Что такое диалогическая и монологическая речь: Диалогическая и монологическая речь это

Содержание

Монологическая и диалогическая речь — Студопедия

Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos – слово, речь). Вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте.

Монологическая речь обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых, композиционных и других средств, имеет, как правило, более сложное синтаксическое построение по сравнению с репликами в диалоге. В бытовом общении монологическая речь встречается крайне редко. Основные коммуникативные ситуации ее употребления — сфера искусства, ораторские выступления, общение по телевидению и радио, ситуации обучения (речь учителя в классе, преподавателя в вузе).

По своей языковой и структурно-композиционной организации монологическая речь гораздо сложнее, чем другие виды речи. Эти ее особенности — проблемы сложного синтаксического целого, абзаца и т.п. изучает наука лингвистика (текста).

Монологическая речь, имеющая внешнего адресата, характеризуется такими общими признаками, как наличие в ней обращений, а также местоимений и глаголов второго лица, глаголов повелительного наклонения и других форм волеизъявления. Речевые типы монолога обусловлены присущими монологу коммуникативными функциями (рассказ о событии, рассуждение, исповедь, самохарактеристика и т.п.). Выделяют следующие типы монологов:

— монолог повествовательного типа, для которого характерно соединение глагольных фраз, в которых выражена последовательность событий. В нем всегда имеется композиционная схема повествования:



— начало события

— развитие события

— конец события.

Для овладевания МР необходимо развить следующие умения:

1. Исходя из целей коммуникации соединить друг с другом изученные типовые предложения, образуя сообщение.

2. Понять и запомнить образец высказывания в процессе аудирования.

3. Строить краткое сообщение по образцу и производить трансформации (расширение, сужение, замены и др.).

4. Строить сообщения повествовательного и описательного характера (с опорой на картинки, фильмы, диафильмы или без опоры) по знакомой теме.

5. Строить сообщения с элементами суждения (оценка события, характеристика действующих лиц, свое отношение к услышанному или прочитанному) с опорой на план или без опоры.

Диалогическая речь – жанр, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.


Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога – умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того, чтобы произносить безапелляционные – монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.

В устной диалогической речи «исходным начальным этапом или стимулом к речи является вопрос одного собеседника; из него (а не из внутреннего замысла) исходит ответ второго собеседника».

Это обеспечивает возможность «взаимоналожения реплик», когда один собеседник еще не кончил говорить, а другой уже начал, перебивая первого. К этому типу речи близок в некоторых своих особенностях так называемый синхронный перевод.

Сам принцип организации диалогической речи несколько иной, чем принцип организации развернутых монологических форм речи. В ней с самого начала участвует фактор, вызывающий нарушение нормального грамматического порождения – фактор контекста (ситуации). Анализируя отличия в грамматической структуре диалогической речи, можно видеть, что этот фактор в известном смысле первичен по отношению к механизму грамматического порождения, по-видимому, именно на этапе «замысла» и происходит учет этого фактора, что соответствует некоторым данным, полученным современными американскими психолингвистами.

Основными разновидностями диалогической речи являются:

— бытовой разговор

— деловая беседа

— переговоры.

Культура ведения диалога:

Слушающий должен внимательно выслушать говорящего; Высказываться можно только по очереди; Высказывания должны быть уместными, лаконичными, выразительными; Сообщение должно содержать новую информацию для слушателя и способствовать тем самым росту знаний, расширению кругозора; Обсуждение проблемы должно привести к её решению, либо к определённому выводу; В начале диалога должны быть определены цели, задачи, предмет дискуссии и сформулирована проблема (противоречие), которую необходимо решить; В ходе диалога уточняются необходимые термины и понятия; При завершении диалога необходимо обобщить полученные знания, чётко сформулировать найденные решения проблемы.

  • Что такое этикет?
  • С какими правилами общения вы уже знакомы?
  • Чем диалог отличается от монолога?
  • Как оформляется диалог?

1.1.7. Разновидности речи (диалогическая и монологическая)

Монолог
(от греч. monos – один и logos – слово, речь)
– форма (тип) речи, образуемая в результате
активной речевой деятельности,
рассчитанной на пассивное и опосредованное
восприятие (ЛЭС, 310).

Это
устное или письменное высказывание
одного человека. Монолог состоит из
содержательно и структурно связанных
между собой высказываний, имеющих
смысловую завершенность. Монолог имеет
определенную композиционную форму.
Степень проявления признаков зависит
от жанрово-стилистической (художественный
М., ораторская речь и пр.) и от
функционально-коммуникативной
(повествование, рассуждение, описание
и пр.) принадлежности. Внутрижанровые
различия, устное или письменное
осуществление М. обуславливают их
особенности: лексический отбор, строение
предложений, синтаксические способы
их соединения, виды взаимодействия
разговорной и книжной речи и пр. по
способу изложения содержания различаются
три типа М.: описание, повествование,
рассуждение (Педагогическое речеведение.
Словарь-справочник. М., 1998, 116).

Диалог
(от греч. dialogos – беседа, разговор двоих)
– форма (тип) речи, состоящая из обмена
высказываниями – репликами, на языковой
состав которых влияет непосредственное
восприятие, активизирующее роль адресата
в речевой деятельности адресанта (ЛЭС,
135).

Монологическая
речь характеризуется своей развернутостью,
что связано:

  • со
    стремлением широко охватить тематическое
    содержание высказывания,

  • наличием
    распространённых конструкций,
    грамматической их оформленностью.

Монолог
получает наибольшее свое развитие в
книжной устной речи: судебное красноречие,
устная научная речь, публицистическая
речь.

Условия,
в которых протекает диалогическая речь,
определяют ряд её особенностей, к которым
относятся:

  • краткость
    высказываний (особенно в ответно-вопросной
    форме, в меньшей степени при смене
    предложений-реплик),

  • широкое использование
    невербальных средств (мимика, жесты),

  • большая роль
    интонации,

  • разнообразие
    особых предложений неполного состава,

  • свободное
    от строгих норм книжной речи синтаксическое
    оформление высказывания,

  • заранее
    не подготовленного, и т.д.

Эта
форма речи получила наибольшее развитие
в разговорной речи. Она преобладает в
сфере функционирования языка. Вместе
с тем диалогическая форма широко
распространена и в научной, и в
публицистической, и в официально-деловой
речи. Изображение диалога используется
и в языке художественной литературе с
целью характеризации героя.

Способы
диалогизации устной речи. В практике
ораторского искусства выработаны
приемы, которые направлены на то, чтобы
повысить активность адресата, придать
речи выразительность. Такие приёмы
называются средствами диалогизации
монолога.

Средства
диалогизации

– это:

  • прямые обращения
    к слушателю,

  • вопросно-ответный
    ход,

  • имитация
    диалогической ситуации,

  • риторические
    вопросы, служащие для эмоционального
    утверждения или отрицания чего-либо,

  • предполагаемые
    оратором реплики слушателей, с которыми
    он соглашается или не соглашается, при
    этом используются такие выражения,
    как: вы
    считаете, вы можете подумать, возразить

    и т.п.

Сценарий урока по русскому языку на тему «Диалогическая и монологическая речь»

Тема урока «Диалогическая и монологическая речь»

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)

Прочтите тему урока.

Не правда ли, на первый взгляд очень трудная тема? Такие сложные, непонятные слова.

Предлагаю вам сегодня на уроке представить себя учёными и провести небольшое, но всё же научное исследование, для того чтобы понять, что же это такое «диалогическая и монологическая речь».

Отслеживайте свою работу и работу своих одноклассников на уроке. Мы присвоим лучшим учащимся учёную степень.

Подготовка класса к работе.

Читают тему урока. Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

волевая саморегуляция.

Личностные:

смыслообразование;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками.

2. Подготовка к работе на основном этапе.

— Как вы считаете, что будет являться объектом нашего исследования?

— Что станет результатом нашей работы?

— В ходе рассуждения заполните таблицу, которая поможет вам в конце урока сделать вывод.

Отвечают на вопросы, самостоятельно формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Регулятивные:

прогнозирование результатов.

3. Усвоение новых знаний и способов действия.

— Начинаем работу по исследованию лексического материала, для этого познакомьтесь с рубрикой учебника «Лингвистическая кладовая» (часть 2, с. 11).

— Какие слова содержат в своём составе часть моно-? Что общего в значении этих слов?

— Перечислите слова с частью диа-. Что их объединяет?

— Подберите синонимы к слову «диалог», к слову «монолог».

— Вы готовы сделать первый вывод?

— Заполните первую часть таблицы (1. Лексическое значение).

Вспомните отрывки из сказки К.И. Чуковского «Телефон». На основе предложенных отрывков изучим структуру диалога и монолога.

— Кто эти сказочные персонажи-участники диалога?

— Как они выглядят? Опишите их.

— Из чего строится их диалог?

— Связаны ли реплики между собой?

— На что жалуется герой-повествователь в своём монологе?

— Что представляет собой его речь?

Заполните вторую часть таблицы (Структура диалога и монолога).

— Наши сказочные персонажи беседуют по телефону. При каких речевых ситуациях ещё возможен диалог?

— Перечисленные ситуации характерны для устной или письменной речи?

— Когда и с какой целью мы используем монолог?

Заполните последнюю часть таблицы (Отношение диалога и монолога к устной и письменной речи).

Самостоятельно читают рубрику «Лингвистическая кладовая» (часть 2, с. 11), проводят сравнительный анализ лексического значения слов «монолог», «диалог», делают выводы.

Работа в парах:

подбирают синонимы к словам «диалог» и «монолог».

Заполняют первую часть таблицы (Лексическое значение).

1-ый учащийся читает наизусть отрывок «У меня зазвонил телефон… он у меня ещё маленький».

Остальные слушают, отвечают на вопросы учителя, формулируют вывод.

.

2-ой учащийся читает наизусть отрывок «И такая дребедень целый день…то олень».

Остальные слушают, отвечают на вопросы учителя, формулируют вывод.

Формулируют выводы наблюдений.

Заполняют вторую часть таблицы (2. Структура диалога и монолога).

Приводят примеры речевых ситуаций, отвечают на вопросы учителя, формулируют вывод.

.

Формулируют выводы наблюдений.

Заполняют последнюю часть таблицы (3. Отношение диалога и монолога к устной и письменной речи).

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование,

прогнозирование.

Познавательные:

умение структурировать знания, постановка и формулировка задачи, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; поиск и выделение необходимой информации,

смысловое чтение, построение логической цепи рассуждения.

Метапредметные:

Моделирование.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Логические:

анализ, сравнение, синтез.

4. Контроль и самооценка новых знаний и способов действия.

— Таблица составлена. Расскажите, опираясь на неё, об отличительных особенностях монологической и диалогической речи.

— На сегодняшнем уроке нашими помощниками стали герои сказки Чуковского. Давайте и мы окажем им ответную помощь. Видимо, собеседники героя-повествователя не знакомы с правилами речевого этикета.

— В парах составьте монолог, в котором вы познакомите сказочных персонажей с образцом правильной речи.

Составьте в парах диалог — телефонный разговор, учитывая правила речевого этикета.

Оценивают работы своих одноклассников в соответствии с критериями оценивания.по следующим критериям:

1) речевая ситуация,

2) правила речевого этикета,

3) артистизм.

Систематизируют материалы наблюдений, подводят итоги исследования, строят научный текст.

Рассказ по цепочке

Работают в парах: Создают монолог и диалог.

Представляют свои работы (по одному с каждого ряда).

Оценивают работы своих одноклассников в соответствии с критериями оценивания.

(критерии оценивания на доске)

Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

умение осознанно и произвольно строить высказывания.

5. Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании.

— Что мы сегодня узнали на уроке?

— Как мы смогли определить сходства и различия между этими понятиями?

— В чём нам помогло разобраться наше исследование?

Домашнее задание (по выбору учащихся).

1. Продолжите сказку К.И. Чуковского «Телефон» ещё одной частью — диалогом повествователя с новым героем.

2. Возьмите интервью у своих друзей, родных на тему: «Мои любимые герои сказок К.И. Чуковского». При оформлении диалогов опирайтесь на теоретический материал п. 17.

3. с.13.упр. 4

Отвечают на вопросы учителя.

Называют основные позиции нового материала.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник.

Познавательные:

умение структурировать знания;

оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные:

волевая саморегуляция;

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

5. Рефлексия

— Кому на сегодняшнем уроке вы бы присвоили учёную степень?

— Доволен ли каждый из вас своей работой?

— За что ты хочешь похвалить себя и одноклассников?

Выставление оценок.

Оценивают результаты работы своих одноклассников.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли;

оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

Диалог и монолог как основные формы речевого общения. Жанр диалога. Диалогичность литературы (Бахтин)

Диалог — преимущественно устная речь, протекающая в условиях непосредственного контакта. Слагается из высказываний нескольких (как правило, двух) лиц. Высказывания — реплики. Реплики диалогов чередуются непринуждённо и свободно. Мгновенный отклик на прозвучавшее высказывание. Непрерывность говорения. Диалогическая речь вполне допускает лексические неточности, грамматическую сбивчивость. Высказывание намёком и понимание полудогадкой — неофициальность и непубличность беседы.

Официальные беседы — нормированность.

Публичные беседы. Одна из разновидностей публичных диалогов — дискуссии и диспуты.

Диалог обычно сопровождают мимика и жесты.

В Греции диалог — жанрообразующая роль.

Монологическая речь — 1) устная речь 2) внутренняя 3) письменная

Уединённые (одиночество или психологическая изоляция от окружающих — автокоммуникация) и обращённые монологи (могут иметь неограниченно большой объём, апелляция к группе слушающих). Обращённый монолог — ораторское искусство. Адресованный публике монолог — продуманный, упорядоченность, чёткая организованность. Оказываются воспроизводимыми.

Оба вида текста подчёркивают авторство. В лирической поэзии интонационное начало — доминанта.

Литературное произведение — авторский монолог, обращённый к читателю.

Носителями диалогов и монологов в художетсвенном тексте являются и повествователи, и лирические субъекты и персонажи. Часто в рамках диалогов существуют монологи. Поток сознания — внутренний монолог царит над всем.



Диалогичность — высказывания служат звеном общения людей и обогащают их духовный опыт. Бахтин — каждая мысль — реплика незавершенного диалога.

Монологичность — мышление и речь направлены на безгласую вещь или абстракцию.

важнейшие композиционные принципы диалога — отчетливо ощутимая динамичность тематического развития и отдельные этапы этого тематического развития, в к-рые участники Д. должны вносить разнообразие. Художественность Д. и определяется тем, насколько собеседники дополняют один другого в смысле динамической модификации темы, т. е. насколько именно они «нужны» в определенном Д. Как определительный компонент драматических произведений Д. существенно отличается от Д. как жанра. В диалогическом жанре налицо установка на силу и убедительность высказывания, на полноту и многообразие развития темы; диалог в драме является средством борьбы между определенными лицами, поставленными в определенное положение самозащиты и нападения. Драматургу важно показать не убедительную жизненность известного строя мыслей как автору диалогического жанра, а субъективное использование некоторой истины определенным героем для защиты или нападения. Собеседники в драме устанавливаются не просто для совместного раскрытия известной мысли, а соотносятся один к другому или как враги, или как сообщники. В драме сквозь реплики, произнесенные участниками Д., мы должны уловить драматическое напряжение, душевное состояние, а в диалогическом жанре собеседники нужны лишь как орудие для развития мысли. Поэтому в Д. могут участвовать схематические «анонимные» А, В, С, а в драме — лишь так или иначе охарактеризованные и «названные» личности. В тех случаях, когда Д. в драме является отвлеченным рассуждением, он нарушает действенность ее и становится как бы инородным телом. Отличительным признаком Д. в драме, кроме того, является неоднородность языка собеседников.



Монологическая речь — это… Что такое Монологическая речь?



Монологическая речь
— речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.

  • Модальность ощущений
  • Моральные чувства

Смотреть что такое «Монологическая речь» в других словарях:

  • МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Монологическая речь — – форма (тип) речи, образуемой в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда монологическая речь определяется и как интраперсональный речевой акт. Для монологической речи характерны… …   Энциклопедический словарь СМИ

  • монологическая речь — ▲ устная речь ↑ один (только), человек монолог развернутое высказывание одного лица. отповедь. речь (выступить с речью. произнести #. держать речь). оратор тот, кто произносит речь; человек, обладающий даром говорить речи. ораторствовать. вития.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Монологическая речь — (от греч. μόνος  один и λόγος  слово, речь)  форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как интраперсональный речевой акт. Для М. р.… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • монологическая речь — характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью …   Толковый переводоведческий словарь

  • ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… …   Литературный энциклопедический словарь

  • речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ. См. монологическая речь …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… …   Литературная энциклопедия

монологическая речь — это… Что такое монологическая речь?



монологическая речь

характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью.

Толковый переводоведческий словарь. — 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука.
Л.Л. Нелюбин.
2003.

  • монолог
  • моносемия

Смотреть что такое «монологическая речь» в других словарях:

  • МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Монологическая речь — – форма (тип) речи, образуемой в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда монологическая речь определяется и как интраперсональный речевой акт. Для монологической речи характерны… …   Энциклопедический словарь СМИ

  • Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют …   Психология человека: словарь терминов

  • монологическая речь — ▲ устная речь ↑ один (только), человек монолог развернутое высказывание одного лица. отповедь. речь (выступить с речью. произнести #. держать речь). оратор тот, кто произносит речь; человек, обладающий даром говорить речи. ораторствовать. вития.… …   Идеографический словарь русского языка

  • Монологическая речь — (от греч. μόνος  один и λόγος  слово, речь)  форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как интраперсональный речевой акт. Для М. р.… …   Лингвистический энциклопедический словарь

  • ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… …   Литературный энциклопедический словарь

  • речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ. См. монологическая речь …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… …   Литературная энциклопедия

Монологическая речь — это… Что такое Монологическая речь?



Монологическая речь

Монологи́ческая речь

(от греч. μόνος — один и λόγος — слово, речь) — форма (тип) речи, образуемая в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и
опосредованное восприятие. Иногда М. р. определяют и как
интраперсональный речевой акт. Для М. р. типичны
значительные по размеру отрезки текста, состоящие из структурно и
содержательно связанных между собой высказываний, имеющие индивидуальную
композиционную построенность и относительную смысловую
завершённость.


Степень проявления этих признаков зависит от жанровой
(художественный монолог, ораторская речь, бытовой рассказ и пр.) и от
функционально-коммуникативной (повествование,
рассуждение, убеждение и пр.) принадлежности. Внутрижанровые
различия (авторская и прямая речь персонажей,
научный доклад и агитационное выступление), так же как устное или
письменное осуществление речевого акта, обусловливают стилистические особенности М. р.: строение предложений, синтаксические способы их соединения, лексический отбор, виды взаимодействия элементов разговорной и книжной речи и пр. Любой отрывок
М. р. в той или иной мере «диалогизирован»,
т. е. содержит показатели (главным образом внешние — обращения,
риторические вопросы и т. п.) стремления говорящего повысить активность
адресата (ср. мнение Г. О. Винокура об отсутствии строгих и абсолютных
границ между монологом и диалогом, в частности). В некоторых видах
художественного монолога, например в сказе, где законам М. р.
подчинено произведение в целом, диалогические черты служат специальным
средством имитации живой разговорной речи.

  • Винокур Г. О., «Горе от ума» как памятник русской
    художественной речи, в его кн.: Избранные работы по русскому языку, М.,
    1959;
  • Виноградов В. В., Стилистика. Теория поэтической речи.
    Поэтика, М., 1963;
  • Холодович А. А., О типологии речи, в кн.:
    Историко-филологические исследования, М., 1967;
  • Гельгардт Р. Р., Рассуждение о диалогах и монологах
    (к общей теории высказывания), в кн.: Сборник докладов и сообщений
    лингвистического общества, т. 2, в. 1, Калинин, 1971.

Т. Г. Винокур.

Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Гл. ред. В. Н. Ярцева.
1990.

  • Монокутуба
  • Моносиллабизм

Смотреть что такое «Монологическая речь» в других словарях:

  • МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ. Форма речи, обращенной к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; по сравнению с диалогической речью характеризуется развернутостью (что связано со стремлением широко охватить тематическое… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Монологическая речь — – форма (тип) речи, образуемой в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие. Иногда монологическая речь определяется и как интраперсональный речевой акт. Для монологической речи характерны… …   Энциклопедический словарь СМИ

  • Монологическая речь — речь, произносимая одним человеком, в то время как слушатели только воспринимают речь говорящего, но прямо в ней не участвуют …   Психология человека: словарь терминов

  • монологическая речь — ▲ устная речь ↑ один (только), человек монолог развернутое высказывание одного лица. отповедь. речь (выступить с речью. произнести #. держать речь). оратор тот, кто произносит речь; человек, обладающий даром говорить речи. ораторствовать. вития.… …   Идеографический словарь русского языка

  • монологическая речь — характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью …   Толковый переводоведческий словарь

  • ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ — ДИАЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ И МОНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, основные типы речевой коммуникации. Субъективно окрашенные и характеризующие ее носителей Д. р. и м. р. становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной… …   Литературный энциклопедический словарь

  • речь устная — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Р. у. характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения Р. у. включают звенья… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ — РЕЧЬ МОНОЛОГИЧЕСКАЯ. См. монологическая речь …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Речь — (общеславянск. rekti – говорить) использование языка в процессах коммуникации. Считают, что вне речи невозможно функционирование отвлечённого мышления или даже формирование структур сознания (см. Бессознательное). Различают речь устную,… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Речь ораторская — разновидность публичной речи, противополагаемой функционально и структурно речи разговорной, частному, «бытовому» общению. В противоположность разговорной речи обмену более или менее несложными и короткими репликами (отдельными фрагментарными… …   Литературная энциклопедия

Разница между монологическим и диалогическим общением

Автор: Hasa

Ключевое отличие — монологическое и диалоговое общение

Хотя термин «общение» подразумевает взаимодействие между двумя или более людьми и передачу информации, общение не всегда происходит справедливо. Монологические и диалогические коммуникации описывают два типа коммуникативных паттернов. Ключевое различие между монологическим и диалогическим общением заключается во взаимодействии говорящего и слушателя; в монологическом общении один человек говорит, а другой слушает, тогда как в диалогическом общении роли говорящего и слушателя внутри участников меняются местами.

Что такое монологическое общение?

Простыми словами, монологическое общение можно описать как случай, когда один человек говорит, а другой слушает. Однако реального взаимодействия между участниками нет, поскольку общение носит однонаправленный характер. Коммуникатора-монолога интересуют только его или ее собственные цели, и у него нет реального интереса или беспокойства об отношениях и чувствах слушателя. Коммуникатор также может проявлять нежелание обсуждать или выслушивать идеи другого человека.Он или она часто высказывали негативные личные суждения и негативно критиковали слушателя. Монологический коммуникатор может также попросить слушателя сказать о себе положительные вещи (о коммуникаторе).

Согласно Johannsen (1996), монологический коммуникатор пытается « командовать, принуждать, манипулировать, покорять, ослеплять, обманывать или эксплуатировать». Он не воспринимает других всерьез, поскольку рассматривает других как «вещи», которые нужно эксплуатировать. В монологическом общении основное внимание уделяется не реальным потребностям аудитории или слушателя, а сообщению и цели коммуникатора.Коммуникатору нужны ответы или обратная связь от слушателей только для достижения своей цели, а не для того, чтобы помочь аудитории понять или прояснить неясные моменты. Кроме того, у монологических коммуникаторов есть СУ

.

Что такое диалог и монолог по-русски — Языки

Эта статья отвечает на вопрос: «Что такое диалог и монолог?». В нем представлены характеристики этих двух форм речи, определение, разновидности каждой из них, пунктуация и другие особенности. Надеемся, что наша статья поможет вам максимально уточнить различия между ними, узнать что-то новое для себя.

Диалог: определение

Диалог — это форма речи, которая представляет собой разговор между двумя или более людьми, который состоит из обмена репликами между ними.Основной единицей диалога является диалогическое единство — это тематическое (смысловое) объединение в одну из нескольких отдельных реплик, представляющее собой обмен высказываниями, мнениями, каждое последующее из которых связано с предыдущим и зависит от него. .

Существование диалогического единства объясняется соединением разнородных реплик (сложение, распространение, повествование, согласие-несогласие, вопрос-ответ, формулы речевого этикета).

Иногда может существовать и из-за высказываний, которые не являются реакцией на предыдущее замечание собеседника, а в целом на ситуацию речи, в которой участник беседы задает встречный вопрос:

— Как вы считаете, что такое диалог и монолог?

— Как вы думаете?

Характер высказываний может зависеть от множества факторов: в первую очередь от личностей участников диалога с их речевой тактикой и стратегией, от их речевой культуры, фактора наличия «потенциального слушателя» ( который не участвует в разговоре, хотя присутствует), степень формальности той среды, в которой происходит общение.

Типы взаимодействия

На характеристики реплик также влияет код отношений между участниками разговора, то есть их тип взаимодействия. Существует три основных типа таких типов: сотрудничество, зависимость и равенство. Степень формальности среды зависит от контроля людей над своей речью и соблюдения языковых требований и норм.

Структура диалога

Диалог о русском языке всегда имеет определенную структуру, в большинстве видов она остается неизменной: сначала начало, потом основная часть, а в заключение — финал.Началом может быть одна из многочисленных формул речевого этикета (Здравствуйте, Василий Владимирович!) Или первое вопросительное замечание (Который час?), А также реплика-суждение (Прекрасная погода сегодня!).

Следует отметить, что длина диалога теоретически может быть бесконечной, поскольку его нижний предел может оставаться открытым. Практически любой диалог на русском языке можно продолжить, увеличивая диалогическое единство, из которого он состоит. Однако на практике диалогическая речь имеет окончание (фраза речевого этикета (до свидания!), Реплика-согласие (конечно!), Реплика-ответ).

Особенности диалога

Диалог — естественная форма общения, которая первична. Поэтому в разговорной речи эта форма встречается чаще всего. Но диалог (определение которого было дано выше) присутствует и в публицистической, научной и официальной деловой речи.

Как основная форма общения, это спонтанная, неподготовленная форма речевого взаимодействия. В первую очередь это относится к разговорной речи, в которой тематика диалога в процессе его развития может изменяться под влиянием произвольных факторов.Однако в публицистическом, научном и официальном деловом выступлении с некоторой предварительной подготовкой реплик (в первую очередь вопросов) развитие и построение диалога (русский и другие языки мира в этом схожи) будет стихийным, поскольку в подавляющем большинстве случаев реакция собеседника непредсказуема и неизвестна.

Наиболее отчетливо в этой форме речи проявляется принцип, называемый «универсальный принцип сохранения средств словесного выражения».«Это означает, что его участники в той или иной ситуации используют самый минимум вербальных, то есть вербальных, средств, восполняя за счет различных невербальных средств коммуникации недостаток вербального выражения. К этим невербальным формам относятся мимические выражения, интонация, жесты, жесты.

Условия общения

Для возникновения диалога, с одной стороны, нам нужна исходная общая база данных информации, которой участники будут делиться, а с другой, необходимо, чтобы была минимальная разница в знаниях участников этого речевого взаимодействия.В противном случае они не смогут передавать друг другу информацию о соответствующем предмете речи, а значит, диалог будет непродуктивным. То есть малоинформативность негативно сказывается на продуктивности этой формы речи. Такой фактор может появиться не только при низкой речевой компетентности участников разговора, но и при отсутствии у них желания начать диалог или развивать его.

Диалог, в котором используется только одна форма речевого этикета, называемая формами этикета, имеет формальное значение, другими словами, не информативно.При этом у участников нет потребности или желания получать информацию, но сам диалог формально является общепринятым в некоторых ситуациях (например, при встрече в общественных местах):

— Здравствуйте!

— Здравствуйте!

— Как дела?

— Хорошо, спасибо. И у тебя есть?

— Все нормально, работаю медленно.

— Ну пока, счастливы!

— Пока!

Непременным условием возникновения диалога, направленного на получение новой информации, является потребность в общении.Этот фактор возникает из-за потенциального разрыва в

.

Лингвистическая характеристика диалога и монолога

:

Психологические особенности диалога и монолога влияют на выбор языковых средств. Таким образом, хороший собеседник использует множество эллиптических форм; его использование речевых формул и клише заставляет его использовать выразительную интонацию, множество междометий и невербальных компонентов.В результате его речь явно богата сокращенными формами и неполнотой ответов.

Любой рассказчик вам скажет, что сделать повествование интересным и звучным — задача не из легких. Начнем с того, что монолог — продукт индивидуального строительства. Он существует как более или менее продолжительное высказывание одного человека, адресованное его собеседнику или аудитории. Монолог называется односторонне направленным, поскольку от монолога мы не ожидаем никакой реакции в виде громкой речи.С лингвистической точки зрения монолог характеризуется последовательными связными и синтаксически законченными предложениями. Полнота структур делает вербальную информацию более подробной. Таким образом, предложения становятся сложными и составными, содержащими 23-25 ​​слов. Чтобы облегчить понимание своей речи, рассказчик использовал разнородные структуры, связанные логической последовательностью. Таким образом, специальные средства межфразовой связности становятся средством связи между отдельными смысловыми частями монолога. Именно сплоченность отличает монологическую речь от набора случайных предложений.Фразы производятся произвольно, поскольку бессистемная цепочка может образовывать группу разрозненных предложений. Не менее двух связных фраз составляют монолог.

Сплоченность монолога имеет два аспекта: психологический и лингвистический. В первом случае имеется в виду согласованность идей. Эта согласованность выражается в композиционно-смысловом единстве текста как продукта речи. Во втором случае мы имеем дело с связностью речи, что предполагает овладение языковыми средствами межфразовой связи.Средствами связности речи являются лексическое повторение и повторение местоимений, союзы и союзы наречий, наречия, наречия, артикли и т.п. Например: У меня есть друг. Его зовут Юра. Юра 16. Он не студент, он школьник.

В этом отрывке второе предложение связано с 1 st с повторением местоимения ( его имя, имя моего друга), точно так же, как предложение 4 th связано с 3 rd один.При этом фраза 3 rd соединяется с фразой 2 rd с полным лексическим повторением ( Юра Юра).

Другой набор средств связности речи — это так называемые формулы устной речи, обрамляющие начало и конец высказывания ( для начала, я хочу вам сказать, давайте оставим все как есть, в довершение всего и нравится) и выражением отношения выступающих к предмету своего выступления ( к счастью, к сожалению, на мой взгляд, как мне кажется, и т. д.). Например. Одним людям нравится весна и лето, другим — зима. Как ни странно, но Больше всего люблю осень. Это правда Осенью часто идут дожди и т. Д.

Такие последовательно связанные предложения, очевидно, показывают развитие ключевой фразы во фразах, следующих после. Так называемое развитие идеи — это спецификация мысли, дающая дополнительную информацию к этой мысли, ее уточнение, дальнейшее объяснение и так далее.Однако согласованность может следовать временной схеме. Например: Я хочу написать письмо. Я хожу на почту. Покупаю конверт, марку и писчую бумагу. Я пишу письмо, запечатываю конверт и опускаю в столб. В этом примере последовательность операций чисто временная. Подобное высказывание вряд ли можно было считать реальным монологом.

.

Примеры и определение монолога

Определение монолога

Монолог происходит от греческих слов monos , что означает «один», и logos , что означает «речь». Это литературный прием, который представляет собой речь или словесное изложение, данное отдельным персонажем, чтобы выразить вслух его или ее собрание мыслей и идей. Часто такой персонаж обращается непосредственно к аудитории или к другому персонажу. Монологи встречаются в драматической среде, такой как фильмы и пьесы, а также в недраматической среде, такой как поэзия.

Типы монологов

Существуют два типа монологов:

Внутренний монолог

Во внутреннем монологе персонаж экстернализирует свои мысли, чтобы аудитория могла прочувствовать его внутренние мысли. Этот прием, который часто встречается в пьесах, фильмах и романах, также называют «потоком сознания». Внутренний монолог можно разбить на две категории: прямые и косвенные. В прямом внутреннем монологе автор не показывает своего присутствия, а прямо раскрывает свой характер.В непрямом внутреннем монологе автор выступает в качестве комментатора, проводника, ведущего и селектора.

Драматический монолог

В этом типе монолога персонаж обращается к безмолвному слушателю. Этот тип имеет театральные качества, поэтому известен как драматический монолог и часто используется в поэзии.

Разница между монологом и монологом

Монолог и монолог подобны, поскольку оба являются речами, произнесенными одним человеком. Но главное различие между ними состоит в том, что в монологе говорящий раскрывает свои мысли аудитории или любому другому персонажу; тогда как в монологе говорящий выражает свои мысли самому себе, и в нем не участвуют никакие другие персонажи.

Примеры монологов в литературе

Пример # 1: Любовная песня Дж. Альфреда Пруфрока (Т.С. Элиот)

«И действительно, будет время
Задаться вопросом:« Осмелюсь ли я? »И, «Осмелюсь ли я?»
Пора повернуть назад и спуститься по лестнице,
С лысиной посередине моих волос…
Через минуту есть время
Для решений и исправлений, которые через минуту повернутся вспять ».

Вся эта поэма написана в форме драматического монолога, в котором поэт пытается исследовать причины боли и страданий неуверенного в себе молодого человека, не знающего, стоит ли ему идти на вечеринку.Элиот рассказывает публике о своих мыслях о том, что чувствует Пруфрок, что, если он пойдет на вечеринку, это может нарушить всю вселенную.

Пример № 2: Моя последняя герцогиня (Роберт Браунинг)

«Даже если бы у вас был навык
В речи (чего у меня нет), чтобы сделать вашу волю
Совершенно понятной для такого человека и сказать: «Только этот
или то, что в тебе, мне противно; здесь вы промахиваетесь,
Или там превышаете отметку »- и если она позволила бы
Себе так усвоить, ни, конечно, не приставляла бы
Свой ум к вам и не извинилась,
— И тогда было бы немного наклониться…»

Это стихотворение также представляет собой пример драматического монолога, поскольку в нем есть театральность, в которой поэт выражает свою точку зрения через речь своего персонажа.Единственный говорящий обращается к слуге графа.

Пример № 3: Ромео и Джульетта (Уильям Шекспир)

«Но мягкий, какой свет проникает через это окно?
Это восток, а Джульетта — солнце!
Встань, прекрасное солнце, и убей завистливую луну,
Который уже болен и бледен от горя…
О, если бы я был перчаткой на той руке,
Чтоб я коснулся этой щеки! »

Это знаменитая сцена на балконе, в которой Ромео прячется в саду семьи Капулетти и ждет взгляда на свою возлюбленную Джульетту.Когда она выходит на балкон, Ромео использует монолог, делясь своими мыслями со зрителями.

Пример # 4: Миссис Дэллоуэй (Вирджиния Вульф)

В своем романе Миссис Дэллоуэй Вирджиния Вульф представила своих персонажей, используя технику потока сознания или внутреннего монолога. Сознание персонажей движется вперед и назад. Woolf формировал их личности в критические моменты с помощью внутреннего монолога.Ее частное использование этой техники состоит из авторских междометий, чтобы дать читателям рекомендации и придать форму повествованию.

Функция монолога

Цель написания монолога — передать идею или точку зрения словами. Однако иногда мы замечаем сложную часть выражения писателя, поскольку мнения оратора и писателя не совпадают, потому что он пытается убедить аудиторию и может не сказать точную реальность. Это позволяет читателям переходить от одного персонажа к другому и понимать их воображение.Монолог служит основным источником, с помощью которого писатели выражают свои эмоции и мысли.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.