Эффекты межличностного восприятия
Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.
Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине.
Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Эффект ореола – формирование специфической установки на наблюдаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке накладывается на тот образ, который был создан заранее. Ранее существовавший образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого (эффект Полианны»), при общем неблагоприятное впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект) Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.
Эффект первого впечатления – стойкая оценка человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.
Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.
Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого человека в сторону среднего.
Эффект Барнума – восприятие людьми описания или общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:
- коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;
- информация не соответствует действительности;
- отсутствует доверие к источнику информации.
Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.). Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при регидности мышления. Наблюдается тенденция использования предшествующего опыта для построения заключения по сходству с этим предшествующим опытом, не обращая внимания на имеющиеся отличия. Обычно такой стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, к определенной профессии. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.
Эффекты межличностного восприятия. Диагностика способности к общению
Эффекты межличностного восприятия
Каузальная атрибуция. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением сведений путем наблюдения. Они стремятся к выяснению причин поведения партнеров по общению и выяснению их личностных качеств. Но так как информация о человеке, полученная в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель начинает приписывать вероятностные причины поведения и характерологические черты личности партнера по общению. Эта причинная интерпретация поведения наблюдаемого индивида может существенно влиять и на самого наблюдателя.
Таким образом, каузальная атрибуция – это интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Слово «каузальный» означает «причинный». Атрибуция – это приписывание социальным объектам характеристик, не представленных в поле восприятия.
На основе исследования проблем, связанных с каузальной атрибуцией, Г. М. Андреева сделала вывод о том, что атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия [7, с. 426]. Показательно, что одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты (в этом случае сфера «приписывания» существенно сокращается), другие воспринимают преимущественно психологические черты характера окружающих. В последнем случае открывается широкий простор для приписывания.
Выявлена определенная зависимость «приписывания» от установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль приписывания, как отмечает Г. М. Андреева, при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Это было выявлено в экспериментах А. А. Бодалева [12]. Так, двум группам студентов была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он крупный ученый. После этого каждой группе было предложено составить словесный портрет этого человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок – о решимости «идти до конца в преступлении» и т. д. Соответственно во второй группе те же глубоко посаженные глаза говорили о глубокой мысли, а выдающийся подбородок – о силе воли в преодолении трудностей на пути познания и т. д.
Подобные исследования должны дать ответ на вопрос о роли характеристик, которые дают партнерам по общению в процессе межличностного восприятия, и степени влияния установок на эти характеристики.
Эффект ореола (галоэффект) – это формирование оценочного впечатления о человеке в условиях дефицита времени на восприятие его поступков и личностных качеств. Эффект ореола проявляется либо в форме позитивной оценочной пристрастности (положительный ореол), либо в негативной оценочной пристрастности (отрицательный ореол).
Так, если первое впечатление о человеке в целом благополучное, то в дальнейшем все его поведение, черты и поступки начинают переоцениваться в положительную сторону. В них выделяются и преувеличиваются в основном лишь положительные моменты, а отрицательные недооцениваются или не замечаются. Если же общее первое впечатление о человеке в силу сложившихся обстоятельств оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки в последующем или не замечаются вовсе, или недооцениваются на фоне гипертрофированного внимания к недостаткам.[2]
Эффекты новизны и первичности. С эффектом ореола тесно связаны эффекты новизны и первичности. Эти эффекты (новизны и первичности) проявляются через значимость определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Эффект новизны возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.
Эффект первичности же возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.
Все описанные выше эффекты можно рассматривать как частные случаи или варианты проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, называемого стереотипизацией.
Стереотипизация – это восприятие и оценка социальных объектов на основе определенных представлений (стереотипов). Стерео-типизация проявляется в приписывании сходных характеристик всем членам какой-либо социальной группы без достаточного осознания возможных различий между ними.
Стереотип – это упрощенное, зачастую искаженное, характерное для сферы обыденного сознания представление о какой-либо социальной группе или отдельном человеке, принадлежащем к той или иной социальной общности. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе недостаточной информации. Чаще всего стереотипы возникают относительно групповой принадлежности человека.
Стереотипизация является одной из важнейших характеристик межгруппового и межличностного восприятия и сопровождается проявлениями социальных установок, эффектов ореола, первичности и новизны. В межличностной перцепции стереотипизация выполняет две основные функции:
1) поддержание идентификации;
2) оправдание возможных негативных установок по отношению к другим группам.
Особенное распространение получили так называемые этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителяъ тех или иных этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга, как отмечает Г. М. Андреева, может привести к двум различным следствиям [7, с. 129]. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, и тогда это упрощение ведет к замене образа человека штампом, например «все бухгалтеры – педанты», «все учителя – на-зидатели». С другой стороны, это ведет к предубеждениям, если суждение о социальном объекте строится на основе прошлого ограниченного опыта, который чаще всего может оказаться негативным.
Аттракция. При восприятии людьми друг друга формируются определенные отношения с включением эмоциональных регуляторов – от неприятия того или иного человека до симпатии, дружбы, любви.
Социальная аттракция – это особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладают положительные эмоциональные компоненты. Выделяют три основных уровня аттракции: симпатия, дружба, любовь. Аттракция проявляется в эмоциональной привлекательности, влечении одного человека к другому.
* * *
Взаимопонимание партнеров по общению предполагает знание каждым из них психологии другого человека: его ценностных ориен-таций, мотивов и целей деятельности, уровня притязаний и установок, черт характера и т. п. В первой главе было показано, что люди обладают различной степенью способности к общению, к развитию межличностной чувствительности. Эти способности могут быть развиты и совершенствоваться в процессе проведения социально-психологических тренингов по межличностной чувствительности. В настоящее время в практике зарубежной психологии организуются так называемые Т-группы (Т – начальная буква слова «тренинг»), в которых проводятся тренировки межличностной чувствительности. Подобные тренировки стали проводиться и в нашей стране: организуются социально-психологические тренинги с применением сенситивной методики. Сенситивный метод относится к категории методов межличностной чувствительности. Основной целью сенситивного тренинга является развитие и совершенствование способности индивидов понимать друг друга. Своеобразие сенситивного метода заключается в том, что проводится сенситивный тренинг не в семье и на работе, а в специальных тренировочных центрах или загородом.
Участники не должны быть ранее знакомы друг с другом. Не предусматривается никаких попыток при формировании группы структурировать ее по признаку образования, занимаемой должности, квалификации или профессии. В ходе такого тренинга участники включаются в совершенно для них новую сферу социального опыта, благодаря которой узнают, как они воспринимаются другими членами группы и получают возможность сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Эффекты межличностного восприятия — Студопедия
1) эффект первого впечатления (установки), согласно которой внешний облик и поведение человека определяет наличие определенных черт характера. Общаясь в течение жизни с различными людьми, человек накапливает в памяти впечатление об их внешности и особенностях поведения. Долговременная память сохраняет только обобщенный образ этих индивидов. Впоследствии, встречая похожих внешне людей, человек проецирует на них свои воспоминания о ранее встреченных, и приписывает (правильно или неправильно) им те черты характера, которые входят в сохраненный образ;
2) эффект первичности(эффект ореола) – первое впечатление о человеке оказывается настолько сильным, что способно повлиять на формирование устойчивого мнения о нем.
Отмечено, что если первое впечатление положительное, то мы склонны отфильтровывать несущественные отрицательные качества этого человека, согласуясь с первым впечатлением. Обратное происходит, если первое впечатление отрицательное. Эффект ореола может оказывать в процессе восприятия как положительное, так и отрицательное влияние;
3)эффект новизны – информация, сохраненная в памяти последней, оказывает более сильное влияние на формирование образа человека и его оценку, чем предыдущая, исключение составляет самое первое впечатление.
4) Эффект стериотипизации — У любого человека под влиянием общества, окружающих его людей и взаимодействия с ними образуется более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми человек дает оценку другим людям. Формирование этих эталонов для самого человека происходит чаще всего незаметно: он может и не осознавать, что у него формируются те или иные эталоны. Существуют различные классификации эталонов-стереотипов.
Классификация эталонов-стереотипов В. Н. Панферова:
1) антропологические;
2) социальные;
3) эмоционально-экспрессивные.
Классификация эталонов-стереотипов (А. А. Реан)
1) антропологические; ( пример: добродушие связывается в представлении людей с тучностью)
2) этнонациональные;( Например: «Немец — педант»)
3) социально-статусные; ( эксперемент, когда меняется восприятие роста в зависимости от предъявленного социального статуса)
4) социально-ролевые; (Пример: военный-дисциплинированный. Социальный статус» — понятие «вертикальное», иерархическое. «Социальная роль» — понятие по преимуществу не формально-иерархическое, а содержательно-функциональное).
5) экспрессивно-эстетические; ( определяются зависимостью оценки личности от внешней привлекательности человека («эффект красоты»)
6) вербально-поведенческие. (связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т. п.).
Все эти эталоны-стереотипы действуют в условиях дефицита информации о человеке, т. е. когда мы вынуждены судить о личности по первому впечатлению
.Механизмы межличностного восприятия
Проецирование – заключается в неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему.
Так же человек склонен приписывать другим не только присущие ему самому личностные свойства, но и на поведенческие и мотивационные особенности другого человека.
Децентрация. — способность человека отойти от собственной эгоцентрической позиции, способность к восприятию точки зрения другого человека. Децентрация не тождественна способности встать на позицию другого, рассуждать и действовать, «как он». Однако специальные исследования (Д. Флейвелл) показали, что с децентрацией связана успешность принятия другого человека.
Идентификация —механизм, связанный с сознательной постановкой субъектом себя на место другого, что выступает в виде погружения, перенесения человеком себя в пространство и время другого человека и приводит к усвоению его позиции, установок мотивов, желаний и т. д.. Идентификация очень сильный и эффективный механизм познания другого человека. Однако осуществить идентификацию не всегда просто. С идентификацией тесно связан другой механизм — эмпатия.
Эмпатия понимается как постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания. Способность к сопереживанию имеет большое значение не только для процесса межличностного познания, но и для эффективного общения в целом. Эмпатия есть аффективное понимание
Рефлексия— также осложняет процесс понимания друг друга. В социальной психологии термин означает осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению
Каузальная атрибуция — механизм межличностного восприятия, который означает процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Мера и степень приписывания зависят от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».
Формы восприятия и понимания человека человеком:
1) аналитический– распространен среди художников и врачей, которые каждую внешнюю черту человека (глаза, волосы, руки и т. д.) связывают с определенной личностной чертой;
2) эмоциональный– наличие личностных качеств определяется исходя из эмоционального отношения к человеку (механизмы новизны и первичности).
Наиболее распространен среди детей и подростков, а также людей легко возбудимых, обладающих образной памятью и мышлением;
3) перцептивно-ассоциативный– обращается внимание на внешние проявления человека, которые сравниваются с образами, хранящимися в памяти, на основании чего дается оценка этому индивиду. К такому способу чаще всего обращаются пожилые люди, актеры, руководители, врачи и педагоги;
4) социально-ассоциативный – воспринимаемый человек оценивается в силу сложившихся социальных стереотипов.
Методы социально-психологических исследований
НЕМОВ: В социальной психологии используются все методы, заимоствованные из общей психологии, только они приобретают спицифику: если в общей психологии изучается отдельно взятый человек, то в социальной психологии с помощью тех же методов изучается группа людей и отношения между ними. Поэтому можно назвать все методы общей психологии и кратко рассказать специфику их применения в социальной психологии.
В социальной психологии есть ряд специальных методов, например это все методы изучения малых групп, в т.ч. тесты (например, социометрические). К социальнопсихологическим методам относятся методы изучения социальных установок людей (с их помощью изучаются разнообразные социальные-психологические _____).
Эффекты и особенности межличностного восприятия
Автор: Михаил Алексеевич Василик, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой политологии Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
Восприятие — это процесс отбора, организации и интерпретации чувственных данных. Среди общих закономерностей восприятия обычно отмечают:
- принцип избирательности: в каждой конкретной ситуации человек обращает внимание лишь на сравнительно малую часть воздействий, но при этом создает хотя и ограниченную, но зато более связную и осмысленную картину мира;
- принцип целостности: люди воспринимают объекты и ситуации как динамичное целое, спонтанно организуют свои восприятия в осмысленную форму, при этом действуют принципы пространственной близости, сходства;
- принцип константности (устойчивости): имеет место сравнительная устойчивость нашего восприятия даже в меняющихся условиях.
Таким образом, восприятие предстает не как пассивный процесс, при котором мы автоматически реагируем на полученные стимулы, но как процесс активный. Чувства, которые вызывают в нас люди или ситуации, лишь отчасти зависят от внешнего мира, но в значительной степени зависят от нас, воспринимающих этот мир.
Особенности человеческого восприятия существенным образом влияют на протекание межличностной коммуникации. Обратим внимание на некоторые правила, следование которым во многом организует процесс управления своим восприятием.
Правило 1. Процесс восприятия имеет личностную основу. Разные люди, воспринимая одни и те же сигналы, интерпретируют их по-разному.
Правило 2. Если считать, что именно наши интерпретации наиболее точно отражают реальность, то у нас могут возникать трудности в ходе межличностной коммуникации.
Правило 3. Если позволять насущным интересам, эмоциям, потребностям контролировать наше восприятие, можно пропустить направленные к нам важные сообщения от других людей.
Сформулированные правила позволяют в общем процессе человеческого восприятия все же выявить то, что отличает восприятие людьми предметов от восприятия людьми друг друга.
Две особенности восприятия
Первая особенность связана с тем, что субъект и объект межличностного восприятия (в данном случае люди) принципиально подобны. Отсюда индивид (субъект восприятия), делая заключение о состоянии или намерениях другого лица, в максимальной степени склонен и имеет возможность использовать при этом свой собственный опыт.
Другими словами, мы допускаем, что в какой-то степени опыт другого человека напоминает наш собственный, и такое допущение помогает нам более точно его воспринимать. Например, если я знаю, что мой коллега вернулся с похорон, то мой собственный прошлый опыт дает мне возможность интерпретировать его молчание как депрессию, а не как безразличие или обиду на меня. Правда, эта же наша способность может приводить к серьезным ошибкам восприятия, вызывающим проблемы во взаимопонимании.
Вторая особенность обусловлена следующим. Если человек допускает ошибку при восприятии предмета (например, примет искусственные цветы за настоящие), то он довольно легко может ее исправить, произведя с этим предметом действия, которые позволят обнаружить ошибку.
Ошибку в восприятии другого человека или неверные представления о его целях или намерениях значительно сложнее не только проверить, но и исправить. При этом часто воспринимающий и не ставит перед собой задачу уточнить или проверить свое представление, искренне считая его верным. Разумеется, иногда люди поправляют восприятие друг друга, но чаще одна ошибка влечет за собой другую, значительно влияя на последующий характер межличностной коммуникации.
Итак, главным регулятором в построении общения является тот образ партнера, то представление о нем, которое имеется у каждого. Именно к этому образу и будут обращены коммуникативные послания. При его формировании важное значение имеет первое впечатление о человеке.
Каждый из нас имеет собственные представления и суждения о людях, мире, о себе; планы, которые надо осуществить в будущем, и др. Все это может каким-то образом отразиться на первом впечатлении о другом человеке.
Вопрос о степени объективности формирующегося первого впечатления связан с вопросом о роли понимания ситуации общения для построения образа другого. В разных ситуациях нам требуются такие представления о партнере, которые помогали бы нам выстроить свое поведение и коммуникацию с ним.
В конкретных условиях не нужно знать, какой человек «вообще», необходимо представлять себе, как он проявится в данной ситуации, чего от него ждать сейчас, при данных целях, задачах, желаниях, в данном контексте. Общение строится не «вообще», а «здесь и сейчас», и представление о партнере должно отражать эту реальность.
Множество ситуаций подтверждает драматическое воздействие первого впечатления на восприятие, что может повлиять на последующую коммуникацию между людьми. Это воздействие могут усилить некоторые психологические особенности участников общения. Укажем на некоторые из них.
Влияние самооценки
Полнота и характер оценки другого человека зависят от таких качеств оценивающего, как степень его уверенности в себе, присущее ему отношение к другим людям. Если один из участников общения уверен, что его суждения о другом точно соответствуют действительности, то он обычно не заинтересован в получении обратной связи. В этом случае воздействие первого впечатления может оказаться решающим.
Большинство из нас не раз переживали подобную ситуацию, когда возникает эффект «человека-невидимки». Не важно, что вы делаете или говорите, другой человек не реагирует на ваше поведение, поскольку уже сделал о вас свое заключение, на которое невозможно повлиять.
Проецирование
Познающий может вкладывать свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому, а у оцениваемой личности могут отсутствовать. Психологи обнаружили, что испытуемые, в личности которых были ярко выражены желчность, упрямство, подозрительность, чаще замечали эти черты у людей, предложенных им для оценки, чем испытуемые, у которых эти черты отсутствовали.
Эффект ореола
Это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, например, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все его другие качества.
Действует несколько типовых схем запуска эффекта ореола. Чаще всего применяется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере — социальной, интеллектуальной и др. Эта схема начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значимом для воспринимающего неравенстве.
Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Так, если я болезненный и слабый, но хочу быть здоровым и сильным и встречаю пышущего здоровьем и силой человека, то не исключено, что я переоценю его по всем параметрам — в моих глазах он будет и красив, и умен, и добр.
В одном остроумном эксперименте студентам разных групп показывали одного и того же мужчину. В одной группе его представляли как студента, во второй — как лаборанта, в третьей — как преподавателя, в четвертой — как доцента, в последней — как профессора. После того как гость уходил, участников эксперимента просили максимально точно определить его рост и рост самого экспериментатора. Оказалось, что рост последнего не менялся, а вот рост представленного мужчины неуклонно увеличивался по мере повышения его социального статуса.
Можно предположить, что схема восприятия в данном случае такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру; мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Важно, что превосходство фиксируется по одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эту ошибку восприятия стали называть действием фактора превосходства.
Другая ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., то есть переоценивать многие его психологические характеристики.
Еще одна схема запуска эффекта ореола связана с действием фактора «отношения к нам»: те люди, которые нас любят или хорошо к нам относятся, кажутся нам значительно лучше (умнее, справедливее и т.п.) тех, кто относится к нам плохо.
Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление — к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных факторов — превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек скорее всего применит одну из схем восприятия и, возможно, ошибется в оценке партнера.
Стереотипизация
Социальные стереотипы — основа формирования первого впечатления, а социальная стереотипизация — главный механизм этого процесса. Социальный стереотип — устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы. Любой социальный стереотип является порождением определенной группы людей, и отдельный человек пользуется им лишь в том случае, если относит себя к этой группе.
Трудность заключается в том, что видимым носителем того или иного стереотипа всегда является конкретный индивид. Поэтому при объяснении происхождения и функции стереотипа часто пытаются идти от изучения опыта человека, его знаний о предмете стереотипа, т.е. от его индивидуальных особенностей. Это приводит к неверным выводам о том, будто социальные стереотипы — следствие ограниченного опыта, невежества, плод скороспелых обобщений. Однако такие объяснения противоречат не только данным исследований, но и фактам, известным большинству людей.
Везде, где можно выделить различные группы, существуют и стереотипы, определяющие представления этих групп друг о друге, и адекватно они могут использоваться только в межгрупповых отношениях для быстрой ориентировки в ситуации и определения людей как представителей различных групп. Ориентировка и определение происходят мгновенно: по знакам групповой принадлежности срабатывает механизм стереотипизации и актуализируется соответствующий социальный стереотип. Для запуска этого механизма совершенно неважно, что в действительности происходит, каков личный опыт владельца стереотипа; главное — не ошибиться в ориентировке.
Ситуации первой встречи относятся именно к межгрупповому уровню общения. Поскольку в ней основное — решить вопрос о групповой принадлежности партнера, то наиболее важными характеристиками партнера оказываются те, что позволяют отнести его к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно. Все остальные черты и особенности индивида просто достраиваются по определенным схемам. Если общение ограничено по каким-то причинам только межгрупповым уровнем, то такая схема восприятия всегда приводит к успеху.
Вместе с тем стереотипизация предполагает определенную оценку и неизвестных воспринимающему свойств и качеств его партнера, что может привести к неадекватному общению в дальнейшем, за пределами ситуации первой встречи, когда потребуется точность в определении именно этих ненаблюдаемых психологических качеств.
Таким образом, восприятие другого всегда одновременно верно и неверно, правильно и неправильно, более точно в отношении главных в данный момент характеристик и менее точно в отношении остальных. Вот почему требуются дополнительные усилия, чтобы видеть как сходство, так и различия между людьми.
Важно отметить следующее. Почти каждый взрослый человек, имеющий достаточный опыт общения, вполне способен точно определить наиболее значимые характеристики партнера — его социально-демографическую и профессиональную принадлежность, психологические черты.
Однако эта точность высока только в нейтральных обстоятельствах, когда устранены все возможности взаимодействия, общения, зависимости между людьми и единственной задачей является точное и полное восприятие другого человека. Чем менее нейтральны отношения, чем более люди заинтересованы по тем или иным причинам друг в друге, тем выше вероятность ошибок.
Среди людей, способных точнее судить и понимать поведение других, чаще встречаются те, кто:
- в своих заключениях опираются на наблюдение за поведением, а не на стереотипы;
- менее авторитарные личности;
- более объективно относящиеся к себе.
Таким образом, неудачи и провалы в межличностной коммуникации часто случаются потому, что, во-первых, люди неверно и неточно воспринимают друг друга; во-вторых, не понимают, что их восприятия неточны. Хотя было бы иллюзией считать, что более точное восприятие всегда приводит к более успешной коммуникации. Тем не менее, удовлетворенность общением и в кратковременных, и в долговременных отношениях во многом зависит от степени адекватности и глубины межличностного восприятия.
Только практические современные знания и навыки. Учитесь только тому, что вам интересно и нужно по абонементу, со скидкой.
Межличностная перцепция — Википедия
Межличностная перцепция — одна из сторон общения наряду с общением как обменом информацией и общением как обмен взаимодействием[1], которая подчеркивает особое значение активности субъекта, роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта в качестве специфичных детерминант воспринимаемой ситуации.
Это понятие является более узким по отношению к понятию социальная перцепция, которое охватывает круг проблем, связанных с процессами восприятия партнерами по общению друг друга и установления взаимопонимания между ними. Взаимопонимание является основой понимания людьми друг друга и предполагает не только понимание намерений, ожиданий, эмоций и мыслей партнера, но и их принятие, разделение всеми участниками процесса общения.
Восприятие партнера по общению раскрывается в процессах социальной перцепции разных видов, одни из которых могут быть отнесены к области межличностной перцепции, например, когда индивид воспринимает другого индивида, принадлежащего к «своей» группе или когда индивид воспринимает другого индивида, принадлежащего к «чужой» группе. В этих случаях целесообразнее говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или восприятии человеком человека[1] Для процесса межличностного восприятия характерна определенная направленность как селективность, избирательность. В данном случае в восприятие другого человека включаются, прежде всего, не его внешние, физические характеристики, а преимущественно его личностные характеристики.
С. Л. Рубинштейн[2] сравнивает процесс восприятия другого человека с «чтением». Процесс «чтения» идет в направлении от восприятия внешней данности человека, его внешнего поведения, составляя тем самым некоторый текст, к раскрытию и пониманию смыслов этого теста.
Представление, образ другого человека может существенно изменяться в зависимости от заранее известной о нем информации, например, профессии. А.А.Бодалев[3] провел эксперимент, который выявил роль предварительного знания о человеке в формировании впечатления о нем. Суть эксперимента заключалась в том, что испытуемым предъявлялась фотография одного и того же человека, но одной группе испытуемых сообщалось, что на портрете изображен преступник, а другой группе говорилось, что на фотографии лицо крупного ученого. После показа фотографии каждого испытуемого просили словесно описать изображенного на ней человека. В случае, когда испытуемые считали, что на портрете лицо преступника, они приписывали глубоко посаженным глазам значение затаенной злобы, а выдающемуся подбородку значение решимости «идти до конца» в преступлении. Группа испытуемых, которая считала, что на портрете выдающийся ученый, тем же глубоко посаженным глазам придавали другой значение, а именно, глубины мысли, а тот же выдающийся подбородок свидетельствовал о силе воли в преодолении трудностей на пути познания.Таким образом, в образ другого человека может включаться содержание, которое не дано непосредственно, чувственно, а задано в слове. Этот эксперимент позволит выявить важную роль эффекта установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.
Точность межличностного восприятия
Правильность и адекватность сформированного впечатления о другом человеке сложно проверить, так как полученный образ другого человека не с чем сопоставить, нет методов, которые прямо бы регистрировали многочисленные качества личности. Сейчас используются методы косвенной регистрации:
- Личностные тесты — фиксируют и измеряют те особенности и качества личности, которые предусмотрены в самих тестах или опросниках
Возможный недостаток личностных тестов заключается в том, что они позволяют измерять уже известные особенности и характеристики людей, а, следовательно, сложно говорить о полноте представления конкретного человека, основанном на анализе опросников.
- Экспертные оценки — в данном случае, в качестве эталона при регистрации многочисленных качеств человека выступает эксперт, который выносит ряд суждений о конкретном человеке, о его особенностях, качествах и характеристиках. Эти суждения-оценки сопоставляются с суждениями-оценками воспринимающего человека, выступающего в этом случае в качестве испытуемого. Это сопоставление суждений-оценок позволяет обнаружить разницу между ними и оценить точность восприятия другого человека испытуемым.
Проблема методов определения точности межличностного восприятия[4] акцентирует внимание исследователей на изучение перцептивных способностей субъектов, основная суть которых заключается в установлении соотношения между воспринимающим субъектом и объектом восприятия.
Повышению точности межличностной перцепции способствует обратная связь[5], социально-психологические тренинги[6], видеотренинги.
Механизмы межличностной перцепции
При восприятии другого человека индивид соотносит себя с ним, тем самым формируя себя, развивая свое самосознание. Этот процесс происходит в специфических условиях, предполагающие наличие не изолированного другого человека, а взаимодействие воспринимающего субъекта с этим другим, включение их в совместную деятельность. А совместная деятельность предполагает учет и понимание потребностей, мотивов и установок каждого из ее участников.
Таким образом, процесс развития самосознания через процесс анализа себя через другого осуществляется через механизмы:
Идентификации, с этим понятием тесно связано понятие эмпатии. Общее в этих понятиях то, что понимание партнера основано на умении поставить себя на место другого, взглянуть на мир с его точки зрения. Различаются же эти понятия тем, что при идентификации отождествление себя с кем-то подразумевает построение собственного поведения так же, как строит его другой, а при эмпатии – лишь принимается в расчет линия поведения другого, но собственное поведение строиться по-другому.
- Рефлексии
- Каузальной атрибуции
Эффекты межличностного восприятия
Эффект установки
возникает при формировании первого впечатления при восприятии незнакомого человека, значение данного эффекта при формировании первого впечатления было показано в классическом эксперименте А.А.Бодалева (см.выше). Изучение этого эффекта ставит перед исследователями вопросы: насколько точно первое впечатление, какой срок оптимален для составления более или менее адекватного образа другого человека, какие еще факторы могут влиять на межличностное восприятие?\
Эффект ореола
Эффект «первичности» и новизны
Данный эффект подчеркивает важность порядка предъявления о человеке для составления представления о нем. Ранее предъявляемая информация о человеке рассматривается как «первичная», а поздно предъявляемая – как «новая».
Так, эффект первичности возникает, когда предъявленная ранее информация начинает возобладать при характеристике незнакомого человека. Эффект новизны, в свою очередь, возникает, когда последняя информация, являющейся новой, воспринимается как более важная, этот эффект возникает при восприятии уже знакомого человека.
Стереотипизация
В общем виде, стереотип — это устойчивый образ какого-либо объекта или субъекта, характеризующийся «сокращенностью», то есть этот образ является в некотором смысле упрощенным, ограниченным, усеченным. Следовательно, стереотипизация – это тенденция строить заключения о человеке по сходству с предшествующим опытом взаимодействия с ним, не смущаясь ограниченности этого опыта.
Таким образом, стереотип в познание людьми друг друга упрощает процесс познания другого человека. Закрепленные в образе черты человека не позволяют развиваться, уточняться образу другого. В случае, если закрепленные черты начинают заменяться оценкой, стереотип превращается в предубеждение.
Межличностная аттракция
Это процесс образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, который включен в межличностное восприятие и играющий в нем роль эмоционального регулятора.
Включение межличностной аттракции в межличностное восприятие позволяет выявить особенности человеческого общения, так как общение — это всегда реализация определенных отношения (общественных или межличностных).
Примечания
- ↑ Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009 — с. 116—134
- ↑ С. Л. Рубинштейн Принципы и пути развития психологии. М., 1960. — с. 180
- ↑ А.А.Бодалев. Восприятие и понимание человека человеком. — Московского университета, 1982. — 200 с.
- ↑ Жуков Ю. М. Проблемы измерения точности межличностного восприятия //Вестник Моск. ун-та. Психология. 1978. № 1 — с. 114—125
- ↑ Соловьева О. В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992.
- ↑ Петровская Л. А. Компетентность в общении. М., 1989.
24)Эффекты межличностного восприятия
Каузальная
атрибуция. Люди, познавая друг друга,
не ограничиваются получением сведений
путем наблюдения. Они стремятся к
выяснению причин поведения партнеров
по общению и выяснению их личностных
качеств. Но так как информация о человеке,
полученная в результате наблюдения,
чаще всего недостаточна для надежных
выводов, наблюдатель начинает приписывать
вероятностные причины поведения и
характерологические черты личности
партнера по общению. Эта причинная
интерпретация поведения наблюдаемого
индивида может существенно влиять и на
самого наблюдателя.
Таким
образом, каузальная атрибуция — это
интерпретация субъектом межличностного
восприятия причин и мотивов поведения
других людей. Слово «каузальный» означает
«причинный». Атрибуция — это приписывание
социальным объектам характеристик, не
представленных в поле восприятия .
На
основе исследования проблем, связанных
с каузальной атрибуцией, исследователи
сделали вывод о том, что атрибутивные
процессы составляют основное содержание
межличностного восприятия . Показательно,
что одни люди склонны в большей мере в
процессе межличностного восприятия
фиксировать физические черты (в этом
случае сфера «приписывания» существенно
сокращается), другие воспринимают
преимущественно психологические черты
характера окружающих. В последнем случае
открывается широкий простор для
приписывания.
Выявлена
определенная зависимость «приписывания»
от установки в процессе восприятия
человека человеком. Особенно значительна
эта роль приписывания, как отмечает Г.
М. Андреева, при формировании первого
впечатления о незнакомом человеке. Это
было выявлено в экспериментах А. А.
Бодалева. Так, двум группам студентов
была показана фотография одного и того
же человека. Но предварительно первой
группе было сообщено, что человек на
предъявленной фотографии является
закоренелым преступником, а второй
группе о том же человеке было сказано,
что он крупный ученый. После этого каждой
группе было предложено составить
словесный портрет этого человека. В
первом случае были получены соответствующие
характеристики: глубоко посаженные
глаза свидетельствовали о затаенной
злобе, выдающийся подбородок — о решимости
«идти до конца в преступлении» и т. д.
Соответственно во второй группе те же
глубоко посаженные глаза говорили о
глубокой мысли, а выдающийся подбородок
— о силе воли в преодолении трудностей
на пути познания и т. д.
Подобные
исследования должны дать ответ на вопрос
о роли характеристик, которые дают
партнерам по общению в процессе
межличностного восприятия , и степени
влияния установок на эти характеристики.
“ Эффект
ореола ” по-другому называется “
эффектом нимба”. Нимб, как известно, —
это светящийся круг, изображаемый вокруг
головы Бога, его апостолов или просто
святых и великомучеников. Обычно под
словами “ эффект ореола ” в современной
массовой коммуникации понимается то
“голубое свечение”, которым отличаются
телеэкраны и которое как бы передается
наиболее часто мелькающим на телеэкране
персонам. В традиционной социальной
психологии под « ореолом » понимается
распространение авторитета, популярности
от конкретного лидера или же какого-то
обобщенного символа на их наиболее
доверенных последователей и сторонников.
Из
повседневной жизни известно: человек,
узнаваемый внешне по его частым появлениям
на телеэкране, неизбежно воспринимается
простыми людьми как «начальник» или
«звезда». Даже затратив значительные
усилия, обычную аудиторию бывает просто
невозможно переубедить в этом. Причина
такого восприятия заключается в том,
что массовая коммуникация действительно
является массовой не только в чисто
количественном, но и в качественном
смысле. Эффект ореола проявляется
либо в форме позитивной оценочной
пристрастности (положительный ореол
), либо в негативной оценочной пристрастности
(отрицательный ореол ).
Так,
если первое впечатление о человеке в
целом благополучное, то в дальнейшем
все его поведение, черты и поступки
начинают переоцениваться в положительную
сторону. В них выделяются и преувеличиваются
в основном лишь положительные моменты,
а отрицательные недооцениваются или
не замечаются. Если же общее первое
впечатление о человеке в силу сложившихся
обстоятельств оказалось отрицательным,
то даже положительные его качества и
поступки в последующем или не замечаются
вовсе, или недооцениваются на фоне
гипертрофированного внимания к
недостаткам.
Действует
несколько типовых схем запуска эффекта
ореола . Чаще всего применяется схема
восприятия , которая запускается в
случае неравенства партнеров в той или
иной сфере — социальной, интеллектуальной
и др. Эта схема начинает работать не при
всяком, а только при действительно
важном, значимом для воспринимающего
неравенстве. Люди склонны систематически
переоценивать различные психологические
качества тех, кто превосходит их по
какому-то существенному для них параметру.
Так, если я болезненный и слабый, но хочу
быть здоровым и сильным и встречаю
пышущего здоровьем и силой человека,
то не исключено, что я переоценю его по
всем параметрам — в моих глазах он будет
и красив, и умен, и добр.
В
одном остроумном эксперименте студентам
разных групп показывали одного и того
же мужчину. В одной группе его представляли
как студента, во второй — как лаборанта,
в третьей — как преподавателя, в четвертой
— как доцента, в последней — как профессора.
После того как гость уходил, участников
эксперимента просили максимально точно
определить его рост и рост самого
экспериментатора. Оказалось, что рост
последнего не менялся, а вот рост
представленного мужчины неуклонно
увеличивался по мере повышения его
социального статуса.
Можно
предположить, что схема восприятия в
данном случае такова. При встрече с
человеком, превосходящим нас по какому-то
важному для нас параметру; мы оцениваем
его несколько более положительно, чем
было бы, если бы он был нам равен. Если
же мы имеем дело с человеком, которого
мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем
его. Важно, что превосходство фиксируется
по одному параметру, а переоценка (или
недооценка) происходит по многим
параметрам. Эту ошибку восприятия
стали называть действием фактора
превосходства.
Другая
ошибка, связанная с действием эффекта
ореола , заключается в том, что если
человек нам нравится внешне, то
одновременно мы склонны считать его
более хорошим, умным, интересным и т.д.,
т.е. переоценивать многие его психологические
характеристики.
Еще
одна схема запуска эффекта ореола
связана с действием фактора «отношения
к нам»: те люди, которые нас любят или
хорошо к нам относятся, кажутся нам
значительно лучше (умнее, справедливее
и т.п.) тех, кто относится к нам плохо.
Таким
образом, при формировании первого
впечатления « эффект ореола » проявляется
в том, что общее позитивное впечатление
о человеке приводит к переоценке, а
негативное впечатление — к недооценке
неизвестного нам человека. Если в
ситуации общения действует хотя бы один
из рассмотренных факторов — превосходства,
привлекательности или отношения к нам,
то человек, скорее всего, применит одну
из схем восприятия и, возможно, ошибется
в оценке партнера.
Тесно
связаны с этим эффектом и эффекты
«первичности» и «новизны». Оба
они касаются значимости определенного
порядка предъявления информации о
человеке для составления представления
о нем. В одном эксперименте четырем
различным группам студентов был
представлен некий незнакомец, о котором
было сказано: в 1-й группе, что он
экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт;
в 3-й группе — сначала, что он экстраверт,
а потом, что он интроверт; в 4-й группе —
то же, но в обратном порядке. Всем четырем
группам было предложено описать
незнакомца в терминах предложенных
качеств его личности. В двух первых
группах никаких проблем с таким описанием
не возникло. В третьей и четвертой
группах впечатления о незнакомце точно
соответствовали порядку предъявления
информации: предъявленная ранее
возобладала. Такой эффект получил
название » эффекта первичности»
и был зарегистрирован в тех случаях,
когда воспринимается незнакомый человек.
Напротив, в ситуациях восприятия
знакомого человека действует » эффект
новизны», который заключается в том,
что последняя, т.е. более новая, информация
оказывается наиболее значимой. Эффект
новизны возникает тогда, когда по
отношению к знакомому человеку наиболее
значимой оказывается последняя, т. е.
более новая информация о нем.
Эффект
первичности же возникает, когда по
отношению к незнакомому человеку более
значимой оказывается первая информация.
В
более широком плане все эти эффекты
можно рассмотреть как проявления особого
процесса, сопровождающего восприятие
человека человеком, а именно процесса
стереотипизации. Впервые термин
«социальный стереотип» был введен
У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом
термине содержался негативный оттенок,
связанный с ложностью и неточностью
представлений, которыми оперирует
пропаганда. В более же широком смысле
слова стереотип — это некоторый устойчивый
образ какого-либо явления или человека,
которым пользуются как известным
«сокращением» при взаимодействии
с этим явлением. Стереотипы в общении,
возникающие, в частности, при познании
людьми друг друга, имеют и специфическое
происхождение, и специфический смысл.
Как правило, стереотип возникает на
основе достаточно ограниченного прошлого
опыта, в результате стремления строить
выводы на базе ограниченной информации.
Очень часто стереотип возникает
относительно групповой принадлежности
человека, например принадлежности его
к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные
профессиональные черты у встреченных
в прошлом представителей этой профессии
рассматриваются как черты, присущие
всякому представителю этой профессии
(«все учительницы назидательны»,
«все бухгалтеры — педанты» и т.д.).
Здесь проявляется тенденция «извлекать
смысл» из предшествующего опыта,
строить заключения по сходству с этим
предшествующим опытом, не смущаясь его
ограниченностью.
Стереотипизация
в процессе познания людьми друг друга
может привести к двум различным
следствиям. С одной стороны к определенному
упрощению процесса познания другого
человека; в этом случае стереотип не
обязательно несет на себе оценочную
нагрузку: в восприятии другого человека
не происходит «сдвига» в сторону
его эмоционального принятия или
непринятия. Остается просто упрощенный
подход, который, хотя и не способствует
точности построения образа другого,
заставляет заменить его часто штампом,
но тем не менее в каком-то смысле
необходим, ибо помогает сокращать
процесс познания. Во втором случае
стереотипизация приводит к возникновению
предубеждения. Если суждение строится
на основе прошлого ограниченного опыта,
а опыт этот был негативным, всякое новое
восприятие представителя той же самой
группы окрашивается неприязнью.
Возникновение таких предубеждений
зафиксировано в многочисленных
экспериментальных исследованиях, но
естественно, что они особенно отрицательно
проявляют себя не в условиях лаборатории,
а в условиях реальной жизни, когда могут
нанести серьезный вред не только общению
людей между собой , но и их взаимоотношениям.
Особенно распространенными являются
этнические стереотипы, когда на основе
ограниченной информации об отдельных
представителях каких-либо этнических
групп строятся предвзятые выводы
относительно всей группы
http://psylib.org.ua/books/andrg01/index.htm Г.М.Андреева
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯМ.: Наука,
1994.Стереотип — это упрощенное, зачастую
искаженное, характерное для сферы
обыденного сознания представление о
какой-либо социальной группе или
отдельном человеке, принадлежащем к
той или иной социальной общности.
Стереотип возникает на основе ограниченного
прошлого опыта в результате стремления
строить выводы на базе недостаточной
информации. Чаще всего стереотипы
возникают относительно групповой
принадлежности человека.
Стереотипизация
является одной из важнейших характеристик
межгруппового и межличностного
восприятия и сопровождается проявлениями
социальных установок, эффектов ореола
, первичности и новизны. В межличностной
перцепции стереотипизация выполняет
две основные функции:
1)
поддержание идентификации;
2)
оправдание возможных негативных
установок по отношению к другим группам.
http://www.adme.ru/effekt/mehanizmy-vospriyatiya-cheloveka-chelovekom-prosto-24894/Элитариум
— Центр дистанционного образования.
А.В. Батаршев
Любой
социальный стереотип является порождением
определенной группы людей, и отдельный
человек пользуется им лишь в том случае,
если относит себя к этой группе.
Трудность заключается в том, что видимым
носителем того или иного стереотипа
всегда является конкретный индивид.
Поэтому при объяснении происхождения
и функции стереотипа часто пытаются
идти от изучения опыта человека, его
знаний о предмете стереотипа, т.е. от
его индивидуальных особенностей. Это
приводит к неверным выводам о том, будто
социальные стереотипы — следствие
ограниченного опыта, невежества, плод
скороспелых обобщений. Однако такие
объяснения противоречат не только
данным исследований, но и фактам,
известным большинству людей.
Везде,
где можно выделить различные группы,
существуют и стереотипы, определяющие
представления этих групп друг о друге,
и адекватно они могут использоваться
только в межгрупповых отношениях для
быстрой ориентировки в ситуации и
определения людей как представителей
различных групп. Ориентировка и
определение происходят мгновенно: по
знакам групповой принадлежности
срабатывает механизм стереотипизации
и актуализируется соответствующий
социальный стереотип. Для запуска этого
механизма совершенно неважно, что в
действительности происходит, каков
личный опыт владельца стереотипа;
главное — не ошибиться в ориентировке.
Ситуации
первой встречи относятся именно к
межгрупповому уровню общения. Поскольку
в ней основное — решить вопрос о групповой
принадлежности партнера, то наиболее
важными характеристиками партнера
оказываются те, что позволяют отнести
его к какой-то категории, группе. Именно
эти характеристики и воспринимаются
наиболее точно. Все остальные черты и
особенности индивида просто достраиваются
по определенным схемам. Если общение
ограничено по каким-то причинам только
межгрупповым уровнем, то такая схема
восприятия всегда приводит к успеху.
Вместе
с тем стереотипизация предполагает
определенную оценку и неизвестных
воспринимающему свойств и качеств его
партнера, что может привести к неадекватному
общению в дальнейшем, за пределами
ситуации первой встречи, когда потребуется
точность в определении именно этих
ненаблюдаемых психологических качеств.
http://www.elitarium.ru/2006/12/25/jeffekty_mezhlichnostnogo_vosprijatija.html
Эффект межличностного восприятия .
М.А. Василик
“ Эффект
бумеранга”, наблюдающийся главным
образом в психологии эффект, заключающийся
в том, что при некоторых воздействиях
источника информации на аудиторию или
на отдельных лиц получается результат,
обратный ожидаемому. Как правило, «эффект
бумеранга» возникает, если подорвано
доверие к источнику информации, если
передаваемая информация длительное
время носит однообразный, не соответствующий
изменившимся условиям характер, если
субъект, передающий информацию, вызывает
неприязнь к себе у воспринимающих эту
информацию и т.п.
Еще
Ю.А. Шерковин рассматривал «эффект
бумеранга» как дисфункциональный эффект
плохой пропаганды. Он писал о фактах
накопления пропагандистского влияния
и наличии предела насыщения человека
информацией. Выход за этот предел дает
негативные результаты. Современный
человек, явно «перекормленный»
однообразной информацией, способен на
восстание против своего вождя, шамана
или даже Бога.
Современный
«эффект бумеранга» проявляется в том,
что масса зрителей, «перекормленная»
одним и тем же персонажем, начинает
вначале тихо, молча ненавидеть его,
затем отказывать ему в доверии в
социологических опросах и, наконец,
откровенно бунтовать, тайно голосуя
против него на выборах.
Известные
американские исследователи массовых
коммуникаций давно предупреждали, что
информационная передозировка в
коммуникационных процессах вызывает
действие особого рода защитных
социально-психологических механизмов
— так называемых «сопутствующих факторов
на службе усиления» или «барьеров перед
коммуникацией». Эти механизмы и порождают
«эффект бумеранга», выражающийся в
особого рода «конверсии» — решительном
отходе реципиентов от своих прежних
взглядов и предпочтений. Наиболее
склонны к ней люди, не имеющие прочных,
устойчивых собственных взглядов и
испытывающие перекрестные воздействия
разных источников, т.е., по сути,
классическая современная масса
телезрителей.
Телевизионные
бумеранги стали уже достаточно
распространенным явлением. С умножением
числа телеканалов их суггестивное
влияние будет падать и дальше. Уже в
ближайшее десятилетие можно прогнозировать
если не окончательный, то, по крайней
мере, частичный закат эффективности
телесуггестии. Однако свобода долгой
не бывает. На смену телевидению
стремительно идет Интернет. Равенство
в обладании телеприемниками скоро
сменится равенством в массовом доступе
к всемирной паутине. Так возникает
новое, еще более эффективное средство
массовизации психики. Персональный
компьютер с Интернетом в тотальной роли
шамана, вождя технотронного божества
XXI века будет, пожалуй, посильнее, чем
телешаманы ХХ века. Тем сильнее будут
и суперэффекты новых массовых коммуникаций.
«
Эффект края» — явление, заключающееся
в том, что из расположенного в ряд
заучиваемого материала элементы,
находящиеся в начале и конце, запоминаются
быстрее, чем элементы, находящиеся в
середине. Установлен немецким психологом
Г. Эббингаузом и подтвержден исследованиями
многих психологов. « Эффект края»
проявляется как непосредственным, при
так и отсроченном воспроизведении.
Согласно французскому психологу М.
Фуко, он является результатом взаимодействия
процессов внутреннего торможения,
одновременно действующих в ходе научения
и замедляющих его. В современных
исследованиях « Эффект края» изучается
как эффект первичности и эффект
недавности.
«
Эффект недавности» — увеличение
вероятности припоминания последних
элементов расположенного в ряд материала
по сравнению со средними элементами
ряда. “ Эффект недавности” (известный
больше как эффект новизны) изучается
при восприятии людьми друг друга и
заключается в том, что по отношению к
знакомому человеку наиболее значимой
оказывается последняя, т.е. более новая
информация о нем, тогда как оп отношению
к незнакомому человеку более значима
первая информация.
Аттракция.
При восприятии людьми друг друга
формируются определенные отношения с
включением эмоциональных регуляторов
— от неприятия того или иного человека
до симпатии, дружбы, любви.
Социальная
аттракция — это особый вид социальной
установки на другого человека, в котором
преобладают положительные эмоциональные
компоненты. Выделяют три основных уровня
аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Аттракция проявляется в эмоциональной
привлекательности, влечении одного
человека к другому.
Взаимопонимание
партнеров по общению предполагает
знание каждым из них психологии другого
человека: его ценностных ориентаций,
мотивов и целей деятельности, уровня
притязаний и установок, черт характера
и т. п. Люди обладают различной степенью
способности к общению, к развитию
межличностной чувствительности. Эти
способности могут быть развиты и
совершенствоваться в процессе проведения
социально-психологических тренингов
по межличностной чувствительности. В
настоящее время в практике зарубежной
психологии организуются так называемые
Т-группы (Т — начальная буква слова
«тренинг»), в которых проводятся
тренировки межличностной чувствительности.
Подобные тренировки стали проводиться
и в нашей стране: организуются
социально-психологические тренинги с
применением сенситивной методики.
Сенситивный метод относится к категории
методов межличностной чувствительности.
Основной целью сенситивного тренинга
является развитие и совершенствование
способности индивидов понимать друг
друга.
Участники
не должны быть ранее знакомы друг с
другом. Не предусматривается никаких
попыток при формировании группы
структурировать ее по признаку
образования, занимаемой должности,
квалификации или профессии. В ходе
такого тренинга участники включаются
в совершенно для них новую сферу
социального опыта, благодаря которой
узнают, как они воспринимаются другими
членами группы и получают возможность
сравнивать эти перцепции с самовосприятием.
Влияние
самооценки. Полнота и характер оценки
другого человека зависят от таких
качеств оценивающего, как степень его
уверенности в себе , присущее ему
отношение к другим людям. Если один из
участников общения уверен, что его
суждения о другом точно соответствуют
действительности, то он обычно не
заинтересован в получении обратной
связи. В этом случае воздействие первого
впечатления может оказаться решающим.
Большинство из нас не раз переживали
подобную ситуацию, когда возникает
эффект «человека-невидимки». Не важно,
что вы делаете или говорите, другой
человек не реагирует на ваше поведение,
поскольку уже сделал о вас свое заключение,
на которое невозможно повлиять.
Проецирование.
Познающий может вкладывать свои состояния
в другую личность, приписывать ей черты,
которые в действительности присущи ему
самому, а у оцениваемой личности могут
отсутствовать. Психологи обнаружили,
что испытуемые, в личности которых были
ярко выражены желчность, упрямство,
подозрительность, чаще замечали эти
черты у людей, предложенных им для
оценки, чем испытуемые, у которых эти
черты отсутствовали
25)
Впервые
термин « социальный стереотип »
использовал американский журналист и
политолог У. Липпман в 1922 в книге
«Общественное мнение». Согласно Липпману,
стереотипы это упорядоченные,
детерминированные культурой «картинки
мира» в голове человека, которые,
во-первых, экономят его усилия при
восприятии сложных социальных объектов
и, во-вторых, защищают его ценности,
позиции и права. С тех пор было предложено
огромное количество конкретных
определений социального стереотипа
. В зависимости от теоретической
ориентации автора на первый план
выдвигаются соответствующие аспекты
этого социально-психологического
явления. Так, Кимбалл Юнг понимал
стереотип в виде «ложной классификационной
концепции, с которой, как правило, связаны
какие-то социальные чувственно-эмоциональные
тона сходства и различия, одобрения или
осуждения другой группы» Бабаева А.В.
Мужское и женское поведение в истории
культуры. Воронеж, 2000, с. 41.. Из этого
суждения можно делать вывод, что под
стереотипом понимали что-то заведомо
ложное или неверное. Стереотип стал
выступать в качестве ошибочной оценки
или предвзятого мнения о явлениях или
группах. Т. Шибутани определяет социальный
стереотип как «популярное понятие ,
обозначающее приблизительную группировку
людей, с точки зрения какого-то легко
различимого признака, поддерживаемое
широко распространенными представлениями
относительно свойств этих людей».
Психология. Словарь. Под общей ред.
Петровского А.В. — М., 1999, с.98. Таджури
понимает под социальным стереотипом
«склонность воспринимающего субъекта
легко и быстро заключать воспринимаемого
человека в определенные категории в
зависимости от его возраста, пола,
этнической принадлежности, национальности
и профессии, и тем самым приписывать
ему качества, которые считаются типичными
для людей этой категории». Психология.
Словарь. Под общей ред. Петровского А.В.
— М., 1999, с.98.
Тэшфел
суммировал главные выводы исследований
в области социального стереотипа :
1)
люди с легкостью проявляют готовность
характеризовать обширные человеческие
группы (или социальные категории)
недифференцированными, грубыми и
пристрастными признаками;
2)
такая категоризация отличается прочной
стабильностью в течение очень длительного
времени;
3)
социальные стереотипы в некоторой
степени могут изменяться в зависимости
от социальных , политических или
экономических изменений, но этот процесс
происходит крайне медленно;
4)
социальные стереотипы становятся
более отчетливыми («произносимыми») и
враждебными, когда возникает социальная
напряженность между группами;
5)
они усваиваются очень рано и используются
детьми задолго до возникновения ясных
представлений о тех группах, к которым
они относятся;
6)
социальные стереотипы не представляют
большой проблемы, когда не существует
явной враждебности в отношениях групп,
но в высшей степени трудно модифицировать
их и управлять ими в условиях значительной
напряженности и конфликта. Для социальных
стереотипов свойственна достаточно
высокая стойкость. Очень часто они
передаются из поколения в поколение,
даже если далеки от реальности.
Социальные
стереотипы и установки могут приобретать
различные формы :
-стереотипные
действия и ритуалы;
—
типичные эмоциональные реакции и
доминирующие чувства;
—
обобщенные представления;
—
устойчивые предписания и запреты;
—
социальные ярлыки;
-общественное
мнение;
-доминирующие
ценности.
Мы
видим, что социальные стереотипы —
это устойчивые представления или
неизменно повторяющиеся действия людей
в обществе. Безусловно, теснейшим образом
связан с данным феноменом имидж.
Во-первых, потому что он сам есть
разновидность стереотипа . Во-вторых,
потому что в формировании имиджа
участвует множество других стереотипов
.
Приведем
примеры наиболее устойчивых социальных
стереотипов , влияющих на восприятие
человеком человека.
Содержание и эффекты межличностного восприятия. — Студопедия
Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в 1) оценивание друг друга и 2) изменение каких-то характеристик друг друга.
В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин.
Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).
Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности». Уникальное или нежелательное поведение дает простор приписыванию его причин и характеристик.
Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Три типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами.
На основании многочисленных экспериментальных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия.
Три «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.
Сущность «эффекта ореола» заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.
Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.
Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. «Эффекта первичности» — запоминается информация, предъявленная раньше (когда воспринимается незнакомый человек). «Эффект новизны» — запоминается новая информация (знакомый человек).
Стереотипизация. Стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл.
Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к упрощению процесса познания другого человека (нет эмоциональной нагрузки) или к возникновению предубеждения (негативный опыт).
барьеров для межличностного общения | Работа
Доктор Мэри Дауд Обновлено 1 июля 2018 г.
Когда два человека находятся вместе, происходит общение. Межличностное общение включает не только вербальное, но и невербальное общение — что означает , , эти поднятые брови? Почему она скрещивает руки? Боже мой! Он смотрит! Получатель сообщения, вербального или невербального, интерпретирует потенциальное значение этого сообщения.Барьеры для межличностного общения возникают, когда сообщение отправителя получено не так, как оно было задумано. Обычно сбои в общении возникают из-за непонимания без разъяснений; часто даже не пытались прояснить ситуацию. Если препятствия для межличностного общения не признаются и не устраняются, производительность труда может пострадать.
Различия в языках
Межличностное общение может пойти наперекосяк, если отправитель и получатель сообщения говорят на разных языках — в прямом и переносном смысле.Не все на рабочем месте поймут сленг, жаргон, акронимы и отраслевую терминологию. Вместо того чтобы искать разъяснения, сотрудники могут догадываться о значении сообщения, а затем действовать, исходя из ошибочных предположений. Кроме того, недопонимание может возникнуть среди работников, которые не говорят на одном родном языке. В результате могут пострадать чувства из-за неправильного толкования слов или языка тела.
Культурные различия
На межличностное общение может отрицательно повлиять отсутствие культурного понимания, неправильное восприятие, предвзятость и стереотипные убеждения.Рабочие могут иметь ограниченные навыки или опыт общения с людьми другого происхождения. Многие компании предлагают обучение разнообразию, чтобы помочь сотрудникам понять, как более эффективно общаться между культурами и общаться с теми, у кого может быть другой опыт. Точно так же гендерные барьеры могут препятствовать межличностному общению, если к мужчинам и женщинам относятся по-разному и придерживаются разных стандартов, что вызывает межличностные конфликты на рабочем месте.
Личностные различия
Как и любой другой навык, некоторые люди лучше владеют межличностным общением, чем другие.Черты личности также влияют на то, насколько хорошо человек взаимодействует с подчиненными, коллегами и руководителями. Экстраверсия может быть преимуществом, когда дело доходит до высказывания, обмена мнениями и распространения информации. Однако интроверты могут иметь преимущество, когда дело доходит до слушания, размышления и запоминания. Барьеры для межличностного общения могут возникать, когда сотрудникам не хватает самосознания, чувствительности и гибкости. Такое поведение подрывает командную работу, которая требует взаимного уважения, компромиссов и переговоров.Запугивание, нанесение ударов в спину и резкая конкуренция создают токсичный климат на рабочем месте, который обостряет межличностные отношения.
Различия между поколениями
Межличностное общение может осложняться разницей в речи, одежде, ценностях, приоритетах и предпочтениях поколений. Например, может существовать разделение между поколениями в отношении того, как члены команды предпочитают общаться друг с другом. Если молодые работники сидят в своих кабинках, используя социальные сети в качестве основного канала общения, это может оттолкнуть их от пожилых работников, которые могут предпочесть личное общение.Широкие обобщения и стереотипы также могут вызывать межличностные разногласия, когда работник одного поколения чувствует свое превосходство над теми, кто моложе или старше. Предвзятое отношение к работникам по возрасту может представлять собой форму дискриминации.
.
Особенности восприятия
Постоянство
С точки зрения восприятия, постоянство означает способность одной или нескольких систем восприятия идентифицировать один и тот же объект среди множества сенсорных входов. Например, монета выглядит круглой, когда ее держат лицевой стороной вверх, и эллиптической, когда ее держат, показывая стороной. Но постоянство позволяет нам идентифицировать объект как монету, даже если она держится в любом случае. Без постоянства мы могли бы воспринимать один объект как другой сенсорный вход, если воспринимаем его под другим углом, углом, интенсивностью или частотой.
Есть разные виды постоянства. Один тип цветового постоянства называется основным фокусом в области восприятия. Например, белая бумага обычно воспринимается как «белая» даже при различной интенсивности и цвете света. Другие включают запах, мелодию, яркость, слова и грубость. Вид воспринимаемой информации определяется мозгом прежде, чем системы восприятия достигают соответствующего постоянства восприятия.
Группирование
Группирование — это особенность восприятия, которая следует принципам, первоначально предложенным гештальт-психологами.Принципы группировки были сформулированы для анализа естественного человеческого восприятия объектов как организованных и образованных. Шесть принципов гештальт-группировки включают близость, сходство, завершенность, хорошее продолжение, общую судьбу и хорошую форму. Узнайте больше о них здесь.
Эффект контраста
Эффект контраста относится к увеличению или уменьшению восприятия по отношению к нормальной интенсивности, степени, частоте или другим характеристикам. Так называемое «нормальное восприятие» основано на предыдущем опыте человека.
Джон Локк, философ 17 века, был одним из первых ученых, наблюдавших эффект контраста. Предположим, вы прикоснулись к чашке А с горячей водой. По его словам, теплая вода в стакане B может восприниматься как «горячая». Но теплая вода будет казаться «холодной», если ваша рука ранее коснулась чашки с холодной водой. Много лет спустя Вильгельм Вундт заявил, что контраст — это основной принцип восприятия. Для правильной контрастности сравниваемые объекты должны быть похожи друг на друга.С начала 20 века исследователи провели несколько наблюдений, чтобы подтвердить эффекты контраста. Одно исследование восприятия музыки показало, что испытуемые определяют песню как «хорошую» или «плохую» в зависимости от того, насколько ранее услышанная музыка субъективно «хорошая» или «плохая». Эффекты контрастов влияют на визуальные качества, такие как яркость и цвет, а также на другие предписания, такие как вес и легкость.
.
Восприятие ученых и стереотипы глазами младших школьников
Исследовательская статья | Открытый доступ
, том 2019 | Код статьи 6324704 | https://doi.org/10.1155/2019/6324704
Маргарета М. Томсон, Зарифа Закария, Рамона Радут-Тасиу, «Восприятие ученых и стереотипы глазами школьников», Education Research International , vol. 2019, номер статьи 6324704, 13 страниц, 2019. https://doi.org/10.1155/2019/6324704
Показать ссылку
Margareta M.Thomson , 1 Zarifa Zakaria, 2 и Ramona Radut-Taciu 3
1 Адъюнкт-профессор педагогической психологии, Государственный университет Северной Каролины, Департамент педагогического образования и обучения, Роли, NC 27695-7801, США
2 Департамент педагогического образования и педагогических наук, Государственный университет Северной Каролины, Роли, Северная Каролина 27695-7801, США
3 Адъюнкт-профессор образования, Департамент педагогических наук, Университет Бабеш-Бойяи, Клуж-Напока, Румыния
Показать еще
Академический редактор: Гво-Джен Хван
Получено 15 августа 2018 г.
Принято21 февраля 2019 г.
.