Что такое обучение определение: Значение слова ОБУЧЕНИЕ. Что такое ОБУЧЕНИЕ?

Что такое обучение. Основные понятия — Студопедия.Нет

 

Каждая наука пользуется своими понятиями. Определенные понятия существуют и в педагогике. К таким понятиям относятся обучение, воспитание, образование и педагогический процесс.

Обучение – это:

1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;

2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике;

3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека;

4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Процесс обучения (или учебный процесс) включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений данного понятия.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение» или «процесс обучения» понимается преподавание. В начале ХХ века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли свое отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся. Важно отметить, что уточнение самого понятия обучения очень необходимо. Дело в том, что если за основу обучения взять, например, передачу и усвоение знаний, то в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты. Но в таком случае будут упущены другие немаловажные стороны данного процесса обучения.


Современные требования к процессу обучения таковы, что сегодня школа должна научить человека мыслить, развить его во всех отношениях. В связи с этим обучение будет иметь следующие характеристики:

– двусторонний характер;

– совместная деятельность учителей и учащихся;

– руководство со стороны учителя;

– специальная планомерная организация и управление;

– целостность и единство;

– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

– управление развитием и воспитанием учащихся.

Цели обучения определяются потребностями и возможностями общества. Сегодня современному российскому обществу необходим новый тип отношений, а особенно в высшей школе, где главными составляющими этих отношений выступают нравственная оценка знаний, интеллектуальная установка, инициатива, общение на равных, уважение, ответственность и компромисс.

С учетом современных требований сегодня акцент делается на специалиста «не просто знающего нормы профессиональной деятельности и способы их осуществления, а на субъекта, способного эффективно управлять собой и другими людьми» [12].



Обучение – это процесс очень сложный и важный. И от того как выстроится учебная деятельность, будет зависеть успех обучения в целом.

Учебная деятельность – это двусторонний процесс, в котором идеальная личность педагога взаимодействует с идеальной личностью учащегося. Однако в действительности чаще всего мы имеем дело с тем, что преподаватель вуза сталкивается со студентом, который не хочет и не любит учиться и относится к обучению в вузе как к «каторжным работам». Такое отношение сложилось вследствие безответственного отношения к учебе со стороны учащегося. Дело в том, что привычная система образования в школе требовала от учителей и классных руководителей ответственного отношения за обучение учащихся, при этом снижая ответственность за учебу самих учеников. Такое неумение учиться переносится и на вузовскую подготовку. Сложившийся стереотип безответственного отношения к учебе не позволяет студентам брать на себя ответственность за свое обучение в институте, что создает массу проблем как для самого студента, так и для преподавателя.

Сегодня выстроить конструктивные отношения – это непростая задача. Ее решение зависит от того, насколько сам молодой человек способен осознать предъявляемые самой жизнью требования и сде­лать собственный выбор в сторону высоких идеалов и личностного роста, «пока сам человек не поймет необходимости, значимости быть другим, никакие социальные перемены не помогут остановить бездуховность, наказать безнравственность и запретить деструктивные формы поведения» [13].

В зависимости от целей, обучение имеет свою специфику, в связи с чем можно выделить определенные виды обучения:

обучение включенное – специально организуемая и планируемая учебная деятельность, направленная на получение практического результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно;

обучение дистанционное – образовательная технология, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или вуза. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором современных информационных технологий: научная и методическая литература, компьютерная база, семинары, консультации преподавателей и пр. Дистанционное обучение позволяет получить образование без отрыва от основной деятельности, а также позволяет не выезжать на сессии, а значит, увеличивает возможность получения образования в самых отдаленных районах России;

обучение интегрированное – совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних;

обучение контекстное – обучение, в котором соединяются предметное и социальное содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста;

обучение политехническое – обучение, ориентированное на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства, овладение практическими приемами и навыками обращения с техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии, в тенденциях их развития;

обучение проблемное – активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский;

обучение программированное – один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, которая реализуется обычно с помощью программированных (электронных) учебников и обучающих машин;

обучение развивающее – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Главная цель развивающего обучения – подготовить учащихся к самостоятельному усвоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни: «способности жить своим умом». Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».

Чтобы познать все тонкости процесса обучения, существует целая наука, которая затрагивает проблемы и особенности процесса обучения, – это дидактика. Дидактика (от греч. получающий и изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке (1571–1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем чему учить и как учить. Современная наука интенсивно исследует также проблемы когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды и формы, методы, средства и результаты обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем краткое и емкое определение дидактики: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Однако ведущими понятиями дидактики являются:

преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний;

учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные;

обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Обучение строится согласно дидактическим принципам, которые придают характер системности, делают обучение целенаправленным и организованным процессом.

 

 

обучение — это… Что такое обучение?

— процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков.

Проблема обучения рассматривается не только в психологии педагогической (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей, возрастной, в нейропсихологии, патопсихологии, психологии труда. Подход к ней во многом определяется базовыми общепсихологическими позициями. Сторонники теорий спонтанного развития, признавая большую роль обучения в обретении индивидом общественного опыта, считают, что обучение — процесс, внешний по отношению к психическому развитию, развивающемуся по собственным законам, не связанным с актуальным бытием индивида.

В отечественной психологии обучение и развитие не отождествляются, но подчеркивается ведущая роль обучения, создающего учащемуся зону развития ближайшего и способствующего выработке средств и способов ориентации в реальности.

Психологически проблема обучения может рассматриваться как со стороны механизмов усвоения нового материала, так и со стороны организации оптимального хода усвоения согласно поставленным целям и задачам. Промежуточны вопросы взаимоотношений обучаемых и обучающих. Усвоение рассматривается как проходящий через определенные этапы процесс овладения действиями, понятиями, формами поведения, выработанными обществом.

В отечественной психологии выделено несколько проблем, решение коих определяет пути и возможности практического применения знаний о психологических закономерностях обучения. Всякое обучение предполагает целенаправленное изменение субъекта, поэтому важная проблема — организация управляемого обучения, обеспечивающего планомерное формирование нужных качеств (см. концепция формирования поэтапного действий умственных) и учитывающего индивидуально-психологические особенности учащихся, традиционно рассматриваемые в контексте вопросов обучаемости. Кроме того, требуется гармонизация управления процессом усвоения и обеспечения оптимального развивающего эффекта.

Специфика психологических особенностей усвоения обусловила дифференцированный подход к разработке методов обучения математике, языкам, естественным и гуманитарным дисциплинам, профессиональному мастерству. Особая ветвь современных исследований — обучение общению, организации целенаправленного овладения средствами и способами коммуникации.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

Обучение — это… Что такое Обучение?

— 1. процесс приобретения с помощью школьных программ, педагогов и воспитателей относительно несложных навыков (речевых, счётных, трудовых и т.п.) и элементарных сведений, дающих возможность адаптироваться к повседневным обстоятельствам жизни; 2. вообще – процесс приобретение знаний, навыков и умений. Ср. Образование.


* * *
— поставленное на службу сохранения индивида и человеческого вида, управляемое стимулами, адаптированное изменение поведения, переработки и накопления информации на базе филогенетически образованных структур (из книги Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагиной).


* * *

целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека. Обучение в психологии рассматривается как совместная деятельность учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение знаний и овладение способами добывания знаний (учебной деятельностью) обучающимися. Учение понимается как активная деятельность обучающегося по усвоению новых знаний и овладению способами приобретения знаний.


* * *
целенаправленный процесс передачи ку необходимых знаний и выработки у него необходимых навыков и умений.


О. имеет различные формы, одной из которых является производственное О. Разновидностями последнего является индивидуальное и бригадное О., профессиональное О., самообучение. В современных условиях интенсивного развития техники и производства важнейшее значение приобретает разработка таких методов О., которые позволяли бы в течение короткого времени подготовить квалифицированного специалиста. Важное место в решении этой задачи принадлежит психологической науке, которая вырабатывает рекомендации по формированию у человека ориентировочной основы деятельности (ООД). О. будет наиболее эффективным в том случае, когда оно носит управляемый характер, причем основные управляющие воздействия в процессе О. должны быть направлены на обеспечение условий формирования полной ООД. С этой точки зрения возможны два основных метода организации О. В первом из них все сведения, необходимые для формирования ООД, даются обучаемому в готовом виде как инструкция, с которой он должен ознакомиться, запомнить и выполнить. Инструкцию дополняют готовыми образцами действий в виде описаний, схем, показа. Такой метод называется методом образца. При использовании второго метода деятельность обучаемого строится таким образом, что в виде готовых сведений вводят только некоторые принципиальные положения, известные человеку из прошлого опыта. Опираясь на них, он под руководством инструктора сам строит всю систему действий, приводящую к получению требуемого результата. При этом обучаемый анализирует возможные исходы правильных и неправильных действий, рассматривает различные отклонения и определяет их допустимые границы. Задача инструктора состоит в том, чтобы вовремя поставить новую проблему и направить обучаемого по правильному пути поиска ее решения. Такой метод называется проблемно-теоретическим, его эффективность намного выше по сравнению с методом образца. Это преимущество проблемно-теоретического метода обусловлено выполнением следующей психологической закономерности: полнота усвоения обеспечивается только в том случае, если твердые знания являются непосредственной целью действий человека и для достижения этих целей применяются наиболее содержательные, активные способы. Для полного усвоения при любом методе О. необходимо соблюдение принципа поэтапного формирования действия (см. Концепция поэтапного формирования умственных действий). Однако подготовка человека к деятельности не исчерпывается только формированием у него определенного крута знаний, навыков и умений. Необходимо сформировать у него и определенную систему качеств, таких как эмоциональная устойчивость, самообладание, внимательность и другие (в зависимости от вида деятельности). Это значит, что О. должно быть неразрывно связано с воспитанием человека, в целом с его психологической подготовкой. Необходимо учитывать также, что люди отличаются друг от друга по своим психологическим характеристикам. Индивидуальные особенности человека должны учитываться в организации его О., т. е. оно должно быть индивидуальным. Конечной его целью является формирование у обучаемого индивидуального стиля деятельности, наиболее полно соответствующего его типологическим особенностям. Важным средством повышения эффективности О. является применение технических средств: тренажеров, имитаторов, обучающих машин и др. Для количественного анализа процесса О. может быть использована кривая упражнения, которая представляется в графическом или аналитическом виде. Для повышения качества О. в общем случае следует обеспечить необходимый уровень мотивации, обеспечить рациональное распределение учебных задач во времени, создать условия для положительного переноса навыков и исключить предпосылки к возникновению отрицательного переноса и интерференции навыков, создать условия для осмысленного усвоения обучающей информации, использовать словесный алгоритм (вербализацию) в процессе формирования концептуальной модели, обеспечить своевременную обратную связь обучаемому о качестве его работы. Для повышения эффективности О. могут использоваться такие сравнительно новые его виды, такие как инновационное обучение, проблемное обучение и др.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

ОБУЧЕНИЕ — это… Что такое ОБУЧЕНИЕ?

  • ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ, обучения, мн. нет, ср. Действие по гл. обучить обучать и обучаться. «…Революция 1905 г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс…» Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное …   Толковый словарь Ушакова

  • обучение — См …   Словарь синонимов

  • обучение — процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности,… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • обучение — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] обучение В кибернетике и общей теории систем — накопление системой опыта в результате многократных воздействий на нее и корректировки ее реакций на эти воздействия.… …   Справочник технического переводчика

  • ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОБУЧЕНИЕ — см. учить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОБУЧЕНИЕ — (научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей О.… …   Биологический энциклопедический словарь

  • ОБУЧЕНИЕ — англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов профессионалов. см …   Энциклопедия социологии

  • обучение — это… Что такое обучение?

  • ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ, обучения, мн. нет, ср. Действие по гл. обучить обучать и обучаться. «…Революция 1905 г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс…» Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное …   Толковый словарь Ушакова

  • обучение — См …   Словарь синонимов

  • обучение — процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности,… …   Российская энциклопедия по охране труда

  • ОБУЧЕНИЕ — в психологии процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта. Обучение основывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие из него телесно психические процессы. Легче и лучше всего… …   Философская энциклопедия

  • ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • обучение — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] обучение В кибернетике и общей теории систем — накопление системой опыта в результате многократных воздействий на нее и корректировки ее реакций на эти воздействия.… …   Справочник технического переводчика

  • ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ОБУЧЕНИЕ — см. учить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ОБУЧЕНИЕ — (научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей О.… …   Биологический энциклопедический словарь

  • ОБУЧЕНИЕ — англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов профессионалов. см …   Энциклопедия социологии

  • Что такое обучение? Определение процесса обучения — Студопедия

    Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется»; оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (И.Ф. Харламов). Оно и «процесс деятельности преподавания и учения» и «познание или вид познавательной деятельности», и «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности» и др. Иногда сущность обучения видят в том, что это руководимый или организованный процесс познания.

    Разумеется, каждое из перечисленных определений имеет право на существование, так как выступает в качестве отдельных попыток, этапов к раскрытию сущности обучения. Но взятые в отдельности, эти и другие аналогичные определения «обучения» не раскрывают его сущность. Доказательством тому может служить хотя бы попытка охарактеризовать обучение как передачу человеку, ребенку определенных знаний, умений и навыков. На первый взгляд это утверждение может показаться верным: до обучения у ребенка знаний не было, после обучения они появились. Откуда взялись знания? От учителя. Он их дал обучающемуся.



    Но знания, умения, навыки — не физические предметы, их передать просто нельзя. Они могут возникнуть в го, лове ребенка, человека только в результате собственной активности. Их нельзя просто получить, они должны получаться в результате психической активности обучающегося и прежде всего мышления. Значит, отношение «учитель — ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик — приемник». Вряд ли можно согласиться и с другим определением понятия процесса обучения, согласно которому «процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988. С. 339). Смысловая нагрузка в этом определении падает на «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся». Но легко заметить, что указанное взаимодействие весьма неопределенно, аморфно, так как не указывает на механизм его реализации, а следовательно, обходит саму сущность обучения как целостного педагогического явления. Вот почему составители сборника «Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППК ОНО» (М., 1989), пытаясь избежать этого недостатка в определении понятия «обучение», предложили свое, которое сводится к следующему: «Процесс обучения на современном этапе… это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика» (с. 3). В этом определении акцент переносится не на учителя и учащихся как субъектов деятельностей, личностей, их взаимодействие, а на их целенаправленные, взаимосвязанные, последовательно развивающиеся деятельности. Обучение в этом определении выступает как деятельность, а процесс обучения как смена состояний системы деятельности, создаваемой самими людьми. Однако, сделав акцент на содержании самого процесса обучения, авторы упускают в этом определении одно существенное обстоятельство, а именно, что система деятельности в обучении не только создается самими людьми, но и существует не отдельно от них, а реализуется ими и через них. Она существует постольку, поскольку нужна для выполнения определенных общественных целей (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. Изд. 2-е. М., 1982. С. 129).


    Содержанием обучения как процесса, на что справедливо обращает наше внимание В.К. Дьяченко в своих работах, является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающий и не владеет полностью или частично обучаемый (см. В.К. Дьяченко. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989. С. 44). Например, ученик овладевает каким-то ремеслом: столярным, плотницким, слесарным и другим. Работа столяра, плотника или слесаря для него становится целью и содержанием учения. То же можно сказать об овладении ребенком техникой написания букв, счетом, таблицей умножения и т.п. Сама по себе эта деятельность — какой-то конкретный вид труда. Работа столяра, делающего табуретку, скамейку, стол, ящик, или методиста, составляющего дидактические материалы по русскому языку, математике, не является обучением. Но этот труд может стать целью и содержанием обучения, если столяр берет ученика и обучает его столярному делу или учитель-методист становится за учительский стол и обучает ребенка технике написания букв, счету, таблице умножения, составлению обучающих программ для ЭВМ. Тогда непосредственно к тому практическому делу, которым занимались и занимаются столяр и учитель-методист, присоединяется еще одна забота — обучение ребенка, подростка.

    Обучение — это то, чего непосредственно в столярном деле или деле методиста (ученого-методиста, методиста-практика) не было, и оно, на что справедливо указывает В.К. Дьяченко, отличается от столярного дела, дела методиста тем, что включается еще общение их с учеником.

    Учитель, наставник, как справедливо их следовало бы теперь назвать, показывают, объясняют, ставят вопросы, дают задания своим ученикам, проверяют их, отмечают недостатки и ошибки, корректируют движения, действия, снова показывают, как нужно работать тем или другим инструментом, карандашом или ручкой, показывают образцы программ и т.д.

    Что такое обучение? Определение процесса обучения — Студопедия

    Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется»; оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» (И.Ф. Харламов). Оно и «процесс деятельности преподавания и учения» и «познание или вид познавательной деятельности», и «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности» и др. Иногда сущность обучения видят в том, что это руководимый или организованный процесс познания.

    Разумеется, каждое из перечисленных определений имеет право на существование, так как выступает в качестве отдельных попыток, этапов к раскрытию сущности обучения. Но взятые в отдельности, эти и другие аналогичные определения «обучения» не раскрывают его сущность. Доказательством тому может служить хотя бы попытка охарактеризовать обучение как передачу человеку, ребенку определенных знаний, умений и навыков. На первый взгляд это утверждение может показаться верным: до обучения у ребенка знаний не было, после обучения они появились. Откуда взялись знания? От учителя. Он их дал обучающемуся.



    Но знания, умения, навыки — не физические предметы, их передать просто нельзя. Они могут возникнуть в го, лове ребенка, человека только в результате собственной активности. Их нельзя просто получить, они должны получаться в результате психической активности обучающегося и прежде всего мышления. Значит, отношение «учитель — ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик — приемник». Вряд ли можно согласиться и с другим определением понятия процесса обучения, согласно которому «процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников» (Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988. С. 339). Смысловая нагрузка в этом определении падает на «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся». Но легко заметить, что указанное взаимодействие весьма неопределенно, аморфно, так как не указывает на механизм его реализации, а следовательно, обходит саму сущность обучения как целостного педагогического явления. Вот почему составители сборника «Дидактические материалы к учебным курсам, изучаемым на ФППК ОНО» (М., 1989), пытаясь избежать этого недостатка в определении понятия «обучение», предложили свое, которое сводится к следующему: «Процесс обучения на современном этапе… это целенаправленная, взаимосвязанная, последовательно изменяющаяся деятельность учителя и учащихся, направленная на формирование системы знаний, основ научного мировоззрения, трудового и нравственного воспитания, творческой активности, обеспечивающих всестороннее развитие ученика» (с. 3). В этом определении акцент переносится не на учителя и учащихся как субъектов деятельностей, личностей, их взаимодействие, а на их целенаправленные, взаимосвязанные, последовательно развивающиеся деятельности. Обучение в этом определении выступает как деятельность, а процесс обучения как смена состояний системы деятельности, создаваемой самими людьми. Однако, сделав акцент на содержании самого процесса обучения, авторы упускают в этом определении одно существенное обстоятельство, а именно, что система деятельности в обучении не только создается самими людьми, но и существует не отдельно от них, а реализуется ими и через них. Она существует постольку, поскольку нужна для выполнения определенных общественных целей (Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. Изд. 2-е. М., 1982. С. 129).


    Содержанием обучения как процесса, на что справедливо обращает наше внимание В.К. Дьяченко в своих работах, является какая-то деятельность, которой в той или другой степени владеет обучающий и не владеет полностью или частично обучаемый (см. В.К. Дьяченко. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989. С. 44). Например, ученик овладевает каким-то ремеслом: столярным, плотницким, слесарным и другим. Работа столяра, плотника или слесаря для него становится целью и содержанием учения. То же можно сказать об овладении ребенком техникой написания букв, счетом, таблицей умножения и т.п. Сама по себе эта деятельность — какой-то конкретный вид труда. Работа столяра, делающего табуретку, скамейку, стол, ящик, или методиста, составляющего дидактические материалы по русскому языку, математике, не является обучением. Но этот труд может стать целью и содержанием обучения, если столяр берет ученика и обучает его столярному делу или учитель-методист становится за учительский стол и обучает ребенка технике написания букв, счету, таблице умножения, составлению обучающих программ для ЭВМ. Тогда непосредственно к тому практическому делу, которым занимались и занимаются столяр и учитель-методист, присоединяется еще одна забота — обучение ребенка, подростка.

    Обучение — это то, чего непосредственно в столярном деле или деле методиста (ученого-методиста, методиста-практика) не было, и оно, на что справедливо указывает В.К. Дьяченко, отличается от столярного дела, дела методиста тем, что включается еще общение их с учеником.

    Учитель, наставник, как справедливо их следовало бы теперь назвать, показывают, объясняют, ставят вопросы, дают задания своим ученикам, проверяют их, отмечают недостатки и ошибки, корректируют движения, действия, снова показывают, как нужно работать тем или другим инструментом, карандашом или ручкой, показывают образцы программ и т.д.

    10 Определения обучения

    Все мы знаем, что человеческий мозг чрезвычайно сложен и до сих пор остается загадкой. Отсюда следует, что обучение — основная функция мозга — понимается по-разному. Вот десять способов описания обучения.

    Определения

    1. «Изменение в характере или способностях человека, которое сохраняется в течение определенного периода времени и не просто приписывается процессам роста».
      — Из условий обучения Роберта Ганье
    2. «Обучение — это относительно постоянное изменение знаний или поведения человека в результате опыта.Это определение состоит из трех компонентов: 1) продолжительность изменения является долгосрочной, а не краткосрочной; 2) локус изменения — содержание и структура знаний в памяти или поведение учащегося; 3) причиной изменения является опыт учащегося в окружающей среде, а не усталость, мотивация, наркотики, физическое состояние или физиологическое вмешательство ».
      –Из энциклопедии образовательных исследований Ричард Э. Майер
    3. «Мы определяем обучение как преобразующий процесс получения информации, которая, будучи усвоенной и смешанной с тем, что мы испытали, изменяет то, что мы знаем, и основывается на том, что мы делаем.Он основан на вводе, процессе и размышлениях. Это то, что нас меняет ».
      –Из «Нового социального обучения» Тони Бингема и Марсии Коннер
    4. «Было высказано предположение, что термин« обучение »не поддается точному определению, поскольку он используется во многих случаях. Обучение используется для обозначения (1) приобретения и овладения тем, что уже известно о чем-либо, (2) расширением и прояснением значения собственного опыта или (3) организованным, преднамеренным процессом проверки идей, относящихся к проблемам.Другими словами, он используется для описания продукта, процесса или функции ».
      –Из «Изучение того, как учиться: прикладная теория для взрослых» Р.М. Смит
    5. «Приобретение знаний и навыков и их доступность по памяти, чтобы вы могли понять будущие проблемы и возможности». (Послушайте интервью с одним из авторов.)
      Из книги «Сделай это: наука об успешном обучении» Питера С. Брауна, Генри Л. Родигера III, Марка А. МакДэниела
    6. «Процесс , который приводит к изменению , которое происходит в результате опыта и увеличивает потенциал повышения производительности и будущего обучения.
      Из книги «Как работает обучение: семь основанных на исследованиях принципов интеллектуального обучения» Сьюзан Амброуз и др.
    7. «Процесс приобретения знаний и опыта».
      Из книги Малькольма Ноулза «Взрослый ученик»
    8. «Обучение предполагает усиление правильных ответов и ослабление неправильных ответов. Обучение включает добавление новой информации в вашу память. Обучение включает в себя осмысление представленного материала путем изучения соответствующей информации, ее мысленной реорганизации и связывания с тем, что вы уже знаете.”
      Из электронного обучения и науки обучения Рут К. Кларк и Ричарда Э. Майера
    9. «Устойчивое изменение работоспособности человека или производственного потенциала… [которое] должно произойти в результате опыта учащегося и его взаимодействия с окружающим миром».
      Из психологии обучения для обучения М. Дрисколла
    10. «Обучение — это процесс, который происходит в туманной среде смены основных элементов, а не полностью под контролем человека.Обучение (определяемое как практические знания) может происходить вне нас (в рамках организации или базы данных), ориентировано на соединение специализированных наборов информации, а связи, которые позволяют нам узнать больше, более важны, чем наше текущее состояние знаний ».
      Из коннективизма: теория обучения для цифровой эпохи Джорджа Сайменса

    Как вы относитесь к обучению? Добавьте свое определение в комментарии ниже.


    Раз в месяц получайте последние статьи, ресурсы и бесплатные подарки, а также мою бесплатную электронную книгу Writing for Instructional Design.

    ОТПРАВИТЬ КНИГУ СЕЙЧАС

    .

    определение обучения в The Free Dictionary

    Learning

    1. способ обучения или процедуры в частной школе, колледже или университете.
    2. тенденция к традиционализму или конвенционализму в искусстве, литературе, музыке и т. Д.
    3. любые взгляды или идеи, которые являются усвоенными или научными, но которым не хватает мирского, здравого смысла или практичности. — academie , n., Прил. . — академик , n .

    антагонизм к обучению, образованию и образованным, выраженный в литературе в сознательном проявлении простоты, приземленности и даже красочной полуграмотности. — антиинтеллектуальный , н., Прил .

    процесс самообучения. — самоучка , n .

    1. состояние педантичной или буквально мыслящей женщины.
    2. Поведение, характерное для такой женщины.

    человек, обучающихся как класс или коллективно; интеллигенция или литераторы.

    1. практика оценки литературы и т. Д., Прежде всего, по ее учебному содержанию.
    2. склонность слишком много учить или поучать других, особенно проповедуя и морализируя.
    3. педантичный, скучный метод обучения. — дидакт , n . — дидактическое , прил .

    искусство или наука преподавания.

    состояние посвященности чему-то, чему учат. — доктринер , n .

    1. Британский . педагог.
    2. специалист по теории и методике обучения. Также называется педагог .

    человек, который поддерживает или использует систему дошкольного образования, разработанную Фридрихом Фрёбелем, немецким реформатором образования. Также Froebelian .

    ученик гимназии, одного из классов средней школы в Европе. См. Также легкая атлетика.

    (в Европе) название средней школы, в которой студенты готовятся к поступлению в университет.

    литераторов или ученых; ученые как группа.

    ученый или литератор; один из литераторов.

    1. практика чтения, письма или учебы в ночное время, особенно при искусственном освещении; «Сжигание полуночного масла».
    2. искусство или практика научного письма. — люкубратор , н . — люкубрат , v .

    Редкий . 1. позднее образование.
    2. процесс получения образования в конце жизни.

    наука об обучении.

    наука или искусство преподавания или воспитания. — педагог, педагог, педагог , n . — педагогические, педагогические, педагогические, педагогические , прил. .

    1. искусство преподавания.
    2. Педантичное, догматическое и формальное обучение.

    1. должность или работа учителя; обучение.
    2. искусство или метод обучения; педагогика.

    1. характер или практика педанта как чрезмерное проявление образованности.
    2. рабское внимание к правилам, деталям и т. Д .; педантизм. — педант , n . — pedantic , adj .

    Правление или управление педантами; господство педантов в обществе.

    педантизм, опр. 2.

    школа высшего образования, предлагающая обучение по различным профессиональным, техническим и научным предметам.- политехнический , прил .

    качества, действия и мысли, характерные для профессора. — профессор , прил .

    основные принципы и правила, необходимые для изучения искусства или науки. — пропедевтический, пропедевтический , прил. .

    в средние века, один из двух разделов семи гуманитарных наук, включающих арифметику, геометрию, астрономию и музыку. См. Также trivium .

    предметов, таких как настоящие деньги, утварь и т. Д., Используемые учителем в классе для иллюстрации аспектов повседневной жизни.

    ученый или очень образованный человек.

    Глава школы, в особенности глава одной из древнеафинских философских школ.

    1. Древняя Греция . учитель риторики, философии и др .; следовательно, образованный человек.
    2. Тот, кто приводит ложные аргументы, часто используемые софистами.- софистический, софистический , прил. .

    1. учения и способы обучения греческих софистов.
    2. ложные или ложные рассуждения, как иногда использовали софисты.

    доктор Сорбонны Парижского университета.

    Древняя Греция . ведущий застолья или симпозиума; следовательно, человек председательствует на банкете или официальной дискуссии.

    человек, участвующий в симпозиуме.

    узнал обсуждение определенной темы. Также прописано симпозиум .

    Изучение и описание искусств и наук с точки зрения их исторического развития, географического и этнического распространения.

    Лицо, формирующее теории или специализирующееся на теории определенного предмета.

    в средние века, один из двух разделов семи гуманитарных наук, включающий логику, грамматику и риторику. См. Также quadrivium .

    Редкий . набор инструкций для начинающих.

    .

    Что такое обучение, определение, характеристики и области обучения

    Что изучает

    Весь учебный процесс направлен на обучение. То, что существует в любой образовательной структуре, предназначено для обучения как студентов, так и учителей. Люди начинают процесс обучения с момента их рождения до смерти, и различный опыт позволяет им приобретать новые навыки и информацию об окружающей среде и планировать с учетом предыдущего опыта будущие возможности.

    Итак, опыт, с которым сталкивается человек, дает ему обратную связь. Обратная связь, полученная через опыт, — это изучение терминов на обычном языке.

    Определения обучения

    Термин определен известными учеными. Определения следующие:

    1. По словам Гарднера Мерфи, «этот термин охватывает все изменения поведения для соответствия экологическим требованиям».
    2. Кингсли и Гарри определяют это как «процесс, посредством которого поведение организуется или изменяется посредством практики или обучения.”
    3. По словам Гейтса, «это изменение поведения через опыт и обучение».
    4. Скиннер утверждает, что «это приобретение и удержание».

    Характеристики обучения

    Ниже приведены характеристики

    1. Это изменение или приобретение, или корректировка поведения.
    2. Это делает и практикуется.
    3. Это непрерывный процесс до самой смерти.
    4. Это целенаправленно i.е. для удовлетворения некоторых основных потребностей.
    5. Это непрерывная реконструкция, то есть замена старого опыта новым.
    6. Результат может быть положительным, а может и не быть.
    7. Это продукты деятельности.
    8. Это помогает в правильном росте и развитии.
    9. Он универсален независимо от цвета кожи, вероисповедания, языка и т. Д.

    Дипломы обучения

    Ниже приведены три домена.

    1.Когнитивный домен

    В этой области индивидуальное мышление, умственные, интеллектуальные и интеллектуальные способности изменяются и развиваются в процессе обучения. Есть шесть подкатегорий: знания, сжатие, применение, анализ, синтез и оценка

    2. Фактический домен

    В этой области изменяются и развиваются индивидуальные чувства, эмоциональные аспекты, такие как гнев, ненависть, любовь, предубеждения, фобии и т. Д. Аффективные области имеют пять подкатегорий, которые включают явления, реагируют на явления, оценку, организацию, характеристику

    3.Конативный домен

    В этой конативной области индивидуальные двигательные способности (как играть в определенную игру, управлять машиной и т. Д.) Модифицируются и развиваются в процессе обучения.

    .

    Учебный словарь определение | обучение определено

    См. Также знания; допрос; понимание.

    академизм, академизм
    1. режим обучения или процедуры в частной школе, колледже или университете.
    2. тенденция к традиционализму или конвенционализму в искусстве, литературе, музыке и т. Д.
    3. любые взгляды или идеи, которые усвоены или основаны на учёных, но которым не хватает мирского, здравого смысла или практичности. — academie , н., прил. — академик , н.
    академизм
    1. философия школы, основанной Платоном.
    2. академизм. — академик , н. — academie, академический , прил.
    антиинтеллектуализм
    антагонизм по отношению к обучению, образованию и образованным, выраженный в литературе в сознательном проявлении простоты, приземленности, даже красочной полуграмотности. — анти-интеллектуальный , н., Прил.
    автодидактика
    процесс самообучения. — autodidact , n. синий чулок
    1. Состояние педантичной или буквально мыслящей женщины.
    2. характеристика поведения такой женщины.
    Clerisy
    люди образованные как класс или все вместе; интеллигенция или литераторы.
    дидактика
    1. практика оценки литературы и т. Д., Прежде всего, по ее учебному содержанию.
    2. склонность слишком много учить или поучать других, особенно проповедуя и морализируя.
    3. педантичный, скучный метод обучения.- дидакт , п. — дидактическое , прил.
    дидактика
    искусство или наука преподавания.
    доктринизм
    состояние посвященности чему-то, чему учат. — доктринер , н.
    педагог
    1. Британский. педагог.
    2. специалист по теории и методике обучения. Также называется педагог .
    Фрёбелист
    человек, который поддерживает или использует систему дошкольного образования, разработанную Фридрихом Фрёбелем, немецким реформатором образования.Также Froebelian .
    гимнастка
    Ученик гимназии, один из классов средней школы в Европе. См. Также легкая атлетика.
    гимназия
    (в Европе) название средней школы, в которой студенты готовятся к поступлению в университет.
    литераторы
    литераторы или ученые; ученые как группа.
    литератор
    ученый или литератор; один из литераторов.
    люкубрация
    1. практика чтения, письма или учебы в ночное время, особенно при искусственном освещении; «Сжигание полуночного масла».”
    2. искусство или практика научного письма. — люкубратор , н. — люкубрат , в.
    опсиматия
    Редко. 1. позднее образование.
    2. процесс получения образования в конце жизни.
    пайдевтика, педевтика
    наука об обучении.
    педагогика
    наука или искусство преподавания или воспитания. — педагог, педагог, педагог , н. — педагогические, педагогические, педагогические, педагогические , прил.
    педагогика
    1. искусство преподавания.
    2. учение педантично, догматично и формально.
    педагогика
    1. должность или работа учителя; обучение.
    2. искусство или метод обучения; педагогика.
    педантизм
    1. характер или практика педанта как чрезмерное проявление образованности.
    2. рабское внимание к правилам, деталям и т. Д .; педантизм. — педант , н. — педантичный , прил.
    педантократия
    правление или управление педантами; господство педантов в обществе.педантизм
    педантизм, опр. 2.
    политехнический
    школа высшего образования, предлагающая обучение по различным профессиональным, техническим и научным предметам. — политехнический , прил.
    профессориализм
    качества, действия и мысли, характерные для профессора. — профессор , прил.
    пропедевтика
    основные принципы и правила, необходимые для изучения искусства или науки. — пропедевтический, пропедевтический , прил.
    квадривиум
    в средние века — одно из двух разделов семи гуманитарных наук, включая арифметику, геометрию, астрономию и музыку.См. Также trivium .
    реальность
    предметы, такие как реальные деньги, посуда и т. д., используемые учителем в классе для иллюстрации аспектов повседневной жизни.
    учёный
    ученый или очень образованный человек.
    ученый
    глава школы, особенно глава одной из древнеафинских философских школ.
    софист
    1. Древняя Греция. учитель риторики, философии и др .; следовательно, образованный человек.
    2. Приводится к ложным аргументам, часто используемым софистами.- софистический, софистический , прил.
    софистика
    1. учения и способы обучения греческих софистов.
    2. ложные или ложные рассуждения, которые иногда использовали софисты.
    Сорбонист
    доктор Сорбонны Парижского университета.
    симпозиарх
    Древняя Греция. ведущий застолья или симпозиума; следовательно, человек председательствует на банкете или официальной дискуссии.
    симпозиаст Редко.
    человек, участвующий в симпозиуме.
    симпозиум
    научился обсуждению той или иной темы.Также прописано симпозиум .
    технография
    изучение и описание искусств и наук с точки зрения их исторического развития, географического и этнического распространения.
    теоретик
    человек, который формирует теории или специализируется на теории определенного предмета.
    тривиум
    в средние века — один из двух разделов семи гуманитарных наук, включающий логику, грамматику и риторику. См. Также quadrivium .
    тирология
    Редко. набор инструкций для начинающих..

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.