Человек как индивид индивидуальность и личность: индивид, индивидуальность, личность — Студопедия

Индивид, личность, индивидуальность. Понятие и содержание индивидуальности

Личность, индивид, индивидуальность – эти понятия часто употребляются как синонимы. И мы, не задумываясь, заменяем одно другим, причем не только в отношении взрослого человека или любого представителя биологического вида Homo sapiens. Слово «личность» можно услышать и в рассказе молодой мамы о своем новорожденном малыше, и даже в рассуждениях хозяйки о своей кошке или собаке.

На самом деле это слишком вольное обращение с серьезными психологическими понятиями. Синонимами они не являются и, несмотря на то, что каждое из этих слов обозначает совокупность качеств человека, между ними есть существенные различия.

Индивид как представитель человеческого вида

Человеческое сообщество состоит из отдельных индивидов. То есть этим словом мы можем назвать любого представителя Homo sapiens вне зависимости от возраста, расы, уровня умственного развития, состояния здоровья или положения в обществе.

В отношении представителя сообщества животных обычно употребляется понятие «особь». Иногда и человека так называют, но в таком случае данный термин звучит с оттенком пренебрежения, а то и как явное оскорбление.

Итак, индивид – это представитель людей как биологических существ, и его характеристики тоже имеют биологическую природу. К ним относятся следующие:

  • генотип – совокупность врожденных особенностей генов, создающая условия для уникального развития организма;
  • фенотип – совокупность особенностей организма, которые являются результатом взаимодействия генотипа со средой;
  • целостность биологической и физиологической структуры организма и ее устойчивость к воздействию среды.

Кстати, отличия индивида (человека) от особи (животного) заключается именно в биологических – генотипических и фенотипических особенностях. Ни речь, ни сознание, ни трудовая деятельность или прямохождение не относятся к характеристикам индивида. Они хоть и присущи исключительно людям, но не являются биологически заданными, а формируются в процессе развития человека под влиянием социума.

Поэтому к категории «индивид» мы можем отнести и новорожденных младенцев, которые ни говорить, ни ходить не умеют, и умственно неполноценных, и глухонемых, и даже находящихся в коме. Человек индивидом рождается и остается им до самой смерти, вне зависимости от условий существования.

Личность – продукт социальных отношений

Если индивидом рождаются, то личностью человек становится в процессе взаимодействия с социальной средой. Кто-то раньше получает право на это «звание», кто-то – позже, но однозначно в сознательном возрасте, когда индивид самостоятельно может принимать решения и отвечать за их последствия.

Если индивид биологически задан, то личность вне социума сформироваться не может, для этого необходим процесс социализации.

Понятие и признаки личности

Понятие о личности складывалось постепенно. В течение длительного времени оно означало социальную роль, которую человек играл в обществе. И чем более важная была эта роль, тем более значимой считалась личность. Недаром же русское слово «личность» происходит от устаревшего «личина» — маска. И аналогичный латинский термин persona тоже первоначально обозначал театральную маску.

Но в настоящее время понятие «личность» рассматривается более широко, хоть за ним все еще сохранилась оценка социальной значимости человека. Естественно, возникает вопрос, кого же мы можем назвать личностью. И где-то у каждого из нас в глубине души живет уверенность, что уж он-то ей точно является. Ответить на такой вопрос несложно, достаточно «примерить на себя» три основных характеристики личности:

  1. Личность – это социальный индивид, то есть человек, воспитанный в традициях определенного социума, прошедший социализацию и усвоивший нормы, принятые в этом социуме. В силу этого он может считаться полноценным и полноправным членом общества.
  2. Личность – это самостоятельный и независимый индивид, самостоятельно принимающий решения и отвечающий за них перед обществом.
  3. Личность – это активный индивид, то есть человек, принимающий участие в жизни общества, являющийся частью его системы и вносящий вклад в развитие социальных отношений. Кстати, участие в физическом воспроизводстве социума (рождение и воспитание детей) тоже является таким вкладом.

Как видите, основная масса достаточно взрослых и дееспособных людей подпадает под определение «личность». А вот дети, по крайней мере, до подросткового возраста – нет. Они потенциальные, развивающиеся личности, но пока еще ими не стали.

Возникает еще одни вопрос: можно ли считать личностью преступника, маньяка, человека, развязавшего войну и уничтожающего социум? Да, ведь он тоже воспитан в рамках определенной культуры и усвоил социальные нормы, только не такие, как мы с вами. Он тоже продукт социальных отношений.

А собаки и кошки, при всей моей любви к ним, личностями не являются и никогда ими не станут. Но к ним вполне применимо другое понятие – индивидуальность. О нем скажу позже.

Структура личности

Личность – сложное образование, включающее в себя ряд компонентов и уровней. Эти компоненты могут даже противоречить друг другу, тогда человек переживает внутриличностный конфликт. Существуют различные варианты структуры личности, и в нашей отечественной психологии в нее включают следующие группы качеств человека:

  • индивидуально-психологические особенности: темперамент, характер, способности и т. д.;
  • мотивы, управляющие поведением человека, и ценностные ориентации, также влияющие на деятельность, отношение к миру и окружающим;
  • направленность: совокупность взглядов, мировоззренческих принципов, верований, установок, интересов, формирующихся под влиянием социума;
  • опыт: знания, умения, навыки, приобретенные человеком в процессе воспитания и самовоспитания, образования и саморазвития.

Иногда к этим компонентам добавляют еще социальный статус и роли, которые человек играет в обществе. Но это, на мой взгляд, внешнее проявление личности и не имеет отношения к ее внутренней структуре.

Что такое индивидуальность

Любой человек имеет как общие, присущие всему роду человеческому характеристики, так и то, что его отличает от всех остальных людей. Причем эти отличия есть даже у однояйцевых близнецов. И чем старше они становятся, тем больше отличий, которые связаны с индивидуальным, уникальным опытом. Индивидуальность – то, что выделяет человека из среды, отражает его неповторимость.

И каждый человек вне зависимости от возраста, состояния психики и здоровья обладает такими неповторимыми чертами и особенностями. Это касается и новорожденных младенцев, которые тоже не похожи один на другого ни по темпераменту, ни по эмоциональным реакциям. Более того, индивидуальностью обладают все живые существа, имеющие высшую нервную деятельность. Вот эту совокупность уникальных черт и качеств часто и путают с понятием «личность». Если индивидом, а значит, и личностью может быть только человек, то уникальностью обладают и собаки, и кошки, и лошади, и попугаи, и даже морские свинки.

Индивидуальность человека проявляется практически во всех сферах его психики и деятельности:

  • в своеобразии эмоциональной сферы: уровне, активности, формах проявления эмоций;
  • в индивидуально-психологических особенностях темперамента и характера;
  • в уровне и характере интеллекта;
  • в особенностях активности и деятельности;
  • в особенностях познавательных процессов: памяти, внимания, мышления, воображения, творчества;
  • в мотивации поведения;
  • в задатках и способностях;
  • в коммуникативных качествах: уровне и характере общения, степени конфликтности, формах и способах коммуникации и т. д.;
  • в характере социального взаимодействия;
  • в интересах, потребностях и возможностях;
  • в идеологии, нравственных принципах, интересах и убеждениях.

И чем больше человек выделяется из однородной толпы, тем ярче его индивидуальность. Именно индивидуальность определяет характер деятельности человека в обществе, успех и пути его достижения. Индивидуальность оценивают в человеке и другие люди, хоть далеко не все ее проявления одинаково полезны и для общества, и для самого человека.

И яркая индивидуальность далеко не всегда означает приятного в общении, продуктивно работающего человека. Иногда индивидуальность проявляется в асоциальном поведении, стремлении к эпатажу, нарушении общепринятых норм. Тогда социум применяет к такому «оригиналу» социальные санкции. Да, можно сказать, его загоняют в рамки общепринятых норм, ограничивают его индивидуальность. Но таковы законы общества, и нормально жить в нем можно, только подчиняясь этим законам. Именно общество задает рамки проявления индивидуальности.

Таким образом, человек представляет собой сложную многоуровневую систему свойств, качеств и характеристик. И понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» отражают разные проявления этой системы. И как любые элементы системы, они не взаимозаменяемы, но взаимосвязаны.

Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «человек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой.

Человек (с маленькой буквы) — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы — к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

​​​​​​​​​​​​​​При этом, когда говорят о человеке, иногда говорят о Человеке с большой буквы, и это — про другое. «Когда ты станешь Человеком?» — это вопрос «Когда ты станешь разумным и порядочным?»

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

«Когда ты станешь личностью?» — это вопрос про внутреннюю свободу: «Когда ты начнешь жить своей головой, принимать свои решения?» Может быть яркая, свободная, сильная личность и в малой степени Человек — например, бандит. Может быть разумный и порядочный человек, и при этом в малой степени личность — например, хороший человек обыватель, живующий просто как Организм…

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

1. Индивид, индивидуальность, личность. Философия: Учебник для вузов

1. Индивид, индивидуальность, личность

Общество представляет собой систему конкретно-исторических социальных связей, систему взаимоотношений между людьми. Отдельно взятый человек также есть определенная система, обладающая сложной структурой, которая не укладывается в пространственно-физические рамки человеческого организма.

Метод структурного анализа помогает вычленить те устойчивые компоненты, которые составляют понятия «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Длительное время в отечественной литературе они почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое, что приводило к большой теоретической путанице. Между тем понятия «индивид», «личность», «человек» – однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем не следует впадать и в другую крайность – резкое разграничение и противопоставление этих понятий. Уже тот очевидный факт, что человек, с одной стороны, часть природы, природное существо особого рода, а с другой – часть социально-практического бытия, наводит на мысль, что по своей структуре понятия «человек», «личность», «индивидуальность» включают в себя как социальные, так и природные (биологические) компоненты, хотя и в различных измерениях и соотношениях.

Человек как система представляет собой относительно устойчивое единство элементов и их отношений, выделенных на основе принципов сохранения, или инвариантности, а также единства внутреннего содержания системы и ее внешних отношений. Структура – это относительно устойчивый способ организации и самоорганизации таких элементов системы, которые при изменении условий сохраняют устойчивость, стабильность и без которых система теряет свое прежнее качество.

Такими инвариантными элементами понятия «человек» как система являются социальное и природное, поскольку они сохраняются, остаются относительно неизменными при всех модификациях этого понятия (личность, индивидуальность). Биологическое и социальное – это два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы.

Наиболее общим, родовым понятием является понятие человека. Человек – это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную (биопсихосоциальную) систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.

Что касается понятия индивид, то это – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек, безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок – индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

В вопросе о соотношении общества и индивида нередко проявляются две тенденции: или их дуалистическое противопоставление, или растворение индивида в системе общественных отношений. Антиномия общественного и индивидуального преодолевается, если иметь в виду, что индивид – это не просто единичное эмпирическое существо, «вкрапленное» в общество, а индивидуальная форма бытия того же общества.

Конечно, каждый индивид, будучи представителем человеческого рода, носителем родовых качеств человека, в то же время является неповторимой индивидуальностью, которая (в отличие от рода) не вечна и исчезает вместе со смертью данного индивида. Но из этого вовсе не следует (как это может показаться при чисто количественном подходе к вопросу), что индивидуальное принципиально противоположно общественному, ибо с точки зрения качества индивид и общество однотипны (хотя и не тождественны). Их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять индивид и общество, ибо каждый индивид, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

Человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые. Для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретно-исторических обстоятельствах она выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Личность – это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и интроспекции (самонаблюдения) можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них. Познание структуры личности возможно как в общетеоретическом плане, так и в плане эмпирических исследований тех или иных аспектов этой структуры отдельными науками – биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др.

Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир – это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы своего развития.

Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек – это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Социальная структура личности формируется как в производственной, так и в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно богатых индивидуальностей.

Индивидуальность – это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность – это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств – общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей – величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Богатый опыт философско-антропологических изысканий, и прежде всего проблем личности, ее духовного самосовершенствования представлен в истории русской философии. Как отмечал еще В. В. Зеньковский, отечественная философия носит антропоцентричный характер. Труды русских мыслителей демонстрируют многообразие подходов к проблемам личности: от религиозно ориентированных до позитивистских, натуралистических и материалистических.

История представлений философов России XVIII—XX вв. о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране. Во-первых, в противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, русское мировоззрение, как отмечал С. Л. Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Во-вторых, в противоположность раздробленности, теоретизации и рационалистической атомизации жизни на Западе, русские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда – разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а задачи духовного самосовершенствования тесно увязывались с размышлениями о смысле истории, «цельности духа», «соборности».

Поэтому уже в философии славянофилов (Хомяков, Киреевский) разрабатывалась идея «целостной личности». Исходя из православного учения о трех элементах личности (тело, душа, дух), они подчеркивали важность согласования рассудка и чувств с другими требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». Вслед за славянофилами С. Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания.

Оригинальную философию «симфонической личности» развивал один из лидеров евразийства – Л. П. Карсавин. Он считал, что бытие носит личностный характер, состоит из существ потенциально личных (неодушевленные предметы), зачаточно личных (животные) и действительно личных (человек, социальные образования). Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется через познавательный акт. В качестве духовного существа личность есть свобода. Мир – это симфоническая всеединая личность, иерархическое единство множества симфонических личностей – индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность (народ, семья, государство, человечество, вселенская церковь).

Содержательные мысли высказывал С. Л. Франк в своей философской антропологии: о двойственной природе человека (природное и сверхприродное, т. е. духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д. Подчеркивая, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем ее является именно личность. Но личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция.

Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом – наиболее трудной как для христианской этики, так и для других этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Л. Н. Толстого, И. А. Ильин, хотя и не оправдывая применения насилия, все же считал его допустимым в определенных условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. Проблему преодоления зла он увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю – с пониманием смысла жизни человека.

Глубокую разработку категория личности получила в творчестве Н. А. Бердяева, причем на принципиально новой, экзистенциальной основе. Он считал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид – категория натуралистическая, обозначающая часть рода, общества, космоса. В этой своей ипостаси индивид связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая, а этическая и духовная категория. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей, но не в этом ее суть. Она в том, что личность – это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности – в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Парадокс ее существования: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого уже изначально быть.

Будучи экзистенциально мыслящим философом, Бердяев вместе с тем не употреблял характерных для экзистенциализма понятий «экзистенция», «бытие-в-мире» и других «экзистенциалов», а выдвигал в качестве важнейшей именно категорию личности, которую основоположники экзистенциализма в Западной Европе, напротив, употребляли крайне редко, так как считали непригодной из-за ее социально-опредмеченной заземленности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Личность, человек, индивид, индивидуальность — Студопедия

Слово «личность» (persona) первоначально относилось к актерским маскам (в рим­ском театре маска актера называлась «личина» — лицо, обращен­ное к аудитории), которые были закреплены за определенными типами действующих лиц. Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «persona» употреблялось обяза­тельно с указанием определенной социальной функции роли (лич­ность отца, личность царя, личность судьи). Таким образом, лич­ность по первоначальному значению — это определенная соци­альная роль или функция человека.

Сегодня психология трактует личность как социально-психо­логическое образование, которое формируется благодаря жизни Человека в обществе. Человек как общественное существо приоб­ретает новые (личностные) качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приоб­ретаемых (личностных) качеств.

Поскольку личность чаще всего определяют как человека в сово­купности его социальных, приобретенных качеств, это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, ко­торые природно обусловлены и не зависят от его жизни в обще­стве. К числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям в обществе.



В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивиду­альности человека, определяя его значимые для людей черты и поступки.

По определению Р.С. Немова, личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые соци­ально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Наряду с понятием «личность» употребляются термины «че­ловек», «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти по­нятия переплетены между собой. Именно поэтому анализ каждого из этих понятий, их соотношение с понятием «личность» позво­лит более полно раскрыть последнее (рис. 3).

Рис. 3. Соотношение объемов понятий «человек», «индивид»и «индивидуальность» с понятием «личность»



Человек — это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей ступени развития живой природы — к челове­ческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая пре­допределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Специфические человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям впорядке биологической наследственности, а формируются при­жизненно, в процессе усвоения культуры, созданной предшеству­ющими поколениями.

Никакой личный опыт человека не может привести к тому, чтобы у него самостоятельно сформировались ло­гическое мышление и системы понятий. Участвуя в труде и раз­личных формам общественной деятельности, люди развивают в себе те специфические человеческие способности, которые уже сформировались у человечества. Как живое существо человек под­чиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное — законам развития общества.

Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфо­логическими особенностями (такими, как рост, телесная консти­туция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способ­ностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизио­логической структуры (тип темперамента, физические и психи­ческие особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

При всей многогранности понятия «индивидуальность» оно в первую очередь обозначает духовные качества человека. Сущност­ное определение индивидуальности связано не столько с поняти­ями «особенность», «неповторимость», сколько с понятиями «целостность», «единство», «самобытность», «авторство», «соб­ственный способ жизни». Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, его способностью быть самим собой, быть независимым и самостоятельным.

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определе­ния. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исто­рических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе соци­альных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятель­ного и ответственного поведения в социуме.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализа­ции объекта. Индивидуализация — это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность — это самобытный, активно и твор­чески проявляющий себя в жизни человек.

В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности чело­века. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляют такие эпитеты, как «сильная» «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности мы чаще говорим: «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Индивид, личность, субъект и индивидуальность. Психология. Полный курс

Индивид, личность, субъект и индивидуальность

В психологии выделяются несколько понятий, характеризующих духовный мир человека, его ценности, самосознание, мировоззрение и т. д.

Индивид – это единичный представитель вида Homo sapiens. Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (например, рост, телесная конституция или цвет глаз), но и психологическими свойствами (способности, темперамент, эмоциональность).

Индивид (от лат. individuum – неделимое) – 1) единичное природное существо человек, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт; 2) отдельный представитель человеческой общности, социальное существо, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности.

Важнейшей характеристикой индивида является его способность преодолевать заложенную биологическую ограниченность и при этом осознанно управлять собственной поведенческой активностью, контролируя все важнейшие психологические процессы.

К наиболее общим, позволяющим называть человека индивидом характеристикам относятся целостность его психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающим миром и активность.

Понятие «индивид» может употребляться в содержательной связке с понятием «личность».

Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что они представляют собой два способа бытия человека, два его различных определения. Становление личности есть процесс социализации человека, освоения им родовой, общественной сущности. Становление личности связано также с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей и функций, норм и правил поведения социума и т. п.

По мнению А. Н. Леонтьева, личность не является генотипически обусловленным целостным образованием, поскольку «…создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности. То обстоятельство, что при этом трансформируются, меняются и некоторые его особенности как индивида, составляет не причину, а следствие формирования его личности».

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (темперамент, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).

Становление индивидуальности происходит в процессе индивидуализации объекта, под которой понимается самоопределение и обособление личности, оформление ее «выделенности», уникальности и неповторимости. Личность, ставшая индивидуальностью, – это своеобразный, неповторимый, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.

Понятие «субъект» имеет несколько толкований.

Субъект (от лат. subjectum – подлежащее) – индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности (С. Ю. Головин).

«Субъект – это организм (человеческий или другой), который является участником (добровольным или нет) эксперимента. В качестве взаимозаменяемого синонима термину «другие» может применяться понятие «наблюдатель» (использовалось и иногда все еще используется для обозначения субъекта в эксперименте интроспекции или в психофизическом исследовании)» (под ред. А. Ребера).

Вообще понятие «субъект» может применяться для обозначения участника любого исследования. Использование же других терминов ограничено определенным форматом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Понятия человек, индивид, личность, субъект, индивидуальность. — Студопедия

Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных приобретенных качеств. К числу личностных особенностей не относятся генотипически или физиологически обусловленные, никак не зависящие от жизни в обществе особенности человека.

Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «человек», «субъект».

«Человек» – биосоциаль­ное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать ору­дия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти спе­цифические человеческие способности и свойства не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижиз­ненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшеству­ющими поколениями.

«Индивид» – биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биоло­гического вида (индивидами мы рождаемся).

«Лич­ность» – социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, опыта человечества (личностями мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

«Субъект» – человек как носитель психической активности, познания и деятельности, источник активности, направленной на объект. Личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения сознания, самосознания.



«Индивидуальность» выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента. Индивидуальность воспринимается как неповторимая личность.

Организм и личность составляют единство: компоненты личности, такие как темперамент, способности, характер, мотивация объединены системообразующими признаками: направленностью, активностью, саморегуляцией, эмоциональностью.

Структура личности.

Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты: направленность, мотивации, темперамент, характер, волевые качества, способности, эмоции.

Все эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности, выражают ее индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях.



Направленность — важнейшее свойство личности, в котором выражаются динамика развития человека как общественного су­щества, главные тенденции его поведения. Направленность личности — это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.

Формы направленности: влечение, интерес, склонность, идеал, мировоззрение (пассивное мировоззрение – миросозерцание), убеждения, мораль, совесть.

Моральные свойства личности, убеждения, моральные отражают нравственные нормы и регулируют нравственные поступки данной личности

Мотивация – относительно устойчивая и индивидуально не­повторимая система мотивов. Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос «Ради чего она совершается?». Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и часто­та выполняемых действий или деятельности любого рода.

Темперамент (от лат.–«смесь, соразмер­ность». Древнейшее описание темпераментов принадлежит Гиппократу. Он считал, что темперамент че­ловека определяется тем, какая из четырех жидкостей организ­ма преобладает: если преобладает кровь («сангвис» по-латыни), то темперамент будет сангвинистический, если желчь («холе»), то человек будет холериком, если слизь («флегма»), то темперамент флегматичный, если черная желчь («мелана холе») – меланхолик. Эту теорию называют гуморальной (от лат. «гумор» – жидкость).

В структуре темперамента выделяют три главных компонента:

1) Общая активность индивида, которая может колебаться от инертности, на одном полюсе до мощной стремительности действий – на другом.

2) Двигательный, или моторный, компонент характеризует качества, связанные с функцией двигательного, в том числе речедвигательного, аппарата.

3) Эмоциональность. Этот компонент характеризует особенности возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений.

Свойства темперамента – это врожденные и устойчивые индивидуальные особенности психики. Принято выделять следующие свойства темперамента:

Сенситивность – наименьшая сила внешнего воздействия, необходимая для возникновения психической реакции человека, скорость развития реакции.

Реактивность – степень непроизвольности реакций человека на внешние или внутренние воздействия (угроза, неожиданный резкий звук).

Активность – степень энергичности, которой человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия на пути к своим целям.

Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов (скорость движения, темп речи, скорость запоминания).

Пластичность – легкость, гибкость и быстрота приспособления человека к меняющимся внешним условиям (новая компания, другая школа и т.д.).

Ригидность – выражается в инертности, косности поведения, суждений.

Экстраверсия – поведение и реакции человека, преимущественно определяемые внешними впечатлениями, возникающими в данный момент. Экстравертированный человек направлен вовне.

Интроверсия – преимущественная обусловленность поведения и реакций человека образами и представлениями, связанными с прошлым и будущим. Интровертированный человек обращен внутрь себя.

Эмоциональная возбудимость – уровень воздействия, необходимого для возникновения эмоциональной реакции, скорость возникновения этой реакции.

Существует традиционное деление на четыре типа темперамента.

1. Холерический темперамент. Чувства у холерика ярко выражены в мимике, пантомимике. Люди этого типа отличаются быстрыми, энергичными движениями, общей подвижностью, общительностью, стремлением постоянно действовать, активностью. Для них характерна цикличность в работе. Любят общество сверстников. Им свойственны обидчивость и гнев.

2. Сангвинический темперамент. Сангвиники очень продуктивны, но только тогда, когда дело им интересно. Эмоции легко возникают и легко сменяются. Склонны к остроумию, быстро схватывают новое, легко и быстро переключают внимание, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни. Сангвиники за многое берутся, но часто не доводят начатое до конца. Они могут легко обидеться, но быстро забывают обиды. Не злопамятны.

3. Флегматический темперамент. Чувства флегматиков внешне выражены слабо. Психические процессы протекают у них довольно медленно, темп речи невысокий. Спокойны, уравновешенны, медлительны, малообщительны, неторопливы, настойчивы, терпеливы. Увлекаются надолго, однолюбы.

4. Меланхолический темперамент. Меланхолики склонны к устойчивым, длительным настроениям, слабо проявляют свои чувства (хотя бывают «взрывы»). Склонны к преувеличениям, видят мир в серых тонах, депрессивны. Медлительны, быстро устают. Ведут себя тихо, стеснительны, избегают общения. Обидчивы, обиды таят долго. Легкоранимы, склонны к сильным переживаниям.

Для темперамента неприменимы понятия «хороший» или «плохой». Все типы темперамента равнозначны, каждый из типов темперамента имеет свойство, которое компенсирует его отрицательные качества.

Тип нервной системы не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических трениро­вок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться. Среди детей преобладают хо­лерики и сангвиники (энергичны, веселы, легко возбуждаются). Среди пожилых людей много флегмати­ков и меланхоликов.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамен­та. Редко встречаются «чистые» типы темперамента, но преобладание той или иной тенденции всегда про­является в поведении человека.

Характер – совокупность приобретенных устойчивых психо­логических особенностей, определяющих поведение, поступки человека, его отношение к себе, к людям, вещам, деятельности. Слово «характер» — от греч. «черта, примета, печать, отпечаток». Физиологические основы характера – сплав черт типа нервной системы и сложных, устойчивых систем временных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта и воспитания.

Под чертами характера понимают индивидуальные, привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

Попытки построить типологию характера предпринимали многие учение: Э.Кречмер, У. Шелдон, Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и др.

Немецкий психиатр К. Леонгард считал, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь акцентуированы, что при определенных обстоятельствах это приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуация характера – это преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни – психопатии. Психопатия – болезненное состояние характера, при котором резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми.

Выделяют 12 типов акцентуации (гипертимический, дистимический, циклоидный, педантичный и другие типы) каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, склонность к частым однотипным конфликтам, к нервным срывам. Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов (тест Шмишека).

Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими людьми. Ребенок через подражание и прямое научение усваивает формы поведения взрослых. Сензитивным периодом жизни для становления характера можно считать возраст от 2-3 до 9-10 лет.

Воля – потребность в преодолении препятствий, сознатель­ная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий.

Все действия человека могут быть поделены на две категории: непроизвольные и произвольные. Непроизвольные действия совершаются в результате возник­новения неосознаваемых побуждений, имеют им­пульсивный характер. Произвольные действия предполагают осознание цели, пред­варительное представление тех операций, которые могут обеспе­чить ее достижение.

Преодо­ление препятствий требует волевого усилия – особого состоя­ния нервно-психического напряжения, мобилизующего физи­ческие, интеллектуальные и моральные силы человека. Волевые действия свя­заны с функционированием мозга. Поражение лобных долей приводит к абулии – болезненному безволию.

Структура волевого действия:

1. Осознание цели и стремление достичь ее,

2. Осознание ряда воз­можностей достижения цели,

3. Появление мотивов, утвержда­ющих или отрицающих эти возможности,

4. Борьба мотивов и выбор,

5. Принятие одной из возможностей в качестве решения,

6. Осуществление принятого решения,

7. Преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достиже­нии поставленной цели,

Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых влечений, сознательное подчинение их другим, более важным целям, умение подавить непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульс.

Волевые качества личности: целеустремленность, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, организованность, решительность и др.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения деятельностью. Способности обеспечивают быстрое приобретение знаний, умений и навыков, фиксацию и эффективное практическое применение. Способности – психические свойства, являющиеся условия­ми успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Способности подразделяются на природные (или естественные) и специфические человеческие. Специфические способности подразделяются на:

— общие: умственные, уровень интеллекта, развитые память и речь,

— специальные: математические, коммуникативные, художественные и др.

Человек, способный ко многим различным видам деятельности, обладает общей одаренностью.

Способности – прижизнен­ные образования, их развитие идет в процессе индивидуаль­ной жизни, что среда, воспитание активно формируют их. Задатки – это некоторые генетически детерминирован­ные (врожденные) особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу (предпосылку) формирования и развития способнос­тей.

Формирование и развитие способностей происходит в процессе организованной деятельности и общения. Многие задатки, данные человеку от природы, могут остаться нереали­зованными. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность – одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Эмоции. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятель­ности человека в форме переживаний. Простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей и неудовольствие, связанное с невоз­можностью это сделать.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс.

Аффект – силь­ное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное пе­реживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом, про­текают бурно.

Эмоции – более длительные состояния. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемы­ми ситуациями. Они воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального раз­вития человека. Они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). В зависимости от направленности чувства делятся на: моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (связанные с позна­вательной деятельностью), эстетические (чувство красоты при восприятии), практические (связанные с деятельностью человека). Чувства могут быть очень устойчивыми и длительными.

Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих ди­намику возникновения, протекания и прекращения эмоциональ­ных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

Настроение – эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Эмоциональные состояния, возникшие в процессе деятельности, могут повышать или понижать жизнеде­ятельность человека. Первые называются стеническими, вто­рые – астеническими.

Возникновение и проявление эмоций связано со сложной комплексной работой коры, подкор­ки мозга и вегетативной нервной системы, регулирующей рабо­ту внутренних органов. Этим определяется тесная связь чувств и эмоций с деятельностью сердца, дыханием, с изменениями в де­ятельности скелетных мышц (пантомимика) и лицевых мышц (мимика).

Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, скон­центрированных вокруг определенного вида деятельности, предмета, человека.

Стресс и фрустрация — одни из наиболее распространенных видов аффек­тов. Стресс чрезмерно сильное и длительное психологическое напряжение, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоци­ональную или информационную перегрузку. Фрустрация – конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживанием крупной неудачи. Устойчивость к фрустраторам, перенесению трудностей называется толерантностью.

Тема VI. Психология общения

1. Психология общения. Структура, функции, виды и средства общения.

2. Трансактный анализ общения.

3. Вербальные и невербальные средства общения.

4. Деловое общение.

человек, индивид, индивидуальность, личность — Студопедия

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные.

Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек — это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или — точнее — субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек — безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность — это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «.. . Сущность «особой личности»,— писал К. Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество.. . ». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам, а также посредством анкет, тестов и самонаблюдения можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах. Внутреннее содержание личности не есть результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней ее работы, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие личности характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Характер мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.






Если по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой. Важная роль природных задатков, врожденных особенностей в ее развитии опосредствована социальными факторами. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, целостная система, формирующаяся в процессе диалектического взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природно-антропологических и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития трудовой деятельности человека происходит все большая дифференциация человеческих отношений и индивидов, развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Марксизм-ленинизм подчеркивает величайшую ценность индивидуальности, развитие которой играет важную роль в истории человечества как одно из необходимых условий его прогресса.

Индивидуальность против личности — Какая разница?

индивидуальность | личность |

Как существительные, разница между индивидуальностью и индивидуальностью

заключается в том, что индивидуальности является (неисчислимыми) характеристиками, которые способствуют дифференциации или отличению кого-либо или чего-либо от группы сопоставимой идентичности, в то время как индивидуальности является совокупностью качеств, которые отличают человека (или вещь) от другого.

Другие сравнения: в чем разница?

Английский

Существительное

  • (неисчислимо) Характеристики, которые способствуют дифференциации или отличению кого-либо или чего-либо от группы сопоставимых идентичностей.
  • *
  • * {{цитата, год = 1963, автор = ( Margery Allingham ), название = ( Гувернантка Китая )
  • глава = 6 цитата
    , проход = Даже в эпоху, когда индивидуальность в платье является культовым, его одежда была заметна.На нем была каска низкого круглого оттенка, предпочитаемая охотниками, а также черный дафлкот с белой подкладкой.}}

  • (исчисляемо) Человек.
  • *
  • Похожие термины

    * ( л, )

    Внешние ссылки

    *
    *

    Английский

    существительное

    ( личности )

  • Набор качеств, которые отличают человека (или вещь) от другого.
  • * ( Самуэль Тейлор Коулридж )
  • Личность — это индивидуальность, существующая сама по себе, но с природой в качестве основы.
  • * {{цитата, год = 1963, автор = ( Margery Allingham ), название = ( Гувернантка Китая )
  • глава = 19 цитата
    , проход = Тем временем няня Брум оправлялась от своей первоначальной паники и, казалось, стремилась компенсировать любые потери, которые она могла потерять, приложив свою личность в максимальной степени. Она взяла шлем полицейского, положила его на стул и расстегнула его тунику, чтобы встряхнуть.

    .

    Личность и «Я», Индивидуальность как особая единица измерения, Идея личности

    Личность и я

    Индивидум как единичная единичная стоимость

    Человек как родственное существо конкретизируется в реальных личностях. Концепция индивидуума указывает, во-первых, что является индивидом как представителем высшего биологического вида Homo sapiens и, во-вторых, как отдельного, отдельного атома социального сообщества. Эта концепция описывает человека в аспекте его разделения , и : каждый человек имеет право на свою собственную специальность — это его естественная данность, развитая социализацией.Индивидуум как единичная единая целостность характеризуется рядом свойств: целостность морфологической и психофизиологической организации, устойчивость во взаимодействии с окружающей средой, активность. Понятие индивида является лишь первым условием обозначения предметной области исследований человека, содержащей возможности дальнейшей конкретизации с указанием ее качественной специфики с точки зрения личности и индивидуальности.

    Идея личности

    В настоящее время существует два основных понятия личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика человека и личность как существенная характеристика человека. Первая концепция основана на понятии социальной функции человека, точнее, понятии социальной роли. Несмотря на важность этого аспекта личного понимания (он имеет большое значение в современной прикладной социологии), он не позволяет нам раскрывать внутренний, глубокий мир человека, фиксируя только его поведение, которое не всегда и не обязательно выражает истинную сущность человека. Более глубокое толкование понятия личности раскрывает его уже не в функциональном, а в существенном плане.Здесь личность предстает в виде сгустка регуляторных и духовных энергий, центра самосознания, источника воли и ядра характера, субъекта свободных действий и «высшей власти» во внутренней жизни человека. Таким образом, личность является индивидуальной направленностью и выражением социальных отношений и функций людей, предметом познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех других социальных норм. Личные качества человека в этом случае являются производными от его образа жизни и самосознания, поэтому человек всегда является духовно развитым человеком.

    В концепции человеческого тела подчеркивается его биологический принцип, в концепции человека — его биосоциальное начало. В понятии личности — интегративные социально-психологические характеристики личности: мировоззрение, самооценка, характер, самооценка, ценностные ориентации, принципы образа жизни, морально-эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональная среда, сила воли и т. д. Как высший уровень иерархического рассмотрения человека, концепция личности, однако, является более конкретной и более значимой, чем концепция человека в целом.Иногда понятия человек и личность резко разводятся и даже противопоставляются. Это не может быть принято: любой человек является одним или другим человеком.

    Человек — это самосознательный и дальновидный человек, который достиг понимания своих социальных функций, своего места в мире, осознавая себя как субъект исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе связанных. вектор направлен в прошлое, а другой в будущее. Личность — это индивидуальная направленность и выражение социальных отношений и функций людей, предмет познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех других социальных норм, в том числе правовых.Личностные качества человека проистекают из двух моментов: из его самосознания и из его социального образа жизни. Сферой проявления личностных качеств служит его социальная жизнь. Чтобы проиллюстрировать зависимость личностного развития человека от развития его самосознания и окружающего общества, мысленно загляните в глубины веков. Когда человек появляется в философском смысле этого слова? Наряду с появлением человека как биологического вида? Нет.Наш далекий предок, находившийся в условиях первобытной орды и начальных этапов формирования сознания, еще не был человеком, но он уже был человеком. Личность — это социально развитая личность. Человек не только исторически, но и генетически становится личностью как созданием социальной и интеллектуальной культуры и в процессе ее индивидуального вовлечения в нее. Ребенок, особенно в очень раннем возрасте, это, конечно, человек, но не человек. Это только подхватывает человека, он все равно должен стать им.Если у человека нарушены социальные связи или происходят патологические процессы в организме (психические расстройства и т. Д.), Личность полностью или частично распадается в зависимости от силы таких неблагоприятных и трагических обстоятельств.

    Итак, личность — это результат социальной и биологической деятельности человека. Без этих ингредиентов человек не сможет существовать; более того, даже при частичном нарушении в человеке биологического или социального принципа эта деформация сразу же повлияет на личность.Хотя само тело не составляет сущности личности, но без него нет личности. Сущность личности коренится в ее теле как материальном проводнике личного принципа. Думать иначе — значит возвращаться к исторически пройденным этапам формирования категории личности, когда человеческое сознание, которое считалось единственным носителем принципа личности, было изолировано и абсолютизировано. Личность выступает со своим конкретным телом или

    .

    человек и общее благо 3

    человек и общее благо
    3

    ND
    JMC:
    Человек и общее благо
    / от Жака Маритаина


    III
    Индивидуальность и личность

    НЕ человек сам? Не моя ли личность ? Давайте рассмотрим особые противоречия, которые порождают этот термин и понятие « Я» .

    Паскаль утверждает, что «самость отвратительна».«Это выражение является обычным явлением в литературе Паскаля. На повседневном языке, когда мы представляем кого-то как« самоуверенного », мы не имеем в виду, что он эгоистичен, властен и доминирует — едва ли способен к дружбе? выдающийся современный художник однажды заметил: «Мне не нравятся , другие — »; это замечание, которое выявляет ярко выраженную личность. В этом смысле мы можем истолковать личность как самореализацию, достигнутую за счет других. будет всегда подразумевать определенный эгоизм или непроницаемость, потому что в человеке, занятом собой, не остается места ни для чего, ни для кого-либо еще.

    С другой стороны, разве это не серьезный упрек утверждать человеку, что у него нет личности? Разве герои и святые не впечатляют нас как людей, достигших высот как личности, так и щедрости? Ничего великого в мире не совершается, кроме героической верности какой-то истине, которую человек, который говорит «я», видит и провозглашает; героическая преданность какой-то миссии, которую он, человеческая личность, должен выполнить; о котором, возможно, он один знает и за что он откладывает свою жизнь.

    Но давайте обратимся к Евангелию; ни одна личность не утверждается так великолепно, как личность Христа. Выявленная догма говорит нам, что это сама личность несотворенного Слова.

    Здесь, в отличие от выражения Паскаля о том, что «я отвратителен», вспоминаются слова святого Фомы; «человек — это самое благородное и совершенное во всей природе». {24} Принимая во внимание, что Паскаль учит, что «я отвратителен», св.Фома учит, что тот, кто любит Бога, должен любить себя ради Бога, должен

    любить свою душу и тело любовью к милосердию. Забота о себе — или о том, что современная психология называет интроверсией — может нанести много вреда. Говорят, что те, кто воспитывался в строгом пуританстве, жалуются на страдания, своего рода внутренний паралич, вызванный самосознанием . С другой стороны, философы, прежде всего святой Августин и в наше время Гегель, учат, что самопознание является привилегией духа; так много человеческого прогресса заключается в прогрессе сознания себя.

    Что означают эти противоречия? Они означают, что человек попал между двумя полюсами; материальный полюс, который на самом деле касается не настоящей личности, а скорее тени личности или того, что в строгом смысле называется индивидуальностью, и духовным полюсом, который действительно касается истинной личности .

    Именно к материальному полюсу человек становится центром всего, что относится к выражению Паскаля. СвятойВыражение Фомы, напротив, относится к духовному полюсу, человеку, источнику свободы и щедрости. Таким образом, мы сталкиваемся с различием между индивидуальностью и индивидуальностью .

    Это не новое различие, а классическое различие, относящееся к интеллектуальному наследию человечества. В индуистской философии это соответствует разнице между эго и эго . Это основополагающее в учении св.Томас. Современные социологические и духовные проблемы сделали это особенно актуальным. К нему обращаются самые разные школы мысли; Томисты, некоторые ученики Прудона, Николаса Бердяева и те философы, которые до вторжения в молодую экзистенциалистскую группу уже говорили о «экзистенциальной философии». Следовательно, все важно различать человека и человека. Не менее важно правильно понимать различие.

    ,, , ,

    Давайте сначала рассмотрим индивидуальность. Вне ума существуют только индивидуальные реальности. {25} Только они способны осуществлять акт существования. Индивидуальность противостоит состоянию универсальности, которое вещи имеют в уме. Оно обозначает то конкретное состояние единства и индивидуальности, которое требуется для существования, в силу чего каждая реально существующая или, возможно, существующая природа может позиционировать себя в существовании в отличие от других существ.Ангелы — это индивидуальные сущности; Божественная Сущность в своем суверенном единстве и простоте является в высшей степени индивидуальной. Чистые формы или чистые духи сами по себе или по причине того, что составляет их существенную понятность, находятся в состоянии индивидуальности. По этой причине св. Фома говорит, что каждый ангел отличается от любого другого, так как целый вид львов отличается от целого вида лошадей или от целого вида орлов. Другими словами, каждый ангел отличается конкретно от каждого другого; каждый является индивидуумом по той самой форме (абсолютно свободной от любой материи), в которой оно состоит и которое составляет его в своем виде.

    Ситуация с земными вещами, материальными существами, совершенно иная. Согласно Ангельскому Доктору, их индивидуальность коренится в материи, поскольку материя требует занятия в пространстве положения, отличного от любой другой позиции. Сама материя — это своего рода небытие, простая потенция или способность принимать формы и подвергаться существенным мутациям; короче, жажда бытия. В каждом существе, сделанном из материи, эта чистая энергия несет отпечаток метафизической энергии — «формы» или «души», которая составляет с ней существенную единицу и определяет

    этот блок должен быть тем, что есть.Благодаря тому, что оно предназначено для информирования материи, форма оказывается специализированной в том или ином существе, которое имеет ту же специфическую природу с другими существами, одинаково погруженными в пространственность.

    Согласно этой доктрине, человеческая душа вместе с материей, которую она сообщает, составляет одну субстанцию, которая является плотской и духовной. Душа не является, как полагал Декарт, вещью — мыслью — существующей сама по себе как целостное существо, а телом — вещью, которая является расширением — существующей сама по себе как целостное существо.Душа и материя — это два существенных со-принципа одного и того же существа, одной и той же реальности, называемой человеком. Поскольку каждая душа предназначена для того, чтобы оживить конкретное тело, которое получает свою материю из зародышевых клеток, со всем их наследственным содержанием, из которого она развивается, и потому что, кроме того, каждая душа имеет или имеет существенное отношение к конкретному телу, она имеет в своей сущности индивидуальные характеристики, которые отличают его от любой другой человеческой души.

    В человеке, как и во всех других телесных существах, атом, молекула, растение, животное, индивидуальность имеют свои первые онтологические корни в материи.Таково учение св. Фомы об индивидуальности

    материальных вещей. Эта общая характеристика всех существований, а именно то, что для существования они должны быть неделимыми и отличными от всех других существующих, у телесных существ, как и у чистых духов, не вытекает из формы, составляющей их в той или иной степени конкретная понятность. В них эта общая характеристика реализуется ниже уровня разборчивости в действии, который присущ отделенной форме — независимо от того, отделена ли она в реальном существовании или посредством абстрактного действия ума.Телесные существа индивидуальны из-за «материи с ее определенным количеством». Их специфическая форма и их сущность индивидуальны не по причине их собственной сущности, а по причине их трансцендентного отношения к материи, понимаемой как подразумевающее положение в пространстве.

    Мы охарактеризовали материю как жажду бытия, не имея самоопределения и выводя все ее определения из формы. В каждом из нас индивидуальность, будучи тем, что исключает из себя все, что есть другие люди, может быть описана как узость эго, вечно угрожаемая и вечно жаждущая схватить за себя .Такая узость во плоти, оживленной духом, происходит от материи. Как материальная индивидуальность,

    человек имеет только ненадежное единство, которое, как правило, разбросано по множеству. Само по себе вещество склонно к распаду, так же как пространство склонно к разделению. Как индивидуум, каждый из нас — это фрагмент вида, часть вселенной, уникальная точка в огромной паутине космических, этнических, исторических сил и влияний, связанных своими законами. Каждый из нас подвержен детерминизму физического мира.Тем не менее, каждый из нас тоже человек и, как таковой, не контролируется звездами. Все наше существо существует благодаря существованию духовной души, которая является в нас принципом творческого единства, независимости и свободы.

    , , , ,

    Мы кратко обрисовали теорию индивидуальности. Личность — гораздо более глубокая загадка, и исследовать глубины ее значения значительно сложнее. Возможно, наиболее подходящим подходом к философскому открытию личности является изучение отношений между личностью и любовью.

    «Мы любим не человека, а только его качества», — сказал Паскаль. Это ложное утверждение, и оно показывает в Паскале след самого рационализма, от которого он стремился защитить себя.

    Любовь не связана с качествами. Они не являются объектом нашей любви. Мы любим самую глубокую, самую существенную и скрытую, самую существующую реальность любимого существа. Это метафизический центр глубже всех качеств и сущностей, которые мы можем найти и перечислить в возлюбленном.Выражения влюбленных бесконечны, потому что их объект невыразим.

    Любовь ищет этот центр, разумеется, не как отделенный от его качеств, а как единое целое с ними. Это неистощимый центр, так сказать, существования, щедрости и действия; способный давать и отдавать себя; , способный получить не только тот или иной дар, дарованный другим, но даже другое я в качестве подарка, другое я, которое дарует себя. Это краткое рассмотрение собственного закона любви подводит нас к метафизической проблеме человека.Ибо любовь не связана с качествами, природой или сущностями, а с человек .
    «Ты сам , , — говорит Джульетта, — хотя и не монтегю … Ромео, сними имя твое, и ради имени твоего, которое не является частью тебя, забери все сам».
    Чтобы даровать себя, нужно сначала существовать; на самом деле не как звук, который проходит через воздух, или как идея, которая пронизывает разум, но как вещь,

    который существует и осуществляет существование для себя. Такое существо должно существовать не только как другие вещи, но и в высшей степени в самообладании, держась за себя, владелец себя.Короче говоря, оно должно быть наделено духовным существованием, способным сдерживать себя благодаря действиям интеллекта и свободы, способным к сверхсуществованию посредством знания и любви. По этой причине метафизическая традиция Запада определяет человека с точки зрения независимости как реальности, которая, существуя духовно, составляет вселенную для себя, относительно независимое целое в великом целом вселенной, обращенное к трансцендентному целому, которое Бог. По той же причине эта традиция находит в Боге суверенную Личность, само существование которой состоит в чистом и абсолютном сверхсуществовании посредством интеллекта и любви.В отличие от концепции индивидуальности телесных вещей, концепция личности связана не с материей, а с самыми глубокими и высшими измерениями бытия. Его корни в духе, поскольку дух удерживает себя в существовании и супер изобилует существованием. Метафизически считается, что личность, как справедливо утверждает Томистическая школа, {26} «пропитание»

    конечное достижение, посредством которого творческий приток запечатывает внутри себя природу лицом к лицу со всем порядком существования, так что существование, которое он получает, — это его собственного существования и его собственного совершенства .Личность — это существование духовной души, сообщаемой человеческому соединению. Поскольку в нашей субстанции это отпечаток или печать, которая позволяет ему обладать своим существованием, совершенствовать и отдавать себя свободно, личность свидетельствует о щедрости или экспансивности в существовании, которое воплощенный дух черпает в своей духовной природе и которое составляет внутри тайные глубины нашей онтологической структуры, источника динамического единства, объединения изнутри.

    Личность, следовательно, означает внутреннее для себя.И поскольку именно дух в человеке выводит его, в отличие от растения и животного, за порог так называемой самостоятельности и внутренней самооценки, субъективность человека не имеет ничего общего с изолированным единством, без двери или окна, монада Лейбница. Это требует общения знания и любви. В силу того факта, что каждый из нас является личностью и выражает себя самому себе, каждому из нас требуется связь с , другими и , другими в порядке познания и любви.Личность по своей сути требует диалога, в котором души действительно общаются. Такое общение редко возможно. По этой причине личность в человеке, кажется, связана с переживанием скорби еще глубже, чем с опытом творческих усилий. Человек напрямую связан с абсолютом. Ибо только в абсолюте он может наслаждаться своей полной достаточностью. Его духовная родина — это целая вселенная абсолюта и тех неразрушимых благ, которые являются путями к абсолютному Целому, которое превосходит мир.

    Наконец, мы обращаемся к религиозному мышлению за последним словом и обнаруживаем, что глубочайший слой достоинства человека состоит в том, что он похож на Бога — не в общих чертах, как все существа, а в правильном . , Это изображение Бога . Ибо Бог есть дух, и человеческая личность исходит из Него, имея в качестве принципа жизни духовную душу, способную познавать, любить и возноситься благодатью, чтобы участвовать в самой жизни Бога, чтобы, в конце концов, она могла знать и люби Его, как Он знает и любит Себя.

    Если наше описание адекватно, таковы два метафизических аспекта человека, индивидуальность и личность, вместе с их собственными онтологическими особенностями. Как бы это ни казалось очевидным, чтобы избежать недоразумений и глупостей, мы должны подчеркнуть, что это не две разные вещи. Во мне нет одной реальности, называемой моей личностью, и другой реальности, называемой моей личностью. Одной и той же реальностью является, в определенном смысле, человек, а в другом смысле — человек.Все наше существо является индивидуумом по причине того, что в нас происходит из материи, и человеком по причине того, что в нас происходит из духа. Точно так же вся картина представляет собой физико-химическую смесь из-за окрашивающего вещества, из которого она сделана, и вся она — произведение красоты из-за искусства художника.

    Конечно, материальная индивидуальность не является чем-то злым в себе. Очевидно, как само условие нашего существования, это что-то хорошее.Но именно в отношении личности индивидуальность хороша. Зло возникает, когда в наших действиях мы отдаем предпочтение индивидуальному аспекту нашего существа. Ибо, хотя каждое из наших действий является одновременно действием самих себя как личности и личности, тем не менее, благодаря самому факту, что

    оно свободно и включает все наше существо, каждое действие связано с движением к высшему центру, к которому стремится личность, или с движением к тому рассеянию, в которое, если оставить его себе, материальная индивидуальность склонна падать.

    Здесь следует отметить, что человек должен понять своей волей то, чем его природа является лишь эскизом. С точки зрения обычного — и очень глубокого — вернувшегося к Пиндару, человек должен стать тем, кем он является. И это он должен сделать с печальной ценой и с огромными рисками. Он сам в моральном порядке должен завоевать свою свободу и свою личность. Другими словами, как было отмечено выше, его действия могут следовать за склонностью личности или материальной индивидуальности. {27} Если развитие происходит в направлении материальной индивидуальности, оно будет ориентировано на отвратительное эго, закон которого — , чтобы схватить или поглотить для себя. В то же время личность как таковая будет склонна к фальсификации и растворению. Но если развитие происходит в направлении духовной личности, человек будет ориентироваться на щедрое «я» героев и святых. Таким образом, человек будет по-настоящему человеком только в

    насколько жизнь духа и свободы господствует над жизнью чувств и страстей.

    Здесь мы сталкиваемся с насущной проблемой воспитания человека. Есть люди, которые путают человека с человеком. Чтобы добиться развития личности и свободы расширения, к которой она стремится, они отвергают весь аскетизм; у них было бы дерево, приносящее плоды без обрезки. Вместо самореализации человек, образованный таким образом, достигает только рассеивания и распада. Сердце становится атрофированным, а чувства обостряются, или все, что больше всего в человеке человека, откатывается в вакуум, скрытый от легкомыслия.

    Другие неправильно понимают различие между человеком и человеком; они принимают это за разделение. Они полагают, что в каждом из нас есть два отдельных существа, одно — индивидуум, другое — человек. Их девиз: «Смерть человеку, да здравствует человек!» Жаль, что, убивая человека, они также убивают человека. Деспотическая концепция развития человеческого существа в ничуть не лучше анархической концепции в .Его идеал, по-видимому, заключается в том, чтобы сначала удалить сердце — безболезненно, если это возможно, — а затем заменить его сердцем ангела.

    вторая, безусловно, более сложная операция, и она выполняется реже. Вместо подлинного человека, демонстрирующего таинственный облик Творца, появляется маска, строгая маска фарисея.

    Это внутренний принцип, а именно природа и благодать, которые наиболее важны в образовании и прогрессе человека, так же как и внутренний принцип, который имеет наибольшее значение в органическом росте.Наши инструменты — просто вспомогательные средства; наше искусство — всего лишь слуга и помощник этого внутреннего принципа. Вся функция этого искусства состоит в том, чтобы обрезать и обрезать — операции, в которых заинтересованы как индивидуум, так и личность, — настолько мудрыми, что в рамках близости человека уменьшается гравитация индивидуальности и истинной личности и его щедрость увеличивается. Такое искусство, безусловно, сложно.


    {24} «Человек означает то, что является самым совершенным во всей природе, то есть существующий человек рациональной природы. Сум. Теол., I, 29, 3.

    {25} А также коллективные реальности, состоящие из отдельных лиц, таких как общество (unum per случайности).

    {26} ср. Моя работа Степени знаний, Приложение IV.

    {27} ср. R. Garrigou-Lagrange, Le Sens Commun, La Philosophie de I’Etre et les Formules Dogmatiques, 3e et 4e ditions, 3e Partie, Chap. II.

    << ======= >>

    ,

    BBC — Наука и природа — Человеческое тело и разум

    Личность на протяжении всей жизни

    Видеть мужчину средних лет в консервативном деловом костюме, сидящего рядом с парнем с синими волосами и серебряным кольцом в носу, подчеркивает тот факт, что люди жить по-другому.

    Часто говорят, что нет двух абсолютно одинаковых людей, но согласно одной психологической теории, они могут иметь один из 16 различных типов личности, которые формируются различными комбинациями личностных качеств.

    Если вы еще не узнали свой тип личности, попробуйте наш онлайн-опрос.

    Ранние годы

    Психологи подчеркивают, что тип личности не объясняет все о нас и что люди с одинаковым типом личности часто ведут себя по-разному. Но они также говорят, что мы не можем просто поменять один тип личности на другой.

    Тип личности немного похож на левую или правую. Большинство людей рождаются, предпочитая одну руку, и все мы рождаемся с типом личности, который имеет некоторые аспекты, с которыми мы чувствуем себя более комфортно, чем другие.Например, интровертный человек расслабился бы, сосредоточившись на своих воспоминаниях, мыслях или чувствах, в то время как экстраверт естественным образом сконцентрировался бы на внешнем мире.

    Обретение себя

    Эксперты говорят, что мы обычно развиваем наш тип личности — наш предпочтительный способ делать вещи — в ходе нашей жизни в ответ на наше окружение и опыт — школу или работу, например.

    Распространенной моделью является развитие доминирующих аспектов нашего типа личности — тех, которые чувствуют себя наиболее комфортно — до среднего возраста.Некоторые могут назвать этот процесс «находить себя».

    Однако жизнь редко позволяет нам полагаться исключительно на черты личности, которые приходят к нам естественным образом. Экстравертный, неистовый школьник, возможно, должен соответствовать более интровертному поведению в классе. Интровертному менеджеру по персоналу, возможно, придется сосредоточить больше внимания на людях в офисе.

    Кризис среднего возраста

    По мере приближения среднего возраста поведение, происходящее из доминирующих частей нашего типа личности, может показаться скучным, и могут появиться менее очевидные или недостаточно используемые аспекты нашей личности.Этот опыт распространен, а в некоторых случаях может быть травмирующим — кризис среднего возраста.

    Так что тихий бизнесмен, который всегда садился в автобус на работу и делал короткую стрижку, может решить, что синие волосы и красный спортивный автомобиль — не такие уж плохие идеи. С другой стороны, другие могут полностью упустить это изменение личности. У каждого свой опыт.

    Сознательное изменение

    Психологи говорят, что можно намеренно развивать недостаточно используемые части нашего типа личности.

    Возьмем для примера двух друзей, готовящихся уехать в отпуск. Один из них может настаивать на планировании каждой минуты поездки, в то время как другой может просто бросить одежду в сумку в последнюю минуту и ​​плыть по течению.

    Вполне вероятно, что дотошный планировщик праздников будет иметь другой тип личности, чем их беззаботный спутник, но каждый из них, вероятно, сможет научиться развивать части своей личности, которые сделают их более похожими на других. Им придется сделать это с помощью больших мыслей и усилий, и, вероятно, потребуются годы, а не дни или недели, чтобы увидеть реальную разницу.

    Просто теория

    Важно помнить, что, хотя тип личности популярен, он поддерживается не всеми психологами. Эксперты также предупреждают, что тип личности никогда не должен использоваться в качестве предлога, чтобы избежать совершения чего-либо, и что ни один тип личности не лучше другого.

    Чтобы узнать больше о психологии, посетите Британское психологическое общество.

    Типы личности

    Узнайте о 16 типах личности из раздела «Что я люблю?» личностный тест:

    Большой мыслитель, Советник, Странник, Идеалист, Новатор, Лидер, Мастер, Наставник, Учитель, Миротворец, Исполнитель, Провайдер, Реалист, Решатель, Стратег и Супервайзер.

    Возьми что я люблю? личностный тест.

    Другие психологические тесты

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.