Диссимиляция и ассимиляция в русском языке: Ассимиляция. Диссимиляция. Оглушение конечных звонких согласных звуков — ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА — Каталог статей

Содержание

ассимиляция, аккомодация, диссимиляция — Студопедия

Комбинаторные звуковые изменения— изменения звуков, которые вызваны влиянием соседних звуков, а также и других фонетических условий, наблюдаемых в слове: ударения, места звука в слове (в начале, середине, конце) и т. д. Другими словами, причины К. изменений заключаются в сочетании («комбинации «) известного звука, точнее — физиологических работ (артикуляций), необходимых для его образования, с различными другими физиологическими работами, необходимыми для образования соседних звуков и даже целого слова.

Ассимиля́ция— уподобление одного звука другому. Ассимиляция происходит между звуками одного типа (гласными или согласными). Ассимиляция может быть полной (в этом случае ассимилируемый звук полностью совпадает с тем, которому он уподобляется) и неполной (соответственно, изменяется лишь несколько признаков ассимилируемого звука). По своему направлению ассимиляция может быть прогрессивной (предыдущий звук влияет на последующий) и регрессивной (последующий звук влияет на предыдущий). Ассимиляция может быть контактной (участвующие в процессе звуки соседствуют) и дистантной (типичный пример — гармония гласных).

Ассимиляция противопоставляется диссимиляции, процессу расподобления двух звуков. Источником ассимилятивных процессов обычно является коартикуляция.

Аккомода́ция (от лат. accommodatio — приспособление) — один из видов комбинаторных изменений звуков, состоящий в частичном приспособлении артикуляций смежных согласного и гласного. А. может быть прогрессивной или регрессивной. В первом случае экскурсия последующего звука приспосабливается к рекурсии предыдущего, во втором случае — наоборот.



Для одних языков характерна аккомодация гласных согласным, как, например, в русском языке, где гласные заднего или среднего ряда [a], [o], [у] после мягких согласных становятся более передними (рад—ряд, лот—лёд, лук—люк), для других — согласных гласным, например, в персидском языке, где перед передними гласными согласные палатализуются.

Иногда аккомодацию противопоставляют коартикуляции как частичное наложение артикуляции (охватывает только экскурсию или рекурсию звука) полному (накладывается на все этапы артикуляции звука). Однако часто эти термины употребляются как синонимы.

Диссимиля́ция (от лат. dis- «раз/рас» и similis «подобный», то есть «расподобление», «расхождение») — в фонетике и фонологии под диссимиляцией понимают процесс обратный ассимиляции, то есть два или более одинаковых или близких по типу звука расходятся в произношении всё дальше. В целом, диссимиляция выражается в замене одного из двух одинаковых или похожих (по месту образования) звуков другим, менее сходным по артикуляции с тем, который остался без изменений. Как феномен встречается несколько реже ассимиляции, хотя статистически её частотность варьирует в зависимости от конкретного языка.

ДИССИМИЛЯЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ — это… Что такое ДИССИМИЛЯЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ?



ДИССИМИЛЯЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ
ДИССИМИЛЯЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ

(от лат. dissimilis – несходный и assimilis – сходный) – взаимно противоположные процессы, обеспечивающие в единстве непрерывный процесс жизнедеятельности живых организмов; протекают в организме непрерывно, одновременно, в тесной взаимосвязи и составляют две стороны единого процесса обмена веществ. Д. и а. образуют сложную систему, состоящую из цепи взаимосвязанных биохимич. реакций, каждая из к-рых в отдельности является только химической, но к-рые в единстве составляют целое, обладающее биологич.

природой. Противоречие Д. и а. определяет динамич. равновесие живого тела. Как открытая система (см. Жизнь), оно должно, постоянно приобретая, столь же непрерывно тратить приобретенную энергию, так, чтобы не увеличивалась энтропия.
Д и с с и м и л я ц и я – процесс расщепления в живом организме органич. веществ на более простые соединения – ведет к освобождению энергии, необходимой для всех процессов жизнедеятельности организма. А с с и м и л я ц и я – процесс усвоения органич. веществ, поступающих в организм, и уподобления их органич. веществам, свойственным данному организму, идет с использованием энергии, высвобождающейся при процессах диссимиляции. При этом образуются (синтезируются) соединения, обладающие высокой энергией (макроэргические), к-рые становятся источником энергии, освобождающейся при диссимиляции.
Диссимиляция поступающих в организм питательных веществ, в основном белков, жиров и углеводов, начинается с ферментативного расщепления их на более простые соединения – промежуточные продукты обмена веществ (пептиды, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты, моносахариды), из к-рых организм синтезирует (ассимилирует) органич. соединения, необходимые для его жизнедеятельности. Все процессы Д. и а. в организме протекают как единое целое. См. Обмен веществ, Жизнь и лит. при этих статьях.

И. Вайсфельд. Москва.


Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.
Под редакцией Ф. В. Константинова.
1960—1970.

.

  • ДИСПОЗИЦИОНАЛЬНЫЙ ПРЕДИКАТ
  • ДИСТРИБУТИВНОСТИ ЗАКОН

Смотреть что такое «ДИССИМИЛЯЦИЯ И АССИМИЛЯЦИЯ» в других словарях:

  • АССИМИЛЯЦИЯ — (лат. assimilatio, от assimilare уподоблять). Уравнение, уподобление, напр., в фонетике уподобление соседних звуков один другому; в физиологии уподобление веществ, поглощенных животным, веществам собственного тела. Словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ДИССИМИЛЯЦИЯ — [лат. dissimilatio расподобление] лингв. изменение, которое разрушает сходство и подобие звуков в слове. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. диссимиляция (лат. dissimilatio расподобление) 1) иначе катаболизм распад сложных органических… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Ассимиляция — (от лат. assimilatio воспроизведение), анаболизм, процесс, в ходе которого из более простых веществ синтезируются более сложные (полисахариды, нуклеиновые кислоты, белки и др.), аналогичные компонентам этого организма и необходимые для его… …   Экологический словарь

  • Ассимиляция — Термин ассимиляция (лат. assimilatio  уподобление) употребляется в нескольких областях знания: Ассимиляция (биология)  совокупность процессов синтеза в живом организме. Ассимиляция (лингвистика)  уподобление артикуляции одного …   Википедия

  • диссимиляция — (лат. dissimilatio расподобление). Замена одного из двух одинаковых или сходных звуков другим, менее сходным в отношении артикуляции с тем, который остался без изменения. Подобно ассимиляции, диссимиляция может быть прогрессивной и регрессивной.… …   Словарь лингвистических терминов

  • Диссимиляция — I ж. Изменение, нарушающее сходство, подобие одинаковых или сходных звуков в слове или в соседних словах; расподобление (в лингвистике). Ant: ассимиляция I II ж. Распад в организме сложных органических веществ, клеток, тканей и т.п. (в биологии) …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Диссимиляция — I ж. Изменение, нарушающее сходство, подобие одинаковых или сходных звуков в слове или в соседних словах; расподобление (в лингвистике). Ant: ассимиляция I II ж. Распад в организме сложных органических веществ, клеток, тканей и т.п. (в биологии) …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • ассимиляция — (лат. assimilatio уподобление). Уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношениях (ср.: диссимиляция). Ассимиляция возникает у гласных с гласными, у согласных с согласными …   Словарь лингвистических терминов

  • Ассимиляция — I Ассимиляция (от лат. assimilatio)         уподобление, слияние, усвоение. II Ассимиляция (этнографич.)         слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Во многих странах в… …   Большая советская энциклопедия

  • Диссимиляция — I Диссимиляция (от лат. dissimilis несходный)         в биологии, противоположная ассимиляции (См. Ассимиляция) сторона обмена веществ (См. Обмен веществ), заключающаяся в разрушении органических соединений с превращением белков, нуклеиновых… …   Большая советская энциклопедия

Межслоговая ассимиляция в истории русского вокализма Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

УДК 811.161.1

МЕЖСЛОГОВАЯ АССИМИЛЯЦИЯ В ИСТОРИИ РУССКОГО ВОКАЛИЗМА Курулёнок А.А., Дмитриева Д.Ю.

В статье рассматривается возможность объяснения фонетических изменений гласных в истории русского языка с точки зрения действия межслоговой ассимиляции. В связи с этим обсуждается вопрос о времени протекания этого процесса.

Ключевые слова: межслоговой сингармонизм, умлаут, силлабема, падение редуцированных.

INTERSYLLABIC ASSIMILATION IN THE HISTORY OF VOCALISM IN RUSSIAN Kurulyenok A.A., Dmitieva D.Y.

In this article an eventual explanation of phonetic vowels changes is regarded within the context of the history of the Russian language under the aspect of intersyllabic assimilation effect. In connection with this fact the questions of the time flowing is discussed.

Keywords: intersyllabic vowel harmony, umlaut, syllabeme, reduced vowels

fall.

В потоке речи мы произносим звуки и связываем их друг с другом. Один звук может уподобиться другому. В результате этого в определенных положениях происходят некоторые изменения звучания тех или иных звуков. Один из наиболее распространённых типов изменения звука в потоке речи -ассимиляция.

Сущность ассимиляции, или уподобления, состоит в том, что различительный признак одной фонемы переносится на соседнюю фонему, что приводит к ее превращению в другую фонему. Ассимиляция — влияние одного звука на другой (реже друг на друга), в результате которого звуки в

Studia Humanitatis. 2013. № 1. www.st-hum.ru произношении или становятся одинаковыми (полная ассимиляция), или приобретают общие черты (частичная ассимиляция).

В терминологическом отношении говорят о контактной и дистактной (дистантной) ассимиляциях, предполагающих соответственно ассимилятивное влияние соседних звуков и звуков на расстоянии.

Ассимиляции основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего. Поэтому по отношению к направлению ассимиляция может быть прогрессивной, когда преобладает первый звук, и регрессивной, когда преобладает второй звук.

Ассимиляция может затрагивать тот или иной признак звука. Для согласных — это признаки способа и места образования, твердости и мягкости, голоса (ассимилятивное оглушение и озвончение). Для гласных — это признаки ряда, подъема, лабиализации. Приведем пример ассимиляции гласных по ряду, известной в истории языка: робенок [роб’енок] > ребенок [р’эб’енок], позднее ребёнок [р’иб’онэк] [11, с. 205] — в этом случае, когда уподобление наблюдается в звуках, находящихся в разных слогах, ассимиляция называется межслоговой.

В современном русском литературном языке в большей степени обращает на себя внимание ассимиляция согласных, подробно описанная в работах по фонетике русского языка. Иногда говорится об ассимиляции гласных под ударением в результате воздействия соседних мягких согласных, что, впрочем, чаще характеризуется как аккомодация. Некоторые учёные говорят об ассимилятивных процессах в области гласных, например, у-ассимиляции (пупулярных, фукультет) [3, с. 138]. Добавим, что в русских говорах можно встретить ассимиляцию, при которой уподобляется предударный гласный звук ударному гласному следующего слога по признаку подъёма: [д’ас’а]тка (десятка), ст[р ‘ал ‘а]ть (стрелять) и др. [7, с. 40, 46-48]. Ассимиляцией гласных обусловлено формирование различных типов предударного вокализма [2, с. 6768, 81-83, 86].

Studia Humanitatis. 2013. № 1. www.st-hum.ru Тем не менее, сегодня ассимиляция гласных, т. е. взаимодействие именно гласных, а не влияние согласных на гласные звуки, — в русском литературном языке явление редкое, случаев ассимиляции гласных «обычно не бывает, так как, за сравнительно немногими исключениями, внутри морфем нет их стечения» [9, с. 185].

Приведённый выше пример ассимиляции гласных, а также данные русских говоров позволяют надёжно говорить о том, что ассимиляция гласных звуков соседних слогов известна русскому языку, по крайней мере, в его прошлом. При историческом становлении слова ассимиляция может действовать на расстоянии, распространяясь на несоседние звуки. Предположение об ассимилятивном воздействии гласного последующего слога на гласный же предыдущего находит типологическую поддержку в германском и тюркском умлауте. Умлаут представляет собой воздействие гласного одного слога на гласный другого, обычно предшествующего слога. В данном случае можно предположить действие межслоговой (дистактной) регрессивной ассимиляции в истории русского языка.

В решении проблем межслоговой ассимиляции в истории русского языка нами использовались ретроспективный метод, при котором реконструируются письменно не зафиксированные особенности развития древнерусских гласных в прошлом; проспективный метод, при котором определяются результаты

развития фонетической системы в современном русском языке. С помощью метода структурного анализа и приёма исторической интерпретации языкового материала были представлены направления исторического развития

древнерусских гласных в русском языке и его говорах. Использовался и

сопоставительно-типологический метод, который помогает установить сходства и различия процессов исторических преобразований гласных в отдельных русских говорах, которые по-разному представляют результаты истории русского языка.

Источниками для нашего рассмотрения послужили работы по

исторической грамматике русского языка и русской диалектной фонетике, а

БШй1а НитапИаЫв. 2013. № 1. www.st-hum.ru также работы по современной и исторической фонетике и фонологии. Суждения опираются на фундаментальные исследования по истории звуков русского языка и по русской диалектологии А.И. Соболевского, А.А. Шахматова, Р.И. Аванесова, Л.Л. Касаткина и др. Данные, полученные отечественными исследователями в результате изучения памятников древнерусской письменности и диалектов русского языка, явились материалами для нашего рассмотрения. С учётом различных взглядов были сделаны собственные заключения по поводу фонетической эволюции русских гласных.

Проблема межслоговых ассимиляций затрагивается в работах А.А. Шахматова [14, с. 65-66, 115, 194, 200-201], А.И. Соболевского [12, с. 4852; 13, с. 90-91], Л.А. Булаховского, С.С. Высотского, И.Г. Добродомова, Л.Л. Касаткина, В.В. Колесова, И.А. Изместьевой и др. Тенденция к межслоговому уподоблению отмечается на протяжении всей истории русского вокализма и в отдельных современных русских говорах.

Например, к случаям межслогового сингармонизма А.И. Соболевский отнёс переход редуцированных ъ и ь в ь и ъ под влиянием звуков ь или ъ последующего слога: тънъкъ > тънъкъ, тонок; мъдьлъ > мъдълънъ, медлен; дъбрь > дъбръ, дебръ. Кроме того, обнаруживается гармония и других гласных: топеръ > теперъ, отколЪ > откелЪ, Герасим > Гарасим, Геннадий > Ганадей. Подобное отмечал и А.А. Шахматов.

В рассмотрении ассимилятивных процессов в истории русских гласных основополагающей является ссылка на закон Бодуэна де Куртене, который говорил, что в процессе своего исторического развития в фонетической системе русского языка действуют противоположные тенденции: упрощается система гласных и усложняется система согласных [3, с. 143]. Действительно, фонетическая система русского литературного языка характеризуется сейчас главенством согласных над гласными: система консонантизма сложнее системы вокализма, в ней действуют фонетические законы ассимиляции, диссимиляции, диэрезы и пр.; согласные воздействуют на гласные в потоке речи и

БЫШа НитапИаЫв. 2013. № 1. www.st-hum.ru обусловливают произношение гласных качеством своего звучания (твёрдостью / мягкостью).

Ассимиляция гласных в истории языка свидетельствует о том, что различительные возможности гласных фонем ограничиваются: они перестают различаться по ряду, подъёму и т.п. Это как раз и отражает перспективу развития системы гласных, причину упрощения которой в истории русского языка можно усмотреть именно в былом ассимилятивном взаимодействии гласных.

История многих процессов в системе вокализма традиционно связывается с воздействием на гласные соседнего согласного звука. Такое объяснение, например, обнаруживают переходы Ъ > и, а > е (т’п>ло > в т’ил’е, б’ълый > б’ил’енъкий; гул’ала > гул’ел’и; вз’ал > вз’ел’и), обусловленные мягкостью последующего согласного, и переход е > о (м ’едъ > м ’одъ, л’едъ > л’одъ), обусловленный твёрдостью последующего согласного. Такое воздействие согласных на гласные стало возможным после известного в древнерусском языке падения редуцированных ъ и ь (ХП-ХШ вв.) — процесса, результатом которого стало формирование системы консонантного типа, выразившееся в усилении категории твёрдости / мягкости. Признак твёрдости / мягкости стал независимым, определяющим качество гласного (переднее или непереднее образование гласных обусловлено теперь качеством предыдущего согласного), тогда как до падения редуцированных система гласных определяла функционирование всей системы, в которой согласные подчинялись гласными и в своём произношении зависели от качества последующего гласного.

Но результаты изменений Ъ > и, а > е, замечает Л.Л. Касаткин, наблюдаются в тех говорах (в частности вологодских говорах), где согласные не были в прошлом противопоставлены по твёрдости / мягкости, т. е. там, где падение редуцированных не сформировало той фонетической системы, которая сложилась в русском литературном языке: «В системе, где не было

противопоставления согласных по твёрдости / мягкости, воздействие согласного на предшествующий гласный не могло быть основной причиной

БЫШа НытапИаЫв. 2013. № 1. www.st-hum.ru (или условием) изменения этого гласного» [7, с. 398]. Такая система схожа с той, которая характеризовала фонетику древнерусского языка до падения редуцированных: «В такой системе твёрдость / нетвёрдость согласного подчинена следующему гласному, не самостоятельна, позиционно обусловлена. Мягкость согласного могла быть вызвана только соседним гласным переднего ряда» [7, с. 398]. Поэтому мягкость согласного не могла воздействовать на предшествующий гласный; следовательно, эти изменения вызваны не мягкостью следующего слога, а следующим гласным переднего ряда. И объяснить механизм изменений Ъ > и, а > е можно только с точки зрения уподобления, ассимиляции гласных.

Известно, что говоры русского языка зачастую сохраняют в своей структуре те особенности и тенденции, которые существовали в прошлом и уже утрачены литературным языком, они отражают процесс изменения языка. Соответственно, если отмеченные выше изменения гласных в говорах можно трактовать как результат ассимиляции гласных в системе, где нет противопоставления согласных по твёрдости / мягкости, то можно предположить действие ассимиляции гласных и в истории русского языка, по крайней мере, в тот её период, когда система согласных ещё не оказывала решающего воздействия на гласные.

Рассмотрение фонетических процессов в древнерусском языке с позиций регрессивного уподобления гласных в соседних слогах раздвигает хронологические рамки процессов изменения гласных и относит их действие в эпоху вторичного смягчения согласных (смягчения полумягких), предшествующую падению редуцированных.

Фонетическая система древнерусского языка до падения редуцированных (в конце Х-Х1 вв.) в структуре слога характеризуется тенденцией к внутрислоговому уподоблению. Однако наряду с внутрислоговыми изменениями (например, процессы палатализации), осуществлявшимися согласно закону слогового сингармонизма, могли происходить и межслоговые преобразования, которые спецификой этого закона не могут быть объяснены.

Studia Humanitatis. 2013. № 1. www.st-hum.ru Межслоговые изменения приводят к нарушению внутрислогового сингармонизма и приводят к тому, что внутри слога начинают сочетаться звуки неодинаковой артикуляции. Внутрислоговой сингармонизм трансформировался в межслоговой сингармонизм, что связано с изменениями всей фонетической системы русского языка.

В конце X-XI вв. в древнерусском языке господствовали силлабемы -нерасчленённые сочетания согласной с последующей гласной, т. е. слоги в целом, выступающие в качестве различителей значения. В силлабеме нельзя выделить самостоятельные твёрдые и мягкие согласные фонемы, с одной стороны, и самостоятельные гласные фонемы переднего и непереднего ряда — с другой, так как нельзя обособить качество согласного от качества гласного и наоборот. Тем самым фонем как особых единиц фонологической системы в это время не было: ни гласные, ни согласные как самостоятельные фонемы выделены быть не могут.

Эпоха после смягчения полумягких согласных может быть охарактеризована словами Р.И. Аванесова как «эпоха междуцарствия», которая следовала за эпохой, «когда в основном мягкость или твёрдость согласных зависела от гласных», но предшествовала эпохе, «когда мягкость или твёрдость согласных стала независимой» [1, с. 46 — 48].

Восстанавливаемая для эпохи вторичного смягчения согласных силлабема является неразложимой единицей, в которой «чисто фонетическое выделение в сознании говорящих отдельных звуков <…> возможно, и это не противоречит функциональной разложимости слога» [6, с. 8]. Термин силлабема и термин фонема для этого периода можно отождествить: «В обоих случаях речь идёт о кратчайшей звуковой единице, служащей для смыслоразличения, с той лишь разницей, что в праславянском этой единице всегда соответствует сочетание звуков, а в более поздний период в том же качестве выступает отдельный звук» [6, с. 9]. Л.Э. Калнынь и Л.И. Масленникова уточняют, что термин силлабема введён для того, чтобы охарактеризовать ту фонетическую ситуацию языка, которая сложилась после

Studia Humanitatis. 2013. № 1. www.st-hum.ru смягчения полумягких согласных и продолжалась до падения редуцированных, чтобы отличить её от других эпох, когда функции фонем выполняли отдельно гласные и согласные.

Перед эпохой падения редуцированных фонологическая система русского языка была внутренне противоречивой, она характеризовалась переходным состоянием от приоритета системы гласных к господству системы согласных. Можно думать, что если до эпохи силлабем (до вторичного смягчения) гласные оказывали влияние на согласные (перед гласными переднего ряда твёрдые согласные смягчались), а после падения редуцированных уже согласные стали воздействовать на гласные (т. е. было взаимовлияние гласных и согласных фонем как отдельных звуков в разные эпохи), то в эпоху существования силлабем друг на друга влияли силлабемы как кратчайшие смыслоразличительные единицы того времени.

Поскольку силлабему можно отождествить в функциональном смысле с фонемой, умлаут возможным и наиболее интенсивным был в эпоху силлабем. И поэтому в древнерусском языке рассматриваемого периода можно выделить два типа силлабем: твёрдую силлабему, в которой сочетались твёрдый согласный и гласный непереднего ряда, и мягкую силлабему, состоящую из мягкого согласного и гласного переднего ряда.

В этот период система согласных ещё не подчинила себе систему гласных, хотя переднее или непереднее образование гласных становится обусловленным качеством предыдущего согласного. Но система гласных, потеряв былую самостоятельность по отношению к согласным и то влияние на них, которое было возможным до смягчения полумягких, не давала согласным проявлять фонологическую самостоятельность, поскольку твёрдость или мягкость согласных всё ещё продолжала зависеть от качества последующего гласного. В связи с этим изменения могли происходить не внутри неделимой силлабемы, а между соседними силлабемами. Если в современном русском языке в потоке речи фонемы могут испытывать регрессивное воздействие соседних фонем, то в эпоху вторичного смягчения согласных могло

Studia Humanitatis. 2013. № і. www.st-hum.ru оказываться регрессивное воздействие одной силлабемы на другую, при котором решающим было взаимодействие соседних гласных в составе этих силлабем. Поэтому и правомерно говорить о межслоговой (межсиллабемной) ассимиляции.

В целом, воздействовал слог на предыдущий слог, но по результатам изменений мы можем говорить лишь об изменении гласного по определённому признаку, поэтому предполагается принципиальное влияние гласного одного слога на гласный другого слога, а не согласных (так как, повторим, согласные ещё не фонологизировались по признаку твёрдости / мягкости, и их возможное влияние на гласные до падения редуцированных не было решающим).

Тенденции развития фонологической системы в дальнейшей истории русского языка и её современное состояние (когда система согласных преобладает над системой гласных) позволяют нам сделать следующие предположения. Изменения в системе гласных были обусловлены начавшимися изменениями в системе согласных (вторичное смягчение) и имели начало в эпоху силлабем, а не после падения редуцированных. В эпоху силлабем гласные начинают сдавать свои позиции (утрата а, начало объединения и и ы в одну фонему), но сложность установления фонологического статуса согласных и гласных в этот период допускает вероятность того, что система гласных ослабла не настолько, чтобы начать испытывать непосредственное воздействие согласных.

Одностороннего влияния согласного на гласный не происходило в составе силлабем, поскольку фонологическая категория твёрдости / мягкости согласных была ещё недостаточно развитой, а признак ряда гласных продолжал быть значимым. Но подобное равноправие гласных и согласных внутри силлабемы заключало в себе противоречия, разрешение которых способствовало установлению фонологической системы либо вокалического, либо консонантного типа. Противоречивые отношения гласных и согласных можно объяснить тем, что хотя гласные и начали сдавать свои позиции, но происходило это не сразу, а в течение продолжительного времени. Поэтому

Studia Humanitatis. 2013. № і. www.st-hum.ru инерция их исконного превосходства в фонетической системе продолжала сохраняться. Но превосходство это уже выражалось не в воздействии гласного на согласный, а в воздействии гласного в составе слога на гласный в составе предыдущего слога, что проявлялось в действии межслоговой ассимиляции.

Внутренняя борьба гласных и согласных закончилась с процессом падения редуцированных. Вследствие падения еров в русском литературном языке и близких ему говорах устанавливается фонологическое противопоставление твёрдых и мягких согласных фонем; а признак ряда, который изначально был самостоятельным у гласных и обусловливал выбор согласного, перестаёт быть таковым, дефонологизируется. Если в эпоху силлабем на гласный воздействовал другой гласный последующего слога, то после падения редуцированных это воздействие исходило уже от последующего согласного.

Наше предположение строится на основе тенденции развития фонологической системы и на основе анализа следующих периодов истории русского языка, когда система согласных качественно и количественно усиливается (устанавливается фонологически значимая категория твёрдости/ мягкости), а система гласных ослабевает. Развитие категории согласных по твёрдости / мягкости связано не только с процессом падения редуцированных гласных, но и с изменением е > о, в результате которого была нарушена тенденция внутрислогового сингармонизма и что внутри слога стали сочетаться звуки неодинаковой артикуляции (после мягкого согласного оказался возможным гласный непереднего ряда). Межслоговые преобразования гласных длились до тех пор, пока не сформировалась категория твёрдости / мягкости, однако они не прекращаются в отдельных говорах, где эта корреляция продолжает своё развитие.

Таким образом, в ключе такого понимания можно говорить об ассимилятивном воздействии последующего слога на предыдущий, благодаря чему возникают тенденции к развитию словесного сингармонизма и к ослаблению сингармонизма слогового, причём последняя усиливается

Studia Humanitatis. 2013. № 1. www.st-hum.ru появлением закрытых слогов после падения редуцированных. Межслоговые изменения органически связаны с историей разложения внутрислогового сингармонизма.

На наш взгляд, в рамках тенденции умлаутных преобразований, кроме изменений Ъ > и, й > е, можно рассмотреть и переход е > о. В отличие от распространённого в исторической фонетике мнения о том, что это изменение осуществлялось перед твёрдым согласным, мы представляем этот переход обусловленным влиянием непереднего гласного следующего слога. Гласный заднего ряда в этом слоге оказывал регрессивное воздействие на передний гласный [е] в предыдущем слоге. Происходила межслоговая ассимиляция гласного по ряду: звук [е] передвигался в непереднюю зону и изменялся в [о] (с’елъ > с’олъ, м’едъ > м’одъ) [8, с. 19-25]. К случаям межслогового сингармонизма переход е > о отнёсли Е.Д. Поливанов [10] и И.Г. Добродомов [4], этот взгляд развивает в своих работах И.А. Изместьева [5].

Предполагаем, что тенденция к регрессивному уподоблению гласных лежит в основе ещё одного процесса древнерусской фонологии: изменения е > ё (Ъ) (по признаку подъёма — по аналогии с переходом Ъ > и), должным образом не рассмотренного в исторической фонетике.

Таким образом, историю отдельных русских гласных можно представить как случаи проявления тенденции умлаутного преобразования (словесного сингармонизма), вызванного межслоговой ассимиляцией. В отличие от существующей традиции, которая главным условием преобразований системы гласных видит воздействие на них последующего согласного, мы считаем, что движущей силой в изменении системы гласных было ассимилирующее воздействие гласного последующего слога на гласный предыдущего.

Чтобы решить затронутые в статье вопросы описания развития русского вокализма, следует пересмотреть общепринятое понимание исторических судеб таких древнерусских фонем, как е, Ъ, а и предложить иной взгляд на их развитие, заключающийся как в условиях и специфике их изменений, так и в результатах этих изменений. Это в свою очередь вызывает необходимость

БШйіа НитанИаЫв. 2013. № 1. www.st-hum.ru системного изучения истории гласных звуков русского языка и прежде всего требует уточнения механизма и определения хронологии этих преобразований.

Список литературы:

1. Аванесов Р.И. Из истории русского вокализма. Звуки I и У [Текст] // Вестник Московского университета / Р.И. Аванесов. — 1947. — № 1. — С. 41-57.

2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение [Текст]: учебное пособие для пед. ин-тов / Р.И. Аванесов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1972. — 415 с.

3. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика [Текст] / Г.М. Богомазов. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 351 с.

4. Добродомов И.Г. К вопросу об условиях перехода е в о в древнерусском языке [Текст] // Материалы межвузовской конференции. Фонологический сборник / И.Г. Добродомов. — Донецк: Изд-во ДГУ, 1968. -Вып. 2. — С . 87-91.

5. Изместьева И.А. Из истории русского ударного вокализма. Звуки і, е, о [Текст] / И.А. Изместьева. — М.: МИГУ, 2005. — 128 с.

6. Калнынь Л.Э. Опыт изучения слога в славянских диалектах [Текст] / Л.Э. Калнынь, Л.И. Масленникова. — М.: Наука, 1985. — 191 с.

7. Касаткин Л.Л. Причины и время изменения і > и и а > е в русских говорах [Текст] / Касаткин Л.Л. Современная русская диалектная и литературная фонетика как источник для истории русского языка. — М.: Наука: Школа «ЯРК», 1999. — С. 398-408.

8. Курулёнок А.А. Явление ассимиляции в истории русского переднерядного вокализма (к проблеме перехода <е> в <о>) [Текст] / А.А. Курулёнок // Вестник Сургутского государственного педагогического университета: научный журнал. — Сургут: РИО СурГПУ. — 2011. — № 4 (15). — С. 19-25.

9. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика [Текст] / М.И. Матусевич. — М.: Просвещение, 1976. — 288 с.

Studia Humanitatis. 2013. № і. www.st-hum.ru

10. Поливанов Е.Д. Причины происхождения Umlauts [Текст] // Сборник Туркестанского восточного института в честь проф. А.Э. Шмидта / Е.Д. Поливанов. — Ташкент, 1923. — С. 120-123.

11. Реформатский А.А. Введение в языковедение [Текст]: учебник для пед. вузов: рекомендовано М-вом образования РФ / А.А. Реформатский. — 5-е изд., испр. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 536 с.

12. Соболевский А.И. Одно из редких явлений славянской фонетики [Текст] // Журнал Министерства народного просвещения / А.И. Соболевский. -1S93. — № 11. — С. 48-52.

13. Соболевский А.И. Лекции по истории русского языка [Текст] / А.И. Соболевский. — М.: Университетская типография, 1907. — 311 с.

14. Шахматов, А.А. Очерк древнейшего периода истории русского языка [Текст] / Под ред. И.В. Ягича // Энциклопедия славянской филологии / А.А. Шахматов. — Петроград, Типография Императорской Академии наук, 1915. -Вып. 11 (1). — 369 с.

Сведения об авторах:

Курулёнок Андрей Александрович — кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики преподавания Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета (Новосибирск, Россия).

Дмитриева Дарья Юрьевна — студентка 5 курса факультета филологии Куйбышевского филиала Новосибирского государственного педагогического университета (Новосибирск, Россия).

Data about the authors:

Kurulyenok Andrey Aleksandrovich — Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Chairman of the Russian Language and Methodology of Teaching Department, Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia).

Dmitieva Daryja Yuryevna — Faculty of Philology 5th year student,

Studia Humanitatis. 2013. № 1. www.st-hum.ru

Kuibyshev Branch of Novosibirsk State Pedagogical University (Novosibirsk, Russia).

E-mail: [email protected]

E-mail: [email protected]

АККОМОДАЦИЯ. Дистактная и контактная ассимиляция — Студопедия

ДИССИМИЛЯЦИЯ

Дистактная и контактная ассимиляция

Дистактная ассимиляции.Один звук влияет на другой на расстоянии, хотя они отделены друг от друга другими звуками. Рус. хулиган — хулюган (просторечие), англ. foot «нога»- feet «ноги», goose «гусь» — geese «гуси». В древнеанг.яз foti (мн. число от fot «нога»), «i» изменил гласный корня, а затем отпал. То же в нем.яз.: Fuss «нога»- Füusse «ноги», Gans «гусь»- Ganse «гуси». При контактной ассимиляциивзаимодействующие звуки находятся в непосредственном контакте.

Сингармонизм (гармония гласных)— дистактная прогрессивная ассимиляция по ряду и лабиализации. Гласные суффиксов и обычно непервых слогов слова уподобляются по ряду или по огубленности (гласные переднего ряда — гласным переднего, гласные заднего ряда — гласным заднего ряда), т.е. напр., в простом слове» могут быть только гласные «и», «э» или только » у», «о».

Это явление свойственно, напр., языкам тюркской семьи языков (турецкий, башкирский, татарский, узбекский и другие), угро-финским языкам (венгерский, финский и другие), а также одному из древнейших языков — шумерскому.

Напр., бала (ребенок)+ лар (окончание мн. ч.) = балалар. Здесь все гласные заднего ряда: гласный [а] в баш.яз. ближе к заднему ряду. Но для слова «кеше»(человек) окончание будет не «лар», а «лэр» — кешелэр. Буква э обозначает гласный переднего ряда [ ае ]. Еще примеры: венг. levelemben «в моем письме», Magyarorszagon » в Венгрии», koszonom «спасибо» (сингармонизм по лабиализации), фин. talossa — «в доме», тур. evlerinde » в их доме». Следы сингармонизма отчетливо видны в заимствованных из тюркских языков рус. словах барабан, бурундук, карандаш, таракан и др. Сингармонизм подчеркивает единство слова, но приводит к некоторому фонетическому однообразию слов.



Это явление обратное ассимиляции. Представляет собой расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков. Феврарь перешло в февраль ( ср. англ. February, HeM.Februar, фр. fevrier), коридор — колидор ( в просторечии),фр. couroir — couloir (рус. кулуар), велблюд верблюд — примеры дистантной диссимиляции.

Контактная диссимиляция наблюдается в словах легко [лехко], скучно [скушно].

Аккомодация — это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных. Два вида аккомодации — прогрессивная и регрессивная. Экскурсия — начало артикуляции. Рекурсия — конец артикуляции. Прогрессивная аккомодация— рекурсия предыдущего звука влияет на экскурсию последующего. Напр., в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более продвинутые (мат — мят, мол — мел, лук — люк).

Регрессивная аккомодация— на рекурсию предыдущего звука влияет экскурсия последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с «м» или «н» назализируется ( в слове «дом» артикуляция «м» предвосхищается назализацией гласного «о», а в слове «брату» «т» произносится с огублением перед «у» ).

МЕТАТЕЗА(гр. перестановка)

Взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова. Слово мармор (гр. \iap\mpoq) перешло в рус. мрамор, талерка (нем. Teller или шведское talrik) — тарелка, долонь стала ладонь, творушка-ватрушка, каталажка-такелаж, невро(-патолог) — нерв. Англ. thridda — third(mpemuu), герм, brennen перешло в анг. Ьит(гореть), bridd. в bird (птица). Нем. Brennstein — Bernstein, фр. formaticu -frontage

Фонетика

  1. Фонетические
    изменения звуков

В потоке речи звуки
взаимодействуют между собой, влияя друг
на друга определенные фонетические
изменения. Подвергаться влиянию могут
согласные со стороны других согласных
или гласные со стороны гласных, т.е.
взаимодействуют артикуляционно
однотипные звуки. Но возможно также и
взаимодействие между разнотипными
звуками, когда согласные влияют на
гласные или, наоборот, гласные влияют
на согласные.

Среди изменений
выделяют комбинаторные
и позиционные
изменения.

Комбинаторными
называются изменения фонем под влиянием
соседних (или несоседних) фонем.
Большинство таких изменений можно
объяснить удобством произношения. В
одних случаях легче произнести два
одинаковых или два похожих звука,
например, два глухих или два звонких
согласных. В других случаях, наоборот,
труднее произнести два одинаковых
соседних звука, например, два смычных
или две аффрикаты. Поэтому в зависимости
от свойств взаимодействующих звуков
между ними может происходить или
сближение в произношении или расхождение.

Другой тип
фонетических изменений – позиционные
изменения
.
В этом случае изменение фонем обусловлены
их отношением к ударению, а также их
позицией в абсолютном начале или в
абсолютном конце слова, т.е. исключительно
их позицией и не зависит от влияния
других звуков.

К наиболее
распространенным комбинаторным
изменениям относятся: ассимиляция,
диссимиляция, аккомодация
.

Рассмотрим их
более подробно.

Ассимиляция
– фонетический процесс, в результате
которого взаимодействующие звуки
сближаются полностью или частично.
Другими словами – эти звуки становятся
более похожими или одинаковыми.
Ассимиляция характеризуется следующими
признаками:

Признаки
ассимиляции

Контактная

Дистактная

Прогресивная

Регрессивная

Полная

Неполная

1. Контактная
(от лат. contactus
«соприкосновение») – взаимодействие
двух рядом стоящих звуков и дистактная
(от лат. dis
«раз» и tangere,
tactum
«касаться») – взаимодействие несоседних
звуков, разделенных другими звуками.
Пример контактной ассимиляции ножка
[шк],
пример дистактной бада.

2. Прогрессивная
(от лат. progressus
«движение вперед») – влияние предыдущего
звука на последующий (ванькя)
и регрессивная
(латинская приставка указывает на
противоположность действия) – влияние
последующего звука на предыдущий,
например, косьба
[зьб].

Разновидностью
прогрессивной
ассимиляции

является сингармонизм
(от греч. syn
«вместе» и harmonia
«связь», «созвучие»), гармония гласных
в тюркских языках, когда гласным корня
обусловливается соответствующий же
гласный в последующей морфеме: турецк.
oda
– комната, odalar
– комнаты; ev
– дом, evler
– дома.

3. Полная
– два разных звука превращаются в два
одинаковых, которые обычно сливаются
и произносятся как один долгий звук
(например, отдать
[дд]. При полной ассимиляции уподобление
происходит по всем признакам, свойственным
взаимодействующим звукам (по глухости
– звонкости, твердости – мягкости, по
типу артикуляции и т.д.).

Неполная
ассимиляция
– два разных звука остаются разными,
но сближаются между собой по какому-либо
признаку, например, слово сдоба
[зд].
При неполной ассимиляции уподобление
происходит по части названных признаков.
В слове сдоба
происходит уподобление согласных по
звонкости, в остальном эти звуки остаются
различными.

Диссимиляция
фонетическое изменение, когда из двух
одинаковых или двух похожих звуков
образуются или разные или менее похожие
звуки. По своим результатам это процесс,
обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция
характеризуется теми же понятиями, что
и ассимиляция. Прогрессивная
(февраль
из феврарь),
регрессивная
(секлетарь
из секретарь),
контактная
(хто, дохтор),
дистактная
(февраль
из феврарь).

Возможны
случаи, когда один и тот же звук
подвергается влиянию нескольких
факторов, в результате чего происходят
и разные фонетические изменения. Так,
в слове легко (лехко) отмечается
регрессивная ассимиляция по глухости
и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация
– фонетический процесс, при котором
взаимодействуют разнотипные звуки –
гласные и согласные. Влияние согласных
на гласные определяется двумя
направлениями:

1. после мягких
согласных гласные а, о, у становятся
более передними: мал – мял, вол – вёл,
лук – люк
. В этом случае мы наблюдаем
прогрессивную аккомодацию.

2. перед мягкими
согласными те же гласные а, о, у становятся
более узкими, закрытыми: дал
– даль, год – голь, струн – струй
.
Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные
влияют на согласные только в одном
направлении – регрессивно: перед
гласными и, э согласные становятся тоже
более передними – мягкими: книга
– книге, книги
.

Кроме фонетических
изменений в словах могут происходить
и другие фонетические процессы.

диссимиляция — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. диссимиля́ция диссимиля́ции
Р. диссимиля́ции диссимиля́ций
Д. диссимиля́ции диссимиля́циям
В. диссимиля́цию диссимиля́ции
Тв. диссимиля́цией
диссимиля́циею
диссимиля́циями
Пр. диссимиля́ции диссимиля́циях

дис-си-ми-ля́-ци·я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Приставка: дис-; корень: -симил-; суффикс: -яциj; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: [dʲɪsʲ(ː)ɪmʲɪˈlʲat͡sɨɪ̯ə]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. книжн., научн. изменение, приводящее к разрушению сходства, подобия; расподобление ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
  2. биол. распад сложных органических веществ в процессе жизнедеятельности организма ◆ Регулируя интенсивность и особенности ассимиляции и диссимиляции потребных для поддержания жизни веществ, эндокринная система тем самым оказывает влияние и на тонус нервной системы, прежде всего на особенности эмоциональной и аффективной жизни. Т. И. Юдин, «Психопатические конституции», 1926 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Для того чтобы жизнерозность исчезла, ассимиляция, т. е. новообразование органического вещества, должна уравновешивать диссимиляцию, разрушение, потребление этого вещества и наоборот. Л. С. Аксельрод (Ортодокс), «Критика теории чистого опыта», 1910–1922 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  3. лингв. один из видов изменения звуков в потоке речи, при котором происходит расподобление артикуляции двух или более одинаковых или подобных звуков и, как следствие, увеличивается контраст между ними ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
Синонимы[править]
  1. расподобление, различение
  2. катаболизм
Антонимы[править]
  1. ассимиляция
Гиперонимы[править]
  1. изменение
  2. распад
Гипонимы[править]
  1. гаплология

Родственные слова[править]

Ближайшее родство

Этимология[править]

Происходит от лат. dissimilis «несходный», далее от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить примеры словоупотребления для всех значений с помощью {{пример}}
  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

3. Видоизменения звуков в потоке речи.

  1. Комбинаторные.
    В зависимости
    от соседства других звуков.

  2. Позиционные
    изменения.

    Связанные с положением в неударном
    слоге, в
    конце слова и т.д.

Комбинаторное
звуковое варьирование

Аккомодация.
Аккомодация
– это приспособление артикуляции
соглас­ных
под влиянием гласных и гласных под
влиянием согласных.

Существует два
вида аккомодации – прогрессивная
и регрессивная
.

Экскурсия — начало
артикуляции. Рекурсия – конец артикуляции.

Прогрессивная
аккомодация

– рекурсия
предыдущего звука влияет на экскурсию
последующего. Напр., в русском языке
гласные а,
о, у
по­сле
мягких согласных более продвинутые
(мат — мят,
мол — мел, лук — люк
).

Регрессивная
аккомодация


на рекурсию предыдущего звука влияет
экс­курсия последующего. Напр., в
русском языке гласный в соседстве с [м]
или [н]
назализируется (в слове дом
артикуляция [м]
предвосхищается наза­лизацией гласного
[о],
а в слове брату
[т]
произносится с огублением пе­ред
[у]).

Ассимиляция
и её виды

1) Консонантная и вокалическая ассимиляция

Консонантная
ассимиляция

– уподобление
согласного согласному, напр. в слове
лодка
звонкий согласный [д]заменяется
глухим [т]
[лотка].

Вокалическая
ассимиляция


уподобление гласного гласному, напр.
вме­сто
«бывает»
в просторечии часто говорится [быват].

2) Прогрессивная и регрессивная ассимиляция

Прогрессивная
ассимиляция

– предшествующий
звук влияет на после­дующий. В рус.
яз. прогрессивная ассимиляция очень
редка, напр. диалект­ное произношение
слова «Ванька»
как «Ванькя».
Прогрессивная ассимиля­ция
часто встречается в англ. (cats,
balls),
фр.-
subsister,
нем.,
баш. (ат + лар = аттар)
и других языках.

Регрессивная
ассимиляция

– последующий
звук влияет на предшествую­щий. Она
наиболее характерна для русского языка:
«лодка
[лотка]»
,
водка [вотка],
«встал в три [фстал ф три]»

В
англ. «newspaper»
[z]
под влиянием [р] переходит в [s],
во фр. absolu
[b]
— в [р], нем.
Staub
завершается
[р], в баш. «китеп бара» (уходит)
переходит
в «китеббара».

3) Полная и неполная ассимиляция

Примером полной
ассимиляции

может служить
само слово «ассимиля­ция»
[ad
(к)
+ simil
(похожий,
одинаковый) + atio
(суффикс)
= assimilatio)].
Аналогичный
пример ассимиляции — «агглютинация»
[ad
+
glutin
(клей) + atio
=
agglutinatio].

Рус. сшить [шшыть],
высший [вышший], анг. cupboard
«шкаф», «буфет»
произ­носится [‘kDbad].
Нем.Zimber перешло
вZimmer «комната»,selbst «сам»
произно­сится [zelpst].

При неполной
ассимиляции

звук теряет
только часть своих признаков, напр.,
«кде — где», «седесь — здесь», где согласные
теряют признак звонкости.

4) Дистактная и контактная ассимиляция

Дистактная
ассимиляция
.
Один звук
влияет на другой на расстоянии, хотя
они отделены друг от друга другими
звуками.

Рус. хулиган — хулюган (просторечие),
англ. foot «нога» —feet «ноги»,goose
«гусь» —geese «гуси».
В древнеанг.яз. fori
(мн. число отfot
«нога»), «/’» изменил гласный корня, а
затем отпал. То же в нем. яз.:Fuss
«нога»-Fusse «ноги»,Gans «гусь»-Game
«гуси».

При контактной
ассимиляции

взаимодействующие
звуки находятся в непосредственном
контакте.

Статья о диссимиляции по The Free Dictionary

в биологии, противоположность ассимиляции в процессе метаболизма, заключающаяся в разложении органических соединений и превращении белков, нуклеиновых кислот, жиров и углеводов (включая попавшие в организм) в простые вещества. , Ряд процессов диссимиляции — дыхание, ферментация и гликолиз — играют центральную роль в метаболизме. В результате этих процессов высвобождается энергия, содержащаяся в молекулах сложных органических соединений, которая частично превращается в аденозинфосфорные кислоты (главным образом АТФ).Основными конечными продуктами диссимиляции во всех организмах являются вода, углекислый газ и аммиак. У животных эти продукты выводятся по мере накопления. В растительных организмах CO 2 частично и NH 3 полностью используются в биосинтезе органического вещества, таким образом, служа первичным материалом для ассимиляции.

Неразрывная связь между диссимиляцией и ассимиляцией обеспечивает постоянное обновление тканей в организме. Таким образом, в крови человека половина существующего альбумина обменивается на новые молекулы альбумина за десять дней; продолжительность жизни эритроцитов около четырех месяцев.Соотношение интенсивности ассимиляции и диссимиляции меняется в зависимости от стадии развития, возраста и физиологического состояния организма. Для роста и развития организма характерно преобладание ассимиляции, что проявляется в образовании новых клеток, тканей и органов; их рост и дифференциация; и в целом увеличение массы тела. При некоторых патологических состояниях и при голодании диссимиляция обычно преобладает над ассимиляцией, что приводит к снижению массы тела.

С.Е. С ЭВЕРИН и Г. А. С ОЛОВЬЕВА

в языкознании, одна из разновидностей комбинационных звуковых изменений в процессе речи. Это происходит, когда один из двух идентичных или похожих речевых звуков (соседних или несмежных) сменяется другим отличным или менее похожим звуком. Двумя примерами диссимиляции являются латинский peregrinum и русский piligrim и Latinfebruaris и русский fevral ’.

.

Dissimilation — Wikipédia

Un article de Wikipédia, l’encyclopédie libre.

En phonétique, la disimilation est un processus par lequel il se crée une différence Entreferences Entreferences Dans Un Même Mot or La Difference Estaccentuée Entre Entre Entre Women dont les traits sont proches [1] . Эти телефоны вызывают peuvent être contigus ou non [2] . Le phénomène contraire est l’assimilation.

Les dissimilations peuvent être classées de plusieurs points de vue.

Il peut s’agir d’un phénomène diachronique , qui tient donc de l’histoire de la langue. Par instance, c’est par disimilation que le mot du latin classique peregrinus a évolué à pelegrinus en bas latin et a donné en français pèlerin [3] , en italien pellegrino [1] et en anglais pilgrim [4] . Le premier [r] s’est différencié du second. На трубе un phénomène похожий в l’évolution du latin arbor «arbre» ​​vers la forme italienne albero , avec disimilation du premier [r] et vers la forme espagnole arbol , où c’est le second [r] qui s’est disimilé [1] .В отношении неидентификационных телефонов, которые не идентифицируются, mais avec des traits proches dans l’évolution du latin памятник vers le roumain mormânt «tombeau» (accentuation de la différence entre [n] et [m]) [2 ] .

La disimilation peut aussi être un phénomène synchronique . Elle a lieu, par instance, quand on dit des virelangues, à cause de la трудное произношение для телефонов или групп телефонов, qui se répètent plusieurs fois [4] .Synchronique également est la disimilation causée par la connaissance erronée de sures mots, par example la prononciation (ro) colidor au lieu de coridor «couloir» [2] .

D’un autre point de vue, или диссимиляция consonantique (les examples ci-dessus) и диссимиляция вокалика . Un instance de cette dernière est (la) natare «nager»> * notare > (ro) înota [5] et (it) nuotare [1] ,Dans les langues du diasystème slave du center-Sud, или y un disimilation vocalique de nature morphophonologique. Au masculin singulier, le cas Instrumental a deux variantes de désinence, -om et -em , la première dans les mots dont la voyale précédente est [e] ( crtežom «avec un dessin»), la secondde dans le cas de la voyelle précédente [o] ( Milošem «avec Miloš») [6] .

Du point de vue de la place du phone qui change, par rapport à celui qui reste inchangé, la disimilation est régressive ( peregrinus > pellegrino ) или прогрессивный ( arbor > arbol ) [2] .

Или диссимиляция всего телефонных номеров, чтобы быть уверенным в себе. Pour les consonnes, un example est (la) frat r em «frère»> (ro) frate [2] . Восстановление дифтонга au du latin classique à a en latin vulgaire a également été le résultat d’une disimilation итого: (la) classique a u gustus > (la) vulgaire * agustus > (fr) août [1] .Un phénomène аналог представляет собой chute d’une syllabe qui se répète: (ro) standard mămăligă «bouillie de farine de maïs»> (ro) régional măligă , (ro) standard mamă- sa «sa mère»> (ro) familier mă-sa [2] .

  1. a b c d et e Dubois 2002, p. 153-154.
  2. a b c d e et f Константинеску-Добридор 1998, статья disimilație .
  3. ↑ TLFi, артикул pèlerin, -ine .
  4. a et b Crystal 2008, p. 151.
  5. ↑ ДЭР, статья înota . Le signe> veut dire «a évolué en», et l’astérisque (*) сигнал un mot qui est non attesté mais qui a été reconstitué par des linguistes.
  6. ↑ Čirgić 2010, с. 56.
  • (ro) Ciorănescu, Alexandru, Dicționarul etimologic al limbii române [«Этимологический словарь румянского языка»], Бухарест, Saeculum I.О., 2007 (ISBN 973-9399-86-X) ; en ligne: Dicționare ale limbii române (Dexonline) (DER) (см. le ).
  • (cnr) Чиргич, Аднан; Пранькович, Иво; Silić, Josip, Gramatika crnogorskoga jezika [«Grammaire du monténégrin»] [PDF] , Podgorica, Ministère de l’Enseignement et des Sciences du Monténégro, 2010, (ISBN 978-29940-9052-6) (обратитесь к ).
  • (ro) Константинеску-Добридор, Георге, Dicționar de termeni lingvistici [«Dictionnaire de termes linguistiques»], Бухарест, Теора, 1998; en ligne: Dexonline (DTL) (см. le ).
  • (en) Crystal, David, Словарь лингвистики и фонетики [«Dictionnaire de linguistique et de phonétique»] [PDF] , 4 e édition, Blackwell Publishing, 2008 (ISBN 978 -1-4051-5296-9) (обратитесь к ).
  • Dubois, Jean et al. , Dictionnaire de linguistique , Paris, Larousse-Bordas / VUEF, 2002.

,

Статья о диссимиляции по The Free Dictionary

в биологии, противоположность ассимиляции в процессе метаболизма, заключающаяся в разложении органических соединений и превращении белков, нуклеиновых кислот, жиров и углеводов (в том числе проглоченных) в простые вещества. , Ряд процессов диссимиляции — дыхание, ферментация и гликолиз — играют центральную роль в метаболизме. В результате этих процессов высвобождается энергия, содержащаяся в молекулах сложных органических соединений, которая частично превращается в аденозинфосфорные кислоты (главным образом АТФ).Основными конечными продуктами диссимиляции во всех организмах являются вода, углекислый газ и аммиак. У животных эти продукты выводятся по мере накопления. В растительных организмах CO 2 частично и NH 3 полностью используются в биосинтезе органического вещества, таким образом, служа первичным материалом для ассимиляции.

Неразрывная связь между диссимиляцией и ассимиляцией обеспечивает постоянное обновление тканей в организме. Таким образом, в крови человека половина существующего альбумина обменивается на новые молекулы альбумина за десять дней; продолжительность жизни эритроцитов около четырех месяцев.Соотношение интенсивности ассимиляции и диссимиляции меняется в зависимости от стадии развития, возраста и физиологического состояния организма. Для роста и развития организма характерно преобладание ассимиляции, что проявляется в образовании новых клеток, тканей и органов; их рост и дифференциация; и в целом увеличение массы тела. При некоторых патологических состояниях и при голодании диссимиляция обычно преобладает над ассимиляцией, что приводит к снижению массы тела.

С.Е. С ЭВЕРИН и Г. А. С ОЛОВЬЕВА

в языкознании, одна из разновидностей комбинационных звуковых изменений в процессе речи. Это происходит, когда один из двух идентичных или похожих речевых звуков (соседних или несмежных) сменяется другим отличным или менее похожим звуком. Двумя примерами диссимиляции являются латинский peregrinum и русский piligrim и Latinfebruaris и русский fevral ’.

.

Ассимиляция и ее виды.

Усвоение — процесс чередования звуков речи, в результате которого один из звуков становится полностью или частично похожим на соседний.

Влияние соседних звуков в английском языке может действовать в прогрессивном, регрессивном или взаимном (двойном, взаимном) направлении .

1. Когда некоторые артикуляционные особенности следующего звука изменяются под влиянием предыдущего звука, который остается неизменным, ассимиляция называется прогрессивной.

например Произношение суффикса множественного числа s существительных зависит от качества предшествующего согласного: оно произносится как [z] после звонких согласных (pens [penz], звонит [kO: lz]) и как [s] после глухого. согласные (парты [парты], книги [бВкс])

В словах сэндвич, бабушка и т. Д. Под влиянием [n] согласная [d] изменилась на [n], а затем исчезла

(бутерброд [‘sxnnwIdZ →’ sxnwIdZ])

2.Когда следующие звуки влияют на артикуляцию предыдущего, ассимиляция называется регрессивной.

например В слове шириной и в словосочетании в них , альвеолярные [d] и [n] становятся зубными перед межзубными [T] и [D].

3. Взаимное (взаимное, двойное) усвоение означает комплексное взаимовлияние соседних звуков.

например В слове tree [tri:] сонорный [r] частично обезвреживается под влиянием глухого [t], а альвеолярный [t] становится [постальвеолярным [t] перед постальвеолярным [r]).

Ассимиляция может повлиять на место обструкции и активный орган речи; работа голосовых связок; положение губ; положение мягкого неба; манера выпуска взрывных согласных.

1. Изменение места обструкции и активного органа речи.

Ассимиляция может происходить внутри слова, а также на границах слова. Следует отметить следующие три важных случая:

a) Альвеолярные аллофоны [t, d, n, l, s, z] заменяются дентальными вариантами, если сразу за ними идут межзубные [T] или [D].

например в пределах слова: ширина, десятая

на границе слова: Положи это! Прочитайте это! на столе.

b) Постальвеолярные [t] и [d] слышны раньше постальвеолярного сонората [r].

например в слове: поездка, правда, багажник, мечта, выпивка, сухая .

На границах слов: в состоянии покоя читается как

2. Изменение работы голосовых связок (озвучивание или песня).

a) Соноранты [m, n, l, w, r, j] частично лишены звуков, когда им предшествуют глухие согласные [s, p, t, k, f, T, S].

например в словах:

[ṃ] — малый

[ṇ] — ухмылка

[j] — глупо, мелодично, чисто, немного

[ẉ] — развертка , квадрат

[ṛ] — спред, попробовать, крем

[ḷ] — медленный, набор высоты

На границах слов соноранты [l, r, w] слабо озвучены, если с соседними словами они образуют фразовое слово или ритмическую группу.

e.грамм. наконец, в покое.

б) Сокращающие формы глаголов is и has могут сохранять голос или лишаться голоса в зависимости от предшествующих согласных.

например Правильно [Dxts raIt]

Бобы погасли [bPbz gPn aVt]

c) Ассимилятивное озвучивание или выделение притяжательного суффикса s или s , суффикса множественного числа (e) s существительных и третьего лица единственного числа настоящего неопределенного глагола зависит от качества предшествующего согласного.Эти суффиксы произносятся как:

[z] после всех звонких согласных, кроме [z] и [Z], и после всех гласных звуков

например девушек [gE: lz], комн. s [ru (:) mz]

[s] после всех глухих согласных, кроме [S] и [s],

например книги [бВкс], пиши с [raIts]

[Iz] после [s, z] или [S, G]

например блюд [dISIz], Georges [dZO: dZIz]

d) Ассимилятивное озвучивание или выделение суффикса ed правильных глаголов также зависит от качества предшествующего согласного.Окончание ed произносится как:

[d] после всех звонких согласных, кроме [d] и после всех гласных звуков

например прожил [lIvd], играл [pleId]

[t] после всех глухих согласных, кроме [t]

например работало [wE: kt]

[Id] после [d] и [t]

например предназначено [In’tendId], расширено [Ik’stendId]

В английском языке регрессивное озвучивание или песнопение встречается только в нескольких случаях исторической ассимиляции в составном слове, когда семантическая независимость первого компонента теряется

e.грамм. пять пенсов [‘faIfpqns], крыжовник [‘ gVzb (q) rI]

Регрессивное озвучивание или обособление также может иметь место в тесно связанных парах слов

например Я должен [aI hxftu], я привык к [aI ju: sttu], не так ли [dAS SI].

3. Изменение положения губ.

Согласные, за которыми следует сонорант [w], меняют положение губ. Они округлили губы в ожидании [ш].

например мерцание, тишина, лебедь, язык

4. Изменение положения мягкого неба.

Носовые согласные могут влиять на соседние взрывные звуки. Этот тип ассимиляции не характерен для английского языка. Иногда [d] меняется на [n] под влиянием предыдущего [n].

например красивый [‘hxndsqm →’ hxnnsqm → ‘hxnsm]

Назализация затрагивает в основном альвеолярные согласные, особенно прилегающие к отрицательным nt, , и характерна для очень быстрой речи.

например Она бы этого не сделала [SI wVnnt dH It]

5. Изменения в манере выделения взрывных согласных.

Английские взрывчатые вещества не всегда имеют внезапный ротовой выход воздуха. Основные варианты:

а) Взрывостойкость

Взрывное вещество теряет свою взрывную силу, если за ним следует другое взрывное вещество или аффрикат,

например в слове: a cc ommodation, tt raction, boo k case

на границах слов: в какое время спустился, тот ребенок, та шутка

б) Взрыв носа

Когда за взрывным следует слоговое [n] или [m], оно не имеет собственного выхода, возникает так называемый носовой взрыв.В таких последовательностях закрытие для взрывчатого вещества происходит нормально, но высвобождение происходит не за счет удаления фиксируемого закрывающего элемента в ротовой полости, а за счет опускания мягкого неба, что позволяет сжатому воздуху выходить через носовую полость. для образования носового согласного.

например в слове: бывает [‘hxpn], товарищ по команде [‘ SIpmeIt]

на границах слов: громко рыдать, хватать стонать

c) Боковой взрыв

В последовательностях взрывного устройства, сразу за которым следует [l], замыкание, произведенное для взрывного устройства, не срабатывает до момента после [l].Перед [1] выпуск осуществляется путем внезапного опускания боковых сторон языка, и воздух выходит по бокам языка с боковым взрывом.

например пожалуйста, скот, черный, свеча.


Дата: 11.12.2015; просмотр: 5481


.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *