Статья на тему: Принцип доступности
Принцип доступности
В процессе реализации принципа научности учитель должен соблюдать также принцип доступности, чтобы содержание, формы и методы обучения учитывали реальные возможности учащихся. Данный принцип предполагает учет возрастных особенностей учащихся. Он лежит в основе составления учебных планов и программ: объем и содержание учебного материала были по силам учащимся, соответствовали уровню их умственного развития и имеющемуся запасу знаний, умений и навыков.
Ю.М. Колягин указывает, что реализация принципа доступности предполагает выполнение следующих условий — дидактических правил: а) следовать в обучении от простого к сложному; б) от легкого к трудному; в) от известного к неизвестному. При этом необходимо учитывать и то, что принцип доступности предполагает обучение на достаточно высоком уровне трудности. Однако это можно достигнуть лишь при наилучшем сочетании индивидуальных и коллективных форм познавательной деятельности школьников в обучении.
Отсюда следует, что строгое соблюдение в обучении принципа систематичности и последовательности предопределяет успешную реализацию принципа доступности.
Принцип доступности в обучении привлекает к себе особое внимание также в связи с проблемой индивидуального подхода к учащимся в условиях массового обучения.
Говоря о доступности в обучении математике, не следует понимать этот принцип как требование максимально облегчить для школьников процесс овладения ими знаниями и умениями; речь идет о том, что обучение математике не должно быть настолько трудным, чтобы стать непосильным для учащихся данного возраста, не подорвать их веру в свои силы и возможности.
С его помощью регулируется уровень сложности учебного материала, определяется выбор методических подходов изложения его на уроке, правильная дозировка домашних заданий. Слишком упрощенное содержание обучения снижает его развивающие и воспитательные возможности. Поэтому рекомендуется, чтобы содержание заданий для учащихся находилось в «зоне их ближайшего развития».
Принцип доступности в педагогике
Совершенствование концептуальной основы современной педагогики выдвигает высокие требования к научности содержания образования. В свою очередь, высокая научность учебного материала, освоение сложной системы научных знаний в процессе образовательного процесса выдвигает реализацию принципа доступности как одного из ключевых педагогических принципов.
Впервые принцип доступности в обучении был выделен Я. А. Коменским, который сформулировал правила обучения от простого к сложному, от известного – к неизвестному. Данные положения стали педагогическими аксиомами, которые не потеряли своей актуальности и сегодня.
Дальнейшее освещение вопросы доступности обучения получили в трудах М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского и др., которые указывали, что достижение доступного уровня содержания обучения зависит не только от дидактических материалов, но и личности педагога. Как одно из приоритетных положений педагогики принцип доступности был сформулирован в $50-60$-х годах $XX$ столетия.
Готовые работы на аналогичную тему
Подходы к дефиниции принципа доступности в педагогике
Необходимость повышения доступности обучения вытекает из учета возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся, уровня их подготовки, того объема знаний, умений и навыков, который необходим для усвоения нового дидактического материала, научного знания.
Определение 1
В современной педагогике под указанным принципом понимают критерий отбора содержания обучения; меру посильной трудности, которая преодолевается в процессе целенаправленной, рационально организованной, управляемой педагогической деятельности.
Повышение доступности обучения требует от педагога максимально полного учета наивысшей границы умственных возможностей обучающихся с целью постоянного ее повышения; предполагает соответствие содержания, форм, методов, объемов учебного материала уровню подготовки обучающихся, тесную связь учебного материала с уровнем развития учащихся.
Другими словами, доступность не должна пониматься как учение без трудностей, однако, трудности усвоения материала должны быть направлены на развитие личности обучающегося.
Определение 2
Таким образом, принцип доступности представляет собой критерий отбора дидактических материалов, выступает отражением соответствия содержания образования реальным возрастным, физическим, интеллектуальным возможностям обучающихся.
Факторы повышения доступности обучения
Основными факторами, влияющими на доступность обучения, выступают следующие:
- связь содержания нового учебного материала с уже сформированной системой знаний, умений и навыков обучающихся;
- необходимость включения в новый учебный материал привычных или непривычных рассуждений, форм и операций мышления;
- повышение доступности обучения требует учета интересов обучающихся.
Актуальность внедрения принципа доступности в педагогическую практику
В последние годы организация образовательного процесса все чаще осуществляется в отрыве от понимания природной сущности личности ребенка, становится здоровьезатратной, что приводит к перегрузке обучающихся. В результате необходимости усвоения огромных массивов материалов, происходит недостаточно полное, недостаточно глубоко усвоение учебного материала, что, в свою очередь, подрывает веру ребенка в собственные силы, порождает глубокий психологический кризис.
Практическое внедрение принципа доступности в педагогическую практику, построение обучения на основании учета реальных учебных возможностей обучающихся позволит избежать психологических, физических, моральных и интеллектуальных перегрузок ребенка, оптимизировать взаимоотношения содержательной и процессуальной сторон обучения, а, соответственно, повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в целом.
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ И ПОСИЛЬНОСТИ ОБУЧЕНИЯ — Студопедия
Принцип доступности обучения требует от педагога четкого установления степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста детей. Чтобы приве-
сти сложность учебного материала в соответствие с возрастными особенностями детей, необходимо хорошо знать, какие знания и навыки могут быть доступны детям того или иного возраста, что они могут усвоить и выполнить за отведенное время.
Младшие школьники (7—10 лет) уже способны анализировать объекты реальной действительности в процессе восприятия. Этот анализ выступает в двух формах: при первой он осуществляется на уровне первой сигнальной системы и проявляется в том, что дети практически реагируют на разные воздействия; в другом случае ведущую роль играет вторая сигнальная система, взаимодействуя с первой. При подобной форме анализа ребенок не только практически по-разному реагирует на различные раздражители, но и осознает их особенности. Первая форма анализа характерна для учащихся первых-вторых классов, вторая — для детей третьих-четвертых классов. Дети первого-третьего классов вполне могут нарисовать с натуры один предмет (лист дерева, пилу, молоток), но им не под силу нарисовать группы предметов (натюрморт).
Или другой пример. Развивая творческие способности детей на уроках тематического рисования, надо иметь в виду, что учащиеся первого-второго классов еще не могут самостоятельно решать композиционные проблемы. Их тематические картины являются лишь рассказом, иллюстрацией того, что ребенок хочет поведать зрителю. За композиционной связью между предметами он не следит, он их вводит в картину постольку, поскольку этого требует само содержание.
В третьем-четвертом классах дети уже способны компоновать, они начинают искать связь между предметами. Однако образы композиции у них остаются примитивными и не возникает потребности их обогащать.
В пятом-шестом классах учащиеся уже ставят перед собой композиционные проблемы, ищут наилучшие варианты и постоянно стремятся обогащать художественные образы в своих работах.
Все это объясняется закономерностью развития восприятий и представлений. Восприятие, как указывают психологи, не есть просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами. Восприятие всегда связано с прошлым опытом, с опытом зрительных восприятий в частности. У детей первого-второго классов, естественно, меньше этого опыта, чем у шестиклассников. Обогащая опыт зрительных восприятий ребенка, мы тем самым обогащаем и его представления. Отсюда психологи делают вывод, что в процессе обучения мы можем не только развить и обогатить представления детей, но и способствовать развитию их воображения.
75. Рисунок пятиклассника до изучения натуры.
76. Рисунок пятиклассника после изучения натуры.
Рассматривая изобразительное искусство в школе как общеобразовательный предмет, мы должны следить не только за развитием изобразительной деятельности детей, но и за развитием их восприятий и представлений. А представления, как указывает психолог Б. М. Теплов, развиваются только в процессе определенной деятельности, в том числе и в процессе обучения рисованию.
В своих исследованиях психолог Е. И. Игнатьев приводит наглядный пример формирования представлений у детей разных классов в период работы над иллюстрацией к басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица». Раскрывая характер изменения изображения до изучения объектов изображения и после изучения, например, в пятом классе (рис. 75, 76), автор указывает и те методы преподавания, которые дают наилучшие результаты ‘. Исходя из этих данных, учитель легче определяет объем знаний и навыков для каждого класса, а следовательно, вырабатывает и правильную методику работы с детьми определенного возраста.
Вместе с тем преподавателю не следует занижать возможности учеников. Школьников нужно нацеливать на посильную активную работу, чтобы они могли преодолевать известные трудности. Тогда ребенок будет не только усваивать знания и навыки, но и делать для себя, пусть небольшие, открытия, испытывать радость от творческой самостоятельной работы.
Например, в начальных классах на уроках декоративного рисования дети составляют узор по схеме, предложенной учителем. Педагог поэтапно рисует на классной доске узор, а дети переносят все это в
‘ См.: Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961.
свои альбомы. В таком плане может быть выполнено одно из заданий, но следующее будет проходить иначе. Объяснив методическую последовательность работы и продемонстрировав ее на классной доске, учитель все стирает и дает возможность детям вести работу самостоятельно. Это способствует развитию инициативы школьников, заставляет их творчески подходить к делу.
Некоторые учителя считают, что в первом-втором классах дети должны работать только вместе с педагогом. В результате у школьников развивается пассивность, они все время ждут от учителя помощи и боятся самостоятельно работать. При такой методике принцип доступности и посильности искажается.
Соблюдая принцип доступности и посильности обучения, необходимо учитывать и индивидуальные способности каждого школьника. В классе не может быть совершенно одинаковых учеников: одни усваивают материал быстро, другие — с большим трудом; одним легко дается тот или иной технический прием, другие долгое время не могут овладеть им. Учителю следует поставить каждого в такие условия работы, при которых все смогли бы достигнуть наибольших успехов.
Заканчивая перечень принципов обучения, подчеркнем, что каждый принцип тесно связан с другими и эффективность его зависит от всей системы обучения.
Итак, преподавание изобразительного искусства в общеобразовательной школе требует определенной методики обучения. Как бы ни строилась индивидуальная система обучения, какие бы методы ни были положены в основу построения изображения, они должны отвечать основным принципам дидактики. В процессе обучения школьник должен усваивать знания, навыки и сведения об изобразительном искусстве в единой, последовательной системе.
Принцип доступности
Принцип доступности заключается в
необходимости соответствия содержания,
методов и форм обучения возрастным
особенностям обучающихся, уровню их
развития. Однако доступность не должна
подменяться «легкостью», обучение не
может обойтись без напряжения умственных
сил учащихся.
Не надо забывать и о том, что высокий
уровень развития достигается на пределе
возможностей. Поэтому процесс обучения
должен быть трудным, но посильным для
учащихся.
Когда речь заходит о трудовом воспитании,
то обычно имеются ввиду лишь «уроки
труда», хотя важнейшим путем такого
воспитания является учебный труд
учащихся. Учение– это ежедневный
многочасовой труд. Необходимо, чтобы
процесс обучения был трудным, но посильным
и интересным, чтобы учащиеся чувствовали
уверенность в своих силах, которая ведет
к творческой активности.
Доступность обучения, прежде всего,
определяется возрастными особенностями
учащихся, но необходимо учитывать и
другие факторы. Если учащихся вооружить
более рациональными приемами работы
по усвоению знаний, то это расширит их
познавательные возможности, а значит,
сделает доступным более сложный учебный
материал.
Доступность определяется многими
факторами: соблюдением принципов
дидактики, тщательным отбором содержания,
использованием более эффективной
системы его изучения, более рациональных
методов работы, мастерством самого
обучающего и т. п.
В начале XXв. обучение
начиналось с 9–10 лет, потом с 8 лет, а с
1944 г. стали обучать с 7 лет, в настоящее
время официально обучение начинается
с 6 лет. И это не означает что «опускалось»
само содержание обучения, изменился
характер обучения. И сегодня некоторые
знания, формируемые в недалеком прошлом
у школьников 12–13-летнего возраста,
легко усваиваются 8–9-летними детьми.
Если первоначальная ступень школьного
обучения ориентировалась прежде всего
на формирование навыков чтения, письма,
счета, то сегодня младшим школьникам
даются и теоретические сведения о
некоторых явлениях, что способствует
развитию у них мышления.
Доступность учебного материала нельзя
отождествлять с его сложностью. Он может
быть трудным для одного ученика и совсем
не трудным для другого. Поэтому доступность
должна определяться уровнем подготовки
ученика, его умственными и физическими
возможностями.
Как правило, 1. Учебный материал недоступен учащимся 2. Материал недоступен по объему, в 3. Материал недоступен для учащихся |
Правила принципа
доступности в обучении
1. Необходимость совпадения темпа
сообщения информации учителем и скорости
усвоения этой информации учащимися.
2. В процессе обучения необходимо
ориентировать учащихся прежде всего
на понимание изучаемого материала, а
не на запоминание. Поэтому необходимо
ставить учащихся в проблемные ситуации,
предложить им, например, задачу
практического содержания, для решения
которой надо использовать на практике
знания, данные учителем, а не просто
повторить их.
3. Необходимо соблюдать и такие традиционные
правила, как «от простого к сложному»,
«от близкого к далекому», «от легкого
к трудному», «от известного к неизвестному»
и т. п. Однако необходимо помнить об
относительности этих правил.
2.5. Принцип доступности обучения, или преодоление трудностей учащимися в познании и преобразовании действительности
Под
доступностью обучения понимают
соответствие содержания, характера и
объема учебного материала уровню
подготовки учащихся и развития их
познавательных способностей.
Понятно, что
доступность
обучения определяется,
прежде всего, возрастными особенностями
учащихся, однако было бы неправильно
сводить возможности усвоения знаний
исключительно к этой зависимости и не
учитывать других факторов.
Известно, что
нельзя установить для каждого возраста
строго ограниченные рамки содержания
и объема знаний, которые могут быть
учащимися поняты и усвоены.
Многочисленными
исследованиями установлена
условность и подвижность возрастных
границ в развитии познавательных сил
и способностей. Оказалось,
что овладение
учащимися рациональными приемами
усвоения знаний значительно расширяет
учебные и познавательные возможности,
а, следовательно, и понятие доступности
обучения.
Еще
сравнительно недавно перед начальной
школой ставилась задача обучения
детей элементарным навыкам (чтения,
письма, счета) в целях создания необходимой
основы для систематического изучения
основ наук в средних и старших классах.
Теперь
программа начального обучения рассчитана
не только и не столько на овладение
указанными навыками, а главным образом
на сознательное усвоение, разумеется,
со строгим учетом посильности для
учащихся, с первых шагов обучения научных
основ изучаемого материала с теоретическими
правилами, зависимостями, закономерностями.
И
то, что раньше считалось недоступным
для изучения в начальных классах, теперь
становится обычным, оказывает большое
развивающее влияние на учащихся,
способствует более основательной их
подготовке, умению применять полученные
знания.
Таким образом,
доступность обучения должна ставиться
в зависимость от возрастных возможностей
усвоения знаний учащимися.
Кроме того, следует
иметь в виду, что
обучение становится доступным в силу
влияния целого ряда других обстоятельств.
К ним относится
соблюдение других дидактических
принципов, тщательный отбор учебного
материала, определение системы его
изучения, использование рациональных
методов работы учителя и учащихся,
влияние личности учителя и его мастерства.
Принцип
доступности,
называемый также принципом постепенного
увеличения трудностей,
относится со времен Коменского к наиболее
популярным принципам.
За 300 лет его понимание изменилось
незначительно.
Как известно,
он основан на взятых из “Великой
дидактики” 10 принципах,
некоторые из которых мы приведем.
По его мнению, “
образование будет продвигаться вперед
без труда, если оно:
а) начинается в
раннем возрасте, до формирования
умственных способностей,
б) будет
осуществляться одновременно с
соответствующей нравственной подготовкой,
в) будет
осуществляться по принципу изучения
общих предметов к предметам более
конкретным,
г) от простого к
сложному,
д) никого не будет
отягощать избытком научного материала
“.
Классической
дидактикой установлен ряд положений,
обеспечивающих доступность обучения
и получивших название правил доступности
обучения
(иногда их называют дидактическими
правилами или правилами обучения,
поскольку в известной мере они могут
быть отнесены и к другим принципам
обучения).
Впервые
такие правила были сформулированы
Коменским в “Великой дидактике”
в качестве “основ легкости обучения и
учения” (10 принципов рассмотренных
выше).
Некоторые из них
сохранили свое значение и в настоящее
время, хотя в ряде случаев прежние
формулировки относятся теперь к новому
содержанию.
Первое правило
доступности обучения — “ идти от легкого
к трудному “. Оно означает необходимость
последовательного перехода обучения
от хорошо известного и понятного учащимся
материала,
с освоением которого они справляются
сравнительно легко, к усвоению того,
что представляет известные затруднения,
преодоление которых требует затраты
определенных усилий.
Нельзя, однако,
сводить принцип доступности к требованию
легкого обучения.
Ушинский предупреждал об опасности
легкой или потешающей педагогики,
разрушающей характер человека, говорил
о том, что обучение должно требовать от
учащихся умения серьезно трудиться.
Правило
идти в обучении от легкого к трудному
предусматривает постановку
перед учащимися задач с постепенно
возрастающей степенью трудности.
Чрезмерно
легкое обучение,
не требующее от учащихся умственного
напряжения, тормозит их движение вперед,
вызывает у них потерю интереса к
обучению. С другой стороны, непосильные
затруднения
в учебной работе могут привести к
известному разочарованию, утрате
уверенности в своих силах. В осуществлении
планомерного нарастания трудности в
учении, перехода от конкретных, достаточно
известных учащимся фактов и явлений, к
простейшим, а затем и более сложным
обобщениям и понятиям,
важную роль играет руководство со
стороны учителя. Видя
трудности, возникающие у учеников при
решении различного рода учебных задач,
учитель
оценивает соответствие этих трудностей
познавательным возможностям учащихся
и приходит в необходимых случаях им на
помощь. Как
правило,
помощь учителя
имеет форму совета, рекомендаций,
дополнительных и наводящих вопросов,
но не должна заключаться в выполнении
заданий за учащихся.
Именно преодоление
трудностей, достижение успешных
результатов в решении учебных задач,
вызывает у учащихся чувство удовлетворения,
положительные эмоции, укрепляет веру
в себя, усиливает стремление к приобретению
новых знаний.
Второе правило
доступности обучения — “ от известного
к неизвестному “.
Оно
основано на
физиологическом учении о том, что новые
условные связи устанавливаются,
надстраиваются на безусловных или ранее
укрепившихся связях.
В
соответствии с этим правилом учитель
должен хорошо
знать уже имеющийся у учащихся запас
знаний и сведений, вынесенных из
жизненного опыта, и на этой основе
строить изучение нового материала.
Неизвестное
усваивается значительно легче, если
оно связано с уже хорошо знакомым.
Ушинский считал, что всякий правильный
метод учения от известного должен
переходить к неизвестному, а не наоборот.
“При такой методике учения возбуждается
та самостоятельная работа головы,
которая составляет единственно прочное
основание всякого плодовитого учения”.
Третье правило
доступности обучения — “ от простого к
сложному “.
Обучение надо
начинать с простых фактов, обобщений,
понятий и постепенно переходить к
изучению более сложного материала.
Обычно простым
материалом
называют тот материал, смысл которого
понимается учащимися без особого
напряжения. Однако простота объектов
познания — понятие относительное.
Так, например,
клетка является простейшим структурным
элементом сложнейшего живого организма,
атом значительно проще любого вещества,
однако в процессе обучения в качестве
более простых объектов познания
рассматриваются целостный организм и
вещество. Кроме того, для детей часто
сложным представляется все новое и
непонятное; сложное становится простым,
когда познается, понимается и осознается,
связывается с тем, что уже стало простым.
Задача учителя
состоит в том, чтобы помочь учащимся
сложное сделать простым и доступным
для понимания и усвоения.
Четвертое правило
доступности обучения — “ от близкого
к далекому “.
Это
правило требует
постепенного расширения в процессе
обучения познавательного кругозора
учащихся. Дистервег предупреждал, что
близкое нельзя понимать как расположенное
в непосредственной близости от учащихся.
“Часто по духу
очень близко то, — писал он, — что с другой
точки зрения кажется находящимся весьма
далеко“. Обучение
начинается с близкого ребенку окружающего
его мира. Но
в дальнейшем понятие “близкое” надо
представлять себе не в буквальном,
житейском, а познавательном смысле.
Так, в реальной действительности учащимся
ближе современные общественные отношения,
но изучение истории они начинают с
древних времен.
Таким образом,
близкое в обучении
— это то, что ученик легче может себе
представить и понять. Коменский
писал, что переход от близкого к далекому
происходит постепенно,
“ чтобы сперва усваивалось то, что
является наиболее близким, затем не
столь отдаленным, потом — более отдаленным
и, наконец, самым отдаленным “
Принцип доступности — Студопедия
Принцип доступности обучения вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития учащихся, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития учащихся, с другой.
В основе принципа доступности лежит закон тезауруса:
доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово tesaurus означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем накопленных человеком знаний, умений, способов мышления.
Можно указать и на другие закономерности, лежащие в основе принципа доступности: доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей; доступность обучения зависит от организации учебного процесса, применяемых учителем методов обучения и связана с условиями протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при изучении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.
Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.
1. Не забывайте наставления Я.А. Коменского: все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предполагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.
2. Помните также, что умы учащихся должны быть подготовлены к изучению какого-либо предмета.
3. Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учи-
тывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.
4. Обучая, учитывайте возрастные особенности учащихся так, чтобы содержание и способы обучения несколько опережали их развитие.
5. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальную обучаемость каждого учащегося, объединяйте в’дифференцированные подгруппы учащихся с одинаковой обучаемостью.
6. Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.
7. Обучение требует известной напряженности. Когда она отсутствуют, учащиеся отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, установленные самими учащимися, как правило, ниже возможных и посильных для них. В соответствии с конкретными условиями устанавливайте оптимальные темпы, при необходимости измените их.
8. Используйте новейшие достижения педагогики и психологии: конкретные знания, умения формируйте с помощью маленьких шагов, обобщение — с помощью увеличенных шагов.
9. Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.
10. При изучении нового и сложного материала привлекайте сильных учащихся, а при закреплении — средних и слабых.
11. Облегчайте учащимся усвоение понятий, сопоставляя их с противоположными или им противоречащими.
12. Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.
13. Наиболее трудными для понимания и усвоения учащимися являются закономерности развития общества, фундаментальные законы природы. Учителя всех учебных предметов должны вносить посильный вклад в процесс формирования методологических знаний: для этого иллюстрируйте примерами из своего учебного предмета многообразное проявление общих и всеобщих закономерностей.
14. Торопитесь медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.
15. Не принимайте мимолетный проблеск мысли учащегося за свершившийся акт познания, используйте его как начало познания.
16. Доступность так же, как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения и речи учителя: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.
17. Не увеличивайте длительность монологов: тонко чувствуйте, что необходимо объяснить, а что учащиеся поймут самостоятельно, не объясняйте того, что может быть легко усвоено самими учащимися.
18. На первом этапе обучения изучайте не весь объем знаний, а лишь основное, чтобы учащиеся основательно усвоили главное, затем при закреплении вводите новые примеры, факты, уточняющие изученное.
19. Реализуя принцип доступности, главное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учащихся:
плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший — учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.
20. Доступность не означает легкость обучения, и функция учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учащихся по самостоятельному добыванию, осмыслению и усвоению знаний: помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить — это и есть будни доступного обучения.
21. Доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность — снижаем барьер доступности обучения.
Принцип доступности
Принцип
доступности обучения вытекает из
требований, выработанных многовековой
практикой обучения, с одной стороны,
закономерностей возрастного развития
учащихся, организации и осуществления
дидактического процесса в соответствии
с уровнем развития учащихся, с другой.
В
основе принципа доступности лежит
закон тезауруса: доступным для человека
является лишь то, что соответствует
его тезаурусу. Латинское слово tesaurus
означает «сокровище». В переносном
значении под этим понимается объем
накопленных человеком знаний, умений,
способов мышления.
Можно
указать и на другие закономерности,
лежащие в основе принципа доступности:
доступность обучения определяется
возрастными особенностями школьников
и зависит от их индивидуальных
особенностей; доступность обучения
зависит от организации учебного
процесса, применяемых учителем методов
обучения и связана с условиями протекания
процесса обучения; доступность обучения
определяется его предысторией; чем
выше уровень умственного развития
учащихся и имеющийся у них запас
представлений и понятий, тем успешнее
они могут продвинуться вперед при
изучении новых знаний; постепенное
нарастание трудностей обучения и
приучение к их преодолению положительно
влияют на развитие учащихся и формирование
их моральных качеств; обучение на
оптимальном уровне трудности положительно
влияет на темпы и эффективность обучения,
качество знаний.
Известны
классические правила, относящиеся к
практической реализации принципа
доступности, сформулированные еще Я.А.
Коменским: от легкого к трудному, от
известного к неизвестному, от простого
к сложному. Теория и практика современного
обучения расширяют перечень обязательных
для реализации правил доступного
обучения.
Не
забывайте наставления Я.А. Коменского:
все, подлежащее изучению, должно быть
распределено сообразно ступеням
возраста так, чтобы предполагалось
для изучения только то, что доступно
восприятию в каждом возрасте.Помните
также, что умы учащихся должны быть
подготовлены к изучению какого-либо
предмета,
3.
Обучая, исходите из уровня подготовленности
и развития учащихся, учите, опираясь
на их возможности. Изучайте и учитывайте
жизненный опыт учащихся, их интересы,
особенности развития.
Обучая,
учитывайте возрастные особенности
учащихся так, чтобы содержание и способы
обучения несколько опережали их
развитие.В
процессе обучения обязательно учитывайте
индивидуальную обучаемость каждого
учащегося, объединяйте в дифференцированные
подгруппы учащихся с одинаковой
обучаемостью.Учебный
процесс следует вести в оптимальном
темпе, но так, чтобы не задерживать
сильных и развивать быстроту действия
у средних и слабых.Обучение
требует известной напряженности. Когда
она отсутствуют, учащиеся отвыкают
работать в полную силу. Темпы обучения,
установленные самими учащимися, как
правило, ниже возможных и посильных
для них. В соответствии с конкретными
условиями устанавливайте оптимальные
темпы, при необходимости измените их.Используйте
новейшие достижения педагогики и
психологии: конкретные знания, умения
формируйте с помощью маленьких шагов,
обобщение – с помощью увеличенных
шагов.Для
доступности широко используйте
аналогию, сравнение, сопоставление,
противопоставление: дайте толчок мысли
учащихся, покажите им, что даже самые
сложные знания доступны для понимания.
При
изучении нового и сложного материала
привлекайте сильных учащихся, а при
закреплении – средних и слабых.Облегчайте
учащимся усвоение понятий, сопоставляя
их с противоположными или им
противоречащими.Введение
каждого нового понятия должно не только
логически вытекать из поставленной
познавательной задачи, но быть
подготовлено всем предшествующим
ходом обучения.Наиболее
трудными для понимания и усвоения
учащимися являются закономерности
развития общества, фундаментальные
законы природы. Учителя всех учебных
предметов должны вносить посильный
вклад в процесс формирования
методологических знаний: для этого
иллюстрируйте примерами из своего
учебного предмета многообразное
проявление общих и всеобщих
закономерностей.Торопитесь
медленно! Не форсируйте без нужды
процесс обучения, не стремитесь к
быстрому успеху: педагогические
возможности снижения барьера доступности
не безграничны.
Не
принимайте мимолетный проблеск мысли
учащегося за свершившийся акт познания,
используйте его как начало познания.Доступность
так же, как и убедительность, и
эмоциональность, зависит от ясности
изложения и речи учителя: четко и
однозначно формулируйте понятия,
избегайте монотонности, обучайте
образно, используя яркие факты, примеры
из жизни, литературы.Не
увеличивайте длительность монологов:
тонко чувствуйте, что необходимо
объяснить, а что учащиеся поймут
самостоятельно, не объясняйте того,
что может быть легко усвоено самими
учащимися.На
первом этапе обучения изучайте не весь
объем знаний, а лишь основное, чтобы
учащиеся основательно усвоили главное,
затем при закреплении вводите новые
примеры, факты, уточняющие изученное.Реализуя
принцип доступности, главное внимание
уделяйте управлению познавательной
деятельностью учащихся: плохой учитель
сообщает истину, оставляя ее недоступной
для понимания, хороший – учит ее
находить, делая доступным процесс
нахождения.Доступность
не означает легкость обучения, и функция
учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно
облегчать труд учащихся по самостоятельному
добыванию, осмыслению и усвоению
знаний: помочь, направить, непонятное
раскрыть через понятное, дать кончик
нити для самостоятельного анализа,
ободрить – это и есть будни доступного
обучения.Доступность
связана с работоспособностью: развивая
и тренируя работоспособность, приучайте
школьников осуществлять все более
длительную и интенсивную мыслительную
деятельность. Повышая работоспособность
– снижаем барьер доступности обучения.
Принципы доступности | Инициатива веб-доступности (WAI)
Резюме
На этой странице представлены некоторые требования к веб-доступности для веб-сайтов, веб-приложений, браузеров и других инструментов. Он содержит ссылки на международные стандарты W3C Web Accessibility Initiative (WAI) и на истории пользователей Интернета.
Примечание: Это не полный список всех требований доступности.
Содержание страницы
Стандарты веб-доступности
Доступность
в Интернете зависит от нескольких компонентов, которые работают вместе.Некоторые из них включают:
- Веб-контент — относится к любой части веб-сайта, включая текст, изображения, формы и мультимедиа, а также любой код разметки, сценарии, приложения и т. Д.
- Агенты пользователя — программное обеспечение, которое люди используют для доступа к веб-контенту, включая настольные графические браузеры, голосовые браузеры, браузеры мобильных телефонов, мультимедийные проигрыватели, плагины и некоторые вспомогательные технологии.
- Инструменты разработки — программное обеспечение или услуги, которые люди используют для создания веб-контента, включая редакторы кода, инструменты преобразования документов, системы управления контентом, блоги, сценарии баз данных и другие инструменты.
Подробнее о стандартах веб-доступности
Эти компоненты взаимосвязаны и поддерживают друг друга. Например, веб-контент должен включать текстовые альтернативы изображениям. Эта информация должна обрабатываться веб-браузерами и затем передаваться вспомогательным технологиям , например программам чтения с экрана. Для создания таких альтернативных текстов авторам необходимо средств разработки , которые поддерживают их. Дополнительные сведения см. В разделе «Основные компоненты веб-доступности».
Стандарты
играют жизненно важную роль в определении требований доступности для каждого из этих компонентов. Некоторые требования доступности легко выполнить, но понимание основ того, как люди с ограниченными возможностями используют Интернет, помогает реализовать их более эффективно и действенно. Некоторые аспекты доступности требуют дополнительных технических навыков или глубоких знаний о том, как люди используют Интернет. В любом случае вовлечение пользователей на раннем этапе и во всех ваших веб-проектах сделает вашу работу лучше и проще.
W3C Web Accessibility Initiative (WAI) предоставляет набор руководящих принципов, которые признаны во всем мире в качестве стандарта веб-доступности. К ним относятся:
Существует также спецификация WAI для доступных полнофункциональных Интернет-приложений (WAI-ARIA) , которые включают динамический контент и расширенные элементы управления пользовательским интерфейсом, разработанные с помощью Ajax, JavaScript и связанных веб-технологий.
Воспринимаемая информация и пользовательский интерфейс
Текстовые альтернативы для нетекстового содержимого
Текстовые альтернативы являются эквивалентами нетекстового содержимого.Примеры включают:
- Краткие эквиваленты изображений, включая значки, кнопки и графику
- Описание данных, представленных на диаграммах, диаграммах и иллюстрациях
- Краткое описание нетекстового содержимого, такого как аудио и видео файлы
- Ярлыки для элементов управления формы, ввода и других компонентов пользовательского интерфейса
Альтернативные тексты передают цель изображения или функции, чтобы обеспечить эквивалентное взаимодействие с пользователем. Например, подходящей текстовой альтернативой для кнопки поиска будет « поиск », а не «увеличительная линза ».
Альтернативы текста могут быть представлены различными способами. Например, их можно читать вслух для людей, которые не видят экран, и для людей с трудностями при чтении, увеличивать до нестандартных размеров текста или отображать на устройствах Брайля. Альтернативные тексты служат в качестве меток для элементов управления и функциональных возможностей, чтобы облегчить навигацию с клавиатуры и навигацию с помощью распознавания голоса (голосовой ввод). Они также действуют как метки для обозначения аудио, видео и файлов в других форматах, а также приложений, встроенных как часть веб-сайта.
Требования доступности к текстовым альтернативам (ссылки на технические условия)
Истории, связанные с альтернативами текста
Субтитры и другие альтернативы для мультимедиа
Людям, которые не могут слышать аудио или видеть видео, нужны альтернативы. Примеры включают:
- Текстовые расшифровки и подписи для аудиоконтента, например, записей радиоинтервью
- Аудиоописание, представляющее собой повествование для описания важных визуальных деталей в видео
- Перевод аудиоконтента на язык жестов, включая соответствующие слуховые ощущения
Хорошо написанные текстовые расшифровки, содержащие правильную последовательность любой слуховой или визуальной информации, обеспечивают базовый уровень доступности и облегчают создание субтитров и аудиоописаний.
Требования к доступности мультимедиа (ссылки на технические условия)
Истории, связанные с мультимедиа
Контент может быть представлен по-разному
Чтобы пользователи могли изменять представление контента, необходимо, чтобы:
- Заголовки, списки, таблицы, поля ввода и структуры содержимого размечены правильно
- Последовательности информации или инструкций не зависят от представления
- Браузеры и вспомогательные технологии предоставляют настройки для настройки презентации
Выполнение этого требования позволяет правильно читать вслух, увеличивать или адаптировать контент в соответствии с потребностями и предпочтениями разных людей.Например, он может быть представлен с использованием пользовательских цветовых комбинаций, размера текста или другого стиля для облегчения чтения. Это требование также облегчает другие формы адаптации, включая автоматическое создание контуров страниц и резюме, чтобы помочь людям получить обзор и легче сосредоточиться на определенных частях.
Требования доступности, связанные с адаптируемостью (ссылки на технические условия)
Истории, связанные с адаптируемостью
Контент легче видеть и слышать
Отличительный контент легче увидеть и услышать.Такой контент включает:
- Цвет не используется как единственный способ передачи информации или идентификации контента
- Комбинации цветов переднего плана и фона по умолчанию обеспечивают достаточный контраст
- Когда пользователи изменяют размер текста до 400% или изменяют интервал между текстом, информация не теряется
- Перекомпоновка текста в маленьких окнах («видовых экранах») и когда пользователи увеличивают текст
- Размер изображения текста можно изменить, заменить его фактическим текстом или по возможности не использовать его
- Пользователи могут приостанавливать, останавливать или регулировать громкость звука, воспроизводимого на веб-сайте
- Фоновый звук слабый или его можно отключить, чтобы избежать помех или отвлечения внимания
Выполнение этого требования помогает отделить передний план от фона, чтобы сделать важную информацию более различимой.Сюда входят соображения для людей, которые не используют вспомогательные технологии, и для людей, использующих вспомогательные технологии, которые могут наблюдать помехи от заметного аудио или визуального контента в фоновом режиме. Например, многие люди с дальтонизмом не используют какие-либо определенные инструменты и полагаются на правильный дизайн, обеспечивающий достаточный цветовой контраст между текстом и окружающим его фоном. По мнению других, звук, который автоматически воспроизводится, может мешать преобразованию текста в речь или вспомогательным устройствам для прослушивания (ALD).
Требования доступности, связанные с различимостью (ссылки на техническую спецификацию)
Истории, связанные с различимостью
Оперативный пользовательский интерфейс и навигация
Функциональность доступна с клавиатуры
Многие люди не используют мышь и полагаются на клавиатуру для взаимодействия с Интернетом. Для этого требуется доступ с клавиатуры ко всем функциям, включая элементы управления формы, ввод и другие компоненты пользовательского интерфейса.
Доступность клавиатуры включает:
- Все функции, доступные с помощью мыши, также доступны с клавиатуры
- Фокус клавиатуры не попадает в ловушку какой-либо части содержимого
- Веб-браузеры, инструменты разработки и другие инструменты поддерживают клавиатуру
Выполнение этого требования помогает пользователям клавиатуры, включая людей, использующих альтернативные клавиатуры, такие как клавиатуры с эргономичной раскладкой, экранные клавиатуры или переключатели устройств.Он также помогает людям, использующим распознавание голоса (ввод речи), управлять веб-сайтами и диктовать текст через интерфейс клавиатуры.
Требования доступности, связанные с доступностью клавиатуры (ссылки на технические характеристики)
Истории, связанные с доступностью клавиатуры
У пользователей достаточно времени, чтобы читать и использовать контент
Некоторым людям нужно больше времени, чем другим, чтобы читать и использовать контент. Например, некоторым людям требуется больше времени, чтобы набирать текст, понимать инструкции, управлять элементами управления или иным образом выполнять задачи на веб-сайте.
Примеры предоставления достаточного времени включают предоставление механизмов для:
- Остановить, продлить или отрегулировать временные ограничения, кроме случаев, когда необходимо
- Приостановить, остановить или скрыть перемещение, мигание или прокрутку содержимого
- Отложить или подавить прерывания, кроме случаев, когда необходимо
- Повторно аутентифицироваться по истечении сеанса без потери данных
Требования к доступности t
.
портфолио преподавателей | Центр обучения
Версия для печати
Что такое учебный портфель?
- Портфолио предоставляют задокументированные свидетельства преподавания из различных источников, а не только оценки учащихся, и предоставляют контекст для этих свидетельств.
- Процесс выбора и систематизации материалов для портфолио может помочь осмыслить и улучшить свое обучение.
- Портфолио — это шаг к более публичному, профессиональному взгляду на преподавание как на научную деятельность.
- Портфолио могут предложить взгляд на развитие с течением времени, помогая увидеть в обучении непрерывный процесс исследования, экспериментов и размышлений.
- Портфолио преподавателей фиксируют свидетельства всей преподавательской карьеры, в отличие от так называемых портфелей курсов, которые фиксируют свидетельства, относящиеся к одному курсу.
Зачем составлять учебное портфолио?
Портфолио
может служить любой из следующих целей.
- Соискатели вакансий на преподавательские должности могут использовать портфолио преподавателей для документирования эффективности своего преподавания.
- Преподаватели, претендующие на продвижение по службе или постоянную должность, также могут использовать портфолио преподавателей для документирования эффективности своего преподавания.
- Преподаватели и помощники преподавателей могут использовать портфолио преподавателей, чтобы проанализировать и усовершенствовать свои педагогические навыки и философию.
- Преподаватели и помощники преподавателей могут использовать портфолио преподавателей, особенно те, которые опубликованы в Интернете, чтобы «обнародовать» свое преподавание, чтобы получить комментарии от своих коллег и поделиться своими успехами в преподавании, чтобы их коллеги могли использовать их.Чтобы узнать больше о публичном изложении своего преподавания, см. Руководство CFT по стипендии преподавания и обучения.
Общие правила
- Начни сейчас! Многие из возможных компонентов портфолио преподавателей (см. Список ниже) трудно, если не невозможно, получить после того, как вы закончите преподавание курса. Сбор этих компонентов по ходу дела значительно упростит сборку вашего окончательного портфолио.
- Честно и точно представьте себя. Не пытайтесь представить себя идеальным учителем. Выделяйте, конечно, положительные моменты, но не игнорируйте полностью отрицательные.
- Будьте избирательны в том, какие материалы вы решите включить , но убедитесь, что они представляют собой срез вашего обучения, а не только один его аспект. Относительно небольшой набор хорошо подобранных документов более эффективен, чем большой нефильтрованный набор всех ваших учебных документов.
- Сделайте вашу организацию понятной для читателя. Используйте оглавление в начале и вкладки для разделения различных компонентов вашего портфолио.
- Убедитесь, что каждое свидетельство в вашем портфолио сопровождается каким-то контекстом и объяснением. Например, если вы включаете примерный план урока, обязательно опишите курс, студентов и, если вы действительно использовали план урока, подумайте, насколько хорошо он сработал.
Компоненты учебного портфеля
- Ваши мысли об обучении
- Рефлексивное «обучающее заявление», описывающее вашу личную философию обучения, стратегии и цели (см. «Философия преподавания»).
- Личное заявление с описанием ваших учебных целей на следующие несколько лет
- Документация вашего обучения
- Список преподаваемых и / или обучаемых курсов с записью и описанием ваших обязанностей
- Количество консультантов, аспирантов и студентов
- Учебные планы
- Описание курса с подробным описанием содержания, целей, методов и процедур оценки обучения студентов
- Списки чтения
- Назначения
- Экзамены и контрольные работы, оценочные и нет
- Раздаточные материалы, комплекты задач, конспекты лекций
- Описания и примеры использованных наглядных материалов
- Описание использования компьютеров и другой техники в обучении
- Видеозаписи вашего обучения
- Эффективность обучения
- Обобщенные оценки студентами преподавания, включая процент ответов и отношение к среднему показателю по отделению
- Письменные комментарии учащихся к оценкам класса
- Комментарии коллеги-наблюдателя или коллеги, преподающего тот же курс
- Заявления коллег по кафедре или из других мест по вопросам подготовки студентов к повышению квалификации
- Письма студентов, желательно незапрошенные
- Письма руководителя курса, заведующего отделом или председателя
- Заявления выпускников
- Материалы, демонстрирующие обучение студентов
- Баллы по стандартным или другим тестам до и после обучения
- Студенческие лабораторные и другие рабочие тетради
- Студенческие работы, эссе или творческие работы
- Оценочные работы лучших и самых бедных учеников с отзывами учителей ученикам
- Письменные отзывы преподавателя о работе студентов
- Мероприятия по совершенствованию обучения
- Участие в семинарах или профессиональных встречах по обучению
- Дизайн новых курсов
- Разработка междисциплинарных или совместных курсов или учебных проектов
- Использование новых методов обучения, оценивание обучения, выставление оценок
- Подготовка учебника, лабораторного руководства, учебных материалов и т. Д.
- Описание разработанных или реализованных проектов повышения квалификации
- Вклад в педагогическую профессию и / или ваше учреждение
- Публикации в учебных журналах
- Работы по обучению
- Обзоры готовящихся учебников
- Служба по учебным комиссиям
- Помощь коллегам по учебным вопросам
- Работа по пересмотру или развитию учебных программ
- Почести, награды или признания
- Педагогические награды факультета, колледжа или университета
- Педагогические награды по профессии
- Приглашения, основанные на репутации преподавателя, для проведения консультаций, проведения семинаров, написания статей и т. Д.
- Просьбы о совете по обучению комитетами или другими организованными группами
Образцы портфолио преподавателей
На веб-сайте Университета Вирджинии представлены образцы портфолио преподавателей по различным дисциплинам. Когда вы смотрите на эти портфолио, спросите себя:
- «Какие компоненты решил включить автор и какие из них наиболее эффективны при описании своего обучения?» и
- «Какие структурные и организационные решения принял автор при составлении портфолио?»
Образцы портфолио из Центра учебных материалов Университета Вирджинии
Портфолио электронного преподавателя
Чем электронные портфолио отличаются от печатных портфолио?
- Повышенная доступность: Портфолио преподавателей частично предназначены для того, чтобы сделать обучение общедоступным.Распространение портфолио в сети делает его еще более доступным для коллег и других людей.
- Мультимедийные документы: Технология позволяет включать не только печатные документы. Например, вы можете включить видеосъемку своего обучения, озвучку, содержащую контекст и размышления о портфолио, или учебные компьютерные программы или написанный вами код.
- Нелинейное мышление: Интернет способствует нелинейным отношениям между компонентами вашего учебного портфолио.Процесс создания портфолио в этой нелинейной среде может помочь вам по-новому взглянуть на свое обучение. Например, поскольку читатели могут исследовать электронное портфолио разными способами, создание электронного портфолио дает вам возможность подумать, как разные аудитории могут столкнуться с вашей работой и понять ее.
- Вопросы авторского права и конфиденциальности: Хотя примеры студенческих работ могут быть убедительным доказательством эффективности вашего преподавания, публикация этих примеров в Интернете представляет собой юридические проблемы с авторским правом и конфиденциальностью.Перед тем, как сделать это, поговорите с кем-нибудь из VU Compliance Program.
Какую роль портфели преподавателей играют на рынке труда?
- Согласно поиску 11 октября 2005 г. на сайте HigherEdJobs.com из 1000 объявлений о вакансиях преподавателей…
- 585 включить слова «преподавание философии»,
- 27 включают слова «обучающее заявление», а
- 28 включают слова «обучающее портфолио».
- Согласно результатам поиска в Хрониках от 11 октября 2005 г.com, из 2978 объявлений о вакансиях преподавателей / исследователей…
- 388 включают слова «преподавание философии»,
- 5 включают слова «обучающее заявление», а
- 8 включают слова «обучающее портфолио».
- Хотя эти данные показывают, что учебные портфолио не часто запрашиваются у соискателей вакансий на должности преподавателей, роль играет не только физический документ. Процесс создания обучающего портфолио — и размышления над вашим обучением — подготовит вас к…
- написать содержательное изложение философии преподавания и
- , чтобы более эффективно обсудить ваше обучение во время собеседований.
Прочие ресурсы
Следующие книги по портфолио преподавателей доступны для ознакомления в библиотеке Центра обучения.
- Селдин, Питер, Портфолио преподавателей: Практическое руководство по повышению эффективности и продвижению / решениям о сроках пребывания , 3-е издание, Анкер, 2004.
- Кембридж, Барбара, Электронные портфолио: новые методы обучения студентов, преподавателей и учебных заведений , Американская ассоциация высшего образования, 2001.
- Hutchings, Pat, ed., Портфолио курсов: как преподаватели могут изучить свое преподавание, чтобы продвинуть практику и улучшить обучение студентов , Американская ассоциация высшего образования, 1998.
- Мюррей, Джон П., Успешное развитие и оценка профессорско-преподавательского состава: полное портфолио преподавателей , Информационная служба ERIC по высшему образованию, 1997.
- Андерсон, Эрин, изд., Использование учебного портфеля в кампусе: двадцать пять профилей , Американская ассоциация высшего образования, 1993.
Следующие веб-сайты предлагают дополнительные ресурсы и стратегии для создания эффективных учебных портфелей:
- Разработка портфолио преподавателей, Центр разработки и исследований в области обучения Вашингтонского университета
- «Разработка портфолио преподавателей», Управление по развитию преподавательского состава и ТА, Государственный университет Огайо
- Портфолио преподавателей, периодический доклад Центра исследований в области обучения и преподавания Мичиганского университета
- «Что такое портфолио преподавателей?» От Управления учебных консультаций, UCSB.
- Curating A Teaching Portfolio, Центр эффективности преподавания Техасского университета в Остине
- Портфолио преподавателей, от Центра передового опыта в области преподавания при Университете Дюкена
- Пособие по портфолио преподавателей, от Университета Брауна
- «Портфолио преподавателей», статья, опубликованная Сетью профессионального и организационного развития (POD) в высшем образовании.
Это учебное пособие находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 Международная лицензия.
.