Функции социальной педагогики
Определение 1
Социальная педагогика — отрасль педагогического знания, исследующая проблемы взаимоотношения человека и общества в их правовом, психологическом, экономическом, медицинском и педагогическом аспектах.
Основные функции социальной педагогики
Решение задач социальной педагогики осуществляется посредством реализации ее функций. В настоящее время принято выделять традиционные (основные) функции и специфические. Основные функции – это функции, которые выделены на основании отношении социальной педагогики к педагогическим наукам, то есть они имеют педагогическую направленность. Специфические функции – это функции, которые присущи социальной педагогике и направлены на достижение ее цели и решение конкретных социальных задач.
В качестве основных функций социальной педагогики можно выделить:
- Воспитательная функция социальной педагогики – направлена на обеспечение целенаправленного влияния всех социальных методов на деятельность и поведение человека. Данная функция направлена на то, чтобы максимально использовать в воспитательном процессе все имеющиеся средства, приемы, методы ресурсы социальной педагогики, для развития у субъекта его потенциальных возможностей и удовлетворения воспитательных потребностей.
- Организационная функция социальной педагогики – оказывает влияние на организацию деятельности человека, вне зависимости от ее направления. Под деятельностью понимается трудовая, интеллектуальная, учебная, досуговая и т.д., то есть любая деятельность человека. Важность организации заключается в том, чтобы деятельность имела конкретную воспитательную цель, достижение которой возлагается не только на человека, но и на организацию (вне зависимости от ее назначения). В данном случае подразумевается, что организация воспитания в процессе деятельности осуществляется не только образовательными учреждениями, но и иными другими.
- Прогностическая функция социальной педагогики – заключается в прогнозировании, программировании и проектировании процессов социального развития конкретных микросоциумов. Реализация данной функции достигается за счет участия различных социальных институтов в социальном формировании и развитии личности.
- Социально-терапевтическая и предупредительно-профилактическая функции социальной педагогики. Данные функции основаны на том, что в процессе деятельности социальных педагогов ими осуществляется различного рода помощь, направленная на преодоление негативных влияний и обеспечение поддержки человека в период его социального и профессионального самоопределения.
- Организационно-коммуникативная функция социальной педагогики – направлена на включение человека в социальный труд и досуг, организуемый в рамках определенного социума (например, трудовой коллектив, жители микрорайона, ученики школы и т.д.). В процессе данной деятельности устанавливаются личностные и деловые контакты, осуществляется взаимодействие между различными социальными институтами и людьми.
- Охраннозащитная функция социальной педагогики – заключается в использовании всего арсенала методов и средств защиты прав и свобод личности человека. Данная функция предусматривает формирование и развитие личности в социуме, без нарушения ее личных и гражданских прав.
- Диагностическая функция социальной педагогики – занимается изучение особенностей личности человека в зависимости от места проживания (село, город, деревня и т.д.), национальности, религиозных взглядов и т.д., с целью установления их влияния на процесс воспитания и формирования личности.
- Просвещенческо-образовательная функция социальной педагогики – направлена на просвещение людей в вопросах, имеющих непосредственное отношение к жизнедеятельности человека (воспитание детей, получение образования, ЗОЖ и т.д.).
- Интегративная функция социальной педагогики – заключается в объединении усилий социальных учреждений и структур, с целью социальной поддержки и защиты каждого нуждающегося в этом человека.
- Аналитико-проектная функция социальной педагогики – состоит в осуществлении анализа воспитательно-образовательных и социальных процессов в социальной среде, с целью определения оптимальных направлений воспитания и становления личности.
Готовые работы на аналогичную тему
Реализацией функций социальной педагогики занимается социальный педагог или социальный работник, которые выполняют роль посредников между человеком и государственными учреждениями, занимающимися проблемами социальной поддержки. Социальная помощь и поддержка необходима человеку на всех его жизненных этапах развития и становления.
Специфические функции социальной педагогики
Социальная педагогика имеет разнообразные направления, задачи и методы, так как является по своему содержанию интегративной отраслью знания. Связь всех компонентов социальной педагогики осуществляется посредством реализации функций.
Специфические функции социальной педагогики формируются исходя из ее особенностей и задач.
Специфические функции социальной педагогики:
- Теоретико-преобразовательная функция социальной педагогики – заключается в объединении, обобщении, анализе и синтезе научных знаний в области социально-педагогической деятельности. Суть функции состоит в исследовании процесса социализации личности, исходя их культурных, этических, природных и общественных факторов развития, имеющих распространение в конкретном обществе.
- Гуманистически-прикладная функция социальной педагогики – направлена на разработку и внедрение в практику социально-педагогических технологий поддержки развития личности человека. Данная функция заключается в поиске эффективных способов и условий самореализации человека, его жизненного сценария, а также повышения его социального статуса в обществе.
Замечание 1
Таким образом, представление о социальной педагогике как о системе имеет концептуальное, методологическое значение и для научного познания, и для практической организации процессов управления, и для повседневного конструирования социально-педагогической деятельности. Большое значение имеет реализация функций социальной педагогики.
Функции социальной педагогики как науки
Основные функции социальной педагогики
Социальная педагогика, как и любая другая наука выполняет целый ряд разноплановых функций:
- диагностическая, или оценочная – диагностика социальных элементов в личности, социальных особенностей той или иной группы, социально-педагогическая экспертиза деятельности учреждений и организаций, документов, отдельных специалистов, анализ и оценка различных факторов социума и процессов, в нем протекающих;
- научная – изучение процессов социализации человека, закономерностей его социального развития, влияние факторов окружающей среды на становление человека, разработка теоретической базы, определяющей социально-педагогические явления;
- прогностическая – выявление ближайших и отдаленных перспектив развития социально-педагогических процессов, проявлений в социуме человека со всеми его индивидуальными особенностями, возможностей наиболее целесообразного на них воздействия;
- объяснительная – описание различных социально-педагогических процессов и явлений, возможностей преобразования и условий их существования;
- адаптационная – стимулирование человека к вхождению в социальную среду с учетом его индивидуальностей;
- преобразующая – адекватное и наиболее целесообразное изменение педагогических отношений, педагогической реальности, сути содержания социально-педагогической деятельности, учебно-воспитательный процесс;
- коррекционная – направленная деятельность по коррекции социально-педагогического процесса развития и воспитания подрастающего поколения, процесса воспитательной деятельности воспитателей, педагогов и родителей;
- реабилитационная – направленная деятельность по восстановлению индивидуальных способностей и возможностей человека к воспитанию, развитию, профессиональной деятельности;
- мобилизационная – направленная деятельность по активизации на определенные поступки и действия усилий группы и человека;
- защитно-профилактическая – направленная деятельность по преодолению и предупреждению разного рода социальных отклонений в личности и/ или группе;
- управленческая – направленная деятельность по управлению процессом социального развития личности, а также социально-педагогических процессов и явлений в коллективе или группе;
- образовательная – исследование методики, содержания социально-педагогической деятельности, обеспечение для нее подготовки квалифицированных кадров.
Готовые работы на аналогичную тему
Функции социального педагога
В своей профессиональной деятельности социальный педагог выполняет разные функции — различные по характеру, относительно самостоятельные, тесно взаимосвязанные виды деятельности, обеспечивающие в совокупности достижение поставленных целей и получение качественных результатов в социально-педагогической деятельности.
Замечание 1
Данные функции указываются для каждой конкретной социальной службы в соответствующих должностных инструкциях.
К числу наиболее распространенных и общепризнанных, определяемых большинством исследователей социальной педагогики относятся следующие функции:
- диагностическая – исследование медико-психолого-педагогических характеристик личности ребенка, ближайшего окружения, стилей воспитания, условий жизни, характера социальных проблем и постановке на основании всего этого «социального диагноза»;
- образовательно-воспитательная – целенаправленное педагогическое влияние на деятельность и поведение подрастающего поколения, семьи, ближайшего окружения с целью привлечения всех воспитательных возможностей и средств общества и микросреды;
- организационная – обеспечение разных видов социально-значимой деятельности (учебной, трудовой, досуговой, спортивной и т.д.), направленных формирование и дальнейшее развитие творческого потенциала личности, социальных инициатив, семейного досуга, реализацию социально-педагогических программ и социальных проектов, участие в их разработке, утверждении, содействие в организации социальных служб по месту жительства;
- прогностическая – предвидение развития процессов, событий, которые происходят в семье, коллективе, группе людей, прогнозирование результатов социального развития ребенка; выработка конкретных моделей социального поведения; прогнозирование развития микросоциума;
- предупредительно-профилактическая – приведение в действие и учет социально-правовых, психологических и юридических механизмов преодоления и предупреждения негативных явлений; правовое просвещение подрастающего поколения; проведение работ по профилактике ЗОЖ; содействие в подготовке молодых людей к семейной жизни;
- коррекционно-реабилитационная, или социально-терапевтическая – предоставление нуждающимся социотерапевтической помощи, коррекция девиантного поведения детей и подростков, коррекция стилей поведения, межличностных отношений, семейного воспитания; помощь ребенку в социальной реабилитации и адаптации;
- организационно-коммуникативная – активизация разного рода служб и ведомств по совместному решению проблем отдельной семьи, положения в этой семье конкретного ребенка; осуществление взаимодействия между детьми и подростками и семьей, педагогическим коллективом, специалистами социальных ведомств и служб (образовательных, медицинских, культурных, правовых, спортивных учреждений), общественных и благотворительных организаций, административных органов; посредничество в конфликтных ситуациях; содействие в вопросах обеспечения жильем, трудоустройства, льготами и социальными пособиями; вовлечение в социальную работу волонтеров;
- правозащитная, или охранно-защитная – применение правовых актов и законов, направленных на поддержку и оказание помощи детям и подросткам, их семьям, с целью защиты гражданских и имущественных прав; отстаивание финансовых и юридических интересов перед общественными, государственными, производственными структурами;
- организационно-методическая – осуществление аналитической работы с организационными, нормативными и др. документами; подготовка методических материалов и т.д.
Основная, образовательно-воспитательная функция социального педагога предполагает: осуществление социально-педагогического сопровождения воспитательного и образовательного процессов у ребенка, имеющего какие-либо проблемы; патронаж семей групп риска и неблагополучных семей, проведение работы с ближайшими родственниками ребенка, будущими усыновителями, опекунами; педагогическое просвещение; осуществление информационных, консультационных, образовательных услуг по обеспечению заинтересованных лиц информацией по вопросам социальной защиты; обучение детей и родителей социальным умениям и знаниям; формирование у родителей педагогической культуры; проведение профориентационной работы.
Виды социальной помощи
При осуществлении функций социальной педагогики и в процессе профессиональной деятельности социальных педагогов оказываются различного рода виды социальной помощи:
- социально-информационная;
- социально-правовая;
- социально-реабилитационная;
- социально-бытовая;
- социально-экономическая;
- медико-социальная;
- социально-психологическая;
- социально-образовательная.
Функции социальной педагогики
Социальная
педагогика как отрасль знания обладает
рядом функций: теоретико-познавательной,
прикладной и гуманистической.
Теоретико-познавательная
функция выражается в том, что социальная
педагогика накапливает знания, синтезирует
их, стремится нарисовать наиболее полную
картину изучаемых ею процессов и явлений
в современном обществе, описывает и
объясняет их, вскрывает их глубинные
основания.
Прикладная
функция
связана с поиском путей и способов,
выявлением условий эффективного
совершенствования социально-педагогического
влияния на процесс социализации в
организационно-педагогическом и
психолого-педагогическом аспектах.
Гуманистическая
функция выражается в разработке целей
совершенствования социально-педагогических
процессов,
создающих благоприятные условия для
развития и ценностной ориентации
личности, ее позитивных самореализации
и самоизменения.
§ 3. Социальная педагогика и другие отрасли знания
Педагогика,
как и многие отрасли знания, в процессе
своего исторического развития
дифференцировалась на ряд тесно
взаимосвязанных и в то же время
относительно самостоятельных отраслей.
В настоящее время показать соотношение
социальной педагогики с другими отраслями
педагогического знания можно в следующем
виде.
С
одной стороны, разрабатывая тот круг
проблем, о которых шла речь выше,
социальная педагогика широко использует
и во многом опирается на такие отрасли,
как история педагогики (изучающая
развитие педагогических идей и теорий),
история воспитания (в ней идет речь о
том, как складывалась практика воспитания
на различных этапах развития человечества
в целом и в отдельных странах, обществах,
государствах в частности), сравнительная
педагогика (изучающая теорию и практику
воспитания в зарубежных странах на
современном этапе), дидактика, дидаскология.
Кроме
того, весьма важны теоретические и
исследовательские взаимосвязи социальной
педагогики с семейной, конфессиональными
и коррекционной педагогиками.
С
другой стороны, на основе социальной
педагогики, дидактики, дидаскологии и
других отраслей педагогики разрабатывается
целый веер частных педагогик, сферой
применения которых являются конкретные
иоспитывающие человека организации:
дошкольная педагогика, педагогика
школы, педагогика профессионального
образования, педагогика детских и
юношеских организаций, клубная педагогика,
педагогика среды, военная педагогика,
производственная педагогика, педагогика
временных объединений, педагогика
социальной работы и др.
Совершенно
очевидно, что в каждом из названных выше
случаев каждый из разделов социальной
педагогики, о которых шла речь выше,
становится лишь общим основанием,
требующим конкретизации в связи с теми
функциями, которые присущи той или иной
воспитательной организации. Ведь ясно,
что, например, философия школьного
воспитания имеет существенные отличия
от философии военного воспитания, а
методика социального воспитания в
средней школе существенно отличается
от методики профессионального воспитания
и т. д.
Макрофакторы
социализации личности.
Макрофакторы –
это социальные и природные детерминанты
социализации и развития личности,
обусловленные ее проживанием в составе
больших социальных общностей. К ним
относятся страна (государство) общество,
культура. Страна, государство (в обыденном
понимании синонимы) – понятие, принятые
для выделения людей, проживающих в
определенных территориально-администативных
границах и объединенных между собой в
силу исторических, социально-экономических,
политических и психологических причин.
Специфика развития страны, государства
определяет важнейшие особенности
социализации населения, особенно
молодежи. Понятие «общество» (в обыденном
понимании – синоним государства) в
педагогике и других науках используется
для характеристики социальных условий
формирования и развития личности.
Мезафакторы
социализации личности.
Мезофакторы –
это детерминанты социализации личности,
обусловленные ее проживанием в составе
общностей средней величины. К ним
относятся этнос (нация), региональные
условия, тип поселения, средства массовой
коммуникации. Этнос –
исторически сложившаяся на определенной
территории устойчивая совокупность
людей, обладающая единым языком,
общими относительно стабильными
особенностями культуры и психики, а
также общим самосознанием (сознанием
своего единства и отличия от всех других
подобных образований), зафиксированным
в самоназвании.
Региональные
условия –
условия, характерные для социализации
людей, проживающих в той или иной части
страны, государства, имеющей свои
отличительные особенности (единую
социально-экономическую систему, общее
историческое прошлое, культурное и
социальное своеобразие).
Тип
поселения –
село, поселок, город, область, в силу
определенных причин придающие своеобразие
социализации людей, в них проживающих.
Средства
массовой коммуникации представляют
собой технические средства (печать,
радио, кинематограф, телевидение), с
помощью которых осуществляется
распространение информации (знаний,
духовных ценностей, моральных и правовых
норм и т. п.) на количественно большие
аудитории.
Микрофакторы
социализации личности.
Микрофакторы –
детерминанты социализации личности,
относящиеся к воспитанию и обучению
людей в малых группах (семье, трудовом
коллективе, религиозной организации
или учебном заведении).
Социализация –
не прямой результат того, что человек
видит и слышит. Человек может видеть
одно, слышать другое, говорить третье,
думать четвертое. Содержание социализации
определяется, с одной стороны, всей
совокупностью социальных влияний,
реализующихся через определенные
механизмы (традиционный, институационный,
стилизованный, межличностный,
рефлексивный), а с другой – отношением
индивида ко всему этому.
Традиционный
механизм социализации
представляет собой усвоение человеком
норм, эталонов поведения, взглядов,
которые характерны для его семьи и
ближайшего окружения (соседского,
приятельского, профессионального).
Это усвоение происходит, как правило,
на неосознанном уровне с помощью
запечатления, некритического восприятия
господствующих стереотипов.
Институциональный
механизм социализации
действует в процессе взаимодействия
человека с институтами общества, с
различными организациями, как специально
созданными для социализации, так и
реализующими социализирующие функции
параллельно со своими основными функциями
(производственные, общественные, клубные
и др. структуры, а также средства массовой
коммуникации).
Стилизованный
механизм социализации
действует в рамках субкультуры. Под
субкультурой в общем виде понимается
тот комплекс ценностей, норм,
морально-психологических черт и
поведенческих проявлений, которые
типичны для людей определенного возраста
или конкретного профессионально-культурного
слоя, который в целом создает конкретный
стиль жизни той или иной возрастной,
профессиональной или социальной
группы.
Межличностный
механизм социализации
функционирует в процессе взаимодействия
человека с субъективно значимыми для
него лицами и представляет собой
психологический механизм межличностного
переноса благодаря эмпатии и идентификации.
Значимыми лицами могут быть родители,
любимый учитель, уважаемый взрослый,
сослуживец, друг-сверстник своего или
противоположного пола.
Рефлексия –
механизм взаимопонимания, т. е. осмысления
человеком того, какими средствами и
почему он произвел то или иное впечатление
на других людей. С помощью рефлексии
человек может формироваться и изменяться
в результате осознания и переживания
им той реальности, в которой он живет,
своего места в этой реальности и себя
самого.
Социализация
каждого человека осуществляется не
только с помощью всех названных
механизмов, но и конкретных средств.
Методы вскармливания младенцев, как
считают этнологи, культурологи и
психологи, закладывают основу формирования
у взрослого человека особого отношения
к себе, другим людям, развивают
определенные организованность,
дисциплинированность, ответственность.
Методы психологического воздействия
в семье, группах сверстников,
профессиональных организациях
обеспечивают развитие у каждого человека
устойчивых представлений о нормах и
правилах взаимоотношений людей,
традициях взаимопомощи и взаимодействия.
Понятие
социального и психологического
благополучия.
Социальное
благополучие
проявляется
в широкой (достаточной для данного
индивида) динамичной системе социальных
связей, с наличием позитивных межличностных
отношений в форме дружбы, любви. С. б. в
зарубеж. исследованиях оценивается
успешностью физич., психич., социального
и эконом. функционирования в социуме
(Raphael et al., 199 6). В зап. психологии понятие
благополучие определяется в самом
широком смысле — wellbeing, как многофакторный
конструкт, представляющий сложную
взаимосвязь культурных, социальных,
психол., физич., эконом. и духовных
факторов. В используемой ВОЗ дефиниции
здоровья («состояние полного физич.,
душевного и социального благополучия,
а не только отсутствие болезней и физич.
дефектов») понятие «благополучие»
включает элементы, к-рые обеспечивают
индивиду способность жить полноценной
для него жизнью. Русский язык содержит
много слов, корень к-рых «благо». В зап.
практике также наряду с термином «благо»
используются термины «благополучатель»,
«благодаритель» и др. Человек не только
испытывает или не испытывает состояние
благополучия, но способен к его рефлексии.
В общее состояние С. б. каждая из его
составляющих (субъективное физич.,
психич., духовное, социальное благополучие)
вносит свой вклад. Восприятие личностью
своего положения в жизни в контексте
культуры и системы ценностей, в к-рых
она живет, а также в соответствии со
своими целями, ожиданиями, стандартами
и заботами ВОЗ характеризует как качество
ее жизни Оценивание собственной жизни
может происходить в разных системах
измерения: (а) в социально признанной
для данной культуры на данном временном
истор. отрезке, (б) в субъективной системе
измерений, опирающейся на субъективную
иерархию жизненных ценностей и
представление о субъективном благополучии.
Эти оценки в разных системах измерения
могут не совпадать. При разработке
понятия «благополучие» авторы делают
акцент как на субъективной оценке
человеком себя и собственной жизни, так
и на аспектах позитивного функционирования
личности. Благодаря процессу О. личность
может влиять на уровень своего социального
благополучия, к-рый нежестко связан с
субъективным переживанием его. Поддержание
личностью субъективного состояния
удовлетворяющего ее социального
благополучия способствует ее физич. и
психич. здоровью, снижает уровень
негативных переживаний, связанных с
имеющимися трудностями в О. Для поддержания
субъективного состояния социального
благополучия личность иногда использует
компенсаторные уловки. Напр., может
создать т. наз. треугольник — систему,
состоящую из 2 человек, вовлекающую в
себя третье лицо (человека, животное,
болезнь и пр.), с целью справиться с
напряжением и нестабильностью во
взаимоотношениях. «Треугольник» —
понятие, часто использующееся в психологии
семьи, семейной терапии.
Психологическое
благополучие
Понятие
«психологическое благополучие» описывает
состояние и особенности внутреннего
мира человека, которые определяют
переживание благополучности, а также
поведение, продуцирующее и проявляющее
ситуативное благополучие. С какими
личностными особенностями связаны
такая внутренняя картина мира личности
и стиль, способ его жизни? Ответ на этот
вопрос уже сложнее, поскольку разные
исследователи, описывая даже схожие
особенности личности, нередко пользуются
разными понятиями, разным словарем.
В качестве
базовых составляющих психологического
благополучия (psychological well-being) человека
К.Рифф выделила: позитивные отношения
с другими, принятие себя (позитивная
оценка себя и своей жизни), автономия
(способность следовать своим собственным
убеждениям), компетентность (контроль
над окружающей средой, способность
эффективно управлять своей жизнью),
наличие целей, придающих жизни
направленность и смысл, личностный рост
как чувство непрекращающегося развития
и самореализации.
Думается,
что примерно тот же список можно
сформулировать и в других понятиях,
предположив, что психологическое
благополучие связано с такими личными
особенностями, как уверенность в себе,
адекватная самооценка, позитивный
взгляд на жизнь, доброжелательность,
общительность, эмоциональная стабильность.
Понятие
«психологическое благополучие»
близко связано с такими понятиями, как
душевное здоровье[1], осмысленность
жизни[2], в меньшей степени с понятияем
«личностная адекватность»[3], а с
понятием «психическое здоровье»
— в малой степени[4].
Как бы
разнообразно ни определяли исследователи
психологическое благополучие, важнейшим
вопросом является способ его измерения.
В исследовании П.П. Фесенко определялся
не объективными показателями и не
рациональной оценкой, а скорее
эмоциональной окраской чувств и ощущений
по поводу собственной жизни. «Низкий
уровень актуального психологического
благополучия обусловлен преобладанием
негативного аффекта (общего ощущения
собственной несчастливости,
неудовлетворенности собственной
жизнью), высокий — преобладанием
позитивного аффекта (ощущением
удовлетворенности собственной жизнью,
счастья)».
Общая
хар-ка психолого-ориентировачного
подхода в социальной работе.
Основные категории, функции и задачи социальной педагогики — Студопедия
Методологические основы социальной педагогики. В широком смыс- ле к ним следует отнести теоретические, концептуальные положения, знания, которые выполняют по отношению к социальной педагогике методологическую функцию. Они вырабатываются такими науками, как философия, социальная философия, педагогика, психология, со- циальная психология, социальная работа, этнография, социология, медицина и др. В узком смысле это — цели, принципы построения, формы организации способов научного познания социально-педаго- гической действительности.
Основные категории социальной педагогики — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие ее главные составляющие. К ним относятся: социально-педагогический процесс, социально-пе- дагогическая деятельность, социальное развитие, социальное воспита- ние, социальная адаптация и дезадаптация, социализация, социальная реабилитация, социально-педагогическая коррекция, перевоспитание, исправление и др. Сущность категорий рассматривается в соответст- вующих главах пособия.
Назначение (цель) социальной педагогики — способствовать со- циальному формированию личности, группы с учетом ее своеобра- зия и социокультуры государства (общества), в котором ей предсто- ит жить. Под своеобразием понимается то, что отличает одного человека (группу) от другого (другой). Оно может проявляться в возрастных различиях, волевых особенностях, индивидуальных воз- можностях (например, люди с особыми нуждами, ограниченными возможностями).
Предмет социальной педагогики — социально-педагогический процесс, определяющий принципы, формы, методы исследования практической деятельности и условия сто реализации. Однако пере- численное недостаточно полно раскрывает содержание предмета со- циальной педагогики. Поэтому каждый раздел будет его дополнять.
Содержание социальной педагогики определяется ее функциями, каждая из которых представляет собой одно из ее направлений, отра- жающих ее содержание. Функции (от лат. functio — отправление, дея- тельность) — обязанность, круг деятельности, назначение. Функции социальной педагогики помогают понять ее содержание. К ним отно- сятся:
• Познавательная — исследование практики педагогической дея- тельности ее полномочными представителями (социальными педаго- гами; лицами, выполняющими социально-педагогическую деятель-
16 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
ность) или специально подготовленными людьми (исследователями, аспирантами, докторантами).
• Научная — изучение закономерностей социального развития, социализации человека, влияния факторов среды на него, разработка теоретической базы, обосновывающей социально-педагогические яв- ления.
• Диагностическая (оценочная) —диагностика социального в личности, социального своеобразия группы, осуществление социаль- но-педагогической оценки (экспертизы) документов, деятельности учреждений, отдельных специалистов, а также факторов социума, протекающих в нем процессов.
• Прогностическая — определение перспектив (ближайших и длительных во времени) развития социально-педагогических про- цессов среды, проявления в ней человека, его индивидуальности, а также возможностей целесообразного влияния на них (среду и че- ловека).
• Объяснительная — описание социально-педагогических явле- ний, условий их существования и возможностей преобразования.
• Адаптационная — деятельность, направленная на стимулирова- ние приспособления человека к среде или среды к человеку с учетом его индивидуальности (своеобразия).
• Преобразующая — социальная педагогика призвана изменять педагогические реальности, педагогические отношения, учебно-вос- питательный процесс, свое содержание.
• Коррекционная — направленная деятельность специалистов по коррекции процесса социального развития и воспитания детей и под- ростков, процесса воспитательной деятельности родителей, воспита- телей.
• Реабилитационная — направленная деятельность специалистов по восстановлению индивидуальных возможностей человека к разви- тию, воспитанию, профессиональной деятельности.
• Мобилизационная — направленная деятельность специалистов по активизации усилий человека, группы на определенные действия и поступки.
• Профилактическая (защитно-профилактическая) — направлен- ная деятельность специалистов по предупреждению и преодолению различных социальных отклонений в формируемой личности, группе.
• Образовательная — исследование содержания, методики и обес- печение подготовки кадров для социальной сферы.
• Управленческая — направленная деятельность специалистов по управлению процессом социального формирования личности, соци- ально-педагогических явлений в коллективе, группе.
Глава 1. Социальная педагогика, её предмет и задачи 17
• Задачи педагогики. Они подразделяются на общие — теорети- ческие, практические и частные — по отраслям практической деятель- ности. Таких задач достаточно много. Их следует рассматривать по основным блокам, составляющим социальную педагогику в целом, и по каждому из них по направлениям — теоретическому, практическо- му и образовательному.
Задачи социопедагогики:
— осуществление социально-педагогической оценки (экспертизы) деятельности государства, общественных организаций, движений, партий, а также учреждений и коллективов;
— исследование влияний факторов среды на растущую личность, группу;
— использование факторов среды в социальном развитии и воспи- тании человека, при решении определенных социально-педагогичес- ких задач;
— исследование влияния отдельных факторов (например, семьи, средств массовых коммуникаций) на личность и др.
Задачи социального воспитания:
— исследование проблем содержания и способов обеспечения наи- более оптимального социального воспитания различных групп насе- ления, отдельных категорий людей, отдельных личностей;
— исследование проблем социального воспитания личности в ус- ловиях семьи, образовательных и специальных учреждений;
— изучение опыта социального воспитания в различных типах семей, учреждениях;
— изучение зарубежного опыта социального воспитания и адапта- ция его к отечественным условиям и др.
Задачи изучения человека как социальной единицы:
— исследование особенностей социального развития, социализа- ции человека как личности;
— исследование особенностей социального развития людей, отли- чающихся своеобразием;
— выявление причин социальных отклонений в процессе развития и воспитания человека, возможностей их профилактики и преодоле- ния и др.
Задачи изучения личностной позиции и активности человека в со- циальном самосовершенствовании:
— выявление роли человека в социальном самосовершенство- вании;
— исследование возможностей активизации социального самосо- вершенствования человека на различных возрастных этапах и др.
2 — 5887
18 Раздел I. Научно-теоретические основы социальной педагогики
В публикациях встречается смешение понятий «социальная педа- гогика» и «социальная работа». Основными причинами такого подхо- да являются:
1. Институт социальной педагогики не получил широкого разви- тия в Европе и Америке. За рубежом ее рассматривают как часть со- циальной работы. В России социальная работа развивалась в том же русле.
2. В России институты социальной работы и социальной педаго- гики формировались одновременно. Ее первые теоретики (В.Г. Боча- рова) считали, что отечественная социальная работа отличается от американской тем, что она делает значительный акцент на активиза- цию самого человека в решении своих социальных проблем. В этом заключается педагогика социальной работы — социальная педагогика.
3. Такой подход к социальной педагогике как педагогике социаль- ной работы поддерживается зарубежными специалистами. Он им по-
Однако следует подчеркнуть, что социальная работа и социальная педагогика имеют свои цели, объект и предмет (см. табл. 1).
Таблица 1
Социальная работа | Социальная педагогика | |
Цель | Социальная защита, социальная по- мощь, социальная поддержка, соци- альное обслуживание и пр. | Социально-педагогическая оценка (экспертиза), социальное развитие, социальное воспитание, их коррек- ция и реабилитация, исправление и перевоспитание |
Объект | Человек, имеющий социальную про- блему, которую он не может решить самостоятельно | Человек, нуждающийся в социаль- но-педагогической помощи. Социально-педагогические прогно- зирование, оценка (экспертиза) |
Предмет | Оказание материальной помощи, социальная защита человека, про- цесс консультирования, процесс со- циального обслуживания человека с особыми нуждами и пр. | Социально-педагогический процесс развития, воспитания, коррекции или реабилитации и пр.
Методы и методика проведения со- циально-педагогических прогнози- рования, оценки (экспертизы) |
В каких-то проявлениях социальная работа и социальная педаго-
гика могут совпадать, пересекаться, а в каких-то нет. Реализуют они свои цели соответствующими (своими) методами, средствами.
Глава 1. Социальная педагогика, ее предмет и задачи 19
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Назовите и раскройте основные направления, отражающие развитие социальной педагогики.
2. Что представляет собой социопедагогика?
3. Дайте характеристику педагогики среды.
4. Что представляет собой педагогика социального становления личности?
5. Дайте характеристику педагогики социальных отклонений.
6. Каково место и роль самого человека в социальном становлении?
7. Что такое социальная педагогика?
8. Дайте характеристику социальной педагогики как теории.
9. Дайте характеристику социальной педагогики как практики.
10. Дайте характеристику социальной педагогики как учебной дисциплины.
11. Назовите и дайте характеристику основных категорий социальной педагогики.
12. Каково назначение социальной педагогики?
13. Что является предметом социальной педагогики?
14. Каковы основные функции социальной педагогики?
15. Каковы основные задачи социальной педагогики?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Социальная педагогика как теория.
2. Социальная педагогика как практика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
2. Мардахаев Л.В. Введение в социальную педагогику. М., 1996.
3. Мардахаев Л.В., Липский И.А. Социальная педагогика: пути развития // Ученые записки: Науч.-теор. сборник МГСУ. 1996. № 2.
4. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
5. Социальная педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М., 2000.
Глав а 2
Основные принципы социальной педагогики
Проблема принципов в социальной педагогике связана с разработ- кой теоретико-методологических основ. Она позволяет определить основные, базовые положения, влияющие на эффективность социаль- но-педагогического процесса.
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) понятие и сущность принципов в социальной педагогике;
2) общая характеристика основных принципов социальной педа- гогики и их требования — это:
§ 1. Понятие и сущность принципов в социальной педагогике
Слово «принцип» (от лат. principium) означает первоначало, осно- ву, определяющую данное явление. Нередко принцип отождествляет- ся с правилом. Принцип является родовым понятием, т.е. более общим, а правило — видовым, т.е. более частным. По своему объему правило уже принципа. Оно вытекает из него и отражает частные по- ложения определенного принципа, методику его применения в кон- кретной ситуации. По форме выражения в педагогике правила имеют характер рекомендаций. Принцип содержит в себе многие правила, но их совокупность не составляет еще принцип, как совокупность явле- ний еще не определяет их сущности.
Под принципом понимается исходное начало, более или менее общее для данного явления. Правило — это определенная норма, вы- ражающая обязательный характер деятельности специалиста. Прин- цип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления пли результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов.
Они подразделяются на:
• принципы социальной педагогики как науки. Они имеют обще- методологический характер и присущи научной дисциплине. Такие принципы включают: исходное положение науки, тождественное за- кону; наиболее общее положение, в основе которого лежат группы за- конов; частное проявление закона. К ним относят научность, объек- тивность, историзм, связь с практикой и др.;
Глава 2. Основные принципы социальной педагогики 21
• принципы социальной педагогики как практики (принципы, обу- словливающие организацию и собственно социально-педагогическую деятельность). Они отражают исходные, базовые положения, выполне- ние которых способствует высокой организации и обеспечению эффек- тивности социально-педагогической деятельности. Именно их чаще всего отождествляют с принципами социальной педагогики;
• принципы образовательной деятельности по подготовке специа- листов социальной сферы. Это принципы педагогики высшей школы. Они имеют общий характер, отражают закономерности высшей школы, и их требования необходимо учитывать при подготовке спе- циалистов высшей квалификации.
Принципы имеют также и объективный характер: их особенность заключается в том, что если социальный педагог учитывает их требо- вания, то вероятность получения им достаточно высокого результата очень велика. На практике специалист на личном опыте либо на опыте других нередко самостоятельно осваивает многие (а иногда только некоторые типичные) рекомендации, которые отражают прин- ципы социально-педагогической деятельности, и это помогает ему в работе. В этом случае они выступают в форме норм, правил, опреде- ляющих практическую деятельность специалиста. Изучение принци- пов социальной педагогики позволяет специалисту в процессе овла- дения профессией принять те рекомендации, которые должны стать для него естественными в практической работе.
§ 2. Основные категории, функции и задачи социальной педагогики
Методологические
основы социальной педагогики. В
широком смысле к ним следует отнести
теоретические, концептуальные положения,
знания, которые выполняют по отношению
к социальной педагогике методологическую
функцию. Они вырабатываются такими
науками, как философия, социальная
философия, педагогика, психология,
социальная психология, социальная
работа, этнография, социология, медицина
и др. В узком смысле это — цели, принципы
построения, формы организации способов
научного познания социально-педагогической
действительности.
Основные
категории социальной
педагогики — наиболее общие и
фундаментальные понятия, отражающие
ее главные составляющие. К ним относятся:
социально-педагогический процесс,
социально-педагогическая деятельность,
социальное развитие, социальное
воспитание, социальная адаптация и
дезадаптация, социализация, социальная
реабилитация, социально-педагогическая
коррекция, перевоспитание, исправление
и др. Сущность категорий рассматривается
в соответствующих главах пособия.
Назначение
(цель) социальной
педагогики — способствовать социальному
формированию личности, группы с учетом
ее своеобразия и социокультуры
государства (общества), в котором ей
предстоит жить. Под своеобразием
понимается то, что отличает одного
человека (группу) от другого (другой).
Оно может проявляться в возрастных
различиях, волевых особенностях,
индивидуальных возможностях
(например, люди с особыми нуждами,
ограниченными возможностями).
Предмет
социальной
педагогики — социально-педагогический
процесс, определяющий принципы, формы,
методы исследования практической
деятельности и условия сто реализации.
Однако перечисленное недостаточно
полно раскрывает содержание предмета
социальной педагогики. Поэтому
каждый раздел будет его дополнять.
Содержание
социальной
педагогики определяется ее функциями,
каждая из которых представляет собой
одно из ее направлений, отражающих
ее содержание. Функции
(от
лат. functio
—
отправление, деятельность) —
обязанность, круг деятельности,
назначение. Функции социальной педагогики
помогают понять ее содержание. К ним
относятся:
• Познавательная
— исследование практики педагогической
деятельности ее полномочными
представителями (социальными педагогами;
лицами, выполняющими социально-педагогическую
деятельность)
или специально подготовленными людьми
(исследователями, аспирантами,
докторантами).
Научная
— изучение закономерностей социального
развития, социализации человека,
влияния факторов среды на него,
разработка теоретической базы,
обосновывающей социально-педагогические
явления.Диагностическая
(оценочная) —диагностика социального
в личности, социального своеобразия
группы, осуществление социально-педагогической
оценки (экспертизы) документов,
деятельности учреждений, отдельных
специалистов, а также факторов социума,
протекающих в нем процессов.Прогностическая
— определение перспектив (ближайших
и длительных во времени) развития
социально-педагогических процессов
среды, проявления в ней человека, его
индивидуальности, а также возможностей
целесообразного влияния на них (среду
и человека).Объяснительная
— описание социально-педагогических
явлений, условий их существования
и возможностей преобразования.Адаптационная
— деятельность, направленная на
стимулирование приспособления
человека к среде или среды к человеку
с учетом его индивидуальности
(своеобразия).Преобразующая
— социальная педагогика призвана
изменять педагогические реальности,
педагогические отношения,
учебно-воспитательный процесс, свое
содержание.Коррекционная
— направленная деятельность специалистов
по коррекции процесса социального
развития и воспитания детей и подростков,
процесса воспитательной деятельности
родителей, воспитателей.Реабилитационная
— направленная деятельность специалистов
по восстановлению индивидуальных
возможностей человека к развитию,
воспитанию, профессиональной
деятельности.Мобилизационная
— направленная деятельность специалистов
по активизации усилий человека, группы
на определенные действия и поступки.Профилактическая
(защитно-профилактическая) — направленная
деятельность специалистов по
предупреждению и преодолению различных
социальных отклонений в формируемой
личности, группе.Образовательная
— исследование содержания, методики
и обеспечение подготовки кадров
для социальной сферы.Управленческая
— направленная деятельность специалистов
по управлению процессом социального
формирования личности,
социально-педагогических явлений
в коллективе, группе.
• Задачи
педагогики. Они подразделяются на общие
— теоретические, практические и
частные — по отраслям практической
деятельности. Таких задач достаточно
много. Их следует рассматривать по
основным блокам, составляющим социальную
педагогику в целом, и по каждому из них
по направлениям — теоретическому,
практическому и образовательному.
Задачи
социопедагогики:
осуществление
социально-педагогической оценки
(экспертизы) деятельности государства,
общественных организаций, движений,
партий, а также учреждений и коллективов;исследование
влияний факторов среды на растущую
личность, группу;использование
факторов среды в социальном развитии
и воспитании человека, при решении
определенных социально-педагогических
задач;исследование
влияния отдельных факторов (например,
семьи, средств массовых коммуникаций)
на личность и др.
Задачи
социального воспитания:
исследование
проблем содержания и способов обеспечения
наиболее оптимального социального
воспитания различных групп населения,
отдельных категорий людей, отдельных
личностей;исследование
проблем социального воспитания личности
в условиях семьи, образовательных
и специальных учреждений;изучение
опыта социального воспитания в различных
типах семей, учреждениях;изучение
зарубежного опыта социального воспитания
и адаптация его к отечественным
условиям и др.
Задачи
изучения человека как социальной
единицы:
исследование
особенностей социального развития,
социализации человека как личности;исследование
особенностей социального развития
людей, отличающихся своеобразием;выявление
причин социальных отклонений в процессе
развития и воспитания человека,
возможностей их профилактики и
преодоления и др.
Задачи
изучения личностной позиции и активности
человека в социальном самосовершенствовании:
выявление
роли человека в социальном
самосовершенствовании;исследование
возможностей активизации социального
самосовершенствования человека на
различных возрастных этапах и др.
2
— 5887
В
публикациях встречается смешение
понятий «социальная педагогика» и
«социальная работа». Основными причинами
такого подхода являются:
Институт
социальной педагогики не получил
широкого развития в Европе и Америке.
За рубежом ее рассматривают как часть
социальной работы. В России социальная
работа развивалась в том же русле.В
России институты социальной работы и
социальной педагогики формировались
одновременно. Ее первые теоретики
(В.Г. Бочарова) считали, что отечественная
социальная работа отличается от
американской тем, что она делает
значительный акцент на активизацию
самого человека в решении своих
социальных проблем. В этом заключается
педагогика социальной работы —
социальная педагогика.Такой
подход к социальной педагогике как
педагогике социальной работы
поддерживается зарубежными специалистами.
Он им по-нятеп,
Однако
следует подчеркнуть, что социальная
работа и социальная педагогика имеют
свои цели, объект и предмет (см. табл.
1).
Таблица
1
Социальная | Социальная | |
Цель | Социальная | Социально-педагогическая |
Объект | Человек, | Человек, |
Предмет | Оказание | Социально-педагогический |
В
каких-то проявлениях социальная работа
и социальная педагогика могут
совпадать, пересекаться, а в каких-то
нет. Реализуют они свои цели соответствующими
(своими) методами, средствами.
ВОПРОСЫ
И ЗАДАНИЯ
1. Назовите
и раскройте основные направления,
отражающие развитие социальной
педагогики.
Что
представляет собой социопедагогика?Дайте
характеристику педагогики среды.Что
представляет собой педагогика
социального становления личности?Дайте
характеристику педагогики социальных
отклонений.Каково
место и роль самого человека в социальном
становлении?Что
такое социальная педагогика?Дайте
характеристику социальной педагогики
как теории.Дайте
характеристику социальной педагогики
как практики.
Дайте
характеристику социальной педагогики
как учебной дисциплины.Назовите
и дайте характеристику основных
категорий социальной педагогики.Каково
назначение социальной педагогики?Что
является предметом социальной
педагогики?Каковы
основные функции социальной педагогики?Каковы
основные задачи социальной педагогики?
ПРИМЕРНЫЕ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Социальная
педагогика как теория.Социальная
педагогика как практика.
ЛИТЕРАТУРА
Бочарова
В.Г. Педагогика
социальной работы. М., 1994.Мардахаев
Л.В. Введение
в социальную педагогику. М., 1996.Мардахаев
Л.В., Липский И.А. Социальная
педагогика: пути развития // Ученые
записки: Науч.-теор. сборник МГСУ. 1996.
№ 2.Мудрик
А.В. Введение
в социальную педагогику. М., 1997.Социальная
педагогика / Под ред. В.А. Никитина. М.,
2000.
Охарактеризуйте функции социальной педагогики и принцип дополнительности
Функции социальной педагогики. Социальная педагогика как отрасль знания обладает рядом функций: теоретико-познавательной, прикладной и гуманистической.
1. Теоретико-познавательная функция выражается в том, что социальная педагогика накапливает знания, синтезирует их, стремится составить наиболее полную картину изучаемых ею процессов и явлений в современном обществе, описывает и объясняет их, вскрывает их глубинные основания.
2. Прикладная функция связана с поиском путей и способов, выявлением условий эффективного совершенствования социально-педагогического влияния на процесс социализации в организационно-педагогическом и психолого-педагогическом аспектах.
3. Гуманистическая функция выражается в разработке целей совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития личности и ее самореализации.
Функции социальной педагогики как интегративной отрасли знания реализуются в более полной мере, если в ней применяется принцип дополнительности.
Принцип дополнительностисформулировал выдающийся датский физик Нильс Бор в связи с необходимостью интерпретации квантовой механики.
Как способ описания при анализе альтернативных, противоречивых ситуаций принцип дополнительности стал применяться в различных сферах познания, превратившись в общенаучный методологический принцип.
Использовать принцип дополнительности в педагогике предложил В.Д. Семенов для нахождения выхода за пределы ведомственного подхода к воспитанию человека.
В социальной педагогике принцип дополнительности, даже скорее лежащая в его основе идея, имеет большое значение, ибо позволяет упорядочить знания и изменить угол зрения в рассмотрении довольно большого круга проблем. Его применение предполагает:
подход к развитию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов — природного, культурного, социального и др., которые определяют характер, содержание и результаты его социализации;
изучение и описание социализации как совокупности стихийного, частично направляемого, относительно социально контролируемого процессов развития человека, а также его самоизменения;
выявление и изучение взаимодополняющих факторов социализации различного уровня: мега — космос, планета, мир; макро — страна, этнос, общество, государство; мезо — регион, средства массовой коммуникации, субкультура, тип поселения; микро — семья, соседство, группы сверстников, воспитательные, религиозные и иные организации, микросоциум;
подход к изучению воспитания как одному из социальных институтов, который, в частности, включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное, диссоциальное), системы воспитания различного уровня (государственную, региональные, муниципальные, локальные) и воспитательные организации различных видов и типов;
рассмотрение социального воспитания как совокупности взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, образования, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;
признание того, что содержательно процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя хотя и противоречивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что и требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности, незавершимости в социальном воспитании.
Все это далеко не исчерпывает возможности применения принципа дополнительности в социальной педагогике, по мере развития которой будут открываться все новые и новые аспекты углубления с его помощью социально-педагогического знания.
2. Предмет, функции, задачи соц. Педагогики
Предметом
педагогики является
воспитание как сознательно организованный
процесс (В.Е.Гмурман), происходящий в
семье и обществе, в государстве, в
определенных природных, социальных,
экономических, духовных и нравственных
условиях.В основе педагогики лежит
исследование педагогического
процесса, в
соответствии с которым создаются методы,
методики и приемы педагогической
деятельности воспитателей и воспитанников.
Педагогика
изучает деятельность и ребенка и
воспитателя, изучает педагогический
процесс передачи взрослым поколением
знаний, умений и навыков молодежи.
Старшее поколение передает молодым
свой опыт общественных отношений,
научные знания, нормы морали.
Функциями
педагогики является
ее практическая и теоретическая
направленность.
Теория
педагогики объясняет
обществу и человеку процесс и законы
воспитания и обучения, образования и
просвещения. Теория педагогики направлена
на то, чтобы обосновать процессы обучения
и воспитания, дать практические
рекомендации педагогам, как следует
совершенствовать профессиональный
труд. Этим педагогика помогает обществу
развиваться, совершенствоваться,
двигаться вперед. Практическая
функция педагогики состоит
в вооружении педагогов-практиков
научно-теоретическими обоснованиями
методов обучения и воспитания.
В
систему
педагогических наук входят:
общая педагогика, дидактика, теория
воспитания, школоведение, история
педагогики, дефектология и др.
Общая
педагогика —
это
теоретическая система педагогических
наук. Исследование педагогических
знаний, теории и практики, методов и
функций, места педагогики среди других
наук, взаимосвязь педагогики с другими
науками.
Дидактика
(теория обучения) часть
общей педагогики, которая изучает сам
процесс обучения как средство воспитания
и развития и то, как обучение влияет на
воспитание, развитие и образование
ребенка. Обучение состоит из двух
взаимосвязанных явлений — преподавания
профессиональной деятельности взрослых
и учения — специально организованной
детской деятельности.
Дидактика
разрабатывает ЦЕЛИ, содержание, принципы,
методы и средства обучения. Определяет
направление частных методик и потому
тесно связана с различными науками.
Каждая методика имеет свою специфику.
На основе дидактики разрабатываются
методы обучения, пособия, учебники и
программы различных типов учебных
заведений.
Теория
воспитания изучает
процесс развития личности, ее убеждений,
анализирует конкретный процесс
воспитания, его закономерности и
перспективы. Теория воспитания
ориентируется на исследование процессов
воспитания в ходе учебной, трудовой,
общественной, игровой, художественной
и спортивной деятельности, а также
организации межличностного общения;
изучение методов воспитания личности.
Учитываются интеллект, проявление воли,
характера, чувств, потребностей, мотивов
и интересов.
Теория
воспитания анализирует
связь между отдельными направлениями
воспитания: трудовым, нравственным,
умственным, правовым, эстетическим и
физическим. Теория воспитания исследует
процесс воспитания цельной личности.
Каковы
ее социальные функции?
1.
Первостепенной является изучение
ребенка (подростка), его состояния,
отношений в семье, в школе, с группой во
дворе, его состояние в стадии конфликта.
2.
Оказание помощи ребенку (подростку)
попавшему в беду. Важно найти пути,
варианты выхода из кризиса, поддержать
в трудное время.
3.
Анализ состояния социального воспитания
в различных социальных сферах, окружающих
ребенка и воздействующих на него.
4.
Социальная педагогика призвана
анализировать, обобщать и распространять,
пропагандировать позитивный опыт.
5.
Она должна направлять деятельность
ребенка (подростка) на самовоспитание,
самообучение и умение самостоятельно
организовывать свою жизнь и поступки.
6.
Социальный педагог занимается координацией
и объединением различных специалистов,
организаций, решающих проблемы ребенка
(подростка), имеющих отношение к состоянию
его кризиса, к защите его прав.
7.
Одна из функций социальной педагогики
сводится к организации исследований
различных проблем социального воспитания,
анализу работы социальных педагогов,
коллективов, различных педагогических
центров.
Таким
образом, функции социальной педагогики
можно сформулировать следующим образом,
включив те, что перечислены выше. Это:
—
воспитательная,
—
социально-правовая,
—
социально-реабилитационная.
Воспитательная
функция предполагает
включение ребенка (подростка) в окружающую
его среду, процесс его социализации,
его адаптацию в ходе обучения и воспитания.
Социально-правовая
означает
заботу государства о детях, их правовую
защиту.
Социально-реабилитационная
функция —
это воспитательная и образовательная
работа с детьми-инвалидами, физически
или психически неполноценными, где
основные социальные функции, выполняет
педагог.
Отсюда
вытекают прикладные задачи социальной
педагогики, на что ориентируется и в
соответствии с чем строит свою работу
социальный педагог, социальный работник.
Прикладные
задачи социальной педагогики
Одна
из прикладных задач педагогики состоит:
1.
Воспитывать в сознании ребенка (подростка)
понятия добра и справедливости, любви
к ближнему, ко всему живому, творчеству,
взаимопониманию.
2.
Поставить цель самостоятельно выйти
из кризиса, наметить пути выхода,
научиться общению с окружающими людьми,
определить цель и смысл жизни.
3.
Развивать стремление познавать окружающий
мир, человека, его уникальность, физические
и духовные особенности, права и обязанности
в обществе.
4.
Развивать чувство собственного
достоинства, самостоятельности,
уверенности в себе.
5.
Прививать ребенку (подростку) умение и
желание общения с людьми, в малых и
больших группах, в объединениях
сверстников, в семье, в труде, в школе.
Здесь социальному педагогу необходимы
знания возрастных особенностей своих
воспитанников. Научить разрешать
конфликты между людьми, личностью и
обществом, опираясь на нравственные и
правовые нормы общественных отношений,
окружающей среды ребенка.
Эти
прикладные задачи (хотя могут быть и
другие) кратко можно сформулировать
так: воспитать делать добро, научить
организовать свою жизнь, развивать
познавательные интересы, помочь
организовать свою индивидуальность,
свои задатки и способности.
3.
Сущность
понятийно-категориальной системы
социальной педагогики.
Развитие
понятийного строя теории воспитания
может осуществляться, с одной стороны,
эволюционным путем как дальнейшее
накопление признаков и свойств уже
имеющихся понятий. С другой, они могут
возникать путем «маленьких революций»,
врываясь как бы неожиданно в устоявшийся
понятийный аппарат. В первом случае
ученые имеют дело с сужением или
расширением понятий и постоянным их
определением как уточнением рамок и
границ применения. Во втором — с
утверждением и обоснованием нововведений.
Источниками
развития понятийного словаря теории
воспитания могут быть и практика, и
эксперимент, и, конечно, сама теория,
научное знание. Совершенствование
понятийного строя за осуществляется
посредством категорий и прежде всего
основных. Они в процессе развития
выполняет самые разнообразные роли:
стимулятора, эталона, точки отсчета
познаваемого явления, логической сетки,
определяющего средства и т.д.
Развитие
понятийного строя идет преимущественно
эволюционным путем. Он заключается в
непрерывающемся процессе определения
понятий. Именно посредством определения
идет постоянная корректировка объема,
глубины, точности понятия в его
соответствии с реально существующим
отображающим педагогическим явлением.
Анализируя
определения по их ведущему признаку
обнаруживается несколько различных
типов, которым условно дали определения:
категориальные, соотношения части и
целого, ролевые (по значимости),
синонимичные (тавтология), формально-логические
и процессуальные.
Категориальные
— это определения, построенные на
отнесении понятия к определенной
основной категории теории воспитания,
например: «Общение — форма социальной
жизни», общественное мнение — метод
мотивации деятельности» и т.д. Здесь
категории и яеляются родовым определяющим
понятием.
Определения
по соотношению части и целого строятся
го типу: «метод — компонент воспитательного
процесса», «класс — ячейка общественного
коллектива», «коллективное обсуждение
проделанного — важнейший элемент
коллективной жизни» и т.д. В них
указывается общее социальное или
педагогическое явление, куда относится
определяемое.
Определения
по значимости или ролевые заключаются
в указании места определяемого явления
в системе общего. Это: нравственное воспитание
— ведущее звено всестороннего развития
личности», «нравственное убеждение
есть наиболее совершенное выражение
нравственного сознания» и т.п.
Синонимичные
определения — это те, которые соотносят
выделенное понятие с ему подобными, но
более простыми, доступными, всем
известными. Например: «конфликт —
острая ситуация», «быстрота —
способность выполнять движения в
минимальный отрезок времени»,
«прекрасное — это совершенство, идеал,
приподнимающий человека над обыденным».
Такие определения чаще даются качествам
личности и строятся тавтологически.
Формально-логические
определения характеризуют понятия с
точки зрения их логической родословной.
Это: «метод воспитания — это категории
педагогики», «‘мировоззрение —
это’обобщенная система взглядов».
Как правило, в качестве рода здесь
используются общенаучные понятия.
Наконец,
процессуальные определения. Они в
качестве сущностного выделяют в
определяемом главное действие, которое
совершается в соответствующем ему
явлении, «воспитательный процесс —
это руководство воспитанием»,
перевоспитание — исправление свойств
личности», и т.д.
В
текстах встречаются и такие определения,
которые не входят в нами выделенные и
представляют большую сложность для их
характеристики и группировки.
Определенные
понятия существуют и в педагогике.
Понятие
формирование
—
это процесс развития, становления
личности в конкретных условиях жизни
общества.
Просвещение
— распространение
научных знаний в народе о мире, о человеке.
Для России век просвещения — век XVIII, а
затем XIX проявляется в стремлении
просветить всех и поднять культуру
народа. Для просвещения в XX в. характерно
распространение самых широких знаний
в области экономики, закона и права,
музыки, искусства и педагогики.
Образование
—
в буквальном смысле ≪формирование
образа мыслей, действий человека в
обществе. Это
процесс
усвоения знаний, умений и навыков.
Основной путь получения образования —
обучение в различных учебных заведениях.
Обратим внимание на определение
образования забытым русским педагогом
Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887—1950).
Он рассматривал образование как культуру
личности, процесс приобщения человека
к ценностям науки, искусства, религии,
нравственности, права, экономики. В
этом, считал он, основа развития личности
.Ученый отмечал, что ≪подлинное
образование заключается не в передаче
того культурного содержания, которое
составляет особенность поколения
образовывающего, но лишь в сообщении
ему того движения, продолжая которое
оно могло бы выработать свое собственное
новое содержание культуры.
Цели
образования Гессен формулирует как
иерархию целей- заданий. И первостепенным
в них является становление личности,
личности творческой, способной научно
мыслить. Он обращает внимание на
социальные факторы, которые влияют
наличность, считая главным в образовании
личности ее способность к деятельности
и стремление к приобретению культурных
ценностей.
Воспитание
— это
процесс влияния на человека с целью
формирования личности, развития ее
физических, умственных и нравственных
качеств в соответствии с требованиями
жизни.
Обучение
—
двусторонний процесс учения и преподавания.
Процесс
передачи и усвоения знаний, умений и
навыков, способов познавательной
деятельности. В учении ребенок познает
окружающий мир, а преподавание —
руководство педагогом процессапознавательной
и учебной деятельностью ребенка.
≪Система
образования≫
представляет
существующее общее и специальное
образование. Общее — это начальное и
среднее образование, которое дает
знания, умения и навыки, необходимые
каждому человеку. Специальное образование
(среднее, высшее) дает знания, умения и
навыки, необходимые работнику определенной
профессии.
Содержание
образования — система
знаний, умений и навыков, овладение
которыми закладывает основы для развития
и формирования личности человека.
Педагогический
процесс —
воспитание личности в единстве обучения
и воспитания, так называемый
≪учебно-воспитательный
процесс≫.
Чаще этот термин относится к школе, где
происходит взаимодействие учителя и
ученика, директора и учителей, воспитателей,
коллектива педагогов, родительского
актива, общественности, производств,
окружающих школу. Педагогический процесс
представляет единство развития, обучения
и воспитания личности, противоречия и
закономерности каждого из элементов.
PPT — Социальная педагогика в Эссексе Презентация PowerPoint, скачать бесплатно
Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я запомню; Позволь мне сделать, и я понимаю. Социальная педагогика в Эссексе Сильвия Холтхофф Габриэль Эйхстеллер ThemPra Социальная педагогика CIC
Эволюция социальной педагогики «Дети — ключ к пониманию нации, не только для понимания привычек общества, но и для понимания его коллективного разума и устойчивости» (Доната Эльшенбройх, немецкий социолог) Социальная педагогика как академическая дисциплина является «функцией общества» (Молленхауэр) — она описывает, как общество думает о детях и молодых людях, их образовании и воспитании.Следовательно, социальная педагогика тесно связана с обществом в данное время и в конкретном месте, имеет контекст.
Развитие педагогической мысли «Мы не должны учить детей наукам, но давать им вкус к ним» Жан-Жак Руссо (1712-1778): • Люди от природы хорошие и развращаются под влиянием общества • Воспитание и образование в гармонии с природой • Эмиль (1762) описывает здоровое воспитание вымышленного характера • Облегчение возможностей обучения в зависимости от того, где находится ребенок
Развитие педагогической мысли «Я ищу образование для человечества, и это исходит только через любовь »Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827): • Разрабатывал основные идеи Руссо • Образование как целостный процесс, направленный на голову, сердце и руки • Голова: не навязывание знаний, но стимулирование любопытства • Сердце: нравственное воспитание,« без это, другие типы потеряют чувство направления »• Руки: обучение посредством физических упражнений, познание мира • Голова, сердце и руки неразделимы e и переписываются друг с другом • Важность наблюдения и рефлексивной практики • Роль педагога состоит в том, чтобы «никакое неблагоприятное влияние не нарушало ход развития природы»
Развитие педагогической мысли Дети были наделены неизвестные силы, которые могут проложить путь к лучшему будущему »(Мария Монтессори) Движение за новое образование: • применили эти мысли в школьном контексте (Монтессори, Штайнер, Фребель, Хан) • Уточненное представление о детях как о компетентных (« У ребенка есть сто языков »- Малагуцци) и на равных (« Дети не становятся людьми, они уже есть »- Корчак) • Развитие участия детей и их прав в педагогических концепциях Монтессори и Корчака • Распространение педагогического мышления за пределы образовательных учреждений социальная педагогика для решения более широких социальных проблем и решения проблем, связанных с неблагоприятным положением / социальной изоляцией
Социальная педагогика, объяснение… «I pre Передайте слово педагог учителю.Учитель — это человек, которому почасовая оплата за то, чтобы он что-то втолковал в ребенка, а педагог что-то вытягивает. Если вы хотите быть педагогом, вам нужно научиться разговаривать с детьми, а не с ними. Вы должны научиться доверять их способностям и возможностям ». Януш Корчак (1878-1942), польский педагог, педиатр и писатель
Что такое социальная педагогика? Происхождение: Педагогика — греч. Pais (ребенок) и agein (вести, воспитывать). Основа: • Гуманистическая ценностная база, e.грамм. уважение, доверие, безоговорочная оценка • Фундаментальная концепция детей как равных людей с богатым и необычайным потенциалом, как компетентных, находчивых и активных агентов • Междисциплинарная теория, объединяющая концепции и модели из социологии, психологии, образования, философии, медицинских наук и социальных работа
Что такое социальная педагогика? Цели: • Целостное образование — воспитание головы (познавательные знания), сердца (эмоциональное и духовное обучение) и рук (практические и физические навыки) • Целостное благополучие — укрепление факторов, поддерживающих здоровье • Дать детям возможность расти как ответственные люди, которые берут на себя ответственность за свое общество • Содействовать благополучию человека и предотвращать или облегчать социальные проблемы
Что такое социальная педагогика? Пути: • Предоставляя возможности для обучения («Невозможно учить; но можно создавать ситуации, в которых невозможно не учиться») • Путем построения крепких и позитивных аутентичных отношений, которые не являются иерархическими • Путем предоставления детям возможности самим • Работа в повседневной жизни, сосредоточение внимания на «здесь и сейчас» и постоянная рефлексия • Культурное влияние на то, что возможно на практике — в зависимости от социального образа детей, политического контекста, нормативных требований, квалификации
Социальная педагогика как органическая система «Социальная педагогика — это теория всего личного, социального и нравственного воспитания в данном обществе, включая описание того, что произошло на практике.Карл Магер (1810–1858), немецкий «отец-основатель» социальной педагогики. Социальная педагогика глубоко укоренилась в обществе и органически выросла в целостную систему, в которой теория встречается с практикой.
«Детей надо учить танцевать на канате без страховочной сетки, спать ночью в одиночестве под небом, грести на лодке в открытом море. Их следует научить воображать замки в небе, а не дома на земле, быть нигде дома, кроме самой жизни, и обрести безопасность внутри себя.«Ганс-Герберт Драйске, немецкий поэт и социальный работник
Педагогический треугольник « Главное, чтобы задача вызвала такой интерес, чтобы охватить всю личность ребенка »(Мария Монтессори) Системная педагогика Педагогическая практика встроен в социальный контекст, соответствует социальным взглядам на педагогику и влияет на них, а также влияет на формирование политики. Badry & Knapp, 2003
Педагогика — теория соответствует практике «Целое больше, чем сумма его частей.”(Фриц Перлз) Педагогическая практика — это целостный процесс, создающий баланс между: • профессиональным (теория и концепции, рефлексивный практик -« голова ») • личным (использование своей личности, позитивное отношение, построение личных отношений, но сохранение «частный» выход — «сердце») • практический (с использованием определенных методов и творческой деятельности — «руки») Все три элемента равны и дополняют друг друга synergy Personal Professional Practical
Педагогический подход «Педагогический подход основан на представлении ребенка как сложного социального существа с богатым и необычным потенциалом, а не как ожидающего взрослого, которому необходимо дать правильные ингредиенты для оптимального развития.[…] Для педагогов не существует универсального решения, каждая ситуация требует реакции, основанной на сочетании информации, эмоций, самопознания и теории ». Совет по развитию трудовых ресурсов детей, 2006 г.
Педагогические концепции 3 лица: • профессиональные педагог, знающий теории, объяснение поведения, рефлексивность • личный педагог, взаимоотношения, аутентичность, использование личности • частный педагог, личные границы того, что не разделяется
Педагогические концепции «Учить невозможно.Но можно создавать ситуации, в которых невозможно не учиться »Общая третья: • Создание общей ситуации или деятельности как чего-то третьего между педагогом и ребенком • Развитие отношений вокруг этой деятельности, например создание воздушного змея, кулинария, футбол • Совместное использование и наличие чего-то общего подразумевает равные отношения с полным участием обоих • Оба проявляют искренний интерес к деятельности и являются подлинными — использование личности в качестве ресурса • Целостное образование — общий потенциал для обучения
Состояние исследований в области социальной педагогики Сравнительное исследование ухода за детьми в интернатах в Дании, Германии и Англии продемонстрировало преимущества социальной педагогики для улучшения жизненного опыта детей, находящихся под опекой.Хотя уровень квалификации персонала является важным фактором, также важна система социального обеспечения — разные страны по-разному оценивают услуги интернатного типа.
Исследования в области социальной педагогики Квалификация рабочих (Кэмерон, 2008 г.) Какой из этих столпов представляет Германию, Англию и Данию соответственно?
Исследования в области социальной педагогики Число детей, находящихся на попечении (Кэмерон, 2008 г.) Какой из этих столбцов показывает распределение в Англии / Дании / Германии?
Исследования в области социальной педагогики Ключевые рабочие обязанности (Кэмерон, 2008) Какой цвет графика принадлежит Дании, Германии и Англии соответственно? Англия Дания Германия
Литература по социальной педагогике Cameron, C.(2004). Социальная педагогика и уход: практика в Дании и Германии в детских интернатах. Журнал социальной работы, 4 (2), 133-151. Дойл М. Э. и Смит М. К. (1997). Жан-Жак Руссо об образовании. Энциклопедия неформального образования. Доступно в Интернете: http://www.infed.org/thinkers/et-rous.htm (дата обращения: 20.02.09) Eichsteller, G. (готовится к печати). Социальная педагогика в Великобритании — дальнейшее развитие. Интернет-журнал новостей социальной работы и общества (SocMag.net) Хямяляйнен, Дж. (2003). Концепция социальной педагогики в сфере социальной работы.Журнал социальной работы, 3 (1), 69-80. Молленхауэр, К. (1964). Einführung in die Sozialpädagogik. Weinheim: BeltzVerlag. (Английский перевод скоро будет доступен на www.thempra.org.uk) Петри П., Бодди Дж., Кэмерон К., Вигфолл В. и Саймон А. (2006). Работа с детьми под опекой — европейские перспективы. Maidenhead: Open University Press. Смит, М. К. (2009). Социальная педагогика. Интернет-энциклопедия неформального образования. Доступно в Интернете: http://www.infed.org/biblio/b-socped.htm (дата обращения: 20.02.09) www.socialpedagogy.co.uk www.socialpedagogyuk.com
.
PPT — Социальная педагогика в Эссексе Презентация PowerPoint, скачать бесплатно
Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я запомню; Позволь мне сделать, и я понимаю. Социальная педагогика в Эссексе Сильвия Холтхофф Габриэль Эйхстеллер ThemPra Социальная педагогика CIC
Эволюция социальной педагогики «Дети — ключ к пониманию нации, не только для понимания привычек общества, но и для понимания его коллективного разума и устойчивости» (Доната Эльшенбройх, немецкий социолог) Социальная педагогика как академическая дисциплина является «функцией общества» (Молленхауэр) — она описывает, как общество думает о детях и молодых людях, их образовании и воспитании.Следовательно, социальная педагогика тесно связана с обществом в данное время и в конкретном месте, имеет контекст.
Развитие педагогической мысли «Мы не должны учить детей наукам, но давать им вкус к ним» Жан-Жак Руссо (1712-1778): • Люди от природы хорошие и развращаются под влиянием общества • Воспитание и образование в гармонии с природой • Эмиль (1762) описывает здоровое воспитание вымышленного характера • Облегчение возможностей обучения в зависимости от того, где находится ребенок
Развитие педагогической мысли «Я ищу образование для человечества, и это исходит только через любовь »Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827): • Разрабатывал основные идеи Руссо • Образование как целостный процесс, направленный на голову, сердце и руки • Голова: не навязывание знаний, но стимулирование любопытства • Сердце: нравственное воспитание,« без это, другие типы потеряют чувство направления »• Руки: обучение посредством физических упражнений, познание мира • Голова, сердце и руки неразделимы e и переписываются друг с другом • Важность наблюдения и рефлексивной практики • Роль педагога состоит в том, чтобы «никакое неблагоприятное влияние не нарушало ход развития природы»
Развитие педагогической мысли Дети были наделены неизвестные силы, которые могут проложить путь к лучшему будущему »(Мария Монтессори) Движение за новое образование: • применили эти мысли в школьном контексте (Монтессори, Штайнер, Фребель, Хан) • Уточненное представление о детях как о компетентных (« У ребенка есть сто языков »- Малагуцци) и на равных (« Дети не становятся людьми, они уже есть »- Корчак) • Развитие участия детей и их прав в педагогических концепциях Монтессори и Корчака • Распространение педагогического мышления за пределы образовательных учреждений социальная педагогика для решения более широких социальных проблем и решения проблем, связанных с неблагоприятным положением / социальной изоляцией
Социальная педагогика, объяснение… «I pre Передайте слово педагог учителю.Учитель — это человек, которому почасовая оплата за то, чтобы он что-то втолковал в ребенка, а педагог что-то вытягивает. Если вы хотите быть педагогом, вам нужно научиться разговаривать с детьми, а не с ними. Вы должны научиться доверять их способностям и возможностям ». Януш Корчак (1878-1942), польский педагог, педиатр и писатель
Что такое социальная педагогика? Происхождение: Педагогика — греч. Pais (ребенок) и agein (вести, воспитывать). Основа: • Гуманистическая ценностная база, e.грамм. уважение, доверие, безоговорочная оценка • Фундаментальная концепция детей как равных людей с богатым и необычайным потенциалом, как компетентных, находчивых и активных агентов • Междисциплинарная теория, объединяющая концепции и модели из социологии, психологии, образования, философии, медицинских наук и социальных работа
Что такое социальная педагогика? Цели: • Целостное образование — воспитание головы (познавательные знания), сердца (эмоциональное и духовное обучение) и рук (практические и физические навыки) • Целостное благополучие — укрепление факторов, поддерживающих здоровье • Дать детям возможность расти как ответственные люди, которые берут на себя ответственность за свое общество • Содействовать благополучию человека и предотвращать или облегчать социальные проблемы
Что такое социальная педагогика? Пути: • Предоставляя возможности для обучения («Невозможно учить; но можно создавать ситуации, в которых невозможно не учиться») • Путем построения крепких и позитивных аутентичных отношений, которые не являются иерархическими • Путем предоставления детям возможности самим • Работа в повседневной жизни, сосредоточение внимания на «здесь и сейчас» и постоянная рефлексия • Культурное влияние на то, что возможно на практике — в зависимости от социального образа детей, политического контекста, нормативных требований, квалификации
Социальная педагогика как органическая система «Социальная педагогика — это теория всего личного, социального и нравственного воспитания в данном обществе, включая описание того, что произошло на практике.Карл Магер (1810–1858), немецкий «отец-основатель» социальной педагогики. Социальная педагогика глубоко укоренилась в обществе и органически выросла в целостную систему, в которой теория встречается с практикой.
«Детей надо учить танцевать на канате без страховочной сетки, спать ночью в одиночестве под небом, грести на лодке в открытом море. Их следует научить воображать замки в небе, а не дома на земле, быть нигде дома, кроме самой жизни, и обрести безопасность внутри себя.«Ганс-Герберт Драйске, немецкий поэт и социальный работник
Педагогический треугольник « Главное, чтобы задача вызвала такой интерес, чтобы охватить всю личность ребенка »(Мария Монтессори) Системная педагогика Педагогическая практика встроен в социальный контекст, соответствует социальным взглядам на педагогику и влияет на них, а также влияет на формирование политики. Badry & Knapp, 2003
Педагогика — теория соответствует практике «Целое больше, чем сумма его частей.”(Фриц Перлз) Педагогическая практика — это целостный процесс, создающий баланс между: • профессиональным (теория и концепции, рефлексивный практик -« голова ») • личным (использование своей личности, позитивное отношение, построение личных отношений, но сохранение «частный» выход — «сердце») • практический (с использованием определенных методов и творческой деятельности — «руки») Все три элемента равны и дополняют друг друга synergy Personal Professional Practical
Педагогический подход «Педагогический подход основан на представлении ребенка как сложного социального существа с богатым и необычным потенциалом, а не как ожидающего взрослого, которому необходимо дать правильные ингредиенты для оптимального развития.[…] Для педагогов не существует универсального решения, каждая ситуация требует реакции, основанной на сочетании информации, эмоций, самопознания и теории ». Совет по развитию трудовых ресурсов детей, 2006 г.
Педагогические концепции 3 лица: • профессиональные педагог, знающий теории, объяснение поведения, рефлексивность • личный педагог, взаимоотношения, аутентичность, использование личности • частный педагог, личные границы того, что не разделяется
Педагогические концепции «Учить невозможно.Но можно создавать ситуации, в которых невозможно не учиться »Общая третья: • Создание общей ситуации или деятельности как чего-то третьего между педагогом и ребенком • Развитие отношений вокруг этой деятельности, например создание воздушного змея, кулинария, футбол • Совместное использование и наличие чего-то общего подразумевает равные отношения с полным участием обоих • Оба проявляют искренний интерес к деятельности и являются подлинными — использование личности в качестве ресурса • Целостное образование — общий потенциал для обучения
Состояние исследований в области социальной педагогики Сравнительное исследование ухода за детьми в интернатах в Дании, Германии и Англии продемонстрировало преимущества социальной педагогики для улучшения жизненного опыта детей, находящихся под опекой.Хотя уровень квалификации персонала является важным фактором, также важна система социального обеспечения — разные страны по-разному оценивают услуги интернатного типа.
Исследования в области социальной педагогики Квалификация рабочих (Кэмерон, 2008 г.) Какой из этих столпов представляет Германию, Англию и Данию соответственно?
Исследования в области социальной педагогики Число детей, находящихся на попечении (Кэмерон, 2008 г.) Какой из этих столбцов показывает распределение в Англии / Дании / Германии?
Исследования в области социальной педагогики Ключевые рабочие обязанности (Кэмерон, 2008) Какой цвет графика принадлежит Дании, Германии и Англии соответственно? Англия Дания Германия
Литература по социальной педагогике Cameron, C.(2004). Социальная педагогика и уход: практика в Дании и Германии в детских интернатах. Журнал социальной работы, 4 (2), 133-151. Дойл М. Э. и Смит М. К. (1997). Жан-Жак Руссо об образовании. Энциклопедия неформального образования. Доступно в Интернете: http://www.infed.org/thinkers/et-rous.htm (дата обращения: 20.02.09) Eichsteller, G. (готовится к печати). Социальная педагогика в Великобритании — дальнейшее развитие. Интернет-журнал новостей социальной работы и общества (SocMag.net) Хямяляйнен, Дж. (2003). Концепция социальной педагогики в сфере социальной работы.Журнал социальной работы, 3 (1), 69-80. Молленхауэр, К. (1964). Einführung in die Sozialpädagogik. Weinheim: BeltzVerlag. (Английский перевод скоро будет доступен на www.thempra.org.uk) Петри П., Бодди Дж., Кэмерон К., Вигфолл В. и Саймон А. (2006). Работа с детьми под опекой — европейские перспективы. Maidenhead: Open University Press. Смит, М. К. (2009). Социальная педагогика. Интернет-энциклопедия неформального образования. Доступно в Интернете: http://www.infed.org/biblio/b-socped.htm (дата обращения: 20.02.09) www.socialpedagogy.co.uk www.socialpedagogyuk.com
.