Дети раннего возраста: особенности развития, деятельность и обучение

Содержание

Консультация (младшая группа): «Психологические особенности детей раннего возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад комбинированного вида №24» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

                                       

Консультация для родителей

«Психологические особенности детей раннего возраста»

                                                                                     

                                                                                         Составил воспитатель

       Яфонкина К.М.

Нижнекамск РТ

2015г


Малыш раннего возраста уникален. Его возрастные и психологические особенности отличаются от особенностей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, т. к. каждый возрастной период имеет свою специфику.

Период от 1 года до 3 лет – это следующий этап в развитии ребенка – это психологическое отделение от матери – и наступает уже раннее детство. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания.

Развитие психических функций:

Этот период считается сензитивным периодом к усвоению речи.

Речь к 3 годам речь ребенка приобретает предметное значение и в связи с этим появляются предметные обобщения. Быстро растет активный и пассивный словарь. К 3 годам ребенок понимает практически все.

Восприятие. В раннем возрасте развиваются другие психические функции – восприятие, мышление, память, внимание. Доминирует восприятие. Это означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Поведение детей является полевым, импульсивным; ничто из того, что лежит вне наглядной ситуации, их не привлекает. До 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие. Присутствуют элементарные формы воображения. Маленький ребенок не способен что-то выдумать, солгать. Восприятие аффективно окрашено – в связи с этим характерно импульсивное поведение. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Ребенок видит вещь, она его привлекает и благодаря этому начинает разворачиваться импульсивное поведение – достать ее, что-то с ней сделать.

Память. В основном, это узнавание, нет опоры на прошлый опыт.

Действия и мышление. Мышление в этот возрастной период принято называть наглядно-действенным. Оно основывается на восприятии и действиях, осуществляемых ребенком. И хотя примерно в 2-летнем возрасте у ребенка появляется внутренний план действий, на протяжении всего раннего детства важной основой и источником интеллектуального развития остается предметная деятельность. В совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает способы действия с разнообразными предметами.

Основным видом деятельности ребенка является предметная деятельность, в процессе которой ребенок знакомится с различными свойствами предметов; продолжается его сенсорное развитие.

В игровой комплекс ребенка второго года жизни должны входить такие игрушки, как: кубики, мячи, пирамидки, матрешки, доски с вкладышами различной геометрической формы, строительный материал разного размера.

Ведущая деятельность в этот период – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет, а манипулирует предметами, в том числе игрушками, сосредоточиваясь на самих действиях с ними. Тем не менее, в конце раннего возраста игра в своих первоначальных формах все же появляется игра с сюжетом. Это так называемая режиссерская игра, в которой используемые ребенком предметы наделяются игровым смыслом. Для развития игры важно появление символических или замещающих действий.

Эмоциональное развитие. Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит из своих собственных желаний, совершенно не учитывая желания другого. Эгоцентризм. Не умеет сопереживать. Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. В конце этого периода, при приближении к кризису 3 лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным – и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом. Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя – простейшая, первичная форма самосознания. Сознание «я», «я хороший», «я сам» и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период – кризис 3 лет.

В раннем детстве ребенок активно познает мир окружающих его предметов, вместе со взрослыми осваивает способы действий с ними. Его ведущая деятельность – предметно-манипулятивная, в рамках которой возникают первые примитивные игры. К 3 годам появляются личные действия и сознание «я сам» — центральное новообразование этого периода. Возникает чисто эмоциональная завышенная самооценка. В 3 года поведение ребенка начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, в которую он погружен, но и отношениями с другими людьми. Хотя его поведение остается импульсивным, появляются поступки, связанные не с непосредственными сиюминутными желаниями, а с проявлением «я» ребенка.

Таким образом к 3 годам среди мыслительных операций важнейшими являются:

1) называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко);

2) группировка предметов одного цвета, формы, размера;

3) сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);

4) выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);

5) координация движений рук и зрения;

6) формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

Важным моментом в воспитании ребенка третьего года жизни является обязательное подкрепление всего увиденного им другими методами. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком, он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

Консультация (младшая группа) на тему: Психологические особенности детей раннего возраста от 1 до 3 лет

Новообразования возраста:

  • начатки самосознания,
  • развитие Я-концепции,
  • самооценка.

          Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

       Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

Половая идентификация.

      К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

     Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

Возникновение самосознания.

      К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается признание со стороны взрослых, т.е. формируется самооценка. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Усвоение языка.

Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.

Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

    Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

     

Страхи.

      У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается все новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут опасаться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может унести их с собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, медленно сдувающийся воздушный шарик – все это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или движущимися машинами, многие боятся спать в одиночестве.

       Обычно страхи исчезают со временем сами по мере освоения ребенком более тонких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпимость, гнев родителей могут лишь усугубить детские страхи и способствовать появлению у ребенка чувства отверженности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Более эффективным способом является постепенное приучение их к общению с предметами, вызывающими страх, а также наглядный пример.

Базовая потребность возраста.

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

 Развитие эмоций.

В раннем возрасте происходят важнейшие изменения в психическом развитие детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Важной характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребенка. Его эмоции, формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, еще не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. В связи с этим предпочтителен мягкий, спокойный стиль общения с ребенком, бережное отношение к любым проявлениям его эмоциональности.

Вид деятельности.

В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная игра, она оказывает влияние на все сферы психики детей, определяя во многом специфику их общения с окружающим. Происходит развитие восприятия детей, определяемое тремя основными параметрами:

  • рассматривание предметов;
  • ознакомление с сенсорными эталонами;
  • сравнение предметов с ними.

Общение.

Большое значение для развития личности ребенка раннего возраста имеет общение со взрослыми. Родителям надо помнить, что представления о себе, первая самооценка малыша в это время тождественны той оценке, которую дают ему взрослые. Поэтому не следует постоянно делать ребенку замечания, упрекать его, так как недооценка стараний может привести к неуверенности в себе и снижению желания осуществлять любую деятельность.

Для малыша очень важно постоянство окружающего его мира. Поэтому следует уделять особое внимание режиму дня ребенка. Режим дня ребенка должен соответствовать режиму дня в детском саду.

Общеизвестно, что у каждого ребенка есть свои особенности, да и условия жизни различны в разных семьях, поэтому не может быть универсальных советов и рекомендаций для родителей любого ребенка. Однако понимание родителями основных закономерностей развития детей, своевременное осуществление воспитательных воздействий позволяют решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребенка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии. Таким образом, то, в каком направлении пойдет развитие ребенка, зависит от взрослых, вернее, от их отношения к его действиям. Причем активное участие взрослых в воспитании ребенка – это не обязательно вмешательство и контроль. В растущем человеке в первую очередь надо видеть личность с собственными формирующимися взглядами и с собственным пониманием действительности.

Для этого, как подчеркивает Т.И. Чиркова, необходимо:

  • Обеспечить эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в семье, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере в возможности малыша.
  • Окружить ребенка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью.
  • Дать малышу духовную пищу, открыть ему мир музыкальных звуков, красок, цвета.
  • Предоставить свободу его действиям в безопасном пространстве.
  • Не ограничивать его в экспериментировании.
  • Быть терпеливыми, не спешить учить ребенка по своей программе и своей логике; дать ему возможность сначала действовать так, как он может.
  • Утолять его жажду в познании всего вокруг, признавая важность его прикосновения к вещам, его стремления сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира.
  • Задайте себе вопросы: «Какой он, мой малыш, что он чувствует, о чем  думает, чему радуется, а чему печалится и т.д.». Если вы сможете, наблюдая за ребенком, ответить хотя бы на часть из них, то обязательно достигнете цели по развитию личности своего малыша.
  • Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день.
  • Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения.
  • Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.
  • Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Постарайтесь не перебивать его, поправляя     произношение и порядок слов.
  • При любом действии с ребенком самое главное – это доброжелательное общение с ним. От взрослого требуется не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.
  • Необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком.
  • Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично и косвенно. Сделайте так, чтобы недостаток, на который вы хотите указать, выглядел бы легко исправимым, а дело, которым вы хотите увлечь ребенка, доступным для его выполнения.
  • Хвалите ребенка за его скромные успехи, но будьте при этом искренни, так как перехваливание тоже имеет свои негативные последствия.
  • Старайтесь не давать приказаний, команд. Лучше договориться, посоветоваться, направить малыша на нужное действие.
  • Не стоит бранить ребенка, обещать наказать его. Лучше научить, как исправить ситуацию, или сделать это вместе с ним.
  • Старайтесь не злоупотреблять постоянным утешением ребенка.
  • Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, поскольку развитие каждого из них идет своим индивидуальным путем.

Быть отцом или матерью – одно из самых важных, а иногда и самых недооцененных занятий в мире. Мы надеемся, что вы будете для своего ребенка первым и самым лучшим и важным воспитателем. Помните, что малыш беззащитен перед взрослым, он безгранично верит вам и ждет от вас только хорошего.

Воспитание – длительный процесс, который не может дать немедленных результатов. Поэтому будьте терпеливы. Помните, что воспитание ребенка начинается с его рождения, и нельзя терять ни минуты. Главное – сделать ребенка счастливым! Помните, что судьба ребенка в ваших руках!

Консультация: Доклад на тему: «Проблемы раннего возраста»

Управление образования Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва

Доклад на тему:

«Проблемы раннего детства:

плюсы и минусы»

Воспитатель: Талганчык Айланмаа Мукуужуковна

Август  2015г

Дети раннего возраста — очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. Наблюдать за ними — одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он быстро развивается. Что для этого нужно? Прежде всего — обеспечить внутреннее эмоциональное благополучие малыша.

Раннее детство (1-3 лет) – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.

Проблемы раннего развития ребенка исследовали: Лупан, Мухина, Эльконин, Венгер, Миллер, Выготский и др. М. Ибука пришел к выводу, что способности  и характер  человека  не  предопределены  от  рождения,   а   большей   частью формируются в определенный период его жизни. Исследования физиологии  мозга,с одной стороны, и детской психологии –  с  другой,  показали,  что  ключ  к развитию умственных способностей ребенка – это его личный  опыт  познания  в первые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Все зависит  от стимуляции  и  степени  развития  головного  мозга  в  решающие  годы  жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста.

Единственная цель раннего развития – дать  ребенку  такое  образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым.

По мнению Ибуки, основная цель раннего  развития  –  это  предотвратить появление несчастных  детей.  Мозг  новорожденного  ребенка  –  чистый  лист бумаги. И от того, что будет записано  на  этом  листе,  зависит,  насколько одаренным будет ребенок. Период, когда связи между клетками формируются наиболее активно, —  это период от 0 до 3 лет, к 3-м годам мозг достигает 80%  взрослого  потенциала, к 4-м годам в этот сложный  процесс  включаются  «фронтальные  доли»  мозга.

Такие зрелые способности, как мышление,  потребности,  творчество,  чувства, развиваются после 3-х лет, но они используют базу,  сформированную  к  этому  возрасту.

Ибука предполагает, что способность впитывать информацию гораздо выше у детского  мозга,  чем  у  взрослого.  Не  надо  бояться  «перекормить»   или перевозбудить его: детский мозг, как губка,  быстро  впитывает  знание,  но, когда, чувствует, что переполнен отключается и перестает воспринимать  новую информацию. Зачастую информации слишком  мало,  чтобы  полноценно  развивать ребенка.

  Вскоре приходит время, когда  ребенок  обретает  способность  принимать самостоятельные решения, это происходит где-то в возрасте 3-х лет.  Малыш  с жадностью воспринимает  все,  что  ему  интересно.  Начинают  развиваться  и другие способности – он уже может желать что-то создавать,  хотеть  сделать; все они важны для развития интеллекта и формирования характера.

Нормальному росту могут препятствовать проблемы раннего развития детей. И их, к сожалению, не так уж и мало. Среди самых основных можно обозначить следующие. Проблемы языковые, физическое развитие, поведение, когнитивные навыки и социальное взаимодействие. Все это в большой степени затрудняет адекватное развитие ребенка и в конечном итоге может спровоцировать очень серьезные проблемы во взрослой жизни.

Как известно, привычки и манера поведения закладываются в детях с самого рождения. И в некоторых случаях впоследствии ничего уже нельзя будет поделать. Если воспитатели и родители вмешаются в этот процесс как можно раньше, то можно будет оградить ребенка от множества проблем и комплексов прежде, чем он попадет под влияние окружающей среды.

Проблема первая: развитие речи

Среди самых серьезных проблем  развития детей раннего возраста можно назвать языковую. Это способность и умение детей формулировать свои мысли должным образом, а также правильно говорить. В раннем детстве развитие речи идет по двум линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. Умение относить слова к обозначаемым предметам и действиям приходит далеко не сразу.

Проблема вторая: физическое развитие

Такая проблема раннего развития детей встает у многих воспитателей, родителей. Современные дети действительно не дотягивают до нужного и установленного стандартами уровня физической активности. Есть определенные возрастные рамки, когда ребенок должен научиться сидеть, ползать, ходить, прыгать и бегать. Если у ребенка имеются задержки физического развития, то он будет страдать от слабого мышечного тонуса и иметь недостаток сил на выполнение адекватных движений. Что касается мелкой моторики, то она важна не только для физического развития малыша, но и для когнитивных способностей в будущем. На первом году жизни эти проблемы можно решить с помощью физиотерапевтом и курсов массажа. Специалисты будут разрабатывать мышцы ручек и ножек малыша, «заставляя» их правильно и адекватно работать.

Проблема третья: эмоциональное и социальное развитие

Отклонения в эмоциональном и социальном развитии ребенка влияют на способности справиться с ситуацией, социального взаимодействия, эмоционального контроля, а также могут вызвать нарушения поведения в школе. Такие дети часто страдают от разочарования, когда сталкиваются с попыткой выполнять новые задачи, которые перед ними поставлены. В результате они бросают начатое из-за трудностей восприятия. Взрослые, которые столкнулись с такой проблемой, должны корректировать поведение детей с помощью сложной модели положительных высказываний и похвалы.

Проблема четвертая: психическое развитие

Проблемы в поведении в раннем детстве могут привести к трудностям в школе и кругу сверстников. Часто дети отражают непристойное поведение в ответ на то, как взрослые взаимодействуют с ними. Таким образом, взрослые, которые работают со сложными маленькими детьми, страдающими от психических отклонений разного рода, должны изменить свой принцип общения и взаимодействия с малышами.

В частности, если это дети с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, коих в последнее время становится все больше, то с ними необходимо проводить тщательную работу. При халатном отношении ребенок впоследствии может вырасти очень трудным подростком, у которого нет никаких ценностей. Но если направить энергию его в нужное русло, то проблем можно будет избежать. Адекватно воспитанные дети с таким диагнозом вырастают в прекрасных спортсменов, политиков и актеров.

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться. Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и моторные игры. Сенсорные игры дают ребенку опыт работы с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища».

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возможно лишь при взаимодействии ребенка со взрослым, который обучает его видеть, ощущать, слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

В  раннем  детстве  внимание  у  детей  еще  полностью   непроизвольно. Сознательный  контроль  за  выполнением  действий  отсутствует.  Поэтому  их успешность целиком определяется их привлекательностью для ребенка. Потребность в речевом общении развивается у ребенка  через  общение  со взрослым  по   поводу   предметной   деятельности.   Именно   в   предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания  их  с образами предметов и явлений окружающего мира. Развитие речи идет  по  2-м  линиям:  совершенствуется  понимание  речи взрослых и формируется собственная  активная  речь  ребенка.  В  общении  со взрослым ребенок правильно реагирует на  его  слова,  если  они  многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом  дети  реагируют  не  только  на слова, но и на всю ситуацию  в  целом.  Лишь  на  3-ем  году  жизни  речевые указания  взрослых  начинают  по-настоящему   регулировать   его   действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние.  Слушание  и понимание  сообщений,  выходящих  за   пределы   непосредственной   ситуации общения, является важным приобретением. Оно  дает  возможность  использовать речь как основное средство познания действительности.  Процесс овладения речью зависит от развития  деятельности  ребенка,  от его  восприятия  и  мышления.  На  протяжении  раннего  детства   происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон  умственного развития ребенка.

К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года  жизни  не может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами  предметы по отдельным бросающимся в  глаза  признакам.  Восприятие  становится  более точным и осмысленным, по мере того,  как  он  овладевает  новыми  действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств. Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление  –выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты  своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической  задачи. Возникают и основные свойства  всякого  мышления  (в  простейших  формах)  –отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем  же  словом предметы, которые используются для одной и той же цели. По  мере  накопления ребенком опыта практических  действий,  ведущих  к  разным  целям,  мышление ребенка начинает осуществляться  при  помощи  образов.  Ребенок  проделывает пробы в  уме,  представляя  себе  их  результаты.  Так  возникает  наглядно- образное мышление.

Ибука считает, что именно в первые годы жизни ребенка необходимо быть с ним и строгим и  ласковым.  А  когда  он  начинает  развиваться  сам,  нужно постепенно научиться уважать его волю, его «я». Родительское влияние  должно прекратиться до детского сада. Невмешательство в раннем  возрасте,  а  затем давление на ребенка в более позднем может погубить в нем  талант  и  вызвать сопротивление.

    Вскоре приходит время, когда  ребенок  обретает  способность  принимать самостоятельные решения, это происходит где-то в возрасте 3-х лет.  Малыш  с жадностью воспринимает  все,  что  ему  интересно.  Начинают  развиваться  и другие способности – он уже может желать что-то создавать,  хотеть  сделать;

все они важны для развития интеллекта и формирования характера.  Ребенок запоминает  детские  истории  и  сказки  очень  точно,  но  эта точность скорее основана на ассоциативной памяти, чем на понимании.  Ребенку в возрасте до 3 лет не трудно выучить то, что его  интересует,  и  родителей не должно  беспокоить  количество  энергии  и  сил,  затраченных  при  этом. Детский мозг до 3 лет способен усвоить систему  мышления  не  только  своего одного  языка,  но  и  любого  другого,  причем  этот  процесс  может  идти

одновременно. Если родители пропустят этот период, им будет гораздо  труднее обучить ребенка тому, чему он так легко научится в раннем детстве.

    Музыкальный слух, физические способности формируются  как  раз  в  этом возрасте. Примерно  в  это  же  время  развивается  и  основа  эстетического восприятия – сенсорная реакция.

    Ибука считает, что  в  развитии  ребенка  образование  и  среда  играют большую роль, чем наследственность. Окружающая среда, которую создали родители, становится средой  ребенка. Она развивает его способности к профессии  родителей,  пробуждая  интерес  к ней.

    Влияние,  оказываемое  на  ребенка   в   раннем   возрасте,   оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь. Именно воспитатели и родители должны  заботиться  о том, чтобы это влияние было благотворным. «Комната,  лишенная  стимуляторов, вредна для  малыша»,  —  считает  М.  Ибука.  Профессор  Уайт,  занимающийся исследованиями раннего развития, согласен с ним: если для  роста  ребенка  с самого рождения создать разнообразные  условия,  то  это  дает  значительный эффект в формировании интеллекта. Поэтому в детской обязательно должны  быть цветастые обои, цветной потолок, пестрые одеяла, хороший вид из окна.

    По мнению Ибуки,  впечатления  раннего  детства  определяют  дальнейший образ мыслей и  действий  ребенка.  Родители  должны  стараться,  чтобы  все эмоции и воспоминания об этом периоде были положительными.

        Раннее развитие часто сводят  к  тому,  чтобы  наполнить  мозг  ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. «Но  что  гораздо важнее, — говорит Ибука,  —  это  развивать  умение  рассуждать,  оценивать, воспринимать». Для этого нет специальных программ, и только  то,  как  ведут себя родители, что они делают и  чувствуют,  как  разговаривают  с  малышом, может сформировать его личность. Так, ребенок,  воспитанный  неразговорчивым угрюмым  человеком,  будет  всегда  не  в  духе,  а  воспитанный   небрежным человеком будет небрежным. Хотя ведущая роль в воспитании, по мнению  Ибуки, принадлежит  матери,  отцы  должны  быть  друзьями   и   помощниками   жене. Гармоничной атмосферы в доме нельзя достичь только усилиями матери.

    Талантливые люди, рожденные в многодетных семьях, добивались выдающихся успехов,  в  частности,  потому,  что  ребенку  легче  развить  неординарные способности и характер, если  он  растет,  окруженный  детьми,  и  благодаря этому стимулируется развитие каждого. Человек должен всегда искать  гармонию между общественным и индивидуальным.  Достижение  этого  баланса  во  многом зависит от раннего развития. Ибука считает, что можно достичь его только  на базе рано сформированного стереотипа мышления,  который  включает  право  на уважение к себе и чувство ответственности к обществу. Такой стереотип  можно создать на основе детского общения.  Вмешиваться  в  ссоры  детей  –  значит помешать развитию интеллекта жить в коллективе. У детей своя  логика.  Здесь нет места взрослой логике. Ссоры – первый урок жизни в социуме.

     Специалисты  по  дошкольному  воспитанию   считают,   что   отказываясь удовлетворить  любое  желание  своего   ребенка,   родители   проявляют   не недостаток любви к нему, а, наоборот, действуют в его  же  интересах.  Когда вокруг ребенка слишком  много  игрушек,  это  его  подавляет  и  ему  трудно сосредоточиться  на  чем-то  одном.  Ребенок  лучше  всего  играет  с  одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней.  Т.о.,  если  родители  хотят развить у ребенка нестандартное мышление и изобретательность, они не  должны покупать все, что он просит. Этим можно  достигнуть  прямо  противоположного эффекта. Готовые игрушки редко нравятся  детям,  поскольку  они  имеют  мало общего с окружающим их миром. Им недостаточно, чтобы игрушка  была  красивая или забавная.

    У взрослых часто бывают искаженные представления  о  ценности  той  или иной игрушки, основанные на их собственных  детских  впечатлениях.  Малыш  с любопытством изучает окружающие его предметы и  особенно  реагирует  на  те, которые удовлетворяют его потребность  в  творчестве.  Для  ребенка  игровой материал – все, что он трогает и видит.  Нет  особой  нужды,  по  мнению  М. Ибуки, вообще покупать  ему  игрушки  и  настаивать,  чтобы  он  обязательно играл, как «положено».

        Проблемы в поведении в раннем детстве могут привести к трудностям в школе и кругу сверстников. Часто дети отражают непристойное поведение в ответ на то, как взрослые взаимодействуют с ними. Таким образом, взрослые, которые работают с маленькими детьми, должны изменить свой принцип общения и взаимодействия с  малышами.

Особенности детей раннего возраста | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Зуева, А. Д. Особенности детей раннего возраста / А. Д. Зуева, Т. В. Егорова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/69/3630/ (дата обращения: 04.09.2020).

Первым чудом для родителей является само рождение
ребёнка. Оно превращает мужчину — в папу, женщину —
в маму, раскрывая их изначально заданную сущность, связанную
с продолжением жизни.


Человек пришёл в наш мир — и основная задача
родителей не просто создать ему оптимальные условия для чередования
сна и бодровствования, удовлетворения его потребностей
в питании, движении и общении, а сформировать
«базовое» доверие к миру — отношение
того, что мир принимает его и заботится о нём.


Специалистов в воспитании своих детей быть не может, отцов —
профессионалов и мам — профессионалок на свете нет.
Воспитание своих детей — одно из самых благородных дел,
ему можно отдать жизнь, но профессией оно стать не может. К тому
же воспитание — это искусство, а где искусство —
там талант, там сердце, интуиция, вдохновение, любовь.


Ранний возраст имеет особое значение в жизни ребенка. Овладение
ходьбой, которая меняет весь его облик и способствует быстрому
сенсорному развитию, формирование второй сигнальной системы,
увеличивается время бодрствования ребенка, что следует учитывать при
построении режима дня.


Период раннего детства охватывает время от рождения до двух лет.
Третий год жизни ребёнка условно считается ранним дошкольным, так как
включает черты переходного периода, но во многом сохраняет
особенности, присущие преддошкольному детству.


Ни в один период жизни ребёнка нет такой тесной взаимосвязи
между физическим и умственным развитием малыша, как на
первом-втором году жизни. Полноценный уход, ограждение от травм,
инфекционных и простудных заболеваний, достаточная двигательная
активность, организация совместных игр являются основой для
обеспечения физического здоровья, психического и умственного
развития детей.


Необходимо отметить, что особенности детей раннего возраста
обусловлены спецификой раннего периода детства, когда закладываются
первоосновы социального целенаправленного поведения, а эмоциональные
реакции удовольствия, радости или огорчения способствуют развитию
элементарных чувств, первых проявлений сочувствия, сопереживания,
добра. В процессе общения с взрослыми ребёнок усваивает
форму их поведения, характер взаимоотношения с окружающей
действительностью, постепенно делая их своим достоянием и в этом
смысле, как говорят психологи, «присваивает знания и умения
взрослых, учиться видеть мир их глазами».


Наблюдая за детьми раннего возраста можно сделать следующий вывод:
первые два года жизни ребёнка по насыщенности овладения навыками
и умениями, быстрым темпом развития не имеют себе
подобных в последующие периоды детства. Сложность общения
с детьми этого возраста заключается в том, что дети раннего
возраста не могут выразить словом свои желания, чувства,
физиологические состояния. Взрослый должен чутко реагировать на
малейшие изменения в поведении ребёнка. Личные качества
взрослого имеют огромное значение для развития личности ребёнка.


Развитие психики ребёнка, формирование его личности происходит
в процессе деятельного освоения окружающего, то есть усвоение
накопленного человечеством опыта в активной практической
деятельности опосредованной его отношениями с взрослыми.


В раннем детстве ведущими для ребёнка являются эмоциональное общение
с взрослыми (довербальные формы), затем манипулятивная
и предметная деятельность, отобразительная игра и начало
трудового развития.


Раннее детство характеризуется большими потенциальными
психофизиологическими возможностями. Современная педагогика
и психология уделяет особое внимание их реализации. Ранний
возраст — начальный и очень важный этап воспитания
подрастающего поколения.


Беря на себя ответственность за воспитание ребёнка, каждый взрослый
должен знать закономерности психического развития ребёнка. Процесс
созревания всех систем организма, в том числе и нервной
системы, носит особо интенсивный характер в первые годы жизни
ребёнка, что необходимо обязательно учитывать. Для проявления новых
психических качеств у детей формируются необходимые органические
предпосылки.


Ещё одна из особенностей детей раннего возраста —
необходимость преодоления противоречия между наличием
у новорождённого готовых витальных (жизненно важных)
потребностей и отсутствием способа действия для их
удовлетворения является движущей силой психического развития ребёнка
на самом раннем этапе жизни [1, с.79].


Голосовыми реакциями проявляется довербальное общение младенца
с взрослыми. Крик и сосательные движения — это
первый способ действия, посредством которого ребёнок удовлетворяет
свои биологические потребности. В процессе кормления ребёнок
получает и первый опыт общения с взрослыми.


Другой источник активности малыша находится в сфере его защитных
реакций. Здесь важное место занимает потребность в комфортности
температурой, оптической, звуковой среды. На основе биологических
потребностей и в частности защитных рефлексов, у ребёнка
формируются первые ориентировочные реакции.


С момента рождения ребёнок выступает как биологическое существо,
которое развивается затем в социальную личность. Все способы
практических действий, которые формируются у ребёнка, черпаются
из социальной среды, из материального и духовного опыта людей.
Разумеется, процесс этот происходит под влиянием воздействий взрослых
и при их непосредственном участии. Именно на раннем этапе
происходит скачок от биологического к социальному —
начинается социализация ребёнка [2, с. 53].


Ребёнок раннего возраста должен, прежде всего, овладевать
материальной культурой, то есть способами практических (предметных),
орудийных действий. В недрах этих практических действий, их
совершенствования формируются мотивы и потребности познания.
Речь ребёнка, овладение словарным запасом обслуживает способ общения
с взрослыми и сверстниками. Ребёнку необходимы те слова
и те сочетания слов, которые помогают эффективно овладеть
практическими действиями. Только в процессе формирования разных
видов деятельностей (общения, ориентировочной, двигательной
активности, предметно-игровой и др.) могут развиваться первые
потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в
связи с этим будут осуществляться задачи всестороннего развития
ребёнка.


Достижения в психическом и моторном развитии детей первых
трёх лет жизни вызывает у них потребность в самостоятельных
действиях. При этом проявляется стремление малыша к активному
освоению мира, к самоутверждению. Если тушить это стремление,
ребенок может вырасти пассивным, не способным к усилиям.
Ограничения сенсорной чувствительности ребёнка в раннем
возрасте, или сенсорная депривация, приводит к отставанию
в познании и отсутствии интереса к окружающему,
снижению активности, вялости и апатичности, в том числе и в
общении. Ощущение сенсорной депривации на ранних этапах развития
позже приводят к алекситимии — неспособность выразить
словами и описать собственные эмоциональные переживания,
неумению распознавать и учитывать чувства других людей
(эмоциональная невосприимчивость) [3, с.97].


Каждая ступень развития ребёнка как индивида и личности должна
быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, тем самым,
закладывая основательный базис для следующей ступени развития.
В раннем возрасте именно эмоциональная составляющая —
доминантная и определяющая.


В период раннего детства так велика роль взрослого, помогающего
ребенку открывать тайны окружающего мира, шаг за шагом входить
в культуру общества. То, что закладывается взрослыми в этот
период во многом сохраняется в показателях здоровья
и психологических характеристиках в последующие возрастные
периоды.


Ребёнок — это не модель взрослого человека в миниатюре,
поэтому особенности детского организма необходимо знать педагогам,
родителям — всем взрослым, принимающим участие
в воспитании и развитии ребёнка раннего возраста.

Литература:


  1. Воспитание и обучение детей раннего возраста: Кн. В77 для
    воспитателя дет. сада/ А. М. Фонарёв, С. Л. Новосёлова,
    Л. И. Каплан и д.; Под ред. Л. Н. Павловой. —
    М.: Просвещение, 2009–176 с. ISBN
    5–7695–0458–7


  2. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б.,
    Якупова Е. Ю. И21 Социальная адаптация малышей —
    М.: ТЦ Сфера, 2011. — 125 с. ISBN
    978–5-9949–0384–1


  3. Микляева Н. В. М59 Воспитание ребёнка чудом.
    Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012. —
    128 с. ISBN 978–5-9949–0573–9

Врезка1

малышей и детей младшего возраста | SkillsYouNeed

После детства следующая стадия развития известна как «первые годы жизни». Вообще говоря, этот период обычно начинается в любое время с 12 до 18 месяцев и обычно продолжается в течение нескольких лет.

Это период развития, характеризующийся появлением независимости как личности, так и движения.

Ваш ребенок, который в первые дни понятия не имел, что вы отдельный человек, теперь будет стремиться отстаивать свою независимость во всех отношениях.

И, конечно же, как следует из названия «малыш», теперь они свободно передвигаются, ползают, а затем начинают ходить, что дает им дополнительную свободу принимать независимые решения о том, что им делать и куда идти.

В раннем детстве дети начинают развивать язык, и с ними становится возможным разговаривать.

Будет справедливо сказать, что годы раннего детства — это восхитительный, если не сложный этап развития.

Happy toddler with a flower

Детские годы полны смеха, как над ребенком, так и вместе с ним, и многих счастливых времен.

Но они также очень сложны во многих отношениях.

Утверждение независимости и разочарование от невозможности достичь того, чего они хотели, часто приводят малышей к непростому поведению, включая истерик .

Малолетние годы не зря называют « ужасных двоек, », и почти каждый ребенок за это время устраивает хотя бы одну истерику.



Понимание малышей и их поведения

Важнейшим вопросом в управлении поведенческими проблемами является развитие понимания вашего ребенка и причин его поведения.

Как правило, дети хотят родительского внимания и делают все необходимое, чтобы получить его, в том числе устраивают истерики. Это важно понимать и избегать любых действий, которые могут усилить нежелательное поведение вашего ребенка.

Другими словами:

  • Если вы реагируете на истерики с полным, 100% вниманием, истерики будут продолжаться.
  • Если, с другой стороны, вы полностью игнорируете их и продолжаете делать что-то еще, то всегда возможно, что ваш ребенок решит, что больше не стоит устраивать истерики.

Вот почему иногда можно увидеть смелых родителей, которые спокойно сидят на тротуаре или в парке, а их ребенок устраивает истерику на полу рядом с ними. Они просто ждут, когда утихнет буря.

Young girl about to throw a tantrum

Наша страница на Как понять вашего маленького ребенка или малыша поможет здесь.

Чтобы узнать больше о стратегиях совладания с трудным поведением малышей, и особенно с истериками, вы можете прочитать наши страницы Управление поведением малышей и Как справиться с истериками .


Toddler eating vegtables

Кормление малышей

Помимо поведения малышей, другой проблемой, которая кажется постоянной проблемой для родителей малышей, является кормление.

Очевидно, утверждение независимости означает декларирование неприязни к широкому спектру ранее приемлемых продуктов и / или способность есть только розовые / оранжевые / белые / некоторые другие продукты.

Пока родители в отчаянии задают себе вопросы вроде « Всегда ли мой ребенок будет привередничать в еде?» »(нет) и« ». Действительно ли это фаза, и если да, то пройдет ли она когда-нибудь? ’(да), наша страница о Feeding Toddlers может быть полезной, чтобы убедить их, что да, их ребенок нормальный.Он также предлагает некоторые стратегии для решения проблем с питанием и сохранения рассудка.


Единственный совет, который вам действительно нужен, чтобы пережить детские годы…

… это тоже фаза. Со временем это пройдет, и вы столкнетесь с новыми проблемами и проблемами. Это воспитание.

.

Синдром младшего ребенка: характеристики

Почти 90 лет назад психолог предположил, что порядок рождения может повлиять на то, каким человеком становится ребенок. Идея прижилась в массовой культуре. Сегодня, когда у ребенка появляются признаки того, что он испорчен, вы часто слышите, как другие говорят: «Ну, они дети нашей семьи».

Что значит быть последним в очереди на рождение и что такое синдром самого младшего ребенка? Вот некоторые из теорий о синдроме самого младшего ребенка и о том, почему, будучи последним, ребенок может быть впереди в долгосрочной перспективе.

В 1927 году психолог Альфред Адлер впервые написал о порядке рождения и его предсказании поведения. За прошедшие годы был выдвинут ряд теорий и определений. Но в целом младшие дети описываются как:

  • очень социальные
  • уверенные
  • творческие
  • хорошо умеют решать проблемы
  • умеют побуждать других делать что-то за них

Многие актеры и исполнители — самые младшие братья и сестры. в их семьях.Это подтверждает теорию о том, что последнее побуждает детей быть очаровательными и веселыми. Они могут сделать это, чтобы привлечь внимание в многолюдном семейном поле.

Младших детей также часто называют избалованными, готовыми идти на ненужный риск и менее умными, чем их старшие братья и сестры. Психологи предположили, что родители нянчятся с младшими детьми. Они также могут попросить старших братьев и сестер сражаться за маленьких братьев и сестер, оставляя младших детей неспособными должным образом заботиться о себе.

Исследователи также предположили, что маленькие дети иногда считают себя непобедимыми, потому что никто никогда не позволяет им проиграть. В результате считается, что самые маленькие дети не боятся делать рискованные поступки. Они могут не так ясно видеть последствия, как дети, родившиеся до них.

Адлер считал, что очередность рождения не должна учитывать только тех, кто действительно родился первым, а кто родился последним.

Часто то, как люди относятся к своему порядку в череде братьев и сестер, так же важно, как и их реальный порядок рождения.Это также известно как их психологическая последовательность рождения. Например, если первенец хронически болен или является инвалидом, младшие братья и сестры могут взять на себя роль, обычно отведенную для этого ребенка.

Аналогичным образом, если одна группа братьев и сестер в семье родилась за несколько лет до второй группы братьев и сестер, в обеих группах может быть ребенок, который приобретает черты первенца или самого младшего ребенка. Смешанные семьи также обнаруживают, что некоторые сводные братья и сестры чувствуют, что они сохраняют свой первоначальный порядок рождения, но также начинают чувствовать, что у них новый порядок в объединенной семье.

После десятилетий исследований исследователи начинают думать, что порядок рождения, хотя и увлекателен, может не иметь такого влияния, как первоначально предполагалось. Новое исследование ставит под сомнение представление о том, что очередность рождения — это то, что заставляет людей вести себя определенным образом. Фактически, такие вопросы, как пол, участие родителей и стереотипы, могут играть большую роль.

Ваш ребенок обречен на все качества, присущие синдрому самого младшего ребенка, включая отрицательные? Наверное, нет, особенно если вы обращаете внимание на то, чего ждете от своих детей.Знайте, каковы ваши собственные стереотипы о порядке рождения и семье, и как эти стереотипы влияют на ваш выбор в семье. Например:

  1. Позвольте детям свободно взаимодействовать друг с другом, чтобы выработать свой собственный способ делать некоторые вещи. Когда братья и сестры должны разобраться в этом самостоятельно, они могут быть менее привязаны к действиям в зависимости от порядка рождения и больше заинтересованы в различных навыках, которые каждый из них может предложить.
  2. Возложите на своих детей все обязанности и обязанности в рамках семейного распорядка.Они должны соответствовать развитию. Даже самые маленькие могут убрать несколько игрушек и внести свой вклад в уборку.
  3. Не думайте, что малыши не способны нанести вред. Если самый младший ребенок причинил вред, то устраните его соответствующим образом, а не игнорируйте инцидент. Младшим детям необходимо научиться сочувствовать, но им также необходимо понять, что действия, причиняющие боль другим, имеют последствия.
  4. Не заставляйте младшего ребенка бороться за внимание семьи.Дети иногда разрабатывают вредные тактики для привлечения внимания, когда им не кажется, что на них обращают внимание. Ваш третьеклассник, возможно, сможет обсудить школьный день более изощренно, но у вашего детсадовца также должно быть время поговорить без борьбы за это.
  5. Несколько исследований, изучающих, влияет ли порядок рождения на интеллект, показали, что у первенцев есть преимущества. Но обычно это всего один или два пункта, которых недостаточно, чтобы отделить Эйнштейна от Форреста Гампа.Старайтесь не доводить достижения младшего ребенка до уровня, установленного старшим.

Синдром младшего ребенка может быть мифом. Но даже если это действительно влиятельный фактор, все не так уж плохо. У самого младшего ребенка есть более опытные опекуны, братья и сестры, составляющие им компанию, и безопасность дома, уже снабженного всем необходимым для ребенка.

Младшие дети могут наблюдать, как старшие братья и сестры проверяют границы, делают ошибки и сначала пробуют новое. Младшие дети могут оставаться дома одни год или два с опекунами, которые не в ярости из-за новорожденного.

Дети младшего возраста могут быть более творческими и общительными. Эти навыки становятся все более востребованными в экономике, где ценится совместная работа. В конечном счете, синдром младшего ребенка не должен определяться его негативными последствиями. Это может быть положительным моментом для будущего вашего ребенка. И когда вы думаете о том, как «предотвратить» развитие у вашего ребенка отрицательных черт синдрома самого младшего ребенка, помните, что очередность рождения — это всего лишь теория. Это не определение жизни.

.

Дети младшего возраста и общение — Better Health Channel

Воспитание — это общение с ребенком. Позитивное двустороннее общение имеет важное значение для повышения самооценки вашего ребенка. В то время как дети преуспевают в словах ободрения и похвалы, умение слушать своего ребенка повышает их самооценку и позволяет им чувствовать себя достойными и любимыми.

Следует помнить, что дети могут понимать язык задолго до того, как они овладеют речью. Вы можете идти в ногу с развивающимся языковым развитием вашего ребенка, уделяя ему ежедневное внимание.

Если вы установите четкие и открытые модели общения с ребенком в первые годы его жизни, вы создадите передовой опыт на будущее.

Позитивное общение с маленькими детьми

Способность ребенка справляться со стрессом, чувствовать себя уверенно и мотивировать себя в дальнейшей жизни во многом связана с опытом раннего детства. «Я-концепция» человека — это его представление о том, кто он и что он думает о своем месте в семье и сообществе. Это начинает развиваться в возрасте от двух до шести лет.

Позитивные отношения между родителями и детьми — важная часть формирования у ребенка позитивной самооценки. Ребенок, который постоянно чувствует себя виноватым, осуждаемым и критикуемым, может вырасти и стать взрослым с негативной самооценкой.

Слушайте своих детей

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был хорошим слушателем, убедитесь, что вы хороший образец для подражания. Найдите время, чтобы послушать их. Занятые, рассеянные родители склонны отключать болтающего ребенка, что время от времени понятно.Однако, если вы постоянно игнорируете своего ребенка, вы посылаете сигнал, что слушать не важно и что то, что ваш ребенок говорит, не важно для вас.

Вот несколько советов:

  • По возможности обращайте внимание на то, что говорит ваш ребенок.
  • Не забывайте выделять время каждый день, чтобы просто посидеть и послушать ребенка, если у вас плотный график.
  • Поощряйте идеи и мнения вашего ребенка. Позитивное общение — это улица с двусторонним движением, на которой обе стороны по очереди слушают и разговаривают.
  • Не поддавайтесь желанию исправить грамматические ошибки или закончить предложение — вместо этого сконцентрируйтесь на том, что они пытаются сказать.
  • Позвольте обсудить важные или сложные вопросы, не опасаясь чрезмерной реакции, критики или обвинений.

Общение с ребенком

Мозг ребенка «запрограммирован» на то, чтобы обращать внимание на звук человеческого голоса. Их владение языком зависит от того, как вы слушаете. Задолго до того, как ваш ребенок сможет формировать понятные слова, он ответит вам шумом, мимикой и языком тела.

Вы можете активно слушать своего ребенка и поощрять его развитие речи разными способами, в том числе:

  • Примите тот факт, что плач — это основной способ общения вашего ребенка.
  • Обращайтесь к их потребностям как можно скорее, как только они начнут плакать, чтобы дать им понять, что их признали и поняли.
  • Послушайте некоторое время, внимательно слушая воркование и шум вашего ребенка, глядя ему в глаза и подбадривая его улыбками и разговорами.
  • Часто разговаривайте с малышом обо всем и обо всем.Вы также можете читать им из книг и ежедневной газеты.

Общение с малышом

Словарный запас малыша может состоять из двухсот или около того слов, и он может начинать соединять слова вместе, чтобы составить простые предложения. Освоить грамматику и строить предложения сложно, и ваш малыш будет делать множество ошибок.

Вы можете стимулировать языковое развитие вашего малыша разными способами, например:

  • Более важно внимательно слушать своего ребенка, чем исправлять его грамматические ошибки.
  • Дайте вашему малышу достаточно времени, чтобы закончить то, что он пытается сказать.
  • Не показывайте нетерпеливый язык тела, например вздохи или постукивание ногами.
  • Отвечайте на любые вопросы простым языком.
  • Ежедневно проводите какое-то время, ничего не делая, кроме разговоров только с малышом.
  • Ребенок, который постоянно прерывает разговоры взрослых, может испытывать недостаток внимания.

Общение со старшим ребенком

К тому времени, когда ваш ребенок переходит в начальную школу, его язык и способность выражать идеи значительно улучшились.Они даже изменяют свою речь в зависимости от обстоятельств. Они могут говорить перед учителем более формально, чем с семьей и друзьями.

Вы можете показать, что активно слушаете своего старшего ребенка, разными способами, в том числе:

  • Выделяйте каждый день время, чтобы слушать исключительно своего ребенка, не отвлекаясь.
  • Если ваш ребенок склонен отвечать «да» и «нет», попробуйте задавать открытые вопросы, например: «Что было лучшим в школе сегодня?»
  • Позвольте вашему ребенку иметь разные мнения и уважать их точку зрения зрения.
  • Старайтесь не перебивать, не читать лекции и не критиковать.

Развивайте у маленьких детей положительную самооценку

Положительные, ободряющие слова помогают детям чувствовать себя уверенными и счастливыми. Предложения включают:

  • Обратите внимание, когда они хороши. Хвалите их за уборку в комнатах или за то, что они по очереди. Похвала укрепляет хорошее поведение.
  • Спасибо им за помощь по дому или в супермаркете.
  • Дайте им понять, что вы верите в их способности.Ребенок, которому постоянно говорят быть осторожным или что он причинит себе вред, в конечном итоге потеряет уверенность в своих силах.
  • Дайте им множество возможностей заниматься тем, что им нравится и у них хорошо получается. Чувство компетентности повышает самооценку.
  • Хвалите их усилия, а не только их результаты. Ребенку нужно знать, что терпеть неудачу — это нормально.
  • Старайтесь не исправлять ошибки ребенка. Метод проб и ошибок — часть жизни каждого ребенка. Ваш ребенок может чувствовать себя разочарованным и безнадежным, если все его усилия отмечены или критикуются.
  • Отделите ребенка от его поведения. Не одобряйте деятельность, а не ребенка. Для позитивного самоощущения ребенка лучше сказать «рисовать на стенах было непослушным занятием», чем «ты непослушный ребенок». Вашему ребенку необходимо знать, что ваша любовь безусловна.
  • Не думайте, что они знают, как сильно вы их любите — говорите им почаще.
  • Скажите ребенку, что вы делаете, хотите, чтобы он делал, а не то, что вы не . В большинстве случаев превратить отрицательное предложение в положительное просто.Например, вместо того, чтобы говорить «Не подходи так близко к дороге», скажите «Иди и иди рядом со мной».

Язык тела общения с маленькими детьми

Действия говорят громче, чем слова. Помните, что важно то, как вы что-то говорите. Предлагаются следующие варианты:

  • Присядьте до уровня ребенка, а не поднимайтесь над ним.
  • Поддерживайте зрительный контакт с маленькими детьми. Однако помните, что детям старшего возраста и подросткам это часто не нравится, поэтому общение в чате, пока вы идете или ведете машину, может быть более эффективным.
  • Улыбка. Ребенок лучше отреагирует на улыбку, чем на хмурый взгляд.
  • Не разговаривайте с ними, когда вы повернулись спиной или когда уходите от них.
  • Говорите мягко, особенно если вспыльчивость начинает ухудшаться. Крик только разжигает гнев.
  • Часто ласкайте детей (независимо от возраста).
  • Избегайте нетерпеливого языка тела, например закатывания глаз, постукивания ногой или вздоха. Это может помешать ребенку говорить.

Положительные фразы для детей раннего возраста

Дети процветают, когда говорят ободрения и похвалы.Можно сказать что-то вроде:

  • Хорошая работа
  • Вы сделали это очень хорошо
  • Я очень горжусь вами
  • Мне нравится играть с вами
  • Это красивая картина
  • Это была отличная попытка
  • Вы ‘ ты такой внимательный
  • Спасибо за помощь
  • У тебя отличная память
  • Это потрясающе
  • Отличная идея!
  • Вы сделали это!
  • Играем!

Помощь при проблемах общения в семье

Существуют службы, которые помогут семьям решить любые проблемы общения.Например, вам может потребоваться помощь, если:

  • Вы думаете, что ваш ребенок плохо слышит
  • Ваш малыш совсем не говорит к двум годам
  • Ваш ребенок не понимает, что вы говорите, к двум годам возраст
  • Ваш ребенок заикается или имеет другие затруднения речи
  • У вас проблемы с общением с ребенком.

Где получить помощь

  • Ваш врач
  • Родительский телефон Тел. 132 289
  • Консультации по вопросам семейных отношений Тел.1800 050 321 с понедельника по пятницу, с 8 до 20, суббота, с 10 до 16
  • Семейный консультант
  • Ваш общественный поликлиник
  • Медсестра по охране здоровья матери и ребенка

Что нужно помнить

  • Позитивное общение с Дети — это значит обращать внимание, уважать чувства ребенка и следить за тоном вашего голоса.
  • Если у вас плотный график, не забудьте выделить время каждый день, чтобы просто посидеть и послушать своего ребенка.
  • Дети преуспевают в словах поддержки и похвалы.

.

видов сексуального поведения у детей раннего возраста: что нормально, а что нет?

Родителям может быть легко поговорить со своими детьми о различиях между добром и злом, но родителям часто бывает труднее говорить со своими детьми о сексуальном развитии.

В очень раннем возрасте дети начинают исследовать свое тело, касаясь, тыкая, тяня и потирая части своего тела, включая гениталии. По мере взросления детям потребуется руководство, чтобы узнать об этих частях тела и их функциях.

Вот некоторая информация и советы Американской академии педиатрии (AAP), которые помогут вам отличить «нормальное» сексуальное поведение от поведения, которое может сигнализировать о проблеме.

Что нормально?

Вот список того, что педиатры считают нормальным, обычным сексуальным поведением у детей от 2 до 6 лет.

Когда происходит такое поведение, попробуйте перенаправить внимание ребенка на более подходящее поведение, сказав что-нибудь вроде: «Взрослые делают это наедине, и вы должны тоже.« Подчеркните, что дети должны уважать друг друга, и что нельзя прикасаться к чужим интимным частям. Кроме того, напоминайте своему ребенку, что он всегда должен говорить вам или другому взрослому, которому вы доверяете, если кто-либо когда-либо касается его или ее интимных органов.

Прикосновение / мастурбация гениталий на публике или наедине

  • Глядя на гениталии сверстников или новых братьев и сестер или касаясь их

  • Показывать гениталии сверстникам

  • Стоять или сидеть слишком близко к кому-то

  • Пытаться увидеть голые сверстники или взрослые

  • Sexual Behaviors in Children Ages 2 Through 6 - Chart from the AAP

    Поведение, вызывающее тревогу

    Родителям также необходимо знать, когда сексуальное поведение ребенка выглядит более чем безобидным любопытством.Проблемы сексуального поведения могут представлять опасность для безопасности и благополучия вашего ребенка и других детей и могут сигнализировать о физическом или сексуальном насилии или подверженности сексуальной активности.

    Проблемы сексуального поведения у маленьких детей включают любое действие, которое:

    • Происходит часто и не может быть перенаправлено

    • Вызывает эмоциональную или физическую боль или травму себе или другим людям

    • Связано с физической агрессией

    • Влечет за собой принуждение или силу

    • Имитирует сексуальные действия взрослых

    Советы по обучению родителей безопасности тела

    Родители должны начать учить своих детей безопасности тела в возрасте от 3 до 5 лет.

    • Используйте соответствующий язык. Учите детей именам собственные для всех частей тела, включая такие имена, как гениталии, пенис, влагалище, грудь, ягодицы и интимные части. Придумывание названий частям тела может дать представление о том, что в самом имени есть что-то плохое. Поймите, почему у вашего ребенка есть особое имя для части тела, но научите также имя собственное. Кроме того, научите ребенка, какие части являются личными (части, закрытые купальным костюмом).

    • Оцените уважение вашей семьи к скромности .Хотя скромность не является концепцией, которую большинство маленьких детей могут полностью понять, вы все равно можете использовать этот возраст, чтобы заложить основу для будущих дискуссий и продемонстрировать хорошее поведение. Например, если у вас есть дети разного возраста, важно научить своих младших детей обеспечивать конфиденциальность старших братьев и сестер. Обычно старшие братья и сестры учат младших одеваться, например, потому что у них могут быть друзья или потому что они взрослеют и чувствуют себя скромными даже перед своими младшими братьями и сестрами.

    • Не навязывайте привязанность . Не заставляйте своих детей обнимать или целовать людей, которых они не хотят. Это их право сказать даже бабушке или дедушке, что они не хотят поцеловать их или обнять на прощание. Неуместные прикосновения, особенно со стороны взрослого, которому доверяют, могут сбить с толку ребенка. Постоянно укрепляйте идею о том, что их тело принадлежит им, и они могут его защитить. Очень важно, чтобы ваш ребенок знал, что сказать вам или другому взрослому, которому доверяет, если к нему прикасались.Таким образом, ваш ребенок знает, что защищать его — также ваша работа.

    • Объясните, что такое хорошее и плохое . Вы можете объяснить «хорошее прикосновение» как способ показать, что люди заботятся друг о друге и помогают друг другу (например, обнимаются, держатся за руки, меняют подгузник ребенку). «Плохое прикосновение» — это то, что вам не нравится и которое должно прекратиться сразу же (т. Е. Удары ногой или прикосновение к интимным частям). Убедите ребенка, что большинство прикосновений — это нормально, но он должен сказать «НЕТ» и рассказать вам о любых прикосновениях, которые его сбивают с толку или пугают.

    • Дайте детям твердое правило . Учите их, что никто не может смотреть или трогать их интимные части или то, что закрыто их купальниками. Ребенку легче следовать правилу, и он быстрее распознает «плохое прикосновение», если будет иметь в виду это правило. Заверьте своих детей, что вы будете их слушать, верить им и защищать их.

    • Контрольные средства воздействия . Познакомьтесь с системами рейтинга видеоигр, фильмов и телешоу и воспользуйтесь средствами родительского контроля, доступными через множество интернет-провайдеров, кабельных и спутниковых провайдеров.Предоставление подходящих альтернатив — важная часть предотвращения появления сексуального контента в СМИ. Имейте в виду, что дети могут видеть сексуальное поведение взрослых лично или на экранах и могут не сказать вам, что это произошло.

    • Регулярно просматривайте эту информацию вместе со своими детьми . Иногда лучше поговорить с детьми о личной безопасности во время купания, перед сном и перед любой новой ситуацией. От ухода за детьми до занятий спортом и танцев, не говоря уже о лагерях и внеклассных программах, дети ежедневно встречаются и общаются со многими разными взрослыми и детьми.

    • Ожидайте вопросов . Вопросы, которые задает ваш ребенок, и соответствующие ответы будут зависеть от возраста вашего ребенка и его способности понимать. Следующие советы помогут вам обоим:

      • Не смейтесь и не хихикайте, даже если вопрос милый. Не реагируйте гневом. Вашему ребенку не должно быть стыдно за свое любопытство.

      • Будьте краткими. Не вдавайтесь в длинные объяснения.Ответьте простым языком. Например, вашему дошкольнику не нужно знать подробности полового акта.

      • Посмотрите, хочет ли ваш ребенок или нуждается в дополнительной информации. В продолжение своих ответов введите «Это ответ на ваш вопрос?»

      • Слушайте ответы и реакции вашего ребенка.

      • Будьте готовы повторить себя.

    Поговорите с педиатром вашего ребенка

    Если вы в настоящее время сталкиваетесь с какой-либо из этих проблем или у вас есть дополнительные вопросы, поговорите с педиатром вашего ребенка.Он или она может работать с вами, чтобы отличить соответствующее возрасту и нормальное сексуальное поведение от поведения, неадекватного с точки зрения развития или сигнализирующего о потенциальном насилии. Обращение за помощью просто означает, что вы хотите самого лучшего для своего ребенка и сделаете все возможное, чтобы помочь ему или ей добиться успеха.

    Дополнительная информация и ресурсы:

    Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра.Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *