Цветовой тест отношений (ЦТО) Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда — КиберПедия
ЦТО является клинико-диагностическим методом, предназначенным для изучения эмоциональных компонентов отношений личности (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд — 1985).
Теоретической основой ЦТО, согласно авторам, являются концепция В.Н. Мясищева структуры отношений человека (1960), идеи В.Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также взгляды А.Н. Леонтьева относительно чувственной ткани сознания.
Методической основой Цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним.
Методика оценивается ее авторами как проективная, так как согласно получаемым результатам, позволяет выявлять неосознаваемые компоненты отношений, минуя механизмы психологической защиты.
В качестве стимульного набора в ЦТО используется 8-ми цветовая таблица Цветового теста Люшера.
Стандартная процедура проведения Цветового теста отношений состоит из 4-х этапов.
1. Определение лиц, предметов и понятий, играющих в жизни испытуемого существенное значение. В каждом конкретном случае их список может варьировать. Чаще всего, в него входят — «я сам», члены семьи, сотрудники по работе, «прошлое», «настоящее» и «будущее», «болезнь» и «врач», если обследуется больной и т.д. В принципе, как и в случае «СД» (семантического дифференциала), ограничений для внесения в список элементов оценки тех или иных понятий, кроме их значимости для испытуемого, нет.
2. Этап тестирования. Возможны два его варианта: диагностический и исследовательский. В первом случае, испытуемого просят выбрать (один-два) наиболее подходящие к данному лицу, предмету или понятию цвета. Во втором, — испытуемому необходимо проранжироваить все цвета 8-ми цветовой таблицы по степени соответствия, содержащимся в списке лицам, предметам и понятиям.
После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета 8-ми цветовой таблицы согласно стандартной инструкции ЦТЛ. Этап интерпретации результатов. Он основывается на двух процедурах:
А) Проводится сопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым с определенными лицами, предметами и понятиями, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений по Люшеру. Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три места в ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительном отношении к символизируемому им объекту. Средняя позиция цвета (4-5 места) — нейтральное или равнодушное отношение. Последние три места — негативное, конфликтное отношение.
Б) :Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации испытуемого, позволяющая судить о содержательных собенностях эмоциональных отношений личности. С этой целью авторами предварительно было проведено изучение эмоционального значения цветов, которое выявило устойчивое и согласованное «ядро» (ср. со «структурой» цвета по М. Люшеру) данных значений у испытуемых различного пола и возраста (см. главу 2). Кроме этого, как отмечают авторы, возможности 4-го этапа могут быть расширены путем привлечения интерпретационной техники ЦТЛ.
С момента опубликования ЦТО с его помощью проведено большое количество исследований, особенно, клинико-психологических. А.М. Эткинд в своей диссертационной работе (1984) апробировал ЦТО на таких клинических группах, как больные неврозами, депрессией, алкоголизмом и др. Результаты этих и других работ А.М. Эткинда подробно описаны в учебном пособии по психодиагностике под. редакцией А.А. Бодалева и В.В. Столина (1987).
Методика цветовых порогов
В конце 60-х годов Э.Т. Дорофеевой (1967-70) с рядом соавторов был апробирован и предложен к применению метод верификации или объективации эмоциональных состояний человека путем определения характера изменений цветовой чувствительности. Работы проводились под руководством проф. Ф.И. Случевского.
В основу метода легли данные о связи цветовой чувствительности и эмоционального состояния человека, полученные Л.А. Шварц (1948), сотрудницей проф. С.В. Кравкова (см. главу 2).
Э.Т. Дорофеева предположила, что тот или иной вариант сдвига цветовой чувствительности глаза человека отражает конкретное эмоционального состояние субъекта.
С целью проверки данной гипотезы, было обследовано 470 человек (всего 630 проб), у которых клиническим методом определялись те или иные формы аффективных нарушений. Исследованию подвергались больные различной нозологической принадлежности, но с доминированием в состоянии стойкого, выраженного, определенного эмоционального фона.
Кроме больных, измерения цветочувствительности проводились и у 50 здоровых испытуемых, давших предварительно письменный самоотчет (о своем эмоциональном состоянии), в котором требовалось указать одну из характеристик состояния (доминирующую): грусть, тоскливость, тревожность, настороженность, радость, благодушие, комфорт, раздражение, безразличие, тягостность. Данный набор характеристик соответствовал тем состояниям, которые выявлялись у больных с помощью клинического наблюдения.
Цветовая чувствительность испытуемых определялась с помощью аномалоскопа «АН-59», позволяющего определять разностные (дифференциальные) пороги чувствительности к красному, зеленому и синему цветам. Следует сразу отметить, что исключение из данного списка желтого цвета не могло не обеднить диагностические возможности метода. В связи с этим, ряд исследователей предпочитал использовать цветовые таблицы Рабкина. Необходимость использования аномалоскопа создает известные трудности и является одной из причин недостаточно широкого распространения метода.
В результате проведенных исследований была выявлена зависимость между типом сдвига цветовой чувствительности, выражаемым отношением «больше-меньше» (>, <) порогов цветоразличения красного (К), зеленого (З) и синего (С) цветов между собой, и определенным эмоциональным состоянием. Закономерный характер этой связи подтверждался изменением типа сдвига в зависимости от изменения эмоционального состояния. В таблице 4.4.1. приводятся взаимосвязи между соотношениями цветовых порогов между собой (тип сдвига) и эмоциональным состоянием. Случаи ошибочной диагностики, как отмечает Э.Т. Дорофеева, наблюдались лишь в отношении аффектов, относящихся к одной группе. Причем, визуальная оценка эмоционального состояния была несколько завышенной, чем по данным метода. Так, больной, который визуально оценивался, как «радостный», по данным метода оказывался «легко эйфоричным, благодушным» и т.д. Не было отмечено ни одного случая, чтобы «маниакальная» (1) и «депрессивная» (4) группы аффектов были неправильно дифференцированы.
Таблица 4.4.1.
Эмоциональные состояния (группы аффектов) | Тип сдвига |
1. Радостное, «солнечное» настроение | К<З<С |
2. Благодушие, легкая эйфория, комфорт | З<К<С |
3. Гневливость, раздражение, злобность | К<С<З |
4. Печаль, тоскливость, грусть | С<З<К |
5. Тревожность, настороженность, страх | З<С<К |
6. Чувство неудобства, душевной не уютности, дискомфорт | С<К<З |
Э.Т. Дорофеевой отмечается тенденция увеличения степени (количественный аспект) сдвига с увеличением интенсивности эмоций. Это давало надежду не только качественной, но и количественной оценки эмоциональных состояний. Однако увеличение степени сдвига соответственно увеличению интенсивности эмоций продолжается до определенного предела, с достижением которого зависимость меняется на обратную: интенсивность эмоций продолжает нарастать, а степень сдвига — падать (разница между порогами нивелируется, благодаря росту абсолютных показателей всех порогов, но не полностью). Интересно, что наибольшая степень сдвига у одного и того же испытуемого могла наблюдаться не на высоте аффекта, а в период его смягчения. Тем самым, Э.Т. Дорофеева приходит к выводу, что метод цветовых порогов не позволяет дифференцировать эмоции по их силе.
Описанные взаимосвязи Э.Т. Дорофеева трактует как следствие дезинтеграции корковой деятельности при превышении «нормы эмоций», в пределах которой зависимость между степенью сдвига и интенсивностью эмоций носит прямолинейный характер. Само понятие «нормы эмоции» представляет большой интерес, но к сожалению, никак не интерпретируется Э.Т. Дорофеевой.
На наш взгляд, факт, обнаруженный Э.Т. Дорофеевой, можно объяснить, основываясь на данных о связи цветовой чувствительности с деятельностью ВНС, полученных в школе С.В. Кравкова. Доминирование одного из отделов ВНС, связанное с тем или иным эмоциональным состоянием, при превышении определенного порога («нормы эмоций» ) вызывает компенсаторную активизацию другого, необходимую для поддержания гомеостаза. Это приводит к изменению порогов в противоположном направлении. Какое-то время обе тенденции могут сосуществовать, что приводит к росту всех цветовых порогов, который и был обнаружен Э.Т. Дорофеевой. Рано или поздно одна из тенденций «побеждает», но в патологических случаях, при которых наблюдается извращение деятельности ВНС (в частности, при сильных аффектах), возможен и своеобразный «застой» в динамике цветовых порогов, отражающий дезинтеграцию деятельности ВНС.
Несмотря на свою информативность и экспериментальную ценность, методика Э.Т. Дорофеевой не получила широкого распространения.
Н.К. Плишко (1980) сопоставил тип сдвига цветового порога с функциональным состоянием нервной системы. В таблице 4.4.2. представлены взаимосвязи выявленные Н.К.Плишко. Кроме этого, им же была сделана попытка установить корреляцию между функциональными состояниями НС (методика цветовых порогов) и цветовыми предпочтениями по ЦТЛ.
Таблица 4.4.2.
Функциональное состояние НС | Тип сдвига |
1. Аффективное возбуждение (АВ): нетерпение, гнев, ярость (характерно для дисфорий) | К<С<З |
2. Функциональное возбуждение (ФВ): эмоции, связанные с удовлетворением потребности, радость | К<З<С |
3. Функциональное расслабление (ФР): спокойствие | З<К<С |
4. Функциональное напряжение (ФН): настороженность | З<С<К |
5. Функциональное торможение (ФТ): эмоции, связанные с неудовлетворение потребности, печаль | С<З<К |
6. Аффективное торможение (АТ): «пассивные» аффекты — растерянность, дискомфорт, страх (характерно для глубоких депрессий) | С<К<З |
Проекция функциональных состояний НС на цветовые выборы по Цветовому тесту Люшера была проведена Плишко, как на теоретическом уровне (таблица 4.4.3.), на основе гипотезы о лучшем восприятии той части спектра, которая оказывает более выраженное воздействие на НС, так и экспериментальным путем (таблица 4.4.4.), с помощью вычисления усредненных рангов цветов ЦТЛ.
Таблица 4.4.3.
Функциональное состояние | Функция цвета |
1. Аффективное возбуждение (АВ) | +3 -2 |
2. Функциональное возбуждение (ФВ) | +3 -1 |
3. Функциональное расслабление (ФР) | +2 -1 |
4. Функциональное напряжение (ФН) | +2 -3 |
5. Функциональное торможение (ФТ) | +1 -3 |
6. Аффективное торможение (АТ) | +1 -2 |
Экспериментальные результаты показали, что связь между функциональными состояниями НС и цветовыми выборами не носит столь однозначного характера. Если ранги зеленого и синего при ФР и зеленого при ФТ соответствуют предсказанному соотношению, то в случае ФВ и особенно — ФТ экспериментальные результаты, скорее, противоположны теоретическим предсказаниям и носят другой характер, чем при проведении методики Э.Т. Дорофеевой. Продуктивное обсуждение результатов Н.К. Плишко, к сожалению, затрудняется тем, что автор не представил данных о достоверности различий в цветовых предпочтениях в зависимости от функциональных состояниях НС и не сообщает, проводился ли учет фоновых цветовых выборов.
Таблица 4.4.4.
Функциональные состояния | ||||
ФВ | ФР | ФН | ФТ | |
Средние ранги цветов | ||||
Серый | 6.7 | 6.2 | 6.85 | 7.1 |
Синий | 5.3 | 5.06 | 6.35 | 5.95 |
Зеленый | 2.0 | 2.12 | 1.85 | 2.65 |
Красный | 3.8 | 3.37 | 2.6 | 2.45 |
Желтый | 3.7 | 3.95 | 4.65 | 3.15 |
Фиолетовый | 1.8 | 2.47 | 2.15 | 2.25 |
Коричневый | 5.4 | 5.03 | 5.8 | 5.02 |
Черный | 7.3 | 7.3 | 6.8 | 6.45 |
Ранговый ряд | ||||
Экспериментальные соотношения | +2 =1 | +2 -1 | +2 -1 | +3 —1 |
Несмотря на это, подход, предложенный Н.К. Плишко, безусловно, является перспективным, что подчеркивает необходимость новых исследований в данном направлении.
Резюме
Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс — методам. В этом понятии, кроме указания на скоростной характер тестирования, неявно содержится и намек на определенную поверхностность данных методов, как чересчур «торопливых». Но, как можно было убедиться, ознакомившись с содержанием заключительной главы, у цветовых методик в большей степени присутствует первое достоинство, чем второй недостаток.
Большинство цветовых тестов классифицируются как проективные методы. Если исходить из того, что «проективный» означает способный выявлять неосознаваемое, то это так, но если рассматривать процедуру цветового ранжирования, то «проективного» в ней совсем мало, если есть вообще, при условии, что понятие «проективный» не толкуется слишком широко.
Важно отметить и такое достоинство цветовой психодиагностики, как ее игровой характер, особенно у методов, основанных на процедуре цветового ранжирования. Это немаловажно там, где больной или здоровый человек настроен негативно по отношению к тестированию и рассматривает вопросные методы в качестве провокационных и «опасных» для себя. Когда такой испытуемый знакомится с цветовым тестом и соглашается на тестирование «этой игрушкой», это не означает, что его негативизм магически устраняется, но разве можно «серьезно» относится к какому-то там цвету.
Не следует забывать и о не выраженности эффекта привыкания по отношению к цветовым тестам. Это освобождает от проблемы создания эквивалентных форм и т.п. Тестирование цветовыми методике может носить характер мониторинга. Цветовая психодиагностика является эффективным и информативным средством в арсенале практического психодиагноста.
Литература
1. Анастази А. Психологическое тестирование. т. 1-2, М., 1982.
2. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л., 1985. 18 с.
3. Базыма Б.А. Исследование отношения к цвету как метода в диагностике эмоциональных нарушений при шизофрении. Диссертация и автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Ленинград, 1991.
4. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986. 280 с.
5. Бразман М.Э., Дорофеева Э.Т., Щербатов В.А. О дифференциации некоторых эмоциональных состояний методом измерения цветовой чувствительности. //Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1967. с. 171-174.
6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 200 с.
7. Дашков И.М., Устинович Е.А. Экспериментальные исследования валидности шкалы субъективного предпочтения цвета (тест Люшера). //Проблемы моделирования. Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. с. 115-126.
8. Дорофеева Э.Т. О возможных критериях распознавания эмоциональных состояний. //Проблемы моделирования психической деятельности. Новосибирск, 1968. вып. 2. с. 279-280.
9. Дорофеева Э.Т., Карпинский А.М., Случевский Ф.И., Щербатов Б.А. Некоторые пути объективных дифференцировок особенностей эмоционального фона при различных психопатологических состояниях. //Актуальные вопросы клинической психопатологии и лечения душевных болезней. Л., 1969. с. 47-52.
10. Дорофеева Э.Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний. //Психические заболевания. Л., 1970. с. 319-326.
11. Дорофеева Э.Т., Постников В.А., Плишко Н.К. и др. К проблеме объективации клинических картин психологическими методами исследований. //Психология и медицина. М., 1978. с. 82-88.
12. Кравков С.В. Цветовое зрение. М., 1951.
13. Люшер М. Сигналы личности. Воронеж, 1993. 160 с.
14. Магия цвета. Харьков. 1996.
15. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко Г.А. и др. Методы психодиагностики в спорте. М., 1984. 192 с.
16. Плишко Н.К. Особенности сенсомотрных реакций при изменении эмоционального состояния. //Диагностика психического состояния в норме и патологии. Л., 1980. с. 126-134.
17. Плишко Н.К. О некоторых особенностях выбора цветов и сенсомоторных реакциях на световые стимулы различной модальности при изменении эмоционального состояния. //Диагностика психического состояния в норме и патологии. Л., 1980. с. 135-140.
18. Руденко В.Е. Цвет — эмоции — личность. //Диагностика психических состояний в норме и патологии. Л., 1980. с. 107-115.
19. Румянцева А.Н. Экспериментальная проверка методики исследования индивидуального предпочтения цвета. //Вестник МГУ. М., 1986. серия 14. «Психология». N 1. с. 67-69.
20. Соловьева Е.А., Тутушкина М.К. Психосемиотический подход к проблеме цвета в практической психологии. //Актуальные проблемы современной психологии (Материалы научных чтений, посвященных 60-летию Харьковской психологической школы). Харьков, 1993. с. 429-432.
21. Урванцев Л.П. Психология восприятия цвета. Методическое пособие. Ярославль, 1981. 65 с.
22. Шварц Л.А. Изменения цветоощущения в эмоциональных состояниях. //Проблемы физиологической оптики. М, 1948. т. 6. с. 314-320.
23. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами. //Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. с. 110-114.
24. Эткинд А.М. Разработка медико-психологических методов исследования эмоциональных компонентов отношений и их применение в изучении неврозов и аффективных расстройств. Диссертация и автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 1985.
25. Эткинд А.М. Цветовой тест отношений. //Общая психодиагностика. М., 1987. с. 221-227.
26. Bassano J.L. Le test des cuuleurs de Luscher dans le profil de descriptears de la personalite psyschosomatique. Psuchol. med., 1977, v. 9-10, p. 1951-1960.
27. Berlin B., Kay P. Basic Color Terms. Berkeley, 1969.
28. Bunham R.W., Hanes R.M., Bartleson C.J. Color: A guide to basic facts and concepts. — N.Y., 1963.
29. Luscher M. Psychologie der Farben. Basel, 1949.
30. Luscher M. Psychologie und Psychotherapie als Kultur. Basel, 1955.
31. Luscher M. The Luscher color test. — L., 1970.
32. Meili R. Lehrbuch der psycholodischen diagnostik. — Bern: Huber Verlog, 1961, 465 s.
33. Nakano M., Jap N. Psychol., 1972. 43(1), 22.
34. Rachman S. Neuzosen-Ursachen und heilmethoden — Berlin: Deutsch. Verlogd. Wissenschaften, 1968. 290 s.
35. Stolper J.H. Color induced physiological response. — Man-En-viron. Syst., 1977. v. 7, n. 2. p. 101-108.
Цветовой тест отношений А. Эткинда — Студопедия
Тест был разработан А. Эткиндом [Эткинд А., 1990] для целей . восстановления плохо осознаваемых или плохо вербализуемых систем межличностных отношений психически больными. В дальнейшем из клинической практики он распространился на консультативную и из практики работы со взрослыми — на практику работы с подростками и детьми.
I Общие предположения автора состояли, во-первых, в том, что за выбранными (ассоциируемыми) для каждого из персонажей, ^ходящих в круг значимых лиц обследуемого, цветами стоят их ррхитипические значения. А во-вторых, обследуемый строит шка-ш цветов, основанную на предпочтении (приятности) одних и Рприятности других цветов. Межличностные отношения обсле-йуемого проецируются на эту шкалу предпочтения и анализируется согласно шкале предпочтений.
;. Процедура методики состоит из пяти этапов.
‘■ 1. Психолог в беседе с клиентом уясняет состав семьи клиента. Все Чвзванные обследуемым лица (в том числе и он сам) записываются f столбик на отдельном листе бумаги. Психолог может убедить кли-ffra добавить в этот список некоторых членов семьи, первоначаль-*т им не названных, а также может согласовать с клиентом невне-с?Ние тех членов семьи второго-третьего круга, которые были назва-Р*> но не являются для него значимыми.
К членам семьи в список в результате беседы должны быть добав-в Ны: друг или подруга (подруги), недруг, идеал (реальный или
умышленный персонаж). Также полезно внести в список некото-w teсУбличности клиента — «Ты (вы) в будущем», «Ты (вы) в проком», «Ты (вы) на работе», «Ты (вы) дома», «Ты (вы) на отдыхе».
Общее число персонажей в списке обычно колеблется от 12 до 18. Меньшее и большее количество персонажей в списке затрудняет анализ данных методики.
2. Цветовые ассоциации. Перед клиентом раскладываются в ряд 8 цветовых карточек. Удобнее всего использовать карточки из цветового теста Люшера. Но, вообще говоря, можно использовать и любые другие 8 цветовых карточек. Главное, чтобы это были как можно более разные цвета.
Процедура проведения обследования
Инструкция
Сейчас я в случайном порядке назову вам персонажей из согласованного нами списка. Вы должны для каждого назвать наиболее подходящий к нему как к личности цвет из лежащих перед вами.
Если испытуемый называет два или три цвета для персонажа, психолог записывает все три, но все же просит из них выбрать «наиболее подходящий». То же самое, если клиент говорит, что здесь перед ним нет цвета, подходящего для некоторого персонажа. Психолог просит назвать подходящий цвет (любой), но затем все же просит выбрать из выложенных наиболее близкий, наиболее подходящий.
Выбранные цвета записываются в исходный список в строке
каждого персонажа.
3. Затем с клиентом проводится однократная процедура, аналогичная процедуре ранжирования цветов в тесте Люшера. Перед клиентом снова раскладываются 8 цветовых карточек.
Экспериментатор предлагает выбрать и передать экспериментатору самый приятный для него (самый приятный для глаза) цвет. Затем выбрать самый приятный цвет из оставшихся и т.Д-
Цвета в порядке предпочтения |
Персонажи, ассоциированные с данным цветом
4. Собрав цветовые ассоциации и проведя ранжирование цветов, психолог может составить итоговую таблицу. Она имеет следующий вид.
5. Теперь можно приступать к интерпретации полученных результатов. А. Эткинд пишет, что возможны два основных направления интерпретации данных:
а) используются архитипические или заимствованные из ме
тодики Люшера значения цветов;
б) используются цветовое пространство и расстояния между
персонажами в этом цветовом пространстве.
В любом случае методика ЦТО не является методикой, которая проводится «в закрытую», т.е. в отсутствие клиента. Как раз особенностью методики является то, что интерпретация полученных ;данных проводится психологом на виду и в беседе с клиентом, реакции клиента на гипотезы психолога не менее важны, чем сами гипотезы.
Интерпретация результатов методики
Ш 1. Общая насыщенность и сложность системы межличностных ^отношений. Этот параметр близок (по аналогии, конечно) к поднятию когнитивной сложности клиента. Можно говорить об отно-шенческой сложности клиента. Она соответствует количеству цветов из восьми, использованных клиентом для цветовых ассоциа-|дий. Обычно таких использованных цветов 7—8. Это соответствует ^сложной отношенческой картине мира клиента. Если клиент использует только 5 — 6 цветов, это соответствует упрощенной отношенческой картине мира. Если же используется всего 4 цвета (в нашей практике с детьми, подростками и взрослыми меньше 4 Цветов клиенты и испытуемые никогда не использовали), это свидетельствует об узкой, «склеенной» картине межличностных отношений у клиента. Анализировать такую картину будет сложно. 2. Общая самооценка. Используется аналогия с принципами анализа методики самооценки Дембо—Рубинштейн. Определяется ме-СтО на цветовой шкале, куда клиент помещает себя. Нормальным ^т,е. свидетельствующим о нормальной общей самооценке клиен-°М себя в системе межличностных отношений) будет, если кли-41 помещает себя выше середины шкалы, но не на самое высоте Место. Если он помещает себя на четвертое с верху и ниже 4i«GT0 ~~ этосвиДетельствУет ° заниженной самооценке, самоуни-^ /Кении клиента. Конечно, важно, как сам клиент относится к Г?Г*енному результату.
й^ *Лсли же клиент ставит себя на высшую ступень шкалы цвето-1цепР5Дпочтений, то это, скорее всего, свидетельствует о завыли самооценке, может быть, инфантилизме или некритич-
ности. Однако эту оценку себя можно скорее принять у зрелых взрослых клиентов с большим жизненным опытом, чем у подростков или молодых людей.
3. Аналог шкалы лжи. В перечень персонажей заложены два градиента — «клиент в прошлом» и «клиент в будущем», с одной стороны, и «друзья» и «недруги» — с другой. Можно сделать предположение, что друг по шкале цветовых предпочтений должен быть выше недруга. Однако опыт показывает, что у большинства клиентов «будущее» также оценивается более высоко, чем «прошлое».
Если у конкретного клиента в его оценках оба градиента расположены в соответствии с предпочтениями, то таким данным можно больше верить или же такие данные легче интерпретировать.
Если же оба градиента инвертированы, особенно друг—недруг то анализировать полученные данные будет весьма трудно.
С другой стороны, если инвертирована только шкала прошлое—будущее, то, вообще говоря, можно представить себе сознание человека, для которого как раз прошлое — детство — выглядит как более привлекательное, нежели все более пугающее будущее.
4. Отношения с родителями. Для детей и подростков благоприятна ситуация, когда один или оба родителя находятся на одной строчке в шкале цветовых предпочтений или выше клиента. Второй родитель, вообще говоря, может быть и ниже клиента. Однако, если родитель (или оба родителя) ниже клиента более чем на две строчки, это свидетельствует об эмоциональном отвержении родителя (родителей), о трудностях в отношениях с ним.
Для взрослых место их родителей менее важно, но и здесь «опускание» родителя более чем на две строчки ниже себя также будет свидетельствовать об эмоциональной холодности отношений между ними, об отвержении родителя, о конфликтах.
5. Идеал. Значение имеют следующие моменты: где на шкале
предпочтений находится идеал и кто расположен клиентом на
строчках выше его самого и на самой первой строчке. Эти персо
нажи играют в жизни клиента, скорее, роль идеала, роль побуди-
теля к развитию, роль примеров для подражания.
Если идеал расположен ниже клиента, он, скорее всего, исчерпал свои побудительные к развитию клиента силы. Тогда тем более необходимо проанализировать вместе с клиентом, в каки^ смыслах персонажи, оцениваемые клиентом как более предпоч таемые, являются для него привлекательными, развивающим*1‘
6. Место друзей. Благоприятно, когда они расположены P*lolle
клиентом, не более чем на одну строчку выше или ниже его. Н^’
он может, вообще говоря, сместить второго или третьего из
званных друзей. 204
7. Идентификация. Гипотеза идентификации клиента с персонажами, для которых клиент выбрал тот же самый цвет, что и для себя, обсуждается с клиентом наиболее подробно. Если таких персонажей несколько, то у каждого из них, вероятно, есть что-то, с чем идентифицирует себя клиент. Психолог смело высказывает гипотезы об этом и наблюдает реакции клиента.
8. Анализ пола персонажей ближайшего окружения. Иногда является полезным обратить внимание на то, равномерно ли распределены по шкале предпочтений мужчины и женщины и какой пол является превалирующим в области расположения самого клиента.
Возможны и некоторые другие направления анализа полученных результатов. В целом процедура позволяет психологу проговорить множество гипотез об особенностях межличностных отношений клиента и наблюдать реакции (например, принятие или непринятие) клиента на них.
Возможны инсайты у клиента, но возможно и активное непринятие полученных данных, вплоть до дискредитации психолога или методики.
Примеры использования при интерпретации данных символики цветов можно найти в работах А. Эткинда. По поводу архитипических и культурных значений основных цветов смотрите статьи |Я.Л.Обухова [Обухов Я.Л., 1996, 1997 а, б, в].
Цветовой тест отношений (А. Эткинд)
Цветовой тест отношений (А. Эткинд)
Особенности проведения методики
Для проведения методики экспериментатор должен предварительно составить список значимых для дошкольника лиц. К ним, в первую очередь, относятся члены семьи испытуемого, его лучший друг (подруга), сверстник, с которым отношения у ребенка очевидно не ладятся (что выявляется с помощью методики «Два дома»), воспитатель. Кроме того, в списке должны быть отмечены некоторые ситуации, связаннные со спецификой социального окружения («ты в детском саду», «ты дома»). Список должен содержать не менее 12 наименований, но и слишком расширять его также не следует, иначе это приведет к значительным трудностям при осуществлении дальнейшего анализа.
Психолог раскладывает перед испытуемым восемь цветных карточек (красная, фиолетовая, желтая, зеленая, синяя, коричневая, черная, серая). Карточки можно вырезать из цветной бумаги или раскрасить белые карточки. Психолог просит ребенка выбрать самый приятный, красивый цвет, затем убирает выбранную карточку и предлагает дошкольнику найти самый приятный цвет среди оставшихся и т. д.
На втором этапе психолог вновь выкладывает перед ребенком восемь цветных карточек и предлагает соотнести их с персонажами из списка. Взрослый называет персонажа, а дошкольник показывает карточку с наиболее подходящим цветом.
Таким образом, экспериментатор получает перечень цветов в порядке предпочтения (от наиболее предпочтительного к наименее) и список персонажей, которые ассоциируются с тем или иным цветом (таблица 8).
Таблица 8
Интерпретация методики
Анализируя результаты методики, сначала необходимо определить, сколько цветов использовал ребенок. Как отмечает автор методики, с возрастом количество повторяющихся цветов (то есть выбор одного и того же цвета для символизации различных персонажей) снижается, что свидетельствует о дифференциации системы межличностных отношений. Минимальное количество используемых цветов – четыре, что говорит о недостаточной расчлененности социальной картины мира.
Далее необходимо выяснить, где размещены основные персонажи. Чем выше испытуемый располагает себя (чем больше он ассоциирует себя с наиболее предпочитаемым цветом), тем выше его самооценка. Кроме того, следует обратить внимание на отношение испытуемого к основным социальным сферам, («тыдома», «ты в детском саду», «ты на отдыхе» и т. д.).
Особо следует отметить положение родителей и других родственников по отношению к ребенку. Понятно, что отстраненность персонажа (отдаленность от ребенка) говорит о неблагоприятной ситуации в их отношениях.
Отдельно необходимо отметить те ситуации, когда ребенок обозначает себя и кого-либо из персонажей одним цветом, обычно одного из родителей. Данное обстоятельство может интерпретироваться как желание ребенка быть похожим на этого человека.
Достоверность полученных результатов можно определить с помощью специально введенных персонажей. Так, друг должен находиться выше врага (друг должен быть ближе к предпочитаемому цвету). С этой целью можно использовать персонажей, которых ребенок поместил в различные дома при выполнении методики «Два дома». Также можно вводить известные экспериментатору эмоционально приятные или неприятные ребенку ситуации («тебе подарили собаку», «ты играешь во дворе» или «ты разбил окно», «у тебя потерялась любимая игрушка» и т. д.). Если эти полярные показатели находятся на противоположных концах шкалы, скорее всего, это свидетельствует о достоверности результатов. Если же их положение инвертировано (отрицательные персонажи или события расположены напротив наиболее предпочитаемых цветов), то можно усомниться в достоверности результатов. Сомнительные данные (например, когда дошкольник очевидно приятное событие, например день рождения, обозначает наименее предпочитаемым цветом) можно проверить посредством вопроса испытуемому. Может оказаться, что он просто забыл инструкцию и выбрал черный цвет, например, потому что «на день рождения был одет в черный костюм». В этом случае полученные данные также не будут обладать достоверностью.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Цветовой тест отношений А. Эткинда
Тест был разработан А.Эткиндом [Эткинд А., 1990] для целей восстановления плохо осознаваемых или плохо вербализуемых систем межличностных отношений психически больными. В дальнейшем из клинической практики он распространился на консультативную и из практики работы со взрослыми — на практику работы с подростками и детьми.
Общие ^предположения автора состояли, во-первых, в том, что за выбранными (ассоциируемыми) для каждого из персонажей, входящих в круг значимых лиц обследуемого, цветами стоят их архитипические значения. А во-вторых, обследуемый строит шкалу цветов, основанную на предпочтении (приятности) одних и неприятности других цветов. Межличностные отношения обследуемого проецируются на эту шкалу предпочтения и анализируются согласно шкале предпочтений.
Процедура методики состоит из пяти этапов.
1. Психолог в беседе с клиентом уясняет состав семьи клиента. Все названные обследуемым лица (в том числе и он сам) записываются в столбик на отдельном листе бумаги. Психолог может убедить клиента добавить в этот список некоторых членов семьи, первоначально им не названных, а также может согласовать с клиентом невне- сение тех членов семьи второго-третьего круга, которые были названы, но не являются для него значимыми.
К членам семьи в список в результате беседы должны быть добавлены: друг или подруга (подруги), недруг, идеал (реальный или вымышленный персонаж). Также полезно внести в список некоторые субличности клиента — «Ты (вы) в будущем», «Ты (вы) в прошлом», «Ты (вы) на работе», «Ты (вы) дома», «Ты (вы) на отдыхе».
Общее число персонажей в списке обычно колеблется ОТ 12 до
18. Меньшее и большее количество персонажей в списке затрудняет анализ данных методики.
2. Цветовые ассоциации. Перед клиентом раскладываются в ряд 8 цветовых карточек. Удобнее всего использовать карточки из цветового теста Люшера. Но, вообще говоря, можно использовать и любые другие 8 цветовых карточек. Главное, чтобы это были как можно более разные цвета.
Процедура проведения обследования
Инструкция
Сейчас я в случайном порядке назову вам персонажей из согласованного нами списка. Вы должны для каждого назвать наиболее подходящий к нему как к личности цвет из лежащих перед вами.
Если испытуемый называет два или три цвета для персонажа, психолог записывает все три, но все же просит из них выбрать «наиболее подходящий». То же самое, если клиент говорит, что здесь перед ним нет цвета, подходящего для некоторого персонажа. Психолог просит назвать подходящий цвет (любой), но затем все же просит выбрать из выложенных наиболее близкий, наиболее подходящий.
Выбранные цвета записываются в исходный список в строке каждого персонажа.
3. Затем с клиентом проводится однократная процедура, аналогичная процедуре ранжирования цветов в тесте Люшера. Перед клиентом снова раскладываются 8 цветовых карточек.
Экспериментатор предлагает выбрать и передать экспериментатору самый приятный для него (самый приятный для глаза) цвет. Затем выбрать самый приятный цвет из оставшихся и т.д.
Цвета в порядке предпочтения |
Персонажи, ассоциированные с данным цветом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Собрав цветовые ассоциации и проведя ранжирование цветов, психолог может составить итоговую таблицу. Она имеет следующий вид.
5. Теперь можно приступать к интерпретации полученных результатов. А.Эткинд пишет, что возможны два основных направления интерпретации данных:
а) используются архитипические или заимствованные из методики Люшера значения цветов;
б) используются цветовое пространство и расстояния между персонажами в этом цветовом пространстве.
В любом случае методика ЦТО не является методикой, которая проводится «в закрытую», т.е. в отсутствие клиента. Как раз особенностью методики является то, что интерпретация полученных данных проводится психологом на виду и в беседе с клиентом. Реакции клиента на гипотезы психолога не менее важны, чем сами гипотезы.
Интерпретация результатов методики
1. Общая насыщенность и сложность системы межличностных отношений. Этот параметр близок (по аналогии, конечно) к понятию когнитивной сложности клиента. Можно говорить об отношенческой сложности клиента. Она соответствует количеству цветов из восьми, использованных клиентом для цветовых ассоциаций. Обычно таких использованных цветов 7—8. Это соответствует сложной отношенческой картине мира клиента. Если клиент использует только 5 — 6 цветов, это соответствует упрощенной отношенческой картине мира. Если же используется всего 4 цвета (в нашей практике с детьми, подростками и взрослыми меньше 4 цветов клиенты и испытуемые никогда не использовали), это свидетельствует об узкой, «склеенной» картине межличностных отношений у клиента. Анализировать такую картину будет сложно.
2. Общая самооценка. Используется аналогия с принципами анализа методики самооценки Дембо—Рубинштейн. Определяется место на цветовой шкале, куда клиент помещает себя. Нормальным (т. е. свидетельствующим о нормальной общей самооценке клиентом себя в системе межличностных отношений) будет, если клиент помещает себя выше середины шкалы, но не на самое высокое место. Если он помещает себя на четвертое с верху и ниже место — это свидетельствует о заниженной самооценке, самоуничижении клиента. Конечно, важно, как сам клиент относится к полученному результату.
Если же клиент ставит себя на высшую ступень шкалы цветовых предпочтений, то это, скорее всего, свидетельствует о завышенной самооценке, может быть, инфантилизме или некритич- ности. Однако эту оценку себя можно скорее принять у зрелых, взрослых клиентов с большим жизненным опытом, чем у подростков или молодых людей.
3. Аналог шкалы лжи. В перечень персонажей заложены два градиента — «клиент в прошлом» и «клиент в будущем», с одной стороны, и «друзья» и «недруги» — с другой. Можно сделать предположение, что друг по шкале цветовых предпочтений должен быть выше недруга. Однако опыт показывает, что у большинства клиентов «будущее» также оценивается более высоко, чем «прошлое».
Если у конкретного клиента в его оценках оба градиента расположены в соответствии с предпочтениями, то таким данным можно больше верить или же такие данные легче интерпретировать.
Если же оба градиента инвертированы, особенно друг—недруг, то анализировать полученные данные будет весьма трудно.
С другой стороны, если инвертирована только шкала прошлое-будущее, то, вообще говоря, можно представить себе сознание человека, для которого как раз прошлое — детство — выглядит как более привлекательное, нежели все более пугающее будущее.
4. Отношения с родителями. Для детей и подростков благоприятна ситуация, когда один или оба родителя находятся на одной строчке в шкале цветовых предпочтений или выше клиента. Второй родитель, вообще говоря, может быть и ниже клиента. Однако, если родитель (или оба родителя) ниже клиента более чем на две строчки, это свидетельствует об эмоциональном отвержении родителя (родителей), о трудностях в отношениях с ним.
Для взрослых место их родителей менее важно, но и здесь «опускание» родителя более чем на две строчки ниже себя также будет свидетельствовать об эмоциональной холодности отношений между ними, об отвержении родителя, о конфликтах.
5. Идеал. Значение имеют следующие моменты: где на шкале предпочтений находится идеал и кто расположен клиентом на строчках выше его самого и на самой первой строчке. Эти персонажи играют в жизни клиента, скорее, роль идеала, роль побудителя к развитию, роль примеров для подражания.
Если идеал расположен ниже клиента, он, скорее всего, исчерпал свои побудительные к развитию клиента силы. Тогда тем более необходимо проанализировать вместе с клиентом, в каких смыслах персонажи, оцениваемые клиентом как более предпочитаемые, являются для него привлекательными, развивающими.
6. Место друзей. Благоприятно, когда они расположены рядом с клиентом, не более чем на одну строчку выше или ниже его. Ниже он может, вообще говоря, сместить второго или третьего из названных друзей.
7. Идентификация. Гипотеза идентификации клиента с персонажами, для которых клиент выбрал тот же самый цвет, что и для себя, обсуждается с клиентом наиболее подробно. Если таких персонажей несколько, то у каждого из них, вероятно, есть что-то, с чем идентифицирует себя клиент. Психолог смело высказывает гипотезы об этом и наблюдает реакции клиента.
8. Анализ пола персонажей ближайшего окружения. Иногда является полезным обратить внимание на то, равномерно ли распределены по шкале предпочтений мужчины и женщины и какой пол является превалирующим в области расположения самого клиента.
Возможны и некоторые другие направления анализа полученных результатов. В целом процедура позволяет психологу проговорить множество гипотез об особенностях межличностных отношений клиента и наблюдать реакции (например, принятие или непринятие) клиента на них.
Возможны инсайты у клиента, но возможно и активное непринятие полученных данных, вплоть до дискредитации психолога или методики.
Примеры использования при интерпретации данных символики цветов можно найти в работах А. Эткинда. По поводу архитипи- ческих и культурных значений основных цветов смотрите статьи Я.Л.Обухова [Обухов Я.Л., 1996, 1997 а, б, в].
Wikizero — Цветовой тест отношений
Цветовой тест отношений (ЦТО) — это невербальный тест, который отражает оба уровня эмоциональных отношений человека — сознательный и частично неосознаваемый, к другим людям, объектам, явлениям окружающей действительности. Данный тест, разработанный советскими психиатром Е. Ф. Бажиным и психологом А. М. Эткиндом, представляет собой проективную методику, относимую к группе методик «экспресс-диагностики»[1].
Цветовой тест отношений основывается на предположении о том, что существует прямая взаимосвязь между цветовыми ассоциациями, которые возникают у человека при взаимодействии с различными элементами окружающей действительности, и его отношением к этим элементам. ЦТО позволяет, минуя защитные механизмы сознания, увидеть неосознаваемые компоненты отношения.
По мнению А. М. Эткинда, тест позволяет выявить «достаточно глубокие, в том числе и неосознаваемые компоненты отношений, „минуя“ при этом защитные механизмы вербальной системы сознания»[2].
Евгений Федорович Бажин рассказывал, что идея теста, как это нередко бывает, пришла к нему случайно под впечатлением от цветовых ассоциаций одного из своих клиентов — военнослужащего. Е. Ф. Бажин сначала предложил ему проранжировать 8 цветов теста Макса Люшера и обратил внимание, что на последнем ранговом месте военнослужащий расположил серый цвет. Это заинтересовало Е. Ф. Бажина и он спросил у военного, почему ему не нравится серый цвет? Военный ответил, что этот цвет напоминает ему его начальника. Е. Ф. Бажин предложил идею ЦТО своему аспиранту Эткинду Александру Марковичу.
Теоретико-методологическая основа теста[править | править код]
Теоретической основой ЦТО являются концепция В. Н. Мясищева о структуре отношений человека (1960), идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и сложности, а также взгляды А. Н. Леонтьева относительно чувственной ткани сознания[3]. Методической основой Цветового теста отношений является цветоассоциативный эксперимент, базирующийся на гипотезе отражения существенных характеристик невербальных компонентов отношений к значимым другим и к самому себе в цветовых ассоциациях к ним.
Стандартная процедура проведения Цветового теста отношений состоит из четырёх этапов[2].
Определение элементов[править | править код]
Здесь определяются базовые элементы оценки (лица, предметы и понятия, имеющие в жизни испытуемого существенное значение). В каждом конкретном случае их список можно варьировать. Чаще всего, в него входят — «я сам», члены семьи, сотрудники по работе, «прошлое», «настоящее» и «будущее», «болезнь» и «врач», если обследуется больной и т. д. В принципе, как и в случае «СД» (семантического дифференциала), ограничений для внесения в список элементов оценки тех или иных понятий, кроме их значимости для испытуемого, нет.
Этап тестирования[править | править код]
Возможны два его варианта:
- Диагностический.
Испытуемого просят выбрать (один-два) наиболее подходящие к данному лицу, предмету или понятию цвета. Краткий вариант проведения методики.
Инструкция: Вспомните этого человека (качество, ценность, и т. п.). С каким цветом ассоциируется у вас этот человек (качество, ценность, и т. п.) (имеются в виду личностные особенности и качества субъекта, но не его цвет одежды и предпочтения, и т. д.). Отвлекитесь от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постарайтесь выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения[4].
- Исследовательский.
Испытуемому необходимо проранжировать все цвета 8-цветовой таблицы по степени соответствия, содержащимся в списке лицам, предметам и понятиям. Полный вариант проведения методики.
Ранжирование цветов[править | править код]
После завершения цветового ассоциирования, испытуемый ранжирует цвета 8-цветовой таблицы согласно стандартной инструкции ЦТЛ в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».
Инструкция. «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т. п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке»[5].
Этап интерпретации результатов[править | править код]
Данный этап основывается на двух процедурах:
- Сопоставление цветов
Проводится сопоставление цветов, ассоциируемых испытуемым с определёнными лицами, предметами и понятиями, с их ранговым местом в ряду цветовых предпочтений по М. Люшеру. Если цвет, использованный для ассоциирования, занимает первые три места в ранговом ряду цветовых выборов, делается вывод об эмоционально положительном отношении к символизируемому им объекту. Средняя позиция цвета (4—5 места) — нейтральное или равнодушное отношение. Последние три места — негативное, конфликтное отношение.
- Интерпретация цветовых ассоциаций
Интерпретация эмоционально-личностного значения каждой цветовой ассоциации испытуемого, позволяющая судить о содержательных особенностях эмоциональных отношений личности. С этой целью авторами предварительно было проведено изучение эмоционального значения цветов, которое выявило устойчивое и согласованное «ядро» (ср. со «структурой» цвета по М. Люшеру) данных значений у испытуемых различного пола и возраста[4]. Кроме этого, как отмечают авторы, возможности 4-го этапа могут быть расширены путём привлечения интерпретационной техники ЦТЛ[6].
Применение ЦТО для диагностики детей и подростков[править | править код]
Несмотря на то, что цветовой тест отношений достаточно универсален, и может применяться к лицам любого возраста, наибольшее распространение в практике отечественной психологии он получил именно как тест для детей (как дошкольников, так и подростков)[7]. На этапе определения элементов диагностики ребёнку в индивидуальном порядке предоставляется список людей, входящих в его непосредственное окружение, а также перечень важных понятий. Например:
- «мама», «папа», «учительница» (или «воспитательница»), «моё настроение», «каким я хочу вырасти», «игрушки» и так далее — подборка для малышей;
- «учёба», «родители», «друзья», «питомец» и прочее — для детей 7—11 лет;
- «работа», «семья», «деньги» и другие понятие — для подростков.
Для детей 3—6 лет таких понятий можно придумать около 10, детям 7—8 лет представить 12 штук, а ребятам 9—12 лет и старше подобрать около 14. Как вариант, этот список можно разработать вместе с испытуемым, попросив его ответить на вопрос: что для тебя сейчас важно? Подросткам понятия лучше давать в готовом виде.
- Инструкция для детей 3—8 лет (короткий тест):
- Ребёнок пишет (или взрослый делает это за него) концепты.
- Затем экспериментатор на светлом нейтральном фоне на столе раскладывает перед испытуемым 8 цветных карточек Люшера.
- Взрослый просит соединить слова с 1—2 оттенками представленного спектра. Следует оговорить сразу, что тона могут повторяться, а сходства не должны основываться на внешних характеристиках. Например, если мама ходит в красном халате, то не стоит только поэтому присваивать ей соответствующий цвет. А вот сравнение «бабушка» и «жёлтый» вполне приемлемо, так как этот член семьи дарит теплоту (как солнце).
- Экспериментатор фиксирует выбор ребёнка в протоколе.
- Испытуемому даётся время (20—30 минут), чтобы отвлечься, поиграть.
- Затем вновь раскладываются карточки с цветами.
- Малышу предлагается выбрать самый приятный оттенок, после чего карточку соответствующего тона нужно убрать.
- Повторять эти действия со всеми цветами полагается до тех пор, пока не останется последний, самый неприятный оттенок[8].
- Алгоритм проведения теста среди ребят 9—16 лет (полная диагностика)
- Экспериментатор называет понятие.
- Испытуемый ранжирует все 8 цветов от самого подходящего до неподходящего (относительно этого понятия)
- Взрослый записывает порядок названных оттенков в протокол
- Действия повторяются в работе над всеми остальными понятиями
- Тестируемый отвлекается на посторонние дела (примерно на полчаса)
- Затем ребёнок убирает выбранный цвет, сделав соответствующую пометку в протоколе, и снова просит определить приятный тон
- Работа продолжается до последней, самой неприятной для испытуемого карточки[9].
Важно отметить, что непосредственное значение цвета в том виде, в котором оно используется в тесте Люшера, а также в большинстве соответствующих пособий по диагностике с использованием значений выбираемых цветов, должно с особой осторожностью переноситься на трактовку субъективных ассоциаций детей. Личностные качества детей, особенно детей дошкольного возраста, ещё не сформированы в той степени, которая предполагает устойчивые эмоционально-личностные значения для квалификации того или иного цвета. Поэтому некоторые учёные считают, что полностью переносить эти характеристики, более подходящие для взрослых, чем для детей, на интерпретацию детских выборов не представляется достаточно корректным[10].
- ↑ Романова Г:. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в практической психологии. СПб., 2002
- ↑ 1 2 Эткинд, А. М. Цветовой Тест Отношений: метод. рекомендации / А. М. Эткинд; Ленинградский науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. — Л., 1983
- ↑ Сермягина, О. С. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи / О. С. Сермягина, А. М. Эткинд // Вопросы психологии : Научный журнал Академии педагогических наук СССР : Издаётся с января 1955 года : ВЫходит один раз в два месяца / Ред. А. М. Матюшкин, О. А. Конопкин. — 1991. — № 3 май — июнь 1991. — с. 80 — 85.
- ↑ 1 2 Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина — М.: МГУ, 1987
- ↑ Сермягина, О. С. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи / О. С. Сермягина, А. М. Эткинд // Вопросы психологии. — 1991. -С. 80-85
- ↑ Базыма, Б. А. Цвет и психика : монография / Б. А. Базыма. — Харьков : Изд-во ХГАК, 2001
- ↑ Семаго, Н. Я. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и её влияние на межличностные отношения в детском коллективе / Н. Я. Семаго // Школа здоровья. — 2000. — № 4.
- ↑ Для чего и как используется цветовой тест отношений А. М. Эткинда
- ↑ Для чего и как используется цветовой тест отношений А. М. Эткинда
- ↑ Семаго М. М., Семаго Н. Я., Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Цветовой тест отношений.
- Driver, Russel H.; Buckley, M. Ronald; Frink, Dwight D. (April 1996), «Should We Write Off Graphology?» // International Journal of Selection and Assessment, Blackwell Publishing Ltd, 4 (2)
- Furnham, Adrian; Barrie Gunter (1987), «Graphology and Personality: Another Failure to Validate Graphological Analysis.» // Personality and Individual Differences, 8 (3)
- Базыма, Б. А. Цвет и психика : монография / Б. А. Базыма. — Харьков : Изд-во ХГАК, 2001. — 172 с.
- Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии. — СПб.: Речь, 2001
- Коломенский, Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Я. Л. Коломенский. — Минск, 1975
- Романова Г:. С, Потемкина О. Ф. Графические методы в практической психологии. СПб., 2002
- Семаго, Н. Я. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и её влияние на межличностные отношения в детском коллективе / Н. Я. Семаго // Школа здоровья. — 1996. — № 4
- Сермягина, О. С. Применение цветового теста отношений при изучении неврозогенной семьи / О. С. Сермягина, А. М. Эткинд // Вопросы психологии. — 1991. -С. 80-85
- Бажин Е. Ф., Эткинд, А. М. Цветовой Тест Отношений: метод. рекомендации / Бажин Е. Ф., А. М. Эткинд; Ленинградский науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В. М. Бехтерева. — Л., 1983
- Эткинд, А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами / А. М. Эткинд // Социально-психологические исследования в психоневрологии. — Л., 1980
- Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.
Colorlite — Тест на дальтонизм
Тест — 4.0 из
5
на основе
3 голоса
Я дальтоник. Позвольте мне показать вам, как я вижу цвета.
Вас, наверное, часто спрашивали , как вы видите цвета . Теперь вы можете это показать! На основе результатов вашего теста на дальтонизм, цветовой спектр создается, как вы видите и отображаете его рядом с нормальным цветовым спектром.Вы, вероятно, не заметите (слишком большой) разницы между двумя спектрами, но люди с нормальным цветовым зрением заметят разницу. Вы можете пройти тест прямо сейчас! В конце появится диагноз и два спектра. Это только для дефицита красно-зеленого цветового зрения.
ВЫ КРАСИВЫЕ? СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ СЕЙЧАС!
ЕС США М ВОСТОК
Как люди с красно-зелеными дальтониками видят цвета
По мере того, как дальтонизм становится более серьезным, дальтоники видят следующее.Желтый диапазон расширяется, пока красный и зеленый диапазоны не исчезнут. Бирюзовый диапазон становится белым (нейтральным), а красный компонент пурпурного исчезает, поэтому фиолетовый просто выглядит синим.
Тест на дальтонизм с тританом (синий)
По результатам тестирования мы генерируем цветовой спектр, какой вы видите (и отображаем его рядом с нормальным). В случае дальтонизма типа тритана вы, вероятно, не заметите (слишком большой) разницы между двумя спектрами, но люди с нормальным цветовым зрением увидят разницу.В конце появится диагноз и два спектра. Это только для тританового типа дефицита цветового зрения.
Как люди видят цвета с титановым дальтонизмом
По мере того, как дальтонизм становится более серьезным, дальтоник, страдающий тританом, увидит следующее. Синие цвета становятся менее яркими. Желтый рассматривается как белый, а зеленый — как бирюзовый. Синий компонент фиолетового исчезает и становится красноватым.
Тест на дальтонизм
ВЫ КРАСИВЫЕ? СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ СЕЙЧАС!
ЕС США М ВОСТОК
,
Тест цветового зрения (Тест на дальтонизм)
Тест на дальтонизм
Этот тест адаптирован на основе известного японского теста дальтонизма, теста цветового зрения Исихара. Если вы думаете, что страдаете дальтонизмом, вы можете бесплатно проверить свое цветовое зрение в Интернете.
Внимание! Только офтальмолог может поставить вам квалифицированный медицинский диагноз цветовой слепоты. Этот тест предназначен только для информационных целей.
- Исправлены некоторые ошибки отображения на экране результатов — 18 ноя 2018.
- Посмотрите на картинки ниже, какую букву вы видите?
B
A
8
Не знаю.
- Посмотрите на картинки ниже, какое животное вы видите?
Утка.
Птица.
Золотая рыбка.
Не знаю.
- Посмотрите на картинки ниже, какое число вы видите?
9
6
8
Не знаю.
- Посмотрите на картинки ниже, какой узор вы видите?
Лодка.
Автомобиль.
Самолет.
Не знаю.
- Посмотрите на картинки ниже, какой узор вы видите?
Лодка.
Автомобиль.
Самолет.
Не знаю.
- Посмотрите на картинки ниже, какую букву вы видите?
9
N
M
Не знаю.
- Посмотрите на картинки ниже, какое число вы видите?
73
62
29
Не знаю.
- Посмотрите на картинки ниже, какое число вы видите?
16
75
26
Не знаю.
- Посмотрите на картинки ниже, какое число вы видите?
5
52
2
Не знаю.
- Посмотрите на картинки ниже, какое число вы видите?
89
69
689
Не знаю.
- Посмотрите на картинки ниже, какое число вы видите?
86
60
806
.
тестов на дальтонизм — Colblindor
Многие люди ищут возможность проверить свое цветовое зрение в Интернете. К сожалению, в Интернете не так много тестов на дальтонизм. Таким образом, на этой странице будет собрана серия тестов, чтобы проверить ваш личный тип нарушения цветового зрения и его тяжесть.
Имейте в виду, что настройки дисплея вашего персонального компьютера, окружающее освещение и другие факторы могут повлиять на результат теста. Если вы хотите получить точный диагноз нарушения цветового зрения, обратитесь к местному офтальмологу.
Тест на дальтонизм Исихара
Часто называемые тарелки Исихара были представлены доктором Синобу Исихара из Японии давным-давно. С тех пор этот тест стал самым известным во всем мире.
Этот тест состоит из 38 различных псевдоизохроматических пластинок. Каждый из них скрывает число или линию за разноцветными точками. Основываясь на том, что вы видите, а что нет, можно определить, страдаете ли вы какой-либо формой красно-зеленой дальтонизма.
Поскольку тест обычно оформляется в виде буклета, это не лучшая возможность онлайн-тестирования вашего типа и степени дальтонизма.Другие тесты, такие как приведенные ниже тесты компоновки, показывают лучшие результаты.
F-M 100 Hue Color Vision Test
Этот знаменитый тест цветового зрения, основанный на 88 цветных пластинах, а не на 100, как следует из названия, был представлен в 1943 году Фарнсвортом.
Тест покажет вам четыре партии из 22 тарелок разного цвета. Что вам нужно сделать, так это расположить ряды тарелок в правильном порядке. Вот и все.
Все смещения будут суммированы в вашу личную общую оценку ошибок.Чем выше ваш TES, тем сильнее вы страдаете дальтонизмом. С другой стороны, вы также можете получить некоторую информацию о типе вашего дефицита цветового зрения на основе области вокруг ваших самых больших ошибок.
Тест на цветовую композицию D-15
В 1947 году Фарнсворт выпустил дихотомический тест D-15. Это и по сей день один из самых известных тестов на дефицит цветового зрения и, безусловно, самый известный тест на цветовое восприятие.
Вам просто нужно расположить данные цвета в порядке правильных цветов.Если вы страдаете какой-либо формой дальтонизма, вы будете лечить их совсем иначе, чем люди с нормальным цветовым зрением.
С помощью этого теста можно не только определить тип нарушения цветового зрения, но и его тяжесть. К сожалению, результаты тестов не являются полностью надежными, что является основной проблемой для всех типов онлайн-тестов цветового зрения. Но результат будет хорошим показателем ваших способностей к правильному цветовому зрению, особенно если вы принимаете его в других условиях.
RGB Anomaloscope Test Color Blindness Test
Это моя первая попытка разработать простой тест на красно-зеленую цветовую слепоту. Он основан на идее реального аномалоскопа , сделанного из двух разных источников света, которые необходимо объединить.
Просто совместите левый цвет с правым, используя ползунок под полем. Если вы можете сопоставить несколько из них, вы определенно красно-зеленый дальтоник. Изначально я хотел получить более подробную информацию по результатам тестов.Но не вышло — пока.
,
Дальтоник Тест | Тест цветового зрения по Ишихара Тест на дальтонизм
Тест на дальтонизм | Проверка цветового зрения по Ишихара Тест на дальтонизм
Информация о тесте для дальтонизма: во всем мире примерно 1 из 12 мужчин и 1 из 200 женщин страдают дальтонизмом. Это довольно распространенное состояние часто не диагностируется, потому что пациенты не осознают, что они не видят цвета, как другие люди. Тем не менее, проверка на дальтонизм проста и даже не требует посещения врача.Вы можете легко сделать это онлайн, используя свой компьютер. Просто посмотрите на символы ниже и введите числа, которые вы видите. Вы получите мгновенный результат, который поможет узнать, боретесь ли вы с дальтонизмом.
Как работает тест на дальтонизм? Этот тест, известный как тест Исихара, делает числа из точек, цвет которых отличается от цвета окружающих их точек. Тот, кто страдает дальтонизмом, видит все эти точки как одного цвета, тогда как кто-то с нормальным зрением может различать разные цвета.Тест Исихара — тип теста для дальтонизма — это быстрый и простой способ определить, есть ли у вас проблемы.
Color Blind Test, или тест Исихара, состоит из нескольких цветных пластин, известных как пластины Исихара. На всех пластинах есть кружки из точек, которые появляются в случайном порядке по цвету и размеру. Большинство людей будут рассматривать изображения по-разному (в основном арабские числа). Люди с определенными типами дальтонизма будут видеть цифры, отличные от тех, кто страдает дальтонизмом.
Цветовой код появляется, когда есть некоторая информация о цвете анализируемых элементов. Эти коды нелегко объяснить людям, страдающим дальтонизмом. Это основная причина того, почему цвет не должен быть единственным критерием предоставления информации. Идеальный способ избежать цветового кодирования или цветовых различий — использовать хороший графический дизайн для предоставления информации. Это помогает не только дальтоникам, но и людям с нормальным зрением.
Внешняя информация: Тест Исихара Википедия
Посмотрите на изображения ниже и введите числа, которые вы видите, в соответствующие поля.*
Вы обеспокоены своими результатами? Вам было сложно увидеть несколько чисел? Вы угадываете вместо того, чтобы уверенно вводить ответы? Вам нужно пройти тест на цветовое зрение для работы или лицензии? Если тест показывает, что вы, возможно, страдаете дальтонизмом и чувствуете, что дальтонизм влияет на вашу повседневную жизнь, то для вас есть хорошие новости.Доступно лечение дальтонизма, которое поможет вам увидеть весь спектр цветов, которые видят другие люди, и может гарантировать прохождение теста Ishihara Color Plate Test!
Система ColorCorrection System ™ от ColorMax предлагает простое индивидуальное решение проблемы дальтонизма. Эта система помогла тысячам людей, как и вы, преодолеть дальтонизм и проблемы, которые оно может вызвать. Если вы давно знали, что страдаете дальтонизмом, или только что узнали об этом с помощью этого теста, решение есть.Обратитесь к нашей команде сегодня, чтобы узнать больше о системе ColorCorrection и о том, как она может помочь вам снова четко видеть цвета.
* Этот онлайн-тест цветового зрения не является оценкой цветового зрения, чтобы определить, действительно ли человек страдает дальтонизмом или дефицитом цвета. Этот онлайн-тест может помочь определить, есть ли у человека нарушение цветового зрения. Для правильной оценки цветового зрения обратитесь в наш офис или к местному офтальмологу.
«;
}
else {
документ.getElementById (имя поля) .value = «N»;
document.getElementById (theid) .innerHTML = ‘
Число, изображенное выше, на самом деле является’ + rightanswer + ‘. ‘+ addinfo +’
‘;
}
if (theid == «testten») {
document.getElementById (имя поля) .value = «Y»;
document.getElementById (theid) .innerHTML = ‘
Все должны видеть число 12, включая людей с дальтонизмом.
‘;
}
document.getElementById (имя поля) .style.display = «нет»;
}
// ->
,