Философия как рационально теоретическое мировоззрение: Философия как рационально-теоретическое мировоззрение — Мегаобучалка

Содержание

3. Становление и функции философии как рационально-теоретического мировоззрения

Возникновение
первых научных учений относят к 6 в. до
н.э. Философское знание всегда было
переплетено с естественнонаучным.
Философия постоянно обрабатывала
информацию из различных областей
познания. В содержание философского
знания входят такие понятия как атом,
вещество и некоторые общие законы
естествознания.

Философия
— это рационально-теоретическое
мировоззрение. Познание — деятельность
по получению, хранению, переработке и
систематизации знаний об объектах.
Знание — результат познания.

В
отличие от мифологии и религии, которые
строят общую картину мира, опираясь на
фантастические представления о мире и
веру, на уровне эмоционально-чувственной
ступени познания «философия строит
общую картину мира на основе рационального
познания, она пытается понять мир, исходя
из него самого, из законов этого мира,
используя логические и гносеологические
обоснования своих положений».

Ранняя
философия еще не отрицает сверхприродное,
но уже выводит его из природного, как
нечто вторичное. Так, древнегреческий
философ Анаксимен, утверждая, что все
вещи возникли из воздуха, богов не
отрицал, однако был убежден, что воздух
создан не богами, боги сами возникли из
воздуха.

Процесс
возникновения философии в общей форме
представляется как разрешение противоречия
между мифологическим мировоззрением
и новым мышлением, обыденными методами
познания и достижениями наук. Мировоззрение
стало перестраиваться по законам
рассудка и в соответствии с методами
рационального постижения мира. Философия
унаследовала от мифологии ее
мировоззренческий характер,
мировоззренческую схему, а значит,
совокупность вопросов о происхождении
мира в целом, о его строении, о положении
человека в мире. Философия становилась
рационально-теоретическим ядром
мировоззрения. Осуществляется поиск
единого во многом. Философия судит о
единой для всех явлений мира основе,
ищет в ней условия единства и целостности
мира. Этот поиск позволяет ответить на
вопрос: совпадает ли философия с
мировоззрением? Нет, не совпадает.
Философия — не первая и не единственная
форма духовного освоения действительности
по следующим причинам:

• зарождение
мировоззренческого сознания предшествует
становлению философии;

• функции
мировоззрения до возникновения философии
выполняли мифология, религия, а также
зачатки научного знания и обыденное
знание;

• мировоззрение
предшествует философии не только в
историческом процессе развития
человечества, но и с точки зрения
формирования индивидуального, личностного
сознания. Ребенок, не имеющий представления
о философии, тем не менее, обладает
определенным воззрением на мир, ставит
мировоззренческие вопросы перед
взрослыми и отвечает по-своему на них.
Ибо дух отдельного человека склонен
идти в своем развитии тем же путем, каким
шло развитие человеческого рода. Этот
путь начинается с размышления о внешнем
мире и заканчивается размышлением о
себе.

4. Особенности философского мировоззрения

Философское
мировоззрение как высший тип мировоззрения
представляет собой рациональное
объяснение мира, основанное на
теоретическом и логическом анализе.

В отличие от других типов мировоззрения
для философии
характерны доказательность, логическая
обоснованность, аргументированность,
системный характер знаний.
Поэтому
философия, формируя целостное понимание
мира, является ядром мировоззрения, его
теоретической основой.

Философия
как сложившаяся система знаний включает
целый ряд проблем, которые она призвана
решать. Но центральная
мировоззренческая проблема —
отношение
человека к миру — конкретизируется в
философии в основном вопросе: как
относится мышление к бытию, сознание к
материи, идеальное к материальному.

Основной
вопрос философии

имеет сложную структуру, что обусловливает
многообразие уровней философского
мировоззрения. При рассмотрении первого,
наиболее общего и фундаментального
уровня основного вопроса философии
различают две стороны. Первой стороной
вопроса об отношении сознания к материи
является вопрос о том, что является
первичным — материя или сознание, какая
из двух фундаментальных типов реальности
— материальная или идеальная — является
определяющей и порождает другую, лежит
в основе мира. При решении этого вопроса
возможны два подхода: монистический
(один, единственный), который кладет в
основу мира одно из двух начал, материю
или сознание, и дуалистический
(двойственный), принимающий оба начала
как равнозначные. Тем не менее, последний
подход был распространен в философии
слабо, и наиболее видными его представителями
являются французский философ XVII в. Р.
Декарт и немецкий философ XVIII в. И. Кант.
В рамках монистического подхода выделяют
такие философские направления, как
материализм и идеализм. С точки зрения
материализма материя является первичной,
а сознание производно от нее. Он объясняет
окружающий мир из него самого как
существующий объективно, независимо
от чьего бы то ни было сознания. В своем
развитии материализм прошел ряд этапов
— от стихийного материализма античности
(Гераклит, Демокрит и др.) к метафизическому,
механистическому материализму 17-18 вв.
(Ф. Бэкон, Д. Локк, К. Гельвеций и др.) и
впоследствии к диалектическому
материализму (К. Маркс и Ф. Энгельс).

Идеализм
считает, что развитие мира определяется
духовным началом. Он существует в двух
формах — объективного и субъективного
идеализма. Объективный идеализм ведет
свое начало со времен античной философии.
Он признает существование объективного
мира вне человеческого сознания, но
утверждает, что мир является порождением
и проявлением некоего объективного
сознания, не зависящего от человека —
бога, духа, мирового сознания (Платон,
Гегель).

Двуединство рационально-теоретических и ценностно-мировоззренческих компонентов философии

Рационально-теоретическое мировоззрение и философия

Рационально-теоретическое мировоззрение относится, прежде всего, к научному взгляду на проблему. С древнейших времен философия осуществляла познавательную деятельность путем получения, переработки, хранения информации об объектах. Результатом этого являлась выработка определенной системы знаний, на основе которых складывалось мировоззрение как отдельных лиц, так и обществ. Рациональность отличает философию от таких способов постижения мира, как религия или миф. Не эмоциональность, а логика руководит прежде всего философом.

Замечание 1

Философия занимается «вечными» вопросами, поиском смысла жизни, устройством мира и общества, местом человека в этом мире, его отношением с природой и т.д. Многие эти вопросы поднимаются и в религиозных учениях. Однако философия появилась как попытка решения этих проблем на стыке мифологического мировоззрения и достижений науки, эмоционального интеллекта и рационального рассудка.

На основе философии способно формироваться определенное мировоззрение, однако обыденное мировоззрение с ней не совпадает, т.к.:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Мировоззрение исторически появляется раньше, чем философия;
  • На его складывание значительное влияние оказывает обыденное знание, религия и миф, зачатки научного знания;
  • Мировоззрение появляется в ходе индивидуального развития раньше, чем философия.

Философия как способ рационального объяснения мира, основывается на следующих принципах:

  • доказательность;
  • аргументированность;
  • системность;
  • логичность;
  • целостность формируемого знания.

Философия с научных позиций пытается найти ответ на то, как относится человеческое мышление к бытию, сознание к материи, а идеальное к материальному. Эти проблемы формируют основной вопрос философии. Философ на основании своих умозаключений старается ответить, что является первичным – сознание или материя – или они оба в равной мере участвуют в создании мира. Философы задаются вопросом, можно ли познать мир, какие ценности существуют и какова их природа. Однако один из главных вопросов относится к самому человеку – какова сущность человека, как он соотносится с окружающим миром.

Ценностно-мировоззренческий компонент философии

В философии огромное внимание уделяется ценностям, которые определяют в итоге различия между различными философскими подходами, школами, течениями, поскольку они обуславливаются тем, какие ценности в них являются основными. Понять сущность человека и его место в мире, его взаимоотношения с другими невозможно без имения определенной иерархии ценностей, образующей в итоге мораль и нравственность. Кант заявлял, что ценности выступают как «регулятивные идеи», они представляют собой идеалы будущего, к которым необходимо двигаться на пути совершенствования человека.

Ценность абстрактна и не существует, в отличие от бытия, однако она обладает высокой индивидуальной и общественной значимостью. В. Виндельбанд видел в человеческой истории прогрессирующее воплощение ценностей. Именно он разделил ценности на ценности-идеалы, которые существуют в чистом виде, и ценности-блага, которые есть в реальности и необходимы для первых. Например, к ценностям-идеалам относится истина, добро, а ко вторым – наука.

Ценности складываются в определенную мировоззренческую систему личности, на основании которых принимаются решения о том или ином действии, поведении, формируется отношение к другим людям и явлениям. Набор ценностей, несмотря на всю его индивидуальность, складывается под влиянием культуры и исторических условий. Существуют определенные глобальные ценности, такие как любовь, добро, которые лежат в основе всей глубинной человеческой сущности, формируют гуманистическое или антигуманистическое поле деятельности.

И хотя ценности определяют особый жизненный стиль, они не всегда воплощаются в поведении человека. Так, субъект может разделять идеи добра, но при этом не следовать таким заветам в жизни. Однако так или иначе человек сравнивает свое поведение с нормой, идеалом, ценностью, которая принята как эталон. Таким образом, ценности выступают как оценка и как целеполагание.

Единство рационального и ценностного в философском мировоззрении

Своеобразие философии заключается в том, что она избегает крайностей одного и второго компонентов. В ней органично сочетаются рационально-теоретический и ценностно-мировоззренческий компонент. Философия была изначально связана со всеми формами мышления – от мифологического до научного, но со второй половины XIX века связь философии и науки стала особенно тесной. Философию и науку сближает основанность на доказательной базе, использование логики, ориентированность на поиск истины.

Отличие между ними кроется в том, что наука в качестве своего объекта использует фиксированный предмет, она не стремится к тому, что выведет универсальные закономерности бытия. Так, химия сосредоточена на постижение строения, структуры и свойств веществ и их реакции при взаимодействии, психология сосредоточена на психической деятельности, философия же стремится создать объемную и охватывающую картину мира, при этом в отличие от науки, стремящейся освободиться от нерационального эмоционального фактора, философия использует его, создавая свою мировоззренческую картину.

Кроме того, философия и наука должны стремится к поиску истины. И если с истиной в науке более-менее ясно, то в философии критерии истины существенно зависят от того, какие аксиологические установки использует философ. Достичь абсолютной объективности в философии очень трудно, можно говорить только о весьма относительной, к тому же ответ на одну и ту же проблему будет разниться в разных философских школах и направлениях.

Ценностный компонент также оказывает влияние на формируемые выводы. В отличие от науки, где вера может присутствовать как субъективная особенность самого ученого, она вряд ли окажет определяющее влияние на ход его рассуждений и доказательство его теоремы.

Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения

Реферат, философия. УлГТУ, ТГВ, 2 курс, 2007 г. Горячева А.А. Философия как рационально-теоретический тип мировоззрения. Если не знаешь пути, выбери цель. (восточная мудрость)   1. Рационально-теоретическая философия. Первая и вторая теоремы, доказанные К. Геделем (1931 г.) о неполноте формальной математики, позволяют с некоторыми допущениями распространить их на любое высказывание, поскольку и то и другое относятся к одному типу, что вытекает из теоремы К. Геделя (1930 г.) о полноте предикатов исчисления (Л. 1, стр.141). Программа Гильберта о формализации математики в финитных терминах (1899 г.) оказалась невыполнимой, но следствием ее основных положений является возможность разработки логического пространства, в котором пребывает рационально-теоретическая философия. Начальные условия и конечные границы определяют возможности познания той или иной научной дисциплины. Философское определение бесконечности, понимаемой как возможность выхода за пределы конечного (Л.6, стр.57), органически вошла в философию математики и дала законченную теорию исчисления бесконечных величин и множеств (с некоторыми ограничениями). Однако дальнейшее развитие самой философии, а вслед за ней и всей науки сдерживается отсутствием достаточного обоснования бесконечности, а также внятных определений потенциальной и актуальной бесконечностей. Аналогичное положение создалось с обоснованием и определением нуля или ничто, поскольку в физике вакуум и ничто совпадают, в философии ничто не совместимо с наличием чего-либо, а в математике анализ данного понятия переведен в исчисление бесконечно малых и т.д. Таким образом, назрела необходимость рассмотрения пределов применения рационально-теоретической философии и свойственных ей недостатков. Отправной точкой любого действия является начало, однако, любое начало несет в себе нечто не мыслимое, не поддающееся определению, поскольку то, что считается «началом» на самом деле представляет только следствие, скрывающее начало (Л.7, стр.24, 65). Действительное начало не отвечает на вопрос почему, оно не осмысляется и сокрыто в себе самом, т.е. в понятиях всего иного, находящегося под действием причины,

Философия как теоретическое мировоззрение.

Вряд
ли можно спорить с тем, что философские
взгляды играет важную роль в мировоззрении
людей. Значительность этой роли нередко
побуждает к тому, чтобы саму философию
понять и определить с помощью отсылки
к мировоззрению: представить ее, например,
как теоретическую форму мировоззрения,
или как способ его обоснования, или как
его теоретическое ядро. Хотя такую
позицию разделяют далеко не все философы,
она имеет основания и широко распространена
в обществе.

Вместе
с тем ясно, что мировоззрение людей
начинает складываться в процессе их
непосредственной жизнедеятельности и
общении между собой. Исторически на
формирование мировоззрения людей
огромное влияние оказывали мифология
и религия, искусство и развитие научных
знаний. В индивидуальном развитии
личности мировоззрение формируется
поначалу на дотеоретическом уровне — в
ходе освоения родного языка, духовной
культуры, приобретения жизненного
опыта. Мировоззренческий выбор человека
— это прежде всего его духовно-практический
выбор. Философия может способствовать
осознанности этого выбора, упрочению
его, предоставляя к использованию в
этих целях выработанный в ней достаточно
развитый язык, на котором мировоззренческие
проблемы обстоятельно обсуждались и
обсуждаются, а также получают свое
обоснование. Поэтому можно сказать, что
разработанное и теоретически обоснованное
мировоззрение, как правило, складывается
при участии философии. Нужда в обращении
к философии, к ее языку и методам отвечает,
таким образом, потребности в осознании
и обосновании мировоззренческого выбора
с помощью доводов разума. Она приобретает
особо властный характер в тех случаях,
когда мировоззренческие позиции
утрачивают цельность и непосредственную
достоверность, когда возникают напряжения
и рассогласования в жизни общества и
человека, становятся очевидными конфликты
в культурных системах и социальных
институтах.

Сказанное
не следует понимать так, что философия
предлагает человеку уже готовое
мировоззрение. Реальная картина такова,
что и здесь требуется выбор, поскольку
в самой философии существует целый
спектр мировоззренческих позиций. С
самого зарождения философии в ней
существовал мировоззренческий плюрализм
— разнообразие направлений и школ,
которые вели между собой спор по
принципиальным вопросам понимания
природы, человека и его сознания. Но все
эти позиции — материалистическая или
идеалистическая, рационалистическая
или иррационалистическая и т.п. —
представлены в философии в достаточно
целостных, продуманных и отточенных в
длительных философских дискуссиях
формах. Но даже обращаясь к тем или иным
философским концепциям, используя их
при решении мировоззренческих проблем,
приходится вносить в эти концепции
большие или меньшие изменения, адаптируя,
приспосабливая их к существу новых
задач. Поэтому такого рода деятельность
включает в себя творческий импульс,
возникающий на пересечении стремления
к конкретности и действенности
мировоззрения и неизбежной абстрактности
мировоззренческих построений философии.

Развитие
философского мировоззрения в историческом
плане соотносилось с последовательной
сменой доминирующих общекультурных
типов мировоззрения — мифологического,
религиозного и рационально-научного.
Конечно, это нельзя понимать так, что
один из этих типов полностью вытесняет
другие. И в современной культуре
функционирует множество мифологических
по своей сути представлений, а религиозное
и научное мировоззрение вполне могут
сосуществовать друг с другом, поскольку
они выполняют разные функции в человеческой
жизни. Вместе с тем факт доминирования
того или иного типа не подлежит сомнению.
Так, наше время отмечено определяющим
значением рационально-научного
мировоззрения.

Каким
же образом философии удается способствовать
преодолению фрагментарности человеческих
знаний и достигать неких целостных
представлений о мире? Во-первых, в
философско-теоретическом мировоззрении
осуществляется, как правило, синтез
онтологических и познавательных
принципов, а также ценностных ориентиров,
которыми руководствуется человек.
Во-вторых, в философии центральная
мировоззренческая проблема — отношение
«мир-человек» — рассматривается в
предельно общем виде, что позволяет под
различными «образами мира» выявлять
еще более общие — категориальные — системы
и основания. Остановимся в качестве
иллюстрации к сказанному на краткой
характеристике материализма, идеализма
и дуализма, представляющих собой группу
конфликтующих между собой философских
мировоззрений.

Философия и идеология, Философия как теоретическое ядро ​​мировоззрения

Философия и мировоззрение

Философия как теоретическое ядро ​​мировоззрения

Философия — это теоретическая основа мировоззрения или его теоретическое ядро, вокруг которого сформировалось некое духовное облако обобщенных повседневных взглядов на мирскую мудрость, что является жизненно важным уровнем мировоззрения. Но мировоззрение имеет и более высокий уровень — обобщение достижений науки и искусства, основных принципов религиозных взглядов и опыта, а также тончайшую сферу нравственной жизни общества.В целом можно дать следующее определение: мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое место в нем, понимание и оценка человеком значения своего жизнь и деятельность, судьба человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентаций, убеждений, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение может быть идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим.

Материализм — это философский взгляд, признающий субстанцию, существенную основу бытия материи. Согласно материализму, мир — это движущаяся материя. Духовное начало, сознание — это свойство высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм — это философское мировоззрение, согласно которому истинное существо принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле.

Автор этой книги исходит из того, что материальное и духовное составляют единое целое.Вне этого принципа мы не можем понять смысл существования, его регулирующие принципы, объективную целесообразность и гармонию во Вселенной. В рамках одного только материализма мы принципиально не можем ответить на вопрос: кто во вселенной так мудро все и все материализм несовместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии бытия. С морально-психологической точки зрения мировоззрение можно охарактеризовать как оптимистическое или пессимистическое.В практике общения, в литературе понятие мировоззрение также используется в более узком смысле, например, говорят: «философское мировоззрение», «политическое мировоззрение» или «художественное мировоззрение», или даже в еще более узком смысле — «медицинское мировоззрение», «физическое мировоззрение» и тому подобное.

Соотношение философии и мировоззрения также можно охарактеризовать следующим образом: понятие «мировоззрение» шире понятие «философия». Философия — это форма социального и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обоснована, имеет большую научную ценность, чем просто мировоззрение, скажем, на повседневном уровне здравого смысла, которое существует у человека, который иногда даже не знает

.

Основные функции философии как теоретического мировоззрения

Большинству людей, слышащих слово «философия», кажется, что это что-то далекое от реальной жизни, некая скучная ментализация. Но есть и другое мнение, согласно которому философия очень полезна, и она должна служить интересам общества, государства, религии, нации и так далее. Однако общественное явление, обслуживающее потребности политики, экономики, общества или государства, — это всего лишь усеченная и часто искаженная часть философии, ее суррогат, который называется идеологией.Но главные задачи философии тут ни при чем — она, как писал современный философ-классик Мартин Хайдеггер, ничему не учит, кроме того, что он учит мыслить на собственном примере.

Философия — это органическая часть человеческой культуры, а также науки, права, искусства, этики. Более того, многие из перечисленных форм общественного сознания в свое время выросли из нее. Прежде всего, философия родилась из попыток человечества объяснить и ассимилировать окружающий мир (в духовном и практическом смысле этого слова).Опыт истории философии, длившейся почти три тысячи лет, а также соответствующие тенденции и открытия ХХ века определили основные функции философии. Их суть заключается в том, что философия ставит вопросы и поднимает проблемы, охватывающие мир в целом.

В структуре философского знания эти функции очень взаимосвязаны и взаимно вызывают друг друга. Когда философское знание пытается решить проблему бытия как такового, движущих им сил, его сущности и форм, фундаментальных принципов и категорий, тогда оно выполняет онтологическую функцию.Хотя термин «онтология» был введен в научный дискурс только в XVII веке, различные варианты постижения бытия развивались с древности. Но на этом основные функции философии не заканчиваются. По крайней мере, его онтологическая и познавательная роль неотделимы друг от друга.

Философия, конечно, не есть сумма научных знаний как особая наука. Но она поднимает квест

.

Мировоззрение и его влияние на астрономию и науку в целом

Похожие документы