Что такое проективные методики: Проективные методики, виды проективных методик

ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА — это… Что такое ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА?



ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА
Общий термин для обозначения любого теста, приема или набора процедур, разработанных для того, чтобы получить информацию о личности человека или понять ее, предоставляя ему возможность реагировать любым способом на неструктурированные или неоднозначные объекты или ситуации. Как можно предположить из названия, все эти процедуры основаны на общем представлении о проекции, выраженном в значениях 1, 2 и/или 3. Очень приблизительно здесь можно выделить три типа методик: (а) те, которые основываются на допущении, что имеются глубоко подавленные, бессознательные факторы, лежащие в основе личности, которые могут быть обнаружены через проекцию на очень неоднозначные стимулы.


Прототипом здесь, конечно, является тест Роршаха; (б) те, которые основываются на допущении, что в интерпретациях рассказов или картинок обнаруживаются базовые модели потребностей. Здесь самым известным является; тематический апперцепционный тест (ТАТ) Мюррея. Обратите внимание, что Мюррей характеризовал ТАТ как не предназначенный для исследования: глубокого бессознательного, подобно тесту Роршаха, а скорее, как призванный вскрывать потребности, желания, убеждения и установки, которые являются частью психологической структуры индивида. Эти модели потребностей даже могут быть осознаваемы человеком, но без неоднозначности проективного приема они никогда не могут быть высказаны; (в) те процедуры, которые основываются на допущении, что некоторые защиты эго, временные или прочно установившиеся, блокируют сознание, и проективная процедура необходима для того, чтобы их преодолеть. Примерами здесь являются проективные игровые методы, тесты на завершение картинки и т.п. В ходе дискуссий об использовании проективных методов в любой их форме рассматривается множество вопросов: от научных проблем, связанных с надежностью и валидностью, необходимыми для средств психологической оценки, до прагматических вопросов о том, стоит ли тратить на них время и силы, когда существуют другие более объективные процедуры и до политических/этических вопросов о том, не нарушают ли они основное право граждан на свободу личности. (Последний вопрос, конечно уместен только тогда, когда на первые два имеется утвердительный ответ.) Также называется проективным приемом.

Толковый словарь по психологии.
2013.

  • ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ
  • ПРОЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ

Смотреть что такое «ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА» в других словарях:

  • Проективная методика — (лат. projectio – бросание вперёд) – в психологии и патопсихологии общий термин (Franк, 1939), обозначает любой тест, приём или набор процедур, разработанных для того, чтобы получить по возможности наиболее полную и достоверную информацию о… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ТЕСТ ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ – проективная методика — исследования личности (предложена С. Деллингер). Стимульный материал состоит из пяти геометрический фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, загзаг и круг. Обследуемому предлагают «почувствовать свою форму» и выбрать ту фигуру, о которой можно …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

  • методика психодиагностическая — применяются для постановки диагноза психологического (см. психодиагностика). В общем, к таковым можно отнести методики следующих типов: методика бланковая; методика объективно манипуляционная; методика опросная; методика проективная; методика… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Методика «Незаконченные предложения» — J. M. SaksS. Sidney. Адаптация Г. Г. Румянцева. Вербальная проективная методика «Незаконченные предложения» направлена на изучение отношения респондента к субъектам и объектам в разл. сферах жизнедеятельности, а также представлений о самом себе.… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Методика «Цветовое зеркало отношений» — Г. Фрилинг. Модификация В. Н. Кононовой. Цветовое зеркало отношений проективная методика, предназначенная для индивидуальной и групповой психол. диагностики любого человека, начиная с возраста 4 лет. В индивидуальном режиме методика служит для… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • методика проективная — обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности; позволяют, опосредованно моделируя некие жизненные ситуации и отношения, исследовать личностные образования, выступающие прямо или в виде различных установок, такие… …   Большая психологическая энциклопедия

  • методика катарсиса — группа методик, относящихся к методикам проективным. К ней относятся: психодрама, игра проективная; Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Методика «Проективная психометрическая оценка взаимодоверия в группе». Т. П. Скрипкина — Предназначена для оценки взаимодоверия в группе. Методика состоит из 7 ступеней взаимооценки. Респондент на каждую ступеньку ставит одного члена своей группы в зависимости от испытуемого к нему чувства доверия. Чем выше ступенька, тем ниже… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Методика «Родительское сочинение» проективная. О. А. Карабанова — Предназначена для диагностики родительской позиции и типа семейного воспитания, выявление особенностей восприятия и переживания родителем характера отношений и взаимодействия с ребенком. Методика позволяет собрать анамнестическую информацию и… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

  • Коса–Бирмана методика — заколдованная семья (Kos M., Biermann G., 1973). Проективная методика для исследования детей и подростков. Инструкция: Вообрази, что пришел чародей и заколдовал всю семью, взрослых и детей. Нарисуй, что произошло . Затем следуют расспросы об… …   Толковый словарь психиатрических терминов

Проективные методики. Понятие и классификация :: SYL.ru

Количество существующих проективных методик достаточно велико и до сих пор продолжает расти. Эти тесты являются удобным и эффективным диагностическим инструментом для исследования внутреннего мира человека. Проективные методики — это специальные техники экспериментально–клинического исследования личностных особенностей, недоступных опросу или наблюдению.

Классификация тестов

Впервые термин «проективные» был использован в 1939 г. Л. Френком при объединении ряда методик по ряду формальных признаков. Классификация тестов, предложенная Френком, используется в психологии и по сей день.

проективные методики в психологииВсе проективные методики исследования личности относят к следующим группам:

  1. Методики интерпретации (фрустрационный тест Розенцвейга, ТАТ, тест Сонди).
  2. Методики структурирования («Чернильные пятна» Роршаха).
  3. Методики дополнения (неоконченные рассказы и предложения, ассоциативный тест Юнга).
  4. Методики конструирования (тест мира, MAPS).
  5. Методики катарсиса (проективная игра, психодрамма).
  6. Методики, изучающие продукты творчества (рисунок дерева К. Коха, рисунок человека Гуденау, Маховер, рисунок дома).
  7. Методики изучения экспрессии (миокинетический тест Мира-и-Лопеца, анализ почерка и др.).

Особенности проективных тестов

проективные методикиПроективные методики имеют ряд характерных особенностей. Во-первых, одной из основных черт всех методик данного вида является неопределенность инструкции и стимульного материала, позволяющая свободу выбора решения теста и тактики поведения. Часто инструкция расплывчата, неоднозначна и дается в очень кратком или обобщенном виде. Стимульный материал выступает своего рода «экраном», на который должны проецироваться личностные потребности, мыслительные процессы, внутренние конфликты и прочие психологические составляющие. Все вопросы, изображения, тексты, используемые в проективных тестах, небезразличны любому испытуемому, так как взывают к прошлому опыту и имеют для него особый личностный смысл. Обычно стимульный материал ассоциируется пациентом с аффектогенными ситуациями. Неопределенность инструкций позволяет увидеть истинный способ реагирования человека, не детерминированный конвенциональными нормативами. Проективное исследование позволяет раскрыть систему ценностей и мотивов испытуемого, увидеть его индивидуально значимые переживания. Выполнение любых проективных тестов происходит в доброжелательной атмосфере, в условиях безоценочного отношения экспериментатора к испытуемому. Такой подход позволяет увидеть глубокую проекцию личности на стимульный материал, не ограничиваемый любыми социальными оценками. Также все проективные методики в психологии измеряют не отдельные психические функции индпроективные методики исследования личностиивида, а личность в ее взаимосвязи с социальным окружением.

Для чего нужны такие тесты

Проективные тесты могут измерять эмоциональные, мотивационные, интеллектуальные аспекты личности, а также ее социальные установки и взаимоотношения с другими людьми. Часто проективные методики используются для раскрытия неосознаваемых, скрытых мотивов и потребностей человека. Они позволяют получить богатый диагностический материал, что выгодно отличает их от других инструментов психологического исследования.

Проективные методики — Студопедия

Эти методы основаны на анализе продуктов воображения и фанта­зии и направлены на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок, ожиданий. Приори­тет в использовании термина «проекция» для обозначения особой группы методов принадлежит Л. Франку, выделившему ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности [86]. Специфи­ческие особенности проективных методик уже обсуждались в части I, гл. 2. Напомним их:

♦ относительно неструктурированная задача, допускающая неогра­ниченное разнообразие возможных ответов;

♦ неоднозначные, расплывчатые, неструктурированные стимулы, выполняющие роль своеобразного «экрана», на который испыту­емый может проецировать характерные для него личностные чер­ты, проблемы, состояния;

♦ глобальность подхода к оценке личности и, прежде всего, к выяв­лению ее скрытых, неосознаваемых, завуалированных сторон.

Возникая, как правило, в клинических условиях, проективные ме­тоды были и остаются в основном инструментом психолога-клиници­ста. На их теоретических обоснованиях отразилось влияние психоана­литических концепций и перцептивных теорий личности.

Проективные методы в настоящее время распространены, их число велико и продолжает увеличиваться; литература по ним обширна — по отдельным техникам число публикаций превышает 6000 [12].

Вместе с тем они продолжают оставаться излюбленной мишенью для критики. Общепринятым является мнение о недостаточной объ­ективности проективной техники, о несоответствии многих методик требованиям, обычно предъявляемым к психодиагностическому ин­струментарию. Так, А. Анастази отмечает, что с точки зрения психо­метрики они «в подавляющем большинстве выглядят жалко» [10, т. 2,



с. 182]. В числе их недостатков обычно видят отсутствие или неадек­ватность нормативных данных, что приводит к трудностям исубъек­тивизму интерпретации индивидуальных результатов, когда психолог вынужден доверяться своему «клиническому опыту». Другой недо­статок состоит в том, что в некоторых проективных методиках отсут­ствует объективность в определении показателей, часто неудовлет­ворительными являются коэффициенты гомогенности и ретестовой надежности. Попытки их валидизации страдают методическими не­достатками либо из-за плохой контролируемости условий экспери­мента, либо из-за необоснованности статистического анализа, либо из-за неверного формирования выборки. Как указывает А. Анастази [10, т. 2, с. 182], число работ, потерпевших неудачу в доказательстве какой-либо валидности таких проективных методик, как «Нарисуй челове­ка» и«Чернильные пятна» Роршаха, поистине впечатляет.


Однако, несмотря на отмеченные недостатки, популярность и ста­тус проективных методик практически не меняются. В первую очередь это объясняется тем, что они, по признанию психодиагностов, в мень­шей степени подвержены фальсификации со стороны испытуемого, чем опросники, и потому более пригодны для диагностики личности. Это преимущество проективных методов связано с тем, что их цель обычно замаскирована, ииспытуемый не может угадать способы интерпрета­ции диагностических показателей и их связь с теми или иными прояв­лениями личности; поэтому он не прибегает к маскировке, искажению, защитным реакциям при обследовании.

Кроме того, проективные методы эффективны для установления контакта с испытуемым, в работе с маленькими детьми. Они, как пра­вило, вызывают интерес со стороны испытуемого, который вовлекает­ся в их выполнение.

Таким образом, при использовании проективных методик пробле­ма создания и поддержания мотивации на диагностирование не явля­ется такой острой, как при применении других типов методов.

Вместе с тем некоторые психологи (Л. Каплан, Л. Кронбах) все чаще рассматривают проективные методики как клинические инструмен­ты, которые могут служить дополнительным качественным средством ведения диалога с обследуемым пациентом [10, т. 2] . При таком под­ходе их ценность зависит от умений клинициста, а психометрические характеристики оказываются ненужными.

Однако продолжается работа по психометрической квалификации многих проективных методик. Психологи собирают все более полные и обобщенные сведения относительно их нормативных показателей,

осуществляются попытки модификации процедур испособов обработ­ки. Работа в этом направлении позволит, вероятно, в будущем расши­рить сферу и доступность применения проективных методик широко­му кругу диагностов и исследователей.

В этой главе мы рассмотрим основные, наиболее известные и ис­пользуемые в нашей стране проективные методики, опираясь на пред­ложенную Л. Франком классификацию (см. часть I, гл. 2).

§ 1. Проективные методики структурирования

Методика чернильных пятен Г. Роршаха(Rorschach Inkblot Test). Эта методика является одной из самых популярных. Разработанная швейцарским психиатром Г. Роршахом, она впервые была описана в 1921 г. [138]. Хотя стандартизированные серии чернильных пятен ис­пользовались психологами и раньше для изучения воображения и дру­гих психических функций, Г. Роршах был первым, кто применил чер­нильные пятна для диагностического исследования личности в целом. Развивая этот метод, Г. Роршах экспериментировал с большим коли­чеством чернильных пятен, которые он предъявлял различным груп­пам психически больных. В результате подобных клинических иссле­дований те характеристики ответов, которые можно было соотнести с различными психическими заболеваниями, постепенно объединялись в системы показателей. Методы определения показателей затем отра­батывались с помощью дополнительного тестирования умственно от­сталых инормальных людей, художников, ученых и других лиц с изве­стными психологическими характеристиками. Г. Роршах предложил основные способы анализа и интерпретации ответов.

В методике Роршаха используются 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. Пять пятен выполнено только в серо-черных тонах, два содержат дополнительные штрихи яр­ко-красного цвета, а остальные три представляют собой сочетание цве­тов пастельных тонов. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте. Предъявление таб­лицы 1 сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть похоже?» [86]. В дальнейшем инструкция не повторяется. После окончания спонтанных высказываний испытуемого с помощью допол­нительных вопросов стимулируют к продолжению ответов. Помимо до­словной записи ответов испытуемого по каждой карточке эксперимен­татор отмечает время ответа, непроизвольные реплики, эмоциональные проявления и другие изменения поведения испытуемого во время сеан­са диагностирования. После предъявления всех 10 карточек экспери­ментатор по определенной системе опрашивает испытуемого относи­тельно частей и особенностей каждого из пятен, по которым возникли

ассоциации. Во время опроса испытуемый может также уточнить или дополнить прежние свои ответы.

Имеется несколько систем для подсчета и интерпретации показате­лей методики Роршаха. К числу наиболее общих включаемых в пока­затели категорий можно отнести локализацию, детерминанты, содер­жание, популярность [14; 86].

Локализацияуказывает на часть пятна, с которой испытуемый ас­социирует свой ответ: используется ли при ответах все пятно, какая-то общая деталь, необычная деталь, белая часть карточки или какая-то комбинация белого и темного участков.

Детерминантыответа — это те параметры пятна, которые вызыва­ют ответ. Они включают форму, цвет, оттенок и движение. Хотя, ко­нечно, в чернильном пятне самом по себе нет никакого движения, все же восприятие испытуемым пятна как движущегося объекта относится к этой категории. Внутри этих категорий проводится более подробная дифференциация. Например, движение человека, движение животного, а также абстрактное или неодушевленное движение подсчитывается отдельно. Точно так же оттенок может восприниматься как представ­ляющий глубину, текстуру, неопределенную форму, скажем, облако или серо-белое воспроизведение цвета.

Содержание. Трактовка содержания меняется в зависимости от си­стемы определения показателей, но некоторые основные категории используются постоянно. Главными среди них являются человече­ские фигуры и их детали (или фрагменты человеческого тела), фигу­ры животных и их детали, анатомическое строение. К другим широко применяемым категориям показателей можно отнести неодушевлен­ные объекты, растения, географические карты, облака, пятна крови, рентгеновские снимки, сексуальные объекты, символы.

Показатель популярностичасто определяется на основе относитель­ной частоты различных ответов среди людей вообще, сравнением с таб­лицами популярных ответов.

Интерпретация показателей методики Роршаха опирается на относи­тельное число ответов, попадающих в различные категории, а также на определенные соотношения и взаимосвязи различных категорий. На­правления интерпретации не имеют удовлетворительного теоретиче­ского обоснования, а целиком определяются эмпирическими соотноше­ниями отдельных показателей с теми или иными свойствами личности. Так, например, трудно объяснить с научных позиций, почему использо­вание в ответах редких деталей свидетельствует о неуверенности, тре­вожности, а толкование белого фона у экстравертов — о негативизме.

В психологическом заключении по результатам методики Г. Рор­шаха обычно описываются интеллектуальная и аффективная сферы личности, а также особенности ее межличностных взаимодействий. Психолог-клиницист, составляя его, учитывает и дополнительную ин­формацию, полученную из внешних источников.

Основным фактором, затрудняющим интерпретацию показателей методики Роршаха, является суммарное число ответов, известное как продуктивность ответов. Эмпирически показано, что продуктивность ответов непосредственно связана с возрастом, интеллектуальным уров­нем и образованием индивида. Хотя считается, что описываемая ме­тодика применима к людям в возрасте от дошкольного до взрослого, нормативные данные изначально были получены, по большей части, в группах взрослых. Стремясь расширить возрастные границы интер­претации методики Роршаха, Л. Эймс и его коллеги собрали и опуб­ликовали нормы для детей в возрасте от 2 до 10 лет, для подростков — от 10 до 16 лет, для пожилых людей — в возрасте от 70 лет и выше [12].

В настоящее время предпринимаются попытки использовать вы­числительную технику в обработке результатов этой методики.

§ 2. Проективные методики интерпретации

Другая известная проективная методика — Тематический аппер­цептивный тест(Thematic Apperception Test — TAT) — была создана еще в 1935 г. К. Морган и Г. Мюрреем [97; 136]. Она применяется в клини­ческой практике для диагностики неврозов и психосоматических рас­стройств.

Стимульным материалом ТАТ является стандартный набор из 30 таб­лиц с изображением относительно неопределенных ситуаций, а также таблица — пустой бланк. Каждому испытуемому дается 20 таблиц, ко­торые подбираются психологом заранее с учетом его пола и возраста. Методика предназначена для диагностирования лиц, начиная с возра­ста 14 лет.

Испытуемого просят составить по картинке рассказ, объяснив, что привело к изображенному событию, что происходит в данный момент, что будет происходить в дальнейшем, о чем думают и что чувствуют пер­сонажи. При предъявлении пустого бланка его просят вообразить ка­кую-либо картину и описать ее, а затем составить по ней рассказ. В про­цессе диагностирования фиксируется время, затраченное на каждую таблицу, латентное время (от момента предъявления таблицы до начала рассказа), длительные паузы, жесты, мимика, поза, настроение. Ведется запись рассказов и всех речевых высказываний испытуемого [55; 86].

Как правило, диагностика проводится в два сеанса с интервалом меж­ду ними в одни сутки. По окончании рассказов следует беседа с испыту-

емым, в ходе которой психолог, прежде всего, выясняет источники тех или иных сюжетов, причины логических неувязок, речевых ошибок, ого­ворок, получает дополнительные сведения об испытуемом.

Г. Мюррей, анализируя рассказы испытуемого, выделял несколько этапов. На первом этапе следует определить героя каждого рассказа. На втором этапе выявляются важнейшие характеристики героя — его стремления, желания, чувства, черты характера, привычки. По терми­нологии Г. Мюррея, это проявления потребностей, который он опре­делял как динамические образования, организующие и направляющие психическую деятельность и поведение человека. Потребность — глав­ная категория теории личности Г. Мюррея (персонологии). Анализ потребностей необходим для уточнения индивидуальности, посколь­ку каждому человеку присущ специфический их комплекс. Г. Мюррей выделил и описал множество потребностей, которые он классифици­ровал по разным основаниям (потребности в деятельности и в резуль­тате, созидательные и негативные потребности и др.) [59]. Наиболее известной среди этих классификаций, делающей акцент на происхож­дении потребности и, следовательно, на направлении деятельности, к которой она побуждает, является следующая: различаются психиче­ские, организменные и социальные потребности.

Для анализа результатов ТАТ Г. Мюррей составил перечень и под­робные описания 20 потребностей, среди которых доминантность, аг­рессия, автономия, социальность, достижение, самозащита и др. По­сле нахождения потребностей у героев рассказов психолог должен оценить их в баллах (от 1 до 5) в зависимости от интенсивности, дли­тельности и частоты проявления, значения для развития сюжета [86].

Завершающий этап обработки заключается в их ранжировании с це­лью выделения доминирующих потребностей, проявляющихся силь­нее и чаще всего на протяжении всего диагностирования (то есть во многих рассказах). По гипотезе Г. Мюррея, испытуемый идентифици­рует себя с героями рассказов; поэтому найденные потребности иих иерархия характеризуют его личность.

Каждой потребности соответствует определенное давление, ощуща­емое со стороны. Давление рассматривается пусковым механизмом потребности, необходимым для того, чтобы она стала активной доми­нантой поведения. Их взаимодействие — тема — является базовым объ­ектом психологического анализа, позволяющим описать взаимоотно­шения индивида со средой.

Мюрреевская схема анализа результатов ТАТ не является един­ственной. Существуют многочисленные ее модификации и дополне-

ния, опирающиеся на разные теоретические концепции. Их возникно­вение в первую очередь объясняется направленностью на получение личностной информации, которая может маскироваться защитными механизмами. С этой целью наряду с содержательными характеристи­ками рассказов выделяют их формальные (структурные) показатели.

В настоящее время благодаря усилиям многих психологов, среди ко­торых следует назвать Д. Рапапорта, С. Томкинса, М. Арнольд, Л. Бел-лака, выделено 27 показателей, которые можно получить по ТАТ [55]. Не все являются обязательными, то есть фиксируемыми в каждом рас­сказе, но важным принципом анализа является ориентация на их це­лостную систему, а также на их интеграцию с другими данными об испытуемом. Использование ТАТ требует от диагноста высокого про­фессионализма, означающего не только знания иопыт, но и опору на интуицию.

Правильное, квалифицированное применение этой сложной ме­тодики позволяет получить целостное, глобальное знание о лично­сти, в котором представлена информация о доминирующих потреб­ностях, степени их удовлетворения, конфликтах со средой, целях и средствах их достижения, преградах, состоянии аффективной сферы, психологических защитах, жизненной позиции, мировоззрении, само­оценке.

ТАТ и использованный в нем подход к оценке личности послужили основой для разработки целого ряда родственных методик, направлен­ных на измерение одной потребности (например, в достижении или агрессии), для диагностики разных возрастных групп (подростковый апперцептивный тест, геронтологический апперцептивный тест).

Известен Тест детской апперцепции(Children’s Apperception Test CAT), разработанный Л. Беллаком (1949, 1955, 1965) и предназначен­ный для диагностики детей в возрасте от 3 до 10 лет [10, т. 2; 21]. На карточках CAT вместо людей изображены животные в антропоморф­ных ситуациях, так как предполагается, что маленьким детям легче фантазировать с изображением животного, чем человека. Эта методи­ка широко используется в практике детских психологов-консультан­тов и позволяет выявить основные потребности ребенка и степень их удовлетворения, его взаимоотношения с окружающими людьми, стра­хи, конфликты, психологические защиты.

Несмотря на то что практическая ценность ТАТ и сходных мето­дик не подвергается сомнению со стороны клиницистов, психодиаг­носты продолжают исследования их психометрических параметров [10, т. 2; 12].

Еще одной проективной методикой интерпретации является Мето­дика рисуночной фрустрации Розенцвейга (Rosenzweig Picture Frust­ration Study) [139].

В ТАТе и родственных ему методиках картинки используются для того, чтобы стимулировать свободную игру воображения и вызывать сложные вербальные ответы. В противоположность этому, методика «рисуночной фрустрации» Розенцвейга (RPF-study) дает меньше про­стора для фантазии и требует более простых ответов. Созданная С. Ро-зенцвейгом на основе его теории фрустрации и агрессии, эта методика, опубликованная еще в 1945 г. и имеющая большое количество после­дующих модификаций, представляет собой серию условных рисунков, на которых один персонаж произносит какие-то слова и тем самым определенным образом срывает («фрустрирует») намерения и дей­ствия другого персонажа или привлекает внимание к фрустрирующей ситуации [139]. На специально отведенном пустом месте стимулыюй карточки испытуемый пишет, что, по его мнению, ответил бы фруст-рированный персонаж.

В соответствии с теорией фрустрации С. Розенцвейга это состоя­ние возникает у человека в тех случаях, когда он по каким-то причи­нам не может удовлетворить потребность, добиться намеченной цели. Фрустрация называется первичной (депривацией), если удовлетворе­ние потребности невозможно из-за отсутствия ее объекта. Вторичная фрустрация возникает, когда на пути к цели встречается препятствие, мешающее ее достижению.

Поскольку состояние фрустрации индивид переживает довольно часто в контексте повседневных жизненных ситуаций, он со временем вырабатывает специфические эмоциональные и поведенческие спосо­бы реагирования. Если его отношение к фрустрирующим обстоятель­ствам адекватно, а способы преодоления фрустрации отличаются ус­тойчивостью, то можно говорить о так называемой фрустрационной толерантности. Согласно С. Розенцвейгу, фрустрационная толерант­ность характеризует развитую, зрелую личность. Поэтому так важно психологу не только выявить специфический набор фрустрационных реакций, свойственный индивиду, но и установить их устойчивость. Помимо этого, на основе таблиц стандартных ответов (ответов, ко­торые дают не менее 40 % испытуемых) рассчитывается показатель групповой конформности, позволяющий судить о степени социальной адаптации индивида.

Методика С. Розенцвейга существует в двух вариантах — для взрос­лых, начиная с 15 лет, и для детей в возрасте 4-12 лет. Она обладает

относительно объективной процедурой оценки результатов и более доступна статистическому анализу, чем большинство проективных методик.

Для формализации словесных ответов испытуемых Розенцвейг пред­ложил использовать выделенные им оценочные категории. По типу реакции, отражающему доминирующее в ответе содержание, разли­чают:

♦ препятственно-доминантные реакции — препятствия, вызыва­ющие фрустрацию, всячески акцентируются независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или не­значительные;

♦ самозащитные — активность проявляется в форме порицания ко­го-либо, отрицания или признания собственной вины, уклонения от упрека и направлена на защиту своего Я;

♦ конструктивно-упорствующие реакции — постоянно направлен­ные на выявление конструктивного решения или выхода из кон­фликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности позитивно разрешить ситуацию, либо в форме уверенности в том, что время и ход со­бытий приведут к ее разрешению.

По направленности реакции оцениваются как:

экстрапунитивные — направленные на живое или неживое окру­жение, при этом осуждается внешняя причина фрустрации и под­черкивается ее степень, иногда разрешения ситуации требуют от другого лица;

интропунитивные — направленные на самого себя с принятием вины или ответственности за исправление возникшей ситуации; при этом фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению;

импунитиеные — направленные на ослабление и преобразование «агрессивной энергии» в нечто незначительное, неизбежное, пре­одолимое со временем; при этом обвинение окружающих или са­мого себя отсутствует.

Так как любое словесное высказывание-ответ на ситуацию С. Ро­зенцвейга можно охарактеризовать и по направлению, и в отношении доминирующего содержания, всевозможные их сочетания (3×3) обра­зуют 9 оценочных факторов, к которым добавлены еще 2, использу­емые для оценки защитных реакций в ситуациях обвинения (когда субъект подвергается нападкам, упрекам со стороны фрустрирующего

персонажа). Этап формализации ответных реакций испытуемого со­стоит в обозначении их с помощью оценочных факторов, что создает условия для количественной обработки. Количественные показатели, отражающие соотношения типов и направлений реакций, преоблада­ющие способы поведения и защиты от обвинений, уровни фрустраци-онной толерантности и социальной адаптации, подвергаются интер­претации иописываются в психологическом заключении.

Общий подход к оценке индивидуальности, предложенный Розен-цвейгом, был использован в других методиках, например для выявле­ния отношения к национальным меньшинствам (Дж. Браун), к выпу­скаемым товарам (Г. Смит) и др. [10, т. 2].

В России эта методика используется в клинической практике для дифференцированной диагностики неврозов, при прогнозировании социально-опасных действий психически больных. Широко применя­ется она и в практической работе со здоровыми людьми для прогноза поведения в трудных иконфликтных ситуациях, для предсказания эмоциональных реакций при столкновении с проблемами, для выяв­ления трудностей во взаимодействии с людьми, при анализе причин социальной дезадаптации. Адаптация и стандартизация детского ва­рианта были предложены Е. Е. Даниловой [37]. Ею получены нормы для детей в возрасте от 6 до 11 лет.

§ 3. Проективные методики экспрессии

Как известно, к ним относятся методики, в которых диагноз лично­стных свойств ставится с опорой на анализ изобразительной деятель­ности индивида. Особое внимание в таких техниках уделяется рисо­ванию человеческой фигуры.

В качестве примера такой графической методики можно назвать методику К. Маховер «Нарисуй человека»(Machover Draw-a-Person Test- DAP)[10, т. 2].

Испытуемый получает карандаш и бумагу с заданием нарисовать чело­века. После того как он заканчивает рисунок, его просят нарисовать че­ловека противоположного пола. Пока индивид рисует, экспериментатор отмечает его реплики, последовательность, в которой рисуются различ­ные части, и другие подробности процесса рисования. За рисованием может последовать беседа, в которой испытуемого просят придумать рассказ о каждом из нарисованных людей, «как если бы он был персона­жем пьесы или романа». Затем испытуемому задается серия вопросов о возрасте, типе образования, профессии, семье и других фактах из жиз­ни изображенных персонажей.

Анализ выполнения методики «Нарисуй человека» в основном но­сит качественный характер и опирается на изучение некоторых парамет­ров рисунков. Особое внимание обращается на абсолютный и относи­тельный размеры мужской и женской фигур, их расположение на листе бумаги, качество линий, последовательность рисования частей фигур, фронтальный или профильный угол зрения, положение рук, изобра­жение одежды, наличие фона, линии основания. Учитываются такие детали рисунков, как отсутствие различных частей тела, диспропор­ция, штриховка, количество деталей, исправления и другие особенно­сти стиля.

Работы по определению валидности этой методики дали противо­речивые результаты. Наиболее систематичные и четко организован­ные исследования, выполненные К. Свенсером, С. Уотсоном, Дж. Фел-лингом и другими, не подтвердили предложенную К. Маховер ди­агностическую интерпретацию [10, т. 2]. Трудности анализа связаны также с тем, что индивидуальные различия в способности к рисова­нию отражаются на общем качестве рисунков.

К классу графических проективных методик относятся также методики, получившие большое распространение: «Рисунок семьи» (В. Вульф и др.), «Дом, дерево, человек» (Дж. Бук), тест «Дерево» (К. Кох), «Автопортрет» (Р. Берне) и многие другие [10, т. 2; 12; 75].

При анализе методик этого класса исследователи исходят из пред­положения о том, что в рисунке человек непосредственно выражает особенности собственной личности, которые поддаются интерпрета­ции с помощью системы эмпирически выверенных критериев.

Широкое применение графические методики в нашей стране, к со­жалению, нашли среди непрофессионалов — педагогов, воспитателей, представителей других профессий. Во многом это объясняется доступ­ностью и кажущейся простотой в использовании. Но отсутствие еди­ной и обоснованной системы интерпретации их показателей приводят к субъективным и неоправданным заключениям. Большое число опуб­ликованных на русском языке пособий по применению графических методик к разным категориям испытуемых отнюдь не способствует профессиональному их использованию. Во многом это объясняется тем, что каждый показатель рисунков в этих пособиях трактуется изо­лированно, вне связи с другими. Но профессионалу-психодиагносту хорошо известно, что для более или менее обоснованного вывода нуж­но опираться на систему показателей, дополняя ее информацией из других источников (бесед, наблюдений).

Поэтому нам представляется полезным опыт модификации других графических методик — Дом, дерево, человеки Кинетический рису-

fclQ TQ4.IQ III- ^yr

hok семьи,выполненной Р. В. Беляускайте [39]. Она предложила стан­дартную проверку их индивидуального применения и системный под­ход к анализу результатов. Для этого общепризнанные показатели ри­сунков были сгруппированы в ряд симптомокомплексов, каждый из которых характеризовал отдельную личностную черту или особенно­сти взаимоотношений с окружающими. Для каждого показателя ри­сунка предусмотрена оценка в баллах, зависящая от его выраженности и значительности для той характеристики, к которому этот показатель

отнесен.

Для методики «Дом, дерево, человек» были выделены 8 характери­стик, которые можно оценить с ее помощью. Это незащищенность, тре­вожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности в общении и депрессивность. Для методи­ки «Кинетический рисунок семьи» их 5: благоприятная семейная си­туация, тревожность, конфликтность в семье, чувство неполноценно­сти и враждебность в семейной ситуации.

Приведем пример группировки показателей рисунка для характе­ристики «Враждебность в семейной ситуации» (табл. 2).

Таблица 2

Виды проективных методик — Студопедия

Существуют различные классификации проективных методик. Мы будем придерживаться классификации, принятой в маркетинговой практике (однако сразу хотелось бы отметить, что эти классификации весьма условны). По данной классификации проективные методики делятся на пять групп:

1. Ассоциативные (Association).

2. На завершение задания (Completion).

3. Конструирующие (Construction).

4. Экспрессивные (Expressive).

5. Ранжирование (Choice-ordering).

Далее мы подробнее опишем примеры методик каждого типа.

1. Ассоциативные методики. Процедура заключается в том, что респондентов просят сказать, написать или выбрать из предложенных методов то, что у них ассоциируется с исследуемым предметом. Существуют различные варианты ассоциативных методик:

· Словесные ассоциации.

· Персонификация.

· Картинки и слова (ассоциации на визуальные стимулы) и т. д.

Словесные ассоциации – как устные, так и письменные, могут применяться при тестировании названий, выявления отношения респондентов к определенной марке, группе товаров, рекламе и т. д.

Персонификация – вербальная или невербальная (с использованием портретов) используется для выяснения типажа постоянного потребителя исследуемой марки (при подборе актеров для рекламы), а также для выяснения особенностей имиджа марки или продукта, сложившегося в глазах потребителей.

Картинки и слова – методика с применением визуальных и/или словесных стимулов – используется как при тестировании названия, так и для выяснения имиджа марки, продукта или категории продукта. Респондентов просят выбрать те картинки и слова, которые ассоциируются у них с исследуемым предметом.



2. Методики на завершение задания заключаются в том, что респондентов просят закончить незавершенные стимулы, например, незаконченные предложения, рисунки и т.д. Примерами методик на завершение задания могут служить:

· Незаконченные предложения.

· Незавершенные рисунки.

· Бранд мэппинг (Brand mapping) и т.д.

Незаконченные предложения – весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Она может иметь некоторые интерпретации, например, респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов.

Незавершенные рисунки также имеют различные модификации. Например, для выяснения представления респондентов о портрете потребителя исследуемого продукта их просят дорисовать определенные детали на портрете человека. Для того, чтобы выяснить, понравился или не понравился детям-респондентам исследуемый продукт, их просят дорисовать выражение лица человечка и т. д.


Бранд мэппинг (Brand mapping) — часто используемая методика, которая применяется для выяснения преимуществ и недостатков марки по сравнению с конкурентами, а также для понимания восприятия позиционирования марки. Кроме того. данная методика помогает найти место на рынке, которое может занять новая марка. При использовании этой методики респондентов просят сгруппировать марки по какому-либо признаку или расположить их на системе координат.

3. Конструирующие методики заставляют респондентов создать (вербально или невербально) что-либо. Это может быть коллаж на определенную тему или какая-нибудь ситуация. Среди методик, относящихся к этой группе находятся:

· Модифицированный ТАТ (Тематический Апперцепционный Тест, созданный психологом Мюррейем).

· Баблз (Bubble drawing).

· Коллаж.

· Проективные вопросы и т.д.

Модифицированный ТАТ применяется с целью изучения глубинных мотивов поведения потребителей в той или иной ситуации, а также для исследования имиджа марки или проекта, сложившегося в глазах потребителя. Респондентам показывают картинки, на которых изображена какая-либо ситуация (например, ситуация покупки), и просят рассказать о том, что думают и чувствуют герои этой картинки, а также что случилось с ними до той ситуации, что изображена на картинке, и после.

Баблз (Bubble drawing ) отличается от модифицированного ТАТа тем, что респондентов не просят рассказать о событиях, предшествовавших нарисованной ситуации и следующих за ней, но преследует те же цели.

Коллаж помогает исследователю выяснить особенности восприятия потребителями исследуемой марки, продукта или компании, а также может быть полезным при подборе визуальных символов при создании рекламы.

Проективные вопросы помогают респондентам в завуалированной форме объяснить свое поведение. Вопрос начинается с некоторого утверждения, якобы высказанного другими респондентами. Далее респондентов просят объяснить (письменно или устно) причины, заставившие лжереспондента высказать такую точку зрения, и высказать свою точку зрения.

4. Экспрессивные методики используются в отечественной практике достаточно редко. Акцентом внимания методик этого типа является эмоциональное восприятие потребителями исследуемой марки, продукта, категории продукта и т.д. Данные, полученные с помощью этих методик, позволяют понять не только отношение потребителей, но и образы, которые в сознании потребителей ассоциируются с этой маркой, продуктом или категорией продукта. Эти методики особенно хорошо применять при исследовании таких продуктов, результат действия которых во многом придумывается потребителями (например, шампунь, духи, анальгетики), так как респондентам трудно описать этот результат с рациональной точки зрения. К экспрессивным методикам относятся:

• Психорисунки.

• Ролевые игры.

Психорисунки. Процедура методики заключается в том, что респондентов просят нарисовать какую-либо хорошо известную марку так, чтобы отобразить графические элементы, которые ассоциируются у них с этой маркой.

Ролевые игры. Существуют различные варианты этой методики. Мы приведем пример методики “Игра в..,”. Цель этой методики — выяснить не только что именно потребители говорят о марке, но и как именно они это говорят. При применении методики респондентов просят от имени какой-либо марки (продукта, рекламы и т.д.) обратиться к потребителям в той манере (голос, тон, язык), которую могла бы использовать эта марка (продукт, реклама и т.д.). При этом их просят обратить внимание на “свои” преимущества перед конкурентами.

5. Ранжирование. К этой группе относятся методики, которые имеют более структурированные стимулы. Методика имеет множество модификаций. Например, респондентам раздают списки характеристик исследуемого продукта или рекламы и просят выбрать те характеристики, которые наиболее ему/ей соответствуют; или просят проранжировать характеристики по какому-либо признаку (например, по степени важности).

Проективная техника — определение проективной техники в The Free Dictionary

Aaker (1996) использовал номинальную шкалу для категоризации вспомогательных воспоминаний с помощью проективных методов. В этом исследовании использовалась проективная методика вспомогательного припоминания. Тест на завершение рисования: проективный метод исследования личности, основанный на бланке теста Вартегга. Тест синтетического дома-дерева-человека (S-HTP Test; Mikami, 1995), который является проективной техникой, используемой в клинической психологии, основан на тесте Бака (1948) Дом-Дерево-Человек (HTP).Machover (1947) был первым, кто заинтересовался рисунками человеческих фигур как проективной техникой и использовал тест DAP на подростках мужского пола и взрослых пациентах для оценки. Ответы были анонимными, участники были проинструктированы, что не было «правильного» или «неправильного». В экспериментальных условиях лечения использовались ответы и менее опасная проективная техника. Берджесс (2012) использовал проективную технику, чтобы попытаться измерить восприятие дошкольниками форм тела: других детей, а затем их собственного.Мы выбрали терапию адлеровской песочницей в качестве терапевтического дополнения по пяти причинам: (а) не было обнаружено исследований, посвященных применению адлерианской песочной терапии у взрослых мужчин, злоупотребляющих психоактивными веществами, (б) песочная тарелка способствует бессознательным процессам, (в) адлеровскому песку Терапия с подносом — это проективная техника, которая может повысить самосознание, (d) терапия с использованием песчаных поддонов Адлера может способствовать развитию социального интереса и может способствовать разрешению подавляющего чувства неполноценности, которое обычно маскируется комплексом превосходства правонарушителя, и (e ) существует достаточное количество точек соприкосновения между аспектами адлерианской и когнитивно-поведенческой терапии, поддерживающей реализацию адлерианской песочной терапии в сочетании с когнитивно-поведенческой терапией с популяциями преступников.И со временем эта проективная техника привела Олсона к важным для всех нас истинам о нашем месте на Земле и структуре космоса. Таким образом, профилактический характер профессионального руководства повторяется, оптимизированный ресурсом проективного В ходе процесса участники-исследователи решили использовать рефлексивные фотографические повествования, кинетические рисунки и стенограммы проективных техник интервью в качестве основных источников данных. Кроме того, на психометрические (объективные) и личностные (проективные) тесты влияют двумя разными философиями, но оба в поисках респектабельности стремятся к установлению надежности и достоверности; психометрический тест с большей вероятностью будет соответствовать критериям надежности и, в частности, валидности, чем любой проективный метод, поскольку последний вырос в совершенно ином климате, и его также трудно проверить.,

Методы исследования Метод

В основном есть 4 метода, с помощью которых мы можем собирать данные с помощью метода опроса

  1. Телефонное интервью
  2. Личное интервью
  3. Интервью по почте
  4. Электронное интервью
  1. Телефонное интервью

    Телефонное собеседование — лучший метод для быстрого сбора необходимой информации. Ответы респондентов собирает исследователь по телефону.

    Преимущества телефонного интервью

    1. Это очень быстрый метод сбора данных.
    2. Он имеет преимущество перед «почтовой анкетой», позволяя интервьюеру поговорить с одним или несколькими людьми и разъяснить его вопросы, если они не поняты.
    3. Уровень ответов при телефонном интервью, кажется, немного лучше, чем при опросе по почте
    4. Качество информации лучше
    5. Это менее затратный метод и меньше проблем с администрированием

    Недостатки телефонного интервью

    1. Они не могут провести интервью, для которого нужен реквизит
    2. Он не может провести неструктурированное интервью
    3. Нельзя использовать для вопросов, требующих длинных описательных ответов
    4. За респондентами нельзя наблюдать
    5. Люди неохотно раскрывают личную информацию по телефону
    6. К людям, у которых нет телефона, нельзя обращаться
  2. Личное интервью

    Это самый универсальный из всех методов.Они используются, когда требуются реквизиты вместе с вербальным ответом, также могут наблюдаться невербальные ответы.

    Преимущества личного интервью

    1. Опрашиваемый может задать больше вопросов и может дополнить интервью личным наблюдением.
    2. Они более гибкие. Порядок вопросов можно изменить
    3. Знание прошлого и будущего возможно.
    4. Возможно детальное исследование.
    5. Возможна проверка данных из других источников.
    6. Полученная информация очень надежна и надежна и помогает очень быстро установить причинно-следственную связь.

    Недостатки личного интервью

    1. Это требует гораздо большего технического и административного планирования и контроля
    2. Дороже
    3. Это требует много времени
    4. На точность данных влияет интервьюер
    5. Может потребоваться несколько колл-банков
    6. Некоторые люди недоступны
  3. Опрос по почте

    Анкеты рассылаются респондентам, они заполняют ее и отправляют обратно.

    Преимущества почтового опроса

    1. Доступен для всех типов людей.
    2. Уровень отклика можно улучшить, предложив определенные стимулы.

    Недостатки почтового опроса

    1. Не может использоваться для неструктурированного исследования.
    2. Дорого.
    3. Требуется установленный список рассылки.
    4. Это требует времени.
    5. При сложных вопросах возникает проблема.
  4. Электронное интервью

    Электронное собеседование — это процесс распознавания и выявления людей, объектов, событий, а не запроса информации. Например, когда вы идете в магазин, вы замечаете, какой продукт люди любят использовать. Универсальный код продукта (UPC) также является методом наблюдения за тем, что люди покупают.

    Преимущества электронного интервью

    1. Не следует полагаться на желание или способности респондента.
    2. Данные более точные и объективные.

    Недостатки электронного интервью

    1. Отношения не наблюдаются.
    2. Длительные события невозможно наблюдать.
    3. Наблюдается предвзятость наблюдателя. Это не чисто объективно.
    4. Если респонденты знают, что за ними наблюдают, их ответ может быть необъективным.
    5. Это дорогостоящий метод.

Авторство / ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой по содержанию руководства по изучению менеджмента .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *