Дуализм информации: Свойства информации

Содержание

Свойства информации

Понятие
«информация», как уже было сказано
ранее, использу­ется многими научными
дисциплинами, имеет большое количество
разнообразных свойств, но каждая
дисциплина обращает внимание на те
свойства информации, которые ей наиболее
важны. В рамках нашего рассмотрения
наиболее важными являются такие свойства,
как дуализм, полнота, достоверность,
адекватность, доступность,
актуальность. Рассмотрим их
подробнее.

Дуализм
информации
характеризует еедвойственность. С одной стороны,
информацияобъективна в силу
объективности данных, с другой —субъективна, в силу субъективности
применяемых методов. Иными словами,
методы могут вносить в большей или
меньшей сте­пени субъективный фактор
и таким образом влиять на информацию в
целом. Например, два человека читают
одну и ту же книгу и полу­чают подчас
весьма разную информацию, хотя прочитанный
текст, т.е. данные, были одинаковы. Более
объективная информация при­меняет
методы с меньшим субъективным элементом.

Полнота
информации
характеризует степеньдостаточности дан­ных для принятия
решения или создания новых данных на
основе имеющихся. Неполный набор данных
оставляет большую долю неопределенности,
т.е. большое число вариантов выбора, а
это потребует применения дополнительных
методов, например, экспертных оценок,
бросание жребия и т.п. Избыточный набор
данных затруд­няет доступ к нужным
данным, создает повышенный информацион­ный
шум, что также вызывает необходимость
дополнительных мето­дов, например,
фильтрацию, сортировку. И неполный и
избыточный наборы затрудняют получение
информации и принятие адекватного
решения.

Достоверность
информации
это свойство,
характеризующее сте­пень соответствия
информации реальному объекту с необходимойточностью. При работе с неполным
набором данных достоверность информации
может характеризоваться вероятностью,
например, мож­но сказать, что при
бросании монеты с вероятностью 50 %
выпадет «орел».

Адекватность
информации
выражает степень
соответствия созда­ваемого с помощью
информации образа реальному объекту,
процес­су, явлению. Полная адекватность
достигается редко, так как обыч­но
приходится работать с не самым полным
набором данных, т.е. присутствует
неопределенность, затрудняющая принятие
адекватно­го решения. Получение
адекватной информации также затрудняется
при недоступности адекватных методов.

Доступность
информации
это возможность
получения инфор­мации при необходимости.
Доступность складывается из двух
состав­ляющих: из доступности данных
и доступности методов. Отсутствие хотя
бы одного дает неадекватную информацию.

Актуальность
информации.
Информация существует
во времени, так как существуют во времени
все информационные процессы. Информация,
актуальная сегодня, может стать совершенно
ненуж­ной по истечении некоторого
времени. Например, программа теле­передач
на нынешнюю неделю будет неактуальна
для многих теле­зрителей на следующей
неделе.

    1. Понятие количества информации

Свойство
полноты информации негласно предполагает,
что име­ется возможность измерять
количество информации. Какое
количество информации, содержится в
данной книге, какое количество инфор­мации
в популярной песенке? Что содержит
больше информации: роман «Война и мир»
или сообщение, полученное в письме от
това­рища? Ответы на подобные вопросы
не просты и не однозначны, так как во
всякой информации присутствует
субъективная компонента. А возможно ли
вообще объективно измерить количество
информа­ции? Важнейшим результатом
теории информации является вывод о том,
что вопределенных, весьма широких
условиях, можно, пренебре­гая
качественными особенностями информации,
выразить ее количество числом,
а
следовательно, сравнивать количество
информации, содер­жащейся в различных
группах данных.

Количеством
информации
называют числовую
характеристику информации, отражающую
ту степень неопределенности, которая
исчезает после получения информации.

Рассмотрим
пример: дома осенним утром, старушка
предполо­жила, что могут быть осадки,
а могут и не быть, а если будут, то и форме
снега или в форме дождя, т.е. «бабушка
надвое сказала – то ли будет, то ли нет,
то ли дождик, то ли снег». Затем, выглянув
в окно, увидела пасмурное небо и с большой
вероятностью предполо­жила – осадки
будут, т.е., получив информацию, снизила
количество вариантов выбора. Далее,
взглянув на наружный термометр, она
уви­дела, что температура отрицательная,
значит, осадки следует ожидать в виде
снега. Таким образом, получив последние
данные о темпера­туре, бабушка получила
полную информацию о предстоящей погоде
и исключила все, кроме одного, варианты
выбора.

Приведенный
пример показывает, что понятия
«информация», «неопределенность»,
«возможность выбора» тесно связаны.
Получа­емая информация уменьшает
число возможных вариантов выбора (т.е.
неопределенность), а полная информация
не оставляет вариан­тов вообще.

За
единицу информациипринимается
одинбит (англ.bit—binarydigit— двоичная цифра). Это количество
информации, при котором неопределенность,
т.е. количество вариантов выбора,
уменьшается вдвое или, другими словами,
это ответ на вопрос,требующий
односложного разрешения
да или
нет.

Бит
— слишком мелкая единица измерения
информации. На практике чаше применяются
более крупные единицы, например, байт,
являющийся последовательностью из
восьми бит. Именно во­семь битов, или
один байт, используется для того, чтобы
закодиро­вать символы алфавита,
клавиши клавиатуры компьютера. Один
байт также является минимальной единицей
адресуемой памяти компью­тера, т.е.
обратиться в память можно к байту, а не
биту.

Широко
используются еще более крупные производные
едини­цы информации:

1
Килобайт (Кбайт) = 1024 байт = 2т
байт,

1
Мегабайт (Мбайт) = 1024 Кбайт = 220байт,

1
Гигабайт (Гбайт) = 1024 Мбайт = 2м
байт,

1
Терабайт (Тбайт) = 1024 Гбайт = 2т
байт.

За
единицу информации можно было бы выбрать
количество информации, необходимое для
различения, например, десяти равно­вероятных
сообщений. Это будет не двоичная (бит),
а десятичная (дит) единица информации.
Но данная единица используется редко
в компьютерной технике, что связано с
аппаратными особенностя­ми компьютеров.

Свойства информации | Информатика

Понятие «информация», как уже было сказано ранее, используется многими научными дисциплинами, имеет большое количество разнообразных свойств, но каждая дисциплина обращает внимание на те свойства информации, которые ей наиболее важны. В рамках нашего рассмотрения наиболее важными являются такие свойства, как дуализм, полнота, достоверность, адекватность, доступность, актуальность. Рассмотрим их подробнее.

Дуализм информации характеризует ее двойственность. С одной стороны, информация объективна в силу объективности данных, с другой — субъективна, в силу субъективности применяемых методов. Иными словами, методы могут вносить в большей или меньшей степени субъективный фактор и таким образом влиять на информацию в целом. Например, два человека читают одну и ту же книгу и получают подчас весьма разную информацию, хотя прочитанный текст,
т.е. данные, были одинаковы. Более объективная информация применяет методы с меньшим субъективным элементом.

Полнота информации характеризует степень достаточности данных для принятия решения или создания новых данных на основе имеющихся. Неполный набор данных оставляет большую долю не-
определенности, т.е. большое число вариантов выбора, а это потребует применения дополнительных методов, например, экспертных оценок, бросание жребия и т.п. Избыточный набор данных затрудняет доступ к нужным данным, создает повышенный информационный шум, что также вызывает необходимость дополнительных методов, например, фильтрацию, сортировку. И неполный и избыточный наборы затрудняют получение информации и принятие адекватного решения.

Достоверность информации — это свойство, характеризующее степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью. При работе с неполным набором данных достоверность  информации может характеризоваться вероятностью, например, можно сказать, что при бросании монеты с вероятностью 50 % выпадет герб.

Адекватность информации выражает степень соответствия создаваемого с помощью информации образа реальному объекту, процессу, явлению. Полная адекватность достигается редко, так как обычно приходится работать с не самым полным набором данных, т.е. присутствует неопределенность, затрудняющая принятие адекватного решения. Получение адекватной информации также затрудняется при недоступности адекватных методов.

Доступность информации — это возможность получения информации при необходимости. Доступность складывается из двух составляющих: из доступности данных и доступности методов. Отсутствие хотя бы одного дает неадекватную информацию.

Актуальность информации. Информация существует во времени, так как существуют во времени все информационные процессы. Информация, актуальная сегодня, может стать совершенно ненуж-ной по истечении некоторого времени. Например, программа телепередач на нынешнюю неделю будет неактуальна для многих телезрителей на следующей неделе.

Информационный дуализм — Абсурдопедия

Жена вам изменила. Так радуйтесь, зато она не изменила отечеству!

~ А. П. Чехов про дуализм

Информационный дуализм, так же известный как «две новости», синоним Жизнь прекрасна — философская концепция и метод подачи информации, при котором сообщения разбавляют противоположным по эмоциональной окраске утверждением. Традиционно, для разбавления используют положительную информацию. Если положительную информацию разбавляют отрицательной, это иногда называют обратным дуализмом.

Каноничные примеры[править]

Негативный факт Позитивный факт
Вася Пупкин умер зато Теперь он в раю
Вася Пупкин жив зато Он пока не в аду
Фашистский танк намотал меня на гусеницу зато Тебе дадут медаль за героическую остановку танка собой
Но это же было в мирное время! зато Ты встретил фашистский танк в мирное время — есть чем гордиться.
Наш президент катается по ночам на джипе и стреляет из гранатомёта по жилым домам зато По крайней мере у вас есть президент. А вот в Сомали…
У меня опухоль мозга зато Есть чему опухать
Я умер зато Твои дети получат наследство
Но у меня не было детей! зато Ты отец государства. Есть чем гордиться.

Обратные примеры[править]

Позитивный факт Негативный факт
Наконец-то люди от меня отстали зато Это потому, что ты умер
Все мои враги мертвы зато Твои друзья ещё живы
Я получил иностранное гражданство зато Поздравляю, теперь ты гражданин Сомали

Дуализм – Полный православный богословско-энциклопедический словарь. Том I, И.П. Сойкин

издательство П.П. Сойкина

Дуализм, т. е. двуначалие, применяется в тех случаях, где при объяснении какого-нибудь явления необходимо признать существование двух противоположных принципов. Особенное развитие дуализм получил в религии и философии. 1) Рели­гиозный дуализм. Рядом с добром в мире издавна существует зло. Горе, стра­дания, болезнь и обиды чередуются в жизни человека с радостью, счастьем и довольством. Зло и добро не могут быть волеизъявлениями Одного Существа, отсюда, по мнению дуалистов, является необходи­мость в признании двух Высших Су­ществ, из которых одно творит только добро, другое лишь – зло. В религии Зороастра такие два существа – Ормузд (благой) и Ариман (злой). Принцип дуализма сохранился также в древней системе сиро­халдейского гностицизма (I–II веке по Р. X.) и в манихействе (по имени осно­вателя этой секты Мани – III в.). Основа­тель этой секты даже полагал за влады­кой тьмы – сатаной стремление уничтожить свет и т. о. весь мир обратить в свое царство. Слабая сторона религиозного д. состоит в разграничении понятий «добро» и «зло» и в признании двух разных и несходных путей их направления. Между тем, если под понятиями «добро» и «зло» подразумевать те результаты, которые полу­чаются, то часто зло может оказаться добром, т. е. дать благие результаты. Если разорение и нищета научат жестокого че­ловека сердечности, то это благо. Точно также благом могут оказаться для че­ловека горе и страдания. Следовательно, ошибка дуализма не только в том, что он строго разделяет эти два понятия, но и в том, что он придает субъективной оценке человеком этих понятий значе­ние абсолютной непогрешимости. Дуализм противоречит христианскому представле­нию о Творце и Промыслителе мира («У нас един Бог Отец»)…

    2) Философский д. Если религиозный д. строго различает два источника происхо­ждения добра и зла, то философский д. точно также строго разграничивает бытие двух субстанций – материи и духа и не признает между ними никаких точек соприкосно­вения. Основатель философского д. – Декарт. Однако, несмотря на коренное различие в понятиях – дух и материя, совпадение или соединение их возможно в том смысле, что одно дополняет другое и дает целое. Философский д. противоречит и христиан­ству, которое учит о воскресении тел, т. е. о том, что духовные силы человека проявятся при помощи физических сил.

Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. — СПб. : Изд. П.П. Сойкина / Т. 1. 1120 стб.

Дуализм — Википедия. Что такое Дуализм

Дуали́зм (от лат. dualis «двойственный») — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру. В теологии, к примеру, дуалист – это тот, кто считает, что Добро и Зло – или Бог и Дьявол – являют собой независимые и более или менее равные мировые силы. Дуализм противопоставляется монизму, теории, согласно которой существует только один фундаментальный вид, одна категория вещей или один принцип; а также, хоть и не так часто, плюрализму, воззрению, в соответствии с которым существует множество видов или категорий. В философии сознания дуализм – это теория, в которой в определенном смысле утверждается радикальное видовое различие ментального и физического – или сознания и тела (сознания и мозга). Поскольку здравый смысл говорит нам о существовании физических тел, и в силу интеллектуальной потребности принимать унифицированную картину мира, можно сказать, что материалистический монизм является «позицией по умолчанию». Поэтому обсуждение дуализма обычно начинается с допущения реальности физического мира, а продолжается рассмотрением аргументов, объясняющих, почему сознание не может трактоваться просто в качестве одной из частей этого мира.[1][2].

Типы дуализма

Онтологический дуализм

Онтологический дуализм берёт на себя двойные (гетерогенные) обязательства о природе существования, как она относится к духу (сознанию) и материи; может быть разделен на три различных типа[3]:

  1. Субстанциальный дуализм (англ. substance dualism) утверждает, что сознание и материя (тело) — принципиально различные субстанции с независимым существованием.
  2. Пропетивный дуализм (англ. property dualism) предполагает, что онтологическое различие заключается в различиях между свойствами сознания и материи (как в эмерджентизме).
  3. Предикатный дуализм (англ. predicate dualism) заявляет о несводимости ментальных предикатов к физическим предикатам.

Гносеологический дуализм

Гносеологический (эпистемологический) дуализм известен также как наивный реализм или репрезентационизм — философская позиция в эпистемологии, согласно которой наш сознательный опыт не является самим реальным миром, а внутренним представлением, миниатюрной виртуально-реальной копией мира[4].

Примерами эпистемологического дуализма являются бытие и мышление, предмет и объект, «данное в чувствах» (англ. sense datum) и вещи[что?].

Антропологический дуализм

Метафизический дуализм

Метафизический дуализм в философии рассматривает использование двух непреодолимых и разнородных (гетерогенных) начал, чтобы объяснить всю реальность или какой-то его широкий аспект[5].

Примерами метафизического дуализма являются Бог и мир, материя и дух, тело и сознание, добро и зло. Манихейство является самой известной формой метафизического дуализма.

Религиозный дуализм

См. дуализм в религии.

Этический дуализм

Этический дуализм относится к практике абсолютного зла и исключительно к определенной группе людей, игнорирующих или отрицающих свою собственную способность к совершению зла.
Другими словами, этический дуализм в основном изображает существование двух взаимно враждебных вещей, одна из которых представляет собой происхождение всего доброго, а другая — всего зла.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Дуализм, проблема разума и тела

Проблема сознания и тела является постоянной проблемой в философии сознания и в метафизике, относительно природы отношений между разумом (или сознанием) и физическим миром[6].

В этом разделе в рамках философии сознания идет речь о каузальной (причинной) связи между свойствами и состояниями предмета изучения, а не о его субстанциях или предикатах. Состояние состоит из совокупности всех свойств, которые изучаются. Таким образом, каждое состояние описывает только один отрезок времени.

Исторические формы пропетивного дуализма:

Интеракционизм или интеракционистский дуализм

Дуализм порождает проблемы отношений материального и духовного, физического и психического. Одной из таких проблем является вопрос о каузальности этих сущностей: каково направление причинной связи, обуславливает ли физическое в мозге психические процессы или, наоборот, или каузальность в этом случае двунаправленна. Декарт придерживался второй позиции, называемой интеракционизмом. Физические процессы в мозге влияют на ментальные явления, и наоборот психические события являются причиной физических процессов.

Исторический обзор

Египет и Месопотамия

Античная Греция и эллинистический мир

Платон и Аристотель

От неоплатонизма до схоластики

Декарт и его ученики

Дуализм в философии

Западные дуалистические философские традиции (на примере Декарта) приравнивают разум с самосознанием и теоретизируют на основе дуализма разума и тела. Напротив, некоторые восточные философские системы провели метафизическую линию между сознанием и материей, где материя включает в себя и тело, и сознание.

В философии науки дуализм часто ссылается на дихотомию между «субъектом» (наблюдателем) и «объектом» (наблюдаемым). Дуализм в философии науки К. Поппера относится к «гипотезе» и «опровержению» (например, экспериментальное опровержение). Это понятие также относится к политической философии Поппера[7].

Дуализм в философии сознания

В философии сознания дуализм охватывает набор представлений о взаимосвязи между сознанием и материей, между субъектом и объектом, и противопоставляется другим положениям, таким как физикализм и энактивизм, проблема разума и тела[8].

Субстанциальный или картезианский дуализм

В философии сознания дуализм — это дуализм души и тела, точка зрения, согласно которой сознание (дух — нематериальный ресурс) и материя (физическое тело — материальный ресурс) представляют собой две взаимодополняющие и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Аристотель и Декарт. Это классический вид дуализма — субстанциальный или картезианский дуализм. Материальное и идеальное различаются в своих фундаментальных свойствах. Материальные предметы занимают определенное положение в пространстве, имеют форму, характеризуются массой, духовные феномены субъективны и интенциональны.

Другой формой дуализма, не признающего существование особой духовной субстанции, является дуализм свойств (качеств). Согласно дуализму свойств, не существует духовной субстанции, но мозг, как материальное образование, обладает уникальными, особыми свойствами (качествами) — которые порождают психические феномены.[9]

Эпифеноменализм

Эпифеноменализм отрицает каузальную роль психических сущностей в отношении физических процессов. Такие психические явления как намерения, мотивы, желания, восприятия не имеют никакого влияния на физические процессы и могут рассматриваться как побочные, сопутствующие процессы — эпифеномены — по отношению к происходящим в мозге каузальным событиям нейронных взаимодействий. Таким образом психические явления — это то, каким образом человек чувствует обуславливающие его поведение события нейронных взаимодействий, — и сами по себе причиной не являются.[10]

Предикатный дуализм

Предикатный дуализм утверждает, что требуется более чем один предикат (когда мы описываем предмет суждения), чтобы понять мир, и что психологический опыт, через который мы проходим, не может быть заново описан в терминах (или сводится к) физическим предикатам естественных языков.

Пропетивный дуализм

Пропетивный дуализм (также известен как символический физикализм) утверждает, что сознание составляет группа независимых свойств, которые появляются из мозга, но оно не является отдельной субстанцией. Поэтому, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы человеческие тела), появляются психические свойства.

Дуализм в религии

Термин дуализм использовался с 1700 г. для характеристики иранского учения о двух духах и понимался как признание двух противоположных начал. Впоследствии ученые пришли к выводу о том, что дуалистические мифы широко распространены и имеют множество вариантов на всех культурных уровнях и во многих религиях[11].

В теологии дуализм обычно означает дитеизм (или битеизм), то есть убеждение, что существует два соперничающих друг с другом бога. Например, один злой, другой добрый; один покровительствует порядку, другой — хаосу.

Хотя дитеизм/битеизм подразумевает моральный дуализм, они не равнозначны, так как битеизм/дитеизм подразумевает (по крайней мере) двух богов, в то время как моральный дуализм не подразумевает никакого «теизма» вообще.

Дитеизм/битеизм в религии не обязательно предполагает, что она не может быть одновременно монистической. Например, зороастризм, являясь ярким представителем дуалистических религий, содержит в то же время монотеистические черты. Зороастризм никогда не проповедовал явный монотеизм (подобно иудаизму или исламу), являясь на деле оригинальной попыткой унификации политеистической религии под культом единого верховного Бога[12]. Такие религии как зурванизм, манихейство, и мандеизм все были представителями дуалистических философий, но также и монистическими религиями, так как в каждой есть верховный и трансцендентальный Первый Принцип, из которого две равные, но противоположные сущности произошли.

Это также верно для известных гностических сект, таких как богомилы, катары и так далее. Их верования можно сравнить с маркионизмом, который утверждал, что Старый и Новый Заветы были работой двух разных враждующих богов, ни один из которых не был выше другого (оба были Первым Принципом, но разных религий).

Дуализм в восточной мистике

Дуальность мира, представляющая собой взаимодействие двух полярностей, стоящих за сотворённой вселенной (света и тьмы, добра и зла и т. п.), отражена во многих символах. Наиболее известный из них — символ «инь-ян».

Идеями противопоставления света и тьмы изобилуют многие оккультные магические символы, но суть у них всё время одна: свет (ян) и тьма (инь) вечно возвращаются, следуя друг за другом, и порождают то, что китайцы называют «Десятью тысячами вещей», то есть мир сотворённый.

Дуализм в физике

Под дуализмом в квантовой механике подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны. (см. Корпускулярно-волновой дуализм).

См. также

Примечания

  1. ↑ Стэнфордская энциклопедия философии
  2. ↑ Дуализм (философский словарь)
  3. ↑ Hart, W.D. (1996) «Dualism», in A Companion to the Philosophy of Mind, ed. Samuel Guttenplan, Oxford: Blackwell, pp. 265-7.
  4. ↑ Lehar, Steve. Representationalism Архивировано 5 сентября 2012 года.
  5. ↑ Fr. John Hardon’s Modern Catholic Dictionary, Eternal Life.
  6. ↑ Philosophy. The Mind-Body Problem.
  7. ↑ Popper, Karl. 1945/1966. The Open Society and Its Enemies, Vol. 1, Fifth Edition. Princeton: Princeton University Press.
  8. ↑ Crane, Tim; Patterson, Sarah (2001). «Introduction». History of the Mind-Body Problem. pp. 1—2. the assumption that mind and body are distinct (essentially, dualism).
  9. ↑ Armstrong, D. M. (1968). A materialist theory of the mind. London: Routledge & Kegan Paul.
  10. ↑ Walter, Sven. (2007) «Epiphenomenalism, » The Internet Encyclopedia of Philosophy, James Fieser and Bradley Dowden (eds.). Текст в онлайне
  11. Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.: «Рудомино», СПб.: «Университетская книга», 1997
  12. ↑ Zoroastrianism// Encyclopædia Britannica

Литература

  • Любимов А.А. Дуализм // Новая философская энциклопедия / Предс. научно-ред. совета В.С. Степин. — М.: Мысль, 2000—2001.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1989. — Т. 1. — 654 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00023-3.
  • Декарт Р. Сочинения: в 2 т.: пер. с лат. и фр. — М.: Мысль, 1994. — Т. 2. — 633 с. — ISBN 5-244-00022-5 5-244-00217-1.
  • Попов И.Н. Метафизика абсолютного дуализма: оратория преодоления. — Барнаул: Азбука, 2010. — 290 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-93957-396-2.
  • Энциклопедия символов / сост. В.М. Рошаль. — М.: АСТ, 2005. — 1007 с. — 5100 экз. — ISBN 985-13-5049-4.
  • Riparelli E. Il volto del Cristo dualista. Da Marcione ai catari. — Bern; Berlin; Bruxelles; Frankfurt am Main; New York; Oxford; Wien: Peter Lang, 2008. — 368 с. — ISBN 978-3-03911-490-0.
  • Contemporary Dualism: A Defense / Edited by Andrea Lavazza and Howard Robinson. — New York: Routledge, 2014. — viii + 292 p. — (Routledge Studies in Contemporary Philosophy). — ISBN 978-0-415-81882-7.

Значение слова «дуали́зм»

а, только ед., м.

[dualis двойственный]

1. Филос.Философское учение, признающее наличие двух независимых и равноправных начал, например, материи и духа, объекта и субъекта, добра и зла, природы и свободы.

Метафизический, гносеологический, этический дуализм. Дуализм души и тела. Дуализм греха и добродетели. Дуализм инь и ян.

2. Двойственность, раздвоенность чего-л.; объединение, сочетание двух качеств, начал и т. п.

Мировоззренческий дуализм. Дуализм сознания. Экономический дуализм как одновременное существование мешающих друг другу способов производства, потребления, рынков труда, характерен для переходных периодов развития.

дуализм исполнительной власти

См. Власть (3 зн.).

3. Научн.Пересечение двух фундаментальных классов объектов или принципов, взаимно влияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

В квантовой механике под дуализмом подразумевают двойственную природу частицы как корпускулы и волны.

4. Юр.Свойство системы права, выражающееся в ее многоаспектном раздвоении; деление права на публичное и частное, материальное и процессуальное, гражданское и торговое и т. д.

Правовой дуализм. Дуализм в праве собственности. Принятие во многих странах наряду с гражданскими торговых кодексов получило название дуализма частного права.

Энциклопедическая информация В Российской Федерации наметилось обособление так называемого предпринимательского (коммерческого или хозяйственного) права: организованы самостоятельные кафедры в юридических вузах, преподаются соответствующие академические курсы и т. п. Однако Гражданский кодекс остается ведущим законодательным актом в сфере частного права России, поэтому дуализма в нем по-прежнему нет. (А. В. Ильин)

Дуализм в философии: основные черты

Дуализм-это учение, которое содержит в себе понимание о существовании двух самостоятельных начал. Их двойственность выражается в духовном и материальном воплощениях. Дуализм в философии показывает, что материальное начало играет роль логического продолжения созданного мира, и несет ответственность за физическое существование всего мира. Духовное же начало представлено в виде некой проекции воли бога, а в некоторых сочинениях и даже саму его сущность. Именно с этого и появляется понимание души как нечто вроде возрождения божественного, которое присуще в каждом человеке.

Дуализм в философии основные черты

фото 613В истории мысли слово «дуализм» по-разному использовалось. В общем понятии, главная идея заключается в том, что есть всего два принципа. Так, в теологии, дуалистом называют человек, который говорит о добре и зле или о боге и дьяволе как о независимых и равных по силе существ. Дуалистическую, включающую в себя несколько понятий, философию можно рассмотреть, как определение полной противоположностью монизму, чья теория говорит лишь об одном принципе. А в философии дуализм играет роль теории, которая указывает на различия между сознанием и мозгом. Так как о существовании тел в физической оболочке нам говорит здравый смысл, допускается мысль, что материалистический монизм — это «позиция по умолчанию». Поэтому во время дискуссий дуализм обычно вначале представляется с допущения реальности физического мира, а дальше кратко рассматриваются аргументы, которые объясняют, по какой причине сознание не способно оставаться просто как часть этого мира.

История дуализма

Дуализм является противоположностью понятию «ментальный» или «телесный», но в разные периоды истории в центр внимания попадали именно ментальные объекты. В средневековое время допускались мысли, что к интеллекту нельзя применить материалистические объяснения. Декарт же заявил, что главным врагом у материалистического монизма является сознание, которого признали, как феноменальное сознание или ощущение.

Во время учения Платона, считалось, что настоящими живыми субстанциями являются вечные идеи, чьими несовершенными копиями являются физические тела. И эти идеи даруют интеллект и являются фундаментом постижимости. В одном из своих сочинений «Федон» философ Платон говорит о том, что душа бессмертна, но остается важным то, что интеллект сохраняет свою нематериальность идеи, в следствие чего интеллект тесно связан с постигаемыми им идеями. Из-за такой сильной связи душа желает поскорей покинуть физическую оболочку и жить среди идей. Но основной проблемой платоновского дуализма являлось то, что душа заключена в теле, и у него нет четкого объяснения, как душа связана с телом. Из-за их явного различия эта связь становится таинственной.

Аристотель в отличие от Платона говорил о том, что природа и свойства вещей существует в физических вещах. Это дало возможность Аристотелю объяснить, как едины душа и тела, и применил тезис «душа есть форма тела». Его учение говорило о том, что человеческая душа-это его природа. Это объяснение делает душу одной из частей тела. В своих книгах Аристотель указывал на то, что интеллект, который является частью душевной формы, имеет явные отличия от всех её способностей из-за отсутствия телесного органа. Без материального органа активность интеллекта признайтесь нематериальной. Такое объяснение намного ближе к современному дуализму, нежели учения Платона.

Десакрализация

Стоит отметить, что философия дуализма утверждает, будто материальный и духовный миры не связаны между собой. Каждый из них существует параллельно друг от друга, и один не зависит от действий другого. Благодаря этому человек выделяется из окружающего мира и становится более приближенный к творцу мира. Дуализм придерживается также христианского понятия, что бог создал первого человека по своему образу.

Но в тоже время нельзя упустить тот факт, что дуализм в современной философии играет роль особой методы десакрализации общих знаний в философии. Это избавление от избытка религиозных взглядов и католического учения. Изначально само определение дуализма было придумано философом и мистиком из германии Христианом Вольфом, а теоретические идеи создали Б. Спиноз и Р. Декарте.

Геометрия бытия

Как считал Декарт, мир представляет из себя разделение на параллельные миры. Это были существующие вещи и вещи разума. Их нельзя свести вместе, поскольку они существуют в разных системах координат. От первого зависит протяженность и телесность, что образует общую геометрию всего мира. Второй мир отвечает за воплощение души и её руководство индивидуальным сознанием. В своих поздних сочинениях Декарт описывал мир существующих вещей ничто иное, как проекцию духа бога, который живет в каждом человеке.

фото 614

Основные направления

Дуализм в философии принято разделять на три направления:

  • Гносеологический. Встречался в разговорах рационалистов и эмпириков, и каждый из них по-своему понимал роль чувств в познании. Эмпирики почитали накопленный сенсорным путем опыта, за который отвечали чувства и ощущения. Рационалисты утверждали, будто все строится на первичном рациональном теоретическом познании материального мира. Они видели главным инструментов вовсе не душу, а разум, который является отличительной чертой каждого из людей.
  • Антропологический. Это направление указывает на духовную и телесную форму человека. Эта идея принадлежит Сократу, но говорить о ней стали именно в христианских учениях.
  • Онтологический. Такой дуализм превосходит все идеи Платона, который говорил о телесном и идейном мире.

Несмотря на различия, все три направления сходились в одном: познание всего доступно только через рациональное осознание бытия.

Дуалистические взгляды ментальной каузальности

Ментальное состояние можно охарактеризовать двумя основными свойствами, которыми является субъективность и интенциональность. В этом плане физические объекты со своими свойствами могут быть доступны наблюдениям, а иногда они игнорируются, но в тоже время каждый объект, имеющий физическую форму, доступен для каждого человека. Ментальное состояние — это объединение духа, разума и эго человека, которое отправляет к богу на служение. Крайним ментальным состоянием называют обычное состояние человека, когда он воспринимает свою телесную и разумную активность и изучает любую активность своей души.

В учении дуализма указано, что ментальная субстанция не является физической и нематериальна. Но разве это возможно? В философии все склоняется к тому, что сознания человека основывается на ментальной субстанции, которая не имеет физической формы. Но в тоже время человеку необходима научная теория, которая опишет и объяснит все, что из себя представляет ментальное нечто, какие у него поведение и где его можно найти.

Дуализм в религии

Религиозное учение проводит четкую границу между существованием двух начал, равных по силе. Богу противостоит злобный дух, и у каждого из них равные права. Дуализм в религии можно найти и в древних сочинениях и народных легендах.

  • китайское учение про Инь и Янь;
  • Древняя Персия-скопление религий свободного выбора;
  • еретические течения;
  • христианства, где представлена борьба между богом и дьяволом;
  • ислам, где о мире говорится, как о «божественном доме» и «доме войны»;
  • иудаизм, где царит вера в демонов.

В религии дуализм представлен, как соперничество двух божественных созданий. И при этом один из них обязательно должен быть злым и создает хаос, а другой добрый и наводит порядок в мире.

фото 615

В восточной мистике дуализм представлен, как взаимодействие между двумя полярностями, которые отвечают за сотворенную Вселенную (свет и тьму, добро и зло). Это отражено во многих символах, и самыми распространенными из них являются инь-янь. Их суть всегда была одна: тьма (инь) и свет (ян) постоянно возвращаются и следуют друг за другом. Этим они порождают сотворенный мир или, как называют китайцы, «Десять тысяч вещей».

Дуализм также можно найти и в метафизике, где его используют в качестве примера двойственной природы частиц таких, как корпускулярно-волновые элементы.

Дуализм

Дуализм — Концепция
Дуализм — это концепция, согласно которой наш разум — это больше, чем просто наш мозг. Эта концепция подразумевает, что наш разум имеет нематериальное, духовное измерение, которое включает в себя сознание и, возможно, вечный атрибут. Один из способов понять эту концепцию — рассматривать себя как контейнер, включающий наше физическое тело и физический мозг, а также отдельный нефизический разум, дух или душу. Разум, дух или душа считаются той частью сознания, которая проявляется через мозг так же, как волны изображения и звуковые волны проявляются через телевизор.Изображение и звуковые волны также нематериальны, как и разум, дух или душа.

Альтернативная концепция — материализм. Материализм считает, что все в нашей вселенной сделано из физических материалов, включая человеческий разум или мозг, и что духовные атрибуты не существуют во вселенной. Согласно этой концепции, наш разум и мозг — одно и то же.

Дуализм — ожидания только материального разума
Если дуализм неверен, разум ограничен физическим мозгом.Предполагая этот сценарий, какого типа разум мы могли бы ожидать? Мы, конечно, не ожидаем осознания только из материалов. Возможно, мы могли бы ожидать увидеть механический разум, похожий на компьютер, которым управляет программа. Мы не ожидаем таких вещей, как сознание, ощущения, мысли, эмоции, желания, убеждения и свободный выбор. Такой разум будет вести себя детерминированным образом, основываясь на законах материи. Многие ученые и философы сейчас приходят к выводу, что законы химии и физики не могут объяснить опыт сознания у людей.

Мы не ожидаем, что люди с таким умом будут нести ответственность за свое поведение, потому что все, что они делают, определяется атрибутами материи. Все мы знаем, что это абсурд. Кроме того, мы не могли доверять своему разуму, поскольку он представляет собой всего лишь случайный набор материалов, не произведенных разумным разумом.

Дуализм — Ожидания духовного разума
При дуализме мы ожидаем, что духовный разум будет иметь атрибуты, аналогичные свойствам его источника. Если источником является Бог Библии, концепция дуализма согласуется с Библией.В Бытии 1:26 (NKJV) говорится: «И сказал Бог:« сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему … »» В Бытии 2: 7 (NKJV) говорится: «И создал Господь Бог человека из пыль земная, и вдохнул в ноздри дыхание жизни; и человек стал живым существом ». В Луки 23:46 (NKJV) говорится: «И когда Иисус воззвал громким голосом, Он сказал:« Отец! В руки твои предаю дух Мой »».

Дуализм — рациональная и научная поддержка
Британское исследование, опубликованное журналом «Реанимация», предоставило доказательства того, что сознание продолжается после того, как мозг человека перестал функционировать и он или она были объявлены мертвыми, подтверждает истину дуализма.В своей журнальной статье врач Сэм Парния и Питер Фенвик, нейропсихиатр, описывают свое исследование шестидесяти трех жертв сердечного приступа, которые были объявлены клинически мертвыми, но позже были оживлены и опрошены. Около десяти процентов сообщили, что у них были хорошо структурированные, ясные мыслительные процессы, с формированием памяти и рассуждений в то время, когда их мозг не функционировал. Эффекты кислородного голодания или лекарств были исключены как факторы. Исследователи также обнаружили, что многие случаи были похожи.

Дж. П. Мореланд, доктор философии, автор и богослов, заявил во время интервью с Ли Штробелем: «Люди клинически мертвы, но иногда у них есть точка обзора сверху, где они смотрят на операционный стол, на котором находится их тело. Иногда они получают информацию, которую они не могли бы знать, если бы это была просто иллюзия, происходящая в их мозгу. Одна женщина умерла, и она увидела теннисную обувь, которая стояла на крыше больницы ». Это убедительное научное доказательство достоверности ее опыта и существования сознания совести, которое отделяется от тела в момент смерти.

В мозгу нет места, где электрическая стимуляция может заставить человека поверить или принять решение.

Когда Роджер Сперри и его команда изучили различия между правым и левым полушариями мозга, они обнаружили, что разум имеет причинную силу, независимую от его деятельности. Это привело Сперри к выводу, что материализм был ложным.

Наши мысли могут быть правдой или ложью. Однако состояния мозга не могут быть истинными или ложными.

Никто не может сказать, о чем мы думаем, измеряя мозговые волны.Нас нужно спросить, о чем мы думаем.

Когда эмпирическая информация используется в качестве основы для подтверждения дуализма, мы можем прийти к консенсусу, что это правда. Однако дуализм против материализма связан с дебатами о сотворении и эволюции. Следовательно, эволюционистам необходимо занять нереалистичную позицию против дуализма, чтобы защитить эволюцию. Если дуализм истинен, мы созданы Богом, а макроэволюция ложна.

Подобным образом, если принимать во внимание только объективные научные эмпирические факты, эволюция не имеет поддержки и создание истинно по умолчанию.

Существует ли Бог — узнайте больше!

,

Дуализм — по ветвям / доктрине

Введение | История дуализма | Типы дуализма

Дуализм в метафизике — это вера в двух видов реальности : материальную (физическую) и нематериальную (духовную). В философии разума дуализм — это позиция, согласно которой разум и тело в некотором категориальном смысле отделены друг от друга , и что ментальные феномены в некоторых отношениях нефизических по своей природе.

Его можно противопоставить (как метафизическую концепцию, так и в отношении философии разума) с различными видами монизма (включая физикализм и идеализм) и с плюрализмом, который утверждает, что в конечном итоге существует многих видов субстанции, а не просто два.

Дуализм апеллирует к интуиции здравого смысла подавляющего большинства людей, не имеющих философской подготовки, а ментальное и физическое, кажется, большинству людей имеют различных и, возможно, несовместимых свойств. Психические события имеют определенное субъективное качество (известное как qualia или «то, как вещи нам кажутся»), тогда как физические события — нет. Критики дуализма часто спрашивают, как нечто совершенно нематериальное может повлиять на что-то полностью материальное (проблема причинного взаимодействия ).Благодаря знаниям, полученным из современной науки , немногие, если таковые вообще имеются, нейробиологов рассмотрели бы возможность занять дуалистическую позицию, а монистические убеждения, такие как физикализм, теперь гораздо более распространены в области философии.

Дуализм восходит к Платону и Аристотелю, а также к ранним школам Санкхья и Йоги индуистской философии .

Платон первым сформулировал свою знаменитую Теорию форм , различных и нематериальных субстанций , из которых объектов и другие явления, которые мы воспринимаем в мире, являются не чем иным, как тенями .Он утверждал, что для того, чтобы интеллект имел доступ к этим универсальным концепциям или идеям, разум сам должен быть нефизической , нематериальной сущностью.

Аристотель утверждал, что если бы интеллект был особым материальным органом (или частью одного), то было бы ограничено получением только определенных видов информации (точно так же, как глаз ограничен получением визуальных данных). Поскольку интеллект способен принимать и отражать всех форм данных, тогда он должен , а не быть физическим органом и, следовательно, должен быть нематериальным .

Христиане-неоплатоники отождествляли Формы Платона с душами и считали, что душа была субстанцией каждого отдельного человеческого существа, в то время как тело было просто тенью или копией этих вечных явлений. Для св. Фомы Аквинского душа все еще была субстанцией человеческого существа, но, как и в предположении Аристотеля, только через ее проявление внутри человеческого тела можно было назвать человека личностью .

Однако наиболее точно дуализм был сформулирован Реном Декартом в 17 веке. Декарт был первым, кто сформулировал проблему разум-тело в той форме, в которой она существует сегодня, и первым, кто четко отождествил разум с сознанием и самосознанием , и отличил это от . brain , который был физическим местом разведки . Он понял, что может сомневаться в , есть ли у него тело (возможно, он мечтал об этом или что это была иллюзия , созданная злым демоном), но он мог не сомневаться в , есть ли у него был разум , который подсказывал ему, что разум и тело должны быть разными вещами.Однако нематериальный разум и материальное тело, будучи онтологически различными субстанциями, причинно взаимодействуют каким-то неопределенным образом через шишковидную железу .

  • Субстанциальный дуализм (или декартовский дуализм ) утверждает, что разум — это независимо существующая субстанция — ментальное не имеет расширения в пространстве, а материал не может мыслить. Это тип дуализма, который наиболее широко защищал Декарт, и он совместим с большинством теологий , которые утверждают, что бессмертные души занимают независимую «сферу» существования, отличную от мира физического.
  • Дуализм свойств (также известный как Физикализм ) утверждает, что разум — это группа из независимых свойств , которые возникают из мозга, но что это , а не отдельная субстанция . Таким образом, когда материя организована соответствующим образом (то есть так, как организованы живые человеческие тела), проявляются ментальные свойства.
    Существует три основных типа дуализма собственности:
    • Интеракционизм , который позволяет ментальным причинам (таким как убеждения и желания) производить материальные эффекты, и наоборот.Декарт считал, что это взаимодействие физически происходит в шишковидной железе.
    • Оккасионализм утверждает, что материальная основа взаимодействия между материальным и нематериальным невозможна , и что взаимодействия действительно были вызваны вмешательством Бога в каждом отдельном случае. Николас Мальбранш был главным сторонником этой точки зрения.
    • Параллелизм (или Психофизический параллелизм ) утверждает, что ментальные причины имеют только психические эффекты, а физические причины имеют только физические эффекты, но что Бог создал предустановленную гармонию , так что кажется физическим. и ментальные события (которые на самом деле являются монадами , полностью независимыми друг от друга) вызывают и вызываются друг другом.Эту необычную точку зрения наиболее заметно пропагандировал Готфрид Лейбниц.
    • Эпифеноменализм , который утверждает, что психические события причинно инертны (т.е. не имеют физических последствий ). Физические события могут вызывать другие физические события, а физические события могут вызывать психические события, но психические события не могут быть причиной чего-либо, так как они являются всего лишь причинно инертными побочными продуктами физических событий, которые происходят в головном мозге (т.е. эпифеномена, ) Физический мир.Это учение было впервые сформулировано Томасом Генри Хаксли в 19 веке, хотя оно основано на гораздо более ранних теориях материализма Томаса Гоббса.
  • Дуализм предикатов утверждает, что более одного предиката (как мы описываем субъект предложения) требуется для осмысления мира, и что психологических переживаний , которые мы переживаем, не могут быть переописаны в терминах (или сводится к) физических предикатов естественных языков.
  • Эпистемологический дуализм (также известный как репрезентационализм или косвенный реализм ) — это точка зрения в эпистемологии, согласно которой мир, который мы видим в сознательном опыте , не является самим реальным миром, а просто миниатюрной копией этого мира в виртуальной реальности. внутреннее представительство .

.

Дуализм | религия | Britannica

Природа и значение

В религии дуализм означает веру в две верховные противоположные силы или богов, или группы божественных или демонических существ, которые заставили мир существовать. Его можно удобно противопоставить монизму, который рассматривает мир как состоящий из одного принципа, такого как разум (дух) или материя; с монотеизмом; или с различными плюрализмами и многобожиями, которые видят в действии множество принципов или сил. Однако, как указано ниже, ситуация не всегда ясна и проста, это вопрос одной, двух или многих, поскольку существуют монотеистические, монистические и политеистические религии с дуалистическими аспектами.

В типах дуализма в целом можно различить различные различия. Во-первых, дуализм может быть как абсолютным, так и относительным. В радикальном или абсолютном дуализме эти два принципа существуют от вечности; например, в иранских дуализмах, зороастризме и манихействе, как светлые и благотворные, так и зловещие и разрушительные принципы исходят из вечности.

В смягченном или относительном дуализме один из двух принципов может выводиться из другого или предполагать его как основу; например, богомилы, средневековая еретическая христианская группа, считали, что Дьявол — это падший ангел, пришедший от Бога и создатель человеческого тела, в которое ему удалось обманом заставить Бога вселить душу.Здесь дьявол — существо подчиненное, а не вечное с Богом, абсолютное вечное существо. Таким образом, это явно квалифицированный, а не радикальный дуализм. Как радикальный, так и смягченный типы дуализма обнаруживаются среди различных групп позднесредневековых катаров, христианского еретического движения, тесно связанного с богомилами.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Еще одно и, возможно, более важное различие — это различие между диалектическим и эсхатологическим дуализмом.Диалектический дуализм включает в себя вечную диалектику, или напряжение, двух противоположных принципов, таких как в западной культуре Единое и многие или Идея и материя (или пространство, называемое Платоном «вместилищем»), а в индийской культуре , майя (иллюзорный мир чувственного опыта и множественности) и атман брахман (сущностная идентичность «я» и конечной реальности). Диалектический дуализм обычно подразумевает циклический или вечно повторяющийся взгляд на историю.Эсхатологический дуализм — т. Е. Дуализм, связанный с конечной судьбой человечества и мира, с тем, как все будет в «последние» времена — с другой стороны, предполагает окончательное разрешение нынешнего дуалистического состояния вещей, в котором зло будут устранены в конце линейной истории, состоящей из серии неповторимых событий вместо циклических, повторяющихся. Древние иранские религии, зороастризм и манихейство, а также гностицизм — религиозно-философское движение, оказавшее влияние в эллинистическом мире, — являются примерами эсхатологического дуализма.Такой тип мысли, как платонизм, который настаивает на глубокой гармонии в космосе, таким образом, является более радикально дуалистическим из-за своего несводимого диалектического характера, чем зороастризм и манихейство, с их акцентом на космической борьбе между двумя противоположными принципами (добро и зло). На полпути между этими крайностями находится гностический дуализм, который имеет онтологию (или теорию бытия) орфо-платонического типа ( см. Ниже среди древних цивилизаций и народов), но который также утверждает окончательное исчезновение и уничтожение зла с последующим уничтожением. материального мира — и, таким образом, включает диалектический и эсхатологический дуализм.

В философии дуализм часто отождествляется с доктриной трансцендентности — что существует отдельная сфера или бытие над миром и за его пределами — в противоположность монизму, который утверждает, что высший принцип находится внутри мира (имманентный). Однако в дисциплинах, связанных с изучением религий, религиозный дуализм относится не к различию или разделению Бога и мира, а к доктрине двух основных принципов, доктрине, которая, кроме того, может быть легко совместима с формой монизма. (е.g., орфизм или школа Адвайты Веданты), которая противопоставляет Единство и множество абсолютным и видит во множественности просто фрагментацию (или иллюзорное уничтожение) Единого.

.

Дуализм — Переиздание Википедии // WIKI 2

Найдите dualism в Викисловаре, бесплатном словаре.

Дуализм чаще всего означает:

  • Дуализм разума и тела, философская точка зрения, согласно которой ментальные явления, по крайней мере, в определенных отношениях, не являются физическими явлениями, или что разум и тело отделены друг от друга.
    • Дуализм свойств, точка зрения философии разума и метафизики, согласно которой, хотя мир состоит только из одного вида субстанции — физического вида, — существуют два различных типа свойств: физические свойства и ментальные свойства.
  • Космологический дуализм, теологический или духовный взгляд на то, что существует только два фундаментальных понятия, таких как «добро» и «зло», и что эти два понятия во всех отношениях противоположны друг другу.

Дуализм также может относиться к :

  • Дуализм (кибернетика), системы или проблемы, в которых разумный противник пытается использовать слабости исследователя
  • Дуализм (индийская философия), вера некоторых школ индийской философии в то, что реальность в основном состоит из двух частей.
  • Дуализм (политика), разделение властей между кабинетом и парламентом
  • Эпистемологический дуализм, эпистемологический вопрос о том, является ли мир, который мы видим вокруг себя, самим реальным миром или просто внутренней перцептивной копией этого мира, порожденной нейронными процессами в нашем мозгу
  • Этический дуализм, приписывание добра только одной группе людей и зла другой
  • Монизм и дуализм в международном праве, принцип, утверждающий, что международное и внутреннее право являются отдельными системами права и что международное право применяется только в той степени, в какой оно не противоречит внутреннему праву
  • Дуализм души, вера в то, что у человека есть два (или более) вида душ

Энциклопедия YouTube

  • 1/3

    Просмотры:

    42139

    612111

    14 685

  • ✪ Дуализм: религия иллюминатов

  • ✪ Где живет ваш разум?: Ускоренный курс философии № 22

Медиа

См. Также


Эта страница последний раз была отредактирована 14 июля 2020 в 05:55

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.