Как понять, что у ребенка дисграфия, и как помочь?
22.11.2019
Устную речь ребенок воспринимает спонтанно, общаясь с другими людьми, а чтением и письмом он овладевает в результате обучения. Этот процесс для многих детей становится настолько сложным, что они начинают страдать дисграфией, то есть нарушением письменной речи.
Этапы овладения письмом
Процесс овладения письменной речью включает в себя несколько этапов. Во-первых, чтобы ребенок захотел научиться писать, он должен получить мотивацию. Во-вторых, каждый человек, который собирается написать что-либо, в уме составляет смысловую программу, то есть нужен замысел письменного сообщения. В-третьих, человек должен проанализировать то, что он собирается написать. Ведь каждое предложение – это не набор случайных слов. В-четвертых, нужно проанализировать звуковое наполнение каждого слова. Каждый звук имеет свою последовательность. И в этом случае важно, чтобы ребенок мог на слух различать звуки. Недаром учителя советуют детям, чтобы те перед написанием слова проговаривали его вслух, причем и громко, и шепотом, и про себя. Это полезное упражнение помогает понять, какие именно звуки присутствуют в конкретном слове. В-пятых, у каждого звука есть его идеальный образ, ведь все они произносятся индивидуально. Поэтому важно знать, какой характеристикой звук обладает: твердый он или мягкий, звонкий или глухой. В-шестых, нужно вспомнить зрительный образ, который есть у каждой буквы. Седьмой этап и последняя операция – создание зрительного образа буквы на бумаге. В это же время идет зрительный контроль и чтение написанного.
Получается, что успешное овладение процессом письма зависит от умения различать звуки и правильно их произносить, а также от работы памяти, внимания ребенка, его пространственного представления и умения проводить языковой анализ. Для многих детей эти этапы овладения письмом становятся трудными.
Когда стоит насторожиться родителям?
Как выяснить, стал ли ребенок жертвой дисграфии? И дело не в обычных ошибках при письме, которые случаются у многих детей. Но если у обычных учеников ошибки постепенно исчезают в процессе овладения грамотой, то ошибки ребенка, страдающего дисграфией, приобретают устойчивый характер, они проявляются систематически и не поддаются самокоррекции. Сколько бы ни учил такой ребенок правила орфографии, ошибки все равно останутся.
Родителям стоит насторожиться, если при письме ребенок:
- пропускает в словах буквы;
- переставляет буквы местами;
- добавляет лишние буквы в слова;
- заменяет одни буквы другими, при этом может путать звонкие и глухие, свистящие и шипящие, твердые и мягкие;
- пишет буквы наоборот, то есть в его тетрадях так называемое «зеркальное» письмо;
- пропускает слова при написании предложения;
- все слова пишет слитно, без пробелов, для ребенка нет границ слова и предложения.
Как избавиться от дисграфии?
Нередко такое написание текста учителя воспринимают как неготовность ребенка к учебному процессу. Что он плохо выучил правила, не запомнил буквы. Начинается практика переписывания, письма под диктовку, дополнительных домашних занятий, которые только утомляют ребенка, но при этом положительного результата нет. Напротив, у ребенка вырабатывается стойкое отвращение к учебе, психический дискомфорт, что приводит к еще большему количеству ошибок.
Самый правильный шаг, который могут сделать родители – отвести ребенка на занятия к логопеду. Специфические ошибки в письме нельзя устранить обычными учебными методами. Помимо занятий с логопедом, понадобятся и домашние уроки, при этом родителям нужно заручиться терпением.
Правила уроков по устранению дисграфии
- Заниматься с ребенком нужно в хорошо проветренном и правильно освещаемом помещении. Лишние звуки – телевизор, радио – устранить. Нужно убрать со стола лишние предметы, которые бы могли отвлечь ребенка.
- Дети лучше учатся, играя. Поэтому для занятий понадобятся игровые формы – ребусы, загадки, раскраски, паззлы и т.д.
- Каждое слово нужно проговаривать вслух, медленно, раз за разом, повторяя проблемные места. Только потом записывать.
- Для развития словарного запаса необходимо чтение. Поскольку ребенок, страдающий дисграфией, плохо читает,
Дисграфия и дислексия у детей: причины их развития
Начало школьной жизни у каждого ребенка связано с множеством трудностей и переживаний. При этом у некоторых учеников обучение в младших классах может существенно усложняться наличием особенных проблем с письмом и чтением. И дело здесь не в лени, отсутствии сообразительности или нежелании учиться. Многие дети, несмотря на свое полноценное интеллектуальное развитие, при всем желании не могут овладеть этими навыками. В таком случае специалисты говорят об особенных расстройствах – дисграфии и дислексии.
Дисграфия и дислексия – что это?
Специфическое нарушение письменной речи называется дисграфией. Дети с данным расстройством испытывают серьезные сложности при написании букв и слов, делают значительное количество грамматических ошибок, не могут правильно отображать письменные знаки и символы. Как бы дисграфики ни старались, почерк у них остается неровным и неаккуратным, а задания выполняются медленно и с большим трудом. При отсутствии грамотного подхода к таким ученикам, в дальнейшем это может перерастать в психологические проблемы, развитие неуверенности в себе, замкнутости и депрессии.
Так как письмо и чтение являются взаимосвязанными составляющими одного психического процесса, крайне часто дисграфия сопровождается дислексией. Данная патология связана с невозможностью ребенка освоить навыки чтения. При наличии такого нарушения ученик пропускает или добавляет лишние буквы, начальные слоги или слова, искажает правильное звучание слов и читает крайне медленно.
Если дисграфия диагностируется практически у 25-30% младших школьников, то дислексия возникает примерно у 8-10% учеников. Расстройства могут возникать как парно, так и независимо друг от друга. Как правило, первые признаки нарушений проявляются в возрасте от 6 до 8 лет. Патологии нуждаются в грамотном вмешательстве логопеда-дефектолога, так как их бесконтрольное прогрессирование может сопровождаться головокружениями, головными болями, общим ухудшением физического и психологического состояния ребенка.
Читайте также: Виды дисграфии у младших школьников
Почему возникают дисграфия и дислексия?
Несмотря на значительную работу, проделанную специалистами в изучении данного вопроса, на сегодняшний день достоверные причины развития дисграфии и дислексии остаются до конца не выясненными. Однако определенная информация все же имеется. Согласно утверждениям ученых, расстройства письменной речи и чтения могут возникать в результате:
- наследственной и генетической предрасположенности;
- неправильного развития головного мозга на различных этапах роста;
- нарушения равновесия между мозговыми полушариями;
- патологий, возникающих во время беременности или травм плода;
- развития соматических заболеваний;
- инфекций, влияющих на состояние нервной системы;
- наличия функциональных нарушения слуха или зрения;
- недостаточной работы над интеллектуальным развитием малыша;
- наличия речевых дефектов, неправильного произношения звуков и слов;
- малого количества речевых контактов;
- неправильно сформированных навыков зрительного анализа;
- слишком раннего обучения навыкам письма и чтения при отсутствии психологической готовности к этому малыша;
- завышенных требований по отношению к ребенку, неправильного темпа и методик обучения.
Кто входит в группу риска развития дисграфии и дислексии?
Возможность развития данных патологий существенно выше у тех детей, которые:
- не четко произносят звуки, вяло артикулируют;
- имеют общее недоразвитие речи и не посещали при этом логопедические занятия;
- пишут левой рукой или же пишут правой после того, как их переучили;
- растут в семьях, в которых разговаривают на разных языках;
- слишком рано начинают учиться писать и читать;
- пошли в школу раньше времени и сразу же приступили к изучению иностранного языка;
- имеют синдром дефицита внимания, гиперактивность или задержки в психическом развитии.
Читайте также: Упражнения для взрослых при дисграфии
Как помочь ребенку с дисграфией или дислексией?
Самостоятельно родители не смогут справиться с данной проблемой. В таких ситуациях необходимо обращаться к квалифицированному логопеду-дефектологу. Расстройства корректируются, но эффект от работы со специалистом в значительной мере будет зависеть от своевременности обнаружения проблемы. При правильном подходе, ребенок, у которого выявлены такие дефекты еще до начала школьного обучения, в 80-85% случаев достигает нормы. При обнаружении дисграфии или дислексии в 1-2 классах, успех виден у 70% учеников. Если родители обратились к специалисту, когда школьник уже закончил начальные классы, лишь в 35-40% случаев специалисту удается нормализовать навыки чтения и письма. В остальных случаях для достижения нормы необходимы продолжительные курсы занятий.
Ключевая цель занятий с логопедом – это усвоение ребенком информации о том, как правильно произносятся звуки и каким образом отображаются в письменном виде. Для этого используются разноплановые речевые игры, а также применяется система наглядной визуализации.
При этом крайне важно тесное сотрудничество логопеда и родителей. Недостатки, вызванные дисграфией и дислексией, должны устраняться не только на логопедических занятиях, но и дома. Только комплексная работа над их исправлением позволит достичь положительных результатов.
симптомы, причины, лечение, профилактика, осложнения
Причины
Дисграфия у детей выявляется, если при письме формируются постоянные однотипные ошибки. Они объясняются недостаточной зрелостью в области высшей психической деятельности, за счет которой активно формируется процесс становления письменной речи. У детей с дисграфией возможны сложности при обучении чтению, им труднее овладевать грамматикой и правильно писать на слух, формировать полноценную письменную речь.
Точные причины неизвестны, в формировании расстройства принимает участие сразу несколько негативных факторов, к основным из которых относят непропорциональное развитие левого и правого полушарий в большом мозге. Специалисты говорят о том, что дисграфию может обуславливать негативная генетическая составляющая. Подобное часто можно выявить в семье, где имеется сразу два языка.
Как одно из многочисленных проявлений, дисграфия может возникать при сниженном уровне интеллектуального развития, таким детям сложно в целом научиться писать и читать, так как они трудно воспринимают устную речь и плохо запоминают, как пишутся буквы. Чаще дисграфия возникает в случаях, если имеются трудности с выстраиванием последовательностей. Если дети не могут разобраться в последовательности букв, они не могут активно организовать информацию по подробным деталям и в правильном порядке, в процессе написания они выдают проблемы в правильной последовательности букв. Тогда ребенок читает и пишет медленно, при этом делает это правильно, либо он делает это быстро, не соблюдая правил пунктуации и грамматики.
Возможна дисграфия при наличии слабости при обработке или анализе информации, полученной зрительно. Такое бывает, если дети трудно читают и обрабатывают то, что написано в книге.
Симптомы
Признаками дисграфии в детском возрасте будут множество ошибок, которые допускаются при написании текста. У таких детей плохой и мало разборчивый почерк, нет различий в буквах по типу Р и Ь, Э или З. На слух такие дети могут записывать только крайне медленно. Часто подобное принимается за нежелание учиться и лень, что приводит к снижению оценок, конфликтам с родителями и насмешкам детей. Это приводит к замыканию ребенка в себе, утрате интереса к школе, занятиям и особенно к письму, прогуливанием уроков и отказом от чтения. Это может давать неврозы, тревожность и стрессы, могут давать о себе знать задержки речевого развития и психического.
Ребенок делает ошибки, потому что не различает на слух фонемы, не может правильно разделить предложение на слова, не может понимать принципы устройства речи. Он делает ошибок больше, чем сверстники, они плохо поддаются коррекции и остаются надолго.
Проявляется дисграфия уже в школьном возрасте, хотя ее предпосылки могут закладываться в раннем возрасте. Почти всегда при дисграфии есть патологии зрения, речи или слуха, неврологические диагнозы.
Диагностика дисграфии у ребёнка
Склонными к дисграфии будут дети-левши или те, кто был переучены с левой руки, дети из семей с двуязычностью, имеющие заикание, задержки в развитии речи, эхолалию. Склонны к дисграфии дети с дефицитом внимания и дефектами памяти, те, кто слишком рано начали учиться в школе, дети, что при письме пропускают постоянно буквы или не могут дописать слово. Также необходима диагностика детям, кто на слух плохо воспринимает речь и пишет вместо «туда» «дуда», или произносят звуки неправильно, так же их и записывая, по типу «лыба» вместо «рыба».
Для диагностики применяют речевые карты это особый метод заполнения анкеты. При ее заполнении проводится со всех сторон обследование ребенка, строя речи, произношения и различия звуков, анализа и синтеза слова по составу, а также оценивают навыки письма и чтения
Осложнения
Сложности с обучением, нарушении письменной речи с ограничениями в дальнейшем труде и выборе профессии, общая задержка развития, неврозы, депрессии, провокация психических нарушений.
Лечение
Что можете сделать вы
Начинают занятия с коррекции в произношении и исправлении дефектов устной речи. По мере формирования устной речи можно помочь в становлении письменной за чет написания диктантов, который предварительно прочитывается, оговариваются буквы, запятые, и потом они повторяются уже в процессе диктанта. Все это делается без нажима, в спокойной обстановке, без негативных эмоций, не заставляйте переписывать по несколько раз. Нельзя акцентировать внимания на проблеме, чтобы не заострять проблему. Важна похвала на каждом успешном этапе, это поможет в активизации желания лечиться. Полезными будут специальные упражнения, занятия дома и с логопедом, особая азбука. Также показаны анализ слов и выделение букв.
Что делает врач
Необходимо исключение неврологических патологий, консультации психолога, логопеда и невролога. Медикаментозная терапия не применима.
Профилактика
Важно начало занятий речью, чтением и письмом ребенком по мере созревания его функций, не стоит торопиться и усердствовать в освоении чтения и письма до школы. Важно, чтобы ребенок подходил к освоению речи осознанно, понимал, что он говорит и пишет.
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
Статьи на тему
Показать всё
Вооружайтесь знаниями и читайте полезную информативную статью о заболевании дисграфия у детей. Ведь быть родителями – значит, изучать всё то, что поможет сохранять градус здоровья в семье на отметке «36,6».
Узнайте, что может вызвать недуг , как его своевременно распознать. Найдите информацию о том, каковы признаки, по которым можно определить недомогание. И какие анализы помогут выявить болезнь и поставить верный диагноз.
В статье вы прочтёте всё о методах лечения такого заболевания, как дисграфия у детей. Уточните, какой должна быть эффективная первая помощь. Чем лечить: выбрать лекарственные препараты или народные методы?
Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга дисграфия у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить дисграфия у детей и не допустить осложнений.
А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания дисграфия у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание дисграфия у детей?
Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!
Как лечить дисграфию у детей — 8 (499) 110-13-71
Как помочь ребенку с дисграфией и как избавиться от дисграфии у ребенка? В данной статье мы постараемся дать исчерпывающий ответ на столь актуальные для многих вопросы.
Дисграфия — достаточно распространенное на сегодняшний день заболевание, выражающееся определенными нарушениями при освоении письменной речи. Зачастую родители даже не подозревают о наличии данного заболевания у ребенка, полагая, что допускаемые им грамматические ошибки связаны с невнимательностью и нежеланием учиться. Появление дисграфии обуславливается недостаточной сформированностью определенных психических функций.
Дисграфия у учащихся младших классов выражается в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок, когда дети допускают фонетические ошибки и ошибки записи звуков при написании слов. Вместо «г» они пишут «к», вместо «ч» — «щ», некорректно формируют слоги, приписывают лишние буквы и допускают пропуск нужных, пишут несколько отдельных слов слитно. Проблема никоим образом не связана с незнанием правил орфографии, однако с легкостью можно так подумать.
На наличие проблем при освоении письменной речи также указывает почерк — неразборчивый, неровный. В процессе написания текста ребенком прилагается много усилий, но написание при этом происходит крайне медленно. В свою очередь, обучение в классе с детьми, имеющими обычный темп развития письменной речи, может спровоцировать неуверенность в себе из-за допускаемых ошибок, медлительности, недовольства преподавателя.
Как помочь ребенку с дисграфией?
К сожалению, столь серьезная проблема редко «приходит одна», проявляясь вместе с дислексией, проблемами при чтении, речи и другими нарушениями. Так, устная речь такого ребенка осложнена невозможностью построения длинных предложений, из-за чего он предпочитает хранить молчание или говорить как можно более кратко, и оказывается лишен полноценного общения с окружающими.
Причинами дисграфии могут являться родовые травмы, инфекции и генетика, и даже неправильное воспитание. По сути, ребенок, которому поставлен диагноз «дисграфия», не в состоянии писать без ошибок вследствие нарушений работы речевого, слухового и зрительного, двигательного анализаторов, а обработка входящей информации осуществляется с большим трудом.
В данном случае необходима всесторонняя поддержка и терпение — как со стороны учителей и родителей, так и сверстников. Однако при этом важно принять во внимание, что особенности данного нарушения и его значимость для последующей жизни ребенка не допускают непрофессионального вмешательства — коррекция дисграфии у детей должна осуществляться специалистами высокой квалификационной категории.
Дисграфия детей: коррекция и диагностика
Ответом на вопрос «как лечить дисграфию у детей» является множество эффективных упражнений, а также методы коррекции дисграфии, разработанные ведущими специалистами в области нейропсихологии. Первым этапом оказания помощи является диагностика заболевания, которая проводится, как правило, в несколько этапов. Они включают в себя изучение школьных тетрадей и остальных письменных работ ребенка, его речевых навыков и уровня их развития, состояние слуха, зрения и центральной нервной системы. По результатам полученных данных осуществляется обследование нижеследующих показателей:
- моторика;
- артикуляционный аппарат;
- установление ведущей руки;
- фонематический синтаксис и анализ;
- произношение звуков;
- слуховая дифференциация звуков;
- широта словарного запаса;
- структурирование слов по слогам;
- грамматический речевой строй.
При определенных усилиях и разработанной в индивидуальном порядке программе коррекционно-развивающего обучения дисграфия, наряду с сопутствующими нарушениями письма, речи и чтения, может быть полностью преодолена. Естественно, коррекция потребует месяцы, а в некоторых случаях и годы систематических занятий. Однако приложенные усилия будут вознаграждены: ребенок сможет осваивать школьную программу наряду со сверстниками и добиваться при этом высоких результатов.
Если вы находитесь в поисках ответа на вопрос, как лечить дисграфию у детей или ищете возможность, как помочь ребенку с дисграфией, обращайтесь к специалистам «Центра нейропсихологического сопровождения». Здесь каждого ребенка ждет индивидуальный подход, высокий профессионализм, а также благоприятный климат для формирования основных функций и процессов, необходимых для дальнейшего развития!
Как лечить дисграфию у детей
3.5 (70%) 2 голосов
Дисграфия у детей школьного возраста, ее причины, основные симптомы и лечение
Дисграфия у детей является заболеванием, выражающимся в нарушениях освоения письменной речи. Очень часто родители даже не подозревают, что это заболевание присутствует у ребенка.
Появление болезни обусловлено несформированностью некоторых психических функций, из-за которых и происходит частичное нарушение самого процесса написания слов. Дисграфия у младших школьников может проявляться в наличии стойких или часто повторяющихся ошибок.
Проблема никак не связана с незнанием орфографических правил ребенком.
Заболевание проявляется примерно у 30% детей школьного возраста, обычно у второклассников. Многие родители считают, что в этой проблеме виноваты различные новые системы образования, вызывающие у школьников проблемы с обучением из-за перегрузки мозга. Но это не верно, как и то, что это заболевание является следствием умственной отсталости малыша. Задержка умственного развития или нарушение данной функции никак не связаны с возникновением у школьников дисграфии.
Причины дисграфии у младших школьников
Нарушение процесса письма не может возникнуть без причин и редко существует само по себе. Как правило, проблема отражается и на:
- лексико-грамматической стороне речи.
- звукопроизношении.
- связности речи.
- фонематическом восприятии.
Поэтому очень часто функциональные и органические причины дисграфии совпадают с причинами появления таких расстройств, как:
- дизартрия
- дислалия
- афазия
- алалия
- задержка психического развития.
Дисграфия у ребенка может появиться и в том случае, если у, него имеются энцефалиты, родовые травмы или была асфиксия в родах. Это касается и новорожденных. Симптомы дисграфии в школьном возрасте, как и симптомы дислексии, могут появиться и при поражении головного мозга или его недоразвитии в период беременности.
Нужно следить и за развитием инфекций у грудничков, их диетой. Вовремя лечить любые соматические заболевания, особенно в тяжелой форме, например, лечение ринолалии лучше не откладывать.
Отчего же возникает детская дисграфия
Сюда можно отнести множество факторов, окружающих младенца с момента рождения. Например:
- двуязычие или многоязычие в семье.
- дефицит общения и речевых контактов.
- неправильная речь близких людей или нечеткое произношение слов.
- слишком ранние попытки обучения ребенка грамоте, когда психологически он к этому шагу еще не готов.
Пример текста школьника с диагнозом дисграфии
В группу риска появления заболевания можно отнести детей с ЗПР, конституциональной предрасположенностью, а также тех, кто имеет какие-либо речевые нарушения. Заболевание лучше постараться предотвратить, а для этого необходимо вовремя устранить любые речевые отклонения, например, короткая уздечка языка.
На что необходимо обратить особое внимание
Устранять дисграфию нужно не у младших школьников и не у подростков, когда все признаки полностью проявятся. Заниматься необходимой профилактикой нужно еще в дошкольном возрасте, начиная с грудного. Необходимо, чтобы грудничок всегда слышал правильную речь, отчетливо произносимые слова, даже с новорожденным необходимо много разговаривать. В возрасте до года закладываются многие факторы дальнейшего детского развития.
Дети, страдающие от дисграфии, нуждаются в особенной помощи логопеда, поскольку обычными методами преодолеть заболевание невозможно. Но все же профилактика и вовремя принятые меры играют здесь значительную роль, поскольку заболевание гораздо проще предотвратить, чем вылечить. Пройти обследование на наличие признаков дисграфии следует, если:
- ребенок от рождения левша
- в детском саду он посещает занятия логопеда
- малыша переучили на правшу.
- в семье разговаривают сразу на нескольких языках
- обучать ребенка грамоте начали неоправданно рано или слишком рано отдали в школу
- у малыша нарушено внимание и имеются проблемы с памятью.
Виды дисграфии и их особенности
Чтобы путь коррекции заболевания был выбран правильно, нужно точно определить его форму и поставить диагноз. В целом, дисграфию подразделяют на 5 основных видов.
Артикуляторно-акустическая
При данной форме болезни у детей нарушено произношение звуков, и на основе этого они неправильно пишут слова. То есть, нарушение произношения ими фиксируется в письменном виде, слова ребенок пишет так же, как и произносит. Врач при этой форме дисграфии должен в первую очередь корректировать звукопроизношение маленького пациента.
Акустическая
Симптомы акустической формы отклонения выражаются в замене правильных букв на те, которые соответствуют близким им звукам. К заменяемым парам можно отнести: глухие и звонкие звуки — П-Б, Т-Д, Ф-В, Ш-Ж; шипящие и свистящие — Ж-З, Ш-С, а также пары звуков С-Ц, Ц-Т, Щ-Ч, Ч-ТЬ. В произношении звуков в словах при этом никаких нарушений не наблюдается.
Аграмматическая
В случае аграмматической формы отклонение вызвано недоразвитием грамматического строя речи. Дети с таким нарушением пишут с постоянными ошибками, как бы совсем не обращая внимания на правила грамматики. Провести диагностику этой формы можно только у школьников с третьего класса, поскольку именно в этом возрасте начинают проявляться основные признаки этого типа болезни.
Оптическая
Появление оптической формы заболевания обусловлено нарушением пространственного и зрительного анализа. По сути, любая буква зрительно образуется из черточек, палочек, овалов, иногда с добавлением особенных элементов. В пространстве такие, на первый взгляд — одинаковые — элементы комбинируются по-разному, образуя разные символы (буквы). Если зрительное восприятие нарушено, то ребенок не улавливает имеющихся между буквами различий, а потому не может и правильно их писать.
Моторная
Это дисграфия, вызванная нарушением языкового синтеза и анализа. Поскольку эта форма встречается наиболее часто, ее обычно называют моторной.
Моторная форма дисграфии обычно выражается в появлении специфических ошибок. Например, малыш:
- пропускает в словах буквы или целые слоги
- не дописывает слова
- переставляет в словах слоги или буквы
- добавляет в слова лишние буквы
- повторяет в слове какую-либо букву или слог
- соединяет в одном слове слоги совершенно разных слов
- отделяет от слов приставки, а предлоги пишет со словами слитно.
К какому врачу следует обратиться
Что делать, если у школьника появились симптомы дисграфии? Необходимо обратиться в хорошую клинику и пройти назначенное обследование. Из специалистов нужно пройти детского офтальмолога, детского отоларинголога, невролога, психолога и логопеда. Логопед может определить имеющийся у малыша уровень сформированности речи и ее основных функций.
Диагностика заболевания проводится в несколько этапов, первым из которых будет изучение школьных тетрадей ребенка и других письменных работ. Затем специалист начинает изучение речевых навыков пациента, уровня их развития, а также состояния слуха ребенка, его зрения и ЦНС. В результате полученных данных проводится обследование следующих показателей:
- ручная и речевая моторика
- артикуляционный аппарат
- определение ведущей руки.
- фонематический синтаксис и анализ
- звукопроизношение
- слуховая дифференциация звуков
- особенности словарного запаса
- слоговая структура слов
- грамматический строй речи.
Дизорфография — специфическое нарушение письма
Дизорфография является одной из разновидностей дисграфии со своими специфическими проявлениями. Дети с таким заболеванием не могут осваивать даже элементарные правила орфографии, даже с учетом того, что правила правописания они знают наизусть.
Наиболее трудным для школьников с данным нарушением является решение любых орфографических задач, а также определение орфограмм, особенно если орфограммы находятся в окончаниях и содержат безударные гласные. Кроме этого, такие дети испытывают большие трудности в овладении правилами пунктуации и синтаксиса.
Лечение дисграфии и ее профилактика
Как исправить заболевание? Врачи советуют действовать в такой ситуации слаженно и сообща, от этого зависит успех коррекции. Насколько удастся вылечить дисграфию, зависит от совместной работы специалистов, родителей и самого маленького пациента.
Дети с данным нарушением должны получать регулярную помощь квалифицированного логопеда и выполнять специальные упражнения. В качестве общей терапии ребенку может быть назначено проведение ЛФК, массажа, физио- и гидротерапия. а также определенное питание.
Доктор советует
Дисграфия у детей — небольшое отклонение, которое вполне благополучно корректируется. Для ее предупреждения необходимо проводить специальные занятия с малышом с раннего возраста. Развивать его сенсорные функции, ВПФ, пространственное представление, графомоторные навыки, что способствует лучшему овладению процессами правильного чтения и письма. Чтобы лечение дисграфии у младших школьников было успешным, нужно вовремя корректировать все проблемы с устной речью и стремиться к ее правильному развитию.
Видео к статье
Доктор деток
Дисграфия у детей — причины, основные симптомы, методы лечения
В начальной школе некоторые родители сталкиваются со специфической проблемой у ребенка – дисграфией.
При этом ребенок кажется хорошо развитым, да и проблем с интеллектуальным развитием не наблюдается. В этой статье мы узнаем — дисграфия что это такое, как проявляется дисграфия у детей и можно ли от него избавиться?
Содержание статьи
Дисграфия – определение
Дисграфия у детей – нарушение освоения письменной речи, расстройство процесса письма. При данной патологии ребенок в силу определенных причин не может грамотно писать. Как любые нарушение, она имеет определенные симптомы проявления. Это частые и стойкие ошибки письма, не исчезающие самостоятельно. Стоит отметить, что ошибки допускаются не из-за незнания правил, норм языка. При этом скорость написания медленная, а почерк еле различим.
Не стоит данное нарушение путать с аграфией, алексией, которые характеризуются полной неспособностью ребенка освоить навыки письма.
Согласно исследованиям, признаки дисграфии наблюдаются примерно у половины учащихся начальной школы и у третей части учащихся среднего звена. Данные статистики позволяют утверждать, что дисграфия характеризуется устойчивым характером.
Основные причины
Специфические недостатки в освоении письменной речи вызваны рядом причин. Они довольно различные, от инфекций, родовых травм, проблем в головном мозге до запущенности в воспитании.
Способность овладеть письмом крепко связана с развитием речи. Но у детей могут наблюдаться другие симптомы, которые не относятся к логопедическим — расстройства неврологического характера, снижение работоспособности, нарушение работы памяти, гиперактивность и прочие.
Причинами дисграфии могут являться органические, патологические, функциональные факторы, действующие на ребенка в утробе матери и после появления на свет. Они вызывают различные расстройства в развитии. Многие исследователи утверждают, что развитие патологии может быть генетически обусловленным.
Довольно частые причины дисграфии – недостаточная сформированность психических функций, участвующих в освоении, контроле письма. Нарушение высшей психической деятельности, отвечающей за навыки письма, становится серьезным препятствием в освоении грамоты, языка.
Возникновение патологии может быть обусловлено недоразвитием, поражением головного мозга, патологиями беременности, травмами родовыми, асфиксией, менингитом, энцефалитом, а также инфекциями, соматическими болезнями, вызывающими истощение нервной системы пациента. Если проблемы кроются в головном мозге, дисграфия часто сопровождается другими заболеваниями, о которых родителям, как правило, уже известно.
Кроме факторов, которые обуславливают физическое состояние головного мозга, большое влияние на формирование письменной речи оказывают социально-психологические причины. Важную роль играет развитие фонематического восприятия, звукопроизношения, лексико-грамматической стороны. К социально-психологическим причинам стоит отнести двуязычие в семьях, неправильную речь окружающих, дефицит контактов, речевого общения, слишком раннее обучение грамоте при отсутствии психологической готовности и даже педагогическую запущенность.
Проявления заболевания
Проявляются признаки дисграфии ошибками в написании букв, находящихся в сильной позиции (например «прафый» вместо «правый»), в пропуске букв не только в длинных, но и в коротких словах. Стоит отметить, что обычные ошибки возникают в слабой позиции (например «малако» вместо «молоко»).
Также ребенок:
- пропускает буквы, слоги, переставляет их местами;
- заменяет похожие слова по звучанию;
- добавляет лишние буквы, слоги в слова;
- искажает написание букв, например, пишет зеркально;
- не отличает парные согласные (например «в-ф», «б-п»).
Чтобы записать предложение ребенку нужно помнить порядок написания каждого элемента всех букв, сохраняя смысловую последовательность, не забывая при этом разграничения слов. При нарушении дифференциации звуков, произношения, анализа или пространственного представления может начаться развитие патологии.
Стоит отметить, что ошибки не уходят в процессе обучения на протяжении длительного периода. Если у ребенка наблюдаются такие симптомы, необходимо проконсультироваться у логопеда.
Диагностика
Диагностика наличия расстройства обычно включает консультацию ряда специалистов: логопеда, невролога, офтальмолога, ЛОРа.
Важно исключить вероятность дефектов зрения, слуха и четко разграничить наличие патологии с неграмотностью пациента, незнанием норм, правил языка.
Диагностика расстройства включает:
- изучение, анализ письменных работ;
- исследование устной, письменной речи по отдельной технологии.
По степени выраженности нарушений письма различают дисграфию, аграфию. В первом случае письмо функционирует, но искажено. Аграфия характеризуется полной неспособностью освоить письменную речь. Так как письмо, чтение связаны тесно, дисграфия, как правило, часто сопровождается расстройством чтения — дислексией, алексией.
При этом почерк часто неразборчивый, неровный. Ребенок проявляет много усилий, но пишет медленно. В речи такие дети часто не могут строить длинные предложения, поэтому отмалчиваются, говорят кратко.
Дисграфия у ребенка не проходит самостоятельно и очень препятствует дальнейшему обучению. Часто она проявляется не только вместе с проблемами чтения, но и нарушением различных других функций. Не работая над устранением данной проблемы, овладеть школьной программой практически невозможно даже на базовом уровне.
Классификация
С учетом особенностей нарушения различают пять форм дисграфии:
- Артикулярно-акустическая. Появляется на фоне неправильного звукопроизношения. Ребенок слова пишет так, как произносит (например не «рыба», а «лыба»).
- Акустическая. Характеризуется заменой звуков похожих по звучанию (например «д-т», «ж-ш»).
- Аграмматическая. Характеризуется проблемами с согласованием слов, но происходит это в письменной речи, тогда как говорит ребенок правильно. Может не учитываться род, падеж (например «добрая папа»). Стоит отметить, что данный вид часто обнаруживается тогда, когда учащиеся начинают изучать падежи.
- Оптическая. Возникает в результате проблем зрительного анализа, когда ребенок не воспринимает отличия между буквами (например путает «ц» и «щ», «р» и «ь»).
- Нарушения языкового анализа, синтеза. В таком случае окончания слов не дописываются, предлоги пишутся слитно, а приставки отдельно (например «при ходить» вместо «приходить»). Ребенок может пропускать буквы, слоги, менять местами, повторять.
Также различают специфическую дисграфию и неспецифическое нарушение письменной речи, связанное с педагогическими, социально-психологическими факторами.
Кроме основных форм диагностируют и смешанные, они на практике встречаются довольно часто.
Механизм дисграфии
Письмо – многоуровневый, сложный процесс. В его реализации участвуют многие анализаторы: речедвигательный, зрительный, речеслуховой, двигательный и другие. Залогом успешного освоения навыками письма является достаточный уровень развития речи. Но в отличие от устной речи, письмо развивается только при целенаправленном обучении. Чтобы разобраться с тем как лечить дисграфию, нужно вначале понять сущность проблемы.
Согласно современным представлениям, патогенез расстройства связан с несвоевременным формированием латерализации функций головного мозга. В норме данные процессы должны завершиться к началу обучения. При проблемах в освоении письма наблюдается несформированностьпамяти, мышления, восприятия, эмоционально-волевой сферы, оптико-пространственного представления, слогового анализа, синтеза, фонематических процессов и других.
Ребенку сложно установить последовательность деталей письма. Это может выражаться в замедлении скорости или неграмотном, но довольно быстром письме. Нарушение может возникать из-за неспособности быстро обрабатывать зрительную информацию. Ребенку трудно запомнить, а после воспроизвести информацию на бумаге. Если он на слух не отличает некоторые буквы, часто возникает путаница в написании.
Дисграфия имеет сложный механизм, так как письменная речь – многоуровневый процесс с участием различных анализаторов, взаимодействие между которыми отвечает за письменные навыки. Поэтому заболевание часто сопровождает нарушением мышления, памяти, слогового анализа, восприятия пространства.
Коррекция и лечение
В большинстве случаях о наличии проблемы родителям сообщает учитель, он уже имеет опыт в работе с подобными детьми. Но что делать дальше и как провести лечение дисграфии? Родителям нужно обратиться к логопеду, психоневрологу. Основная работа проводится с логопедом. Он развивает два полушария, учит произносить, различать, записывать звуки. Психоневролог выявит другие нарушения (при их наличии) и назначит соответствующее лечение.
Грамотная коррекция дисграфии – это, в первую очередь, совместная работа учителей, родителей и логопеда. Врачи советуют действовать слаженно и сообща. Самостоятельно родителям сложно справиться с данной проблемой.
Лечение дисграфии состоит из ряда мероприятий:
- устранение нарушений произношения звуков;
- развитие фонематических процессов;
- развитие лексики;
- развитие грамматики;
- развитие связной речи;
- развитие других функций.
Если наблюдаются проблемы в произношении, то работа начинается с исправлений нарушений устной речи. Занятия проходят у логопеда по разработанной системе.
Используют речевые игры, специальные азбуки для складывания, выделения графических элементов слов, наглядные материалы, которые помогают детям лучше запомнить очертания букв.
Для успешного результата применяют специальные упражнения. Существуют проверенные методики, направленные на коррекцию дисграфии.
Особенности заболевания
Дисграфия – не самостоятельная болезнь. Она часто возникает на фоне патологий невротического характера, двигательного аппарата, нарушений слуха, зрительного анализатора.
Можно ли предупредить заболевание – спорный вопрос. Многие специалисты утверждают, что профилактика невозможна, так как современная медицина не дает четкого понимания причины дисграфии. А вот выявление риска возникновения дисграфии на ранних сроках позволяет облегчить борьбу с заболеванием.
К группе риска относятся дети со всевозможными нарушениями речи, воспроизведением звуков, задержкой психического развития, переученные левши, дети из двуязычных семей, с проблемами концентрации внимания, памяти. Своевременное обращение к логопеду позволяет на ранних стадиях выявить возможные причины дисграфии и начать своевременную коррекцию.
О чем стоит помнить родителям
Не стоит ребенка ругать за ошибки и по несколько раз заставлять переписывать текст. Такими действиями вы привьете малышу неуверенность и отобьете у него желание заниматься письмом, чтением. Хвалите ребенка за успехи, но не перехваливайте. Не нужно показывать свою озабоченность проблемой, иначе у него может возникнуть чувство неполноценности.
Однако стоит отметить что, несмотря на кажущую простоту и доступность методик, заниматься с ребенком самому без регулярных консультаций специалиста неразумно. Это может привести к потере времени и незначительным результатам. При таком нарушении у детей в качестве замещения дефекта может быть хорошо развита зрительная память. Таким детям не нужно предлагать делать упражнения на поиски допущенных ошибок. Это для ребенка – «медвежья услуга».
Диктанты стоит писать медленно, проговаривая все буквы, знаки препинания перед началом работы, во время письма.
Предупреждение дисграфии
Если ребенок, зная правила, не может воспользоваться знаниями на письме, стоит незамедлительно обратиться к логопеду, пройти дополнительное обследование. Логопед определит вид, особенности протекания патологии, а затем предложит методы по устранению заболевания. Это нелегкий, но вполне преодолимый путь, во время которого понадобится терпение, настойчивость для решения проблемы.
Дисграфия, дислексия не возникают на пустом месте. Желательно работу по предупреждению патологии проводить в дошкольном возрасте, а не когда у ребенка возникнет серьезная проблема с правописанием, грамматикой. Рекомендуем просмотреть видео детского нейропсихолога, который подробно описывает данную проблему:
Для профилактики следует развивать определенные навыки до начала обучения. К ним относятся внимательность, пространственное восприятие, слуховая, зрительная память, словарный запас и другие.
Отвечая на вопрос, что это такое дисграфия, можно утверждать, что это специфическое нарушение, которое поддается лечению. С ним можно и нужно работать!
Надеемся, теперь вы знаете что такое дисграфия, какие основные симптомы дисграфии и как с нею бороться.
Дисграфия: больше, чем просто плохой почерк
Дисграфия — нарушение обучаемости, которое влияет на письмо.
Письмо — непростой навык. Это не только требует способности организовывать и выражать идеи в уме. Это также требует умения задействовать мускулы рук и пальцев, чтобы буква за буквой формировать эти идеи на бумаге.
Эксперты говорят, что учителя и родители должны подозревать дисграфию, если почерк ребенка необычно трудно читать. Буквы могут иметь неправильный размер или расстояние между ними.Заглавные буквы могут быть не в том месте. Рука, тело или бумага ребенка могут быть в странном положении. Все это может быть признаком дисграфии. Проблемы с орфографией также могут быть связаны с расстройством.
У многих людей плохой почерк, но дисграфия более серьезна. Дисиграфия — это неврологическое заболевание, которое обычно возникает, когда дети только учатся писать. Написание от руки может быть физически болезненным для людей, у которых оно есть. Есть разные виды дисграфии. И это может появиться с другими трудностями в обучении, особенно связанными с языком.
Эксперты не уверены, в чем причина. Но они говорят, что раннее лечение может помочь предотвратить или уменьшить многие проблемы. Например, специальные упражнения могут увеличить силу рук и улучшить мышечную память. Это тренирует мышцы запоминать формы букв и цифр.
Дети могут попробовать письменные принадлежности, например толстый карандаш, и посмотреть, поможет ли это. Школы также могут предоставить простые меры, такие как дополнительное время для выполнения письменных заданий или помощь делопроизводителя.Учителя могут предлагать учащимся с дисграфией проходить тесты, произнося ответы на диктофон или печатать свою работу вместо того, чтобы писать ее.
Дети с дисграфией могли бы избежать проблем с почерком, используя компьютер. Тем не менее эксперты говорят, что они все еще могут извлечь пользу из специальных инструкций, которые помогут им систематизировать свои мысли и воплотить их в письменной форме. Такие навыки становятся более важными, когда дети становятся старше, и учеба становится все труднее.
.
Почему это происходит и как это остановить
Перейти к основному содержанию
- Проверьте свои симптомы
- Найти доктора
- Найти стоматолога
- Подключиться к Care
- Найдите самые низкие цены на лекарства
- Здравоохранение
А-Я
Здоровье от А до ЯОбщие условия
- ADD / ADHD
- Аллергии
- Артрит
- Рак
- Коронавирус (COVID-19)
- Депрессия
- Сахарный диабет
- Здоровье глаз
- Сердечное заболевание
- Заболевание легких
- Ортопедия
- Управление болью
- Сексуальные условия
- Проблемы с кожей
- Нарушения сна
- Посмотреть все
Ресурсы
- Проверка симптомов
- WebMD блоги
- Подкасты
- Доски объявлений
- Вопросы и Ответы
- Страхование
- Найти доктора
- Условия для детей от А до Я
- Операции и процедуры от А до Я
- Избранные темы
- Проверка симптомов
COVID-19: проверьте свои симптомы сейчас
- Слайд-шоу
Получите помощь при мигрени
- Лекарства и добавки
.
Пособие для родителей по пониманию дисграфии и помощи детям с дисграфией от Натана Дж. Гиффорда
Если вы готовы узнать все о дисграфии, неспособности к обучению, влияющей на навыки письма, мелкую моторику и навыки обработки информации, то эта книга предназначена для ты!
Только сегодня получите это невероятно полезное руководство всего за 2,99 доллара. Обычная цена 4,99 доллара. Читайте на своем ПК, Mac, смартфоне, планшете или устройстве Kindle.
Дисграфия — это нарушение обучаемости, влияющее на
Если вы готовы узнать все о дисграфии, нарушении обучаемости, влияющем на навыки письма, мелкую моторику и навыки обработки информации, то эта книга для вас!
Только сегодня получите это невероятно полезное руководство всего за 2 доллара.99. Обычная цена 4,99 доллара. Читайте на своем ПК, Mac, смартфоне, планшете или устройстве Kindle.
Дисграфия — это нарушение обучаемости, которое влияет на способность к письму, мелкую моторику и навыки обработки информации. Эта конкретная инвалидность может проявляться по-разному у людей любого возраста. Во всех случаях дисграфии письмо требует большого количества энергии и внимания. К сожалению, многие родители игнорируют потенциальные признаки того, что их ребенок неспособен к обучению, предпочитая оставаться в отрицании.Однако гораздо опаснее игнорировать знаки, чем смотреть им прямо в глаза, особенно потому, что для преодоления такого трудного препятствия в жизни вашего ребенка потребуется терпение, понимание, дисциплина и высокий уровень поддержки. Эта книга призвана помочь вам продвигаться вперед в определении и удовлетворении потребностей вашего ребенка в обучении, шаг за шагом.
Вот предварительный обзор того, что вы узнаете …
Определение дисграфии и определение трех типов дисграфии
Разоблачение распространенных заблуждений о дисграфии
Диагностика дисграфии
Инвалидность наряду с дисграфией
Лечение дисграфии
Дисграфия и ее эмоциональное воздействие
Работа с педагогами
Гораздо больше!
Загрузите свою копию сегодня!
Теги: нарушения обучаемости, нарушение обучаемости, нарушение чтения, нарушение обучаемости, трудности в обучении, нарушение обучаемости, дислексия письма, письменная дислексия, дисграфия, невербальное нарушение обучаемости, симптомы дисграфии, что такое дисграфия, лечение дисграфии, дисграфия, тестирование на дисграфию
.
Как лучше всего воспитывать моего ребенка?
Одна из ваших задач как родителя — научить ребенка вести себя. Это работа, требующая времени и терпения. Но это помогает изучить эффективные и здоровые стратегии дисциплины.
Вот несколько советов Американской академии педиатрии (AAP) о том, как лучше всего помочь вашему ребенку научиться приемлемому поведению по мере роста.
10 эффективных стратегий здоровой дисциплины
AAP рекомендует позитивные стратегии дисциплины, которые эффективно учат детей управлять своим поведением и уберечь их от вреда, одновременно способствуя здоровому развитию.К ним относятся:
Покажи и расскажи. Научите детей добру от зла с помощью спокойных слов и действий. Образцовое поведение, которое вы хотели бы видеть в своих детях.
Установить пределы. Установите четкие и последовательные правила, которым могут следовать ваши дети. Обязательно объясните эти правила в понятной для них форме, соответствующей их возрасту.
Приведите последствия. Спокойно и твердо объясните последствия, если они не будут себя вести.Например, скажите ей, что если она не заберет свои игрушки, вы отложите их на остаток дня. Будьте готовы выполнить все сразу. Не сдавайтесь, возвращая их через несколько минут. Но помните, никогда не забирайте то, что действительно нужно вашему ребенку, например еду.
Выслушайте их. Слушать важно. Дайте ребенку закончить рассказ, прежде чем помогать решать проблему. Следите за временами, когда у плохого поведения есть закономерности, например, если ваш ребенок ревнует.Поговорите с ребенком об этом, а не просто сообщайте о последствиях.
Уделите им внимание. Самый мощный инструмент эффективной дисциплины — это внимание, которое укрепляет хорошее поведение и препятствует другим. Помните, все дети хотят внимания родителей.
Поймай их хорошими. Детям нужно знать, когда они делают что-то плохое, а когда — хорошее. Обращайте внимание на хорошее поведение и указывайте на него, хваля успехи и удачные попытки.Будьте конкретны (например,
«Вау, вы хорошо поработали, убрав эту игрушку!» ).Знайте, когда не нужно отвечать. Пока ваш ребенок не занимается чем-то опасным и получает много внимания за хорошее поведение, игнорирование плохого поведения может быть эффективным способом его остановить. Игнорирование плохого поведения также может научить детей естественным последствиям своих действий. Например, если ваш ребенок намеренно роняет печенье, у него скоро не останется печенья.Если она бросит и сломает игрушку, она не сможет с ней играть. Вскоре она научится не ронять печенье и осторожно играть со своими игрушками.
Будьте готовы к неприятностям . Заранее планируйте ситуации, когда у вашего ребенка могут возникнуть проблемы с поведением. Подготовьте их к предстоящим занятиям и к тому, как вы хотите, чтобы они вели себя.
Плохое поведение перенаправления. Иногда дети плохо себя ведут, потому что им скучно или они не знают ничего лучшего.Найдите для своего ребенка что-нибудь еще.
Вызов тайм-аута . А
тайм-аут может быть особенно полезен при нарушении определенного правила. Этот инструмент дисциплины работает лучше всего, предупреждая детей, что у них будет перерыв, если они не остановятся, напоминая им, что они сделали не так, как можно меньшим количеством слов ― и с минимальными эмоциями ―, и удаляя их из ситуации на некоторое время. -установленная продолжительность времени (1 минута на год — хорошее практическое правило).С детьми, которым исполнилось 3 года, вы можете попробовать разрешить их детям самостоятельно устанавливать тайм-аут, а не устанавливать таймер. Вы можете просто сказать
«Сделайте перерыв и вернитесь, когда почувствуете, что готовы и все под контролем». Эта стратегия, которая может помочь ребенку научиться и практиковать навыки самоуправления, также хорошо работает для детей старшего возраста и подростков.
Учитесь на ошибках, включая свои собственные
Помните, что как родитель вы можете дать себе тайм-аут, если чувствуете, что вышли из-под контроля.Просто убедитесь, что ваш ребенок находится в безопасном месте, а затем дайте себе несколько минут, чтобы сделать несколько глубоких вдохов, расслабиться или позвонить другу. Когда вы почувствуете себя лучше, вернитесь к ребенку, обнимите друг друга и начните заново.
Если вы не справитесь с ситуацией с первого раза, постарайтесь не беспокоиться об этом. Подумайте, что вы могли бы сделать по-другому, и попробуйте сделать это в следующий раз. Если вы чувствуете, что совершили настоящую ошибку, подождите, пока остынет, извинитесь перед ребенком и объясните, как вы будете справляться с ситуацией в будущем.Обязательно сдержите свое обещание. Это дает вашему ребенку хорошую модель того, как оправляться от ошибок.
Советы по здоровой и эффективной дисциплине в зависимости от возраста / стадии
Младенцы |
|
---|---|
Малыши |
|
Дошкольный возраст |
|
Дети школьного возраста |
|
Подростки и подростки |
|
Дополнительная информация:
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
.