Движущей силой развития в эндогенном направлении биогенетическое является: А) культурно-исторической

Содержание

А) культурно-исторической





Итоговый тест по дисциплине «Психологии развития»

 

1. Психология развития как самостоятельная отрасль научного знания возникла:

а) в конце XVII в.

Б) в конце XIX — начале XX в.

в) в конце XVIII в.

г) в середине XX в.

 

2. Детская психология, возрастная психология, психология развитияэто:

а) самостоятельные области научного знания

б) трансформация во времени одной области психологической науки

в) независимые друг от друга области научного знания

Г) самостоятельные, но тесно взаимосвязанные области научного знания

 

3. В России становление психологии развития связывают с именем:

а) А. Р. Лурии

б) А. Н. Леонтьева

в) Л. С. Выготского

г) Л. И. Божович

 

4. Предметом психологии развития и возрастной психологии является:

а) изучение основных закономерностей порождения и функционирования психической реальности

б) изучение психологических закономерностей обучения и воспитания человека в различные периоды жизни

в) законы психического развития ребенка

г) изучение закономерностей развития психики человека от рождения до старости, механизмов перехода от одной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание

 

5. Взаимодействие среды и генотипа определяет процессы:

а) созревания

б) научения

в) развития

г) социализации

 

6. Развитиеэто:

а) количественные изменения в ходе совершенствования той или иной функции

б) процесс непосредственного, неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения

в) процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта

г) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях

 

7. Процесс развития обладает разными свойствами. Среди них:

а) необратимость

б) направленность

в) закономерность

Г) все перечисленное

 

8. Способность системы накапливать, надстраивать новые изменения над предыдущими есть:

а) направленность

6) соподчиненность

в) закономерность

Г) необратимость

 

9. Способность системы к единой, внутренне взаимосвязанной линии развитияесть:

А) направленность

б) необратимость

в) закономерность

г) дискретность

 

10. Психосоциальная область развития — это изменения:

А) эмоциональной и личностной сфер

б) роста, веса, тела человека

в) способностей, познавательных процессов

г) всего перечисленного

 

11. Психофизическая область развития — это изменения:



а) эмоциональной и личностной сфер

б) роста, веса, тела человека

в) способностей, познавательных процессов

г) всего перечисленного

 

12. Когнитивная область развития — это изменения:

а) роста, веса, тела человека

б) эмоциональной и личностной сфер

В) способностей, познавательных процессов

г) всего перечисленного

 

13. Неравномерность, сенситивность, гетерохронность психикиэто ее:

а) свойства

б) критерии

в) закономерности

г) виды

 

14. Сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы образуют группу методов:

а) эмпирических

б) интерпретационных

В) организационных

г) обработки данных

 

15. Наблюдение, эксперимент, тестирование образуют группу методов:

А) эмпирических

б) организационных

в) интерпретационных

г) обработки данных

 

16. Изучение развития одних и тех же детей на протяжении длительного времени — это метод:

А) близнецовый

б) лонгитюдный

в) комплексный

г) сравнительный

 

17. Изучение различных по возрасту групп детей — это метод:

а) близнецовый

б) лонгитюдный

в) комплексный

Г) сравнительный

 

18. Преднамеренное, целенаправленное, систематическое восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объясненияэто:

а) эксперимент

б) тестирование

В) наблюдение

г) анкетирование

 

19. Задача установления наличия или отсутствия изучаемого явления, измерения его количественных характеристик решается в психологической науке методом:

А) констатирующего эксперимента

б) формирующего эксперимента

в) наблюдения

г) близнецов

 

20. Задача построения процесса с заданными свойствами решается в психологической науке методом:

а) констатирующего эксперимента




Б) формирующего эксперимента

в) наблюдения

г) близнецов

 

21. В качестве факторов развития психики в психологии рассматривают:

а) природные задатки

б) социальную среду

в) активность самой личности

Г) все перечисленное

 

22. Движущей силой развития в эндогенном (биогенетическом) направлении является:

а) активность самой личности

б) взаимодействие среды и наследственности

В) наследственность

г) среда

23. Нормативный подход к исследованию детского развития был заложен:

А) А. Гезеллом

б) Л. С. Выготским

в) 3. Фрейдом

г) С. Холлом

24. Движущая сила развития в экзогенном направлении (бихевиоризм):

а) активность самой личности

б) наследственность

в) взаимодействие среды и наследственности

г) среда

 

25. Идея о том, что развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни, высказал:

а) 3. Фрейд

Б) В. Штерн

в) С. Холл

г) А. Гезелл

 

26. Термин «эго-идентичность» ввел в науку:

а) Л. С. Выготский

б) Ж. Пиаже

в) 3. Фрейд

Г) Э. Эриксон

 

27. Установите автора понятия схема действия:

А) Ж. Пиаже

б) Э. Эриксон

в) 3. Фрейд

г) А.Гезелл

 

28. Главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символической (т.е. совместной со взрослыми и опосредованной знаками) деятельности. Это вывод теории:

а) культурно-исторической

б) бихевиоризма

в) психоаналитической

г) биогенетической

 

29. Основу теоретической концепции 3. Фрейда составляет открытие:





Читайте также:

Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту











Теории эндогенного направления (биогенетический подход) — МегаЛекции


Ранние теории созревания. Теория Аристотеля, в которой понятие энтелехии (от греч. Entelecheia – завершение, осуществленность) выступает, как то внутреннее ядро, которое созревая, определяет развитие человек. Аристотель делил детство и отрочество на три стадии: первая – от рождения до 7 лет; вторая – от 7 лет до 14 лет и третья – от 14 до 21 года.

Теория Я.А. Коменского: «ребенку надо предлагать то, к чему он лучше всего расположен. Ребенок – это активная составляющая системы «субъект-среда», а внешняя среда выполняет всего лишь функцию подпитки процесса созревания. «Мы, — говорил он, — решили везде идти за природой, и как та выявляет свои силы одни за другими, так и мы должны следить за последовательным порядком развития умственных способностей». 1

Теория Ж.-Ж. Руссо. Её основная идея: человек определяется его природой; от внешней социальной среды зависит, насколько природа сможет развернуться и тогда воспитание выступает лишь как создание условий. Он создал первую развернутую периодизацию психического развития, основанную на собственных философских взглядах, не подкрепленную фактами и наблюдениями психического развития ребенка.

Первый период от рождения до двух лет – надо посвятить физическому развитию ребенка.

Второй период с двух до 12 лет – необходимо посвятить сенсорному развитию.

Третий период – целенаправленное обучение. Знания должны быть связаны только с естественными и точными науками, а не с гуманитарными, так как моральное развитие, развитие чувств у детей происходит позже.

Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетия – период бурь и страстей. Необходимо развивать у детей добрые чувства, добрые суждения и добрую волю.

К эндогенным теориям филогенетического характера, можно отнести теорию Ч. Дарвина: в каждом человеке есть предзаданность, обусловленная конституцией, а среда лишь осуществляет отбор.

Теории этого, как и любого другого направления, достаточно разнородны, в разной степени обобщены и формализованы – от конкретных фактов и сделанных на их основе обобщений (А. Гезелл, Л. Термен) до теоретических схем.


Л.С. Выготский писал, что К. Бюлер выделил три ступени развития, в качестве которых выступали инстинкт, дрессура, интеллект, связал переход от одной стадии к другой не только с созреванием мозга и усложнением от-

1. Коменский Я.А.: Хрестоматия по истории педагогики./ Под ред.М.Ф. Шабаевой. – М., 1981

ношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного действием. «Эти три ступени, идущие снизу вверх… верно и сообразно действительности отображают развитие в младенческом возрасте».1

В ходе эволюции поведения в целом отмечается переход удовольствия «с конца на начало». Первый этап (уровень инстинктов) характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, т.е. после выполнения действия. «Инстинкт – самая низшая ступень и вместе с тем почва, на которой произрастает все высшее. И у человека нет ни одной области, ни одной духовной деятельности, которая как-нибудь

не опирается на инстинкт».1

На уровне навыков (дрессура) удовольствие переносится на сам процесс совершения действия: появилось понятие «функциональное удовольствие». «Вторая ступень характеризуется господством приобретенного, личного опыта, надстраивающегося над наследственностью путем обучения, упражнений и дрессировки».2 Действительно, в течение первых шести месяцев жизни ребенок приобретает определенные навыки посредством упражнений, т.е. дрессуры.

Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. «Третья ступень в развитии поведения младенца характеризуется начатками интеллектуальной деятельности. … У ребенка к концу младенческого возраста возникают простейшие проявления практического интеллекта, наглядно-действенного мышления…».3 По К. Бюлеру, переход удовольствия «с конца на начало» — основная движущая сила развития поведения. Он перенес эту схему на онтогенез. Л.С. Выготский о теории К. Бюлера говорил, что «он предложил чрезвычайно удобную схему, которая позволяет систематизировать в генетическом отношении основные формы поведения животных и человека. Бюлер

 

1. Л.С. Выготский Психология развития ребенка. — М., 2006

2. Указ. соч.. 3. Указ. соч.

придает своей схеме универсальное значение, прилагая ее к животным, ребенку и взрослому человеку». В этом универсализме и заключена ошибка, невозможно «единым законом охватить развитие животных и человека».1

Наиболее ранняя из собственно психологических теорий развития – концепция рекапитуляции, в рамках которой Э. Геккель (ученик Ч.Дарвина) сформулировал биогенетический закон в отношении эмбриогенеза (онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза), а американский психолог Ст. Холл перенес его на онтогенез: ребенок в своем развитии кратко повторяет развитие человеческого рода. Он считал, что если зародыш за 9 месяцев

повторяет все стадии развития от одноклеточного существа до человека, то ребенок в период детства проходит весь ход развития человечества от первобытной дикости до современной культуры. Наиболее ярко эта мысль развита

Гетчинсоном (ученик Холла). Он выделил 5 периодов человеческой культуры, соответственно которым сменяются интересы и потребности ребенка от рождения к взрослости.

1 период (от рождения до 5 лет). Период дикости. У ребенка в этот период наблюдается стремление к копанию в земле, все, что ни попадется, тащится в рот. Своего максимума в развитии достигает в 3года.

2 период (с 4 до 12 лет). Период охоты и захвата добычи. Для него характерен страх ребенка перед чужими людьми, действия тайком, жестокость, составлении детских шаек, преобладают игры в пленных, засады, прятки. Основные черты проявляются в возрасте 7 лет.

3 период (с 9 до 14 лет). Период пастушества. Выражена нежность к животным, стремление иметь собственное домашнее животное, дети в этот период любят строить хижины, шалаши, подземелья. Пик приходится на 10 лет.

4 период (с 12 до 16 лет). Земледельческий. Преобладающей страстью ребенка является садоводство. Пик падает на 14 лет.

 

1. Л.С. Выготский Психология развития ребенка. — М., 2006

5 период (с 14 до взрослости). Промышленно-торговый. Максимальности достигает в 18-20 лет.

Гетчинсон считал, что с 8 лет, т.е. с пастушеской стадии, наступает эра цивилизованного человека и именно с этого возраста детей можно систематически обучать, что невозможно на предыдущих этапах. При этом он исходил из идеи Холла о том, что обучение должно надстраиваться над определенным этапом психического развития, т.к. созревание организма подготавливает основу для обучения.

И Холл и Гетчинсон были убеждены, что прохождение каждой стадии обязательно для нормального ребенка, а фиксация на какой-то из них ведет к появлению отклонений и аномалий в психике.

Теоретическая несостоятельность концепции рекапитуляции в психологии обнаружилась сразу после ее создания, что в дальнейшем потребовало выработки новых идей. Но, несмотря на отчетливую ограниченность и теоретическую наивность концепции рекапитуляции, предложенный ею биогенетический принцип важен тем, что это был поиск закона Д.Б. Эльконин об этой концепции скажет, это была неверная теоретическая концепция, но это была именно теоретическая концепция. Не будь ее – еще долго не было бы и других теоретических концепций. Ст. Холл одним из первых пытался показать, что между историческим и индивидуальным развитием существует связь, которая и в современной психологии прослежена недостаточно.1

Работы А.Л. Гезелла и И. Термена (учеников Ст. Холла) современная психология относит к разработке нормативного подхода к развитию.

А. Гезеллу психология обязана введением метода лонгитюдного, т.е. продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, который он предлагал называть «биографически-лабораторным». Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа

 

1. Л.Ф. Обухова Возрастная психология. – М., 1999

 

отношений между созреванием и научением. И уже в последние годы жизни А. Гезелл изучал психическое развитие слепого ребенка, чтобы более глубоко понять особенности нормального развития.

В разработанной им практической схеме диагностики использовались фото- и кинорегистрация возрастных изменений моторной активности, речи, приспособительных реакций и социальных контактов ребенка.

А. Гезелл разработал теорию детского развития, на основе полученных результатов наблюдений за 165 детьми. Он считал, что, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, которые последовательно сменяют друг друга.

Признавая роль социальных факторов, в своих исследованиях А.Гезелл ограничился только количественным изучением сравнительных срезов детского развития в 3,6, 9 12, 18, 24, 36 мес. и т.д. до 18 лет. Развитие он представлял как простое увеличение, биологический рост, созревание – «прирост поведения», не анализируя качественных преобразований при переходе от одной ступени развития к другой, подчеркивая зависимость развития лишь от созревания организма. Формулируя общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом (или уменьшение «плотности» развития): чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.

Л. Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдных исследований – оно продолжалось в течение 50 лет. В 1921 г.

Л. Термен отобрал 1500 одаренных детей, у которых коэффициент интеллекта был 140 и выше, и тщательно отслеживал их развитие. Он считал, что «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной одаренностью и более высокими достижениями в области образования, чем остальные члены популяции. Исследование продолжалось до середины 70-х гг. и завершилось после смерти Л. Термена. Это исследование не дало оснований для широких обобщений и серьезных выводов.

Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию, состоит в том, что они положили начало становлению ее как нормативной дисциплины, описывающей достижения ребенка в процессе роста и развития.

Спор психологов о том, что предопределяет развитие – наследственность или среда, привел к появлению идеи конвергенции двух факторов. Ее автор В.Штерн считал, что психическое развитие – это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. За ней, конечно, скрывалось предпочтение эндогенных факторов факторам среды, поскольку Штерн предположил, что наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды (или не разворачиваться, если среда неподходящая). В.Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.

Из современных теорий созревания можно отметить теорию развития языка Хомского. Он считает, что дети строят грамматику главным образом не на основании того, что слышат, а в соответствии со своим внутренним планом – генетической программой.

Хомский сравнивает развитие грамматики с ростом физических органов, например, с развитием сердца у эмбриона. Окружающая среда, по его мнению, имеет жизненно необходимое значение, так как она поддерживает или активизирует внутренне запрограммированные паттерны. Лингвистическая окружающая среда, в свою очередь, провоцирует построение грамматических систем, а паттерн речи определяется генетической программой.

Дальнейшее развитие психологии развития биогенетического направления шло по пути анализа внутренних причин психического развития ребенка.



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Эндогенное направление в психологии развития





⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 59Следующая ⇒

К эндогенным теориям относятся не только онтогенетические теории, описывающие развитие индивида, но и филогенетические теории, описывающие развитие вида. Представители эндогенных теорий являются обычно приверженцами теории созревания.

Ранние теории созревания.В качестве одной из первых, исторически ушедших в прошлое, теорий созревания выступает теория Аристотеля, где понятие энтелехии выступает как то внутреннее ядро, которое, созревая, определяет развитие человека.

Другая известная нам теория созревания — теория Я. А. Коменского: он писал, что ребенку надо предлагать то, к чему он лучше всего расположен. Ребенок — это активная составляющая системы «субъект—среда», а внешняя среда выполняет всего лишь функцию подпитки процесса созревания.

Третья теория принадлежит Ж.-Ж. Руссо. Ее основная идея: человек определяется его природой; от внешней социальной среды зависит, насколько природа сможет развернуться, и тогда воспитание выступает лишь как создание условий.

К эндогенным теориям, но уже филогенетического характера, можно отнести теорию Ч. Дарвина: в каждом человеке есть предзаданность, обусловленная конструкцией, а среда лишь осуществляет отбор.

Теории этого, как и любого другого направления, достаточно разнородны, в разной степени обобщены и формализованы — от конкретных фактов и сделанных на их основе обобщений (А. Гезелл, Л. Термен) до теоретических схем. Примерами последних можно считать ортогенетический принцип Г. Вернера и концепцию развития А. Буземана.

Теория трех ступеней развития К. Бюлера.К.Бюлер предложил теорию трех ступеней развития, в качестве которых выступали инстинкт, дрессура, интеллект, связав их не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развитием аффективных процессов, с развитием переживания удовольствия, связанного с действием.

По К. Бюлеру, в ходе эволюции поведения в целом отмечается переход удовольствия «с конца на начало» Первый этап (уровень инстинктов) характеризуется тем, что наслаждение наступает в результате удовлетворения инстинктивной потребности, т.е. после выполнения действия. На уровне навыков (дрессура) удовольствие переносится на сам процесс совершения действия: появилось понятие «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, которое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. По К Бюлеру, переход удовольствия «с конца на начало — основная движущая сила развития поведения. Он перенес эту схему на онтогенез.



Теория Арнольда Гезела.

А.Гезеллу психология обязана введением метода лонгитюдного (лонгитюдинального), т.е. продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, который он предлагал называть «биографически-лабораторным». Пытаясь сформулировать общий закон детского развития, А. Гезелл обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом (или уменьшение «плотности» развития): чем моложе ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении.

А. Гезелл ориентировался на биологическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции, равновесия, и в рамках такого подхода к пониманию развития он не смог ответить на вопрос, что же скрывается за изменением темпа развития. Это и понятно, ибо следствием применяемых им срезовых (поперечных и продольных) методов исследования было отождествление развития и роста.

Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию, хотя их концепции основывались на роли наследственного фактора в объяснении возрастных изменений, состоит в том, что они положили начало становлению ее как нормативной дисциплины, описывающей достижения ребенка в процессе роста и развития.

Теория Гейма Вернера.

X. Вернер сформулировал ортогенетический (от греч. orthos — прямой) принцип, используемый и в более поздних теориях, Ортогенез — теория развития живой природы (автор термина и теории — биолог Т. Эймер), согласно которой эволюция живой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе, В развитии имеют место процессы: 1) дифференциация, 2) спецификация, 3) централизация, 4) иерархическая интеграция.




Ортогенетическая концепция в психологии пытается охватить в целом психическую жизнь и ее развитие. С этой целью X. Вернер осуществил сравнительный анализ разных направлений эволюции — филогенеза, онтогенеза, микрогенеза, этногенеза, патогенеза. Всюду, где есть жизнь, подчеркивал он, происходит рост и развитие, поэтому психология отдельной личности и человеческой расы, психология животного и ребенка, психопатология и психология особых состояний сознания имеют общую генетическую основу. Сравнение фактов, полученных в разных областях исследования, позволит, по X. Вернеру, вывести общие законы развития, применимые и для умственной жизни человека в целом.

По X. Вернеру, все организмы рождаются с установленными па минимальном уровне видовыми функциональными структурами, / которые позволяют им взаимодействовать со средой, чтобы ассимилировать опыт и стимуляцию. Организм активно принимает и исследует свойства среды, благодаря чему происходит физиологическое и/или психическое развитие.

Так же, как физиологические структуры могут ассимилировать только те свойства среды, для которых они имеют физиологические органы, психологические структуры селективно определяют характер взаимодействия и результат опыта развивающегося организма. Этот опыт закрепляется в функциональных структурах, которые были первоначальным источником взаимодействия. Именно такая обратная связь ведет к качественному переходу от одной стадии к другой. В этом, по X. Вернеру, заключается объективная причина развития: организация предшествующих стадий логически подразумевает, но не содержит в себе организацию последующих стадий. Так как организация на каждой стадии развития отличается от других, то взаимодействие организма со средой меняется на протяжении жизни. При благоприятных изменениях организация организма остается стабильной, при неблагоприятных возникает возможность его функциональной и структурной реорганизации.

X. Вернером был предложен принцип генетической спирали, согласно которому на каждом новом витке все психические процессы становятся, с одной стороны, более дифференцированными, а с другой — более интегрированными, специфичными.

Ключом к процессу развития, по X. Вернеру, служит идея взаимодействия, для характеристики которого он использует метафору «актер—сцена». Среда — это сцена, или объект для действования и развития организма, а организм — актер, или субъект, на этой сцене. Организм не просто реагирует на среду, он — оператор на своей сцене.

В ходе развития возникает сдвиг во взаимодействии «сцена—актер» в сторону актера. На примитивной стадии развития «сцена» (или психологическая среда) — первый инициатор взаимодействия. На более развитых стадиях организм становится первичным инициатором взаимодействия, он все более предопределяет свое собственное поведение в этом взаимодействии. В этом смысле «актер» становится более спонтанным, самостоятельным и активным, создавая само содержание «сцены» для удовлетворения своих нужд и достижения своих целей.

Согласно взглядам X. Вернера, процесс развития — это переход от недифференцированного функционирования к дифференцированному, специализированному и иерархически интегрированному.

Теория Буземана. Характеризуя развитие, он предлагает следующие виды изменений:

1) специализация (движение от неопределенного к определенному)

2) дифференциация (движение от неоднородного к однородному)

3) стабилизация (движение от изменчивого к простому)

4) координация ( движение от произвольного к постоянному)

5) структурирование (иерархическая организация).

Теория конвергенции двух факторов В. Штерна.Спор психологов о том, что предопределяет развитие — наследственность или среда, привел к появлению идеи конвергенции двух факторов. Ее автор В. Штерн считал, что психическое развитие — это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. За ней, конечно, скрывалось предпочтение эндогенных факторов факторам среды, поскольку В. Штерн предположил, что наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды (или не разворачиваться, если среда неподходящая). Тем не менее, В. Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.

 











Биогенетическое направление в психологии развития (Э. Геккель, С. Холл, К Бюлер, П.П. Блонский, К. Гетчинсон, В. Штерн)

Долгое время проблема развития рассматривалась в плане двух факторов (наследственности и среды), которые роковым образом предопределяют ход развития психики. Данный взгляд определил существование двух направлений: биогенетического и социогенетического.

Биогенетическая ориентация. Предполагает, что развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, поэтому его основные закономерности, стадии и свойства одинаковы, хотя социокультурные и ситуативные факторы накладывают свой отпечаток на форму их протекания.

Прародителем данной ориентации можно считать Ж.-Ж. Руссо, который считал, что дели «подготовлены» к жизни природой, развиваются в соответствии с естественными законами и требуют лишь немного морального руководства и принуждения. Во второй половине XIX в. и в первой половине XX в. научным сознанием философов, биологов, психологов овладел сформулиро­ванный в 1866 г. Э. Геккелем биогенетический закон (закон рекапитуляции). Согласно этому закону, онтогения есть краткое и быстрое повторение филогении. Это значит, что в онтогенезе каждый индивидуальный организм непосредственно вос­производит путь филогенетического развития, т.е. происходит повто­рение развития предков от общего корня, к которому данный орга­низм относится.

Э. Геккель пошел вслед за Ч. Дарвином, который впервые поста­вил проблему соотношения между онтогенезом и филогенезом еще в «Очерке 1844 года». Он писал: «Зародыши ныне существующих по­звоночных отражают строение некоторых взрослых форм этого большого класса, существовавших в более ранние периоды истории Земли». Однако Ч. Дарвин отмечал также и факты, отражающие явления гетерохронии (изменения во времени появления признаков), в частности случаи, когда некоторые признаки возникают в онтогенезе потомков раньше, чем в онтогенезе предковых форм.



Сформулированный Э. Геккелем биогенетический закон был вос­принят современниками и следующими поколениями ученых как не­преложный. Вслед за ним детские психологи стали проектировать этапы онтогении индивидуального развития от простейших форм до современного человека (С. Холл, К. Бюлер, Д. Болдуин и др.). Так, К. Бюлер указывал, что «индивиды приносят с собой задатки, а план их осуществления состоит из суммы законов». В то же время К. Коффка, исследуя феномен созревания в соотношении с обучени­ем, отмечал: «Рост и созревание- это такие процессы развития, те­чение которых зависит от унаследованных особенностей индиви­дуума, так же как и законченный при рождении морфологический признак… Рост и созревание, правда, не вполне независимы от внешних воздействий…». И. Тэн утвер­ждал, что «ребенок в переходном состоянии обладает умственными свойствами, встречающимися в постоянном виде в первобытных цивилизациях, почти точно так же, как человеческий зародыш в переходном состоянии обладает физическими свойствами, встречающимися в постоянном виде у низших животных».


С. Холл пытался объяснить развитие с точки зрения рекапиту­ляции. Он находил в поведении и развитии ребенка многочисленные атавизмы: инстинкты, страхи. Следы от древней эпохи — боязнь от­дельных предметов, частей тела, темноты, стремление детей лазить по деревьям, качаться на качелях и т.д. Характер детских игр объяснялся изживанием охотни­чьих инстинктов первобытных людей, а игры подростков считались воспроизведе­нием образа жизни индейских племен. Из применения биогенетического закона к психологии детей вытекали глубо­ко реакционные выводы для педагогической практики, которые и сделал С. Холл. В частности, он настаивал на том, что детям нужно предоставлять возможность проходить через анимистическую, религиозную и другие стадии в своем разви­тии, хотя цивилизация давно ушла вперед и ребенку совсем не необходимо такое «повторение пройденного». В то же время его соотечественник Д. Бол­дуин с тех же позиций объяснял генезис робости у детей.

Многие психологи детства называли стадии, через которые дол­жен пройти ребенок в процессе своего онтогенетического развития. К. Бюлер говорил о трех стадиях в развитии ребенка: стадии инстинкта, дрессуры и интеллекта. Индивид перемещается со стадии на стадию вместе с изменением источника удовольствия. Сначала он получает удовольствие от удовлетворения инстинктивных потребностей (стадия инстинкта), затем от процесса деятельности (стадия дрессуры) и позже от результата деятельности и его предвосхищения (стадия интеллекта).

П.П. Блонский считал, что человеческая жизнь состоит из трех этапов – детства, размножения и угасания. В свою очередь, детство делится по критерию дентиции (смены зубов) на беззубое, молочнозубое детство и детство детство постоянных зубов.

К. Гетчинсон на основе теории рекапитуляции создал периодизацию, основываясь на критерии способа добывания пищи, который определял не только биологическое, но и психологическое развитие.

1)Стадия рытья и копания (от рождения до 5 лет). Дети любят играть в песке, делать куличики, манипулировать с ведерком и совочком;

2)Стадия охоты и захвата (5-11 лет). Дети начинают бояться чужих, у них появляется агрессивность, жестокость, желание отгородиться от взрослых, особенно посторонних, и стремление делать многие вещи тайком;

3)Пастушеская стадия (8-12 лет). Дети стремятся иметь свой уголок, чаще всего вне дома, любят домашних животных и стараются их завести; проявляется стремление к ласке и нежности. Так как с этой стадии наступает эра цивилизованного человека, начало систематического обучения возможно только с нее, но не ранее;

4)Земледельческая стадия (11-15 лет). Появляется интерес к погоде, явлениям природы, любовь к садоводству и цветоводству, зарождается наблюдательность и осмотрительность;

5)Стадия промышленности и торговли, или стадия современного человека (14-20 лет). Дети начинают осознавать роль денег, значение арифметики и других точных наук, возникает стремление меняться различными предметами.

Теория конвергенции двух факторовВ. Штерна.Спор психологово том, что предопределяет развитие — наследственность или среда, привел к появлению идеи конвергенции двух факторов. В. Штерн считал, что психическое развитие — это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а результат конвергенции внутренних, задатков с внешними условиями жизни. За ней скрывалось, предпочтение эндогенных факторов факторам среды, поскольку В. Штерн предположил, что наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды (или не разворачиваться, если среда неподходящая). Тем не менее, В. Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.

Общая характеристика теорий эндогенного направления — Студопедия

Исходя из отношений противопоставленности субъекта и среды, изначально в психологии развития сформировалось 2 направления: эндогенное, где основной движущей силой считается субъект (теории созревания и др.), и экзогенное, где движущей силой считается среда (бихевиористические теории).

Ранние теории созревания. В качестве одной из первых, исторически ушедших в прошлое, теорий созревания выступает теория Аристотеля, где понятие энтелехии выступает как то внутреннее ядро, к-ое, созревая, определяет развитие ч-ка. Другая известная нам теория созревания — теория Я.А.Коменского: он писал, что ребенку надо предлагать то, к чему он лучше всего расположен. Ребенок — это активная составляющая системы «субъект—среда», а внешняя среда выполняет всего лишь ф-цию подпитки процесса созревания. Третья теория Ж-Ж.Руссо. Ее основная идея: ч-к определяется его природой; от внешней соц. среды зависит, насколько природа сможет развернуться, и тогда воспитание выступает лишь как создание условий. К эндогенным теориям, но уже филогенетического х-ра, можно отнести теорию Ч.Дарвина: в каждом ч-ке есть предзаданность, обусловленная конструкцией, а среда лишь осуществляет отбор.

Теория трех ступеней развития К.Бюлера. В качестве 3 ступеней выступали инстинкт, дрессура, интеллект. По К.Бюлеру, в ходе эволюции поведения в целом отмечается переход удовольствия «с конца на начало». Первый этап (уровень инстинктов) хар-ся тем, что наслаждение наступает в рез-те удовлетворения инстинктивной потребности, т.е. после выполнения действия. На уровне навыков (дрессура) удовольствие переносится на сам процесс совершения действия: появилось понятие «функциональное удовольствие». Но существует еще предвосхищающее удовольствие, к-ое появляется на этапе интеллектуального решения задачи. По К. Бюлеру, переход удовольствия «с конца на начало» — основная движущая сила развития поведения. Он перенес эту схему на онтогенез.



Ортогенетическая концепция X.Вернера. Ортогенез — теория развития живой природы, согласно к-ой эволюция живой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе. В развитии имеют место процессы: 1) дифференциация, 2) спецификация, 3) централизация, 4) иерархическая интеграция. X.Вернером был предложен принцип генетической спирали, согласно к-му на каждом новом витке все психические процессы становятся, с одной стороны, более дифференцированными, а с другой — более интегрированными, специфичными.


Теория развития А.Буземана. А.Буземан, характеризуя развитие, выделяет несколько видов изменения: 1) специализация — движение от неопределенного к определенному; 2) дифференциация — движение от неоднородного к однородному; 3) стабилизация — движение от изменчивого к простому; 4) координация — движение от произвольного к постоянному; 5) структурирование как иерархическая организация.

Теория созревания А.Гезелла. А.Гезеллу психология обязана введением метода лонгитюдного (лонгитюдинального), т.е. продольного изучения психического развития одних и тех же детей от рождения до подросткового возраста, к-ый он предлагал называть «биографически-лабораторным». Кроме того, исследуя монозиготных близнецов, он одним из первых ввел в психологию близнецовый метод для анализа отношений между созреванием и научением.

Обобщая данные своих наблюдений за 165 детьми, А.Гезелл разработал теорию детского развития, согласно к-ой, начиная с момента развития, через строго определенные промежутки времени, в определенном возрасте у детей появляются специфические формы поведения, к-ые последовательно сменяют друг друга.

Нормативный подход Л.Термена. Л.Термен осуществил одно из самых длительных в психологии лонгитюдных исследований — оно продолжалось в течение 50 лет. К сожалению, такая масштабная работа, вопреки ожиданиям, не дала оснований для широких обобщений и серьезных выводов: по мнению Л.Термена, «гений» ассоциируется с лучшим здоровьем, более высокой умственной одаренностью и более высокими достижениями в области образования, чем остальные члены популяции. Вклад А. Гезелла и Л. Термена в детскую психологию, хотя их концепции основывались на роли наследственного фактора в объяснении возрастных изменений, состоит в том, что они положили начало становлению ее как нормативной дисциплины, описывающей достижения ребенка в процессе роста и развития.

Теория конвергенции двух факторов В.Штерна. Спор психологов о том, что предопределяет развитие — наследственность или среда, привел к появлению идеи конвергенции двух факторов. В.Штерн считал, что психическое развитие — это не просто проявление врожденных эндогенных факторов и не простое восприятие внешних воздействий, а рез-т конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В.Штерн предположил, что наследственные факторы могут разворачиваться только в подходящих условиях среды (или не разворачиваться, если среда неподходящая). Тем не менее В.Штерну принадлежит идея, что главную роль в разворачивании наследственности играет собственная активность ребенка: чем более он активен, чем энергичнее преодолевает среду, тем больше возможностей для разворачивания наследственных факторов.

БИОГЕНЕТИЧЕСКОЕ И СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

БИОГЕНЕТИЧЕСКОЕ И СОЦИОГЕНЕТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблема психического развития детей, источников и закономерностей этого развития всегда центральная для педагогической психологии. От ее решения зависит определение путей обучения и воспитания, их важнейшие приемы, подход к ребенку и понимание его специфических особенностей в сравнении с взрослым человеком.

В начале XX в. в области педагогической психологии выявляются два течения, по-разному трактующие источники психического развития детей. Эти направления отличались друг от друга тем, какой из факторов брался за основу развития ребенка: биологический или социальный.

Для биогенетического направления характерна установка на «врожденные особенности», тенденции к упрощенно-механистическому пониманию поведения и развития ребенка.

Для биологизаторов биологические и социальные факторы развития стоят как будто бы рядом, однако определяющим фактором является биологический, и прежде всего наследственность. Качественные и количественные стороны развивающейся личности роковым образом определяются наследственностью, а среда только «регулятор», «проявитель», некий неизменный фактор, с которым взаимодействует пластичная наследственность, заключающая в себе множество возможностей.

Характерную переоценку наследственных факторов психического развития наиболее полно выявляет следование биогенетическому закону в психологии, в основу которого была положена идея спонтанности психического развития ребенка в не зависимости от воспитания. Последний выступает как внешний фактор, способный либо затормозить, либо ускорить процесс выявления неких природных, наследственно обусловленных психических качеств.

Не менее ошибочным было и социогенетическое направление в педагогической психологии. По мнению сторонников этого направления, среда выступает в качестве фатального фактора развития ребенка, и поэтому, для того чтобы изучить человека, достаточно проанализировать структуру его среды, какова окружающая среда, такова окончательно личность человека, механизм его поведения, пути его развития – в непосредственном окружении это дано уже раз и навсегда.

Однако оставалось неясным, как в одних и тех же условиях социальной среды формируются различные по множеству показателей личности. Механистический подход к развитию, игнорирование собственной активности личности, диалектических противоречий ее формирования – таковы очевидные идейно-теоретические пороки социогенетического направления в педагогической психологии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Движущие силы и условия психического развития — Студопедия

Всю совокупность теорий человеческого развития можно объединить:

– биологизаторское направление (Холл, Геккель, Штерн) – человек – биологическое существо. Наследственность определяет весь факт психического развития.

– социологизаторское направление (Локк) – основной фактор развития – среда.

Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики человека.

Необратимость – отсутствие возможности возврата к предыдущему состоянию. Реализуется движением от низших форм к высшим.

Закономерность – проявляется в существовании устойчивых связей между новообразованиями процесса развития:

1. Структура и динамика созревания мозга заданы генетически. Являются самыми важными услоиями развития. Социальный опыт – источник развития.

2. Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия, которые возникают и решаются в ходе развития.

3. Развитие совершается постепенно, но в нем могут присутствовать и скачки. Количественные изменения, накапливаясь, подготавливают переходы к новым качественным состояниям.

Рост – количественные соматические изменения.

Созревание – все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста.

Принцип развития – психика как специфический компонент эволюции организма, при этом ее развитие понимается не только как рост, но и как изменение, как процесс количественного изменения в качественное и приводит к скачкообразным появляется новообразованиям (в развитие речи – ребенок молчит, хотя все понимает, а потом резко заговорил). Предпосылки органические свойства создают анатомо-физиологические предпосылки для формирования ВПФ, но не их содержания и не их структуру.



Источник – соц. среда, культурный опыт человека выступают для ребенка в качестве источника развития.

Условие – врожденное свойство организма, его созревание; 2-е условие – общение со взрослым.

Движущие силы – по Выготскому, являются – обучение., по Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности.

Теории онтогенетического развития психики условно можно разделить на две группы:


Биогенетические концепции – основным фактором развития считается наследственность, т.е. становление психики и поведения – результат эволюционного преобразования заложенных возможностей и задатков. Основные представители: Стэнли Холл (теория рекапитуляции – онтогенез есть краткое повторение истории развития человеческого общества) например, процесс развития рисунка в истории человечества и в детстве очень похожи. Речь тоже. Карл Бюллер (теория 3 ступеней детского развития – инстинкт, дрессура, интеллект. Основной принцип развития – принцип удовольствия (под влиянием Фрейда). В указанных формах поведения меняется лишь место удовольствия). В. Штерн (теория конвергенции или 2 факторов – внутренние задатки соединяются с внешними условиями и происходит конвергенция. Определяющее значение все же отдается наследственности). А.Гезелл (теория 2 факторов: развитие – процесс адаптации ребенка к соц. среде) Изучая влияние наследственности и среды на психическое развитие, первым стал проводить лонгитюдные исследования на близнецах. З.Фрейд (психоаналитическая концепция психическое развития – развитие связано с перемещением либидо (главный мотив активности) по разным эрогенным зонам). Ж.Пиаже (операциональная теория интеллекта – цель развития есть адаптация к среде. Развитие интеллекта – пример биологической адаптации).

Социогенетические концепции – основной фактор развития – среда. Воспитание позволяет сформировать любые психологические и поведенческие свойства (Дж.Локк). Основные представители (теории социального научения): Торндайк и Скиннер (рассматривали влияние физическое состояний (голод, жажда) на процесс научения). Миллер и Доллард (ребенок может учиться, подражая, имитируя наблюдаемое поведение. Стимул не обязателен). А.Бандура (изучал агрессивность – агрессивное или неагрессивное поведение ребенок может усваивать при наблюдении за другими людьми (кино, СМИ…)). Бронфенбреннер (рассматривал влияние семьи. Возрастная сегрегация – неспособность человека найти место в обществе, понять, чем хочет заниматься, отсутствие интереса к делу…). Э.Эриксон (эпигенетическая теория развития личности – основана на психоанализе, но носит не психо-сексуальный характер, а психо-социальный. Т.е. на развитие влияет культура и среда).

Движущие силы развития (детерминанты развития): По Выготскому – обучение. По Эльконину – противоречия. По Леонтьеву – собственная деятельность ребенка, в которой он под руководством взрослых присваивает исторически-сложившиеся человеческие способности.

факторов, которые могут быть эндогенными и экзогенными в бизнесе | Малый бизнес

Кимберли Леонард Обновлено 8 августа 2018 г.

Эндогенный и экзогенный — это экономические термины для описания внутренних и внешних факторов, соответственно влияющих на производство, эффективность, рост и прибыльность бизнеса. Вы не можете контролировать все внутренние факторы бизнеса. Точно так же вы не можете контролировать, но должны видеть влияние внешней экономики на вашу компанию. Важно понимать, как эти факторы влияют на вашу уникальную бизнес-ситуацию, чтобы вы могли реализовывать стратегии и вносить изменения, укрепляя компанию.

Эндогенные бизнес-факторы

Эндогенные факторы — это факторы, обнаруживаемые в бизнес-модели, относящиеся к экономике, относящейся к конкретному продукту. Многие предприятия имеют естественный годовой деловой цикл, когда спрос выше в одни периоды и ниже в другие. По мере роста спроса на рынке цены также могут расти. Подумайте о ценах на бензин во время крупных туристических праздников, таких как День памяти. Цены растут, потому что растет циклический спрос. Это эндогенный бизнес-фактор, наряду с местоположением и поставками, который может повлиять на ценообразование на газ на любой АЗС.

Экзогенные бизнес-факторы

Чтобы определить экзогенные факторы, нужно смотреть за пределы внутренних моделей ценообразования и искать внешние причины, влияющие на бизнес. Это внешние потрясения для бизнес-модели. В ситуации с заправочной станцией, в то время как график поездок в праздничные дни увеличивает спрос на основе циклических тенденций, общая стоимость бензина может зависеть от цен на запасы нефти, конфликтов на Ближнем Востоке или бедствий, таких как аварии нефтяных танкеров, приводящие к огромным потерям сырье для бензина.Эти внешние факторы могут привести к росту цен независимо от действующих внутренних факторов. Государственные, городские и федеральные налоги также являются экзогенными факторами, влияющими на бизнес-модели.

Эндогенный и экзогенный

Хотя эти два термина имеют противоположное значение, они не коррелируют друг с другом при определении результатов деятельности компании. Две компании, продающие один и тот же продукт с одинаковыми экзогенными факторами, создающими препятствия, могут иметь очень разные результаты из-за эндогенных факторов.С учетом сказанного, то, что одна компания может преодолеть эти экзогенные факторы, не означает, что эндогенные изменения в другой приведут к одинаковым результатам.

Например, две компании могут продавать солнечные панели в Орегоне. Обе компании сталкиваются с одними и теми же эндогенными факторами или с обильными дождями и пасмурными днями, которые ограничивают захват энергии солнечными элементами, что снижает продажи. Если одна компания сосредоточится на решении, которое обеспечивает достаточно энергии аккумуляторной батареи в течение продолжительных пасмурных дней, это дает себе эндогенное преимущество.Однако, если вторая компания может получить такую ​​же батарею, произведенную на месте, а не за границей, вторая компания не подвергнется потенциальным тарифам и ограничениям — экзогенное развитие, которое влияет на стоимость и конкуренцию.

.

определение биогенетического по The Free Dictionary

Халип противопоставляет этот взгляд на бытие и искусство концептуальным категориям, которые заявляют о том, что не может быть познано, упаковывая его, как если бы это уже была принятая категория: «мир» или «мироустройство», «антропоцен», различные исторические притязания на романтизм как на эпохальные, потому что революционным, в Neuzcit Рейнхарта Косселлека, или момент, который дал проблески Jetztzeit Бенджамина, или гетеронормативное заявление о том, что идти дальше смерти, движимая репродуктивной логикой поколения, которая одновременно гетеросексуальна и биогенетична.Постоянный анализ квир-теории и ее переосмысление гетеронормативности работают на протяжении всей книги. Особенно важным для обсуждения постчеловеческой субъективности в этих фильмах является аргумент Брайдотти о биогенетической структуре современного развитого капитализма. Джианру, «Фотокаталитическое восстановление Cr (VI)» лимонная и щавелевая кислоты лучше биогенетического ярозита, «Материаловедение», 33 (2013) 2192. в биогенетическом составе, который до сих пор считался «расовым». Биогенетические объяснения и общественное признание психических заболеваний: систематический обзор популяционных исследований.Я добавил, что продовольственные культуры, лекарственные растения, другие биогенетические ресурсы, а также традиционные знания о них стали предметами потребления, которые можно покупать, продавать и продавать. для обратной связи между производством монотерпенов и иридоидов в семействе Lamiaceae [29]. Другими веществами, которые он внес в список интоксикантов, являются: корректирующая жидкость, каучуковый раствор, лак / средство для снятия ногтей, керосин, навоз / экскременты ящерицы, заками (дурман металл) , пропитка или ямочный туалетный дым (биогенетический газ), спинка незрелого подорожника, старые газеты, полироль для мебели «кальян», сукодай (соси и умри), гаддеди, госколо, бенелин + кодеин, нюхание цемента, лизание ананаса со спины жабы + молоко и другие.Они используют географическое и дизайнерское мышление в качестве интерпретирующих линз, через которые можно проследить, как биогенетический капитализм, биотехнологии и информационные технологии дестабилизировали среду, ориентированную на человека, и как дизайн может взаимодействовать с постчеловеческими географическими условиями. эволюционно полученная черта, и пауки воспроизводят это во время индивидуального развития (биогенетический закон), так что молодые пауки строят симметричные сети, а старые — асимметричные сети даже при отсутствии каких-либо адаптивных преимуществ (Eberhard et al.Такие причины могут быть биогенетическими, средовыми, межличностными и психологическими. Целью данного исследования является изучение возможных биогенетических превращений у V.
,

Исследование движущей силы эндогенной эволюции циркулярной экономики, исходя из угла ценового механизма

[1]
Би Сю-Шуй. Эффективный экономический рост — современный анализ экономического роста в условиях ограничений ресурсов и окружающей среды. Пекин: Китайское финансово-экономическое издательство (2005 г.), стр.24-34 (на китайском языке).

[2]
Цзян Го-Ган. анализ эндогенной эволюции от разделения труда к разделению ресурсов. Бизнес-исследования (2006), стр.22-24 (на китайском языке).

[3]
Ян Сяо-Кай , Чжан Юн-Шег. Новая классическая экономика и инфра-маржинальный анализ. Пекин: Social Sciences Academic Press (2005), стр.162 (на китайском языке).

[4]
С. Ульгиати H.T. Odum & S. Bastianoni. Экстренное использование, нагрузка на окружающую среду и устойчивость: анализ чрезвычайных ситуаций Италии.Экологическое моделирование (1994), стр 215-268.

DOI: 10.1016 / 0304-3800 (94) 90064-7

[5]
ЧАС.T. Odum. Самоорганизация, трансформация и информация. Экологическая экономика, Vol. 29 (1999), стр. 47-52.

,

Стратегии сокращения разрыва в развитии

  • Twitter
  • Facebook
  • Youtube
  • 0 Тележка
  • Магазин
  • Шире
    • Расширенный дом
    • Более широкие познания в географии
    • Более широкое изучение географии
    • Более широкое понимание географии
    • Более широкое чтение по географии
    • Более широкие технологии в географии
    • Более широкое наблюдение в географии
  • iGCSE
    • Население и расселение — iGCSE Geography
      • Знакомство с населением
      • Прирост населения мира
      • Перенаселенность и малонаселенность
      • Основные причины изменения численности населения
      • Естественное изменение численности населения
      • Политика в области народонаселения
      • Страна с высокими темпами роста населения — Китай
      • Перенаселенная страна — Бангладеш
      • Малонаселенная страна — Австралия
      • Страна с низкими темпами прироста или убыли населения — Япония
      • Что такое миграция и почему люди мигрируют?
      • Каковы последствия миграции?
      • Международная миграция из Сирии в Европу
      • Структура населения
      • Пирамиды населения
      • Япония — страна с высокой зависимостью населения
      • Что такое плотность населения?
      • Какие факторы влияют на плотность и распределение населения?
      • Пример малонаселенной местности — Гималаи
      • Пример густонаселенной местности — Большой Лондон
      • Что такое поселение?
      • Узоры поселения
  • AQA География
    • Вызов природных опасностей
    • Физические пейзажи в Великобритании
    • Живой мир
    • Меняющийся экономический мир
      • Как классифицируются страны?
      • Как выглядит мировое развитие?
      • Насколько надежны экономические показатели развития?
      • Как измеряется социальное развитие?
      • Почему важен Индекс человеческого развития?
      • Модель развития, изменения населения и демографического перехода
      • Какие факторы влияют на развитие?
      • Стратегии сокращения разрыва в развитии
      • Как рост туризма может сократить разрыв в развитии? Пример из практики Ямайки
      • Как рост туризма может сократить разрыв в развитии? Пример из практики Туниса
      • Каково расположение и важность Нигерии?
      • Каков более широкий контекст Нигерии?
      • Как меняется экономика Нигерии?
      • Какова роль транснациональных компаний в Нигерии?
      • Как меняются торговые и политические отношения Нигерии?
      • Международная помощь в Нигерии
      • Какое влияние на окружающую среду оказывает экономическое развитие в Нигерии?
      • Как экономическое развитие в Нигерии влияет на качество жизни?
      • Экономические изменения в Великобритании
      • Деиндустриализация в Великобритании
      • Постиндустриальная экономика Великобритании
      • Какое влияние оказывает промышленность на физическую среду?
      • Как меняется сельский пейзаж?
      • Развитие инфраструктуры в Великобритании
      • Разделение с севера на юг
      • Великобритания в мире
    • Городские проблемы и вызовы
    • Управление ресурсами AQA
    • Географические навыки
  • Темы
    • Изменение климата
      • Что такое изменение климата?
      • Происходит ли изменение климата?
      • Что вызывает изменение климата?
      • Каковы последствия изменения климата?
      • Как можно управлять последствиями изменения климата?
    • Побережья
      • Что такое волны?
      • Конструктивные волны
      • Разрушительные волны
      • Что такое химическое и механическое выветривание?
      • Что такое массовое движение?
      • Что такое береговая эрозия?
      • Скалы и волнорезанные платформы
      • Формы береговой эрозии
      • Бухты и мысы
      • Эрозия мыса
      • Что такое прибрежный транспорт?
      • Что такое прибрежный дрейф?
      • Что такое прибрежные отложения?
      • Формы береговых отложений
      • Соленое болото
      • Как образуются песчаные дюны?
      • Управление прибрежной зоной
      • Hard Engineering Управление прибрежной зоной
      • Софт Инжиниринг
      • Прибрежная перестройка
      • Песчаный ландшафт в Бактоне
      • Пример из практики Happisburgh
      • Пример из практики Блейкни-Пойнт
      • Берег Холдернесса — Пример
      • Дорсет-Кост — Пример из практики
        • Чесил Бич
        • Дердл Дверь
        • Бухта Лулворт
        • Старый Гарри Рокс
    • Землетрясения
      • Что такое землетрясение?
      • Почему случаются землетрясения?
      • Каковы последствия землетрясений?
      • Как измеряются землетрясения?
      • Какие факторы влияют на эффекты и реакцию на тектоническую активность?
      • Сравнение двух землетрясений — Непал и Л’Акуила
      • Можно ли снизить риск землетрясений?
      • Что такое цунами?
      • Землетрясение в Кобе 1995
      • Землетрясение в Турции в 1999 г.
      • Землетрясения в Калифорнии
      • Землетрясение в Гуджарате 2001
      • Землетрясение в Л’Акуиле, 2009 год
      • Землетрясение на Гаити 2010
      • Землетрясение в Японии 2011 г.
      • Пример землетрясения в Крайстчерче
      • Землетрясение в Непале 2015
      • Пример из практики землетрясения в Индонезии, Ломбок, 2018
      • Практический пример землетрясения и цунами в Сулавеси, Индонезия
    • Экосистемы
      • Что такое экосистема?
      • Что такое биом?
      • Человек и биосфера
      • Как изменения влияют на баланс экосистемы?
      • Экосистемы Великобритании
      • Пример из практики Epping Forest
      • Тропический лес
        • Что такое тропический лес?
        • Где расположены тропические леса?
        • Как устроен тропический лес?
        • Какой климат в тропическом лесу?
        • Круговорот питательных веществ в тропических лесах
        • Как растительность тропических лесов адаптировалась к климату?
        • Как животные приспособились к среде тропического леса?
        • Биоразнообразие и тропические леса
        • Изменение темпов обезлесения тропических лесов
        • Каковы причины вырубки лесов в Амазонии?
        • Каковы последствия вырубки лесов в Амазонке?
        • Устойчивое управление тропическими лесами
        • Устойчивое управление тропическими лесами Амазонки
      • Лиственный лес умеренного пояса
        • Что такое лиственный лесной массив умеренного пояса?
        • Где расположены лиственные леса умеренного пояса?
        • Какова структура лиственного леса умеренного пояса?
        • Каким образом умеренный лиственный лес стал таким?
        • Как растительность в лиственных лесах умеренного пояса адаптировалась к климату?
        • Каково влияние человека на лиственные леса умеренного пояса?
        • Устойчивое развитие в лиственных лесах умеренного пояса
      • Тайга
        • Что такое тайга?
        • Где находится Тайга?
        • Откуда такая Тайга?
        • Какое влияние оказывает человек на тайгу?
        • Устойчивое развитие в тайге
      • Саванна
        • Что такое саванна?
        • Где находится саванна?
        • Как саванна стала такой?
        • Какое влияние оказывает человек на саванну?
        • Устойчивое развитие в саванне
      • Пустыня
        • Что такое пустыня?
        • Где находятся пустыни?
        • Почему пустыни расположены вдоль тропиков?
        • Взаимозависимость в жаркой пустыне
        • Биоразнообразие жарких пустынь
        • Как жаркая растительность пустыни адаптировалась к климату?
        • Как животные приспособились к пустыне?
        • Возможности и проблемы в пустыне Сахара
        • Возможности и проблемы в пустыне Тар
        • Возможности и проблемы Западной пустыни
        • Каково влияние человека на пустыню?
        • Снижение риска опустынивания
        • Устойчивое развитие в пустыне — Великая зеленая стена
      • Холодные среды — полярные и тундровые
        • Что такое холодная среда?
        • Где расположены полярные и тундровые зоны?
        • Каковы физические характеристики холодных сред?
        • Как животные приспособились к холоду?
        • Как растения приспособились к холоду?
        • Как холодная среда взаимозависима?
        • Пример из практики Аляски
        • Пример из практики Шпицбергена
        • Где находится тундра?
        • Защита холодных сред как дикой природы
        • Откуда такая Тундра?
        • Каково влияние человека на тундру?
    • Экологические проблемы
      • Что такое кислотный дождь?
      • Какие проблемы вызывает кислотный дождь?
      • Что такое парниковый эффект?
      • Что такое глобальное потепление?
      • Что вызывает глобальное потепление?
      • Какие проблемы вызывает глобальное потепление?
      • Каковы преимущества глобального потепления?
    • Эрозия и выветривание
      • Что такое эрозия?
      • Как выглядит пейзаж, образованный эрозией?
      • Что такое выветривание?
      • Какие бывают типы выветривания?
    • Продовольственные ресурсы
      • Каковы различия в потреблении калорий и снабжении продуктами питания в мире?
      • Почему растет спрос на продукты питания?
      • Что влияет на количество еды, которую мы едим?
      • Как отсутствие продовольственной безопасности влияет на людей?
      • Как отсутствие продовольственной безопасности влияет на окружающую среду?
      • Как мы можем увеличить производство продуктов питания во всем мире?
      • Что такое новая зеленая революция?
      • Альмерия в Испании: крупномасштабное сельскохозяйственное развитие
      • Что такое устойчивое снабжение продуктами питания?
      • Устойчивые поставки продуктов питания в СНД — Бангладеш
    • Оледенение
      • Что такое оледенение?
      • Как разрушаются ледники?
      • Как движутся ледники?
      • Как ледники переносят материал?
      • Почему происходит отложение ледников?
      • Ледниковые формы рельефа — возвышенности
      • Какие формы рельефа возникают в результате движения или таяния льда?
      • Ледниковые формы рельефа — особенности низменностей
      • Ледниковые формы рельефа в Озерном крае
      • Хозяйственная деятельность на ледниковых возвышенностях
      • Фотогалерея оледенения — Козье холм, остров Арран
    • Городской рост в Нигерии — Лагос
      • Расположение Лагос
      • Рост Лагоса
      • Что вызывает рост населения в Лагосе?
      • Как урбанизация помогла Нигерии развиваться?
      • Как рост Лагоса вызвал неравенство?
      • Экономические возможности и проблемы в Лагосе
      • Поселки скваттеров в Лагосе
      • Водоснабжение и загрязнение Лагоса
      • Пробки в Лагосе
      • Градостроительство в Лагосе
    • Городской рост в Рио-де-Жанейро — Бразилия
      • Каково расположение и важность Рио-де-Жанейро?
      • Как вырос Рио-де-Жанейро?
      • Какие социальные и экономические возможности связаны с ростом Рио?
      • Какие проблемы связаны с ростом Рио?
    • Известняк
      • Что такое известняк?
      • Как выветривание влияет на известняк?
      • Известняк (карстовые особенности) — Обзор
      • Известняк под землей
      • Известняки над землей
      • Известняк и отдых
      • Как используются известняковые ландшафты?
      • Пример использования известняка — Малхэм, Йоркшир-Дейлс
      • Устойчивое управление разработкой карьеров
    • Миграция
      • Что такое миграция?
      • Какие основные типы миграции?
      • Почему люди мигрируют?
      • Коэффициенты выталкивания и вытягивания
      • Миграция в Европу
    • Тектоника плит
      • Строение Земли
      • Границы плит
      • Что такое дрейф континентов?
      • Почему движутся тектонические плиты?
      • Где случаются извержения вулканов и землетрясения?
      • Консервативные поля тарелки
      • Поля конструктивной плиты
      • Разрушающие поля пластины
      • Горячие точки вулкана
      • Тихоокеанское огненное кольцо
      • Складные горы
    • Население
      • Каково распределение населения?
      • Что такое плотность населения?
      • Какие факторы влияют на плотность населения?
      • Как изменилось население Земли?
      • Что вызывает изменение населения?
      • Какая продолжительность жизни?
      • Что такое модель демографического перехода?
      • Что такое пирамиды населения?
      • Изменение численности населения в LEDC
        • Пример: Китай
        • Пример

        • Население: Керала, Индия
      • Изменение численности населения в МЭК
    • ресурса
      • Виды энергии
      • Невозобновляемая энергия
      • Возобновляемая энергия
    • Управление ресурсами
      • Значение продуктов питания, воды и энергии
      • Обзор глобального неравенства в предложении и потреблении ресурсов
      • Спрос на продукты питания в Великобритании
      • Углеродный след, «продовольственные мили» и переход к местным поставщикам продуктов питания
      • Тенденция к агробизнесу
      • Как изменился спрос на воду в Великобритании?
      • Углеродный след, «продовольственные мили» и переход к местным поставщикам продуктов питания
      • Качество воды и борьба с загрязнением в Великобритании
      • Где в Великобритании области дефицита и избытка воды?
      • Водный транспорт в Великобритании
      • Как меняется спрос на энергию в Великобритании?
      • Как меняется структура энергетики Великобритании?
      • Каковы экономические и экологические проблемы производства энергии?
    • Реки
      • Выветривание и движение масс в долинах рек
      • Как реки размываются?
      • Как речки транспортируют материал?
      • Почему реки откладывают наносы?
      • Как геология влияет на формирование речного рельефа?
      • Длинный профиль реки
      • Поперечные профили реки
      • Формы рельефа в верхнем течении реки
      • Рельеф в среднем течении реки
      • Формы рельефа в нижнем течении реки
      • Как погода и климат влияют на речные ландшафты?
      • Деятельность человека в речных ландшафтах
      • Человеческие и физические факторы, вызывающие наводнение реки
      • Как наводнение влияет на людей и окружающую среду?
      • Река Тис — формы эрозии и отложений
      • Круговорот воды
      • Что такое бассейн реки?
      • Речной сток
      • Гидрографы наводнения
      • Затопление рек и управление ими
      • Реки — тяжелая инженерия
      • Реки — Софт Инжиниринг
      • Пример

      • — Бассейн реки Ганг / Брахмапутра
      • Великие наводнения 2000 года
      • Пример наводнения в Керале
    • Скалы, ресурсы и пейзажи
      • Геологическое время отличается от человеческого времени
      • Типы горных пород и цикл горных пород
      • Рок и выветривание
      • Различные скалы создают контрастные формы рельефа и ландшафты
      • Как используются гранитные пейзажи?
      • Как используются известняковые ландшафты?
      • Какое влияние оказывает разработка карьеров?
      • Устойчивое управление разработкой карьеров
    • Расчеты
      • Что такое поселение?
      • Каково местоположение и положение населенного пункта?
      • Каковы функции поселения?
      • Что такое иерархия поселений?
      • Что мы подразумеваем под землепользованием?
      • Что такое зоны землепользования?
        • CBD
        • Внутренний город
        • Пригород
        • Сельский городской край
      • Что такое модели землепользования?
      • На что похожи модели землепользования в MEDC?
      • Какие модели Landuse для LEDC?
      • Что такое трущобы / фавелы?
      • Каковы схемы улучшения лачуг?
    • Туризм
      • Что такое туризм?
      • Как вырос туризм?
      • Какое влияние оказывает туризм?
      • Туризм в MEDC — Великобритания
      • Что такое национальные парки?
      • Национальные парки Англии и Уэльса
      • Проблемы национальных парков
      • Castleton Туристический горшок с медом в Пик Дистрикт
      • Castleton — Пример из практики, страница
      • Туризм в LEDC — Кения
      • Экотуризм
      • Экотуризм — Пример
    • Урбанизация
      • Что такое урбанизация?
      • Что вызывает урбанизацию?
      • миллионов городов
      • Что такое мегаполис?
      • Противоурбанизация
      • Городские проблемы в LEDC
        • Пример использования — Рио-де-Жанерио
        • Пример использования

        • — Favela
        • Схемы самопомощи
      • Городские проблемы в МЭРЦ
        • Пример — Реконструкция внутренних районов города — Лондонские доки
    • Вулканы
      • Что такое вулкан?
      • Где расположены вулканы?
      • Что такое огненное кольцо?
      • Что такое действующие, спящие и потухшие вулканы?
      • Каковы основные характеристики вулкана?
      • Какие бывают типы вулканов?
      • Что такое лахары и пирокластические потоки?
      • Что такое супервулкан?
      • Почему люди живут недалеко от вулканов?
      • Можно ли снизить риски извержения вулканов?
      • Извержение горы Сент-Хеленс в 1980 году
      • Извержение горы Пинатубо в 1991 году
      • Извержение Попокатепетля в 2000 г.
      • Извержение горы Мерапи в 2010 г.
      • Извержение вулкана Эйяфьятлайокудль в 2010 г.
      • Анак Кракатау и цунами в Зондском проливе, Индонезия, 2018 г.
    • Погода и климат
      • Что такое климатические зоны?
      • Какие факторы влияют на климат?
      • Что такое климатические графики?
      • Что такое воздушная масса?
      • Что влияет на воздушную массу?
      • Почему погода в Великобритании такая переменчивая?
      • Какие воздушные массы влияют на Великобританию?
      • Что такое осадки?
      • Что такое рельефные осадки?
      • Что такое фронтальные осадки?
      • What i

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.