Положительные эмоции: Интерес и Радость (М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым)
?
LiveJournal
Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- iOS & Android
- Help
Login
- Login
CREATE BLOG
Join
English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Чувство интереса
Чувство интереса – это мотор интеллекта. Оно имеет тесную связь с эмоцией страха-злобы. С этой эмоцией мы познакомились, когда говорили о психологии собаки. Страх и злоба – это разновидности одной и той же эмоции, которая готовит организм к действиям, выбрасывая в кровь большие количества адреналина. В результате учащается дыхание, сердцебиение, увеличивается свертываемость крови, повышается тонус мышц. Организм готовится к схватке. А будет ли он нападать или убегать – это зависит от того, насколько собака оценивает свои возможности справиться с обидчиком.
Эмоция страха-злобы выполняет защитную функцию и очень хорошо с ней справляется. Испытав эту эмоцию на собаках, природа решила использовать ее и для защиты детей. Хотя при патологиях интеллектуального развития эта эмоция сохраняется и у взрослых.
Согласно наблюдениям Рене Шпитца, ребенок начинает пугаться незнакомцев уже с 8 месяцев. Более поздние исследования показали, что важен не тот факт, что это кто-то незнакомый, а то, как он себя ведет. Страх вызывает его быстрое приближение. Позже были выявлены основные причины, порождающие эмоцию страха.
В основе этой эмоции лежит любой необычный стимул, если его появление не совпадает с предыдущим опытом, а сила воздействия превышает определенный порог. Так, страх возникает при громком звуке, быстром приближении незнакомого животного, резкой потери опоры.
Когда эмоция страха завладевает человеком, то привычные действия перестают совершаться, человек цепенеет и с ужасом следит за объектом, вызывающим страх. Интеллект отключается, внимание резко сужается, что создает эффект «туннельного восприятия» – человек воспринимает только то, что касается опасности. У него возникает ощущение утраты контроля над ситуацией. Тело становится ватным, выступает холодный пот, к горлу подходит тошнота.
Одновременно со страхом развивается и эмоция злобы. Она вызывается в том случае, когда стимул не соответствует ожиданиям, но не очень пугает. Семимесячные младенцы злились, когда им показывали маски человеческих лиц, имеющие искажения. Больше всего им не нравилось нормальное изображение лица, нанесенное на белую квадратную панель.
Эмоция страха-злобы исключительна полезна для младенцев, так как дает хоть какую-то защиту от опасных ситуаций. Если младенец заметит большое насекомое, то его плач может привлечь маму, которая спасет от ужасного страшилища. Переживания, связанные со страхом, надолго запечатлеваются в памяти. Если ребенок заползет под кровать и заблудится в темноте, то потом будет долго избегать опасного места.
Эмоция страха заразительна. Если ребенок увидит, что отец боится какого-либо объекта, то тоже будет бояться этого объекта. Более того, пугает не только собственно опасная ситуация, но и реакция страха других людей. Это приводит к быстрому распространению паники. Видя чужой страх, человек тут же сам испытывает страх. Если же таких людей много, то страх быстро перерастает в панический ужас.
Также заразительна и злоба. Жестокое обращение родителей провоцирует агрессивное поведение детей. Двухлетние дети бросали на пол игрушки и пинали их, если были с чем-то не согласны.
В агрессивной толпе человек испытывает дикую злость, от которой темнеет в глазах. Он бросается громить и крушить все вокруг.
Эмоция страха-злобы хотя и дает энергию действия, но действует крайне разрушительно. Избыточная активация нервной системы приводит к тому, что нагрузка на все органы возрастает до максимальной и даже запредельной. А отключение интеллекта делает переживание этой эмоции очень опасным.
По мере развития интеллекта эмоция страха-злобы постепенно гаснет, и ее сменяет чувство интереса. Если бы страх продолжал главенствовать над человеком, то адаптация человека к жизни стала бы невозможной. Любая новизна вызывала бы страх и желание защититься, и не получилось бы выйти за пределы привычного и устоявшегося.
Развитие лобной коры приводит к тому, что агрессивная реакция сменяется чувством интереса. Чувство интереса противоположно эмоции страха-злобы, хотя вызывается теми же стимулами. Очень часто исследователи страха сталкиваются с тем, что эксперименты, которые, по их мнению, должны были вызывать страх, на самом деле вызывали интерес.
И наоборот, сильная эмоциональная реакция приводит к обратному процессу. Все новое вызывает панический ужас. Эта связка «эмоция страха-злобы – чувство интереса» образует своеобразный фундамент психики и, так или иначе, проходит через всю сознательную жизнь человека.
В основе интеллектуального поведения лежит чувство интереса. Оно развивается из ориентировочного рефлекса, который проявляется уже в первый день жизни младенца.
Чувство интереса появляется также в раннем детстве. Ребенок становится любознательным и легко учится.
Чем более развит мозг, тем чувство интереса становится сильнее. У личности чувство интереса достигает уровня жгучего ощущения тайны.
Интересный объект захватывает и зачаровывает. Именно чувство интереса дает человеку ощущение полноты жизни. При повышении интереса человек испытывает воодушевление и готов работать весь день напролет.
Чувство интереса дает энергию жизни.
В этом секрет максимальной работоспособности. Если вам нужно выполнить большое дело, то вы должны сделать его интересным. Чувство интереса удесятерит ваши силы. Этим объясняются поразительные достижения гениев. Они развили в себе такое чувство интереса, что их интеллект сокрушал проблемы, как бульдозер.
И наоборот, если вы испытываете скуку, то ваш интеллект свертывается калачиком и засыпает. Из этого следует важный вывод. Вы добьетесь успеха только в том деле, которое вам интересно. Большая ошибка многих людей состоит в том, что они выбирают себе работу исходя из престижа, зарплаты или близости к дому. Но не обращают внимания на то, насколько она им интересна. Воспринимая работу, как тяжкое бремя, они не могут достигнуть в ней никаких результатов. Руководство их считает никчемными работниками, а сами они ощущают себя неудачниками.
В основе любого дела должно лежать чувство интереса. Чем выше интерес, тем выше энергетика, тем больше успех.
Фрагмент из книги Константина Шереметьева «Интеллектика. Как работает наш мозг»
Конспект занятия на тему «Эмоция интерес «
Конспект занятия в подготовительной группе. Воспитатель Лазарь Альбина Рашидовна.
«В мире эмоций! »
Цель: расширение опыта детей в понимании и выражении эмоций.
Основные задачи занятия:
Образовательные:
1. Активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции.
2. Закрепить знания об эмоциональных состояниях.
Развивающие:
1. Развивать умения передавать эмоциональные состояния с помощью цвета (радость, удовольствие, страх, вина, обида, грусть, злость и интерес) .
2. Учить детей устанавливать связь между событием и эмоцией, расширять эмоциональные представления детей.
3. Развивать умения детей в выражении заданных эмоциональных состояний с помощью мимики и позы.
4. Формировать навыки эмоциональной разрядки.
5. Развивать творческое воображение, мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей способность к сопереживанию.
2. Воспитывать у детей интерес к самим себе, чувство принадлежности к группе.
Основные методы обучения
Используются:
1) Креативная визуализация
2) Цветотерапия
3) Включение познавательного компонента занятия — беседа
4) Игры и упражнения, направленные на расширение эмоциональных представлений.
Структура занятия:
1. Приветствие Создать атмосферу группового доверия и принятия.
Коллективное упражнение, направленное на сплочение группы.
2. Разминка Настройка на продуктивную деятельность, активизирует детей и снимает чрезмерное эмоциональное напряжение. Проигрывается ритуал «входа» в сказку.
3. Основная часть:
Формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Проводятся игры, упражнения, позволяющие детям приобрести новый опыт.
4. Заключение. Подведение итогов занятия, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе у детей.
Ход занятия:
1. Приветствие. Упражнение «Доброе тепло».
Звучит аудиозапись из передачи «В гостях у сказки»
— Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада всех вас видеть. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы отправимся в путешествие. Для этого путешествия нам не надо куда-то ехать, не нужны билеты, понадобятся только ваше желание и немного фантазии. В нашем необычном путешествии мы откроем удивительный мир, который скрыт от неопытного глаза, но всегда с нами — наш внутренний мир.
— Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук соседа и передайте свое тепло легким сжатием руки друг другу сначала по часовой стрелке, затем — в противоположном направлении. Дети выполняют упражнение.
Молодцы ребята добротой мы зарядились, теперь можно отправляться дальше.
2. Ритуал вхождения в сказку.
— А теперь пора создать сказочное пространство. Сегодня оказаться в сказке нам поможет волшебная чашка. Она не видна, потому что существует только в вашем воображении. Поставьте перед собой волшебную чашку. Она волшебная, потому что по нашему желанию она сама наполняется чем угодно. И сейчас мы наполним ее волшебным напитком. Поднесите чашку к губам. Сделайте глоток этой необычного напитка. Волшебный напиток дошел до каждой клеточки вашего тела. Теперь вы можете поставить чашку. Волшебная сила напитка перенесла вас в мир сказки.
3. Упражнение «Домики настроения» Приложение 1
— Вот мы с вами и в волшебной стране. Правит этой страной королева Эмоция! А жители этой страны, чувства и эмоции. Ребята, а кто же еще живет в этой стране???
-Радость,
-Удивление,
-Страх,
— Вина,
-Обида,
— Грусть,
— Злость
— Интерес
Живут они в маленьких цветных домиках.
Причем каждое чувство живет в домике определенного цвета.
Но вот случилась беда. На страну налетел страшный ураган
Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось.
И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слезами, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда краску унес ветер.
Каждый из вас в волшебной стране превратился в маленького волшебника.
А ведь у каждого волшебника есть какие – то волшебные предметы, верно? И сегодня все вместе тоже создадим волшебство – волшебные краски, чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее сказочное настроение. Вы готовы приступить к работе? Здесь целая улица. Но она такая бесцветная, неинтересная.Нужно ее раскрасить. Но прежде чем начинать раскрашивать, послушайте, как правильно это сделать. Я скажу, кто живет в каждом домике, а вы покрасьте этот домик в подходящий для этого хозяина цвет.
В первом домике живет Радость. Выберитецвет который, вам кажется, подошел бы этому хозяину.
Обозначение домиков: Во втором домике мы раскрашиваем Удивление, в третьем – Страх, четвертый домик – Вина, в пятом домике – Обида, в шестом – Грусть, в седьмом – Злость, в восьмом – Интерес.
— Спасибо вам, ребята, от лица всех жителей. Вы восстановили страну. Настоящие волшебники!
4. Упражнение «Третий лишний»
В знак благодарности, чувства хотят с вами поиграть и приглашают вас на лужайку. Здесь, ребята, есть три картинки с эмоциями. Уберите лишнюю картинку, которая не соответствует данной эмоции.
— Пиктограмма «Радость»
Мальчик радуется снегу.
Буратино нашел золотой ключик.
Девочка упала (грусть) .
— Пиктограмма «Страх»
Медведь катается на велосипеде.
Девочка стоит у окна и ждет возвращения мамы с папой.
Мальчик пытается уснуть.
-Пиктограмма «Грусть»
Девочка разбила вазу (вина) .
Мальчик заболел.
На улице плохая погода.
-Пиктограмма «Обида»
Девочку поставили в угол.
Какой формы наша планета? (интерес) .
С девочкой ни кто не хочет дружить.
-Пиктограмма «Злость»
Девочка возвращается из леса (страх) .
Два сердитых ребенка поссорились.
Котенок убегает от мальчика.
-Пиктограмма «Удивление»
Хочу все знать, хоть я и кроха (любопытство) .
Осенью пошел снег.
Котенок и мышонок лучшие друзья.
-Пиктограмм «Интерес»
Девочке не радуют ни игрушки, ни книжки (скука) .
Мальчик рассматривает с интересом тетрадь.
Какая интересная книга!
-Пиктограмма «Вина»
Какое вкусное яблоко (удовольствие).
Девочка разбила вазу.
Мальчик обманул маму.
– Молодцы! Мы с вами дружно выполнили задание.
Физминутка — Игра «Море волнуется»
— Кстати, ребята, а что это мы с вами все сидим и не двигаемся.По этой волшебной стране можно свободно передвигаться, но только играя. По моему сигналу вы с помощью мимики и позы изображаете эмоцию.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три.
Радость (Грусть, Злость, Страх, Обида, Интерес) замри!
5. Упражнение «Загадки – топотушки».
Ну вот мы поиграли, отдохнули, а сейчас я хочу проверить ваши знания о Мире Эмоций. Начнем???
-А сейчас вы затопаете ногами, если я правильно говорю. Если нет, пусть ваши ноги стоят на месте.
Дети радуются, когда к ним в гости пришел друг.
Бабушки грустят, когда дождик на улице.
Папы боятся, когда сын перебегает дорогу не по правилам.
Мамы злятся, когда про мам говорят «плохая».
Дети радуются, когда их толкают.
Дети грустят, если не с кем поиграть.
Папы боятся маленького мышонка.
Дети радуются, когда им дарят подарки.
Мамы злятся, когда опаздывают с ребенком в детский сад.
Дети грустят, если заболели в день рождения.
— Каждый из вас, на отлично ориентируется в мире эмоций.
Итак, волшебная страна Чувств создана, и мы поняли что Чувства прячутся в нас.. Мы берем из волшебной страны все то, что было для нас важным и полезным. Все это пригодится нам в нашей жизни.
Рефлексия.
Дети, передавая по кругу мяч, рассказывают о том, что сегодня на занятии было для них интересным.
Ритуал прощания
— Наша встреча подошла к концу. Каждый раз прощаясь с вами, мы будем становиться в круг, браться за руки и говорить волшебные слова:
«В этом прекрасном мире все интересно и удивительно. Я люблю себя, я люблю мир, в котором живу! Я счастлив! И хочу поделиться счастьем с другими!!! »
ЭМОЦИЯ ИНТЕРЕСА В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ — КиберПедия
Систематические исследования роли эмоций в развитии личности немногочисленны, только некоторые из них были доведены до конца; однако имеющиеся теоретические и эмпирические данные обнаруживают тесную взаимосвязь между различными паттернами переживания эмоции интереса и такими личностными характеристиками, как способность к установлению социальных отношений, робость и стремление к достижениям.
Интерес и достижения
Любой учитель знает, что заинтересованный ученик учится лучше; точно так желюбому начальнику, менеджеру и просто наблюдательному человеку известно, что продуктивнее работает тот сотрудник, который относится к делу «с самоотдачей» (который заинтересован в своей работе). Не обязательно быть художником или ученым, чтобы испытать творческий подъем, — любое дело, сколь бы малым и незначительным оно ни казалось, можно рассматривать в более общем контексте, и этот контекст делает его важным и значительным. Даже если работа неинтересна человеку, но он не может найти себе другую, он всегда может направить свой интерес на отношения с сослуживцами или заинтересоваться той более общей, глобальной целью, которой служит эта работа.
Данные исследований, посвященных изучению мотивации человеческой деятельности, а также данные исследований личности показывают, что успешность человеческой деятельности определяется тремя факторами: силой мотивации (стремлением к успеху), наличием в ценностной системе человека ценностей достижения, а также освоением необходимых навыков и умений (McClelland, 1985). Мы рассмотрим каждый из этих факторов в отдельности, чтобы понять, как они связаны с эмоцией интереса.
Мотивация успеха.Эмоции играют первостепенную роль в мотивации. Любой мотив можно рассматривать как комбинацию мысли и чувства, как аффективно-когнитивную структуру. Многообразие мотивов человеческой деятельности определяется многообразием комбинаций, которые образуются различными мыслями и чувствами человека. К измерению мотивации успеха и стремления к достижению следует подходить с точки зрения эмоции интереса. Чем больший интерес вы испытываете к какому-то делу, тем сильнее ваше стремление сделать это дело хорошо.
Поразмышляйте о том деле, которым заняты вы. Что значит для вас учеба? Что вас интересует больше всего? Что не вызывает у вас ни малейшего интереса? Стремитесь ли вы найти применение своим интеллектуальным возможностям или же вас больше интересуют отношения с однокурсниками и будущими сослуживцами? Стремитесь ли вы добиться успеха, считаете ли его важным в жизни?
Ценности достижения.Эмоции играют важную роль и в формировании ценностной системы человека. Невозможно представить себе ценность, не имеющую эмоционального значения для ее обладателя. Мы ценим то, что пробуждает в нас определенные чувства, и чем сильнее эти чувства, тем более значимы для нас соответствующие им ценности.
Как формируются ценности достижения? Никто, наверное, не может дать точного ответа на этот вопрос. Известно, что разные культуры исповедуют разные ценности достижения, хотя вполне возможно, что различаются не столько ценности достижения, сколько представления о том, что считать достижением или успехом. Известно также, что стандарты достижения, стандарты успеха существенно варьируются от сообщества к сообществу и даже от семьи к семье.
Родители, ориентированные на успех, не всегда могут воспитать такие же ценности у своих детей. Если в сознании ребенка достижения и успехи родителей ассоциируются с чувством радости, интереса, то он, вероятно, будет придерживаться тех же ценностей. Однако если успех воспринимается ребенком только как результат долгой, тяжелой борьбы, невыносимых тягот, лишений и жертв, то вероятность усвоения им ценностей и жизненных стандартов родителей снижается; в таких случаях ребенок из чувства протеста может начать стремиться к совершенно противоположному образу жизни, к такому, который не связан с постоянной погоней за успехом. Таким образом, для того чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению, родители должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и трезво относиться к своим успехам и неудачам, — в противном случае преувеличенное значение ценностей достижения помешает формированию и развитию других ценностей.
Навыки и умения.Существует множество разновидностей навыков. Так, различные ремесла требуют определенных навыков работы с конкретным материалом. Однако навыки необходимы не только тем, кто работает руками, они нужны любому профессионалу, будь то спортсмен, министр или политик. Итак, какое отношение имеет эмоция интереса к навыкам? Прежде всего, эмоция интереса играет большую роль в формировании и развитии навыка.
Приобретение, формирование навыка зависит от целой совокупности условий, главными из которых являются талант (способности) и интерес. Есть навыки, которые могут быть выработаны и развиты только при наличии у человека врожденной способности к ним; однако, каким бы талантом ни обладал человек, он должен оттачивать, шлифовать его в практической деятельности, иначе этот талант останется невостребованным. Постоянная практика необходима и для поддержания высокого уровня профессионализма.
Обычно нам не составляет труда, пусть даже задним числом, узнать, насколько наши способности соответствуют нашим интересам. И доказательством тому может служить рассказ Джона Генри о двух его увлечениях.
Был период, когда я вдруг заинтересовался гитарой. Я понимал, что у меня нет особых музыкальных способностей, но мне очень нравилась гитара, и я надеялся, что, упражняясь, смогу добиться хороших результатов. Я купил инструмент, но после долгих попыток освоить его понял, что не способен играть. Это осознание было настолько горьким, что я потерял всякий интерес к гитаре. Так закончилось это мое увлечение.
Что касается другого моего увлечения, тенниса, то здесь все было наоборот. Я уже много лет играл в теннис, и наступил такой момент, когда мне стало казаться, что я исчерпал свои возможности, что лучше уже играть не смогу. Мне не удавался удар с разбега, мяч обычно не долетал до сетки, а также не удавался удар с лёта. Однако восторг, который я испытывал от самого процесса игры, заставлял меня снова и снова выходить на корт. Постоянная тренировка и помощь хорошего тренера помогли мне не только освоить эти удары, но и полюбить их.
Нет нужды говорить о том, насколько полезно умение осознать свою ограниченность и отказаться от поставленной цели, как это сделал Джон Генри, который вовремя понял, что его желание не соответствует его возможностям. С другой стороны, мы видим, что нельзя слишком быстро опускать руки, — практика и помощь опытного наставника помогут человеку освоить и развить навыки, необходимые для той или иной деятельности.
Таким образом, все вышеперечисленные детерминанты успешности человеческой деятельности — стремление к достижению, ценности достижения и необходимые навыки — так или иначе связаны с эмоцией интереса. Человеку, который занят каким-то делом, но не испытывает интереса к нему, стоит, вероятно, посмотреть на эта дело шире, попытаться найти те его аспекты, которые могли бы пробудить в нем такую наиважнейшую эмоцию, как интерес. Люди заинтересованные, способные время от времени даже испытывать возбуждение от своих повседневных и служебных обязанностей, имеют гораздо больше шансов на успех и на достижение лич-ностно значимых целей.
РЕЗЮМЕ
Эмоция интереса сыграла очень важную роль в эволюции человека, выполняя разнообразные адаптивные функции на протяжении всей истории его существования. Формирование и развитие социальных отношений в значительной мере связано с тем интересом, который испытывает человек к представителям своего вида, — из всех явлений нашего мира человека больше всего интересует человек. Интерес способствует также достижению сексуального наслаждения и служит стабилизирующим фактором сексуальных и семейных отношений. Он необходим для развития навыков и умений, а значит, играет важную роль в интеллектуальном развитии человека.
Интерес к неизвестному составляет основу исследовательской, познавательной и конструктивной деятельности, он служит необходимым условием перцептивно-когнитивного развития и имеет важное значение для процессов внимания, памяти и научения.
Эмоция интереса характеризует активность ребенка с момента рождения. Именно в силу фокусирующего влияния интереса на процессы внимания становится возможным перцептивное научение и развитие когнитивных функций ребенка. В теории дифференциальных эмоций принято считать, что новизна стимуляции является врожденным активатором интереса и что перцептивно-когнитивная и моторная активность новорожденного ребенка обеспечиваются эмоцией интереса.
Хотя эмоция интереса является врожденной, социализация играет ведущую роль в ее развитии, а значит, и в формировании человеческой личности. Неблагоприятные социально-экономические условия препятствуют развитию и социализации интереса, тогда как «обогащенные» условия, терпимость и поддержка родителей способствуют развитию этой важнейшей эмоции.
Взаимодействие индивидуальной способности к эмоции интереса с тем или иным фактором социализации определяет характер аффективно-когнитивной ориентации человека. Интерес может быть направлен на что угодно, но наибольшую пользу человечеству приносят интеллектуальные, эстетические и другие виды созидательной деятельности. Одного человека больше интересуют предметы, другого — идеи, третьего — люди. Взаимосвязь между эмоцией интереса, когнитивной ориентацией и действием может определить тип личности — мыслительный, деятельный или аффективный.
Эмоции взаимодействуют не только друг с другом, но и с различными драйвами, регулируя их интенсивность, и эмоция интереса является, пожалуй, самым мощным регулятором драйва. Интерес может притупить ощущение боли, когда человек сознательно или неосознанно направляет свое внимание на интересующий предмет, ситуацию или явление. Интерес в сочетании с радостью составляет мотивационную основу игры и других форм деятельности. Взаимодействие интереса со страхом порождает состояние тревоги.
Искаженное развитие эмоции интереса—возбуждения может создавать психологические и даже психопатологические проблемы. Маниакальные больные, как правило, отличаются повышенным уровнем интереса—возбуждения. Аномально высокая или низкая выраженность мотива поиска ощущений может быть индикатором патологически завышенного или заниженного порога эмоции интереса и может вызывать нарушения адаптации.
Эмоция интереса играет важнейшую роль в мотивации успеха. Стремление к достижению можно измерить степенью выраженности эмоции интереса. Интерес необходим также для развития навыков, именно он мотивирует деятельность человека, направленную на совершенствование врожденных способностей.
ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Miller P. H., Zalenski R. Preschoolers’ knowledge about attention. — Developmental Psychology, 1982, 18(6), 871-875.
Показано детское понимание понятия «рассеянность» и мотивирующее воздействие интереса на внимательность и обучение.
TomkinsS.S. Interest-excitement. — In: Affect, imagery, consciousness; Vol. 1, The positive affects. — New York, Springer, 1962, 336-368.
Оригинальное и всеобъемлющее исследование динамики интереса и его влияния на обучение, творчество и личность.
Watson D., Clark L. A. On traits and temperament: General and specific factors of emotional experience and their relation to the five-factor model. — Journal of Personality, in press (1991).
Экспериментальное исследование взаимоотношений личности и эмоций. Предложенная шкала внимательности, возможно, позволит давать количественную оценку интереса как эмоции, а шкала позитивного аффекта объединяет интерес и удовольствие. Обе эти шкалы в значительной мере соотнесены с особенностями личности.
Глава 6
Чувство интереса. Интеллектика. Как работает ваш мозг
Чувство интереса
Чувство интереса – это мотор интеллекта. Оно имеет тесную связь с эмоцией страха-злобы. С этой эмоцией мы познакомились, когда говорили о психологии собаки. Страх и злоба – это разновидности одной и той же эмоции, которая готовит организм к действиям, выбрасывая в кровь большие количества адреналина. В результате учащается дыхание, сердцебиение, увеличивается свертываемость крови, повышается тонус мышц. Организм готовится к схватке. А будет ли он нападать или убегать – это зависит от того, насколько собака оценивает свои возможности справиться с обидчиком.
Эмоция страха-злобы выполняет защитную функцию и очень хорошо с ней справляется. Испытав эту эмоцию на собаках, природа решила использовать ее и для защиты детей. Хотя при патологиях интеллектуального развития эта эмоция сохраняется и у взрослых.
Согласно наблюдениям Рене Шпитца, ребенок начинает пугаться незнакомцев уже с 8 месяцев. Более поздние исследования показали, что важен не тот факт, что это кто-то незнакомый, а то, как он себя ведет. Страх вызывает его быстрое приближение. Позже были выявлены основные причины, порождающие эмоцию страха.
В основе этой эмоции лежит любой необычный стимул, если его появление не совпадает с предыдущим опытом, а сила воздействия превышает определенный порог. Так, страх возникает при громком звуке, быстром приближении незнакомого животного, резкой потери опоры.
Когда эмоция страха завладевает человеком, то привычные действия перестают совершаться, человек цепенеет и с ужасом следит за объектом, вызывающим страх. Интеллект отключается, внимание резко сужается, что создает эффект «туннельного восприятия» – человек воспринимает только то, что касается опасности. У него возникает ощущение утраты контроля над ситуацией. Тело становится ватным, выступает холодный пот, к горлу подходит тошнота.
Одновременно со страхом развивается и эмоция злобы. Она вызывается в том случае, когда стимул не соответствует ожиданиям, но не очень пугает. Семимесячные младенцы злились, когда им показывали маски человеческих лиц, имеющие искажения. Больше всего им не нравилось нормальное изображение лица, нанесенное на белую квадратную панель.
Эмоция страха-злобы исключительна полезна для младенцев, так как дает хоть какую-то защиту от опасных ситуаций. Если младенец заметит большое насекомое, то его плач может привлечь маму, которая спасет от ужасного страшилища. Переживания, связанные со страхом, надолго запечатлеваются в памяти. Если ребенок заползет под кровать и заблудится в темноте, то потом будет долго избегать опасного места.
Эмоция страха заразительна. Если ребенок увидит, что отец боится какого-либо объекта, то тоже будет бояться этого объекта. Более того, пугает не только собственно опасная ситуация, но и реакция страха других людей. Это приводит к быстрому распространению паники. Видя чужой страх, человек тут же сам испытывает страх. Если же таких людей много, то страх быстро перерастает в панический ужас.
Также заразительна и злоба. Жестокое обращение родителей провоцирует агрессивное поведение детей. Двухлетние дети бросали на пол игрушки и пинали их, если были с чем-то не согласны.
В агрессивной толпе человек испытывает дикую злость, от которой темнеет в глазах. Он бросается громить и крушить все вокруг.
Эмоция страха-злобы хотя и дает энергию действия, но действует крайне разрушительно. Избыточная активация нервной системы приводит к тому, что нагрузка на все органы возрастает до максимальной и даже запредельной. А отключение интеллекта делает переживание этой эмоции очень опасным.
По мере развития интеллекта эмоция страха-злобы постепенно гаснет, и ее сменяет чувство интереса. Если бы страх продолжал главенствовать над человеком, то адаптация человека к жизни стала бы невозможной. Любая новизна вызывала бы страх и желание защититься, и не получилось бы выйти за пределы привычного и устоявшегося.
Развитие лобной коры приводит к тому, что агрессивная реакция сменяется чувством интереса. Чувство интереса противоположно эмоции страха-злобы, хотя вызывается теми же стимулами. Очень часто исследователи страха сталкиваются с тем, что эксперименты, которые, по их мнению, должны были вызывать страх, на самом деле вызывали интерес.
И наоборот, сильная эмоциональная реакция приводит к обратному процессу. Все новое вызывает панический ужас. Эта связка «эмоция страха-злобы – чувство интереса» образует своеобразный фундамент психики и, так или иначе, проходит через всю сознательную жизнь человека.
В основе интеллектуального поведения лежит чувство интереса. Оно развивается из ориентировочного рефлекса, который проявляется уже в первый день жизни младенца.
Чувство интереса появляется также в раннем детстве. Ребенок становится любознательным и легко учится.
Чем более развит мозг, тем чувство интереса становится сильнее. У личности чувство интереса достигает уровня жгучего ощущения тайны.
Интересный объект захватывает и зачаровывает. Именно чувство интереса дает человеку ощущение полноты жизни. При повышении интереса человек испытывает воодушевление и готов работать весь день напролет.
Чувство интереса дает энергию жизни.
В этом секрет максимальной работоспособности. Если вам нужно выполнить большое дело, то вы должны сделать его интересным. Чувство интереса удесятерит ваши силы. Этим объясняются поразительные достижения гениев. Они развили в себе такое чувство интереса, что их интеллект сокрушал проблемы, как бульдозер.
И наоборот, если вы испытываете скуку, то ваш интеллект свертывается калачиком и засыпает. Из этого следует важный вывод. Вы добьетесь успеха только в том деле, которое вам интересно. Большая ошибка многих людей состоит в том, что они выбирают себе работу исходя из престижа, зарплаты или близости к дому. Но не обращают внимания на то, насколько она им интересна. Воспринимая работу, как тяжкое бремя, они не могут достигнуть в ней никаких результатов. Руководство их считает никчемными работниками, а сами они ощущают себя неудачниками.
В основе любого дела должно лежать чувство интереса. Чем выше интерес, тем выше энергетика, тем больше успех.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Интерес (эмоция) Вики
Заинтересованные чем-то люди
У этого термина существуют и другие значения, см. Интерес.
Интере́с — положительно окрашенный эмоциональный процесс[1] (по классификации А. Н. Леонтьева — чувство[2]), связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему[3].
Интересно то, что убедительно показывает собою нечто неожиданное[4].
Описание[ | код]
Под интересом понимают потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний и развертывается преимущественно во внутреннем плане. В основе интереса лежит познавательное влечение (желание) к той или иной области действительности. Постепенно может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к предмету. Интерес описывается в терминах увлеченности содержанием, вовлеченности в задачу, в процесс деятельности. Интерес может трактоваться как одна из эмоций, близких к удивлению, любознательности[5].
Различают эмоциональную и волевую стороны интереса. Под эмоциональной стороной подразумевается интеллектуальная эмоция; под волевой стороной — усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей[6].
Обычный человек испытывает интерес чаще чем любые другие эмоциональные состояния. К. Э. Изард относит его к базовым эмоциям человека. Он так же считает его главным мотиватором человека в работе и важнейшим элементом творческой деятельности[1].
Весьма подробно останавливается на понятии интереса и интересного Голосовкер в своей Логике мифа. Антонимом интереса он называет скуку, а формой интереса — любопытство. Вместе с тем, интерес обнаруживает тайну, например, когда говорят об «интересном положении» в значении беременности. Разбирая философские произведения, Голосовкер отмечает, что они редко бывают интересными, так как не будят воображение. Вместе с тем, интересное всегда эфемерно и временно, а в академической среде оно имеет значение поверхностного, рискованного и даже скандального[7].
Мимические проявления[ | код]
Мимическое выражение интереса
Чувство интереса может проявляться одним или несколькими из следующих, как правило кратковременных (до 4-5 секунд) мимических движений[8]:
- приподнятые или слегка сведенные брови;
- перемещение взгляда по направлению к объекту;
- слегка приоткрытый рот или поджатие губ.
Человек может продолжать испытывать интерес и после того, как это перестало отражаться в его мимике, но продолжительное отсутствие мимических проявлений рассматривается как признак угасания интереса[8].
Физиологические проявления[ | код]
Обычно чувство интереса сопровождается замедлением сердечного ритма, однако продолжительное и интенсивное чувство интереса вызывает противоположный эффект[9].
Заинтересованный человек[ | код]
Заинтересованный человек чувствует интерес-возбуждение. Это чувство захваченности, зачарованности, любопытства. У индивида, испытывающего эту эмоцию, существует желание исследовать, вмешиваться, расширить опыт путём включения новой информации и подойти по-новому к объекту, возбуждающему интерес. При интенсивном интересе человек чувствует себя воодушевленным и оживленным. Именно это оживление обеспечивает связь с познавательной и двигательной активностью. Даже при относительной подвижности человек чувствует, что он «живет и действует»[10].
См. также[ | код]
Примечания[ | код]
- ↑ 1 2 Изард, 2009, Характеристики эмоции интереса, с. 105.
- ↑ Леонтьев Алексей Николаевич. Потребности, мотивы и эмоции (рус.). — М.: МГУ, 1971.
- ↑ Интерес // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
- ↑ «Интересное» как категория культуры
- ↑ Большой психологический словарь, 2009, с. 247—248.
- ↑ Большой психологический словарь, 2009, с. 247.
- ↑ Логика мифа
- ↑ 1 2 Изард, 2009, Мимическое выражение интереса, с. 113.
- ↑ Изард, 2009, Физиологические проявления эмоции интереса, с. 114.
- ↑ Изард, 2009, Субъективное переживание интереса-возбуждения, с. 115.
Литература[ | код]
Интерес (эмоция) — Википедия переиздана // WIKI 2
Чувство, которое заставляет внимание сосредотачиваться на объекте, событии или процессе
Сильное выражение лица интереса (эмоции) , включающее опущенные челюсти, высунутый вверх и наружу язык и расширение зрачков.
Интерес — это чувство или эмоция, которые заставляют внимание сосредотачиваться на объекте, событии или процессе. В современной психологии интереса [1] этот термин используется как общее понятие, которое может охватывать другие более конкретные психологические термины, такие как любопытство и, в гораздо меньшей степени, удивление. [ необходима ссылка ]
У интересующей эмоции есть собственное выражение лица, наиболее заметным компонентом которого являются расширенные зрачки. [2] [3]
Приложения в компьютерной коммуникации и интерфейсе B-C
В 2016 году было обнаружено совершенно новое коммуникационное устройство и интерфейс мозг-компьютер, которые не требовали визуальной фиксации или движения глаз вообще, как в предыдущих подобных устройствах. Вместо этого устройство оценивает более скрытый интерес, то есть оценивая другие показатели, помимо фиксации взгляда, на выбранной букве на виртуальной клавиатуре.Каждая буква имеет свой собственный (фоновый) круг, яркость которого колеблется в разные периоды времени. [ требуется уточнение ] , где выбор буквы определяется наилучшим соответствием между первым, непреднамеренным шаблоном колебаний размера зрачка. и во-вторых, образец колебаний яркости круга на заднем плане [ требуется уточнение ] . Точность дополнительно повышается за счет мысленного повторения пользователем слов «яркий» и «темный» синхронно с переходами яркости круга / буквы. Rieger, Gerulf; Savin-Williams RC (2012) У глаз есть это: половая и сексуальная ориентация различия в моделях расширения зрачков . Публичная научная библиотека ONE 7 (8): e40256. DOI: 10.1371 / journal.pone.0040256 Сан-Франциско
Внешние ссылки
Эта страница последний раз была отредактирована 30 августа 2020 в 06:14
.
|
.
Интерес от Cevelt-MikLiak на DeviantArt
Пятый рисунок моего проекта эмоций. Мне не очень нравится эта работа, главным образом потому, что она не показывает особых эмоций … В любом случае я как бы торопился с этим, так как завтра я уезжаю в Грецию на пасхальные каникулы. Я также использовал другой тип окраски, более гладкие и менее непрозрачные цвета. Я считаю, что этот тип раскраски классный, напоминает рисунок карандашом
Уооооо ….. осталось пять эмоций: ревность, гнев, стыд, доверие и страх.Я, вероятно, сначала сделаю Fear, а остальные, которые я считаю наиболее сложными, будут выполнены позже.
Цвета лисы совершенно случайны. Я даже не знаю, возможны ли это цветовые вариации каких-либо лисиц.
Надеюсь, что это хорошо.
—
Art (c) MikLiak
.
не показывает эмоций и не подвержен эмоциям — синонимы и связанные с ними слова
жестко, как гвозди
фраза
не вызывает симпатии или других положительных эмоций
без выражения
наречие
без проявления эмоций, реакции или понимания
бескровно
прилагательное
недостаток эмоций, энергии или эффективности
застегнутый
прилагательное
Британский неформальный нежелание демонстрировать или говорить о своих чувствах и эмоциях
черствый
прилагательное
черствый человек не испытывает никаких эмоций, когда видит других людей в беде или в боли
черствый
прилагательное
используется о поведении людей
кавалер
прилагательное
не заботится о чувствах других людей или о серьезности ситуации
клинический
прилагательное
не проявляет никакого волнения или эмоций
близко
прилагательное
нет готов поделиться информацией информация о себе или своих эмоциях
в глубине души
фраза
если вы знаете или чувствуете что-то глубоко внутри, вы знаете или чувствуете это, хотя вы пытаетесь притвориться, что вы не
отстраненный
прилагательное
не чувствуете себя связанным с кем-то или что-то близкое или эмоциональное
беспристрастный
прилагательное
формальный способный выносить справедливые суждения или решения, не зависящие от личных чувств
далекое
прилагательное
кто-то, кто отстранен, кажется недружелюбным или не показывает свои чувства
отдаленно
наречие
без какого-либо реального чувства, обычно потому, что вы думаете о чем-то другом
сухие глаза
прилагательное
не плачьте, хотя вы находитесь в очень грустной ситуации
пустота
существительное
чувство отсутствия эмоций, интереса или цель
пустой
прилагательное
отсутствие эмоций, интереса или цели
даже y
наречие
говорить спокойно и без эмоций
плоско
прилагательное
без эмоций, интереса или возбуждения
категорически
наречие
без выражения каких-либо эмоций или интереса
кремневое
прилагательное
кремневое выражение недружелюбно и без эмоций
стеклянный
прилагательное
не проявляет интереса или эмоций, например, из-за болезни или наркотиков
остекленевший
прилагательное
не проявляет интереса или эмоций в ваших глазах, например, из-за болезни или наркотиков
упорный
прилагательное
склонный не испытывать сочувствия и других положительных эмоций из-за множества трудных переживаний
закаленный
прилагательное
закаленный человек пережил много трудных или неприятных переживаний и больше не подвержен таким вещам
упрямый
прилагательное
способность выносить суждения и решения в ап тактично, без влияния эмоций
жестокосердный
прилагательное
не способный испытывать сочувствие или другие положительные эмоции
упертый
прилагательное
настроенный на успех и не подверженный эмоциям
жесткий / крепкий
фраза
не подвержен таким эмоциям, как печаль или сочувствие
непроницаемо
прилагательное
не подвержен чему-либо или кажется, что не замечает этого
хладнокровно
фраза
жестоко и спокойно, не проявляя никаких эмоций
инертно
прилагательное
инертный человек ничего не делает, когда должен действовать
приучен
прилагательное
формально настолько знаком с неприятным переживанием, что вы больше не расстраиваетесь из-за него
на самом деле
прилагательное
не проявляет эмоций при работе с чем-либо расстраивает, волнует и т. д.
мягко
наречие
не показывает сильного fe elings
нейтрально
наречие
в способе, который не выражает сильных чувств или мнений
сугубо
прилагательное
делать что-то быстро и эффективно, не слишком беспокоясь о чувствах людей
не волновать
фраза
не казаться совершенно удивлен или шокирован
с лицом в покер
прилагательное
не показывает никаких эмоций на вашем лице
подавлен
прилагательное
кто-то, кто подавлен, испытывает сильные чувства, которые он не показывает или что он отказывается признать, что у него есть
репрессии
существительное
поведение человека, который отказывается показать или признать сильные чувства, что у него есть
резерв
существительное
отношение или поведение человека, который склонен не говорить или не показывать свои чувства
зарезервирован
прилагательное
тот, кто сдержан склонен не говорить и не показывать свои чувства
сдержанность
существительное
ограничение или контроль выражения сильных эмоций или мнения
робот
прилагательное
используется для описания чьей-либо речи или взгляда, когда кажется, что он не проявляет человеческих чувств
самоконтроль
прилагательное
не проявляет никаких сильных эмоций, таких как гнев или грусть
бездушный
прилагательное
не показывающее эмоций, таких как сочувствие, счастье или возбуждение
крахмалистый
прилагательное
, используемое для описания человека, который очень формален и не проявляет особых чувств
бесчувственный
прилагательное
не сочувствующий, или не выражать эмоции, когда другие люди думают, что вам следует
недостойно
прилагательное
не желает говорить или предоставлять информацию
неподвижно
прилагательное
формально не испытывает никаких эмоций, особенно не испытывает сочувствия или печали, когда другие люди ожидают от вас
воды со спины утки
фраза
используется для слова g, что такие вещи, как критика или оскорбления, не влияют на кого-то, потому что они имели дело со многими из них до
, не моргая глазом / веком / ресницами
фраза
не показывая никакой реакции на что-то, особенно на что-то странное или шокирующее
.