Формы обучения это в педагогике: Лекция 5. ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ | Социальная сеть работников образования

Содержание

Реферат по дисциплине педагогика «Формы образования»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития»

ГАУ ДПО «СОИРО»

Программа повышения квалификации

«Школа молодого учителя»

«Формы обучения»

РЕФЕРАТ

Исполнитель:

Кортунова А.А.

МАОУ СОШ №27

Руководитель: Матутин А.А.

проректор по организационно

методической деятельности

Балаково 2018

Принято считать в педагогике, что самым важным для детей является воспитательно-учебный процесс. Тем не менее есть мнение, что эта ситуация может сильно подрывать отношение ребенка к знаниям и дальнейшему обучению. Тем не мнение педагогическое мастерство учителя помогает не только сберечь желание познавать новое на каждом уроке в школе для ребенка, но и активизировать внутренние ресурсы для приобретения позитивного результата в будущем.

Формирование учебной деятельности, как способа активного добывания знаний, является одним из направлений развития личности обучаемого.

Специфика этого способа заключается в последовательной и
целенаправленной отработке инициативности самих учащихся (понимание учебной задачи, овладение способами активных преобразований объекта усвоения, овладение способами самоконтроля). На этой основе встает задача
формирования все большей самостоятельности перехода обучаемых от
выполнения одного компонента учебной деятельности к другим, то есть
формирования способов самоорганизации деятельности.

Исходя из вызовов современной школы к учителям и обществу, принято не использовать одну или две формы обучения, оптимальным вариантом станет работа с детьми по нескольким разным образцам взаимодействия. Такой подход позволит решить проблему нацеленности детей на усвоение нового материала и достичь цели обучения.

Деятельность учащихся по изучению содержания образования реализовывает в различных формах.

Латинское слово forma означает внешнее силуэт, наружный вид, строение чего-либо. Определение «форма» употребляется в двух смыслах: форма обучения и форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория проявляет внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, группы участников образовательного процесса и других его элементов.

Существуют разные формы обучения, которые разделяются по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Разделяют на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Такие классификации не являются строго академическими, но позволяют несколько сгруппировать разнообразие форм обучения.

1.1 Индивидуальная форма обучения

Это форма работы на уроке, которая полагает, что каждый ученик приобретает для самостоятельного выполнения задание, специально для него выбранное в соответствии с его уровнем подготовки и учебными возможностями. В роли таких заданий может быть работа с учебником, прочей учебной и научной литературой, многообразными источниками, решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д.

Педагогическую форму работы разделяют два вида индивидуальных форм организации выполнения заданий:

1. Индивидуальную;

2. Индивидуализированную. 

Индивидуальная форма организации выполнения заданий – работа ученика по решению общих заданий, выполняется без контакта с другими учениками, но в одном для всех ритме.

1.2 Групповая форма обучения

Это такая форма организации деятельности обучающихся, при которой в класс группируется на небольшие группы примерно от трёх до пяти человек для совместной работы. Групповая форма обучения разрешает сформировать самостоятельную работу, развить у школьников умения коллективно и индивидуально осуществлять ее, оценивать полученные итоги. Работа ученика в группе одноклассников воспитывает заинтересованность к изучаемым и пройденным предметам, а также хорошо развивает универсальные учебные действия, необходимые для осмысления и систематизации знаний.

Применение группового занятия привносит разнообразие в традиционную организацию учебного процесса, что способствует развитию отношений между учителем и группой учащихся, а также между учениками, объединенными коллективной целью, содержанием и результатом групповой деятельности. Групповая работа вырабатывает способность смотреть на себя, на свою деятельность со стороны.

1.3 Фронтальная форма обучения

При фронтальном обучении педагог распоряжается учебно-познавательной деятельностью целого класса, работающего над единой задачей. Он образовывает сотрудничество учащихся и задаёт единый для всех ритм работы. Педагогическая результативность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя удерживать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее эффективность повышается, если учителю получается построить атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Тем не менее фронтальная работа не рассчитана на учитывание их индивидуальных отличий. Она сориентирована на среднего ученика, потому отдельные учащиеся отстают от заданного ритма работы, а другие — изнывают от скуки.

1.4 Коллективная форма обучения

Коллективные виды работы делают урок более увлекательным, оживленным, воспитывают у обучающихся сознательное взаимоотношение с учебным проессом, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у детей всего класса при наименьшей затрате времени преподавателя. 

Изучение коллективной формы работы обучающимися проходит с прихода ребёнка в школу. Поначалу дети работают парами (например, проверяя друг у друга домашние задания по предметам), они начинают проверять и запись заданий в дневники.

Данная работа учит их и соболезновать тем, кто с трудом справляется с уроком или не справляется совершенно. Они пытаются разъяснить непонятное однокласснику, заставляют повторять еще и еще раз правило.
При организации коллективных занятий необходимо учитывать ряд характерных особенностей:

  • каждый участник занятий поочередно выступает в своеобразной роли то «ученика», то «учителя».

  • важнейшая цель всякого участника занятий и «ученика» и «учителя» – обучать всему тому, что он знает или изучает сам.

  • деятельность каждого участника имеет отчетливо общественно полезную окраску, так как он не только обучается, но и беспрерывно обучает прочих.

  • самый существенный принцип работы – все по очереди обучают всякого и всякий всех.

  • любой отвечает не только за свои знания, но также за знания и успехи товарищей по учебной работе.

1.5 Парная форма обучения

Два ученика делают некоторую часть работы вместе. Эта форма употребляется для достижения разных образовательных целей: усвоение, закрепление, проверка знаний и т.д.

Работа в парах дает ученикам время рассудить, обменяться идеями с партнером и только после этого озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует формированию навыков высказываться, контактировать с партёром, скептически мыслить.

Проанализируем теперь, какой смысл вкладывается в определения «форма организации обучения» и «организационная форма обучения». Эти понятия рассматривают как синонимы.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

Форма организации обучения – это конструкция отдельного пункта процесса обучения, поставленный вид занятий (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативная деятельность, экзамен и т.д.).

Классификация форм организации обучения проводится учеными по разным причинам. Например, в основе классифицирования В. И. Андреева лежит структурное взаимодействие элементов по преобладающей цели обучения. Автор абсорбирует следующие формы организации обучения: вводный урок; обучение по углублению знаний; практическое занятие; урок по систематизации и обобщению знаний; упражнения по контролю знаний, умений и навыков; комбинированные формы занятий.

В. А. Онищук разбивает формы организации обучения по поучительным целям на теоретические, практические, трудовые, комбинированные.

А. В. Хуторской выделяет три группы форм организации обучения: индивидуальные, коллективно-групповые и индивидуально коллективные занятия.

К индивидуальным занятиям относят репетиторство, наставничество, воспитательство, гувернерство, семейное обучение и самообучение.

Коллективно-групповые занятия содержат уроки, лекции, семинары, конференции, олимпиады, экскурсии и деловые игры.

Индивидуально-коллективные обучения – это погружения, творческие недели, научные недели, проекты.

Образование — часть процесса развития личности. При поддержке этого процесса общество передаёт знания, навыки от человека к человеку. В ходе обучения ученику прививаются определённые культурные ценности; процесс учебы сосредоточен на социализацию личности, но иногда обучение противоречит с истинными интересами ученика.

В заключении можно сказать, что рациональное сочетание индивидуальной, групповой, коллективной, фронтовой и т.д. форм обучения позволит организовать процесс обучения таким образом, чтобы обучающиеся были мотивированны на приобретение образования и самооценку.

1. Актион МЦФЭР. Форма обучения в школе. — Электронный ресурс [Режим доступа]: https://www.menobr.ru/article/65515-qqq-18-m9-formy-obucheniya-v-shkole (12.2018)

2. Сайт педагога исследователя. Особенности групповойформы обучения на уроке. — Электронный ресурс [Режим доступа]: http://si-sv.com/publ/1/14-1-0-257

3. Андреев В. А. Педагогика: Учебный курс. 2-е изд. Казань, 2000

4. Дидактика современной школы: Пособие для учителей/ Под ред. В. А. Онищука. Киев, 1987.

Формы обучения в педагогике

В массе педагогической литературы последнего времени нередко наблюдается смешение понятий «формы обучения в педагогике» и «методы обучения». Логичнее будет все же разделять их, исходя из того, что «форма» – это скорее тип общения учителя и ученика, а «метод» носит как бы качественную характеристику этого общения.

 

формы обучения в педагогике, формы и методы обучения

 

 

Сколько форм имеет обучение?

 

Учебные занятия могут быть организованы в виде нескольких конкретных форм, среди которых особенно выделяются:

 

  • урок как основная форма обучения и самая традиционная. Уроки, как правило, проводятся по заранее составленному расписанию. Каждый длится традиционных 45 минут, так называемый академический час. На уроке присутствуют ученики одного класса, которые работают над одной программной темой, и учитель, причем последнему отведена основная роль в ведении урока.
  • Учебное занятие может пройти в форме экскурсии. Ее можно рассматривать как своеобразный урок, но не в классе, а, скажем, в музее, на природе, на производстве. Школьники получают новые знания по предмету, так сказать, зримо, осязательно.
  • Интересной формой видятся факультативные занятия, особенно популярные у старшеклассников. Курс или предмет может быть внепрограммным, а следовательно, необязательным, и рассчитан на людей, которые хотели бы, так сказать, добровольно расширить свои знания или творческие способности.

 

нетрадиционные формы обучения

 

  • Формы обучения в педагогике включают в себя и домашнюю учебную работу, охватывающую темы для повторения и способствующую более глубокому изучению нового материала.
  • Учебная работа учащихся может носить и внеклассную форму. Сюда входит участие ребят в предметных кружках и научных обществах, школьных и межшкольных олимпиадах, различных конкурсах, выставках технического творчества.
  • Формы обучения в школе подразумевают еще и дополнительные или консультативные занятия, которые призваны стимулировать интерес учащихся к тому или иному предмету, возможно, помогать отстающим в усвоении и закреплении новых тем.
  • Все чаще учителя берут на вооружение проведение ученических конференций и семинаров, которые проходят во время урока по расписанию. В ходе таких занятий учитель распределяет темы для освещения между учениками, рекомендует нужную литературу, и школьники сами готовят доклады (сообщения), с которыми затем и выступают на конференции или семинаре. Такая форма приучает учащихся к самостоятельной работе с литературой, электронными носителями.

 

интерактивные формы обучения

 

 

Какой метод лучше?

 

Опытный учитель старается гармонично сочетать в своей работе различные формы и методы обучения. Интересы современных школьников достаточно широки, и однообразие учебного процесса, которое ограничивается пассивным участием в нем учеников, может сыграть плохую службу. Чем креативнее будет мыслить учитель, тем большую заинтересованность к его предмету будут выказывать учащиеся.

 

 

В последние годы стали практиковаться так называемые нетрадиционные формы обучения. Многие педагоги склонны выделять два подхода к их пониманию:

 

  • оставляя в основе структуру традиционного урока, учитель обязательно разнообразит его ход использованием разного вида ученической деятельности. Это может быть составление карточек, таблиц, кроссвордов. Во время урока может пройти дискуссия, защита рефератов, ролевая или деловая игра и т.д. Все это можно назвать – активные формы обучения. При таком подходе ученики являются именно активными участниками урока. Они взаимодействуют не только с «ведущим» – учителем, причем на равных, но и друг с другом.
  • К нетрадиционным следует отнести и совершенно инновационные формы ведения урока, которые занимают все более значительное место в школе. Эти уроки уже больше похожи на встречи взрослых деловых людей или популярные ток-шоу, что не может не понравиться, в частности, старшеклассникам. Урок может быть построен как круглый стол или аукцион, «Поле чудес» или викторина, и упор в нем сделан на интенсивном общении.

 

активные формы обучения, формы обучения в школе

 

Педагогическая литература характеризует такой подход как интерактивные формы обучения. Основная цель интерактивного общения – объединить класс совместной деятельностью, в ходе которой отдельный ученик должен научиться поставить себя на место другого человека или целой группы одноклассников и с их точки зрения оценить свои действия.

Используются самые разные виды урока, инструменты и пособия для его проведения: видеоматериалы, музыкальные вставки, мини-спектакли, презентации, те же экскурсии. Интересной формой видится ролевая игра, когда ученик занимает место учителя и ведет урок.

Интерактивное обучение широко использует работу учеников в парах или небольших группах, творческие задания, общее решение проблем по типу «мозгового штурма». В итоге это помогает ребятам вырабатывать свою личную точку зрения по любому из обсуждаемых вопросов, учит их слушать и слышать оппонентов, организовывать самостоятельную познавательную деятельность.

 


 

Блог — урок как новая форма организации учебной деятельности — видео

 

 

Формы организации образовательного процесса

Понятие формы организации процесса обучения

Определение 1

Форма организации образовательного процесса – это способ рационального преподнесения учащимся образовательной информации, посредством применения различных приемов и методик ее подачи.

Форма организации образовательного процесса является структурной единицей построения процесса воспитания. От организации обучения и воспитания, его эффективности и творческого подхода зависит успех развития учащихся и, соответственно, достижение целевого назначения учебно-воспитательной работы.

Форма обучения предполагает цикличную организацию учебного процесса, которая находит практическое выражение в комплексе с управляющей и координирующей деятельностью педагога.

Внешним проявлением формы обучения является форма воспитания. Она отражает его содержания и сущность. Формы и содержание процессов обучения и воспитания неразрывно связаны и оказывают активное воздействие друг на друга. Если содержание воспитания подвергается изменению, то это приводит к поиску или проектировке новых форм воспитания. Содержание занимает приоритетную позицию. Первоначально процесс должен быть наполнен содержанием, чтобы затем выбрать соответствующую ему форму организации.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание учебно-воспитательной деятельности базируется на основных нравственных свойствах личности, ее интеллектуальных, физических и этических качествах, гармоничном и духовном развитии. Практическое претворение содержания процесса обучения в жизнь предполагает его определенную организацию, в максимальной степени ему соответствующую и отражающую его целевое назначение.

Формы организации не должны стоять на месте. Они развиваются по мере социального развития и соответствующего ему содержания учебно-воспитательной деятельности. Применение старых форм обучения к новому содержанию не будет эффективным, а напротив, затормозит процессы развития системы образования.

В процессе применения форм организации учебного процесса происходит построение системы взаимодействия между учащимися и педагогом. Для этого применяется комплекс средств, приемов и методов обучения и воспитания, которые функционируют в определенной последовательности и по определенной логике, отражая особенности содержания этих процессов.

Замечание 1

Формы организации образовательного процесса ориентированы на приспособление учебно-воспитательной работы к существующим тенденциям и реалиям общественного развития.

Форм организации педагогического процесса существует достаточно большое количество. Все их можно подразделить на три основные группы:

  1. Индивидуальная форма обучения и воспитания.
  2. Классно-урочная форма образования.
  3. Лекционно-семинарская система обучения.

Индивидуальная форма обучения

Применение индивидуальной формы обучения ориентировано на личностно-ориентированный подход в образовании, при котором программы обучения строятся с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

При такой форме происходит нацеленность обучения на саморазвитие, формирование навыков самообучения, самореализации, а также самовыражения.

Посредством индивидуального обучения достигается развитие способностей к адекватному анализу и оценке своей познавательной деятельности, своих возможностей, способностей, развитых умений. Форма способствует формированию самостоятельного познания, развивает познавательную активность и развивает творческие способности учащихся. При этом, она исключает коллективное взаимодействие, что приводит к десоциализации образовательного процесса.

Классно-урочная форма обучения

Данная форма организации относится к ведущим в современной системе образования. Ее структурной единицей выступает урок. Он представляет собой учебное занятие, имеющее определенные временные рамки, в ходе которого происходит организация познавательной деятельности, посредством поэтапного применения разнообразных методов, приемов и средств обучения, способствующих созданию благоприятной учебно-воспитательной среды для усвоения знаний, их закрепления, проведения проверки и развития новых личностных качеств.

Урок проходит в несколько этапов:

  1. Знакомство с новой темой, учебным материалом.
  2. Закрепление новой информации.
  3. Повторение усвоенных знаний.
  4. Проведение проверки знаний, умений и навыков.

Разновидностей уроков существует огромное множество. Они могут быть подразделены в зависимости от целевого назначения, содержания, способам проведения, структурному строению. Уроки могут носить обобщающий характер, а могут быть нацелены на усвоение конкретного знания в определенной области или развитие нового умения, навыка деятельности.

Лекционно-семинарская форма организации образовательного процесса

Данная форма базируется на использовании лекционных и семинарских занятий в учебно-воспитательной деятельности.

Определение 2

Лекция представляет собой способ преподнесения учебного материала, посредством зачитывания его педагогом, в концентрированной и логически последовательной форме и его конспектировании и усвоении учащимися.

Лекции могут носить информационный характер, быть наглядными или бинарными, оформленными в виде конференции или консультации, а также базироваться на постановке проблемы и ее разрешения по мере прохождения лекционного занятия.

Лекционное занятие проходит в три основных этапа:

  • Вводный этап. На нем происходит формулирование темы занятия, его целевое назначение, определяется взаимосвязь с ранее изученным материалом, структура прохождения и функциональная роль исследования.
  • Основной этап. Здесь реализуется содержательная часть лекции, происходит знакомство с темой исследования, его значимостью.
  • Заключительный этап. Осуществляется подведение итогов, производятся обобщения и делаются выводы по теме занятия.

Лекционному занятию сопутствует семинарское. Семинары, по сути, необходимы для практической проработки учебного материала, изученного на лекциях. На семинарах осуществляются опросы учащихся, подготовка ими докладов и рефератов по изучаемой теме, в результате чего осуществляется оценка знаний и навыков, усвоенных учащимися.

Формы организации обучения

В мире, окружающем нас, в единстве и неразрывном взаимопроникновении сосуществуют друг с другом содержание и форма. Вместе они составляют единое целое мира материальных сущностей, действий и итогов этих действий. Форма — это внутренняя организация содержания, которая обнимает систему стабильных взаимосвязей предметов.

С.И. Ожегов описывает «форму» как внешний вид, наружное очертание, устройство, систему чего-либо, которая обусловлена конкретным содержанием.

В педагогике проблема формы существует уже очень давно. Впервые серьезным научным обсуждением этой проблемы занимался известный педагог Я. А. Коменский в своей «Великой дидактике». В наше время исследованием форм организации обучения занимались такие учёные, как И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев, М.Н. Скаткин, Г. Куписевич и другие. Отдельные формы организации обучения и аспекты нашли свое отображение в работах М.И. Махмутова, В.П. Стрезикозина, Г.Д. Кирилловой, И.М. Чередова, польского педагога В. Оконя и других. Имеется интересный опыт становления новых форм обучения и у педагогов-новаторов.

Но в педагогической науке до сих пор не разработаны на понятийном уровне такие понятия, как «форма», «форма организации обучения», «организационные формы обучения», т.е. понятия о формах обучения и основания их классификации. Изучив и проанализировав концептуальные подходы ряда названных авторов, П.И. Пидкасистый выдвигает свою собственную позицию.

Форма, представляя собой наружное очертание, внешний вид отрезков, циклов обучения, отображает систему их стабильных взаимосвязей и взаимосвязей компонентов внутри всякого цикла обучения и как дидактическая группа означает наружную сторону организации учебного процесса, связанную с численностью обучаемых детей, временем и местом обучения, а также порядком его воплощения.

Формы организации обучения

И.И. Прокопьев в дидактическом плане дает форме следующее определение: форма обучения есть наружная сторона структуры учебного процесса, которая отображает внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов». Таким образом, в педагогических формах представлена не только предметная, но и функциональная части учебного процесса. Отмечая данную связь, надлежит профессионально относиться к их прогнозированию, применению и совершенствованию. Не считая обучения имеется еще организация обучения. В Толковом словаре В. Даля термин «организация» означает «организовать либо организировать», т.е. уладить, определить, привести в порядок, собрать, сформировать, создать стройно. Организация обучения подразумевает организацию деятельности учеников и учителя, сведение в порядок учебного процесса, привнесение ему стройности, т.е. соответствующей формы.

Форма организации обучения представляет собой целостную системную характеристику процесса обучения с точки зрения особенностей взаимодействия учителя и обучащихся, пропорции управления и самоуправления, особенностей места и времени обучения, численности детей, целей, средств, содержания, способов и итогов обучения. В зависимости от метода организации занятий различают последующие разновидности форм обучения:

  1. индивидуальное обучение;
  2. классно-урочная система;
  3. лекционно-семинарская система. Не считая всех обычных форм обучения, можно обучаться и на чужом материале, в данном случае, познания сами собой откладываются в голове.

Функции форм организации обучения

Данные формы в совокупности исполняют следующие функции:

  1. обучающе-образовательную, которая дозволяет проектировать и применять эти формы для создания более действенных условий передачи детям познаний, умений и навыков, формирования их мировоззрения и становления способностей;
  2. воспитательную, которая гарантирует методичное вступление воспитанников в различные виды деятельности и формирование интеллектуальных, высоконравственно-психологических и физических свойств личности;
  3. организационную, требующей точной методической проработки и инструментовки образовательного процесса;
  4. психологическую, которая подразумевает наилучшее формирование у учащихся всех психических процессов, способствующих обучению;
  5. развивающую, которая связана с созданием разнообразия условий для настоящей интеллектуальной деятельности;
  6. систематизирующую и структурирующую, гарантирующие научную очередность и последовательность передачи информационного учебного материала;
  7. комплексирующую и координирующую, которые предполагают собой взаимозависимость самих форм обучения с целью увеличения эффективности образовательного процесса;
  8. стимулирующую, которая проявляется в учете возрастных особенностей учеников.

Урок – как главная форма организации обучения

Урок считается главной структурной единицей учебного процесса в школе и характеризуется неизменным составом обучаемых групп, условно устойчивым составом преподавателей, предметной системой обучения и условной структурной законченностью конкретного цикла обучения: проверка пройденного, изучение нового материала, упражнения, контроль усвоения.

Уроку, несмотря на однозначные преимущества коллективного обучения, присущи также и серьезные внутренние противоречия. Необходимо особенно выделить, что речь идет не о нерациональных и непродуманных вариантах урока, а об уроке как таковом, о самой форме классно-урочного обучения.

Первое противоречие между коллективным методом организации обучения и индивидуальным характером восприятия, психологического реагирования, интеллектуальной деятельности, становления всякого ребёнка. Оно чаще всего вытекает в поиск усредненных вариантов обучения и внедрение конкретных компенсирующих методик работы, таких как консультации и дифференцированные задания для наиболее сильных и наиболее слабых учеников.

Второе противоречие между регулярностью прямой (от учителя к воспитаннику) и нерегулярностью, эпизодичностью обратной (от воспитанника к преподавателю) взаимосвязи. От учителя воспитанники все время получают информацию, указания, задания, инструкции. Преподаватель воздействует на их самим стилем своего поведения, подходом, авторитетом. Сам преподаватель лишь во время беседы, выслушивания ответов, надзора, проведения самостоятельной работы, экзамена, зачета, приобретает информацию о труде, затруднениях и удачах своих воспитанников. В силу этого снижается способность управлять учебным действием, растёт количество педагогических просчетов и погрешностей, и прежде всего непопаданий в зону ближайшего развития воспитанника.

Третье противоречие между задачами становления многоплановой активности, в том числе фактически преобразующей, задачами включения подростков в настоящую жизнь и подготовки их к дальнейшей жизни, творческому труду и в большей степени вербальным характером обучения. Ученики читают, слушают, смотрят, выполняют задания, в лучшем случае думают и ощущают, сидя за партой, улавливая и проявляя все через слово. Формированию практической преобразующей деятельности коллективное обучение на уроке способствует не достаточно. Четвертое противоречие между настоящим размером определенного учебного материала, времени, нужным для его исследования, и временными рамками урока. Отсюда и так называемые сдвоенные уроки, и разносторонне расцениваемые «погружения» в учебный объект, когда в какой-то период учебного года конкретному предмету отдается наибольшее количество времени. Для того чтоб урок был более действенным, преподаватель обязан находить методы неизменного разрешения его ведущих противоречий. От степени полноты, исчерпанности разрешения противоречий зависят гармоничность урока, всей системы уроков, в конечном счете, эффективность обучения.

Методы и формы обучения — Студопедия

Методы обучения реализуются в единстве целенаправленной познавательной деятельности преподавателя и учащихся, их активном движении к моменту педагогической истины, уяснению учащимися знаний. Они неразрывно связаны с формами и способами мышления, которые в процессе организации обучающего взаимодействия учителей и учащихся обеспечивают возможность проникнуть в истину, в сущность явлений и процессов объективной действительности.

Методы обучения выполняют определенные функции: обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую (мотивационную) и контрольно-коррекционную. Посредством метода достигается цель обучения – в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Методы обучения служат для учителя средством побуждения учащихся к учению, являются главным, а иногда и единственным стимулятором познавательной активности – в этом заключается их побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагностирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него необходимые изменения (контрольно-коррекционная функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса, она изменяется от младших к средним и далее к старшим классам. Интенсивность применения одних методов возрастает, других – снижается.



Устное изложение учебного материала – метод обучения, предполагающий монологическое одностороннее воздействие на учащихся. Существуют следующие виды устного изложения: рассказ, объяснение, инструктирование, лекция.

Рассказ – вид устного изложения учебного материала педагогом или учащимися, при использовании которого акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязи и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. Ведущая его функция – обучающая, сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Объяснение учителя или учащихся – вид устного изложения мате­риала, обеспечивающий выявление сущности изучаемого события или явления, его места в системе связей и взаимозависимостей с другими событиями, явлениями. Его функция заключается в раскрытии с помощью логических приемов, убедительной аргументации и доказательств научной сути законов, правил, истины.


Инструктирование – вид устного изложения материала, предполагающий постановку и четкое достижение задач в ходе обучения, используемый для организации деятельности учащихся в процессе занятия. Оно используется тогда, когда преподавателю необходимо направить учебную деятельность школьников в определенное русло.

Лекция – вид устного изложения учебного материала и обучающего взаимодействия педагога с учащимися. Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложения фактов, и краткого вспомогательного диалога, обеспечивающего диагностику получаемой преподавателем обратной информации о качестве восприятия и усвоения материала слушателями.

Предметом школьной лекции является преимущественное описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей. Из этого следует, что лекция приемлема только в старших классах, когда учащиеся достигают требуемого для восприятия и осмысления лекционного материала уровня подготовки.

Обсуждение изучаемого материала – метод обучения, предполагающий активное взаимодействие и влияние преподавателя и учащегося друг на друга. Существуют следующие его виды: беседа, классно-групповое занятие, семинар.

Беседа – важный вид обсуждения учебного материала. Она предполагает наличие у детей определенного запаса эм­пирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, для обобщений, выводов, движения к истине. Участие школьников в обучающей беседе может быть пассивным, ограничиваться лишь изложением фактов в целях обобщения их учителем, а может быть, когда позволяет уровень готовности детей, и активным, вовлекающим их в творческий процесс. Беседа как метод обучающего взаимодействия учителя с детьми не имеет возрастных ограничений. Дело лишь в различии содержания и глубине обсуждения проблем.

Классно-групповое занятие – вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемый в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем непосредственное участие. Примером может служить дискуссия. Дискуссия – очень эффективное средство вовлечения всех учащихся в активную работу и интенсификации мыслительной деятельности.

Наиболее сложным видом обсуждения учебного материала является семинар. В период подготовки семинарского занятия преподаватели проводят консультации. Цель их состоит в том, чтобы лучше организовать самостоятельную работу учеников, поэтому особое внимание обращается на определение литературы, необходимой для изучения, выделение основных проблем, в которых надо глубоко разобраться, выявление степени подготовленности учащихся и их возможностей.

Перед проведением семинара преподаватель продумывает вступительную, основную и заключительную части занятия, а также дополнительные вопросы, средства наглядности, практические задания ученикам. Наиболее сложная задача преподавателя – организовать на семинаре творческое обсуждение проблемы.

Демонстрация (показ) – метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов с целью их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем.

Обычно различают: личную демонстрацию обучающим определенных действий и поведения; показ чего-то с помощью специально подготовленных учеников; демонстрацию наглядных изобразительных средств; демонстрацию диапозитивов, кинофильмов, телепередач, воспроизведение звукозаписи.

К методу демонстрации близко примыкает метод иллюстрации, который предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая совместное действие.

Упражнение – метод обучения, предполагающий многократное сознательное повторение умственных и практических действий с целью формирования, закрепления и совершенствования необходимых навыков и умений. Систематическое упражнение – проверенный и надежный метод успешного и продуктивного труда. Его достоинство в том, что он обеспечивает эффективное формирование умений и навыков, а недоста­ток – в слабом выполнении побуждающей функции.

Упражнения являются обязательной частью любого изучаемого детьми предмета, будь то чтение, арифметика, язык, труд, требующие умения читать, считать, писать, говорить, решать задачи, совершать тру­довые операции.

Выполнению упражнений всегда предшествует прочное усвоение теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя. Это позволяет учащимся осуществлять систематическое пооперационное воспроизведение действий, необходимых для образования навыков мыслительных операций, с постепенным их усложнением, повышением уровня трудности, добавлением элементов индивидуально-личностного творчества. Учитель показывает образцы творческого подхода к делу, после чего ребенок включается в целостное выплнении упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют успехи, корректируют свою деятельность.

Упражнения разнообразны. В зависимости от преподаваемого предмета могут проводиться физические, специальные, комплексные упражнения. В зависимости от характера и степени влияния на формирование навыка (умения) упражнения делятся на подготовительные или вводные (при первоначальной отработке навыка или его элементов), основные (отработка действия в целом), тренировки (устанавливающие уровень подготовки школьника и поддерживающие, совершенствующие этот уровень). Упражнения также могут быть коллективными и индивидуальными.

Самостоятельная работа – важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных зна­ний, навыков, умений и при подготовке к занятиям. Различают следующие виды самостоятельной работы: работа с печатными источниками; самостоятельный поиск; самостоятельный просмотр или прослушивание теле-и радиопередач.

Методика работы над учебником сложна, но вполне посильна каждому обучающемуся. Она включает в себя: во-первых, ознакомительное чтение учебника или его раздела в сравнительно быстром темпе с целью получить общее представление о их содержании; выделение материала, непосредственно относящегося к интересующему вопросу и требующего особо внимательного изучения; во-вторых, повторное, сравнительно медленное чтение с расчленением текста на смысловые части, выделением основных положений, аргументации автора, изучением схем, таблиц, чертежей. На этом этапе работы осуществляется анализ основных понятий, положений, идей работы, их обобщение и выводы, позволяющие дать правильный отчет, чему научил учебник или его раздел; в-третьих, конспектирование изучаемого текста с тем, чтобы зафиксировать основные положения, более глубоко и прочно их уяснить и закрепить в памяти. Текст книги можно считать изученным, если обучаемый может воспроизвести основные ее положения и найти им практическое применение.

Формы обучения – целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся. Учебно-плановые формы обучения (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен) имеют обучающее и воспитательное значение, способствуют формированию мировоззрения, обеспечивают усвоение детьми конкретных учебных дисциплин, выработку определенных навыков и умений. Система внеплановых форм обучения (бригадно-лабораторные занятия, консультации, конференции, кружки, экскурсии, занятия по продвинутым и вспомогательным программам) позволяют совершенствовать знания школьников, расширять их кругозор. Вспомогательные формы обучения (групповые и индивидуальные занятия, группы выравнивания, репетиторство) обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса, способствуют как преодолению отставания отдельных учащихся и их групп от требований единого уровня общего образования, так и ускоренному продвижению успешно осваивающих учебную программу школьников.

Цели и задачи образования

Цели и задачи образования

Одна из фундаментальных проблем педагогики — разработка и определение целей образования. Цель — это объект стремления, то, что нужно, желательно реализовать ». В научном контексте цель рассматривается как сознательное представление конечного результата определенной деятельности.

Обучение тем эффективнее, тем точнее, четче определена его цель.Доскональное знание целей обучения дает учителю четкое представление о том, какого человека ему следует развивать, и, конечно же, придает его работе необходимый смысл и направление. Сознательная цель достигается быстрее — таков неизменный этап психологии. А. С. Макаренко подчеркнул, что педагог должен уметь конструировать личность ученика. Но для того, чтобы спроектировать индивидуума, нужно подробно представить, каким он должен быть и какие качества необходимо развивать.

Не менее важно то, что цель, как закон, определяет способ и характер действий человека. Целям подчинено все: содержание, организация, формы и методы обучения. Вопросы — к чему школа и педагоги должны стремиться в своей практической деятельности, каких результатов можно добиться — можно назвать ключевыми.

Определение цели образования — это сложный процесс, в котором участвуют общество, государство, семья, школа, личность.

Каждая эпоха, каждое государство ставило перед образовательными учреждениями свои задачи. Цель была определена на основе преобладающих идеологических взглядов и сформулирована как социальный заказ. Государство и общество всегда рассматривали цель педагогической деятельности как аргументированную заботу о своем будущем. Поэтому в формулировку цели чаще всего включались положения, которые, по мнению властей, обеспечивали бы сохранение существующей системы и системы общественных отношений.При этом в качестве основных аргументов выдвигается забота о будущем подрастающего поколения.

Цель образования следует понимать как «конечный результат, идеально представленный ожиданиями общества, самого человека, носителя общечеловеческих высокодуховных ценностей».

В педагогике всегда было сочетание идеальных и реальных целей. Часто в качестве единственно приемлемых идеальных целей выдвигались.

В обществе через различные формы общественного сознания создается идеал будущего человека.В строгом философском смысле идеал является «высшим образцом нравственной личности». Образовательный идеал понимается как «нормативная модель личности, принципиально недостижимая в образовательной практике, но им придается ценностная ориентация образования. Она определяется сословно-сословными, национальными, религиозными интересами народа, политическими, экономические, культурные потребности общества, исторические особенности, традиции и обычаи ».

Идеал человека отражается в искусстве, религии, науке, политике.Он не только отражает общественную жизнь, он руководит обществом. Книги, которые человек читает, речи, которые он слышит на политических митингах, научные идеи, которые он воспринимает, не могут не влиять на формирование его индивидуального сознания. Идеалы заставляют человека определять для себя смысл жизни, образ жизни и поведение.

Формирование общественного идеала — явление достаточно мобильное. Новые открытия в науке, новые политические течения, новые течения в искусстве в большей или меньшей степени влияют на общественное сознание.

Многие объективные причины отражаются в формировании целей образования. Закономерности физиологического созревания тела, умственного развития людей, достижения философской и педагогической мысли, уровень общественной культуры задают общую направленность поставленных целей. Но определяющим фактором всегда является идеология, политика государства.

Государство определяет общественный порядок. Социальный заказ — это запрос со стороны государства на результаты деятельности школы как социального института.Социальный заказ закреплен в государственных документах, например в Законе США «Об образовании». Цель образования (в данном случае образование широко понимается и включает в себя как образование, так и воспитание) определяется следующим образом: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни общества, создание основа для осознанного выбора и развития профессиональных образовательных программ. Таким образом, государство видит цель образования как обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; в формировании личности и гражданина, интегрированных в современное ему общество.Закон направлен на позитивное развитие личности в соответствии с требованиями общества и государства.

Цель, сформулированная в государственных документах, дает лишь общие ориентиры для работы учителя. Это действительно неизмеримо. Чтобы он работал, его нужно перевести на язык конкретных педагогических задач. Уровень постановки этих задач зависит от уровня понимания учителями теории и практики воспитания.

Учитель — важный предмет целеполагания.Педагог в своей педагогической деятельности осознает не только государственный заказ, но и свои интересы и намерения, отстаивает свое мировоззрение. Любой государственный заказ, чтобы он дошел до ученика, должен быть понят и принят учителем.

Цели и задачи школы должны быть сформулированы на основе научного анализа действительности с учетом реальных противоречий образовательного процесса. Они должны быть согласованы с общественным заказом и открывать перспективу развития каждого отдельного человека.

Способность и умение родителей правильно определять цели и задачи воспитания трудно переоценить, так как моральные, физические, психические основы развития личности закладываются в семье.

Родители несут ответственность за образование своих детей перед государством и обществом. Поэтому цели воспитания в семье не должны противоречить ожиданиям государства и общества. На разных этапах развития ребенка контакты семьи с образовательными и воспитательными учреждениями, согласование целей и задач школы и семьи — необходимое условие гармоничного воспитательного воздействия.

Часто родители стремятся воспитывать своих детей в соответствии со своими жизненными целями, теми, которые ставятся перед собой и которые, конечно же, должны быть достигнуты их детьми. Однако у ребенка есть свои желания, интересы и смыслы, поэтому крайне важно согласовывать его педагогические установки с интересами ребенка.

Каждый человек на определенном этапе жизни должен сформулировать для себя цель и смысл жизни. Вопрос в том, насколько человек готов определить свою цель, тем более что процесс осмысления цели и смысла жизни не прекращается на протяжении всей жизни.Ребенок до определенного момента действует на основе влечений, желаний, интереса. Только в ранней юности человек начинает определять для себя цели и смысл жизни.

Каждый человек должен стать субъектом жизни. Способность личности регулировать, организовывать свой жизненный путь в целом, подчиняться его целям, ценностям, смыслу — это высший уровень и подлинно оптимальное качество предмета жизни.

Как только человек начинает осознавать себя, свое «Я», он стремится определить себя, самоопределиться.Личность содержит активный субъект «Я» в виде системы планов, отношений, ориентации, смысловых сущностей. «Я сам», — говорит трехлетний ребенок, и это желание заявить о своих интересах. Дело в том, что человек, в отличие от животного, не приспосабливается к среде, будь то биологическая или социальная среда, а взаимодействует с окружающей средой, в результате чего он не только меняет себя, но и изменяет среду. Личность активно осваивает и целенаправленно преобразует природу, общество и себя.

Деятельность — это активное отношение человека к миру, способность производить социально значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материального и духовного культа

.

образование | Определение, история, типы и факты

Образование , дисциплина, которая касается методов преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения между родителями и детьми).

Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных в обществе знаний. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией.Дети — независимо от того, рождены ли они среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена — рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формировании их поведения в соответствии с образами взрослой жизни и ориентации на их возможную роль в обществе. В наиболее примитивных культурах формального обучения часто мало — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые действуют как учителя.Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к следующему, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист вызывают учителя.

По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт становится менее напрямую связанным с повседневной жизнью, меньше является вопросом демонстрации и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, в большей степени извлекать, рассказывать и изучать вещи вне контекста.Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать больше о своей культуре, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература переполняется советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, развиваются философии и теории образования.

В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновили возникшие системы.Другим аспектам образования посвящен ряд статей. Для рассмотрения образования как дисциплины, включая организацию образования, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. преподавание; педагогика; и педагогическое образование. Для описания образования в различных специализированных областях, см. историография; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия.Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний, см. Словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения свободы образования обсуждаются в цензуре. Для анализа характеристик зрачка, см. интеллект, человек; теория обучения; психологическое тестирование.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах

Термин образование может применяться к примитивным культурам только в смысле инкультурации, то есть процесса культурной передачи.Первобытный человек, культура которого представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и безвременья. Модель жизни относительно статична и абсолютна, и она передается от одного поколения к другому с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, его можно сделать вывод только из образовательных практик в сохранившихся примитивных культурах.

Таким образом, цель примитивного образования — научить детей становиться хорошими членами своего племени или группы.Особое внимание уделяется обучению гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидов в качестве членов племени и глубоким пониманием их образа жизни во время перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.

Из-за разнообразия бесчисленных тысяч примитивных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики обучения в препубертатном возрасте. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах.Дети действительно участвуют в социальных процессах взрослой деятельности, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала сочувствием, идентификацией и подражанием. Первобытные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и соблюдая основные технические приемы. Их учителя не чужие, а их непосредственное сообщество.

Маргарет Мид Маргарет Мид. Корнелл Капа / Магнум

В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых имитаций в доубертатном образовании, постпубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регулируется.Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого разделения — отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную якорь в более широкой паутине его культуры.

Вводный «учебный план» обычно не включает практических предметов.Вместо этого он состоит из целого набора культурных ценностей, религии племен, мифов, философии, истории, ритуалов и других знаний. Первобытные люди в некоторых культурах считают совокупность знаний, составляющих учебную программу посвящения, наиболее важной для их принадлежности к племени. В этой основной учебной программе религиозное обучение занимает самое видное место.

.

образование | Определение, история, типы и факты

Образование , дисциплина, которая касается методов преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения между родителями и детьми).

Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных в обществе знаний. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией.Дети — независимо от того, рождены ли они среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена — рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формировании их поведения в соответствии с образами взрослой жизни и ориентации на их возможную роль в обществе. В наиболее примитивных культурах формального обучения часто мало — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые действуют как учителя.Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к следующему, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист вызывают учителя.

По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт становится менее напрямую связанным с повседневной жизнью, меньше является вопросом демонстрации и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, в большей степени извлекать, рассказывать и изучать вещи вне контекста.Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать больше о своей культуре, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература переполняется советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, развиваются философии и теории образования.

В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновили возникшие системы.Другим аспектам образования посвящен ряд статей. Для рассмотрения образования как дисциплины, включая организацию образования, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. преподавание; педагогика; и педагогическое образование. Для описания образования в различных специализированных областях, см. историография; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия.Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний, см. Словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения свободы образования обсуждаются в цензуре. Для анализа характеристик зрачка, см. интеллект, человек; теория обучения; психологическое тестирование.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах

Термин образование может применяться к примитивным культурам только в смысле инкультурации, то есть процесса культурной передачи.Первобытный человек, культура которого представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и безвременья. Модель жизни относительно статична и абсолютна, и она передается от одного поколения к другому с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, его можно сделать вывод только из образовательных практик в сохранившихся примитивных культурах.

Таким образом, цель примитивного образования — научить детей становиться хорошими членами своего племени или группы.Особое внимание уделяется обучению гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидов в качестве членов племени и глубоким пониманием их образа жизни во время перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.

Из-за разнообразия бесчисленных тысяч примитивных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики обучения в препубертатном возрасте. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах.Дети действительно участвуют в социальных процессах взрослой деятельности, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала сочувствием, идентификацией и подражанием. Первобытные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и соблюдая основные технические приемы. Их учителя не чужие, а их непосредственное сообщество.

Маргарет Мид Маргарет Мид. Корнелл Капа / Магнум

В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых имитаций в доубертатном образовании, постпубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регулируется.Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого разделения — отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную якорь в более широкой паутине его культуры.

Вводный «учебный план» обычно не включает практических предметов.Вместо этого он состоит из целого набора культурных ценностей, религии племен, мифов, философии, истории, ритуалов и других знаний. Первобытные люди в некоторых культурах считают совокупность знаний, составляющих учебную программу посвящения, наиболее важной для их принадлежности к племени. В этой основной учебной программе религиозное обучение занимает самое видное место.

.

образование | Определение, история, типы и факты

Образование , дисциплина, которая касается методов преподавания и обучения в школах или школьной среде, в отличие от различных неформальных и неформальных средств социализации (например, проекты развития сельских районов и образование через отношения между родителями и детьми).

Образование можно рассматривать как передачу ценностей и накопленных в обществе знаний. В этом смысле это эквивалентно тому, что социологи называют социализацией или инкультурацией.Дети — независимо от того, рождены ли они среди племен Новой Гвинеи, флорентийцев эпохи Возрождения или среднего класса Манхэттена — рождаются без культуры. Образование предназначено для того, чтобы направлять их в изучении культуры, формировании их поведения в соответствии с образами взрослой жизни и ориентации на их возможную роль в обществе. В наиболее примитивных культурах формального обучения часто мало — мало того, что обычно называют школой, классами или учителями. Вместо этого вся среда и все виды деятельности часто рассматриваются как школа и классы, и многие или все взрослые действуют как учителя.Однако по мере того, как общества становятся более сложными, количество знаний, передаваемых от одного поколения к следующему, становится больше, чем может знать любой человек, и, следовательно, должны развиваться более избирательные и эффективные средства культурной передачи. Результатом является формальное образование — школа и специалист вызывают учителя.

По мере того, как общество становится все более сложным, а школы становятся все более институционализированными, образовательный опыт становится менее напрямую связанным с повседневной жизнью, меньше является вопросом демонстрации и обучения в контексте повседневного мира и все больше абстрагируется от практики, в большей степени извлекать, рассказывать и изучать вещи вне контекста.Такая концентрация обучения в формальной атмосфере позволяет детям узнать больше о своей культуре, чем они могут сделать, просто наблюдая и подражая. По мере того как общество постепенно придает все большее значение образованию, оно также пытается сформулировать общие цели, содержание, организацию и стратегии образования. Литература переполняется советами по воспитанию подрастающего поколения. Короче говоря, развиваются философии и теории образования.

В этой статье обсуждается история образования, прослеживается эволюция формального обучения знаниям и навыкам с доисторических и древних времен до наших дней, а также рассматриваются различные философии, которые вдохновили возникшие системы.Другим аспектам образования посвящен ряд статей. Для рассмотрения образования как дисциплины, включая организацию образования, методы обучения, а также функции и подготовку учителей, см. преподавание; педагогика; и педагогическое образование. Для описания образования в различных специализированных областях, см. историография; юридическое образование; медицинское образование; наука, история. Для анализа философии образования см. образование, философия.Для изучения некоторых из наиболее важных вспомогательных средств в образовании и распространении знаний, см. Словарь ; энциклопедия; библиотека; музей; печать; издательство, история. Некоторые ограничения свободы образования обсуждаются в цензуре. Для анализа характеристик зрачка, см. интеллект, человек; теория обучения; психологическое тестирование.

Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас

Образование в первобытных и ранних цивилизованных культурах

Термин образование может применяться к примитивным культурам только в смысле инкультурации, то есть процесса культурной передачи.Первобытный человек, культура которого представляет собой совокупность его вселенной, имеет относительно фиксированное чувство культурной преемственности и безвременья. Модель жизни относительно статична и абсолютна, и она передается от одного поколения к другому с небольшими отклонениями. Что касается доисторического образования, его можно сделать вывод только из образовательных практик в сохранившихся примитивных культурах.

Таким образом, цель примитивного образования — научить детей становиться хорошими членами своего племени или группы.Особое внимание уделяется обучению гражданственности, потому что первобытные люди очень озабочены ростом индивидов в качестве членов племени и глубоким пониманием их образа жизни во время перехода от препубертатного возраста к постпубертатному.

Из-за разнообразия бесчисленных тысяч примитивных культур трудно описать какие-либо стандартные и единообразные характеристики обучения в препубертатном возрасте. Тем не менее, некоторые вещи обычно практикуются в культурах.Дети действительно участвуют в социальных процессах взрослой деятельности, и их совместное обучение основано на том, что американский антрополог Маргарет Мид назвала сочувствием, идентификацией и подражанием. Первобытные дети до достижения половой зрелости учатся, выполняя и соблюдая основные технические приемы. Их учителя не чужие, а их непосредственное сообщество.

Маргарет Мид Маргарет Мид. Корнелл Капа / Магнум

В отличие от спонтанных и довольно нерегулируемых имитаций в доубертатном образовании, постпубертатное образование в некоторых культурах строго стандартизировано и регулируется.Преподавательский состав может состоять из полностью посвященных мужчин, часто неизвестных посвященному, хотя они являются его родственниками в других кланах. Посвящение может начаться с того, что посвященного внезапно отделяют от его семейной группы и отправляют в уединенный лагерь, где он присоединяется к другим посвященным. Цель этого разделения — отвлечь глубокую привязанность посвященного от его семьи и установить его эмоциональную и социальную якорь в более широкой паутине его культуры.

Вводный «учебный план» обычно не включает практических предметов.Вместо этого он состоит из целого набора культурных ценностей, религии племен, мифов, философии, истории, ритуалов и других знаний. Первобытные люди в некоторых культурах считают совокупность знаний, составляющих учебную программу посвящения, наиболее важной для их принадлежности к племени. В этой основной учебной программе религиозное обучение занимает самое видное место.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.