МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ТИПА САМООЦЕНКИ ДОШКОЛЬНИКА «ЛЕСЕНКА»
Методика диагностики типа самооценки
дошкольника «Лесенка»
Стимульный материал: нарисованная на бумаге лесенка с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки.
Инструкция. Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему.
Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка). После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Отметь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)».
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т. д.
Оценка результатов: тип самооценки определяют по таблице.
Показатели типа самооценки дошкольников
Способ выполнения задания
Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его так же; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала»
Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, не зависящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный»
Завышенная
самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и до-стижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже
Адекватная
самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала»
Заниженная самооценка
Диагностика УУД. Методика «Лесенка»
Диагностика УУД
Методика «Лесенка».
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме
Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки.
Рисунок к методике «Лесенка»
Инструкция:
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представьте, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Обработка результатов:
При анализе полученных данных исходите из следующего:
Ступенька 1 – высокий уровень (завышенная самооценка).
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой.
Ступеньки 2-4 – средний уровень (адекватная самооценка).
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность — это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 5 -7 – низкий уровень (заниженная самооценка). Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье). Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Методика «Лесенка» для определения уровня коммуникативности детей путем определения самооценки
Методика «Лесенка»
Цель диагностики: узнать уровень коммуникативности детей, путем определения самооценки.
Метод проведения диагностики: опросный лист.
Срок проведения: октябрь 2014 г; январь 2015 г.
Количество диагностированных: 15 человек.
Диагностику провела: Жаркой Г.П. учитель начальных классов
Инструкция к проведению теста «ЛЕСЕНКА»:
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка.
Ребенку дается следующая инструкция:
— Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представь себе, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок».
Обработка результатови интерпретация:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 7%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». соответствующему реальным возможностям ребёнка
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Диагностическая карта
Дата проведения12 октября 2014г.
Заниженная самооценка
14
Адекватная самооценка
Адекватная самооценка
15
Низкая самооценка
Заниженная самооценка
16
Адекватная самооценка
Адекватная самооценка
Завышенная самооценка
Адекватная самооценка
Заниженная самооценка
Низкая самооценка
Резко заниженная самооценка
31,2%
37,5%
—
12,5%
18,7%
—
75%
12,2%
12,2%
—
Вывод: В результате диагностирования в октябре было установлено, что 31,2% детей имеют завышенный уровень самооценки.Поскольку в завышенной самооценке нет ничего хорошего, следующая задача заключается в приведении самооценки к адекватному уровню, соответствующему реальным возможностям ребёнка, то есть в одних случаях повысить, в других – понизить.
Для развития у детей адекватной самооценки и коммуникабельности необходимо создание атмосферы психологического комфорта и поддержки, не только в школе, но и в семье — первостепенно. Родители должны стремиться оценивать детей, не сравнивая между собой, а ориентировать на индивидуальные достижения, давая соответствующие разъяснения.
В результате диагностирования в январе было установлено, что 75% детей имеют адекватный уровень самооценки, 12,2%детей с заниженной самооценкой и 12,2% — низкой самооценкой.
Как выяснилось в ходе бесед с данными детьми ,они не умеют общаться со сверстниками, так как дети не посещали детский сад ,воспитывались дома.
Нужно и дальше работать с детьми и родителями по повышению уровня соответствующему реальным возможностям учащихся.
Диагностическая методика для 1 класса «Лесенка»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник:
Все учебники
Выберите тему:
Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
450460
Похожие материалы
Оставьте свой комментарий
Методика «Лесенка»В.Г.Щур | Блог Сергея Минакова
Описание методики
Цель методики — исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Процедура проведения
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Стимульныйматериал
Инструкция
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Спросите у ребенка почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Процедура проведения
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Высокая самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Реалистичная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 3-ю или 4-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к реалистичной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Для детей 7-10 лет реалистичной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества — в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку — ребенок чувствует себя более уверенным в себе, защищен психологически, эмоционально благополучен.
Дошкольник, еще сам себя оценивать не может, он оценивает себя так, как оценивают его окружение и значимые для него люди, его семья.
Тест (1 класс): Проективный тест «Лесенка»
Методика «Лесенка»В.Г.Щур
Описание методики
Цель методики — исследование самооценки детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Процедура проведения
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Стимульныйматериал
Инструкция
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Процедура проведения
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества — в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.
Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку — ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Ф.И._______________ Класс__________
Дата ______
Ф.И._______________ Класс__________
Дата ______
Ф.И._______________ Класс__________
Дата ______
«Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите, из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.
Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.
Материал на тему: Диагностика самооценки «Лесенка»
Диагностика самооценки
«Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1 класс.
Дата: Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.
Ф.И учащихся | Сам ставит | Учитель | Мама | Папа | Оценка | |
1 | Бадмаев Мэргэн | 4 | 8 | 7 | 7 | Адекватная самооценка |
2 | Балданова Алтана | 9 | 8 | 10 | 10 | Завышенная самооценка |
3 | Банзарханов Аюр | 5 | 6 | 6 | 7 | Адекватная самооценка |
4 | Буянтуева Ирина | 4 | 4 | 5 | 4 | Адекватная самооценка |
5 | Гармаев Чингис | 8 | 9 | 8 | 9 | Завышенная самооценка |
6 | Гомбоева Александра | 8 | 9 | 10 | 9 | Завышенная самооценка |
7 | Жамсуев Баян | 5 | 6 | 6 | 7 | Адекватная самооценка |
8 | Соктоев Бэлигто | 4 | 4 | 5 | 4 | Адекватная самооценка |
9 | Соктоев Максим | 4 | 4 | 5 | 4 | Адекватная самооценка |
10 | Цыренжапова Айлана | 5 | 6 | 6 | 7 | Адекватная самооценка |
11 | Ганжуров Хэшэгто | 4 | 4 | 5 | 4 | Адекватная самооценка |
12 | Цыренов Аламжи | 8 | 9 | 8 | 9 | Завышенная самооценка |
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
Что такое диагностическая оценка? Вот все, что вам нужно знать.
Что такое диагностическая оценка?
Диагностические оценки являются предварительными тестами. Обычно они служат барометром того, сколько предварительно загруженной информации имеется у студента по теме. Слово «диагноз» определяется как анализ характера или состояния ситуации, и именно так учителя обычно их используют.
Диагностические тесты помогают узнать учителю (и ученику), что они знают и не знают о предстоящей теме.Это помогает учителю составлять основу планирования урока и определять области, на которые может потребоваться больше или меньше времени.
Компоненты диагностической оценки
- Происходит в начале раздела, урока, квартала или периода времени.
- Цель понимания текущего положения учащегося для обеспечения эффективного обучения
- Определить сильные стороны и области, в которых можно улучшить учащегося
- Оценки с низкими ставками (обычно не считаются оценкой)
Разница между диагностическим и формирующим оцениванием
Хотя как диагностические, так и формирующие оценки направлены на информирование учителей для более эффективного обучения, они подчеркивают различные аспекты.Формирующие оценки проводятся во время раздела, чтобы оценить, как учащиеся усваивают материал, преподаваемый учителем (нажмите здесь, чтобы узнать больше). Перед этим проводятся диагностические оценки, в которых анализируется то, что учащиеся узнали в прошлом, много раз от разных учителей или классов. Оба очень полезны для учителя, и результаты используются для определения областей, которым необходимо уделять больше внимания в будущем обучении.
Примеры диагностической оценки
В начале раздела по Древней Греции учитель может провести предварительный тест, чтобы определить, знает ли класс основы географии, истории или культуры.Ответы класса определят, с чего начинает учитель и сколько времени посвящено определенным темам. Учитель может узнать из этой диагностической оценки, что многие ученики уже имеют знания о культурных аспектах Греции, но мало знают о ее истории. Исходя из этого, они могут скорректировать план урока, чтобы уделять немного больше времени истории и истокам Древней Греции и немного меньше культуре.
Помните
Еще одно ценное использование предварительного диагностического теста — дать ученикам представление о том, что они узнают к концу периода обучения.В сочетании с итоговым тестом их оценка на предварительном тесте покажет учащимся, сколько знаний они приобрели. Это может стать мощным средством повышения уважения к ученикам. Фактически, некоторые учителя даже используют одно и то же предварительное и последующее тестирование, чтобы сделать эту разницу более очевидной. Эта стратегия предоставляет отличные данные об успеваемости студентов и является надежным способом измерения и анализа роста за год.
Шкала оценок для диагностической оценки обычно не основана на количестве правильных ответов и не имеет большого значения для итоговой оценки учащегося.Вы можете считать этот тип теста оценкой с низкими ставками для учащихся.
Инструменты диагностической оценки
Учителя, использующие Edulastic, разрабатывают диагностические тесты различными творческими способами, включая вводные задания, а также классические «викторины» с несколькими вариантами ответов или технически усовершенствованные. Функция автоматической оценки в Edulastic позволяет мгновенно узнать, сколько информации уже известно всему классу.
Мне нравится использовать @Edulastic, чтобы подготовиться к онлайн-тестированию во время повторного урока! рис.twitter.com/hhu8s0HqJM
— Mrs Bell (@MrsBellWHS) 7 декабря 2017 г.
Диагностические оценки проводятся в самом начале, чтобы оценить предварительные знания.
Вдохновляйтесь!
Вот несколько примеров отличных диагностических тестов из библиотеки Edulastic. Если они применимы к вашему классу, не стесняйтесь их использовать. Если нет, поищите других в библиотеке экзаменов или используйте их как отправную точку для создания своего собственного!
Предварительный тест на прямые и обратные пропорции
7 класс, математика, 16 вопросов
Предварительный просмотр / доступ
Предварительный тест «Планета Земля»
4 класс, естественные науки, 19 вопросов
Предварительный просмотр / доступ
Существительные, местоимения и прилагательные. Диагностический предварительный просмотр
8 класс, ELA, 16 вопросов
Предварительный просмотр / доступ
Диагностика социальных исследований
6 класс, общественные науки, 66 вопросов
Предварительный просмотр / доступ
Предварительный тест поэзии
ELA, 5 вопросов
Предварительный просмотр / доступ
Введение в статистику Предварительный тест 6 класс, математика, 7 вопросов
Предварительный просмотр / доступ
.
ОЦЕНОК — САМООЦЕНКИ | NBME
Перейти к основному содержанию
ЛОГИН АККАУНТА
Поиск
АВТОРИЗОВАТЬСЯ
Основная навигация
- Продукты для оценки
- Оценить и узнать
- Предметные экзамены
- Индивидуальные услуги по оценке
- Услуги самооценки
- Международные фонды медицины
- Лицензирование
- Предварительная экспертиза
- СМОТРЕТЬ ВСЕ ПРОДУКТЫ
- Оценить и узнать
- Сервисы
- Мастерские
- Данные запроса
- Глобальные программы
- ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ УСЛУГИ
- Исследовательская работа
- Научная библиотека
- СМОТРЕТЬ ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Сдача экзамена
- Предметные экзамены
- Услуги самооценки
- Международный фонд медицины®
- Экзамен на получение медицинской лицензии в США® (USMLE®)
.
Услуги самооценки | NBME
Перейти к основному содержанию
ЛОГИН АККАУНТА
Поиск
АВТОРИЗОВАТЬСЯ
Основная навигация
- Продукты для оценки
- Оценить и узнать
- Предметные экзамены
- Индивидуальные услуги по оценке
- Услуги самооценки
- Международные фонды медицины
- Лицензирование
- Предварительная экспертиза
- СМОТРЕТЬ ВСЕ ПРОДУКТЫ
- Оценить и узнать
- Сервисы
- Мастерские
- Данные запроса
- Глобальные программы
- ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ УСЛУГИ
- Исследовательская работа
- Научная библиотека
- СМОТРЕТЬ ВСЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Сдача экзамена
- Предметные экзамены
- Услуги самооценки
- Международный фонд медицины®
.
Инструменты диагностической оценки на английском языке
Инструменты диагностической оценки на английском языке предназначены для оценки изучения английского языка учащимися на этапе подготовки ко второму году.
Они позволяют учителям:
- контролировать успеваемость учащихся в одном или нескольких режимах английского языка для всех учащихся Раннее развитие грамотности
- получить дополнительную диагностическую информацию о сильных сторонах и проблемах учащихся в обучении английскому языку
- планировать и отслеживать влияние программ обучения и повышения грамотности в течение года.
Инструменты включают в себя оценки от Базового до Викторианского уровня учебной программы 4 и могут быть использованы с учащимися более поздних классов начальной школы, где это необходимо.
Доступ к инструментам
Инструменты и соответствующая документация доступны через Insight Assessment Platform.
Инструменты диагностической оценки на английском языке (безопасный веб-сайт) — могут получить доступ сотрудники государственной школы штата Виктория, используя свое имя пользователя и пароль электронной почты.
Инструменты и режимы для оценивания
Студентам, работающим в рамках программы Victorian Curriculum Levels Foundation, доступны два типа инструментов — 4:
- Инструменты для раннего овладения английским языком
- Инструменты для мониторинга прогресса
Инструменты используют видео и онлайн-тексты для оценить три режима викторианской учебной программы английского языка: чтение и просмотр, письмо и устная речь и аудирование.Они особенно полезны для студентов, которые работают за пределами типичного диапазона способностей для их возраста.
Инструменты могут использоваться как автономные инструменты диагностики или в дополнение к
English Online Interview, и их можно использовать в любое время в течение года.
Руководства по администрированию включены, чтобы помочь пользователям выбрать инструменты для удовлетворения потребностей студентов на индивидуальной основе.
Выполнение всех задач в инструменте оценки предоставит ориентировочный уровень викторианской учебной программы.Однако учителя могут выбрать использование части инструмента оценки для поддержки оценки определенных навыков чтения и просмотра, письма, разговорной речи и аудирования. Выбирая этот вариант, учителя будут получать информацию об оценке для информирования своего преподавателя, но не получат ориентировочный балл по Викторианской учебной программе.
Ранняя грамотность
Ранняя грамотность в английском Инструменты относятся к конкретным навыкам и оценивают возникающие навыки грамотности, которые развивают навыки чтения, письма, разговорной речи и аудирования.Инструменты для ранней грамотности в английском языке включают девять оценок, охватывающих:
- букв алфавита
- понимание текста
- понятий печати
- фонем
- слушание и вспоминание
- устный язык
- фонологическая осведомленность
- чтение
- письмо.
Все эти инструменты настраиваются индивидуально, и их выполнение занимает от 2 до 10 минут. Для каждого инструмента предоставляется руководство по администрированию и маркировке и несколько вспомогательных текстов.Они предоставляют всю информацию, необходимую для выбора, администрирования и маркировки инструмента, а также дальнейшие советы.
Эти инструменты предназначены для учащихся, которые продвигаются к уровню Викторианской учебной программы Foundation, но они разделены на три уровня: начало (значительно ниже Foundation), продвижение (к Foundation) и продвижение к уровню 1 викторианской учебной программы.
Каждый из инструментов включает одна или несколько задач на каждом уровне. Инструменты описаны в следующих документах:
Инструменты диагностической оценки на английском языке — Список инструментов оценки
Задачи оценки в инструментах ранней грамотности в английском языке нацелены на конкретные навыки и, следовательно, предоставляют конкретную информацию для ориентировочного уровня викторианской учебной программы.
Инструменты мониторинга прогресса
Инструменты мониторинга прогресса могут использоваться для отслеживания успеваемости учащихся и определения областей, требующих особого обучения для учащихся, работающих в рамках программы Victorian Curriculum Levels Foundation — 4 по чтению и просмотру, письму, устной речи и аудированию.
Чтение и просмотр
Существует четыре инструмента оценки чтения, разработанные для определенных уровней учебной программы викторианской эпохи. Каждый уровень инструмента чтения имеет следующий объем:
- пять текстов разной степени сложности в рамках Викторианской учебной программы Уровень
- диапазон типов текста, включая образный, информационный и аргументный
- диапазон навыков чтения, включая поиск информации , связывающая информация; глобальное понимание, делать выводы и размышлять над текстом
- вопросов различной сложности, как правило, в рамках Викторианской учебной программы Уровень
- вопросов, которые затрагивают ключевые проблемы по каждому тексту
- вопросов, которые затрагивают соответствующие аспекты викторианской учебной программы стандарта для уровня ,
Письмо
Эти инструменты ориентированы на способность учащихся создавать первые наброски полных текстов для различных целей и демонстрировать соответствующие навыки планирования и редактирования в повествовательном написании, информационных отчетах и убедительном письме. Списки слов возрастающей сложности и ряд вариантов написания также включены, чтобы предоставить информацию о навыках и стратегиях правописания учащихся.
Есть девять инструментов письменной оценки на выбор.Каждый инструмент включает в себя стимулирующий материал и письменное задание с письменными и устными инструкциями.
Разговорная речь и аудирование
Эти инструменты ориентированы на всестороннее понимание устного слова и охватывают пересказ устного языка, пересказ понимания и разговора на устном языке.
Есть пять инструментов для разговора и аудирования на выбор. Инструменты администрируются в виде цифровых текстов, в которых студент является виртуальным участником, либо в качестве аудитории, либо в качестве наблюдателя за обсуждением.
Каждое оценивание может быть выполнено отдельным человеком, небольшой группой или классом, и его проведение занимает от 10 до 60 минут. Каждый инструмент соответствует трем уровням: викторианская учебная программа уровня 2, викторианская учебная программа уровня 3 и викторианская учебная программа уровня 4 с некоторым перекрытием уровней.
Онлайн-курс обучения: Анализ данных EOI для улучшения результатов
грамотности
Онлайн-курс по анализу данных EOI для улучшения результатов грамотности предназначен для учителей, использующих:
- English Online Interview (EOI)
- Инструменты диагностической оценки в Английский язык (ДАТА)
- и другие ресурсы Департамента, которые выявляют трудности обучения грамоте у молодых студентов.
Эта учебная программа:
- поможет вам интерпретировать, выявлять, измерять и устранять пробелы в возможностях
- предоставит вам информацию о причинах трудностей с ранней грамотностью. Интервью может помочь выявить учащихся с трудностями в обучении грамоте,
- проинформирует вас о некоторых других инструментах, ресурсах и поддержке, доступных для обучения учащихся, нуждающихся в дополнительной поддержке.
Получить совет
Запросы о доступе к инструментам и вспомогательным материалам можно направлять по адресу:
[email protected]
Дополнительная литература
Информация о том, как получить доступ к записям оценки на платформе Insight Assessment Platform:
Инструменты диагностической оценки на английском языке. Совет
В этом обзоре литературы размещены инструменты диагностической оценки на английском языке. проект в рамках текущего исследования, сосредоточенный на областях ранней грамотности, чтения, разговорной речи и аудирования, чтобы подчеркнуть важность проекта в растущей области исследований грамотности в раннем возрасте.Инструменты, разработанные для этого проекта, отражают последние достижения в обучении в первые годы школьного обучения и практики оценивания, а в некоторых случаях предлагают новаторские примеры материалов для тестирования, которые могут служить ориентиром для будущих исследований.
Инструменты диагностической оценки на английском языке — Обзор литературы
.