклад Мертона

Согласно Мертону, функции массовой коммуникации могут быть явными или скрытыми. Манифестирующие функции — это легко наблюдаемые и предполагаемые последствия средств массовой информации. С другой стороны, скрытые функции относятся к воздействиям, которые не так легко заметить, или к тем, которые являются непреднамеренными.

Функции массовой коммуникации Лассуэлла и Райта

1) Наблюдение за окружающей средой : Важной функцией СМИ является постоянное наблюдение за всеми событиями в мире и предоставление информации человеческому обществу.Средства массовой информации несут ответственность за предоставление новостей и освещение широкого круга вопросов, которые могут принести пользу обществу. СМИ помогают поддерживать общественный порядок, давая инструкции о том, что нужно делать во время кризиса, тем самым уменьшая путаницу в массах.

Пример: Во время стихийных бедствий, войн, опасений по поводу здоровья и т. Д. Роль средств массовой информации заключается в повышении осведомленности путем предоставления информации о том, что происходит, и о способах преодоления бедствия.

2) Соотношение частей общества : Эта функция относится к тому, как выбор СМИ определенных новостей и их интерпретация влияет на то, как общество понимает их и реагирует на них.Отношение людей к политическим вопросам, событиям, государственной политике и т. Д. В определенной степени зависит от того, как средства массовой информации формулируют и представляют проблему в своих обсуждениях и презентациях.

Пример. Сообщения средств массовой информации о войне во Вьетнаме сыграли роль в изменении мышления американцев, которые начали противодействовать отправке солдат для ведения проигранной войны. Гитлер использовал СМИ в своей пропагандистской войне против евреев.

3) Культурная передача : Это относится к способности средств массовой информации обучать различным нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе, и обеспечивать их передачу от одного поколения к другому.Телевизионные программы в целом отражают общество, в котором они транслируются, и способствуют пониманию культурного наследия общества. Детские телепрограммы призваны продемонстрировать хорошее поведение и нравственные нормы, которым дети могут научиться, просматривая их.

Пример. Такие шоу, как «Лесси», «Фул Хаус», «Седьмое небо» и «Брэди Банч», пропагандируют семейные ценности.

4) Развлечения : Эта популярная функция средств массовой информации относится к способности средств массовой информации расслаблять людей и создавать средства ухода от стресса повседневной жизни.Развлекательная функция средств массовой информации имеет как положительные, так и отрицательные эффекты. Низкое качество контента часто критикуется, но другие преимущества, такие как помощь людям в новых событиях, стимулирование эмоций и помощь людям в проведении досуга, показывают, насколько важна эта функция.

Пример. Телевидение предлагает людям возможность просматривать события, в которых они не смогли бы участвовать в противном случае, такие как Оскар, митинги в День независимости, Олимпийские игры и т. Д.

.

Четыре функции массовых коммуникаций | Малый бизнес

Линда Эмма Обновлено 5 марта 2019 г.

Имеют ли значение теории массовых коммуникаций 1940-х годов?

То, как мы общаемся с помощью современных современных технологий, может быть более важным, чем когда-либо, но применимы ли старые теории массовой коммуникации? Четыре функции массовых коммуникаций: наблюдение, корреляция, культурная передача и развлечение. Во многих отношениях четыре функции массовой коммуникации по-прежнему актуальны и могут быть переданы современным СМИ.

Наблюдение за окружающей средой

Массовая коммуникация существует для наблюдения и информирования. СМИ информируют граждан о новостях и событиях. Во время кризиса объявления в СМИ содержат предупреждения и инструкции.

Например, когда происходят стихийные бедствия, такие как ураганы, метели и цунами, традиционные и социальные сети являются ключевыми средствами коммуникации для передачи информации о пути надвигающегося шторма или информирования людей о закрытии школ и предприятий и о том, как искать укрытия и пути эвакуации.СМИ также используются государственными органами в качестве инструмента для защиты граждан важными обновлениями.

Функция корреляции

Традиционные новостные агентства когда-то были единственными арбитрами в выборе того, что было заслуживающим внимания, и того, как вещатели и журналисты интерпретировали информацию. Кроме того, газеты обращались к экспертам в этой области. Хотя издатели и новостные станции могли иметь свои предубеждения, большинство организаций придерживались старых, жестко сформированных принципов журналистики.

Сегодня платформы социальных сетей, такие как Twitter и Facebook, могут указывать на то, что часто не существует посредника, который мог бы коррелировать события объективным, интерпретирующим образом. Пользователей можно кормить надуманными историями, которые выглядят как «настоящие новости», хотя на самом деле это совсем не так. В частности, Facebook был сайтом фейковых новостей, который доставил платформе больше, чем несколько головных болей. Хотя компания является важной частью СМИ, это не новостной сайт.

Корреляционная функция не находится в руках руководителей Facebook, и Facebook не утверждает, что это так.В январе 2018 года генеральный директор Facebook Марк Цукерберг определил, что пользователи сами могут определять разницу между настоящими и фальшивыми новостями, когда он написал: «Мы могли бы попытаться принять это решение сами, но это не то, что нам удобно».

Культурная передача и влияние на социальные нормы

Хотя первые две функции заключаются в предоставлении и интерпретации новостей и информации, третья позволяет СМИ отражать социальные нормы и влиять на них. СМИ служат передатчиками культурных сообщений, позволяя массам понять, что считается приемлемыми формами поведения.Однако культурная передача развивается. То, что когда-то было табу, может стать нормой, когда это примет достаточное количество людей и когда об этом сообщат СМИ.

Новости могут быть тем, что происходит по телевидению или в социальных сетях, но это также может быть то, что происходит на телевизионных станциях и на каналах YouTube. В 1950-х Люси и Дези спали на отдельных односпальных кроватях в «Я люблю Люси», но в шоу Люси представила как беременную. Семья Брэди делила кровать в «Брэди Банч» задолго до любого другого ситкома или телевизионной драмы, а теперь «Фостеры» представляют приемных детей, воспитанных лесбийской парой.Все три шоу отражали культуру того времени, а также устанавливали и поддерживали новые нормы.

Образование и развлечения

Средства массовой информации также служат в качестве носителей культуры, которые обучают и развлекают. Задолго до появления средств массовой информации люди были вынуждены развлекаться. Они могли участвовать в мероприятиях или посещать живые мероприятия. Появление средств массовой информации позволило зрителям и зрителям видеть, слышать и учиться в реальном времени, где бы они ни находились.

Социальные сети развивают этот фактор развлечения еще дальше. Вам больше не нужно полагаться на радиовещателей или продюсеров, чтобы развлечься. Любой ребенок со смартфоном может загрузить на YouTube глупое видео и заставлять вас смеяться часами.

Теории, корни которых лежат на заре массовой коммуникации, актуальны и сегодня, хотя эти формы коммуникации продолжают развиваться.

.

ФУНКЦИЙ СВЯЗИ — УСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В КОНТЕКСТЕ

Что такое коммуникационные функции?

Коммуникативные функции относятся к тому, как люди используют язык для различных целей, также относятся к тому, как на язык влияют разное время, место и ситуация, используемые для контроля поведения людей, используемые для регулирования характера и количества действий, в которых люди участвуют

Самыми основными функциями коммуникации в организации являются регулирование / контроль, информирование, социальное взаимодействие, выражение и мотивация.

Пять функций устного общения

  1. Регулирование / Контроль — функции для контроля своего поведения

Рецепт врача
«Принимайте лекарство 3 раза в день».
Инструкция для родителей своему ребенку
«Помойте посуду сейчас, иначе я не позволю тебе пойти на вечеринку позже».
Друзья дают советы, что делать
«Двигайтесь дальше. Он тебя больше не любит »

  1. Социальное взаимодействие — используется для создания социальных отношений; используется для развития связей, близости, отношений; используется для выражения предпочтений, желаний, потребностей, желаний, решений, целей и сильных сторон; используется для предоставления и получения информации Ободрение
    «Вы можете это сделать.”

Предложение руки и сердца
«Ты выйдешь за меня замуж?»

Приглашение
«Хочешь кофе, чая или меня?»

  1. Мотивация — функции, мотивирующие или побуждающие людей жить лучше.
  2. Информация — функции для передачи информации. Предоставление информации…
    «Вы знали, что на вершине Эйфелевой башни есть секретная квартира?»
  3. Emotional Expression — помогает людям выражать свои чувства и эмоции.

Признательность
«Я так рада, что вы вошли в мою жизнь».
«Ты мне так нравишься!
«Вы вставные зубы? Это потому, что я не могу улыбаться без тебя ».
Выражение амбиций
«Я хочу закончить учебу с хорошими оценками, чтобы меня приняли в хороший университет».
Выражение потребности
«Ты нужен мне в жизни».
Выражение молитв
«Мы молимся за тех, кто пострадал от горя».

Нравится:

Нравится Загрузка…

Связанные

.

Теория коммуникации

Теория коммуникации

Краткое содержание курса

Курс Теория коммуникации закладывает основу для прочной образовательной базы в изучении коммуникации. Курс предлагает глубокое понимание процесса коммуникации, типов и видов коммуникации, а также дает краткий обзор истории и эволюции коммуникации. Практические семинары позволяют не только применять теорию на практике через практические задания, но и развивать соответствующие коммуникативные навыки (дискуссии, командная работа, презентации, круглые столы, исследования в Интернете и т. Д.).

Формат курса

Часы лекции Часы обсуждения Часы самостоятельного обучения Общее количество часов
8 11 77 96

Обратите внимание, , что время, потраченное на самостоятельное обучение, превышает часы лекций и дискуссий.

Содержание курса

Курс будет охватывать следующие темы:

  1. Введение в теорию коммуникации (4 часа)
    • определение теории коммуникации
    • формы человеческого общения
    • элементов коммуникационного процесса
    • принципов человеческого общения.
  2. Модели связи. Основные этапы развития теории коммуникации (4 часа).
  3. Виды общения (6 часов)
    • устное общение
    • денотативное и коннотативное значение
    • контекст
    • формы и стили речевого общения
    • невербальное общение: определение и функции
    • канал невербальной коммуникации: телесное и лицевое, глазное и космическое, искусственное и сенсорное, параязык, тишина, время и запах.
  4. Формы связи (2 часа)
    • межличностное общение
    • Коммуникационная компетентность
    • общение в малых группах
    • малые группы и команды
    • форматы малых групп, сцены, культура
    • типы групп
    • средства массовой информации.
  5. Организационные коммуникации. Публичное выступление. Межкультурное общение (2 часа).
  6. Интернет-связь.Медиа-коммуникация: особенности каждого канала коммуникации (2 часа).

Список для чтения

Обязательное чтение и аудирование:

  1. Девито, Джозеф А. (2011). Человеческое общение: основной курс, 12 -е издание . Пирсон.
  2. Марианна Дейнтон, Элейн Д. Зелли (2014). Применение теории коммуникации в профессиональной жизни. Sage Inc.
  3. Рутгер де Грааф. Введение в коммуникационную науку. MOOC курс Амстердамского университета.https://www.coursera.org (аудио / видео файлы, скрипты).
  4. Исследования в области коммуникационных наук. Elsevier. https://www.sciencedirect.com/science/journal/14244896

Рекомендуемая литература:

  1. Фиске, Дж. (2010) Введение в коммуникационные исследования . Тейлор и Фрэнсис.
  2. Гавра, Д. (2011) Основы теории связи. Санкт-Петербург.
  3. Гойхман, О. (2013) Основы теории коммуникации. Инфра-М.
  4. Гнатук, О. (2012) Основы теории связи. Кнорус.
  5. Кожемакин Э. (2014) Основы теории коммуникации. Инфра-М.
  6. Нахимова Е., Чудинов А. (2013) Основы теории связи: учебное пособие. Москва: Флинта. Наука.
  7. Основы теории связи (2007) под ред. Василика М. М .: Гардарики.
  8. Шарков, Ф.(2012) Kommunikalogia. Основы теории связи. Дашков и Ко.
  9. Викулова, Л. (2008) Основы теории связи. Praktikum. АСТ.
  10. Язык и общение. Elsevier. https://www.sciencedirect.com/ science / journal / 14751585/21

Интернет-ресурсов:

  1. Математическая модель коммуникации Клода Шеннона

  2. Межличностная сеть в Общественном колледже Северной Вирджинии

  3. Качкин, В.(2007) Теория коммуникации — электронная книга

    https://kachkine.narod.ru/CommTheory/Contents/Contents.htm

    https://www.docme.ru/doc/122754/kashkin-v.b.-osnovy-teorii-kommunikacii.-m.—2007

  4. Модели связи

  5. Лекций в PowerPoint

Домашние задания

Домашнее задание будет назначаться еженедельно. Ожидается, что вы будете изучать книги из списка для чтения, слушать лекции носителей языка, выполнять небольшие тесты.Вам необходимо будет подготовить одну презентацию (мини-лекцию) на протяжении всего курса, быть готовым к обсуждениям и сессиям вопросов-ответов.

Оценка

Это поэтапный курс обучения. Вы должны выполнить все задания и сдать экзамен.

Наш сайт использует
печенье.
Мы не идентифицируем вас, а оптимизируем
интернет сайт.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie.

Согласен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *