18.Экспериментальные методы в психологии.
Экспериментальная
методика в психологии сводится по
преимуществу к лабораторным (реже — к
естественным) исследованиям, в ходе
которых осуществляется предварительное
планирование и последующая организация
максимально корректных в
научно-методологическом отношении
экспериментов, имеющих то или иное
отношение к самым различным областям
психологической науки, включая почти
все направления прикладной психологии.
В частности, очень большое значение
для успешного развития экспериментальной
психологии имеет разработка эффективных
экспериментальных методов изучения
различных проблем и вопросов, связанных
с психофизиологией ощущений, восприятия,
развития, внимания, сознания, обучения,
памяти, мышления, языка. В последнее
время экспериментальные подходы стали
активно применяться в социальной
психологии, а также при исследовании
психологических мотивацийи
эмоций.
19.
Виды
эксперимента.
Различают
следующие виды экспериментальных
методов:
—
Лабораторный эксперимент
проводится в искусственно созданных
условиях, приближенных к реальным.
Результаты эксперимента с определенной
степенью достоверности переносятся в
реальную обстановку. —
Натуральный (естественный) эксперимент
проводится в условиях реальной
деятельности испытуемого: в учебном
классе, на самолете, в реально действующем
трудовом коллективе. В работе следователя
этот метод находит применение в виде
следственного эксперимента, когда
подозреваемого вывозят на предполагаемое
место преступления для подтверждения
его действий в реальной обстановке. —
Формирующий эксперимент
совмещает процедуры психологического
исследования, обучения, воспитания,
тренировки. Может проводиться в виде
тренингов, игр, решения конкретных
ситуаций и. т. д. -Метод не ограничивается
регистрацией результатов, а создает
специальные условия для развития
личностных качеств испытуемых. Широко
используется в педагогической психологии.
20.Достоинства и недостатки метода эксперимента.
Достоинства:
1. Обеспечивается
высокая точность результатов; 2. Возможны
повторные исследования в аналогичных
условиях; 3. Осуществляется почти полный
контроль за всеми переменными. Недостатки:
1. Условия деятельности испытуемых не
соответствуют реальности; 2. Испытуемые
знают о том, что они являются объектом
исследования.
Достоинства и недостатки эксперимента
Достоинства | Недостатки |
1.Обеспечивается высокая точность результатов | 1.Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности |
2.Возможны повторные исследования в аналогичных условиях | 2.Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований |
3. Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными |
В.
Искажения в эксперименте
Влияние личности экспериментатора на результат эксперимента
Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя)
Пигмалион был греческим скульптором, который по преданию изваял статую такой кросоты, что влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал именем Пигмалиона явление, когда экспериментатор неосознанно действует так, что «подсказывает» испытуемым правильный ответ, согласующийся с его предположением. Экспериментатор заинтересован в подтверждении своей гипотезы, поэтому стремится повлиять на данные в сторону подтверждения своих предположений.
Влияние состояний, склонностей испытуемого на результат психологического исследования
Эффект Хоторна
Если испытуемому известна принятая гипотеза, то вполне вероятно, что они непроизвольно или намеренно будут вести себя в соответствии с ожиданиями экспериментатора.
Также причиной искажения результатов может быть условие «воодушевления» испытуемых, вызванное самим фактом их участия в эксперименте. Желая доказать, что их выбрали не случайно, они демонстрируют повышенные результаты.
В.
Эффект Зайонца (или эффект аудитории) 1965г.
В присутствии других людей испытуемый реализует дополнительную мотивацию – желание нравится другим людям. Эта неучтенная мотивация приводит к повышению результатов или к тревожности испытуемого, что влияет на динамику зависимых переменных.
Присутствие публики влияет на скорость обучения испытуемого. Вначале наличие зрителей смущает испытуемого, после освоения решения задачи или, если требуется физическое усилие, публика облегчает дело.
Эффект плацебо
Представляет собой результат внушения испытуемым действия какого-то фактора. Если испытуемым сказать, что какое-то воздействие может иметь последствия для деятельности, то в своей деятельности испытуемые и показывают такое отклонение.
Эффект Барнума
Т.Барнум утверждал, что люди склонны принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки преподносятся под научным, магическим или ритуальным соусом.
Способы предотвращения искажений в эксперименте:
1. Применение «слепого метода» — исключение субъективных факторов, зависящих от экспериментатора. Н-р: при проведении эксперимента на исследование нарушения скорости реакции, точности восприятия и др. характеристик при использовании наркотиков, экспериментатор не должен знать, в какой группе сигареты с наркотиком, а в какой группе – обычные сигареты предлагаются испытуемым.
2. Применение «двойного слепого метода» поможет избежать искажений в эксперименте от влияния факторов, зависящих от экспериментатора и от испытуемого.
3. Инструкции необходимо давать как можно более безразличным тоном.
4. Разъяснение целей исследования способствует снижению вероятности того, что испытуемый сам придумает свою цель и в этом направлении станет искажать (занижать, увеличивать) показатели. Обычно сообщают неполную информацию, а не истинную цель эксперимента, чтобы изучить естественные реакции.
5. Для контроля можно использовать постэкспериментальное интервью с тем, чтобы узнать, что предполагал испытуемый в ходе исследования.
В.
Квазиэксперимент –(лат. приставка quasi — напоминающий что-то) план исследования, при котором экспериментатор отказывается от полного контроля за переменными ввиду его неосуществимости по объективным причинам. К этому типу относятся исследования с уровнем контроля, недостаточным для обоснования вывода о причинно-следственных отношениях между переменными. Н-р: корреляционное исследование, целью которого является установление статистически значимых связей между различными свойствами объекта или процесса. Несмотря на наличие статистически значимых значений, причина может быть вне связи.
Любой реальный эксперимент можно считать квазиэкспериментом, т.к. он отклоняется от «идеального».
В.
Опрос
Опрос –метод психологического исследования, содержащий ряд вопросов, ответы на которые могут быть даны в письменной или устной форме.
Беседа –метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации в диалоге.
Анкета –средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Н-р: испытуемый сообщает о себе: возраст, профессию, образование, место работы, должность, семейное положение и т.д.
«-« позволяет узнать мнение, а не действительность.
Опросник –метод, в котором испытуемому задают ряд письменных вопросов.
Виды вопросов
Закрытые:предполагают стандартный ответ: да, нет, не знаю, трудно сказать.
Гроза это страшно?
Открытые:предполагают ответ в свободной форме, ориентированный на качество.
Достоинства лабораторного эксперимента — Студопедия
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Прежде всего следует различать количественные и качественные методы исследования.
К количественным относятся методы, для которых основными являются процедуры измерения, категоризации и кодирования.
Эксперимент
Основным в традиционной социальной психологии является метод эксперимента.
Эксперимент — определенным образом организованное исследование, когда экспериментатор осуществляет планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрирует эффекты, производимые этими воздействиями на другие переменные.
Все эксперименты разделяют на лабораторные и естественные, в зависимости от того, где проводится исследование. Они имеют общие черты –
· экспериментатор произвольно вводит независимые переменные, контролирует их и изменения независимых переменных;
· для их проведения необходимо выделение экспериментальной и контрольной группы, чтобы результаты измерений могли сравниваться с некоторым эталоном.
Большинство экспериментов в социальной психологии было проведено в лабораторных условиях. Лабораторный эксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействий.
Достоинства лабораторного эксперимента
1. При изучении процессов, протекающих в мозге, познавательных психических процессов и многих других явлений необходимо точное измерение, которое можно осуществить только в лаборатории с использованием технических средств.
2. Эксперименты, проведенные в лаборатории, гораздо легче воспроизвести, а это важное условие для построения научных теорий в социальной психологии.
3. Многие эффекты, изученные в лабораторных условиях, могут гораздо сильнее проявляться в реальной жизни, что свидетельствует о том, что они не просто созданы в лаборатории. Например, в известном исследовании Милграма по изучению подчинения, участники могли остановить эксперимент в любой момент, но в реальной жизни есть сильное социальное давление и санкции, против того, кто не подчиняется нормам, поэтому подчинение авторитету может проявляться еще в более сильной степени.
Недостатками лабораторного эксперимента являются:
1. Низкая экологическая валидность — невозможность обобщения результатов. Эффект, наблюдаемый в лаборатории, может не иметь никакого отношения к реальной жизни вообще, кроме того эксперименты, проведенные на крысах, голубях или шимпанзе не могут дать нам информацию о сложном человеческом поведении.
2.Ограниченность лабораторного эксперимента связана с проблемой репрезентативности.В эксперименте участвует ограниченное число испытуемых, но полученные выводы обычно распространяются на более широкую популяцию. Чтобы эксперимент удовлетворял условию экологической валидности (т.е. возможности обобщать результаты на другие условия и других испытуемых), выборка должна быть репрезентативной. Вопрос о нерепрезентативнойвыборке возникает в тех случаях, когда в эксперименте участвуют добровольцы. Розенталь представил убедительные доказательства в пользу того, что добровольцы отличаются от остальных представителей популяции: они обладают высоким интеллектом, более общительны и являются представителями высшего социального класса. Иными словами, это нерепрезентативная выборка.
Такая же проблема возникает, когда большинство субъектов отбирается из ограниченной популяции — например, студентов колледжей. Подобная практика широко используется в США, поэтому социальную психологию часто называют «психологией студентов«. Осведомленность студентов, естественно будет оказывать влияние на выполнение заданий в ходе эксперимента.
3. Искусственность условий. Для многих людей лаборатория кажется неприятным или даже страшным местом, в результате чего они могут быть слишком покорными или испытывать неприятное чувство «давления» окружающей обстановки.
4. Даже в том случае, когда исследование организовано верно, остается еще несколько проблем, связанных с влиянием личностных особенностей экспериментатора и исследуемого, взаимодействия между ними, которые проявляются только в ходе эксперимента.
В литературе описывается эффект Розенталя, когда исследователь произвольно или непроизвольно действует так, что влияет на ход эксперимента. Например, если исследователь имеет высокую потребность в одобрении, то он попытается получить результаты, соответствующие выдвинуто гипотезе, чтобы услышать похвалу со стороны коллег, или он просто сфальсифицирует результаты, так как боится потерять работу или хочет преуспеть.
Личные качества экспериментатора — биосоциальные (раса, пол, возраст, социальный класс и т.д.) и психологические (интеллект, потребность в достижении, уровень тревожности и т.д.) могут влиять на поведение участников. Есть свидетельства, что привлекательные экспериментаторы-женщины способны добиваться от испытуемых мужчин лучших результатов, чем экспериментаторы-мужчины.
На результаты влияют также особенности испытуемого. Участники, которые нуждаются в одобрении, поддаются влиянию со стороны экспериментатора и они стремятся дать «правильный» ответ, чтобы получить одобрение со стороны экспериментатора.
Опасения могут возникнуть, когда испытуемый думает, что исследователь найдет отклонения от нормы, и возникающая при этом тревожность влияет на результат.
Многие просто хотят выглядеть лучше под влиянием действия фактора социальной желательности.
Для снижения влияния этих факторов есть две возможности: усиление контроля и создания новых техник. Усиления контроля связано с выбором схемы эксперимента. Кроме того, создаются специальные процедуры, например, слепой метод и двойной слепой метод. Когда используется слепой метод, то испытуемого просто обманывают, т.е. дают неверную информацию по поводу того, для чего проводится исследование. При двойном слепом методе сам экспериментатор, взаимодействующий с испытуемыми, не знает, какие воздействия оказаны на испытуемого и оказаны ли вообще.
Естественный эксперимент проводится в естественном окружении, в школе, больнице или на улице, во время профессиональной деятельности, общения и взаимодействия с другими людьми.
Исследование в естественном окружении позволяет преодолеть основной недостаток лабораторного эксперимента, невозможность обобщать с реальной ситуацией. Кроме того, в большинстве случаев участники полевого исследования не знают, что они участвуют в эксперименте. Но даже тогда, когда они знают о том, что вовлечены в исследование, это не сравнимо с чувством опасности и подозрения, возникающими лаборатории.
Основными недостатками естественного эксперимента являются
— невозможность контролировать побочные переменные,
— -трудность изменения независимой переменной и измерения зависимой.
Планирование эксперимента включает следующие этапы:
- во-первых, формулирование гипотезы, определение и операционализация исследуемых переменных.
- во-вторых, выбор схемы эксперимента, процедур контроля побочных переменных и составление репрезентативной выборки.
- в-третьих, выбор статистических методов для анализа полученных данных с учетом выбранной схемы эксперимента.
Но не всегда можно организовать эксперимент. * Представьте, что вы хотите проверить гипотезу о том, что правильные методы воспитания оказывают благотворное влияние на психику формирующегося человека, и, став взрослым, люди имеют лучшую психическую приспособленность, и легко адаптируются в социальной среде. Или, чем больше рост человека, тем более успешен он в профессиональной деятельности. Может возникнуть предположение о том, что люди, имеющие способности к гуманитарным наукам, отстают в естественных. Для проверки этих гипотез нельзя провести активный эксперимент. В одних случаях это практически неосуществимо (нельзя варьировать рост, способности, пол и т.д.), в других — это неэтично (нельзя заставить родителей использовать плохие методы воспитания).
В таких случаях проводят корреляционные исследования, когда не производится воздействие на ситуацию, а просто изучается связь между существующими переменными, но в отличие от эксперимента нельзя говорить о причинно-следственных отношениях.
Метод эксперимента. Виды эксперимента — Учебное пособие
метки: Исследователь, Испытуемый, Изменение, Ситуация, Психический, Исследование, Состояние, Беседа
Методы психологического исследования
Методы— это способы, посредством которых познается предмет науки.
В психологии для подтверждения или опровержения правомерности гипотезы используются методы: наблюдение, эксперимент, беседа, психодиагностическое исследование.
Наблюдение. Способ работы, при котором исследователь, не вмешиваясь в события, лишь отслеживает их изменение. Невмешательство исследователя является наиболее важной характеристикой метода.
Достоинством метода является то, что объект наблюдения, в основном, не ощущает себя таковым (т.е. не знает, что за ним наблюдают) и в обычных для него ситуациях – на работе, на уроке, в игре и др. ведет себя естественно.
Недостатками метода являются: 1 .исследователь в какой-то мере может предвидеть, что в ситуации, которую он наблюдает, могут происходить некоторые изменения, но он не в состоянии их контролировать; 2.исследователь по различным причинам не может зафиксировать все изменения ситуации и выделяет те, которые считает для себя наиболее важными; 3.исследователь, стремясь найти подтверждение своей гипотезы, может бессознательно игнорировать противоречащие ей факты.
Чтобы избежать подобной субъективности, наблюдение проводится не одним, а несколькими исследователями, ведущими независимые протоколы, применяются технические средства (аудио- и видеотехники), составляются специальные шкалы оценки поведения объекта.
Эксперимент — это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состояния
Манипулирование переменными – одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Если исследователя интересует какая-либо связь явлений между собой, то в эксперименте можно, создав определенную ситуацию, внести новый элемент и определить, возникнет ли то изменение в ситуации, которого исследователь ожидает как следствие произведенного им изменения.
5 стр., 2242 слов
Методы психолого-педагогических исследований 2
… котором используется метод наблюдения, в значительной степени зависит от самого исследователя, от его «культуры наблюдения». Необходимо учитывать … противоречия мира, в котором он живет. Изменение. Процесс участия в интервью может приводить респондента … в зависимости от ситуации. Метод феноменологического анализа в аспекте психологических методов можно рассматривать как метод анализа переживания …
Эксперимент бывает четырех видов: лабораторный (проводится в условиях лаборатории), естественный (проводится в реальных жизненных условиях), констатирующий (ограничивается констатацией изменений изучаемых психических явлений), формирующий (предусматривает целенаправленное воздействие экспериментатора на изучаемое психическое явление).
Недостатком метода является тот факт, что трудно организовать экспериментальное исследование таким образом, чтобы испытуемый не знал о том, что является таковым. Поэтому у испытуемого возможно появление скованности, сознательной или бессознательной тревоги, боязни оценки и прочее.
Беседа вспомогательный метод получения информации на основе разговора. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. Однако при проведении беседы перед исследователем встанут трудно разрешимые проблемы, касающихся откровенности испытуемого, его отношения к исследователю. При недостаточном психологическом контакте с исследователем у испытуемого может возникнуть боязнь, подозрительность, недоверие и стремление уйти из ситуации с помощью стандартных, стереотипных ответов. И наоборот, при хорошем отношении к исследователю у испытуемого может появиться бессознательное стремление угодить ему, ожидаемым ответом.
Успех беседы зависит от квалификации исследователя, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выражать свои мысли и «отделять» личные отношения от содержания беседы.
Методы диагностики.
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны и выявлять устойчивые психологические характеристики.
5 стр., 2092 слов
Характеристика испытуемых и методы исследования
Характеристика испытуемых и методы исследования Цель курсовой работы: изучить психоэмоциональные состояния незамужних матерей. Задачи: Изучить эмоциональные состояния незамужних матерей. Выявить психические состояния незамужних матерей. Выявить личностные особенности указанного контингента. Изучить особенности защитно-совладающего поведения незамужних матерей. Провести сравнение психоэмоциональных …
Метод эксперимента. Виды эксперимента
Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений. Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Специфика метода эксперимента:
1. Активная позиция исследователя. Исследователь может вызывать психическое явление столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.
2. Создание заранее продуманной искусственно созданной ситуации, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче определить.
3. При экспериментальных исследованиях важно, чтобы все испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др.
4. Достоверность проверяемой гипотезы достигается либо многократным повторением опытов, либо за счёт достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.
5. Результаты каждого опыта записываются в протоколе, где фиксируются общие сведения об испытуемых, указывается характер экспериментальной задачи, время опыта, количественные и качественные результаты эксперимента, особенности испытуемых: действия, речь и т.д.
6. При эксперименте с детьми очень важно иметь в виду, что задача ребёнком может восприниматься не так, как её сформулировали, а по-другому.
Виды эксперимента:
1.Лабораторный эксперимент – проводится в преднамеренно созданных условиях (специально оборудованном помещении), с использованием средств регистрации полученных данных, действия испытуемого определяются инструкцией.
2.Естественный эксперимент – организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор почти не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Исследователь до начала своей работы знакомиться с детьми, принимает активное участие в их жизни, поэтому занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.
3 стр., 1307 слов
Эмоций. основывалась на экспериментах, в которых испытуемым делались инъекции возбуждающего препарата.
Теории эмоций в объяснении их происхождения и функций. Теория эмоций В. Вундта — теория структуры эмоций. 3 измерения эмоций: удовольствие — неудовольствие, успокоение — возбуждение, напряжение — разрядка. Э.Б. Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми факторами. Концепция выразительных движений Ч. Дарвина. Теория происх-я эмоций, в кот. сформул-но предположение о том, что …
3. Формирующий эксперимент – его замысел состоит в искусственном воссоздании (моделировании) процесса психического развития. Цель – изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования.
Экспериментальные методы — Студопедия
Лабораторный эксперимент. Главная характеристика лабораторных экспериментов заключается в способности исследователя контролировать и изменять наблюдаемые переменные.
Достоинства лабораторного эксперимента:
• Благодаря способности экспериментатора нейтрализовать воздействие внешних переменных можно установить причинно-следственные связи.
• В лабораторных условиях у экспериментатора имеется возможность оценить поведение с большей точностью, чем в естественной обстановке.
• Лаборатория позволяет исследователю упростить сложные ситуации, возникающие в реальной жизни, разбивая их на простые составные части.
Недостатки лабораторного эксперимента:
• Утверждается, что лабораторные условия плохо соотносятся с реальной жизнью, результаты нельзя экстраполировать на внешний мир.
• Участники могут реагировать на лабораторную обстановку, либо подстраиваясь под требования эксперимента, либо действуя неестественным образом из-за беспокойства о суждениях экспериментатора.
• Экспериментатору часто приходится вводить в заблуждение участников, чтобы избежать указанных выше искажений при лабораторных исследованиях. Это серьезные вопросы, связанные с этикой подобных исследований.
Полевой эксперимент. В этой категории экспериментов искусственная лабораторная обстановка заменяется более естественной. Участники не знают о своем участии в эксперименте.
Достоинства полевого эксперимента:
• Сосредоточиваясь на поведении в естественной обстановке, экспериментатор укрепляет внешнюю валидность своих открытий.
• Поскольку субъекты не знают о своем участии в эксперименте, снижается вероятность предчувствия оценки.
• Экспериментатор сохраняет контроль над независимой переменной и, следовательно, по-прежнему способен устанавливать причинно-следственные отношения.
Недостатки полевого эксперимента:
• Поскольку многие манипуляции с независимой переменной проводятся довольно аккуратно, они могут остаться незамеченными для участников. Сходным образом нюансы реакции участников могут остаться незамеченными для экспериментатора.
• По сравнению с лабораторной обстановкой, экспериментатор почти не может контролировать воздействие внешних переменных, которые могут нарушить чистоту причинно-следственных отношений.
• Поскольку участники не знают о своем участии в эксперименте, возникают проблемы этического характера, такие как вторжение в личную жизнь и отсутствие осведомленного согласия.
Естественный эксперимент. Эта категория экспериментов не считается «настоящей», так как независимая переменная не находится под прямым контролем экспериментатора.
Достоинства естественного эксперимента;
• Поскольку происходит исследование реальных жизненных ситуаций, исследователь получает возможность изучать проблемы, представляющие высокий общественный интерес, что может иметь важные практические последствия.
• Из-за отсутствия прямых манипуляций с участниками эксперимента возникает меньше этических проблем.
Недостатки естественного эксперимента:
• Поскольку экспериментатор практически не контролирует изучаемые переменные, установление причинно-следственных связей носит весьма спекулятивный характер.
• Поскольку на поведение влияют разные факторы, неизвестные или неподконтрольные исследователю, естественные эксперименты крайне трудно продублировать в тех же условиях.
краткое описание, недостатки и достоинства
В рамках познания окружающей реальности научный инструментарий предлагает немало средств эмпирического, то есть опытного исследования. Эксперимент является одним из самых эффективных, поскольку в его основе лежат принципы повторности и доказательности фактами. Что еще важно, метод эксперимента позволяет изучать отдельные явления независимо от случайных факторов, что отличает его от традиционного наблюдения.
По сравнению с практическим познанием посредством наблюдений, эксперимент организуется как подготовленное исследование, перед которым ставится конкретная задача с заранее установленными параметрами интерпретации результата. Важной особенностью является и участие исследователя в процессе такого познания. К тому же метод научного эксперимента именно благодаря возможностям организации его повторного проведения в тех же условиях отличается точностью и более достоверными сведениями. Таким образом можно устанавливать причинные связи между отдельными элементами эксперимента, выявляя и другие свойства с закономерностями в том или ином явлении.
В организации экспериментов нередко задействуются измерительные приборы и техническое оснащение, позволяющее обеспечить корректность данных. Классическое описание метода эксперимента можно представить как лабораторный процесс исследования, поскольку он полностью контролируется автором, но существуют и другие концепции данного способа познания реальности, которые будут рассмотрены ниже.
Экспериментальные модели
Обычно выделяют безупречные и случайные эксперименты. К первым относится модель организации, которая по тем или иным причинам не может быть реализована на практике, то есть в условиях научного наблюдения. Этот прием не только помогает выполнить поставленную задачу относительно изучения объекта, но и способствует совершенствованию экспериментального метода путем выявления отдельных ошибок. Что касается модели случайного эксперимента, то он строится на концепции случайного опыта, который может соответствовать реальному испытанию, но результат его будет непредсказуем. Случайный метод эксперимента требует соблюдения широкого ряда требований. Например, подготовленная математическая модель исследования в нем должна адекватно описывать эксперимент. Также при постановке задачи исследователи точно определяют модель, в рамках которой будут сопоставляться начальные математические данные для эксперимента и полученные результаты.
На какие типы делится метод эксперимента?
На практике чаще всего используются физические, компьютерные, мыслительные и критические эксперименты. Наиболее распространен физический эксперимент, который заключается в познании природы. Благодаря таким экспериментам, в частности, выявляются ошибочные гипотезы физики, которые изучались в рамках теоретического исследования. Компьютерные эксперименты подключают к процессу ЭВМ. В ходе испытаний специалисты обрабатывают исходные данные о конкретном объекте, как результат выдавая информацию о выявленных свойствах и характеристиках. Мыслительный метод эксперимента может затрагивать разные сферы исследования, в том числе физику и философию. Его принципиальным отличием является воспроизведение условий реальности не на практике, а в воображении. В свою очередь, критические эксперименты ориентированы не на изучение конкретных объектов или явлений, а на подтверждение или опровержение определенной гипотезы или теории.
Особенности психологических экспериментов
Отдельную группу экспериментов представляет психологическая сфера, обуславливающая свою специфику. Главным предметом изучения в этом направлении является психика. Соответственно, условия проведения исследований будет определять непосредственно жизнедеятельность испытуемого. И здесь можно отметить некоторое противоречие с базовыми принципами рассматриваемого метода как такового. По сравнению с другими видами исследования нельзя рассчитывать на полный контроль и создание условий испытания. Исходить можно только из необъективных данных, которые предоставит психологический эксперимент. Метод психологического исследования также не позволяет выделить один из процессов психической деятельности, поскольку экспериментальные воздействия оказывают влияние на организм в целом. Подобные исследования могут проводиться и над людьми, и над животными. В первом случае условия проведения иногда предусматривают изначальный инструктаж испытуемого.
Естественные и лабораторные эксперименты
Данное разделение также входит в концепцию психологического эксперимента. Естественные исследования можно в определенной степени соотнести с научным наблюдением, поскольку в данном случае предполагается минимальное вмешательство в ход психической деятельности испытуемого. К слову, отсюда происходит и существенное преимущество естественного метода. Испытуемый благодаря отсутствию вмешательства в его жизнедеятельность в процессе эксперимента может оставаться в неведении. То есть на нем никак не скажется сам факт проведения исследования. С другой стороны, из-за отсутствия возможности контроля данный метод научного эксперимента в психологии считается малоэффективным. Противоположные характеристики обуславливают и преимущества лабораторного эксперимента. В таких исследованиях испытатель может по возможности искусственно организовывать процесс изучения, акцентируя внимание на конкретных, интересующих его фактах. Но и в этом случае необходимость тесного взаимодействия между исследователем и испытуемым определяет субъективность полученного результата.
Преимущества экспериментального метода
К достоинствам такого подхода в исследованиях в первую очередь относится подконтрольность условий. Исследователь организует процесс в соответствии с его возможностями и ресурсами, что значительно облегчает работу. Также достоинства метода эксперимента обуславливаются возможностью его повторов, что позволяют уточнить данные без поправок на изменения условий проведения испытания. И напротив, гибкие возможности коррекции процесса позволяют отслеживать динамику изменения определенных качеств и свойств объекта.
Конечно, главным преимуществом данной методики является точность данных. Этот параметр будет зависеть от того, насколько верно были подготовлены условия процесса, но в заданных рамках и параметрах можно рассчитывать на высокую степень достоверности. Особенно преимущества таких испытаний в плане точности обнаруживает метод наблюдения. Эксперимент на его фоне более контролируем, что позволяет исключить сторонние факторы вмешательства в процесс исследования.
Недостатки метода
В основном слабые места экспериментальных методов относятся к организационным ошибкам. Здесь также стоит провести сравнение с наблюдением, которое именно в плане условий будет предельно корректным. Другой вопрос, что в отличие от наблюдения эксперимент по всем параметрам является фиксированным процессом. Кроме того, недостатки метода эксперимента связаны с невозможностью искусственного повторения явлений и процессов. Не говоря о том, что отдельные сферы применения технологии требуют существенных материальных вложений в организацию.
Примеры использования экспериментов
Один из самых первых экспериментов был проведен Эратосфеном Киренским, изучавшим физические явления. Суть его исследования заключалась в вычислении радиуса Земли естественным способом. Он использовал градус отклонения Солнца от Земли во время летнего солнцестояния, что позволило путем соотнесения параметров с расстоянием до точки, на которой вовсе отсутствовало отклонение, сделать вывод о том, что радиус составляет 6300 км. Разница с фактическим показателем составляет всего 5%, что говорит в высокой точности, с которой был выполнен метод. Эксперимент, примеры которого отражены в психологии, не может претендовать на математическую точность, но и они заслуживают внимания.
Так, в 1951 г. группа исследователей провела групповой эксперимент, целью которого было изучение конформизма. Участникам предлагалось давать ответы на несложные вопросы относительно количества и расположения палочек, которые якобы проверяли зрение. При этом всем, кроме одного участника, была дана команда давать ложные результаты – на выявлении этой разницы и основывался метод. Эксперимент, примеры которого множество раз были воспроизведены, в итоге давал неутешительные результаты. Участники, остававшиеся один на один с заведомо неправильным, но доминирующим мнением, в большинстве случаев также соглашались с ним.
Заключение
Экспериментальные исследования, несомненно, расширяют и делают глубже представление человека об окружающем мире. Тем не менее далеко не во всех сферах может использоваться данный метод. Наблюдения, эксперимент и опыты в комплексе дают куда больше информации, дополняя друг друга. Есть направления, в которых изучение возможно разными методами по отдельности, но в интересах рационализации научные центры все чаще применяют комбинированные подходы. В то же время надо признать, что основополагающую роль в контексте разработки теорий и гипотез все же имеет экспериментальное исследование.
17. Достоинства и недостатки метода эксперимента
Достоинства |
Обеспечивается высокая точность |
результатов |
Возможны повторные исследования в |
аналогичных условиях |
Осуществляется почти полный |
контроль за всеми переменными |
Недостатки
Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности
Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований
18. Особенности естественно-научного и формирующего эксперимента (по Ю.В. Громыко, В.В. Давыдову)
Естественно-научный эксперимент
Строится исходя из представления, что воспроизводимый в его структуре объект существует сам по себе, естественно, натурально
Строится на монопредметной идеализации/выделенной внутри данного предмета
Средство организации и технологии исследовательского поиска
Опирается на критерии истинности
Формирующий эксперимент
Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения
Является комплексным и полидисциплинарным и предполагает либо использование одновременно нескольких идеализации, либо построение на основе принципов конфигурации новой идеализации
Помимо исследования включает элементы проектирования
Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа последствий
19. Основные этапы психологического исследования
Симметричность этапов
20. Валидность исследования (по В.Н. Дружинину)
Валидность исследования
оценка проведенного эмпирического исследования с точки зрения«правильности» его организации и возможности считать полученные результаты и сделанные выводы достоверными
Конструктивная валидность выражает адекватность метода интер- претации экспериментальных данных теории; она характеризует правильность обозначения (интерпретации причины и эксперимен- тального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории
Операциональная валидность —
это мера соответствия методик и плана исследования проверяемой гипотезе
Теория
Идеальный эксперимент Внутренняя валидность Эксперимент
Реальность
Внутренняя валидность — это мера соответствия реаль- ного эксперимента идеальному; критерий оценки планиро- вания и проведения исследования, позволяющий считать достоверными выводы относительно именно представлен- ной в гипотезе зависимости (а не какой-то другой)
Внешняя валидность — это мера соответствия экс- периментальной процедуры реальности; критерий оценки исследования с точки зрения решения проблем соответствия сформулированных в гипотезе перемен- ных и реализованных методически условий тем, на которые осуществляется обобщение полученных результатов
21. Факторы, нарушающие внутреннюю валидность исследования (по Д. Кэмпбеллу)
Факторы выборки
Селекция
Статическая
регрессия
Эксперимен- тальный отсев
Естественное
развитие
неэквивалентность групп по составу, которая вызывает системати- ческую ошибку в результатах
частный случай ошибки селекции, когда группы отбирались на основе «крайних» показателей
неравномерное выбывание испытуемых из сравниваемых групп, приводящее к неэквивалентности групп по составу
изменение испытуемых, являющееся следствием течения времени, без связи с конкурентными событиями: изменение состояния (голод, усталость, болезнь и др.), свойств индивида (возрастные перемены, накопление опыта и др.)
22. факторы, нарушающие внешнюю валидность исследования (по Д. Кэмпбеллу)
Эффект
тестирования
Условия
проведения
исследования
Взаимодействи е факторов
Интерференци я экспери- ментальных воздействий
уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования, так как генеральная совокупность предварительному тестирова- нию не подвергается, то результаты для нее могут быть нерепре- зентативными
они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент; следова- тельно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участие в эксперименте, этими лицами является вся совокуп- ность, кроме экспериментальной выборки
взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия; их следствия — артефакты
испытуемые обладают памятью и обучаемостью; если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий
Тема 3
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Междисциплинарный подход к деятельности
2.Основные аспекты анализа деятельности
3.Деятельностный подход к изучению психики
4.Сущность и структура деятельности
5.Деятельность как объяснительный принцип психики
6.Семантические дерева понятий о деятельности и психической деятельности
7.Психологическое строение индивидуальной деятельности
8.Основные положения психологической теории деятельности
9.Основные аспекты анализа действия
10.Виды действий
11.Компоненты действия и их функции
12.Параметры действия
13.Теория планомерного формирования умственных действий и понятий
8 Основные преимущества и недостатки экспериментальных исследований — Green Garage
Экспериментальные исследования, обычно используемые в таких науках, как социология, психология, физика, химия, биология и медицина, представляют собой набор исследовательских проектов, в которых используются манипуляции и контролируемое тестирование для понимания случайных процессов. Чтобы определить влияние на зависимую переменную, необходимо изменить одну или несколько переменных.
Экспериментальные исследования использованы где:
- приоритет времени в причинно-следственной связи.
- последовательность в причинно-следственной связи.
- величина корреляции велика.
В самом строгом смысле экспериментальное исследование называется настоящим экспериментом. Здесь исследователь манипулирует одной переменной и контролирует или рандомизирует остальные переменные. В исследовании участвует контрольная группа, в которой субъекты распределяются между группами случайным образом. Исследователь проверяет только один эффект за раз. Переменные, которые необходимо проверить и измерить, также должны быть известны заранее.
Еще один способ определить экспериментальное исследование — это квазиэксперимент. Здесь ученые активно на что-то влияют, чтобы увидеть последствия.
Цель экспериментальных исследований — предсказание явлений. В большинстве случаев эксперимент построен так, чтобы можно было объяснить некоторые виды причинно-следственной связи. Экспериментальные исследования полезны для общества, поскольку помогают улучшить повседневную жизнь.
Когда исследователь выбирает интересующую тему, он пытается определить исследовательскую проблему, что действительно помогает, поскольку сужает область исследования, таким образом, они могут изучить ее более подходящим образом.Как только проблема исследования определена, исследователь формулирует исследовательскую гипотезу, которая затем проверяется на нулевой гипотезе.
В экспериментальных исследованиях огромную роль играют группы выборки, поэтому их следует выбирать правильно, особенно если в эксперименте участвует более одного условия. Одна из групп образцов обычно служит контрольной группой, а другие используются для экспериментальных условий. Определение групп выборки осуществляется различными способами, в том числе:
- вероятностная выборка
- Невероятностная выборка
- простая случайная выборка
- удобная выборка
- стратифицированная выборка
- систематический отбор проб
- кластерная выборка
- последовательная выборка
- непропорциональная выборка
- оценочная выборка
- Выборка снежков
- квотная выборка
Возможность уменьшить количество ошибок выборки важна, когда исследователи хотят получить достоверные результаты своих экспериментов.Таким образом, исследователи часто вносят коррективы в размер выборки, чтобы уменьшить вероятность случайных ошибок.
Все это говорит о том, каковы популярные примеры экспериментальных исследований?
Эксперимент Стэнли Милгрэма — Проводится, чтобы определить, подчиняются ли люди приказам, даже если это явно опасно. Он был создан, чтобы объяснить, почему многие люди были убиты нацистами во время Второй мировой войны. Убийства были совершены после того, как был отдан приказ. Фактически считалось, что военные преступники просто следуют приказам и, следовательно, не несут ответственности за свои действия.
Закон сегрегации — на основе эксперимента с горохом Менделя, проведенного в 19 веке. Грегори Мендель был австрийским монахом, который учился в Венском университете. Он ничего не знал о процессе, лежащем в основе унаследованного поведения, но нашел правила о том, как характеристики передаются из поколения в поколение. Мендель был в состоянии генерировать проверяемые, а не наблюдательные данные.
Эксперимент с воздушным змеем Бена Франклина — считается, что Бенджамин Франклин открыл электричество, запустив своего воздушного змея в грозовое облако, получив в результате удар током.Это не обязательно так, но эксперимент с воздушным змеем стал важным вкладом в физику, поскольку он расширил наши знания о природных явлениях.
Но, как и в любом другом исследовании, есть определенные стороны, которые поддерживают этот метод, и другие, которые находятся на противоположной стороне. Вот почему:
Список преимуществ экспериментальных исследований
1. Контроль над переменными
Этот вид исследования направлен на управление независимыми переменными, чтобы удалить посторонние и нежелательные переменные.
2. Определить причинно-следственную связь легко.
Из-за своей экспериментальной конструкции, этот вид исследования манипулирует переменными, так что причинно-следственную связь можно легко определить.
3. Обеспечивает лучшие результаты
При проведении экспериментальных исследований существуют особые настройки контроля, а также строгие условия, которых необходимо придерживаться. При наличии этих двух параметров можно добиться лучших результатов. При таком исследовании эксперименты можно повторить, а результаты снова проверить.Получение лучших результатов также дает исследователю дополнительную уверенность.
Другие преимущества экспериментального исследования включают в себя понимание методов обучения, проведение экспериментов и комбинирование методов для повышения жесткости, определения лучших для людей и обеспечения большой переносимости.
Список недостатков экспериментальных исследований
1. Не всегда могут проводить эксперименты
Некоторые проблемы, такие как этические или практические причины, могут помешать началу эксперимента.Во-первых, не каждая переменная, которой можно манипулировать, должна быть.
2. Создает искусственные ситуации
Экспериментальные исследования также подразумевают контроль нерелевантных переменных в определенных случаях. Таким образом, это создает несколько искусственную ситуацию.
3. Возможны человеческие ошибки
Исследователи тоже люди и могут ошибаться. Однако вне зависимости от того, была ли ошибка совершена машиной или человеком, остается ясно одно: это повлияет на результаты исследования.
Другие проблемы, названные недостатками, включают личные предубеждения, ненадежные образцы, результаты, которые могут быть применены только в одной ситуации, и сложность измерения человеческого опыта.
Также упоминается как недостаток то, что результаты исследования не могут быть обобщены в реальной жизни. Кроме того, экспериментальные исследования занимают много времени и могут быть очень дорогими.
4. На участников может влиять окружающая среда.
На тех, кто участвует в испытаниях, может влиять окружающая среда.Таким образом, они могут давать ответы не на основании того, что они действительно чувствуют, а на том, что, по их мнению, исследователь хочет услышать. Вместо того, чтобы обдумывать, что они чувствуют и думают о предмете, участник может просто согласиться с тем, что, по их мнению, пытается достичь исследователь.
5. Манипуляция переменными не считается полностью объективной
Экспериментальные исследования в основном связаны с манипуляциями с переменными, а практика не рассматривается как объективная. Как упоминалось ранее, исследователи активно пытаются повлиять на переменную, чтобы увидеть последствия.
Об авторе
Брэндон Миллер имеет степень бакалавра искусств. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь.
,
Очерк экспериментальной методики, ее достоинства и недостатки
Все социологические исследователи используют собранные данные для проверки своих гипотез, но способы и методы варьируются от одного социологического исследования к другому. Есть четыре общих метода: тематическое исследование, эксперимент, наблюдение и опрос. Эксперимент — это научный метод, при котором данные собираются для проверки, чтобы подтвердить гипотезу с использованием либо независимых переменных в закрытой среде, либо зависимых переменных в открытой среде.
Есть два типа экспериментов: лабораторный эксперимент, который, как следует из названия, проводится в лаборатории, и полевой эксперимент, проводимый в естественной среде. Сторонники позитивизма поддерживают использование эксперимента из-за его многочисленных преимуществ. Карл Поппер, например, считал, что экспериментальный метод чрезвычайно полезен, потому что он позволяет с точностью делать и многократно проверять прогнозы, за которые он выступает. Благодаря его точности в получении научных результатов исследователи могут быть более уверены, поскольку их теории могут быть проверены с научной точки зрения.
В лабораторных экспериментах независимые переменные можно контролировать и манипулировать ими по своему желанию. Они могут изолировать переменные и добавлять переменные для измерения влияния зависимых переменных, которые они изучают. Это позволяет им делать прогнозы и устанавливать корреляции, причинные связи и предполагаемые законы между переменными. Например, если исследователи хотят найти лекарство от болезни, например рака, он или она могут выделить зависимые переменные и добавить внешние элементы, независимую переменную, чтобы увидеть эффект такого действия, может ли независимая переменная устранить рак. клетки.
Затем результат будет наблюдаться, измеряться и количественно оцениваться. Это еще одно преимущество лабораторного эксперимента. Результат можно наблюдать объективно, и оценочное суждение исследователей будет иметь меньшее влияние на результат или не повлияет на него.
Лабораторный эксперимент также способствует …
Продолжить чтение
Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ
,
Экспериментальные исследования — Определение, виды конструкций и преимущества
Экспериментальные исследования
Определение:
Экспериментальное исследование — это исследование, проводимое с использованием научного подхода с использованием двух наборов переменных. Первый набор действует как константа, которую вы используете для измерения различий второго набора. Например, количественные методы исследования носят экспериментальный характер.
Если у вас недостаточно данных для обоснования своих решений, вы должны сначала установить факты.Экспериментальные исследования собирают данные, необходимые, чтобы помочь вам принимать более обоснованные решения.
Любое исследование, проводимое в научно приемлемых условиях, использует экспериментальные методы. Успех экспериментальных исследований зависит от того, подтвердят ли исследователи, что изменение переменной основано исключительно на манипуляции с постоянной переменной. Исследование должно установить заметную причину и следствие.
Вы можете проводить экспериментальные исследования в следующих ситуациях:
- Время — жизненно важный фактор в установлении причинно-следственной связи.
- Неизменное поведение причины и следствия.
- Вы хотите понять важность причины и следствия.
Дополнительная информация: количественное исследование рынка
Виды дизайна экспериментальных исследований
Классическое определение экспериментального дизайна: «Методы, используемые для сбора данных в экспериментальных исследованиях».
Существует три основных типа экспериментального дизайна:
- Предэкспериментальный исследовательский проект
- Настоящий экспериментальный план исследования
- Квазиэкспериментальный проект исследования
Способ классификации предметов исследования на основе условий или групп определяет тип дизайна.
1. Предэкспериментальный план исследования: Группа или различные группы находятся под наблюдением после применения причинно-следственных факторов. Вы проведете это исследование, чтобы понять, необходимо ли дальнейшее расследование для этих конкретных групп.
Вы можете разбить доэкспериментальные исследования на три типа:
- Одноразовое исследование Пример исследования
- Одногрупповое предварительное и последующее тестирование Дизайн исследования
- Сравнение статических групп
2.Настоящий план экспериментального исследования: Истинное экспериментальное исследование основывается на статистическом анализе для подтверждения или опровержения гипотезы, что делает его наиболее точной формой исследования. Из всех типов экспериментального дизайна только истинный план может установить причинно-следственную связь внутри группы. В настоящем эксперименте необходимо удовлетворить три фактора:
- Есть контрольная группа, которая не будет подвергаться изменениям, и экспериментальная группа, которая испытает измененные переменные.
- Переменная, которой может управлять исследователь
- Случайное распределение
Этот экспериментальный метод исследования обычно применяется в физических науках.
3. Квазиэкспериментальный план исследования: Слово «квази» указывает на сходство. Квазиэкспериментальный план похож на экспериментальный, но это не то же самое. Разница между ними заключается в назначении контрольной группы. В этом исследовании используется независимая переменная, но участники группы не назначаются случайным образом.Квази-исследование используется в полевых условиях, когда случайное распределение не имеет значения или не требуется.
Узнать больше: Исследование рынка
Преимущества экспериментальных исследований
Жизненно важно проверять новые идеи или теории. Зачем тратить время, силы и средства на то, что может не сработать?
Экспериментальное исследование позволяет проверить вашу идею в контролируемой среде, прежде чем вывести ее на рынок. Это также лучший метод проверки вашей теории благодаря следующим преимуществам:
- Исследователи сильнее контролируют переменные для получения желаемых результатов.
- Предмет или отрасль не влияют на эффективность экспериментального исследования. Любая отрасль может внедрить его в исследовательских целях.
- Результаты конкретны.
- Проанализировав результаты, вы можете применить свои выводы к аналогичным идеям или ситуациям.
- Вы можете определить причину и следствие гипотезы. Исследователи могут дополнительно проанализировать эту взаимосвязь, чтобы выработать более глубокие идеи.
- Экспериментальное исследование — идеальная отправная точка.Собранные вами данные — это фундамент, на котором можно строить больше идей и проводить больше исследований.
Хотите ли вы узнать, как публика отреагирует на новый продукт, или если определенные продукты питания увеличивают вероятность заболевания, экспериментальные исследования — лучшее место для начала. Начните свое исследование с поиска субъектов с помощью QuestionPro Audience и других инструментов уже сегодня.
,
Преимущества и недостатки использования различных методов исследования — Болтливый человек
Экспериментальный метод
Преимущества экспериментального метода:
Недостатки экспериментального метода:
- Искусственное окружение типичное
- Возможные причинные выводы
- Навязчивость обычно высокая
- Возможность точного измерения
- Сложное поведение, которое трудно измерить
- Возможна проверка теории
- Неструктурированные поисковые исследования сложны
Корреляционное наблюдение
Преимущества корреляционного наблюдения:
- Можно найти взаимосвязи между переменными
Недостатки корреляционного наблюдения:
- Причинно-следственные выводы невозможны
- Обычно возможно точное измерение
- Управление переменными сложное
- Навязчивость обычно низкая
- Требуется много участников
Этнография
Преимущества этнографии:
- Можно описать незнакомые ситуации
Недостатки этнографии:
- Управление переменными невозможно
- Можно описать сложное поведение
- Точное измерение затруднено
- Навязчивость низкая
- Возможна систематическая ошибка исследователя
- Гуманистическое отношение к участникам
- Причинно-следственные выводы невозможны
Анкеты
Преимущества анкет:
- Эффективный сбор данных
Недостатки анкет:
- Причинно-следственные выводы невозможны
- Отношение или мнение можно измерить
- Самостоятельные отчеты трудно проверить
- Беспристрастный отбор выборки затруднен
- Низкий уровень отклика при отправке по почте
Натуралистическое наблюдение
Преимущества натуралистического наблюдения:
- Реалистичная настройка помогает обобщению
Недостатки натуралистического наблюдения:
- Управление переменными невозможно
- Навязчивость низкая
- Сбор данных неэффективен
- Возможна систематическая ошибка исследователя
Архивные исследования
Преимущества архивных исследований:
- Сбор дополнительных данных не требуется
Недостатки архивного исследования:
- Причинно-следственные выводы невозможны
- Редкое поведение можно изучить
- Соответствующие записи часто отсутствуют
- Неуправляемые события можно изучить
- Данные, собранные не учеными
- Данные обычно в лучшем случае корреляционные
История болезни
Преимущества истории болезни:
Недостатки истории болезни:
- Управление переменными невозможно
- Сложное поведение можно тщательно изучить
- Данные, часто основанные на ошибочных воспоминаниях
- Предвзятость исследователя весьма вероятна
- Причинно-следственные выводы невозможны
,