Дисграфия у школьников: Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать? — Проблемы детей — Преподавание — Образование, воспитание и обучение

Содержание

Материал: Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция дисграфии у младших школьников в условиях школьного логопункта.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений речи у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С началом обучения в школе у некоторых детей …

Программа коррекции дисграфии у младших школьников. (2 класс)

Программа коррекции дисграфии у младших школьников.( 2 класс)  предназначена для  учителей — логопедов СОШ.       Основная задача логопеда  состоит в том, чтоб…

Использование дидактических компьютерных игр и в коррекции дисграфии у младших школьников

Использование ЭОР в коррекции дисграфии у младших школьников…

Актуальность ранней коррекции дисграфии у младших школьников

В статье рассматриваются вопросы дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии….

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Дисграфия- это частичное расстройство письма, которое связано с недостаточной сформированностью всех ВПФ, отвечающих за письмо. Дисграфия наблюдается в постоянных и одинаковых ошибках письм…

Сборник упражнений по коррекции дисграфии у младших школьников.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функци…

Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников

Цель: познакомить учителей начальных классов  упражнениями по коррекции дисграфии (из опыта работы)Задачи:Рассказать о видах дисграфии и причинах возникновения.Познакомить с  видами уп…

что такое такое, коррекция, упражнения


Дисграфия — это полное или частичное нарушение письменной деятельности, которая связана с дефицитом сформированности тех функций психики, которые ответственны за выполнение и контроль письма.

Данная патология характеризуется постоянными и специфическими ошибками при написании, которые не устраняются сами по себе без целенаправленной коррекции.

Как показывает практика, дисграфия очень распространена среди младших школьников, это происходит потому, что большинство деток поступают в школу с неполноценным фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. При наличии таких нарушений, процесс нормального освоения грамоты очень осложняется.

По степени выраженности письменного расстройства выделяют дисграфию и аграфию. В первом случае письмо искажается, но выполняет функцию общения, при аграфии происходит неспособность овладения письмом или полная потеря этих способностей.

Что провоцирует развитие нарушения

Вызвать нарушение могут такие причины:

  1. Недостаток развития всех категорий устной речи: звукопроизношение, фонематическое восприятие, лексико-грамматической стороны речи, связной речи.
  2. Недостаточное развитие или повреждение мозга ребёнка во время беременности, при рождении и в период после рождения, а также истощение нервной системы. К таким патологиям можно отнести: травмы при родах, асфиксию, менингит, энцефалит, инфекционные и соматические заболевания.
  3. Социально-психологические причины. Например, если ребёнок растёт в семье, где разговаривают на нескольких языках, в случае дефицита разговорного общения, если речи малыша не уделяется должного внимания со стороны взрослых, преждевременная подготовка ребёнка к обучению в тот период, когда он к этому не готов.
  4. Предрасположенность или задержка в психическом развитии.
  5. Во взрослом возрасте дисграфия может возникнуть вследствие травм головы или органических поражений.

Механизм развития отклонения

Письмо — это сложный процесс, который совершается при участии речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного анализаторов, при помощи которых реализуется переход артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему.

Для того чтобы происходило полноценное обучение навыкам письма, сформированность устной речи должна находиться на должном уровне.

Механизм развития отклонения связан с несвоевременным становлением ведущего полушария мозга, ответственного за речевые способности.

При нормальных показателях эти процессы должны завершаться к моменту начала дошкольного обучения. При условии несвоевременной латерализации и присутствии скрытого левшества, процесс контроля над письмом будет нарушен.

Также при дисграфии наблюдается несформированность всех познавательных сфер, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.

Виды дисграфии

Существует пять типов дисграфии:

  • артикуляторно-акустическая, связана с нарушением артикуляции, звукопроизношения, фонематического восприятия;
  • акустическая, вызвана нарушением фонемного распознавания;
  • дисграфия на фоне несформированности языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическая — возникает из-за неполноценного развития лексико-грамматической речи и развивается на фоне аграмматизма;
  • оптическая — связана с несформированностью зрительно-пространственных представлений.

Характерные проявления

В зависимости от разновидности дисграфии, виды характерных ошибок в письме и речи будут различаться:

  1. При артикулярно-акустической дисграфии допускаемые письменные ошибки допускаются из-за неправильного произношения, т. е. ребёнок пишет так, как и говорит. В данном случае замена и пропускание символов отображают такие же ошибки при разговоре. Такой вид патологии встречается у детей с фонетико-фонематическим речевым недоразвитием.
  2. При акустической форме нарушения произношение правильное, но фонематическое восприятие развито плохо. В данном случае ошибки имеют вид замены букв на схожие.
  3. В случае нарушения языкового синтеза и анализа обнаруживается неспособность разделения слов на слоги, и предложения на отдельные слова. В данном случае выпадают, дублируются или меняются местами буквы и слоги, добавляются ненужные символы, слова не имеют окончаний. Или же, например, ребёнок пишет слова с союзами вместе, а приставки отделяет. Такой вид ошибок считается самым распространённым.
  4. Аграмматическая дисграфия характеризуется неумением склонять слова по падежам, и числам, определением рода, нарушением комбинирования слов в предложениях, их непоследовательность. Такой вид патологии зачастую сопутствует общему речевому недоразвитию.
  5. В случае оптической формы нарушения меняются или перемешиваются визуально похожие символы. Литеральная оптическая дисграфия — нарушение узнавания и воспроизведения отдельных букв. Вербальная оптическая дисграфия — нарушение начертания букв в слове.

Самые распространенные ошибки

Среди наиболее распространённых ошибок при письме можно выделить такие:

  • недописывание элементов букв, например Р вместо Ф, З вместо В;
  • добавление ненужных элементов;
  • пропуск элементов, в частности при соединении букв, у которых есть схожий элемент;
  • зеркальное написание букв.

Сопутствующие отклонения

Из-за тесной связи письменной и устной речи, дисграфия часто сопровождается дислексией и алексией — нарушениями процесса чтения, речевыми нарушениями.

Нередко дисграфии сопутствуют признаки неврологических нарушений, низкая работоспособность, чрезмерная активность, неумение концентрировать внимание, уменьшение объёма памяти.

Что касается почерка, то зачастую он неразборчив, буквы бывают неровными, слишком большими или наоборот, мелкими. Для того чтобы совершать процесс письма, ребёнок прикладывает огромные усилия, и при этом всё равно пишет медленными темпами.

Такие дети испытывают серьёзный дискомфорт из-за своих ошибок и медлительности. К тому же часто, это вызывает недовольство и раздражение со стороны педагогов.

В общении такой ребёнок также может испытывать некоторые сложности из-за неспособности выстраивать длинные предложения правильно, поэтому его речь может быть довольно краткой и сдержанной.

Виды ошибок при дисграфии

Профессиональная диагностика

Цель диагностики — дифференцирование дисграфии от обыкновенной безграмотности, а также выявление формы данной патологии.

Обследование проходит поэтапно и включает в себя:

  • анализ письменных работ;
  • оценка общего развития и речевого развития в частности;
  • анализ состояния ЦНС, органов зрения и слуха;
  • исследование артикуляционного аппарата, речевой моторики.

Анализ письменной речи осуществляется при помощи таких заданий:

  • переписывание напечатанного текста и, написанного от руки;
  • диктант;
  • описание сюжета по рисунку;
  • чтение вслух.

После того, как будут выявлены специфические ошибки, составляется протокол и специалист делает вывод.

В данном случае огромную роль будет играть ранняя диагностика, это позволит начать коррекцию на начальных стадиях развития отклонения, если соответствующие меры не будут приняты в детстве, симптомы дисграфии могут наблюдаться во взрослом возрасте.

Как на практике отличить дисграфию от безграмотности?

В основном дисграфия обнаруживается у ребёнка только в процессе обучения письму, т. е. в начальной школе. По ошибке такую патологию иногда принимают за простую безграмотность, однако, это в корне неверно.

Например, не знающий правил человек напишет «придложение», и такие ошибки не учитываются при дисграфии, а дисграфик «бретлошение», ошибки в данном случае напоминают грубые опечатки.

Коррекция нарушения

Дети, страдающие таким нарушением, требуют квалифицированной логопедической помощи, т. к. устранить эту проблему в обычных школьных условиях просто невозможно.

Коррекционная работа по устранению дисграфии будет разрабатываться исходя из вида нарушения.

Цели такой работы заключаются в следующем:

  • устранение дефектов в звукопроизношении и фонематических процессах;
  • увеличение словарного запаса;
  • развитие грамматической стороны речи;
  • формирование связной речи;
  • развитие аналитико-синтетической способности;
  • улучшение слухового и пространственного восприятия;
  • улучшение всех познавательных сфер.

Навыки, полученные в ходе коррекции, закрепляются посредством выполнения письменных заданий. Кроме логопеда ребёнка необходимо обследовать у психоневролога на предмет наличия сопутствующих дисграфии нарушений.

При наличии таковых, будет назначаться лечение медикаментами, процедуры физиотерапии, мануальная терапия, лечебная гимнастика.

Упражнения для деток младшего школьного возраста

Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии у младших школьников, которые подбираются специалистом.

Вот некоторые из них:

  1. Корректурная правка. Взять книгу, которую ребенок до этого никогда не читал. Текст должен быть напечатан средним шрифтом. Дать задание подчеркнуть в тексте какую-нибудь одну букву, например, «А» или «О». Начинать нужно с одной буквы. Упражнение должно выполняться не более пяти минут ежедневно. Через пять дней можно перейти к усложнению задания. Например, ребёнок должен одну букву «А» подчёркивать, а следующую зачёркивать или обводить. Затем нужно предложить ему отмечать парные буквы, которые имеют некоторое сходство (г/д, у/ю, д/б, п/т, п/р, м/л).
  2. Пишем вслух. Цель задания — проговаривать вслух всё, что пишется именно в таком виде, как оно пишется и при этом подчёркивать слабые доли. В данном случае слабые доли — это звуки, которым при устной речи не уделяется внимания, например, мы произносим «лошка» или «на стале стаяла чашка с малаком». Именно эти «ошибки» ребёнок должен подчеркнуть. Также очень важно дописывать и чётко проговаривать окончания всех слов.
  3. Лабиринты. Это игровое упражнение способствует развитию крупной моторики, т. е. движений рук и предплечья, а также внимания. Ребёнок должен проводить непрерывную линию, при этом важно, чтобы он менял положение руки, а не поворачивал лист бумаги, на котором изображён рисунок.

Шансы на успех — каковы они?

Многих родителей интересует вопрос, возможно ли избавиться от этого дефекта? Устранить дисграфию возможно при условии своевременного выявления проблемы, а также упорного систематического выполнения занятий.

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для того, чтобы справиться с нарушением, кому-то потребуются месяцы, а кому-то и несколько лет. Очень многое будет зависеть от терпения родителей и систематических занятий с логопедом и дома.

Важный момент представляет собой предупреждение грамматических ошибок в дошкольном возрасте. Имеется в виду то, что воспитатели должны уделять внимание тому, как ребёнок произносит звуки и выстраивает предложения.

Также необходимо придерживаться таких правил:

  1. Не учить ребёнка иностранным языкам в момент, когда ребёнок ещё не готов к этому психологически. Например, многие родители начинают обучение иностранному языку в возрасте трёх лет.
  2. Родители должны сами правильно и чётко говорить дома. Ни в коем случае нельзя повторять за ребёнком неправильно произнесённые слова и фразы. Это приводит к формированию неправильной речи.
  3. Выбирать ручки и карандаши таким образом, чтобы они были оснащены ребристой поверхностью, ведь, как известно, массаж подушечек пальцев способствует улучшению работы мозга в процессе письма.
  4. Оказывать ребёнку психологическую поддержку, т. к. малыши с такой проблемой очень часто чувствуют себя «не таким как все». Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за ошибки. Очень важно применять тактику поощрения и похвалы за успешное выполнение заданий.

Упражнения при дисграфии у школьников 1-2 класса

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не
может овладеть письменной речью не из-за того, что он ленится или не знает правил, как может показаться на первый взгляд, а из-за нарушенных высших психических функций, контролирующих написание слов. Без целенаправленной коррекции повысить грамотность письма практически невозможно.

Как пишет ребенок при дисграфии?

Он путает похожие по написанию буквы, пишет их зеркально, не различает глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, дублирует слоги. Почерк неровный, скачущий то вправо, то влево, наклон и размер знаков постоянно изменяется, буквы часто получают лишние элементы, дублируются, переворачиваются. Часто у детей с дисграфией наблюдается неправильная артикуляция, из-за чего у них искажается мысленный облик
слова. Многим школьникам никак не дается грамматический строй: они неправильно согласуют слова, подменяют предлоги, путают такие элементарные вещи, как род и число, являясь при этом носителями языка.

Что делать, если поставили дисграфию?

Первый и самый главный совет родителям, столкнувшимся с дисграфией, звучит следующим образом: не пытайтесь обвинить в плохих оценках ребенка и не ждите быстрых успехов. Он просто не может воспринять логику и правила языка из-за особенностей развития психических функций. Дисграфия корректируется в течение нескольких лет, поэтому пятерки и четверки появятся в лучшем случае в классе пятом.
Обязательно поставьте в известность школьного учителя, что у ребенка логопедическое заболевание.

Упражнения, направленные на коррекцию дисграфии, довольно просты, и вы можете выполнять их дома вместе с ребенком, соблюдая рекомендации логопеда. Заниматься нужно каждый день, не менее 60 минут, только в этом случае можно рассчитывать на какой-либо результат. Вы должны находить время на занятия в любой ситуации, пусть даже это будут 30 минут вместо положенного часа.

Читайте также: Тест на определение дисграфии у ребенка. Методика выявления дисграфии

1. Жужжащее чтение

При выполнении любого письменного задания ребенок должен проговаривать каждую букву, буквально бубнить себе под нос все, что он пишет. Причем проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово корова так и произносим: КО-РО-ВА, а не [карова], как мы это делаем в обычной речи.

2. Экспериментируйте со способом письма

Непривычные письменные принадлежности, например, чернильная ручка с пером, магнитные буквы, краски и т. д., помогают дисграфику лучше сосредоточиться на процессе письма. Логопеды рекомендуют завести ручки и карандаши треугольной формы с ребристой или шероховатой поверхностью. В результате и количество ошибок
постепенно уменьшится.

3. Переписывайте классику

Ежедневно просите ребенка переписать один-два абзаца из любой книжки, написанной русскоязычным писателем. Здесь можно убить сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок тренирует навыки грамотного письма, усваивает облик слов, развивается внимательность. Во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в его памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, чересчур длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.

4. Поиграйте в корректора

Вам потребуется как можно более скучный текст (можно взять любые документы или инструкцию, главное, чтобы содержание не увлекло ребенка), набранный крупным шрифтом. Сначала выберите букву, которая хорошо знакома малышу и не вызывает затруднений. Допустим, это буква О. Первое задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание
которых вызывает проблемы, например, Б и В. Важно: ребенок должен именно не читать, а искать буквы по их облику. Это упражнение особенно эффективно при оптической форме дисграфии.

5. В поисках пропавших букв

Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Вы можете взять отрывок из любых детских произведений. Подготовьте два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, и тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ребенка – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с
букв, которые хорошо знакомы школьнику.

6. Работайте над почерком

При стабильных занятиях исправление почерка занимает около месяца. Вам потребуется тетрадь в клеточку. Каждый день ребенок должен переписывать туда по несколько коротких предложений. Главное условие – все линии должны находиться в пределах клетки. Тщательно следите за процессом и не скупитесь на похвалу, даже если сегодня удалось написать хорошо только одно-два слова.

7. Лабиринт

Это задание направлено на улучшение работы моторных и речевых центров. Приготовьте головоломки-лабиринты или точечные рисунки. Их можно скачать из Интернета или купить готовый сборник в любом киоске. Задача ребенка – провести линию по всем ходам лабиринта или от точки к точке, не отрывая пальца или карандаша и не переворачивая лист.

8. Собираем предложения

Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.

9. Волшебные буквы

Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.

Читайте также: Ребенок плохо пишет во 2 классе? Разбираемся в проблеме

10. Ох уж эти предлоги!

Употребление предлогов – проблема для всех дисграфиков. Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.

  • Задание первое: переписать текст, подчеркивая предлоги.
  • Задание второе: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
  • Задание третье: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
  • Задание четвертое: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка.
    Важно: следите, чтобы ребенок все переписывал в тетрадь, каждое задание нужно буквально пропускать через руку.

Мы показали вам только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов. Индивидуальную программу занятий вам предложит логопед, исходя из формы дисграфии и степени ее проявления.

Не забывайте самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия в благожелательной обстановке, а также терпение, терпение и еще раз терпение. Желаем успехов!

Статья по логопедии на тему: Дисграфия и дислексия у младших школьников

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема — дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия и как ее лечить?

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе.

Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Каковы же ошибки, которые должны насторожить?

  1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б-д; п-т; Е-3; а-о; д-у и т.д.
  2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
  3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о — у, ё — ю; согласные р — л, и — ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
  4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.
  5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): «За зомом росла мамина» (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): «Дод небом лолубым» (Под небом голубым).
  6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
  7. Слитное написание предлогов, раздельное — приставок также является одним из проявлений дисграфии.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также, когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Когда ребенок делает много ошибок, родители часто слышат от учителей рекомендации — больше читать и писать и выполняют их буквально. Иногда даже специалисты пытаются нарушения письма и чтения исправить количественными приемами: диктанты и диктанты, чтение больших текстов.

Подход к ребенку, страдающему дисграфией, должен быть совершенно другим. На первых этапах работа идет в основном устная: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Диктанты здесь принесут только вред. Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка. По этой же причине нежелательно детям с дисграфией давать упражнения с неоткорректированным текстом (поиск ошибок). А работу над ошибками нужно проводить так, как рекомендует логопед. Суть в том, что ребенку нежелательно видеть неправильно написанные слова.

Если вы задаете на дом прочитать текст или много писать, посоветуйте родителям, чтобы ребенок это делал не в один прием, а с перерывами, разбив текст на части. Это позволит ученикам, страдающим нарушениями письменной речи, лучше справиться с домашним заданием.

Вы можете посоветовать родителям или сами давать на уроке упражнение «корректурная проба». Оно принесет пользу любому ученику. Что это такое?

Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р — л, с-ш и т.д.

Ребенок смотрит на таблицу и быстро подсчитывает, сколько раз встречается в таблице каждое из чисел от О до 9. Если он сбился при выполнении задания, то начинает сначала.

Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии — ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма. Я не стала останавливаться на методике преодоления дисграфии и дислексии — это дело специалистов. Вполне достаточно, если учитель вовремя заметит специфические ошибки у ребенка, а в дальнейшем будет работать в тесном контакте с логопедом.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Ребенок, страдающий дислексией, до 6-7 лет обычно не сильно отличается от сверстников: играет, мечтает пойти в школу и хорошо учиться, возможно, он немного более активен и неуклюж. Но в начальной школе родители и педагоги замечают, что ребенок затрудняется с чтением: допускает ошибки, не понимает прочитанного и избегает книг. Это может быть признаком дислексии. Что такое дислексия и как узнать, что ребенок дислексик — читайте в нашей статье.

Дислексия — это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.

Понять, что такое дислексия обычным людям не просто. По словам дислексика, исследователя проблемы дислексии Рональда Дейвиса, отличие дислексиков от обычных людей в том, что обычные люди мыслят словами, а дислексики — образами. Поэтому, когда страдающий дислексией ребенок сталкивается с словесным описанием предмета или явления, он испытывает трудности. Особенно трудно такому ребенку воспринимать слова, значения которых он не знает, то есть не имеет в памяти образа, такими словами могут быть, в частности, предлоги: «через», «над», «под».

При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).

Диктант ребенка, страдающего дисграфией. Дислексия и дисграфия — нарушения, часто идущие вместе.

В чем проявляется дислексия?

Как правило, нарушение способности чтения связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения. Дети читают медленно, по буквами или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Все это приводит к тому, что текст зачастую остается непонятным для ребенка. Некоторые дети, доведя до совершенства технику чтения, могут не понимать прочитанное и ответить на вопросы по тексту.

Диагностика дислексии

Диагностировать дислексию не просто, потому что проблемы с чтением могут испытывать самые разные дети по разным причинам: слабое умственное развитие, педагогическая запущенность, плохой слух и зрение ребенка, не позволяющее ему видеть буквы, работать с текстом и т.п. Дислексию отличает повторяемость ошибок, их идентичность и стойкость, то есть даже после тренировок (когда еще не проводится коррекционная работа) проблемы остаются.

Дислексия не является психическим заболеванием и диагностируется несколькими специалистами путем проведения различных тестов, включающих тестирование здоровья ребенка (слух, зрение), уровень интеллекта (нет ли умственной отсталости), техники чтения и понимания текста, способности полноценной речи.

Виды дислексии

  • Фонематическая дислексия. Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их).
  • Механическое чтение (семантическая дислексия). Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.
  • Аграмматическая дислексия, как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: «красивый кошка», «высокая тополь» и т.п.
  • Оптическая дислексия. Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
  • Мнестическая дислексия. Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она «дает» при чтении.

Последствия дислексии

Ребенок с дислексией может испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью понимания текста, затратой на чтение большого количества времени, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе и вузе. Поскольку дислексики мало читают, у них может быть маленький словарный запас. Дислексикам также свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией, заниженная самооценка.

Что делать, если у ребенка дислексия?

Коррекцией дислексии детей и взрослых занимается логопед. В зависимости от вида нарушения применяются свои способы лечения дислексии.

Несмотря на все возможные отрицательные последствия, дислексия, как и дисграфия, не приговор: дети могут быть весьма одаренны в других сферах деятельности, часто они проявляют способности мыслить нешаблонно, образами, творчески. Казалось бы, такая проблема может поставить «крест» на развитии ребенка и его будущем, однако история знает множество выдающихся людей, страдающих дислексией и дисграфией: Уолт Дисней, Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Генри Форд, а также артисты Шер, Мерлин Монро, Том Круз, Кира Найтли, Дастин Хоффман и другие.

Главное, принятие дислексика таким, каков он есть, оказание всесторонней помощи и поддержки как в развитии других его талантов, так и в коррекции дислексии. 

Квалификационная работа Булахова Е.С. Дисграфия у учащихся младших классов речевой школы

Доклад.

Уважаемые председатели и члены итоговой, государственной, аттестационной комиссии! На ваше рассмотрение представлена квалификационная работа на тему «Дисграфия у учащихся младших классов речевой школы»

Работу выполнила Булахова Елена Сергеевна. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

Актуальность: Согласно, данным профессора М.Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам ХХ века, число учащихся с дисграфией в младших классах речевой школы составляло около 6%. Позже рядом авторов были опубликованы новые сведения о распространенности этого расстройства. У И.Н. Садовниковой отмечается, что 10-12% учащихся начальной школы страдают дисграфией. А.Н. Корнев приводит данные, которые свидетельствуют о том, что из 186 обследованных учащихся первых классов у 21% выявлено данное расстройство. Сейчас, в начале ХХI века, даже к концу 3 — го года обучения, несмотря на проводимую с 1-го класса логопедическую работу, число детей с нарушениями письма, как отмечает Л.Г. Парамонова (2012), в некоторые годы достигает 37%. По данным этого же автора (2014) среди обследованных 300 учащихся вторых классов у 53% (у 159 человек) наблюдается дисграфия. Поэтому на сегодняшний день проблема коррекции нарушений письма у детей младших классов речевой школы остаётся актуальной. [57, с.115]

Гипотеза: нам представляется интересным проследить имеющееся увеличение или уменьшение проявлений дисграфий в настоящее время, у детей 2 и 4 класса речевой школы, а также оценить эффективность проведенной коррекционной работы.

Объект исследования: дисграфия у учащихся младших классов речевой школы (2, 4 класс).

Предмет исследования: ошибки при разных формах дисграфии у учащихся младших классов речевой школы (2, 4 класс).

Цель исследования: выявить частоту проявлений дисграфий, составить и провести коррекционную программу в соответствии с индивидуальными проявлениями дисграфии и проанализировать эффективность коррекционной работы.

Исходя, из цели и обозначенного предмета исследования были поставлены следующие задачи

1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.

2. Выявить частоту проявлений дисграфии у учащихся 2 и 4 классов Сокулукской спец. — школы интерната для детей с ТНР.

3. Составить программу и провести коррекционную работу по исправлению дисграфии, и выявить эффективность коррекционной работы.

4. Провести контрольный эксперимент.

Методологической основой являются исследования: Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». Левина Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. Микфельд Я. О. Диагностика и коррекция предпосылок дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза у дошкольников. Я. О. Микфельд, Н. Л. Смирнова. Практ. психология и логопедия. Ольхин А. В. Нарушения письма и их устранение у детей с недостатками артикуляции.

Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы реализации исследования

  1. Изучение научной литературы по проблеме исследования.

  2. Наблюдение.

  3. Изучение письменных работ учеников.

  4. Проведение констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.

Экспериментальная база исследования: Экспериментальная работа проводилась с 07.09.15 по 07.12.15 на базе Сокулукской спец. школы – интернат для детей с ТНР. В исследовании принимали участие 30 школьников, 15 человек учащихся во втором классе в возрасте (8 — 9 лет), 15 человек учащихся в четвёртом классе в возрасте (11 — 12 лет).

Новизна исследования: в ходе исследования будут получены данные, свидетельствующие о частоте проявлений дисграфии у детей 2 и 4 классов речевой школы, а также выявлена эффективность проведенной работы по коррекции дисграфии.

Теоретическая значимость: будут изучены и систематизированы частота проявления дисграфии у детей 2 и 4 классов речевой школы и эффективность используемой коррекционной программы.

Практическая значимость: на основании результатов исследования будет составлена коррекционная программа, оценена её эффективность. Результаты будут доложены на научно-практической конференции и на педагогическом совете школы. Будут даны рекомендации по преодолению дисграфии у детей 2 и 4 классов речевой школы, для логопедов и родителей.

Глава 2

После изучения теоритического материала по вопросу нарушений процесса формирования письма у детей, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которого было выявить наличие различных видов дисграфий. Перед началом работы нами были сформулированы следующие задачи:

— подобрать и адаптировать методики для выявления дисграфических проявлений у учащихся второго и четвертого классов речевой школы;

— проанализировать работы учащихся и выделить виды дисграфических проявлений у учащихся второго и четвертого классов речевой школы;

— на этом основании выявить виды дисграфий.

Для проведения констатирующего эксперимента мы использовали комплекс методик Иншаковой О.Б, Ефименковой Л.Н, тест Кортиса. Эти методики предназначены для выявления у младших школьников нарушений письма. Обследование осуществлялось с помощью выполнения следующих видов работ: слухового диктанта, словарного диктанта, списывания с печатного текстов, работа над деформированным текстом. Отбор материала проводился на основе лингвистического анализа текстов.

1. Методика выявления состояния звукового анализа и синтеза слов (слуховой диктант). О.Б. Иншакова, Л.Н. Ефименкова.

Цель: определить умение самостоятельно без ошибок составлять письменный связный рассказ. Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

Предлагаемые задания направлены на выявление особенностей нарушения письма и уровня развития письменной речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи.

2. Методика оценивания навыков письма (словарный диктант). О.Б. Иншакова, Л.Н. Ефименкова.

Цель: исследование состояния организации процессов повторения, закрепления, тренировки, в частности, для усвоения правописания словарных слов.

3. Методика анализа графических характеристик письма (списывание с рукописного текста). О.Б. Иншакова, Л.Н. Ефименкова.

Цель: Определить умение ребенка списывать без ошибок с рукописного текста.

4. Методика оценивания навыков графического моделирования слова (деформированный текст). О.Б. Иншакова, Л.Н. Ефименкова.

Цель: исследовать уровень умения видеть логические связи межу словами.

После выбора методик нами был проведен констатирующий эксперимент.

Из полученных нами данных были выявлены следующие виды ошибок:

— ошибки оптического характера;

— ошибки грамматического характера;

— ошибки фонематического характера;

— ошибки на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Из выявленных дисграфических проявлений, мы выделили следующие виды дисграфий:

— оптическая дисграфия

— аграмматическая дисграфия

— артикуляторно – акустическая дисграфия

— дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами нарушения фонемного распознавания

Виды дисграфий. 2 и 4 класс (в %) Таблица №1

Виды дисграфий

Норма

Оптическая дисграфия

Аграммати — ческая дисграфия

Артик. – акустич. дисграфия

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами нарушения фонемного распознавания

2 кл

Кол-во

13,3

20

13,3

20

33,4

86,7

4 кл

Кол-во

33

7

20

13

27

67

Как видно из результатов исследования отраженных в таблице № 1, в обоих классах выявлены все 4 вида дисграфии.

Оптическая дисграфия: у 2 кл. ошибки связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах, искажениях и зеркальном написании букв на письме (Арбуз – Лрбуз, Торт – Грот, Бишкек — Биикек). У 4 кл. сохранялась неустойчивость зрительных впечатлений и представлений (Фрукты – Рукты, картина – карпина, колос — комос).

Аграмматическая дисграфия: у 2 кл. наблюдались искажения морфологической структуры слов и нарушения согласования слов. Что связано с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений, двуязычием (красный сумка, теплая пальто, восемь цветок). В 4 кл. выявлены нарушения согласования слов; искажение предложно-падежных конструкций, что является составной частью лексико-грамматического недоразвития (светлый небо, Аня родил красивый ребенок).

Артикуляторно — акустическая дисграфия: во 2 кл. мы выявили несколько видов наиболее типичных ошибок в письме: замены и смешения букв, обусловленные трудностями их запоминания, сложности при переводе звука в букву и наоборот, сложности при переводе печатной графемы в письменную, трудности звуко-буквенного анализа и синтеза. В 4 кл. выявлены следующие ошибки смешения, замены, пропуски букв, которые соответствуют смешениям, заменам, отсутствию звуков в устной речи.  (Рак – лак;  стол – штол ;жук – зук ; ковёр – ковёл; кожа – коза; бублик – пуплик). Замены букв на письме сохранялись, хотя замены звуков в устной речи были устранены. Причиной этого является несформированнoсть кинестетических образов звуков, при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Смешанная дисграфия (дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами нарушения фонемного распознавания): во 2 кл. слитное написание слов, и особенно предлогов (идет дождь – «идедошь», на улицу – «навулицу»). в 4 кл. выявлены затруднения в записи слов со стечением согласных (снеговик – «неговик», трава – «тава», школа – «кола».

Таким образом, каждая из представленных дисграфий имела место быть в обоих классах. Выявлены следующие виды ошибок: зеркальное написание букв, нарушение согласования слов, искажение предложно – падежных конструкций, смешения и замены соответствующие искаженному звучанию их в устной речи, слитное написание предлогов, пропуск гласных.

3 глава

Исходя из данных, полученных в результате констатирующего эксперимента, мы составили программу, которая была направлена на коррекцию различных видов дисграфий у учащихся речевой школы.

Коррекционная программа помогала в создании базы для понимания и правильного применения, грамматических правил, закреплении учебного материала, связанного с коррекционным процессом. В ходе обучения, по предлагаемому дидактическому материалу шло развитие у детей фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, формирование умения различать на слух звуки речи, шло совершенствование пространственно — временных ориентировок, развитие способности к запоминанию, развитие тактильных ощущений. Логопедическая работа по коррекции дисграфии у детей второго и четвертого классов проводилась с использованием авторской программы Е.В. Мазановой «Коррекция нарушений письма», методическим рекомендациям Л.И. Гайдиной, Л.А Обуховой, Л.Н. Уфимцевой, З.Е. Агронович

Оптическая – кубики каоса, пуква-потеряшка.

Аграмматическая –в гостях у Маши, Соревнование.

Артикуляторно-акустическая – аквариум, незнайка учится вместе с нами.

Смешанная – буратино, соберем клубничку.

Сравнение видов дисграфий у учащихся 2 и 4 классов до и после коррекции.

На основе проведенных констатирующего и контрольного экспериментов, нами была составлена диаграмма, результаты которой позволили нам осуществить сравнительный анализ процента проявлений различных видов дисграфий у учащихся второго и четвертого класса речевой школы до и после коррекции. Результаты сравнения отражены в диагр. №1.

Диаграмма №1

Сравнение видов дисграфий во втором и четвертом классах до и после коррекции. (в %)

Как показывают результаты исследования, которые отражены в диагр. №1, процент детей с оптической дисграфией после проведения коррекционной программы во втором классе остался на прежнем уровне 20%, хотя у детей были достаточно сформированы пространственная ориентировка и зрительный контроль, но полностью преодолеть дисграфические ошибки оптического характера не удалось. Это связано с индивидуальными особенностями учащихся и с непродолжительностью проведения коррекционных занятий. В то время, как в четвертом классе все проявления оптической дисграфии удалось преодолеть, т. е. после проведения коррекционной работы процент детей с оптической дисграфией снизился с 7% до 0%. Это свидетельствует о том, что за время проведения эксперимента нам удалось сформировать у детей пространственную ориентировку в расположении предметов и также в своем теле. Также у детей четвертого класса были сформированы зрительное узнавание и пространственное восприятие.

Рассмотрев данные диаграммы, можно увидеть, что процент детей с аграмматической дисграфией как во втором, так и в четвертом классах имеет тенденцию к снижению. Во втором классе после проведения коррекционной работы этот процент снизился с 13,3% до 7%, т.е. один ребенок смог преодолеть проявления аграмматической дисграфии. А в четвертом классе с 20% до 6,3%, что говорит об эффективности предложенной программы и хороших результатах в коррекции грамматических ошибок.

Артикуляционно – акустическая дисграфия после проведения коррекционной работы также выявлена в обоих классах, но ее процент снижается и говорит о результативности проведенной коррекционной работы. Как во втором, так и в четвертом классах этот вид дисграфии снизился на 7%. Но посмотрев данные которые даны в диаграмме мы видим, что во втором классе процент снизился гораздо сильнее, чем во втором. Причиной этого является плохая посещаемость учеников четвертого класса и жесткая дисциплина учеников второго класса.

Процент проявления дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами нарушений фонемного распознавания, также имеет тенденцию к снижению, во втором классе он снизился на 7%, а в четвертом классе этот процент снизился на 20%, т.е. в нашем случае более результативная работа была проведена в четвертом классе, чем во втором. Это связано с индивидуальными особенностями учащихся и их подходе к учебной деятельности. Во время коррекции шла работа над совершенствованием навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений, совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение правильного буквенного обозначения на письме.

Таким образом, подводя итог можно сказать о том, что дисграфия у учащихся второго и четвертого класса имеет тенденцию к снижению и говорит о правильно составленной коррекционной программе. Но, исходя из выше представленных данных, мы видим, наибольшую результативность работы в четвертом классе. Мы предполагаем, что это связано с возрастными и личностными особенностями учащихся.

Подсчет результатов производился по t критерию Стьюдента. В ходе подсчета tэмп. = 3, т.е. эмпирическое значение t находится в зоне значимости, что подтверждает достоверность полученные результатов. В связи с этим можно сделать вывод, что составленная нами коррекционная программа является эффективной, но недостаточные сроки проведения программы привели к тому, что остались дети, у которых полностью дисграфия не скорректировалась. Это во втором классе – 3 ребенка с оптической дисграфией, 1 ребенок с аграмматической дисграфией, 2 ребенка с артикуляторно – акустической дисграфий, 4 ребенка со сложной дисграфией. В четвертом классе 1 ребенок с аграмматической дисграфией, 1 ребенок с артикуляторно — акустической дисграфией, 1 ребенок со сложной дисграфией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование было посвящено выявлению проявлений дисграфий у учащихся второго и четвёртого класса речевой школы и определению эффективных путей  её преодоления.

Результатом проведенной работы стало: 

1.Снижение частотности проявления ошибок связанных с нарушением пространственных представлений и зрительного восприятия – оптическая дисграфия. Сглаживание таких проявлений, как искажение морфологической структуры слова, замен префиксов и суффиксов, изменение падежных окончаний – аграмматическая дисграфия.

2.  У ряда детей, исчезли ошибки, проявляющиеся в пропусках, заменах букв, которые были связанные с недостаточной сформированностью фонематических процессов. Изменение числа существительных и изменение слов по родам, также удалось преодолеть – аграмматическая дисграфия.

3. В процессе коррекционной работы не удалось преодолеть затруднения в записи слов со стечением согласных – дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза с элементами нарушения фонемного распознавания. У 2 детей не удалось преодолеть слитное написание предлогов.

На примере наших двух классов мы убедились, что количество детей с дисграфией во втором классе речевой школы составляет 13 из 15 детей. В четвертом классе речевой школы дисграфия проявляется реже в силу коррекционного воздействия но, тем не менее, она присутствует и составляет 10 из 15 детей. То есть, часть гипотезы, о частоте проявления дисграфии, подтвердилась полностью, а вторая часть об эффективности коррекционного воздействия нашла свое подтверждение в результатах проведенной математической обработки данных.

Рекомендации.

Проведенное исследование позволило нам выработать методические рекомендации и приемы, направленные на достижение положительной динамики при устранении дисграфических ошибок у учащихся младших классов речевой школы.

Для коррекции дисграфий во втором классе речевой школы мы рекомендуем следующие виды игр и упражнений.

Для коррекции оптической дисграфии: конструирование из кубиков Кооса, игра «Геометрическое лото», игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», игра «Кто ближе?», «Нарисуй по инструкции», реконструкция букв, «Помоги белочке», «Поляна».

Для коррекции аграмматической дисграфии: «Образуй – ка», «В гостях у Маши», «Измени меня», «Сколько ошибок?», «Вставляй – ка», «Помогай – ка», «Правильный ответ».

Для коррекции артикуляторно-акустической дисграфии: «Послушай», «Сколько раз», «Угадай где», «Хлоп – топ», «Отстучим», «Покажи правильно», «Незнайка учится вместе с нами», игры «Аквариум», «Космос. Ракета».

Для коррекции смешанной дисграфии: игры «Кот Матроскин», «Буратино», «Закончи предложение», «Ответь на вопрос», «Найди нужную картинку», использование логопедических игр «Маша – швея», «На поляне», «Соберем клубничку».

Для коррекции дисграфий в четвертом классе речевой школы мы рекомендуем следующие виды игр и упражнений.

Для коррекции оптической дисграфии: выполнение тестов Равена, конструирование из кубиков Кооса, Упражнение «Буква-потеряшка», игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», игра «Нарисуй по инструкции», «Объясни, почему и как изменить», реконструкция букв, «Помоги мне», «Поляна».

Для коррекции аграмматической дисграфии: «Образуй – ка», «В гостях у Кати», «Соревнование», «Измени меня», «Сколько ошибок?», «Вставляй – ка», «Правильный ответ».

Для коррекции артикуляторно-акустической дисграфии: «Послушай», «методика Брутса», «Угадай где», «Отстучим», «Покажи правильно», «Незнайка учится вместе с нами», игры «Аквариум», «Космос. Ракета», «Соревновайка».

Для коррекции смешанной дисграфии: Использование карточек, «Подумай и скажи», «Закончи предложение», «Ответь на вопрос», «Найди нужную картинку», Игра “Отгадайте, кого я называю?”, «На поляне», «Соберем клубничку».

Дисграфия у младших школьников

дисграфия у младших школьников Письмо представляет собой сложный процесс взаимодействия речи, слуха, зрения и двигательных рефлексов. Когда происходит сбой в этой тесной связи, у младших школьников наблюдается дисграфия – различные частичные нарушения письма.

Признаки дисграфии

Такое явление, как дисграфия, достаточно легко заметить, ведь у детей младшего школьного возраста, страдающих от подобного расстройства, в диктантах всегда слишком большое количество ошибок.

Здесь можно посмотреть о параллельно существующей проблеме — дислексии у младших школьников.

Часто отсутствуют заглавные буквы, не используются знаки препинания, элементы букв могут быть пропущены, а также в словах детали могут не дописываться или же наоборот – приписываться лишние. Буквы в словах могут быть написаны в зеркальном порядке, часто пропускаются какие-то элементы либо же заменяются подобными.

Например, ребенок, страдающий от такого нарушения, часто путает «З» и «Э», а также «Р» и «Ь». У буквы «Ш» может быть лишняя палочка, а у буквы «Щ» — лишний крючок.

Темп самого письма очень медленный, почерк неровный и некрасивый, при плохом настроении он портиться окончательно.

Типы дисграфии — нарушений письма

Существует пять разновидностей дисграфии:

  • Когда ребенок не просто пишет звуки неправильно, но также неправильно их и произносит – это артикулярно-акустический тип.
  • Ребенком не различаются звуки, которые схожи между собой – акустический тип.
  • Нет понимания различий в написании букв – оптическая дисграфия.
  • Слова употребляются и склоняются неправильно: «веселая клоун» — аграмматический тип.
  • Слоги и буквы в одном слове могут переставляться, просто не дописываться или путаться – свидетельствует о типе дисграфии, в котором присутствует нарушение языкового синтеза и анализа.

Причины дисграфии у младших школьников

Окончательные выводы относительно причин развития подобных отклонений еще не сделаны, и выделяются различные факторы. Например, слишком ранний возраст ребенка, который идет в школу.

В таком случае не происходит психологическая его подготовка и на подсознательном уровне начинаются проблемы.

Особое внимание на своих детей стоит обращать родителям, у которых также были или есть проблемы с письмом, ведь дисграфия считается наследственным заболеванием. В зоне риска оказываются и те дети, с которыми в детстве общались слишком мало, или те, у которых принято в семье говорить как минимум на двух языках, либо присутствует неправильная речь у родителей.

Также своей внимание стоит обратить на процесс письма ребенка, если он — левша или же его переучили на правшу, если у него нарушения памяти и отклонения, связанные с концентрацией внимания.

О логопеде и упражнениях при дисграфии у младших школьников

Обычно нарушения в функции письма замечают еще в подготовительных дошкольных группах, и в подобных ситуациях требуется немедленное обращение к логопеду. Ни школьные учителя, ни сами родители справиться самостоятельно не сумеют, и могут даже наоборот – навредить ребенку подобной инициативой.

Логопедом применяются разнообразные методики, позволяющие продемонстрировать различие между буквами на картинках и магнитной азбуке, отрабатывается произношение, а также улучшается способность к анализу звукобуквенного состава.

Запрещаются любые попытки научить ребенка различать правильное и неправильное написание, используя тексты с допущенными ошибками. Его визуальное восприятие способно их зафиксировать и повторять в дальнейшем, а также покажут ребенку, что иногда ошибки тоже могут быть полезными и нужными.

Есть ли у вашего ребенка инвалидность в письменной форме? Симптомы дисграфии и решения для государственных школ

Узнайте о симптомах дисграфии, письменной инвалидности, которая влияет на интеллигентных учащихся, а также о средствах поддержки, доступных в государственных школах.

В то время как дислексия, трудности с чтением и неспособность к обучению из-за языка были в центре внимания государственных школ, многие эксперты теперь проливают свет на проблемы письменного выражения. В связи с ростом числа учащихся, которым сложно выразить свои мысли, чувства или идеи в письменной форме, руководители государственных школ стремятся создавать программы для поддержки нарушений письменного выражения.

Обозначенная дисграфия, нарушение письменного выражения, по сути, представляет собой когнитивную борьбу, которая мешает интеллектуальному ребенку выражать свои мысли в письменной форме. Чтобы узнать, справляется ли ваш ребенок с недиагностированной письменной недееспособностью, узнайте больше о симптомах, а также о том, как государственная школа вашего ребенка может предложить поддержку.

Симптомы дисграфии

Дисграфию, которую часто называют «братом» дислексии, можно определить по множеству симптомов.Как показывает Национальный институт неврологических расстройств, «дисграфия — это неврологическое расстройство, характеризующееся неспособностью к письму … (приводящей) к искажению или неправильному письму человека».

Расширяя это определение, Audiblox, когнитивная образовательная компания, сообщает, что наиболее распространенные признаки дисграфии обычно включают:

  • Неразборчивое письмо и неизменно плохой почерк

  • Непоследовательное использование букв

  • Смесь верхнего и строчные буквы

  • Сочетание печатных и курсивных букв

  • Неправильные и несогласованные размеры букв

  • Неправильные и несовместимые формы букв

  • Неправильное написание

  • Неправильное чтение слов (т.е. говоря «мальчик» вместо «ребенок»)

  • Незаконченные слова и предложения

  • Общая борьба с письменным сообщением

Студенты-дисграфисты часто испытывают разочарование, пытаясь записать мысли и идеи организованным образом. Наиболее очевидно это проявляется в ненависти студентов к письму. Однако эксперты обнаружили, что у студентов с дисграфией редко возникают другие академические, когнитивные или социальные проблемы. Более того, исследователи до сих пор не нашли причину или катализатор дисграфии.

Как справиться с дисграфией

К сожалению, поскольку причина дисграфии все еще неизвестна, «лекарство» от этого расстройства также еще не найдено. По мере того как эксперты продолжают изучать студентов с симптомами дисграфии, постоянно создаются новые и инновационные методы лечения. Дальнейшие отчеты Национального института неврологических расстройств показывают, что современные методы лечения включают в себя:

  • Лечение двигательных расстройств (так как это может помочь улучшить способность учеников контролировать почерк и письмо)

  • Лечение нарушений памяти

  • Лечение других неврологических проблем

Чем могут помочь государственные школы?

Хотя каждая государственная школа, безусловно, ограничена собственными бюджетными ограничениями, каждая государственная школа в Соединенных Штатах по закону обязана поддерживать всех правомочных учащихся с особыми потребностями.Хотя дисграфия еще не признана официальной инвалидностью во всех государственных школах, дети, которые могут испытывать трудности с письменным выражением лица, по-прежнему имеют право на помощь по закону. Часто, если родитель ходатайствует о поддержке своих детей с особыми потребностями, ученик с дисграфией может быть предоставлен с такими услугами, как:

  • Дополнительные письменные семинары и руководство по курсу

  • Продленные сроки письменных заданий

  • Скорректировано задания и специальные приспособления

Некоторые исследования в настоящее время изучают преимущества набора текста вместо почерка, и поэтому некоторые школы могут разрешать учащимся, страдающим дисграфией, использовать компьютеры для некоторых (или всех) своих заданий.Кроме того, некоторым ученикам может быть даже разрешено использовать ноутбук в классе, поскольку многие руководители считают, что поддержка компьютера помогает учащимся, которые борются за письменное выражение, преодолевать некоторые из самых неприятных проблем.

.

Что такое дисграфия? Советы и ресурсы для понимания дисграфии

Что такое дисграфия? Это нарушение обучаемости, из-за которого возникают трудности с письмом. Изучите симптомы, условия проживания, технологии и многое другое.

Что такое дисграфия? «Нос моего мужа сморщился, как мило, когда он сбит с толку. У меня наконец-то появилось название для борьбы нашего старшего сына, и я споткнулся о незнакомом термине, пытаясь объяснить то немногое, что я знал: это борьба с почерком, как дислексия с чтением, дисграфия с письмом.Несколько мгновений спустя мы читали различные статьи в надежном Google, когда мой муж повернулся ко мне и сказал: « Но это означает, что у меня дисграфия!

Что такое Dysgraphia

Что вы узнаете из этой статьи!

What is dysgraphia? It’s a learning disability that results in difficulty with the process of writing. Learn the symptoms, accommodations, tech and more. What is dysgraphia? It’s a learning disability that results in difficulty with the process of writing. Learn the symptoms, accommodations, tech and more.

Отказ от ответственности: эта статья содержит комиссионные и партнерские ссылки. Как партнер Amazon я зарабатываю на соответствующих покупках.

Понимаете, дисграфия — это не новое явление или проблема. Всегда были те, кто борется с почерком и письменной работой.Один из самых шутливых примеров — это врачи, которые часто борются с дисграфией (известный беспорядочный почерк врача). Понимаете, это не имеет ничего общего с интеллектом, способностями или потенциалом, но в школьной системе, которая в значительной степени ориентирована на почерк для подтверждения знаний, это состояние может стать чрезвычайно сложным в классе или учебной среде для учащихся с дисграфией.

Так что же такое дисграфия?

Это неспособность к обучению, которая приводит к затруднениям в процессе письма и письменного самовыражения.

Когда я впервые начал искать ресурсы, чтобы помочь моему сыну, я обнаружил, что информации очень мало. Мы работаем над решением проблемы дисграфии моего сына уже более трех лет. В этой серии я собираюсь объединить все свои ресурсы и знания, чтобы, надеюсь, помочь другим, борющимся с дисграфией, или тем, кто воспитывает или обучает детей, страдающих дисграфией. Я не профессионал, просто мама, старающаяся сделать все возможное для моего сына, но в этой серии я свяжусь с некоторыми профессиональными ресурсами, которые я считаю полезными на протяжении многих лет.Надеюсь, вы тоже сочтете это полезным.

Итак, когда вам следует начать беспокоиться о возможной дисграфии или о том, что ваш ребенок борется с письмом больше, чем обычно можно ожидать? Очевидно, все дети начинают с беспорядочной печати, когда делают свои первые неуклюжие попытки держать цветной карандаш. Письмо

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.