Дат детский апперцептивный тест: Детский апперцептивный тест — Psylab.info

Содержание

Детский апперцептивный тест (ДАТ) — КиберПедия

Оригинальная идея ДАТ была разработана Эрнстом Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции в тематическом апперцептивном тесте (ТАТ). Доктор Крис обратил внимание на то, что дети гораздо охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Этот факт был известен еще 3. Фрейду и описан им в истории с маленьким Гансом «Сексуальность пятилетнего ребенка». Названные авторы после годичного обсуждения всех проблем выделили определенное число типичных ситуаций для детей, которые могут раскрыть динамику детских проблем.

Известно, что ТАТ – прекрасный тест для взрослых, однако он не может всецело выявить потребности маленьких детей, но Симондс не рекомендовал использовать ТАТ и для юношеского возраста, поэтому был разработан ДАТ для работы с детьми
3-летнего, и, возможно, до 10-летнего возраста.

Виолет Рамонт, художник-иллюстратор детских книг, согласилась нарисовать рисунки, соответствующие предположениям, прибавив несколько своих, понравившихся ей.

Затем эти рисунки были отработаны несколькими психологами-практиками, неоднократно применявшими другие проективные методики. После этого тест дорабатывался уже на основе практических данных.

Природа и цель теста

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) позволяет судить о склонностях, интересах ребенка и нередко выявляет болезненные состояния психики.

ДАТ содержит 10 рисунков (см. Приложение), изображающих животных в различных ситуациях. Он может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 4–10 лет. После обоснования ребенком карточки разделяются по отделам, согласно «Руководству». Сообщения записываются полностью и потом анализируются согласно «интерпретации».

ДАТ – проективный или апперцептивный метод, то есть метод исследования личности путем изучения незначительных индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов.

Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для облегчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследования вопросов соперничества, выделения отношения к родителям через восприятие детей, близкое им. Указывает о восприятии детьми родителей, об отношении к родителям как к паре, то естьоб эдиповом комплексе и его кульминации в главных сценах; воображении ребенка при видении их вместе в постели.


Авторы предполагали возможность выделения агрессивных фантазий ребенка, принятие им мира взрослых, возможный страх одиночества ночью, возможность мастурбации, поведение в туалете и реакцию родителей на это; возможность узнать
и проследить структуру личности ребенка, о динамических видах реакции и проблемах развития. Этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, например, плохое поведение, трудности в общении, но и понять некоторые причины их появления. Однако у теста есть недостатки, главный из которых – отсутствие объективного ключа, дающего возможность интерпретации полученных результатов.

Руководство

Тест проводится в виде игры, при соблюдении всех основных требований тестирования.

Инструкция: экспериментатор вначале предлагает игру: «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит».

В процессе рассказа ребенка просят рассказать по картинкам, что там происходит, что сейчас делают звери, что было вначале, что будет потом, кто из героев ему больше нравится, а кто нет.

Допустимы перерывы, остановки, уточняющие вопросы и поощрения. После всех рассказанных историй кто-то может просмотреть каждую картинку для более тщательного анализа тех или иных специфических моментов. Например, почему кто-то получил определенное имя, название местности, возраст и т. д. Можно задать вопросы, не по теме рассказа.

Все замечания и поощрения должны быть отмечены по каждой рассказанной истории. Трудности могут также возникнуть, если ребенок захочет рассказать какую-либо историю экспериментатору, необходимо выслушать и «вернуть» испытуемого
к рисункам.

В процессе исследования необходимо убирать все рисунки, за исключением того, который дали ребенку, так как маленькие дети имеют склонность играть со всеми рисунками сразу, выбирая их из рассказа наугад. Рисунки нужно пронумеровать в особой последовательности.


Если ребенок утомляется, или, возможно, имеет некоторые особенности, например, связанные с беспокойством, можно ограничиться только несколькими карточками, которые помогут выявить изучаемые свойства. Таким образом, ребенок, у которого возникают трудности в сотрудничестве с экспериментатором, должен получить карточки 1 и 4.

Стимульный материал(смотри Приложение).

11 картинок, на которых изображены животные в различных ситуациях, достаточно знакомых и понятных детям. Картинки нарисованы так, чтобы дать детям возможность различной интерпретации изображенной ситуации.

Описание и типичные ответы к картинкам

Рисунок 1.Цыплята сидят вокруг стола с большой кастрюлей супа. Напротив сидит слабо прорисованная большая курица.

Ответы строятся вокруг еды. Темы соперничества выступают в сюжетах о том, кто получит больше, кто ведет себя хорошо и кто плохо и т. п. Пища рассматривается как награда или, наоборот, как наказание, основная пищевая проблема связана
с удовлетворением или фрустрацией.

Рисунок 2.Один медведь держит канат с одной стороны,
а с другой стороны канат держат медведь с медвежонком. Интересно выяснить, как испытуемый идентифицирует себя с мед-вежонком, который сотрудничает с взрослым медведем, кто из них папа и мама. Это может рассматриваться как серьезная борьба в сочетании со страхом, агрессивностью и тревожностью самого ребенка. Кроме того, этот рисунок может рассматриваться и как игра (например, перетягивание каната). Иногда веревка сама может быть сигналом: обрывание веревки – падение ребенка, обусловливающее возникновение страха.

Рисунок 3.Лев с трубкой и тростью, сидящий на стуле.
В правом нижнем углу нарисована мышка возле дырки в полу. Это обычно рассматривается как фигура отца, снаряженного такими символами, как трубка и трость. Более того, они могут рассматриваться как инструменты агрессии или могут быть истолкованы как отцовская фигура, которой никто не боится. Это обычно оборонительный процесс. Если лев представлен как сильная родительская фигура, необходимо выяснить у ребенка, когда он милостив, а когда – опасно властен.

Мышка рассматривается детьми с большим интересом и часто берётся в качестве идентификации. В этом случае мышка может быть, благодаря своей хитрости, представлена более властной. Иногда мышка может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируют себя со львом, а некоторые – идентифицируют себя то с одним, то с другим героем несколько раз, вызывая тем самым путаницу.

Рисунок 4.Кенгуру со шляпкой в руках, несущая корзинку
с бутылкой молока, а в ее кармане – кенгуренок с воздушным шариком; на велосипеде – кенгуренок постарше.

Это обычная тема соперничества, отношения к братьям и сестрам или некоторая аналогия с происхождением детей. Если ребенок правильно рассказывает о содержании рисунка, можно говорить о том, что формирование соответствующего качества личности идет без отклонений. В обоих случаях и отношение
к маме часто является важной особенностью. Иногда ребенок постарше идентифицирует себя с тем, кто сидит у мамы в сумке, что истолковывается как желание стать вновь ближе к маме.
С другой стороны, младший ребенок может идентифицировать себя со старшим кенгуренком, что объясняется его желанием быть независимым и доминирующим. Корзина может дать возможность развивать тему еды. Тема бегства от опасности также может появиться. Данный рисунок может дать материал для изучения бессознательного страха в сфере отношений между папой и мамой, секса, беременности и т. д. В рассказе дети, испытывающие ревность к брату или сестре, подчеркивают разницу в положении младшего и старшего кенгурят. При этом старшие дети могут сказать о том, что маленького везут, а старшему приходится ехать самому, хотя он очень устал. Младшие же в этой ситуации говорят о том, что у старшего есть велосипед, на котором он едет, а у маленького его нет. В случае отказа от ответа можно говорить о вытесненной ревности, которая может служить причиной невротизации ребенка, его упрямства или агрессии.

Рисунок 5.Затемненная комната с большой кроватью в глубине, на полу – детская кровать с двумя маленькими медвежатами.

В данной ситуации рассматриваются в основном следующие вариа­ции сцен: ребенок касается того, что происходит между родителями в постели. Рассказы детей хорошо отражают распределение ролей, конфузы и эмоциональные реакции детей. Двое детей в кроватке предоставлены сами себе для взаимного манипулирования и взаимного изучения.

Рисунок 6.Темная пещера с двумя смутно очерченными медвежьими фигурами на заднем плане; маленький медвежонок лежит на переднем плане. Этот рисунок изображает первобытных людей. Он используется вместе с рисунком 5. Было установлено, что рисунок 6 дополняет ответы предыдущего рисунка. Здесь могут проявиться проблемы мастурбации во время сна.

Рисунок 7.Разъяренный тигр с поднятой лапой и обнаженными когтями и клыками, прыгающий на обезьяну, которая пытается спастись.

Здесь представлен страх перед агрессивностью и его разновидности. Часто очевидной становится степень тревожности ребенка. Она может быть такой большой, что займет главное место при восприятии рисунка. Здесь тигр – символ агрессии.

Рисунок 8.Две взрослые обезьяны сидят на софе и пьют из чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на первом плане с маленькой обезьянкой и разговаривает с ней.

Здесь изображена одна из наиболее часто встречающихся
в семье ситуаций. Детьми рисунок воспринимается и интерпретируется как взаимоотношения всемье спапой, мамой и другими членами семьи. Чашка чая, очевидно, будет давать возможность вести речь о еде. Дети, страдающие от холодности взрослых, в рассказе подчеркивают, что взрослые говорят о своих делах, не обращая на них внимания. Подчеркивается также, что одна из обезьян ругает маленькую обезьянку за какой-то проступок. Демонстративные дети видят в этой ситуации желание взрослых посмотреть на ребенка, и одна из обезьянок, по их мнению, как раз и просит читать стихотворение (показать свои рисунки, спеть и т. д.).

Рисунок 9.Затемненная комната видна сквозь открытую дверь освещенной комнаты. В затемненной комнате находится детская кровать, в которой сидит кролик и выглядывает из дверей. Тема боязни темноты, страха остаться одному из-за ухода родителей; отмечается любопытство к тому, что происходит
в соседней комнате.

Рисунок 10.Щенок лежит на коленях у взрослой собаки, обе фигуры с минимально точными очертаниями: фигуры находятся на переднем плане в ванной.

Рисунок приводит к рассказам на тему «преступление и наказание»; рассказывает кое-что о моральных концепциях детей. Возможно выяснениеотношения к предстоящему купанию, раздеванию, мастурбации, регрессивные тенденции в этом рисунке обнаруживаются более ясно, чем в других.

Рисунок 11.Бегущие лисята.

Проблема общения со сверстниками, стремление к лидерству. Поможет понять, в каких отношениях находится ребенок в группе детского сада или во дворе, конфликтен ли он, способен ли договариваться. В рассказе дети, стремящиеся к лидерству, всегда подчеркивают положительные качества бегущих впереди, идентифицируясь, иногда непосредственно, именно с ними. Тревожные дети в своих рассказах часто говорят о том, что лисята убегают от опасности, а агрессивные, наоборот, считают, что они гонятся за кем-то.

Интерпретация ДАТ

При интерпретации лучше придерживаться основных принципов. Апперцепция предполагает индивидуальную интерпретацию ситуации, стимулов субъектом, которая отражает индивидуальные психологические особенности ребенка и специфику его жизненного пути. Аналогии можно использовать как психотерапевтические личностные свободные ассоциации.

Детский апперцептивный тест — Википедия с видео // WIKI 2

Детский апперцептивный тест (англ. Children’s Apperception Test; САТ) — вариант Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) для детей; проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллок. CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1

    Просмотров:

    1 371 565

  • ✪ Measuring Personality: Crash Course Psychology #22

Содержание

История создания

Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтённых в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н).[1] CAT стимулировал появление значительного количества валидных проективных методик исследования личности, ориентированных на изучение семейных и других отношений, аттитюдов детей. В последние годы тест в разных модификациях достаточно широко используется в работах психологов России, Украины и других стран СНГ. Опубликованы руководства и обзоры литературы (А. Г. Лидерс, А. Г. Колесников, 1992 и др.[2]).[3]

Описание методики

Стимульный материал состоит из 10 стандартных чёрно-белых таблиц-рисунков. В качестве персонажей изображённых ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия. Рисунки выполнены в манере, характерной для детских книг, на них изображены различные ситуации, которые направлены на выявление проблем, связанных с удовлетворением потребности ребёнка в питании, конкуренцией между братьями и сестрами, взаимоотношениями с родителями, представлениями об отношениях между родителями (например, о пребывании их в одной постели), а также на исследование проблем агрессии, страхов.

Процедура проведения

Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком в привычном и знакомом для него окружении.[4] Картины показываются в пронумерованном порядке.
Инструкция: «Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках, которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас, что было до этого момента, а что случится после.»[5] Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребёнка, имеющие отношения к рассказу.
После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т. п., и даже почему именно так окончен рассказ. Если ребёнок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста. После проведения методики необходимо спросить у ребёнка, какие таблицы ему понравились больше всех, а какие меньше всех. Исследование длится 30-40 минут.

Интерпретация результатов

Схема интерпретации рассказов по С. и Л. Беллак:[4]

  • Выделяется главная тема рассказов.
  • Выделение главного героя рассказа, с которым идентифицируется ребёнок (он имеет сходство с испытуемым по полу и возрасту, события описываются с его точки зрения).
  • Выделение главных потребностей и мотивов героя.
    1. Истинные потребности (нa которые может указывать реализм в описаний, большое количество деталей и пр.)
    2. Слабоструктурированные потребности героя (в меньшей мере связанные с реальными потребностями испытуемого)
  • В дальнейшем, в качестве значимых отмечаются персонажи, предметы и обстоятельства, включаемые в рассказ, а также, напротив, игнорируемые испытуемым.
  • Анализируются среды и представление об окружающем мире. Подчёркивается значимость описания видения ребёнком персонажей и его реакций на них.
  • Выясняются основные конфликты ребёнка и сопутствующие им защиты, а также природа основных страхов, среди которых наиболее значимыми являются — страхи, связанные с физической опасностью, возможностью наказания, отсутствием или утратой любви и опасностью быть покинутым.
  • Иногда важно не то, что ребёнок замечает в таблице и рассказывает, а то, что он пропускает; обходит стороной, не видит.

Диалогический метод анализа рассказа по Бурлаковой Н. С. и Олешкевич В. И.[4]

Данный анализ опирается на выделение определённых идентификаций. Единицей рассмотрения является высказывание, которое соотносимо с определённым субъектом этого высказывания и соответствующей идентификацией. Граница высказывания располагается там, где вступает в действие другой речевой субъект (другая идентификация).

  • Важно выделить речевое высказывание. Как только чувствуется переход к другой идентификации, необходимо поставить смысловую точку. Важно соотносить высказывание с функционированием определённой идентификации.
  • Далее производится анализ выделенных высказываний по отдельности. Для этого необходимо попытаться проникнуть в мир непосредственных переживаний автора рассказа, вжиться в саму материю микрорассказов и высказываний. Средством для осуществления такой процедуры является пересказ микрорассказа (высказывания) своими словами. Путём такого рода проговариваний исследователь как бы «приводит» себя на внутреннюю точку зрения автора данного микрорассказа.
  • На третьем этапе анализа важно ввести все выделенные идентификации в диалогические и структурные отношения друг к другу.
  • На следующем шаге анализа важно внимательно проанализировать не только саму «материю рассказа», но выделить в ней значимые оценочные отношения ребёнка к различного рода идентификациям, встроенным в рассказ. Другими словами, необходимо выделить присутствующую в рассказе специфическую авторскую (-ие) позицию(-и), а затем соотнести её со всеми идентификациями, которые были найдены в рассказе. Таким образом можно понять структуру отношений рационального Я ребёнка, некоторой организующей рациональной позиции Я, по отношению к отдельным идентификациям.

Авторская позиция определяет, с одной стороны, «зону ближайшего развития» ребёнка, поскольку задает характер и уровень структурации и интеграции внутреннего опыта, формирует и обозначает специфическое целостное отношение к себе. Данная позиция предполагает появляющуюся способность отнестись к своему внутреннему опыту и способность контролировать его, то есть возможность идентифицироваться с некоторой внешней позицией по отношению к нему. Можно фиксировать качество и характер, содержание авторской позиции, что является показателем того, каким образом ребёнок синтезирует свой внутренний опыт, что и определит в свою очередь динамику развития самосознания. С другой стороны, авторская позиция определит также и основные стратегии защиты, которые формируют более рационализированные структуры самосознания.

Частота обсуждаемости тем по каждой из картинок.

  • Таблица 1 («Цыплята за столом»)

Цыплята сидят за столом, на котором большая миска с пищей. С одной стороны большая курица, неясно очерченная.

Ответы вращаются вокруг пищи, достаточно ли его кормил каждый из родителей. Темы конкуренции братьев — сестёр сводятся к тому, кто получит больше, кто лучше себя ведёт и т. д. Пища может оказаться подкреплением или, наоборот, от неё отказывается как от представляющей опасности, основные проблемы связаны с удовлетворением или — фрустрацией, пищевыми проблемами и т. п.

  • Таблица 2 («Медведи, перетягивающие канат»)

Один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону.

Интересно наблюдать идентифицирует ли себя ребёнок с фигурой, которая сотрудничает, с отцом или матерью. Это может выглядеть как серьёзная борьба, сопровождающаяся страхом или агрессией, которая завершает собственную агрессию или автономию ребёнка. Более мягко эта картина может казаться игрой (в перетягивание каната, например). Например, сам канат может быть источником рассмотрения — канат порвался — это является источником последующей опасности.

  • Таблица 3 («Лев с трубкой»)

Лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе.

Льва обычно видят как фигуру отца, экипированного такими предметами, как трубка и трость. Позже это может видеться как инструмент агрессии или может быть использовано, чтобы сделать родительскую фигуру старой, беспомощной, которую не нужно будет боятся. Если лев воспринимается как сильная родительская фигура, важно отметить — мягкий ли он или сильный и опасный.

Мышь большинство детей видят как ребёнка и часто идентифициуют с собой. В этом случае, посредством хитрости и обстоятельств мышь могут сделать более сильной. С другой стороны, она может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируются со львом, давая подтверждение конфликту между согласием и автономией и т. д.

  • Таблица 4 («Кенгуру с кенгурятами»)

Кенгуру в дамской шляпке на голове, несущая сумку с молочными бутылками. В её сумке кенгурёнок с воздушным шаром, на велосипеде кенгурёнок побольше.

Тут обычно проявляются темы конкуренции с братом или сестрой, или беспокойство по поводу появления малыша. В то же время, здесь просматривается связь с матерью — часто важная черта.

Иногда ребёнок, который старший брат или сестра, идентифицирует себя с младенцем в сумке. Это показывает регрессивное желание с целью быть ближе к матери. С другой стороны, ребёнок, который реально моложе, может идентифицировать себя со старшим, это означает его желание независимости и власти. Сумка может давать пищевые темы. Также может быть введена тема бегства от опасности. Это может быть связано с бессознательным страхом в области взаимоотношений отца и матери, секса, беременности.

  • Таблица 5 («Два медвежонка в кроватке»)

Затемнённая комната с большой кроватью на заднем плане. Детская кроватка на переднем плане, в которой два маленьких медвежонка.

Ребёнок рассматривает то, что происходит между родителями в кровати. Эти истории хорошо отражают догадки, наблюдения, смущения и эмоциональные переживания у части детей. Два ребёнка в детской кроватке — дает темы о взаимных манипуляциях и исследованиях между детьми.

  • Таблица 6 («Медведи в затемнённой пещере»)

Тёмная пещера с двумя фигурами медведей, неясно очерченными, на заднем плане; медвежонок, лежащий впереди.

Эта картина используется в сумме с Картиной 5. Картина 6 будет с большей частотой и сильнее действовать на всё, что оставалось на заднем плане в реакциях на изначальную сцену. Будет отражена ревность в этой тройственной ситуации. Проблема мастурбации во время пребывания в постели может проявится как в реакциях на картину 5, так и на картину 6.

  • Таблица 7 («Разъярённый тигр и обезьяна»)

Тигр с обнажёнными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух.

Здесь демонстрируются страхи, избегание агрессии и способы борьбы с ними. Часто становится очевидной степень напряжения ребёнка. (Это может быть настолько сильным, что ведёт к отвержению картины, или могут быть такие защитные реакции, как превращение в безобидный рассказ. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко могут вызвать рассказы, ведущие к проецированию страха.

  • Таблица 8 («Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой»)

Две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

Тут часто выявляется роль, в которую ребёнок помещает себя внутри семейного созвездия. Его интерпретация главной (на переднем плане) обезьяны как фигуры отца или матери, становится значимой в отношении его восприятия этой фигуры как доброй обезьяны, или как делающей выговор, подавляющей.

  • Таблица 9 («Зайчонок в тёмной комнате»)

Тёмная комната просматривается из освещённой комнаты через открытую дверь. В темноте — зайчонок, сидящий в детской кровати, смотрящий в дверь.

Тема страха темноты, одиночества, страха быть брошенными родителями, удовлетворяют наше любопытство посредством того, что может быть в следующей комнате или общего ответа на картину.

  • Таблица 10 («Щенок на лапах взрослой собаки»)

Щенок, лежащий на лапах взрослой собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт, фигуры расположены на переднем плане в ванной комнате.

Примечания

  1. ↑ Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 254 с.
  2. ↑ Детский апперцептивный тест (САТ). Руководство к применению / Под ред. А. Г. Лидерса, В. Г. Колесникова. — Обнинск, 1992
  3. ↑ Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике — 2002
  4. 1 2 3 Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с.
  5. ↑ Bellac & Bellac Children’s Apperceptive Test — Gracie Station, New York: Consulting Psychological Press

Литература

  1. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с. (Серия: «Учебники психотерапии»).
  2. Беллак Л., Беллак С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство. — С-Пб., «Иматон», 2002
  3. Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. — М., ТЕИС, 2002. — 150 с.
  4. Bellac L (1954) — TAT and CAT in clinical use — New York: Grune & Strutton

См. также

Ссылки


Эта страница в последний раз была отредактирована 12 января 2018 в 21:01.

Детский апперцептивный тест (ДАТ) — Мегаобучалка

 

История ДАТ

Оригинальная идея ДАТ была разработана Эрнстом Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции в тематическом апперцептивном тесте (ТАТ). Доктор Крис обратил внимание на то, что дети гораздо охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Этот факт был известен еще З. Фрейду и описан им в истории с маленьким Гансом «Сексуальность пятилетнего ребенка». Названные авторы после годичного обсуждения всех проблем выделили определенное число типичных ситуаций для детей, которые могут раскрыть динамику детских проблем.

Известно, что ТАТ — прекрасный тест для взрослых, однако он не может всецело выявить потребности маленьких детей, но Симондс не рекомендовал использовать ТАТ и для юношеского возраста, поэтому был разработан ДАТ для работы с детьми 2, 3-летнего, и, возможно, до 10-летнего возраста.

Виолет Рамонт, художник-иллюстратор детских книг, согласилась нарисовать рисунки, соответствующие предположениям, прибавив несколько своих, понравившихся ей.

Затем эти рисунки были отработаны несколькими психологами-практиками, неоднократно применявшими другие проективные методики. После этого тест дорабатывался уже на основе практических данных.

Цель теста

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) позволяет судить о склонностях, интересах ребенка и нередко выявляет болезненные состояния психики.

ДАТ содержит 10 рисунков (см. Приложение), изображающих животных в различных ситуациях. Он может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 2, 3—10 лет. После обоснования ребенком карточки разделяются по отделам, согласно «Руководству». Сообщения записываются полностью и потом анализируются согласно «интерпретации».

ДАТ — проективный или апперцептивный метод, т. е. метод исследования личности путем изучения незначительных индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов.

Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для облегчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследования вопросов соперничества, выделения отношения к родителям через восприятие детей, близкое им. Указывает о восприятии детьми родителей, об отношении к родителям как к паре, т. е. об эдиповом комплексе и его кульминации в главных сценах.

Авторы предполагали возможность выделения агрессивных фантазий ребенка, принятие им мира взрослых, возможный страх одиночества ночью, возможность мастурбации, поведение в туалете и реакцию родителей на это; возможность узнать и проследить структуру личности ребенка, о динамических видах реакции и проблемах развития. Этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, например, плохое поведение, трудности в общении, но и понять некоторые причины их появления. Однако у теста есть недостатки, главный из которых — отсутствие объективного ключа, дающего возможность интерпретации полученных результатов.

Руководство

Тест проводится в виде игры, при соблюдении всех основных требований тестирования.

Инструкция (экспериментатор вначале предлагает игру): Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит.

В процессе рассказа ребенка просят рассказать по картинкам: что там происходит, что сейчас делают звери, что было вначале, что будет потом, кто из героев ему больше нравится, а кто нет.

Допустимы перерывы, остановки, уточняющие вопросы и поощрения. После всех рассказанных историй кто-то может просмотреть каждую картинку для более тщательного анализа тех или иных специфических моментов. Например, почему кто-то получил определенное имя, название местности, возраст и т. д. Можно задать вопросы, не по теме рассказа.

Все замечания и поощрения должны быть отмечены по каждой рассказанной истории. Трудности могут также возникнуть, если ребенок захочет рассказать какую-либо историю экспериментатору, необходимо выслушать и «вернуть» испытуемого к рисункам.

В процессе исследования необходимо убирать все рисунки, за исключением того, который дали ребенку, так как маленькие дети имеют склонность играть со всеми рисунками сразу, выбирая их из рассказа наугад. Рисунки нужно пронумеровать в особой последовательности.

Если ребенок утомляется, или, возможно, имеет некоторые особенности, например, связанные с беспокойством, можно ограничиться только несколькими карточками, которые помогут выявить изучаемые свойства. Таким образом, ребенок, у которого возникают трудности в сотрудничестве с экспериментатором, должен получить карточки 1 и 4.

Стимульный материал

11 картинок, на которых изображены животные в различных ситуациях, достаточно знакомых и понятных детям. Картинки нарисованы так, чтобы дать детям возможность различной интерпретации изображенной ситуации.

Описание и типичные ответы к картинкам

Рисунок 1. Цыплята сидят вокруг стола с большой кастрюлей супа. Напротив сидит слабо прорисованная большая курица.

Ответы вращаются вокруг еды. Темы соперничества выступают в сюжетах о том, кто получит больше, кто ведет себя хорошо и кто плохо и т. п. Пища рассматривается как награда или, наоборот, как наказание, основная пищевая проблема связана с удовлетворением или фрустрацией.

Рисунок 2. Один медведь держит канат с одной стороны, а с другой стороны канат держат медведь с медвежонком.

Интересно выяснить, как испытуемый идентифицирует себя с медвежонком, который сотрудничает с взрослым медведем, кто из них папа и мама. Это может рассматриваться как серьезная борьба в сочетании со страхом, агрессивностью и тревожностью самого ребенка. Кроме того, этот рисунок может рассматриваться и как игра (например, перетягивание каната). Иногда веревка сама может быть сигналом: обрывание веревки — падение ребенка, обуславливающее возникновение страха.

Рисунок 3. Лев с трубкой и тростью, сидящий на стуле. В правом нижнем углу нарисована мышка возле дырки в полу.

Это обычно рассматривается как фигура отца, снаряженного такими символами, как трубка и трость. Более того, они могут рассматриваться как инструменты агрессии или могут быть истолкованы как отцовская фигура, которой никто не боится. Это обычно оборонительный процесс. Если лев представлен как сильная родительская фигура, необходимо выяснить у ребенка, когда он милостив, а когда — опасно властен.

Мышка рассматривается детьми с большим интересом и часто берется в качестве идентификации. В этом случае мышка может быть, благодаря своей хитрости, представлена более властной. Иногда мышка может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируют себя со львом, а некоторые — идентифицируют себя то с одним, то с другим героем несколько раз, вызывая тем самым путаницу.

Рисунок 4. Кенгуру со шляпкой в руках, несущая корзинку с бутылкой молока, а в ее кармане — кенгуренок с воздушным шариком; на велосипеде — кенгуренок постарше.

Это обычная тема соперничества, отношения к братьям и сестрам или некоторая аналогия с происхождением детей. Если ребенок правильно рассказывает о содержании рисунка, можно говорить о том, что формирование соответствующего качества личности идет без отклонений. В обоих случаях и отношение к маме часто является важной особенностью. Иногда ребенок постарше идентифицирует себя с тем, кто сидит у мамы в сумке, что истолковывается как желание стать вновь ближе к маме. С другой стороны, младший ребенок может идентифицировать себя со старшим кенгуренком, что объясняется его желанием быть независимым и доминирующим. Корзина может дать возможность развивать тему еды. Тема бегства от опасности также может появиться. Данный рисунок может дать материал для изучения бессознательного страха в сфере отношений между папой и мамой, секса, беременности и т. д. В рассказе дети, испытывающие ревность к брату или сестре, подчеркивают разницу в положении младшего и старшего кенгурят. При этом старшие дети могут сказать о том, что маленького везут, а старшему приходится ехать самому, хотя он очень устал. Младшие же в этой ситуации говорят о том, что у старшего есть велосипед, на котором он едет, а у маленького его нет. В случае отказа от ответа можно говорить о вытесненной ревности, которая может служить причиной невротизации ребенка, его упрямства или агрессии.

Рисунок 5. Затемненная комната с большой кроватью в глубине, на полу — детская кровать с двумя маленькими медвежатами.

В данной ситуации рассматриваются в основном следующие вариации сцен: ребенок касается того, что происходит между родителями в постели. Рассказы детей хорошо отражают распределение ролей, конфузы и эмоциональные реакции детей. Двое детей в кроватке предоставлены сами себе для взаимного манипулирования и взаимного изучения.

Рисунок 6. Темная пещера с двумя смутно очерченными медвежьими фигурами на заднем плане; маленький медвежонок лежит на переднем плане. Этот рисунок изображает первобытных людей. Он используется вместе с рисунком 5. Было установлено, что рисунок 6 дополняет ответы предыдущего рисунка. Здесь могут проявиться проблемы мастурбации во время сна.

Рисунок 7. Разъяренный тигр с поднятой лапой и обнаженными когтями и клыками, прыгающий на обезьяну, которая пытается спастись.

Здесь представлен страх перед агрессивностью и его разновидности. Часто очевидной становится степень тревожности ребенка. Она может быть такой большой, что займет главное место при восприятии рисунка. Здесь тигр — символ агрессии.

Рисунок 8. Две взрослые обезьяны сидят на софе и пьют из чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на первом плане с маленькой обезьянкой и разговаривает с ней.

Здесь изображена одна из наиболее часто встречающихся в семье ситуаций. Детьми рисунок воспринимается и интерпретируется как взаимоотношения в семье с папой, мамой и другими членами семьи. Чашка чая, очевидно, будет давать возможность вести речь о еде. Дети, страдающие от холодности взрослых, в рассказе подчеркивают, что взрослые говорят о своих делах, не обращая на них внимания. Подчеркивается также, что одна из обезьян ругает маленькую обезьянку за какой-то проступок. Демонстративные дети видят в этой ситуации желание взрослых посмотреть на ребенка, и одна из обезьянок, по их мнению, как раз и просит прочитать стихотворение (показать свои рисунки, спеть и т. д.).

Рисунок 9. Затемненная комната видна сквозь открытую дверь освещенной комнаты. В затемненной комнате находится детская кроватка, в которой сидит кролик и выглядывает из дверей.

Тема боязни темноты, страха остаться одному из-за ухода родителей; отмечается любопытство к тому, что происходит в соседней комнате.

Рисунок 10. Щенок лежит на коленях у взрослой собаки, обе фигуры с минимально точными очертаниями: фигуры находятся на переднем плане в ванной.

Рисунок приводит к рассказам на тему «преступление и наказание»; рассказывает кое-что о моральных концепциях детей. Возможно выяснение отношения к предстоящему купанию, раздеванию, мастурбации. Регрессивные тенденции в этом рисунке обнаруживаются более ясно, чем в других.

Рисунок 11. Бегущие лисята.

Проблема общения со сверстниками, стремление к лидерству. Поможет понять, в каких отношениях находится ребенок в группе детского сада или во дворе, конфликтен ли он, способен ли договариваться. В рассказе дети, стремящиеся к лидерству, всегда подчеркивают положительные качества бегущих впереди, идентифицируясь, иногда непосредственно, именно с ними. Тревожные дети в своих рассказах часто говорят о том, что лисята убегают от опасности, а агрессивные, наоборот, считают, что они гонятся за кем-то.

Интерпретация ДАТ

При интерпретации лучше придерживаться основных принципов.

Апперцепция предполагает индивидуальную интерпретацию ситуации, стимулов субъектом, которая отражает индивидуальные психологические особенности ребенка и специфику его жизненного пути. Аналогии можно использовать как психотерапевтические личностные свободные ассоциации.

Опорные положения

Главная тема

Через рассказы детей можно выявить основные тенденции их развития. Так, например, в нескольких историях может говориться о голоде главного героя, об обращении к воровству для удовлетворения своих потребностей.

Однако на этом основании нельзя делать вывод о том, что ребенок голоден в буквальном смысле и думает только об удовлетворении пищевой потребности и в повседневном желании отобрать еду у других. Необходимо найти общие доминанты в модели поведения ребенка. В этом смысле необходимо говорить о теме нескольких рассказов.

При анализе рассказов надо обращать внимание и на их полное несоответствие содержанию рисунка. Например, дети могут сказать о том, что тигр и обезьяна дружат и вместе пошли гулять, или о зайчике, который совсем не боится лежать один в темноте. Такие рассказы говорят о высокой тревоге или агрессии, вытесняемой из сознания ребенка. Об этом же свидетельствует и отказ от ответа, когда дети говорят о том, что они не знают, что здесь нарисовано, или что они устали. Это наиболее сложные случаи, и можно предположить, что нервное напряжение ребенка усиливается оттого, что он считает данное качество отрицательным и не хочет признавать его наличие у себя. Дети, страдающие от отчужденности, холодности родителей, часто рассказывают о наказании, одиночестве и слезах. В рассказах могут проявиться и фобии, конкретные страхи. Агрессивные, асоциальные дети также могут подчеркнуть идею о наказании, однако при этом не говорится о страхе, а в любом случае — о нарушении правила и уходе от наказания.

Главный герой

Герой — фигура, о котором идет рассказ. Он имеет сходство с испытуемым больше всего в возрасте и по полу, по взглядам на жизнь. В рассказе может быть не один герой, испытуемый может идентифицировать себя с двумя героями, или он может быть вначале одним, а потом другим. Бывает, что испытуемый идентифицирует себя с героем противоположного пола. Все это надо учитывать. Иногда участвующая фигура в самый ответственный момент рассказа может несколько раз выступать в более глубоком подавленном бессознательном отношении ко всему. Интересы, желания, способности, возможности, которыми наделяется герой, могут не соответствовать испытуемому, а являться желаемыми. Соответствие героя испытуемому отражает его силу «Я», т. е. каким он выбирает героя — сильным или слабым.

В рассказах некоторых детей присутствуют придуманные ими герои, которые прямо или косвенно регулируют поведение, например, тигра и обезьяны. Это могут быть охотники, которые убили тигра и спасли обезьяну, другие звери, родители этих зверей и т. п., в любом случае агрессия вводится в приемлемые рамки, что говорит о хорошей социализации ребенка. Однако данный тип агрессии (тревоги) все же присутствует и при неблагополучном стечении обстоятельств может привести к невротизации.

Самоопределение

Под самоопределением авторы подразумевают целостное принятие себя и отношение к себе. Шилдер первым описал это как представление, как образ тела в мозгу человека. Например, ребенок рассказывает о герое «какое у него некрасивое тело», а затем говорит о том, каким он хотел бы видеть свое тело, воображает себя красивым, большим, властным.

Главные потребности и побуждения героя.

Потребности могут быть выражены:

• В потребностях героя через рассказы испытуемого.

• В рассказе о поведении героя.

• В развитии потребностей героя как отражения нужд испытуемого.

• В описании образа жизни героя.

При определении потребностей ребенка необходимо учитывать, что:

• Обязательно сравнение актуальной картины с клинической и изучением объективных реальных жизненных обстоятельств.

• Возможно проявление замещающей природы фантазии.

• Возможно проявление бурной фантазии или лживости ребенка.

• Возможность «временной игры» дошкольника.

Исключение фигуры или обстоятельства

Если одна или несколько фигур на рисунке исключены или проигнорированы, это может означать, что предмет или фигура либо враждебны, либо противоречивы.

Концепция среды

Эта концепция является комплексной, смешанной с бессознательным самовосприятием и апперцептивным искажением стимула на основе образа прошлого. Обычно 2—3 описываемых тем достаточно для определения таких качеств, как враждебность, подчиненность, доминирование, дружелюбие, боязливость и т. д.

Идентификация

Ребенок идентифицирует себя в семье с тем, кого уважает и кто играет позитивную роль в их взаимоотношениях.

Представление фигур

Необходимо рассмотреть, как ребенок видит фигуры вокруг себя, как воспринимает, как ведет себя в ситуации соперничества, соревнования, поддержке и других взаимоотношениях.

При проведении диагностики личности необходимо помнить, что данные, полученные в разных тестах, необходимо сопоставлять друг с другом, а также с результатами, полученными при исследовании семейных отношений. Только совпадение результатов, полученных с использованием нескольких методик, позволяет с уверенностью сказать, что диагностика проведена, верно.

 

Детский апперцептивный тест (ДАТ) — Мегаобучалка

 

Рисунок 1                                             Рисунок 2

 

Рисунок 3                                           Рисунок 4

 

Рисунок 5

рисунок 6                                                  

 

Рисунок 7

 

Рисунок 8                                                              

 

Рисунок 9

 

Рисунок 10

Рисунок 11

Вопросы к анкете исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительских взаимоотношений

 

Вопросы анкеты

1. Я сразу замечаю, когда мой ребенок расстроен.

2. Когда мой ребенок обижается, то невозможно понять пока
кой причине.

3. Когда моему ребенку больно, мне кажется, я тоже чувствую
боль.

4. Мне часто бывает стыдно за моего ребенка.

5. Чтобы ни сделал мой ребенок, я буду любить его,

6. Воспитание ребенка — сложная проблема для меня.

7. Я редко повышаю голос.

8. Если часто обнимать и целовать ребенка, можно заласкать его
и испортить.

9. Я часто даю понять моему ребенку, что верю в его силы.

10. Плохое настроение моего ребенка не может быть оправданием его непослушания.

11. Я легко могу успокоить моего ребенка.

12. Чувства моего ребенка для меня загадка.

13. Я понимаю, что мой ребенок может грубить, чтобы скрыть обиду.

14. Часто я не могу разделить радость моего ребенка.

15. Когда я смотрю на своего ребенка, то испытываю любовь и нежность, даже если он «плохо ведет себя».

16. Я много хотел (а) изменить в своем ребенке.

17. Мне нравится быть матерью (отцом).

18. Мой ребенок редко спокойно реагирует на мои требования.

19. Я часто глажу моего ребенка по голове.

20. Если у ребенка что-то не получается, он должен справиться с этим самостоятельно.

21. Я жду, пока ребенок успокоится, чтобы объяснить ему, что он не прав.

22. Если мой ребенок разбаловался, я уже не могу его остановить.

23. Я чувствую отношение моего ребенка к другим людям.

24. Часто я не могу понять, почему мой ребенок плачет.

25. Мое настроение часто зависит от настроения моего ребенка.

26. Мой ребенок часто делает вещи, которые сильно мне досаждают.

27. Ничто не мешает мне любить своего ребенка.

28. Я чувствую, что задача воспитания слишком сложна для меня.

29. Мы с моим ребенком приятно проводим время.

30. Я испытываю раздражение, когда мой ребенок буквально «липнет» ко мне.

31. Я часто говорю ребенку, что высоко ценю его старания и достижения.

32. Даже когда ребенок устал, он должен довести дело до конца.

33. У меня получается настроить ребенка на серьезные занятия.

34. Часто мой ребенок кажется мне равнодушным, и я не могу понять, что он чувствует.

35. Я всегда понимаю, почему мой ребенок расстроен.

36. Когда у меня хорошее настроение, капризы ребенка не могут испортить его.

37. Я чувствую, что мой ребенок любит меня.

38. Меня удручает, что мой ребенок растет совсем не таким, каким мне хотелось бы.

39. Я верю, что могу справиться с большинством ситуаций и проблем в воспитании моего ребенка.

40. Часто у нас с ребенком возникает взаимное недовольство.

41. Мне часто хочется взять ребенка на руки.

42. Я не поощряю незначительные успехи ребенка, это может из баловать его.

43. Бесполезно требовать что-то от ребенка, когда он устал.

44. Я не в силах изменить плохое настроение ребенка.

45. Мне достаточно только посмотреть на ребенка, чтобы почувствовать его настроение.

46. Часто радость ребенка кажется мне безразличной.

47. Я легко заражаюсь весельем моего ребенка.

48. Я очень устаю от общения со своим ребенком.

49. Я много прощаю своему ребенку из-за любви к нему.

50. Я нахожу, что я гораздо менее способна хорошо заботиться о своем ребенке, чем я ожидала.

51. У меня часто возникают спокойные, теплые отношения с моим ребенком.

52. Я редко сажаю ребенка к себе на колени.

53. Я часто хвалю своего ребенка.

54. Я никогда не нарушаю распорядок дня ребенка.

55. Когда мой ребенок устал, я могу переключить его на более спокойное занятие.

56. Мне тяжело понять желания моего ребенка.

57. Я легко могу догадаться, что беспокоит моего ребенка.

58. Иногда я не понимаю, как ребенок может расстраиваться по таким пустякам.

59. Я получаю удовольствие от общения с ребенком.

60. Не всегда легко принять моего ребенка таким, какой он есть.

61. Мне удается научить ребенка, что и как делать.

62. Наши занятия с ребенком часто заканчиваются ссорой.

63. Мой ребенок любит ко мне прижиматься.

64. Я часто бываю строгой со своим ребенком.

65. Лучше отказаться от посещения гостей, когда ребенок «не в духе».

66. Когда ребенок расстроен и ему трудно успокоиться, мне бывает трудно помочь ему.

Детский апперцептивный тест (ДАТ) — МегаЛекции


Детский апперцептивный тест — одна из проектив­ных методик исследования личности. Является моди­фикацией методики ТАТ (Тематического апперцептив­ного теста).

Тест детской апперцепции имеет несколько вариан­тов: CAT, CAT-H, CAT»S. Основным является тест CAT, предложенный Е. Kris в 1949 г. Позже для углубленно­го исследования детей были разработаны еще десять карточек, которые положены в основу теста CAT»S. В 1969г. разработан вариант САТ-Н с изображением лю­дей.

Методика дает возможность провести комплексную Диагностику. С ее помощью можно исследовать не ка­кое-то одно качество, а структуру личности ребенка 3— 10 лет. И в отличие от рисуночных методик детский апперцептивный тест дает возможность не только выя вить отклонения, но и понять некоторые причины и: появления.

Инструкция: «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, что здесь происходит».

В процессе детского рассказа задают дополнительные вопросы, затем ребенка просят сказать, что предшествовало этой ситуации и чем она закончится, кто и героев ему нравится, а кто нет.

Оборудование: стимульный материал ДАТ состоит из десяти стандартных черно-белых таблиц-рисунков Рисунки выполнены в манере, характерной для детски: книг. В качестве персонажей изображенных ситуаций выступают животные, которые в большинстве случае выполняют человеческие действия.

Т.Д. Марцинковская (1997) указывает на картины А-7 (тигр и обезьяна), А-9 (зайчик в кроватке), А-8 (семья обезьян), А-4 (кенгуру с кенгурятами), S-6 (бегущие лисята), как на наиболее диагностически значимые.

При изучении дошкольников с нарушениями в раз витии необходимо помнить, что дети затрудняются : оречевлении полного объема наглядного материала методики, демонстрируют астенические проявления, требуют дозирования нагрузок.

Теоретические основы психокоррекционной работы по преодолению нарушений личностного развития у детей с тяжелыми нарушениями речи

Психокоррекционная работа, направленная на раз­витие и совершенствование личностной сферы дошколь­ников с тяжелыми нарушениями речи (И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, У.В. Ульенкова), строится с учетом следующих методологических принципов.


Принцип единства коррекции и развития,который означает, что целенаправленная коррекционная рабо­та осуществляется только на основе клинико-психолого-педагогического анализа внутренних и внешних ус­ловий развития ребенка, с учетом возрастных законо­мерностей развития и характера нарушений.

Принцип единства диагностики и коррекции раз­вития.Цели и содержание коррекционной работы мо­гут быть определены только на основе комплексного, системного, целостного, динамического изучения ребен­ка, его дифференциально-диагностического обследова­ния. Осуществляя коррекционную работу, необходимо фиксировать происходящие изменения в состоянии ре­бенка, при этом сам процесс коррекции дает материал для более полной диагностики.

Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации.Вся система коррекционной работы призвана компен­сировать нарушения в развитии и направлена на реаби­литацию и социальную адаптацию ребенка с проблема­ми. Коррекция и компенсация — это не рядоположенные понятия, а тесно увязанные процессы, которые обус­ловливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредствен­но связана с результатом — компенсацией нарушения.

Принцип учета возрастных психологических и ин­дивидуальных особенностей развития определяет ин­дивидуальный подход к ребенку и построение коррек­ционной работы на базе основных закономерностей пси­хического развития с учетом сензитивных периодов, понимания значения последовательных возрастных ста­дий для формирования личности ребенка.

Принцип комплексности методов психолого-педа­гогического воздействия позволяет оказать помощь ре­бенку и его родителям. Выбор комплекса из нескольких методов определяется в зависимости от целей, задач программы оказания ребенку помощи, возрастных и индивидуальных особенностей и организации условий их реализации.

Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода в осуществлении коррекционной ра­боты. Этот принцип основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активная деятельность самого ребенка в рамках ведущей для воз­раста деятельности является движущей силой его раз­вития (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев и др.).

Принцип оптимистического подхода в коррекцион­ной работе с ребенком предполагает организацию «ат­мосферы успеха» для ребенка, веру в ее положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощ­рение его малейших достижений.

Принцип активного привлечения ближайшего со­циального окружения к коррекционной работе с ребен­ком. Ребенок развивается в целостной системе соци­альных отношений, субъектом которой он является (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер и др.). Развитие ребенка происходит в системе отношений с близкими ему людь­ми, взрослыми. Особенности межличностных отноше­ний, общения, форм совместной деятельности и спосо­бов ее осуществления составляют важнейший компо­нент развития, определяют его зону ближайшего раз­вития. Успех коррекционной работы с ребенком, наря­ду с другими составляющими, зависит и от сотрудниче­ства с родителями.

Психокоррекционная работа с ребенком может дать положительную динамику, если она, опираясь на основ­ные принципы, реализуется во взаимосвязи психолога, педагога с ребенком и его родителями, при активной роли самого ребенка.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Детский апперцептивный тест (CAT) — Мегаобучалка

Существует еще один тест, который дает возможность провести комплексную диагностику личности ребенка 4—10 лет. С его помощью можно исследовать не какое-то одно качество, а структуру личности ребенка. Эта методика дает возможность не только диагностировать отклонения, но и понять некоторые причины их появления. Однако у нее есть и недостатки, главный из которых — отсутствие объективного основания, дающего возможность интерпретации полученных результатов. Поэтому мы остановимся лишь на нескольких рисунках, интерпретация которых представляет меньше сложностей.

Картинки, на которых изображены животные в различных ситуациях, достаточно знакомых и понятных детям. Так, на одной из них нарисовано семейство обезьян, на другой — бегущие наперегонки лисята, на третьей — кенгуру с детенышами, на четвертой — лежащий в кроватке зайчик. И, наконец, на пятой — тигр, бегущий за обезьяной1. Картинки нарисованы так, чтобы дать детям возможность различной интерпретации изображенной ситуации.

Взрослый показывает ребенку первую картинку и говорит: «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожалуйста, о том, что здесь происходит». В процессе рассказа инструкцию уточняют и ребенка просят сказать, что предшествовало этой ситуации и чем она закончится, кто из героев ему нравится, а кто нет. Картинки предъявляют по очереди. Первую можно проанализировать совместно с ребенком (особенно с детьми 4—5 лет). При составлении рассказа взрослый обращается с вопросами к ребенку, кто ему нравится, что он думает о героях и т. д. О следующих рисунках ребенок рассказывает самостоятельно. Дополнительные вопросы (что будет дальше, кто нравится и т. д.) задают не сразу, а по мере развертывания рассказа. Если ребенок составляет рассказ сам, дополнительные вопросы можно не задавать. Следующую картинку показывают после окончания рассказа о предыдущей. Все слова ребенка записывают.

При анализе результатов обращают внимание на соответствие общего характера рассказа рисунку. Каждый из рисунков направлен на исследование определенного качества: тигр и обезьяна — агрессивности; зайчик в кроватке — тревожности; бегущие лисята — умения общаться со сверстниками, стремления к лидерству; семья обезьян — умения общаться с взрослыми; кенгуру с кенгурятами — отношения к братьям и сестрам. Если ребенок правильно интерпретирует содержание рисунка, можно говорить о том, что формирование соответствующего качества личности идет без отклонений. Однако, если содержание картинки вызывает тревогу и напряжение у детей, их рассказ необходимо проанализировать подробнее. Так, говоря о тигре и обезьяне, дети могут акцентировать внимание на силе тигра или страхе обезьяны, придумывая различные подробности того, как тигр гонится за ней и хочет ее съесть. В том случае, если рассказ идет преимущественно о тигре (тигр увидел обезьяну, он был голодный, он ее съел или растерзал, от нее остались одни кости и т. д.), можно говорить об открытой агрессии ребенка. Если в рассказе говорится о страхе обезьяны, о том, как она убегала от тигра, звала на помощь и т. д., можно предполагать высокую степень тревоги, испытываемой ребенком. Однако в рассказе обезьяна может и побеждать тигра, заманив его в яму, стукнув его кокосом по голове и т. п. В этом случае можно говорить о выраженной агрессии, обусловленной тревогой, т. е. о защитной агрессии.

В рассказах некоторых детей присутствуют придуманные ими герои, которые прямо или косвенно регулируют поведение тигра и обезьяны. Это могут быть охотники, которые убили тигра и спасли обезьяну, другие звери, родители этих зверей и т. п. В любом случае агрессия вводится в приемлемые рамки, что говорит о хорошей социализации ребенка. Однако данный тип агрессии (или тревоги) все же присутствует и при неблагополучном стечении обстоятельств может привести к невротизации.

При анализе рассказов надо обращать внимание и на их полное несоответствие содержанию рисунка. Например, дети могут сказать о том, что тигр и обезьяна дружат и вместе пошли гулять, или о зайчике, который совсем не боится лежать один в темноте, и т. п. Такие рассказы говорят о высокой тревоге или агрессии, вытесняемой из сознания ребенка. Об этом же свидетельствует и отказ от ответа, когда дети говорят о том, что они не знают, что здесь нарисовано, или что они устали и т. д. Это наиболее сложные случаи, и можно предположить, что нервное напряжение ребенка усиливается оттого, что он считает данное качество отрицательным и не хочет признавать его наличие у себя.

Аналогична интерпретация рассказов и по другим рисункам. О высокой тревожности говорят рассказы, в которых дети подчеркивают страхи зайчика, находящегося в темной комнате. Дети, страдающие от отчужденности, холодности родителей, часто говорят, что зайчика наказали и оставили одного в комнате, что взрослые находятся в соседней комнате, они разговаривают, смотрят телевизор, а он тут лежит один и плачет. В рассказе могут проявиться и фобии, конкретные страхи ребенка — это и темнота, и собаки, лающие за окнами, и бандиты, которые влезают в окно, и другие опасности, которые угрожают зайке. Агрессивные, асоциальные дети также могут подчеркнуть идею наказания, однако при этом говорят, что зайка не боится, он выскочит из постели и пойдет играть, он будет тайком смотреть телевизор, т. е. в любом случае речь идет о нарушении правила и уходе от наказания. В случае вытесненной тревоги, как уже говорилось, либо рассказ не соответствует картинке, либо ребенок просто отказывается от ответа.

В рассказе о бегущих лисятах дети, стремящиеся к лидерству, всегда подчеркивают положительные качества бегущих впереди лисят, идентифицируясь, иногда непосредственно, именно с ними. Тревожные дети в своих рассказах часто говорят о том, что лисята убегают от опасности, а агрессивные дети, наоборот, считают, что они гонятся за кем-то.

Дети, страдающие от холодности взрослых, в рассказе о семье обезьян подчеркивают, что взрослые говорят о своих делах, не обращая внимания на маленького. Подчеркивается также и то, что одна из обезьян ругает маленькую обезьянку за какой-то проступок. Демонстративные дети видят в этой ситуации желание взрослых посмотреть на ребенка, и одна из обезьянок, по их мнению, как раз и просит прочитать стихотворение (показать свои рисунки, спеть и т. д.).

В рассказе о кенгуру с кенгурятами дети, испытывающие ревность к брату или сестре, подчеркивают разницу в положении младшего и старшего кенгурят. При этом старшие дети могут сказать о том, что маленького везут, а старшему приходится ехать самому, хотя он очень устал. Младшие же в этой ситуации говорят о том, что у старшего есть свой велосипед, на котором он едет, а у маленького его нет. В случае отказа от ответа можно говорить о вытесненной ревности, которая может служить причиной невротизации ребенка, его упрямства или агрессии.

Сопоставление рассказов по всем рисункам этого теста дает возможность составить представление о структуре личности ребенка и сделать некоторые заключения о причинах его неуспешности, плохого поведения, трудностей в общении.

Детский апперцептивный тест — Википедия. Что такое Детский апперцептивный тест

Детский апперцептивный тест (англ. Children’s Apperception Test; САТ) — вариант Тематического Апперцептивного Теста (ТАТ) для детей; проективная психодиагностическая детская методика, которая была разработана Леопольдом и Соней Беллок. CAT предназначен для психологической диагностики эмоционального состояния, потребностей и личности детей в возрасте от 3 до 10 лет.

История создания

Первый вариант CAT (1949) состоял из 10 картин, изображавших ситуации, героями которых являлись антропоморфизированные животные. В 1952 году была разработана дополнительная серия (CAT-S), картины которой охватывали ряд ситуаций, не учтённых в первом варианте CAT. Методика была предназначена для детей 3—10 лет и опиралась на предположение о том, что для детей этого возраста легче идентифицироваться с животными, чем с человеческими фигурами. Экспериментальные данные, однако, опровергли это допущение, и Беллак, хотя и не сразу согласившийся с его критикой, создал в 1966 году параллельный вариант с человеческими фигурами (САТ-Н).[1] CAT стимулировал появление значительного количества валидных проективных методик исследования личности, ориентированных на изучение семейных и других отношений, аттитюдов детей. В последние годы тест в разных модификациях достаточно широко используется в работах психологов России, Украины и других стран СНГ. Опубликованы руководства и обзоры литературы (А. Г. Лидерс, А. Г. Колесников, 1992 и др.[2]).[3]

Описание методики

Стимульный материал состоит из 10 стандартных чёрно-белых таблиц-рисунков. В качестве персонажей изображённых ситуаций выступают животные, которые в большинстве случаев выполняют человеческие действия. Рисунки выполнены в манере, характерной для детских книг, на них изображены различные ситуации, которые направлены на выявление проблем, связанных с удовлетворением потребности ребёнка в питании, конкуренцией между братьями и сестрами, взаимоотношениями с родителями, представлениями об отношениях между родителями (например, о пребывании их в одной постели), а также на исследование проблем агрессии, страхов.

Процедура проведения

Исследование проводится индивидуально с каждым ребёнком в привычном и знакомом для него окружении.[4] Картины показываются в пронумерованном порядке.
Инструкция: «Мы собираемся поиграть в игру. Ты будешь рассказывать истории о картинках, которые я тебе дам. Расскажи, что происходит, что животные делают сейчас, что было до этого момента, а что случится после.»[5] Все ответы записываются буквально и позже анализируются. Следует записывать также все комментарии и действия ребёнка, имеющие отношения к рассказу.
После того, как составлены все рассказы, можно вернуться к каждому из них для уточнения отдельных моментов, например: почему какой-либо персонаж назван именно так, а не иначе, указано именно это место действия персонажей, именно этот возраст, и т. п., и даже почему именно так окончен рассказ. Если ребёнок не может сосредоточиться на исследовании, было бы неплохо попытаться сделать это позднее, но не откладывая надолго после предъявления теста. После проведения методики необходимо спросить у ребёнка, какие таблицы ему понравились больше всех, а какие меньше всех. Исследование длится 30-40 минут.

Интерпретация результатов

Схема интерпретации рассказов по С. и Л. Беллак:[4]

  • Выделяется главная тема рассказов.
  • Выделение главного героя рассказа, с которым идентифицируется ребёнок (он имеет сходство с испытуемым по полу и возрасту, события описываются с его точки зрения).
  • Выделение главных потребностей и мотивов героя.
    1. Истинные потребности (нa которые может указывать реализм в описаний, большое количество деталей и пр.)
    2. Слабоструктурированные потребности героя (в меньшей мере связанные с реальными потребностями испытуемого)
  • В дальнейшем, в качестве значимых отмечаются персонажи, предметы и обстоятельства, включаемые в рассказ, а также, напротив, игнорируемые испытуемым.
  • Анализируются среды и представление об окружающем мире. Подчёркивается значимость описания видения ребёнком персонажей и его реакций на них.
  • Выясняются основные конфликты ребёнка и сопутствующие им защиты, а также природа основных страхов, среди которых наиболее значимыми являются — страхи, связанные с физической опасностью, возможностью наказания, отсутствием или утратой любви и опасностью быть покинутым.
  • Иногда важно не то, что ребёнок замечает в таблице и рассказывает, а то, что он пропускает; обходит стороной, не видит.

Диалогический метод анализа рассказа по Бурлаковой Н. С. и Олешкевич В. И.[4]

Данный анализ опирается на выделение определённых идентификаций. Единицей рассмотрения является высказывание, которое соотносимо с определённым субъектом этого высказывания и соответствующей идентификацией. Граница высказывания располагается там, где вступает в действие другой речевой субъект (другая идентификация).

  • Важно выделить речевое высказывание. Как только чувствуется переход к другой идентификации, необходимо поставить смысловую точку. Важно соотносить высказывание с функционированием определённой идентификации.
  • Далее производится анализ выделенных высказываний по отдельности. Для этого необходимо попытаться проникнуть в мир непосредственных переживаний автора рассказа, вжиться в саму материю микрорассказов и высказываний. Средством для осуществления такой процедуры является пересказ микрорассказа (высказывания) своими словами. Путём такого рода проговариваний исследователь как бы «приводит» себя на внутреннюю точку зрения автора данного микрорассказа.
  • На третьем этапе анализа важно ввести все выделенные идентификации в диалогические и структурные отношения друг к другу.
  • На следующем шаге анализа важно внимательно проанализировать не только саму «материю рассказа», но выделить в ней значимые оценочные отношения ребёнка к различного рода идентификациям, встроенным в рассказ. Другими словами, необходимо выделить присутствующую в рассказе специфическую авторскую (-ие) позицию(-и), а затем соотнести её со всеми идентификациями, которые были найдены в рассказе. Таким образом можно понять структуру отношений рационального Я ребёнка, некоторой организующей рациональной позиции Я, по отношению к отдельным идентификациям.

Авторская позиция определяет, с одной стороны, «зону ближайшего развития» ребёнка, поскольку задает характер и уровень структурации и интеграции внутреннего опыта, формирует и обозначает специфическое целостное отношение к себе. Данная позиция предполагает появляющуюся способность отнестись к своему внутреннему опыту и способность контролировать его, то есть возможность идентифицироваться с некоторой внешней позицией по отношению к нему. Можно фиксировать качество и характер, содержание авторской позиции, что является показателем того, каким образом ребёнок синтезирует свой внутренний опыт, что и определит в свою очередь динамику развития самосознания. С другой стороны, авторская позиция определит также и основные стратегии защиты, которые формируют более рационализированные структуры самосознания.

Частота обсуждаемости тем по каждой из картинок.

  • Таблица 1 («Цыплята за столом»)

Цыплята сидят за столом, на котором большая миска с пищей. С одной стороны большая курица, неясно очерченная.

Ответы вращаются вокруг пищи, достаточно ли его кормил каждый из родителей. Темы конкуренции братьев — сестёр сводятся к тому, кто получит больше, кто лучше себя ведёт и т. д. Пища может оказаться подкреплением или, наоборот, от неё отказывается как от представляющей опасности, основные проблемы связаны с удовлетворением или — фрустрацией, пищевыми проблемами и т. п.

  • Таблица 2 («Медведи, перетягивающие канат»)

Один медведь, тянущий канат в одну сторону в то время, как другой медведь с медвежонком тянут в другую сторону.

Интересно наблюдать идентифицирует ли себя ребёнок с фигурой, которая сотрудничает, с отцом или матерью. Это может выглядеть как серьёзная борьба, сопровождающаяся страхом или агрессией, которая завершает собственную агрессию или автономию ребёнка. Более мягко эта картина может казаться игрой (в перетягивание каната, например). Например, сам канат может быть источником рассмотрения — канат порвался — это является источником последующей опасности.

  • Таблица 3 («Лев с трубкой»)

Лев с трубкой и тростью, сидящий в кресле, в нижнем правом углу маленькая мышь появляется в норе.

Льва обычно видят как фигуру отца, экипированного такими предметами, как трубка и трость. Позже это может видеться как инструмент агрессии или может быть использовано, чтобы сделать родительскую фигуру старой, беспомощной, которую не нужно будет боятся. Если лев воспринимается как сильная родительская фигура, важно отметить — мягкий ли он или сильный и опасный.

Мышь большинство детей видят как ребёнка и часто идентифициуют с собой. В этом случае, посредством хитрости и обстоятельств мышь могут сделать более сильной. С другой стороны, она может быть полностью во власти льва. Некоторые дети идентифицируются со львом, давая подтверждение конфликту между согласием и автономией и т. д.

  • Таблица 4 («Кенгуру с кенгурятами»)

Кенгуру в дамской шляпке на голове, несущая сумку с молочными бутылками. В её сумке кенгурёнок с воздушным шаром, на велосипеде кенгурёнок побольше.

Тут обычно проявляются темы конкуренции с братом или сестрой, или беспокойство по поводу появления малыша. В то же время, здесь просматривается связь с матерью — часто важная черта.

Иногда ребёнок, который старший брат или сестра, идентифицирует себя с младенцем в сумке. Это показывает регрессивное желание с целью быть ближе к матери. С другой стороны, ребёнок, который реально моложе, может идентифицировать себя со старшим, это означает его желание независимости и власти. Сумка может давать пищевые темы. Также может быть введена тема бегства от опасности. Это может быть связано с бессознательным страхом в области взаимоотношений отца и матери, секса, беременности.

  • Таблица 5 («Два медвежонка в кроватке»)

Затемнённая комната с большой кроватью на заднем плане. Детская кроватка на переднем плане, в которой два маленьких медвежонка.

Ребёнок рассматривает то, что происходит между родителями в кровати. Эти истории хорошо отражают догадки, наблюдения, смущения и эмоциональные переживания у части детей. Два ребёнка в детской кроватке — дает темы о взаимных манипуляциях и исследованиях между детьми.

  • Таблица 6 («Медведи в затемнённой пещере»)

Тёмная пещера с двумя фигурами медведей, неясно очерченными, на заднем плане; медвежонок, лежащий впереди.

Эта картина используется в сумме с Картиной 5. Картина 6 будет с большей частотой и сильнее действовать на всё, что оставалось на заднем плане в реакциях на изначальную сцену. Будет отражена ревность в этой тройственной ситуации. Проблема мастурбации во время пребывания в постели может проявится как в реакциях на картину 5, так и на картину 6.

  • Таблица 7 («Разъярённый тигр и обезьяна»)

Тигр с обнажёнными клыками и когтями, прыгающий на обезьяну, которая также прыгает в воздух.

Здесь демонстрируются страхи, избегание агрессии и способы борьбы с ними. Часто становится очевидной степень напряжения ребёнка. (Это может быть настолько сильным, что ведёт к отвержению картины, или могут быть такие защитные реакции, как превращение в безобидный рассказ. Обезьяна может даже перехитрить тигра. Хвосты животных легко могут вызвать рассказы, ведущие к проецированию страха.

  • Таблица 8 («Взрослая обезьяна беседует с маленькой обезьянкой»)

Две взрослых обезьяны сидят на софе и пьют из чайных чашек. Одна взрослая обезьяна сидит на подушечке и беседует с маленькой обезьянкой.

Тут часто выявляется роль, в которую ребёнок помещает себя внутри семейного созвездия. Его интерпретация главной (на переднем плане) обезьяны как фигуры отца или матери, становится значимой в отношении его восприятия этой фигуры как доброй обезьяны, или как делающей выговор, подавляющей.

  • Таблица 9 («Зайчонок в тёмной комнате»)

Тёмная комната просматривается из освещённой комнаты через открытую дверь. В темноте — зайчонок, сидящий в детской кровати, смотрящий в дверь.

Тема страха темноты, одиночества, страха быть брошенными родителями, удовлетворяют наше любопытство посредством того, что может быть в следующей комнате или общего ответа на картину.

  • Таблица 10 («Щенок на лапах взрослой собаки»)

Щенок, лежащий на лапах взрослой собаки, обе фигуры с минимумом выразительных черт, фигуры расположены на переднем плане в ванной комнате.

Примечания

  1. ↑ Леонтьев Д. А. Тематический апперцептивный тест. 2-е изд., стереотипное. М.: Смысл, 2000. — 254 с.
  2. ↑ Детский апперцептивный тест (САТ). Руководство к применению / Под ред. А. Г. Лидерса, В. Г. Колесникова. — Обнинск, 1992
  3. ↑ Бурлачук Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике — 2002
  4. 1 2 3 Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с.
  5. ↑ Bellac & Bellac Children’s Apperceptive Test — Gracie Station, New York: Consulting Psychological Press

Литература

  1. Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребёнка — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 352 с. (Серия: «Учебники психотерапии»).
  2. Беллак Л., Беллак С. Тест детской апперцепции (фигуры животных). Методическое руководство. — С-Пб., «Иматон», 2002
  3. Соколова Е. Т. Психологическое исследование личности: проективные методики. — М., ТЕИС, 2002. — 150 с.
  4. Bellac L (1954) — TAT and CAT in clinical use — New York: Grune & Strutton

См. также

Ссылки

Тест апперцепции Робертса для детей (RATC)

Апперцептивный тест Робертса для детей — это инструмент, используемый для оценки адаптивной функции развития и клинической функции у детей. Тест в первую очередь направлен на выражение ребенком социального понимания при слушании речи.

Обзор включает карточки стимулов, протоколы, руководства и руководство по интерпретации. Обычно в этом тесте участвуют дети, у которых есть проблемы со здоровьем.В анкете детям показывают 16 тестовых картинок, и они должны рассказать историю о каждой, проверяя их социальное восприятие.

Проведение теста занимает примерно 20–30 минут.

Авторы

Макартур и Робертс (1982)

Срок действия

Тест Робертс-2, основанный Робертсом и Грубером в 2005 году, использовал выборку из 1060 субъектов, охватывающих 15 штатов. Большая демографическая группа была сосредоточена из-за сомнительного размера выборки, использованной в первом издании.Достоверность инструмента была подтверждена по шкале Т от 40 до 60 путем сравнения клинической выборки со стандартизованной выборкой Робертса из 1000 детей и подростков. Тест Робертса-2 — это второе издание теста, доработанное для облегчения подсчета очков и интерпретации.

Где купить

PAR

Администрирование, анализ и отчетность

Statistics Solutions состоит из группы профессиональных методологов и статистиков, которые могут помочь студенту или профессиональному исследователю в управлении инструментом исследования, сборе данных, проведении анализа и объяснении результатов.

Для получения дополнительной информации об этих услугах щелкните здесь.

Ссылки

Фельдман, Р.А., Стиффман, А.Р., и Юнг, К.Г. (1987). Дети группы риска: в сети психических заболеваний родителей . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. Посмотреть

Олинг, Т. Джейсон и Китиндж, Кэролин (1998). Психологическое обследование энт. Опубликовано John Wiliey and Sons, Канада.

Раш, М. и Вагнер. E.E. (1989) Первоначальные психологические последствия сексуального насилия для детей женского пола, отраженные в тесте рук. Журнал оценки личности . 53. 761-769,
Смит, Р. Стивен и Хэндлер, Леонард.

Сейфер Р. (2003). Маленькие дети с психически больными родителями: устойчивые системы развития. В Luther, Suniya, S. (Eds), Устойчивость и уязвимость: адаптация в контексте детских невзгод (стр.29-49). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. Посмотреть

.

Тематический тест на апперцепцию

Приветствую наших читателей, мы получаем электронные письма относительно некоторых элементарных сомнений в процедуре выбора SSB. Итак, мы решили рассеять все сомнения один за другим, повторив процедуру с базового уровня. Сегодня мы подробно обсудим тематический тест апперцепции (TAT). Тематический апперцептивный тест — это первый тест из серии психологических тестов в интервью SSB.
Словарное значение слова «апперцепция» звучит следующим образом: «умственный процесс, с помощью которого человек осмысливает идею, ассимилируя ее с совокупностью идей, которыми он или она уже владеет».Другими словами, это психологический тест, который выявляет внутренние (скрытые) мысли человека, которые он / она обычно не может раскрыть.

Тест на тематическое восприятие: МЕТОД

Кандидатов рассаживают в большом зале с экраном для проектора; всем кандидатам выдается буклет. На экране в течение 30 секунд отображается нечеткое изображение; Вам необходимо проанализировать картинку за предоставленные 30 секунд и составить (написать в буклете) рассказ вокруг картинки в течение следующих 4 минут, затем вам снова покажут туманную картинку в течение 30 секунд, и вам потребуется написать новую историю на основе показанного изображения.Эта процедура продолжается до одиннадцатого изображения, после чего проецируется 12 и последнее изображение, которое, как правило, является пустым, на котором вы можете написать любую историю, которую хотите написать.
Это подход, основанный на времени, который довольно легко раскрывает внутреннюю сущность человека. Тест основан на теории о том, что при построении историй вокруг туманных картинок кандидат организует материал из своего личного опыта, частично в результате стимула, который он получает (то, что он находит на картинке), а частично из-за своей ассоциации с стимулы, вызванные его прошлым опытом.Психологи прочитают ваши истории и составят мнение о вашей личности. Поскольку никто не знает, как он показал себя в психологических тестах, это часто становится крепким орешком для соискателей.

Тематический тест на апперцепцию: ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

  1. ГЕРОЙ: — В каждой истории должен быть герой или главный герой, с которым писатель идентифицирует себя и который должен проявлять качества, которыми должен обладать офицер в вооруженных силах, он должен действовать и вести себя как нормальный человек и не как Супермен или Человек-паук.
  2. Кроме Героя, вы должны определить на картинке других персонажей, которые помогают герою в выполнении задания.
  3. ПОЛОЖЕНИЕ В ИСТОРИИ: — Ваш рассказ должен содержать следующие особенности
  • Что было на картинке или что на картинке происходит?
  • Как это произошло или какие события к этому привели?
  • Каков будет результат или вывод?
  1. УЧАСТОК:
  • Это попытка героя с помощью других персонажей организовать историю, используя все имеющиеся в его распоряжении ресурсы для успешного решения проблемы.
  • Это должно быть приятно и закончиться успешно.
  • Это должно быть очевидным. Читатель не должен сомневаться в конце рассказа.

Тематический тест на апперцепцию: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ

  • Свяжите свою историю с картинкой; вы должны создать рассказ вокруг персонажей и ситуации, показанной на картинке. Отступление от картинки будет обозначено как «принятие желаемого за действительное».
  • Определите проблему в каждой истории и постарайтесь решить ее героем, который, в свою очередь, использует доступные ресурсы для решения проблемы.
  • Сообщаем, что если Герой вашего возраста, вам будет легче общаться с ним и писать рассказ. Однако в этом нет необходимости.
  • Пожалуйста, не пишите ИСТОРИИ В ПАМЯТИ . Вас поймают, потому что запомненная история не будет соответствовать вашей личности. Вместо этого прислушивайтесь к стимулу в своем уме.
  • Рекомендуется практиковаться в написании 10 рассказов ежедневно в течение 4 минут, чтобы увеличить скорость письма.

Образец изображения тематического теста апперцепции

Кандидаты могут написать рассказ об этой фотографии и опубликовать ее в поле для комментариев.

Thematic Apperception Test Picture

Что ж, на этом мы завершаем эту статью. Мы надеемся, что теперь все сомнения относительно Тематического апперцептивного теста устранены. Вы можете высказать свое мнение в поле для комментариев ниже. Следите за SSBCRACK. ДЖАЙ ХИНД

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *