Диагностика в психологии это: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — это… Что такое ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА?

Содержание

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА — это… Что такое ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА?

область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психол. и психофизиол. различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные, групповые и присущие лишь данному субъекту особенности, так и внутрииндивидуальные различия, связанные с изменением состояний субъекта, обусловленным динамикой внеш. и внутр. факторов (эмоциональные состояния, бодрствование и сон, утомление и др.).

Групповые и индивидуальные различия привлекали внимание мыслителей и практиков задолго до возникновения П. д. как науч. дисциплины. Со временем назрела потребность в методиках объективной констатации индивидуальных различий, особенно в сфере образования и воспитания, в связи с необходимостью располагать обоснованными критериями для распознавания и оценки аномалий у детей. В сер. 19 в. предназначенную для этой цели методику предложил франц. врач Э. Сеген. Эта проблема не утратила актуальности и разрабатывается в дефектологии. При работе с нормальными детьми П. д. призвана решать 4 главные задачи: изучение возрастных особенностей с целью совершенствования дозировки и распределения программного материала для школьников и различных по сложности заданий для профессионалов; выявление групповых (национальных, социальных и региональных) и свойственных собственно субъекту особенностей психики в целях осуществления индивидуального подхода учителя к учащимся и оказания им помощи в выработке оптимального индивидуального стиля деятельности; выявление интересов, склонностей, способностей и психофизиол. особенностей учащихся с целью профориентации; предоставление информации о состоянии и изменении психики учащихся, динамике их работоспособности при оценке эффективности психол.-пед. мероприятий, напр. при введении новых приёмов и методов уч.-воспитат.


работы, изменениях условий труда, проверка пригодности учебников, пособий, а также при оценке деятельности школы, отд. учителей и пр.

В совр. П. можно выделить 4 вида методик: тесты, опросники и анкеты, методики проективной техники, психофизиол. методики.

Методики поступают в обращение лишь после того, как они прошли процедуру стандартизации и получены удовлетворительные показатели их надёжности и валидности. Стандартизация предусматривает определение процедуры проведения методики и обработки полученных результатов, выдачу информации о примерном разбросе получаемых величин, точке отсчёта и мерах сравнения; всё это должно обеспечить идентичность проведения методики и сопоставления результатов, полученных при работе с разными выборками. Показатель надёжности свидетельствует о внутр. единстве методики и об устойчивости, стабильности получаемых с её помощью данных. Показатель валидности говорит о пригодности методики для практич. применения, он отражает уровень совпадения между результатами, полученными при помощи данной методики, и объективными суждениями об эффективности уч. или проф. деятельности испытуемых, если, разумеется, есть основания считать, что методика выявляет именно те индивидуальные особенности, к-рые актуализируются в деятельности.

Широко используемая диагностич. методика — психол. тесты. В результате выполнения заданий теста обнаруживается, какими обобщёнными сформировавшимися умениями, произвольно актуализируемыми умственными действиями владеет к моменту тестирования испытуемый; обычно это умения и умственные действия, существенные для того или иного вида уч. или проф. деятельности, напр. умение устанавливать логич. связи между понятиями или предметами, мысленно оперировать предметами или их изображениями в пространстве, разбираться во взаимосвязях деталей техн. устройств и др. О том, как представлены у испытуемого тестируемые особенности, судят по числу правильно выполненных им заданий, что может интерпретироваться и как диапазон обобщённости умения, и как степень его развития. Тест не даёт информации о том, как шёл процесс развития, насколько близок испытуемый к возможному пределу, обусловленному природными задатками. В тестировании всегда обнаруживается влияние культурной среды испытуемого, полученного им образования. Тесты должны раскрыть, насколько подготовлен испытуемый к определённой деятельности, к расширению диапазона обобщённости своих умений, к приобретению новых умений. Однако информация, к-рую они дают, оперативна, и, как показывают исследования, при благоприятных для испытуемого условиях результаты тестирования могут сильно измениться. Это накладывает существенные ограничения на интерпретацию результатов тестирования (см. Тесты).

С нач. 50-х гг. получают распространение всевозможные анкеты и опросники; разница между теми и другими не всегда очевидна. Анкеты более всего обращены к получению фактич. информации о респондентах (от лат. respondere — отвечать): сколько времени затрачивается на чтение худож. лит-ры, сколько раз бывает респондент в кино и пр. В опросниках же ставятся вопросы, обращённые к пониманию и истолкованию явлений своего поведения, своей психики: испытывает ли респондент смущение при беседах с лицами другого пола и т. п. Одна из гл. причин их популярности состоит в том, что совр. жизнь показала, какое большое значение имеют нек-рые индивидуальные особенности психики, не затрагиваемые тестами, напр. ценностные ориентации, мотивы, черты темперамента. Об-щепризнано, что метод. уровень опросников и анкет ниже, чем тестов. Их вопросы носят явную печать гипотез автора методики. Одни предлагают вопросы, выявляющие патологич. особенности психики, таков, напр., Миннесотский многофакторный личностный опросник (по англ. аббревиатуре — MMPI), другие предлагают вопросы, вытекающие из их собственной концепции темперамента, личности. Методики анкет и опросников провоцируют респондентов на то, чтобы предстать в фальсифициров. облике, напр. в улучшенном (эффект фасада), исходя при этом из своего понимания «социальной желательности» нек-рых особенностей психики. Методики этого вида чаще применяются при массовых обследованиях, в этих случаях повышается вероятность того, что в большинстве ответов выделяются наиб. типичные. Конструирование, обработка и проверка анкет и опросников представляет ещё далеко не решённую проблему.

Методики проективной техники имеют своей целью диагностировать такие особенности индивидуальной психики, к-рые не затрагиваются ни тестами, ни опросниками, — это неосознанные или не полностью осознанные мотивы и установки, аффективные конфликты, доминирующие потребности, психич. состояния и т. п. Испытуемому предъявляется сти-мульный материал в виде неопределённых изображений, незаконченных высказываний, картинок с изображением конфликтных ситуаций. Испытуемого побуждают как-то высказаться по поводу увиденного. Предполагается, что в его высказывания будут проецироваться те особенности психики, для диагностирования к-рых создана эта методика. Типичным образцом её может считаться набор чернильных пятен Роршаха. Нек-рые психологи находят, что проективная техника в большей степени диагностирует внутри-индивидуальные изменения психики, смены психич. состояний, а не межиндивидуальные различия.

Авторы рассмотренных видов методик черпают материал для их конструирования, а равно и подходят к его интерпретации, ориентируясь на формы культурной жизни определённой социальной общности. Для лиц, сформировавшихся в др. культурных условиях, этот материал может оказаться чуждым и непонятным, а интерпретация их ответов неадекватной. В результате нек-рых детей, в т. ч. учащихся, могут причислить к малоодарённым, хотя тест вообще не даёт на это полномочий. На самом же деле эти «малоодарённые» зачастую просто не понимают ни заданий, ни вопросов.

С сер. 60-х гг. в школах стали применять психофизиол. методики, диагностирующие проявления свойств нервной системы. Эти методики в большинстве случаев требуют спец. лабораторных экспериментов и специально подготовленных экспериментаторов. Свойства нервной системы, проявления к-рых фиксируются методиками, подлежат особому рассмотрению.

В 70—80-х гг. в ряде стран получило распространение новое направление в диагностике умственного развития — критериально-ориентированное тестирование (КОРТ). В России разрабатывается его оригинальный психол. вариант. В его методиках испытуемым предлагаются задания, в к-рых даны в разл. логич. отношениях понятия, термины, ситуации, взятые из материалов уч. программ. Степень выполнения заданий интерпретируется как показатель умственного развития; выявленные в процессе тестирования недочёты и пробелы подлежат коррекции; содержание кор-рекционных программ прямо выводится из содержания выполненных и невыполненных заданий. В реализации КОРТ сложились два вида критериев. Первый — социально-психол. норматив — совокупность обществ. требований к умственному развитию, представленная в уч. программах. Второй — требования к умственному развитию, обеспечивающему успешное выполнение т. н. ключевых заданий, т.е. заданий, в к-рых репрезентирована внутренне завершённая область к.-н. уч. предмета.

Одной из ближайших задач П. д. нужно считать переход на диагностирование с помощью ЭВМ, создающее условия для наиб. полной тождественности диагностирования разных выборок, его обработки и истолкования.

Лит.: Ананьев Б. Г., Комплексное изучение человека и психол. диагностика, ВП, 1968, № 6; Леонтьев А. Н., Лурия А. Р., Смирнов А. А., О диагностич. методах психол. исследования школьников, СП, 1968, № 7; Проблемы диагностики умственного развития учащихся, под ред. 3. И. Калмыковой, М., 1975; Б л с и х с p В. М., Бурлачу к Л. Ф., Психол. диагностика интеллекта и личности, К., 1978; Диагностика умственного развития дошкольников, М., 1978; Шванцара И., Диагностика психич. развития, Прага, 1978; Войтко 3. И., Г и л —б у х Ю. 3., Шк. психодиагностика: достижения и перспективы, К., 1980; Психодиагностика и школа, Тал., 1980; Соколова Е. Т., Проективные методы исследования личности, М., 1980; Диагностика уч. деятельности и интеллектуального развития детей, М., 1981; Психол. диагностика. Проблемы и исследования, М., 1981; Анастази А., Психол. тестирование, пер. с англ., кн. 1—2, М., 1982; Теплов Б. М., Исследование свойств нервной системы как путь к изучению индиви-дуально-психол. различий, в его кн.: Избр. тр., т. 2, М., 1985; Общая психодиагностика, под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина, М., 1987; Ануфриев А. Ф., Психол. диагноз, М., 1993; A n a s t a s i A., Individual differences, N. Y., [1965];Thorndike R. L., Hagen E. P., Measurement and evaluation in psychology and education, N. Y., 1977″. K. M. Гуревич.

 


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
Под ред. В. Г. Панова.
1993.

Виды психологической диагностики: методы наблюдения и коррекции

методы диагностирования человека рисунокметоды диагностирования человека рисунок
Эффективные виды психологической диагностики

Доброго дня, дорогие читатели. В этой статье поговорим о том, какие бывают виды психологической диагностики, об эффективных и надежных методах диагностирования человека и коллективов.

В психологии существует огромное количество методов психологической диагностики. Эксперты насчитывают более тысячи способов и приемов, берущих свое происхождение от различных школ психологии. Людей давно интересует и магически притягивает желание разобраться в самом себе и себе подобных. Выявить подлинные причины своих и чужих поступков, предсказать будущие шаги и поведение, понять чего ждать от себя и другого человека в любой ситуации.

До открытия миру гениальных работ Юнга, Фрейда, Выготского, Павлова и прочих отцов-основателей современной психологии, на заре появления нынешней науки отдельные продвинутые «эксперты» тоже занимались психологическим диагностированием с помощью таким методов, как:

  • Физиогномика – изучение зависимости внешности от психотипа личности
  • Френология – теория Галля о связи формы черепа с чертами характера
  • Графология – изучение особенностей почерка с целью выявления психологического портрета и внутреннего состояния автора
  • Хиромантия – древняя наука, успешно дожившая до наших дней, которая связывает рисунки на коже внутренних сторон ладоней с пережитыми событиями в жизни, состоянием здоровья и чертами личности

диагностирование в психологии картинка

Сегодня диагностирование в психологии шагнуло далеко вперед и использует в основном научный подход и достижения многих практических специалистов с мировым именем, результаты которых запечатлены в большом количестве монументальных работ.

Классификация видов диагностирования

Несмотря на то, что термин «диагноз» в психологии встречается заметно реже, чем в классической медицине, в этой работе я буду обращаться к нему часто.

Чтобы быстро разобраться в море научных способов и подходов анализа личности человека, условно разделим этот тезаурус на следующие виды:

  1. Стандартизованные методы

Это методы, направленные на решение узкого ряда стандартных задач в отношении отдельного индивида с тем, чтобы выявить определенные его свойства и качества. Эти методы также широко применяются при определении интегральной оценки группы индивидуумов, поскольку дают результат в короткие сроки и с высокой степенью достоверности.

  1. Клинические методы

Предполагают индивидуальную работу эксперта с испытуемым. В отличие от предыдущего вида, эти методы позволяют более глубоко проникнуть в закрытый внутренний мир человека. Клинические методы — очень качественный инструмент в руках профессионального подготовленного психолога. Несмотря на название, этот способ не ограничивается стенами психологических центров. Он также применяются так называемыми ЭйчАрами – специалистами по подбору и тестированию персонала. Этот метод покажет двое большую эффективность, если в ходе работы с клиентом психолог выполнит необходимую психологическую коррекцию.

  1. Малоформализованные методы

Сюда относятся такие методы, как наблюдение, беседа, анализ произошедших жизненных событий. Работа с этими способами требует от специалиста высокой квалификации и наблюдательности, поскольку эти способы, как правило, не стандартизованы и не имеют строгой канвы в интерпретации результатов диагностирования.виды психологической диагностики фото

  1. Высокоформализованные методы

Здесь обычно применяются различные виды тестирования и опросов. Эти процедуры строго стандартизованы, хронометрированы, интерпретирование результатов происходит по заранее утвержденной шкале или алгоритму. Методы используются для определения неких количественных критериев личности.

  1. Проективные методики

Сущность данных методов в том, что испытуемому задаются нейтральные вопросы с множественными вариантами выбора. Интерпретируя его ответы, реакции, невербальные сигналы, психодиагност формирует выводы о глубинной мотивации и психологических чертах реципиента.

  1. По форме проведения

Индивидуальные, групповые, письменными, устные, машинные, вербальные, невербальные. Исходя из самих названий, достоинства и недостатки каждого метода очевидны: индивидуальные методики позволяют глубже проникнуть в психосферу человека, но при этом не позволяют делать это одновременно с несколькими клиентами. Групповые – напротив, позволяют охватить широкий круг, но при этом приходится жертвовать глубиной и качеством контакта, возможностью создать более положительный фон для работы диагноста.

Это основной, но неполный перечень видов диагностирования.

Наблюдение

В силу особенностей работы, приоритетной и весьма распространенной методикой для большинства практических психологов является метод наблюдения. Это неудивительно, так как этот способ не требует сложной аппаратуры и материальной базы. Однако, от эксперта необходим высокий профессионализм, терпение и время для глубокой индивидуальной работы. Психодиагностика методом наблюдения выдвигает ряд определенных, но выполнимых требований:

Психодиагност должен уметь наблюдать и уметь фиксировать мелкие реакции фото

  • Поведение человека должно оцениваться с точки зрения его ролевой функции в разных ситуациях с разных сторон

  • Диагност должен проводить достаточно много времени с испытуемым (2-3 сеанса в неделю)

  • Психодиагност должен иметь навык в наблюдении и уметь фиксировать мелкие реакции (микромоторику, физиогномику, невербальные сигналы). Это приходит с опытом

  • Между клиентом и диагностом должны быть исключены межличностные ролевые отношения

Накопив достаточный опыт в этом методе и развивая профессиональную наблюдательность, метод наблюдение может стать самым действенным и эффективным способом диагностики, коррекции и положительного влияния на реципиента.

Развитие личности инструментами диагностирования

Необходимость своевременного профессионального диагностирования очевидна на примере ребенка. Грамотный психологический самоанализ представляет трудность даже для взрослого человека. Для ребенка это еще большее препятствие. Именно поэтому требуется регулярная психодиагностика ребенка с помощью опросов и бесед с родителями, близкими людьми, тестирования детей посредством рисуночных тестов.

Хорошо себя зарекомендовала диагностика детей путем проигрывания с ним различных игровых жизненных ситуаций, в которых диагност наблюдает за проявлением его межличностных моделей поведения. В них могут проявиться такие качества, как адаптивность, авторитарность, тревожность и т.д.

В целом, постоянный контроль и психологическое диагностирование позволяет более гибко выстраивать педагогический процесс и создать условия для всестороннего личностного и творческого развития будущего творца, а не потребителя. Такое наблюдение психолога и тесное взаимодействие с близкими людьми – его родителями, создадут не только возможности для роста детей, но и косвенно положительно повлияют на климат внутри всей семьи, формируя благоприятную психологическую атмосферу, духовно развивая всех участников этого процесса.

Уважаемые подписчики, если вопросы, затронутые в этой статье вызвали отклик и интерес, оставьте свои комментарии и замечания ниже. Либо поделитесь этой информацией на своей социальной странице!

До встречи!

Понравилась статья? Поделитесь с другими!

ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ — это… Что такое ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ?



ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ
— 1. Совокупность принципов и методов определения наиболее существенных (для данного исследования) особенностей личности. 2. Процесс определения указанных особенностей. Заимствовано из кли-нич. психологии, где цель психодиагностики состоит в классификации индивидов на основе выводов о наличии или отсутствии у них психич. расстройств и установления их причин и природы. В неклинич. условиях задачи диагностики личности заключаются в том, что на основе конкретной теоретич. модели, содержащей нек-рую систему и принципы классификации, а также на основе выбранных в соответствии с этими принципами существенных признаков выявляются личностные особенности. Наличие классов, существенных признаков, правил классификации позволяет производить формализацию и алгоритмизацию диагностич.


процедуры при применении психометрич. тестов. Формализация психодиагностики предъявляет определенные требования к методике, к-рая для того, чтобы быть психодиагностич., должна помимо надежности и валидности обеспечивать также требования нормативности и стандарти-зованности. Получение нормативных показателей, объективизация и стандартизация теста — необходимое условие создания диагностич. методики, так как только при этом становится возможным сравнение выявляемых с ее помощью феноменов и измеряемых ею параметров. Разработка алгоритмов в психометрии привела к созданию вычислительных (аппаратурных) методов диагностики. При сравнительном изучении эффективности диагностики, полученной безлично-формализованным статистич. и индивидуализированным («клинич.») способами, были получены данные, свидетельствующие о несколько большей точности статистич. диагноза. Следует, однако, иметь в виду, что в этих исследованиях рассматривались лишь такие методы обобщения показателей тестов, в к-рых использовался один и тот же ограниченный набор психометрич. данных. Основной вклад математически и логически неформализованного (клинич.) исследования как раз и проявляется в том, что в его процессе появляется возможность получения таких данных, к-рые изначально не заложены в методику или относительно к-рых ее разрешающая способность недостаточна. Сложность личности как соц.-психологич. феномена делает очевидной важность сочетания обоих подходов. Ценность психодиагностич. тестов состоит в их способности к обоснованному прогнозу. Выделение из психодиагностики особого раздела — психопрогностики — цель и специфич. требования развития большинства личностных методов. Лит.: Психологическая диагностика: Проблемы и исследования. М., 1981; Анастази З.А. Психологическое тестирование. М., 1982; Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование. Л., 1982; Ерофеев, А.К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М., 1987; Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев, 1989. Т.Б. Карцева.

Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М.
Г.В. Осипов.
1999.

  • ДЖУНУСОВ Масхуд Садыкович
  • ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

Смотреть что такое «ДИАГНОСТИКА ЛИЧНОСТИ» в других словарях:

  • Диагностика коммуникативно-характерологических особенностей личности — Л. И. Уманский, И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев и др. Предназначена для определения базовых особенностей личности в процессе межличностных отношений, Их диагностика может осуществляться в формах самооценки, экспертных оценках или в …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Диагностика межличностных отношений — (ДМО). Л. Н. Собчик. Вербальная методика диагностика межличностных отношений (ДМО) апеллируя, на первый взгляд, к осознаваемому Я, позволяет получать достаточно объективную информацию. Автор оригинального теста Т. Лири был последователем идей Г.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Диагностика и дифференциальный диагноз шизофрении — В диагностике шизофрении и ее отграничении от клинически сходных других психических заболеваний важную, часто решающую роль играет выявление характерных для шизофрении негативных изменений личности. Возникновение и нарастание эмоционального… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Диагностика — (гр. – распознавание, определение) – система способов выявления и измерения возрастных, половых и социально психологических особенностей отдельной личности и группы людей. С помощью диагностики определяется общий уровень развития человека,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Диагностика пенитенциарно-психологическая — Уже в 1920 30 х годах ученые пенитециаристы большое внимание уделяли разработке и технике изучения личности в условиях изоляции (Ю.Ю. Бехтерев Изучение личности заключенного. История, задачи, методика и техника , 1928). Кабинетами по изучению… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Диагностика самоактуализации личности — (САМОАЛ). Э. Шостром. Адаптация Н. Ф. Калины. Методика предназначена для выявления структурных компонентов самоактуализирующейся личности. Самоактуализация вершинный уровень психол. развития, к рый может быть достигнут, когда удовлетворены все… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Диагностика этнопсихологического статуса личности. Е. И. Шлягина, С. Н. Ениколопов — Предназначена для выявления этнопсихологического статуса личности. Под актуальным этнопсихологическим статусом (АЭПС) личности подразумевается степень выраженности и знак этнич. идентичности личности, направленность и содержание авто и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Диагностика альтруизма личности проективная — (ПДАЛ). Е. Е. Насиновская, В. В. Ким. Направлена на диагностику альтруистических установок личности, проявляющихся в эмоциональном, когнитивном и поведенческом аспектах. Теорет. основой методики является понимание механизма проекции как… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Диагностика социально-психологической адаптации. К. Роджерс, Р. Даймонд — Предназначена для выявления социально психол. адаптации личности. Опросник состоит из 101 утверждения, на к рые респондент отвечает в соответствии с прилагаемой схемой ответов: 0 это ко мне совершенно не относится; 2 сомневаюсь, что это можно… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Диагностика мотивационной структуры личности. В. Э. Мильман — Методика позволяет выявлять нек рые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к О., обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

психологическое обследование — это… Что такое психологическое обследование?

комплекс организационно-технических, диагностических, консультационных мероприятий, направленный на изучение психологических свойств и качеств личности.


* * *

Психологическое обследование проводится специалистами – клиническими психологами либо врачами, получившими специализированную подготовку по медицинской психологии. Главной задачей является выявление нарушений психических процессов – памяти, восприятия, внимания, мышления, оценка особенностей интеллекта и личностных свойств в целом. Важны те первоначальные, маловыраженные нарушения, которые могут еще не выявляться при клиническом обследовании. Например, с помощью специальных приемов, когда в начале шизофрении еще не проявились нарушения мышления, могут быть установлены характерные искажения процесса обобщения. При надвигающемся атеросклеротическом слабоумии тонкие нарушения памяти и внимания также могут быть установлены только с помощью специальных психологических методик. У больных с дефектами психики в целях реабилитации психологические исследования позволяют оценить наиболее сохранные стороны личности, навыки и умения. Специальные приемы предназначены для обнаружения тех болезненных переживаний, которые больной не раскрывает, например, скрытой депрессии или психотравмирующих ситуаций.

Направляя больного на психологическое обследование, необходимо сформулировать вопросы, в первую очередь интересующие врача и позволяющие выяснить уровень интеллекта, наличие нарушений мышления, характерных для шизофрении; изменений памяти и внимания, присущих органическому поражению мозга; личностных особенностей при неврозах и психопатиях.

Оценка уровня интеллекта чаще всего осуществляется с помощью теста Векслера.


На основании выполнения обследуемым заданий вычисляется коэффициент интеллектуальности – «ай кью» (10), официально принятый для этой цели Всемирной организацией здравоохранения. Средней нормой считается 100, но в современной здоровой популяции в развитых странах у большинства величина выше 100. Величины от 90 до 70 считаются областью пограничной, «низкой нормой», но не рассматриваются как слабоумие. К дебильности относят величины от 70 до 50, к имбецильности, глубокому слабоумию, – ниже 50.

Выявление искажения процесса обобщения как признака, характерного для шизофрении. При искажении обобщение осуществляется по несущественным признакам. Один из приемов, используемый для выявления искажения, состоит в том, что из 4х картинок с предметами требуется отобрать лишнюю, не подходящую к другим («четвертый лишний»). Например, на 3х картинках нарисованы цветы (роза, ромашка, сирень), а на 4й – фрукт (виноград). Больной шизофренией отбирает как лишнюю ромашку («все растут на кустах, а она на земле»). Однако подобный признак выявляется не у всех больных шизофренией и в то же время иногда встречается при шизоидной психопатии и акцентуации характера.

Нарушения памяти можно оценить с помощью таких простых приемов, как запоминание 10 слов, не связанных по смыслу. Возможность их воспроизведения проверяется сразу

(кратковременная память) и через несколько часов (долговременная память). Другими приемами проверяется воспроизведение коротких рассказов (смысловая память) или показанных картинок (зрительная память).

Нарушения внимания можно обнаружить с помощью корректурных проб (зачеркивание в тексте 1–2 определенных букв – учитываются пропуски и ошибки).

Выявление скрытой депрессии и тревоги может также достигаться разными приемами. В современной практике распространен цветовой тест М. Люшера (в норме предпочитаются красный, желтый, зеленый цвета, при депрессии – черный, серый, коричневый, фиолетовый). Некоторые личностные опросники имеют специальные шкалы депрессии. Для выявления тревоги также разработаны специальные приемы, например, шкала тревоги, разработанная Ж. Тейлором. По ответам на косвенные вопросы (наличие кошмарных сновидений и т. д.) судят о степени тревожности.

Оценка личностных особенностей производится чаще всего с помощью разработанного в США и адаптированного в нашей стране Миннесотского многопрофильного личностного опросника, имеющего сокращенное название – «эмэмпиай» – ММР1. С помощью такого метода можно выявить склонность к ипохондричности, депрессии, истерические, психастенические и другие особенности личности. Для диагностики типов характера у взрослых предназначен опросник Г. Шмишека, а у подростков – патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) ИвановаЛичко.

Выявление психотравмирующих факторов и болезненных переживаний, которые больной не раскрывает, бывает особенно важным как для диагностики и прогноза, так и для психотерапии. Зачастую для этого используются проективные методы. Среди них наиболее известна методика неоконченных предложений: обследуемому предлагают закончить фразы вроде «Супружеская жизнь кажется мне…», «Настоящий друг тот, кто…» и т. д. Применяется также тематический апперцепционный тест (ТАТ) – картинки с изображением различных ситуаций, которые испытуемый должен прокомментировать.

Оценка внутрисемейных отношений также может осуществляться методами психологической диагностики. Детям предлагают нарисовать их семью. По тому, как изображаются и где располагаются на листе члены семьи, понятны их отношение к ребенку и отношения между собой.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

диагноз психологический — это… Что такое диагноз психологический?



диагноз психологический

(diбgnosis, от греч. diбgnosis — распознание) — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Медицинское понимание диагноза, прочно связывающее его с болезнью, отклонением от нормы, отразилось и на определении этого понятия в психологии. В таком осмыслении Д. п. — это всегда выявление скрытой причины обнаружившегося неблагополучия. Подобные взгляды (например, в работах С. Розенцвейга (S. Rosenzweig)) приводят к неправомерному сужению предмета Д. п., из него выпадает все то, что связано с выявлением и учетом индивидуально-психологических различий в норме. Д. п. не ограничивается констатацией, а необходимо включает предвидение и выработку рекомендаций, вытекающих из анализа всей совокупности данных, полученных в ходе обследования в соответствии с его задачами. Предмет Д. п. — установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и в патологии. Важнейшим элементом Д. п. является необходимость выяснения в каждом отдельном случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М.


Г. Ярошевский.
1998.

диагноз психологический

— основная цель психодиагностики; конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования. Предмет диагноза психологического — установление различий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитие теории диагноза психологического — одна из важнейших задач психодиагностики. Важнейший элемент диагноза психологического — необходимость выяснения в каждом случае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента, каковы их причины и следствия. Диагноз может устанавливаться на разных уровнях. Первый уровень — симптоматический или эмпирический — ограничивается констатацией особенностей или симптомов (признаков). Этот уровень ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании коих непосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности непосредственно указать на их причины и место в структуре личности. Такой диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Второй уровень — этиологический — учитывает не только наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности, но и причины их появления. Третий уровень — высший — состоит в определении места и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходится ограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методах обычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь дальнейшего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

  • диагноз
  • диагностика

Смотреть что такое «диагноз психологический» в других словарях:

  • Диагноз психологический — (от греч. diagnosis  распознание)  «конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза… …   Википедия

  • Диагноз психологический — (в психологии развития) [греч. diagnosis распознавание, определение] установление индивидуально психологических характеристик и особенностей ребенка. Симптоматический (или эмпирический) диагноз ограничивается констатацией определенных… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — – выявление причин, недостатков или отклонений в деятельности личности (социальной группы) с целью устранения этих причин путем соответствующих коррективных воздействий психолого педагогического характера [10, c. 86;  26, c. 88; 67, c. 104; 80, c …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — конечный результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций,… …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • ДИАГНОЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ — выявление индивидуально психологических особенностей личности, выражающихся в ее поведении …   Юридическая психология: словарь терминов

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИАГНОЗ — (…от греч. diagnosis способный распознавать) основная цель психодиагностики; конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально психологических особенностей личности с целью оценки их… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Психологический диагноз — краткое заключение психолога о психическом состоянии военнослужащего, выраженное в терминах современной психологии. Является результатом всесторонней оценки психических функций, степени выраженности у данного человека комплекса определенных… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • психодиагностика — (от греч. psyche душа и diagnostikos способный распознавать) область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально психологических особенностей личности. Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» (Ф.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Психологическое заключение — Психологическое заключение  краткая психологическая характеристика состояния развития ребёнка на период обследования на основе данных объективного квалифицированного психодиагностического исследования. Содержание 1 Цель заключения 2 Виды… …   Википедия

  • ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ — деятельность психолога, конечным результатом которой является диагноз психологический …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

диагностика — это… Что такое диагностика?

        ДИАГНОСТИКА (от греч. diaqnostikos — способный распознавать) — когнитивная деятельность, состоящая в сопоставлении наблюдаемых признаков исследуемого объекта с системой априорно (нормативно) заданных эмпирических признаков с целью его идентификации и последующего проецирования на этот объект полученных ранее фактуальных и номологических знаний о нем или об однотипных с ним объектах.

        Объектом Д. всегда является единичная сущность (вещь, процесс или ситуация): клинический диагноз ставится не человеку вообще, а данному пациенту; заключение о состоянии финансовой дисциплины адресуют не организации как таковой, а определенной фирме или учреждению. Д. состоит в формировании когнитивного образа исследуемого (или искомого) объекта. Напр., собирая сведения о событии преступления, о людях, которые могли быть причастны к его совершению, следователь пытается «вычислить» на их основе индивидуальные «приметы» преступника, т. е. выстраивает его индивидуальный образ. Осматривая засохшее растение, ботаник заключает, что это магнолия, следовательно древесное растение с вечнозелеными листьями, душистыми цветами, и тем самым формирует его типологический образ.

        Специфика диагностического образа связана с исключительно важной ролью, которую в процессе его формирования играет априорное знание, т.е. такое, которое в качестве наличного, «готового» предшествует любому диагностическому поиску и канализирует его, предопределяя тем самым спектр возможных результатов этого поиска. На эту сторону познания обратил внимание уже Платон, полагавший, что наличие идеи квадрата, предданной уму человека, является обязательным условием восприятия им конкретной фигуры именно как квадрата. Аналогично механик должен предварительно изучить возможные причины сбоев в работе агрегата, чтобы затем осуществлять их Д.; физик не в состоянии распознать природу элементарной частицы, если ему не известны типовые характеристики ее «поведения» в экспериментальной ситуации.

        Конституирующим компонентом Д.


является процесс идентификации. Известные на сегодня модели идентификации предполагают: а) истолкование объекта Д. как «пучка» его признаков; б) ранжирование всех признаков по основанию «наблюдаемый — ненаблюдаемый»; в) ранжирование наблюдаемых признаков по их информативной значимости — «специфический—неспецифический», «постоянный—непостоянный»; г) определение критериев качественного и/или количественного характера, позволяющих произвести идентификацию выстраиваемого образа с самим объектом, т.е. создание алгоритма идентификации. Те апостериорные признаки, по которым происходит идентификация, называют идентификационными. Роль идентификационных признаков — репрезентативная: по их наличию либо отсутствию у диагностируемого объекта судят о наличии либо отсутствии у него ноуменальных (ненаблюдаемых) признаков, характеризующих сущностное содержание этого объекта. В Д. индивидуальности идентификация наступает тогда, когда у исследуемого объекта обнаруживается признак или некоторая совокупность таких признаков, относительно которых диагносту изначально известно, что они присущи только искомому объекту. В типологизирующей Д. идентификация означает обнаружение у объекта комплекса признаков, специфицирующих его в качестве элемента одного из таксонов определенной систематики (вида растений, типа элементарных частиц, нозологической формы болезни, вида уголовных преступлений и т. п.).

        Мысленный переход от обнаружения идентификационных признаков у объекта к признанию наличия у него соответствующего комплекса ноуменальных признаков позволяет диагносту приобрести новое знание об исследуемом объекте. Врач, констатируя наличие у пациента «внешних» проявлений определенной болезни, связывает с ними ноуменальное ее содержание — возможную причину и механизм развития; по обнаруженным при осмотре места преступления следовым отображениям (рук, обуви, транспорта и т.п.) криминалист заключает о таких обстоятельствах события преступления, прямых свидетелей которых может и не быть; физик по оставленному элементарной частицей треку в камере Вильсона судит о ее энергии (по длине трека), заряде (по кривизне трека), о скорости (по числу капелек на единицу длины трека).

        Основные этапы (звенья) диагностического исследования таковы: 1) осмысление проблемной ситуации, определение предмета, цели и задач исследования; 2) поиск источников и выбор методов получения фактуальной информации, сбор диагностически значимых исходных данных об объекте исследования; 3) первичная интерпретация полученной фактуальной информации и построение на этой основе нескольких предварительных диагнозов; 4) поиск дополнительных фактов об объекте, исключающих все диагнозы, кроме одного-двух наиболее правдоподобных; 5) критическая оценка оставшихся диагностических гипотез и выбор наиболее обоснованной из них в качестве окончательного диагноза. В целом данная последовательность воспроизводит хорошо известную закономерность научного поиска, за исключением одного: типовое содержание фактов, состав объяснительных гипотез и диагнозов, методы и средства исследования берутся диагностом из арсенала априорного, нормативно заданного предметного и методологического знания, а не изобретаются им самим.

        Методологическую основу Д. составляют принципы познания целого по его части, причины — по ее действию, внутреннего — по внешнему. Логической основой Д., т.е. механизмом включения объекта в таксон, проецирования ноуменального знания на объект и т.п., является умозаключение (вывод). Непосредственная цель Д. состоит в построении адекватного образа объекта в границах избранного предмета исследования. Такой образ в медицинской терминологии называют диагнозом. Диагноз ориентирован на сугубо практические задачи; описание и оценка состояния объекта, причин и динамики структурно-функциональных изменений в нем позволяют принять соответствующие управленческие решения, произвести рациональные преобразования в этом объекте, изменить его положение и роль в окружающей среде.

        Природа Д. как универсальной эпистемической практики выявляется при соотнесении Д. и научного исследования. Диагност, встретив незнакомый объект, сначала пытается осмыслить его в системе теоретического и эмпирического знания, методологического инструментария, которые успешно использовались ранее. Но все это лишь шаг к тому, чтобы вплотную приблизиться к границе неведомого, точно определить, что именно и почему не может быть интерпретировано (понято, оценено) в границах прежних знаний. Поэтому успешная Д. предполагает обширные познания в соответствующей области науки, систематичность и логическую строгость ума, способность применять стандартные правила и алгоритмы к конкретной ситуации. Научное исследование также немыслимо без этих качеств, однако они должны сочетаться с критичностью ума, развитостью воображения и интуицией. Для науки более характерна интенция, противоположная диагностике: исследование единичных объектов подчинено задаче выработки нового теоретического знания. Это не означает, что Д. имеет исключительно нетворческий, рутинный характер. Когда некоторый образец, или стандарт, проецируется на конкретный единичный объект, требуется творческое усилие, сопряженное со способностью так переосмыслить ситуацию, чтобы усмотреть в единичном, случайном и изменчивом — общее, закономерное и устойчивое

        (И. Кант называл этот креативный акт способностью суждения).

        В научной и философской литературе широко представлены исследования по дисциплинарным (отраслевым) Д. — медицинской, психологической, социологической, криминалистической, технико-инженерной и т.п. Однако преимущественно прикладной характер этих исследований и их слабое философское осмысление не позволяют аккумулировать полученные в них позитивные результаты, транслировать их на другие отраслевые Д. Эту задачу призвана решать философская теория Д.

        Е.А. Кроткое, Т.В. Носова

        Лит.: Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М., 1984; Горелик А.Л., Гуревич И.Б., Скрынкин В.А. Современное состояние проблемы распознавания. М., 1985; Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии. Очерк истории и теории. М., 1993; Дубровин СВ. Методологические аспекты криминалистической диагностики. М., 2002; Кроткое ЕА., Царегородцев Г.И., Афанасьев ЮМ. Рациональная медицина: универсальные алгоритмы врачебной диагностики. Белгород, 2004; Кроткое Е.А. Диагностическое познание. Белгород, 2006; Кроткое Е.А., Носова Т.В. Диагностическое познание // Эпистемология & философия науки. 2006. Т. X. № 4; Soumelidis A., Nagy I., Kiss К. and Piacsek I. Knowledge representation and diagnostical inference in PWRa using structural and functional information, Proc. Of IAEA Specialists’ Meeting on «Early Failure Detection and Diagnosis in Nuclear Power Plants — Systems and Operational Experience» (Dresden, GDR), 1989, P. 284—294; Nagy I., Soumelidis A. and Bokor . Knowledge representation and inference in noise diagnostic expert systems, Symposium on Nuclear Reactor Surveillance and Diagnostics (Gatlinburg, Tennessee), 1991. SMORNVI. P. 62.02—62.12


Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация».
И.Т. Касавин.
2009.

Клиническая психология

Клиническая психология

  • Участники
  • Темы
  • Публикации и базы данных
  • Центр психологической помощи
  • Новости и события
  • Наука
  • Образование
  • Карьера
  • Об APA
  • Клиническая психология — это психологическая специальность, которая обеспечивает непрерывную и всестороннюю помощь в области психического и поведенческого здоровья отдельным лицам и семьям; консультации с агентствами и сообществами; обучение, образование и контроль; и практика, основанная на исследованиях.Это обширная специальность, которая в широком смысле включает тяжелую психопатологию, и отличается комплексностью и интеграцией знаний и навыков из широкого спектра дисциплин внутри и за пределами собственно психологии. Сфера клинической психологии охватывает людей всех возрастов, множественного разнообразия и различных систем.

    Расширенные научные и теоретические знания по специальности

    • Понимание психопатологии и рекомендаций по диагностике / вмешательству.
    • Проблемы психического здоровья на протяжении всей жизни, основанные на твердом понимании психопатологии.
    • Оценка: способность интегрировать и синтезировать данные личностных тестов с дополнительными стандартизированными мерами оценки.
    • Консультации: возможность проконсультироваться с другими специалистами в области здравоохранения и психического здоровья и организациями по вопросам тяжелой психопатологии, самоубийства и насилия.
    • Исследовательская база: участие в конкретных исследованиях и критический обзор науки, знаний и методов, относящихся к тем областям, которые определены как отличные от клинической психологии.

    Параметры для определения профессиональной практики в клинической психологии

    Население

    Клиническая психология как специальность предоставляет услуги отдельным лицам и семьям на протяжении всей жизни и из всех этнических, культурных и социально-экономических слоев, а также групп и сообществ.

    Проблемы / Проблемы

    Специальность клиническая психология занимается проблемами поведенческого и психического здоровья, с которыми сталкиваются люди на протяжении всей жизни, включая:

    • Интеллектуальная, эмоциональная, психологическая, социальная и поведенческая дезадаптация.
    • Инвалидность и дискомфорт.
    • Незначительные проблемы адаптации, а также тяжелая психопатология.
    Процедуры
    • Оценка: диагностическое интервью, оценка поведения, проведение и интерпретация результатов психологических тестов
    • Вмешательство (первичный, вторичный и третичный уровни): клинические услуги отдельным лицам, семьям и группам
    • Консультации: меж- и внутрипрофессиональная практика с другими специалистами и организациями в области здравоохранения и психического здоровья
    • Исследования: участие в конкретных исследованиях и критический обзор науки, знаний и методов, относящихся к клинической психологии.

    Дата создания: 2008

    .

    Страница не найдена

    ONLINESTUDIES

    ONLINESTUDIES

    На базе Keystone

    Войти

    Регистр

    • В сети

    • Мастер

    • кандидат наук

    • Закон

    • Холостяк

    • MBA

    .

    Страница не найдена

    ONLINESTUDIES

    ONLINESTUDIES

    На базе Keystone

    Войти

    Регистр

    • В сети

    • Мастер

    • кандидат наук

    • Закон

    • Холостяк

    • MBA

    .

    Страница не найдена

    MASTERSTUDIES

    МАГИСТРАТУРА

    На базе Keystone

    Войти

    Регистр

    • Мастер

    • кандидат наук

    • Закон

    • Холостяк

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *