Для чего нужна человеку память: Сочинение «Нужна ли память человеку?»

Содержание

Мы разучились запоминать: почему тренировать память нужно всем

В 2011 году учёные Колумбийского университета провели исследование, которое назвали «Эффект Google». Они сделали вывод: люди больше не пользуются своей памятью, потому что знают, что любую информацию всегда можно найти в сети. Причём это касается не только сложных фактов, но даже правил орфографии и пунктуации.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Но хорошая память — по-прежнему необходимый инструмент в учёбе, работе и повседневной жизни. Вряд ли это изменится в ближайшие десятилетия. Вот пять причин развивать память в любом возрасте.

1. Память помогает ориентироваться в информационном шуме

Социальные сети, СМИ, реклама создают глобальный информационный поток, из которого каждый день мы вычленяем нужную информацию и отсеиваем неважное. По мнению психолога Бэтси Спэрроу, итоги эксперимента «Эффект Google» показывают, что люди не отказываются от запоминания, а заменяют навык запоминания на навык поиска: во время исследования многие испытуемые использовали трансактивную память. Это вид памяти, при котором запоминается не содержание материала, а место, где его можно найти или у кого спросить.

2. Без хорошей памяти не выучить иностранный язык и не сдать экзамены

Конечно, чтобы спросить дорогу или заказать кофе в ресторане, вы можете воспользоваться онлайн-переводчиком. Но чтобы общаться, читать, использовать иностранный язык в учёбе и работе, вам понадобится словарный запас и знание грамматики, а их придётся запоминать.

Задания российских школьных экзаменов тоже в основном требуют знания точного ответа, а не размышлений. Пока наше образование построено на зубрёжке, без хорошей памяти аттестата не получить.

3. Развитие памяти меняет структуру мозга

Нейроны мозга воспринимают, обрабатывают, хранят и передают информацию за счёт электрических и химических сигналов. Электрические импульсы между нейронами проходят благодаря зоне контакта, которая называется синапс. Когда мы учимся или что-то запоминаем, формируются новые связи между нервными клетками.

Чем дольше человек обучается, тем больше синапсов и нейронных связей, тем выше нейропластичность. Это свойство, благодаря которому мозг может меняться из-за приобретённого опыта, а также реабилитировать потерянные связи после повреждений. Таким образом, тренируя память, мы тренируем общий интеллект, развиваем мышление, воображение, концентрацию.

4. Хорошая память защищает мозг от возрастных изменений

Болезнь Альцгеймера начинается с повреждений кратковременной памяти. Позже начинает ухудшаться долговременная память, и мозг перестаёт работать почти полностью. Замедлить возрастные изменения поможет тренировка памяти. Канадские учёные утверждают, что защитить мозг можно любыми упражнениями для развития памяти. Учите стихи наизусть, пересказывайте прочитанные истории, вспоминайте события из жизни. Чем чаще мы напрягаем мозг, тем медленнее он стареет и тем меньше вероятность в будущем столкнуться с деменцией и болезнью Альцгеймера.

5. Сфотографировать — значит забыть

Учёные Калифорнийского университета провели исследование и выяснили, что люди лучше запоминали объекты, на которые просто смотрели, а не фотографировали. 50 испытуемых разбили на три группы и показали всем одинаковые картины.

Первая группа фотографировала их на телефон, вторая — фотографировала и удаляла снимки спустя какое-то время, а третья просто наблюдала. Через какое-то время всех попросили вспомнить, какие картины были показаны. С заданием справилась только последняя группа. Доверяя воспоминания смартфону, мы не сохраняем их по-настоящему.

В «Академии развития интеллекта AMAKids» преподают авторскую программу «Меморика». Благодаря этой методике ребёнок учится самостоятельно управлять всеми процессами памяти, раскладывать по полочкам в голове полученный материал и запоминать большие объёмы информации.

Зачем нужно развивать память?

Итак, зачем нужно улучшать свою память? Смешной вопрос, скажете вы.  Ведь каждому известно, что такое хорошая память. Однако, многие люди крайне упрощенно воспринимают свою память, и поэтому не понимают как её развитие влияет на другие способности. Их логика сводится к следующим аргументам:

Улучшится возможность в запоминании? Но я и так помню всё что мне нужно. Я уже вполне приспособился к своим способностям, номера телефонов хранятся в сотовом телефоне, если что нужно посложнее — можно и записать. Поскольку проблемы с памятью уже как-то решились, то нет нужды еще и на неё тратить время. В конце концов главное не память, а мышление, интеллект, способность обрабатывать информацию.

Большинство людей думает, что улучшив свою память они сделают из своей головы фотоаппарат или магнитофон,  и других преимуществ не видят.
Но развитие памяти это не только память, но и мышление, воображение, внимание, и многое другое, без чего немыслима эффективная умственная деятельность человека.

Итак, чего достигает человек тренируя память?

  1. Внимание. Необходимость контролировать ход своих мыслей, постоянная концентрация на объектах запоминания приводит к улучшению внимания. В результате человеку становится легче сосредоточиваться на текущих делах и проблемах, его жизнь становится гораздо организованнее, меньше подверженной влиянию помех.
  2. Мышление. Развитие памяти улучшает и мышление за счет того, что постоянно приходится работать с мысленными объектами, придумывать связывающие их ассоциации. В результате развивается ассоциативное мышление — ответственное за обобщение и абстракцию и наглядно-образное — использование которого помогает целостному восприятию реальности и интуитивному решению проблем. Ну и разумеется просто сама способность к запоминанию помогает мышлению. Если все необходимые факты оказываются под рукой, то в процессе мышления оказывается меньше необходимости задерживаться на решении второстепенных проблем, по получению необходимой информации. Не секрет: пока найдёшь нужную информацию — забудешь зачем она нужна. Особенно если ищешь её с помощью интернета — попутно попадается столько интересного, что процесс поиска оказывается “важнее” результата и когда найдёшь искомое, уже забываешь с чего же всё начиналось.
  3. Воображение и творческая деятельность. Ассоциации, придумываемые мнемонистом, часто необычны и абсурдны. Связывая объекты приходится создавать невероятное. Уже через некоторое время после начала занятий можно заметить, что при решении своих проблем начинаешь использовать методы, раньше казавшиеся слишком нестандартными. А неразрешимые проблемы вдруг получают простое и элегантное решение.
  4. Защита мозга человека от возрастных изменений. То, что мы не используем, мы теряем. Это хорошо видно на примере физических способностей человека. В какой бы хорошей физической форме вы не находились если вести малоподвижный образ жизни, не давать своему организму физической нагрузки, то через некоторое время мышцы атрофируются и станут дряблыми, появится одышка, и куча других проблем связанных с сердцем, давлением и т.д. Если же вести активный образ жизни, совершать длительные прогулки, посещать в бассейн или тренажерный зал, то проблем со здоровьем можно избежать. То же самое относится и к ментальным возможностям организма. Широко распространено мнение, что с возрастом умственные способности человека ухудшаются. Как показывают исследования часто действительно так и происходит. Но ухудшение способностей человека не является таким уж необратимым. Если продолжать использовать свой мозг, давать ему нагрузку, то его состояние как минимум не будет ухудшаться. Ухудшению способностей мозга можно воспрепятствовать решая кроссворды или логические задачи. Выполняя упражнения по развитию памяти также можно воспрепятствовать ухудшению умственных способностей — памяти, концентрации внимания, мышления и пр.

Как видим развитие памяти помогает не только памяти, но и способствует гармоничному развитию других способностей человека.

Оперативная память — зачем она нужна и как ее развить — Психология эффективной жизни

Оперативная память — удивительный вид памяти, который позволяет воплощать в жизнь задуманное, обрабатывать информацию во время чтения, запоминать услышанное и анализировать.

Это рабочая память, которой мы пользуемся постоянно при обработке любой информации. Если взрослый человек с трудом удерживает в памяти до 10 единиц информации, то он сталкивается со следующими трудностями:

— постоянно сбивается во время чтения;

— быстро забывает прочитанное;

— теряет мысль во время чтения или слушания лекции;

— постоянно вынужден все записывать;

— не может запомнить нужное быстро и точно за короткое время;

— медленно обучается;

— теряется в объемах информации;

— тяжело систематизирует прочитанное.

Оперативная память уникальна. Чем больше единиц информации вы можете удерживать в памяти, тем больше возможностей открывается перед вами.

Можно ли развивать оперативную память? Да. Не только можно, но даже нужно.

Вот несколько упражнений, которые я люблю делать со своими учениками.

1. Устный счет

Вы, наверное, замечали, что сайты по развитию интеллекта часто предлагают задания на устный счет. Зачем? Потому что это самый простой способ тренировать оперативную память.

Сначала вы решаете легкие примеры на сложение и вычитание в пределах 100, потом берете 1000, а затем переходите на 10 000.

Следующий этап — умножение и деление. Начать можно с повторения таблицы умножения, затем освоить умножение двузначных одинаковых чисел, например 11 на 11, 12 на 12 и т.д. Постепенно вы сможете делить не только двузначные, но и трехзначные числа.

Разные техники счета в уме можно найти в Интернете. Вы откроете для себя много нового, захватывающего и интересного в мире чисел, а самое главное, сможете передать знания своим детям.

Рекомендую заниматься этим 10–20 минут в день.

2. Таблицы для поиска чисел 1–90, 1–100, 1–250

Это достаточно сложное, но очень эффективное упражнение. Особенно когда вы стараетесь искать числа десятками. Таким образом, скорость поиска увеличивается, а в памяти вы постоянно держите числа из одного десятка.

Рекомендую просматривать одну-две таблицы за раз.

3. Судоку

Это замечательное задание для любого возраста. На первом этапе нужно научиться решать простые судоку (4 на 4, 6 на 6), а затем перейти на более сложные (8 на 8, 9 на 9 и др.).

Постепенно вы научитесь решать очень сложные судоку в разных вариациях. Напомню, что судоку заменяет сразу несколько тренажеров, в этом его важная особенность.

Рекомендую разгадывать судоку 10–20 минут в день.

4. Пазлы

Это мой любимый универсальный тренажер. Сначала вы учитесь как можно быстрее собирать пазлы из 24, 36, 54 штук. А затем переходите на большие — 80, 120, 160, 250.

Если вы любите собирать большие картины, попробуйте сделать это на время. Пазл из 500 деталей можно сложить за 4 часа. Это мой личный рекорд.

Пазл из 24 деталей мои ученики обычно складывают за 3 минуты. Это очень хороший результат. Один второклассник смог преодолеть этот барьер и сложил такой пазл за 1 минуту.

Особые результаты следует отметить у детей, которые занимаются спортом. Например, мальчик, о котором идет речь, занимается плаванием с рождения.

Также пазлы можно раскладывать в мобильных приложениях. Некоторые дети их очень любят. Пазл из 160 деталей одна моя ученица смогла собрать за 1 минуту 30 секунд.

Рекомендация — один пазл в день.

5. Спорт

Спорт тренирует не только физическое состояние организма, но и возможности интеллекта. И рекорд мальчика-пловца, о котором я рассказала выше, — хорошее тому подтверждение.

Чем лучше скорость вашей реакции, тем быстрее вы обучаетесь новому. В этом секрет спортсменов. Они легко нарабатывают новые навыки.

Рекомендация — бег, ролики, велосипед, плавание и т.д.

6. Рисование двумя руками

Рисование двумя руками одновременно не только хорошо тренирует оперативную память, но и развивает межполушарные связи. Слаженная работа двух полушарий дает преимущество в многочасовой интеллектуальной работе. Человек меньше устает и может больше сделать.

Рекомендация — использовать детские пособия. За раз выполнять два задания.

7. Письмо другой рукой

На том же принципе основаны и упражнения для тренировки письма другой рукой. Если вы правша, научитесь писать левой рукой, если левша — правой.

Зачем? Это не только выход за рамки обычного (то есть зоны комфорта) и развитие творческих способностей, но и активизация спящего резерва вашего мозга.

Рекомендация — писать другой рукой несколько предложений в день.

8. ТРИЗ

ТРИЗ — это нестандартные задачи, которые развивают умение находить решение в сложных ситуациях. Существуют задачи разных уровней сложности. Начните с самых простых — вам понравится!

Рекомендация — одна задача в день или решение своей ситуации нестандартным способом.

Желаю вам удачи в тренировках!

 

От редакции

Упражнения на память и внимательность хороши для развития интеллекта, но они не гарантируют вам способности мыслить четко и ясно, легко концентрируясь на нужной информации и отодвигая на второй план все лишнее. Развить же такой навык могут древние практики, о которых рассказывает психолог Илья Шабшин: https://psy.systems/post/glubzhe-chem-um-drevnie-praktiki-dlya-yasnosti-mysli.

Чтобы найти время для интеллектуальных тренировок, нужно научиться планировать свой день, правильно расставляя приоритеты. Life-технолог Екатерина Костина делится советами, как продумать план идеального дня в соответствии со своими жизненными ценностями и задачами: https://psy.systems/post/nachinaem-idealnuyu-zhiznn-s-idealnogo-dnya.

Как устроена человеческая память | 59.ru

Миф № 11. Ложных воспоминаний не существует

— Ложные воспоминания точно существуют. С данным фактом особенно часто сталкиваются следователи, опрашивающие потерпевших или свидетелей. Совершенно обычным делом является ситуация, когда один и тот же эпизод или образ разные люди описывают по-разному. И никто из них намеренно не врет.

Миф № 12. Память тренируется, если запоминать как можно больше. Лучший способ тренировки — учить иностранные языки

— Безусловно, память тренируема. Я бы даже сказал, что улучшается не сама память, а те приемы, к которым мы прибегаем для того, чтобы запомнить нечто. Например, существуют приемы запоминания последовательности цифр или слов, если составить из них какой-нибудь, пусть даже незамысловатый, простенький рассказ.

Известен способ запомнить основные элементы речи, которую вам предстоит произнести, искусственно привязав каждую часть к определенному месту вдоль хорошо известного вам маршрута. Например, дерево у дома — первый эпизод, мост — второй, поворот направо — третий и так далее.

Что касается иностранных языков, их знание не улучшает память, но если имеется цель — изучить как можно больше языков, то каждый последующий будет даваться все легче и легче. Это тоже связано с приобретением определенных навыков и мнемонических приемов.

Миф № 13. На память влияет то, что мы едим

— Про это ничего определенного сказать не могу. Существование какой-то прямой связи между рационом, диетой и памятью строго не доказано. Существует множество научных статей, часто приходящих к противоречивым выводам, о пользе или, наоборот, вреде жира или сахара для процессов обучения и памяти. Эта тема слишком туманна для того, чтобы давать конкретные советы, но можно не сомневаться, что поскольку мозг включает в себя и активно использует абсолютно все биомолекулы: жиры, белки и углеводы, то любая однобокая диета, в которой, допустим, полностью исключены жиры или углеводы, не может принести пользы мозговой деятельности в целом. Советую всем питаться разнообразно.

Развивающее занятие «Что такое память?»

Методическая разработка

педагога-психолога

МБОУ «Лицей № 28 г.Йошкар-Олы»

Пушкаревой Ларисы Николаевны

Что такое память?

Развивающее занятие для учащихся 4 класса.

Цель: пробудить у детей интерес к самопознанию, самовоспитанию, формировать положительную оценку, способствовать самоорганизации, самодисциплине детей.

Задачи:

  • привлечь внимание детей к процессам памяти;

  • познакомить с некоторыми особенностями её функционирования;

  • побудить к саморазвитию, самовоспитанию.

1. Что такое память?

— Здравствуйте, тема нашей сегодняшней беседы «Память». Эту тему я выбрала не случайно. Ведь она очень близка для нас. Каждый из вас приходит в школу получать знания, запоминать все новую и новую информацию. Но, увы, не у каждого из нас память устроена одинаково и у каждого человека разные способности к запоминанию. И сегодня мы поговорим не только о том, как устроена наша память, но и какие виды памяти существуют и как можно ее развить.

А как вы думаете, что такое память? Для чего она нужна? (Учащиеся дают свои определения.)

— Нужна, чтобы учиться.

— Чтобы знать свой дом, своих близких.

— Чтобы знать язык и уметь общаться.

— Чтобы знать, что можно есть и пить, а что нельзя.

— Чтоб научиться делать машины, лечить людей, строить дома.

Память — это важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные события, предметы. Люди всегда придавали памяти большое значение, так как без памяти человек не смог бы выжить. Вспомните пословицу: «Повторение — мать учения». Как она связана с запоминанием? (Высказывания детей.)

— Как вы думаете, а на что похожа наша память? (Выслушиваются высказывания детей.)

— Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым, со шкатулочкой, с магнитофонной пленкой, диском и т. д.

(Можно наглядно продемонстрировать перечисленные предметы.)

Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала фиксируем это в своей памяти, то есть как будто кладем в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, то есть накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, то есть, открываем наш волшебный сундучок. Итак, память — это: — запоминание; — сохранение; — воспроизведение.

(Все три написанных слова вывешиваются на доску.)

Память древних.

У наших предков, не успевших ещё приобрести тяжёлого багажа знаний, память находилась в зачаточном состоянии. Чтобы не позабыть приказы своих вождей, дикари ходили с жезлами, на которые наносили зарубки или попросту загибали пальцы. Потом появились «узелковые письма» — на палочки завязывались «узелки — сообщения». Может быть, с этим связано появление таких пословиц и поговорок как «заруби себе на носу», «узелок на память». С развитием человека развивалась и его память.

Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению, и человечество не могло бы развиваться.

2. Виды памяти

— У всех людей разная память. Кто-то может запомнить больше, кто-то меньше. Один человек быстро запоминает, но и быстро забывает. А другому человеку нужно много времени для запоминания, зато помнить заученное он будет долго.

У каждого человека существуют разные виды памяти. Сейчас мы с вами поиграем. Нужно внимательно послушать, запомнить как можно больше слов.

«10 слов»

Слова: дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.

— Запишите то, что вы запомнили (Бланк для записи в Приложении 1) Давайте проверим. Что вы делали, прежде чем записать слова? (Слушали.)

— Верно. Существует такой вид памяти — слуховая.

Слуховой памятью вы пользуетесь тогда, когда учитель на уроке что-либо объясняет, когда дома слушаете маму, смотрите телевизор и т.д.

Но память бывает не только слуховой. Чтобы узнать, какие еще виды памяти существуют, давайте продолжим играть.

«Запомни фигуры» (9 фигур показать по очереди)

— Давайте проверим. Что вы делали перед тем, как начать рисовать? (Смотрели на доску.)

— Значит, вам помогло зрение. Как же можно назвать такой вид памяти? (Зрительная.)

— Итак, существуют слуховая и зрительная память. Но если бы мы обладали только такими видами памяти, то не смогли бы научиться плавать или танцевать. И во время обучения письму вы тоже запоминаете определенные движения. Значит, двигаться нам помогает тоже память. (Двигательная память)

Память бывает двигательная, зрительная, слуховая и комбинированная.

Представьте себе: идёт урок и учитель объясняет новую тему. Мы слышим голос учителя – работает слуховая память, записываем слова в тетрадь – работает двигательная, зрительная память.

Когда работают все виды памяти, запоминается в 3 раза больше информации. Теперь вам понятно, почему учитель требует слушать и записывать его объяснения.

— Когда лучше запоминается материал: когда мы его понимаем или когда просто зубрим, то есть не осмысляем? (Когда понимаем, тогда запоминается лучше.)

Запоминание может быть осмысленным и механическим. Когда понимаешь правило, его легко учить – это осмысленное запоминание. А когда не понимаешь, приходится запоминать механически. Все знают, как это долго и тяжело.

— Зубрить что-либо вредно, так как такой вид запоминания не эффективен и зазубренное быстро забывается. Более эффективно учить уроки осмысленно, то есть стремиться разобраться в материале. Тогда полученные знания могут долго храниться в памяти.

Запоминание с помощью ассоциаций «Пары слов»

Мыло-мочалка, стул-стол, мяч-футбол, лодка-весло, банан-гроздь, ковёр-самолёт, книга-учебник, лес-чаща, река-разлив, пробка-бутылка, рыба-килька, парта-класс, дом-мама, ваза-букет, кот-собака, орден-герой, море-шторм, школа-дневник, трава-газон, зебра-полоска.

Таблицу умножения мы запоминаем надолго – это долговременная память, а вот вчерашний сериал уже сегодня можно забыть – это кратковременная память.

Когда мы что-то запоминаем, мы это связываем с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятно, почему учителя советуют нам побольше читать.

Человек может хранить в кладовых памяти огромное количество информации. По расчётам учёных каждый из нас способен запомнить миллионы книг. Но мы – из-за лени или по незнанию – используем лишь маленькую частичку своего мозга. И только единицы используют свою память на полную катушку.

3. Возможности памяти. Феноменальная память.

— Есть люди, которые могут запоминать в 100 раз больше, чем другие. Эти люди обладают феноменальной памятью. (Слово записывается на доске.)

— Это люди, которые могут запомнить очень-очень много, быстро что-либо сосчитать. Кто из вас знает, кто такой Наполеон? (Французский император и полководец.)

— У него тоже была очень хорошая память. Он помнил всех своих солдат по именам.

Такими же способностями обладали Александр Македонский, Юлий Цезарь знали в лицо и по имени всех своих солдат, а количество солдат у каждого полководца превышало 30 000 человек.

Известный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт мог запомнить сложнейшее музыкальное произведение после одного прослушивания.

Бетховен сочинял на ходу и никогда не наносил на бумагу ни одной ноты, пока вся пьеса не запишется в голове.

А.С. Пушкин, великий русский поэт, мог запомнить стихотворение, прочитав его всего два раза.

Все эти люди упорно работали над своей памятью, развивали её и достигали невероятных успехов. Помогли им в этом приёмы запоминания, которые были известны с глубокой древности. Значит, память, как и мышцы, нужно тренировать, иначе «мозг заржавеет», как говорят психологи.

Держать память в форме можно только постоянной умственной деятельностью. Многие школьники, объявляя причины своей плохой успеваемости, жалуется на память. Но плохая память не дана нам от рождения. Она стала такой, потому что её недостаточно развивали. Память развивается в процессе умственной деятельности. Память, необходимую для успешной учебы, может развивать каждый школьник.

Мозг начинает стареть после 25 лет, поэтому до этого возраста лучше всего обогащать себя знаниями. Пик возможностей памяти приходится на 25 лет, а затем сохраняется на одном уровне до 40-45 лет, ослабляясь к 50 годам.

— Поднимите руки, кто доволен своей памятью.

4. Приемы запоминания

— По имени богини памяти Мнемозины. «Мнемо» по-гречески означает «память».

— «Мнемо» — это память, значит, мнемотехника – это техника памяти.

— Есть ли у вас какие-нибудь свои приёмы запоминания?

Дети рассказывают о своём опыте.

— Какие правила школьной программы вы запомнили с помощью таких приёмов?

Примерные ответы детей:

— «Стёпка, хочешь щец – фи» — в этой фразе все глухие согласные звуки русского языка.

— «Каждый охотник желает знать, где лежит фазан» — 7 цветов радуги.

— «Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку «цыц» — правописание ы –и после ц.

Веселый праздник, тяжелая работа, развитие, вкусный ужин, болезнь, разлука, счастье, ядовитый вопрос, дружба, печаль, несправедливость, сомнение, обман, богатство.

  • Чтобы улучшить память, нужно внимание, внимание и ещё раз внимание!

— Да, но не каждый умеет на уроке сконцентрироваться. Проверим, нужны ли нам таблетки внимания? Послушайте небольшой рассказ.

Восьмого апреля около Казани произошла дорожная авария. Товарный состав, подходя вечером к станции, сошёл с рельсов. Поезд состоял из 27 вагонов; в 12 была солярка, а в 15 – бензин. Две цистерны солярки по 40 тонн и 4 цистерны бензина были повреждены, и смесь из бензина и дизельного топлива вылились на автостраду, из-за чего упал набок 10-тонный грузовик, перевозивший подсолнечное масло, и всё масло вылилось на дорогу. К счастью, никто серьёзно не пострадал, и только водитель грузовика получил лёгкие ушибы.

А теперь ответьте на вопросы:

1. В какое время года произошло событие? (Весной – 8 апреля).

2. каких вагонов было больше – с бензином или с соляркой? (С бензином)

3. Сколько цистерн с бензином было повреждено? (4 цистерны)

4. Чего больше разлилось – вина, солярки или масла? (Бензина)

5. Сколько всего вагонов было? (27)

6. В какое время суток произошло крушение? (вечером)

— Да, мы увлеклись цифрами и не обратили внимания на обыкновенные вещи. Значит, таблетки внимания нам нужно принимать ещё очень и очень долго. Как ещё можно улучшить память?

Ассоциации – это связи: между предметами, словами, понятиями.

Вы помните наше первое упражнение, когда мы пытались запомнить 20 слов, и у нас это плохо получилось? (Показывает слова из первого упражнения, записанные на доске.)

А теперь мы попробуем запомнить 20 слов с помощью ассоциаций.

Я читаю те же слова, но в паре с каждым словом будет другое слово, которое вам нужно запомнить. Но первое слово будет как бы подсказкой, ассоциацией для второго.

Запоминание с помощью ассоциаций «Пары слов»

Мыло-мочалка, стул-стол, мяч-футбол, лодка-весло, банан-гроздь, ковёр-самолёт, книга-учебник, лес-чаща, река-разлив, пробка-бутылка, рыба-килька, парта-класс, дом-мама, ваза-букет, кот-собака, орден-герой, море-шторм, школа-дневник, трава-газон, зебра-полоска.

Подведение итогов

— А стоит ли свою память развивать? Зачем человеку нужна память?

— Какие вы знаете пословицы о памяти? «Дырявая голова» — о ком так говорят? (О том, у кого плохая память.)

— А еще говорят: «Потерял память, потерял себя». Как вы понимаете эту пословицу? (Без памяти человек не существует.)

Итак, память является одним из основных свойств человека. Человек, лишенный памяти, по сути, перестает быть человеком.

Раздать детям памятки (Приложение 2)

Приложение 1

«10 слов»

_____________________________________________________­­­­­­­____________

«Запомни фигуры»

__________________________________________________________________

«Пиктограмма»

1

8

2

9

3

10

4

11

5

12

6

13

7

14

Приложение 2

Памятка школьнику

Правила обращения с памятью

  1. Будь уверен, что все запомнишь. Мысленно скажи себе: «Я все запомню! Я молодец!»

  2. Заучивай с желанием знать и помнить. Ставь цель запомнить надолго.

  3. Пользуйся смысловыми опорами.

  4. Заучивай и повторяй небольшими дозами. Не учи слишком много за один раз. Разбей большой текст или стихотворение на части. Если устал — отдохни, так как происходит напрасная трата твоей энергии и времени.

  5. Не учи стихи по столбикам. Короткие заучивай целиком, длинные разбивай на порции.

  6. Перескажи текст или стихотворение своими словами.

  7. Повтори стихотворение или текст перед сном, утром, когда проснешься, и перед уроком. Будь уверен в себе!

  8. Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов подряд семь дней.

  9. Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики, изображай карикатуры, сравнивай.

  10. Если получил задание во вторник, а отвечать надо в пятницу, не жди до четверга: выучи сразу, а накануне только повтори.

  11. Изредка используй мнемотехнику.

Память, зачем она нужна — Life-sup.ru

Память, зачем она нужна

При этой разновидности амнезии человек забывает вещи, только что с ним произошедшие.

В повседневной жизни мы часто жалуемся на плохую память, и когда забываем что-то купить или сделать, говорим «память отшибло». Но каково это на самом деле, потерять память, не помнить, что делал только что, о чем говорил, куда ходил? Зачем нам вообще нужна память, и чего мы лишаемся, потеряв ее полностью или частично?

Памятью называют свойство человеческой психики фиксировать и хранить информацию, полученную извне. Благодаря наличию этой психической функции мы можем периодически использовать эту информацию, т.е. вспоминать ее, когда в этом есть необходимость. И это очень важно, так мы можем использовать свой жизненный опыт.

Память очень сложная функция, которая складывается из множества составляющих. Так различают двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую; произвольную и непроизвольную; кратковременную и долговременную разновидности памяти. Такая сложность наверно и обуславливает то, что периодически память может давать сбои и часть информации становится невозможно извлечь и использовать.

Частичная или полная потеря памяти называется амнезией. Она может быть временной или постоянной. Нарушения памяти могут появляться по самым разнообразным причинам и принимать различные формы.

Среди причин возникновения амнезии травмы, опухоли, закупорка кровеносных сосудов, снабжающих определенные участки мозга кровью, злоупотребление алкоголем и транквилизаторами, психические заболевания. Все это может привести к временным провалам в памяти или ее полной потере.

В зависимости от того, какая часть информации теряется, выделяют несколько видов амнезии.

  • Ретроградная амнезия – забываются события, происходившие до начала потери памяти.
  • Антероградная амнезия. Человек помнит, что с ним было раньше, но не может вспомнить, что с ним происходило после начала заболевания. Атероградная потеря памяти может возникать одновременно с ретроградной, приводя к полной потере памяти.
  • Конградная амнезия, когда память не фиксирует события, которые происходили во время выключения сознания.
  • Кроме того различают:
  • Фиксационную амнезию. При этой разновидности амнезии память «не записывает» информацию о только что произошедших событиях.
  • Детскую амнезию – отсутствие воспоминаний раннего детства.
  • Травматическую амнезию возникает в результате травмы головы.
  • Психогенную амнезию. Человек полностью забывает всю информацию о себе под воздействием сильного эмоционального стресса.

Фиксационная амнезия

Это разновидность нарушения памяти, когда человек не может запомнить свежеполученную информацию, т.е. в памяти не откладывается то, что с ним происходило только что. Последние несколько минут жизни не фиксируются. При этом память о том, что было раньше, до начала болезни не нарушена. Такой человек знает, кто он, помнит полученные когда-то профессиональные навыки, но не в состоянии вспомнить, что говорил только что или делал. Это создает большие трудности с ориентацией в текущих ситуациях. Но личность человека все- таки сохраняется.

В некоторых случаях память подменяет информацию о последних событиях, действиях и разговорах выдуманными воспоминаниями. Такое явление называется конфабуляция.

Тотальная потеря памяти, если она действительно есть — признак глубокого органического поражения головного мозга.

Стовбург

Ярослав Владимирович

нарколог, Киев Задать свой вопрос

Конфабуляции заполняют пробелы в памяти, при этом события из прошлого могут выдаваться за только что произошедшие. Человек с этим расстройством памяти с уверенностью может рассказывать, что только что пришел с работы, вернулся с прогулки, общался с другом, хотя все это происходило давно. Возможен и вариант, когда за только что случившееся выдаются выдуманные события, которые не случались в реальной жизни.

Фиксационная амнезия может возникать при атеросклерозе сосудов головного мозга, черепно-мозговых травмах, но чаще всего она проявляется как часть Корсаковского синдрома.

Корсаковский синдром – тяжелая форма амнезии

Причиной развития этого синдрома может быть алкогольная интоксикация, опухоль головного мозга, отравление углекислым газом, недостаток витамина В1, нарушения мозгового кровообращения, черепно-мозговые травмы. Обычно при Корсаковском синдроме фиксационная амнезия «включается» одновременно с ретроградной и антероградной, в результате чего наблюдается полная дезориентация человека.

В результате длительного злоупотребления алкоголем часто развивается психоорганический синдром который проявляется слабоумием: снижением памяти, и тд

Леонтьев

Алексей Юрьевич

нейрохирург, Херсон Задать свой вопрос

Чаще всего Корсаковский синдром это хроническое состояние, но в некоторых случаях амнезия может приступообразно проявляться и через некоторое время исчезать. Так, например, если Корсаковский синдром вызван интоксикацией, то со временем возможно восстановление памяти.

Берегите память, помните, что она сохраняет наш индивидуальный опыт. Нарушение такой важной психической функции как память может сделать человека абсолютно беззащитным, неспособным жить в социуме. Поэтому необходима своевременная консультация врача и адекватное лечение с применением ноотропных (пирацетам) и других препаратов, улучшающих мозговое кровообращение (вазобрал).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Потеря памяти не стирает эмоции

Как формируется память?

Такая удивительная память

Читайте также:

Различия между нормальным старением и болезнью Альцгеймера
Нормальное старение Болезнь Альцгеймера
Время от времени принимать неверные решения Постоянное принятие неверных суждений и решений
Отсутствует ежемесячный платеж Проблемы с оплатой ежемесячных счетов
Забыть, какой сегодня день, и вспомнить его позже Потеря даты или времени года
Иногда забываю, какое слово использовать Проблемы с разговором
Время от времени терять вещи Часто теряет вещи и не может их найти