Что такое условный возраст в психологии: Понятие возраста в психологии развития. Абсолютный и условный возраст. Возраст развития. Возрастные свойства

Содержание

Понятие возраста в психологии развития. Абсолютный и условный возраст. Возраст развития. Возрастные свойства

Возраст— одна из центральных категорий психологии развития, которая имеет два значения.

Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Эволюционно-генетические ряды развития при рассмотрении развития человека могут быть представлены, прежде всего, биологическими, психологическими и социальными изменениями. В соответствии с этим выделяются условный биологический, условный психологический и условный социальный возраст человека.



Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста.

В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.


Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.

Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и, наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в жизни среднестатистического человека, а также изменения, характеризующие его личностное развитие (принятие социальных норм и ценностей, задач развития соответствующего возрастного этапа и т.п.). Следовательно, это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте (мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д.), и, с другой, возрастные изменения,определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают — то больше.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее из­мерение. Но существует еще и субъективно-переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности.

Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно, его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту (Сапогова, с. 34).

Возраст, как категория психологии — Першина Татьяна Олеговна

Занятие № 2 (2/4)

Рассматриваемые вопросы:
  1. Понятие возраста.
  2. Лица пожилого возраста.
  3. Теории старения.

Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:
Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, — за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше фонологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его фонологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.


Пожилые люди – группа, содержащая в себе индивидов с разнообразными проблемами, от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами. Она включает в себя выходцев из самых разных социальных слоев, с разным уровнем образования, квалификацией и интересами.

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, – рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс старения.

Главные причины старения населения – «старение сверху» падение рождаемости «старение снизу» увеличение продолжительности жизни в старших возрастных группах благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.
По состоянию на 1 января 2013 года почти каждый пятый житель России, а это 33,1 миллиона человек, находился в возрасте старше трудоспособного. За прошедшие 10 лет численность населения старше трудоспособного возраста выросла на 3 миллиона человек, за последний год она выросла с 32,4 миллиона до 33,1 миллиона человек.

По критериям ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. На начало 2013 года в России таких людей было почти 13%, в начале 1991 года — чуть больше 10%. Ожидается, что к 2015 г. доля лиц 60 лет и старше достигнет 20%.

Вся совокупность пожилых, старых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется уже тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. В соответствии с классификацией ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), к пожилым людям относится население возраста от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет – к старому возрасту, а 90 лет и старше – к долгожителям. Документы ООН и Международной организации труда рассматривают как пожилых лиц 60 лет и старше. Именно этот подход, как правило, и используется на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран – 65 лет, в России 60 и 55 соответственно для мужчин и женщин.

Геронтогенез — один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет.
Геронтопсихология, отрасль геронтологии и возрастной психологии, использующая общепсихологические средства и методики для изучения особенностей психики и поведения лиц пожилого и преклонного возрастов.


Геронтология (от греч. Gerontos — старик), раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения живых организмов, в том числе и человека.

Теории старения:
«Программированное старение» — старение запрограммировано эволюцией, включенной в генетический код.
«Непрограммированное старение» — повреждение клеток может происходить случайно.
«Теория интоксикации» — старение как процесс интоксикации организма (И.И. Мечников).
Старение — есть дисгармония физиологических процессов организма (А.А. Богомолец).

Сообщение по психологии на тему «Понятие возраста. Основные компоненты возраста»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский педагогический колледж»

«Понятие возраста. Основные компоненты возраста»

Подготовила

студентка Ш-31 группы

Гвоздецкая Диана

Преподаватель:

Великановская Л.А.

Ейск, 2016г.

Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий возрастной психологии. Самое общее, формальное определение возраста имеет два значения, оба из которых широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи — это абсолютный и условный возраст.

1. Абсолютный (календарный, или хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения. Это — чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение хронологического возраста объекта называется датировкой.

2. Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

В науке возрастные категории выглядят чрезвычайно сложными и противоречивыми. Как указывает И.С.Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего, необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст.

Во-первых, это индивидуальное развитие, описываемое в таких понятиях, как «онтогенез», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография»; его составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»).

Вторая система отсчета — социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества. Они описываются в таких терминах, как «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколение», «кагортные различия» и т.д.;.

Третья система отсчета — возрастной символизм, т.е. представления о возрастных процессах в культуре, то, как их воспринимают и символизируют представители разных социально-экономических и этнических общностей и групп — «возрастные обряды», «возрастные стереотипы» и т.п..

Основные структурные компоненты возраста

В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном возрасте личности.

Хронологический возраст — это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия (фактически, с момента образования яйцеклетки) и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Ввиду их измеряемости (биология располагает статистическими данными о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить) установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше хронологического. Если, наоборот, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, тогда говорят, что его биологический возраст превышает его хронологический возраст.

Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования. Общая картина здесь та же, что и с биологическим возрастом: если психические изменения отстают от хронологического возраста, то говорят, что психологический возраст меньше хронологического, и наоборот, при опережении ими хронологического возраста психологический возраст превышает хронологический.

Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте — мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д. — и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни. Если они отстают от нормативных, говорят, что социальный возраст меньше хронологического, если опережают — то больше.

Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту .

Категория возраста

Возраст — конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психологического развития индивида и его развития как вида, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических особенностей.

Абсолютный возраст — возраст, выражающийся количеством временных единиц (минут, дней, лет и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта до момента его измерения.
Условный возраст (возраст развития) — определяется путем местонахождения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, на основании количественно-качественных признаков.
Хронологический возраст — возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни.
Биологический возраст — определяется состоянием определенных свойств и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для данного хронологического возраста.
Психологический возраст — определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом.
Социальный возраст — определяется путем соотнесения уровня социального развития человека со среднестатистической нормой для его сверстников.

Социальный возраст связан с социальными изменениями, которые происходят в психике и зависят от возраста. К ним относятся важнейшие жизненные события человека, так называемые социальные часы (время вступления в брак, начало и завершение обучения и т.д.), а также возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.

Субъективный психологический возраст — переживаемый возраст личности, в основе которого лежит самоощущение человека; субъективный возраст определяется возрастным самосознанием, зависящим от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Субъективный возраст в некоторых пределах обратим, т.е. человек может не только стареть в психологическом времени, но и помолодеть в нем. Кроме того, субъективный возраст может не совпадать в различных сферах жизнедеятельности (например, в семейной и профессиональной). В рамках работ, посвященных изучению субъективного психологического времени, интересны исследования украинского ученого Цуканова Б. И. (Одесса), который проводил исследование зависимости между типом темперамента и восприятием единицы времени. Оказалось, что для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным временем (t=0.7, где t — отношение субъективно переживаемого к объективному времени), что сопровождается устремленностью вперед, в будущее, острым дефицитом времени. Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени, хоть и не столь сильное (t=0,8), постоянное стремление в будущее в совокупности с желанием успеть как можно больше, подвижность. Меланхолик «стоит во времени», отличительной чертой этого типа является то, что субъективная единица времени синхронизована объективной единицей (t=1.0). В отличие от предыдущих типов, субъективное время флегматика отстает от объективного (t=1.1), поэтому субъективно переживаемое время движется медленно и равномерно, в жизни флегматика всегда хватает, даже избыток времени; он ориентирован в прошлое, а к изменениям, приходящим из будущего, привыкает медленно и с большим трудом.

Индивидуальное развитие человека есть онтогенез заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основана на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в результате которых формируются соответствующие индивидуальные возрастные свойства (различия). Возрастные свойства показывают, чем среднестатистический индивид одного возраста отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы, возрастные свойства, а так-же чередование периодов стабильности и кризисов, которым характеризуется жизнь человека, определяют возрастные стадии или стадии развития.

В современной отечественной и зарубежной психологии описаны многочисленные периодизации психического развития, авторы которых — Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Одной из наиболее известных зарубежных периодизаций психического развития является периодизация Ж. Пиаже, который рассматривал также и возрастные особенности мышления.

ВОЗРАСТ | Энциклопедия Кругосвет

ВОЗРАСТ. Понятие «возраст», на первый взгляд, выглядит простым и однозначным, как ответ на вопрос «Сколько тебе лет?» или «В каком году ты родился?» В действительности все значительно сложнее. Слово «возраст» обозначает длительность существования объекта, его локализацию во времени. Абсолютный, календарный или хронологический возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента его измерения. Это чисто количественное, абстрактное понятие. Условный возраст или возраст развития определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Оба эти понятия широко применяются как в историко-биологических науках, так и в науках о неживой материи. Однако они не совпадают. Определение хронологического Времени объекта называется датировкой. Установление условного возраста – элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения. Любая периодизация – попытка структурировать течение времени, выделив в нем определенные, имеющие какое-то содержательное значение хронологические отрезки. Хотя периодизация логически сложнее датировки, фактически любая датировка и самая потребность уточнить хронологический возраст объекта подразумевает какую-то периодизацию, в рамках и в связи с которой она осуществляется.

Характерно, что понятие хронологического времени и выражающие его термины исторически возникли значительно позже, чем членение человеческой жизни на такие этапы как детство, взрослость и старость, или представления о космических и социальных циклах. Этимология славянских терминов «возраст» и «век» показывает, что слова, восходящие к первоначальному значению «годы» или «время», возникли позже, чем слова, восходящие к значениям «рост» и «сила». Слово «возраст» происходит от корня «рост»; его семантика связана с понятиями «родить», «вскармливать», «растить», «воспитывать». Слова «старый», «пожилой» – позднейшие образования от этого корня: «старый» – значит выросший, поживший. Понятия, описывающие длительность, течение и собственное «время жизни» (англ, «life time», нем. «Lebenszeit») исторически наиболее поздние. Они возникли на базе нерасчлененного понятия «жизнь», в котором количественные характеристики (время, длительность) еще не отделялись от самих жизненных процессов. Древнейшие славянские хронологические понятия – те, что восходят к значению «вечность», «на век». А слово «век» первоначально означало «жизненную силу», восходя к индоевропейским глаголам с корнем veik – «прилагать силу», «мочь» и т.п.

Возрастные категории остаются многозначными и в современной науке. Поскольку индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой, его периодизация основывается на выделении ряда универсальных возрастных процессов (рост, созревание, развитие, старение), в ходе которых формируются соответствующие возрастные свойства (различия). То и другое обобщается в понятии возрастных стадий (фаз, этапов, периодов) или стадий развития (детство, переходный возраст, зрелость, старость и др.). Возрастные свойства – то, чем среднестатистический индивид данного хронологического возраста и/или находящийся на данной возрастной стадии, отличается от среднестатистического индивида другого возраста. Возрастные процессы показывают, как формируются возрастные свойства и каким путем (постепенно или резко, скачкообразно) происходит переход из одной возрастной стадии в другую.

Пятилетний ребенок всегда чем-то отличается от пятнадцатилетнего, а этот последний – от пятидесятилетнего человека. Но эти различия можно изучать и описывать по-разному.

Индивидуальное развитие описывается в таких понятиях, как «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл», «биография», их составляющие («стадии развития», «возрасты жизни» и т.п.) и производные («возрастные свойства»). Его эталоны многомерны. Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со среднестатистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. Социальный возраст. индивида измеряется путем соотнесения уровня его социального развития (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников. Психический возраст определяется путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития данного индивида с соответствующими нормативными, среднестатистическим показателями. Кроме того, существует субъективный, переживаемый возраст личности; речь идет о возрастном самосознании, на сколько лет человек себя чувствует, как он воспринимает свой возраст, считает ли он себя молодым или старым, ребенком или взрослым; субъективный возраст зависит от напряженности, событийной наполненности жизни и воспринимаемой степени самореализации лица.

Индивидуальное развитие, которое изучают возрастная физиология и возрастная психологии (сейчас ее более точно называют психологией развития), всегда происходит в определенной социальной системе. Поэтому вторая группа возрастных категорий – социально-возрастные процессы и социально-возрастная структура общества, описываемые в таких терминах, как «возрастная стратификация», «возрастное разделение труда», «возрастные слои», «возрастные группы», «поколения», «возрастные когорты» и т.д.

Третья система отсчета – возрастной символизм, отражение возрастных процессов и свойств в культуре. Возрастной символизм включает в себя нормативные критерии возраста, т.е. принятую культурой возрастную терминологию, периодизацию жизненного цикла с указанием длительности и задач его основных этапов; возрастные стереотипы – черты и свойства, приписываемые лицам данного возраста и задаваемые им в качестве подразумеваемой нормы; представления о том, как должны протекать рост, развитие и переход индивида из одной возрастной стадии в другую; возрастные обряды – ритуалы, посредством которых культура структурирует и оформляет взаимоотношения возрастных слоев, классов и групп, и возрастную субкультуру – специфический набор признаков и ценностей, по которым представители данного возрастного слоя осознают и утверждают себя в качестве отличного от всех остальных возрастных общностей «Мы».

Хотя каждый из этих предметов является по сути своей комплексным, в изучении индивидуального развития ведущую роль издавна играли физиологи и психологи; сравнительно недавно к ним присоединились социологи. Исследование возрастной стратификации общества – область социологии и демографии, тогда как возрастной символизм изучается преимущественно антропологами, фольклористами и историками. По мере развития науки возрастные категории все больше дифференцируются, обрастая системой специфических индикаторов. Так, биологический возраст подразделяется на скелетный (костный), зубной возраст, возраст полового развития и т.д. Социальный возраст представляет собой набор нормативно-ролевых свойств и идентичностей, производных от возрастного разделения труда и социальной структуры общества. Такие понятия, как дошкольный, школьный, студенческий, рабочий, пенсионный, брачный возраст или возраст гражданского совершеннолетия имеют смысл только в контексте социальных отношений определенного общества и изменяются вместе с ними.

Портрет молодого человека с медалью Козимо Медичи Старшего. Сандро Боттичелли, 1474-1475.

Содержание понятий «молодость» и «молодежь» зависит, с одной стороны, от темпов индивидуального развития и созревания, а с другой – от продолжительности первичной социализации и смены исторических поколений. С ростом ожидаемой продолжительности жизни существенные изменения претерпело понятие старости и т.д.

См. также ДЕТСТВО; СМЕРТЬ И УМИРАНИЕ.

Игорь Кон

возраст — это… Что такое возраст?

   ВОЗРАСТ (с. 119) — период развития человека, характеризуемый совокупностью специфических закономерностей формирования организма и личности. Возраст представляет собой качественно особый этап, которому свойствен ряд изменений, определяющих своеобразие структуры личности на данной ступени развития. Педагогический опыт, психологические наблюдения, медицинская практика на эмпирических основаниях выделяют различные возрастные периоды. Существующие варианты периодизации возрастного развития условны, т.к. основываются на специфических для каждого подхода критериях. Психологические характеристики возраста определяются конкретно-историческими условиями воспитания и развития, особенностями деятельности и общения. Границы возраста изменчивы и не совпадают в различных социально-экономических условиях. Характер влияния на ребенка элементов социальной среды зависит от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастным этапам.

   Концепция возраста претерпевала существенные изменения в ходе развития науки. Ассоцианисты сводили это развитие к чисто количественным изменениям, к последовательному образованию у индивида различного рода ассоциаций между получаемыми им впечатлениями и представлениями. Еще более механистический характер отрицание качественных изменений в ходе психического развития приобрело в рамках бихевиоризма, сводившего развитие к образованию навыков и привычек. Представители фрейдизма и неофрейдизма пытались построить возрастную периодизацию, имея в виду только эволюцию мотивационно-эмоциональной сферы личности.

   Важным шагом на пути преодоления механистических представлений стала концепция Ж.Пиаже, согласно которой психика ребенка качественно своеобразна, его логика существенно отличается от логики взрослого, в связи с чем в детском мышлении обнаруживается ряд специфических особенностей. Эта концепция носит интеллектуалистический характер и строится лишь на учете возрастных изменений в мышлении. При разработке проблем возрастной периодизации обнаружился своеобразный диализм, выразившийся в том, что две неразрывно связанные стороны развития ребенка (развитие интеллектуальной и мотивационно-эмоциональной сфер) рассматривались независимо друг от друга. Однако при всем различии подобных подходов их сближает натуралистическое понимание ребенка как индивида, для которого общество представляет лишь особую среду обитания.

   Существенную роль в преодолении натуралистических и дуалистических взглядов сыграли исследования отечественных психологов (ЛСВыготсюш, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), показавших, что ребенок развивается как член общества и что его мышление и мотивы поведения формируются под влиянием социальных условий жизни и воспитания. Усвоение способов действия и нравственных норм происходит в активной форме, в процессе деятельности ребенка, содержание и структура которой изменяются на протяжении детства. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития» (Выготский), определенное соотношение условий социальной среды и внутренних условий формирования индивида как личности. Объективно одни и те же элементы социальной среды влияют на людей разного возраста по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются.

   В отечественной психологии складываются различные трактовки возрастного развития ребенка, психологических детерминант и особенностей возраста.

   Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для каждого этапа развития (овладение предметно-практической деятельностью, формирование речи, усвоение научных понятий и др.). Соответственно им выделены так называемые стабильные и критические возрасты (или возрастные кризисы). В понятие «кризис» Выготский не вкладывал негативного смысла: хотя на этом этапе и возможны педагогические затруднения в общении с ребенком, не они составляют суть критического возраста. В стабильном возрасте развитие совершается главным образом за счет малозаметных изменений личности ребенка, которые, накапливаясь, скачкообразно обнаруживаются в виде каких-либо психических новообразований. В относительно короткий отрезок времени происходят значительные сдвиги в развитии личности ребенка. Это — поворотные пункты в детском развитии. Таким образом, по Выготскому, возрастное развитие ребенка — диалектический процесс, в котором переход от одного возраста к другому совершается не эволюционным, а революционным путем. Согласно концепции Эльконина, каждая стадия психического развития ребенка характеризуется определенным типом ведущей деятельности и переход к новому этапу возрастного развития связан со сменой одного вида ведущей деятельности другим. Выполнение ведущей деятельности определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований на данной ступени развития личности. Согласно концепции А.В.Петровского, ведущими для развития личности ребенка и тем самым для его психики являются его взаимоотношения с референтными лицами и группами, опосредованные многоплановой деятельностью и общением. При благоприятном течении для каждого возрастного периода характерны 3 фазы (микрофазы) вхождения ребенка в референтную для него общность — адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходит перестройка структуры личности.

   Паспортный (хронологический) возраст ребенка не может служить надежным критерием реального уровня его развития, определение которого требует анализа психического состояния ребенка, характеристик его личности, причем не только наличных, но и находящихся в стадии созревания, в зоне ближайшего развития.

   Созревание организма вообще и нервной системы в частности, которое носит стадивальный характер, не порождая новых психических образований, создает на каждой возрастной ступени специфические предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость: вызываемое условиями жизни и воспитания ребенка усиленное функционирование определенных систем организма, мозговых структур оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, рост и дифференциацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры.

   Установлено, что дети обладают большими психофизиологическими возможностями. На каждой ступени обнаруживается избирательная восприимчивость к внешним воздействиям; дети наиболее эффективно овладевают не любыми, а лишь определенными способами деятельности. Эта особенность, называемая возрастной сензитивностью, заключается в оптимальном характере развития определенных психических свойств и процессов на некотором возрастном этапе (определяемом как сензитивный период, или сензитивный возраст). Очевидно, что преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным. Повышение эффективности обучения требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка и того значения, которое имеют формирующиеся на данной возрастной ступени психические новообразования. Наряду с возрастными особенностями детей необходимо учитывать и индивидуальные их особенности, которые могут существенно различаться у детей одного возраста.

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо.
С.С. Степанов.
2005.

Понятие возраста в психологии — Мегаобучалка

Понятие возраста или возрастная стадия развития является одним из сложных и базовых понятий для возрастной психологии. Исходя из него дается характеристика каждой из возрастных стадий в психическом развитии, определяются ее границы и последовательность возрастных стадий в целостном жизненном пути человека.

В категории возраста выделяются следующие аспекты:

1) паспортный (хронологический) возраст датируется в единицах измерения времени (годах, месяцах и т.п.), характеризующих отрезок жизни, прожитый человеком от рождения;

2) биологический возраст отражает биологическое развитие человека, в том числе состояние его здоровья;

3) социальный возрастхарактеризует социальную зрелость человека, те социальные роли, которые он выполняет и с которыми он справляется;

4) психологический возраст характеризует особенности психического развития человека на той или иной возрастной стадии.

Перечисленные аспекты могут у одного и того же человека как совпадать, так и значительно отличаться. Другими словами, паспортный возраст у человека может быть одним, а биологический может или опережать его или отставать от него. Тоже самое можно сказать и о социальном возрасте человека. Социальная зрелость человека, выполняемые им социальные роли, могут существенно отличаться как в ту, так и в другую сторону от паспортного возраста.

Психологический возраст как категория возрастной психологии подробно рассматривается в психологических исследованиях. При этом, раскрывается его структура и составляющие; новообразования, характеризующие каждый возрастной этап; социальная ситуация развития.

Проблема психологического возраста глубоко исследовалась в работах Л.С. Выготского, в частности в его труде «Детская психология» в главе «Проблема возраста». Выготский указывает, что возрасты представляют собой такое целостное динамическое образование, такую структуру, которая определяет роль и удельный вес каждой частичной линии развития. Личность ребенка изменяется как целое в своем внутреннем строении. Законами изменения этого целого определяется движение каждой его части. Другими словами, в психическом развитии на каждом возрастном этапе выделяют центральные и побочные линии развития. При переходе от одной возрастной ступени к другой перестраивается вся структура возраста, то что было центральным в предыдущем возрасте, в настоящем возрасте может стать побочным.

Основным критерием деления детского развития на отдельные возрастные этапы для Л.С. Выготского служат новообразования, возникающие в психике ребенка на данном возрастном этапе. Под возрастными новообразованиями, указывает Л.С. Выготский, следует понимать тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и в основном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

Становление возрастных новообразований в стабильные и критические периоды в психическом развитии ребенка происходят, по мнению Л.С. Выготского, различно. В относительно устойчивые, или стабильные периоды развитие совершается главным образом за счет микроскопических изменений личности ребенка, которые, накапливаясь до известного передела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования. Такими стабильными периодами занята, если судить чисто хронологически, большая часть детства.

В критические периоды на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) происходят резкие капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. В эти периоды, как было сказано ранее, имеют место инволюционные процессы. Процессы обратного развития, отмирания старого и сконцентрированы по преимуществу в критических возрастах. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный критический период, оказы­ваются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде транс­формируются, поглощаются другими новообразованиями, растворяются в них и, таким образом, отмирают.

К началу каждого возрастного периода складывается совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение Л.С. Выготский предлагает называть социальной ситуацией развития в данном возрасте. Социальная ситуация развития обуславливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические новообразования, возникающие к его концу. При этом каждому возрастному этапу соответствует не просто совокупность отдельных особенностей, новообразований, а своеобразие некоторой целостной структуры личности и наличие специфических для данного этапа тенденций развития. Иными словами, возрастная психологическая характеристика ребенка определяется не отдельными присущими ему особенностями, а различным на каждом возрастном этапе строением его личности.

Возраст, как неоднократно указывал Л.С. Выготский, — объективная категория, а не условная произвольно выбранная и фиктивная величина. Поэтому вехи, разграничивающие возраст, могут быть расставлены не в любых точках жизненного пути ребенка, а исключительно и единственно в тех, в которых объективно заканчивается один и берет начало другой возраст. Поэтому, в психологическую характеристику возраста, которая в дальнейшем будет даваться для различных этапов развития психики ребенка необходимо включать описание социальной ситуации развития в этом возрасте и характеристику новообразований в личности ребенка данного возраста.

условная независимость — основа байесовских сетей | Аэрин Ким

Почему условная независимость вообще имеет значение?

Потому что это основа для многих используемых нами статистических моделей. (например, модели скрытых классов, факторный анализ, графические модели и т. д.)

A. Условная независимость в байесовской сети (также известной как графические модели)

Байесовская сеть представляет совместное распределение с использованием графа . В частности, это ориентированный ациклический граф , в котором каждое ребро является условной зависимостью , а каждый узел является отличительной случайной величиной .У него много других названий: сеть убеждений , сеть решений, причинная сеть, байесовская (ian) модель или вероятностно направленная ациклическая графическая модель и т. Д.

Это выглядит так:

Из Википедии: простая байесовская сеть с таблицами условных вероятностей

Для того, чтобы байесовская сеть смоделировала распределение вероятностей, она опирается на важное предположение: каждая переменная условно независима от своих не-потомков, учитывая ее родителей.

Например, мы можем упростить P (Влажная трава | Дождеватель, Дождь) в P (Влажная трава | Дождеватель) , поскольку Влажная трава условно не зависит от своего потомка, Rain , учитывая Спринклер .

Используя это свойство, мы можем упростить все совместное распределение до следующей формулы:

Что такого хорошего в этом приближении ( Условно-независимое предположение) ?

Условная независимость между переменными может значительно сократить количество параметров.

Это значительно сокращает объем вычислений, поскольку теперь мы принимаем во внимание только его родительский объект и игнорируем все остальное.

Давайте посмотрим на цифры.30 (около 1 миллион ) вероятностей -> Непреодолимо! • Байесовская сеть : требуется всего 480 вероятностей

Мы можем иметь эффективного факторного представления для совместного распределения с использованием условной независимости .

.

Примеры условных союзов

Союзы — одни из самых коротких слов в английском языке, но они делают одни из самых тяжелых. Такие слова, как и или , но , являются популярными союзами. Они соединяют слова, предложения и фразы, создавая подробные и сложные предложения.

Тем не менее, условные союзы представляют собой интересную группу. Их можно найти в предложениях, где одно предложение описывает что-то, что произошло или произойдет, если выполняется условие другого предложения.Условные союзы могут быть одним словом, например , если , или несколькими словами, например , если длина . Когда эти союзы помещаются в начало предложения, они описывают условие, которое должно быть выполнено, чтобы что-то произошло.

Условные союзы в предложениях

Поскольку условные союзы предваряют предложения, которые зависят от какого-либо действия, неудивительно, что одно из двух предложений в предложении будет зависимым предложением или тем, которое не может стоять отдельно. как законченная мысль.Это означает, что второе предложение будет самостоятельным предложением или тем, которое может стоять отдельно как законченное предложение.

Постарайтесь отметить зависимые и независимые предложения в каждом из приведенных ниже примеров условных союзов:

  • После — после того, как он получит повышение, он получит новый офис.

  • Как следствие — Вследствие усердной учебы вы сдадите экзамен.

  • В результате — В результате сейсмических испытаний на земле Генри была обнаружена нефть.

  • Пока — Пока я могу, я буду ездить на велосипеде на работу.

  • Как только — Парад начнется, как только приедет мэр.

  • Предположим, — вы можете получить красное платье, если оно есть в продаже.

  • Потому что — Поскольку идет дождь, мы возьмем наши зонтики.

  • До — Она завершит отчет перед встречей.

  • Если бы не — Мы бы заблудились, если бы не карта.

  • Даже если — Даже если она потеряет работу, она все равно будет работать в сфере образования.

  • Если — Если вы чистите зубы щеткой и пользуетесь зубной нитью каждый день, у вас, вероятно, не будет кариеса.

  • Если бы только — Если бы я только тренировался дольше, я бы выстрелил.

  • Как только — Как только работа будет сделана, мы пойдем в парк.

  • Только если — Мы исполним несколько песен, только если прибыль пойдет на благотворительность.

  • При условии, что — Вы получите работу при условии, что будете работать каждую вторую субботу.

  • При условии — Я пойду с вами на выпускной, если вы извинитесь.

  • Предоставление — Мы отдадим вам деньги, если вы сможете вернуть их в течение шести месяцев.

  • С г. — Поскольку сейчас осень, на земле много листьев.

  • Следовательно, — Ипотека не была выплачена, поэтому банк лишился права собственности.

  • Если не — Если вы не приобрели билеты, вы не сможете посетить шоу.

  • До — Они не разговаривают со мной, пока я не поговорю с ними.

  • Когда — Когда я проголодаюсь, я пойду в ресторан.

  • Каждый раз — Каждый раз, когда я ем острую пищу, у меня появляется крапивница.

  • Везде — Везде, где есть цветы, пчелы будут опылять.

  • Ли — Он потратил всю свою зарплату на одежду, независимо от того, была ли она умной или нет.

  • Все же — Пикник был прерван дождем, но все мы прекрасно провели время.

Условные союзы и запятые

Условные союзы — это интересные маленькие соединители, а? Вы можете видеть, как они позволяют нам расширять наши мысли до более полных предложений.Хотя наше внимание было сосредоточено на самих союзах, а также на зависимых предложениях, заметили ли вы что-нибудь в пунктуации в каждом из приведенных выше примеров предложений?

Практически каждое предложение требует запятой. Чтобы убедиться, что вы всегда хорошо разбираетесь в грамматике и пунктуации, независимо от того, играете ли вы с условными союзами или нет, взгляните на эту статью, в которой указано, что 8 раз запятые были важны. Этот маленький знак препинания станет вашим новым лучшим другом, уступающим только точке.

Примеры условных союзов.

Обсуждения ESL: Вопросы для разговора: Урок разговорной речи: ПЕРВЫЙ УСЛОВНЫЙ ОБСУЖДЕНИЕ

Обсуждения ESL: Вопросы для разговора: Урок разговорной речи: ПЕРВЫЙ УСЛОВНЫЙ

ОБСУЖДЕНИЕ ПЕРВОГО УСЛОВИЯ

ВОПРОСЫ СТУДЕНТА А (Не показывайте их студенту Б.)

1)

Что вы будете делать, если скучаете по семье и друзьям?

2)

Что вы будете делать, если у вас возникнут проблемы с английским языком?

3)

Что вы будете делать, если не переносите жару?

4)

Что вы будете делать, если захотите вернуться в свою страну?

5)

Что вы будете делать, если заболеете?

6)

Что вы будете делать, если у вас закончатся деньги?

7)

Что вы будете делать, если вам станет скучно?

8)

Что вы будете делать, если вам не нравится еда в Великобритании?

9)

Что вы будете делать, если расстаетесь со своим партнером?

10)

Что вы будете делать, если чувствуете себя одиноким?


ВОПРОСЫ СТУДЕНТА B (Не показывайте их студенту A.)

1)

Что вы будете делать, если соседи вас раздражают?

2)

Что вы будете делать, если кто-то позвонит вам во время урока английского языка?

3)

Что вы будете делать, если вам не нравится жизнь в Великобритании?

4)

Что вы будете делать, если ваш друг пригласит вас сегодня в кино?

5)

Что вы будете делать, если ваш кошелек украдут?

6)

Что вы будете делать, если у вас заболела голова?

7)

Что вы будете делать, если расстаетесь со своим партнером?

8)

Что вы будете делать, если соседи вас раздражают?

9)

Что вы будете делать, если на выходных пойдет дождь?

10)

Что вы будете делать, если в вашем доме закончится еда?

МОЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА



ПОСМОТРЕТЬ ОБРАЗЕЦ


Отправьте этот урок друзьям и учителям.Щелкните значок @ ниже.


Follow this site and my other sites on Facebook.

.

Что такое условное зачисление в США?

Джим Кроули

Многие университеты предлагают условное зачисление студентов с академической квалификацией, которым необходимо улучшить свой английский.

Решение продолжить образование в США — волнующее решение. Начав поиск подходящей школы в США, вы можете почувствовать надежду, воодушевление, мотивацию и немного запугивания.

Некоторые из вас могут точно знать, что вы хотите изучать, и, возможно, вы даже выбрали университет или колледж.Другие из вас мечтают учиться в американском университете, но не знают, как воплотить мечту в жизнь.

Когда вы узнаете о требованиях школы к английскому языку и поймете, что ваши знания английского языка недостаточны для начала занятий, вы можете почувствовать разочарование. Ваши академические оценки соответствуют требованиям для поступления в колледж или университет, и у вас есть финансовые возможности для обучения в США. Единственная проблема — это ваше знание английского языка.Это может привести к тому, что вы отложите свои планы учиться в США или откажетесь от будущей школы.

Но есть другой способ …

Многие университеты теперь предлагают «условное зачисление» иностранным студентам, которые отвечают всем остальным требованиям для поступления, но нуждаются в повышении уровня владения английским языком. Условное зачисление дает талантливым и способным иностранным студентам возможность поступить в университетские классы.

Шаг 1: Подать заявку на условное зачисление в вуз

Не все университеты и колледжи предлагают условное зачисление, поэтому перед подачей заявления на зачисление важно выяснить, доступен ли этот вариант.Часто, если в университете есть интенсивная программа английского языка или есть соглашение с местной частной программой интенсивного английского языка, кандидаты, обладающие академической квалификацией, могут быть рассмотрены для условного приема. В этом случае вы должны отправить пакет заявления со всей необходимой оригинальной документацией, за исключением доказательства владения английским языком.

Университет рассмотрит ваши документы о зачислении, и, если вы допущены к учебе, университет может выдать вам письмо об условном зачислении.Это означает, что после успешного завершения указанной интенсивной программы английского языка и / или получения соответствующего отчета о результатах тестирования (TOEFL или IELTS) вам будет предложено полное зачисление в университет.

Шаг 2: Подайте заявку на зачисление на интенсивную программу изучения английского языка

После того, как вам будет предоставлено условное право зачисления, вам также необходимо будет подать заявление о зачислении на утвержденную университетом интенсивную программу английского языка. Необходимо предоставить все соответствующие заявки, сборы и подтверждение финансовой поддержки.Затем интенсивная программа английского языка выдаст вам письмо о допуске и соответствующую иммиграционную форму, обычно форму I-20.

Шаг 3: Подайте заявление на студенческую визу

Чтобы подать заявление на получение студенческой визы, вам необходимо взять документы о зачислении из интенсивной программы английского языка, оригинал финансовой поддержки и письмо об условном зачислении из университета в консульство или посольство США.

Даже если у вас могут быть ограниченные знания английского языка, важно, чтобы вы могли ответить на основные вопросы об интенсивной программе английского языка и об университете.Знание университета и местоположения программы английского языка, того, что вы хотите изучать, и возможность кратко изложить, почему вы хотите поступить в эту школу, могут быть очень полезны при собеседовании на получение визы. Хотя на собеседовании для получения визы нет никаких гарантий, чем естественнее и удобнее вы будете отвечать, тем больше вероятность, что результат будет положительным.

Шаг 4: Подтвердите, подтвердите, подтвердите!

Когда вы начинаете обучение по программе интенсивного изучения английского языка, важно, чтобы вы связались с университетом, в который вы поступили условно.Вам нужно будет подтвердить условия предложения о зачислении, и университет захочет подтвердить, когда вы завершите интенсивную программу английского языка. Это гарантирует, что вы начнете в семестр, указанный в письме об условном зачислении.

Шаг 5: Успех! Вы закончили интенсивную программу изучения английского языка и получаете полный доступ к университету

После того, как вы закончите интенсивную программу английского языка, вы будете переведены в университет.Помните, что ваша студенческая виза также будет перенесена. Следовательно, от вас могут потребовать предоставить обновленную информацию о финансовой поддержке до того, как перевод может состояться. Обязательно проверьте и проверьте наличие любых других пунктов, которые были указаны в предложении об условном зачислении — все требования должны быть выполнены, прежде чем полное предложение о зачислении будет распространено на вас.

Последний совет…

Последний совет — воспользоваться всеми классами, предлагаемыми интенсивной программой английского языка, и говорить по-английски в классе и за его пределами.За это время вы не только овладеете английским языком, но и отработаете учебные навыки, необходимые для успеха в университете.

Языковой центр ELS

Показать больше

Джим Кроули — директор по глобальному найму и партнерству в колледже Алма в Алме, штат Мичиган

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.