Функции общественного сознания
Функциональные особенности общественного сознания и его ключевые функции
Общественное сознание, как и многие иные объекты социологических исследований, имеет свои собственные уровни и формы, виды и, конечно же, функции. В целом, довольно сложно описать все функции, которые выполняет общественное сознание, поскольку оно очень разнообразно в своих проявлениях. Тем не менее, есть несколько особых функций, которые стабильно развиваются в сообществе и оказывают влияние на жизнь индивидов.
К числу таких основных функций относятся:
- Активно-отражательная функция;
- Объяснительная функция;
- Активно-преобразовательная функция;
- Коммуникативная функция;
- Функция целеполагания.
Активно-отражательная функция — это не просто мертвое, зеркальное отражение окружающей действительности в пассивной форме. Как правило, это довольно творческий, целенаправленный обобщенный процесс отражения действительности человеком как существом сугубо социальным. В таком процессе индивид не просто интерпретирует окружающие его события: он скорее привносит в них что-то свое, в зависимости от своего интереса, мировоззрения, желания выделиться, приукрасить события, добавить им оригинальности и уникальности. К тому же, отражая события и явления, индивид также берет для себя что-то новое и интересное, что сказывается на нем самом.
Готовые работы на аналогичную тему
Следующая функция общественного сознания – объяснительная. Она так же, как и отражательная, стремится к тому, чтобы объяснить мир, открыть его с различных сторон, познать его законы, причины тех или иных процессов и явлений, противоречия, которые могут сказаться на сознании индивида, его желаниях. Объяснение производится с учетом особенностей человеческого сознания, с учетом особенностей процессов социализации и адаптации индивида к тем или иным условиям. Необходимо учитывать индивидуальность каждого лица, что сказывается на том, каким образом он интерпретирует события и явления. Две эти функции – активно отражательная и объяснительная, очень тесно связаны друг с другом, могут существовать во взаимодействии руг с другом, а также в некоторых случаях быть автономными. Несмотря на сходные черты, они все же объясняются как отдельные компоненты общественного сознания и отражают его действительные качества и свойства.
Еще одна функция, которая характерна общественному сознанию, заключается в активно-преобразовательной деятельности. Иными словами специалисты называют эту функцию конструктивно-творческой. Сознание человека мысленно создает то, что сама природа не способна самостоятельно воспроизвести или воссоздать. Это такие предметы человеческой повседневности, которые нацелены на создание наиболее идеальных, комфортных условий жизни человека. Сюда следует отнести технику и технологии, строительные сооружения, которые так или иначе упрощают человеческую жизнь, делают ее более разнообразной и насыщенной. По сути, создается вторая природа – искусственная, составляющая весь материальный мир и духовную культуру.
В этих ключевых функциях находит свое отражение активная роль общественного сознания, которое в действительности очень важно в жизнедеятельности индивидов. К тому же, общественное сознание может постепенно трансформироваться под воздействием множества иных факторов, а может и само влиять на человеческую личность. Важный компонент, который необходимо учитывать при изучении общественного сознания – это непрерывность и преемственность многих ценностей и явлений, которые поддерживаются человеком в тех или иных его начинаниях. Несмотря на такой обширный функционал, исследователи подчеркивают, что есть также еще несколько функций, которые имеют большое значение в становлении, формировании и развитии общественного сознания.
Дополнительные функции общественного сознания
Как мы уже указали ранее, общественное сознание выполняет сразу несколько функций, которые имеют большое значение в жизни каждого индивида и отдельных, более обширных сообществ. Без функций общественное сознание было бы неспособно проявлять себя, свою уникальность и индивидуальное значение в жизни индивидов. Мы уже перечислили три функции общественного сознания – активно отражательную, объяснительную и преобразовательную. Их специфика заключается в том, что в соответствии со своим мировоззрением и видением человек не просто интерпретирует те или иные события и явления: он также создает новые объекты и предметы окружающей среды, которые так или иначе сказываются на его жизни, повседневности, профессиональной и духовной жизни.
Еще несколько функций, которые выполняет общественное сознание, связаны с коммуникациями, а также регулятивной деятельностью. В ходе реализации данных функций формируются некоторые формы и виды взаимодействия, взаимосвязи и взаимозависимости между индивидами, которые носят название общения. Для того, чтобы общение проходило эффективно, оно регулируется некоторыми нормами, принципами права, моралью, нравственностью. Также в общении задействованы такие аспекты, как наука и религия, отношение к которым у каждого индивида свое собственное. Если человек находит единомышленников, то ему гораздо проще находить с ними общий язык, осуществлять совместную деятельность, добиваться эффективности в некоторых сферах, в которых он стремится к чему-либо.
Замечание 1
Также функцией общественного сознания является функция целеполагания. Она отражает способность человека четко осознавать свои устремления и прогнозировать будущий результат, на который он будет ориентироваться в дальнейшем.
Целеполагание выступает одной из кардинальных характеристик человеческого сознания. По сути, это мысленное предвосхищение результатов каких-либо действий, которые могут сказаться на жизни других членов общества. В данном случае человек значительным образом отличается от животного, ведь он может мыслить, анализировать, прогнозировать, предотвращать негативные последствия или уменьшать их влияние на окружающую действительность.
Контрольная работа: Общественное сознание: структура его уровни, формы и функции
Тема: Общественное сознание: структура его уровни, формы и функции
Раздел: Бесплатные рефераты по философии
Тип: Контрольная работа | Размер: 18.38K | Скачано: 85 | Добавлен 12.01.11 в 08:33 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы
Вуз: ВЗФЭИ
Год и город: Уфа 2009
Содержание
Введение 3
1.Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия 4
2.Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции 7
3.Соотношение общественной психологии и идеологии в обществе 10
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Введение
Социальная философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связан с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени — как возможно познание, для современного позитивизма — в чем суть «логики научного открытия» и т.д. Но существуют общие актуальные вопросы социальной философии. Среди них: «Что представляет собой общественное сознание как главный элемент духовной сферы общества, почему и за счет чего общество самостоятельно развивается?». Общество есть материально-идеальная реальность, совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., другими словами, того, что составляет содержание общественного сознания и образует духовную реальность, выступает как составная часть общественного бытия. Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, и поэтому его проявления в обществе универсальны. Общественное сознание функционирует в самых разнообразных уровнях, формах, состояниях и видах.
Предмет работы – общественное сознание как главный элемент духовной сферы общества.
Цель - выяснить, какое значение для социальной философии имеет общественное сознание в духовной жизни общества.
Задачи моей работы:
— описать духовную реальность как составную часть и отражение общественного бытия;
— раскрыть структуру общественного сознания: его уровни, формы и функции;
— показать соотношение общественной психологии и идеологии в обществе.
1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия
Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.
Общественное сознание – совокупный продукт духовной деятельности общества, отражающий общественное бытие в форме духовно-практического освоения социальной действительности и в форме духовного освоения окружающего мира.
Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности. Для конкретных людей оно носит объективный характер. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам[2,74].
Индивидуальное сознание — это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие. Общественное сознание является совокупностью индивидуальных сознании. Наряду с особенностями сознании отдельных индивидов оно несет в себе общее содержание, присущее всей массе индивидуальных сознании. Как совокупное сознание индивидов, выработанное ими в процессе их совместной деятельности, общения, общественное сознание может быть определяющим только по отношению к сознанию данного индивида. Это не исключает возможности выхода индивидуального сознания за пределы наличного общественного сознания.
Каждое индивидуальное сознание формируется под влиянием индивидуального бытия, образа жизни и общественного сознания. При этом важнейшую роль играет индивидуальный образ жизни человека, посредством которого преломляется содержание общественной жизни. Другим фактором формирования индивидуального сознания является процесс усвоения индивидом общественного сознания.
Индивидуальное сознание определяется индивидуальным бытием, возникает под воздействием сознания всего человечества. Основные уровни индивидуального сознания:
1. Начальный (первичный) — «пассивный», «зеркальный». Формируется под воздействием на человека внешней среды, внешнего сознания. Главные формы: понятия и знания, в целом. Главные факторы формирования индивидуального сознания: воспитательная деятельность окружающей среды, образовательная деятельность общества, познавательная деятельность самого человека.
2. Вторичный — «активный», «творческий». Человек преобразует и организовывает мир. С этим уровнем связано понятие интеллекта. Конечным продуктом этого уровня и сознания в целом являются идеальные объекты, возникающие в человеческих головах. Основные формы: цели, идеалы, вера. Главные факторы: воля, мышление — ядро и системообразующий элемент.
Общественное бытие и общественное сознание – это две стороны, материальной и духовной жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии[1,442]. Вопрос о взаимоотношении общественного бытия и общественного сознания является конкретизацией основного вопроса философии в применении к обществу. До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же общественное сознание есть не что иное, как «осознанное бытие», т. е. отражение в духовной жизни людей их общественное бытие. Первую формулировку этого положения дали Маркс и Энгельс в «немецкой идеологии»: «… люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой деятельностью также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание» [1,443]. Марксизм показал, что взаимоотношения общественное бытие и общественное сознание сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Если на первых ступенях истории общественное сознание формируется как непосредственное порождение материальных отношений людей и как бы «вплетено» в материальную деятельность, то в дальнейшем, с расчленением общества на классы, возникновением политики, права, политической борьбы, общественное бытие воздействует определяющим образом на сознание людей через множество промежуточных звеньев, каковыми являются государство и Госстрой, правовые и политические отношения и т. п. В то же время необходимо видеть и учитывать большую роль общественного сознания и его воздействия на развитие самого общественного бытия. Методологическая роль общественного бытия в том чтобы научить человека жить здесь и сейчас. Методологическая роль общественного сознания в том чтобы рассказать человеку о том как жить завтра. Поэтому общественное бытие – это базис для общественного сознания. Они так же взаимосвязаны как прошлое и будущее.
2. Структура общественного сознания: его уровни, функции и формы.
Сознание структурно-организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Сознание также включает в себя и акт внимания. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Чувства, эмоции, интуиция, цели, желания, память – также компоненты структуры сознания. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако, сознание – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложноструктурированное целое.
Общественное сознание – это взгляды, представления, идеи, политические, юридические и др. теории, философия, мораль, религия и др.формы сознания[5,413].
Общественное сознание возникло одновременно с общественным бытием и в единстве с ним . Основная функция общественного сознания стоит в том, что оно может отражать бытие и активно способствовать его перестройке (через практическую деятельность людей).
Общественное сознание имеет сложную структуру. Его можно анализировать в гносеологическом аспекте, когда общественное сознание рассматривается главным образом по содержанию, как отражение действительности, и в социологическом, когда общественное сознание изучается в плане его социальной обусловленности, места, роли, функций в общественной жизни. Гносеологический аспект показывает движение от действительности к сознанию, когда идеи выступают как результат познания; социологический, же аспект фиксирует внимание на переходе от сознания к действительности, на практической реализации идей,
Гносеологический аспект общественного сознания предполагает два уровня — обыденный и теоретический соответствующие двум уровням отражения действительности (критерий для их разграничения — степень проникновения в сущность явлений).
Обыденное сознание возникает как осознание человеком природной и общественной среды, повседневных нужд и потребностей людей. Теоретическое же сознание пытается понять суть явлений, их закономерные связи и отношения. Оно существует в форме системы идей, понятий и законов: теория — это систематизированное знание. На теоретическом уровне общественное сознание представлено главным образом наукой, а на обыденном — эмпирическим знанием.
Социологический аспект общественного сознания позволяет выделить две сферы — общественную психологию и идеологию. Доминирующим в разграничении этих сфер является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию, его роль в общественной жизни, связь с потребностями конкретных субъектов сознания (классов, наций, народов) и видами общественной деятельности.
Если к структуре общественного сознания подходить с точки зрения его носителей, то в нем следует различать общественное и индивидуальное сознание. Общественное сознание представляв собой совокупность общественно значимых, относительно устойчивых духовных образований данного общества; индивидуально же сознание есть отражение индивидуального бытия, духовный мир конкретной личности[2,79]. Индивидуальное сознание нельзя непосредственно вывести из анализа закономерностей общественного развития. Его можно раскрыв лишь исходя из знания биографии, условий жизни, воспитания, учета всей системы влияний, которые испытал на себе индивид.
Формы общественного сознания философия, политика, право, нравственность, эстетическое сознание, религиозное сознание и наука. Все, кроме философии, формы общественного сознания можно с некоторой долей условности разделить на два цикла. К первому относятся политика, право и этика — в их основе лежит единый смысловой стержень, связанный с выяснением различных модификаций исходного отношения между субъектами (это взаимоотношения между людьми — этика: между человеком и обществом — право; между различными социальными группами, вплоть до целых государств,— политика). Ко второму циклу относятся эстетика, религия (или атеизм), а также наука. Общим стержнем здесь является исходное отношение «субъект — объект», то есть многообразные формы отражения человеческим сознанием его сложных взаимоотношений с миром. Граница между указанными циклами условна, особенно между этическими и эстетическими категориями.
3. Соотношение общественной психологии и идеологии в обществе
Общественная психология — частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла.
Идеология — частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности.
Общественное сознание представляет собой очень сложное в структурном отношении образование. В связи с этим его деление на структурные элементы может быть проведено по разным основаниям. Во-первых, таким основанием может служить специфика тех сторон действительности, которые отражаются общественным сознанием, и тогда мы говорим о его формах; во-вторых, деление может быть проведено в связи с субъектами сознания, и тогда наряду с сознанием всего общества должно рассматривать сознание больших социальных групп и даже индивидуальное сознание[3,392]. И, наконец, структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровня, глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология. С характеристики этих элементов мы и начнем структурный анализ общественного сознания.
Общественное сознание каждой исторической эпохи (исключая первобытнообщинный строй) имеет два уровня: психологический и идеологический. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп (класса, нации и т. д.). Общественная психология вырастает непосредственно под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы. Эти специфические черты особенно ощутимы в классовом обществе. Разумеется, в социально-психологических комплексах противоположных классов имеются в каждой стране и общие черты, связанные с ее историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем. Не случайно мы говорим об американской деловитости, немецкой пунктуальности, российской необязательности и т. д.
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон, и, как таковая, она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией этап, уровень общественного сознания — уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп мы пользуемся эпитетом “общественная”, ибо существуют еще психология возрастная, профессиональная и т. п., то понятие “идеология” в таком дифференцирующем эпитете не нуждается: нет идеологии индивидуальной: она всегда носит общественный характер.
Необходимо иметь в виду, что понятие “идеология” употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле — как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы. Таким образом, если в первом случае доминирует познавательный аспект, выясняется уровень общественного сознания, то при втором варианте применения акцент смещается в сторону ценностного аспекта, причем оценка тех или иных социальных явлений и процессов дается с узкогрупповых позиций.
Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности “особо уполномоченных” данного класса — его идеологов, которые, по выражению Маркса, теоретически приходят к тем же самым выводам, к которым класс в целом приходит практически. Очень важно отметить, что по своему социальному положению идеологи класса могут и не принадлежать к данному классу, но, выражая на языке идеологии интересы класса, идеологи служат ему, составляют его интеллигенцию.
Соотношение между общественной психологией и идеологией предопределено тем, что первая является эмоциональным, чувственным, а вторая — рациональным уровнем общественного сознания.
Известно, что чувственное познание вообще есть недостаточный (поверхностный), но необходимый этаж сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире и из нее синтезировать знание о сущности вещей[4,307]. Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет своеобразный базис для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что смутно схвачено психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
Отношение между идеологией и общественной психологией весьма сложно. С одной стороны, формируясь, идеология базируется на определенных чертах психологии данной социальной группы. С другой стороны, идеология не есть простое пассивное отражение особенностей общественной психологии. Появившись на свет, она способствует усилению одних психологических черт своего класса и ослаблению, введению к минимуму других.
В философской и исторической литературе очень часто встречаются понятия “обыденное сознание” и “массовое сознание”. И хотя, как следует из названий, понятия эти предназначены для характеристики разных сторон общественного сознания (в первом случае нас интересует степень “онаученности” сознания, во втором же — степень его распространенности в обществе), до настоящего дня они в самой значительной степени совпадают по своему объему и могут быть определены как эмпирическое, стихийно возникающее в процессе повседневной житейской практики и характерное для основной массы членов общества сознание. Сложнее выглядит их соотношение с общественной психологией и идеологией. Нередко можно встретиться с попыткой свести все содержание обыденного и массового сознания исключительно к социально-психологическому. В особенности это неверно по отношению к современному обществу, обыденное и массовое сознание членов которого уже заметно теоретизировало и идеологизировано.
На всех этапах исторического развития социально-психологический фактор играет активную роль. Можно, например, четко проследить закономерности психологического вызревания социальных революций, равно как и те психологические факторы, которые позволяют стабилизировать послереволюционное общество. Таким образом, переход к новым производственным отношениям (“выбор” их) определяется не только экономическим фактором (уровнем производительных сил), но и фактором психологическим: насколько тот или иной уклад морально правомерен или осужден в глазах общества [2,83].
Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.
Заключение
Главным элементом духовной сферы является общественное сознание, обладающее структурной целостностью. Оно не сумма индивидуальных сознаний, а те чувства и идеи, которые характерны для всего общества или для отдельной социальной группы. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание. Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют обыденно-практический — как общественную психологию и научно-теоретический — как идеологию уровни. Общественная психология складывается в результате целостно-непосредственных воздействий общественной жизни и прямо зависит от реального положения дел в обществе, от теоретического сознания, идеологического воздействия. Выделяют виды общественного сознания — индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания — социальная группа, носителем массового сознания — неорганизованная группа людей, объединенная какой-либо идеей, целью. Выделяют формы общественного сознания — нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т.д.
Источниками развития общества являются противоречия между: общественным бытием и общественным сознанием, общественной психологией и идеологией, между личностью и обществом, обществом и природой, городом и селом, бедными и богатыми, в экономике – между производителем и потребителем и т. д.
Список литературы
1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С.442-443.
2. Социальная философия. Учебное пособие /П.В.Алексеев – ТК Велби, 2004-С.74,79,83.
3. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.392.
4. Философия: Учебник для высших учебных заведений. Кохановский В.П. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. С.307.
5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 413 с.
Чтобы полностью ознакомиться с контрольной, скачайте файл!
Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание
Сознание имеет не только свои уровни, формы и структуру, но взятое в целом выполняет ряд определенных функций. К их числу чаще всего относят следующие:
1.Активно отражательная — это не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправленный обобщенный процесс отражения действительности человеком как социальным существом.
2.Объяснительная — сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.
3.Активно-преобразовательная, конструктивно-творческая —
сознание мысленно, идеально создает то, что сама «первозданная природа» не создает — технику, технологию, строительные сооружения, т. е. «вторую природу» — весь мир материальной и духовной культуры.
4.Коммуникативная, регулятивная, в ходе реализации, которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людьми, для чего они создают нормы, принципы права, морали, религии, науки и т.п.
5.Целеполагающая — способность к целеполаганию — кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель как идеальный образ направляет и регулирует человеческую деятельность.
5.Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Как справедливо отмечал Гегель, человек в
своих целях подчинен внешней природе, но в своих орудиях он господствует над ней.
6.Конструктивно-критическая, полемическая функция.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Индивидуальное сознание — сознание отдельного конкретного человека, личности. Общественное сознание — духовная
(идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивидуального сознания — их тесная связь, взаимодействие и — в определенных условиях — взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного сознания, которое в свою очередь в той или иной форме воздействует на наше индивидуальное сознание, впитывается им.
Диалектика общественного и индивидуального сознания — проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположностей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопустимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей, во-вторых, является ошибочной абсолютизация, возвеличивание одной и них — либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непререкаемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).
Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то, и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т. е. всегда носят конкретно-исторический характер.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Шпаргалка общественное сознание | shpora.me
Общественное сознание представляет собой отражение в духовной жизни людей общественного бытия, социальной реальности в целом. Особенностью общественного сознания является то, что оно не только отражает мир, но и творит его. Это говорит об относительной самостоятельности ОС по отношению к общественному бытию. В отдельных случаях ОС может опережать в своем развитии общественное бытие и определять направление его развития (*русская культура XIX в.: уровень развития которой значительно опережал уровень развития материально-производственной сферы; *Германия начала XIX в.).
Общественное сознание – это целостное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее разные уровни и формы.
Основные уровни общественного сознания.
1)Обыденное сознание отражает повседневную практическую деятельность людей, формируется как непосредственное отражение внешней стороны мира и не направлено на поиск истины. Обыденное сознание тесно связано с общественной психологией – совокупностью чувств, эмоций, настроений, переживаний, обычаев, традиций, характерных для данного общества. Общественная психология складывается под влиянием конкретных условий и событий социальной жизни.
2)Теоретическое сознание – это систематизированное отражение бытия в виде идей, концепций, теорий. Теоретическое сознание выражается в форме общественной идеологии – системы взглядов, отражающей степень познания мира обществом.
Общественная психология формируется стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств, а общественная идеология – результат целенаправленной теоретической деятельности людей; психология – это эмоциональный, чувственный уровень общественного сознания, а идеология – рациональный.
Общественное сознание отражает бытие в различных формах. Это, во-первых, обусловлено сложностью окружающего мира как объекта познания, который не может быть достаточно полно отражен в одной форме, а во-вторых, свидетельствует о богатстве самого общественного сознания.
Основные формы общественного сознания.
1)Мораль – ФОС, представляющая собой совокупность норм, правил, принципов поведения и направленная на регуляцию общественных отношений. Специфика морали как способа регуляции жизнедеятельности общества заключается в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.
2)Религия – представления о мире, основанные на вере в сверхъестественное и проявляющиеся в виде иллюзий. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Объединяющим элементом этих уровней религиозного сознания служит вера.
3)Искусство как ФОС – это средство отражения мира в форме художественных образов. Искусство – не только ФОС, но и деятельность общества по производству художественных ценностей, и результаты этого производства – художественные образы. Специфическая функция искусства – эстетическая.
4)Наука – ФОС, отражающая действительность в рациональной форме, виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.
5)Философия – ФОС, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направленная на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.
6)Политическое сознание представляет собой идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношения друг к другу и к политическим институтам общества.
7)Право – ФОС, совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.
8)Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс соотношения общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.
Формы общественного сознания представляют собой способы духовного освоения действительности и отличаются по ряду признаков:
1)по объекту познания. Например, политическое сознание отражает отношения между государствами, нациями, социальными слоями по поводу власти, философия отражает всеобщие закономерности бытия, а наука – отдельные области природной и социальной действительности;
2)по формам отражения. Наука отражает действительность в форме понятий, гипотез, законов, а искусство – в форме художественных образов;
3)по выполняемым функциям. Основной функцией науки является познавательная, искусства – эстетическая, мораль – воспитательную и регулятивную и т.д.
Общественное сознание
Общественное
сознание
– это духовное поле человеческой
общности. Общественное сознание
существует в виде таких форм общественного
сознания как: философия,
наука,
искусство,
религия,
мораль,
политика,
право.
Сегодня еще добавляют экологическое
сознание.
Формы
общественного сознания – это те формы,
в которых человек сознает себя человеком,
т.е. общественным существом. Общественное
сознание – это то общее, что выработано
всеми и знание о чем есть в том или ином
виде у всех. Чем богаче становится
субъективная реальность человека
(сознание), тем в большей мере он проявляет
себя как личность. Усвоение моральных
норм, научных знаний, образов искусства,
юридических законов и т.д. позволяет
человеку стать человеком, т.е. осознать
мир и себя в этом мире (мировоззрение).
Без этого нет сознания.
Формы общественного сознания.
Усвоение
форм общественного сознания позволяет
осознать мир и себя в нем. Но каждый
усваивает их по-своему.
На
ранних этапах общественного развития
формы сознания не были дифференцированы.
Вначале сознание было вплетено в
материальную деятельность (знания,
навыки передавались в ритуалах и т.п.).
Постепенно развились мораль, искусство.
Далее общественная жизнь усложнялась:
общественное разделение труда, появление
частной собственности, классов,
государства привело к возникновению
религии, политического и правового
сознания, науки, философии.
Функции общественного сознания:
1.
познавательная;
2.
выражения интересов социальных групп;
3.
социально-практическая (объединение,
разъединение социальных групп).
Формы
общественного сознания различаются
по:
1.
предмету отражения;
2.
по способу отражения;
3.
по выполняемым ими функциям (какие
потребности они удовлетворяют.
Вопрос
№ 26
Структура
сознания. Сознание и самосознание.
Структура
сознания:
Работа
сознания обеспечивается интегрированным
действием его элементов.
1.
В структуру сознания входят чувственное,
психическое восприятие и
абстрактное
мышление.
Их функция состоит в получении и
переработке информации.
2.
Большую роль в функционировании сознания
имеют такие общие психические процессы
как эмоции,
воля,
память,
внимание.
Так, в выборе и оценке информации ведущая
роль принадлежит эмоциям. Эмоции выражают
внутреннее состояние человека, его
отношение к внешнему миру и себе самому
и т.д.
3.
основными формами
психики являются
ощущения,
восприятия,
представления.
4.
Главным элементом сознания являются
ЗНАНИЯ.
Они идеальны, являются продуктом
материальной и духовной деятельности
людей. Они получаются на уровне
абстрактного
мышления.
Существуют в виде таких форм как понятия,
суждения,
умозаключения.
Бывают обыденные и научные знания.
Выражаются в знаках естественных и
искусственных языков.
Уровень абстрактного мышления базируется
на психике.
5.
Сознание включает в себя не только
осознанные знания, но и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Не все психические процессы осознаются.
Сознательное бессознательное
взаимосвязаны.
6.
Сознательное усилие мысли активизирует
бессознательное, которое в свою очередь
делает возможной ИНТУИЦИЮ
–
это, когда информация перерабатывается
не только сознательно, но и бессознательно
и решение возникает в осознанном виде
как бы вдруг, как озарение. Это своего
рода скачки в сознании. (К.Юнг: предвидение
– это слияние индивидуального
бессознательного с коллективным…).
7.
САМОСОЗНАНИЕ
– это отражение отражения. Сначала было
родовое самосознание, позже (с общественным
разделением труда) – индивидуальное
самосознание. Развивается РЕФЛЕКСИЯ.
Самосознание
способствует тому, что человек начинает
себя и мир познавать
и оценивать,
т.е. человека отличает гносеологическое
и ценностное
(аксиологическое) отношение
к миру.
В этом проявляется активность,
избирательность и возможность творчества.
Творчество
связано также с общественной,
трудовой
природой человека,
с
языковой, знаковой деятельностью.
Познание и оценка делают возможным
мировоззрение.
Следует
иметь в виду, что в силу сложности
сознания, разные авторы могут давать
разную схему структуры сознания, но
основные элементы его называют все, мы
их указали.
Стоит
уделить внимание самосознанию.
Самосознание – аспект любого сознательного
акта.
Самосознание
– способность человека одновременно
отображать явления и события внешнего
мира и иметь знание о самом процессе
сознания на всех его уровнях.
Впервые
проблему самосознания выдвинул Сократ
(познай самого себя). В Средние века
самосознание развивалось в связи с
практикой исповеди и т.п. (Августин). В
философии Нового времени самосознание
понималось как возможность знать о
своих собственных способностях.
Экзистенциальная
и феноменологическая философия также
предполагают неразрывное единство
сознания и самосознания. Гуссерль
отмечал, что самосознание и инознание
образуют единую структуру.
Современная
философия сосредоточилась на проблеме
принципиальной возможности рефлексии
по поводу любых проявлений человека:
сознательных и бессознательных.
Самосознание – это и знания
и переживания
по поводу своей субъективной реальности.
Самосознание – это любое сомоотображение,
равноценное отображению внешнего мира.
Мы сознаем мышление, эмоции, волевые
процессы.
Основа
самосознания – чувство «Я».
Также
следует остановиться на проблеме
бессознательного.
Классическими здесь стали работы
З.Фрейда.
Он
выделяет «Оно» (Ид) — глубинный слой
бессознательных влечений личности, в
котором главенствует принцип наслаждения.
«Я»
(Эго)- сознательная сфера, посредник
между бессознательным и внешним миром.
В сознательной сфере действует принцип
реальности.
«Сверх-Я»
(Супер-Эго) – установки общества и
культуры, моральная цензура, совесть.
Основная
характеристика бессознательного –
либидо
или эрос
– это не только сексуальность, но и вся
сфера любви – родительские, дружеские,
патриотические и т.п. чувства. Поступками
человека управляет не только эрос, но
и танатос
– инстинкт разрушения и смерти. Это два
противоположных влечения.
А
по мнению Юнга
бессознательное имеет не биологическую,
а символическую природу и структурировано
в виде архетипов.
Архетипы
определяют основу всех переживаний,
представлений и поступков человека.
(Архетип с греч. – изначальный образ).
Бессознательное
существует в личной и коллективной
формах. Личное бессознательное – все
психологические приобретения личного
существования, вытесненные или
подавленные. Коллективное
бессознательное
имеет надличностную природу. Оно никогда
не было предметом сознательного
восприятия или чувствования.
Коллективное
бессознательное проявляется в виде
стабильных мифологических мотивов,
сюжетов, образов, которые не зависят от
исторической эпохи или культурной
традиции и всюду проявляются одинаково.
Структура
коллективного бессознательного задается
архетипами.
Архетипы
– универсальные
структуры человеческой психики.
Их понимание возможно по аналогии с
априорными формами И.Канта. Однако если
априорные формы Канта относятся к
сознанию, то архетипы К.Юнга имеют
отношение только к бессознательному.
Юнг
проводит аналогию
с кристаллической решеткой.
Решетка не существует сама по себе, ее
можно обнаружить только в связи с
каким-либо веществом,
которое структурируется вдоль определенных
линий, называемых кристаллической
решеткой. Так же и архетип
— проявляется только в связи с конкретным
психическим содержанием,
но сам по себе, вне этого содержания
существует только как потенциальная
форма, как возможность.
Действительностью архетип становится
в идеях, символах или образах, которыми
насыщено пространство культуры.
Архетипы
лежат в основе культурной символики,
задают содержание мифов и верований.
С
помощью идеи архетипов Юнг обосновывает
идею психического
единства человечества.
Вопрос
№ 27
Функции сознания. Общественное и индивидуальное сознание — Студопедия
Сознание имеет не только свои уровни, формы и структуру, но взятое в целом выполняет ряд определенных функций. К их числу чаще всего относят следующие:
1. Активно отражательная — это не мертвое, зеркальное, пассивное отражение, а творческий, активный целенаправленный обобщенный процесс отражения действительности человеком как социальным существом.
2. Объяснительная — сознание в тех или иных своих формах (особенно в научной) стремится объяснить мир, открыть его законы, причины, противоречия и т.п.
3. Активно-преобразовательная, конструктивно-творческая — сознание мысленно, идеально создает то, что сама «первозданная природа» не создает — технику, технологию, строительные сооружения, т.е. «вторую природу» — весь мир материальной и духовной культуры.
4. Коммуникативная, регулятивная, в ходе реализации которой возникают формы взаимосвязи (общение) между людьми, для чего они создают нормы, принципы права, морали, религии, науки и т.п.
5. Целеполагающая — способность к целеполаганию — кардинальная характеристика человеческого сознания, т. е. это мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель как идеальный образ направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств. Как справедливо отмечал Гегель, человек в своих целях подчинен внешней природе, но в своих орудиях он господствует над ней.
6. Конструктивно-критическая, полемическая функция.
Индивидуальное сознание — сознание отдельного конкретного человека, личности. Общественное сознание — духовная (идеальная) сторона социально-исторического процесса. Оно представляет собой не простую сумму, механическую совокупность индивидуальных сознаний, а качественно своеобразное новое, целостное, духовное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее различные уровни и формы. Главное в соотношении общественного и индивидуального сознания — их тесная связь, взаимодействие и — в определенных условиях — взаимопереход. Каждый индивид вносит определенный вклад в «копилку» общественного сознания, которое в свою очередь в той или иной форме воздействует на наше индивидуальное сознание, впитывается им.
Диалектика общественного и индивидуального сознания — проявление и выражение диалектики общего и единичного (индивидуального), этого тождества (единства) противоположностей. Из этого, в частности, следует, что, во-первых, недопустимо эклектическое смешение этих качественно различных противоположностей, во-вторых, является ошибочной абсолютизация, возвеличивание одной и них — либо общественного сознания (догматизм, отождествляющий последнее с непререкаемой истиной), либо индивидуального (волюнтаризм с его гипертрофией своего сознания).
Общественное сознание как органическая целостность индивидуальных сознаний есть отражение общественного бытия, социальной реальности в целом. И то и другое сознание в их взаимосвязи не есть нечто неизменное, раз и навсегда данное, а они развиваются, меняют свое содержание в зависимости от развития социальной реальности, т. е. всегда носят конкретно-исторический характер.
9.2. Система общественного сознания. Философия в схемах и комментариях
9.2. Система общественного сознания
Общественное сознание представляет собой сложную подсистему общества. В нее входят различные формы и уровни. Прежде чем переходить к их характеристике, заметим, что в понимании строения общественного сознания имеются определенные неясности и разночтения.
В традициях марксистской философии в общественном сознании прежде всего выделяют формы общественного сознания. Каждая форма общественного сознания – это некоторый комплекс знаний, идей, чувств, отличающийся от содержания другого комплекса по ряду параметров.
• По предмету отражения. Каждая форма общественного сознания отражает определенную сторону общественной жизни. Так, мораль отражает отношение личности к другим личностям, к обществу; политическое сознание отображает взаимоотношения между классами, нациями, государствами. И так далее.
• По способу отражения. Так, мораль выражена в нравственных нормах, обычаях, традициях, право – в юридических законах, политическое сознание – в политических программах. И так далее.
• По характеру оценки. В общественном сознании существуют нравственная, эстетическая, политическая и т. д. оценки.
• По характеру обратного воздействия на отдельные стороны общественной жизни. Так, мы уже говорили о специфическом влиянии экономического или политического сознания на жизнь общества.
Если подойти к классификации форм общественного сознания с исторической точки зрения, то можно сначала указать на те формы, которые возникли еще в первобытном обществе. Это – экономическое, нравственное, религиозное, эстетическое. К этому, возможно, следует добавить зачатки экологического, демографического и исторического сознания. Затем в классовом обществе появляются политическое, правовое сознание, а также философское. Иногда еще к формам общественного сознания относят этническое и национальное сознание. Но существуют ли они как самостоятельные формы общественного сознания, или же они представляют некоторое единство ряда форм общественного сознания – вопрос спорный.
С гносеологической точки зрения в общественном сознании выделяют два уровня: обыденное (повседневное) и теоретическое. Здесь речь идет о глубине отражения в общественном сознании общественной жизни. Отметим, что «обыденный» вовсе не означает «неполноценный», «обывательский». Обыденное сознание – это как бы первичная форма понимания мира.
Выделение в общественном сознании форм и уровней не означает, что формы и уровни существуют как-то независимо друг от друга; каждая форма общественного сознания, как мы уже отмечали раньше, имеет два уровня.
Обыденное сознание отражает общественную жизнь в эмпирических знаниях и социальных чувствах, которые возникают у социальных групп в процессе их повседневной жизни и деятельности, в повседневном общении – обмене этими знаниями и чувствами. Процесс отражения общественных явлений сопровождается более или менее сознаваемыми переживаниями. Единство отражения и переживаний образует социальные чувства людей: нравственные, эстетические, религиозные и т. д.
Социальные чувства неразрывно связаны с потребностями людей, социальных групп. В социальных чувствах проявляется удовлетворение или неудовлетворение потребностями; в них – переживание явлений природной и социальной среды как полезных или вредных. Человек определяет для себя то, что ему «нужно», «важно», «интересно» и т. п.
Высший уровень общественного сознания включает в себя теоретические знания об обществе. Заметим, что не всякое суждение можно отнести к теоретическому уровню общественного сознания. Достаточно сопоставить, например, суждения: «Я живу в Петербурге» и «Религия есть искаженное, фантастическое отражение реальных общественных сил», чтобы убедиться, что к теоретическому сознанию относятся не суждения об отдельных фактах, а о сущности или существенных связях общественных явлений. В теоретическом сознании общественная жизнь, явления общественной жизни не только описываются, но и объясняются (раскрываются их законы, причины, противоречия и т. д.).
В обществе, состоящем из различных социальных групп, теоретическое сознание имеет идеологическую окраску. Идеология – совокупность идей, теорий, отражающих и оценивающих явления общественной жизни с позиции той или иной социальной группы. Идеология включает в себя представления об идеалах общества, о стратегии и тактике в достижении идеалов. Пока существуют социальные группы со своими различными интересами, будет существовать идеология. Идеология создается сознательно теоретически подготовленными и преданными представителями социальных групп, их идеологами. Они специально изучают общество, создают концепции общественного развития.
Идеологию разрабатывают люди умственного труда. Создавая теории, идеологи учитывают общественную психологию своих социальных групп и общества в целом. Так как интересы социальных групп различны, их идеологи создают концепции, по-разному объясняющие одно и то же общество. Эти концепции могут быть научными, ненаучными и эклектическими. По своей роли в обществе идеология может быть прогрессивной, консервативной или реакционной.
Соотношение идеологии и науки достаточно противоречиво. Научное познание стремится отобразить объективные законы, достичь объективной истины при определенном отвлечении от интересов людей, а идеология выражает интересы социальных групп. Но это одна сторона дела. С другой стороны, идеология имеет познавательный аспект, а наука – идеологический, особенно если иметь в виду общественные науки.
В классовом обществе неизбежна идеология. Поэтому за тезисом об де-идеологизации (будто бы идеология вообще препятствует развитию общества и поэтому нужно отбросить идеологию вообще) нужно видеть не более как выступление против определенной идеологии.
Особое место в общественном сознании занимает так называемое массовое сознание (его еще иногда называют «психологией толпы»). Масса, «толпа» характеризуется рядом специфических качеств. У людей, объединенных в «толпу», теряется независимость суждений, резко возрастает чувство своей силы, падает сознание индивидуальной ответственности, растет внушаемость. «Толпа» легко поддается влиянию «вожаков». Интересно, что еще Платон писал, что демос («толпа») – это особое животное, а демагог («вожак») – дрессировщик, умеющий им управлять. В толпе не обретается, а теряется свобода.
В формировании массового сознания особую роль играют механизмы заражения и подражания. Вообще говоря, убеждения человека основаны на знании и понимании. Человек без убеждений легко поддается манипулированию его сознанием. Известно также, что чем ниже уровень развития личности, тем выше подражательность, конформизм.
Массовое сознание играет немаловажную роль в формировании общественного мнения. Так, на собраниях и митингах формируется оценка политической ситуации, отношение к отдельным личностям и т. д. Иногда инициируются массовые психозы, приводящие к трагическим последствиям.
В настоящее время развитие средств информации оказывается все более сильным фактором массовизации общественного сознания. Массовая информация формирует стандарты мышления, поведения, спрос потребителей и т. д.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Функции сознания
◄ НАЗАД
ФУНКЦИИ СОЗНАНИЯ
Тони Джовиа
www.geometryofideas.com
Привет Тони ,
Спасибо за добрые слова.
Здесь, со страницы 64 книги Роберта Орнштейна 1986 года «Психология сознания» («Пингвин»), содержится некоторое представление о том, что такое сознание.Несмотря на то, что эта книга довольно старая по сравнению с тем, что происходит в полевых условиях, ее стоит купить за некоторые стихотворения Индриса Шаха (в том числе «Слепые и слон»), а также за его широту знаний и открытость взглядов. ИМХО, у Орнштейна есть лучший отчет о сознании, когда-либо опубликованный в его более поздней книге «Эволюция сознания» (Touchstone 1993), но в более старой книге есть некоторые настоящие жемчужины, в том числе следующее со страницы 64:
«Есть четыре основные функции сознания:
1.Упрощение и подбор информации
Там много «правки»
что происходит в уме — от первых порезов чувств до ощущений
восприятие, память и мышление — но все равно информации слишком много
доступны сразу, поэтому должен быть выбор в том, что организм делает при
в любой момент. Выбор делается в сознании.
2.Руководящие и контролирующие действия
Сознание соединяет мозг и тело
состояния с внешними проявлениями. Чтобы функционировать в комплексе
окружающая среда, действия должны быть спланированы, управляемы и организованы:
Мы должны знать, когда и куда идти; когда говорить и что говорить; когда есть, пить, устранять и спать. Эти действия должны быть согласованы с событиями во внешнем мире. В любой момент содержание сознания — это то, над чем мы готовы действовать дальше.
3. Определение приоритетов действий
Для наших действий недостаточно
быть согласованным с событиями во внешнем мире; они должны отражать наши
внутренние потребности. Боль может затопить сознание так же, как
аварийная ситуация заполняет первую страницу газеты.
Система приоритетов дает определенным событиям, влияющим на выживание, быстрый доступ или контролирующее влияние на сознание.Выживание и безопасность на первом месте; хотя голод не будет вторгаться так сильно, как боль, потребность будет ощущаться, если ее оставить без внимания.
4. Выявление и устранение несоответствий »
Поскольку информация выбрана для
войти в сознание обычно об изменениях во внешних и внутренних
миров, когда есть расхождение между нашими хранимыми знаниями о
мир и событие, оно с большей вероятностью придет в сознание.Для
например, женщина в бикини, вероятно, не привлечет слишком много внимания
на пляже, но если бы она надела такой же наряд на официальный ужин, это бы
обязательно быть замеченным. Расхождения могут возникнуть и внутри компании.
Например, вы обычно не замечаете своего дыхания. Однако, когда вы простужены, ваше дыхание может проникнуть в ваше сознание, и это может побудить вас замедлиться или обратиться к врачу.Сознание включает действия по уменьшению несоответствия, например, когда вы поправляете кривую картину на стене, потому что она не сочетается с другими картинами ».
Орнштейн иногда пользуется газетой
аналогия, где сознание похоже на первую полосу, но за ним
«много разных уровней осведомленности, содержащих наши планы и
ожидания, наши предположения или наши базовые знания о том, как действовать в
мир.»
Затем он разделяет осознание на сознательное и подсознательное и включает ряд примеров.
Думаю, стоит, если мы
получил ветку об одной или обеих этих книгах Орнштейна.
И, кстати, я думаю, вы можете сказать, что я
меня больше всего интересует * функциональный дизайн * сознания, скорее
чем то, что «есть».»Чувство сознания, вероятно,
связано с тем, что все, что вы делаете, перекликается с таким ощущением, что ваш
структура убеждений имеет тенденцию усиливать вашу уникальную «я». Но
Что бы это ни было, меня это не волнует.
Я хочу найти алгоритмическую основу
для сознания, чтобы я мог разработать действительно мощные компьютеры, способные
используя * СОЗНАТЕЛЬНУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ * в поисках знаний,
понимание и общение.
с уважением,
Фил
Фил,
>>> «Есть четыре основные функции сознания ….»
Здесь много общего кода —
наиболее очевидно между 1 и 4 и 2 и 3. Определение самого простого способа
спроектировать это может быть самой сложной частью работы. Я не программист (я
почини их, я не кормлю их), и я сделаю безумное предположение и скажу, что ты хорошенькая
хорош в том, что ты делаешь (
форум может помочь именно в разработке механики в теории и
глядя на любые проблемы, которые вы поднимаете.
>>> И, кстати, думаю, ты
могу сказать, что меня больше всего беспокоит * функциональный дизайн *
сознание, а не то, что оно «есть». Чувство бытия
сознание, вероятно, связано с тем, что все, что вы делаете, перекликается с
ощущение, что структура ваших убеждений имеет тенденцию усиливать уникальное
«ты» с вашей стороны. Но что бы это ни было, меня это не волнует
около.<<<
Я думаю, что либо вы
скромный или хотите сосредоточиться — т.е. легко превратиться в сторону
вопросы на открытом форуме. На мои деньги функция имеет значение. Особый
функция может быть повторно использована во многих других более крупных функциях, но
конкретная функция — это то, что она есть — схема, которая делает то же самое над
и снова. Только количество энергии, которая в него втекает, и
переключаемые входные и выходные соединения на другие функции, изменить.
Тони
◄ НАЗАД
.
Функции сознания
Ресурс исследования
- Проводить исследования
- Искусство и гуманитарные науки
- Бизнес
- Инженерная технология
- Иностранный язык
- история
- математический
- Наука
- Социальная наука
Лучшие подкатегории
- Продвинутая математика
- Алгебра
- Базовая математика
- Исчисление
- Геометрия
- Линейная алгебра
- Предалгебра
- Предварительный расчет
- Статистика и вероятность
- Тригонометрия
- другое →
Лучшие подкатегории
- Астрономия
- Астрофизика
- Биология
- Химия
- Науки о Земле
- Наука об окружающей среде
- Науки о здоровье
- Физика
- другое →
Лучшие подкатегории
- Антропология
- Закон
- Политология
- Психология
- Социология
- другое →
Лучшие подкатегории
- Бухгалтерский учет
- Экономика
- Финансы
- Менеджмент
- другое →
Лучшие подкатегории
.
Может ли сознание изменить мир?
Заметили ли вы, что политические скандалы и разоблачения государственных чиновников, которые ведут себя, скажем так, интересным образом, по-видимому, растут быстрыми темпами?
Когда в 70-х разразился Уотергейтский скандал, нация была прикована к экрану телевизора, потрясенная не только всеми грязными уловками, но и самим фактом, что эти грязные уловки на самом деле раскрывались людьми из высших эшелонов власти.
Нынешние заголовки в Великобритании сосредоточены на «взломе», когда было установлено, что полиция брала взятки от журналистов в обмен на информацию, которая позволяла журналистам получать доступ к личным телефонам и электронным сообщениям государственных деятелей. Глава Скотланд-Ярда недавно ушел в отставку из-за этого, медиа-магнат Руперт Мердок был изгнан с Флит-стрит, а расследование его тайной тактики распространилось через Атлантику в США.
Что, если раскрытие этих гнусных сделок — это хорошо? По словам Гэри Дугласа, автора бестселлеров и основателя Access Consciousness, это может быть именно так.
«Одна тысяча людей, функционирующих из сознания, потребует, чтобы правительства вышли из секретности, десять тысяч людей, функционирующих из сознания, изменят облик планеты», — говорят они. В настоящее время они насчитывают около 800 человек во всем мире, которые соответствуют этому описанию, которое, как считается, несет ответственность за все более частое раскрытие секретности правительств.
Может ли сознание изменить мир?
Гэри Дуглас и его деловой партнер Др.Дайн Хир считает, что это возможно.
Сознание, согласно дуэту, — это гораздо больше, чем просто открывание глаз. Это желание и способность воспринимать все, ни о чем не судя.
800 человек, которых они считают, функционируют из этого штата, включая некоторых слушателей их курсов, предлагаемых по всему миру, но многие другие, включенные в 800 сознательных людей, никогда не слышали о Access Consciousness. Они, как правило, живут в тихих местах вдали от сводящих с ума толп, о которых они прекрасно осведомлены.
Как сознание могло изменить мир? Дуглас и Хир собирают свои силы, чтобы создать некоторые преднамеренные изменения в нашей сложной физической среде. Когда произошел катастрофический разлив нефти в Мексиканском заливе, Дуглас неделями спрашивал, можно ли что-нибудь сделать, чтобы помочь Земле оправиться от его последствий. Недели и недели он получал отрицательный ответ. Наконец, однажды он получил «да» — и это оказался день, когда фонтанный колодец был успешно перекрыт.
Дуглас затем пригласил всех своих клиентов сотрудничать с ним в скоординированных усилиях по изменению экологического разрушения, происходящего в заливе в указанное время. Три дня спустя New York Times сообщила об открытии микроба, который пожирал масло, в результате чего оставалось гораздо меньше, чтобы нанести ущерб окружающей среде.
Тысячи людей во всем мире, которые посещали живые или виртуальные семинары с Дугласом и Хиром, научились применять метод, называемый «демолекулярное проявление и молекулярное де-проявление.Дуглас называет это «разговаривать с молекулами и просить их появиться по-другому».
Демолекулярное проявление просит чего-то, чего не появляется, в то время как молекулярное де-проявление просит исчезнуть что-то, что действительно существует, может появиться что-то еще.
Звук у-у? Возможно, некоторых, однако, этому методу обучали новичков во всем мире без предварительного ознакомления с Access Consciousness или другими тренингами. Многие становятся свидетелями изменения pH воды, измеренного с помощью тестовой полоски для определения pH.Другие, в том числе те, кто вошел в комнату после того, как произошла перемена, попробовали изменения в дешевом вине и британском деликатесе для гурманов Мармит.
Превращение мармита и дешевого вина во что-нибудь вкусное — это развлечение и, возможно, изменение жизни, когда люди, участвующие в процессе, осознают, что обладают такой силой. Если произойдет серьезная ситуация с загрязнением, такая как ядерная авария, в результате которой были загрязнены огромные запасы продовольствия, этот процесс мог бы стать потенциально спасительным для многих людей.Полностью ли известны или раскрыты экологические последствия продолжающихся утечек радиации после мартовского цунами и землетрясения в Японии?
Как действительно достигается состояние сознания, которое часто приводит к нужным изменениям? У Дугласа и Хира есть несколько методов. Они отмечают, что основное ограничение нашего осознания или сознания — это суждение. Итак, первый шаг к осознанию — избавиться от суждений.
Суждение может быть положительным или отрицательным и включает почти все предложения, не являющиеся вопросами.Эффект от всех этих суждений одинаков — он останавливает наше осознание всего, что не согласуется с этими утверждениями или выводами.
Как что-то положительное может быть суждением? Довольно просто! Предположим, вы решили, например, что кто-то ваш друг. В этом суждении подразумевается ваше ожидание, что ваш друг будет относиться к вам так же, как вы относитесь к своим друзьям. Что, если тот, кого вы считаете своим другом, на самом деле не такой добрый, щедрый и отзывчивый, как вы по отношению к своим друзьям? Предположим, у него или нее могут быть неприятные заклинания, при которых их стандартная рабочая процедура будет заключаться в нанесении вам удара в спину.Если вы беспечно исходите из предположения, что он или она ваш друг, заметите ли вы это, когда они появятся с ножом, чтобы ударить вас в спину? Вряд ли!
Альтернативой этому суждению был бы вопрос. «Интересно, кто это будет, когда он / она появится сегодня?» это вопрос, который может привести к гораздо большей осведомленности.
Еще один способ изменить свои суждения — напомнить себе, что все — просто интересная точка зрения — не правильная, неправильная, хорошая, плохая, положительная или отрицательная.Напоминание себе об этом каждый раз, когда вы уверены, что вы правы, может во многом избавить вас от осуждения.
Жизнь в вопросе — еще один способ расширить свое сознание. Дуглас и Хир отмечают, что вопросы наделяют силой, ответы лишают силы. Как только вы определите, что у вас есть ответ или — ответ , вы не сможете воспринять ничего, что не соответствует вашему определенному ответу. «Вселенная огромна, — отмечает Дуглас, — и у нее есть доступ к большому количеству информации, которой у вас нет».Какую часть этой информации и сознания вы игнорируете, когда решаете, что у вас есть ответ?
Особенно полезный вопрос для увеличения сознания — это спросить: «Действительно ли бесконечное существо выберет это?» за все нежелательное, что происходит в вашей жизни. Обычно ответ отрицательный, после чего следует вопрос: «Тогда по какой причине вы?» Это затрагивает самую суть вопроса — эту склонность быть жертвой и самосаботаж, которые мешают нам быть удивительно могущественными творцами своей жизни, какими мы действительно должны быть.
Что, если бы нашим абсолютным недостатком сознания был наш отказ признать силу и осознанность, которыми мы на самом деле уже являемся, если бы мы позволили себе это узнать? Это сознание могло действительно изменить мир!
Готовы? Придется ли бесконечному существу ждать? Принимайтесь за работу!
Информация о семинарах Гэри Дугласа и доктора Дейна Хира, а также о семинарах, предлагаемых людьми, которых они обучили этим методам, доступна на их веб-сайте www.accessconsciousness.com. Семинары по демолекулярной манифестации и молекулярной де-манифестации предлагаются во всем мире. Книги и записанные семинары также доступны на сайте.
,