Динамика малых социальных групп: Глава 14 Динамика малых групп. Социальная психология

Содержание

Структура и динамика социальных групп.










ТОП 10:









Социальная группа – совокупность индивидов, имеющих общие интересы, групповые установки и ориентации. Она характеризуется нормативной регламентацией своей деятельности. Социальная группа означает совместную деятельность ее членов в рамках собственного пространственно-временного континиума (неразрывная связь деятельности, явлений, процессов во времени и пространстве). Основные элементы: Центральным элементом является деятельность группы и каждого ее члена, которая задается их местом в системе общественного разделения труда, связей и отношений. Деятельность определяется характером этой группы, кроме того, она является определяющим для межличностных отношений. Функциональная структурой групповой деятельности, вокруг которой строится деятельность: индивидуальная, межгрупповая. Можно выделить три основных классификации реальных социальных групп:1. по объему или числу входящих в них индивидов: большие и малые; 2. по происхождению: первичные и вторичные;3. по характеру организации: формальные и неформальные. Малая группа: немногочисленна по составу, члены объединены общей социальной деятельностью,находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и процессов. Минимум – 2-3 человека; максимум у всех по разному, максимум определяется потребностью совместной групповой деятельности. МГ как и общественные отношения, выступают в форме непосредственных личностных контактов. Первичная разновидность малой группы, главное отличие – она обеспечивает успешность вхождения индивида в другие группы, их социализацию. Вторичные, по своей сути, являются разновидностью большой группы (организация, социальный институт). Во вторичных группах отсутствует непосредственное взаимодействие членов. Основное отличие от первичной: она ориентирована на достижение целей, первичная же на установление взаимосвязи. Пример, группа студентов первична, институт вторичен. Формальные группы – им свойственно правило организации, и в них действуют запреты и дозволения, санкционированные обществом. В этой группе отношения оформлены и главная функция формальной группы обеспечить высокую упорядоченность и управляемость действий при достижение цели. В формальной группе на основании принятых норм четко распределены и заданы все позиции и роли ее членов. Пример, коллектив кафедры. Неформальная не имеет четкой нормативности. Поведение членов не регламентировано (это не означает отсутствие порядка или организованности). При определенных условиях неформальная группа может стать формальной, так как в ходе своей деятельности она может приобретать черты формальной группы (политические партии). В их взаимодействии есть особенность – вторая может образоваться внутри первой. Роль неформальной группы может быть как отрицательной, так и положительной, ее появление связано с появлением неформального лидера. Референтная группа – реальная или воображаемая социальная группа, которая выступает для индивида в качестве эталона, с которым он сопоставляет свое социальное положение, поведение и установки, может быть группа, в которую человек и входит, и он пытается усвоить все субкультурные признаки. Квазигруппы – спонтанные, неустойчивые группы. Виды:-аудитория-толпа-социальные круги, ингруппа – группа, к которой принадлежит индивид, аутгруппа – другая. Динамика группы – это социально-психологические процессы приводящие группу в определенные состояния посредством различных групповых механизмов и обеспечивающие ее формирование, функционирование и развитие. Представление о динамике группы предполагает рассмотрение следующих вопросов: групповые процессы; групповые состояния; групповые эффекты; уровни развития группы. Групповой процесс – это совокупность последовательных спонтанных или целенаправленных действий членов группы, направленных на достижение определенного результата деятельности. Групповые процессы совершаются под влиянием внутренних и внешних условий. Групповое состояние – это относительно статический момент динамики группы, характеризующийся устойчивостью, закрепленностью и повторяемостью действий и психических состояний членов группы, а также социально-психологических особенностей их взаимоотношений и взаимодействия. Групповые состояния возникают под действием групповых процессов и в определенной степени фиксируют момент завершенности того или иного процесса. Они также различаются по длительности интенсивности. Рассмотрим основные групповые процессы и состояния. Первый процесс: общение – это взаимный обмен между членами группы информацией, действиями, состояниями, личностным содержанием и пр. Второй процесс: консолидация – это согласование членами группы в ходе совместной деятельности целей, норм, средств и способов деятельности. Третье состояние: организованность — характеризуется четким распределением ролей и статусов в группе и соответственно наличием формальной и неформальной структуры. Четвертое состояние: активность – характеризуется способностью группы совершать общественно значимую деятельность и выражается в степени реализации физического и интеллектуального потенциала ее членов. Пятый процесс: адаптация – то взаимное приспособление членов группы друг к другу и к социальной и производственной среде.

 

 











17.Структурные характеристики малой группы

Малая
группа

– небольшое по размеру объединение
людей, связанных непосредственным
взаимодействием, основанном на выполнении
общей деятельности из заведомо
поставленной целью.

Ролевая
структура малой группы

– это совокупность связей и отношений
между индивидами, в зависимости от
распределения между ними групповых
ролей.В этой структуре особое значение
имеет распределение групповых ролей,
т. е. типичных способов поведения,
предписываемых, ожидаемых и реализуемых
участ­никами группового процесса.
Так, при анализе группового решения
задач выделяют­ся роли «генератора
идей», «критика», «мотиватора» и т. д.
При анализе деятельности психокоррекционных
групп выделяются роли «объединителя»,
«козла отпущения», «сектанта» и т. д. В
наиболее общем виде при анализе процесса
взаимодействия в группе выделяются
роли, связанные с решением задач, и роли,
связанные с оказани­ем поддержки
другим членам группы (табл. 21.1). Анализ
ролевой структуры малой группы позволяет
определить, какие именно ролевые функции
и в какой степени реализуются участниками
группового взаимодействия.

 При
анализе
процесса взаимодействия

в группе выделяются:
1) роли, связанные
с решением задач:
а) инициатор –
предлагает новые идеи и подходы к
проблемам и целям группы;
б) разработчик
– занимается проработкой идей и
предложений;
в) координатор –
координирует деятельность членов
группы;
г) контролер – контролирует
направление группы к поставленным
целям;
д) оценщик – оценивает работу
группы по существующим стандартам
выполнения поставленной задачи;
е)
погонщик – стимулирует группу;
2) роли,
связанные с оказанием поддержки другим
членам группы:
а) вдохновитель –
поддерживает начинания других;
б)
гармонизатор – служит посредником и
миротворцем в конфликтных ситуациях;
в)
диспетчер – способствует и регулирует
процессы общения;
г) нормировщик –
нормирует происходящие в группе
процессы;
д) ведомый – пассивно следует
за группой.

Анализ
ролевой структуры малой группы показывает,
какие роли выполняет каждый из участников
группового взаимодействия.

 Структура
социальной власти

и влияния в малой группе – это совокупность
связей между индивидами, в основе которой
лежит направленность и интенсивность
их взаимного влияния.

Слагаемые
структуры социальной власти:
1) роли
властвующих – выражаются в директивном
воздействии на статус и поведение
подчиненных;
2) роли подчиненных –
выражаются в повиновении и зависят от
ролей властвующих.

Основной
характеристикой структуры социальной
власти и влияния формальной группы
является официально закрепленная
система связей, лежащая в основе
руководства группой, неофициальной
группы – феномен лидерства.

18.Динамика малых групп

Социально-психологическое
исследование развития и динамики груп.

В
1939-х гг. появляется теория групповой динамики
(К. Левин). Это направление в микросоциологии
и социальной психологии, включающее
ряд дополняющих друг друга концепций,
объясняющих функционирование
малых социальных групп,
законы формирования и развития их
структуры, взаимоотношения индивидов
между собой в рамках группы,
а также взаимоотношения
групп
 с
другими группами и
социальными институтами.

Термин
«групповая динамика»

был впервые использован в 1939 г. немецким
ученым, представителем гештальтпсихологии
К.Левиным в США, куда он был вынужден
эмигрировать из нацистской Германии.
К. Левин впервые сформулировал вывод о
том, что в грyппах людей каждый член
признает свою зависимость от других
членов группы. По определению К. Левина,
групповая динамика – это дисциплина,
исследующая положительные и отрицательные
силы, которые действуют в данной группе.

Были
выведены два основных принципа
теории групповой динамики:

а)
малые группы могут
рассматриваться как целостные образования;

6)
законы, характеризующие процессы в
малых группах,
могут экстраполироваться на общество
в целом. 

Последний принцип является
достаточно спорным и не раз вызывал
дискуссии в связи с теоретическими
попытками провозгласить
малую группу микромоделью
общества, которой присущи все его
основные черты, процессы и противоречия.
Из отстаивания этого принципа следовало,
что все сколько-нибудь значимые
общественные проблемы могут быть решены
на уровне малых групп.
В таком случае, очевидно, что в
теориях групповой динамики
явно преувеличивается роль малой группы как
социального явления, как своеобразного
«сколка» общества. 

Школа
“групповой динамики” представляет
собой наиболее “психологическое”
направление исследований малых групп
и связана с именем Курта Левина.
Центральная идея его “теории поля”
состоит в том, что законы социального
поведения следует искать через познание
социальных и психологических сил, его
детерминирующих. Эта теория была развита
применительно к науке о группах. Важнейшим
методом анализа сил “психологического
поля” явилось создание в лабораторных
условиях групп с заданными характеристиками
и последующее изучение функционирования
таких групп. Совокупность этих исследований
получила название “групповой динамики”.
Практически весь набор проблем малой
группы был представлен в работах этого
направления, лидером которого, по праву,
считается Курт Левин (1890-1947). Заимствовав
из физики общее представление о “поле
сил”, из математики — понятия топологии,
он использовал их в социальной психологии
для обозначения психических явлений,
происходящих в группе людей: атмосфера,
взаимозависимость, дифференциация,
изменчивость и другие. Каждый
психологический феномен, по его мнению,
зависит от окружающей Среды и состояния
личности, влияние которых каждый раз
различно.

Под его руководством
были проведены исследования Р.Леппита
и Р.Уальта по изучению групповой атмосферы
и стилей руководства, изменения стандартов
группового поведения в процессе дискуссии
и др. К.Левин одним из первых изучал
феномен социальной власти (влияния) ,
внутригрупповые конфликты, динамику
групповой жизни.

Не утратили
актуальности и некоторые теоретические
представления Левина о группе как
«динамическом целом, обладающем
свойствами, отличными от свойств
составляющих его частей или суммы
последних». В соответствии с системными
воззрениями на групповой процесс он
полагал, что одним из отличительных
признаков группы является принцип
взаимозависимости ее членов.

Групповая динамика в малой группе и эффективность групповой деятельности.

Малая
группа –
немногочисленная по составу группа,
участники которой объединены общей
социальной деятельностью и находятся
в непосредственном личном общении, что
является основой для возникновения
эмоциональных отношений, групповых
норм и групповых процессов.

Малая группа
– это группа, реально действующая не в
вакууме, а в определенной системе
общественных отношений, она выступает
как субъект конкретного вида социальной
деятельности.

Представления
о числе членов малой группы колеблется
между двумя и семью.

В некоторых
исследованиях Я.
Морено
, автора
социометрической методики, рассчитанной
на применение в малых группах, упоминаются
группы и по тридцать – сорок человек,
когда речь идет о школьных классах.

Также
считается, что если группа задана в
системе общественных отношений в
каком-то конкретном размере и если он
достаточен для выполнения конкретной
деятельности, то именно этот предел и
можно принять в исследовании как верхний.

Допустимы
самые различные основания для классификации
малых групп: группы различаются по
времени их существования (долговременные
и кратковременные), по степени тесноты
контакта между членами, по способу
вхождения индивида и т. д.

Распространены
классификации деления малых групп на:

1) «первичные»
и «вторичные»;

2) «формальные»
и «неформальные»;

3) «группы
членства» и «референтные группы».

Деление
малых групп на первичные и вторичные было
предложено Ч. Кули, который вначале дал
просто описательное разделение первичной
группы, назвав такие составляющие, как
семья, группа друзей, группа ближайших
соседей.

Позднее Ч.
Кули
 предложил
определенный признак, который позволил
бы определить характеристику первичных
групп, – непосредственность контактов.

Деление
групп на формальные и неформальные было
предложено Э.
Мэйо
.

Согласно
Э. Мэйо, формальная группа отличается
тем, что в ней четко заданы все позиции
ее членов, они предписаны групповыми
нормами.

В формальной
группе также строго распределены роли
всех членов группы в системе подчинения
так называемой структуре власти.

Внутри
формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще
неформальные группы, которые складываются
и возникают стихийно, где ни статусы,
ни роли не предписаны, где заданной
системы взаимоотношений по вертикали
нет.

Неформальная
группа может создаваться внутри
формальной.

Но неформальная
группа может возникать и сама по себе,
не внутри формальной группы, а вне ее.

Существуют
также понятия формальной и неформальной
структуры группы, тогда различаются не
группы, а тип, характер отношений внутри
них.

Классификация
групп на группы
членства и референтные
группы была
введена Г.
Хайменом
, которому
принадлежит открытие самого феномена
референтной группы.

В экспериментах
Г. Хаймена было показано, что часть
членов малых групп разделяет нормы
поведения, принятые не в этой группе, а
в какой-то иной, на которую они
ориентируются.

Те группы,
в которые индивиды не включены реально,
но нормы которых они принимают, Г. Хаймен
назвал референтными группами.

Выделяют
три основных направления в исследовании
малых групп:

1) социометрическое;

2) социологическое;

3) школа
«групповой динамики».

Американский
психолог Д.
Морено
, рассматривая
совокупность эмоциональных предпочтений
членов группы, разработал теорию
социометрии.

Социометрия –
это и психологическая теория общения
и внутригрупповых отношений, и одновременно
метод, применяемый для оценки межличностных
отношений.

Д. Морено
полагал, что психологическая комфортность
и психическое здоровье человека зависят
от его положения в неформальной структуре
отношений в малой группе.

Социометрическая
структура группы – совокупность
соподчиненных позиций членов группы в
системе межличностных отношений.

Она
определяется анализом важнейших
социометрических характеристик группы:
социометрического статуса ее членов,
взаимности эмоциональных предпочтений,
наличия устойчивых групп межличностного
предпочтения, характера отвержений в
группе.

Каждый
индивид в группе имеет свой социометрический
статус, который может
быть определен при анализе суммы
предпочтений и отвержений, получаемых
от других членов.

Совокупность
всех статусов задает статусную иерархию
в группе.

Самыми
высокостатусными являются социометрические
звезды –
члены группы, имеющие максимальное
количество положительных выборов при
небольшом количестве отрицательных
выборов.

Далее
идут высокостатусные, среднестатусные и низкостатусные члены
группы, определяемые по числу положительных
выборов и не имеющие большого числа
отрицательных.

На более
низкой ступени межгрупповых отношений
находятся изолированные –
субъекты, у которых отсутствуют любые
выборы, как положительные, так и
отрицательные.

Далее
идут отверженные –
такие члены группы, которые имеют большое
количество отрицательных выборов и
малое количество предпочтений.

На последней
ступени социальных предпочтений пренебрегаемые,
или изгои –
члены группы, не имеющие ни одного
положительного выбора при наличии
отрицательных.

Социометрическая
звезда, как правило, не является лидером,
поскольку лидерство связано с
вмешательством в процесс действия, а
социометрический статус определяется
чувствами.

Высокостатусные,
среднестатусные и низкостатусные члены
группы составляют обычно ее большинство.

К.
Левин
 доказал,
что негативное отношение к человеку в
группе является более благоприятным
социальный фактором, чем отсутствие
всякого отношения.

Знание
социометрического статуса не дает
полной информации о положении человека
в системе межличностных отношений.

Необходимо
знать, является ли выбор субъекта
взаимным. Взаимность
эмоциональных предпочтений членов
группы выступает важной качественной
характеристикой самой группы.

Чем больше
взаимных выборов имеет член группы, тем
более стабильным и благоприятным
является его положение в системе
межличностных отношений.

Если в
группе мало взаимных выборов, то можно
сделать вывод о неблагополучии ее
интегральных психологических
характеристик.

Социологическое
направление в изучении малых групп
связано с традицией, которая была
заложена в экспериментах Э. Мэйо.

Суть их в
следующем.

Компания
«Вестерн Электрик» столкнулась с фактом
понижения производительности труда
сборщиц реле.

Исследования
не привели к удовлетворительному
объяснению причин.

В 1928 г.
был приглашен Э. Мэйо, который и поставил
свой эксперимент, первоначально имеющий
целью выяснить влияние на производительность
труда такого фактора, как освещенность
рабочего помещения.

Эксперименты
в Хоторне длились с 1924 по 1936 г.

В выделенных
Э. Мэйо экспериментальной и контрольной
группах были введены различные условия
труда: в экспериментальной группе
освещенность увеличивалась и обозначался
рост производительности труда, в
контрольной группе при неизменной
освещенности производительность труда
не росла.

На следующем
этапе новый прирост освещенности в
экспериментальной группе дал новый
рост производительности труда; но и в
контрольной группе – при неизменной
освещенности – производительность
труда также возросла.

На третьем
этапе в экспериментальной группе были
отменены улучшения освещенности, а
производительность труда продолжала
расти; то же произошло на этом этапе и
в контрольной группе.

Результаты
заставили Э. Мэйо модифицировать
эксперимент и провести несколько
добавочных исследований: теперь
изменялась не только освещенность, но
более широкий круг условий труда
(помещение шести работниц в отдельную
комнату, улучшение оплаты труда, введение
дополнительных перерывов и т. д.).

При введении
этих новшеств производительность труда
повышалась, но, когда нововведения были
отменены, она, хотя и несколько снизилась,
осталась на уровне более высоком, чем
первоначальный.

Э. Мэйо
предположил, что в эксперименте проявляет
себя еще какая-то переменная, и посчитал
такой переменной сам факт участия
работниц в эксперименте: осознание
важности происходящего, своего участия
в каком-то мероприятии привело к большему
включению в производственный процесс
и росту производительности труда даже
в тех случаях, когда отсутствовали
объективные улучшения.

Э. Мэйо
истолковал это как проявление особого
чувства социабильности –
потребности ощущать себя принадлежащим
к какой-то группе.

Второй
линией интерпретации значилась идея о
существовании внутри рабочих бригад
особых неформальных отношений, которые
как раз и обозначились.

Мэйо сделал
вывод не только о наличии наряду с
формальной еще и неформальной структуры
в бригадах, но и о значении последней,
в частности о возможности использования
ее как фактора воздействия на бригаду
в интересах компании.

Впоследствии
на основании этих рекомендаций возникла
особая доктрина человеческих отношений,
превратившаяся в официальную программу
управления.

Теоретическое
значение открытий Э. Мэйо состоит в
получении нового факта – существования
в малой группе двух типов структур,
положившего начало новому направлению
в исследовании малых групп, связанному
с анализом каждого из двух типов групповых
структур.

Школа
«групповой динамики» связана с именем К.
Левина
.

Американский
период деятельности К. Левина после
эмиграции из Германии начался с создания
в Массачусетском технологическом
институте специального центра изучения
групповой динамики.

Направление
исследований в этом центре опиралось
на создание К. Левиным теории поля.

Ее главное
положение – идея взаимодействия индивида
и окружения (среды), где значение
приобретает структура, в которой
совершается поведение, ее К. Левин назвал
полем.

Она охватывает
в нераздельности мотивационные
устремления (намерения) индивида и
существующие вне индивида субъекты его
устремлений.

Центральная
идея теории поля состоит в том, что
причины социального поведения следует
искать через познание психологических
и социальных сил, его детерминирующих.

Важнейшим
методом анализа психологического поля
явилось создание в лабораторных условиях
групп с определенными характеристиками
и последующее изучение функционирования
этих групп.

Вся
совокупность этих исследований носила
название групповой динамики.

Основная
проблематика сводилась к следующему:

1) какова
природа групп;

2) каковы
условия их формирования;

3) какова
их взаимосвязь с индивидами и с другими
группами;

4) каковы
условия их успешного функционирования.

Большое
внимание было также уделено проблемам
образования характеристик группы:
нормам, сплоченности, соотношению
индивидуальных мотивов и групповых
целей, лидерству в группах.

Другая идея
К. Левина – идея валентности. Этим
понятием К. Левин объяснял направленность
индивида в жизненном пространстве:
позитивная валентность обеспечивает
устремление индивида в определенный
район силового поля, негативная
валентность – движение в противоположную
от него сторону.

Отвечая на
главный вопрос, какие потребности
двигают социальным поведением людей,
«групповая динамика» пристально
исследовала проблему внутригрупповых
конфликтов, сопоставляла эффективность
групповой деятельности в условиях
кооперации и конкуренции, способы
вынесения групповых решений.

Практически
весь набор проблем малой группы был
представлен в работах этого направления.

«Групповая
динамика» оказала большое влияние на
последующее развитие социально-психологической
мысли.

В рамках
этого направления были высказаны важные
идеи относительно групповых процессов,
тщательно исследованы некоторые из
них, разработаны методики, сохраняющие
свое значение до сих пор.

С другой
стороны, теоретический контекст
конструкции теории поля является в
значительной мере устаревшим.

В большей
степени, чем в случае какой-либо другой
области социальной психологии,
отбрасывание теоретической концепции
К. Левина сочетается с полным или почти
полным принятием созданных им методик.

Они работают
и в других теоретических рамках.

Не полностью
решена еще задача выявления степени их
допустимого принятия в русле новой
теоретической схемы.

Вопрос 26. Основные признаки, функции и структура малой группы. Совместимость и сплоченность группы. Динамика развития малой группы.

Малая группа– объединение
небольшого количества людей, у которых
есть единое связующее для всех участников
звено, имеются какие-либо общие социальные
связи и совместная деятельность. Такие
совокупности формируются в каждом
коллективе. Малые группы – важнейший
элемент социализации индивида, подготовки
его к жизни в обществе.

Основные признаки малой группы:

  • Регулярные встречи участников;

  • Формирование единой цели, задач;

  • Общая деятельность;

  • Наличие структуры, определение лидера,
    руководителя;

  • Определение роли и сферы деятельности
    каждого участника;

  • Формирование внутренних межличностных
    отношений в группе;

  • Образование правил, традиций, норм
    внутри малой группы.

Малые группы выполняют важные функции
как в развитии и становлении индивида,
так и коллектива в целом. Психологи
выделяют следующие функции, которые
являются идентичными, независимо от
того, какие виды малых социальных групп
существуют в конкретном объединении
людей:

  1. Социализация личности. Начиная с самого
    младшего возраста человек учится
    взаимодействовать с окружающими людьми,
    формируются предпочтения и взгляды,
    характер, место в социуме.

  1. Экспрессивная функция заключается в
    определении конкретного индивида в
    малой группе, его места в ней. Таким
    образом формируется уровень самооценки,
    личностные профессиональные качества,
    реализовывается необходимость человека
    в поощрении и одобрении.

  1. Инструментальная функция позволяет
    индивидууму осуществлять выбранную
    деятельность.

  1. Функция психологической помощи
    заключается в оказании поддержки
    участникам во время преодоления
    жизненных и профессиональных трудностей.
    Были проведены исследования, которые
    показали, что участники малых групп
    обращаются за помощью к соратникам
    даже чаще, чем к родственникам. Объяснить
    такое явление можно тем, что индивид
    не желает травмировать и нагружать
    своими проблемами близких людей. В то
    время как участники небольшого коллектива
    могут выслушать, дать совет, но не
    принимать близко к сердцу информацию,
    оставляя нетронутым личное пространство
    индивида

Структурамалой группы – совокупность
связей, складывающихся в ней между
индивидами.

В социальной психологии имеются различные
подходы к пониманию структуры малой
группы. Вот некоторые из них:

  • Социометрическая структура малой
    группы – это совокупность связей и
    отношений между ее членами, основанных
    на взаимных предпочтениях и отвержениях,
    известных по результатам социометрического
    теста Д. Морено. Социометрическая
    структура группы строится на эмоциональных
    отношениях симпатиях и антипатиях,
    феноменах межличностной привлекательности
    и популярности.

  • Коммуникативная структура малой группы
    – это совокупность связей между ее
    членами, в системах информационных
    потоков, циркулирующих в группе.

  • Ролевая структура малой группы – это
    совокупность связей и отношений между
    индивидами, в зависимости от распределения
    между ними групповых ролей.

  • Структура социальной власти и влияния
    в малой группе – это совокупность
    связей между индивидами, в основе
    которой лежит направленность и
    интенсивность их взаимного влияния.

Слагаемые структуры социальной власти:

1) роли властвующих – выражаются в
директивном воздействии на статус и
поведение подчиненных;

2) роли подчиненных – выражаются в
повиновении и зависят от ролей властвующих.

Основной характеристикой структуры
социальной власти и влияния формальной
группы является официально закрепленная
система связей, лежащая в основе
руководства группой, неофициальной
группы – феномен лидерства.

Имеются два вида совместимостив
малой группе:

  1. Психофизиологическую совместимость
    определяют индивидуальный темп работы,
    зависящий от особенности темперамента;
    степень физического развития и
    выносливости; устойчивость качества
    деятельности в напряженной обстановке;
    уровень профессиональных способностей
    и подготовленности, натренированность
    двигательных навыков и умений.

  1. Социально-психологическая совместимость
    включает общность интересов, потребностей,
    мотивации поступков, отношения к
    деятельности, товарищам и жизни; сходство
    моральных и деловых качеств, определенных
    особенностей характера (честолюбия,
    стремления к истине и др.), общекультурного
    и интеллектуального развития. Она
    подразумевает совпадение личных
    интересов каждого с коллективными;
    совпадение самооценки с оценкой
    руководителя и других членов коллектива;
    притязания на определенную роль и
    принятие этой роли остальными. Проявляется
    это в отношении к товарищам, в понимании
    их мыслей, поступков, их отношения к
    себе, взаимоуважении, доверии, уверенности
    друг в друге, готовности оказать помощь
    товарищу, руководителю, не считаясь с
    собственными интересами.

Групповая динамика– процесс,
посредством которого взаимодействие
между конкретными индивидами уменьшает
напряжение между ними, приводит к
взаимному удовлетворению.

В концепции Л.И. Уманского поэтапное
развитие группы представляется как
последовательная смена стадий,
характеризующихся качественными
различиями таких параметров, как
направленность, организованность,
подготовленность, интеллектуальная,
эмоциональная и волевая коммуникативность.

Целостными характеристиками группы
выступают также сплоченность, микроклимат,
референтность, лидерство, интрогрупповая
и интергрупповая активность. Развитие
группы происходит в континууме, «высшую
точку» которого занимает коллектив —
реальная контактная группа, отличающаяся
организованностью, подготовленностью
и психологической коммуникативностью,
а «низшую точку» этого развития
представляет только что сформированная
группа-конгломерат. В процессе развития
группы автор выделяет ключевые точки
(стадии):

• номинальная группа, характеризующаяся
внешним формальным объединением вокруг
предписанных социальных задач;

• группа — ассоциация, характеризующаяся
начальной межличностной интеграцией
ее членов;

• группа — кооперация, в которой
происходит взаимная интеграция в
межличностных и деловых отношениях;

• группа — автономия, обладающая высоким
внутренним единством по всем параметрам
внутригрупповой активности.

Основные направления изучения малых групп в социальной психологии. Социометрическое, социологическое и школа групповой динамики

В истории развития социальной психологии можно выделить три основных направления исследования малых групп: социометрическое; социологическое; школа «групповой динамики».

Социометрическое направление развивалось в исследованиях Дж. Морено. Он выделял в обществе две структуры отношений: макроструктуру (участие индивидов в различных сферах жизнедеятельности) и микроструктуру (психологические отношения с окружающими людьми). Несовпадения в этих структурах порождают напряженность и конфликты, поэтому их необходимо привести в соответствие.

В рамках этого направления изучение малых групп сводилось лишь к исследованию межличностных отношений, эмоциональных контактов между членами группы. Социометрия выступала в качестве основного (иногда единственного) метода исследования. Анализ направления показывает, что остается вне изучения совместная деятельность малых групп. Кроме того, социометрия не отвечает на вопрос о мотивах выбора.

Понятие «Социометрии» возникло в конце 19 века в связи с описанием системы возможных способов измерения социального влияния отдельных групп на другие. Дж. Морено считал, что социометрия – общая теория функционирования социальных групп, социометрия позволяет определить изменения социальных отношений, данный метод ориентируется на средства точных наук, в частности, математики, с активным привлечением экспериментальных техник. Результаты социометрии представлены в виде количественных и качественных характеристик.



Объект социометрической теории – реально функционирующие малые социальные группы, которые имеют достаточный опыт совместной, групповой жизнедеятельности.

Предметом данного метода являются непосредственно эмоциональные взаимоотношения людей в рамках групп, это может быть симпатии, неприязнь, безразличие.

Социологическое направление связано с экспериментами Э. Мэйо. Суть экспериментов заключалась в задаче повышения производительности труда сборщиц реле компании Вестерн Электрик в Хоторне. Эксперименты длились с 1924 по 1936 гг., проходили в три этапа, выделялись экспериментальная и контрольная группы.

На первом этапе увеличивалась освещенность в экспериментальной группе, что дало прирост производительности труда, в контрольной – все осталось без изменения. На втором этапе при тех же условиях производительность труда возросла в обеих группах. На третьем – в экспериментальной группе были отменены условия освещенности, а производительность труда продолжала расти и в экспериментальной, и в контрольной группах. Далее изменялся более широкий круг условий труда. Результаты были схожими. Общий вывод: участие в эксперименте повышало значимость работниц, что и приводило к росту производительности труда. Э. Мэйо ввел понятие чувство социобильности – потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то группе.


Школа «групповой динамики» связана с именем К. Левина. К. Левин создал теорию поля. Ее суть: законы социального поведения выявляются через познание психологических и социальных сил, его детерминирующих (В = f (P, E), поведение = функция человека и среды). Важнейший метод анализа психологического поля – создание в лабораторных условиях групп с заданными характеристиками и изучение их функционирования. В рамках направления исследовались групповые конфликты, способы принятия групповых решений, разработаны оригинальные методики.

Школа «групповой динамики» представляет собой наиболее «психологическое» направление исследований малых групп и связана с именем К. Левина. Американский период деятельности Левина после эмиграции из фашистской Германии начался с создания в Массачусетсском технологическом институте специального Центра изучения групповой динамики (позже был перенесен в Мичиганский университет, где существует до сих пор).

Основная проблематика сводилась к следующему: какова природа групп, каковы условия их формирования, какова их взаимосвязь с индивидами и с другими группами, каковы условия их успешного функционирования. Большое внимание было также уделено проблемам образования таких характеристик группы, как нормы, сплоченность, соотношение индивидуальных мотивов и групповых целей, наконец, лидерство в группах. Отвечая на главный вопрос о том, какие потребности двигают социальным поведением людей, «групповая динамика» пристально исследовала проблему внутригрупповых конфликтов, сопоставляла эффективность групповой деятельности в условиях кооперации и конкуренции, способы вынесения групповых решений.

88. Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.

Проблема малой
группы является наиболее разработанной
проблемой в социальной психологии.
Перед тем как дать определение малой
группы, рассмотрим историю ее исследования.
В самых ранних исследования в США в 20-е
гг. выяснялся вопрос о том, действует
ли индивид в одиночку лучше, чем в
присутствии других. Акцент делался
именно на факте простого присутствия
других, а в самой группе изучалось на
взаимодействие (интеракция) ее членов,
а факт их одновременного действия рядом
(коакция). Результаты исследования
показали, что в присутствии других людей
возрастает скорость, но ухудшается
качество действий индивида. Этот эффект
получил название социальной фацилитации,
сущность которого сводится к тому, что
присутствие других людей облегчает
действие одного, способствует им. В ряде
случаев, однако наблюдался противоположный
эффект – эффект социальной ингибиции
– торможение действий индивида под
влиянием присутствия других людей.

Второй этап
исследований знаменовал собой переход
от исследования коактных групп к
исследованию взаимодействия индивидов
в малой группе.

На третьем этапе
исследования малых групп начали выявлять
не только влияние групп на индивида, но
и характеристики группы. Совершенствовались
методы исследования группы.

Под малой
группой

понимается немногочисленная по составу
группа, члены которой объединены общей
социальной деятельностью и находятся
в непосредственном личном общении, что
является основой для возникновения
эмоциональных отношений, групповых
норм и групповых процессов.

При таком понимании
малая группа – это группа реально
существующая в определенной системе
общественных отношений, она выступает
как субъект конкретного вида социальной
деятельности. Это определение фиксирует
и специфический признак малой группы
– общественные отношения выступают
здесь в форме непосредственных личных
контактов, в которых реализуются
определенные общественные связи и
которые опосредованы совместной
деятельностью.

В литературе давно
идет дискуссия о нижнем и верхнем
пределах малой группы. В большинстве
исследованиях число членов малой группы
колебалось между 2 и 7 при модальном
числе два.

Неоднозначность
понятия малой группы породила и
неоднозначность классификаций
малых групп. Классификация
малых групп

В настоящее время
известно около пятидесяти различных
ос­нований классификации. Целесообразно
выбрать из них наиболее распространенные,
каковыми являются три классификации:
1) де­ление малых групп на «первичные»
и «вторичные», 2) деление их на «формальные»
«неформальные», 3) деление на «группы
членст­ва» и «референтные группы».
Как видно, каждая из этих трех клас­сификаций
задает некоторую дихотомию.

1.
Деление малых групп на первичные
и вторичные
впервые
было предложено Ч. Кули, который вначале
дал просто описательное определение
первичной группы, назвав такие группы,
как семья, группа друзей, группа ближайших
соседей. Позднее Кули предло­жил
определенный признак, который позволил
бы определить су­щественную
характеристику первичных групп —
непосредствен­ность контактов. Но
при выделении такого признака первичные
группы стали отождествлять с малыми
группами, и тогда класси­фикация
утратила свой смысл. Если признак малых
групп — их контактность, то нецелесообразно
внутри них выделять еще ка­кие-то
особые группы, где специфическим
признаком будет эта самая контактность.

2. Второе
из исторически предложенных делений
малых групп -это деление их на формальные
и неформальные.
Впервые
это деле­ние было предложено Э. Мэйо
при проведении им знаменитых Хоторнских
экспериментов. Согласно Мэйо, формальная
группа отличается тем, что в ней четко
заданы все позиции ее членов, они
предписаны групповыми нормами.
Соответственно в формальной группе
также строго распределены и роли всех
членов группы, в системе подчинения так
называемой структуре власти: представ­ление
об отношениях по вертикали как отношениях,
определен­ных системой ролей и
статусов. Примером формальной группы
является любая группа, созданная в
условиях какой-то конкрет­ной
деятельности: рабочая бригада, школьный
класс, спортивная команда и т.д. Внутри
формальных групп Э. Мэйо обнаружил еще
и «неформальные» группы, которые
складываются и возникают стихийно, где
ни статусы, ни роли не предписаны, где
заданной системы взаимоотношений по
вертикали нет. Неформальная группа
может создаваться внутри
формальной,
когда, например, в школь­ном классе
возникают группировки, состоящие из
близких дру­зей, объединенных каким-то
общим интересом, таким образом, внутри
формальной группы переплетаются две
структуры отноше­ний. Но неформальная
группа может возникать и сама
по себе,
не
внутри формальной группы, а вне ее: люди,
случайно объединив­шиеся для игр в
волейбол где-нибудь на пляже, или более
тесная компания друзей, принадлежащих
к совершенно различным фор­мальным
группам, являются примерами таких
неформальных групп. Иногда в рамках
такой группы (скажем, в группе туристов,
отпра­вившихся в поход на один день),
несмотря на ее неформальный характер,
возникает совместная деятельность, и
тогда группа при­обретает некоторые
черты формальной группы: в ней выделяются
определенные, хотя и кратковременные,
позиции и роли. Практи­чески было
установлено, что в реальной действительности
очень трудно вычленить строго формальные
и строго неформальные груп­пы, особенно
в тех случаях, когда неформальные группы
возника­ли в рамках формальных.

3. Третья
классификация разводит так называемые
группы
член­ства и референтные группы.
Она
была введена Г. Хайменом, кото­рому
принадлежит открытие самого феномена
«референтной груп­пы». В экспериментах
Хаймена было показано, что часть членов
определенных малых групп (в данном
случае это были студенчес­кие группы)
разделяет нормы поведения, принятые
отнюдь не в этой группе, а в какой-то
иной, на которую они ориентируются.
Такие группы, в которые индивиды не
включены реально, но нор­мы которых
они принимают, Хаймен назвал референтными
груп­пами. Еще более четко отличие
этих групп от реальных групп членства
было отмечено в работах М. Шерифа, где
понятие рефе­рентной группы было
связано с «системой отсчета», которую
ин­дивид употребляет для сравнения
своего статуса со статусом дру­гих
лиц. В дальнейшем Г. Келли, разрабатывая
понятия рефе­рентных групп, выделил
две их функции: сравнительную и
нор­мативную, показав, что референтная
группа нужна индивиду или как эталон
для сравнения своего поведения с ней,
или для норма­тивной оценки его.

Основные направления
исследования малых групп

Целесообразно
выделить три основных направления в
иссле­довании малых групп, сложившиеся
в руслах различных исследо­вательских
подходов: 1) социометрическое, 2)
социологическое, 3) школа «групповой
динамики».

Социометрическое
направление
в изучении малых групп связа­но с
именем Дж. Морено. Дискуссия, которая
постоянно возника­ет в литературе по
поводу ограниченностей социометрического
метода, требует краткого напоминания
сути концепции. Морено

исходил из идеи о
том, что в обществе можно выделить две
струк­туры отношений: макроструктуру
(которая для Морено означала
«пространственное» размещение индивидов
в различных формах их жизнедеятельности)
и микроструктуру, что, иными словами,
означает структуру психологических
отношений индивида с окру­жающими
его людьми. Согласно Морено, все
напряжения, конфликты, в том числе
социальные, обусловлены несовпадением
микро- и макроструктур: система симпатий
и антипатий, выража­ющих психологические
отношения индивида, часто не вмещается
в рамки макроструктуры, а ближайшим
окружением оказывается не обязательно
окружение, состоящее из приемлемых в
психоло­гическом отношении людей.
Следовательно, задача состоит в
пере­страивании макроструктуры таким
образом, чтобы привести ее в соответствие
с микроструктурой.

Хотя наивность
предложенной схемы очевидна, ее
методичес­кое приложение оказалось
достаточно популярным. На основании
применения этой методики (хотя не
обязательно в рамках изло­женной
теоретической концепции) возникло целое
направление исследований малых групп,
особенно в прикладных областях. При
этом чисто научная перспектива изучения
малых групп попадала в довольно
ограниченные рамки.

Главным
просчетом предложенного подхода явилось
своеоб­разное санкционирование
смещения интереса. Фокус исследова­ний
малых групп в рамках данного направления
сужался до мини­мума: предполагалось
исследование лишь структуры
психологи­ческих, т.е. межличностных
отношений, непосредственных эмо­циональных
контактов между людьми. Такая программа
неправо­мерна не потому, что эмоциональные
контакты не значимы в груп­повой
жизни, а потому, что они абсолютизированы,
потеснив все остальные возможные
«сечения» отношений в группе.
Социомет­рическая методика практически
стала рассматриваться как основ­ной

зачастую и единственный) метод исследования
малых групп. И хотя методика сама себе
действительно дает определенные
воз­можности для изучения психологических
отношений в малых груп­пах, она не
может быть неправомерно широко
истолкована, как обеспечивающая полный
анализ малых групп.
Аспект
деятельнос­ти
малых
групп в ней не просто не представлен,
но умолчание о нем носит принципиальный
характер: рождается представление о
достаточности исследования только
пласта собственно эмоциональ­ных
отношений. Введение «деловых» критериев
социометричес­кого выбора мало
поправляет дело, так как не обеспечивает
вклю­чения отношений деятельности в
контекст исследования. Поэто­му,
указывая недостатки социометрической
методики, в первую очередь необходимо
говорить о недопустимости ее рассмотрения
как общего
метода изучения малых групп..

Применительно к
другой, более конкретной задаче, —
изуче­нию эмоциональных отношений в
малой группе, — методика, пред­ложенная
Морено, как известно, широко используется
(Волков, 1970). Это не значит, что и в этой
сфере она бесспорна, поскольку до сих
пор не совсем ясно, что же, собственно,
измеряет социо­метрический тест в
современном его виде? Интуитивно
предпола­гается, что измеряется
уровень позитивных и негативных оценок,
которые индивид дает членам группы, но
это само по себе требует более глубокой
интерпретации. Неоднократно отмечалась
и дру­гая слабость методики, значимая
при исследовании именно эмо­циональных
контактов: отсутствие ответа на вопрос
о мотивах выбо­ра. Таким образом
социометрическое направление как
направле­ние исследования малых групп
оказалось крайне односторонним,
чрезвычайно уязвимым по своим теоретическим
предпосылкам.

Социологическое
направление

в изучении малых групп связано с
традицией, которая была заложена в уже
упоминавшихся экспе­риментах Э. Мэйо.
Суть их состояла в следующем. Компания
Вес­терн Электрик столкнулась с фактом
понижения производитель­ности труда
сборщиц реле. Длительные исследования
(до пригла­шения Мэйо) не привели к
удовлетворительному объяснению при­чин.
Тогда в 1928 г. был приглашен Мэйо, который
и поставил свой эксперимент, первоначально
имеющий целью выяснить вли­яние на
производительность труда такого фактора,
как освещен­ность рабочего помещения.
Эксперименты в Хоторне в общей слож­ности
длились с 1924 по 1936 г., в них четко обозначены
различ­ные этапы, но здесь воспроизведена
лишь основная схема экспе­римента. В
выделенных Мэйо экспериментальной и
контрольной группах были введены
различные условия труда: в эксперимен­тальной
группе освещенность увеличивалась и
обозначался рост производительности
труда, в контрольной группе при неизменной
освещенности производительность труда
не росла. На следующем этапе новый
прирост освещенности в экспериментальной
группе дал новый рост производительности
труда; но вдруг и в контроль­ной группе
— при неизменной освещенности —
производитель­ность труда также
возросла. На третьем этапе в
эксперименталь­ной группе были
отменены улучшения освещенности, а
произво­дительность труда продолжала
расти; то же произошло на этом этапе и
в контрольной группе.

Эти неожиданные
результаты заставили Мэйо модифициро­вать
эксперимент и провести еще несколько
добавочных исследо­ваний: теперь
изменялась уже не только освещенность,
но значи­тельно более широкий круг
условий труда (помещение шести ра­ботниц
в отдельную комнату, улучшение системы
оплаты труда, введение дополнительных
перерывов, двух выходных в неделю и
т.д.). При введении всех этих новшеств
производительность труда повышалась,
но, когда по условиям эксперимента,
нововведения были отменены, она, хотя
и несколько снизилась, осталась на
уров­не более высоком, чем первоначальный.

Мэйо
предположил, что в эксперименте проявляет
себя еще какая-то переменная, и посчитал
такой переменной сам факт учас­тия
работниц в эксперименте: осознание
важности происходяще­го, своего
участия в каком-то мероприятии, внимания
к себе при­вело к большему включению
в производственный процесс и росту
производительности труда, даже в тех
случаях, когда отсутствова­ли
объективные улучшения. Мэйо истолковал
это как проявление особого чувства
социабильности
потребности
ощущать себя «при­надлежащим» к
какой-то группе. Второй линией интерпретации
явилась идея о существовании внутри
рабочих бригад особых не­формальных
отношений, которые как раз и обозначились,
как только было проявлено внимание к
нуждам работниц, к их лич­ной «судьбе»
в ходе производственного процесса. Мэйо
сделал вывод не только о наличии наряду
с формальной еще и нефор­мальной
структуры в бригадах, но и о значении
последней, в част­ности, о возможности
использования ее как фактора воздействия
на бригаду в интересах компании.

Школа
«групповой динамики»
представляет
собой наиболее «психологическое»
направление исследований малых групп
и свя­зана с именем К. Левина. Американский
период деятельности Левина после
эмиграции из фашистской Германии начался
с со­здания в Массачусетсском
технологическом институте специаль­ного
Центра изучения групповой динамики
(позже был перене­сен в Мичиганский
университет, где существует до сих пор).
Направление исследований в этом центре
опиралось на создан­ную Левиным
«теорию поля». Центральная идея теории
поля, что законы социального поведения
следует искать через познание
пси­хологических и социальных сил,
его детерминирующих, была раз­вита
применительно к науке о группах, к
анализу этих сил, их локализации и
измерению. Важнейшим методом анализа
психо­логического поля явилось
создание в лабораторных условиях групп
с заданными характеристиками и последующее
изучение функци­онирования этих
групп. Вся совокупность этих исследований
по­лучила название «групповой
динамики». Основная проблематика
сводилась к следующему: какова природа
групп, каковы условия их формирования,
какова их взаимосвязь с индивидами и с
други­ми группами, каковы условия их
успешного функционирования. Большое
внимание было также уделено проблемам
образования таких характеристик группы,
как нормы, сплоченность, соотношение
индивидуальных мотивов и групповых
целей, наконец, ли­дерство в группах.

Отвечая на главный
вопрос о том, какие потребности двигают
социальным поведением людей, «групповая
динамика» присталь­но исследовала
проблему внутригрупповых конфликтов,
сопостав­ляла эффективность групповой
деятельности в условиях коопера­ции
и конкуренции, способы вынесения
групповых решений.

Вывод: ни одно из
них не предложило решений, которые бы
позволили подойти к анализу малых групп
с точки зрения специфического содержания
групповой деятельности, ни­где не
была подчеркнута специфика малых групп
как элементов общественной структуры
(это относится даже к исследованиям
Мэйо, в которых в принципе было предложено
соотносить ре­зультаты процессов,
происходящих в группе, с более широким
вне-групповым контекстом).

Динамика социальной группы — формирование, эффективность и изменение

Группа — это совокупность людей, собранных для выполнения задачи. Например, семья, сотрудники организации, ученики класса, ассоциации конкретных должностных лиц, таких как врачи, инженеры или солдаты и так далее. Формирование групп необходимо для общества, потому что человек всегда зависит от своих собратьев в плане выживания и достижения общих целей.

Динамика группы означает факторы, влияющие на формирование, эффективность и изменение группы.Таким образом, динамика группы будет объяснена следующим образом:

  1. Динамика формирования группы
  2. Динамика эффективности группы
  3. Динамика изменения группы

Динамика формирования группы

Динамика формирования группы следующая:

  1. Биологический шанс: Некоторые группы сформированы биологически, например, когда человек рождается в семье, он становится членом этой группы. Семья — это биологическая группа, основанная на первичных отношениях между ее членами.
  2. Совместное проживание: Люди, долгое время живущие вместе, образуют определенные группы. Жизнь в сообществе и взаимодействие друг с другом приводит к удовлетворению взаимных потребностей. У них общая культура и проблемы. Они объединяются для достижения общих целей.
  3. Делаем вместе то, что мы не можем сделать в одиночку: Некоторые задачи невозможно решить индивидуально.Это требует много человеческого труда. Следовательно, люди образуют группу для коллективного выполнения таких задач. Это может быть огромная задача или задача, требующая большого количества людей для работы различного характера, например, для музыкальной группы или крикетной команды.
  4. Для решения коллективной проблемы: Некоторые проблемы затрагивают огромное количество людей, например, социальная проблема. Это требует, чтобы все вовлеченные люди объединились и коллективно боролись за решение проблемы.
  5. Общие интересы и цели: Общие интересы и цели объединяют людей в группы.Учащиеся класса, преследующие общую цель — получить степень, присоединяются к классу для продолжения учебы. Точно так же в организации все сотрудники работают вместе для достижения общих целей. Люди, имеющие общие интересы, также образуют группы, такие как люди, имеющие общие хобби, игры, интерес к изучению музыки, интерес к физическим упражнениям и так далее. Также фактом является то, что ученые дружат с другими учеными, врачи дружат с другими докторами, инженеры объединяются в группы с другими инженерами, курильщики объединяются в группы с другими курильщиками и так далее.
  6. Взаимозависимость: Человек зависит от своих собратьев в своем выживании. Человек не может удовлетворить все свои потребности в одиночку. Разные потребности удовлетворяются разными людьми, которые объединяются в группы для удовлетворения общих потребностей людей.
  7. Социально-психологические потребности: Мужчина психологически зависим от других. Мужчина требует психологической поддержки, признательности, принятия и одобрения в обществе. Эти психологические потребности объединяют их в группы.
  8. Экономические и материальные потребности: У людей есть экономические и материальные потребности. Человеку требуется много ресурсов, которые производятся другими, таких как денежные ресурсы, предметы повседневного обихода, съедобные, технологические продукты, сырье и так далее. Требуется, чтобы группы обслуживали каждую из этих потребностей.
  9. Рекреационная цель: Отдых необходим для здорового образа жизни. Люди собираются вместе, чтобы развлекаться и развлекать друг друга, что невозможно в одиночку.Спортивные мероприятия, общественные мероприятия, церемонии, танцевальные вечеринки и поездки в различные места обычно являются групповыми мероприятиями.
  10. Аналогично атрибуты, например отношения, ценности, пол и возраст: Сходство в отношении людей к предмету, ценностям, полу, возрасту и другим атрибутам также приводит к объединению их в группы.

Динамика эффективности группы

Динамика эффективности группы следующая:

  1. Размер группы: Меньшие группы более сплочены, чем большие группы.Известный психолог Сишор исследовал 224 группы предприятий и пришел к выводу, что небольшие группы, состоящие из 4–22 членов, более эффективны, чем группы большего размера. Эффективность группы уменьшается, если размер группы увеличивается.
  2. Индивидуальные характеристики: Сплоченные, целеустремленные, эффективные, искренние и продуктивные люди повышают эффективность своих групп. С другой стороны, такие характеристики, как неуверенность, агрессивность, авторитетность и отсутствие интереса к члену, снижают эффективность группы.
  3. Однородность характеристик: Однородные группы более эффективны по сравнению с гетерогенными группами. Сходство интересов, ценностей, убеждений и отношений членов повышает эффективность и стабильность группы. Неоднородность характеристик членов приводит к снижению эффективности групп.
  4. Иерархия в группе: Иерархическая организация членов группы по статусам начальника, менеджеров, администраторов и других лиц необходима для эффективности группы.Эта иерархия должна быть основана на заслугах. Если членам распределяются роли на основе их компетенции, это повысит эффективность группы. Нарушение достоинства иерархии приводит к недовольству и конфликтам среди членов.
  5. Лидерство: Лидер играет важную роль в эффективности группы. Лидер должен быть искренним, компетентным, преданным, опытным, отзывчивым и демократичным человеком, чтобы повысить эффективность группы.
  6. Эффективное общение: Эффективное общение необходимо для эффективности группы. Чем выше эффективность общения между участниками, тем выше эффективность группы. В зависимости от характера группы используются разные типы или каналы связи.
  7. Групповая мотивация: Мотивационные факторы имеют большое значение для эффективности группы. Признательность, признательность, бонусы, поощрения и поощрение членов приводят к эффективности группы.Это мотивирует участников и повышает их интерес к работе.
  8. Взаимоотношения между членами: Дружественная рабочая среда необходима для эффективности группы. Это помогает избежать конфликтов между участниками. Это заставляет участников понять, что они являются членами одного каравана, преследующего общие цели. Это приводит к взаимному уважению и сотрудничеству между участниками.
  9. Цели для достижения: У разных групп разные цели.Цели также определяют эффективность группы. Цели, к которым члены эмоционально привязаны (или члены сделаны эмоционально привязанными), приводят к эффективности группы.

Динамика изменения группы

Группа не всегда статична, но постоянно меняется. Групповые изменения включают изменение структуры группы, изменение взаимоотношений между членами, изменение приоритетов группы, ослабление или усиление связей в группе и так далее., Динамика эффективности группы следующая:

  1. Внутренние конфликты: Рабочая среда не всегда может оставаться дружественной. Разногласия или разногласия по вопросам между членами иногда приводят к внутренним конфликтам, которые могут привести к изменению структуры, взаимоотношений и эффективности группы.
  2. Формирование внутригрупповых: По определенным причинам, включая разногласия или разногласия по вопросам, некоторые внутригруппы образуются внутри группы.Каждая группа придумывает свои собственные взгляды и позиции, которые приводят к изменениям в группе.
  3. Смена лидера: Иногда лидер группы заменяется новым лидером по определенной причине. Новый лидер может изменить общую структуру группы, сделав ее более целенаправленной. Некоторые участники могут быть удалены или заменены новыми участниками. Точно так же новый лидер вызывает и другие негативные и позитивные изменения.
  4. Изменение стратегии: У группы есть план, стратегия и определенные правила для достижения своих целей.Иногда старые рамки стратегии и правил не позволяют достичь целей. Следовательно, новая стратегия и правила разрабатываются и принимаются для обеспечения достижения целей.
  5. Достижение целей и изменение: Когда цели достигнуты, ставятся новые цели. Точно так же цели могут меняться с течением времени. Принимая во внимание эти факты, группа также меняется в соответствии с меняющимся статусом целей.
  6. Дискриминация членов группы: Дискриминация членов со стороны вышестоящих властей затрагивает группу.Неравное распределение вознаграждений, вознаграждений и льгот может привести к напряженности и разочарованию среди членов, которые, в свою очередь, пытаются бросить вызов структуре и функциям группы.
  7. Внешние угрозы: Давление извне также влияет на группу. Есть много причин для внешнего давления, таких как привлечение членов группы, заставить группу работать в соответствии с их желаниями, остановить работу группы по какой-либо причине и так далее.Это угрожает структуре и функциям группы. Точно так же члены группы недовольны и чувствуют себя неуверенно в группе.
  8. Изменение членства: Количество членов группы время от времени меняется. Некоторые участники могут покинуть группу по своему выбору, чтобы присоединиться к другой группе. Некоторые группы удаляются по причине их некомпетентности. Точно так же к группе присоединяются новые участники. Точно так же изменения в критериях членства время от времени влияют на всех членов группы.

ДОКУМЕНТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

НАС НАЙТИ НА FACEBOOK

,

О компании — Real Social Dynamics

«У них разный возраст, внешность и происхождение, но они получают одинаковые результаты, используя тот же материал RSD и те же знания, которые преподаются в программе. Подобно привлекательному человеку, у которого нет проблем с привлечением практически всех, с кем он взаимодействует, эти люди понимают, что значит быть привлекательными, и могут донести это до каждого человека, которого они встречают . Для них не существует отказа. Каждая женщина, с которой они разговаривают, мгновенно привлекается, потому что они понимают, на что люди отвечают. Это то, что применимо к любому человеку, который проходит программу . Я был шокирован, увидев парней, которых я честно считал очень тяжелыми людьми, которым очень нравились люди. Это было почти сюрреалистично ».

Джозеф Г. из Миннеаполиса, Миннесота, США

Компания Bio

Real Social Dynamics (RSD) — крупнейшая в мире коучинговая компания в сфере знакомств. С тренерами по свиданиям, базирующимися в Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Лондоне, Сиднее и Сан-Франциско, программы проводятся в крупных англоязычных городах Северной Америки, Европы, Центральной Америки, Азии, Южной Америки и Австралии.RSD проводит прямые трансляции в 70 странах и 270 городах в рамках около 1000 живых программ ежегодно для более чем 400 000 клиентов.
В рамках своих мировых туров в прямом эфире Real Social Dynamics проводит учебные курсы и суперконференции, в ходе которых прошли обучение тысячи клиентов, в том числе самых разных людей, включая руководителей из списка Fortune 100, членов королевской семьи, знаменитостей, студентов колледжей и профессионалов из более чем 70 разных стран.

RSD специализируется на консультациях по свиданиям, имиджевых консультациях, публичном представительстве и интеграции клиентов в социальные сети.Первоначально прямые трансляции предлагались исключительно из уст в уста через частных клиентов. Однако теперь коучинг по свиданиям на высшем уровне стал доступен для общественности через Интернет и прямой телефонный контакт со штаб-квартирой RSD в Лос-Анджелесе.

Подразделение RSD по коучингу по свиданиям — это высококлассное подразделение, которым руководят лучшие инструкторы фирмы, которые на протяжении многих лет потратили тысячи часов на полевые исследования, знакомясь с привлекательными людьми и интервьюируя самых популярных в мире авторов книг о свиданиях, консультантов по имиджу и тренеров.После многочисленных путешествий по миру компания Real Social Dynamics создала группы вдохновителей для тренеров по свиданиям. Executive Management нанимает тренеров по свиданиям, которые могут продемонстрировать свои навыки в этой области, одновременно обучая других; и каждый инструктор разработал свой собственный уникальный метод, которым можно поделиться с клиентами.

Программы RSD в прямом эфире предоставляют клиентам уникальную возможность встретиться с его тренерами по свиданиям, стать их помощниками, научиться бесчисленным часам полевых исследований, стать свидетелями того, как тренеры по свиданиям привлекают красивых людей в живые демонстрации в реальных сценариях и делают их личным тренером и имиджем консультант.

ЗОЛОТОЙ СТАНДАРТ ИНДУСТРИИ ЗНАКОМСТВ

Компания Real Social Dynamics была основана в 2002 году. Раньше было много людей, которые давали советы о том, как встречаться с людьми, но не было никого, кто был бы готов вести разговор и подвергать риску свою репутацию, демонстрируя это в реальной жизни. жизнь. Рост RSD отчасти объясняется этим уникальным преимуществом.

Как лидер отрасли, тренеры по знакомству следовали эксклюзивным инновациям и стандартам RSDM .Большая часть терминологии, теории и даже учителей, которые можно найти в отрасли сегодня, можно проследить до RSD и нескольких эксклюзивных людей, с которыми он был связан. RSD также привлекает к себе внимание ряда высокопоставленных клиентов и знаменитостей благодаря своей конфиденциальности и давнему лидирующему положению в отрасли.

Что дает Real Social Dynamics Advantage?

Вот почему вам следует предпочесть RSD конкурентам

САМЫЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ, УСПЕШНЫЕ, ХАРИЗМАТИЧЕСКИЕ НАСТАВНИКИ

Команда RSD — это небольшая эксклюзивная группа, состоящая только из самых талантливых людей в мире.

Цель RSD — предоставить студентам доступ к ребятам, которые очень хорошо ладят с людьми, и создать для них возможность наблюдать за ними поближе и моделировать их навыки. Одно дело, когда инструктор посоветует студенту подойти и дать обратную связь, а другое дело, когда инструктор также сам будет обладать навыком и быть готовым продемонстрировать его. Преподаватели очень часто проводят свои собственные выступления и используют свои коллективные знания о том, что по сути является «группой вдохновителей», чтобы постоянно развивать и совершенствовать свои собственные навыки.Они соответствуют высшим отраслевым стандартам — искусство харизмы, привлекательности и социальной динамики — это бизнес RSD.

ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО КОУЧИНГА, МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ЛИЧНОЕ ВНИМАНИЕ

RSD — компания, ориентированная на студентов.

Одно дело — хорошо обращаться с людьми, и совсем другое — научить этому кого-то другого. Команда RSD посвящает все свое время учебному аспекту программы. Инструкторы должны соответствовать высочайшим стандартам понимания и адаптации к потребностям ученика, и они не тратят слишком много времени на показ, а вместо этого интегрируют учеников в процесс как часть общего процесса обучения.RSD известен тем, что уделяет наибольшее внимание студентам и их индивидуальным потребностям.

about-img-2

about-img-3

САМОЕ НИЗКОЕ СООТНОШЕНИЕ УЧЕБНИК И ИНСТРУКТОР

RSD всегда поддерживает самое низкое соотношение студентов и преподавателей.

«Соотношение учеников и преподавателей» является важным аспектом обучения, потому что только с небольшим количеством студентов можно структурировать близкий учебный процесс с индивидуальной обратной связью. Студенты должны видеть, что делают инструкторы, слышать, что говорят инструкторы, и понимать, где они могут улучшить себя.Соотношение количества студентов и преподавателей RSD призвано удовлетворить и превзойти эти потребности.

НАСТРОЙКА ПОД ВАШИ ПОТРЕБНОСТИ

У каждого человека есть соответствующий набор индивидуальных потребностей.

Некоторые студенты старше, некоторые младше, а некоторые студенты хотят определенного типа женщин. Аналогичным образом, есть студенты, которые уже развили определенные навыки и хотят работать над заполнением пробелов в других областях. RSD имеет все необходимое для удовлетворения индивидуальных потребностей и опрашивает студентов по электронной почте или телефону до начала программы, чтобы подготовить программу, которая соответствует их личным потребностям.

about-img-4

about-img-5

РЕАЛЬНОЕ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ, ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ИДЕНТИЧНОСТИ

Хорошие отношения с людьми — это не то, чем вы занимаетесь.

Это то, чем вы являетесь. RSD не фокусируется на маскировке или чрезмерной компенсации больших проблем с помощью уловок, но вместо этого сосредотачивается на том, как действительно встретить людей и изменить уровень идентичности. Возможность встречаться с людьми дает больше уверенности, и RSD призван структурировать начало реальной трансформации образа жизни.

ЛОЖКА FED И ДЕМОНСТРАЦИЯ ВАМ ЖИТЬ

RSD разработан как самый быстрый, простой и эффективный способ развития ваших социальных навыков.

Мужчинам, пытающимся улучшить свои социальные навыки, часто приходится изучать и интерпретировать книги или записи, которые кому-либо было бы трудно реализовать или понять. RSD с юмором называет их стиль преподавания на местах «кормлением с ложечки», потому что важная информация, по сути, навязывается учащимся. Ни один студент не покидает программу RSD без возможности получить четкое представление о том, как выглядит привлекательный от природы мужчина и что ему нужно делать, чтобы стать самим собой. RSD не говорит: «Вот как выглядит привлекательный мужчина.RSD демонстрирует, что он привлекательный мужчина, выходя на улицу и привлекая людей к жизни. Это наиболее яркий трехмерный учебный процесс.

about-img-6

НА САМЫЙ НОВИНКА

СТРУКТУРИРОВАННЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ВХОД В ИГРУ

RSD работает со студентами всех возрастов и всех уровней подготовки. Большинство студентов RSD новички и неопытны, потому что эта демографическая группа отражает уровень навыков большинства людей в целом. Большинство парней потратят годы на размышления, стоит ли начинать учиться приближаться к людям, когда в течение выходных они смогут начать работу.RSD предназначен для обеспечения структурированного обучения и положительного входа в игру для новых студентов. Чтобы определить, подходит ли время для программы, можно спросить: «Смогу ли я начать самостоятельно и увижу прогресс в течение тридцати дней?» Если нет, то для программы время подходит.

,

Динамика лидер-последователь влиятельных людей в социальной группе — ScienceDaily

Это история паука, небольшая, но смелая.

Этот конкретный паукообразный, по сути, помог развенчать Теорию Великого Человека, идею 19-го века, согласно которой очень влиятельные люди используют свою силу — будь то личная харизма, интеллект, мудрость или политические навыки — для максимального увеличения своего влияния в формируя ход истории.

Как лучше проверить эту теорию, чем с Stegodyphus dumicola ?

Работая с этими африканскими социальными пауками в их естественной среде обитания, эволюционный эколог Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джонатан Прюитт создал модель для изучения динамики лидерства и социальной восприимчивости — тенденции людей изменять свое поведение в ответ на взаимодействия с влиятельными членами группы.Он обнаружил, что социальная восприимчивость большинства населения, а не влияние ключевых лиц, является движущей силой лидерства. Результаты опубликованы в журнале Current Biology.

«Из предыдущих исследований мы знали, что в социальной группе редкое присутствие смелых людей, составляющих от 1 до 5 процентов населения, радикально меняет коллективное поведение», — сказал Прюитт, доцент кафедры экологии UCSB. , Эволюция и морская биология (EEMB).«Это новое исследование оценивает, может ли рост и падение общества зависеть от наличия только одного или нескольких из этих ключевых лиц и может ли прибыльность их присутствия измениться в зависимости от окружающей среды».

Прюитт и его команда основали 240 экспериментальных обществ с двумя разными градиентами осадков в Африке: одно в пустыне Намиб, направляясь на север, в Анголу, а второе — в пустыне Калахари, на восток, в Лесото. Некоторые из этих колоний содержали особенно смелых пауков (предполагаемых лидеров), а некоторые нет.Затем исследователи наблюдали за поведением и выживаемостью этих колоний в течение следующих шести месяцев.

Ученые определили смелость отдельных пауков, выставив на них направленную струю воздуха. Поскольку S. dumicola плохо видит, они интерпретируют движение воздуха как хищника, такого как птица, летучая мышь или оса. Их ответ? Поза, изображающая смерть, в которой они сводят ноги и сжимаются в клубок. Смелые люди не прячутся надолго, а вот застенчивым может потребоваться от 20 минут до часа на восстановление.

«Мы хотели увидеть, изменило ли присутствие этих особенно смелых людей то, как общество ведет себя коллективно, и определяет ли агрессивность общества вероятность того, что его члены выживут или вместе умрут в результате внезапного исчезновения», — пояснил Прюитт. «Мы не обнаружили связи между тем, как общество ведет себя и живет ли оно или умирает на влажных участках; при этом смелые люди не оказали большого влияния на поведение колоний на этих участках. Однако мы обнаружили очень тесную связь между присутствием смелых людей и социальная агрессивность в засушливых местах, и колонии, содержащие смелых особей, имели гораздо больше шансов выжить в этих местах обитания.«

Тот факт, что одни и те же редкие типы личности существовали как на засушливых, так и на влажных участках, но различались по степени очевидного социального влияния в этих средах обитания, позволил исследователям впервые расшифровать, были ли это черты вождей или социальный контекст, в котором они проживают, действительно определяет их влияние. Как оказалось, большинство населения определяло, могут ли эти ключевые члены группы вообще появиться, тем самым опровергая теорию Великого Человека и ее параллельные гипотезы относительно «краеугольных особей» в различных сообществах животных.Вместо этого социальное влияние, похоже, исходит от застенчивых обычных пауков.

«Когда мы взяли смелых особей с влажного участка, где они не имели никакого социального влияния, и поместили их с застенчивыми пауками с засушливого участка, эти застенчивые люди были готовы следовать за смелыми, независимо от того, откуда они, «- отметил Прюитт. «Итак, не уникальное социальное влияние смелых людей из засушливых местностей, а скорее социальная восприимчивость большинства населения привела к возникновению выгодного социального порядка.«

Для дальнейшего изучения своих открытий ученые заменили смелых особей другим независимо развившимся видом социальных пауков, обитающих на юге Африки. Добавление полужирного Stegodyphus mimosarum к группам застенчивых пауков как на влажных, так и на сухих участках дало одинаковый результат на влажных участках: застенчивые особи не реагировали на смелых иностранцев. Однако робкие пауки с засушливых мест, привыкшие к среде с ограниченным питанием, одинаково реагировали на смелых пауков обоих видов.Таким образом, для засушливых S. dumicola всего, что даже приблизительно соответствует фенотипу лидера, достаточно, чтобы спровоцировать последователей в этих популяциях.

«Застенчивый S. dumicola из засушливых мест восприимчив к любому признаку смелости в их группах, и социальная восприимчивость, присущая этим местам, создает преимущество, которое увеличивает шансы колонии на выживание», — сказал Прюитт.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.