Д уотсон бихевиоризм: Бихевиоризм: что это такое, постулаты теории джона уотсона

Классический бихевиоризм Д. Уотсона. — Студопедия

В начале XX в. одним из самых влиятельных направлений в науке, в частности — в психологии, стал бихевиоризм. Бихевиоризм изучает активность, поведение индивидуума. Одним из основоположников бихевиоризма был американский исследователь Джон Уотсон.Бихевиоризм был схож с психоанализом. Это сходство заключалось в том, что оба направления психологии были противопоставлены тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, но основания такого противостояния были различны. Бихевиористы считали, что такие понятия, как «осознание», «переживание» и другие, являются субъективными. Внешнюю и внутреннюю активность бихевиористы называли «реакцией». К реакции они относили прежде всего движения, так как это можно было зафиксировать с помощью объективных средств. Джон Уотсон вывел следующую формулу: S — R.

Стимул понуждает организм вести себя определенным образом и, соответственно, за этим следует какая- то определенная реакция. В классическом бихевиоризме считалось, что только стимул может предопределять характер реакции, которая наступит в будущем. Отсюда можно сделать вывод — надо проводить как можно больше тестов, экспериментов, регистрировать полученные данные, анализировать их. С помощью анализа можно было бы вывести и понять соответствующие закономерности. Бихевиористы полагали, что такая схема стимулов и реакции распространяется не только на человека, но и на весь остальной животный мир.



«Излюбленными» животными бихевиористов были собаки, кошки и крысы. Именно поэтому они так много и так часто ссылались на результаты экспериментов И. П. Павлова. Главной причиной такой популярности И. П. Павлова было то, что закономерности условного рефлекса, исследуемые русским ученым, были очень похожи на те закономерности поведения, которые пытались вывести ученые через формулу Уотсона S — R. На самом деле все оказалось значительно сложнее: один стимул может повлечь за собой наступление множества реакций. Поэтому ученые переработали формулу S — R и ввели еще одну инстанцию. Данную инстанцию они назвали «промежуточные переменные».
Здесь бихевиористы впервые отступили от своего главного правила: не может считаться научным то, что не может найти своего объективного подтверждения. Была разработана новая формула S — O — R. Теперь бихевиористы посчитали, что данная новая инстанция, хотя и не может объективно подтвердиться, также оказывает свое влияние на наступление реакции.Следовательно, стимул не работает в одиночку — он работает только в паре с промежуточной переменной.

40. Бихевиоризм Дж.Уотсона. — Сайт psymsuotvety!

  1. Бихевиоризм Дж.Уотсона.

Американский ученый Дж.Уотсон (1878-1958) критиковал психологию за субъективизм и практическую бесполезность, и предложил свою программу исследований.
Началом бихевиоризма можно считать его статью «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913). Философской основой бихевиоризма стали позитивизм и прагматизм, а в качестве научной основы
выступили исследования по психологии животных (особенно Торндайка), а также работы Павлова и Бехтерева.

Поведение в рамках концепции Уотсона трактовалось очень широко; это всякая реакция в ответ на внешний стимул,
посредством которой индивид приспосабливается
(включая даже выделения желез). В то же время такое определение чрезвычайно узко, так как ограничивается только внешне наблюдаемыми
явлениями.

Уотсон производил классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними или внешними. Отсюда выделяются
четыре типа реакций. Впоследствии он также разделил инстинктивные и эмоциональные реакции: «…если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем
эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание».

Наблюдение за младенцами привело Уотсона к тому, что число врожденных реакций у человека невелико → Фактически поведение является результатом обучения. → Главной
проблемой бихевиоризма становятся навык и научение. Речь, мышление рассматриваются в виде навыков.

Навык – это индивидуально приобретенное или заученное действие. Его основу составляют элементарные движения,
которые являются врожденными.   Новый или  выученный элемент в навыке — это связывание воедино или объединение отдельных движений таким образом, чтобы произвести новую
деятельность. Уотсон описал процесс выработки навыка, построил кривую научения (на примере обучения стрельбе из лука). Сначала преобладают случайные пробующие движения, много ошибочных и
только некоторые — удачные. Начальная точность низка. Усовершенствование за первые 60 выстрелов идет быстро, затем медленнее. Наблюдаются периоды без усовершенствования — на кривой эти участки
называются «плато». Кривая оканчивается физиологическим пределом, свойственным индивиду. Удачные движения связываются с большими изменениями в организме, так что они лучше обслуживаются и
физиологически и в силу этого имеют тенденцию закрепляться.

Удержание навыков составляет память. Уотсон здесь выдвигает гипотезу о механизмах, называемых им принципом обуславливания → Важнейшим условием
образования связи между безусловными и условными рефлексами является одновременность в действии безусловного и условного стимулов, так что стимулы, первоначально не вызывавшие какой-либо реакции,
теперь начинают вызывать ее. Процесс образования навыков в бихевиоризме трактуется механистически. → Навыки образуются путем проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.

Бихевиоризм хорош тем, что положил начало научной теории формирования двигательного навыка и научения в целом. Но очень существенный недостаток присущ данной
концепции – полное исключение психики, которое приводит к неадекватной трактовке поведения. На это указал Толмен в критике Уотсона, назвав его подход молекулярным. Действительно, если
исключить из поведения его мотивационно-познавательные компоненты, невозможно объяснить интегрирование отдельных реакций в тот или иной поступок или деятельность типа «человек строит дом»,
плавает, пишет письмо и т. п.

 

Толмен решил срочно исправить положение и создал необихевиоризм. Но об этом в следующем 49 вопросе…

Джон Уотсон (1878–1958) Основатель бихевиоризма

Джон Уотсон родился 9 января 1878 года в Южной Калифорнии. Когда мальчику было тринадцать лет, отец ушел из семьи, и в дальнейшем детство Джона проходило на ферме – в бедности и одиночестве. Позже Уотсон вспоминал, что плохо учился и был неуправляемым ребенком и все окружающие считали, что ему уготована судьба его отца, который вел безалаберную и разгульную жизнь. Однако в шестнадцать лет он поступил в Университет Фурмана.

По окончании университета молодой Уотсон поступил в Чикагский университет, выбрав в качестве специализации философию и психологию. К 1903 году Джон, окончательно забросив философию, защитил докторскую диссертацию в области психологии, а в 1908?м начал преподавать экспериментальную и сравнительную психологию в Университете Джона Хопкинса.

К этому времени в голове Уотсона уже сформировались идеи, позже ставшие основой для принципиально новой психологической теории – теории бихевиоризма. Вдохновленный деятельностью Ивана Павлова, Уотсон начал изучать физиологию и биологию, а также поведение животных и детей. Он считал, что поведение детей базируется на тех же принципах, что и поведение животных, просто как человеческие существа они более сложные. В итоге ученый пришел к выводу, что каждое животное представляет собой сложный механизм, реагирующий на разные ситуации, исходя из определенной «схемы» – комбинации нервных путей и связей, сформировавшихся вследствие полученного опыта.

В 1913 году Уотсон прочел в Колумбийском университете свою знаменитую лекцию под названием «Психология с точки зрения бихевиориста». В ней ученый призывал полностью пересмотреть исследовательские методы, применяемые в психологии, в частности отказаться от самонаблюдения и самоанализа и начать оценивать поведение отдельно от сознания. По мнению Уотсона, психологи не должны делать различия между поведением человека и животного, и для того чтобы психология была действительно объективной естественной наукой, она должна разрабатывать принципы не только прогнозирования поведения живых существ, но и управления им. Кроме того, Уотсон в своей речи опроверг теорию, что наследственность является важным фактором поведения, и выразил несогласие с идеей структурной модели личности Зигмунда Фрейда. Позднее в том же году лекция психолога была опубликована в журнале Psychological Review и с тех пор считается манифестом бихевиоризма.


Уотсон работал в Университете Джона Хопкинса вплоть до 1920 года, пока его не попросили добровольно подать в отставку из-за скандала, вызванного его романом с аспиранткой. В 1924 году ученый, накопивший огромные знания и опыт в области человеческого поведения и психологии, начал работать в рекламной индустрии и стал вице-президентом одного из крупнейших американских рекламных агентств – агентства Джеймса Уолтера Томпсона.

Последние пять лет жизни Джон Уотсон вел жизнь отшельника на ферме в Коннектикуте, и за этот период его и без того крайне сложные отношения с детьми испортились окончательно. Незадолго до смерти психолог сжег многие свои письма и рукописи неопубликованных работ. Скончался он 25 сентября 1958 года.

Бихевиоризм

Сторонники бихевиоризма верят в то, что природа человека пассивна, что он просто реагирует на раздражители внешней среды научением (как классическим, так и оперантным). По сути, каждый индивид представляет собой чистый лист бумаги, а его поведение есть результат позитивного либо негативного подкрепления. И поскольку за поведением человека можно наблюдать, исследователи имеют возможность собирать данные и анализировать их с применением количественных методик. В наши дни бихевиоризм не столь широко популярен, как в середине прошлого столетия, но его влияние по-прежнему заметно в методах родительского воспитания, педагогических методиках, дрессуре и коррекции асоциального или неадаптивного поведения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Классический бихевиоризм Уотсона — МегаЛекции


Биография

Джон Бродес Уотсон родился 9 января 1878 года. Эмма и Пайкенс Уотсон — родители Джона — жили в Южной Калифорнии, в небольшом городке Тревелерс Рест. Мать была очень религиозна, поэтому жизнь мальчика была полна ограничений и запретов. Сам Пайкенс предпочитал довольно разгульную жизнь, скандалы на этой почве привели к уходу отца из семьи в 1891 году, когда мальчику было 13 лет. Джон был привязан к отцу, поэтому тяжело переживал разлуку и до конца жизни не смог простить ему это.

Джон Уотсон вырос в Гринвилле (Южная Каролина) и получил диплом магистра в расположенном там же Университете Фурмана. По совету одного из своих преподавателей он поступил затем в Чикагский университет с целью изучать философию под руководством Джона Дьюи. Однако, по его собственным словам, он не понимал, о чём вообще говорит Дьюи и вскоре предпочёл сменить научного руководителя, обратившись к психологу Джеймсу Энджеллу и физиологу Генри Дональдсону. Он собирался работать вместе с Жаком Лёбом над исследованием мозга собак. Совместное влияние этих учёных привело его затем к формированию строгого, объективного подхода к исследованию поведения.

Его докторская диссертация, защищённая в Чикагском университете в 1903 году («Обучение животных: Экспериментальное исследование физического развития белой крысы, сопряжённого с ростом нервной системы») была первой современной книгой по поведению крыс.

24 февраля 1913 года Джон Уотсон прочитал в Нью-Йорке знаменитую лекцию (манифест) — «Психология с точки зрения бихевиориста». Со времени бихевиоризма психология стала бурно развиваться, как экспериментальная наука. Уотсон вообще отрицал сознание как предмет научного исследования, сводя психические явления к различным формам поведения, понимаемого как совокупность реакций организма на стимулы из внешней среды. Цель психологического изучения — предсказать какова будет реакция и определить природу действующего стимула. Возможности для реакции очень обширны. Уотсон выделяет 4 крупных класса реакций:


  1. видимые (экспрецит) — отпирание двери, игра на скрипке.
  2. скрытые (привычные реакции (имплицит)) — мышление, которое мы считаем внутренним разговором.
  3. видимые наследственные реакции — инстинктивные и эмоциональные реакции (чихание и т. д.)
  4. скрытые наследственные реакции — система внутренней секреции (физиология).

С точки зрения бихевиоризма психология есть чисто объективная отрасль естественной науки. Её цель — предсказание поведения и контроль за ним.

Влияние бихевиоризма возрастало настолько стремительно, что Уотсон был избран президентом Американской психологической ассоциации 1915 года.

В 1920 году Уотсон был вынужден покинуть место в университете Джона Хопкинса из-за скандала, связанного с его разводом и романом с аспиранткой Розали Рейнер (соавтора работы по обусловливанию эмоций у 11-месячного мальчика, вошедшей в историю психологии как случай «маленького Альберта»). Позднее он женился на Рейнер. Ни один университет не соглашается принять его на работу. Он переезжает в Нью-Йорк, где получает работу в рекламной индустрии, в компании Дж. Уолтера Томпсона, одновременно читая лекции в Новой школе социальных исследований.

Бихевиоризм Уотсона

В начале XX в. одним из самых влиятельных направлений в науке, в частности – в психологии, стал бихевиоризм. Термин «бихевиоризм» происходит от английского слова behavior, которое на русский язык переводится как «поведение».

Что же изучает бихевиоризм? Он изучает активность, поведение индивидуума.

Одним из основоположников бихевиоризма был американский исследователь Джон Уотсон.Перед тем как изучить научную деятельность Джона Уотсона, надо уточнить, что же такое бихевиоризм.

Это направление в психологии, как уже было сказано выше, приобрело свое влияние в самом начале прошедшего XX в. Бихевиоризм был схож с психоанализом. Это сходство заключалось в том, что оба направления психологии были противопоставлены тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, но основания такого противостояния были различны. Бихевиористы считали, что такие понятия, как «осознание», «переживание» и другие, являются субъективными.

Они так считали, потому что все это, т. е. осознание и т. п., основано на ненаучном методе исследования, а лишь на самонаблюдении человека. В основу же всех исследований необходимо было положить только результаты таких исследований, которые зафиксированы объективными средствами.

Внешнюю и внутреннюю активность бихевиористы называли «реакцией». К реакции они относили прежде всего движения, так как это можно было зафиксировать с помощью объективных средств.

Джон Уотсон вывел следующую формулу: S – R. В данной формуле S – это стимул, a R – это реакция. Стимул понуждает организм вести себя определенным образом и, соответственно, за этим следует какая-то определенная реакция. В классическом бихевиоризме считалось, что только стимул может предопределять характер реакции, которая наступит в будущем. Отсюда можно сделать вывод – надо проводить как можно больше тестов, экспериментов, регистрировать полученные данные, анализировать их. С помощью анализа можно было бы вывести и понять соответствующие закономерности.

Бихевиористы полагали, что такая схема стимулов и реакции распространяется не только на человека, но и на весь остальной животный мир. «Излюбленными» животными бихевиористов были собаки, кошки и крысы. Именно поэтому они так много и так часто ссылались на результаты экспериментов И. П. Павлова. Главной причиной такой популярности И. П. Павлова было то, что закономерности условного рефлекса, исследуемые русским ученым, были очень похожи на те закономерности поведения, которые пытались вывести ученые через формулу Джона Уотсона S – R.

Популярность бихевиоризма объяснялась простотой изложения этого направления и, соответственно, простотой его принципов. Формула Уотсона считалась универсальной, но дальнейшие исследования не подтвердили этого.

На самом деле все оказалось значительно сложнее: один стимул может повлечь за собой наступление множества реакций. Поэтому ученые переработали формулу S – R и ввели еще одну инстанцию. Данную инстанцию они назвали «промежуточные переменные». Здесь бихевиористы впервые отступили от своего главного правила: не может считаться научным то, что не может найти своего объективного подтверждения (т. е. субъективное). Была разработана новая формула S – О – R. Теперь бихевиористы посчитали, что данная новая инстанция, хотя и не может объективно подтвердиться, также оказывает свое влияние на наступление реакции. Следовательно, стимул не работает в одиночку – он работает только в паре с промежуточной переменной.

Классический бихевиоризм Уотсона

Уотсон доказывал, будто реально лишь то, что можно непосредственно наблюдать. Он утверждал, что поведение следует объяснять из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула Уотсона, воспринятая бихевиоризмом: «стимул-реакция» (S-R). Из этого вытекало, что процессы между стимулом и реакцией — будь то физиологические (нервные) или психические — психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, Уотсон заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами.

Связь психических функций и двигательной активности была в те годы точно установлена экспериментальной психологией. Это касалось, например, зависимости зрительного восприятия от движений глазных мышц, эмоций — от телесных изменений, мышления — от речевого аппарата и т.д. Эти факты Уотсон использовал в качестве доказательства того, что объективные мышечные процессы могут быть достойной заменой субъективных психических актов. Исходя из такой посылки, он объяснял развитие умственной активности. Эксперименты Уотсона, направленные на исследование речи и мышления, доказывали правильность понимания интеллектуальных операций как интериоризованных действий, сформированных путем проб и ошибок, о которых писал Торндайк. Уотсон просил испытуемых произнести какую-то фразу и измерял при этом движения мышц гортани. Эти мышечные движения появлялись на экране осциллографа и записывались самописцами. Затем испытуемых просили подумать эту же фразу про себя, и на экране появлялись те же линии, только с меньшей амплитудой. Таким образом, с точки зрения Уотсона, было доказано, что речь и мышление имеют одинаковую природу и мышление — это та же речевая реакция, сопровождаемая точно такими же мышечными сокращениями, но только меньшей интенсивности.

Это также позволило ему изучить этапы формирования внутренней речи, которая, по его мнению, развивалась из внешней путем редукции (снижения) мышечного напряжения, поэтому этапы ее формирования выглядели следующим образом: внешняя речь -шепот — внутренняя речь. Это исследование привело его к выводу о том, что речь у ребенка возникает из неупорядоченных звуков. Когда взрослые соединяют с каким-нибудь звуком определенный объект, этот объект становится значением слова. Постепенно у ребенка внешняя речь переходит в шепот, а затем он начинает произносить данное слово про себя. Такая внутренняя речь (неслышная вокализация) не что иное, как мышление. Данные Уотсона впоследствии были пересмотрены в работах Пиаже, Выготского, Блонского, выявивших другую, более точную динамику формирования внутренней речи.

Методологи бихевиоризма исходили из положения о прижизненности формирования основных психических процессов. Доказательства этого были даны Уотсоном в его экспериментах по формированию эмоций. Он экспериментально продемонстрировал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В его опытах ребенку показывали кролика, которого он брал в руки и хотел погладить, но в этот момент получал разряд электрического тока. Естественно, ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Однако в следующий раз он опять подходил к животному и получал удар током. На третий-четвертый раз у большинства детей появление кролика даже в отдалении вызывало страх. После того как эта негативная эмоция закреплялась, Уотсон старался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав интерес и любовь к кролику. В этом случае ребенку начинали показывать его во время вкусной еды. Наличие этого важного первичного раздражителя было непременным условием формирования новой реакции. В первый момент ребенок прекращал есть и начинал плакать, но так как кролик не приближался к нему, оставаясь вдалеке, в конце комнаты, а вкусная еда (например, шоколадка или мороженое) была рядом, ребенок быстро успокаивался и продолжал есть. После того как ребенок переставал реагировать плачем на появление в конце комнаты кролика, экспериментатор постепенно придвигал кролика все ближе и ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно ребенок переставал обращать на кролика внимание и под конец спокойно реагировал, даже когда он располагался около его тарелки, брал кролика на руки и старался накормить чем-то вкусным. Таким образом, доказывал Уотсон, наши эмоции являются результатом наших привычек и могут кардинально изменяться в зависимости от обстоятельств.

Наблюдения Уотсона показали, что в том случае, если сформированная реакция страха на кролика не переделывалась на положительную, в дальнейшем сходное чувство страха возникало у детей при виде других покрытых мехом объектов. Исходя из этого, он стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. Более того, он считал, что открытые им факты доказывают возможность формирования определенной, строго заданной модели поведения у всех людей. Он писал: «Дайте мне сто детей одного возраста, и через определенное время я сформирую из них абсолютно одинаковых людей, с одинаковыми вкусами и поведением».

Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ Уотсона широкую популярность. Его заслугой является и то, что он расширил сферу психического, включив в нее телесные действия животных и человека. Но этого новшества он добился дорогой ценой, отвергнув как предмет науки огромные богатства психики, несводимые к внешне наблюдаемому поведению.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Бихевиоризм (Дж. Уотсон, К. Лешли, Б. Скиннер). — Студопедия

Название этого направления происходит от английского слова behavior — поведение. Его разраба­тывали американские психологи Э.Л. Торндайк (1874-1949), Дж. Уотсон (1878-1958)и др. На развитие бихеви­оризма громадное влияние оказало учение русских уче­ных И.П. Павлова и В.М. Бехтерева о природе рефлексов.

Ученые-бихевиористы считали, что сознание челове­ка, его мысли, чувства, переживания — слишком субъек­тивны и не могут быть зарегистрированы объективными средствами, потому они не подлежат исследованию. Изу­чать можно лишь то, что можно точно наблюдать в пове­дении и фиксировать. Психология стала пониматься ими как наука о поведении.

Основная схема поведения была описана бихевиористами в символах «S-R: стимул – реакция». Под стимулом понимается любое воздействие на организм, под реакци­ей — любое ответное действие. Чаще всего поведение оп­ределяется сложной совокупностью стимулов, которые определяются как окружающая среда, или ситуация. Реак­ция также может быть простой (например, отдергивание руки от огня) и сложной. К сложным реакциям относятся все формы человеческой деятельности, которые содержат какое-либо действие (например, прием пищи, написание текста, игра). Речь человека, как внешняя (вслух), так и внутренняя (про себя), также относилась ими к реакциям.

Такой подход исключал принципиальную разницу меж­ду психологией животных и человека. Недаром в работах психологов этого направления до настоящего времени дан-ные, полученные на животных, непосредственно пе­реносятся на человека.



В дальнейшем исследователи, развивавшие идеи бихеви­оризма, признали, что формула «S-R: стимул — реакция» не может полностью описать поведение и деятельность, при­чем не только у человека, но и у животных. Существует множество факторов, влияющих на них. Между стимулом и реакцией, считают современные психологи-бихевиористы, у человека имеется промежуточный механизм — познава­тельные процессы: мышление, память, воображение. Эти идеи легли в основу необихевиоризма, основными пред­ставителями которого являются Э. Толмен (1886-1959), К.Халл (1884-1953), Б. Скиннер (1904-1990) и др.

Центральными для психологии бихевиоризма и необи­хевиоризма на протяжении всей его истории были вопро­сы научения, т.е. того, каков процесс приобретения инди­видуального опыта и каковы условия достижения наилуч­ших результатов. Недаром одно из современных течений бихевиоризма так и называется — теория социального на­учения. Его основатель А. Бандура (р. 1925) считает, что научение у человека может происходить двумя основными путями: 1) прямым; непосредственным подкреплением; 2) подкреплением косвенного, когда он наблюдает за по­ведением других людей и того, к чему может вести такое поведение.


Бихевиоризму и школе социального научения психо­логия обязана наличием множества четких, проверяемых фактов, тонкими экспериментальными приемами. Во мно­гом благодаря этим направлениям психология стала объек­тивной наукой, использующей точные методы выявления и измерения изучаемых явлений.

Критика бихевиоризма связана с механистическим взглядом его представителей на человеческую психику, игнорированием собственно психических явлений — воли, эмоций, потребностей человека, его активности и выте­кающими отсюда представлениями о жесткой детермини­рованности, обусловленности поведения и развития чело­века внешними обстоятельствами.

Бихевиоризм (Э.Торндайк, Дж.Уотсон) — Студопедия

(Может, сократить вот так? По-моему, уж это и так все знают)

Э. Торндайк. Предмет и задачи исследования — экспериментальное исследование условий и динамики научения путем анализа способов решения задачи в проблемном ящике. Результаты — Законы образования коннекции (связи), т. е. законы научения. Метод обучения путем проб и ошибок.

Дж. Уотсон. Предмет и задачи исследования — изучение поведения, анализ его формирования путем образования связи S-R. Наблюдение за естественным становлением поведения, эмоций, понятий, речи. Результаты — Доказательство прижизненности образования основных знаний, умений, переживаний человека и возможности повлиять на их содержание.

(несокращённая версия)

Э. Торндайк впервые стал исследовать процесс научения с позиции объективного наблюдения, фиксируя коннекцию (связь) между ситуациями, с которыми сталкивается организм, и его движениями — ответными реакциями.

В своих экспериментах он изучал закономерности адаптации организма к необычным условиям, с которыми он не может справиться, когда располагает только набором программ поведения. Для исследования он изобрел специальные «проблемные ящики», представляющие собой экспериментальные устройства различной степени сложности. Животное, помещенное в такой ящик, должно было, преодолевая различные препятствия, самостоятельно найти выход — решить проблему. Опыты ставились в основном над кошками, но имелись также ящики для собак и низших обезьян. Помещенное в ящик животное могло выйти из него и получить подкормку, лишь приведя в действие специальное устройство — нажав на пружину, потянув за петлю и т. п.



Поведение животных было однотипным. Они совершали множество беспорядочных движений — бросались в разные стороны, царапали ящик, кусали его и т. п., пока одно из движений случайно не оказывалось удачным. При последующих пробах число бесполезных движений уменьшалось, животному требовалось все меньше и меньше времени, чтобы найти выход, пока оно не начинало действовать безошибочно.

Ход опытов и результаты изображались графически в виде кривых, где на оси абсцисс отмечались повторные пробы, а на оси ординат — затраченное время (в минутах). Полученная кривая (Торндайк назвал ее «кривой научения») дала основание утверждать, что животное действует методом «проб и ошибок», случайно находя верное решение. Этот вывод был противопоставлен мнению о том, что животное понимает смысл задачи и действует разумно. В действительности, утверждал Торндайк, поведение экспериментального животного есть результат слепого поиска и случайной удачи. Об этом говорило и то обстоятельство, что, сделав однажды правильное действие, животное в дальнейшем совершало много ошибок. Это рассматривалось как общая закономерность поведения. У животных она выступает в более наглядном виде, но и человек, по мнению Торндайка, решает задачи в «проблемном ящике» своей жизни аналогичным образом, т.е. постоянно пробуя, ошибаясь и достигая успеха случайно.


В своих дальнейших работах — «Психология научения» (1913), «Основы научения» (1932) — Торндайк сосредоточился на изучении зависимости связей, которые лежат в основе научения, от таких факторов, как поощрение и наказание. На основе полученных материалов он вывел четыре основных закона научения.

1. Закон повторяемости (упражнения). Его суть в том, что чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем она прочнее. Согласно этому закону, реакция на ситуацию связывается с этой ситуацией пропорционально частоте, силе и длительности повторения связей.

2. Закон эффекта, который говорит о том, что из нескольких реакций на одну и ту же ситуацию, при прочих равных условиях, более прочно связываются с ситуацией те из них, которые вызывают чувство удовлетворения. Позднее этот закон был модифицирован, так как оказалось, что для ребенка важен результат любой его деятельности, т.е. в конце выучиваемой реакции обязательно должно быть подкрепление, неважно — положительное или отрицательное.

3. Закон готовности, суть которого в том, что образование новых связей зависит от состояния субъекта.

4. Закон ассоциативного сдвига — если при одновременном появлении двух раздражителей один из них вызывает позитивную реакцию, то и другой приобретает способность вызывать ту же самую реакцию. То есть нейтральный стимул, связанный по ассоциации со значимым, тоже начинает вызывать нужное поведение.

Торндайк выделил также дополнительные условия успешности научения — легкость различения стимула и реакции и осознание человеком связи между ними.

Данные Торндайка привели его к выводу о том, что обучение происходит путем проб и ошибок, или, как он позднее писал, методом проб и случайного успеха. В результате формируется представление о пути достижения цели, т. е. о пути решения поставленной перед испытуемым задачи. Таким образом, работы Торндайка были направлены на исследование интеллектуального поведения. «Интеллект животных» (1898) — так назывался пионерский труд Торндайка, показывающий, что понятие об уме (интеллекте) не должно ограничиваться только внутренними операциями ума, как это считалось прежде. Так исследования, проведенные Торндайком, привели его к мысли о том, что психические процессы интериоризованы внешними реакциями. Эта гипотеза позднее была подтверждена в экспериментах Уотсона.

Работы Торндайка получили высокую оценку благодаря тому, что он доказал возможность экспериментального и количественного изучения закономерностей поведения целостного организма в проблемной ситуации безотносительно к тому, как представлена эта ситуация в сфере сознания. Но в этом же заключалась коренная ограниченность его концепции, поскольку успешность поведения связана с отображением объективных условий, в которых совершается поведение в форме знания о них. Торндайк же ошибочно противопоставил «пробы и ошибки» как реальный фактор действия организма в сложных условиях дефицита информации ясному и однозначному пониманию этих условий.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ БИХЕВИОРИЗМА. БИХЕВИОРИЗМ ДЖ. УОТСОНА — Студопедия

Бихевиоризм возник в США и явился реакцией на структурализм В. Вундта и Э. Титченера и на американский функционализм (У. Джемс). Его основоположником был Дж. Уотсон(1878 – 1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиориста» (1913) положила начало направлению. Предметом бихевиоризма он провозгласил изучение поведения. По мнению Дж. Уотсона, «бихевиоризм полагает стать лабораторией общества».

Философскую основу бихевиоризма составляет сплав позитивизма и прагматизма. В качестве научных предпосылок Дж. Уотсон назвал исследования по психологии животных, особенно Э. Торндайка, и школу объективной психологии. Также он отмечал влияние работ И.П. Павлова и В.М. Бехтерева.

Поведение человека как предмет бихевиоризма – это все поступки и слова, как приобретенные, так и врожденные, то, что люди делают от рождения и до смерти. Поведение – это всякая реакция (R) в ответ на внешний стимул (S), посредством которой индивид приспосабливается. Понятие поведения трактуется весьма широко: оно включает любую реакцию от выделения секрета железой до волевого акта. В то же время это определение чрезвычайно узко – из анализа исключаются ненаблюдаемые физиологические механизмы и психические процессы. В результате поведение трактуется механически.

Дж. Уотсон производил классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приоритетными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В результате в поведении выделяются реакции:

наружные (видимые) приобретенные: игра в теннис, открывание двери;

внутренние (скрытые) приобретенные: мышление или внутренняя речь;

наружные (видимые) наследственные: хватание, чихание, мигание; реакции при страхе, ярости, любви; инстинкты и реакции, но описываемые в терминах стимулов и реакций.

внутренние (скрытые) наследственные: реакции желез внутренней секреции, изменения в кровообращении, изучаемые в физиологии.

Бихевиоризм (Джон Б. Уотсон — 1913)

Торндайк и Павлов внесли важный вклад в поведенческую психологию, но именно Джон Б. Уотсон (1878–1958) отстаивал популярное бихевиористское движение. Вклад Павлова был сделан из дисциплины физиологии и был несколько косвенным. Свою связь с американской поведенческой психологией первоначально установил Уотсон, который считал эксперименты Павлова хорошим примером надежного экспериментального метода, используемого для наблюдения за процессом кондиционирования секреторного рефлекса путем наблюдения за потоком слюны (Watson, 1916, стр.92; 1928, стр. 35; 1930, стр. 50). Что касается Торндайка, то маловероятно, что он назвал бы себя «бихевиористом», поскольку этот термин вошел в моду только в 1913 году. Этот новый термин и перспектива изучения психологии, к которой он относился, быстро стали доминирующей школой психологии в американских университетах. В своей статье Психология как бихевиористы рассматривают , Уотсон (1913) позиционировал поведенческую психологию как «чисто объективную экспериментальную отрасль естествознания» с «теоретической целью» «предсказания поведения и контроля над ним» ( п.158). Уотсон (1928) более четко определил бихевиоризм, сказав, что

Бихевиоризм — это научное исследование человеческого поведения. Его настоящая цель — обеспечить основу для прогнозирования и контроля над людьми: в данной ситуации сказать, что человек будет делать; учитывая человека в действии, можно сказать, почему он так реагирует. (стр. 2)

Позже, размышляя о бихевиористском движении, он писал:

Бихевиоризм, как я пытался развить его в своих лекциях в Колумбии в 1912 году и в своих самых ранних работах, был попыткой сделать одну вещь — применить к экспериментальному изучению человека ту же процедуру и тот же язык описания, что и многие исследователи сочли полезными в течение стольких лет изучение животных ниже человека.(Уотсон, 1930, стр. V)

Первоначальные исследования Уотсона были сосредоточены на животных, таких как крысы (1903 г.), кролики (Watson & Watson, 1913), птицы (например, 1907; 1908a; 1910) и обезьяны (1908b; 1909). Но к 1919 году он смог применить те же экспериментальные процедуры к изучению человека — цель, которую он поставил перед собой в своей статье 1913 года. Эта статья стала называться Манифестом поведения .

Своими собственными усилиями и с помощью отчетов других исследователей, работающих в той же области, Уотсон собирал данные путем «ежедневного наблюдения за несколькими сотнями младенцев с момента рождения до первых тридцати дней младенчества и за меньшим числом детей в первые годы детства». »(Уотсон, 1930, стр.118). На основании этих данных он пришел к выводу, что «маленькие дети, взятые наугад из домов как бедных, так и обеспеченных, не могут быть хорошими испытуемыми» (стр. 149), потому что их поведение было слишком сложным. Его решение этой проблемы заключалось в изучении детей, воспитываемых в больницах и принадлежащих кормилицам. Возможно, его самые известные эксперименты были проведены для установления условных эмоциональных реакций в «Маленьком Альберте», когда он подвергался воздействию различных мелких животных и одновременно издавал громкий звук, который, как было обнаружено, вызывал плач.Путем многократного спаривания животных с шумом сами животные стали вызывать реакции страха, плача и избегания поведения, чего раньше у них не было (Watson & Rayner, 1920). Несколько других экспериментов, проведенных с детьми, описаны в публикации Уотсона 1930 года под названием Behaviorism .

Точка зрения Уотсона на обучение, то есть его теория формирования привычек, проиллюстрирована в следующем примере, обобщенном из его наблюдений за несколькими детьми в аналогичных ситуациях:

Чтобы сделать весь процесс более конкретным, давайте поставим перед трехлетним ребенком, чьи привычки к манипуляциям хорошо известны, коробку с проблемами — коробку, которую можно открыть только после того, как определенная вещь была сделана. сделано; например, он должен нажать внутрь небольшую деревянную кнопку.Прежде чем передать его ему, мы показываем ему открытую коробку с несколькими небольшими конфетами, затем закрываем ее и говорим, что, если он откроет ее, у него может быть конфета. Эта ситуация нова для него. Ни одна из его ранее усвоенных привычек манипуляции не сработает полностью и мгновенно в этой ситуации. Ни одна из его невыученных реакций ему очень не поможет. Чем он занимается? Это зависит от его предыдущей организации. Если он хорошо организован предыдущим обращением с игрушками, он сразу же приступает к решению проблемы: (1) он поднимает коробку, (2) он ударяет ее по полу, (3) он таскает ее по кругу, (4) он прижимает его к основанию, (5) переворачивает, (6) ударяет по нему кулаком.Другими словами, он делает все, что он научился делать в подобных ситуациях. Он демонстрирует весь свой репертуар действий — заставляет всю свою ранее приобретенную организацию воздействовать на новую проблему. Предположим, что у него есть 50 заученных и невыученных отдельных ответов. В тот или иной момент во время его первой попытки открыть коробку, предположим, что он отображает, как он будет, почти все из них, прежде чем он нажмет кнопку достаточно сильно, чтобы освободить защелку. Мы скажем, что весь процесс занимает около двадцати минут.Когда он ее открывает, мы даем ему немного конфет, закрываем коробку и снова отдаем ему. В следующий раз он делает меньше движений; в третий раз еще меньше. За 10 или менее попыток он может открыть ящик, не делая бесполезного движения, и он может открыть его за две секунды. (Уотсон, 1930, с. 204)

Уотсон объяснил этот пример обучения — способность открывать ящик с увеличивающейся скоростью и с меньшим и меньшим количеством бесполезных движений — как функцию от частоты и давности .Чаще всего совершаемый акт сохраняется, в то время как остальные угасают. Действие, которое было совершено в последний раз, с большей вероятностью появится раньше в следующем судебном разбирательстве. Объяснение Уотсоном новизны и частоты как основы формирования привычки подвергалось критике со стороны некоторых авторов, и были проведены конкретные эксперименты, чтобы продемонстрировать неадекватность одних только этих двух факторов для объяснения обучения (Gengerelli, 1928). Однако эти факторы не формируют полную картину обучения Уотсона.В своем предисловии к переизданию книги Ватсона «Бихевиоризм » (Watson & Kimble, 2002, стр. Xii) Кимбл перечисляет девять гипотетических законов обучения, выявленных Уотсоном [1]. Первые два — частота и новизна. Остальные семь —

3. Обусловливание — это процесс замены стимула: «[Условный стимул] теперь становится замещающим стимулом — он будет вызывать [реакцию] всякий раз, когда он стимулирует субъекта» (стр. 21)

4. Процесс обусловливания является повсеместным: «Насколько нам известно, мы можем заменить любой стимул, вызывающий стандартную реакцию, другим стимулом» (стр.22). Таким образом, обучение никогда не дает по-настоящему новых ответов. «Организм начинает жизнь с большим количеством единичных реакций, чем ему нужно» (стр. 24). Процесс, который, кажется, устанавливает новые реакции, «в действительности касается замены стимулов, а не реакций» (стр. 25-26).
Законы 5-9 пришли от Павлова через Г. В. Анрепа (Уотсон не дает ссылки).
5. «Условные ответы [могут быть] временными и нестабильными. После периодов бездействия они перестают работать [но могут быть быстро восстановлены].
6. «Замещенный стимул можно сделать [настолько специфичным, что никакой] другой стимул его класса не вызовет рефлекс». Но в явном противоречии с этой идеей Уотсон также отмечал, что условные реакции обобщаются (переносятся) на аналогичные условные раздражители.
7. «Величина реакции зависит от силы [условного] раздражителя».
8. «Наблюдается заметный эффект суммирования. Если собаку приучают отдельно к [двум стимулам], наблюдается заметное увеличение [силы реакции], если стимулы подаются одновременно.
9. «Условные реакции можно« погасить »» (стр. 28-29).

Хотя роль Уотсона как признанного основателя бихевиоризма как школы психологии очевидна (Morris & Todd, 1999), его влияние на теорию педагогического обучения ограничено, о чем свидетельствует (в лучшем случае) косвенное освещение, которое он дает в обширных книгах. по теории обучения (например, Bohlin et al., 2009; Bower & Hilgard, 1981; Driscoll, 2000; Eggen & Kauchak, 1999; Hilgard, 1948; O’Donnell et al., 2007; Olson & Hergenhahn, 2009; Ormrod, 2003; Штернберг и Уильямс, 2010; Вулфолк, 2010).Возможно, это связано с тем, что его объяснение частоты и новизны никогда полностью не принималось как достаточное для объяснения обучения, а также потому, что другие его законы — как резюмировал Кимбл — не были действительно уникальными, и большинство из них были приняты Павловым без изменений.

Нравится:

Нравится Загрузка …

.

Павлов, Ватсон и Скиннер в учебном пособии по теории поведения

Транскрипция видео

Скачать PDF

Здравствуйте, класс. Сегодня мы поговорим о другой теории в психологии, которую вам важно знать. И это называется бихевиоризмом. Теперь, если вы помните из нашего определения психологии ранее, мы сказали, что психология — это научное исследование разума и поведения. Итак, бихевиоризм, как видно из названия, сосредоточен именно на этом втором аспекте, на поведении, то есть они пытаются сосредоточиться на научных аспектах психологии, пытаясь выяснить, что конкретно поддается измерению и наблюдению.

Итак, бихевиоризм — это теория, изучающая явное наблюдаемое поведение людей, чтобы понять их умственные процессы. Бихевиоризм также уделяет особое внимание окружающей среде и ее влиянию на человека. Он пытается решить, влияет ли среда на поведение и заставляет ли людей реагировать или действовать определенным образом.

Итак, во многих отношениях бихевиоризм — это реакция на некоторые другие теории, которые вы будете изучать в этом курсе, потому что многие другие теории, по мнению бихевиористов, часто слишком философичны.Они недостаточно научны. Они более интроспективны. Они пытаются решить, что, по их мнению, происходит, тогда как бихевиоризм очень конкретно наблюдает и измеряет то, что происходит от людей.

Итак, мы собираемся рассмотреть трех конкретных личностей, важных для истории бихевиоризма. Итак, первый человек, о котором мы хотим поговорить в отношении бихевиоризма, — это Иван Павлов. Иван Павлов был русским ученым, который в 1870 году перешел на физиологию и естественные науки.Вы можете узнать его имя благодаря его знаменитым экспериментам с собаками, в том числе по колокольчикам и раздаче пищи собакам, а также по проверке, выделяются ли они в ответ на это. Мы собираемся рассказать об этом более подробно позже.

Но важно помнить о Павлове то, что он изучал различные рефлексы и реакции на раздражители, которые разные животные и, в свою очередь, люди имели в отношении окружающей среды. Итак, он изучал реакции людей на окружающую среду, их поведение, так сказать, и то, как они реагируют на эти вещи.

Второй человек, о котором мы хотим поговорить в отношении бихевиоризма в психологии, — это Джон Ватсон. Джон Уотсон был первым человеком, который ввел термин «бихевиоризм» в своей статье 1913 года «Психология с точки зрения бихевиористов». А Джон Ватсон смог взять работу Павлова, который был физиологом и естествоиспытателем, и адаптировать ее к психологии, чтобы попытаться объяснить, почему люди ведут себя именно так.

Он смог взять идеи реакции на раздражитель — реакции на что-то, что происходит в их среде — и адаптировать ее к человеческому обучению, чтобы сказать, что есть определенные условные реакции, которые люди учатся, благодаря испытывают с течением времени различные стимулы в своей среде.Они могут изучить такое поведение и, в конечном итоге, адаптировать его и превратить его в более сложное поведение таким образом, чтобы мы могли понять весь спектр человеческого поведения и понимания и адаптировать его к более сложным вещам.

Итак, один из знаменитых экспериментов, которые вы, возможно, захотите запомнить в отношении Джона Ватсона, — это его эксперименты с Маленьким Альбертом, в которых он смог вызвать у ребенка определенную фобию, показывая ему разных белых пушистых животных, а затем ударяя по громким предметам. вместе позади него, так что он смог испугаться этих белых предметов из-за шума, который он ожидал в результате этого.

И последний человек, о котором мы хотим поговорить в отношении бихевиоризма, — это Б.Ф. Скиннер. Б.Ф. Скиннер был психологом с 1950-х по 1970-е, который может взять работы своих предшественников, Павлова и Ватсона, и сделать еще один шаг в объяснении человеческого поведения.

Вы можете узнать его имя по ящику Скиннера. Ящик Скиннера был инструментом, который он использовал в своих экспериментах на животных, в которых он помещал в него животное и мог дать им какое-то угощение или какое-то наказание, чтобы сформировать их поведение.И это привело к его главному вкладу в бихевиоризм — идее оперантной обусловленности.

Оперантное кондиционирование гласит, что использование подкрепления, поощрений или положительных вещей для влияния на поведение, а также наказание, то есть отрицательные вещи, такие как физическое насилие или что-то в этом роде, являются силами, которые могут особенно использоваться для влияния на то, как люди ведут себя и делают то, что что-то может произойти, с большей или меньшей вероятностью.

Скиннера можно назвать радикальным бихевиористом. Итак, что такое радикальный бихевиоризм? Радикальный бихевиоризм — это термин, используемый для описания определенных типов бихевиористов, которые говорят, что ментальные события — часть психологии, о которой мы говорили, или психические процессы — совершенно не нужны для описания того, почему люди ведут себя именно так.

По сути, они пытаются думать об этом как о чем-то вроде черного ящика, если вы хотите думать об этом так, о черном ящике, означающем, что все, что происходит внутри разума, не имеет значения.Есть просто стимулы, которые входят и влияют на то, как люди ведут себя, а затем есть реакции, то есть поведение, которое люди на самом деле делают в отношении стимулов. Все, что происходит в их голове, совершенно не имеет отношения к психологии, и, по мнению радикального бихевиориста, это не то, что нужно изучать.

Есть разные степени бихевиоризма, и вы узнаете о некоторых из них позже в ходе курса, а также подробно узнаете, что каждый из этих вкладов означает для психологии в целом.

,

Иоанна б. Уотсон — Википедия, свободная энциклопедия

Википедия todavía no tiene una página llamada «Джон б. уотсон ».


Буска Иоанн б. watson и другие проекты в Википедии:

Wikcionario Wikcionario (diccionario)
Wikilibros Wikilibros (обучающие / руководства)
Wikiquote Викицитатник (цитаты)
Wikiviajes Wikisource (biblioteca)
Wikinoticias Викинотики (noticias)
Wikiversidad Wikiversidad (Contenido académico)
Commons Commons (изображения и мультимедиа)
Wikiviajes Wikiviajes (viajes)
Wikidata Викиданные (данные)
Wikiespecies Викивиды (особые)
  • Comprueba Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
  • Busca Буска «Джон б. watson » en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
  • Nuvola apps fonts.png Проконсультируйтесь по списку произведений искусства по «John b. уотсон ».
  • Enlaces Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «Иоанна б. уотсон ».
  • ¿Borrada? Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
  • Symbol delete vote.svg También puede que la página que buscas haya sido borrada.

Si el artículo incluso así no existe:

  • Crear la página Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
  • Traducir Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
  • Aviso En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatible con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые вы не можете найти в Интернете, о том, что вам нужно, чтобы не было никаких условий.
  • Ten en cuenta Ten en cuenta también que:
    • Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
    • Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *