Что такое речь кратко: Речь — это… Что такое Речь?

РЕЧЬ — это… Что такое РЕЧЬ?

РЕЧЬ.

1. Конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму С методической точки зрения целесообразно разграничивать сам процесс говорения (речевую деятельность) и результат говорения (речевое произведение, фиксируемое памятью или письмом). В таком случае Р. есть исторически сложившаяся форма общения, опосредованная языком; способ формирования и формулирования мыслей посредством языка (И. А. Зимняя).
2. Вид монологической Р., публичное выступление в связи с каким-л. событием. Р. призвана пробуждать мысль, воздействовать на аудиторию, убеждать в чем-то. Ср. рассказ, лекция, доклад, выступление. Р. человека является составной частью его деятельности и позволяет ему познавать мир и общаться с людьми. Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистических знаках фонетики, лексики, грамматики. Усвоение языка ведет к превращению его из материальной формы, существующей вне человека, в форму речевой деятельности человека и на ее основе – к формированию речевых умений. Пользуясь языком как средством познания и общения, человек говорит, слушает, пишет, читает.

Существует три способа формулирования мыслей посредством языка: внутренний, внешний устный (включается в говорение), внешний письменный (включается в письмо). Являясь средством выражения мыслей, Р. становится основным механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без Р. Определяя Р. как вторую сигнальную систему действительности, И. П. Павлов отмечал, что только Р. дает возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и составляет специально человеческое внешнее мышление. Основными группами механизмов Р. являются:

1) механизм программирования речевого высказывания;

2) группа механизмов, связанных с переходом от плана программы к грамматической структуре предложения;

3) механизмы, обеспечивающие поиск нужного слова по семантическим и звуковым признакам;

4) механизмы выбора звуков Р. и перехода от моторной программы к ее «заполнению» звуками;

5) механизмы, обеспечивающие реальное осуществление звучания Р. В зависимости от коммуникативной направленности речевых актов и от функций участников коммуникации различаются виды речевой деятельности (продуктивные – рецептивные), виды Р. (устная – письменная). Акты говорения и слушания реализуются в устной Р. (см. устная Р.), акты письма и чтения – в письменной Р. (см. письменная Р.). Психологическая типология видов Р. включает в себя внутреннюю и внешнюю Р. Внутренняя Р. – различные виды использования языка вне процесса реальной коммуникации; не сопровождается озвучиванием, но имеет свою грамматическую и стилистическую структуру, а также специфическую речевую технику. Внутренней Р. человек пользуется, когда он мыслит, облекая свои мысли в речевые формулировки. Выделяют три основных типа внутренней Р.:

a) внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней Р., но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях. Внутренняя Р. может приобретать более развернутые формы и сопровождаться активностью речевых органов (движением губ, языка, шёпотом). Такую форму внутренней Р. называют шёпотной речью;

б) собственно внутренняя Р., когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные знания) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней Р.;

в) внутреннее программирование, т. е. формулирование и закрепление в специфических единицах замысла (программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей. Внешняя Р. оформлена средствами естественного языка. Основным признаком внешней Р. является ее озвученность, адекватность ее структуры ситуации общения и эмоциональная окраска. Письмо (книги, записи и т. п.) представляет собой форму графической фиксации звучащей Р. Генетически развитие внешней Р. предшествует развитию внутренней Р. Овладение иноязычной речью идет также от внешней Р. к внутренней (см. интериоризация). При говорении и письме происходят процессы перехода от внутренней Р. к внешней (экстериоризация речи). Об уровне владения Р. свидетельствует уровень речевой компетенции обучающегося. Требования к владению языком на уровне Р. зафиксированы в Государственном образовательном стандарте. Единицы Р. – звуки, морфемы, словоформы, высказывания, абзацы, дискурс (в акте речи различаются звуки, слоги, такты, синтагмы, фразы, сверхфразовые единства). Р. является предметом исследования всех лингвистических дисциплин и смежных с языкознанием наук – психологии, когнитологии, информатики, кибернетики, социологии, физиологии, антропологии. Для лингводидактики важными направлениями в изучении Р. являются: исследование уровней владения речью и коммуникативной компетенции, выработка рекомендаций по овладению речевым поведением в различных ситуациях общения, описание функциональных разновидностей речи (Беляев, 1965; Выготский, 1982; Жинкин, 1998; Зимняя, 1998; Леонтьев, 2003).


Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.
2009.

РЕЧЬ — это… Что такое РЕЧЬ?

форма общения (коммуникации). людей посредством языка. Речевое общение организует совм. деятельность людей, способствует познанию людьми друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Благодаря P. осуществляется ист преемственность опыта людей, человек овладевает знаниями P. и язык тесно взаимосвязаны. Речь оформляется в соответствии с нормами языка. Язык, являясь основой речевой деятельности, сам развивается, обобщая в себе речевой опыт людей Ребенок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в P.

Речевое общение может носить характер сообщения о к -л событиях, явлениях, в форме суждения или указания. Нередко P. направлена на то, чтобы вызвать у собеседника ответные действия сопереживать, сочувствовать, возмущаться, совершать поступки. Однако P. не только обеспечивает возможность общения людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится осн.механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения и др.). Она имеет большое значение для развития наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-понятийного мышления. Тесно связана P. и с др. психич. процессами восприятием, запоминанием и воспроизведением, существенна роль P в воображении, при осознании своих эмоций, регуляции своего поведения.

P человека членораздельна, в ней различают звуки, фонемы, слоги, слова, предложения.

В зависимости от вида речевой деятельности выделяют P внешнюю и внутреннюю, устную и письменную.


Внеш. P служит гл. обр. целям общения, поэтому она строится так, чтобы быть понятной слушателю Внутр. P — непроизносимая, она играет важную роль в процессах сознания, самосознания, мышления Письменная P функционально тесно связана с внутр. P (проговаривание про себя того, что нужно написать, чтение про себя).

В речевом общении участвуют как минимум 2 человека говорящий, т с произносящий P, и слушающий (воспринимающий и понимающий P). Такое общение может быть рассмотрено с точки зрения произнесения, восприятия и понимания P.

Речепроизнесение предполагает переход от внутр. P к внешней В случае привычных для данного человека высказываний этот переход осуществляется без произвольных усилий. Однако чем сложнее мысль и чем в более свернутом виде она сформулирована средствами внутр. P, тем сложнее становится переход к внеш. P. Необходимо вспоминать и отбирать нужные слова, формулировать высказывания в соответствии с правилами грамматики и стилистики.

Восприятием P принято обозначать первый уровень анализа и синтеза средств языка, обеспечивающий различение слов. Второй уровень (понимание P). предполагает анализ и синтез высказываний с точки зрения их содержания и значения. Вместе с тем восприятие и понимание P — единый взаимосвязанный процесс, в к-ром понимание P. определяется ее восприятием и наоборот.

Человек, слушающий P, обычно выделяет смысловые опорные пункты высказывания — т.н. ключевые слова. При восприятии P происходит взаимодействие слухового, речедвигательного и зрительного анализаторов Слуховые восприятия речевых звуков соединяются с тактильно-кинестезич ощущениями, возникающими от напряжения собств. речевых органов при слушании чужой P, а также со зрительным восприятием мимики, особенно движений губ, и пантомимики говорящего.

Внешняя, или устная, P может быть диалогической и монологической Диалогическая, или разговорная, P обычно бывает неполностью развернутой, т к она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируются заранее В этом случае она приобретает черты монологич. P В диалогич. P осуществляется тесное взаимодействие участников беседы

Монологич. P — высказывание одного человека, длительное время непрерываемое репликами (напр., P лектора, оратора и др.). Монологич. P, как правило, имеет более сложное син-таксич строение, чем диалогическая, обычно она требует предварит подготовки Правильно построенную монологич. P отличает логич. связность высказываемых мыслей и систематичность изложения, подчиненного определенному плану Рассчитанная на определенную аудиторию, монологич. P, однако, не всегда сопровождается ответной реакцией слушающих (выступающим по радио и телевидению реакция слушающих в момент P неизвестна). Однако умелый оратор и лектор учитывает реальную или предполагаемую аудиторию и соответственно строит изложение материала По своей структуре монологич. P приближается к письменной Имеются и спец. конструкции, характерные только для устной P (повторы или перефразировки отд высказываний, вопросы, обращаемые к аудитории, изменения последовательности слов во фразе, чтобы придать отд словам особую значимость).

Одно из свойств обоих видов устной P — ее плавность (при ср. скорости за 1 с произносится слово в 5 слогов).

Устной противопоставляется письменная P — исторически позднее возникший способ речевого общения В отличие от устной P, к-рой дети овладевают в процессе речевого общения, письменной P необходимо специально обучать Структурная особенность письменной P — ее контекстность (все содержание высказывания должно быть понятно из контекста). Стиль письменной P существенно зависит от характера ее содержания (стиль деловой переписки отличается от стиля и письма близким людям).

Деление P на слышимую, произносимую и видимую производится в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте Аналогично с этим может быть обозначена и осязательная P, т e P, воспринимаемая слепыми или слепоглухонемыми при чтении шрифта по Брайлю или ощупывании руки другого человека, говорящего с помощью дактильной P К видимой P, кроме обычной письменной, следует отнести также все способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов, в т.ч. общение посредством разл сигналов Особые случаи видимой P — мимико-жестовая P. глухих, дактильная P и «чтение с губ» P. выполняя функции к -л спец. общения, приобретает определенную специфич внутр. структуру, соответственно этому выделяются поэтич, магич и др. виды P.

Речевая деятельность изучается психологией, физиологией, языкознанием, психолингвистикой Широко представлены исследования P в области прикладной психологии при психол анализе обучения иностр. языкам, кодировании и декодировании сообщений для счетно-решающих устройств и др. (см также Развитие речи). О нарушениях речи см в ст Аномальные дети, раздел Дети с нарушениями речи, Логопедия

Лит Рубинштейне Л, Кпсихоло гии речи, «Уч зап ЛГПИ им А И Герцена», 1941, т 35, Вы готский Л С, Мышление и речь, в его кн. Избр психол исследова ния, M, 1956, АхмановаО С, О психо лингвистике, M, 1957, Ж и и к и и H И, Механизмы речи, M, 1958, его же, Речь как проводник информации, M 1982, Л у p и я А Р, Мозг человека и психич. процессы, т 1, M, 1963, Миллер Дж Речь и язык, в сб Эксперим. психология, сост С С Стивене, пер с англ. т 2, M 1963, Ликлайдер Дж, Миллер Дж, Восприятие речи, там же, Фант Г, Акустическая теория рече образования, пер с англ. M, 1964, II с н-филд V, Роберте Л, Речь и мозговые механизмы пер с англ. Л, 1964, Б о д а л с в А А, Восприятие человека человеком, Л, 1965, соколова Н, Внутренняя речь и мышление, M 1968, Леонтьев А А, Язык, речь, речевая деятельность, M, 1969, Основы теории речевой деятельности, M, 1974, Ушакова Т Н, Павлова Н Д, ЗачесоваИ А Речь человека в общении, M, 1989, G o l d s t e i n K, Lan-guage and language disturbances, № Y, 1948, Yakobson R, Halle M, Fundamentals of language, s-Gravenhage, 1956, K a i n z F, Psychologie der Sprache, Bd 2, Stuttg, I9602, Yakobson R, Lmguistics and poetics, в сб Style m language, № V -L, [1960]

T В Розанова.


Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия».
Под ред. В. Г. Панова.
1993.

Речь — это… Что такое Речь?

  • речь — речь, и, мн. ч. и, ей …   Русский орфографический словарь

  • речь — речь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Речь — Речь  конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… …   Толковый словарь Ушакова

  • речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… …   Толковый словарь Дмитриева

  • речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • речь — и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. [1.1.1, 52; 1.1.3, 95] <…> речь – не только система звуков, но и система… …   Словарь Л.С. Выготского

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… …   Большая медицинская энциклопедия

  • речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… …   Словарь синонимов

  • Речь —         Река и речь, создал господь         Вас вдохновением единым.         Вас никому не побороть,         Для вашей плоти нет плотины.         Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… …   Энциклопедия мифологии

  • речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… …   Энциклопедический словарь

  • Речь — это… Что такое Речь?

  • речь — речь, и, мн. ч. и, ей …   Русский орфографический словарь

  • речь — речь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Речь — Речь  конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… …   Толковый словарь Ушакова

  • речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… …   Толковый словарь Дмитриева

  • речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • речь — и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. [1.1.1, 52; 1.1.3, 95] <…> речь – не только система звуков, но и система… …   Словарь Л.С. Выготского

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… …   Большая медицинская энциклопедия

  • речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… …   Словарь синонимов

  • Речь —         Река и речь, создал господь         Вас вдохновением единым.         Вас никому не побороть,         Для вашей плоти нет плотины.         Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… …   Энциклопедия мифологии

  • речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… …   Энциклопедический словарь

  • РЕЧЬ — это… Что такое РЕЧЬ?

  • речь — речь, и, мн. ч. и, ей …   Русский орфографический словарь

  • речь — речь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Речь — Речь  конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… …   Толковый словарь Ушакова

  • речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… …   Толковый словарь Дмитриева

  • речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • речь — и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. [1.1.1, 52; 1.1.3, 95] <…> речь – не только система звуков, но и система… …   Словарь Л.С. Выготского

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… …   Большая медицинская энциклопедия

  • речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… …   Словарь синонимов

  • Речь —         Река и речь, создал господь         Вас вдохновением единым.         Вас никому не побороть,         Для вашей плоти нет плотины.         Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… …   Энциклопедия мифологии

  • речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… …   Энциклопедический словарь

  • речь — это… Что такое речь?

  • речь — речь, и, мн. ч. и, ей …   Русский орфографический словарь

  • речь — речь/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • Речь — Речь  конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью понимают как сам процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения,… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (книжн.). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения.… …   Толковый словарь Ушакова

  • речь — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья либо… …   Толковый словарь Дмитриева

  • речь — сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Р. включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • речь — и есть система рефлексов социального контакта, с одной стороны, а с другой – система рефлексов сознания по преимуществу, т.е. для отражения влияния других систем. [1.1.1, 52; 1.1.3, 95] <…> речь – не только система звуков, но и система… …   Словарь Л.С. Выготского

  • РЕЧЬ — РЕЧЬ. Голосовая речь представляет собой высшую форму символически выразительных функций; более элементарными проявлениями этих выразительных функций служат аффективные возгласы, мимика и жестикуляция. В противоположность этим последним, имеющим… …   Большая медицинская энциклопедия

  • речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо. Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная. Заводить, держать, произносить, вести… …   Словарь синонимов

  • Речь —         Река и речь, создал господь         Вас вдохновением единым.         Вас никому не побороть,         Для вашей плоти нет плотины.         Боги так же, как и люди, поначалу могли видеть, но не умели говорить (1) и объяснялись между собой… …   Энциклопедия мифологии

  • речь — и; мн. речи, ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Лишиться дара речи (стать немым или утратить… …   Энциклопедический словарь

  • речь — это… Что такое речь?

    , мн. ре́чи, -е́й, ж.

    1. только ед. ч.

    Способность говорить, выражать словами мысль.

    Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи.

    Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть.

    Речь — это достояние только человека, животные не говорят, а издают звуки. К. Платонов, Занимательная психология.

    2. только ед. ч.

    Язык как средство общения между людьми.

    Устная речь.

    Перебивая друг друга и мешая русскую речь с французской, они стали быстро рассказывать. Чехов, В усадьбе.

    3.

    только ед. ч., с определением. Тот или иной вид, стиль языка, слог.

    Художественная речь. Стихотворная речь.

    [Пушкин] переодетый, ходил даже по базарам псковским для изучения живой народной речи. Добролюбов, А. С. Пушкин.

    Говорил он без запинки, будто читал по книге; и речь его была книжной. Федин, Города и годы.

    4. только ед. ч.

    Язык, свойственный кому-л., манера говорить, выговор.

    Окающая речь. Членораздельная речь.

    [Мать] вслушивалась в плавную речь девушки. М. Горький, Мать.

    Их [голландцев] певучая горловая речь вливалась в уши, как ласкающая мелодия. Новиков-Прибой, Соленая купель.

    [Настя] с интересом слушала самоуверенную и живую речь майора. В.


    Глинка, Старосольская повесть.

    5.

    Слова, разговор, то, что говорят.

    [Марина:] Наконец Я слышу речь не мальчика, но мужа. Пушкин, Борис Годунов.

    [Городничий:] Да перестаньте, пожалуйста! Вы эдакими пустыми речами только мне мешаете. Гоголь, Ревизор.

    — За ветром в поле не угоняешься, так и людских речей не переслушаешь. Мельников-Печерский, В лесах.

    || разг.

    Беседа, разговор.

    [Паншин] навел речь на выгоды сахароварства, о котором недавно прочел две французские брошюрки. Тургенев, Дворянское гнездо.

    Речь шла об убитом абреке. Казак рассказывал, бабы расспрашивали. Л. Толстой, Казаки.

    Дверь не закрыта, и девочке с ее кровати все видно и слышно. Многого она не понимает, но знает, что речь идет о ней. Куприн, Слон.

    6.

    Публичное словесное выступление.

    Юбилейная речь. Надгробная речь. Речь прокурора.

    Час назад Черноголовый говорил речь с балкона к рабочим, собравшимся на улице толпою. Бахметьев, Преступление Мартына.

    В повестке дня моя скромная речь носит громкое название доклада. Лебедев-Кумач, Народ не забыл своего Тараса.

    — косвенная речь

    — прямая речь

    — дар речи

    — части речи

    — вести речь

    — речь идет


    не может (не могло) быть и речи {о чем}

    о чем-л. невозможном.

    Татьяна приходила с работы такой усталой, что ни о каких серьезных занятиях не могло быть и речи. Жестев, Тархановы.

    Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР.
    Евгеньева А. П..
    1957—1984.

    Что это такое, как это работает и зачем вам нужна терапия

    Логопедия — это оценка и лечение коммуникативных проблем и нарушений речи. Его проводят логопеды (SLP), которых часто называют логопедами.

    Логопедические техники используются для улучшения общения. К ним относятся артикуляционная терапия, языковые интервенции и другие, в зависимости от типа речевого или языкового расстройства.

    Речевая терапия может потребоваться при нарушениях речи, которые развиваются в детстве, или нарушениях речи у взрослых, вызванных травмой или заболеванием, например, инсультом или травмой головного мозга.

    Есть несколько расстройств речи и языка, которые можно вылечить с помощью логопеда.

    • Расстройства артикуляции. Расстройство артикуляции — это неспособность правильно формировать определенные словесные звуки. Ребенок с этим расстройством речи может ронять, менять местами, искажать или добавлять звуки слов. Пример искажения слова — сказать «thith» вместо «this».
    • Нарушения беглости речи. Нарушение беглости речи влияет на протекание, скорость и ритм речи.Заикание и беспорядок — нарушение беглости. У человека с заиканием возникают проблемы с извлечением звука, его речь может быть заблокирована или прервана, или он может повторять часть всего слова. Человек с беспорядком часто говорит очень быстро и соединяет слова воедино.
    • Резонансные расстройства. Резонансное расстройство возникает, когда блокировка или препятствие регулярному потоку воздуха в носовой или ротовой полости изменяет вибрации, ответственные за качество голоса. Это также может произойти, если небно-глоточный клапан не закрывается должным образом.Резонансные расстройства часто связаны с волчьей пастью, неврологическими расстройствами и опухшими миндалинами.
    • Расстройства рецепции. Человек с расстройством рецептивной речи плохо понимает и обрабатывает то, что говорят другие. Это может привести к тому, что вы будете казаться безразличным, когда кто-то говорит, вам будет сложно следовать указаниям или у вас будет ограниченный словарный запас. Другие языковые расстройства, аутизм, потеря слуха и травма головы могут привести к расстройству рецептивной речи.
    • Расстройства экспрессии. Расстройство экспрессивной речи — трудности с передачей или выражением информации. Если у вас расстройство экспрессии, у вас могут возникнуть проблемы с построением точных предложений, например с неправильным временем глагола. Это связано с нарушениями развития, такими как синдром Дауна и потеря слуха. Это также может быть результатом травмы головы или состояния здоровья.
    • Когнитивно-коммуникативные расстройства. Затруднения в общении из-за травмы части мозга, которая контролирует вашу способность мыслить, называется когнитивно-коммуникативным расстройством.Это может привести к проблемам с памятью, решению проблем и затруднению речи или слушания. Это может быть вызвано биологическими проблемами, такими как аномалии развития мозга, определенные неврологические состояния, травма головного мозга или инсульт.
    • Афазия. Это приобретенное коммуникативное расстройство, которое влияет на способность человека говорить и понимать других. Это также часто влияет на способность человека читать и писать. Инсульт — наиболее частая причина афазии, хотя ее также могут вызывать другие заболевания мозга.
    • Дизартрия. Это состояние характеризуется медленной или невнятной речью из-за слабости или неспособности контролировать мышцы, используемые для речи. Чаще всего это вызвано расстройствами нервной системы и состояниями, вызывающими паралич лицевого нерва или слабостью горла и языка, такими как рассеянный склероз (РС), боковой амиотрофический склероз (БАС) и инсульт.

    Логопедия обычно начинается с оценки SLP, которая определяет тип коммуникативного расстройства и лучший способ его лечения.

    Логопед для детей

    Логопедия для вашего ребенка может проходить в классе или в небольшой группе, или индивидуально, в зависимости от нарушения речи. Логопедические упражнения и занятия различаются в зависимости от заболевания, возраста и потребностей вашего ребенка. Во время логопедии для детей SLP может:

    • взаимодействовать посредством разговора и игры, а также использовать книги, изображения других предметов в рамках языкового вмешательства, чтобы помочь стимулировать языковое развитие.
    • моделировать правильные звуки и слоги для ребенка в соответствии с его возрастом. играть, чтобы научить ребенка издавать определенные звуки
    • Обеспечьте стратегии и домашнее задание для ребенка и родителя или опекуна о том, как проводить логопедию дома

    Логопедия для взрослых

    Логопедия для взрослых также начинается с оценки для определения ваши потребности и лучшее лечение.Логопедические упражнения для взрослых могут помочь вам с речью, языком и когнитивным общением.

    Терапия может также включать повторное обучение функции глотания, если травма или заболевание, такое как болезнь Паркинсона или рак полости рта, вызвали затруднения при глотании.

    Упражнения могут включать:

    • решение проблем, память и организацию, а также другие действия, направленные на улучшение когнитивной коммуникации
    • разговорные тактики для улучшения социальной коммуникации
    • дыхательные упражнения для резонанса
    • упражнения для укрепления мышц ротовой полости

    Там же Если вы хотите попробовать упражнения с логопедом дома, доступно множество ресурсов, в том числе:

    • приложений логопедии
    • языковых развивающих игр и игрушек, таких как флип-карты и флеш-карты
    • рабочие тетради

    Количество Время, в течение которого человеку нужна логопедия, зависит от нескольких факторов, в том числе:

    • их возраста
    • типа и тяжести речевого расстройства
    • частоты терапии
    • основного заболевания
    • лечения основного заболевания

    некоторых нарушения речи начинаются в детстве и я Они улучшаются с возрастом, тогда как другие продолжают развиваться и требуют длительного лечения и поддержки.

    Расстройство общения, вызванное инсультом или другим заболеванием, может улучшиться как после лечения, так и по мере улучшения состояния.

    Успешность логопедии варьируется в зависимости от заболевания, которое лечится, и возрастных групп. Когда вы начинаете заниматься логопедом, это также может повлиять на результат.

    Логопедия для детей младшего возраста оказалась наиболее успешной, если ее начать рано и практиковать дома с участием родителей или опекунов.

    Логопедом можно лечить широкий спектр задержек и расстройств речи и языка у детей и взрослых.При раннем вмешательстве логопед может улучшить общение и повысить уверенность в себе.

    .

    Заключение с силой

    В Разделе 11.1 «Почему выводы имеют значение» мы обсудили важность заключения для выступления. В этом разделе мы собираемся изучить три шага для создания эффективного заключения.

    Переформулировка диссертации

    Повторное изложение тезиса — это первый шаг к убедительному выводу. Как мы объясняли в главе 9 «Введение в речь: как эффективно начать речь», тезис — это короткое повествовательное предложение, в котором излагаются цель, намерение или основная идея речи.Когда мы повторяем тезис в конце нашей речи, мы пытаемся еще раз подчеркнуть, в чем заключалась всеобъемлющая основная идея речи. Предположим, ваш тезис звучал так: «Я проанализирую использование Бараком Обамой лирики в его речи« Мир, который стоит как один »в июле 2008 года». Вы можете повторить тезис таким образом в конце своей речи: «В прошлом Через несколько минут я проанализировал использование лирики Бараком Обамой в его речи в июле 2008 года «Мир, который стоит как один.» Обратите внимание на изменение времени: в высказывании из будущего времени (это то, о чем я буду говорить) произошел переход в прошедшее время (это то, о чем я говорил). Повторение тезиса в заключении напоминает аудитории об основной цели или цели вашего выступления, помогая им лучше ее запомнить.

    Обзор основных моментов

    После повторения тезиса выступления вторым шагом к убедительному выводу является повторение основных моментов из вашего выступления. Одно из самых больших различий между письменным и устным общением — необходимость повторения в устном общении.Когда мы предварительно просматриваем наши основные положения во введении, эффективно обсуждаем и делаем переходы к нашим основным моментам во время основной части выступления и, наконец, пересматриваем основные моменты в заключении, мы повышаем вероятность того, что аудитория сохранит наши основные положения после выступление окончено.

    Во вступительной части речи мы даем предварительный просмотр , наших основных пунктов, а в заключении мы даем обзор . Давайте посмотрим на пример предварительного просмотра:

    Чтобы понять поле гендера и коммуникации, я сначала выделю термины биологический пол и гендер.Затем я объясню историю гендерных исследований в области коммуникации. Наконец, я рассмотрю ряд важных выводов, касающихся пола и коммуникации.

    В этом превью у нас есть три ясных основных момента. Давайте посмотрим, как мы можем просмотреть их в конце нашей речи:

    Сегодня мы провели различие между терминами биологический пол и гендер, изучили историю гендерных исследований в области коммуникации и проанализировали ряд результатов исследований по этой теме.

    За последние несколько минут я объяснил разницу между терминами «биологический пол» и «гендер», обсудил рост гендерных исследований в области коммуникации и рассмотрел ряд новаторских исследований в этой области.

    Обратите внимание, что в обоих этих выводах рассматриваются основные положения, изложенные изначально. Оба варианта являются одинаково эффективными обзорами основных моментов, но вам может понравиться лингвистический поворот одного над другим.Помните, что есть много науки, которая помогает нам понять публичные выступления, но есть и искусство, поэтому вам всегда предлагается выбрать формулировку, которая, по вашему мнению, будет наиболее эффективной для вашей аудитории.

    Выводное устройство

    Заключительная часть убедительного заключения — это заключительный прием. Заключительное устройство Устройство, которое говорящий использует в конце речи, чтобы гарантировать, что аудитория останется с мысленной картиной, предопределенной говорящим.по сути, это последняя мысль, которую вы хотите, чтобы у ваших слушателей возникла мысль, когда вы перестаете говорить. Это также дает окончательное ощущение завершения вашей речи. Один из авторов этого текста часто проводит аналогию между гимнастическим соскоком и завершающим приемом в речи. Точно так же, как гимнастка, спешиваясь с брусьев или бревна, хочет придерживаться приземления и избегать двух или трех шагов, выступающий хочет «закрепить» окончание презентации, заканчиваться заключительным приемом вместо фразы: «Ну, ммм. , Я думаю, я закончил.Миллер заметил, что говорящие, как правило, используют одно из десяти заключительных приемов в конце речи. В оставшейся части этого раздела мы исследуем эти десять заключительных приемов.

    Завершить вызовом

    Первый способ, которым Миллер обнаружил, что некоторые ораторы заканчивают свои выступления, — это вызов. Призыв к занятию каким-либо видом деятельности, требующим соревнований или особых усилий. это призыв к занятиям, требующим соревнования или особых усилий.В своем выступлении о необходимости сбора средств докладчик может завершить выступление, предложив аудитории собрать на 10 процентов больше, чем их первоначальные прогнозы. В речи о том, чтобы есть больше овощей, вы можете предложить своей аудитории увеличить потребление овощей на две порции в день. В обеих этих задачах членов аудитории просят изо всех сил делать что-то другое, что требует усилий с их стороны.

    Заключить с предложением

    Второй способ завершить выступление — это процитировать цитату, относящуюся к теме выступления.Используя цитату, вам нужно подумать о том, заканчивается ли ваша цель убедительной или информативной нотой. Некоторые цитаты будут иметь четкий призыв к действию, в то время как другие цитаты резюмируют или побуждают задуматься. Например, вы произносите информативную речь о писателях-диссидентах из бывшего Советского Союза. В завершение можно процитировать цитату Александра Солженицына: «Великий писатель — это, так сказать, второе правительство в своей стране. И по этой причине ни один режим никогда не любил великих писателей.Обратите внимание, что эта цитата подчеркивает идею писателей как диссидентов, но не требует от слушателей приложить усилия для участия в каком-либо конкретном мыслительном процессе или поведении. Если, с другой стороны, вы произнесли убедительную речь, призывающую вашу аудиторию принять участие в очень рискованной политической демонстрации, вы можете использовать эту цитату из Мартина Лютера Кинга-младшего: «Если человек не обнаружил чего-то, он умрет. ибо он не годен для жизни ». В этом случае цитата оставляет у аудитории сообщение о том, что стоит пойти на большой риск, что он делает нашу жизнь стоящей, и что правильное решение — это пойти вперед и пойти на такой большой риск.

    Заключить с резюме

    Когда докладчик заканчивает резюме, он или она просто удлиняют обзор основных моментов. Хотя это, возможно, не самое захватывающее заключительное устройство, оно может быть полезно для информации, которая была очень технической или сложной, или для выступлений продолжительностью более тридцати минут. Как правило, для коротких выступлений (например, в вашем классе) следует избегать этого средства обобщения.

    Заключить, визуализируя будущее

    Цель вывода, относящегося к будущему, — помочь вашей аудитории представить себе будущее, которое, по вашему мнению, может наступить.Если вы выступаете с речью о разработке видеоигр для обучения, вы могли бы в заключение изобразить классную комнату будущего, где видеоигры будут восприниматься как настоящие инструменты обучения и как эти инструменты могут быть использованы. Чаще ораторы используют визуализацию будущего, чтобы изобразить, каким было бы общество или как изменилась бы жизнь отдельных слушателей, если бы убедительная попытка говорящего сработала. Например, если выступающий предлагает решить проблему неграмотности, наняв больше специалистов по чтению в государственных школах, он может попросить ее или свою аудиторию представить мир без неграмотности.При таком использовании визуализации цель состоит в том, чтобы убедить людей принять точку зрения говорящего. Показывая, что видение будущего спикером является позитивным, вывод должен помочь убедить аудиторию помочь в создании этого будущего.

    Завершить с апелляцией к действию

    Вероятно, наиболее распространенным средством убеждения является призыв к действию или призыв к действию. По сути, это призыв к действию, когда говорящий просит свою аудиторию проявить определенное поведение или изменить мышление.происходит, когда говорящий просит ее или его аудиторию проявить определенное поведение или изменить мышление. Когда оратор в заключение просит аудиторию «сделать» или «подумать» определенным образом, он хочет увидеть реальные изменения. Независимо от того, призывает ли выступающий к людям есть больше фруктов, купить машину, проголосовать за кандидата, выступить против смертной казни или больше петь в душе, он просит аудиторию принять участие.

    Одним из конкретных типов призыва к действию является немедленный призыв к действию, когда оратор просит аудиторию проявить определенное поведение сразу после завершения речи.. В то время как некоторые призывы призывают людей к поведению в будущем, немедленный призыв к действию побуждает людей действовать прямо сейчас. Если выступающий хочет увидеть новый светофор, установленный на опасном перекрестке, он или она может закончить, попросив всех членов аудитории подписать цифровую петицию прямо сейчас, используя компьютер, предоставленный выступающим (http: // www.petitiononline.com). Вот еще несколько примеров немедленных призывов к действию:

    • В речи о том, чтобы есть больше овощей, раздайте сырые овощи и окунитесь в конце речи.
    • В речи о подаче петиции к законодателю о принятии нового закона предоставьте членам аудитории заранее написанное электронное письмо, которое они могут отправить законодателю.
    • В речи о важности использования дезинфицирующего средства для рук раздайте маленькие бутылочки дезинфицирующего средства для рук и покажите слушателям, как правильно применять дезинфицирующее средство.
    • В речи с просьбой о пожертвованиях на благотворительность разошлите коробку по комнате с просьбой о пожертвованиях.

    Это всего лишь несколько различных примеров, которые мы действительно видели, как ученики использовали в наших классах, чтобы вызвать немедленное изменение поведения.Эти немедленные призывы к действию могут не привести к долгосрочным изменениям, но они могут быть очень эффективными для повышения вероятности того, что аудитория изменит поведение в краткосрочной перспективе.

    Заключить по вдохновению

    По определению, слово вдохновлять — воздействовать на кого-то или возбуждать кого-то. означает воздействовать на кого-то или возбуждать кого-то. И аффект, и возбуждение имеют сильную эмоциональную окраску. Конечная цель устройства заключения вдохновения подобна «призыву к действию», но конечная цель более возвышенна или двусмысленна; цель — вызвать определенные эмоции.Может быть, выступающий произносит информативную речь о распространенности домашнего насилия в нашем обществе сегодня. Этот оратор мог бы закончить речь, прочитав мощное стихотворение Полетт Келли «У меня сегодня цветы». «У меня сегодня цветы» — это стихотворение, которое вызывает сильные эмоции, потому что оно повествует о жертве насилия, которая получала цветы от своего обидчика каждый раз, когда подвергалась насилию. Стихотворение заканчивается словами: «Я получил цветы сегодня … / Сегодня был особенный день — это были мои похороны / Прошлой ночью он убил меня».

    Заключить с советом

    Следующий заключительный прием — это тот, который следует использовать в первую очередь ораторам, признанным авторитетными специалистами по данной теме.СоветМнение спикера о том, что нужно, а что нельзя делать. по сути, является мнением докладчика о том, что следует или не следует делать. Проблема с мнениями в том, что они есть у всех, и мнение одного человека не обязательно более правильное, чем мнение другого. Должна быть действительно веская причина, по которой ваше мнение — и, следовательно, ваш совет — должны иметь значение для вашей аудитории. Если, например, вы являетесь экспертом в области ядерной физики, вы можете завершить свою речь об энергии, дав совет о преимуществах ядерной энергии.

    Заключить, предложив решение

    Другой способ, которым говорящий может убедительно завершить речь, — предложить решение проблемы, обсуждаемой в речи. Например, возможно, оратор обсуждал проблемы, связанные с исчезновением художественного образования в США. Затем докладчик мог бы предложить решение, заключающееся в создании для школьников большего количества творческих занятий на базе сообщества, как способ восполнить этот пробел. Хотя это может быть эффективным выводом, докладчик должен спросить себя, следует ли обсуждать решение более подробно в качестве отдельного основного пункта в основной части выступления, чтобы можно было учесть опасения аудитории по поводу предлагаемого решения.

    Завершить вопросом

    Еще один способ завершить выступление — задать риторический вопрос, заставляющий аудиторию задуматься над идеей. Возможно, вы произносите речь о важности окружающей среды и заканчиваете речь словами: «Подумайте о будущем своих детей. В каком мире вы хотите, чтобы они выросли? Мир чистый, яркий и красивый — или мир, наполненный смогом, загрязнением, грязью и болезнями? » Заметьте, что вы на самом деле не просите аудиторию устно или невербально ответить на вопрос; Цель этого вопроса — заставить аудиторию задуматься о том, какой мир они хотят для своих детей.

    Заключение со ссылкой на аудиторию

    Последним заключительным приемом, обсуждаемым Миллером (1946), была ссылка на аудиторию. Этот заключительный прием возникает, когда оратор пытается ответить на основной вопрос аудитории: «Что это для меня?» Цель этого заключительного устройства — описать прямые выгоды, которые изменение поведения или мышления имеет для членов аудитории. Например, докладчик, рассказывающий о методах снижения стресса, может завершить свое выступление, четко перечислив все преимущества снижения стресса для физического здоровья (например,g., улучшение рефлексов, улучшение иммунной системы, улучшение слуха, снижение артериального давления). В этом случае докладчик четко объясняет, почему слушатели должны заботиться о них — что от этого для них!

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.