Формирование профессиональной направленности старших школьников
Формирование профессиональной направленности старших школьников.
Молодые люди, после окончания 11 класса, а иногда и раньше, принимает решение о выборе профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.
Поэтому, весьма важно, прежде чем выбирать свою будущую профессию пройти профессиональную ориентацию.
Формирование профессиональной направленности человека происходит в школьные и юношеские годы. В подростковом возрасте расширяется круг интересов и склонностей, появляется стремление к участию в труде. Необходимость и возможность ранней профориентации не вызывает сомнений в плане профессионального просвещения, развития профессионального самосознания, формирования личностных качеств, необходимых для сознательной трудовой деятельности, так как 14-15 лет — возраст интенсивного формирования интегративных качеств личности, осознания собственного «я», зарождения осмысленных жизненных планов, резких смен интересов, привязанностей и ценностных представлений.
Наибольшая интенсивность формирования профессиональных склонностей у школьников отмечается в период
от 12 до 13 лет. Профессиональные склонности приобретают стабильный характер в возрасте 14-15 лет. У
девочек первое ранговое место занимает деятельность типа «человек-природа», второе – «человек-
художественный образ», третье – «человек-человек»; у мальчиков – соответственно «человек-техника»,
«человек-природа», «человек-человек».
«Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом» . А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков определяют профессиональную ориентацию как деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии, в свою очередь социально-профессиональную ориентацию характеризуют как подготовку молодежи к выбору профессии и своего места в обществе
При проведении профессиональной ориентации в школе должны учитываться желания учащихся, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности личности, а также потребности общества. Одним из важнейших принципов профессиональной ориентации является создание условий для свободного выбора профессии.
цели профориентации:
— обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
— достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
— прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
— содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
В качестве задач можно выделить:
- формирование профессиоведческой компетенции, т.е. ознакомление с миром профессий, классификацией и социально-психологической характеристикой, а так же типовыми сценариями профессиональной биографии;
- развитие профессиоведческих компетенций: коммуникативных и презентационных навыков, умений по трудоустройству и самомаркетингу, способностей в области проектирования своего карьерного роста;
- обеспечение психологически компетентного сопровождения профессиональной жизни человека с начала профессиональной дифференциации интересов и склонностей до завершения профессиональной биографии. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие. — М.: Академический проект, 2004. — С. 9.
Наиболее важные проблемы профессиональной ориентации:
- Определение потребностей общества в специалистах различного профиля и квалификации;
- Установление особенностей профессий с точки зрения требований, предъявляемых к определенным качествам человека, которые обеспечивают успех в освоении профессий;
- Изучение психофизиологических и других качеств личности для определения соответствия их требованиям профессий, т. е. выявление наилучшего соответствия индивидуально-типологических особенностей людей тем или иным видам труда;
- Оценка состояния здоровья школьников и молодежи для обеспечения соответствия его избираемой профессии с целью сохранения и укрепления в процессе трудовой деятельности.
- Разрешение трех последних проблем составляет непосредственную задачу медико-физиологической профессиональной консультации. Гигиенической наукой создан фундамент, обеспечивающий качественное проведение медико-физиологической профессиональной консультации, являющейся важнейшим разделом профориентационной работы.
Профпригодность — это соответствие личностных характеристик обследуемого требованиям профессиограммы, его способность овладеть данной профессиональной деятельность( Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. — М.: Академический проект, 2005. — С. 324).
Е.А. Климов выделяет такие основные компоненты профессиональной пригодности: гражданские качества, отношение к труду профессии, склонности и интересы к данной области деятельности, общая дееспособность, единичные, частные и специальные способности, а так же навыки, знания и опыт ( Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. — М.: ЮНИТИ, 1998. — С.101 — 102.).
Профессионально пригодный подросток способен успешно овладеть профессией за время обучения, совершенствоваться в ней при работе и работать длительное время без ущерба для здоровья.
Значение и необходимость врачебной профессиональной консультации обусловлены тем, что многие подростки в той или иной степени ограничены в выборе профессий из-за отклонений в состоянии здоровья, в связи с наличием у них хронических заболеваний, дисфункций. Около 50% учащихся 8-10-х классов ограничены в свободном выборе профессии. Наиболее частыми причинами такого ограничения являются отклонения в состоянии зрительного анализатора (близорукость, дальнозоркость), требующие ношения очков, что допустимо не на всех работах. Серьезными причинами ограничения в выборе профессии являются заболевания и отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и нервной системы, занимающие среди причин ограничений соответственно второе и третье места.
Состояние здоровья — важный фактор, в большой степени определяющий выбор профессии. Формирование профессиональных интересов без учета возможностей организма приводит в дальнейшем к обострению имеющихся заболеваний и создает предпосылки для инвалидности.
Основная сущность рекомендации подросткам при том или ином виде деятельности заключается в том, чтобы труд не только не оказывал отрицательного влияния на их здоровье, но и стимулировал бы дальнейшее улучшение их физического развития и обеспечивал оптимальные условия для высокой производительности труда. Врач должен, основываясь на интересе ученика к профессии, определить его пригодность к ней с учетом состояния здоровья.
Профессиональная пригодность — наиболее полное соответствие функциональных возможностей организма требованиям, предъявляемым профессией как в плане преимущественного использования наиболее развитых функций, так и в плане охраны функционально неполноценного органа или системы.
В соответствии с законодательством все подростки, поступающие на работу или профессиональное обучение, проходят полное медицинское обследование. Только после медицинского освидетельствования подросток получает заключение о профессиональной пригодности к избранной профессии.
Профессиональный отбор ставит перед врачом конкретные задачи: он призван решить вопрос о годности человека к избранной им профессии по состоянию здоровья. В конкретных условиях деятельности врач призван ответить на вопрос «да» либо «нет», учитывая при этом многие факторы, основными из которых являются характер и условия труда в избранной профессии, известные научные данные о возможном влиянии их на состояние патологического процесса и, наконец, возможность освоения профессии при наличии определенных дефектов в состоянии здоровья. Это и составляет главные принципы определения профессиональной пригодности, осуществляемого врачом.
Противопоказания к выбору профессий определяются прежде всего характером заболевания и тяжестью его течения.
Для каждого заболевания может быть несколько противопоказанных профессионально-производственных факторов. Например, при болезнях нервной системы противопоказаны нервно-эмоциональное напряжение, шум, вибрация, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсичными веществами. Для правильного и более объективного решения вопроса о профессиональной пригодности лиц с отклонениями в состоянии здоровья подростковый врач пользуется утвержденным Министерством здравоохранения Перечнем медицинских противопоказаний к приему подростков на работу и профессиональному обучению. Перечень медицинских противопоказаний является официальным документом при врачебном заключении о профессиональной пригодности подростка. В настоящее время разработаны санитарные характеристики профессий и перечни медицинских противопоказаний и показаний к приему подростков на профессиональное обучение.
По результатам целевого медицинского осмотра и с учетом данных динамического наблюдения, содержащихся в медицинской документации, составляется заключение о профессиональной пригодности к избранному профилю трудового обучения. Данные врачебного заключения являются основой для профессионального отбора по медицинским показаниям при поступлении на работу или обучении подростков.
Особенности формирования профессиональной направленности учащихся среднего профессионального образования
В статье говорится об особенностях формирования профессиональной направленности учащихся среднего профессионального образования. Рассматриваются понятия направленность личности, мотивационная сфера.
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан — 2050». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде.
Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. Результатом обучения учащихся должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.
Знания и профессиональные навыки — ключевые ориентиры современной системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Из Послания Президента Казахстана Н.А.Назарбаева «Казахстанский путь — 2050», чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией [1].
Для развития высокой успеваемости, обеспечения учащихся разносторонними знаниями и развития всесторонне развитой личности, мы должны обратить внимание на применении новых технологий как средства повышения профессиональной направленности учащихся колледжа.
Подготовка в условиях технического и профессионального образования будущего специалиста нового типа, обладающего способностью к синтезу знаний, стремлением к постоянному совершенствованию и обновлению знаний, непрерывному профессиональному развитию, предполагает формирование профессиональной направленности как основного свойства личности профессионала.
В понятии профессиональная направленность можно выделить отдельные стороны, выражающие её содержательную и динамическую характеристики.
Полнота и уровень направленности несут содержательно-личностную характеристику профессиональной направленности.
При определённых условиях значимым для человека могут стать связанные с профессией факторы: её творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, её общественная значимость, условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера.
Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребности, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения [2].
Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью и важностью формирования профессиональной направленности как основного свойства личности профессионала и слабой мотивированностью учащихся к овладению профессионально-важными качествами.
В общепсихологических теориях личности направленность выступает как качество, определяющее ее психологический склад.
Под направленностью личности С.Л.Рубинштейн понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два взаимосвязанных момента: предметное содержание (содержательный момент), обозначающее определенный предмет направленности; напряжение (собственно-динамическая тенденция), определяющее источник направленности [3].
Необходимо отметить, что А.Н.Леонтьев, ядром личности называл систему относительно устойчивых, иерархизированных мотивов как основных побудителей деятельности. Одни мотивы, побуждая к деятельности, придают ей личностный смысл (смыслообразующие) и определенную направленность, другие играют роль побудительных факторов. Распределение функций смыслообразования и побуждения между мотивами одной деятельности позволяет понять главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, то есть увидеть иерархию мотивов [4].
С позиции Л.И. Божович направленность личности понимали как систему устойчиво доминирующих мотивов, которые определяют целостную структуру личности. В контексте данного подхода зрелая личность организует свое поведение в условиях действия нескольких мотивов; выбирает цели деятельности и с помощью специально организованной мотивационной сферы регулирует свое поведение таким образом, чтобы были подавлены нежелательные, хотя и более сильные мотивы [5].
Следует отметить, что структуру направленности составляют три группы мотивов: общественно-альтруистические, гуманистические, личные, деловые.
Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Однако, не следует напрямую связывать развитие мотивационной сферы человека с количеством имеющихся у него разнообразных потребностей, склонностей, интересов. Конечно, плохо, когда сфера интересов человека слишком заужена и ограничена только одним-двумя видами развлечений, аспектами профессиональной деятельности и т. п. Но вряд ли можно приветствовать и другую крайность, когда человек проявляет интерес ко всему, серьезно ничем не занимаясь.
Кроме того, мотивационную сферу как подструктуру личности — по В.И. Ковалеву — составляют не столько актуальные потребности и актуальные мотивы, сколько потенциальные мотивы: направленность личности, интересы, мотивационные установки, желания [6].
Иерархизированность мотивационной сферы — отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии, с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие — подчиненное; одни используются чаще, другие — реже.
В исследовании М.А. Добрынина профессиональная направленность рассматривается в системе взаимодействия семьи, школы, общественности. Эксперимент автора основывается на предположении, что предварительное знакомство с избираемым видом трудовой деятельности и интерес к нему является основой для высокой убежденности и ответственности перед обществом при осуществлении профессионального выбора [7].
В работе Н.К. Елаева рассматриваются условия формирования профессиональной направленности учащихся, основные мотивы и время выбора ими будущей профессии. Изучены условия возникновения и развития профессиональных интересов учащихся, факторы влияния местной среды на формирование профессиональной направленности [8].
Однако в этой работе прослеживается тенденция рассмотрения профессиональной направленности и как процесса развития интересов у учащихся к избираемым профессиям, что, конечно же, не исчерпывает всего содержания процесса формирования профессиональной направленности.
Обратить внимание следует на позицию С.С.Мартынова, который рассматривал формирование профессиональной направленности учащихся как ведущее звено процесса профессиональной ориентации.
Исследователь считает, что профессиональная направленность — одна из сторон общей направленности личности. Она имеет большую социальную и нравственную значимость, показывает особенности отношения человека к избираемой профессии, к людям, занимающимся соответствующей трудовой деятельностью, к соответствующим сферам производства.
С.С.Мартынов в дополнение к качественным характеристикам профессиональной направленности, данным К.К.Платоновым (уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность), приводит такое ее качество, как динамичность[9].
Связывая проявления динамичности в форме «борьбы мотивов», автор приходит к выводу, что победившие в «борьбе мотивов» и ставшие доминирующими в поведении учащегося при выборе профессии потребности, желания, интересы, склонности, морально-этические качества личности приводят к определенной установке, установка к решению выбрать профессию, а дальше идет процесс реализации данного решения.
Динамику развития профессиональной направленности можно представить следующим образом: на базе элементарных потребностей у человека появляются влечения, постепенно преходящие в желания. Желания вначале проявляются как эмоциональное состояние, затем это состояние, становясь все более устойчивым, превращается в мотив деятельности, возникает фиксированная установка на выбор профессии.
На базе стремлений и желаний в процессе труда, общения возникают различные интересы и склонности. На основе различных интересов и склонностей формируются мировоззрения и идеалы. Сформированные устойчивые идеалы, ставшие убеждениями, определяют направленность личности.
Проблема формирования профессиональной направленности личности в процессе обучения — одна из центральных в профессиональной психологии.
Анализ наиболее распространенных определений профессиональной направленности личности, проведенный с учетом специфики исследований различных авторов, сопоставление компонентов, определяющих содержание этого понятия, позволяет сделать некоторые обобщения и выводы:
- профессиональная направленность — одна из общих сторон направленности личности;
- она иллюстрирует отношение личности к тем или иным видам деятельности личности, профессиям, людям, занимающимся соответствующей трудовой деятельностью, к соответствующим средствам производства;
- профессиональная направленность развивается вместе с развитием и составлением общей направленности личности, определяется ею. В свою очередь, характер и уровень развития профессиональной направленности влияет на качество общей направленности;
- профессиональная направленность формируется в деятельности;
- бесспорным компонентом профессиональной направленности является профессиональный интерес, подкрепляемый склонностью к соответствующей деятельности;
- профессиональная направленность составляет основу профессионального самоопределения [10].
Изучение особенностей индивидуального развития личности учащихся, потребностей общества в кадрах, активное включение в сам процесс формирования, развитие потребности в определенной профессии.
Мы можем сделать вывод — раннее профессиональное развитие учащихся способствует формированию профессионального интереса на основе познавательного. С появлением установок заканчивается процесс развития профессиональной направленности.
Однако задача состоит в том, чтобы выбор профессии оказывался логическим следствием постепенного повышения уровня профессиональной направленности, т.е. формирование в процесс обучения деятельностно-смыслового единства совпадения ценностно-смыслового (формирования жизненных смыслов) и предметно-действенного (выбор адекватной смыслу деятельности) аспектов деятельности.
Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы
Ключевые слова: профориентацию, специальность, профессия, способность
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением.
Е. А Климов подчеркивал важность профориентационной работы: «Надо всячески помогать подростку получить широкую ориентировку в мире профессии. Он должен стать автором проекта и строителем своего жизненного пути» [1].
Сейчас профессиональная ориентация как научная проблема и определенная совокупность практических мероприятий имеет глубокие исторические корни. Она привлекала внимание многих поколений ученых и вызывала живой интерес у психологов и педагогов.
Психологический словарь определяет, «профессиональную ориентацию (профориентацию) как систему мер, направленную на оказание помощи молодежи в выборе профессии». Она по своей сути представляет собой систему мероприятий, направленных на формирование у молодежи профессионального самоопределения, готовности к сознательному и обоснованному выбору профессии в соответствии со своими интересами, желаниями, склонностями, способностями и с учетом имеющихся общественных потребностей в специалистах различного профиля.
В этой связи важное значение принимают определение основных понятий: «профессия» и «специальность».
Профессия (от лат. professio. — объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования [2]. В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».
Специальность (лат. specialis — особенный) — это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Мотив — причина, побуждающая к деятельности, а цель — это то, к чему стремится человек, выполняя определенную работу.
Таким образом, происходит осмысление собственных потребностей, выстраивается их иерархия, распределяются предпочтения, возникают интересы, которые в динамике своего развития могут превратиться в склонности, формируются ценности, оформляются мотивы, определяются цели, изучаются внешние условия, которые будут способствовать или препятствовать достижению цели. После чего принимается решение на деятельность, т. е. происходит самоопределение.
В нашем понимании для грамотного проведения профориентационной работы необходимо учитывать, что воздействовать на потребности ученика бывает очень сложно, еще сложнее их изменить.
В отличие от потребностей ценности не есть догма, заданность, они меняются во времени и в пространстве, в течение жизни человека; отличаются по национальному признаку, меняются при переходе общества из одной социально-экономической формации к другой. Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций.
Мотивы и цели более подвижны, чем ценности. Поэтому профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. В этом контексте большая роль в профориентационной работе должна отводиться изучению личности школьника. Необходимо вовремя выявить, какими ценностными ориентациями руководствуется старшеклассник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы.
В процессе изучения личности школьника в целях профессионального самоопределения большое значение имеют его профессиональные интересы.
Под профессиональным интересом понимают «непосредственное эмоциональное практико-познавательное отношение к профессии, при благоприятных условиях переходящее в направленность личности на конкретную профессиональную деятельность, мотивы и цели которой совпадают» [3]. Так как профессиональный интерес возникает и развивается в деятельности, то одной из его важных характеристик служит целенаправленная деятельность личности. Профессиональный интерес способствует формированию профессиональной направленности личности.
Однако, как известно, деятельность личности определяется не только побуждениями в прямом смысле этого слова — потребностями, мотивами, целями, интересами, но также знаниями, умениями и навыками. По отношению к знаниям, умениям и навыкам способности человека выступают как некоторая возможность.
Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудиться с желанием. Если человек при этом добивается еще и определенных результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности. Основным показателем способности следует считать легкость усвоения новых знаний, быстроту совершенствования умений и достижение высоких результатов деятельности. Говоря о выявлении способностей учащихся в целях профориентации, мы имеем в виду склонности к овладению не только знаниями школьной программы, но и определенными профессиями.
В науке способности классифицируются на врожденные и приобретенные. Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности.
Для определения эффективности профориентационной работы необходимо рассматривать профессиональное самоопределение учащихся в динамике (состояние на «входе» и «на выходе»), видеть какие существенные изменения произошли в сознании подростка и юноши (девушки). Важно следить за тем, как идет процесс формирования ценностей, становление мотивов и целей, развитие интересов и способностей.
Согласно И. С. Кону, профессиональное самоопределение начинается далеко в детстве и заканчивается в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. Для данного исследования важно рассмотреть процесс формирования профессионального самоопределения средствами профориентационной работы на школьном этапе [4].
Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Успех профориентационной работы на уроке во многом зависит от умения учителя связать профориентационный материал с программным, сформировать положительное отношение у старшеклассников к тому или иному виду деятельности, от его знаний и владения методами обучения.
Важным звеном в профориентационной работе школы является работа с родителями. Представления родителей о «правильном» выборе часто отстают от реальной жизни и больше соотносятся с уже прошедшими социально-экономическими периодами развития страны. Причина этого в появлении на рынке труда большого количества новых профессий. Не всегда родители знают и объективно оценивают интересы и способности детей. Нередко их советы основываются на «престижности» той или иной профессии. Зачастую родители современных подростков не имеют позитивного опыта жизни в изменившихся условиях, находятся в ситуации тотального неуспеха. Родителям нынешних подростков не только сложно предположить, какие ценности будут адекватны завтрашнему дню, но еще и передать своему ребенку те ценностно-нормативные модели, которым они не следуют сами и не всегда могут полностью их принять [5]. Исходя из этого, возникает необходимость профориентационной работы и с родителями учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые положительные результаты, профориентация в современных условиях все еще не достигла своей главной цели — формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах. Поднятие качества профориентационной работы на должный уровень является первостепенной и главной задачей не только средних общеобразовательных, но и высших профессиональных учреждений.
Литература:
- Климов Е. А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. М.: Просвещение. 1990. 150 с.
- Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошенко. М.: Политиздат. 1990. 494 с.
- Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности / М. Т. Громкова. М. 2003. 415 с.
4. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. М.: Просвещение. 1989. 254 с.
- Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластенина. М. 2002. 144 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профориентационная работа, профессиональное самоопределение, профессиональный интерес, профессия, вид деятельности, деятельность, знание, мотив выбора профессии, профессиональная ориентация, развитие интересов.
Профессиональная направленность как средство формирования личности студентов
Профессиональная направленность как средство формирования личности студентов
Аннотация. В статье рассматривается сущность понятия профессиональная направленность. Выявлены основные проблемы формирования профессиональной направленности. Обозначена необходимость и перспективность формирования профессиональной направленности в системе СПО.
Ключевые слова. Профессиональная направленность, формирование профессиональной направленности, компетентностный специалист.
На современном этапе развития России, в условиях перехода к рыночной экономике, появилась четкая необходимость модернизации системы не только школьного, но и среднего профессионального образования, так как новое время предъявляет иные требования подготовки будущих специалистов. Дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением на работников квалифицированного труда, острый дефицит рабочих массовых профессий начали выступать как весьма существенный фактор. Как правило, это объясняется несоответствием качества подготовки выпускников средних профессиональных учебных заведений требованиям работодателей.
В государственной программе развития образования на 2013-2020 годы перед профессиональным образованием поставлена цель – существенно увеличить вклад профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию России, повысить её глобальную конкурентоспособность, обеспечить востребованность экономикой и обществом каждого обучающегося. Учитывая это, ведущим направлением работы средних профессиональных учебных заведений должно стать создание условий для формирования и развития у студентов личностных и профессиональных качеств, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда, а также развитие творческой личности, умеющей адаптироваться к потребностям рынка профессий в современных условиях.
В настоящее время в России назрела необходимость в усилении внимания к проблеме формирования профессиональной направленности будущих специалистов, актуализируется задача углубления представлений об основных закономерностях формирования профессиональной направленности, разработки системы критериев и показателей ее успешности, которые являются основным условием сознательного и целенаправленного управления этим процессом через систему профессиональной ориентации и в ходе профессионального обучения. Профессиональная направленность обучающихся выступает основой их самоутверждения и самореализации в обществе.
Профессиональная направленность личности является предметом научной рефлексии ученых (О.В. Гринько, A.A. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.И. Конюхова, Н.К. Котиленкова, И.А. Левицкой). Исследователь Н.К. Котиленков рассматривает профессиональную направленность как специфическую форму направленности личности, выражающуюся в избирательном отношении к профессии, которая обусловлена устойчивыми интересами и склонностями, соответствующими способностями и формирующуюся в процессе её жизнедеятельности [1, с. 143]. Исследователь О.В. Гринько под профессиональной направленностью понимает психологический механизм профессионального развития и профессионального самосознания личности, включающий в себя ценностно-мотивационную сферу, самоактуализацию и осознанное отношение к себе, как к будущему субъекту профессиональной деятельности [3, с. 4].
Главной целью формирования профессиональной направленности является постоянное формирование у студентов внутренней готовности к осознанному и самостоятельному поиску личностно значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Основными задачами формирования профессиональной направленности являются: формирование общей готовности к профессиональному самоопределению; психолого-педагогическая помощь в профессиональном выборе, при овладении уже выбранной профессией в учебном заведении, на работе; самосовершенствование умений и навыков при выполнении трудовой деятельности [2, с. 34].
В настоящее время общественное питание испытывает дефицит рабочих рук, несмотря на то, что ежегодно выпускается большое количество квалифицированных специалистов из стен средних профессиональных учебных заведений, хотя для пополнения рядов поваров, кондитеров имеются все необходимые условия: бесплатное профессиональное образование; предоставление рабочих мест со стабильной зарплатой и социальных гарантий, возможность повышения квалификации. Молодые люди, получив среднее профессиональное образование, нередко уходят в другую профессиональную область, где более удобный график работы и выше заработная плата. Главным образом это связано с тем, что в современном обществе потребления совершенно не ведется пропаганда рабочих профессий, недостаточно поддерживается престиж профессии «Повара, кондитера», хотя она и очень востребована на рынке труда. Поднять престиж профессии задача не из легких. Она требует немалых затрат сил, внимания, времени. Считаем, что чем больше будет вложено усилий в формирование положительного общественного мнения и престижа «сладкой, хлебной» профессии, тем больше высококвалифицированных кадров получат кондитерские предприятия. Решение данной проблемы требует от каждого педагога среднего профессионального учебного заведения большой работы, связанной с использованием и применением новых методик, форм и подходов к обучению с целью совершенствования подготовки специалистов среднего звена. Образовательный процесс требует такого построения деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
К проблеме формирования профессиональной направленности также можно отнести отсутствие такого важного компонента, как активный элемент социального партнерства. Поэтому, средние профессиональные образовательные учреждения с целью помощи в дальнейшем трудоустройстве выпускникам организуют различные акции: «Шанс молодым», «Повар – профессия будущего» с привлечением руководителей предприятий различных форм собственности, представителей Центра занятости населения, администрации сельских и городских поселений. Данные мероприятия направлены на успешную профессиональную ориентацию выпускников и будущих обучающихся и предполагают получение следующих результатов: повышение интереса к профессии в широких слоях населения; формирование мотивации обучающихся к профессиональному самосовершенствованию; формирование чувства гордости за принадлежность к данной профессии; изучение современных технологий, перспективных направлений развития кондитерского, хлебного производства; заинтересованности социальных партнеров в закреплении выпускников на производстве.
Профессия «Повар, кондитер», по-своему, уникальна. Специалисты в этой области это не только мастера своего дела, которые приготовят блюдо технологически правильно и в строгом соответствии с рецептом, а те, кто любят свою работу, получают от неё искреннее удовольствие и рады, когда результаты их труда восхищают клиентов. Выпускник, получивший профессию «Повар, кондитер», должен знать многое: структуру и специфику работы предприятий общественного питания, правила техники безопасности, рецепты и технологию приготовления блюд, правила хранения продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, экономику и организацию общественного питания, устройство и правила использования специального оборудования, необходимы знания о составе пищи и ее калорийности, о физиологии питания, правилах составления меню. Для формирования профессиональной направленности у студентов по специальности «Повар, кондитер» целесообразно применять следующие формы организации учебного процесса: при изучении теоретического материала использовать фронтальную форму обучения, которая предполагает работу преподавателя со всеми студентами в едином темпе и с общими задачами; уроки производственного обучения предполагают применение групповой формы, при которой учащиеся работают в бригадах, создаваемых в зависимости от организационно-технологического процесса приготовления блюд и изделий; на производственной практике лучше внедрять индивидуальную форму обучения, подразумевающую взаимодействие мастера производственного обучения или наставника с одним учеником. Наиболее эффективными методами для формирования профессиональной направленности у студентов по специальности «Повар, кондитер» являются активные методы обучения: мозговой штурм («Шеф-повар в ресторане»), деловые и ролевые игры (творческая игра «Чайный стол»), кулинарные конкурсы и викторины, уроки-соревнования («Простые и сложные формы нарезки овощей»), круглые столы («Копилка популярных рецептов блюд Зарубежной кухни»), мастер классы («Магия вкуса»), которые позволяют обучающимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями.
Интерес к профессии усиливает практико-ориентированный подход к обучению, который предполагает оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки, способствует повышению мотивированности обучаемых на приобретение практических навыков, профессиональной компетентности, укрепляет положительное отношение к будущей профессии, стремление к повышению своей квалификации.
Большую роль в обеспечении образовательных потребностей опережающего характера играет подготовка специалистов именно в колледжах, представляющих собой учебные заведения нового вида, имеющие более высокие качественные характеристики реализации образовательных программ. Профессиональная направленность студентов колледжей позволит сформировать компетентностного специалиста в том случае, если учебное заведение будет соответствовать новым реалиям, способствующим быстро развернуть подготовку по требуемым специальностям, своевременно реагировать на изменение в производстве, адаптироваться к быстроменяющимся условиям рынка труда.
Список использованной литературы
1. Котиленков Н. К. Диагностика профессиональной направленности учащихся: дис. … канд. пед. наук / Н. К. Котиленков. – Смоленск, 1979. – 215 с.
2. Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения: учеб. пособие / Н. С. Пряжников. – М.: МГППИ. – 1999. – 97 с.
3. Шмидт М. А. Исследование структуры профессиональной направленности личности / М. А. Шмидт // ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск. – 2009. – С. 1–8.
Информация об авторе
Тихонова Ирина Ивановна – магистрант, психолого-педагогического факультета, направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль «Педагогика высшей и средней школы», Московский городской педагогический университет Самарский филиал, 443084, г. Самара, ул. Стара Загора, 96, e-mail: ira.tixonova2016@yandex.ru
Профессиональная ориентация учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»
Всегда перед учащимися старших классов стоял один жизненно важный вопрос: «Кем быть?» Именно в наше время данная проблема приобретает очень важный смысл, так как жесткая конкуренция на рынке труда заставляет задуматься школьников и их родителей над этим вопросом. Верный ответ на него влияет на всю дальнейшую судьбу человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в огромном мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной для него, нужной обществу и соответствующей запросам и интересам рынка труда. Помочь юноше или девушке найти свое место в жизни и призвана профориентация.
Одним из центров профессиональной ориентации с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо уже у учащихся 1–9-х классов сформировать умения и навыки, создавать условия для осознанного детьми выбора профессии, познакомить их с техникой и технологией производства на основе знаний, полученных при изучении предметов. В течение всей работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром профессий.
Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом профориентация тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении всего времени обучения детей в школе. В содержание профессиональной работы в школе входит следующее: воспитание интереса к рабочим профессиям, широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства, с наиболее распространенными массовыми профессиями. Всестороннее обучение подростков: выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей каждого ребенка. Необходимо помочь школьникам в приобретении тех умений, навыков, которые необходимы для выполнения выбранных ребенком видом трудовой деятельности.
Нужно ознакомить учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний общеобразовательных предметов, а также с характером работы будущих специалистов. Консультация учащихся в отношении предлагаемых рынком труда профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть выбранными специальностями; помочь школьнику в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями — это та помощь, которую школьники получают от педагогов.
На сегодняшний день во многих регионах еще существуют межшкольные учебные комбинаты, где ученик 10–11 классов имеет возможность получить профессию. Обучающемуся в комбинате, предлагают освоить азы выбранной профессии, он получает свидетельство о приобретенной профессии.
Таким образом, обучающийся имеет возможность попробовать свои силы в любой из предложенной комбинатом профессии. Это очень важно правильно оценить свои способности и принять решение в выборе профессии. Это увеличивает шанс в будущем найти свое место в жизни, в специальности: он дает им право на ошибку, профессионально адаптироваться. Этот выбор важнейший этап процесса профессионального самоопределения человека. На данном этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы ребенка оказались реальными. Поэтому такая адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью. Социальная адаптация старшеклассников при выборе профессии — важнейший этап процесса профессионального самоопределения современного человека. Именно в этот момент выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы ребенка оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы школы и родителей с молодежью.
Профессиональная адаптация — это «процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д. к условиям их профессионального труда в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве». Многие психологи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладываются еще в школе, и подразделяют его на четыре периода:
1) подготовка к труду в школе,
2) выбор профессии,
3) профессиональная подготовка,
4) начало трудовой деятельности.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. В процессе адаптации происходит активное включение самостоятельной личности в ту или иную социальную, профессиональную группу, освоение социально-психологических отношений в этой группе. Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: 1) профессиональную и 2) социально- психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение знаниями, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и прогнозировать свои действия. Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами работы коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными. Так что же это такое. Профессиональная ориентация— это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии с учётом особенностей личности ребенка и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение ознакомление учащихся школ с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
2) Профессиональное консультирование оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление рекомендаций учащимся о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
3) Психологическую поддержку— методы, способствующие снижению психологической напряженности, формированию позитивного настроя и уверенности в будущем. В психолого-педагогической литературе уделяется достаточно внимания определению понятия «профессиональная ориентация».
Однако большинство ученых психологов анализируют его с точки зрения социального смысла, где главным является вовлечение человека в профессиональную сферу где анализ этого понятия осуществляется с позиции установления соответствия между его потенциальными возможностями и требованиями, предъявляемыми характером выбираемой профессии. Ориентация на подготовку человека к будущему, на профессиональное самоопределение и развитие выступает, как непременное условие обеспечения опережающей функции образования по отношению к производственной деятельности и ускоряющимся переменам ее технологии, средствах осуществления и формах организации. Исходя из этой, не требующей доказательства посылки можно уверенно утверждать, что образование и обучение, в частности, тесно связано с понятием «профессиональная ориентация», поскольку в результате обучения человек может получить возможность реализовать свои интересы, способности, склонности в выбранной сфере профессиональной деятельности.
Вполне очевидно, что система мероприятий, в которой молодежь знакомится с миром профессий это комплекс психолого-педагогических и медицинских услуг в этой области только часть некоторой системы работы с молодежью, связанной с выбором профессии и жизненного пути. Проблема значимости выбора профессии для дальнейшего самоопределения и жизни рассматривалась такими авторами, как Э. Ф. Зеер, Д. А. Леонтьев, А. И. Смирнов, А. П. Чернявская и др. В. А. Худик и В. Г. Каташев отмечают, что адекватный выбор профессии можно считать залогом будущей положительной социальной адаптации, в том числе и трудовой, то есть, с одной стороны, предпосылкой высокой производительности труда, и, с другой стороны, условием успешной самореализации человека. Вместе с этим подчеркивается, что неверный выбор профессии может привести к нежелательным последствиям как в профессиональной, так и в других сферах жизни личности: неудовлетворенность профессией, частая смена работы, низкая производительность труда, разочарованность в жизни вообще, проблемы в семье, в межличностном общении, отсутствие возможности для самореализации и т. д. Именно поэтому так велика значимость исследований проблемы осознанного выбора профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается как сложный динамический процесс формирования личностью системы своих основополагающих отношений к профессионально-трудовой среде, развития и самореализации духовных и физических возможностей, формирования им адекватных профессиональный намерений и планов, реалистического образа себя как профессионала. В этих условиях нацеленность трудовой подготовки на воспитание общей культуры личности, как конечный результат на развитие творческого начала школьников, является одним из непременных приоритетов в профессиональной ориентации учащихся.
Главная задача сегодня, при рыночных отношениях — подготовка школьников по конкретной специальности, формирование личности готовой правильно осуществить выбор профессии, осознать значение мобильности профессиональных функций в условиях научно-технического прогресса и конкурентной борьбы. Творить, дерзать, искать — удел молодых, пытливых, знающих. Привить понятие, что молодой человек нужен государству не просто любой, а с полюбившейся ему профессией, которая отвечает всем возможностям — одна из основных задач мастера производственного обучения. Цель профессиональной ориентации — оказание учащимся поддержки в принятии решения о выборе профиля обучения. От неправильно выбранной профессии — страдает и сам человек страдает и государство. Надо найти себя. Наше общество нуждается в талантливых профессиональных рабочих, инженерах, конструкторах, педагогах и других специалистах. Формирование системы знаний и представлений о мире профессий; способствовать выбору профессии в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество; способствовать осмыслению студентами процесса саморазвития и профессионального саморазвития, его ценностного аспекта и значимости в профессиональном становлении будущего специалиста; заложение студентам начальных основ умения проектировать и осуществлять собственное профессиональное саморазвитие.
Необходимость ускоренного и планового включения выпускников средних школ в трудовую деятельность требует совместной работы и единства действий в области профориентации школ, учебных комбинатов и училищ профтехобразования и высших учебных заведений. В настоящее время практически все старшеклассники Белгородской области проходят трудовое обучение в учебных комбинатах, что создает наиболее благоприятные условия для профессиональной деятельности их совместно с средне специальными и высшими учеными учреждениями.
Такая работа может быть весьма результативной, если прикрепить техникумы и ВУЗы к определенным комбинатам с учетом родственных профессий. Практически уже к концу 10 класса старшеклассники окончательно определяют свою будущую трудовую деятельность и пути совершенствования по избранной специальности. В данном случае особенно повышает значение то, что часть старшеклассников получает первоначальные рабочие разряды в учебных комбинатах. Из этих выпускников школ и должны в первую очередь комплектоваться в техникумах группы ускоренной подготовки, а точнее сказать, повышение квалификации, обеспечивающий выпуск училищам рабочих кадров высокого уровня подготовки.
Статья «Тестирование как метод определения профессиональной направленности личности учащихся 9 класса»
Профориентация учащихся. Тестирование как метод определения профессиональной направленности личности учащихся 9 класса
В наше непростое время необходимо помочь учащимся понять, в какой сфере лежат их профессиональные интересы. 15 – 16 лет — сложное время самоопределения, поисков своей дороги в жизни. Именно в этом возрасте у учащихся проявляется интерес к психологии, познанию себя.
В рамках профориентационной работы нами было проведено тестирование учащихся 9 «А» класса. Мы использовали методику «Дифференциально — диагностический опросник» (ДДО). Эта методика используется для отбора на разные виды профессий. Существует классификация профессий Е.А.Климова, в которой выделяются 5 типов профессий.
Первый тип — человек – техника. Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами. Профессии связаны: с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств.
Следующий тип — человек – природа. В основе этих профессий лежит работа с природными объектами. Профессии связаны: с изучением живой и неживой природы.
Третий тип профессий — человек – знак. В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.
Четвертый тип — человек – художественный образ. Областью деятельности является искусство.
И, наконец, пятый тип человек – человек. В рамках данного типа предполагается постоянная работа с людьми.
Цель методики – помочь ребятам определиться с предпочтениями в профессиональной среде. Методика проста в использовании и обработке материалов. (Опросник и бланк ответов в приложении).
Следующая методика, использованная нами, анкета «Ориентация» И.Л.Соломина. Она также помогает произвести самооценку профессиональных интересов. Кроме выявления профессиональной предрасположенности к одному из типов перечисленных выше профессий, анкета помогает определить, какой характер труда ближе учащемуся: исполнительский или творческий. С помощью анкеты определяются склонности (я хочу) и способности (я могу) учащихся.
Итог тестирования не стали неожиданностью для девятиклассников: некоторые из них уже определились с выбором будущей профессии, результат тестирования совпал с их предпочтениями, другая часть школьников, сомневающаяся в своем выборе, получила представление о своих способностях к определенному виду деятельности, что в дальнейшем поможет им сделать правильный выбор профессии.
Таким образом, проведение подобных методик крайне полезно для учащихся, так как помогает им анализировать собственные способности, а также знакомит с многообразием сфер трудовой деятельности.
Приложение
Дифференциально — диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова
Инструкция: Какое занятие из двух возможных Вам нравится больше?
Опросник
а. Ухаживать за животными
б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать иха. Помогать больным людям, лечить их
б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программыа. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок
б. Следить за состоянием и развитием растений.а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)
б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продаватьа. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)
б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)
б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)
б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисункаха. Лечить животных
б. Выполнять вычисления, расчеты.а. Выводить новые сорта растений
б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять
б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности
б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты
б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.а. Составлять точные описания — отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые)а. Делать лабораторные анализы в больнице
б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечениеа. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий
б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборова. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
б. Играть на сцене, принимать участие в концертаха. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
б. Заниматься черчением, копировать чертежи, картыа. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.)
Обработка результатов и интерпретация
Испытуемый должен в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+».
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Первая графа отражает количество баллов по профессиональной сфере «человек – природа» (все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством), вторая графа — по сфере «человек – техника» (технические профессии), третья графа — по сфере «человек – человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением), четвертая — по сфере «человек – знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности) и пятая — по сфере «человек — художественный образ» (все творческие специальности).
Анкета «Ориентация» И.Л.Соломина
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 — вовсе нет;
1 — пожалуй, так;
2 — верно;
3 — совершенно верно.
Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:
0 — вовсе нет;
1 — пожалуй, так;
2 — верно;
3 — совершенно верно.
Я могу (способен, умею, обладаю навыками):
Обработка результатов
В каждой группе из пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу профессий.
Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»: 1) человек — человек; 2) человек — техника; 3) человек — знаковая система; 4) человек — художественный образ; 5) человек — природа.
Последние две группы суждений, обозначенные буквами А и Б, соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»: А — исполнительские; Б — творческие.
Сначала определяется, к какому из пяти типов профессий (1,2,3,4 или 5) вы наибольшей степени склонны и способны. Затем определяется ваша преимущественная склонность и способность к одному из двух классов профессий (А или Б).
Если склонности лежат в той же группе профессий что и ваши способности, то это свидетельствует о том, что вам нравится делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав ту или иную профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это доставляло бы вам удовольствие.
В случае если наиболее привлекательный для вас тип профессий не совпадает с характером деятельности, которую вы можете делать лучше всего, вам предстоит выбрать, чему же отдать предпочтение в процессе выбора профессии — склонностям (Хочу) или способностям (Могу).
Источники
Бендюков М.А., Соломин И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации. — Спб.: Речь, 2006. — 240 с. (с. 65 — 70)
Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом Бахрах-М, 2009. — 672 с.
Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — 224 с. (c.152-154)
Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля
Библиографическое описание:
Богданов, Р. А. Развитие профессиональной направленности студентов колледжа технического профиля / Р. А. Богданов, С. П. Боруруев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 39-45. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14476/ (дата обращения: 31.08.2020).
В статье рассмотрены особенности профессиональной направленности студентов колледжа технических профессий, возрастные проблемы и нравственные ценности современной молодежи, развитие интереса к выбираемой профессии. Отображаются психолого-педагогические условия развития интереса к профессии, анализируется психофизическая пригодность контингента СПО.
Ключевые слова: профессиональная направленность студента, потребностно-мотивационная сфера, чувство долга, ответственность за успех, стрессоустойчивость, развитие интереса к профессии.
Отсутствие или недостаточное развитие профессиональной направленности впоследствии негативно отражается на будущей профессии студента. В течение трех лет нами проводится изучение динамики формирования профессиональной направленности личности обучающихся студентов, сравнительная характеристика изменений в потребностно-мотивационной сфере личности в процессе подготовки молодого специалиста.
Психолого-педагогические условия развития интереса к профессии являются дают возможность продуктивного решения возрастных проблем, с психологической корректировкой нравственных ценностей обучающегося, формирования и закрепления интереса к содержанию профессиональной деятельности, особенностям ее освоения и реализации. Обеспечить превращение студентов из объектов педагогического воздействия в субъекты профессионального образования возможно только при достаточных ресурсах психолого-педагогического воздействия на развитие личности.
Суть психолого-педагогических условий развития интереса к профессии у студентов колледжа должна состоять в выявлении исследовательских позиций в различных проблемных ситуациях образовательного процесса, решение которых позволит с одной стороны вывести студента на цели, направления и способы активности при формировании интереса к выбранной профессии, а с другой — на формирование душевной самооценки и способности, через целеполагание и творчество.
Формирование психолого-педагогических условий развития интереса к профессии у студентов колледжа с учетом их индивидуально-психологических особенностей невозможно без выявления компонентов, критериев и показателей их профессионального самоопределения.
В нашем исследовании мы попытаемся выявить социально-педагогические проблемы развития интереса к профессии. В ходе исследования мы планируем выявить и обосновать следующие закономерности:
– проявление профессиональных намерений у студентов;
– психофизическая пригодность контингента СПО и требования к профессии, прописанные в ФГОС;
– осмысление осваиваемой профессии.
На момент поступления в колледж профессиональные намерения, связанные с получением избранной профессии, были обнаружены только у 37 % опрошенных студентов. Причиной этого послужили несостоявшиеся планы студентов, связанных с поступлением на другие профессии, настойчивые советы родителей и друзей.
Психофизиологическая пригодность контингента СПО определенным специальностям и профессиям не всегда соответствует действительности, по нашему мнению, образовательные учреждения могут игнорировать данное обстоятельство, по причине явного недобора на открытые специальности. Помимо этого, мы заметили, что в процессе обучения происходит осмысление осваиваемой специальности, в результате которой студент принимает решение или покинуть учебное заведение, или перевестись на другую специальность. С нашей стороны хотелось бы отметить, что решения подобного рода не часты, и проявляются в редко.
В проведенном нами анализе педагогической литературы (А. С. Борцова, Е. А. Климов, Л. А. Йовайша, Н. С. Пряжников, Л. М. Митина) было установлено, что основные трудности при формировании профессиональных компетенций заключаются в неумении обучающихся осуществлять психологическое саморегулирование своего поведения и деятельности, поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях, нежелание или неспособность воспринимать новую окружающую действительность. Данные трудности, на наш взгляд, различны по своему происхождению. Одни из них объективно неизбежны, другие носят чисто субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой, проблемами воспитания в семье или детском доме. Данные обстоятельства неизбежно замедляют развитие личности обучающегося, препятствуют становлению его личностной и профессиональной адаптации. Мы считаем, что для успешного развития профессиональной направленности студентов колледжа необходимо решить следующие задачи:
–укрепить профессиональную направленность студента, развить необходимые способности;
–развить или повысить чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, укрепить индивидуальность студента;
–используя передачу социального и профессионального опыта, сформировать общую зрелость и устойчивость личности обучающегося в контексте компенсирующего обучения;
–укрепить профессиональную самостоятельность и готовность к будущей практической деятельности.
Основными функциями педагогических условий развития интереса к профессии у студентов колледжа выступают так называемые смысловые установки, направленные к осознанному и самостоятельному построению перспектив личностно — профессионального развития, поведенческих реакций, выработка свойств и черт личности, характерных для определенного вида профессиональной деятельности. С. А. Борцова пишет: «В процессе профессионального самоопределения личность выступает как субъект самоопределения, что естественно, предопределяет особенности поиска педагогических условий, при которых личность студента должна занять активную позицию в любой ситуации учебной деятельности» [1, С. 26].
Педагогические условия, позволяющие сформировать интерес к профессии и закрепить его, на наш взгляд, должны заключаться в следующем:
- Необходимо осуществлять активное становление профессиональной идентичности. С самого начала обучения на первом курсе необходимо проводить не только практические занятия по преподаваемым модулям и дисциплинам, но и организовывать встречу студентов с организациями, занимающимися профессиональной деятельностью, организовывать систематическое посещение выставок, мастер-классов, конференций по профессии.
- Необходимо обозначить четкую мотивацию студентов к профессиональной деятельности, подогревать интерес к профессии. Также немаловажным является наряду с учебно-тематическим планированием готовить обучающихся к конкурсам профессионального мастерства (городским, краевым, региональным), а также вовлекать большее число студентов к подготовке данных конкурсов.
- Необходимо осуществлять постоянный мониторинг исследования профессиональной направленности и динамики позитивного изменения профессиональных качеств студентов. Проведение контрольного тестирования, предметных олимпиад и кружков профессиональной направленности позволит отследить показатели профессионального становления.
- Следует по возможности пресекать психологическое давление в группе однокурсников, искоренять неблагоприятный социально-психологический климат. Проведение классных часов, мероприятий по волонтерству, активное патриотическое воспитание молодежи могут способствовать решению данной проблемы.
- Необходимо пресекать конфликтные ситуации со сверстниками и педагогическими работниками колледжа. Проведение спортивно-массовых мероприятий, повышает соперничество между командами, способствует укреплению социальных связей между сверстниками и преподавателями.
- Следует минимизировать последствия психологических травм студентов на начальных этапах обучения, связанных с нахождением обучающихся в детских домах, или подверженных влиянию неблагополучных семей. Вовлечение такого контингента студентов в активную профессиональную деятельность, определение в лучшие профессиональные организации в процессе прохождения учебной и производственной практики способны эффективно решать данные проблемы.
Как отмечает С. А. Борцова: «Взаимодействие личности с профессией на всех стадиях профессионального становления сопровождается изменением личности, обогащением ее направленности, развитием личностных структур сознания адекватных профессиональным намерениям, профессиональному самоопределению, профессиональной подготовке, профессиональной адаптации и профессиональному самосовершенствованию» [1, С. 16].
В отечественной педагогике и психологии имеется немалый опыт в области теории профессионального самоопределения. Е. А. Климов, Л. А. Йовайша особенное значение уделяли профессиональной ориентации молодежи для формирования и развития интереса к профессии, делая упор при этом на личностный аспект. е. А. Климовым разрабатывалась схема личностных профессиональных перспектив: ее особенности, принципы реализации и построения [4]. Н. С. Пряжников активно рассматривал и изучал уровни формирования профессиональных интересов личности, при этом самопознание рассматривалось как важная основа профессионального самоопределения [3].
Главным условием развития человека как субъекта деятельности Л. М. Митина [2] считает наличие субъектного отношения к трудовой деятельности обучающегося, которое возникает при трансляции индивидуального опыта, посредством которого организуются собственные усилия на решение различных задач. Мы, в свою очередь, полагаем что субъектное отношение к трудовой деятельности способно не только развить интерес к профессии, но и способствовать субъектной активности студентов в процессе учебно-производственной деятельности.
На этапе профессиональной подготовки педагогические условия развития интереса к профессии содержат учебно-профессиональный аспект деятельности студентов. Суть же реальной профессиональной деятельности может существенно отличаться от учебной. В учебном процессе может сложиться противоречивая ситуация, связанная с несоответствием между целями обучения и результатами профессиональной подготовки. Решить данное противоречие, по нашему мнению, возможно с созданием личностно-ориентированного обучения с компетентностным подходом реализации педагогических идей. Именно компетентный студент в своей профессиональной деятельности сможет проявить как знания, так и способности, которые позволят ему эффективно взаимодействовать с другими сферами профессиональной деятельности.
Таким образом, развитие профессиональной направленности студентов существенным образом может зависеть от наличия устойчивого профессионального интереса к своей профессии, который сопровождается и психологическим содержанием. Студенту важно осознавать значимость своей профессии, во-первых, для себя самого, во-вторых, — значение выбираемой им профессии в обществе, пути ее реализации и дальнейшего развития.
Литература:
1. Борцова, С. А. Профессиональное самоопределение в системе подготовки студентов технологического колледжа [Текст]:/ дисс…канд. пед. наук: 13.00.08 / С. А. Борцова; Бурятский гос. ун. — т. -Улан — Удэ, 2009. -180 с.
2. Митина Л. М. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение. [Текст]:/Л. М. Митина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. -336 с.
3. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. — 192 с.
4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]:/Е. А. Климов. -4 е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессия, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое условие развития интереса, профессиональная направленность, профессиональная подготовка, развитие интереса, студент колледжа, профессиональная адаптация, профессиональное становление.
Концепция и основные компоненты
Если ваш ребенок четко знает, чего он хочет достичь во взрослой жизни, что ему делать и с кем работать — это просто замечательно. Однако такая идеальная ситуация складывается не всегда. Очень сильно заблудились выпускники школ и не знают, куда отправить свои почти взрослые остановки, в какой вуз выбрать.
При этом родители любят настаивать на том, чтобы подросток предпочел «денежную» профессию, которая всегда сможет его прокормить.И далеко не всегда желания взрослого поколения соответствуют представлениям ребенка о том, чего он хочет, или его способностям в той или иной сфере. Между тем, крайне важно заниматься именно тем, что вы любите и интересуетесь, считают все психологи. И только так у человека появляется шанс добиться успеха, реализовать себя и не испытывать постоянного дискомфорта от ненависти или скуки к своему повседневному занятию. И пока время еще не потеряно, действовать надо.
Профессиональной направленностью обосновывается комплекс мероприятий, направленных на подготовку молодого поколения к выбору профессии. При этом во внимание принимаются не только объективные факторы, такие как социально-экономическая ситуация на рынке труда, но и личность каждого школьника.
Мероприятия (психологические, педагогические, социально-экономические, медико-биологические, производственно-технические), входящие в профориентацию, призваны оказать реальную помощь подросткам в самоопределении, а также трудоустройство по этой профессии. .В этом случае профессия будет той, к которой у молодого человека «есть душа» и к которой у него есть способности. А главный девиз, который следует за профессиональной ориентацией школьников, можно раскрыть в этой фразе: «Работа как призвание».
Теперь рассмотрим подробнее основные составляющие, из которых складывается профессиональная ориентация.
Профессиональная ориентация как профессиональное образование
Просвещение (или профилирование) представляет собой комплекс мероприятий, направленных на ознакомление старшеклассников и выпускников с различными видами деятельности, специальностями профессий, требованиями к ним и их актуальностью здесь и сейчас, то есть в современном мире и непосредственно в нашей стране.Многие молодые люди сегодня также интересуются способами и условиями получения квалификации и карьерного роста на различных рабочих местах. В конечном итоге профилирование должно формировать у подростка мотивированные намерения, основанные на объективных и небезосновательных («Я просто хочу быть…») обосновании привлекательности той или иной трудовой деятельности.
Профессиональная ориентация как профессиональная диагностика
Профессиональная диагностика — это специалисты с чисто индивидуальным подходом.Таким образом, для каждого конкретного студента используются разные методы, что позволяет изучить особенности нервной деятельности, здоровья, мотивов и интересов, ценностных ориентаций и установок, которыми они руководствуются при выборе профессии.
Профессиональная ориентация как профессиональное консультирование
Профессиональные консультации помогают школьникам в трудовом самоопределении. По результатам диагностических методик специалисты дают студенту практические рекомендации по наиболее предпочтительному виду трудовой деятельности, который соответствует его психологическим, физиологическим и психофизиологическим характеристикам.
Профессиональная ориентация как психологическая поддержка
Психологическая поддержка использует ряд методов, которые призваны снизить психологическое напряжение подростков, сформировать позитивный настрой и вселить уверенность как в будущее в целом, так и в будущее.
.
Реализация личностно-ориентированного подхода в практике обучения, Структура личностно-ориентированного занятия
Реализация личностно-ориентированного подхода в практике воспитания
Организация личностно-ориентированного образования учителя — это не просто создание доброжелательной атмосферы, а постоянное обращение к предметному опыту школьника как к опыту его собственной жизнедеятельности. Основная цель личностно-ориентированного обучения — раскрыть содержание предметного опыта каждого ребенка, согласовать его с текущими задачами воспитательной работы и на этой основе инициировать процесс самообразования ученика.
Как этот подход обеспечивается в реальных условиях педагогического процесса? Педагог уделяет особое внимание интеграции уникального и уникального предметного опыта каждого учащегося с реальной жизненной деятельностью. Согласование социально значимого и личностно значимого индивидуального опыта происходит во взаимодействии воспитателя и ребенка на основе сбалансированных инициатив взрослого и ребенка как равноправных партнеров.
Реализация личностно-ориентированного обучения предполагает соблюдение воспитателем следующих требований:
1) использовать разнообразные приемы, приемы, формы, способы раскрытия предметного опыта учащихся, раскрытия их черт характера, вкусов, взглядов;
2) максимально полагаться на личную деятельность человека, т.е.е. не так много направленной, организованной и направленной детской деятельности,
3) привлекать детей к самостоятельной или совместной постановке целей обучения, планированию деятельности;
4) побуждать детей выбирать и использовать социально одобренные модели поведения;
5) создавать педагогические коммуникативные ситуации, в которых каждый ученик может проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах поведения;
6) Предоставлять студенту возможности для естественного самовыражения;
7) побуждает учащихся говорить, анализировать мотивы и способы собственного поведения и действий других учащихся, выносить суждения о суждениях на доступном возрастном уровне;
8) Старайтесь обеспечивать продвижение и оценку не только действий, но и потребностей, мотивов, способов деятельности, направления деятельности, степени самостоятельности;
9) вовлекать каждого ребенка в процесс обсуждения целей и результатов обучения, успешных шагов, причин успехов и неудач, отношения к занятиям (которые я хотел повторить и что делать по-другому).
Короче говоря, концепция личностно-ориентированного воспитания выражается формулой
Поясним формулу.
Понять ребенка — значит проникнуть в его внутренний душевный мир. Понимание основано на диагностике личности и изучении опыта ребенка и состоит в создании на этой основе целостного восприятия личности ребенка педагогом.
Признание ребенка — право ребенка быть самим собой, право ребенка на уважение со стороны взрослого.Узнавание ребенка означает соблюдение учителем баланса между свободой действий, мыслей и целеполагания ребенка и разумной востребованностью ребенка со стороны воспитателя и общества.
Принятие ребенка — это положительное отношение к нему без условий со стороны родителей и воспитателей. Усыновление ребенка не означает отказ от образовательных требований, но предполагает постановку образовательных задач и выбор образовательной технологии, наиболее благоприятной для развития этого конкретного ребенка.
Структура личностного класса
Личностно-ориентированная деятельность — это плановая процедура, которая создает условия для развития у учащихся способности к самообразованию, самообразованию, самообразованию, саморазвитию, самоопределению, самостоятельности и самореализации, что позволяет более полно проявить и реализовать свои возможности в соответствии со своей подготовкой, способностями и психофизиологическими особенностями.
В структуре урока с младшими школьниками можно выделить три взаимосвязанных блока.
1. Мотивация »: обеспечение личной мотивации школьников к участию в уроке, интерес к его содержанию и освоение способов деятельности.
2. «Познание»: организация поиска творческой самостоятельности, активизация и систематизация предметного опыта студентов.
3. Рефлексия: Самооценка детьми продуктивного и процедурного аспекта урока и выбор на его основе реальных шагов целеполагания и целеполагания для корректировки собственных установок (самообразование).
.