Функции общественного мнения в современном обществе: Функции общественного мнения — Студопедия

Содержание

Функции общественного мнения — Студопедия

Функции общественного мнения различаются в зависимо­сти от характера взаимодействия мнения тех или иных соци­альных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от ха­рактера воздействия первых на вторых, от содержания выска­зываемого мнения, от его формы1. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная), консультативная, директивная.

1. Экспрессивная функция — самая широкая по своему зна­чению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государст­ва. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контроли­рующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Таким образом, объективным содержанием общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в по­ложение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективным своим результатам. Этот эффект будет, безусловно, выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со сто­роны широких масс населения.

2. Консультативная функция — общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных соци­альных, экономических, политических, идеологических, межго­сударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управле­ния.



3. Директивная функция общественного мнения проявляется

в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный харак­тер, например, волеизъявление народа во время выборов, ре­ферендумов. Народ в данных случаях не только дает мандат до­верия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма зна­чительное место.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитиче­ским, конструктивным и регулятивным.

Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитиче­ских выводов, умозаключений.


Аналитическое и конструктивное общественное мнение тес­но связаны между собой: принятие какого-либо решения тре­бует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают.

Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общест­венных отношений и оперирует целым сводом не писанных за­коном норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общест­венное мнение может также выступать в форме позитивных или

негативных суждений,

Изучение общественного мнения социологическими мето­дами позволяет уловить (при объективном анализе) малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количествен­ное соотношение между различными его оценками, узнать ре­альную расстановку политических сил. Применять методы со­циологического анализа можно и при изучении поступающих в различные государственные и общественные организации пи­сем от населения.

Анализ общественного мнения имеет не венного мнения только большое практическое, но и теоре­тическое значение, способствует развитию наук об обществе. Социология, юридические и политические науки, экономические и этические теории не могут обойтись без такого анализа, пытаясь найти ответы на вопросы типа; «Чего хочет читатель, радиослушатель и т.д.?», «Что по тому или иному поводу думает народ?» и т.п. Верный ответ на по­добные вопросы помогает увязывать научную работу с жизнью, теорию с практикой, гарантирует от ошибок в обобщениях, оценках. Серьезные выводы возможны на основе точной, раз­носторонней, объективной и многократно проверенной ин­формации об общественном мнении.

На протяжении последних лет в России изучались пробле­мы формирования нравственного и политического сознания, проявления его в виде общественного мнения. Был проведен ряд исследований в Тульской, Калужской областях, в Москве, в одном из малых городов Красноярского края. В общей сложно­сти было опрошено свыше 2000 респондентов. Из них более 40% составляли рабочие малых городов и поселков городского типа, а также крупных городов (Тула, Калуга) и мегаполиса (Москва). Около 40% опрошенных — служащие и инженерно-технические работники, почти 10% — пенсионеры, остальные — учащиеся, студенты, домохозяйки, 55% опрошенных — мужчины.

Как показал опрос, на изменение динамики общественного мнения и социальных ожиданий большое влияние оказывают несколько взаимосвязанных факторов. К ним относится нарас­тающее разочарование в реформах, особенно в экономической и социальной сферах. Отсюда — усиление пессимизма и неуве­ренности в завтрашнем дне. В начале 1991 г. тревогу за свое будущее испытывали почти 40% опрошенных. В конце 1994 г. эти опасения разделяли уже почти 60%, а в конце 1996 г. — 80% респондентов. Сегодня число надеющихся на улучшение жизни в условиях перехода к рыночной экономике не состав­ляет и 20% опрошенных. Лишь немногим более 20% респон­дентов считают, что экономическая ситуация начнет улучшать­ся через год, 10% высказывают мнение, что улучшение про­изойдет через три—пять лет, а наибольшая часть опрошенных (65%) уверена, что для радикального улучшения экономической ситуации потребуется не менее десяти лет. Более трети опро­шенных считают, что положение в стране чревато социальными взрывами.

Функции общественного мнения — Студопедия

Функции общественного мнения различаются в зависимо­сти от характера взаимодействия мнения тех или иных соци­альных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от ха­рактера воздействия первых на вторых, от содержания выска­зываемого мнения, от его формы1. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная), консультативная, директивная.

1. Экспрессивная функция — самая широкая по своему зна­чению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государст­ва. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контроли­рующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Таким образом, объективным содержанием общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в по­ложение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективным своим результатам. Этот эффект будет, безусловно, выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со сто­роны широких масс населения.

2. Консультативная функция — общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных соци­альных, экономических, политических, идеологических, межго­сударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управле­ния.



3. Директивная функция общественного мнения проявляется

в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный харак­тер, например, волеизъявление народа во время выборов, ре­ферендумов. Народ в данных случаях не только дает мандат до­верия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма зна­чительное место.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитиче­ским, конструктивным и регулятивным.

Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитиче­ских выводов, умозаключений.


Аналитическое и конструктивное общественное мнение тес­но связаны между собой: принятие какого-либо решения тре­бует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают.

Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общест­венных отношений и оперирует целым сводом не писанных за­коном норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общест­венное мнение может также выступать в форме позитивных или

негативных суждений,

Изучение общественного мнения социологическими мето­дами позволяет уловить (при объективном анализе) малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количествен­ное соотношение между различными его оценками, узнать ре­альную расстановку политических сил. Применять методы со­циологического анализа можно и при изучении поступающих в различные государственные и общественные организации пи­сем от населения.

Анализ общественного мнения имеет не венного мнения только большое практическое, но и теоре­тическое значение, способствует развитию наук об обществе. Социология, юридические и политические науки, экономические и этические теории не могут обойтись без такого анализа, пытаясь найти ответы на вопросы типа; «Чего хочет читатель, радиослушатель и т.д.?», «Что по тому или иному поводу думает народ?» и т.п. Верный ответ на по­добные вопросы помогает увязывать научную работу с жизнью, теорию с практикой, гарантирует от ошибок в обобщениях, оценках. Серьезные выводы возможны на основе точной, раз­носторонней, объективной и многократно проверенной ин­формации об общественном мнении.

На протяжении последних лет в России изучались пробле­мы формирования нравственного и политического сознания, проявления его в виде общественного мнения. Был проведен ряд исследований в Тульской, Калужской областях, в Москве, в одном из малых городов Красноярского края. В общей сложно­сти было опрошено свыше 2000 респондентов. Из них более 40% составляли рабочие малых городов и поселков городского типа, а также крупных городов (Тула, Калуга) и мегаполиса (Москва). Около 40% опрошенных — служащие и инженерно-технические работники, почти 10% — пенсионеры, остальные — учащиеся, студенты, домохозяйки, 55% опрошенных — мужчины.

Как показал опрос, на изменение динамики общественного мнения и социальных ожиданий большое влияние оказывают несколько взаимосвязанных факторов. К ним относится нарас­тающее разочарование в реформах, особенно в экономической и социальной сферах. Отсюда — усиление пессимизма и неуве­ренности в завтрашнем дне. В начале 1991 г. тревогу за свое будущее испытывали почти 40% опрошенных. В конце 1994 г. эти опасения разделяли уже почти 60%, а в конце 1996 г. — 80% респондентов. Сегодня число надеющихся на улучшение жизни в условиях перехода к рыночной экономике не состав­ляет и 20% опрошенных. Лишь немногим более 20% респон­дентов считают, что экономическая ситуация начнет улучшать­ся через год, 10% высказывают мнение, что улучшение про­изойдет через три—пять лет, а наибольшая часть опрошенных (65%) уверена, что для радикального улучшения экономической ситуации потребуется не менее десяти лет. Более трети опро­шенных считают, что положение в стране чревато социальными взрывами.

понятие, структура, функции — Студопедия

Общественное мнение является одной из центральных категорий в социологии и психологии, позволяющей проникнуть в содержание социальной активности групп людей.

Под общественным мнением в социологии понимают специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности. Само же общественное сознание представляет собой целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Носителем общественного мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты).

В обычной жизни «общественное мнение» несёт такой смысл: мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.

В социальной психологии под понятием «общественное мнение» понимают коллективное оценочное суждение по поводу социально значимых проблем.

В теории связей с общественностью под общественным мнением понимают коллективное оценочное суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью базисного субъекта PR.

Исходя из этого можно выделить особенности общественного мнения с точки зрения теории PR.



Особенности общественного мнения:

1. Его носителем являются группы общественности.

2. Рассматривается во взаимосвязи с конкретным базисным субъектом.

Таким образом, основным сущностным признаком общественного мнения в различных теоретических концепциях является то, что данное понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и факты. Данное обстоятельство позволяет учитывать общие закономерности общественного мнения в теории PR, которые находят свое отражение прежде всего в содержании, структуре и механизмах его формирования.

Управление общественным мнением в PR-деятельности представляет процесс, организованный на основе знаний об объекте управления. Основу таких знаний составляют социологические и социально — психологические знания о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.


Основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты, которые отвечают требованиям (критериям).

Субъектами общественного мнения в PR являются социальные группы, а объектом общественного мнения являются события, процессы, явления и факты, которые непосредственно связаны с деятельностью субъектов PR.

Важнейшую содержательную характеристику общественного мнения составляют его функции.

Функции общественного мнения:

1) Контрольная функция. Независимо от того, в каких условиях общественному мнению приходится функционировать, оно всегда занимает определённую позицию к тем или иным фактам, событиям жизни общества;

2) Консультативная функция. Подача советов относительно способов решения тех или иных проблем;

3) Директивная функция. Опираясь на общественное мнение, госструктуры могут принимать в его поддержку те или иные решения, например, придать законодательный характер референдуму;

4) Оценочная функция (аксиологическая). Через ОМ общественность одобряет или осуждает действия политического лидера, социальной группы, партии.

5) Экспрессивная

6) Нормативная;

7) Аналитическая и другие.

С содержанием общественного мнения непосредственно связана его форма. Основной формой общественного мнения являются оценочные суждения в вербальном и невербальном выражении.

Вербальное и невербальное выражение общественного мнения объясняется его структурой.

В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента:

Рациональный — основу составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют полнота, достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях.

Эмоциональный — основу составляют эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания, которые проявляются в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как определенные переживания и коллективные (групповые) настроения как обще эмоциональное длительное состояние людей могут иметь положительную или отрицательную направленность, что в свою очередь будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях.

Волевой — основу составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами.

Рациональная и эмоциональная составляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения.

Назовите основные функции общественного мнения




⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 13Следующая ⇒

мнения Б.А.Грушин

По критерию «содержания и воздействия» функции:

· оценочная функция – это функция выражения отношения к тем или иным проблемам действительности;

· аналитическая. Общественное мнение выполняет роль субъекта,

анализирующего отношения и факты действительности;

· конструктивная. Общественное мнение выполняет роль субъекта,

программирующего социальные отношения и процессы;

· регулятивная функция, суть которой состоит в том, что общественное мнение вырабатывает и «насаждает определенные нормы общественных отношений». В узком смысле слова, это функция воспитания.

По критерию «формы высказанного общественного мнения»:

· позитивная функция. Здесь общественное мнение играет роль субъекта, так или иначе программирующего социальные процессы;

· негативная функция. В ней проявляется роль субъекта, выступающего с негативным заявлением и не предлагающего взамен никакой своей программы

М.К. Горшков.

· регулятивная функция. Общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества определенные нормы общественных отношений, при этом, является регулятором отношений между отдельными людьми, личностью, коллективом и обществом. ОМ регулирует совокупность экономических , политических и социальных отношений.

· воспитательная функция. Главное предназначение этой функции – воспитание у каждого человека чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом. ОМ постоянно напоминает о принятых в обществе требованиях и нормах поведения о санкциях которые следуют за из нарушением.

· оценочная функция. В ее компетенцию входит ценностные отношения масс к тем или иным фактам, событиям, процессам социальной действительности. Доминирует эмоциональный аспект;

· контрольная функция. Общественное мнение обладает способностью стоять над социальными институтами и «силой авторитета» контролировать их деятельность;

· консультативная функция. В случае необходимости, ОМ может дать консультацию, совет, предложение. Например социальному институту , в котором содержатся способы решения назревших экономических, политических и других проблем.


· директивная функция (предписывающая). О ее проявлении можно говорить в том случае, когда результатом функционирования общественного мнения выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества и имеющие строго заданный характер;

· познавательная функция. Позволяет реализовать потребность личности в получении информации об объектах и закономерностях функционирования окружающей действительности.

· Экспрессивная (выразительная). Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к тем или иным событиям в жизни общества.

· Аналитическая. Роль субъекта, анализ рубящего отношения И факты действительности.

· Конструктивная. Роль субъекта, программирующая социальные отношения И процессы (организация референдума)

· Образовательная. ОМ позволяет познать и понять анализируемые и окружающие объекты.

Необходимые условия реализации функций общественного мнения:

· Демократизм экономической и политической систем общества, открытость общества для критики;

· Обеспечение свободного выражения и публичного высказывания мнений всех субъектов по всем общественным проблемам;

 

· Обеспечение беспрепятственного и свободного доступа общественности ко всей необходимой информации, без чего мнение не может быть компетентным;

· Обеспечение возможности всем субъектам формирования мнений, воздействовать на сознание и поведение любых групп;

· Наличие механизма взаимодействия общественного мнения, внеглассных структур, СМИ, политики и идеологи.

12.Покажите на примерах связь общественного мнения и СМИ

СМИ представляют собой не только средство воздействия на массы, но и

средство участия масс в социальном управлении. Это участие осуществляется на базе всестороннего информирования масс о социальной жизни в целом, о деятельности отдельных социальных институтов, о жизни отдельных регионов страны.



 

Чем выше информированность масс, тем выше компетентность мнения, выражаемого различными слоями общества, объединяющегося с помощью каналов массовой информации в общий поток общественного мнения.

Формирование общественного мнения и его выражение посредством печати, радио и телевидения — две взаимосвязанных стороны в деятельности СМИ. Печать, радио, телевидение обеспечивать общественному мнению гласность, присоединяют к нему свой авторитет, доводят до сведения социальных институтов. СМИ предоставляют всенародную трибуну для обмена индивидуальными и коллективными мнениями, совместного поиска решений, контроля за их реализацией.

 

Сами печать, радио и телевидение также находятся под воздействием общественного мнения, выраженного в редакционной почте, читательских конференциях, данных опросов аудитории. Аудитория воздействует на СМИ и через руководящие органы страны.

Одна из проблем, связанная с аспектом деятельности СМИ — репрезентативность общественного мнения в материалах печати, радио и телевидения. Функционирование общественного мнения осуществляется посредством разных каналов, прежде всего СМИ при активной политике этих средств. Мнение, выраженное в письмах — лишь основа для функционирования общественного мнения. Само функционирование начинается тогда, когда эти мнения попадают в каналы массовой информации, когда тем самым авторы писем становятся участниками деятельности СМИ, производителями массовой информации.

 

За последние тридцать лет телевидение значительно усилило свое влияние на сознание людей, структуру повседневной жизни и поведения, на мировоззрения людей. Даже «расслабляющие» средства информации, такие как газеты и телевидение, оказывают огромное влияние на наше мироощущение. Это происходит не столько из-за специфического воздействия на наши позиции, сколько потому, что они становятся средствами доступа к знаниям, от которых зависит общественная жизнь.

 

Средства массовой информации «завладели» сознаниями людей. С одной стороны это радует, т.к. люди получают всю необходимую информацию из достоверных источников, но с другой — СМИ являются своеобразным регулятором общественного мнения и общественного создания. Сильные мира сего направляют поведение народных масс в нужное русло при помощи средств массовой информации. Особенно это проявляется в период предвыборных кампаний. Телевидение, в какой то степени способствует изменению природы выборов.

Таким образом, формирование общественного мнения в современном мире невозможно без использования воздействия СМИ на общественность. СМИ, во-первых, посредством информирования повышают уровень компетентности общественности, во-вторых, выражая различные точки зрения, создают момент спорности в обсуждаемом вопросе и, в-третьих, привлекают внимание к определенной проблеме, вызывая заинтересованность общественности в ее обсуждении и решении.

Известно, что в процессе развития социума происходит формирование норм закона и морали, закладка определенной культуры. В свою очередь, важнейшее составляющее любой культуры – это общественное сознание. Внешним выражением общественного сознания является общественное мнение – совокупность суждений и оценок, характеризующих отношение масс к наиболее значимым проблемам, событиям и фактам. Общественные взгляды в большой степени подвержены влиянию извне. К главнейшим факторам, способным повлиять на народные настроения, относятся государство, церковь и средства массовой информации.

Если два первых социальных института оказывали влияние на человечество с давних пор, то, что касается СМИ, в особенности электронных, то они вошли в нашу жизнь сравнительно недавно. Но даже за этот короткий срок они приобрели необычайное господство над человеческим сознанием. Не зря СМИ называют

«четвертой властью».

 

В понятие электронные СМИ входят радио, телевидение, глобальная сеть Интернет и периодические интернет-издания, рекламные щиты и панели. Электронные СМИ буквально окружили человека, заменив ему общение с живыми людьми. Естественно, что в данном случае огромное количество информации из телевизора или Интернета оказывает значительное воздействие на умы граждан.

 

1)в XXI веке именно сми дают возможность человеку узнать об обстановке в мире, получить самые свежие новости из любой части света. Естественно, что сам индивид не способен самостоятельно проверить данные факты на достоверность. Поэтому каждый из нас полагается на правдивость информации, любезно предоставленной журналистами. Выходит, что люди доверяют суждениям и оценкам происходящего сми. Тем самым, недобросовестные журналисты и некоторые заинтересованные личности имеют превосходную возможность манипулирования общественным сознанием и, в результате, движением народных масс.

 

1) СМИ нередко являются посредником, который формирует у граждан

определенное политическое сознание. При помощи грамотного PR политические партии и их лидеры способны в значительной мере повлиять на ход и результат народного голосования. Кроме того, СМИ имеют грандиозные возможности для сплочения людей ради определенного действия. Это своего рода та же пропаганда, только направленная чаще всего на интересы самого социума, а не властей. К примеру, нередко при помощи телевидения, радио и Интернета, мы узнаем об акциях в поддержку больных детей. Это является одной из положительных функций сми.

 

3) от трактовки новости корреспондентом зависит отношение общества к данному явлению.

 

4) СМИ навязывают определенные поведенческие стереотипы, существенно влияющие на восприятие действительности как среднестатистических граждан, так и элиты общества. Они становятся некими ориентирами, указывающими «как делать надо» и «как не надо».

 



Рекомендуемые страницы:

16.2. Функции общественного мнения

Функции
общественного мнения различаются в
зависимо­сти от характера взаимодействия
мнения тех или иных соци­альных
институтов и отдельных лиц, в первую
очередь от ха­рактера воздействия
первых на вторых, от содержания
выска­зываемого мнения, от его формы1.
Для общественного мнения характерны
следующие функции: экспрессивная (в
более узком смысле контрольная),
консультативная, директивная.

1.
Экспрессивная
функция —
самая
широкая по своему зна­чению. Общественное
мнение всегда занимает определенную
позицию по отношению к любым фактам и
событиям в жизни общества, действиям
различных институтов, лидеров государст­ва.
Эта особенность придает данному феномену
характер силы, стоящей над институтами
власти, оценивающей и контроли­рующей
деятельность институтов и лидеров
партий, государства.

Таким образом,
объективным содержанием общественного
мнения государственные институты, их
лидеры ставятся в по­ложение
контролируемых. Обладая только одной
моральной властью, общественное мнение
бывает весьма эффективным своим
результатам. Этот эффект будет, безусловно,
выше, если он подкрепляется разнообразными
формами контроля со сто­роны широких
масс населения.

2.
Консультативная
функция

общественное мнение дает советы
относительно способов разрешения тех
или иных соци­альных, экономических,
политических, идеологических,
межго­сударственных проблем. Это
мнение будет справедливым, если, конечно,
институты власти заинтересованы в таких
советах. Прислушиваясь к этим советам,
политические лидеры, группы, кланы
вынуждены корректировать решения,
методы управле­ния.

3.
Директивная
функция
общественного
мнения проявляется

в том, что
общественность выносит решения по тем
или иным проблемам социальной жизни,
имеющие императивный харак­тер,
например, волеизъявление народа во
время выборов, ре­ферендумов. Народ
в данных случаях не только дает мандат
до­верия тому или иному лидеру, но и
высказывает свое мнение. Императивные
высказывания занимают в политике весьма
зна­чительное место.

В зависимости от
содержания суждений, сформированных
общественностью, мнение может быть
оценочным, аналитиче­ским, конструктивным
и регулятивным.

Оценочное
мнение
выражает отношение к тем или иным
проблемам или фактам. В нем больше
эмоций, чем аналитиче­ских выводов,
умозаключений.

Аналитическое
и
конструктивное
общественное
мнение тес­но связаны между собой:
принятие какого-либо решения тре­бует
глубокого и всестороннего анализа, для
чего необходимы элементы теоретического
мышления, а порой и напряженной работы
мысли. Но по своему содержанию аналитическое
и конструктивное мнения не совпадают.

Смысл
регулятивного
общественного
мнения состоит в том, что оно вырабатывает
и внедряет определенные нормы общест­венных
отношений и оперирует целым сводом не
писанных за­коном норм, принципов,
традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно
оно реализует тот кодекс правил, который
закреплен в нравственном сознании
людей, групп, коллективов. Общест­венное
мнение может также выступать в форме
позитивных
или

негативных
суждений,

Изучение общественного
мнения социологическими мето­дами
позволяет уловить (при объективном
анализе) малейшие его оттенки, тенденции
его изменения, уточнить количествен­ное
соотношение между различными его
оценками, узнать ре­альную расстановку
политических сил. Применять методы
со­циологического анализа можно и
при изучении поступающих в различные
государственные и общественные
организации пи­сем от населения.

Анализ
общественного мнения

имеет не венного мнения только большое
практическое, но и теоре­тическое
значение, способствует развитию наук
об обществе. Социология, юридические и
политические науки, экономические и
этические теории не могут обойтись без
такого анализа, пытаясь найти ответы
на вопросы типа; «Чего хочет читатель,
радиослушатель и т.д.?», «Что по тому или
иному поводу думает народ?» и т.п. Верный
ответ на по­добные вопросы помогает
увязывать научную работу с жизнью,
теорию с практикой, гарантирует от
ошибок в обобщениях, оценках. Серьезные
выводы возможны на основе точной,
раз­носторонней, объективной и
многократно проверенной ин­формации
об общественном мнении.

На протяжении
последних лет в России изучались
пробле­мы формирования нравственного
и политического сознания, проявления
его в виде общественного мнения. Был
проведен ряд исследований в Тульской,
Калужской областях, в Москве, в одном
из малых городов Красноярского края. В
общей сложно­сти было опрошено свыше
2000 респондентов. Из них более 40% составляли
рабочие малых городов и поселков
городского типа, а также крупных городов
(Тула, Калуга) и мегаполиса (Москва).
Около 40% опрошенных — служащие и
инженерно-технические работники, почти
10% — пенсионеры, остальные — учащиеся,
студенты, домохозяйки, 55% опрошенных —
мужчины.

Как
показал опрос, на изменение динамики
общественного мнения и социальных
ожиданий большое влияние оказывают
несколько взаимосвязанных факторов. К
ним относится нарас­тающее разочарование
в реформах, особенно в экономической и
социальной сферах. Отсюда — усиление
пессимизма и неуве­ренности в завтрашнем
дне. В начале 1991 г. тревогу за свое будущее
испытывали почти 40% опрошенных. В конце
1994 г. эти опасения разделяли уже почти
60%, а в конце 1996 г. — 80% респондентов.
Сегодня число надеющихся на улучшение
жизни в условиях перехода к рыночной
экономике не состав­ляет и 20% опрошенных.
Лишь немногим более 20% респон­дентов
считают, что экономическая ситуация
начнет улучшать­ся через год, 10%
высказывают мнение, что улучшение
про­изойдет через три—пять лет, а
наибольшая часть опрошенных (65%) уверена,
что для радикального улучшения
экономической ситуации
потребуется не менее десяти лет. Более
трети опро­шенных считают, что положение
в стране чревато социальными взрывами.

Мировое общественное
мнение.

Необходимо
обозначить еще одну сторону венное
мнение рассматриваемого феномена.
По проблемам, волнующим все
население земногошара,
может формироваться мировое
общественное мнение,
яв­ляющееся
мощным фактором общественно-политической
жиз­ни современного человечества.
Например, существует четко сформированное
общественное мнение в отношении таких
глобальных общечеловеческих проблем,
как предотвращение экологической
катастрофы, термоядерной, химической
или биологической войны и т.д.

Сегодня
надо говорить о формировании сознания
широких масс, формой проявления которого
и служит мировое общест­венное мнение,
имеющее новую качественную определенность
демократический
характер.
Платформой этого движения, к которому
примыкают люди разных социальных слоев,
вероис­поведания, цвета кожи, должно
быть сохранение колыбели че­ловечества
— Земли. Число сторонников сохранения
жизни на Земле велико. По данным Института
Гэллапа, каждые восемь из десяти
опрошенных — горючие сторонники этой
идеи.

Становление
мирового общественного мнения —
необходи­мое условие коренных
социальных преобразований, изменения
отношений между высокоразвитыми и
развивающимися стра­нами. Это мнение
носит по сути социально-политический
ха­рактер, так как именно такой характер
имеют чаще всего сами мировые проблемы,
являющиеся предметом мирового
общест­венного мнения.

Итак,
общественное
мнение —
это
состояние массового со­знания,
заключающее в себе скрытое или явное
отношение различных социальных общностей
к проблемам, событиям, фактам
действительности. Оно выступает в
экспрессивной, контрольной, консультативной
и директивной функциях. В за­висимости
от содержания высказываний этот феномен
выра­жается в оценочных, аналитических
и конструктивных сужде­ниях. В
зависимости от знака высказываний — в
позитивных или негативных вариантах.
В поле зрения общественного мнения
попадают лишь те проблемы, события,
которые вызывают общественный интерес,
отличаются
актуальностью и дискуссионностыо. В
качестве субъекта общественного мнения
выступают классы, группы, слои населения.
По своей структуре этот феномен может
быть монистичным и плюралистичным.
Формирование обществен­ного мнения
может быть стихийным и сознательным.
Оно мо­жет содержать в себе правильные
и иллюзорные представления о
действительности. Набирает силу и
мировое общественное мнение, предметом
которого являются глобальные вопросы
со­хранения жизни на Земле.

Вопросы
для
повторения

1. Какое содержание
вкладывается в понятие «общественное
мнение»?

2. Как соотносятся
категории «общественное мнение»
и «общественное сознание»?

3. Каковы условия
формирования общественного мнения?

4.
Каковы границы манипуляции
общественным
мнением?

5. Перечислите
функции общественного мнения,

6. В каких случаях
формируется мировое общественное
мне­ние?

Функции ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ. РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Рассматривая функции общественного мнения, дадим базовое понятие данного феномена. Функция (от латин­ского Гипс^оп — исполнение, совершение) в социологи­ческом контексте может пониматься в трех значениях. Во-первых, это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как цело­го. Во-вторых, это зависимость между различными со­циальными процессами, выражаемая в функциональных взаимосвязях переменных. В третьих, это социальное действие, регулируемое определенными нормами и кон­тролируемое социальными институтами.

Функции общественного мнения различаются в за­висимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов, социальных групп или отдельных лиц, в первую очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания выска­зываемого мнения, от его формы.

Для общественного мнения характерны следующие функции:

1. Оценочная — это ведущая гносеологическая фун­кция общественного мнения. В ее компетенцию входит выражение заинтересованно ценностного отношения мас­сового социального субъекта к актуальной проблеме со­циальной действительности. Посредством реализации оце­ночной функции субъект выражает свое одобрение или неодобрение, доверие или неудовлетворенность и т. д. Воплощается функция через высказывание оценок, име­ющих в самом простом случае форму «да — нет».

2. Познавательная — ее смысл состоит в том, что общественное мнениеспособно выступать в качестве ис­точника, средства и способа социального познания. От­ражая реальность, оценивая и обдумывая ее, субъект способен и на обыденном уровне, с привлечением опре­деленных элементов теоретического знания, обобщать свои оценки, интегрировать их в категории. Сводя вое­дино повседневные оценки разнокачественных объектов, осмысливая их, общественное мнение способно находить новые решения как житейских, так и более широких вопросов.

3. Адаптирующая. В эту группу входят социальные роли, выполняемые общественным мнением под воздей­ствием индивидуальных и групповых субъектов, по фор­мированию их социальных качеств, привитию им норм и правил существования в обществе. Человек не рож­дается общественным существом. Он им становится в течение своей жизни, постепенно формируя соответству­ющее представление об обществе и общественных отно­шениях.

4. Культуронаследования — заключается в способно­сти общественного мнения выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению. Моральные ценности, фольклорные обра­зования, то, что называется «народной мудростью», и даже предрассудки, входящие в ткань народной культу­ры, хранятся в общественном сознании и в нужный мо­мент становятся основой для социальных оценок, пере­ходят в содержание общественного мнения.


5. Целеполагающая — общественное мнение уча­ствует в формировании содержательной стороны поли­тики и управления. Данная функция отражаетего рольв постановке целей развития общества. Целеполагающую функцию нельзя отождествлять с информацион­ной, поскольку формулирование целей управления и его информационное обеспечение — это два разных вида деятельности. Нельзя отождествлять ее с директивной или консультативной функциями, т. к. не тождествен­ны организационный и содержательный аспекты поли­тики.

6. Консультативная — общественное мнение дает со­веты относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологи­ческих, межгосударственных проблем. Это мнение бу­дет справедливым, если институты власти заинтересованы в таких советах. Анализируя эти советы, «руководящие лидеры», группы, кланы вынуждены ‘корректировать решения, методы управления.

7. Управленческая — состоит из регулятивной и но­менклатурной функций. Содержание этой функции зак­лючается в осуществлении регулирующих воздействий на социальные субъекты. Общественное мнение в своей регулятивной функции обеспечивает реализацию опре­деленных (выработанных самостоятельно либо привне­сенных извне) норм общественных отношений.

Таким образом, за каждой из названных функций стоит реальная практика функционирования обществен­ного мнения, его многопрофильные способности, отто­ченные временем.

Из года в год изучению общественного мнения в практике правоохранительных органов уделяетсявсебольшее внимание. В приказах, регламентирующих де­ятельность этих органов, подчеркивается важность и необходимость работы по систематическому изучению общественного мнения как населения, так и самих со­трудников о различных сторонах деятельности структур­ных подразделений.


Социологическая информация все в большем объеме ложится в основу практики управления правоохрани­тельными органами, информационно-аналитической, кадрово-воспитательной, в целом всей служебной дея­тельности. Анализ деятельности правоохранительных органов, как на уровне всей системы, так и на уровне их подразделений и отдельной личности сотрудника, дол­жен осуществляться сквозь призму целей, содержания и результатов этой деятельности.

В качестве средств изучения общественного мнения об органах внутренних дел можно назвать анализ ин­формации, содержащейся в письмах, заявлениях, пред­ложениях граждан, поступающих в различные подраз­деления и службы; анализ информации, полученной в ходе личного контакта сотрудников с гражданамивовремя приема, на встречах по месту жительства, в тру­довых коллективах; обобщение материалов средств мас­совой информации; получение информации от встреч с представителями политических движений, общественных организаций, с журналистами на брифингах, пресс-кон­ференциях, во время работы пресс-клубов и др. Значи­тельный объем информации может дать анализ выступлений представителей различных социальных слоев и общественно-политических движений на митингах, ма­нифестациях и др.

Указанные средства изучения общественного мнения применяются с учетом конкретных целей и задач, поло­женных в основу этой работы, и особенностей носителей этого мнения. Это требование относится к социологичес­ким исследованиям, так как в силу их особенностей они выступают важным, но не единственным источником социальной информации. Кроме того, социологическая информация существенно обогащается за счет данных, получаемых от других источников, иными средствами и методами (изучение общественного мнения путем ана­лиза информации, содержащейся в письмах, заявлени­ях граждан, предложениях, высказываниях при встре­чах в трудовых коллективахи по месту жительства, проводится значительно чаще, чем с помощью опросов населения). Также социологическая информация допол­няется, конкретизируется и корректируется другимиеевидами.

Главное требование, которое можно сформулировать относительно работы правоохранительных органов по изучению общественного мнения, заключается в систе­матическом получении информации при максимальном использовании всех средств и методов ее получения.

Для проведения работы по изучению общественного мнения в практике правоохранительных органов в ми­нистерствах, управлениях, на базе учебных заведений МВД, прокуратуры и др. правоохранительных органов создаются социологические лаборатории и группы, на которые возлагаются задачи изучения общественного мнения.

Во исполнение приказа МВД РФ № 337-97 г. в мар­те-апреле 1999 г. Санкт-Петербургским университетом МВД России было организовано и проведено изучение общественного мнения населения о деятельности орга­нов внутренних дел.

В опросе приняли участие 600 респондентов — жи­телей региона в возрасте от 16 лет (по 300 человек со­ответственно в Санкт-Петербурге и Ленинградской об­ласти). Из 300 опрошенных в Ленинградской областиявлялись жителями городов 198 человек, сельской мес­тности — 102 человека.

Изучение общественного мнения осуществлялось сре­ди граждан, относящихся к следующим социально-про­фессиональным группам: работники производственной и непроизводственной сфер, аппарата управления, сотруд­ники правоохранительных органов, военнослужащие, предприниматели, учащиеся вузов, неработающие пен­сионеры, безработные.

В 1999 г. жители города дают больше удовлетворитель­ных оценок деятельности ОВД, чем жители сельской мес­тности. В сравнении с аналогичными данными за 1998 г. процент удовлетворительных оценок деятельности ОВД населением по городу и области составил соответственно 43% и 46%. Таким образом, в 1999 г. по сравнению с 1998 г. по городу на 7% возросло количество удовлетворительных оценок, а по области — уменьшилось на 7%.

Заставляет серьезно задуматься тот факт, что число неудовлетворительных оценок деятельности ОВД как по городу, так и по области возросло на 5 и на 4% соответ­ственно и составило в1999 г. 33 и 32% . Получается, что более трети всех респондентов города и области оценива­ют деятельность ОВД, в основном, неудовлетворительно.

Необходимо подчеркнуть, что возрастание процента удовлетворительных оценок идет не за счет уменьшения количества неудовлетворительных оценок, а за счет со­кращения числа затруднившихся ответить.

Данные о том, на основе каких сведений у населения складывается мнение о деятельности ОВД, представле­ны в таблице 2.

Оказывается, в основном из личного опыта (34 и 39% по городу и области в 1999 гг.) и 44 и 33% по городу и области в 1998 г.).

Далее по значимости следуют ответы:

• на основе теле-, радиопередач — 32% и 24%;

• из бесед с друзьями и знакомыми — 25% и 26%, в и лишь на последнем месте — на основе публи­каций в прессе (9% по городу и 11% по области).

То есть личный опыт (очевидец, свидетель, потерпев­ший) является основой для формирования мнения насе­ления о деятельности ОВД.

Приведенные некоторые результаты изучения обще­ственного мнения свидетельствуют об актуальности ис­следуемой проблемы, т.к. результативность управления в правоохранительной системе определяется качеством функционирующей в ней не только прямой, но и обрат­ной информации, содержание которой составляют сис­тематически проводимые социологические исследования. в том числе и общественного мнения.

Обобщая сказанное, сделаем вывод, чтообществен­ное мнение — это состояние массового сознания, вклю­чающее в себя скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям, фактам, действительности. Оно выступает в экспрессивной, кон­трольной, консультативной и директивной функциях. В зависимости от содержания высказывания этот инсти­тут выражается в оценочных, аналитических и конструк­тивных суждениях, в зависимости от знака высказыва­ния — в позитивных или негативных суждениях. В поле зрения общественного мнения попадают лишь те пробле­мы и события, которые вызывают общественный инте­рес, отличаются актуальностью и дискуссионностью. В ка­честве субъекта общественного мнения выступают классы, группы, слои населения. По своей структуре этот фено­мен может быть монистичным и плюралистичным. Фор­мирование общественного мнения может быть стихий­ным и сознательным. Оно может содержать в себе верные и иллюзорные представления о действительности. В пос­ледние годы всё более набирает силу общественное мне­ние. Отсутствие учета общественного мнения, потеря об­щественной поддержки проводимого курса могут стать серьезным, а подчас и смертельным ударом не только по конкретным субъектам политического процесса, но и по самим основам социальной системы и государственности.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какое содержание вкладываетсяв понятие «общественное мнение»?

2. Как соотносятся категории «общественное мнение» и «об­щественное сознание»?

3. Каковы формы существования общественного мнения?

4. Перечислите этапы формирования общественного мнения.

5. Каковы свойства общественного мнения?

6. Раскройте функции общественного мнения.

7. Назовите основные средства и пути изучения общественно­го мнения деятельности правоохранительных органов.

ЛИТЕРАТУРА

Варчук В. В. Личность сотрудника органов внутренних дел и обще­ственное мнение. Уфа, 1994.

Вебер М. Избранные произведения: перевод с немецкого. М.,1990.Гаера Д. П. Общественное мнение как социологическая категория.

СПб., 1995.

Гегель Г. Ф. Философия права. М., 1990. Герасимов В. М. Исследования общественного мнения с позиций ак-

меологии и политической психологии. Универсум, 1994. Гормонов М. К. Общественное мнение. История и современность. М.,

1988. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М.,

1995. Луман Н. Понятие общества и проблемы теоретической социологии.

СПб., 1994.

Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного об­щества // Социологос. М., 1991. Массовое сознание и массовое действие. М.,1997.

Методологические и организационно-методические проблемы изуче­ния общественного мнения. Челябинск, 1990.

Ноэль-Норман Э. Общественное мнение: скрытые спирали молчания:

Пер. с нем. М., 1996.

Очерки по истории теоретической социологии 20-го столетия: от М. Ве-бера к Ю. Хабермасу, от Г. Зиммеля к постмодернизму / Давы­дов Ю. Н. и др. М., 1994.

Социология: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.,1998.

Структура общества и массовое сознание. М., 1997.

Учебный социологический словарь / Под ред. С. А. Кравченко. М., 1997.

Формирование общественного мнения крупногогорода. СПб., 1997.

Филиппов А. Ф., Луман Н. Наблюдения современности // Социс.1994. № 1.

Ядов В. А. Россия в мировом пространстве // Социс. 1996. № 6.

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ

Общественное мнение — состояние массового сознания, заключа­ющее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям и фактам действительности.

БАЗОВЫЕ ПОДХОДЫ К СУЩНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ:

Гносеологический аспект анализа — характеризует отражатель­ную природу общественного мнения, его место в структуре обществен­ного сознания.

Социологический аспект анализа — характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного мнения.

Онтологический аспект анализа характеризует способы бытия общественного мнения.

СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ:

• Рассматривается в структуре общественных отношений;

• Формируется активностью субъектов и обратно воздейству­ет на них.

• Связано с оценкой людьми того или иного социального явле­ния или процесса.

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ:

Зарождение

• Возникновение интереса к явлению, факту, процессу.

• Индивидуально-групповая оценка объекта, вызвавшего ин­терес.

• Стремление субъекта к источникам информации.

6.6. Общественное мнение и социальное управление

Общественное
мнение рассматривается как состояние
общественного сознания, как практическая
деятельность социальных субъектов, как
социальный институт. Общественное
мнение

— социально обусловленное и изменяющееся
состояние общественного сознания
больших социальных групп, выражаемого
публично по проблемам, важным для
общества в целом или его отдельных
структур. В рамках концепции социального
управления общественное мнение является
не просто состоянием общественного
сознания или определенным видом оценочной
деятельности, но и одним из наиболее
значимых механизмов взаимодействия
людей. Его невозможно не брать во внимание
в процессе социального управления,
поскольку этот механизм взаимодействия
людей серьезно влияет на поведение
социальных общностей.

Общественное
мнение включает в себя четыре элемента:

1)
знания;

2)
эмоции;

3)
оценки;

4)
поведение.

Социальное
управление учитывает уже сложившееся
по тому или иному вопросу общественное
мнение. Социальное управление также
влияет на процесс складывания общественного
мнения и его поведения.

В
общественном мнении выделяется несколько
стадий:

1)
зарождение;

2)
формирование;

3)
функционирование;

4)
спад;

5)
отмирание.

На
стадии зарождения общественного мнения
социальное управление натыкается на
широкий интерес определенной части
населения к тем или иным проблемам
складывания группового мнения. На стадии
формирования общественного мнения, в
ходе обмена мнениями и оценками возникают
большие группы единомышленников,
происходит сплочение одних групп и
размежевание их с другими, выявляются
противоположные позиции. На стадии
функционирования официально признается
какое-либо одно мнение, которое оказывается
доминирующим и способно стать либо
партнером, либо противником структур
управления, столкнувшихся с той или
иной проблемой. На стадии спада
общественного мнения интерес к проблеме
снижается за счет сужения социального
состава субъекта этого мнения, а проблема,
которая формировала общественное
мнение, теряет свою актуальность. На
стадии отмирания мнение теряет качество
массового мнения и превращается в
разрозненные суждения и оценки отдельных
людей и групп, и как следствие, к нему
исчезает интерес со стороны субъектов
социального управления.

Субъектами
общественного мнения

выступают социальные общности: массовые
и групповые, демографические и
социально-территориальные, этнические
и религиозные, профессиональные и
образовательные, формальные и неформальные,
официальные и неофициальные.

Объектом
общественного мнения

может быть все, что доступно субъекту
общественного мнения: события, факты,
явления. Отличительной чертой таких
объектов должно стать то, что они должны
иметь различные толкования и оценки.
Реальные факты и информация о них
превращаются в объект общественного
мнения только при условии заинтересованности
в этом его субъекта и актуальности самих
процессов. Таким образом, субъект и
объект общественного мнения неразрывно
связаны между собой.

Общественное
мнение выполняет ряд функций,
свидетельствующих о его близости к
социальному управлению. Одной из основных
функций общественного мнения является
регулятивная функция, которая связана
с регулированием общественных отношений
и реализацией определенных норм. Еще
одна функция общественного мнения —
контрольная. Она состоит в осуществлении
контроля за деятельностью государственных
и муниципальных органов власти и
управления по вопросам, затрагивающим
интересы субъектов общественного
мнения. Общественное мнение выполняет
консультативную функцию. Особенность
консультативной функции в том, что
общественное мнение может давать советы
и рекомендации другим социальным
институтам, в первую очередь органам
социального управления, по выбору
способов разрешения тех или иных проблем.
Следующая функция общественного мнения
— защитная — состоит в обеспечении защиты
тех или иных групп людей либо социальных
институтов в случае, если они подвергаются
критике и нападкам. Пятая функция
общественного мнения — директивная. Ее
смысл в том, что через референдум или
путем прямого давления управленческим
структурам предписываются способы
проведения политики по интересующим
общественное мнение вопросам.
Номенклатурная функция общественного
мнения означает возможность влиять на
формирование политической и управленческой
номенклатуры, на кадровую политику в
органах власти.

Для
субъектов социального управления
немаловажное значение имеет значение
каналов выражения и распространения
общественного мнения. Значимым каналом
выражения общественного мнения выступает
поведение населения во время выборов
на любом уровне. Еще один важный канал
трансляции общественного мнения —
массовые коммуникации. Существуют такие
каналы выражения общественного мнения,
как референдумы, собрания, сходы,
лоббистские структуры и группы давления.

Рассматривая
связь общественного мнения с социальным
управлением, нужно говорить о специфике
общественного мнения в зависимости от
уровней, на которых осуществляется
социальное управление. В центре внимания
общественного мнения находятся
государственные решения, а иногда и
просто высказывания руководителей
страны по поводу тех или иных направлений
социальной политики.

Органы
социального управления не могут
оставаться безразличными к многочисленным
сторонам формирования и функционирования
общественного мнения. Сегодня практически
на всех уровнях управления обществом
— федеральном, региональном, муниципальном
— создаются специальные службы по связям
с общественностью.

Роль государственного управления в современном государстве

Решающая роль государственного управления, по определению Джона Рора (ведущего исследователя Конституции США и ее связи с государственным управлением и государственными служащими), заключается в управлении обществом. Авторы также утверждали, что правительство может существовать без законодательного органа, даже без судебной власти, но никогда без администрации. Правительство станет таким же дисфункциональным, как хромая лошадь в гонке дерби. Государственное управление как часть правительства существовало со времен монархий, наиболее выдающийся политолог и экономист древней Индии Чанакья (373–283 гг. До н.э.) в своем трактате «Арташаштра»; посвящает существенные главы управлению государством или государственному управлению государством.

Государственное управление предоставляет населению множество услуг и во многих отношениях служит их интересам. Как объяснил Феликс А Негр, реальное ядро ​​администрации — это основная услуга, которая предоставляется населению. Именно администрация обеспечивает безопасность и защиту жизни и имущества членов общества, поддерживая надлежащий закон и порядок.

Экономический, культурный и даже духовный прогресс в этом отношении; общества зависит от государственного управления.Повседневное функционирование государственного аппарата, внешних сношений и, что самое важное, национальной обороны, — это другие важные функции, выполняемые государственной администрацией страны.

В современном состоянии роль и сфера государственного управления постоянно расширяются и включают . Мы далеко миновали режим laissez-fare, который отвечал только за поддержание закона и порядка. В современном государстве, которое ожидает от правительства гораздо большего, с тех пор роль государственного управления резко изменилась.

Нынешняя роль и функции, принятые государственным управлением, обязаны своим происхождением изменениям, свидетелем которых стала человеческая история за последние несколько столетий . Первым важным изменением была промышленная революция, которая привела к урбанизации крупных городов мира. Во-вторых, в политической философии произошел переход от минималистского государственного вмешательства (или laissez-fare) и индивидуализма к социальному благосостоянию. Две мировые войны в сочетании с изменяющимися международными сценариями с появлением новых стран, союзов и организаций, таких как образование Организации Объединенных Наций, вызвали необходимость реформировать цели управления в обществе; не только внутри страны, но и по отношению к миру.

Наконец, рост населения мира означает огромное давление на имеющиеся ресурсы. Поэтому обеспечение основных удобств, таких как еда и жилье, перешло к правительству.

Согласно Э. Н. Гладдену, есть три характеристики эффективного государственного управления:

  • Он должен соответствовать функциональным целям, для которых он был создан
  • Он должен быть в состоянии удовлетворить долгосрочные потребности, которые могут возникнуть из-за изменения административных методов или изменений в социальной среде, которые являются более важными и влиятельными.
  • Он должен соответствовать централизованному плану, но также учитывать особые и особые потребности отдельных подразделений отдела

Граждане страны все больше осознают свои права и обязанности правительства.Таким образом, роль и функции государственного управления также приобрели довольно динамичный характер и постоянно развиваются в ответ на меняющиеся потребности и запросы общества. Технологическое вмешательство, внедрение новых принципов управления, учет потребностей и чаяний конечного потребителя — вот некоторые из новых тенденций в области государственного управления.

Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена Management Study Guide Content Team .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.

Роль государственного управления в современных государствах

Понимание роли государственного управления

АдминистрацияОткрывается в новом окне

1,1 Основа государственного управления

Государственное управление служит основой правительства. Правительство может существовать без законодательной или независимой судебной власти. Но ни одно правительство не может существовать без администрации. Как отмечает Пол Х. ЭпплбиOpens in new window

1.2 Предоставляет различные услуги в общественных интересах

Государственное управление — это механизм, с помощью которого правительство предоставляет многочисленные услуги в общественных интересах.Правительство защищает жизнь и собственность людей, поддерживая закон и порядок в стране. Если государственная администрация не сможет эффективно выполнять эту функцию, в обществе возобладает закон джунглей. Национальная оборона — еще одна функция, выполняемая государственной администрацией. От эффективного выполнения этой функции зависит выживание человечества и национальная независимость, а также прогресс общественной жизни.

Помимо защитных функций, государственная администрация в современном государстве всеобщего благосостояния предоставляет вспомогательные услуги, которые включают транспорт, связь, энергоснабжение и т. Д.Государственные администраторы управляют государственными предприятиями и коммунальными предприятиями в интересах социально-экономической справедливости. Социальные услуги, предоставляемые людям, включают образование, здравоохранение и санитарию, социальное обеспечение, пособие по безработице, жилье, социальное обеспечение более слабых слоев населения и так далее.

Насколько нам нравятся эти услуги, во многом зависит от того, насколько хорошо они администрируются. Следовательно, в первые дни в более простых обществах хорошее управление было важным, но в современных сложных обществах необходимо хорошее управление.

1.3 Реализация законов и политики

Государственное управление — это механизм, посредством которого реализуются законы и политика правительства. Выполняя закон, он регулирует поведение людей и предоставляет обещанные выгоды предполагаемым бенефициарам.

Даже хорошие цели политики и законов правительства могут остаться лишь бумажными декларациями о намерениях, если административный механизм не функционирует эффективно и честно.Таким образом, администрация является важным инструментом претворения законов в жизнь.

1,4 Обеспечивает стабильность обществу

По мнению Пола ПигорсаOpens in new window

1,5 Приносит социально-экономические изменения

Государственное управление является доминирующим инструментом социальных изменений и экономического развития, особенно в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Развивающиеся страны — это в основном традиционные бедные аграрные общества. Они стремятся к модернизации общества и экономическому развитию, а также к реализации целей благосостояния. Эти цели поставили перед государственным управлением сложные задачи.

Достижение таких целей требует честных и компетентных государственных администраторов. Только эффективный и неподкупный административный аппарат мог осуществить желаемый переход от простых сельскохозяйственных обществ к современным индустриальным обществам в этих странах.В развитых странах Запада администраторы должны использовать передовые технологические приемы для решения очень сложных социальных проблем, перечисленных ниже:

  • Сохранение государственного устройства.
  • Поддержание стабильности и порядка.
  • Институционализация социально-экономических изменений.
  • Управление крупными коммерческими услугами.
  • Обеспечение роста и экономического развития.
  • Защита слабых слоев общества.
  • Формирование общественного мнения.
  • Влияние на общественную политику и политические тенденции.

2.1 Научно-технические разработки

Научные и технологические разработки привели к революционным изменениям в системе транспорта и связи. Изобретение телефона, телеграфа, железных и воздушных путей сделало возможным «большое правительство и крупномасштабную администрацию».

Приток механических устройств в офисную администрацию, таких как пишущая машинка, телетайп, калькуляторы, фотокопировальные машины, персональные компьютеры, факс и электронная почта, вызвал еще более революционные изменения в способах и методах управления. Они увеличили скорость и упростили управление большими и сложными современными организациями.

2,2 Промышленная революция

Промышленная революция, являющаяся следствием научно-технического прогресса, привела к росту крупных промышленных предприятий и промышленного производства, а также к перенаселенным промышленным городам.Заводская система также привела к таким бедствиям, как капитализм, безработица, эксплуатация труда, опасность для здоровья и т. Д.

В интересах социально-экономической справедливости правительства развитых стран были вынуждены взять на себя новые обязательства по устранению вышеуказанных зол. , В результате возросли задачи и важность государственного управления.

2.3 Экономическое планирование

Экономическое планирование — еще один фактор, который способствовал возрастанию значения государственного управления.Современные государства прибегают к планированию как к методу экономического развития.

Для разработки и реализации плана требуются умелые и опытные администраторы и сложный административный механизм. Новые обязанности, естественно, расширили сферу государственного управления и повысили ее значение.

2,4 Войны

Во время войны на государственное управление возлагается ответственность за мобилизацию необходимой рабочей силы и ресурсов для целей войны.

Определенные виды деятельности, приобретенные государственной администрацией во время войны, могут продолжаться даже после прекращения войны. Например, многочисленные меры контроля и квоты на распределение и потребление определенных товаров первой необходимости, введенные во время Второй мировой войны, все еще находятся в ведении государственных властей Индии.

2,5 Стихийные бедствия

Стихийные бедствия, такие как циклоныОткрывается в новом окне

2,6 Быстрый рост населения

Быстрый рост населения большинства народов; в частности, в развивающихся странах, способствовал растущему значению государственного управления.

Рост населения усложнил проблему обеспечения людей продуктами питания, жильем, образованием, санитарией и медицинскими услугами. Рост мегаполисов привел к скоплению людей, росту трущоб, нехватке жилья, недостаточному водоснабжению, неадекватному транспорту, росту преступности и т. Д.Таким образом, государственное управление — это механизм, с помощью которого правительство решает эти острые социальные и экономические проблемы.

2.7 Возникновение социального государства

Возникновение государства всеобщего благосостояния в наше время также увеличило деятельность и ответственность государственного управления. Государство всеобщего благосостояния — это государство социального обслуживания. Это положительное состояние. Его девиз — пропаганда хорошей жизни для людей. В интересах социально-экономической справедливости позитивное государство всеобщего благосостояния выступает в качестве защитника, поставщика социальных услуг, менеджера ключевых отраслей и банковских услуг, а также контролера и регулятора частных экономических предприятий.