ДУАЛИЗМ — это… Что такое ДУАЛИЗМ?
(от лат. dualis – двойственный) – воззрение, объясняющее бытие из двух протпвоположных и не сводимых друг к другу начал: духовного и материального. В большинстве случаев противопоставление этих начал по сути сводится к идеализму, т.к. сама антитеза духа материи обычно развивается с т. зр. духа как борьба духа с материей, в к-рой духовное начало должно победить. Таков Д. древнейших религиозно-космологич. учений. Но и в дуалистич. учениях позднейших формаций, даже в тех случаях, когда дух и материя противопоставляются на равных началах как равно независимые друг от друга субстанции, противопоставление этих субстанций не есть последняя инстанция объяснения, и в последнем счете Д. духа и тела возводится к высшему (духовному) существу – богу. Наконец, в послекантовском развитии Д. коренная антитеза двух начал развертывается целиком внутри самого духа.
В истории идеологии Д. возникает весьма рано – в древнейших филос.-религ. построениях Востока. Первым крупным проявлением Д. в истории мысли является древнеперсидское религ.-моральное учение, выраженное в Зенд-Авесте и сводящее мировой процесс к борьбе двух одинаково вечных и божеств. начал: Ахурамазды (Ормузда) и Аримана, воплощающих противоположность добра, истины, мощи, света, с одной стороны, и зла, отрицания, страдания и мрака – с другой.
В Древней Греции Д. впервые был выдвинут в религ.-моральном учении орфиков, смотревших на тело, как на темницу или гробницу духа, а на дух, как на божеств. и бессмертное начало, к-рое должно быть освобождено из своих смертных оков. На учении орфиков обосновал свой дуализм Платон. По Платону, тело зримо и ощутимо, душа незрима и неощутима; тело, рассматриваемое само по себе, неподвижно; душа заключает в себе начало движения, тело погибает от внешних причин, душа – нет. Отсюда Платон заключал, что душа во всем противоположна телу и есть существо неразложимое, неразрушимое, бессмертное и божественное.
Д. широко распространился в 1-х вв. н.э. в религ. сектах и общинах гностиков (см. Гностицизм) и манихейцев. Их построения отличались от антич. форм Д. более мрачным, соответствующим эпохе упадка, характером космологии и более дессимистич. оценкой чувственного мира. Для этого мира ввиду его несовершенства предполагался низший миросоздатель, или демиург, противостоящий верховному и благому богу.
В философии эпохи развития капитализма крупнейшим представителем Д. был Декарт, к-рый утверждал существование субстанций двух родов: телесных и духовных. Осн. свойство, или атрибут духовной субстанции – мышление, осн. свойство, или атрибут телесной – протяжение. Различные изменения, или «модусы» протяжения суть физич. тела, различные изменения, или «модусы» мышления – состояния сознания. По Декарту, эти атрибуты во всем противоположны; нельзя вывести ни протяжения из мышления ни, наоборот, мышления из протяжения. Т.к. в человеке имеется налицо фактич. связь душевных состояний с физич. процессами, то для ее объяснения Декарт вынужден был прибегнуть к гипотезе взаимодействия, органом к-рого он считал т.н. шишковидную железу большого мозга. Однако, по Декарту, и дух и материя – только конечные субстанции и в последнем счете оба восходят к бесконечной субстанции, или богу, под к-рым Декарт разумел высшее самодовлеющее существо. Этот переход от Д. к идеализму еще ярче, чем у Декарта, сказывается у его продолжателя – Мальбранша, к-рый, утверждая вместе с Декартом, что между телом и духом нет ничего общего, учит в то же время, что и тело (протяжение), и душа (мышление) – только вечно существующие в боге идеи и что психич. состояния, возникающие в нас по случаю физич. процессов или движений тела, имеют единств. деятельной причиной вечное действие самого бога. Элемент Д. сохраняет и Локк, к-рый наряду с признанием существования внешнего мира, действующего на наши органы чувств и вызывающего в нас ощущения, признает также и субстанциональность душ. Однако у Локка этот элемент перекрывается осн. для Локка материалистич. воззрением, приводящим к постановке вопроса о способности материи мыслить.
Новый этап в развитии Д. знаменует философия Канта, противопоставляющего в идеальной проекции чувств, мир данного в опыте сверхчувств, надопытному миру должного. В философии Канта это воззрение выступает одновременно как: онтологич. Д. непознаваемых «вещей в себе» и единственно доступных познанию «явлений», э т и ч. Д. укорененного в сверхчувств. мире безусловно должного и противостоящей ему чувств, склонности в мире эмпирическом; г н о с е о л о г и ч. Д. материи или содержания познания и его априорной формы, заложенной якобы в самой организации сознания в виде априорных устоев чувственного созерцания пространства и времени, априорных связей и форм рассудка, а также априорных идей разума, направляющих знание к высшему и безусловному единству.
В философии Канта теоретич. Д., будучи выражением общественно-практич. слабости нем. буржуазии, пытается сохранить еще в абстрактной идее безусловного долга представление о том, что, вопреки препятствиям, воздвигаемым эмпирич. действительностью, полагаемое практич. разумом должно быть осуществляемо хотя бы без надежды на полную его реализацию в чувств. мире. В дальнейшей эволюции бурж. философии Д. лишается и этой призрачной связи с великими практич. задачами социально-историч. развития и окончательно складывается в форму антинауч. мировоззрения, выдвигающего веру против знания, пассивное созерцание против материальной практики познания, слепую и неразумную волю против представлений и понятий интеллекта и т.д. В соответствии с этим прежний Д. души и тела превращается в совершенно идеалистич. воззрение: противопоставляются уже не тело и дух как самостоятельные субстанции, – онтологич. антитезы развертываются исключительно внутри сферы духовного, идеального начала, в к-ром лишь различаются отдельные его элементы. Так, в отличие от дуализма Канта, у к-рого противоположность чувственности и рассудка не исчерпывает всего содержания действительности, поскольку источником ощущений признаются вещи, существующие сами по себе, в более поздних системах идеалистич. философии Шопенгауэра и Э. Гартмана противопоставление «воли» «представлению» обнимает без остатка все содержание бытия (см., напр., Э. Гартман, Сущность мирового процесса или философия бессознательного, вып. 1–2, М., 1873–75). Понятый в расширенном смысле – не как Д. двух начал материи и духа, а как усмотрение двойственности, или раздвоения в единстве, – Д. может выступать и выступает в самых различных формах. Одним из ярких его обнаружений может считаться характерный для фрейбургской школы (см. Баденская школа) неокантианства Д. индивидуальных элементов (фактов) бытия и ценностей.
В тесной связи с филос. Д. возникла характерная для всей, в том числе и для совр. бурж., идеалистич. психологии концепция психофизического параллелизма, утверждающая независимость физических и психич. состояний человека, образующих как бы два параллельных ряда явлений. Отрывая психику от ее материальной основы, концепция психофизич. параллелизма, как и всякая идеалистич. концепция, ведет к признанию отличной от тела души и оказывается той или иной разновидностью идеализма (напр., у Фехнера, Паульсена, Вундта). Несостоятельность этой концепции в естественнонаучном плане вскрыта И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, доказавшими, что органом психич. деятельности является мозг.
В совр. идеалистич. зарубежной философии и психологии преобладают эклектич., расплывчатые формы Д. Так, в т.н. психосоматике – теоретич. концепции, довольно широко распространенной в совр. зарубежной психиатрии, душа и тело рассматриваются как два дополняющих друг друга способа проявления органич. жизни. Прагматизм противопоставляет монизму (как материалистическому, так и идеалистическому), а также старому Д. плюрализм, т.е. учение о множестве «сторон», или «слоев», бытия. На этой т. зр. стоял Джемс, ее придерживаются Б. Рассел и совр. томисты. Однако по существу Д. родствен плюрализму. Дуализму противостоит в философии монистич. мировоззрение (см. Монизм), принимающее в качестве исходного пункта какое-либо одно начало – либо материю, либо дух и последовательно до конца проводящее эту т. зр. во всех частях и сторонах мировоззрения. Диалектич. материализм в качестве материалистич. монизма нацело отвергает как ненаучные все формы Д.: равно онтологические, психологические и гносеологические, картезианские, кантианские и т.д. О гносеологич. корнях Д. как разновидности идеализма см. в ст. Идеализм.
В. Асмус. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.
Дуализм — это… Что такое Дуализм?
Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.
Дуализм в теологии
В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.
Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.
Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[1]. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.
Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).
Дуализм в восточной мистике
Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».
Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.
Дуализм в философии
Дуализм — философское учение, которое признаёт равноправие идеального и материального, но не признаёт их относительность.
Исторические разновидности:
Дуализм в философии сознания
В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.
Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.[2]
Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей. Каково направление причинной связи? Обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна? Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов. Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются.[3]
Создав глубоко противоречивое дуалистическое учение об источниках познания, Кант дал мощный толчок для дальнейшего развития философской мысли, попытавшейся в принципе по-разному устранить эту половинчатость. Их последователи создали мировоззрение дуализма, основанное на законах и принципах разума. (См. законы, принципы разума). Теперь дуализм — стройная теория, имеющая основой собственные аксиомы.
Дуализм отличают[4] от монизма и плюрализма.
Дуализм в физике
Является основой колебательных процессов.
Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны. (см. Корпускулярно-волновой дуализм).
См. также
Примечания
Литература
- Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00023-3
- Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1994. — Т. 2. — 633 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00217-1
- Попов И.Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. — Барнаул: Азбука, 2010. — 290 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-93957-396-2
- Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. — М.: АСТ, 2005. — 1007 с. — 5100 экз. — ISBN 985-13-5049-4
- Riparelli E. Il volto del Cristo dualista. Da Marcione ai catari. — Bern; Berlin; Bruxelles; Frankfurt am Main; New York; Oxford; Wien: Peter Lang, 2008. — 368 с. — ISBN 978-3-03911-490-0
дуализм — это… Что такое дуализм?
(от лат. dualis — двойственный) — философское учение, исходящее в объяснении сущего из наличия 2 против. начал — материального и духовного. В наиболее развитой форме в философии Нового времени Д. представлен в учении Р. Декарта. По Декарту, существуют 2 субстанции — материя и дух. Основным свойством, или атрибутом, материи является протяжение, а духа — мышление (понимаемое шире, чем принято сейчас). Свойства материи невыводимы из мышления, и наоборот; субстанции не имеют и не могут иметь никаких точек соприкосновения. Для психологии наибольший интерес представляет постановка Декартом проблемы человека, в котором реально сосуществуют духовное и материальное начала. Эту проблему Декарт пытался решить, опираясь на гипотезу взаимодействия (см. Интеракционизм), в которой роль посредницы между телом и душой возлагалась на шишковидную железу мозга (эпифиз). В постановке этой проблемы обнаружилось противоречие (непоследовательность) дуалистической философии, а именно противоречие между принципом естественной причинности и наличием 2 субстанций, которые, в сущности, не могут находиться в каузальной зависимости друг от друга. Дальнейшее развитие Д., прежде всего в философии окказионализма (Н. Мальбранш, А. Гейлинкс, Г. Лейбниц и др.), показало, что решение психофизической проблемы возможно только при полном отказе от принципа причинности. Действующая, реальная причина оказалась вынесенной за пределы наличных субстанций, в высшую божественную субстанцию. Тем самым было показано, что обоснование принципов Д. требует введения единого основания, некоего начала бытия, каковым в окказионализме является субстанция Бога.
В психологии влияние дуалистической традиции было весьма существенным и проявлялось в долгой истории существования психофизической проблемы, проблемы психофизического взаимодействия, психофизиологической проблемы и т. п. В наиболее развитом виде дуалистические принципы представлены в учении психофизического параллелизма (В. Вундт, Ф. Паульсен). Учение, строящееся на противопоставлении независимо существующих души и тела, сознания и мозга, приводит либо к необходимости отказа от признания причинной зависимости, либо к редукции явлений сознания к рефлексу, к мозговым процессам. Логика необходимости введения единого основания, выявленная философией окказионализма, оказывается итогом любой формы Д.
Уже в философии Б. Спинозы картезианская постановка проблемы человека как «составленного» из тела и души была снята в утверждении существования человека в качестве мыслящего тела. Универсальная природа человека обнаруживается, по Спинозе, в способности мыслящего тела строить свое собственное движение по логике любого др. тела.
Значение слова «дуализм» в 10 словарях
Дуализм
♦ Dualisme
Учение, видящее основу существования в двух не сводимых друг к другу началах, главным образом – в двух различных субстанциях, которыми являются материя и дух. Дуализм противостоит монизму. В частности, принцип дуализма применим к человеку, точнее говоря, к концепции человека. Быть дуалистом значит утверждать, что душа и тело суть две разные вещи, способные, во всяком случае теоретически, существовать отдельно одна от другой. Именно так полагал Декарт, по мнению которого тело так же не способно мыслить, как душа не способна к протяженности, из чего вытекает (поскольку тело протяженно, а душа мыслит), что одно действительно принципиально отлично от другого. Этой точке зрения обычно противостоит другая, утверждающая, что тело и душа не только не разъединены, как считал Декарт, но, напротив, находятся в тесном взаимодействии, что подтверждает наш общий опыт, а сегодня – еще и достижения так называемой психосоматической медицины. Подобные рассуждения, прямо скажем глупые, основаны на полном непонимании мысли Декарта и попытке выдвинуть в качестве возражения мыслителю именно ту идею, которую он сам не уставал повторять и которая доказывает его правоту: «Я не просто пребываю в своем теле, как кормчий на корабле; я связан с ним самым тесным образом, переплетен и перемешан с ним настолько полно, словно составляю с ним единое целое» («Размышления», VI). О том, что тело воздействует на душу, а душа на тело, иначе говоря, что обе субстанции, составляющие человека, связаны неразрывным единством, красноречиво свидетельствует любой наш поступок, любая переживаемая нами страсть и любая испытываемая нами боль. Но этот факт не только не опровергает дуализм, напротив, он служит его подтверждением: ведь для того, чтобы взаимодействовать, душа и тело должны представлять собой две разные сущности. Вот почему глупость упрека, выдвигаемого Декарту, является также глубоким свидетельством недопонимания механизма психосоматизма, который оппоненты философа и пытаются использовать в качестве аргумента в споре с ним. Душа может воздействовать на тело, а тело на душу только в том случае, если душа и тело суть две разные вещи, следовательно, психосоматизм не только не опровергает дуализм, но, напротив, подразумевает его. Если же душа и тело суть одна и та же вещь, как учит Спиноза и как считаю я, само понятие психосоматического явления становится бессмысленным – с равным успехом его можно назвать психопсихическим или сомасоматическим, т. е. использовать в качестве термина ничего не значащие слова. Так что хоронить дуализм пока рано.
ДУАЛИЗМ — это… Что такое ДУАЛИЗМ?
ДУАЛИЗМ — (от лат. dualis двойственный) филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей … Философская энциклопедия
ДУАЛИЗМ — (ново лат. dualismus, от лат. duo два). Всякая философская система, которая принимает два начала, напр.: идею и материю, добро и зло. Политический дуализм. Государственный строй, при котором во главе союзного управления стоят 2 лица; вообще… … Словарь иностранных слов русского языка
дуализм — а, м. dualisme m. 1. Философское учение, основанное на признании равноправными двух начал духа и материи, идеального и материального (противоп. монизм). БАС 2. Когда распадение труда на труд физический и умственный доходит до известных пределов,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Дуализм — (лат. duo – екі, dualis – екі жақты) – әлемнің тең тәуелсіз екі бастамасы бар деп қарастыратын, мойындайтын ілім, көзқарас. Ол таным процесін талдау (гносеологиялық дуализм) немесе болмысты әйтпесе оның белгілі бір аспектісін түсіндіру үшін… … Философиялық терминдердің сөздігі
дуализм — 1. Концепция, утверждающая сосуществование двух равноправных начал. 2. В психологии подход дуалистический. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Дуализм — Дуализм ♦ Dualisme Учение, видящее основу существования в двух не сводимых друг к другу началах, главным образом – в двух различных субстанциях, которыми являются материя и дух. Дуализм противостоит монизму. В частности, принцип дуализма… … Философский словарь Спонвиля
ДУАЛИЗМ — (от латинского dualis двойственный), 1) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал духа и материи. Один из крупнейших представителей Р. Декарт. 2) Дуализм в гражданском праве в ряде стран (например, во Франции, Италии)… … Современная энциклопедия
дуализм — двойственность, раздвоенность, дуалистичность, учение Словарь русских синонимов. дуализм см. двойственность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алекса … Словарь синонимов
Дуализм — (от латинского dualis двойственный), 1) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал духа и материи. Один из крупнейших представителей Р. Декарт. 2) Дуализм в гражданском праве в ряде стран (например, во Франции, Италии)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДУАЛИЗМ — (от лат. dualis двойственный) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей Р. Декарт … Большой Энциклопедический словарь
Дуализм — (от лат. dualis двойственный) философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту , есть две субстанции материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на … Психологический словарь
ДУАЛИЗМ — это… Что такое ДУАЛИЗМ?
ДУАЛИЗМ — (от лат. dualis двойственный) филос. теория, допускающая в любой данной области два независимых и несводимых друг к другу начала. В более широком смысле Д. это сосуществование двух различных, не тождественных друг другу принципов, образов мыслей … Философская энциклопедия
ДУАЛИЗМ — (ново лат. dualismus, от лат. duo два). Всякая философская система, которая принимает два начала, напр.: идею и материю, добро и зло. Политический дуализм. Государственный строй, при котором во главе союзного управления стоят 2 лица; вообще… … Словарь иностранных слов русского языка
дуализм — а, м. dualisme m. 1. Философское учение, основанное на признании равноправными двух начал духа и материи, идеального и материального (противоп. монизм). БАС 2. Когда распадение труда на труд физический и умственный доходит до известных пределов,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Дуализм — (лат. duo – екі, dualis – екі жақты) – әлемнің тең тәуелсіз екі бастамасы бар деп қарастыратын, мойындайтын ілім, көзқарас. Ол таным процесін талдау (гносеологиялық дуализм) немесе болмысты әйтпесе оның белгілі бір аспектісін түсіндіру үшін… … Философиялық терминдердің сөздігі
дуализм — 1. Концепция, утверждающая сосуществование двух равноправных начал. 2. В психологии подход дуалистический. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 … Большая психологическая энциклопедия
Дуализм — Дуализм ♦ Dualisme Учение, видящее основу существования в двух не сводимых друг к другу началах, главным образом – в двух различных субстанциях, которыми являются материя и дух. Дуализм противостоит монизму. В частности, принцип дуализма… … Философский словарь Спонвиля
ДУАЛИЗМ — (от латинского dualis двойственный), 1) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал духа и материи. Один из крупнейших представителей Р. Декарт. 2) Дуализм в гражданском праве в ряде стран (например, во Франции, Италии)… … Современная энциклопедия
дуализм — двойственность, раздвоенность, дуалистичность, учение Словарь русских синонимов. дуализм см. двойственность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алекса … Словарь синонимов
Дуализм — (от латинского dualis двойственный), 1) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал духа и материи. Один из крупнейших представителей Р. Декарт. 2) Дуализм в гражданском праве в ряде стран (например, во Франции, Италии)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ДУАЛИЗМ — (от лат. dualis двойственный) философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал духа и материи. Противостоит монизму, разновидность плюрализма. Термин введен Х. Вольфом. Один из крупнейших представителей Р. Декарт … Большой Энциклопедический словарь
Дуализм — (от лат. dualis двойственный) философское учение, в котором постулируется действенное начало и материального, и духовного. В частности, по Декарту , есть две субстанции материя, основным свойством которой является протяжение, и дух, основанный на … Психологический словарь
Дуализм — Википедия
Дуали́зм (от лат. dualis «двойственный») — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. В теологии, к примеру, дуалист – это тот, кто считает, что Добро и Зло – или Бог и Дьявол – являют собой независимые и более или менее равные мировые силы. Дуализм противопоставляется монизму, теории, согласно которой существует только один фундаментальный вид, одна категория вещей или один принцип; а также, хоть и не так часто, плюрализму, воззрению, в соответствии с которым существует множество видов или категорий. В философии сознания дуализм – это теория, в которой в определенном смысле утверждается радикальное видовое различие ментального и физического – или сознания и тела (сознания и мозга). Поскольку здравый смысл говорит нам о существовании физических тел, и в силу интеллектуальной потребности принимать унифицированную картину мира, можно сказать, что материалистический монизм является «позицией по умолчанию». Поэтому обсуждение дуализма обычно начинается с допущения реальности физического мира, а продолжается рассмотрением аргументов, объясняющих, почему сознание не может трактоваться просто в качестве одной из частей этого мира.[1][2].
Типы дуализма
Онтологический дуализм
Онтологический дуализм берёт на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи; может быть разделен на три различных типа[3]:
- Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism) утверждает, что сознание и материя (тело) — принципиально различные субстанции с независимым существованием.
- Пропетивный дуализм (англ. property dualism) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
- Предикатный дуализм (англ. predicate dualism) заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.
Гносеологический дуализм
Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как наивный реализм или репрезентационизм — философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира[4].
Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum) и вещи[что?].
Антропологический дуализм
Метафизический дуализм
Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то его широкий аспект[5].
Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма.
Религиозный дуализм
См. дуализм в религии.
Этический дуализм
Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла.
Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла.
Дуалистические взгляды ментальной каузальности
Дуализм, проблема разума и тела
Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром[6].
В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах. Состояние состоит из совокупности всех свойств, которые изучаются. Таким образом, каждое состояние описывает только один отрезок времени.
Исторические формы пропетивного дуализма:
Интеракционизм или интеракционистский дуализм
Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей: каково направление причинной связи, обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или, наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна. Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов.
Исторический обзор
Египет и Месопотамия
Античная Греция и эллинистический мир
Платон и Аристотель
От неоплатонизма до схоластики
Декарт и его ученики
Дуализм в философии
Западные дуалистические философские традиции (на примере Декарта) приравнивают разум с самосознанием и теоретизируют на основе дуализма разума и тела. Напротив, некоторые восточные философские системы провели метафизическую линию между сознанием и материей, где материя включает в себя и тело, и сознание.
В философии науки дуализм часто ссылается на дихотомию между «субъектом» (наблюдателем) и «объектом» (наблюдаемым). Дуализм в философии науки К. Поппера относится к «гипотезе» и «опровержению» (например, экспериментальное опровержение). Это понятие также относится к политической философии Поппера[7].
Дуализм в философии сознания
В философии сознания дуализм охватывает набор представлений о взаимосвязи между сознанием и материей, между субъектом и объектом, и противопоставляется другим положениям, таким как физикализм и энактивизм, проблема разума и тела[8].
Субстанциальный или картезианский дуализм
В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.
Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.[9]
Эпифеноменализм
Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются.[10]
Предикатный дуализм
Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.
Пропетивный дуализм
Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.
Дуализм в религии
Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях[11].
В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.
Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.
Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[12]. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.
Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).
Дуализм в восточной мистике
Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».
Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.
Дуализм в физике
Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны. (см. Корпускулярно-волновой дуализм).
См. также
Примечания
- ↑ Стэнфордская энциклопедия философии
- ↑ Дуализм (философский словарь)
- ↑ Hart, W.D. (1996) «Dualism», in A Companion to the Philosophy of Mind, ed. Samuel Guttenplan, Oxford: Blackwell, pp. 265-7.
- ↑ Lehar, Steve. Representationalism Архивировано 5 сентября 2012 года.
- ↑ Fr. John Hardon’s Modern Catholic Dictionary, Eternal Life.
- ↑ Philosophy. The Mind-Body Problem.
- ↑ Popper, Karl. 1945/1966. The Open Society and Its Enemies, Vol. 1, Fifth Edition. Princeton: Princeton University Press.
- ↑ Crane, Tim; Patterson, Sarah (2001). «Introduction». History of the Mind-Body Problem. pp. 1—2. the assumption that mind and body are distinct (essentially, dualism).
- ↑ Armstrong, D. M. (1968). A materialist theory of the mind. London: Routledge & Kegan Paul.
- ↑ Walter, Sven. (2007) «Epiphenomenalism, » The Internet Encyclopedia of Philosophy, James Fieser and Bradley Dowden (eds.). Текст в онлайне
- ↑ Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997
- ↑ Zoroastrianism// Encyclopædia Britannica
Литература
- Любимов А.А. Дуализм // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001.
- Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00023-3.
- Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1994. — Т. 2. — 633 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00217-1.
- Попов И.Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. — Барнаул: Азбука, 2010. — 290 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-93957-396-2.
- Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. — М.: АСТ, 2005. — 1007 с. — 5100 экз. — ISBN 985-13-5049-4.
- Riparelli E. Il volto del Cristo dualista. Da Marcione ai catari. — Bern; Berlin; Bruxelles; Frankfurt am Main; New York; Oxford; Wien: Peter Lang, 2008. — 368 с. — ISBN 978-3-03911-490-0.
- Contemporary Dualism: A Defense / Edited by Andrea Lavazza and Howard Robinson. — New York: Routledge, 2014. — viii + 292 p. — (Routledge Studies in Contemporary Philosophy). — ISBN 978-0-415-81882-7.
Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия
Дуализм — это идея или теория о том, что что-то (объект, идея или весь мир) разделено на две части. Эти части отделены друг от друга, и вещь не может быть разделена иначе. Идея или теория о том, что что-то не может быть разделено на какие-либо части, называется монизмом. Идея о том, что что-то можно разделить на множество частей, называется плюрализмом.
В философии существует много видов дуализма.
- В философии разума дуализм означает, что разум и тело — две очень разные вещи. [1] Ничто, являющееся частью тела, не может быть частью разума, и ничто, являющееся частью разума, не может быть частью тела. Людям нравится этот вид дуализма, потому что они думают, что ум слишком важен или слишком странен, чтобы быть частью тела. Противоположная идея состоит в том, что разум и тело — это одно и то же или что разум — это просто другое слово для обозначения мозга. (См. Также Рене Декарт)
- В эпистемологии дуализм означает наличие барьера между человеком и окружающим миром.Этот барьер для этого человека разделяет мир на две части: «я» и «мир». Каждый человек может видеть, слышать, пробовать на вкус, обонять и касаться мира, но не может знать его напрямую. Например, кто-то не может узнать, просто взглянув, что вещи состоят из множества атомов. Это означает, что в мире может произойти что-то, о чем мы не узнаем, потому что не можем видеть, слышать, пробовать на вкус, обонять или дотрагиваться. Недуалистическая идея состоит в том, что человек — это просто другая часть мира и что нет никаких препятствий.Например, можно сказать, что если кто-то не может видеть, слышать, пробовать на вкус, дотронуться или обонять что-либо, то это не влияет на них.
Дуализм — это тоже идея здравого смысла. Например, это форма дуализма, когда говорится, что вещь горячая или холодная, хорошая или плохая, моя или чья-то еще, без учета возможных промежуточных состояний.
В теологии дуализм может также относиться к дуотеизму , битеизму или дитеизму . Это учение или вера в то, что существуют два независимых божественных существа или вечных принципов, одно добро, а другое зло.Примеры дитеизма включают зороастризм, викку и маркионизм. Хотя в Библии упоминается сатана, это не единоборство, поскольку он не равен Богу, а просто ангел. (См. Послание Иуды, стих 6). Дитеизм — это не то же самое, что дуализм, но они похожи. Дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого -теизма (веры в бога) вообще.
- ↑ Мандик, Пит (2014). Это философия разума: введение .Wiley-Blackwell.
,
Дуализм: примеры и определение | Философские термины
I. Определение
Дуализм может относиться к любой философии, которая верит в два. Но два из чего? В разных философских традициях существует бесчисленное множество форм дуализма — их слишком много, чтобы охватить их в одной статье! Итак, в этой статье мы рассмотрим дуализм «разум-тело», который на сегодняшний день является наиболее важной формой дуализма в современной европейской / американской философии. Его не следует путать с «манихеизмом», который представляет собой совершенно другую идею, иногда принимающую это название!
В современном мире «дуализм» чаще всего относится к «дуализму разума и тела» или идее, что разум отделен от тела.То есть дуалист — это тот, кто верит, что знание, мысль, сознание, «я» и т. Д. Каким-то образом существуют на за пределами физического тела. Противников дуализма называют монистами , и они верят, что разум является частью тела, что сознание полностью производится центральной нервной системой и что «я» полностью существует в материальном мире.
Дуализм открывает множество философских и духовных возможностей, которые иначе были бы закрыты.Например, физические объекты не постоянны, но могут быть уничтожены — если дуализм верен, то возможно, что наш разум может существовать вечно. В общем, дуализм связан с верой в трансцендентную душу, тогда как монизм связан с отсутствием трансцендентной души (см. Трансцендентность и материализм). Тем не менее, многие влиятельные философы отвергают дуализм, потому что он ненаучен или потому, что его логическая структура неубедительна для них.
II. Дуализм vs.Монизм
Чтобы понять разницу между монизмом и дуализмом, можно сосредоточиться на одном конкретном аспекте ума: сознании или способности разума исследовать свои собственные процессы в реальном времени. Сознание, возможно, является наиболее важным аспектом человеческого разума — без него мы вообще были бы людьми? Монисты и дуалисты придерживаются противоположных взглядов на сознание.
Дуалисты | Монисты |
Разум отделен от тела.Сознание — это состояние ума, которое нельзя понять только с точки зрения тела. Чтобы понять сознание, мы должны исследовать абстрактную логику и / или использовать веру — изучения мозга недостаточно. | Разум — это часть тела. Сознание можно понять как функцию человеческого мозга, и поэтому лучший способ понять это — изучить мозг. |
Среди современных философов монизм обычно более популярен, чем дуализм. Однако исторически дуализм был более популярен, и логические проблемы здесь далеки от решения — еще неизвестно, может ли дуализм вернуться.
III. Цитаты о дуализме
Цитата 1
«У тебя нет души. Вы — это душ. У вас есть тела «.
Никто не совсем уверен, кто это первым сказал, но часто приписывают К.С.Льюису, автору книги Хроники Нарнии . Речь идет о дуализме, потому что он различает тело и душу, тогда как монист сказал бы, что это две стороны одной медали (или они могут просто отрицать существование души.) Монист с большей вероятностью скажет: «ваша душа, если она у вас есть, является частью вашего тела».
Цитата 2
«Немного вздоха, немного плоти и Причина, чтобы управлять всем этим — это я». (Марк Аврелий)
Это восходит к письму римского императора Марка Аврелия (которого сыграл Ричард Харрис в фильме Гладиатор ). Иногда люди спорят, был ли Марк Аврелий монистом или дуалистом — или вообще какой-то другой категорией! В этой цитате он звучит как дуалист, поскольку предполагает, что Разум — это нечто , отделяющее от его «дыхания и плоти».Однако у Марка Аврелия есть и другие цитаты, в которых он звучит больше как монист или как будто он полностью отвергает весь монистско-дуалистический спор!
IV. История и важность дуализма
Никто не знает, когда люди впервые начали верить в «нематериальную душу» или в разницу между телом и душой, поэтому невозможно проследить исторические корни дуализма разума и тела. Однако палеоантропологи (люди, изучающие эволюцию человека) обнаружили, что наши доисторические кузены, неандертальцы, хоронили своих мертвецов, как и мы сегодня.Возможно ли, что неандертальцы верили в душу и загробную жизнь, и что их похоронные ритуалы были предназначены для того, чтобы дать душе умершего покой? Конечно, все, что мы можем делать, это строить догадки, но это определенно возможно.
В западной традиции вопрос о дуализме тела и разума был впервые поднят Платоном. Для Платона все в материальном мире было тенью Форм, которая парила над миром на более духовном или «идеальном» уровне (см. Идеализм). Тело застряло в материальном мире, но разум мог освободиться и исследовать идеальное царство по желанию, просто размышляя над философскими идеями.Платон верил в бессмертную душу, которая будет освобождена из физического мира после смерти тела.
Легко увидеть, как эта идея могла повлиять на религию: первые христиане находились под сильным влиянием Платона, как и первые мусульмане. Они обнаружили, что его идея Форм перекликается с их концепцией духовного божества. Это также дало им философскую поддержку их веры в бессмертную душу.
Разговор резко изменился, когда на сцену вышел Рене Декарт в 17 веке.Путем сложной серии аргументов Декарт пришел к выводу, что сознание нельзя объяснить с помощью монизма. Это был революционный момент в философии, поскольку прежние философы не очень интересовались сознанием. Сегодня студенты склонны находить это удивительным, потому что тайна сознания кажется нам такой захватывающей и важной. Но этот интерес к сознанию во многом связан с влиянием Декарта.
Примерно в прошлом веке все больше и больше философов защищали монизм, утверждая, что нет «души» вне тела, и что такие способности, как сознание, полностью производятся телом.Эти философы используют современную науку, чтобы опровергнуть многие старые идеи о значении «души», и добились большого успеха в убеждении других, что некоторые версии монизма более убедительны с точки зрения логики, чем дуализм.
V. Дуализм в массовой культуре
Пример 1
«Если мы можем хранить музыку на компакт-диске, почему мы не можем хранить на нем интеллект и личность человека?» ( Portal 2 )
Эта цитата из видеоигры Portal 2 выражает распространенную в популярной культуре идею: с помощью достаточно продвинутых технологий вы можете «закодировать» весь человеческий мозг в жесткий диск компьютера (или даже CD).Это немного сложно увидеть, но эта идея, вероятно, невозможна, если дуализм верен! То есть, если разум существует отдельно от физического тела, то как может физический носитель, такой как жесткий диск или компакт-диск, содержать разум?
Пример 2
«Саурон восстановил большую часть своей былой силы. Он еще не может принять физическую форму, но его дух не утратил своей силы ». (Саруман, Властелин колец )
В мире Властелина колец , дуализм, кажется, верен.На протяжении первого фильма Темный Лорд Саурон описывается как духовное существо без тела — очевидно, это означает, что разум и личность могут существовать в нефизической форме, и поэтому монизм неверен.
VI. Споры
Главный недостаток дуализма — его метафизическая сложность. Монизм имеет то преимущество, что выдвигает только одну основную субстанцию для мира: материю. С другой стороны, дуализм должен затрагивать как материю , так и разум .Эта дополнительная сложность делает аргумент менее привлекательным с точки зрения логики (см. «Бритва Оккама»). Кроме того, наука все в большей степени способна объяснять вещи, которые раньше были окутаны тайной, такие как сознание, память, эмоции и т. Д. Поскольку наука может исследовать только физический мир, ее открытия почти всегда подкрепляют монизм.
Однако аргументы в пользу дуализма по-своему сильны! Одним из самых сильных аргументов в пользу дуализма является аргумент из феноменологии (это примерно переводится как «аргумент от прямого восприятия.Это работает так:
- Физические состояния одинаково наблюдаемы для всех (если в моем мозгу есть физическое событие, его может наблюдать любой ученый с подходящим сканером)
- Явления не могут быть одинаково наблюдаемы для всех. То есть никто другой не может испытать то, что переживаю я сейчас. Например, наблюдатель может сказать, что мне больно, но никто, кроме меня, не знает, что это за боль. Или наблюдатель может видеть, что я смотрю на синий объект, но никто не знает, как я воспринимаю синий цвет.
- Следовательно, явления не являются физическими состояниями
- Разум включает в себя явления
- Следовательно, в уме есть нечто большее, чем физические состояния.
- Следовательно, монизм ошибочен!
Если бы вы были монистом, как бы вы опровергли этот аргумент? В основном есть два пути:
- Сделайте прагматичный аргумент — вы просто скажете: «Хорошо, феномены отличаются от психических состояний, но на самом деле они не имеют значения ……… Таким образом, дуализм все еще верен. для всех практических целей .
- Другая линия аргументации заключается в том, чтобы сказать, что на самом деле явления наблюдаются всеми, вопреки утверждению № 2. В этом аргументе вы должны предположить, что технология может в конечном итоге достичь точки, когда можно заглянуть в умы других людей и испытать ровно того, что они испытывают.
- Наконец, вы можете возразить, что дуализм и монизм и неверны! Вы можете, например, утверждать, что разум и материя — это всего лишь два из многих измерений существования.Это подход, часто используемый в буддийской и индуистской философиях, которые отвергают узкий монизм и дуализм западной традиции.
.
Дуализм — RationalWiki
Дуализм , как позиция по «проблеме разума и тела», реагирует на очевидную проблему, состоящую в том, что физическое я и разум (или душа) кажутся двумя разными вещами, говоря, что они на самом деле , Проблема в сознании, которое не ощущает физического. С другой стороны, никто никогда не видел разум, если только они не видели сканирование мозга кого-то, кто не мертв (и если предположить, что это разум, что отрицает дуализм).
Термин «дуалист» также относится к любому мировоззрению, которое предполагает, что мир состоит из двух фундаментальных и независимых сил: добра и зла (например, в зороастризме и гностицизме), женского и мужского (например, в Викке), инь и янь. (например, в даосизме) и т. д. Однако оставшаяся часть этой статьи касается только философии определения разума.
Дуалистический взгляд на отношения разума и материи утверждает, что разум и материя — две отдельные и независимо существующие субстанции, и каждая из них может существовать без другой.Двумя другими главными взглядами являются материализм: материя является фундаментальным существующим, существование разума зависит от существования материи, материя может существовать без разума, но разум не может существовать без материи; и идеализм — разум есть фундаментальное сущее, существование материи зависит от существования разума, разум может существовать без материи, но материя не может существовать без разума.
История [править]
Дуализм имеет письменные корни от Платона и Аристотеля; однако он занимает центральное место в большинстве религиозных мыслей.Представление о душе как о чем-то нематериальном и отдельном от тела является sine qua non христианской веры. В философии Декарт, вероятно, является отцом «современного» дуализма.
Типы дуализма [править]
Существует три основных направления дуализма: субстанциальный дуализм, дуализм свойств и гиломорфный дуализм.
Субстанциальный дуализм [править]
Субстанциальный дуализм — это часто то, что большинство людей имеет в виду, когда говорят «дуализм». Он считает, что «материя» и «разум» — это два разных вида субстанций.Основная проблема субстанциального дуализма состоит в том, чтобы объяснить, как, если разум и материя — отдельные субстанции, не сводимые друг к другу, они кажутся взаимодействующими друг с другом? Если одно сводится к другому (как в материализме или идеализме), то очевидно, что эти двое могут взаимодействовать, поскольку их взаимодействие в конечном итоге может быть сведено к взаимодействию более фундаментального из них с самим собой. Из-за нелогичной непоследовательности здесь, в основном, это идеологическая позиция, основанная на когнитивном диссонансе, чтобы избежать удручающего нигилизма материализма или удручающей дереализации идеализма.Большой большой грустный Декарт.
Дуалисты предложили следующие теории о том, как материя и душа могут взаимодействовать:
- Интеракционизм : это подтверждает, что материя и душа действительно взаимодействуют; проблема в том, чтобы объяснить, как это сделать. Декарт думал, что взаимодействие происходит в шишковидной железе мозга, но нейробиология не нашла никаких доказательств того, что шишковидная железа играет такую особую роль в сознании. Современная альтернатива заключается в том, что душа влияет на квантовую неопределенность, которая, в свою очередь, влияет на нейронные события.Но опять же, нет никаких доказательств этого из квантовой физики или нейробиологии.
- Предварительно установленная Гармония и Оккасионализм : разум и душа на самом деле никогда не взаимодействуют, они только кажутся.
- Бог установил их обоих в начале мира, чтобы они развивались отдельно, каждый в соответствии со своими законами — например, как два совершенных часа, настроенные на одно и то же время, будут согласовывать одно и то же время, никогда не взаимодействуя друг с другом. поддерживать это соглашение.Так считал Лейбниц.
- Каждый раз, когда материи необходимо воздействовать на разум (например, чувственный опыт), Бог чудесным образом вмешивается в мир, чтобы изменить разум, чтобы получить этот чувственный опыт. Каждый раз, когда разуму нужно воздействовать на материю (например, размахивать рукой), Бог чудесным образом вмешивается в мир, чтобы изменить материю, чтобы выполнить действие, желаемое разумом. Итак, разум и материя никогда не взаимодействуют напрямую, но их взаимодействие опосредуется постоянным чудесным действием Бога. Так считали многие средневековые исламские богословы, в первую очередь Газали.Это смешно, потому что, если вы не можете показать взаимодействие, единственный логический вывод — это любая форма монизма, независимо от того, основана ли она на сознании или сводимых физических вещах.
Дуализм свойств [править]
Появление современной биологии и нейробиологии нанесло серьезный удар по субстанциальному дуализму. Результаты нейробиологии, включая центры мозга, работающие с конкретными воспоминаниями, мыслями и эмоциями, показывают, что человеческий интеллект является частью тела.«Душа» (которая отличается от «разума») — это духовное понятие, и ученые не будут рассматривать его, пока не найдут способ количественно определить его. Вслед за крахом субстанциального дуализма возник дуализм свойств как антиредукционистская позиция в философии разума. Дуализм свойств утверждает, что существует только физический разум, но он имеет два различных свойства (в отличие от субстанций): физическое и ментальное. [1] Кто является или не является дуалистом по собственности, также кажется серьезным предметом споров относительно того, верна эта позиция.Дэвид Чалмерс открыто защищает дуализм собственности. [2] Джон Сирл охарактеризован как дуалист, но называет свою позицию «биологическим натурализмом» и отрицает свою дуалистическую позицию. [3] Дэниел Деннет утверждает, что ряд философов разума и исследователей в области поведенческих наук неявно принимают дуализм свойств с его термином «картезианский театр». [4]
Гиломорфный (или гилеморфный) дуализм [править]
Это аристотелево-томистская позиция.Он утверждает, что живые существа представляют собой соединение материи ( hyle ) и материальной формы ( morphe ), и что последняя есть душа. Один аргумент против этой точки зрения состоит в том, что она имеет смысл только в том случае, если кто-то принимает аристотелевскую онтологию, когда неясно, почему следует предпочесть аристотелевскую онтологию конкурирующим. Более того, есть аргументы в пользу того, что Аристотель непоследовательно трактует отношения между материей и формой, когда вы сравниваете его анализ живых человеческих тел с его анализом неодушевленных предметов, таких как бронзовые статуи. [5]
В двух словах [править]
QualiaSoup представляет собой краткий образовательный взгляд из двух частей на проблемы, связанные с идеей о том, что разум и тело являются отдельными субстанциями.
См. Также [править]
Внешние ссылки [править]
Ссылки [править]
- ↑ Зомби, летучая мышь и метафизик входят в бар: объяснение дуализма свойств, Лаура Трумэн, Университет Нью-Гэмпшира
- ↑ The Conscious Mind Дэвид Чалмерс
- ↑ Джон Р.Searle. Почему я не дуалист по собственности. Журнал исследований сознания, 9, № 12, 2002 г., стр. 57–64.
- ↑ Дэниел К. Деннет. Побег из картезианского театра. Поведенческие и мозговые науки, 15, 183-247, 1992
- ↑ Билл Варицелла, Проблема для гиломорфного дуалиста, август 2011 г .; Кристофер Шилдс, Фундаментальная проблема гиломорфизма, Стэнфордская энциклопедия философии
,
Полный словарь американского английского WordReference Random House © 2020
du ′ al • ist, n., Прил. Краткий английский словарь Коллинза © HarperCollins Publishers :: дуализм / ˈdjuːəˌlɪzəm / n
ˈdualist n ˌdualistic прил.
du • al • ism, n. [бесчисленное множество] дуализм добра и зла.
п. [Гры.]
du ′ ал • лы, нар.
‘ дуализм ‘ также встречается в этих записях (примечание: многие из них не являются синонимами или переводами): |
.