Методическая разработка по логопедии на тему: Дисграфия
Дисгафия — частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме (не связанными с незнанием правил русского языка), которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Согласно, данным профессора М.Е. Хватцева, относящимся к 50-м годам ХХ века, число учащихся с дисграфией в младших классах массовых школ составляло около 6%. Позже рядом авторов были опубликованы новые сведения о распространенности этого расстройства. У И.Н. Садовниковой (1997) отмечается, что 10-12% учащихся начальной школы страдают дисграфией. А.Н. Корнев (1997) приводит данные, которые свидетельствуют о том, что из 186 обследованных учащихся первых классов у 21% выявлено данное расстройство. Сейчас, в начале ХХI века, даже к концу 3-его года обучения, несмотря на проводимую с 1-го класса логопедическую работу, число детей с нарушениями письменной речи, как отмечает Л.Г. Парамонова (2004), в некоторые годы достигает 37%. По данным этого же автора (2007) среди обследованных 300 учащихся вторых классов у 53% (у 159 человек) наблюдается дисграфия.
Многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии привлекают к себе внимание специалистов разных областей науки. Изучению расстройства письма посвящены работы М.Е. Хватцева, С.С. Мнухина, О.А.Токаревой, Р.И. Лалаевой, И.Н. Садовниковой, Л.Г. Парамоновой, С.Б. Яковлева, В.М. Лыкова, А.Н. Корнева, Л.С. Цветковой и др.
Механизмы дисграфии
Письмо является сложным многоуровневым процессом, в реализации которого участвуют различные анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, двигательный, осуществляющие последовательный перевод артикулемы в фонему, фонемы в графему, графемы в кинему. Залогом успешного овладения письмом является достаточно высокий уровень развития устной речи. Однако, в отличие от устной речи, письменная речь может развиваться только при условии целенаправленного обучения.
В соответствии с современными представлениями, патогенез дисграфии у детей связан с несвоевременным становлением процесса латерализации функций головного мозга, в т. ч. установления доминантного по управлению речевыми функциями большого полушария. В норме эти процессы должны быть завершены к началу школьного обучения. В случае задержки латерализации и наличия у ребенка скрытого левшества корковый контроль над процессом письма нарушается. При дисграфии имеет место несформированность ВПФ (восприятия, памяти, мышления), эмоционально-волевой сферы, зрительного анализа и синтеза, оптико-пространственных представлений, фонематических процессов, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи.
С точки зрения психолингвистики, механизмы дисгрфии рассматриваются как нарушение операций порождения письменного высказывания: замысла и внутреннего программирования, лексико-грамматического структурирования, деления предложения на слова, фонематического анализа, соотнесения фонемы с графемой, моторной реализации письма под зрительным и кинестетическим контролем.
Классификация дисграфии
В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:
- артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
- акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
- дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
- аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
- оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
Структура дефекта определяется формой дисграфии.
Причины дисграфии
Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию,задержку психоречевого развития.
К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.
К дисграфии или аграфии у взрослых чаще всего приводят черепно-мозговые травмы, инсульты, опухоли головного мозга, нейрохирургические вмешательства.
Диагностика дисграфии
Для выявления органических причин дисграфии, а также исключения дефектов зрения и слуха, которые могут привести к нарушениям письма, необходимы консультации невролога (детского невролога), офтальмолога (детского окулиста), отоларинголога (детского ЛОРа). Обследование уровня сформированности речевой функции проводится логопедом.
Задачами диагностики письменной речи служат разграничение дисграфии с элементарным незнанием правил правописания, а также определение ее формы. Обследование при дисграфии осуществляется в несколько этапов. На первом проводится изучение и анализ письменных работ. Для выяснения возможных причин дисграфии внимательно изучается общее и речевое развитие ребенка; обращается внимание на состояние ЦНС, зрения, слуха. Затем исследуется строение артикуляционного аппарата, речевая и ручная моторика, определяется ведущая рука и т. д.
Важное место при обследовании лиц с дисграфией занимает оценка состояния звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза; слуховой дифференциации звуков; слоговой структуры слова; особенностей словарного запаса и грамматического строя речи. Только после всестороннего изучения сформированности устной речи переходят к обследованию письменной речи: ребенку или взрослому с дисграфией даются задания на списывание печатного и рукописного текста, письмо под диктовку, составление описания по картинке, чтение слогов, слов, текстов и т. п.
На основании анализа типичных ошибок, отраженных в протоколе обследования речи, выносится логопедическое заключение.
Коррекция дисграфии
Логопедическая работа по коррекции дисграфии выстраивается с учетом механизмов и формы нарушения письменной речи. Общие подходы к преодолению дисграфии предполагают восполнение пробелов в звукопроизношении и фонематических процессах; обогащение словаря и формирование грамматической стороны речи; развитие связной речи. Важное значение в структуре логопедических занятий по коррекции дисграфии занимает развитие аналитико-синтетической деятельности, слухового и пространственного восприятия, памяти, мышления, двигательной сферы.
Полученные навыки устной речи закрепляются с помощью письменных упражнений.
По основному заболеванию лицам с дисграфией и аграфией могут назначаться курсы медикаментозной терапии и реабилитационного лечения (физиотерапия, массаж, ЛФК, гидротерапия).
Прогноз и профилактика дисграфии
Для преодоления дисграфии требуется слаженная работа логопеда, педагога, невролога, ребенка и его родителей (или взрослого пациента). Поскольку нарушения письма самостоятельно не исчезают в процессе школьного обучения, дети с дисграфией должны получать логопедическую помощь на школьном логопункте.
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка грамоте. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие ВПФ, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, слуховых и зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Важное значение имеет своевременная коррекция нарушений устной речи, преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
Сложную проблему представляет вопрос оценки успеваемости по русскому языку детей с дисграфией. В период проведения коррекционной работы целесообразно осуществлять совместную проверку контрольных работ по русскому языку учителем и логопедом, выделение специфических дисграфических ошибок, которые не должны учитываться при выставлении оценки.
Литература
- Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму //Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н.Н. Трауготт./ Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 2001. – С. 195 – 211.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., Издательский дом «Мим», 1997.
- Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М., 2004.
- Лалаева Р.И. Дисграфия.// Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.263-273.
- Лыков В.М. Дисграфия //Начальная школа, 1974, № 4. – С. 74-78.
- Садовникова И.Н.Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
- Яковлев С.Б. Симптоматика аграмматической дисграфии у школьников с тяжелыми нарушениями речи //Проблемы детской речи. Материалы Всероссийской конференции.Санкт-Петербург, 24 – 26 ноября 1999. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 42 – 46.
Дисграфия — виды, причины, коррекция, лечение, профилактика
Дисграфия – виды, причины, коррекция, лечение, профилактика
В начальной школе некоторые родители сталкиваются со специфической проблемой у ребенка – дисграфией.
При этом ребенок кажется хорошо развитым, да и проблем с интеллектуальным развитием не наблюдается. В этой статье мы узнаем — дисграфия что это такое, как проявляется дисграфия у детей и можно ли от него избавиться?
Дисграфия – определение
Дисграфия у детей – нарушение освоения письменной речи, расстройство процесса письма. При данной патологии ребенок в силу определенных причин не может грамотно писать.
Как любые нарушение, она имеет определенные симптомы проявления. Это частые и стойкие ошибки письма, не исчезающие самостоятельно. Стоит отметить, что ошибки допускаются не из-за незнания правил, норм языка.
При этом скорость написания медленная, а почерк еле различим.
Согласно исследованиям, признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины учащихся начальной школы и у третей части учащихся среднего звена. Данные статистики позволяют утверждать, что дисграфия характеризуется устойчивым характером.
Основные причины
Специфические недостатки в освоении письменной речи вызваны рядом причин. Они довольно различные, от инфекций, родовых травм, проблем в головном мозге до запущенности в воспитании.
Способность овладеть письмом крепко связана с развитием речи. Но у детей могут наблюдаться другие симптомы, которые не относятся к логопедическим — расстройства неврологического характера, снижение работоспособности, нарушение работы памяти, гиперактивность и прочие.
Причинами дисграфии могут являться органические, патологические, функциональные факторы, действующие на ребенка в утробе матери и после появления на свет. Они вызывают различные расстройства в развитии. Многие исследователи утверждают, что развитие патологии может быть генетически обусловленным.
Обратите внимание
Возникновение патологии может быть обусловлено недоразвитием, поражением головного мозга, патологиями беременности, травмами родовыми, асфиксией, менингитом, энцефалитом, а также инфекциями, соматическими болезнями, вызывающими истощение нервной системы пациента. Если проблемы кроются в головном мозге, дисграфия часто сопровождается другими заболеваниями, о которых родителям, как правило, уже известно.
Кроме факторов, которые обуславливают физическое состояние головного мозга, большое влияние на формирование письменной речи оказывают социально-психологические причины.
К социально-психологическим причинам стоит отнести двуязычие в семьях, неправильную речь окружающих, дефицит контактов, речевого общения, слишком раннее обучение грамоте при отсутствии психологической готовности и даже педагогическую запущенность.
Проявления заболевания
Проявляются признаки дисграфии ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции (например «прафый» вместо «правый»), в пропуске букв не только в длинных, но и в коротких словах. Стоит отметить, что обычные ошибки возникают в слабой позиции (например «малако» вместо «молоко»).
Также ребенок:
- пропускает буквы, слоги, переставляет их местами;
- заменяет похожие слова по звучанию;
- добавляет лишние буквы, слоги в слова;
- искажает написание букв, например, пишет зеркально;
- не отличает парные согласные (например «в-ф», «б-п»).
Чтобы записать предложение ребенку нужно помнить порядок написания каждого элемента всех букв, сохраняя смысловую последовательность, не забывая при этом разграничения слов. При нарушении дифференциации звуков, произношения, анализа или пространственного представления может начаться развитие патологии.
Стоит отметить, что ошибки не уходят в процессе обучения на протяжении длительного периода. Если у ребенка наблюдаются такие симптомы, необходимо проконсультироваться у логопеда.
Диагностика
Диагностика наличия расстройства обычно включает консультацию ряда специалистов: логопеда, невролога, офтальмолога, ЛОРа.
Важно исключить вероятность дефектов зрения, слуха и четко разграничить наличие патологии с неграмотностью пациента, незнанием норм, правил языка.
Диагностика расстройства включает:
- изучение, анализ письменных работ;
- исследование устной, письменной речи по отдельной технологии.
По степени выраженности нарушений письма различают дисграфию, аграфию. В первом случае письмо функционирует, но искажено. Аграфия характеризуется полной неспособностью освоить письменную речь. Так как письмо, чтение связаны тесно, дисграфия, как правило, часто сопровождается расстройством чтения — дислексией, алексией.
При этом почерк часто неразборчивый, неровный. Ребенок проявляет много усилий, но пишет медленно. В речи такие дети часто не могут строить длинные предложения, поэтому отмалчиваются, говорят кратко.
Дисграфия у ребенка не проходит самостоятельно и очень препятствует дальнейшему обучению. Часто она проявляется не только вместе с проблемами чтения, но и нарушением различных других функций. Не работая над устранением данной проблемы, овладеть школьной программой практически невозможно даже на базовом уровне.
Классификация
С учетом особенностей нарушения различают пять форм дисграфии:
- Артикулярно-акустическая. Появляется на фоне неправильного звукопроизношения. Ребенок слова пишет так, как произносит (например не «рыба», а «лыба»).
- Акустическая. Характеризуется заменой звуков похожих по звучанию (например «д-т», «ж-ш»).
- Аграмматическая. Характеризуется проблемами с согласованием слов, но происходит это в письменной речи, тогда как говорит ребенок правильно. Может не учитываться род, падеж (например «добрая папа»). Стоит отметить, что данный вид часто обнаруживается тогда, когда учащиеся начинают изучать падежи.
- Оптическая. Возникает в результате проблем зрительного анализа, когда ребенок не воспринимает отличия между буквами (например путает «ц» и «щ», «р» и «ь»).
- Нарушения языкового анализа, синтеза. В таком случае окончания слов не дописываются, предлоги пишутся слитно, а приставки отдельно (например «при ходить» вместо «приходить»). Ребенок может пропускать буквы, слоги, менять местами, повторять.
Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими, социально-психологическими факторами.
Кроме основных форм диагностируют и смешанные, они на практике встречаются довольно часто.
Механизм дисграфии
Письмо – многоуровневый, сложный процесс. В его реализации участвуют многие анализаторы: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный и другие.
Залогом успешного освоения навыками письма является достаточный уровень развития речи. Но в отличие от устной речи, письмо развивается только при целенаправленном обучении.
Чтобы разобраться с тем как лечить дисграфию, нужно вначале понять сущность проблемы.
При проблемах в освоении письма наблюдается несформированностьпамяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы, оптико-пространственного представления, слогового анализа, синтеза, фонематических процессов и других.
Ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Это может выражаться в замедлении скорости или неграмотном, но довольно быстром письме. Нарушение может возникать из-за неспособности быстро обрабатывать зрительную информацию. Ребенку трудно запомнить, а после воспроизвести информацию на бумаге. Если он на слух не отличает некоторые буквы, часто возникает путаница в написании.
Дисграфия имеет сложный механизм, так как письменная речь – многоуровневый процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие между которыми отвечает за письменные навыки. Поэтому заболевание часто сопровождает нарушением мышления, памяти, слогового анализа, восприятия пространства.
Коррекция и лечение
В большинстве случаях о наличии проблемы родителям сообщает учитель, он уже имеет опыт в работе с подобными детьми.
Но что делать дальше и как провести лечение дисграфии? Родителям нужно обратиться к логопеду, психоневрологу. Основная работа проводится с логопедом.
Он развивает два полушария, учит произносить, различать, записывать звуки. Психоневролог выявит другие нарушения (при их наличии) и назначит соответствующее лечение.
Лечение дисграфии состоит из ряда мероприятий:
- устранение нарушений произношения звуков;
- развитие фонематических процессов;
- развитие лексики;
- развитие грамматики;
- развитие связной речи;
- развитие других функций.
Если наблюдаются проблемы в произношении, то работа начинается с исправлений нарушений устной речи. Занятия проходят у логопеда по разработанной системе.
Используют речевые игры, специальные азбуки для складывания, выделения графических элементов слов, наглядные материалы, которые помогают детям лучше запомнить очертания букв.
Для успешного результата применяют специальные упражнения. Существуют проверенные методики, направленные на коррекцию дисграфии.
Особенности заболевания
Дисграфия – не самостоятельная болезнь. Она часто возникает на фоне патологий невротического характера, двигательного аппарата, нарушений слуха, зрительного анализатора.
Можно ли предупредить заболевание – спорный вопрос. Многие специалисты утверждают, что профилактика невозможна, так как современная медицина не дает четкого понимания причины дисграфии. А вот выявление риска возникновения дисграфии на ранних сроках позволяет облегчить борьбу с заболеванием.
К группе риска относятся дети со всевозможными нарушениями речи, воспроизведением звуков, задержкой психического развития, переученные левши, дети из двуязычных семей, с проблемами концентрации внимания, памяти. Своевременное обращение к логопеду позволяет на ранних стадиях выявить возможные причины дисграфии и начать своевременную коррекцию.
О чем стоит помнить родителям
Не стоит ребенка ругать за ошибки и по несколько раз заставлять переписывать текст. Такими действиями вы привьете малышу неуверенность и отобьете у него желание заниматься письмом, чтением. Хвалите ребенка за успехи, но не перехваливайте. Не нужно показывать свою озабоченность проблемой, иначе у него может возникнуть чувство неполноценности.
Однако стоит отметить что, несмотря на кажущую простоту и доступность методик, заниматься с ребенком самому без регулярных консультаций специалиста неразумно.
Важно
Это может привести к потере времени и незначительным результатам. При таком нарушении у детей в качестве замещения дефекта может быть хорошо развита зрительная память.
Диктанты стоит писать медленно, проговаривая все буквы, знаки препинания перед началом работы, во время письма.
Предупреждение дисграфии
Если ребенок, зная правила, не может воспользоваться знаниями на письме, стоит незамедлительно обратиться к логопеду, пройти дополнительное обследование. Логопед определит вид, особенности протекания патологии, а затем предложит методы по устранению заболевания. Это нелегкий, но вполне преодолимый путь, во время которого понадобится терпение, настойчивость для решения проблемы.
Дисграфия, дислексия не возникают на пустом месте. Желательно работу по предупреждению патологии проводить в дошкольном возрасте, а не когда у ребенка возникнет серьезная проблема с правописанием, грамматикой. Рекомендуем просмотреть видео детского нейропсихолога, который подробно описывает данную проблему:
Для профилактики следует развивать определенные навыки до начала обучения. К ним относятся внимательность, пространственное восприятие, слуховая, зрительная память, словарный запас и другие.
Надеемся, теперь вы знаете что такое дисграфия, какие основные симптомы дисграфии и как с нею бороться.
Источник:
Дисграфия
Медучреждения, в которые можно обратиться
Дисграфией называют частичное нарушение способности к письменной речи. Заболевание проявляется повторяющимися ошибками при письме, от которых можно избавиться, только пройдя специальный коррекционный курс лечения.
Источник: http://psixsovet.ru/stati/disgrafiya-vidy-prichiny-korrektsiya-lechenie-profilaktika.html
Дисграфия
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике.
Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.
Дисграфия – специфические недостатки письма, вызванные нарушением ВПФ, принимающих участие в процессе письменной речи.
Совет
Согласно исследованиям, дисграфия выявляется у 53 % учащихся вторых классов и 37-39% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения.
Высокая распространенность дисграфии среди школьников связана с тем фактом, что около половины выпускников детских садов поступают в первый класс с ФФН или ОНР, при наличии которых невозможен процесс полноценного овладения грамотой.
По степени выраженности расстройств процесса письма в логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения.
Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата.
Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).
Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.
К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновени
Игры-упражнения для коррекции дисграфии и дислексии: для детей и взрослых
Cоучредитель портала Eduneo.ru, кандидат филологических наук, доцент, логопед, лингвист-эксперт.
Эксперт: в области русского языка, литературы, методики преподавания, логопедии
В настоящее время все чаще и чаще учителя сталкиваются с учениками, у которых наблюдаются нарушения чтения и письма. Родители спрашивают: “Что делать? Я не знаю, чем помочь?”, а учителя пожимают плечами: “Учите правила, чаще читайте вслух!” и отправляют к логопеду или дефектологу. Хорошо, если он есть в школе, а что делать, если его нет? Такие проблемы чаще всего пускаются на самотек: ошибки в чтении и письме перерастают в пропуски знаков и индексов при решении задач по математике, физике, химии. Ученик получает плохие оценки, и формируется стойкое нежелание учиться.
Еще тяжелее взрослому обучающемуся, который знает о своих проблемах, но не знает, что с этим можно сделать, как исправить. Больше всего проблем возникает с технической терминологией и аббревиатурами.
В статье будут представлены три игры-упражнения, которые можно использовать для коррекции нарушений чтения и письма.
Нейрораскраски для коррекции дисграфии:
Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения. Она может проявляться в неразличении смысла прочитанного текста, в трудности усвоения и запоминания букв и звуков, замене букв при чтении, в изменении падежных окончаний и т.д.
Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма. Она может проявляться в замене звуков близких по звучанию, искажении слова и предложения, использовании обратного порядка слов в предложении, искажении букв при письме и т.д.
Дислексия и дисграфия – это большой синдром, включающий нарушения предпосы
Сборник практических и тренировочных заданий и упражнений по предупреждению и коррекции акустической дисграфии у младших школьников
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РОЩИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РФ,456413, Челябинская область, Сосновский район, п.Рощино, ул.Ленина, 3, тел.,: 8(351 44)90 275, 90 276
ИНН/КПП 7438013662/743801001; e-mail: [email protected]
Сборник практических и тренировочных заданий и упражнений по предупреждению и коррекции акустической дисграфии
у младших школьников
Выполнила:
учитель-логопед
МОУ « Рощинская СОШ»
Иванова Юлия Николаевна
2019 год
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………стр. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСГРАФИИ
1.1. Сущность дефекта……………………………………………………….стр. 4
1.2. Классификация дисграфий.
Характеристика акустической дисграфии…………………………………стр. 5
1.3. Этиология дисграфий……………………………………………………стр. 8
1.4. Классификация дисграфичеких ошибок………………………………стр. 9
1.5. Виды акустической дисграфии…………………………………………стр. 10
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
2.1.Практические и тренировочные задания и упражнения для коррекции акустической дисграфии……………………………………………………..стр. 13
2.2.Проверочные работы……………………………………………………..стр. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..стр. 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………стр. 51
Введение
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. Около половины детей имеют разнообразные нарушения устной и письменной речи, степень которых различна: от легких «стертых» дефектов, иногда скрытой речевой патологии до ярко выраженной, которая не только затрудняет обучение ребенка, но и влияет на его интеллектуальное развитие. Опираясь на статистические данные научных исследований, ученые установили, что среди детей с речевыми нарушениями чрезвычайно высок процент тех, кто имеет нарушения письменной речи, особенно различные виды дисграфии.
Среди детей, не успевающих по русскому языку, около 95% — это те, у кого в дошкольном возрасте не был сформирован фонетический слух или имелись проблемы с устной речью. К сожалению, многие взрослые (логопеды, воспитатели) не доводят коррекционные занятия до логического конца и прекращают их, как только исчезает явная (слышимая) активная патология: дефектное звукопроизношение. В школе эта «скрытая патология» расцветает пышным букетом в виде разных форм дислексии и дисграфии, в том числе акустической дисграфии. По статистическим данным Парамоновой Л.Г. из общего процента нарушений письменной речи, 18% приходится на акустическую дисграфию.
Большой процент детей со специфическими нарушениями письменной речи, а именно с акустической формой дисграфии, и обосновывает выбор и актуальность данной проблемы в настоящее время.
Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушения письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы своевременно устранить специфические ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение.
ГЛАВА 1. Теоретические основы дисграфии
1.1. Сущность дефекта
В понятие «письменная речь» входит чтение и письмо. Чтение и письмо не могут существовать одно без другого как в своем развитии, так и в постоянном употреблении. Пишущий контролирует свое письмо чтением, и наоборот, читает написанное.
Письмо – это сложная форма речевой деятельности, в которой принимают участие разные анализаторы: зрительный, речеслуховой, речедвигательный. В процессе письма между ними устанавливается тесная взаимосвязь. Письмо тесно связано с процессом устной речи и может осуществляться только при высоком уровне ее развития. Устной речью возможно пользоваться только при непосредственном общении между людьми, а письменная речь возможна, если люди разделены расстоянием. Поэтому письменная речь – очень важная деталь в жизни человека.
При переходе к письму меняется форма речи: звуковая оболочка языка сменяется орфографической. Процесс письма взрослого человека автоматизирован и отличается от характера письма ребенка, который только овладевает этим навыком. У взрослого письмо – целенаправленная деятельность, передача определенного смысла. Графический образ слова воспроизводится как единое целое, а не по отдельным элементам. Процесс письма взрослого протекает под двойным контролем: кинестетическим и зрительным. Возникает вопрос: почему же появляются дети дисграфики?
Что такое дисграфия? Чтобы понять этот дефект наиболее ясно, необходимо представить себе операции процесса письма. А.Р. Лурия определяет операцию письма следующим образом: письмо начинается с побуждения задачи мотива. Человек знает для чего пишет. Человек мысленно составляет план высказывания. Начальная мысль соотносится с определенной структурой предложения. В процессе письма необходимо соблюдать правильность построения фраз. Каждое предложение разбивается на слова.
Звуковой анализ слова осуществляется совместной деятельностью речеслухового и речедвигательного анализаторов. Огромную роль здесь играет проговаривание (громкое, шепотом или внутреннее). Без проговаривания не может быть правильной письменной речи (А.Р. Лурия, Л.Н. Ефименкова, Л.К. Назарова).
Следующей операцией является соотнесение выделенной из слова фонемы со зрительным образом буквы, которую необходимо отдифференцировать от других, сходных по графическим и оптическим признакам. Для чего у ребенка должен быть достаточно сформирован уровень зрительного анализа и синтеза, пространственные представления, что является довольно сложным, особенно у детей с перинатальным поражением центральной нервной системы.
Затем следует воспроизведение образа буквы с помощью движения руки, то есть моторная операция процесса письма, в результате чего осуществляется кинестетический контроль. Если у ребенка в норме сформированы речевые и неречевые функции (это слуховая дифференциация звуков, правильное их произношение, языковой анализ и синтез, лексико-грамматическая сторона речи, зрительный анализ и синтез, пространственные представления), то дисграфии у него быть не может. Несформированность какой-либо из функций может вызвать различные нарушения процессов письменной речи , что довольно распространено на современном этапе.
Итак, дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма.
1.2. Классификация дисграфий
Классификация дисграфий осуществляется на основе различных критериев: с учетом нарушенных анализаторов, психических функций, несформированности операций письма. О.А. Токарева выделяет три вида дисграфии: акустическую, оптическую и моторную. Так как современное исследование процессов письма показало, что оно является сложной формой речевой деятельности, включающей большое количество операций различного уровня – семантических, языковых, сенсомоторных, то классификацию дисграфий на основе нарушений анализаторов считают недостаточно обоснованной.
М.Е. Хватцев выделил пять видов дисграфий, но его классификация не соответствует современным представлениям о нарушениях письменной речи.
На современном этапе разработана более обоснованная классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. Различают следующие виды дисграфии:
1. Артикуляторно – акустическая (ААД)
В основе этого дефекта лежит отражение неправильного произношения на письме. Ребенок пишет так, как произносит (по терминологии М.Е. Хватцева – «косноязычие в письме»). ААД проявляется в пропусках букв, заменах. Чаще всего эта форма наблюдается при дизартрии, ринолалии, дислалии. Иногда устная речь исправлена, а замена букв остается. Это происходит потому, что еще не сформировались четкие кинестетические образы звуков.
2. Акустическая дисграфия.
На основе нарушений фонемного распознавания, которое связано с нарушением фонематического слуха. При ней дети плохо различают на слух сходные по звучанию и месту образования звуки. Они путают свистящие и шипящие, звонкие и глухие, искажают структуру слова: сокращают или вставляют лишние слоги, пропускают гласные и согласные, раздельно пишут слова и др. Наиболее ярко акустическая дисграфия наблюдается при сенсорной алалии и афазии. В тяжелых случаях смешиваются буквы, обозначающие артикуляторно и акустически далекие звуки (п-н, л-к, б-в).
В настоящее время мнения исследователей по этому вопросу расходятся. Одни авторы (О.А. Токарева и др.) считают, что в основе замен букв, которые обозначают фонетически близкие звуки, лежит нечеткость слухового восприятия, слуховой дифференциации звуков. Другие авторы (Е.Ф. Соботович, Е.М. Гопиченко) нарушение письма связывают с тем, что при фонемном распознавании дети опираются на артикуляторные признаки звуков и не используют при этом слуховой контроль.
По мнению Е.Ф. Соботович, многоуровневый процесс фонемного распознавания включает различные операции: при восприятии осуществляется слуховой анализ речи, акустический образ переводится в артикуляторное решение, при этом слуховые и кинестетические образы удерживаются на то время, которое необходимо для принятия решения; звук соотносится с фонемой, на основе слухового и кинестетического контроля осуществляется сличение с образцом, и в завершение принимается окончательное решение.
В ходе письма этот процесс усложняется, фонема соотносится с определенным образом буквы. Исследования немецкого ученого К.П. Беккер показывают, что основным механизмом замен букв являются трудности кинестетического анализа, при этом дети — дисграфики недостаточно используют проговаривание в процессе письма, что затрудняет как самостоятельный процесс письма, так и письмо под диктовку.
3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
В основе лежит нарушение форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, при этом искажается и структура предложения. Наиболее сложный при этой форме является фонематический анализ, а самыми распространенными будут искажения звуко — буквенной структуры слова. Нарушается деление предложения на слова, все слова в предложении пишутся слитно.
4. Аграмматическая дисграфия.
Связана с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений, проявляется на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. У детей с дизартрией, алалией и у умственно – отсталых лексико-грамматическое недоразвитие проявляется наиболее ярко. При письме этот контингент детей не может устанавливать логические и языковые связи между предложениями, нарушает последовательность описываемых событий.
Аграмматизмы проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов (телята – теленки, захлестнула – нахлестнула), в изменении падежных окончаний (много стулов), местоимений (около нам), нарушении согласования в роде (синяя море), в синтаксическом оформлении речи: опускаются члены предложения, нарушается последовательность слов.
5. Оптическая дисграфия.
Связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. У детей нечетко формируются графические образы букв, поэтому они смешивают п-н, и-ш, б-д, о-а, ж-х, л-м, что приводит к искажению структуры слова и при списывании, и при записи под диктовку. Дети затрудняются соотнести звук с буквой, не различают буквы, сходные по написанию, отмечается зеркальное письмо букв (с-э, э-с), пропуски элементов, лишние элементы и неправильно расположенные элементы букв.
6. Моторная дисграфия.
Наблюдается при нарушении деятельности лобных отделов мозга. Дети испытывают трудности в самом процессе письма: не могут переключать движения руки с одной буквы на другую, не знают, с какого элемента начать писать букву, что приводит к многократному повторению букв, слогов, их перестановке. Нарушается схема слов, предложения.
1.3. Этиология дисграфий
Причинами возникновения дислексии и дисграфии у грамотных людей могут быть перенесенные заболевания мозга различной этиологии, чаще травмы мозга, особенно доминантного полушария. В отдельных случаях происходит полный распад письменной речи.
Причины этого дефекта до сих пор полностью не выявлены. Данный вопрос и в настоящее время остается дискуссионным. Одни авторы утверждают наследственную предрасположенность к нарушениям чтения и письма (К. Лонай, М. Суле), другие считают, что существует особая врожденная предрасположенность, когда дети наследуют от родителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Большая же часть ученых сходится во мнении, что предрасположенность к данной речевой патологии возникает в разные периоды: пренатальный, натальный и постнатальный. Существенную роль в нарушении письменной речи играет воздействие биологических и социальных факторов.
Таким образом, нарушения чтения и письма могут быть вызваны причинами как органического, так и функционального характера. Органические повреждения зон головного мозга вызывают дислексию, например, при дизартрии, афазии, алалии. Функциональные причины могут быть связаны как с внутренними, так и с внешними факторами, которые тормозят формирование психических &
DSF — Что такое дисграфия?
Это специфическое расстройство обучения связано с трудностями в освоении письменной речи.
В прошлом термин «дисграфия» использовался для обозначения как проблем с координацией движений, влияющих на письмо, так и постоянных трудностей с выражением мыслей в письменной форме из-за недостатков грамотности и / или языковых условностей (таких как орфография, грамматика и пунктуация). Чтобы избежать путаницы между ними, в последнее время было проведено различие между конкретным расстройством обучения письменному выражению (дисграфия), относящимся к (а) языковым трудностям, связанным с построением осмысленного и эффективно структурированного выразительного письма и (б) продолжающимся слабые места в орфографии и пунктуации, которые влияют на способность ученика ясно выражать свои мысли.Постоянные трудности с почерком, связанные с нарушением координации движений, теперь обычно считаются особым аспектом расстройства координации развития (ранее известного как диспраксия). Студентам с дисграфией крайне трудно привести свои мысли в порядок и затем записать их на бумаге. Многие студенты с дисграфией также страдают дислексией.
Дисграфия может проявляться как трудности с орфографией и / или трудности с изложением мысли на бумаге. Дисграфия — это неврологическое расстройство, которое обычно возникает, когда дети только учатся писать.Эксперты не уверены, что его вызывает, но раннее лечение может помочь предотвратить или уменьшить проблемы.
Дисграфия характеризуется тем, что человек испытывает трудности с преобразованием звуков языка в письменную форму (фонемы в графемы) или знает, какое альтернативное написание использовать для каждого звука. Человек с дисграфией может писать свои буквы в обратном порядке, не может вспомнить, как формируются буквы, или когда использовать строчные или прописные буквы. Человек с дисграфией также может с трудом формировать письменные предложения с правильной грамматикой и пунктуацией, с общими проблемами, включая пропуск слов, неправильный порядок слов, неправильное использование глагола и местоимения и ошибки в окончании слов.Люди с дисграфией могут говорить легче и бегло, чем писать.
Дополнительная информация
,
Речевые и языковые расстройства: ресурсы и поддержка для учащихся
Краткие сведения о речевых и языковых расстройствах в колледже
Миллионы американцев имеют инвалидность, включая нарушения речи и языка. Приведенная ниже статистика показывает, насколько широко распространены речевые и языковые расстройства в колледже.
Учащиеся с особыми ограничениями в обучении и речевыми или языковыми нарушениями составляют более 55% учащихся K-12 с индивидуальными образовательными программами.(Источник)
До 97% государственных двух- и четырехлетних средних школ активно поощряют учащихся с ограниченными возможностями идентифицировать себя в школе, что является первым шагом к получению разумных приспособлений. (Источник)
9,5% взрослых американских студентов колледжа имеют инвалидность. (Источник)
Понимание расстройств речи и языка и их влияния на обучение
Речевые и языковые расстройства включают широкий спектр расстройств общения и обучения.Чтобы поддержать студентов с этими расстройствами, многие колледжи быстро работают над улучшением ресурсов кампуса и оказанием поддержки. Продолжайте читать, чтобы познакомиться с общими терминами и расстройствами.
Влияние проблем с речью и языком на обучение
Речевые и языковые расстройства могут мешать обучению и мешать учащимся заниматься своими курсами так же легко и тщательно, как их сверстники, что, в свою очередь, может привести к снижению оценок и чрезмерному стрессу.У каждого человека с речевыми и / или языковыми расстройствами есть свой уникальный набор проблем и сильных сторон, но вот несколько примеров того, как нарушения речи и обучения могут повлиять на академическую успеваемость и обучение в колледже:
- Проблемы с заметками
Учащиеся, языковые расстройства которых не позволяют им полностью понимать устное слово или записывать его, могут быть не в состоянии делать такие полезные записи, как их сверстники.
- Классная изоляция
Учащиеся с нарушениями речи могут чувствовать себя некомфортно или не могут говорить в классе, что означает, что они могут задавать меньше вопросов и не получать ценные ответы.
- Низкие результаты тестов
Учащимся, которым трудно понимать письменное слово, может быть сложно понять экзамены, что отрицательно скажется на их оценках.
- Напряжение
Учащимся с речевыми или языковыми нарушениями, возможно, придется усерднее работать в своих классах, чем их сверстникам, и, возможно, им также придется участвовать в занятиях, которые им не удобны (например, в устных презентациях).
Академическая адаптация для учащихся с расстройствами речи и языка
Академические приспособления доступны для учащихся, которым могут быть полезны разумные изменения в школе.Студенты очень часто ищут жилье, поэтому не стесняйтесь обращаться за помощью. Фактически, финансируемые государством учебные заведения обязаны предоставлять разумные приспособления и приспособления для учащихся с ограниченными возможностями, включая нарушения речи и языка. Продолжайте читать, чтобы узнать об этих типах приспособлений и лучше понять свои права в школе.
Понимание ваших прав
Хотя подходы могут отличаться от подходов к дошкольным учреждениям через 12 школ, колледжи и университеты по-прежнему должны предоставлять разумные приспособления для получения финансирования на федеральном уровне и уровне штата.Индивидуальные планы обучения (IEP) не следуют за учениками, окончившими среднюю школу, но высшие учебные заведения по-прежнему будут создавать планы размещения с учащимися, которые в них нуждаются.
Размещение в колледже
Условия проживания часто определяются в индивидуальном порядке с помощью службы поддержки студентов-инвалидов. То, что предлагается студентам, поможет им получить равный доступ к образованию и даст им возможность получить точную оценку на их курсах.Доступны различные приспособления и приспособления; ниже приведены некоторые примеры видов проживания, которые могут получить студенты.
Приятно видеть, что колледжи начинают осознавать то, что Темпл Грандин говорил на протяжении многих лет: «Миру нужны самые разные умы». Мы надеемся, что это побудит колледжи еще лучше поддерживать разнообразных студентов, чтобы те студенты, которые хотели бы закончить колледж, могли сделать это с честью.”
Жюль Чиллаг
M.S., логопед
Измененные тесты или задания. Чтобы убедиться, что их знания и способности полностью оцениваются, студентам могут быть даны инструкции по тестированию или задания, отличные от их сверстников.
Технология дополнений и альтернативных коммуникаций (AAC). AAC относится к инструментам, которые помогают людям с коммуникативными расстройствами выразить себя более полно. AAC может включать в себя низкотехнологичные опции, такие как доска, высокотехнологичные текстовые процессоры с функцией прогнозирования речи и многое другое.
Преобразование речи в текст. Технология преобразования речи в текст часто использует программное обеспечение для диктовки и другие аналогичные инструменты для преобразования произнесенного слова в читаемый текст. Эта технология особенно полезна для людей, которые лучше говорят, чем пишут.
Преобразование текста в речь. Технология TTS включает приложения, устройства и программное обеспечение, которые могут преобразовывать текст в аудио. TTS можно использовать для чтения вслух письменного слова или даже для облегчения беседы.
Расширенное планирование. Студентам может быть предоставлено дополнительное время для тестов и заданий или разрешены перерывы во время экзаменов.
Бухгалтеры. Студенты могут получить копии заметок, сделанных одноклассниками на их курсах.
Корректоры. Студентам может быть предложено программное обеспечение или услуги корректора, которые помогут им более четко выразить свои письменные идеи.
Речевые и языковые клиники. Некоторые колледжи и университеты имеют на территории кампусов речевые и слуховые клиники, например, речевую клинику Университета штата Аризона, которой студенты могут пользоваться.
Устные тесты. Студентам может быть предоставлена возможность читать им вслух тесты или экзамены.
Как запросить академическое размещение
В средних школах учащиеся должны выступать в защиту самих себя; они не получат жилья, если они этого не попросят.Студенты, которым требуется жилье, не должны идти напрямую к своим профессорам; вместо этого школьные координаторы Раздела 504 (обычно это офис, который называется «служба поддержки учащихся по инвалидности» или аналогичный) помогут определить, в каких условиях учащийся нуждается и как они будут обеспечиваться. Хотя студенты должны раскрывать информацию о своей инвалидности или расстройстве этим координаторам, они не обязаны сообщать об этом своим профессорам, консультантам или сверстникам. Продолжайте читать, чтобы увидеть некоторые из основных шагов для получения приспособлений и приспособлений в колледже.
Академические условия могут потребовать медицинской документации, а речевые и / или языковые расстройства легче контролировать с помощью группы поддержки. Найдите речевых патологов и аудиологов, используя эти каталоги:
Стипендии и гранты для студентов с коммуникативными расстройствами
Учебная нагрузка колледжа может быть сложной, особенно для студентов с речевыми или языковыми расстройствами.К счастью, стипендии помогают снизить финансовое напряжение и позволяют студентам сосредоточиться на учебе. Кроме того, некоторые стипендии могут даже помочь в оплате вспомогательных технологий и сделать обучение в колледже еще более управляемым.
- Американский фонд речи-языка-слуха: стипендия для аспирантов
5000 долларов СШАСтипендии для выпускников ASHFoundation предназначены для студентов, поступающих в магистратуру или докторантуру, посвященную коммуникационным наукам.Одна из этих стипендий предоставляется Фондом Лесли Лондера и ежегодно присуждается человеку с ограниченными возможностями, который получает ученую степень в области коммуникационных наук.
Срок сдачи: конец мая
- Институт мечты: программа поддержки высшего образования
Варьируется; По необходимостиНа эту стипендию могут подать
студента Оклахомы с ограниченными возможностями, в том числе с ограниченными возможностями обучения, которые зачислены или планируют поступить в колледж или университет Оклахомы на полный рабочий день.Размер премии зависит от потребности и предназначен для устранения разрыва между стоимостью обучения и другой финансовой помощью или стипендиями. Ученые Института мечты также имеют доступ к ресурсам для перехода в колледж и преуспевания в нем.
Срок: Зависит
- Landmark College: стипендии Landmark College
Варьируется; До полной оплатыLandmark College — это небольшой частный колледж, специально предназначенный для студентов с ограниченными возможностями обучения или внимания и / или аутизмом.Стипендиальные фонды дополняют федеральную финансовую помощь и, как следствие, различаются по сумме.
Срок: Зависит
- Обучающийся союзник: награда Мэрион Хубер за обучение через слушание
2000 долларов или 6000 долларовПраво на получение этой стипендии имеют
старшеклассников, у которых есть проблемы с обучением, которые затрудняют чтение. Соискатели могут использовать премию для финансирования двух- или четырехлетнего обучения в колледже или профессионально-техническом училище; Кроме того, кандидаты должны быть членами Learning Ally.
Срок сдачи: Середина июня
- Ассоциация лиц с ограниченными возможностями обучения Арканзаса: Стипендиальный фонд Ральфа Г. Нормана
$ 2 500Право на получение этой стипендии имеют
жителей штата Арканзас, которые зачислены в колледж или университет или планируют поступить в колледж или университет и имеют проблемы с обучением. Студенты могут использовать средства на четырехлетнюю или двухлетнюю программу.
Срок сдачи: Конец марта
- Microsoft и Сиэтлский фонд: стипендия Microsoft для инвалидов
5000 долларов СШАСтуденты, увлеченные технологиями, имеющие инвалидность, в том числе речевые и / или языковые расстройства, имеют право подать заявку на эту стипендию.Студенты должны продемонстрировать финансовые потребности, работать над получением степени в области технологий, права или бизнеса и записаться на программу полного или неполного дня и двух- или четырехлетнее учебное заведение.
Срок сдачи: Конец апреля
- Фонд Мосса: Стипендия П. Бакли Мосса
1000 долларов СШАНа эту стипендию имеют право
старшеклассников, у которых на учебу сказывается языковое расстройство.Кандидаты должны запланировать получение степени или карьеру в области изобразительного искусства и должны продемонстрировать финансовые потребности.
Срок сдачи: Конец марта
- Национальный центр по проблемам обучения: стипендии Энн Форд
$ 2 500Эта стипендия, наряду со связанной стипендией Аллегры Форд Томас, предлагается старшеклассникам с документально подтвержденными нарушениями обучаемости. Стипендия Энн Форд предназначена для студентов, поступающих на очные программы бакалавриата, которые демонстрируют финансовые нужды; эта стипендия может быть продлена еще на три года.
Срок сдачи: Начало ноября
- Национальный центр по проблемам обучения: Стипендия Аллегры Форд Томас
$ 2 500Стипендия Аллегры Форд Томас — это единовременная стипендия, которую можно использовать для двухлетних школ и программ. Право на участие имеют только старшеклассники с документально подтвержденной неспособностью к обучению. Стипендия Анны Форд, также предлагаемая Национальным центром по проблемам обучаемости, имеет аналогичные преимущества и может использоваться для четырехлетних программ.
Срок сдачи: Начало ноября
- Стипендия RiSE
$ 2 500Стипендия RiSE помогает финансировать высшее образование студентов с ограниченными возможностями обучения или аутизмом. Стипендиаты могут использовать награду для двух- или четырехлетних программ в колледжах и университетах. Только старшеклассники имеют право подавать заявки.
Срок сдачи: Начало января
Мнение эксперта: как колледжи могут поддержать студентов с нарушениями речи и языка
Жюль Чиллаг, М.С. является лицензированным патологом речи и учителем студентов с нарушениями речи и языка, адъюнкт-профессором и консультантом, который работал в различных условиях по всему Нью-Йорку. Она регулярно выступает на конференциях, а также является автором «Инструкции по дифференцированному чтению: стратегии и технологические инструменты, помогающие всем учащимся развиваться» (Routledge, 2016).
В: Могут ли школы предпринять какие-либо конкретные действия для поддержки учащихся с речевыми и / или языковыми расстройствами?
A: Колледжи и средние школы различаются по-разному из-за их структуры, целей и регулирующих законов.Одна вещь, которую могут сделать средние школы, — это четко обозначить эти различия. Например, в старшей школе учащиеся подпадают под действие Закона об образовании лиц с ограниченными возможностями (IDEA), но в колледже Закон об инвалидах США (ADA) берет на себя юридическую поддержку услуг. Что касается колледжа, большинство профессоров не являются подготовленными учителями или инструкторами, и они вряд ли будут обучаться обучению студентов с различиями в обучении. Следовательно, колледжи могли бы прилагать больше усилий для обучения преподавателей разным знаниям.Наконец, в то время как колледж — это время для большей независимости, обнаружение Управления по делам инвалидов не должно быть охотой за мусором! Активная разъяснительная работа со стороны сотрудников и волонтеров службы поддержки инвалидов, наставничество со студентами старшего возраста и регулярные мероприятия могут помочь студентам не только найти, но и воспользоваться доступными услугами.
Q: Есть ли какие-либо школы, которые делают все возможное, чтобы поддержать своих учеников с речью и / или языковыми расстройствами?
A: Есть несколько школ, которые признали преимущества нейроразнообразия.Некоторые из этих школ включают: Landmark College, Beacon College и Manhattanville College. Некоторые более крупные школы, которые имеют дополнительные услуги поддержки, включают: Американский университет, Университет ДеПола и Северо-Восточный университет. Хотя не все услуги поддержки бесплатны, все эти программы предоставляют студентам что-то дополнительное — от поддержки с размещением до наставника или от обучения профессоров до поддержки с организацией и планированием.
Q: Какие виды приспособлений обычно предлагаются ученикам с речевыми и / или языковыми нарушениями?
A: По сути, все курсы в колледже требуют сильных навыков декодирования, понимания, ведения заметок и письма, а также сильных исполнительных навыков.Каждый из них соотносится с разными типами жилья. Наиболее распространенное приспособление в целом [] — это записные книжки или писцы в классе, и это имеет смысл, поскольку делать заметки трудно тем, у кого есть проблемы с исполнительными функциями, обработкой, вниманием, пониманием и письмом. Другие общие приспособления включают письменные заметки от преподавателя, продленное время на тестах или заданиях, аудиокниги или цифровые учебники, а также средства чтения для людей с дислексией, проблемами внимания или проблемами языковой обработки.
Q: Какие-либо дополнительные советы для студентов с речевыми и / или языковыми расстройствами, чтобы преуспеть в колледже?
A: Есть несколько навыков, которые связаны с успехом в учебе и жизни. Во-первых, колледж — это не волшебство! Следовательно, какие бы стратегии и поддержка ни помогали учащимся в старшей школе, они, вероятно, также помогут им в колледже. С этим связано понимание того, почему вам что-то помогает (например, программа для диктовки из-за дисграфии), которое поддерживает самоадвокацию и самосознание.Это руководство по самоадвокации и самооценке может помочь учащимся понять свои сильные стороны и составить план действий с четкими и достижимыми целями.
Почему так важно самосознание? Это коррелирует с успехом в колледже и за его пределами. Его называют «фактором защиты от депрессии и тревоги» и «стратегией выживания», поэтому учащихся поощряют глубоко задуматься о том, что им нравится, в чем они хороши и как это может соотноситься с карьерой или хобби, которое может добавить радости в их жизнь.
Приложения, помогающие учащимся улучшить общение
Сегодня, как никогда ранее, технологии могут сделать жизнь проще, а образование — более эффективным. Существует множество доступных приложений, которые помогут учащимся преуспевать в классе, преуспевать в учебе и более комфортно общаться. Ниже приведены некоторые из лучших приложений для студентов колледжа с нарушениями речи, языка и обучаемости.
Chrome Speak
Это расширение Google Chrome, также доступное в виде приложения, позволяет пользователям прослушивать текст с веб-сайтов.Chrome Speak также можно использовать в автономном режиме.
Свободно
Claro Apps
Claro предлагает широкий спектр вспомогательных приложений для людей с нарушениями речи, чтения и языка. У Claro есть приложения AAC для повседневного общения, приложения для увеличения, которые помогают пользователям легче читать, и приложения для преобразования текста в речь, которые можно использовать с PDF-файлами и даже с отсканированными документами.
Бесплатно до 19,99 долларов США
Dragon Anywhere
Приложение
Nuance Dragon Anywhere позволяет пользователям преобразовывать свою речь в текст для использования в социальных сетях, электронной почте и даже при выполнении заданий в колледже. Словарь Dragon также можно настроить так, чтобы он включал любые слова, которые нужны пользователю.
$ 12.50+ в месяц
Объясни все
Это приложение изначально предназначалось для поддержки совместных цифровых проектов, но учащиеся с нарушениями языка, речи и / или обучения найдут обширный набор инструментов для организации и визуального выражения идей и концепций. Приложение позволяет пользователям также импортировать и комментировать проекты.
От 4,99 до 24,99 долларов в год
Карточки Делюкс
Это учебное приложение позволяет пользователям создавать, настраивать и публиковать карточки. Кроме того, приложение зачитывает карточки пользователям.
$ 3,99
Программное обеспечение Ghotit
Приложения и программное обеспечение Ghotit, такие как клавиатура Ghotit Dyslexia Keyboard, созданы специально для людей с дислексией и / или дисграфией.Различные приложения Ghotit удовлетворяют различные потребности пользователей, но наиболее заметным приложением является Ghotit Real Writer, усовершенствованный текстовый процессор с поддержкой чтения и речевой обратной связью.
49,99–199 долларов
имбирь
Эта проверка орфографии работает с программами и приложениями, такими как электронная почта и социальные сети. Особое внимание в нем уделяется контекстной грамматике и орфографии, а это означает, что Ginger может обнаруживать орфографические и грамматические ошибки, чаще всего допускаемые людьми с языковыми расстройствами.
Бесплатно до 3,99 долл. США
Mental Note
Это универсальное приложение позволяет пользователям делать заметки любым удобным для них способом, в том числе под диктовку. Пользователи также могут создавать заметки в виде аудио- и голосовых записей.
От 2,99 до 3,99 долларов
Считыватель Меркурия
Это расширение Google Chrome позволяет пользователям убирать беспорядок на веб-страницах, отключая или блокируя рекламу и видео.Оттуда пользователи могут настроить шрифт, размер текста, контраст и цвета веб-страницы в соответствии со своими потребностями.
Свободно
ModMath
ModMath помогает упростить математику для пользователей с дислексией и дисграфией. Вместо того, чтобы писать математические задачи вручную, пользователи создают и решают математические уравнения (от простой арифметики до сложной алгебры) в приложении.
Свободно
MyVoice Rocket Apps
В сотрудничестве с Университетом Торонто MyVoice разработала приложения для людей, которым требуется помощь в общении. Эти приложения AAC легко настраиваются, а приложение преобразования текста в речь TalkRocket Go даже имеет загружаемое приложение, которое помогает пользователям общаться как в классе, так и за его пределами.
129–159 долларов
Преобразование текста в речь (tts)
Это расширение браузера Firefox для преобразования текста в речь позволяет пользователям ставить в очередь несколько вводимых текстов и даже выполнять несколько задач одновременно с непрерывным воспроизведением звука. Поскольку это расширение загружается непосредственно на компьютер, это расширение также можно использовать в автономном режиме.
Свободно
Proloquo2go
Это приложение AAC помогает пользователям взаимодействовать с сеткой на основе изображений.На выбор предлагается множество голосов, включая голоса с акцентом, и приложение можно легко настроить в соответствии с потребностями пользователя.
$ 249,99
Голосовая мечта
Это обширное приложение для преобразования текста в речь может использоваться с различными источниками текста, такими как Google Диск, DropBox, Gutenberg и другими. Кроме того, он включает синхронизированное выделение, чтобы пользователи могли следить за речью.
$ 19,99
Дополнительные ресурсы по речевым и языковым расстройствам
Существуют различные службы и организации, которые помогают студентам преуспеть в колледже и найти поддержку в обществе.Помимо вышеперечисленных приложений, стипендий и советов, для студентов, родителей и преподавателей по-прежнему доступны десятки других ресурсов.
Американская ассоциация речи, языка и слуха. Американская ассоциация речи, языка и слуха (ASHA) обслуживает профессионалов и студентов в области здравоохранения и слуха, поэтому некоторые ресурсы здесь не нацелены на самих людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, на веб-сайте организации по-прежнему содержится огромное количество информации о речевых патологах, аудиологах и других услугах и инструментах в этой области.
Права инвалидов, образование, активизм и наставничество. DREAM спонсируется NCCSD (см. Ниже) и поддерживает студентов с ограниченными возможностями. Эта группа специально посвящена помощи маргинализованным людям в сообществе инвалидов.
DocsPlus. DocsPlus от CrickSoftware — это текстовый процессор, который могут использовать учителя, профессора и другие специалисты, чтобы сделать класс доступным для учащихся с речевыми, языковыми и другими нарушениями.Пользователи могут создавать и совместно использовать тесты, например, в дополнение к программному обеспечению для тщательной корректуры и обработки текстов.
Международная ассоциация дислексии. Эта организация обслуживает сообщество людей с дислексией. В нем есть широкий спектр ресурсов, связанных с дислексией, таких как учебные стратегии и видео.
LD Онлайн. Хотя этот источник предназначен для преподавателей, он включает в себя огромное количество информации о законе об инвалидах, инструментах и обширных часто задаваемых вопросах.Один конкретный раздел веб-сайта посвящен проблемам и изменениям, связанным с обучением в колледже. Веб-сайт посвящен нарушениям обучения, но многие советы и ресурсы могут быть применены также к речевым и языковым нарушениям.
Learning Ally. Членство необходимо, чтобы использовать лучшие ресурсы Learning Ally, которые включают обширную библиотеку аудиокниг. Основная аудитория Learning Ally — это люди с нарушениями зрения и слуха, но она также обслуживает членов сообществ с расстройствами речи и языка.
Национальный центр студентов колледжей с ограниченными возможностями. NCCSD финансируется из федерального бюджета и связан с широким спектром ресурсов для студентов, родителей и преподавателей. Кроме того, все эти ресурсы посвящены проблемам, с которыми сталкиваются студенты колледжей.
Национальный центр среднего образования и переходного периода. К сожалению, эта организация больше не получает федерального финансирования; тем не менее, веб-сайт остается активным, а его ресурсы по-прежнему актуальны.Он специально предназначен для нужд студентов-инвалидов и лиц, вступающих в трудовую деятельность.
Национальная ассоциация по борьбе с заиканием. Эта организация продвигает ресурсы, мероприятия и сообщества для людей, которые заикаются. АНБ также проводит ежегодную конференцию для заикающихся.
Фонд заикания. У Фонда заикания есть ресурсы почти для всех аудиторий и возрастных групп.Фонд также включает боковую панель с информацией об известных людях, которые заикаются.
TactusTherapy. Эта компания создает логопедические приложения для профессионалов и людей с различными речевыми потребностями. Некоторые приложения помогают упростить общение, в то время как другие содержат идеи и упражнения, ориентированные на терапию.
.
Приспособления с дисграфией, способствующие обучению
Приспособления с дисграфией, способствующие обучению и совершенству
Одной из самых серьезных проблем для людей с дисграфией является то, что она маскирует истинные способности и знания человека. Это особенно верно в классной среде, где большая часть оценивания и оценивания основывается на способности записывать знания и понимание предмета. Чтобы помочь ученикам преуспеть, несмотря на дисграфию, нам нужно снять эту маску и позволить этим детям продемонстрировать свои знания новыми и уникальными способами.Адаптация к дисграфии может помочь этим детям проявить себя в классе.
Заявление об отказе от ответственности: этот пост содержит партнерские ссылки
Мы работаем над приспособлением для лечения дисграфии в начальных классах уже около 7 лет и нашли несколько победителей. Я надеюсь, что этот список дает вам некоторые идеи о том, как помочь детям, которых вы обучаете, которые борются с дисграфией.
Размещение дисграфии
Что вы узнаете из этой статьи!
.