Чем отличается деятельность животного от деятельности человека: «Чем отличается деятельность человека от активности животного?» – Яндекс.Кью

Чем трудовая деятельность человека отличается от «труда» животных? — Студопедия

Вопрос о различии между трудовой деятельностью человека и «трудом» животных остается для многих выпускников недостаточно проясненным. Чтобы разобраться в нем, осуществим несколько шагов. Прежде всего в словосочетании «трудовая деятельность» обратим внимание на слово «деятельность». Вспомним, что деятельность – это специфически человеческая форма взаимодействия с окружающим миром. В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия (пищу, одежду, жилье и др.), духовные продукты (например, науку, литературу, музыку, живопись), а также себя самого (свои волю, характер, способности). Неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. К другим ее характеристикам можно отнести продуктивность, преобразующий и общественный характер. Это именно те особенности, которые отличают человеческую деятельность от поведения животных.
Трудовая деятельность – это один из видов деятельности человека. Значит, ей свойственны все общие черты человеческой деятельности. Что же сбивает с толку при выполнении заданий, связанных с трудовой деятельностью человека и «трудом» животных?
Дело в том, что многие действия, производимые животными, внешне напоминают трудовые действия людей. К примеру, бобры, подобно людям, возводят плотины на реках; птицы строят гнезда. Животные обучают своих детенышей охотиться, добывать пищу. Многие делают запасы на зиму. А пчел и муравьев иногда даже называют «социальными животными», так как они действуют сообща и их совместные действия отличаются четкой организацией и распределением «ролей».
Тем не менее при внешней похожести действий животных и труда людей важно помнить об их существенных различиях.
Людьми движут осознанные мотивы и сознательно выдвинутые цели деятельности, а поведение животных исключительно инстинктивно. Поведение животных не связано с самостоятельной постановкой цели и ее осмысленным принятием. Задачи, которые «решают» животные, стоят перед ними объективно, и способ их решения наследуется одним поколением животных за другим. Ни одно животное не в состоянии изобрести собственный, оригинальный, не похожий на имеющийся, путь решения той или иной задачи. Животное не может выйти за рамки биологической программы своих действий. Человек же в трудовой деятельности сознательно выдвигает цель, выбирает рациональные способы ее достижения, прибегает к творческим решениям.
Обратимся к конкретному заданию и проанализируем его.

Задание. Верны ли следующие два суждения?
А) Человека от животных отличает способность создавать социокультурную среду.
Б) Человека от животных отличает способность трудиться сообща.
Комментарий. Первое суждение в качестве верного распознать несложно – животное не может создавать социокультурную среду, а человек может. А вот способность трудиться сообща многие ошибочно считают способностью, свойственной и человеку, и животным. Но если помнить, что животные действуют, а не трудятся, что ими движут инстинкты, безусловные рефлексы, а не сознательно поставленные цели и волевые усилия, можно однозначно заявить, что труд – вид деятельности, свойственный только человеку.





Чем отличается труд человека от «труда» животного

Иногда действия животных очень напоминают труд человека. Наши «меньшие братья» тоже обустраивают жилище, добывают и запасают пищу, заботятся о потомстве. Но все же механизмы, по которым осуществляется деятельность людей, несколько иные.

Определение

В прямом значении трудовой называется сознательная деятельность, связанная с удовлетворением потребностей. Она является одним из способов взаимодействия человека с миром. Такая деятельность направлена на преобразование предметов природы в необходимые продукты. Труд может быть и интеллектуальным, когда выполняется переработка информации.

к содержанию ↑

Сравнение

Есть ряд признаков, указывающих на то, что деятельность людей находится на особом уровне. Так, важное отличие труда человека от «труда» животного можно заметить, сделав сравнение с точки зрения постановки целей. Только люди способны, еще не приступив к работе, представлять в деталях конечный результат, а в процессе труда стремиться к осуществлению замысла. Животным же не свойственно целеполагание.

Часто человек сначала обдумывает, что и за чем следует делать, подбирает оптимальные способы достижения цели, словом, проявляет осознанность. Животные не способны так мыслить, что-то планировать, они действуют инстинктивно. Если человек нередко использует в труде творческий подход, то животные лишены этой возможности. Ни одно из них, за редким исключением, не в состоянии изобретать оригинальные пути решения разных задач.

Следующее отличие касается применения орудий труда. Если говорить о человеке, то он четко понимает, какой инструмент необходимо использовать в конкретном случае. Кроме того, люди не только применяют по назначению порой довольно сложные в управлении машины и механизмы, но и сами их производят. Животные между тем могут использовать в своих действиях предметы природы, но изготовление орудий труда для них недоступно.

В чем разница между трудом человека и «трудом» животного еще? В том, что такой вид деятельности у людей часто приобретает общественный характер. Это означает, что человеку свойственно трудиться в коллективе, где присутствует взаимопомощь, обмен опытом, совместное принятие решений. Животным не присуща подобная форма общения. Даже при впечатлении четкой организации (пчелы, муравьи) они в конечном счете только действуют, движимые инстинктами и рефлексами, а не трудятся, как это делает человек.

к содержанию ↑

Таблица

ЧеловекЖивотные
Трудится осознанноДействуют инстинктивно
Намечает цель; представляет, что должно получиться в итоге; планирует действияНе ставят цели, не способны задумываться о предполагаемом результате труда, ничего не планируют
Труд нередко совмещен с творчествомЛишены возможности проявлять в своей активности творчество
Пользуется орудиями труда, а также изготавливает ихНе производят орудия труда
Трудится в коллективеДеятельность не носит общественный характер

отличие деятельности человека от активности животных

(А.Н. ЛЕОНТЬЕВ
«ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ»)

  1. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
    ЖИВОТНЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ИНСТИНКТИВНО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ,
    Т.Е. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИВОТНОГО ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
    ПО ОТНОШЕНИЮ К ПРЕДМЕТУ ЖИЗНЕННОЙ
    БИОЛОГИЧЕСКОЙ ПОТРЕБНОСТИ. (СЛЕДОВАТЕЛЬНО,
    ВОЗМОЖНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
    ЖИВОТНЫМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
    ЯВЛЯЮТСЯ ПРИНЦИПИАЛЬНО ОГРАНИЧЕННЫМИ)

  2. У ЖИВОТНЫХ НЕ
    СУЩЕСТВУЕТ УСТОЙЧИВОГО ОБЪЕКТИВНО-ПРЕДМЕТНОГО
    ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

  3. ЖИВОТНЫЕ НЕ
    ОТДЕЛЯЮТ ОБЪЕКТИВНЫЙ ПРЕДМЕТ ОТ СВОЕГО
    ОТНОШЕНИЯ К НЕМУ.

  4. ОТНОШЕНИЯ ЖИВОТНЫХ
    К СЕБЕ ПОДОБНЫМ НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ
    ОТНОШЕНИЙ К ДРУГИМ ВНЕШНИМ
    ОБЪЕКТАМ.

  5. У ЖИВОТНЫХ НЕТ
    ОБЩЕСТВА, ОБЩЕНИЕ ЖИВОТНЫХ И ПО СВОЕМУ
    СОДЕРЖАНИЮ, И ПО ХАРАКТЕРУ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ
    ЕГО ПРОЦЕССОВ ПРОИСХОДИТ В ПРЕДЕЛАХ
    ИХ ИНСТИНКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  6. У ЖИВОТНЫХ НЕТ
    РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА ( У ОБЕЗЬЯН ЕСТЬ
    ПОДОБИЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА, НО ОНО
    ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРИЧИНАМИ,
    А НЕ ОБЪЕКТИВНЫМИ УСЛОВИЯМИ, КОТОРЫЕ
    СКЛАДЫВАЮТСЯ В РАЗВИТИИ САМОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

  7. У ЖИВОТНЫХ НЕТ И
    САМОГО ТРУДА — ПРОЦЕССА ПО САМОЙ ПРИРОДЕ
    СВОЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО.

ПЕРЕХОД К
ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ СОЗНАНИЮ, В ОСНОВЕ
КОТОРОГО ЛЕЖИТ ПЕРЕХОД :

  • К ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ
    ФОРМАМ ЖИЗНИ

  • К ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ,
    ОБЩЕСТВЕННОЙ ПО ПРИРОДЕ СВОЕЙ, ТРУДОВОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СВЯЗАН НЕ ТОЛЬКО
С ИЗМЕНЕНИЯМИ ПРИНЦИПИАЛЬНОГО СТРОЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НО И ВОЗНИКНОВЕНИЕМ НОВОЙ
ФОРМЫ ОТРАЖЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ГЛАВНОЕ
СОСТОИТ В ТОМ,

ЧТО С ПЕРЕХОДОМ К ЧЕЛОВЕКУ МЕНЯЮТСЯ И
САМИ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕМ
ПСИХИКИ :

  • У ЖИВОТНЫХ — ЗАКОНЫ
    БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ,

  • У ЧЕЛОВЕКА — ЗАКОНЫ
    ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

2

Воспитание внимания

Первое
условие хорошего внимания — это наличие
достаточно широких и устойчивых
интересов.

Второе
условие — выработать в себе умение
заставлять себя произвольно сосредоточивать
внимание в любой момент и на любом
предмете.

Третье
средство воспитания внимания — приучить
себя работать в неблагоприятных условиях.

Четвертое
условие — никогда не работать невнимательно.
Необходимо помнить, что всякая
невнимательная работа приучает человека
быть невнимательным.

Пятое
условие — возможно лучше знать особенности
своего внимания, его сильные и слабые
стороны. Помните то, что для полного
исправления недостатков своего внимания
нужна большая работа над собой.

Вопросы для самоконтроля

1.
Что
такое внимание?

2.
Какие виды внимания вам известны?

3.
Как можно улучшить внимание человека?

2.7. Психология деятельности

2.7.1. Психологическая характеристика деятельности

Деятельность
— это активное взаимодействие человека
со средой, в котором он достигает
сознательно поставленную цель, возникшую
в результате появления у него определенной
потребности.

Деятельность
человека носит сознательный
характер, она целенаправленна,
то есть человек сознает цель и способы
ее достижения, планирует отдельные
звенья деятельности, учитывает возможные
трудности и препятствия, перестраивает
деятельность в случае необходимости,
предвидит результат. Деятельность
человека носит общественный характер,
она осуществляется, как правило, в группе
и для группы. В процессе деятельности
человек вступает в сложные взаимоотношения
с другими людьми. Деятельность определяется
целями,
задачами,
которые он перед собой ставит и связана
с определенными мотивами, которые
побудили человека к данной деятельности.
Под целью
понимается
предполагаемый результат действия,
направленного на предмет, при помощи
которого человек намеревается
удовлетворить ту или иную потребность.

Всякое
действие, направляясь на определенную
цель,
исходит из тех или иных побуждений.
Более или менее адекватно осознанное
побуждение выступает как мотив.
То или иное побуждение — потребность,
интерес — становится для человека мотивом
действия через соотнесение его с целью,
так же как, с другой стороны, объект, на
который направляется действие и который
побуждает к нему, становится целью
действия через соотнесение с мотивом.

Конкретизация
принципа единства сознания
и деятельности
выражается прежде всего в социальной
природе деятельности. Социальность
деятельности проявляется прежде всего
в ее преемственности и кооперированности.
Сознание возникает и формируется в
деятельности. Деятельность предметна.
Опредмечивание — воплощение способностей
человека в продукте деятельности.
Создавая предметы, удовлетворяющие его
потребности, человек создает свою
социальную среду и реализует в предметах
уровень достигнутых знаний о законах
природы и общества.

Отличие деятельности человека от активности животных:

1.
Деятельность
человека
носит продуктивный, творческий,
созидательный характер. Активность
животных имеет потребительскую основу,
она в результате ничего нового по
сравнению с тем, что дано природой, не
производит и не создает.

2.
Деятельность человека связана с
предметами материальной и духовной
культуры, которые используются им или
в качестве инструментов, или в качестве
предметов удовлетворения потребностей,
или в качестве средств собственного
развития. Для животных человеческие
орудия и средства удовлетворения
потребностей как таковые не существуют.

3.
Деятельность человека преобразует его
самого, его способности, потребности,
условия жизни. Активность животных
практически ничего не меняет ни в них
самих, ни во внешних условиях жизни.

4.
Человеческая деятельность в ее
многообразных формах и средствах
реализации есть продукт истории.
Активность животных выступает как
результат их биологической эволюции.

5.
Предметная деятельность людей с рождения
им не дана. Она “задана” в культурном
предназначении и способе использования
окружающих предметов. Такую деятельность
необходимо формировать и развивать в
обучении и воспитании. То же относится
к внутренним, нейрофизиологическим
психологическим структурам, управляющим
внешней стороной практической
деятельности. Активность животных
изначально задана, генотипически
обусловлена и разворачивается по мере
естественного анатомо-физиологического
созревания организма.

Виды
и развитие деятельности

У
человека процесс удовлетворения
потребностей выступает как активный
процесс овладения формой деятельности,
определенной социальным развитием.
Потребности человека имеют общественный
и личный
характер, так как для удовлетворения
потребностей используются результаты
общественного разделения труда;
используются исторически сложившиеся
в данной общественной среде способы и
приемы, определенные условия.

В
потребностях зависимость субъекта от
конкретных условий существования
личности мотивация
поведения и деятельности выступает
своей активной стороной. Если потребности
составляют сущность, основную движущую
силу всех видов человеческой активности,
то мотивы выступают как конкретные,
многообразные проявления этой сущности.
Мотивы, или мотивация, рассматривается
в психологии как причины, определяющие
выбор направленности поведения и
деятельности субъекта.

В
соответствии с параметрами, характеризующими
систему человеческих потребностей,
можно индивидуально представить и
описать совокупность деятельностей,
характерных для отдельного человека и
для группы людей. В этом случае по каждому
из названных параметров и по разнообразию
их сочетаний можно составить и предложить
классификации видов человеческой
деятельности. Выделяют следующие виды
потребностей

по характеру предмета: материальные и
духовные.

Классификация
видов человеческой деятельности
проводится по видам социальной
человеческой активности: игра, учение
и труд.


Таблица 7.

Основные
виды деятельности

Игра

Учение

Труд

Этапы
развития игровой деятельности:

  1. Манипулятивные
    игры.

  2. Ролевые
    игры.

  3. Игры
    по правилам

  4. Дидактические
    игры.

Основные
составляющие учения:

  1. Усвоение
    информации о значимых свойствах мира
    (продукт этого процесса — знания).

  2. Освоение
    приемов и операций, из которых
    складываются все виды деятельности
    (навыки).

  3. Овладение
    способами использования указанной
    информации (умения).

  1. Физический
    (практический).

  2. Умственный
    (интеллектуальный).

Игра
— такой вид деятельности, результатом
которого не становится производство
какого-либо материального или идеального
продукта (за исключением деловых и
конструкторских игр взрослых и детей).
Существует несколько типов игр:
индивидуальные и групповые, предметные,
сюжетно- ролевые и игры с правилами.

Учение
— вид деятельности, целью которого
является приобретение человеком знаний,
умений и навыков. Оно может быть
организованным и неорганизованным.

Труд
— вид деятельности, результатом которого
становится производство какого-либо
материального или идеального продукта.

Общение
— вид деятельности, возникающий в процессе
индивидуального развития человека,
направленный на обмен информацией между
общающимися людьми.

Чем человеческий мозг отличается от мозга других приматов?

  • Мышление, ощущение и поведение

    • Старение
    • Развитие мозга
    • Детство и юность
    • Диета и образ жизни
    • Эмоции, стресс и тревога
    • Слух
    • Язык
    • Обучение и память
    • Механизм
    • Боль
    • Сон
    • Запах
    • Вкус
    • Мышление и осведомленность
    • Сенсорный
    • Видение
    • Посмотреть все
  • Заболевания и расстройства

    • Наркомания
    • Болезнь Альцгеймера и деменция
    • Рак
    • Заболевания детского возраста
    • Эпилепсия
    • Заболевания иммунной системы
    • Травма
    • Психическое здоровье
    • Нейродегенеративные заболевания
    • Неврологические расстройства A-Z
    • Терапия
    • Посмотреть все
  • Анатомия и функции мозга

    • Анатомия
    • Кузовные системы

.

2. Клонирование: определения и приложения | Научные и медицинские аспекты репродуктивного клонирования человека

яйца для создания зиготы. Зигота (далее также называемая эмбрионом) делится на две, а затем на четыре идентичные клетки. На этом этапе клетки можно разделить и позволить развиться в отдельные, но идентичные бластоцисты, которые затем можно имплантировать в матку. Ограниченный потенциал развития клеток означает, что процедуру нельзя повторить, поэтому при расщеплении эмбриона можно получить только двух идентичных мышей и, вероятно, не более четырех идентичных людей.

ДНК в расщепление эмбриона вносят половые клетки двух людей — матери, которая внесла яйцеклетку, и отца, который внес сперму. Таким образом, у эмбрионов, как и у эмбрионов, сформированных естественным путем или при стандартном ЭКО, есть два родителя. Их митохондриальная ДНК идентична. Поскольку этот метод клонирования идентичен естественному образованию монозиготных близнецов и, в редких случаях, даже четверных, в этом отчете он подробно не обсуждается.

БУДУТ ЛИ КЛОНЫ ВЫГЛЯДИТЬ И ВЕДУТЬ ТОЧНО ОДИН РАЗ?

Даже если клоны генетически идентичны друг другу, они не будут идентичными по физическим или поведенческим характеристикам, потому что ДНК не является единственной детерминантой этих характеристик.Пара клонов будет испытывать различные условия окружающей среды и питательные вещества, находясь в матке, и ожидается, что они будут подвергаться различным воздействиям со стороны своих родителей, общества и жизненного опыта по мере взросления. Если клоны, полученные от идентичных доноров ядра и идентичных доноров митокондрий, рождаются в разное время, как в случае, когда взрослый человек является донором ядра соматической клетки, можно ожидать, что различия в окружающей среде и питании будут более выраженными, чем для монозиготных (идентичных ) близнецы.И даже монозиготные близнецы не являются полностью идентичными генетически или эпигенетически, потому что мутации, стохастические вариации развития и различные эффекты импринтинга (специфические для родителей химические метки на ДНК) вносят различный вклад в каждого близнеца [3; 4].

Дополнительные различия могут иметь место в клонах, не имеющих идентичных митохондрий. Такие клоны возникают, если один человек вносит ядро, а другой — яйцеклетку или если ядра одного человека переносятся в яйца от нескольких доноров.Можно ожидать, что различия проявятся в тех частях тела, которые имеют высокие потребности в энергии, таких как мышцы, сердце, глаза и мозг, или в системах организма, которые используют митохондриальный контроль над гибелью клеток для определения количества клеток [5; 6].

КАКОВЫ ЦЕЛИ РЕПРОДУКТИВНОГО КЛОНИРОВАНИЯ?

Клонирование домашнего скота [1] — это средство воспроизведения существующей благоприятной комбинации признаков, таких как эффективный рост и высокая продуктивность молока,

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *