Формы переживания эмоций. Высшие чувства человека — Студопедия
Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.
Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п.).
Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.
Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.
Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.
Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).
В эмоциональной сфере человека особое место занимают высшие чувства.
Они представляют собой отражение отношения к явлениям социальной действительности и их переживания. По содержанию высшие чувства подразделяют на моральные, эстетические, интеллектуальные и праксические.
Уровень духовного развития человека зависит от степени развития этих чувств. В высших чувствах ярко проявляются их интеллектуальные, эмоциональные и волевые компоненты.
Высшие чувства являются не только личными переживаниями, а и средством воспитательного влияния на других.
Моральные чувства — это чувства, в которых проявляется стойкое отношение человека к событиям, к другим людям, к самому себе. Их источник — совместная жизнь людей, их отношения, борьба за достижение значимых целей.
Моральные чувства человека образовались в результате общественно-исторической жизни людей, в процессе их общения, и стали важным способом оценки поступков и поведения, регуляции отношений человека.
Эстетические чувства — это чувства красоты явлений природы, гармонии красок, звуков, движений и форм. Гармоническое согласование в предметах целого и частей, ритмов, консонанс, симметрия вызывают чувство приятного, наслаждение, которое глубоко переживается и облагораживает душу. Эти чувства вызывают произведения искусства. Не только в мышлении, а и чувствами человек утверждает себя в предметном мире.
В зависимости от уровня общей культуры люди по-разному откликаются на красоту. Одни глубоко переживают гармонично выраженные ритмы и рифмы, взаимные переходы между цветами, звуками, формами и движениями, другие — не ощущают этой гармонии и увлекаются грубыми, резкими звуками, беспорядочными движениями, случайными, зачастую красивыми соединениями цветов.
Эстетические чувства тесно связаны с моральными чувствами. Они одухотворяют человека, вдохновляют его, удерживают от негативных поступков. Следовательно, эстетические чувства являются существенными факторами в формировании морального облика человека.
Высшие уровни развития эстетического чувства проявляются в чувствах высокого, возвышенного, трагического, комического. Эти разновидности эстетических чувств органически связаны с моральными чувствами и являются важным средством их формирования.
Праксические чувства — это переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек откликается на разные виды деятельности—труд, учебу, спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность — главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.
Праксические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.
Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.
Интеллектуальные чувства представляют собой эмоциональный отклик на отношение человека к познавательной деятельности в широком ее понимании. Эта чувства проявляются в любознательности, чувстве нового, удивлении, убежденности или сомнении. Интеллектуальные чувства ярко проявляются в познавательных интересах, любви к знаниям, в учебных и научных вкусах.
Познавательные чувства в зависимости от условий жизни, обучения и воспитания имеют разные уровни развития. Такими его уровнями являются заинтересованность, любознательность, целенаправленность, стойкий интерес к определенной отрасли знаний, увлечение познавательной деятельностью. Механизм познавательных чувств — врожденный ориентиров очный рефлекс, но его содержание полностью зависит от обучения, воспитания, окружающей действительности, условий жизни.
22. Соотношение базовых понятий: индивид…
В психологической науке существует несколько понятий для обозначения человека: индивид, личность, субъект, индивидуальность.
1. Человек как индивид. В понятии человека как индивида обычно выражаются два основных признака:
1) человек как своеобразный представитель других живых существ, отличающийся от животных и являющийся продуктом фило-и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой общности, использующий орудия, знаки и через них овладевающий собственным поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное. Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность. В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека со всеми присущими ему особенностями.
2. Человек как личность. Это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный определенными индивидуально-психологическими особенностями.
В личности выделяется ее общественная сущность. Вне общества, вне социальной и профессиональной группы человек не может стать личностью, у него не сформируется человеческий облик: т. е. создает человека природа, а формирует его общество.
Сущностная характеристика личности и ее основные особенности определяются:
а) содержанием мировоззрения человека, т. е. сложившейся у него системой убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которые стали его внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отношений, позиций;
б) степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, отражающих противоположные интересы разных слоев общества. Целостность мировоззрения нарушается, если личность руководствуется или находится под влиянием противоречивых интересов, носителем которых она вдруг оказывается в силу различного рода социальных обстоятельств;
в) степенью осознанности человеком своего места в обществе. Очень часто бывает, что человек слишком долго не может в силу разного рода обстоятельств найти своего места в обществе, что не позволяет его мировоззрению окончательно оформиться и эффективно проявляться;
г) содержанием и характером потребностей и интересов, устойчивостью и легкостью их переключаемости, их узостью и многогранностью. Будучи достаточно изменчивыми, потребности и интересы личности при своей слабой оформленности или узости очень сильно ограничивают мировоззрение человека;
д) спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств. Личность настолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, что соотношения ее разнообразных качеств могут сказываться и на проявлениях мировоззрения, и на поведении.
3. Человек как субъект. Человек всегда является субъектом (участником, исполнителем) исторического и общественного процесса в целом, субъектом конкретной деятельности, в частности, источником познания и преобразования объективной действительности. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир и самого себя.
4. Человек как индивидуальность. Индивидуальность — не есть что-то над- или сверхличностное. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Обычно словом «индивидуальность» определяют какую-либо главенствующую особенность личности, делающую ее не похожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, Других — малозаметно.
Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере и сразу во всех сферах психической деятельности. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее и тем самым полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении каждой конкретной личности.
60. ФОРМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЧУВСТВ. Шпаргалка по общей психологии
Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.
Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т. п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т. е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т. п.).
Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в первую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т. п.
Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.
Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т. п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.
Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т. п.).
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности, и он перестает себя контролировать. В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяется внимание. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Формы переживания эмоций. Высшие чувства человека.
Многообразие форм проявления эмоций и чувств потребовало объединения их в класс. Эмоции могут различаться по модальности, интенсивности, генетическому происхождению, на основе эмпирического описания и т.д. наиболее распространенной классификацией эмоций является их различение на собственно эмоции, аффекты, настроение, страсть и стресс. Собственно эмоции носят длительный характер и выражают оценочное отношение человека к наличной или возможной ситуации, к своей деятельности, к своим поступкам.
Аффекты – это сильные кратковременные эмоциональные переживания, возникающие в условиях резкого изменения важнейших для человека обстоятельств. Аффект развивается в экстремальных условиях, когда человек не способен найти адекватный способ поведения в опасной сложной ситуации.
Настроение – устойчивое слабовыраженное состояние человека, носящее личностный характер выражения. Размытое общее состояние, определяющееся в зависимости от того, как складываются взаимоотношения человека, как он относится к событиям в собственной жизни.
Страсть – сильное, глубокое. Абсолютно доминирующее эмоциональное переживание, выражающееся в сосредоточенности и собранности сил, их направленности на достижение цели.
Стресс представляет собой особую форму эмоциональных переживаний, требующих от человека мобилизации всех сил. Он возникает в ситуациях угрозы, опасности, приводит к изменениям протекания психических процессов, к эмоциональным сдвигам, к трансформации мотивационной структуры.
Высшие чувства человека.
Моральные чувства. Это чувства, в которых оказывается устойчивое отношение человека к общественным событиям, к другим людям и к себе самому. Они неразрывно связаны с нормами поведения, приемлемыми в определенном обществе, с оценкой соответствия этим нормам действий, поступков, намерений человека. Источником таких чувств является совместная жизнь людей, их взаимоотношения, их совместная борьба за достижение общественной цели.
Высокими моральными чувствами людей является, прежде всего, чувство любви к своей стране, чувство патриотизма. Чувство патриотизма многогранно. Оно неразрывно связано с чувством национального достоинства и гордости, национального самосознания. Национальное самосознание — осознание человеком своей принадлежности к определенной нации.
Оно включает в себя и формируется на основании:
1.Знание родного языка, истории своей страны и национальной культуры;
2.Осознание места своей страны, ее культуры, истории среди других народов;
3.Ментальности.
Ментальностьохватывает особенности национального мировосприятия, мировоззрения, психологии, национального характера.
Положительными чертами ментальности являются: чувствительность, лиризм, что проявляется как в народном творчестве, так и в обрядности; миролюбие, кротость, мягкость характера, доброжелательность, любовь к земле, к красоте.
Чувство любви к Родине связано с любовью к людям, с чувством гуманности. Чувство гуманности обусловлено нравственными нормами и ценностями, системой установок личности на социальные объекты (человека, группу, живых существ), представленные в сознании переживаниями, со переживаниями и реализуются в общении, деятельности, помощи. Чувствами гуманизма руководствуется личность при признании прав, свободы, чести и достоинства другого человека.
Чувство чести. Это высокие нравственные чувства, которые характеризуются отношением человека к самому себе и отношением к нему других людей. Честь — это признание обществом достижений личности.
Понятие чести охватывает желание человека поддержать свою репутацию, престиж, добрую славу в том социальном окружении, к которому он принадлежит. С честью связано представление о достоинстве.
Чувство достоинства проявляется в общественном признании прав человека на уважение со стороны окружающих, на независимость, в осознании им этой независимости, моральной ценности своих поступков и качеств, неприятие всего того, что унижает его как личность.
Оценка человеком собственных поступков, добрых и недобрых, своей деятельности, своего отношения к другим называется его совестью. Эта оценка является не только умственной, но и эмоциональной. Она переживается, осознается человеком и считается внутренним регулятором его поведения, проявлением морального сознания. Сила и действенность влияния совести на личность зависит от прочности моральных убеждений человека.
Интеллектуальные чувства. Эти чувства появляются в процессе переживаний, которые связаны с умственной, познавательной деятельностью человека. Таковы чувства любви к знаниям, чувства нового, удивления, сомнения, уверенности, неуверенности. Названные чувства связаны с моральными чувствами человека, но вместе с тем они специфичны, источниками их является обучение, конструктивная, творческая производственная деятельность.
Эстетические чувства. К эстетическим чувствам относятся чувство красоты, прекрасного, которые порождаются явлениями природы, результатами труда людей, художественной и творческой деятельности. Эстетические чувства отражают прекрасное в самой объективной действительности. В них проявляется отношение личности к предметам и явлениям, вызванное активным желанием овладеть конкретными эстетическими объектами или же тем или иным видом творческой деятельности.
Эстетические чувства формируются и реализуются в любой деятельности человека, поскольку каждая деятельность включает в себя элементы прекрасного. Эстетические чувства являются важным фактором формирования нравственного лица человека.
Одним из сложных чувств, которое сочетает в себе эстетические, моральные, интеллектуальные стороны, есть чувство смешного, комического. Чувство комического возникает как переживание личностью несоответствия между формой и содержанием в действиях и поступках людей. Раскрытие личностью этого несоответствия и переживания, отношение ее к ней — это основные моменты, характеризующие чувство комического.
Чувство комического может проявляться в различных формах. Так, объединенное с чувством симпатии, доброжелательным отношением, сочувствием к тем, с кого мы смеемся, оно превращается в чувство юмора. Пропитанное ненавистью к другим людям, гневом, это чувство становится сатирическое. Смех является мощным средством борьбы с тем негативным, что случается в жизни людей.
Моральные, интеллектуальные, эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и называются высшими чувствами в связи с тем, что они объединяют все богатство эмоциональных отношений человека в социальном окружении.
В определении чувств «высшими» отмечается обобщенность стабильность их. Вместе с тем следует подчеркнуть условности понятия «высокие чувства», поскольку к ним относят не только позитивные, моральные, но и негативные чувства (скупость, эгоизм, зависть и т.п.). За неимением точного классификационного критерия моральные, интеллектуальные и эстетические чувства довольно трудно различать в психологическом плане. Чувство юмора, будучи эстетическим, одновременно может быть и интеллектуальным (если оно связано с умением подмечать противоречия в окружающей среде), и моральным чувством.
Основные качества и формы переживания чувств — Эмоции и чувства — Эмоционально-волевая сфера личности
4. Эмоционально-волевая сфера личности
4.1. Эмоции и чувства
4.1.4 Основные качества и формы переживания чувств
Объективный мир специфически отражается в эмоциональной сфере человека через чувства.
Чувства — специфическая форма отражения действительности, в которой проявляется стойкое субъективно-эмоциональное отношение человека с присущими ему потребностями к предметам и явлениям, которые он познает и изменяет.
Объектами переживаний человека есть предметы и явления действительности, на которые направлена ее теоретическая и практическая деятельность. То, как она относится к объекту своего чувства и как выражает это отношение составляет качественное содержание чувств. Человек может радоваться, удивляться, любить, ненавидеть, жалеть и т.д.
Основные качества чувств.
Поскольку чувства являются показателем того, что удовлетворяет ли могло бы удовлетворить определенную потребность или, наоборот, что мешает ее удовлетворению, то выделяют две основные качества эмоционального отношения личности к фактам ее жизни — положительную и отрицательную. Кроме них, бывают еще двойственные (амбивалентные), а также неопределенно-орієнтувальні чувства.
В двойственном (амбівалентному) чувстве удовольствия и неудовольствия сливаются, переходят друг в друга и образуют новое качественное свойство чувства. Например, ревность своеобразно сочетают любовь и ненависть. В конфликтных ситуациях нередко переплетаются полярные эмоции.
Неопределенно-оріентувальні чувства субъекта возникают во время его встречи с новым объектом. При этом человек испытывает волнение, удивление или заинтересованность им. Это эмоциональный аспект первичной ориентации в новых впечатлениях. Неопределенно-орієнтувальне чувство является неустойчивым и непродолжительным. Оно быстро переходит в положительное или отрицательное отношение к объекту.
Переживания человека не остаются одинаковыми, а постепенно меняются. Поэтому часто ведут речь о динамике чувств. Она бывает разной в зависимости от обстоятельств. В одних случаях переживание нарастает, достигает кульминации и затем угасает, трансформируясь в определенное настроение или самочувствие человека. Однако иногда вместе с нагнетанием переживания может происходить и его угасание. Такие ситуации часто случаются в школе, когда многократное применение учителем того самого приема не только не стимулирует эмоциональные переживания у детей, а вызывает их затухания вследствие эмоциональной адаптации.
Формы переживания чувств.
Богатство эмоциональной сферы личности выражается в различных формах: чувственный тон, эмоции, аффект, стресс, страсть, настроение, фрустрация, чувства.
Чувственный тон. Это — определенный эмоциональный оттенок психического процесса, который осознается как свойство предмета, воспринимается субъективно. Например, неприятные переживания сопровождают болевые ощущения, сочетание дисонуючих звуков, определенные запахи. О наличии чувственного тона свидетельствуют и словосочетание «приятный запах», «веселая прогулка» и т.д. В некоторых случаях он является врожденным.
Нередко чувственный тон является свидетельством того, насколько удовлетворяет определенный объект потребности человека или насколько успешна ее деятельность. У некоторых людей он предстает как идиосинкразия — болезненная отвращение к определенным раздражителям, которые равнодушны или даже приятны другим людям. Поэтому изучение чувственного тона зрительных, слуховых, обонятельных и других ощущений имеет практическое значение. Так, на производительность труда влияют окраска интерьера, функциональная музыка и др.
Эмоция. Эмоция (от лат. emoveo — волную, возбуждаю). Являясь важным фактором эмоциональной сферы человека, эмоции является процессом непосредственного переживания чувства. Субъективно они проявляются как позитивное состояние восторга, наслаждения или как негативное состояние неудовлетворения. Каждая эмоция имеет собственную картину субъективного переживания и характеризуется только ей присущим набором выразительных движений. Она может быть обусловлена реальными или воображаемыми ситуациями.
Эмоции человека очень разнообразны. Чаще всего их классифицируют по степени воздействия, в соответствии с которым выделяют стенические и астенические эмоции.
Стенические эмоции побуждают к действиям, поступкам, стимулируют деятельность организма. Такой, например, является эмоция радости. При возникновении стенических эмоций у человека происходит тонизация мышечной системы, и она рвется к активным действиям.
Астенические эмоции расслабляют человека, делают ее пассивной, замкнутой. Переживая их, человек нередко теряет веру в собственные силы и может активную деятельность заменять на бесплодную фантазию.
Аффект. Это сильный эмоциональный процесс, который возникает у человека быстро, продолжается бурно и характеризуется значительными изменениями сознания, нарушением волевого контроля за действиями. Физиологической особенностью аффекта является сильное возбуждение подкорковых центров и освобождение их от сдерживающей и регулировочной действия коры. Аффект является кратковременной, но очень сильной эмоциональной реакцией, при которой происходят значительные телесные изменения, розладнуються мелкие движения, меняются привычные установки личности.
К аффективным переживаниям подвержены люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Чаще всего аффекты проявляют индивиды невоспитанные, истеричные, не привыкших контролировать свои чувства.
Иногда аффекты имеют положительный характер. их причинами являются радостные события в личной жизни или жизни страны, например важная победа любимой футбольной команды. Такие аффективные переживания является нормальным явлением, а их выражение — необходимым и полезным для психического и физического развития человека. Волевое самовоспитание является эффективным средством научиться управлять собственными аффективными состояниями.
Стресс. Это эмоциональное состояние человека, которое возникает при напряжении, в основном в экстремальных ситуациях. Как показано в работах В. Кэннона и канадского биолога и врача Ганса Селье (1907-1982), стресс является своеобразной защитной реакцией организма, мобилизует свои внутренние ресурсы в ответ на действие сильных внешних воздействий.
Развитие стресса имеет три стадии. На первой происходит внутренняя мобилизация сил организма для противодействия неблагоприятному воздействию. На второй — уравновешивание сил влияния и сил сопротивления, когда организм как бы адаптируется к угрожающих условий. Если неблагоприятное воздействие продолжается, то может наступить третья стадия — истощение, что приводит к необратимым физиологическим изменениям.
За слабого стресса физиологические изменения в организме внешне проявляются слабо. Однако в таких условиях трудно происходит распределение и переключение внимания, целенаправленная деятельность, могут возникать ошибки при восприятии. Поведение человека в стрессовых ситуациях ощутимо зависит от личностных качеств: умения быстро оценивать обстановку, волевой собранности, решительности, опыта поведения в подобных случаях.
Страсть. Реализуется она как устойчивое, глубокое и сильное переживание, что на определенное время определяет направленность мыслей и действий человека. В основном человек сосредотачивается на определенном объекте, на некоторое время приобретает для него большую значимость. Это может быть любовь, страсть к определенному виду деятельности (коллекционирование, науки, живописи, музыки, спорта и т.д.). Страсть всегда зависит от объекта, на который она направлена, и наличия препятствий относительно ее удовлетворения. Неудовлетворенная страсть вызывает сильные эмоции и даже бурные вспышки негодования, гнева и обиды.
Настроение. Психология трактует этот феномен как общее эмоциональное состояние человека, что характеризует ее жизненный тонус в течение определенного времени. Порожден он эмоциями, что преобладали в недалеком прошлом или существуют в определенное время. Он бывает бодрым, радостным, грустным, подавленным, спокойным, возбужденным.
Настроение всегда обусловлен определенными причинами — плохой погодой, определенным событием, состоянием здоровья и т.д. Однако не все причины осознаются. Настроения разных людей, обусловленные одной причиной, могут быть разными, даже противоположными. Например, сообщение о победе спортивной команды в ответственных соревнованиях в одних порождает радостное настроение, а в других — угнетение.
Бывают настроения временными и устойчивыми. Основными причинами устойчивого настроения является удовлетворенность или неудовлетворенность человека своей жизнью, в частности тем, как формируются отношения на работе, в семье. Стойкий, плохое или подавленное настроение является свидетельством определенного неблагополучия в жизни. Ясность поставленных целей и уверенность в реальности их достижения помогает людям преодолевать временные плохие настроения, обусловленные определенными жизненными неудачами.
Значительно зависят настроения и от состояния здоровья человека, состояния его нервной системы, работы желез внутренней секреции, регулирующих обмен веществ. Устойчивость и полярность настроений предопределяется и тем, как человек осознает определенные события собственной и общественной жизни.
Фрустрация. Фрустрация (лат. frustratio — тщетное ожидание, неудача, обман). Свидетельством ее является негативное эмоциональное состояние, что сопровождается осознанием невозможности достичь поставленной цели. Возникает фрустрация, когда на пути к поставленной цели человек встречает реально непреодолимые препятствия или воспринимает их такими. Тогда могут появляться различные изменения в поведении и самосознании личности. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности ее причины, функционального состояния человека, а также ее опыта эмоционального реагирования на жизненные трудности. Как правило, фрустрация сопровождается широкой гаммой отрицательных эмоций: страха, остервенением, гневом, раздражением, печалью, чувством вины и т.д. Иногда рассматривают фрустрацию как одну из форм психологического стресса.
Чувства. Отражают они эмоциональное отношение индивида к объекту, субъективное переживание событий. Возникнув как результат обобщения эмоционального опыта, они определяют динамику и содержание ситуативных эмоций, настроений и аффектов. В зависимости от направленности чувства делятся на моральные, интеллектуальные и эстетические. Иногда их еще называют высшими чувствами.
Моральные чувства отражают переживание человеком своего отношения к обществу, другим людям и самой себе. Они основываются на нормах, которые приняты в обществе, и связанные с оценкой соответствия им повседневных действий и поступков человека. К моральным относятся чувства патриотизма, гордости, гуманизма, эмпатии, любви и др. Моральные чувства и их ценность в обществе всегда обусловлены духовными и материальными условиями жизни. По уровню их развития судят об общем развитии личности.
Интеллектуальные чувства — переживания человека, которые возникают и проявляются в ее умственной деятельности, направленной на теоретическое познание действительности. К ним относят чувство заинтересованности, любознательности, удивления, уверенности в правильности поступков и действий, сомнения при неудаче, чувство нового. Порожденные познавательной потребностью человека, они сигнализируют об уровне ее удовлетворения.
Эстетические чувства — переживания, которые возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного. Чаще всего появляются при восприятии природных ландшафтов, произведений искусства и поступков людей и имеют широкий диапазон проявления — от легкого волнения до глубокого восхищения от увиденного. Они субъективно переживаются человеком в своеобразных состояниях художественного наслаждения. В эстетических чувств также относят чувство юмора и иронии, в которых выражается отношение человека к познанному и оцененного ею объекта.
Чувство юмора испытывают к явлений или лиц, которые оцениваются положительно и вызывают симпатию, но вместе с тем имеют недостатки, которые вызывают добродушный смех. Чувство иронии — это выражение гострокритичного отношение к событиям и людям. В иронии реальное оценивается с позиции идеального.
4.1.5 Основные эмоциональные состояния
Разнообразные переживания чувств наружно проявляются в специфическом выражении лица (эмоциональной маске), позе, интонации голоса и свидетельствуют об определенном эмоциональном состоянии человека. Таких эмоциональных состояний много, и каждому из них присущ свой набор психологических характеристик и особенностей внешнего проявления.
До основных эмоциональных состояний (по американским психологом Кэрролом Ізардом (род. 1923) — «фундаментальных эмоций») относят интерес, радость, удивление, страдание, гнев, страх, стыд и др.
Интерес (как эмоция).
Это положительное эмоциональное состояние, которое является одним из ведущих мотивов обучения и способствует усвоению знаний, навыков и умений. Субъективно он обнаруживается в положительном эмоциональном тоне, что сопровождает познавательный процесс, в желании глубже ознакомиться с объектом и понять его. Возникновение интереса вызывает новизна информации, которую получает человек, успешное выполнение деятельности и изменениях в окружающей среде. Интерес характеризуется относительно высоким уровнем удовлетворенности и уверенности в себе и снижением уровня напряженности при выполнении деятельности.
Радость. Оказывается она как положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до определенного момента была невелика или неопределенная. Радость повышает жизненный тонус человека, вызывает ощущение бодрости, уверенности в себе и личной значимости, способность к преодолению жизненных препятствий. Сопровождается она кратковременным ощущением полного удовлетворения.
В зависимости от причин, которые вызывают радость, формы ее проявления могут быть разнообразными: от улыбки на лице до безудержного буйства, например у футбольных фанатов, обусловленного победой любимой команды в ответственных соревнованиях. Радость относится к стенических переживаний. Разное стимулирования отдельных групп мышц лица (в частности, мышц губ и бровей) создает специфическую эмоциональную маску радости.
Удивление.
Это кратковременная эмоциональная реакция на внезапные события, которая не имеет четко выраженного положительного или отрицательного окраса. В момент возникновения оно тормозит все предыдущие эмоции и направляет внимание на событие, которое его вызвало. Эмоциональную маску удивления образуют широко открытые глаза, приподнятые брови, чуть приоткрытый рот, который приобретает овальную форму.
Страдания.
Принадлежит к негативных эмоциональных состояний, порождается информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого времени считалось возможным. Возникает как результат длительного воздействия негативной стимуляции. Его причинами могут быть разочарования, боль, потеря, голод, холод. Проявляется в форме эмоционального стресса, астенической эмоции. Человек при этом имеет грустный истомленный вид, тихий жалобный голос. Эмоциональную маску страдания создают опущенные вниз концы бровей и рта.
Гнев.
Тоже является негативным эмоциональным состоянием, обусловленным появлением серьезного препятствия на пути удовлетворения важной потребности, реализуется в форме аффекта. Он имеет стенічний характер, то есть вызывает кратковременное подъем жизненных сил. Гнев всегда направлен на причины, которые создают препятствие при достижении цели. Его переживания характеризуется высоким уровнем напряжения и импульсивности. Гнев, мобилизуя энергию для самозащиты, создает у человека ощущение активности и силы.
Страх.
Это отрицательное эмоциональное состояние, возникающее у человека при появлении мнимой или реальной угрозы для ее жизни или жизненного благополучия. В зависимости от ситуации, степени осознания ее опасности и от индивидуальных особенностей человека он может приобретать различной интенсивности — от легкого опасения до ужаса, что парализует. При этом человек чувствует неуверенность, незащищенность и угрозу. Эта эмоция может иметь как стенічний, так и астенический характер. Эмоциональную маску страха на лице создают прямые приподнятые брови, горизонтальные морщины на лбу, распахнутые глаза, напряженные губы.
Стыд.
Выражается это негативное эмоциональное состояние в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о должном поведении и внешний вид. Нередко он является результатом сильно развитой рефлексии; полных сомнений, противоречий размышлений; анализ собственного психического состояния. Стыд может быть связан с неуверенностью человека в своих силах, боязнью возможного неуспеха в работе, незнанием того, какое впечатление она может произвести на партнеров по общению. Переживание стыда проявляется в изменении выражения лица, покраснении, потупленому взгляде, отвлечении глаз, суетливости и т.д.
Спектр человеческих переживаний, бесспорно, является значительно разнообразнее. Кроме того, каждое из них может иметь разные степени выраженности, например спокойное удовольствие, бурная радость, восторг, экстаз и т. д. Сочетаясь между собой, некоторые эмоции вызывают сложные переживания, что делает эмоциональную жизнь человека очень насыщенным.
Формы переживаний эмоций и чувств
Эмоциональные
состояния и формы их выявления
детерминируются преимущественно
социальными факторами, но нельзя
игнорировать в выяснении их природы и
некоторых врожденных особенностей
человека. Богатство эмоциональных
состояний проявляется в форме настроений,
аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.
Настроение
— это общее эмоциональное состояние,
которое своеобразно окрашивает на
определенное время деятельность
человека, характеризует его жизненный
тонус. Различают положительные настроения,
которые проявляются в бодром состоянии
и при высоком тонусе, и негативные,
которые угнетают, демобилизуют, вызывают
пассивность. Настроение — это такое
общее эмоциональное состояние, которое
не направлено на что-то конкретное.
Причины настроений — самые разные:
неподготовленность к деятельности,
страх перед ожидаемой неудачей,
болезненные состояния, приятные известия
и т.п. Мера податливости настроениям
имеет индивидуальный характер. Лица,
которым свойственно самообладание,
устойчивы к изменениям настроения, не
падают духом даже в тех случаях, когда
для этого есть основания, а, наоборот,
борются с трудностями. Малодушные люди
быстро поддаются изменениям настроения.
Они нуждаются в поддержке коллектива.
Аффекты
— это сильное, кратковременное
возбуждение, которое возникает внезапно,
настолько овладевает человеком, что он
теряет способность контролировать свои
действия и поступки. Примером аффекта
может быть неожиданное переживание —
большая радость, взрыв гнева, страх. В
состоянии аффекта происходит саморегуляция
действий человека, осуществляемая
эндокринной системой. В этом состоянии
ослабляются тормозные процессы коры
больших полушарий головного мозга.
Особенно резко проявляется аффективное
состояние при опьянении, так как тормозные
процессы в этом случае значительно
ослабляются. Аффекты вызываются
неожиданными острыми жизненными
ситуациями. Аффект, как и настроение,
зависит в какой-то степени от индивидуальных
особенностей человека — его темперамента,
характера, воспитания. Аффекты вызывают
глубокие изменения в психике, истощают
ее. Человек, воспитавший в себе способность
контролировать себя, владеть эмоциями,
может контролировать свои аффективные
реакции.
Стресс
напоминает
аффект. Он, как и аффект, возникает в
напряженных условиях жизни и деятельности,
в опасных ситуациях, которые возникают
неожиданно и нуждаются в немедленных
мероприятиях для их преодоления. В
стрессовом состоянии поведение человека
дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные
движения, нарушается речь, ошибки в
переключении внимания, в восприятии,
памяти и мышлении, проявляются эмоции,
не адекватные ситуации. Практика
показывает, что дисциплинированность,
организованность и самообладание
предотвращают дезорганизацию поведения
при стрессовых условиях.
Фрустрация
представляет
собой эмоциональное состояние, характерным
признаком которого является дезорганизация
сознания и деятельности, а человек
оказывается в состоянии безнадежности,
утраты перспективы. Разновидности
фрустрации: агрессивность, деятельность
по инерции, депрессивные состояния, для
которых характерны переживания горя,
неуверенности, бессилия, отчаяния.
Фрустрация возникает в результате
конфликтов человека с другими людьми,
особенно в коллективе, в котором он не
получает поддержки, сочувственного
отношения. Негативная социальная оценка
личности, которая затрагивает значимость
человека, его отношения, угрожает
престижу, человеческому достоинству,
приводит в состояние фрустрации. Она
возникает у людей с повышенной
возбудимостью, с недостаточно развитыми
тормозными процессами.
Страсти
—
сильные, стойкие, продолжительные
чувства, которые захватывают человека,
владеют им и проявляются в соединении
всех устремлений человека в одном
направлении, в сосредоточении его на
одной цели. Страсть —существенная сила
человека, который энергично стремится
к своей цели. Она порождает неослабевающую
энергию в стремлении к цели. Страсть
проявляется в самых различных сферах
человеческой жизни и деятельности: в
работе, обучении, науке, спорте, искусстве.
Страсть имеет избирательный характер
и проявляется не только в эмоциональной,
но и в познавательной, волевой сферах,
в форме настойчивости. Страсти бывают
положительные и негативные. Положительные
страсти — увлечение работой, обучением
— являются силой человека, которая
порождает большую энергию в деятельности,
способствует продуктивности работы.
Формы переживания эмоций и чувств — Студопедия.Нет
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
Я вывел бы ее закон,
Ее начало,
И повторял ее имен
Инициалы.
Б. Пастернак
Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.
Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус.
Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.
Настроение — это такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.
Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива.
Аффекты — это сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.
В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.
Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.
Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции.
Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.
В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.
Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.
Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей.
Страсти — сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.
Страсть — существенная сила человека, который энергично стремится к своей цели. Она порождает неослабевающую энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.
Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.
Страсти бывают положительные и негативные. Положительные страсти — увлечение работой, обучением — являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.
эмоции, аффекты, настроение, страсть — Студопедия
Кэрролл Изард «10 базовых эмоций»:
Положительные: радость, интерес;
Нейтральные: удивление;
Отрицательные: горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.
Классификация эмоциональных явлений (Рада Михайловна Грановская):
1) Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.
2) Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые.
3) Чувства–еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру.
4) Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.
5) Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. По мнению Г. Селье «стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности».
К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие эмоциональные проявления: аффект, страсть, настроение.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-нибудь действие. При этом у человека теряется чувство реальности, он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает множество беспорядочных движений и действий. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи. Подобные явления можно наблюдать при стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Например, один из пострадавших от землетрясения в Армении так описывал это событие: «Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным. Люди окаменели и не двигались… Затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спасти свою жизнь, и кричали как сумасшедшие. Те» кто был в домах, бежали в парки. Все были в панике».
В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека всостоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.
Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, не может правильно оценить все происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие — нет. Это происходит из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны — с особенностями его воспитания. Аффекты носят кратковременный характер (например, вспышка гнева),
Страсть –это сильно выраженная увлеченность человека кем-либо или чем-либо, сопровождающаяся глубокими эмоциональными переживаниями, связанными с соответствующим объектом. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов, чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета, С. Л. Рубинштейн писал, что «страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель,.. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели» (Рубинштейн С, Л., 1998),
Настроение –устойчивое эмоциональное состояние, связанное со слабо выраженными положительными или отрицательными эмоциями. Через настроение человек как бы отражает свое отношение к действительности. Настроение находится в большой зависимости от общего состояния здоровья человека. Источники настроения не всегда ясны, но зависят от каких-то причин.
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.
Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, которой занимается человек. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при другом — тяжелой и удручающей. Известно, что при хорошем настроении человек в состоянии выполнить гораздо больший объем работы, чем при плохом. Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выражена склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.
Преимущества переживания более широкого диапазона эмоций
Все мы знаем, что негативные чувства могут иметь физиологические последствия. Когда мы находимся в состоянии стресса или тревожности в течение длительного периода времени, например, всплески кровяного давления, рост уровня гормонов стресса и увеличение веса — все это может повлиять на наше здоровье в долгосрочной перспективе. С другой стороны, положительные эмоции связывают с меньшей заболеваемостью и увеличением продолжительности жизни.
Связано: 10 хитрых приемов, чтобы вызвать положительные эмоции
Но дело не только в общем счастье.На самом деле, если вы ходите в устойчивом, блаженном состоянии, вы, возможно, не получите такой же пользы для здоровья, как люди, испытывающие широкий спектр положительных эмоций, некоторые из которых связаны со счастьем, а некоторые — нет. Человек, который сообщает о возбуждении, гордости и удовлетворении в течение дня, даже если он или она не справляется с тем, чтобы быть особенно «счастливым», в конечном итоге может стать более здоровым.
Концепция электронного разнообразия — переживания широкого и богатого спектра эмоций — была представлена в 2014 году исследователем позитивной психологии Жорди Куойдбахом, доктором философии.D., доцент кафедры организационного поведения в бизнес-школе ESADE в Барселоне, Испания. Он и его коллеги опросили более 37 000 человек и обнаружили, что высокий уровень электронного разнообразия предсказывает улучшение психического и физического здоровья.
Последующие исследования подтвердили его выводы. Энтони Онг, доктор философии, профессор человеческого развития в Корнельском университете и профессор геронтологии медицины в Медицинском колледже Вейл Корнелл, обнаружил, что люди, испытавшие разнообразие в своих эмоциях, снизили уровень воспаления по сравнению с теми, кто этого не сделал, независимо от возраст, индекс массы тела и состояние здоровья.
Связанные : Насколько вы эмоционально интеллигентны?
Так как же можно испытать более широкий спектр эмоций?
Назовите эту эмоцию.
«Простая ежедневная практика обозначения и категоризации эмоций в дискретных терминах может облегчить переживание [электронного разнообразия]», — говорит Онг. Вместо того, чтобы говорить: «Мне плохо» в плохой день, постарайтесь точно определить, что вы чувствуете. Чувство вины? Смущение? Усталость? Выйди за пределы хорошего и плохого, счастливого и грустного.В следующий раз, когда вы закончите большой проект или получите комплимент за свою работу, обратите внимание на свое эмоциональное состояние.
Возьмите урок из Inside Out .
Если вы смотрели фильм Disney Pixar со своим ребенком или внуком, или просто в одиночестве (без суждений), вы усвоили важный урок: нельзя избавиться от одной эмоции, не обращая внимания на них всех. «Многие из нас избегают эмоций [таких как стыд и вина], не осознавая последствий небольшого эмоционального диапазона», — говорит Анна Кресс, Psy.Д., психолог из Принстона, штат Нью-Джерси. «Но все эмоции помогают нам адаптироваться к окружающей среде. Например, тревога может уберечь нас от опасности, гнев может помочь нам установить границы, а печаль позволяет нам замедлиться и пережить утрату или обратиться за поддержкой ». Ваша эмоциональная жизнь — это сложная система сдержек и противовесов; избегайте или игнорируйте один аспект, и все может развалиться.
Примите противоположные эмоции.
Вы находитесь в музее и восхищаетесь эпической картиной.Вы чувствуете вдохновение, но вас также очень раздражает толпа. Угадай, что? Мы люди и способны одновременно испытывать более одной эмоции — в данном случае трепет и волнение. Удивительный! Если вы сможете узнать их обоих, вам будет легче не позволять толпе беспокоить вас.
Связано: 3 эмоции, которые испытывают все предприниматели (и как их контролировать)
Эта статья впервые была опубликована в январском выпуске журнала SUCCESS за 2018 год.
.
% PDF-1.5
%
1 0 obj
> поток
; изменено с помощью iText 2.1.7 пользователем 1T3XT2009-09-28T19: 09: 28-04: 00
конечный поток
endobj
2 0 obj
> / Шрифт >>> / MediaBox [0.! ǝ1Н
.
Как эмоции влияют на познание | Interaction Design Foundation
Эмоциональную реакцию человека определяют две системы обработки информации: аффективная и когнитивная системы обработки. Аффективная система действует вне сознательного мышления и является реактивной, так как серия психофизиологических событий инициируется автоматически после получения сенсорной информации. Напротив, система когнитивной обработки является сознательной и включает анализ сенсорной информации, чтобы влиять на аффективную систему и даже противодействовать ей.Аффекты (то есть вещи, которые вызывают некоторые изменения в аффективной системе) делятся на положительные и отрицательные группы. Положительный аффект может улучшить творческое мышление, а отрицательный сужает мышление и может отрицательно сказаться на выполнении простых задач. Эмоции являются продуктом изменений в аффективной системе, вызванных стимуляцией сенсорной информации. Исследования показывают, что положительные эмоции — такие как счастье, комфорт, удовлетворенность и удовольствие — помогают нам принимать решения, позволяют нам рассматривать более широкий набор вариантов, быстрее принимать решения и разрабатывать более творческие стратегии решения проблем.Эти результаты показывают, что привлекательные вещи действительно работают лучше (Norman 2005), даже если это так, потому что они заставляют нас чувствовать себя лучше, когда мы их используем.
Большая часть работы над поведением пользователей и клиентов сосредоточена на эмоциональных реакциях, вызываемых продуктом. Однако эмоции являются продуктом сложных систем обработки, которые по сути преобразуют сенсорную информацию в психофизиологические и поведенческие изменения, которые мы называем эмоциональными реакциями.По словам Дона Нормана, за эти эмоциональные реакции отвечают познание и аффекта . Познание и аффект — это системы обработки информации, которые помогают нам преобразовывать информацию из нашей окружающей среды в точные представления о мире и выносить оценочные суждения, определяющие нашу реакцию и поведение.
Норман различает когнитивные и аффективные системы и определяет эмоции следующим образом: « Когнитивная система интерпретирует и осмысляет мир.Аффект — это общий термин для системы суждения, сознательной или подсознательной. Эмоция — это сознательное переживание аффекта, дополненное атрибуцией его причины и идентификацией его объекта «. Считается, что аффективная и когнитивная системы работают независимо, но они влияют друг на друга, причем первая действует бессознательно, а вторая — сознательный уровень. Например, представьте, что вы собираетесь произнести речь перед комнатой, полной людей; аффективная система немедленно запускается в действие, химические вещества высвобождаются в вашем теле в ответ на ситуацию автоматически и без вашей способности контролировать это физиологический ответ.Однако затем вы можете попытаться рационализировать ситуацию и сосредоточиться на своих репликах, на том, что вы хотите сказать, на моментах, которые вы хотите донести, и на методах, которые вы, возможно, рассмотрели заранее. Все эти умственные операции находятся под контролем когнитивной системы, которая в данном случае работает в противовес аффективной системе, помогая нам работать с максимальной отдачей.
Автор / Правообладатель: Городской совет Брисбена. Условия авторских прав и лицензия: CC BY 2.0
У этого оратора аффективная и когнитивная системы кажутся синхронизированными. Для других ораторов рациональная система должна работать против аффективной системы.
Аффективная система: помогает нам различать «хорошее», «плохое» и «уродливое»
Хотя приведенный выше пример создает впечатление, что аффективная система — наш враг, заставляя нас нервничать и испытывать стресс. , в результате ставя под угрозу нашу производительность — он выполняет важную функцию: помогает нам отличать «хорошее» от «плохого».Аффективная система отвечает за реакцию «сражайся или беги», которая относится к человеческому инстинкту либо сразиться с конкретной ситуацией, либо вместо этого бежать, как средство самосохранения. Когда сенсорная информация сигнализирует о значительной угрозе, стимулируются области мозга, ответственные за физическую активацию, что приводит к высвобождению различных химических веществ и гормонов. Эти физиологические изменения — палка о двух концах; они гарантируют, что мы готовы сражаться или бежать, но они также вызывают негативные эмоции, которые влияют на то, насколько хорошо мы можем работать под давлением.Даже в примере с речью аффективная система пытается помочь нам, говоря нам избегать этого потенциально унизительного или неловкого опыта, наводняя наше тело адреналином и кортизолом, но, к сожалению, это также вызывает негативные эмоции, такие как страх и беспокойство.
Отрицательные и положительные аффекты
Согласно Норману (2002), отрицательные эмоции являются примерами аффективных состояний: «… влияние меняет то, насколько хорошо мы выполняем когнитивные задачи ». Классификация аффекта как положительного или отрицательного зависит от состояния психофизиологического возбуждения, которое мы переживаем.Под отрицательным аффектом понимается любая ситуация или вещь, которая вызывает неприятное эмоциональное состояние, такое как грусть или напряжение. Напротив, положительный аффект относится к любому стимулу, который вызывает приятное или благоприятное эмоциональное состояние, такое как счастье, трепет и оптимизм. Отрицательное влияние может сделать простые задачи более трудными или сложными, в то время как положительное влияние может помочь уменьшить сложность сложных задач. Например, если вы пытаетесь записать номер телефона из сообщения автоответчика, но оно быстро читается, вы можете почувствовать беспокойство и разочарование, что в свою очередь влияет на то, как быстро вы можете писать.Напротив, если вы спокойны и счастливы или есть что-то, что заставляет вас чувствовать себя непринужденно, записать число, вероятно, будет менее сложно.
Отрицательные и положительные эмоции по-разному влияют на познание; отрицательный аффект ограничивает мышление, но фокусирует наше внимание, в то время как положительный аффект позволяет нам мыслить шире, что дает возможность творчества и способствует решению проблем. Поэтому, когда вы хотите, чтобы люди сосредоточились, но не требует творческого мышления, вы можете вызвать некоторый негативный эффект, например, с помощью предупреждений или предупреждений или с помощью различных типов звука.Однако, если вы хотите, чтобы ваши пользователи решали сложные проблемы, разрабатывали новые стратегии или просто мыслили творчески, вы можете использовать конструктивные особенности, которые вызывают положительный эффект. Некоторые компьютерные игры используют эти знания для улучшения взаимодействия с пользователем, устанавливая фоновую музыку на что-то драматичное и зловещее, когда игрок входит в область, где присутствуют враги (таким образом, вызывая беспокойство и помогая игроку сосредоточиться на плохих парнях. ), и используя успокаивающую и нежную музыку, когда игрок входит в область, где ему нужно решить головоломку (таким образом, поддерживая его творческое мышление).
Автор / Правообладатель: pxhere. Условия авторских прав и лицензия: CC0
Отрицательный аффект фокусирует наше внимание, например когда мы ощущаем угрозу, что позволяет нам быстро отреагировать, чтобы избежать причинения вреда.
Влияние и принятие решений
«Без эмоций ваша способность принимать решения была бы нарушена. Эмоции всегда выносят суждения, представляя вам немедленную информацию о мире: здесь потенциальная опасность, есть потенциальный комфорт; это хорошо, это плохо.Один из способов работы эмоций — это нейрохимические вещества, которые омывают определенные центры мозга и изменяют восприятие, принятие решений и поведение. Эти нейрохимические вещества изменяют параметры мышления ».
— Дон Норман (2005) в «Эмоциональный дизайн: почему мы любим (или ненавидим) повседневные вещи»
Поскольку когнитивные и аффективные системы отвечают за наши эмоциональные реакции, мы должны подумать о том, как мы можем положительно повлиять на эти системы, чтобы повысить вероятность того, что покупатели не только будут наслаждаться нашими продуктами, но, в первую очередь, рассмотреть возможность их покупки.Мы все еще находимся на ранних этапах применения нашего понимания познания и влияния к принятию решений пользователями и клиентами, но проведенные на данный момент исследования позволяют сделать некоторые убедительные выводы. Элис М. Айзен, исследователь из Корнельского университета (2001), провела ряд исследований, посвященных тому, как положительный аффект может влиять на принятие решений. Она обнаружила, что эффект положительного аффекта варьируется в зависимости от важности или значимости задачи.
В одном из таких исследований Элис М.Айзен и Барбара Минс, исследователи из Университета Мэриленда (1983), попросили потребителей сделать осознанный выбор между шестью гипотетическими автомобилями. Они обнаружили, что потребители, у которых до принятия решения были вызваны положительные эмоции, заметно более эффективно справлялись с задачами. Превосходная производительность была оценена на основе скорости принятия решений, эффективности процесса поиска и количества параметров, которые положительно влияют на потребителей, которые были исключены из-за их низкой важности для окончательного решения.Исследователи пришли к выводу, что результаты выбора автомобиля показывают, что людей меньше смущает большое количество возможных вариантов после положительного воздействия, что позволяет им собирать необходимую информацию для принятия окончательного решения с большей скоростью.
Влияние и поведение
Ряд исследований показали, что после некоторой формы положительного аффекта повышается уровень щедрости и готовности помочь. Кроме того, исследования показали развитие творческих способностей, когнитивной гибкости, инновационного реагирования и открытости для информации после положительного воздействия.Лиза Аспинуолл и Ричард Тедески, исследователи из Университета Юты и Северной Каролины (2010), среди других исследователей обнаружили, что положительный аффект может способствовать процессам выживания и здоровому поведению. Считается, что положительный аффект изменяет когнитивную обработку за счет большей проработки и поощрения рассмотрения большего количества вариантов. Разработка служит для улучшения когнитивной организации и увеличивает когнитивные способности, что позволяет более активно подходить к решению проблем. Кроме того, положительное влияние может сильно повлиять на поведение потребителей, поскольку было обнаружено, что усиленное или более широкое мышление, связанное с приятными переживаниями, побуждает потребителей рассматривать более широкий спектр продуктов той же марки.Исследования также показывают, что положительный аффект может повлиять на наши оценочные суждения, побуждая нас рассматривать продукты в лучшем свете, когда они вызывают у нас некоторые положительные эмоции.
Выводы
Эти результаты имеют важное значение для дизайна: положительное влияние может влиять на
- широта рассмотренных вариантов;
- скорость принятия окончательного решения; и (самое главное)
- эмоциональные реакции, вызванные у потенциальных клиентов.
Простые изменения в вашем продукте могут иметь значительные результаты. Каждый тип продукта создает определенные проблемы при попытке повлиять на аффективную систему каким-либо положительным образом, но есть некоторые вещи, которые следует учитывать независимо от вашего продукта:
- На интуитивном уровне дизайна (то есть эстетики) простой минималистичный дизайн обычно более приятен для глаз, определенные цвета ассоциируются с положительными эмоциональными переживаниями, а плавные формы привлекательны.
- На уровне поведения (т. Е. Пользовательского опыта) существуют различные возможности, но, прежде всего, продукт должен быть простым в использовании.
- На рефлексивном уровне создание позитивного воздействия на рефлексивном уровне (т. Е. Осознанное рассмотрение продукта) сложно, но если вы имеете дело с существующим брендом, знакомство может быть положительным качеством, поэтому используйте аспекты предыдущих продуктов, чтобы способствуют отражающей обработке.
Это лишь некоторые из основных соображений при стремлении к положительной эмоциональной реакции, но вы также должны определить потенциальные способы, которыми ваш продукт, в частности, может повлиять на аффективную систему.
The Take Away
Две системы обработки информации определяют эмоциональную реакцию человека: эмоциональная и когнитивная системы обработки. Аффективная система действует вне сознательного мышления и является реактивной, так как серия психофизиологических событий инициируется автоматически после получения сенсорной информации. Напротив, система когнитивной обработки является сознательной и включает анализ сенсорной информации, чтобы влиять на аффективную систему и даже противодействовать ей.Аффекты (то есть вещи, которые вызывают некоторые изменения в аффективной системе) делятся на положительные и отрицательные группы. Положительный аффект может улучшить творческое мышление, а отрицательный сужает мышление и может отрицательно сказаться на выполнении простых задач. Эмоции являются продуктом изменений в аффективной системе, вызванных стимуляцией сенсорной информации. Исследования показывают, что положительные эмоции, такие как счастье, комфорт, удовлетворенность и удовольствие, помогают нам принимать решения, позволяют нам рассматривать более широкий набор вариантов, быстрее принимать решения и разрабатывать более творческие стратегии решения проблем.Эти результаты показывают, что привлекательные вещи действительно работают лучше, даже если это так, потому что они заставляют нас чувствовать себя лучше, когда мы их используем.
Ссылки и где узнать больше
Изображение героя: Правообладатель: Автор, Условия авторских прав и лицензия: Public Domain
Курс: Эмоциональный дизайн — Как создавать продукты, которые понравятся людям:
https://www.interaction-design.org/courses/emotional-design-how-to-make-products-people-will-love
Стивен П.Андерсон (2009) В защиту Eye Candy
http://alistapart.com/article/indefenseofeyecandy
Что такое «аффективная система»? (Презентация PowerPoint)
www.ruebenstrunk.de/presentation4.ppt
Эмоции и дизайн: привлекательные вещи работают лучше, Дон Норман (2002)
https: //jnd.org/emotion_design_attractive_things_w …
Исен, А. М., & Минс, Б. (1983). «Влияние положительного влияния на стратегию принятия решений». Социальное познание , 2 (1), 18-31.
Исен, А. М. (2001). «Влияние положительного эффекта на принятие решений в сложных ситуациях: теоретические вопросы с практическими последствиями». Журнал потребительской психологии , 11 (2), 75-85.
Аспинуолл, Л. Г., и Тедески, Р. Г. (2010). «Значение позитивной психологии для психологии здоровья: прогресс и подводные камни в изучении связи позитивных явлений со здоровьем». Анналы поведенческой медицины , 39 (1), 4-15.
.
Самосознательные эмоции: определение, причины и преимущества
Что такое самосознательные эмоции?
Эмоции самосознания — это эмоции, на которые влияет то, как мы видим себя и как, по нашему мнению, воспринимают нас другие. К ним относятся такие эмоции, как гордость, ревность и смущение.
Самосознание и самосознание иногда являются здоровыми признаками эмоциональной зрелости. Они могут помочь вам вписаться в сообщество и работать в нем. Чувство вины после того, как вы сказали что-то обидное, часто воспринимается как проявление хорошего характера.Чувство раскаяния после ошибки может помочь наладить отношения. Положительные эмоции самосознания и отрицательные эмоции самосознания могут быть здоровыми и мощными мотиваторами.
Чрезмерные эмоции застенчивости могут быть крайне вредными для здоровья. Они могут ухудшить симптомы, вызванные такими состояниями, как тревога, депрессия и пограничное расстройство личности. Они также могут вызывать социальную тревогу и изоляцию.
Застенчивые эмоции в умеренных количествах — это здорово. Переполняющие эмоции застенчивости — нет.
Симптомы здоровых эмоций самосознания включают:
- гордость за свои достижения
- удовольствие от общения в социальной среде
- извинение за ошибки и принятие ответственности
Симптомы нездоровых эмоций самосознания включают:
- реагирование на смущение с гневом и враждебностью
- избегание социальных переживаний
- возложение вины за свои ошибки на других
- чувство ответственности за ошибки, совершенные против себя
- низкая самооценка
- возбуждение, тревога, депрессия или нервозность
Я -сознательные эмоции развиваются в связи с пониманием правил, стандартов и целей.Маленькие дети начинают формировать самоощущение примерно в 18 месяцев. Это когда начинают развиваться застенчивые эмоции. Многие дети к 3 годам испытывают полный спектр эмоций застенчивости.
Подростки особенно склонны к высокому уровню самосознания. В этом возрасте дети впервые испытывают серьезное социальное давление.
Низкая самооценка может вызвать нездоровые эмоции застенчивости. Вы можете задерживаться на негативных сознательных эмоциях в результате психических расстройств.Эти состояния могут включать:
- тревожность
- депрессия
- пограничное расстройство личности (ПРЛ)
- обсессивно-компульсивное расстройство
Здоровые эмоции самосознания имеют много преимуществ. Гордость часто заставляет людей работать для достижения. Уверенность дает нам повышение самооценки, необходимое для решения новых задач. Даже отрицательные эмоции, связанные с самосознанием, играют положительную роль в нашей жизни. Ревность помогает нам определить, чего мы хотим больше всего.
Самосознание возникает из самосознания. Эмоции, которые исходят от них, помогают нам понять, как мы вписываемся в общество. Самосознание помогает нам улучшить социальное функционирование. Нарушение социальных правил группы вызывает чувство вины, стыда и смущения. Хотя эти эмоции вызывают дискомфорт и сбивают с толку, они могут вызвать общественное признание.
Нездоровое самосознание может привести к социальной тревоге. Это может привести к изоляции, что, в свою очередь, еще больше увеличивает социальную тревогу. Это также может привести к заниженной самооценке и депрессии.
Осознанные эмоции также могут предотвратить исцеление от травмирующих событий. Это особенно актуально для пациентов с психическими расстройствами. В одном исследовании оценивали женщин, страдающих ПРЛ и переживших травму. Из-за травмы эти женщины испытывали чувство стыда, вины и смущения. Эти эмоции препятствовали исцелению и привели к усилению симптомов ПРЛ.
Люди могут избегать медицинской помощи, если испытывают определенные застенчивые эмоции. Исследование показало, что многие люди испытывают стыд, вину и смущение, когда проходят скрининговые тесты на заболевания, передающиеся половым путем.Эти эмоции вызвали и прохождение тестирования, и разговор с сексуальными партнерами. Эти эмоции могут заставить людей откладывать или избегать получения необходимого лечения.
Есть много способов избавиться от нездоровых или чрезмерных эмоций застенчивости. Для формирования более позитивной самооценки и повышения самооценки вы можете:
- заниматься деятельностью, которая заставляет вас чувствовать себя хорошо
- написать список достижений или качеств, которыми вы гордитесь
- бороться с социальной тревожностью взаимодействуя с людьми, занимающимися видами деятельности с низким уровнем риска, такими как светская беседа с кассиром при покупке продуктов
- , будьте пунктуальны и выполняйте свои обязательства, поскольку необходимая для этого дисциплина может повысить самооценку.
- брать на себя ответственность за ошибки и исправлять их. при необходимости
- избегайте действий, которые могут вызвать отрицательные эмоции, например, вины или стыда, если вас поймали, например лжи или сплетен
- сделайте глубокий вдох и практикуйте внимательность, если вы зацикливаетесь на прошлых событиях, вызывающих отрицательные эмоции
Обратитесь к сертифицированному консультанту или психологу, если эти методы не помогают избавиться от стойкого самосознания.Психолог может помочь вам определить причину нездоровых эмоций, вызывающих застенчивость, и дать вам рецепты, чтобы облегчить беспокойство.
Осознанные эмоции связаны с самосознанием. Здоровые эмоции застенчивости могут дать вам положительную мотивацию и улучшить социальное функционирование. Нездоровые и подавляющие эмоции застенчивости могут привести к социальной тревоге и изоляции.
Запишитесь на прием к психологу или психологу, если вы думаете, что боретесь с подавляющим самосознанием.
.