Что такое межполушарная асимметрия: Межполушарная асимметрия — это… Что такое Межполушарная асимметрия?

Содержание

Межполушарная асимметрия — Википедия. Что такое Межполушарная асимметрия

Ambox outdated serious.svg

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Межполушарная асимметрия (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность») — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных[1][2]. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.

В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.

В «популярной» психологии нередко делаются некорректные обобщающие утверждения о том, что одно из полушарий отвечает за «логику» (левое), а другое за творчество (правое). Такое жесткое разделение не подтверждается исследованиями[3] Оба полушария участвуют и в логическом и в творческом мышлении[4]

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

Понятие межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое[источник не указан 1294 дня].
Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль[источник не указан 1294 дня] в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

Было показано, что левое полушарие в большей степени ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями[источник не указан 1294 дня].

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межполушарная асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции[5]. Это подтверждается и данными о том, что у неграмотных людей функциональная асимметрия головного мозга меньше, чем у грамотных[источник не указан 1245 дней].

Асимметрия усиливается и в процессе обучения: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных[источник не указан 1294 дня].

Краткая история изучения проблемы

  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведёт к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Брока исследовал больного с грубым нарушением речи — пациент понимал, но ничего не говорил (моторная афазия). У наблюдаемого была разрушена в левом полушарии моторная зона, отвечающая за речь. Брока посчитал, что открыл центр речи.
  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария: «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона».
  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии — сенсорную афазию. Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

Современные представления о межполушарной асимметрии

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной А. Р. Лурией (1969, 1973 и др.)

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

Результаты исследований различных авторов указывают на то, что между правым и левым полушарием головного мозга существуют анатомические различия (Хомская Е. Д., 2005).

Объяснения причин возникновения

Эволюционная теория асимметрии

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г.[6] Согласно этой теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела[7][8][9].

Объяснение с точки зрения этологии

Этология считает возникновение и развитие межполушарной асимметрии следствием естественного отбора: она была обнаружена у дельфинов и птиц (от попугая до канарейки)[источник не указан 1290 дней], и весьма вероятно, что её возникновение было связано с речевой деятельностью и групповым взаимодействием[10]. Но, как отмечает В. Дольник, «границу между разумом и неразумом» на основе асимметрии полушарий провести не удалось[11].

Основные функции полушарий и связь между ними

Логика и распознавание образов

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

Распознавание цветов

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т. п.

Организация речи

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

  1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
  2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности, но имеют дефицит синтаксических способностей.[12]

Люди с повреждённым правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т. п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Синдром «расщеплённого мозга»

Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».

Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Связь асимметрии мозга с полом

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей, страдающих заиканием, косоглазием, дислексией, неврозами[какими?], недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков.[источник не указан 121 день] Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин по сравнению с женщинами[13][14]. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжёлый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин[14][15].

Психологический половой диморфизм — разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность — может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления — во всех возрастных группах выше уровень у женщин[13][14][16][17][18]. У женщин гораздо лучше развито и с возрастом меньше атрофируется обоняние. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом[15]. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей[19]. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее время[когда?] подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга чётче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий[20]. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма»[14]. Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет[21]. Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента[22]. Другие — что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого[15]. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.

Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы

Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин[23]. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что могло привести к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин могли быть обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требовало словесного общения[20]. Эта гипотеза опровергается основным законом генетики количественных признаков — черты, находящиеся под влиянием естественного отбора, наследуют оба пола. Единственной причиной, по которой женщины не смогли бы унаследовать лучшие пространственные способности, а мужчины, соответственно, вербальные, является явный вред их организму, который эти способности причинить не могут[24].

Существующие трактовки связывают половой диморфизм по асимметрии мозга в основном с чисто человеческими или социальными факторами. Однако имеются данные, свидетельствующие о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм по ней распространены среди животных. Например, есть сообщения о большей степени асимметрии мозга у самцов по сравнению с самками у крыс, кошек, китообразных[1][2].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Бианки В. Л. (1985) Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 295 с
  2. 1 2 Walker S.F. (1980) Lateralization of Functions in the Vertebrate Brain. Brit. J. Psychol. 71 P. 329—367.
  3. ↑ Nielsen, Jared A., Brandon A. Zielinski, Michael A. Ferguson, Janet E. Lainhart, and Jeffrey S. Anderson. «An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging.» PLOS ONE, 14 Aug. 2013. Web. 30 Aug. 2013.
  4. ↑ Westen et al. 2006 Psychology: Australian and New Zealand edition. John Wiley p.107
  5. Аршавский В. Межполушарная асимметрия большого мозга человека и некоторые проблемы педагогики (недоступная ссылка — история). SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS (2007). Проверено 7 июня 2015. Архивировано 1 июля 2015 года.
  6. ↑ Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. С. 543—561.
  7. ↑ Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323—1326.
  8. ↑ Геодакян В. А., Геодакян К. В. (1997) Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. С. 1-5.
  9. ↑ Геодакян В. А. (2003) Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. Москва, 1 с. 170—201.
  10. ↑ Виктор Дольник, «Непослушное дитя биосферы»
  11. ↑ Там же, глава «Путешествие в мир предков».
  12. ↑ Gazzaniga, M. S., & Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson & F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999
  13. 1 2 McGlone J. (1978) Sex Difference in Functional Brain Asymmetry. Cortex. 14 P. 122—128.
  14. 1 2 3 4 McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215—263.
  15. 1 2 3 Спрингер С., Дейч Г. (1983) Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 256 с
  16. ↑ Buffery A., Gray J. (1972) Sex differences in the development of spatial and linguistic skills. Gender differences, their ontogeny and significance / Ed. C. Ounsted L Edinburg, P. 123—158.
  17. ↑ Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.
  18. ↑ Maccoby E., Jacklin C. (1974) The Psychology of Sex Difference. Stanford.
  19. ↑ Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebral hemisphere asymmetry in humans. Arch. Neurol. 32 P. 239—246.
  20. 1 2 Levy J. (1978) Lateral differences in the human brain in cognition and behavioral control. Cerebral correlates of conscious experience. № 1.
  21. ↑ Witelson S. F. (1976) Sex and the single hemisphere. Science. 193 P. 425—427.
  22. ↑ Lenneberg E. Н. (1967) Biological foundations of language. N. Y. Wiley.
  23. ↑ Waber D. (1976) Sex differences in cognition: a function of maturation rate. Science. 192 P. 572—573.
  24. Clint, Edward K.; Sober, Elliott, Garland, Jr., Theodore, Rhodes, Justin S. (December 2012). «Male Superiority in Spatial Navigation: Adaptation or Side Effect?». The Quarterly Review of Biology 87: 290–313. DOI:10.1086/668168.

Литература

Использованная литература

Рекомендуемая литература

  • Деглин В. Функциональная асимметрия — уникальная особенность мозга человека // Наука и жизнь : журнал. — 1975. — № 1. — С. 104—115.
  • Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / Научно-исследовательский центр неврологии РАМН. — Москва : Научный Мир, 2009. — 836 с.
  • Межполушарная асимметрия и адаптация // Ротенберг В. С., Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. — Москва : Наука, 1984. — Гл. III.
  • Савельев А. В. Нейросегментарность: отражение синергизма метамерности как основа функциональных десимметрий мозга // Нейроинформатика и её приложения : сборник. — Красноярск, 1997. — С. 99.

Ссылки

Статьи

Сайты

асимметрия межполушарная — это… Что такое асимметрия межполушарная?



асимметрия межполушарная

— характеристика распределения функций психических между полушариями левым и правым: при выполнении одних функции психических ведущим является полушарие левое, других — правое. Установлено, что функция полушария левого — оперирование вербально-знаковой информацией в ее экспрессивной форме, а также чтение и счет, тогда как функция правого — оперирование образами, ориентация в пространстве, различение музыкальных тонов, мелодий и невербальных звуков, распознание сложных объектов (в частности, лиц), продуцирование сновидений. Основное различие между полушариями определяется не столько особенностями используемого материала (вербального или образного), сколько способами его организации, характером переработки информации — типом мышления. Оба полушария способны к восприятию слов и образов и к их переработке (хотя возможности полушария правого в отношении экспрессивной речи минимальны), но эти процессы протекают в них по-разному. «Левополушарное» мышление является дискретным и аналитическим; с его помощью выполняется ряд последовательных операций, обеспечивающих логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутренне непротиворечивая модель мира, которую можно закрепить и однозначно выразить в словах или. других условных знаках, что является обязательным условием социального общения. «Правополушарное» мышление — пространственно-образное — является симультанным (одновременным) и синтетическим; создает возможность одномоментного «схватывания» многочисленных свойств объекта в их взаимосвязи друг с другом и во взаимодействии со свойствами других объектов, что обеспечивает целостность восприятия.


Благодаря такому взаимодействию образов сразу в нескольких смысловых плоскостях они обретают свойство многозначности. Эта многозначность, с одной стороны, лежит в основе творчества, а с другой — затрудняет выражение связей между предметами и явлениями в логически упорядоченной форме и даже может препятствовать их осознанию. В ходе индивидуального развития выраженность асимметрии межполушарной меняется, при этом полушария в известной мере взаимозаменяемы. Оба полушария функционируют во взаимосвязи, внося свою специфику в работу мозга в целом. Асимметрия межполушарная свойственна лишь человеку; ее предпосылки передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с пей речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. В зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доминирование мышления левополушарного или правополушарного, что во многом определяет психологические особенности личности. Богатый материал для анализа асимметрии межполушарной получен в клинике поражений локальных мозга, — например, показана связь нарушений речи у правшей с поражениями полушария левого. Позднее использовались и другие методы, — например, выключение деятельности одного из полушарий за счет введения амитала натрия в одну из сонных артерий. Было показано, что полушарие левое у правшей играет ведущую роль в речи экспрессивной и импрессивной, чтении, письме, памяти вербальной и мышлении вербальном. А полушарие правое выступает ведущим для неречевого слуха (например, музыкального), зрительно-пространственной ориентации, памяти невербальной, критичности. Также показано, что полушарие левое в большей мере ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и текущими событиями. Асимметрия функциональная мозга головного см. асимметрия межполушарная.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

  • асимметрия
  • асинхронность

Смотреть что такое «асимметрия межполушарная» в других словарях:

  • Межполушарная асимметрия — (др. греч. α «без» и συμμετρια «соразмерность») одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных.[1][2] Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов. В… …   Википедия

  • МЕЖПОЛУШАРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ — (англ. interhemispheric organization of mental processes) важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на диалектическом единстве 2 основных аспектов: функциональной асимметрии (или специализации) полушарий… …   Большая психологическая энциклопедия

  • межполушарная асимметрия психических процессов — Категория. Функциональная специализированность полушарий мозга человека и животных. Специфика. При осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других правое. Было показано, что левое полушарие у правшей играет… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Межполушарная Организация Психических — процессов функциональная асимметрия полушарий мозга человека и животных, обусловливающая их специализированность: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других пр …   Психологический словарь

  • АСИММЕТРИЯ (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ) ПОЛУШАРИЙ МОЗГА — см. Межполушарная организация психических процессов. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад …   Большая психологическая энциклопедия

  • Межполушарная организация психических процессов — Функциональная асимметрия полушарий мозга проявляется в том, что при осуществлении определенных психических процессов главенствует левое, а других – правое полушарие. Доминантность правого полушария выявлена у левшей, левого – у правшей. Левое… …   Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

  • Межполушарная организация психических процессов — важнейшая психофизиологическая характеристика мозговой деятельности, основанная на процессуальном единстве двухосновных аспектов функциональной асимметрия (или специализации) полушарий мозга и их взаимодействия в обеспечении психической… …   Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

  • функциональная асимметрия головного мозга —      мозг головной: асимметрия функциональная асимметрия межполушарная. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • мозг головной: асимметрия функциональная — см. асимметрия межполушарная. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • мозг головной — часть системы нервной, заключенная в черепную коробку и состоящая из мозга большого, мозжечка, моста варолиева и мозга продолговатого. Состоит из ствола и мозга большого (конечного). Последний разделяется продольной щелью на два полушария правое… …   Большая психологическая энциклопедия

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ • Большая российская энциклопедия

  • рубрика

  • родственные статьи

  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 575

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: В. С. Ротенберг

МЕЖПОЛУША́РНАЯ АСИММЕ́ТРИЯ моз­га, рас­пре­де­ле­ние оп­ре­де­лён­ных пси­хич. функ­ций и функ­ций ор­га­ни­за­ции по­ве­де­ния ме­ж­ду от­дель­ны­ми струк­ту­ра­ми пра­во­го и ле­во­го по­лу­ша­рий ко­ры го­лов­но­го моз­га че­ло­ве­ка. Пер­вые пред­став­ле­ния о М. а. сло­жи­лись в сер. 19 в. на ос­но­ве нев­ро­ло­гич. ис­сле­до­ва­ний, по­ка­зав­ших, что по­вре­ж­де­ние ви­соч­ной до­ли ле­во­го по­лу­ша­рия при­во­дит к на­ру­ше­нию ре­чи и её вос­при­ятия, то­гда как при по­вре­ж­де­нии те­мен­ных от­де­лов пра­во­го по­лу­ша­рия на­ру­ша­ет­ся ори­ен­та­ция в про­стран­ст­ве, вклю­чая про­стран­ст­во собств. те­ла. Ре­шаю­щим ша­гом в раз­ви­тии пред­став­ле­ний о М. а. ста­ли ис­сле­до­ва­ния Р. У. Спер­ри и его со­труд­ни­ков, ко­то­рые в це­лях пре­дот­вра­ще­ния ге­не­ра­ли­зо­ван­ных эпи­леп­тич. при­пад­ков про­ве­ли у не­сколь­ких па­ци­ен­тов рас­се­че­ние меж­по­лу­шар­ных нерв­ных свя­зей (мо­зо­ли­сто­го те­ла и пе­ред­ней спай­ки) и изу­чи­ли функ­ции раз­де­лён­ных ле­во­го и пра­во­го по­лу­ша­рий. Др. ме­то­до­ло­гич. под­хо­дом бы­ло врем. раз­дель­ное вы­клю­че­ние по­лу­ша­рий в про­цес­се элек­тро­су­до­рож­ной те­ра­пии аф­фек­тив­ных рас­стройств. Ны­не ис­сле­до­ва­ния М. а. про­во­дят­ся в осн. на це­лом моз­ге здо­ро­вых и боль­ных лю­дей с по­мо­щью ме­то­дов то­мо­гра­фии и функ­цио­наль­но­го маг­нит­но­го ре­зо­нан­са.

Об­щим свой­ст­вом струк­тур пра­во­го по­лу­ша­рия яв­ля­ет­ся це­ло­ст­ное вос­при­ятие ре­аль­но­сти как ин­те­граль­но­го об­раза (геш­таль­та) и ор­га­ни­за­ция аде­к­ват­ных ему це­ло­ст­ных по­ве­ден­че­ских ре­ак­ций, то­гда как ле­вое по­лу­ша­рие вы­де­ля­ет и ана­ли­зи­ру­ет отд. со­став­ные эле­мен­ты кар­ти­ны ми­ра и ор­га­ни­зу­ет по­сле­до­ва­тель­ную це­ле­на­прав­лен­ную дея­тель­ность. Так, фо­не­ма­тич., син­так­сич. и грам­ма­тич. ор­га­ни­за­ция ре­чи, по­бу­к­вен­ный ана­лиз вер­баль­но­го ма­те­риа­ла яв­ля­ет­ся функ­ци­ей ле­вой ви­соч­ной до­ли, а пра­вая обес­пе­чи­ва­ет вос­при­ятие сло­ва как це­ло­го. Пра­вая так­же от­вет­ст­вен­на за раз­ли­че­ние ин­то­на­ций и вос­при­ятие ме­ло­дий, ле­вая – за вос­при­ятие муз. рит­мов.

Вы­со­ко­диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные мо­тор­ные функ­ции кон­тро­ли­ру­ют­ся те­мен­ной и лоб­ной до­ля­ми ле­во­го по­лу­ша­рия, а пра­вая те­мен­ная до­ля от­ве­ча­ет за гар­мо­нич­ные, ко­ор­ди­ни­ро­ван­ные дви­же­ния, ори­ен­та­цию в про­стран­ст­ве. Пе­ред­нете­мен­ные от­де­лы ле­во­го по­лу­ша­рия обес­пе­чи­ва­ют на­прав­лен­ное вни­ма­ние и вы­де­ле­ние фи­гу­ры из фо­на, а сим­мет­рич­ные им от­де­лы пра­во­го по­лу­ша­рия от­вет­ствен­ны за ши­ро­ту по­ля вни­ма­ния. Зад­ние и цен­траль­ные от­де­лы пра­во­го по­лу­ша­рия пре­вос­хо­дят со­от­вет­ст­вую­щие струк­ту­ры ле­во­го в спо­соб­но­сти к вос­при­ятию слож­ной зри­тель­но-про­стран­ст­вен­ной ин­фор­ма­ции. Пра­вая ви­соч­ная до­ля от­вет­ст­вен­на за вос­при­ятие и опо­зна­ние це­лых объ­ек­тов, пра­вая те­мен­ная – за вос­при­ятие их ком­би­на­ций, а со­от­вет­ст­вую­щие от­де­лы ле­во­го по­лу­ша­рия – за вос­при­ятие их фраг­мен­тов. Пра­вое по­лу­ша­рие вос­при­ни­ма­ет лю­бую ин­фор­ма­цию бы­ст­рее ле­во­го, что обес­пе­чи­ва­ет гиб­кость и ди­на­мизм не­вер­баль­но­го по­ве­де­ния, осо­бен­но в стрес­со­вых си­туа­ци­ях. Функ­ци­ей пра­во­го по­лу­ша­рия яв­ля­ют­ся вос­при­ятие и ре­гу­ля­ция эмо­ций.

Функ­ци­ей ле­вых фрон­тоор­би­таль­ных (лоб­ных) от­де­лов моз­га яв­ля­ют­ся ло­гич. мыш­ле­ние, ве­ро­ят­но­ст­ный про­гноз, обоб­ще­ния, пред­став­ле­ния о «стре­ле вре­ме­ни» от про­шло­го к бу­ду­ще­му, фор­ми­ро­ва­ние Я-кон­цеп­ции (осоз­нан­но­го пред­став­ле­ния че­ло­ве­ка о се­бе), ког­ни­тив­ный кон­троль по­ве­де­ния. Пра­вые фрон­тоор­би­таль­ные от­де­лы моз­га обес­пе­чи­ва­ют чув­ст­во эм­па­тии, по­ни­ма­ние пред­став­ле­ний др. лю­дей (ин­ди­ви­ду­аль­ные тео­рии пси­хи­ки), ме­та­фор, юмо­ра. Ле­вые лоб­ные от­де­лы моз­га из всех свя­зей ме­ж­ду пред­ме­та­ми и яв­ле­ния­ми вы­би­ра­ют не­мно­гие, по­зво­ляю­щие по­стро­ить внут­рен­не не­про­ти­во­ре­чи­вую мо­дель ре­аль­но­сти, од­но­знач­но по­ни­мае­мый кон­текст, ле­жа­щий в ос­но­ве ана­ли­за при­чин­но-след­ст­вен­ных от­но­ше­ний и осоз­нан­но­го це­ле­на­прав­лен­но­го по­ве­де­ния. Пра­вые лоб­ные от­де­лы ох­ва­ты­ва­ют свя­зи ме­ж­ду пред­ме­та­ми и яв­ле­ния­ми в го­раз­до бо­лее пол­ном объ­ё­ме и соз­да­ют мно­го­знач­ный кон­текст, не­об­хо­ди­мый для пол­но­цен­ной ин­те­гра­ции в ми­ре, меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний и твор­че­ст­ва.

В пер­вые 2 го­да у ре­бён­ка до­ми­ни­ру­ет пра­вое по­лу­ша­рие, обес­пе­чи­вая це­ло­ст­ную оцен­ку си­туа­ции и эмо­цио­наль­ный кон­такт с ма­те­рью, под влия­ни­ем ко­то­ро­го фор­ми­ру­ют­ся свя­зи в пра­вом по­лу­ша­рии. Позд­нее на­чи­на­ет до­ми­ни­ро­вать ле­вое по­лу­ша­рие, обес­пе­чи­ваю­щее раз­ви­тие ре­чи, ло­гич. мыш­ле­ния и реф­лек­сии. По­след­ни­ми, уже в под­ро­ст­ко­вом воз­рас­те, раз­ви­ва­ют­ся фрон­то-ор­би­таль­ные от­де­лы пра­во­го по­лу­ша­рия. При ран­нем по­вре­ж­де­нии ле­во­го по­лу­ша­рия пра­вое мо­жет взять на се­бя вы­пол­не­ние вер­баль­ных функ­ций, но при по­ра­же­нии пра­во­го ле­вое не бе­рёт на се­бя функ­цию ори­ен­та­ции в про­стран­ст­ве.

Асимметрия — это… Межполушарная асимметрия

Известно, что левое и правое полушария человека несут разные функции, которые, однако, являются взаимодополняющими. Асимметрия – это явление, которое присуще мозгу не только человека, но и животных. Причем левое полушарие не является зеркальным отражением правого и наоборот. То полушарие, в котором у каждого отдельно взятого индивидуума находится центр речи, является доминантным. В подавляющем большинстве случаев в этой роли выступает вербально-логическое левое полушарие.

асимметрия это

Связи между полушариями

Есть несколько интересных фактов о взаимосвязях, которые существуют между двумя половинами мозга. Во-первых, левое полушарие всегда немного больше по размеру, чем правое. Во-вторых, в правом полушарии находятся длинные нервные волокна, которые связывают его с левым. А левое, наоборот, содержит большое количество коротких волокон, которые создают связи на ограниченных участках.
Асимметрия мозга – это процесс, формирование которого занимает в среднем от десяти до пятнадцати лет. Иногда его скорость может быть обусловлена генетическими особенностями. Он практически не наблюдается у младенцев. Асимметрия – это приобретенное качество. Кроме того, доказано, что у неграмотных людей оно выражено меньше. То есть в процессе обучения и приобретения новых знаний мозг становится все более асимметричным. Те же, кто не уделяет образованию должного внимания, замедляют развитие многих важных функций.

асимметрия мозга

Открытие асимметрии

Асимметрия – это особенность, которая всегда интересовала ученых. Но до определенного момента она оставалась таинственным объектом, который мог вызывать лишь уйму предположений даже у самых светлых умов человечества. Началась история освоения этой области с открытия Полем Брока взаимосвязи между речью человека и использованием правой или левой руки. Это произошло в 1861 году, когда ученый обнаружил у своего больного, который страдал от потери речи, поражения в левом полушарии мозга.

Также связь между двумя частями осуществляется при помощи особого пучка нейронов – мозолистого тела. Благодаря ему они работают слаженно, как единое целое. Некоторым тяжелобольным проводилась операция по рассечению мозолистого тела. Это дало возможность более детально изучить особенности правого и левого полушарий.

межполушарная асимметрия

Опыты с расщепленным мозгом

Функциональная асимметрия проявляется совершенно парадоксальным образом. Например, оказалось, что левое полушарие отвечает за построение логических связей, математические вычисления. Оно хорошо «понимает» любую сложную речь. Правое полушарие, наоборот, может опознать только самые общие связи. При предъявлении самых обычных предметов – ложки или клубка ниток – оно может отнести их к определенному классу. Преимуществом же правого полушария является превосходная ориентация в пространстве. Был поставлен эксперимент: пациентов с расщепленным по медицинским показаниям мозгом просили правой рукой собрать конструкцию по чертежу. При этом ими было допущено много ошибок. Это и было обусловлено тем фактом, что левое полушарие отвечает за правую сторону тела.

Опыты Сперри

Исследования расщепленного мозга также показали, что люди с повреждениями правого полушария очень плохо ориентируются в пространстве. Часто такие больные не могут найти дорогу до дома, в котором до этого они прожили не один десяток лет.
Р. Сперри доказал, что при рассечении мозолистого тела происходит следующее: процессы в двух полушариях головного мозга начинают протекать самостоятельно. Это похоже на то, что действуют независимо друг от друга два разных человека. По мнению многих ученых, асимметрия – это явление, которое досталось человеку в ходе эволюции и является ее приобретением.

функциональная асимметрия

Агнозии при повреждениях мозга

Асимметрия мозга в действительности проявляется наиболее наглядно при повреждениях одного из полушарий. Например, травмы правого полушария могут повлечь различные типы так называемых агнозий. При этом расстройстве человек не способен воспринимать знакомую ранее информацию. Например, известна агнозия на лица, при которой больной не узнает лиц знакомых людей. И это несмотря на то, что память на другие предметы окружающего мира и ситуации остается абсолютно сохранной.

асимметрия головного мозга
Два типа мышления

Итак, асимметрия головного мозга предполагает разделение мыслительных функций на две большие сферы – пространственно-образное мышление и абстрактно-логическое. К этим понятиям существует немало синонимов. Например, аналогичными являются определения вербального и невербального мышления, а также дискретного и симультанного. Правое полушарие отвечает за симультанное мышление, поскольку воспринимает объект во всей целостности его свойств. Совокупность восприятия недоступна логически ориентированному левому полушарию. Оно анализирует и изучает каждый объект отдельно.

Функции анализа и синтеза

Асимметрия головного мозга отвечает за распределение функций между двумя полушариями. Левое полушарие отвечает за аналитическую обработку информации. Ему присуще мышление по типу «от частного к общему», то есть индукция. Оно обрабатывает весь поток информации от окружающего мира по логическому принципу. Правое же полушарие отвечает за такую мыслительную операцию, как синтез. При этом части воспринимаемого объекта оказываются объединены в целое. Мышление осуществляется по дедуктивному принципу – от общего к частному. Правое полушарие отвечает за метафорическое, образное мышление.

асимметрия волос Межполушарная асимметрия: другие отличия

Восприятие текущих событий в хронологическом порядке – это функция левого полушария. Для правого, наоборот, все события как бы происходят одновременно. Оно не ориентируется во времени: для него существует только «здесь и сейчас».
Левое полушарие ориентировано на прочтение схем, например информации на географических картах. Правое, напротив, ориентируется в конкретном пространстве, например в помещении.

Есть также разница между распределением функции контроля эмоций в полушариях головного мозга. Левое полушарие отвечает за положительные переживания, правое, напротив, за негативные.

Асимметрия в природе

Нужно отметить, что рассматриваемое явление свойственно многим объектам природы. Межполушарная асимметрия — прерогатива не только человека. Если симметрия представлена в строении молекул и кристаллов, то асимметрия – в расположении внутренних органов, строение спирали ДНК. Существует также асимметрия волос.

Исследования в этой сфере оставляют немало загадок. Но прогресс науки не стоит на месте. Возможно, те знания, которые сейчас кажутся очевидными, станут абсолютно устаревшими для ученых будущего. Возможно, ученые будущего смогут окончательно разгадать все тайны высшего продукта эволюции – головного мозга человека.

Межполушарная асимметрия мозга — Студопедия

Головной мозг человека устроен асимметрично. Левое полушарие головного мозга управляет правой частью тела человека, а правое полушарие − левой. У подавляющего большинства людей (у правшей) левое полушарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, установления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдельными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана прежде всего с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата человека. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. Информация в это полушарие поступает дискретно, дискретна и его аналитическая деятельность. В таком случае актуальной становится проблема диалектики мышления, его логичности.

Правое полушарие у большинства людей наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает сюда через непосредственное восприятие человеком действительности с помощью первой сигнальной системы (зрение, слух, обоняние, осязание и другие органы чувств) целостно и во всей воспринимаемой совокупности внешних связей и проявлений окружающего человека мира. Объем информации, идущей в правое полушарие через органы чувств человека, несравненно больший, чем объем информации, поступающий в левое полушарие. При этом значительное количество информации поступает в правое полушарие, минуя сознание человека, на неосознаваемом уровне восприятия. Когда происходит накопление в этом полушарии той или иной информации об окружающей человека действительности и о нем самом, человек может осуществлять неосознанно правильное ориентирование в соответствующих обстоятельствах, на интуитивном уровне.



В целом у большинства людей правое полушарие обеспечивает целостное и системное восприятие внешних предметов, явлений, событий и связей действительности, понимание правды жизни, всего того, что существует, возникает как факт, как реальная ситуация. И если органы чувств утрачивают в той или иной степени способность адекватного реагирования на реальные обстоятельства ситуации, происходит искажение в ее восприятии и понимании. Это возможно и при нарушениях в работе самого правого полушария и головного мозга в целом.

Левое полушарие у большинства людей способно осуществлять аналитическую деятельность и выявлять, устанавливать внутренние, устойчивые связи и отношения в объективной реальности. Оно функционально сориентировано преимущественно на познание истины, на приобретение человеком объективного знания.


Соотношения в степени развитости правого и левого полушарий головного мозга человека, а потому и роли того или иного полушария головного мозга в жизнедеятельности конкретного человека могут быть разными.

Есть люди с более развитым и определяющим своеобразие их жизни, поведения и деятельности левым полушарием головного мозга по сравнению с правым. Это «левополушарники», левополушарный психотип человека. У И.П. Павлова этот тип ВИД назван мыслительным. «Левополушарники» успешнее осуществляют деятельность, связанную с разработкой научных теорий, конструированием технических устройств и систем, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруденции, руководства и т.п. «Левополушарники» − врожденные материалисты, атеисты. Английский ученый Г. Уолтер в книге «Живой мозг» высказывает предположение, что революционеры, политики, лидеры партий, государственные деятели выходят из «лево-полушарников». У них абстрактно-логическое мышление преобладает над чувственным пониманием жизни.

Тех, у кого более развито и играет ведущую роль в жизнедеятельности правое полушарие головного мозга по сравнению с левым, называют «правополушарниками», правополушарным психотипом человека. В терминологии И.П. Павлова это художественный тип ВНД. Для представителей этого типа более успешной является деятельность в области различных видов искусства в зависимости от их задатков и способностей. «Правополушарники» больше верят не словам, а своим глазам и чувствам. О другом человеке больше судят по его делам, а не красивым словам. Они воспринимают мир вначале на эмоциональном уровне, в его системном и целостном виде, а уж потом его осмысливают. Они более по сравнению с «левополушарниками» подвержены сомнениям, колебаниям, мукам совести, этическим переживаниям. «Правополушарники» имеют врожденную богатую интуицию, способны на неосознаваемом уровне почувствовать появляющийся дискомфорт среды, и потому именно их лучше всего использовать как респондентов при проведении социологических опросов и изучении общественного мнения. Правополушарные дети хуже учатся, труднее поддаются программированию, принятию социальных норм, правил. А вот левополушарный ребенок легко подчиняется дисциплине, быстро усваивает правила поведения (как хорошего, так и дурного).

Людей с достаточно выраженной степенью функционального развития правого или левого полушария головного мозга не так много (примерно по 13-15%). Последние исследования выявили предрасположенность к право- или левополушарному развитию у 46 % новорожденных детей (у 54 % детей такой предрасположенности не выявлено). Большинство людей имеют смешанный тип ВНД: у них функционально деятельность обоих полушарий находится в своеобразном равновесном состоянии. При этом в той или иной ситуации доминантную роль может играть любое из полушарий.

Таковы основные положения физиологии высшей нервной деятельности человека, знание и понимание которых помогает полнее уяснить особенности психической деятельности индивида, материальные основы психики.

Таким образом, Межполушарная асимметрия полушарий мозга означает специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящие к тому, что при осуществлении одних психических функций главенствует левое, а других − правое полушарие. В настоящее время межполушарная асимметрия рассматривается как одна из фундаментальных закономерностей работы мозга не только человека, но и животных.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека (табл. 2).

Таблица 2.

Различие функций правого и левого полушарий у человека

Функции левого полушария Функции правого полушария
Хронологический порядок Текущее время
Чтение карт, схем Конкретное пространство
Запоминание имен, слов, символов Запоминание образов, конкретных
событий, узнавание лиц людей
Речевая активность, чувствительность к смыслу Восприятие эмоционального состояния
Видение мира веселым, легким Видение мира мрачным
Детальное восприятие Целостное, образное восприятие

Межполушарная асимметрия Википедия

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.

Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Межполушарная асимметрия мозга (др.-греч. α- — «без» и συμμετρια — «соразмерность», лат. asymmetria — несоразмерность) — одна из фундаментальных закономерностей организации мозга не только человека, но и животных[1][2]. Проявляется не только в морфологии мозга, но и в межполушарной асимметрии психических процессов.

В рамках проводимых исследований основное внимание уделяется вопросам связи межполушарной асимметрии с психическими познавательными процессами и влиянию поражений отдельных структур и областей мозга на протекание этих процессов.

В «популярной» психологии нередко делаются некорректные обобщающие утверждения о том, что одно из полушарий отвечает за «логику» (левое), а другое за творчество (правое). Такое жесткое разделение не подтверждается исследованиями[3]. Оба полушария участвуют и в логическом, и в творческом мышлении[4].

Вместе с этим всё ещё не выясненными остаются вопросы соотношения ведущей руки и ведущего речевого полушария, связи межполушарной асимметрии с эмоциональной сферой и такими психическими познавательными процессами, как память и воображение.

Понятие межполушарной асимметрии

Межполушарная асимметрия психических процессов — характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга[5].
Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий головного мозга у человека свидетельствует о существовании особого принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь.

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии изучается, прежде всего, в рамках функциональной специфичности больших полушарий. Функциональная специфичность больших полушарий — это специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными полушарными факторами. Иными словами, это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию[5].

В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Анатомические данные, полученные Московским Институтом Мозга РАМН, а также результаты зарубежных авторов свидетельствуют, что уже у животных (крыс, кошек, обезьян и др.) имеются анатомические различия в строении левого и правого полушарий мозга. Наиболее отчетливы они в височной области.[6] При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга.

Межполушарная асимметрия мозга у взрослого человека — продукт действия биосоциальных механизмов. Как показали исследования, проведенные на детях (Э. Г. Симерницкая, 1985 и др.), основы функциональной специализации полушарий являются врожденными, однако по мере развития ребенка происходят усовершенствование и усложнение механизмов межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия[6]. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования, и только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции[7].

Краткая история изучения проблемы

  • В 1836 году врач Марк Дакс выступил с докладом на заседании медицинского общества. Он обнаружил признаки повреждения левого полушария у наблюдавшихся больных с потерей речи. Случаев потери речи при поражении правого полушария ему выявить не удалось.
  • 1844 год: А. Ваган привлек внимание общественности, написав «Трактат о двойственности мозга». Он считал человека существом двойственным. «Рассогласованность в работе двух полушарий ведёт к помешательству» (в тот период каждое полушарие считалось отдельным мозгом, идея асимметрии ещё не возникла).
  • В середине XIX века отмечено бурное развитие афазиологии (науки о нарушениях речи). Идея Франца Галля: разные функции контролируются разными областями мозга. Джордж Буйо связывал афазию при поражении левого полушария с правшеством у большинства людей.
  • 1861 год: Обуртен повторил утверждение Галля о том, что центр, контролирующий речь, находится в лобных долях мозга. Через несколько месяцев Поль Брока сформировал правило, связывающее левшество с представительством речи в правом полушарии. Через 10 лет после наблюдений Брока концепция, известная в наши дни как концепция доминантности полушарий, стала основной точкой зрения на межполушарные отношения. В этом же году Брока исследовал больного с грубым нарушением речи — пациент понимал, но ничего не говорил (моторная афазия). У наблюдаемого была разрушена в левом полушарии моторная зона, отвечающая за речь. Брока посчитал, что открыл центр речи.
  • 1869 год: Дж. Джексон сформулировал идею ведущего полушария: «Для важнейших и главнейших процессов обязательно должна быть одна ведущая сторона».
  • 1874 год: Немецкий психиатр Карл Вернике первым зафиксировал иной вид афазии — сенсорную афазию. Это был случай, противоположный случаю Брока: больной мог говорить, но ничего не понимал.

Современные представления о межполушарной асимметрии

В настоящее время проблема межполушарной асимметрии мозга изучается прежде всего как проблема функциональной специфичности полушарий, то есть как проблема специфичности того вклада, который делает каждое полушарие в любую психическую функцию. Эти представления строятся на нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций, сформулированной А. Р. Лурией (1969, 1973 и др.)

Таким образом, межполушарная асимметрия имеет не глобальный, а парциальный характер: правое и левое полушарие принимают различное по характеру и неравное по значимости участие в осуществлении психических функций. Также важно отметить, что в различных системах характер функциональной асимметрии может быть неодинаков.

Важное место среди научных дисциплин, исследующих проблему межполушарной асимметрии занимает нейропсихология. В современной нейропсихологии наметились два основных направления в изучении проблемы межполушарной асимметрии мозга:

-первое направление — это экспериментальное изучение специфики нарушений отдельных (вербальных и невербальных) психических функций при поражении симметричных отделов левого и правого полушарий мозга.

-второе направление — сопоставление целостных нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении симметрично расположенных структур левого и правого полушарий[6].

Объяснения причин возникновения

Эволюционная теория асимметрии

Единая теория, объясняющая с эволюционных позиций многие аспекты межполушарной функциональной асимметрии у животных и человека была предложена В. А. Геодакяном в 1993 г.[8] Согласно этой теории, латеральная асимметрия возникает в результате асинхронной эволюции полушарий мозга и контролируемых ими сторон тела[9][10][11].

Происхождение (точнее, оформление) леворукости связывают с действием трех групп факторов — средовых (включая культурные), генетических и патологических.

Одна из первых генетических моделей наследования рукости опиралась на закон Менделя и предполагала, что это качество определяется действием одного гена. Однако было обнаружено, что почти половина детей двух леворуких родителей оказываются праворукими, что противоречит данной модели. Другая модель (М. Аннет) основана на том, что рукость является функцией двух генов, один из которых определяет локализацию центров речи (L — в левом полушарии и доминирует, l — в правом полушарии, рецессивный), а другой определяет, какой рукой будет управлять речевое полушарие — контрлатеральной или ипсилатеральной (соответственно С и с).

И, наконец, третья модель (Дж. Леви и Т. Нагилаки) основана на гипотезе о существовании отдельного гена «правостороннего сдвига» и его рецессивного аллеля. Наличие этого гена обеспечивает изначальную предрасположенность человека к тому, чтобы у него доминировала правая рука, а центр речи располагался в левом полушарии. Таким образом, данный ген определяет не только рукость, но и церебральное доминирование. Последняя модель в наибольшей мере охватывает факты, накопленные в области изучения асимметрии.

Альтернативными «генетическим» представляются гипотезы возникновения межполушарной асимметрии, базирующиеся на признании главенствующей роли культурных условий. Сторонники данной концепции рассматривают левшество и правшество как результат социального воспитания, опыта, условий жизни.[5]

Объяснение с точки зрения этологии

Этология считает возникновение и развитие межполушарной асимметрии следствием естественного отбора. Асимметрия есть свойство всего живого, которое по-разному проявляется — в тропизмах, направлении завертывания молекулярной спирали и т.д. В физиологии животных используют понятие «лапость» (аналогично «рукости»), и наблюдения показывают, что у млекопитающих также все парные органы имеют ту или иную степень асимметрии, существуют доминирующие и подчиненные конечности[5]. Весьма вероятно, что её возникновение было связано с речевой деятельностью и групповым взаимодействием[12]. Но, как отмечает В. Дольник, «границу между разумом и неразумом» на основе асимметрии полушарий провести не удалось[13].

Основные функции полушарий и связь между ними

Логика и распознавание образов

Способность к речи, анализу, детализированию, абстракции обеспечивается левым полушарием мозга. Оно работает последовательно, выстраивая цепочки, алгоритмы, оперируя фактом, деталью, символом, знаком, отвечает за логический компонент в мышлении.

Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.

Распознавание цветов

Ряд исследований показал, что имеются различия функций полушарий мозга в цветоощущении: полушария головного мозга асимметричны в восприятии и обозначении цветов.

Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный). Здесь характерны минимальные латентные периоды названия и точное соответствие названий физическим характеристикам основных цветов. В целом правое полушарие ответственно за формирование жестких связей между предметом и цветом, цветом и словом, словом и сложным цветным образом предметного мира.

Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных и предметно соотнесенных названий. При угнетении левого полушария из лексикона исчезают такие названия цветов, как оранжевый, терракотовый, вишневый, цвет морской волны и т. п.

Организация речи

Каждое полушарие формирует свои принципы организации речи:

  1. правое формирует целостность смыслового содержания, обеспечивает эмпирическое и образное (метафорическое) мышление, создает ассоциации на основе наглядно-чувственных представлений о предмете; левое полушарие обеспечивает теоретическое мышление, грамматическое оформление высказывания и характеристику свойств предметов;
  2. формирование структуры лексикона человека происходит за счет суммирования разных слоев лексики: правое полушарие опирается на образное отображение предметного мира, левое — на точные, дословно воспринимаемые обозначения, «слова-концепты».

90% взрослого населения имеет локализацию речевых функций в левом полушарии, более 95% правшей и около 70% левшей имеют локализацию речи в левом полушарии. Люди, у которых речевые функции сосредоточены в правом полушарии, сохраняют фонемные и семантические способности, но имеют дефицит синтаксических способностей.[14]

Люди с повреждённым правым полушарием в большей мере испытывают сложности с улавливанием смысла из контекста фразы, с пониманием метафор или юмора, со следованием смыслу воспринимаемого разговора и т. п. Правое полушарие связано с семантическими характеристиками речи.

Синдром «расщеплённого мозга»

Так как межполушарное взаимодействие служит основой осуществления высших психических функций, нарушение этого взаимодействия у взрослых может приводить к формированию синдрома «расщепленного мозга».

Этот синдром проявляется в нарушении сенсорных, речевых, двигательных и конструктивно-пространственных функций. Нарушения, произошедшие в раннем возрасте, могут быть частично скомпенсированы.

Связь асимметрии мозга с полом

Асимметрия мозга тесно связана с полом. Среди детей, страдающих заиканием, косоглазием, дислексией, неврозами[какими?], недержанием мочи и кала на каждую девочку приходится около пяти мальчиков.[источник не указан 784 дня]Известно, что существует определенная зависимость между этими явлениями, и все они тесно связаны с асимметрией мозга. Например, при насильственном переучивании леворуких детей письму правой рукой у них часто появляются перечисленные аномалии, умственная отсталость, психозы, дефекты речи. Представления о половых различиях в работе мозга основаны, прежде всего, на результатах клинических и поведенческих исследований. При повреждениях левого полушария в результате кровоизлияния, опухоли или при оперативном удалении части височной доли по поводу эпилепсии, дефицит вербальных функций у мужчин бывает гораздо больше, чем у женщин. Аналогичные повреждения правого полушария также приводят к большему дефициту функций невербального характера у мужчин по сравнению с женщинами[15][16]. Афазия вследствие повреждения левого полушария возникает у мужчин в три раза чаще, чем у женщин, и имеет более тяжёлый характер. Поэтому был сделан вывод, что у женщин языковые и пространственные способности представлены более симметрично, чем у мужчин[16][17].

Психологический половой диморфизм — разные способности и склонности мужчин и женщин, разная профессиональная пригодность и предпочтение, разная обучаемость и сообразительность — может быть связан как с половыми различиями в латерализации мозга, так и с социальными факторами. Например, по вербальным способностям: речи в целом, скорости и беглости речи, правописанию, навыкам чтения, кратковременной памяти, конформности мышления — во всех возрастных группах выше уровень у женщин[15][16][18][19][20]. У мужчин сильнее развиты пространственно-зрительные способности. У мужчин значительно чаще, чем у женщин, обнаруживается также преимущество правого уха при дихотическом прослушивании и левой руки у праворуких при тактильном узнавании предметов дигаптическим методом[17]. Обнаружен половой диморфизм по соотношению длин левой и правой височных плоскостей[21]. Половые различия отмечаются в анатомических, клинических, дихотических, тахистоскопических, электрофизиологических и психологических исследованиях полушарий.

В настоящее время[когда?] подавляющее большинство авторов поддерживает точку зрения, что асимметрия мозга чётче выражена у мужчин. Например, Леви считает, что женский мозг подобен мозгу мужчины-левши, то есть отличается пониженной асимметрией полушарий[22]. В большом критическом обзоре, специально посвященном половым различиям по асимметрии мозга, Мак-Глон пришла к выводу, что «существует впечатляющее скопление данных, позволяющее допустить, что мужской мозг может быть организован более асимметрично, чем женский, как по вербальным, так и невербальным функциям. Эти тенденции редко наблюдаются в детстве, но часто существенны для взрослого организма»[16]. Вительсон исследовала тактильное узнавание предметов левой и правой рукой у 200 праворуких детей и пришла к выводу, что мальчики уже в шесть лет имеют правополушарную специализацию, а девочки показывают билатеральное представительство до 13 лет[23]. Это и ряд других исследований позволяют заключить, что в онтогенезе асимметрия мозга усиливается. Споры, в основном, о возрасте завершения латерализации. Одни считают, что она завершается в период полового созревания, когда утрачивается способность, находясь в соответствующей среде, овладеть новым языком и говорить на нём без акцента[24]. Другие — что это происходит примерно к пяти годам, а третьи считают, что асимметрия закладывается ещё раньше, что мозг новорожденного по степени асимметрии не отличается от мозга взрослого[17]. Последнюю точку зрения можно отбросить, так как нельзя говорить об асимметрии функции мозга новорожденного, когда нет ещё самих функций, а только их зачатки.

Половые различия в асимметрии мозга. Гипотезы

Для объяснения половых различий было высказано несколько гипотез. Вейбер предположила, что они связаны не с полом как таковым, а с разными темпами развития мужчин и женщин[25]. Такая трактовка может объяснить, в лучшем случае, половой диморфизм у детей и подростков, но не у взрослых. Леви предположила, что в основе половых различий лежат социальные факторы: мужчины занимались охотой и руководили переселениями, что могло привести к лучшему развитию у них пространственных способностей, а вербальные превосходства женщин могли быть обусловлены тем, что они воспитывали детей, а это требовало словесного общения[22]. Эта гипотеза опровергается основным законом генетики количественных признаков — черты, находящиеся под влиянием естественного отбора, наследуют оба пола. Единственной причиной, по которой женщины не смогли бы унаследовать лучшие пространственные способности, а мужчины, соответственно, вербальные, является явный вред их организму, который эти способности причинить не могут[26].

Существующие трактовки связывают половой диморфизм по асимметрии мозга в основном с чисто человеческими или социальными факторами. Однако имеются данные, свидетельствующие о том, что не только асимметрия мозга, но и половой диморфизм по ней распространены среди животных. Например, есть сообщения о большей степени асимметрии мозга у самцов по сравнению с самками у крыс, кошек, китообразных[1][2].

См. также

Примечания

  1. 1 2 Бианки В. Л. (1985) Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. 295 с
  2. 1 2 Walker S.F. (1980) Lateralization of Functions in the Vertebrate Brain. Brit. J. Psychol. 71 P. 329—367.
  3. ↑ Nielsen, Jared A., Brandon A. Zielinski, Michael A. Ferguson, Janet E. Lainhart, and Jeffrey S. Anderson. «An Evaluation of the Left-Brain vs. Right-Brain Hypothesis with Resting State Functional Connectivity Magnetic Resonance Imaging.» PLOS ONE, 14 Aug. 2013. Web. 30 Aug. 2013.
  4. ↑ Westen et al. 2006 Psychology: Australian and New Zealand edition. John Wiley p.107
  5. 1 2 3 4 Кондрашихина О.А. Дифференциальная психология. Уч.пос. (неопр.). Psyera. Психологическое сообщество. Киев, «Центр учебной литературы». (2009).
  6. 1 2 3 Е. Д. Хомская. НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ / Главный редактор Е. Строганова. — 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил. с. — ISBN 5-469-00620-4.
  7. Аршавский В. Межполушарная асимметрия большого мозга человека и некоторые проблемы педагогики (неопр.) (недоступная ссылка). SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS (2007). Дата обращения 7 июня 2015. Архивировано 1 июля 2015 года.
  8. ↑ Геодакян В. А. (1993) Асинхронная асимметрия. Журн. высшей нервной деятельности. 43 вып. 3. С. 543—561.
  9. ↑ Геодакян В. А. (1992) Эволюционная логика функциональной асимметрии мозга. Докл. РАН. 324 № 6. С. 1323—1326.
  10. ↑ Геодакян В. А., Геодакян К. В. (1997) Новая концепция леворукости. Докл. Акад. Наук. 356 № 6. С. 1-5.
  11. ↑ Геодакян В. А. (2003) Homo sapiens на пути к асимметризации (Теория асинхронной эволюции полушарий и цис-транс трактовка левшества). Антропология на пороге Ш Тысячелетия. Москва, 1 с. 170—201.
  12. ↑ Виктор Дольник, «Непослушное дитя биосферы»
  13. ↑ Там же, глава «Путешествие в мир предков».
  14. ↑ Gazzaniga, M. S., & Hutsler, J. J. Hemispheric specialization. In R. A. Wilson & F C. Keil (Eds.), The MIT encyclopedia of the cognitive sciences (pp. 369-372). Cambridge, MA: MIT Press. 1999
  15. 1 2 McGlone J. (1978) Sex Difference in Functional Brain Asymmetry. Cortex. 14 P. 122—128.
  16. 1 2 3 4 McGlone J. (1980) Sex Difference in the Human Brain Asymmetry: a Critical Survey. Behav. and Brain Sci. 3 No. 2. P. 215—263.
  17. 1 2 3 Спрингер С., Дейч Г. (1983) Левый мозг, правый мозг. М.: Мир. 256 с
  18. ↑ Buffery A., Gray J. (1972) Sex differences in the development of spatial and linguistic skills. Gender differences, their ontogeny and significance / Ed. C. Ounsted L Edinburg, P. 123—158.
  19. ↑ Harris L.J. (1978) Sex Differences in Spatial Ability. Asymmetry of the Function of the Brain. (Ed. Kempbel). L.: Cambridge.
  20. ↑ Maccoby E., Jacklin C. (1974) The Psychology of Sex Difference. Stanford.
  21. ↑ Wada J. A., Clark R., Hamm A. (1975) Cerebral hemisphere asymmetry in humans. Arch. Neurol. 32 P. 239—246.
  22. 1 2 Levy J. (1978) Lateral differences in the human brain in cognition and behavioral control. Cerebral correlates of conscious experience. № 1.
  23. ↑ Witelson S. F. (1976) Sex and the single hemisphere. Science. 193 P. 425—427.
  24. ↑ Lenneberg E. Н. (1967) Biological foundations of language. N. Y. Wiley.
  25. ↑ Waber D. (1976) Sex differences in cognition: a function of maturation rate. Science. 192 P. 572—573.
  26. Clint, Edward K.; Sober, Elliott, Garland, Jr., Theodore, Rhodes, Justin S. Male Superiority in Spatial Navigation: Adaptation or Side Effect? (англ.) // The Quarterly Review of Biology (англ.)русск. : journal. — University of Chicago Press (англ.)русск., 2012. — December (vol. 87). — P. 290—313. — doi:10.1086/668168.

[1]

Литература

Использованная литература

Рекомендуемая литература

Ссылки

Статьи

Сайты

  1. ↑ Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок :0 не указан текст

Межполушарная асимметрия. Медицинская психология. Полный курс

Межполушарная асимметрия

Сенсорные асимметрии

Зрение. У зрительного анализатора асимметрия отмечается в среднем в 90 % случаев. У большей части испытуемых (60 %) выявляется преобладание правого глаза, который называется ведущим. Цвет воспринимается сразу ведущим глазом, а неведущим – чуть позже. У правого глаза шире поле зрения, им же лучше осуществляется прицеливание. На явление асимметрии зрения рассчитаны некоторые эффекты живописи.

Слух. Явление сенсорной асимметрии касается остроты слуха и способности более точно определить местонахождение источника звука. Так, большинство здоровых людей лучше слышат левым ухом, а с задачей выявления местонахождения источника звука лучше справляется правое ухо. Такое явление получило название эффекта правого уха. Различия в восприятии правым и левым ухом появляется в возрасте 4 лет, у девочек это явление проявляется раньше, чем у мальчиков. Наибольшая интенсивность выраженности этого феномена сохраняется между 5 и 12 годами.

Осязание. В процессе осязания около 80 % испытуемых считают, что для левой руки этот процесс несколько сложнее, чем для правой. Если рассматривать адекватность оценки предметнопространственных свойств исследуемых предметов, то правая рука характеризуется большей успешностью, а если речь идет о возможно более полной оценке за короткий промежуток времени одной рукой, то более успешной является левая рука. Если рассматривать по отдельности каждый вариант чувствительности, то выясняется, что болевая, вибрационная и температурная чувствительность выше на левой руке, а кинестетическая выше на правой. Интересно распределение чувствительности у детей глухих от рождения в отличие от слышащих. Глухие дети в возрасте 10–11 лет правой рукой лучше узнают фигуры, а левой – буквы, слышащие – наоборот.

Обоняние. 70 % взрослых людей отмечают, что левая сторона носа более чувствительна к запахам, а у детей никакой разницы между половинами выявить не удается.

Вкус. Подавляющее большинство людей замечают, что на левой половине языка вкусовые ощущения острее.

Любые виды активности сопровождаются межполушарной асимметрией. Электроэнцефалографические исследования свидетельствуют, что при интеллектуальной деятельности отмечается значительно большая активность левого полушария. Обработка полученной информации осуществляется разными полушариями по-разному.

При исследовании деятельности зрительного анализатора было установлено, что правым полушарием сначала осуществляется описание деталей изображения, после чего происходит их обобщение. В левом полушарии процесс имеет противоположную направленность – от общего к частностям. Результатом таких особенностей является тот факт, что при сравнении двух предметов или изображений элементы сходства быстрее устанавливаются левым полушарием, а элементы различия – правым. Показательны опыты, проведенные в психиатрической клинике на больных, получавших лечение, приводящее к угнетению функций одного из полушарий и активизации функций другого. Правое полушарие, действующее изолированно, воспринимает метафоры и идиомы значительно лучше, чем левое, но, кроме этого, и лучше, чем оба полушария, действующие вместе. Как выяснилось, правое полушарие лучше сохраняет отдельные куски текста – фразеологизмы, ругательства, которые можно рассматривать как штампы. Идиомы являются такими же штампами, не подлежащими дешифрованию, но которые можно запомнить и знать.

Правое полушарие более приспособлено для узнавания пространственных характеристик зрительных и звуковых раздражителей, а также словесных стимулов, характеризующихся высокой конкретностью. В качестве рабочей гипотезы нейропсихология использует утверждение, что правое полушарие живет и действует в настоящем времени с опорой на прошлое, а левое – в настоящем с опорой на будущее время. Полушарная асимметрия характеризуется и разницей в эмоциональном реагировании. За положительные эмоции отвечает левое полушарие, а за отрицательные – правое. Различные экспериментальные данные свидетельствуют, что в решении любой задачи принимают участие оба полушария. Это не зависит от способа обработки информации и способа решения проблемы.

Характерно, что именно тип предлагаемой задачи является основным фактором, активизирующим конкретные мозговые структуры одного из полушарий. К типу задачи можно отнести обнаружение, узнавание, идентификацию, сравнение и другие процессы. Для лучшего понимания вопроса используются понятия «индивидуальный латеральный профиль человека» или «профилелатеральная организация», рассматривающие в качестве индикатора асимметрии несколько конкретных ведущих систем (например, зрительный и слуховой анализаторы).

Латеральные функциональные различия при патологии мозга

При очаговых односторонних поражениях мозга справа или слева выделяют два наиболее существенных клинических факта.

1. Отмечается значительная разница в психических нарушениях у правшей при локализации патологического процесса в правом или левом полушарии. При поражении правого полушария происходят нарушения со стороны психосенсорной сферы, нарушаются процессы восприятия и чувственного познания окружающего мира и себя самого в нем. При локализации патологического процесса в левом полушарии происходит нарушение двигательного поведения, речевой функции, а также процессов познания и мышления, связанных с ними.

Отмечаются и менее отчетливо различимые отличия. Например, депрессия бывает как при право-, так и при левополушарной локализации патологического процесса, но при правополушарной патологии депрессия имеет тоскливый характер, сопровождается двигательной и общепсихической заторможенностью; при левополушарной патологии депрессия тревожная, сопровождается двигательным беспокойством. Слуховые галлюцинации при локализации очага поражения в правом полушарии носят невербальный характер, больной слышит мнимую музыку или какие-либо другие звуки, а при локализации очага поражения в левом полушарии галлюцинации имеют характер мнимых речевых высказываний.

2. Вышеописанные закономерности не соблюдаются у левшей. В редких случаях нарушения, выявляемые у левшей, будут такими же, как у правшей, но не встречались такие левши, у которых картина патологического процесса по своим закономерностям была бы противоположна таковой у правшей. В большинстве случаев патологическая симптоматика у левшей меньше зависит от того, какое полушарие поражено. Наиболее отчетлива зависимость патологии эмоциональной сферы от пораженного полушария. При левостороннем поражении отмечаются приступы отчаяния, агрессивности, нетерпимости и другие явления дисфории, а при правополушарном поражении характерны эйфорические реакции.

По способу обработки информации при нарушениях со стороны левого полушария у правшей наблюдаются следующие нарушения:

1) неспособность вычленить наиболее значимые признаки из получаемой информации и обобщить их;

2) неспособность выделять значимые признаки для выбора способа классификации элементов получаемой информации и проводить сам процесс классификации;

3) неспособность к обучению и приобретению любого нового опыта;

4) неспособность запоминать обобщенные категории.

При нарушениях со стороны правого полушария у правшей наблюдаются следующие нарушения:

1) неспособность оценивать специфические особенности чего-либо при сохраненной способности к обобщению;

2) неспособность запоминать индивидуальные признаки и особенности чего-либо или кого-либо;

3) неспособность оценивать пространственные свойства предметов и признаков.

Эмоциональные нарушения более ярко выражены при патологии правого полушария, чем левого. При правостороннем поражении наблюдаются лабильность эмоциональных реакций, а также неспособность к самоконтролю своего эмоционального состояния. Такие больные отличаются веселостью, благодушием, а также безразличием к окружающему и беспечностью во всем, в том числе в отношении собственной болезни (анозогнозия). При левостороннем поражении отмечаются заторможенность, вялость, отрицательные эмоциональные переживания в виде тревожной депрессии с приступами беспокойства и страха. Условно принято считать, что у правшей положительные эмоции формируются в левом полушарии, а отрицательные – в правом.

Проблема «левшества». «Левшеством» является преобладание функциональной значимости леворасположенных парных органов над правыми при совместном осуществлении функций и является особенностью межполушарной асимметрии. «Левшество» не идентично понятию леворукости. Нередко бывает, что при нормальном психическом развитии большинство парных органов относится к «правшеству», а один или два – к «левшеству», и наоборот. Полные правши встречаются в 38–54 % обследований, а полные левши бывают не более чем в 2 % случаев. В настоящий момент существуют три теории возникновения «левшества». Согласно первой из них «левшество» является наследственной характеристикой и обусловлено хромосомными особенностями. Вторая теория называется социокультурной и связывает «левшество» с постоянной преимущественной тренировкой и использованием левой руки. Патологическая теория объясняет явление «левшества» как результат черепно-мозговой травмы, чаще всего родовой. В каждой конкретной ситуации «левшество» рассматривается как результат одной из указанных причин, так и их комбинацией.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

индексов межполушарной асимметрии в Undefined by AcronymsAndSlang.com

IAI означает индексы межполушарной асимметрии

Этот акроним / сленг обычно относится к категории неопределенных.

Какое сокращение обозначают индексы межполушарной асимметрии?

индексов межполушарной асимметрии может быть сокращено как IAI

Самые популярные вопросы, которые люди ищут перед тем, как перейти на эту страницу

Q:
A:
Что означает IAI?
IAI расшифровывается как «индексы межполушарной асимметрии».
Q:
A:
Как сократить «индексы межполушарной асимметрии»?
«индексы межполушарной асимметрии» могут быть сокращены как IAI.
Q:
A:
Что означает аббревиатура IAI?
Значение аббревиатуры IAI — «индексы межполушарной асимметрии».
Q:
A:
Что такое аббревиатура IAI?
Одно из определений IAI — «индексы межполушарной асимметрии».
Q:
A:
Что означает IAI?
Аббревиатура IAI означает «индексы межполушарной асимметрии».
Q:
A:
Что такое сокращение индексов межполушарной асимметрии?
Самым распространенным сокращением «индексов межполушарной асимметрии» является IAI.

Вы также можете просмотреть сокращения и акронимы со словом IAI в термине.

Аббревиатуры или сленг с аналогичным значением

.

межполушарная биоэлектрическая асимметрия в Undefined by AcronymsAndSlang.com

IBA означает межполушарную биоэлектрическую асимметрию

Этот акроним / сленг обычно относится к категории неопределенных.

Какое сокращение означает межполушарная биоэлектрическая асимметрия?

межполушарная биоэлектрическая асимметрия может быть сокращена как IBA

Самые популярные вопросы, которые люди ищут перед тем, как перейти на эту страницу

Q:
A:
Что означает IBA?
IBA означает «межполушарная биоэлектрическая асимметрия».
Q:
A:
Как сократить «межполушарная биоэлектрическая асимметрия»?
«межполушарная биоэлектрическая асимметрия» может быть сокращена до IBA.
Q:
A:
Что означает аббревиатура IBA?
Значение аббревиатуры IBA — «межполушарная биоэлектрическая асимметрия».
Q:
A:
Что такое аббревиатура IBA?
Одно из определений IBA — «межполушарная биоэлектрическая асимметрия».
Q:
A:
Что означает IBA?
Аббревиатура IBA означает «межполушарная биоэлектрическая асимметрия».
Q:
A:
Что такое межполушарная биоэлектрическая асимметрия?
Наиболее распространенное сокращение от «межполушарной биоэлектрической асимметрии» — это IBA.

Вы также можете просмотреть аббревиатуры и акронимы со словом IBA в термине.

Аббревиатуры или сленг с аналогичным значением

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *