Вопрос № 24.
Соотношение понятий: человек, личность,
индивид, индивидуальность, субъект.
Личность
– базовое понятие в психологии, изучается
всеми общественными науками, и общего
определения нет.
Б.Г. Ананьев выделил
4 уровня организации человека: индивид,
субъект деятельности, личность,
индивидуальность (Ленинградская школа).
Индивид –
представитель биологического вида,
имеет определенные врожденные особенности
(строение тела – возможность прямохождения,
структура мозга – развитие интеллекта,
строение руки – возможность использования
орудий и т.д.), то есть индивид – это
принадлежность конкретного человека
к человеческому роду.
Субъект деятельности
– носитель сознания, которое формируется
и развивается в процессе деятельности.
Появляясь как индивид, человек включается
в систему общественных взаимоотношений
и процессов.
Личность –
включаясь в систему общественных
взаимоотношений и процессов, человек
приобретает особое социальное качество
– становится личностью.
Индивидуальность
– неповторимость и своеобразие
конкретного человека, выраженные в
особенностях развития нижних уровней
(индивид, субъект, личность).
Таким образом,
личность –
это наиболее значимый уровень организации
человека, то есть особенность его
развития как социального существа.
Существуют
расхождения во взглядах на организацию
человека в Ленинградской и Московской
школах. Общее то, что понятие личность
включает в себя качество человека,
проявляющееся на социальном уровне в
ходе формирования социальных отношений
и связей человека.
Московская школа
(Выготский, Леонтьев) – отсутствует
уровень «субъект», а «индивидуальность»
— узкое понятие, включающее небольшую
группу качеств и входящее в понятие
«личность».
Системно-деятельностный
подход – в этой схеме свойства человека
как индивида рассматриваются как
«безличные предпосылки развития
личности».
Социокультурная
среда воздействует на человека с помощью
«знаков» (нормы, ценности, роли, орудия,
церемонии) и определенное поведение
(быт определяет сознание). Движущей
силой развития личности выступает
совместная деятельность и общение
(приобщение личности к культуре).
Взаимоотношения
между индивидом как продуктом
антропогенеза, личностью – продуктом
общественно-исторического опыта,
индивидуальностью – преобразующей
мир, выражено в формуле: «Индивидом
рождаются. Личностью становятся.
Индивидуальность отстаивают». Индивид
испытывает социально обусловленную
потребность быть личностью и обнаруживает
возможность этого в социально значимой
деятельности: этим определяется развития
человека как личности.
— У ребенка это
происходит при помощи взрослого.
— Развитие личности
управляется системой мотивов, а
деятельностно-опосредованный тип
взаимоотношений с наиболее референтной
группой является определяющим фактором
развития.
Личность —
это субъект познания и активного
преобразования материального мира,
общества и самого себя (Леонтьев).
Личность и индивид.
В понятии индивид воплощена родовая
принадлежность человека (строение тела
и мозга, создающее возможности и задатки
человека, то что дано человеку от
природы), то есть назвать человека
индивидом — это сказать, что он потенциально
человек со всеми только ему присущими
врожденными чертами.
Личность — это
качество индивида (единство личности
и индивида), но они не тождественны.
Личность — это особое качество,
приобретаемое индивидом в обществе, в
совокупности общественных отношений,
то есть это социальное качество индивида.
Может ли индивид не быть личностью — да
может — это ребенок. Межличностные связи,
формирующие личность в коллективе,
выступают в форме субъект-субъектных
связей (общение) и субъект-объектных
(общественная деятельность). Индивид
постепенно включается в общественные
связи, также присваивая себе при этом
опыт человечества сначала с позиции
взрослого (воспитание — процесс приобщения
к миру человеческой культуры), а потом
самостоятельно (самовоспитание).
Личность и
индивидуальность.
Личность каждого индивида наделена
только ей присущим сочетанием черт и
особенностей, образующих ее индивидуальность.
Индивидуальность — это сочетание
психологических особенностей человека,
составляющих его своеобразие, его
отличие от других людей. Индивидуальность
проявляется в чертах темперамента,
характере, привычках, преобладающих
интересах, в качестве познавательных
процессов, в способностях, индивидуальном
стиле деятельности (определить). Личность
и индивидуальность также образуют
единство, но не тождество, так как
индивидуальные особенности могут быть
и не представлены в формах деятельности
и общении, существенно важных для группы,
в которую включен индивид. Если черты
индивидуальности не представлены в
межличностных отношениях (например,
привычки), то они оказываются не
существенными для оценки личности и не
получают условий для развития. Так,
например, ловкость и решительность,
будучи чертами индивидуальности
подростка, не выступают до этого времени
как характеристика его личности, пока
он не был включен в спортивную команду.
То есть индивидуальные особенности не
заявляют о себе (не приобретают личностный
смысл) и не развиваются, пока они не
станут необходимыми в системе межличностных
отношений человека.
Человек —
существо, воплощающее высшую ступень
развития жизни, субъект общественно-исторической
деятельности. Человек как субъект и
продукт трудовой деятельности в
обществе является системой, в которой
физическое и психическое, генетически
обусловленное и прижизненно сформированное,
природное и социальное образуют
нерасторжимое единство.
«…Сущность
человека, — писал К. Маркс,— не есть
абстракт, присущий отдельному индивиду.
В своей действительности она есть
совокупность всех общественных
отношений». Человек является предметом
изучения ряда наук: антропологии,
социологии, этнографии, педагогики,
анатомии, физиологии и др. Психология
изучает в человеке его психику и ее
развитие, его индивидуально-психологические
особенности, роли, которые он выполняет
в социальной жизни, деятельность и
общение. Практически вся психология
обращена к проблеме человека как
индивида, включенного в социальные
связи, его развития в процессах обучения
и воспитания, его формирования в
деятельности и общении, прежде всего в
трудовой деятельности.
Индивид (от
лат. individu-um — неделимое):
1) Человек как
единичное природное существо, представитель
вида Homo sapiens, продукт филогенетического
и онтогенетического развития, единства
врожденного и приобретенного (см.
Генотип; Фенотип), носитель индивидуально
своеобразных черт (задатки, влечения и
т. д.).
2) Отдельный
представитель человеческой общности;
выходящее за рамки своей природной
(биологической) ограниченности социальное
существо, использующее орудия, знаки и
через них овладевающее собственным
поведением и психическими процессами.
Оба значения
термина «индивид» взаимосвязаны и
описывают человека в аспекте его
отдельности и обособленности. Наиболее
общие характеристики индивида: целостность
психофизиологической организации;
устойчивость во взаимодействии с
окружающим миром; активность. Признак
целостности указывает на системный
характер связей между многообразными
функциями и механизмами, реализующими
жизненные отношения индивида. Устойчивость
определяет собой сохранность основных
отношений индивида к действительности,
предполагая вместе с тем существование
моментов пластичности, гибкости,
вариативности. Активность индивида,
обеспечивая его способность к
самоизменению, диалектически сочетает
зависимость от ситуации с преодолением
ее непосредственных воздействий.
Индивидуальность
— человек, характеризуемый со стороны
своих социально значимых отличий от
других людей; своеобразие психики и
личности индивида, ее неповторимость.
Индивидуальность проявляется в чертах
темперамента, характера, в специфике
интересов, качеств перцептивных процессов
и интеллекта, потребностей и способностей
индивида. Предпосылкой формирования
человеческой индивидуальности служат
анатомо-физиологические задатки, которые
преобразуются в процессе воспитания,
имеющего общественно обусловленный
характер, порождая широкую вариативность
проявлений И.
Рассматривая
проблему личности, Леонтьев приходит
к выводу об общественно-исторической
сущности личности, о том, что личность
формируется благодаря жизни человека
в обществе. Поэтому личностью может
быть только человек, и то, достигший
определенного возраста. «Личность есть
относительно поздний продукт
общественно-исторического и
онтогенетического развития человека»
По Леонтьеву, личность порождается
деятельностью. В ходе деятельности
человек вступает в отношения с другими
людьми (общественные отношения), и эти
отношения становятся «образующими»
его личность. Таким образом, согласно
Леонтьеву, личностью не рождаются,
личностью становятся. Со стороны самого
человека формирование и жизнь его как
личности выступают прежде всего как
развитие, трансформация, подчинение и
переподчинение его мотивов.
То есть, в основании
личности, по Леонтьеву, лежат отношения
соподчиненности человеческих
деятельностей, порождаемые ходом их
развития. Но так как деятельность в
теории Леонтьева «есть процесс,
побуждаемый и направляемый мотивом»,
то за соподчинением деятельностей лежит
соподчинение мотивов. Именно благодаря
иерархии мотивов, по Леонтьеву, происходит
формирование личности.
Л.И. Божович
выделяет два основных критерия
сформировавшейся личности.
1. Человека можно
считать личностью, если в его мотивах
существует иерархия в одном определенном
смысле, а именно, если он способен
преодолевать собственные непосредственные
побуждения ради чего-то другого. В таких
случаях говорят, что субъект способен
к опосредованному поведению. При этом
предполагается, что мотивы, по которым
преодолеваются непосредственные
побуждения, социально значимы. Они
социальны по своему происхождению и
смыслу, т.е. заданы в обществе, воспитаны
в человеке.
2. Способность к
сознательному руководству собственным
поведением. Это руководство осуществляется
на основе осознанных мотивов-целей и
принципов. От первого критерия второй
отличается тем, что предполагает именно
сознательное соподчинение мотивов.
Просто опосредованное поведение (первый
критерий) может иметь в своей основе и
стихийно сложившуюся иерархию мотивов,
и даже «стихийную нравственность»:
человек может не отдавать себе отчета
в том, что именно его заставило поступить
определенным образом, тем не менее
подействовать вполне нравственно. Итак,
хотя во втором признаке так же имеется
ввиду опосредованное поведение,
подчеркивается именно сознательное
опосредование. Оно предполагает наличие
самосознания как особой инстанции
личности
То есть главный
путь воспитания личности – это воспитание
его мотивов. Человек становится личностью
в той мере, в какой система его мотивов
оказывается сформированной требованиям
общества. «Личность тем значительнее,
— пишет Рубинштейн, — чем больше в
индивидуальном преломлении в ней
представлено всеобщее».
Деятельность
ребенка с возрастом все более и более
выступает как реализующая его связи с
человеком через вещи, а связи с вещами
через человека. Вещи открываются ребенку
в их функциональном значении. «Предметная
деятельность приобретает орудийную
структуру, а общение становится речевым,
опосредованным языком». Сначала отношения
к миру вещей и к миру людей для ребенка
слиты между собой. Постепенно происходит
их раздвоение, что выражается в чередовании
2-х фаз: фазы преимущественного развития
предметной деятельности и фазы развития
взаимоотношений с людьми, внутри каждой
фазы существуют мотивы, которые так же
чередуются со сменой фаз, что приводит
к их иерархии.
Движение
индивидуального сознания состоит в
соотнесении мотивов друг с другом.
«Становление этого движения и выражает
собой становление связной системы
личностных смыслов – становление
личности».
2
При изучении человека в психологии используются четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека.
Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе кон-ституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер.
Следующее понятие, которое выделял Ананьев при изучении человека, — «субъект деятельности». Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Если бы человек не обладал способностью выступать в качестве субъекта деятельности, то вряд ли он мог бы рассматриваться как социальное существо, поскольку его эволюция и социальное развитие невозможны без деятельности.
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность
Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются I процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что человек — один из наиболее сложных объектов реального мира. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.
Человек– это существо, воплощающее
высшую степень развития жизни, субъект
общественно-исторической деятельности.
Человек как субъект и продукт трудовой
деятельности в обществе является
системой, в которой физическое и
психическое, генетически обусловленное
и прижизненно сформированное, природное
и социальное образуют нерасторжимое
единство. Человека можно рассматривать
как индивида, субъекта, личность,
индивидуальность.
Индивид:
Человек как единичное природное
существо, представитель вида Homosapiens, продукт филогенетического
и онтогенетического развития, единства
врожденного и приобретенного, носитель
индивидуально своеобразных черт.Отдельный представитель человеческой
общности; выходящее за рамки своей
природной (биологической) ограниченности
социальное существо, использующее
орудия, знаки и через них овладевающее
собственным поведением и психическими
процессами.
Оба значения термина «индивид»
взаимосвязаны и описывают человека в
аспекте его отдельности и обособленности.
Характеристики индивида:
целостность психофизиологической
организации– указывает на системный
характер связей между многообразными
функциями и механизмами, реализующими
жизненные отношения индивида.устойчивость во взаимодействии с
окружающим миром– определяет собой
сохранность основных отношений индивида
к действительности, предполагая вместе
с тем существование моментов пластичности,
гибкости, вариативности.активность– она, обеспечивая
способность индивида к самоизменению,
диалектически сочетает зависимость
от ситуации с преодолением ее
непосредственных воздействий.
Субъект– индивид как источник
познания и преобразования действительности;
носитель активности.
Личность– системное качество,
приобретаемое индивидом в предметной
деятельности и общении, характеризующее
его со стороны включенности в общественные
отношения.
Личность характеризуется:
активностью– стремлением субъекта
расширять сферу своей деятельности,
действовать за границами требований
ситуации и ролевых предписаний.направленностью– устойчивой
доминирующей системой мотивов –
интересов, убеждений и т.д.степенью осознанностисвоих
отношений к действительности.самосознанием, что не исключает
неосознаваемой психической регуляции
некоторых важных сторон активности
личности.
Я-концепция– система представлений
о себе, конструируемая индивидом в
процессах деятельности и общения,
обеспечивающая единство и тождественность
его личности и обнаруживающая себя в
самооценках, чувстве самоуважения,
уровне притязаний и т.д.
Индивидуальность– человек,
характеризуемый со стороны своих
социально значимых отличий от других
людей: своеобразие психики и лчности
индивида, ее неповторимость.
Индивидуальность проявляется:
в чертах темперамента;
в чертах характера;
в специфике интересов, интеллекта,
потребностей и способностей индивида.
Предпосылкой формирования человеческой
индивидуальности служат анатомо-физиологические
задатки, которые преобразуются в
процессе воспитания, имеющего общественно
обусловленный характер, порождаю широкую
вариативность проявлений индивидуальности.
Темперамент– это те врожденные
особенности человека, которые обусловливают
динамические характеристики интенсивности
и скорости реагирования, степени
эмоциональной возбудимости и
уравновешенности, особенности
приспособления к окружающей среде.
Индивид, личность, субъект, индивидуальность.
Слово
«личность» первоначально относилось
к актерским маскам (в древнеримском
театре маска актера называлась «личина»
– лицо, обращенное к аудитории), которые
были закреплены за определенными типами
действующих лиц. Затем это слово стало
означать самого актера и его роль. У
римлян слово «персона» (личина)
употреблялось обязательно с указанием
определенной социальной функции роли
(личность отца, личность царя, личность
судьи). Таким образом, личность по
первоначальному значению – это
определенная социальная роль или
функция человека.
Сегодня
психология трактует личность как
социально-психологическое образование,
которое формируется благодаря жизни
человека в обществе. Человек как
общественное существо приобретает
новые (личностные) качества, когда
вступает в отношения с другими людьми
и эти отношения становятся «образующими»
его личность. У индивида в момент
рождения еще нет этих приобретаемых
(личностных) качеств.
Поскольку
личность чаще всего определяют как
человека в совокупности его социальных,
приобретенных качеств, это значит, что
к числу личностных не относятся такие
особенности человека, которые природно
обусловлены и не зависят от его жизни
в обществе. К числу личностных не
относятся психологические качества
человека, характеризующие его
познавательные процессы или индивидуальный
стиль деятельности, за исключением
тех, которые проявляются в отношениях
к людям в обществе. В понятие «личность»
обычно включают такие свойства, которые
являются более или менее устойчивыми
и свидетельствуют об индивидуальности
человека, определяя его значимые для
людей черты и поступки.
По
определению отечественного психолога
Р.С. Немова,
личность –
это человек,
взятый в системе таких его психологических
характеристик, которые социально
обусловлены, проявляются в общественных
по природе связях и отношениях, являются
устойчивыми и определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.
Наряду
с понятием «личность» употребляются
термины «человек»,
«индивид»,
«индивидуальность».
Содержательно эти понятия переплетены
между собой. Анализ каждого из этих
понятий, их соотношение с понятием
«личность» позволит более полно раскрыть
последнее.
Человек
– это родовое понятие, указывающее на
отнесенность существа к высшей ступени
развития живой природы – к человеческому
роду. В понятии «человек» утверждается
генетическая предопределенность
развития собственно человеческих
признаков и качеств.
Специфические
человеческие способности и свойства
(речь, сознание, трудовая деятельность
и прочие) не передаются людям в порядке
биологической наследственности, а
формируются прижизненно, в процессе
усвоения культуры, созданной
предшествующими поколениями. Никакой
личный опыт человека не может привести
к тому, чтобы у него самостоятельно
сформировались логическое мышление и
системы понятий. Участвуя в труде и
различных формах общественной
деятельности, люди развивают в себе те
специфические человеческие способности,
которые уже сформировались у человечества.
Как живое существо человек подчиняется
основным биологическим и физиологическим
законам, как социальное – законам
развития общества.
Индивид
– это единый представитель биологического
вида «гомо сапиенс» («человек разумный»).
Как индивиды люди отличаются друг от
друга не только морфологическими
особенностями (рост, телесная конституция,
цвет глаз), но и психологическими
свойствами (способностями, темпераментом,
эмоциональностью).
Индивидуальность
– это единство неповторимых личностных
свойств конкретного человека. Это
своеобразие его психофизиологической
структуры (тип темперамента, физические
и психические особенности, интеллект,
мировоззрение, жизненный опыт).
При
всей многогранности понятия
«индивидуальность» оно в первую очередь
обозначает духовные качества человека.
Сущностное определение индивидуальности
связано не столько с понятиями
«особенность», «неповторимость»,
сколько с понятиями «целостность»,
«единство», «самобытность», «авторство»,
«собственный способ жизни». Сущность
индивидуальности связана с самобытностью
индивида, его способностью быть самим
собой, быть независимым и самостоятельным.
Соотношение
индивидуальности и личности определяется
тем, что это два способа бытия человека,
два его различных определения.
Несовпадение же этих понятий проявляется,
в частности, в том, что существуют два
отличающихся процесса становления
личности и индивидуальности.
Становление
личности есть процесс социализации
человека, который состоит в освоении
им своей родовой, общественной сущности.
Это освоение всегда осуществляется в
конкретно-исторических обстоятельствах
жизни человека. Становление личности
связано с принятием индивидом выработанных
в обществе социальных функций и ролей,
социальных норм и правил поведения, с
формированием умений строить отношения
с другими людьми. Сформированная
личность есть субъект свободного,
самостоятельного и ответственного
поведения в социуме.
Индивидуализация
– это процесс самоопределения и
обособления личности, ее выделенность
из сообщества, оформление ее отдельности,
уникальности и неповторимости. Ставшая
индивидуальностью личность – это
самобытный, активно и творчески
проявляющий себя в жизни человек.
В
понятии «личности» и «индивидуальность»
зафиксированы различные стороны, разные
измерения духовной сущности человека.
Суть этого различия хорошо выражена в
языке. Со словом «личность» обычно
употребляют такие эпитеты, как «сильная»,
«энергичная», «независимая», подчеркивая
тем самым ее деятельностную представленность
в глазах других. Об индивидуальности
мы чаще говорим «яркая», «неповторимая»,
«творческая», имея в виду качества
самостоятельной сущности.
Общее представление
о личности
Факторы
социализации, формирования и развития
личности
Современные теории личности
Основные подходы к
изучению личности в зарубежной психологии
Подходы к изучению
личности в отечественной психологии
Структура личности
Формирование и
развитие личности
Общее представление о личности
Проблема личности – одна из центральных
в психологии. Ведущей она является и
для других гуманитарных, антропологических
наук: философии, педагогики, юриспруденции,
социологии и т.д. Все эти науки опираются
на общее, сложившееся в теории понимание
личности как явления, делая акцент при
этом на своем аспекте изучения. Так,
личность в педагогике – это объект
и субъект педагогического процесса,
обучения, воспитания и развития. В
философии личность выступает как
совокупность всех общественных отношений.
Проблема личности в философии – это
проблема места, занимае-мого личностью
в обществе. Личность в социологии –
это устойчивая система социально
значимых черт, характеризующих индивида,
это продукт обществен-ного развития и
включения индивида в систему социальных
отношений посред-ством деятельности и
общения. Юриспруденция рассматривает
личность как носителя правового сознания,
правовых норм, правил, ценностей, как
субъекта правовых отношений, действий,
поведения.
Личность в психологииизучается
различными отраслями психо-логической
науки. Обусловлено это многоплановостью
проявлений личности, противоречивостью,
а порой и загадочностью человеческого
поведения. Многоплановость поведения
требует, в свою очередь, разноуровневого
психологического анализа.
Разработка личности в общей психологиинеобходима для интеграции данных о
сенсорно-перцептивных, мнемических,
мыслительных, эмоцио-нально-волевых
процессах. Психологию личность интересует
с точки зрения ее внутреннего строения,
архитектоники, закономерностей ее
возникновения, формирования, развития,
особенностей социально-психологических
проявле-ний, роли в этом природных,
биологических (наследственных), социальных
и других обстоятельств. Одна из центральных
проблем в психологии личности – выявление
психологических механизмов ее
функционирования, проявлений, регуляции
жизнедеятельности человека.
Дифференциальная психология делает
акцент на изучении индивидуаль-но-психологических
особенностей личности и различиях между
людьми.
Социальная психологиявыводит
структуру личности из структуры ее
взаимодействия с другими людьми и
социальным целым. При этом социальная
психология изучает статус и социальные
роли личности в различных общнос-тях,
ее самовосприятие в контексте этих
ролей, установки, межличностные отношения
и восприятие, связи личностей в совместной
деятельности.
Существенный вклад в общую теорию
личности вносят педагогическая,
возрастная, этническая психология,
психология труда, психология развития
и ряд других.
Понимание личности тесно связано с
осмыслением таких категорий, как
«человек», «индивид», «индивидуальность»,
«субъект» «субъектность». В житейской
практике нередко допускается смещение
понятий «личность», «человек», «индивид»,
«индивидуальность», что не оправдано
с точки зрения научного подхода к
изучению личности (рис. 1).
Человек как вид – это
представитель вполне определенного
биоло-гического вида (вида живых существ),
отличающийся от других живот-ных
конкретными специфическими особенностями
и уровнем физиологического и
психологического развития, наделенный
сознанием, способный мыслить, говорить
и принимать решение, контролировать
свои действия, поступки, эмоции и чувства.
Человек – понятие видовое и включает
в себя две взаимосвязанные системы:
биологическую и психическую, духовную.
Каждая из этих систем, в свою очередь,
состоит из подсистем и отдельных
феноменов. В своем физиологическом и
психическом развитии человек проходит
несколько стадий: младенчество, детство,
юность, взрослость, старость.
Рис. 1. Соотношение понятий «человек»,
«индивид»,
«индивидуальность» с
понятием «личность»
Специфические человеческие способности
и свойства не передаются людям в порядке
биологической наследственности, а
формируются в течение жизни, в процессе
усвоения культуры, созданной предшествующими
поколе-ниями. Никакой личный опыт не
может сформировать логическое мышление
и системы понятий человека. Участвуя в
различных формах социальной деятель-ности,
человек развивает в себе те специфические
способности, которые уже сформировались
у человечества. Как живое существо
человек подчиняется биологическим и
физиологическим законам, как социальное
– законам развития общества.
Индивид– человек как целостный
неповторимый представитель рода с его
психофизиологическими свойствами,
выступающими в качестве предпо-сылки
развития личности и индивидуальности.
В основе понятия «индивид» лежит факт
неделимости, целостности субъекта и
наличия свойственных ему особенностей.
В понятии человека как индивида выражаются
два основных признака:
1) человек – это своеобразный представитель
других живых существ, продукт фило — и
онтогенетического развития, носитель
видовых черт;
2) отдельный представитель человеческой
общности, выходящее за рамки природной
(биологической) ограниченности социальное
существо, исполь-зующее орудия, знаки
и через них овладевающее собственным
поведением и психическими процессами.
Оба значения понятия взаимосвязаны и
описывают человека как существо
своеобразное. Понятие «индивид» не
следует смешивать с противопо-ложным
по значению понятием «индивидуальность»,
показывающим отличие человека от всех
других людей.
«Индивид» обозначает нечто целостное,
неделимое. Этимологически истоком этого
значения понятия «индивид» и является
латинский термин «индивидуум». Наиболее
общими характеристиками индивида
являются: целостность и своеобразие
психофизиологической организации;
устойчивость во взаимодействии с
окружающей средой; активность. Характеризуя
личность, также имеют в виду целостность,
но такую, которая рождается в обществе.
В обыденной жизни под индивидом понимают
конкретного человека со всеми присущими
ему особенностями. Человека как индивида
и его развитие в онтогенезе изучают
общая, дифференциальная, возрастная
психология, психофизиология,
онтопсихофизиология.
Субъект – это человек в
совокупности таких психических
характеристик, которые позволяют ему
осуществлять целеполагание и
соответствующие целям действия, поступки,
деятельность и поведение в целом.
Человек как субъект предстает со стороны
его внутренней, психической жизни, как
носитель психических явлений. Структура
человека как субъекта деятельности
образуется из определенных свойств
индивида и личности, которые соответствуют
предмету и средствам деятельности.
Основу предмет-ной деятельности человека
составляет труд, и поэтому он выступает
как субъект труда. Основу теоретической
или познавательной деятельности
составляют процессы познания, и поэтому
человек предстает каксубъект познания.В основе коммуникативной деятельности
лежит общение, что позволяет рассматривать
человека в качествесубъекта общения.
Результатом осуществления различных
видов деятельности человека как субъекта
становится достижение им психической
зрелости. Человека как субъекта
деятельности изучают общая и генетическая
психология, психология познания, труда,
творчества.
Субъектность – это способность
человека к тому или иному целепо-лаганию
и соответствующей поставленным целям
активности.
Эти цели могут быть ситуативными, в
интересах текущих дел и более отдаленного
характера: на тот или иной отрезок жизни
либо на всю жизнь. Очевидно, что чем
более отдаленные цели, социально значимые
и адекватные своим возможностям ставит
человек и осуществляет действия по их
достижению, тем более развита, социальна
и социализирована личность, тем выше
уровень ее субъектности.
Индивидуальность – своеобразие
психики и личности индивида, ее
неповторимость. Проявляется в чертах
темперамента и характера, эмоцио-нальной
и волевой сферах, интересах, потребностях
и особенностях человека. Когда говорят
об индивидуальности, то имеют в виду
оригинальность личнос-ти. Обычно словом
«индивидуальность» определяют какую-либо
главенст-вующую особенность личности,
делающую ее непохожей на окружающих.
При всей разносторонности понятия
«индивидуальность» оно в первую очередь
обозначает духовные качества человека.
Сущностное определение индивидуальности
связано не столько с понятиями
«особенность», «неповто-римость»,
сколько с понятиями «самобытность»
индивида, его способность быть самим
собой, быть независимым и самостоятельным.
Именно на уровне индивидуальности
становятся возможными наивысшие
достижения человека, поскольку
индивидуальность проявляется во
взаимосвязи и единстве свойств человека
как индивида, собственно личности и
субъекта деятельности.
Личность– это человек, взятый
в системе таких его психологических
характеристик, которые социально
обусловлены, проявляются в обществен-ных
по природе связях и отношениях, являются
устойчивыми, определяют нравственные
поступки человека, имеющие существенное
значение для него самого и окружающих.
Личность –
совокупность общественных отношений,
реализующихся в многообразных
деятельностях (Леонтьев).Личность –
совокупность внутренних условий, через
которые преломляются все внешние
воздействия (Рубинштейн).Личность –
общественный индивид, объект и субъект
социальных отношений и исторического
процесса, проявляющий себя в общении,
в деятельности, в поведении (Ганзен).Понятие личности
обозначает человеческого индивида как
члена общества, обобщает интегрированные
в нем социально значимые черты (И.С.
Кон).Личность – субъект
общественного поведения и коммуникации
(Б.Г. Ананьев).Личность – человек
как общественный индивидуум, субъект
познания и объективного преобразования
мира, разумное существо, обладающее
речью и способное к трудовой деятельности
(А.В. Петровский).Личность – человек
как носитель сознания (К.К. Платонов).Личность есть
формирующуюся в течение жизни совокупность
индивидуальных психологических
особенностей, которые определяют
своеобразное для данного человека
отношение к себе, обществу и окружающему
миру в целом (Ю.В. Щербатых).
Личность – это сознательный индивид.
Нельзя понять общественную роль личности,
не анализируя ее психики: мотивов
поведения, характера и способностей, а
в некоторых случаях и особенностей ее
телесной организации.
Человек как личность с точки зрения
психологии характеризуется:
развивающимся самосознанием, являющимся
основой формирования умственной
активности, самостоятельности личности
в ее суждениях и действиях и ориентированным
прежде всего на познание себя,
усовершенст-вование себя и поиск смысла
жизни;
активностью – стремлением выйти за
пределы реализованных возмож-ностей,
за рамки ролевых предписаний, расширить
сферу деятельности;наличием Я-образа – системы представлений
человека о себе реаль-ном, себе ожидаемом,
себе идеальном, которые обеспечивают
единство и тождественность его личности
и обнаруживаются в самооценках, чувстве
самоуважения, уровне притязаний и т.д.;направленностью – устойчивой системой
мотивов: потребностей, ин-тересов,
идеалов, убеждений и т.д.;характером, представляющим собой
совокупность устойчивых индивидуальных
свойств человека, обусловливающих
типичные для него способы поведения и
эмоционального реагирования.
Личность – социальное качество человека,
степень включенности в системы социальных
отношений. Человек не рождается личностью,
он ею становится в процессе взаимодействия
с социальной и природной средой, с
материальными и духовными обстоятельствами
его жизни и деятельности. Именно в
процессе этого взаимодействия человек
и формируется, и раскрывается, и проявляет
себя как личность.
Таким образом, приступая к психологической
характеристике человека, необходимо
дать психологическую характеристику
человека как индивида, собственно
личности, субъекта деятельности и
индивидуальности.
Понятие «психики» довольно сложное и
многомерное. Сейчас мы рассмотрели
только ее краткую характеристику. В
течение последующей части курса общей
психологии мы будем детально разбирать
особенности человеческой психики. Этот
анализ поможет нам освоить целый ряд
основных понятий психологической науки
и составить представление о некоторых
ее основных проблемах.
Итак,
предметом психологии является психика
и, прежде всего, психика человека. Человек
– один из наиболее сложных объектов
познания в реальном мире. Поэтому не
удивительно, что существует значительное
число наук, изучающих человека и его
деятельность. И психология занимает
здесь одно из важнейших мест.
Каждый
из вас имеет свое представление о
человеке, которое сформировалось в
индивидуальном опыте. Но современная
наука формирует некий интегральный
образ понятия «человек». Человек
предстает как представитель биологического
вида; как член общества; в-третьих,
изучается его предметная деятельность;
а также, изучаются закономерности
развития конкретного человека.
Все
науки, изучающие человека, тесно связаны
между собой. Но какое бы направление не
рассматривалось, в той или иной мере в
нем представлены различные разделы
психологии. В этом смысле психология –
это некая универсальная научная
дисциплина, изучающая человека во всей
его многогранности. В психологии
неоднократно предпринимались попытки
сформулировать целостное представление
о человеке, интегрируя знания смежных
наук. Один из наиболее популярных
подходов был предложен Б. Г. Ананьевым,
выделившим четыре основных понятия:
индивид,
субъект деятельности, личность и
индивидуальность.
Индивид
– это
человек как единичное природное существо,
представитель Homo
sapiens.
Это человек в совокупности его
биологических, природных характеристик,
в которых зафиксирована его принадлежность
к человеческому роду.
Каждый
человек имеет определенные врожденные
особенности. Например, строение тела
обуславливает возможность прямохождения,
структура мозга обеспечивает развитие
интеллекта и креативности, строение
руки предполагает возможность
использования орудий. Всеми эти чертами
младенец человека отличается от детеныша
животного уже с момента рождения. Это
биологические, т.е. индивидные свойства.
К
индивидным
свойствам
относятся возрастно-половые (возраст
и половой деморфизм, т.е. принадлежность
к мужскому или женскому полу),
конституционные (т.е. особенности
телосложения) и нейродинамические
свойства мозга. Интеграция индивидных
свойств обуславливает темперамент и
задатки человека.
Итак,
индивид – это характеристика человека
как носителя биологических свойств. Но
человек это не только биологическое
существо. Особенность феномена
человека
заключается в том, что он выделился из
животного мира и в эволюции человека
прекратилось действие естественного
отбора, основанного на биологической
целесообразности и выживании наиболее
приспособленных к природной среде
особей и видов. И все изменения человека
в большей мере касаются его социкультурного
развития,
развития его личности, а биологические
изменения имеют второстепенное развитие.
Появляясь
на свет как индивид, человек включается
в систему общественных взаимоотношений,
в результате чего приобретает социальные
качества. Характеристика человека в
совокупности его социальных качеств,
приобретенных им в процессе культурного
развития, определяет понятие личность.
Личность
– это конкретный человек, взятый в
системе его устойчивых социально
обусловленных психологических
характеристик, которые проявляются в
общественных связях и отношениях и
имеют существенное значение для него
самого и окружающих.
К базовым свойствам личности относятся
мотивация, характер, способности, воля
и чувства.
Таким
образом, понятие «личность» характеризует
один из наиболее значимых уровней
организации человека, а именно особенности
его развития как социального существа.
Конечно,
никто не будет оспаривать тот факт, что
человек рождается как представитель
определенного биологического вида и
несет в течение жизни, генетически
заложенные характеристики.
Например, сравнительные исследования
гомозиготных близнецов, которые
жили и воспитывались в разных семьях,
показывает, что их индивидуальные
психологические и поведенческие различия
от этого не увеличиваются, а чаще всего
остаются такими же, как у детей, выросших
в одной и той же семье. Более того,
дети-близнецы, имеющие одинаковую
наследственность, в результате раздельного
воспитания становятся иногда более
похожими друг на друга, чем в том случае,
если их воспитывают вместе.
Однако,
после рождения человек оказывается в
определенном социальном окружении,
накладывающем отпечаток на формирование
тех или иных особенностей его психики.
Свидетельством того, что человек может
сформироваться как социальное существо
(сознание, речь и т.п.) только в условиях
культурного окружения являются
многочисленные примеры «детей-маугли».
Это демонстрирует с одной стороны,
высокую пластичность человеческой
психики (адаптация к любым условиям,
нет жесткого ограничения врожденных
программ – пример с насекомыми), а с
другой стороны, указывает на социокультурную
обусловленность механизма развития
человека.
Однако
нельзя однозначно определить генетические
или социальные детерминанты участвуют
в формировании поведения и сложных
психических свойств личности.
Представляется очевидным заключение
о взаимной детерминации психики
природными и социальными факторами.
Исходной предпосылкой психического
развития человека выступает его
биологическое развитие. Но биологические
процессы не игнорируются и не
культивируются, а модифицируются,
преломляются через социальный контекст
жизни, через отношение человека к своим
особенностям. Поэтому, психическое
развития зависит от того, каким образом
генетическая основа будет реализована
в культурном контексте жизни человека.
Например,
половой
деморфизм
– фундаментальное, генетически данное
разделение органических свойств человека
на 2 качественно разные формы: мужскую
и женскую. Однако, биологически
заданный пол
– это лишь предпосылка становления
психологического
пола человека.
Условием является усвоение и реализация
системы социальных стандартов – половых
ролей,
которым человек должен соответствия,
чтоб его признавали как мужчину или
женщину, т.е. по принципу «или-или».
Важным в этом процессе является осознание
собственной половой идентичности с
помощью социальных стереотипов половой
принадлежности. В тех случаях, когда
наблюдается размывание этих стереотипов,
затруднено и становление психологического
пола.
Наиболее
обще модель взаимосвязи биологических
и социальных факторов в развитии психики
можно описать следующим образом: генотип
определяет потенциальные пределы
развития, а от среды зависит, насколько
потенциал будет реализован.
Следующее
понятие – это «субъект
деятельности».
Это понятие занимает промежуточное
положение между понятиями «индивид» и
«личность». Понятие «субъект» соединяет
в единое целое биологическое начало и
социальную сущность человека. Если бы
человек не мог выступать в качестве
субъекта деятельности, то он вряд ли
мог бы рассматриваться как социальное
существо, поскольку его культурная
эволюция невозможна вне деятельности.
Именно понятие субъект деятельности
интегрирует в себе основные базовые
характеристики человека, представляя
его как биосоциальное
существо.
Поэтому в структуру данного понятия
входят следующие человеческие свойства:
сознание, активность и способность к
деятельности.
Человек
как субъект – это индивид, обладающий
сознанием и способностью к деятельности,
а вследствие этого активному воздействию
на окружающий мир и себя.
Итак,
человек может рассматриваться во-первых,
как представитель живой природы,
биологический объект, во-вторых, как
субъект сознательной деятельности и,
в-третьих, как социальное существо.
Объединение этих трех уровней в единое
целое формирует интегральную характеристику
человека – его индивидуальность.
Индивидуальность
– это совокупность психических,
физиологических и социальных особенностей
конкретного человека с точки зрения
его уникальности.
Таким образом, понятие «индивидуальность»
объединяет все свойства человека,
которые делают его непохожим на других
людей. Человек рождается с индивидуально
данными анатомо-физиологическими
особенностями, которые служат задатками
широкой вариативности проявления его
индивидуальности в процессе культурного
развития.
Таким образом, можно сделать вывод о
том, что психология изучает многоуровневую
организацию природного и социального
в человеке. Именно это определяет
место психологии в современной
системе наук и ее специфику. При
этом, связи с различными дисциплинами,
с одной стороны обогащают ее новыми
фактами, а с другой, продуцируют
формирование отраслей психологии на
стыке областей научного знания.
Прежде всего это взаимосвязь психологии
и философии. «Прежде всего», потому, что
до середины XIX в., когда
психология стала самостоятельной
наукой, вопросы психологии изучались
лишь в рамках философии. Но, даже став
самостоятельной дисциплиной, психология
сохранила тесную связь с философией.
Это легко проиллюстрировать так
называемыми междисциплинарными
проблемами, которые рассматриваются с
позиции и психологии, и философии.
Например, понятие личного смысла и цели
жизни, сущность и происхождение
человеческого сознания, природа высших
форм человеческого мышления, политические
взгляды, моральные ценности и др.
Психология возникла и развивается на
пересечении областей общественного и
естественно-научного знания. Заимствуя,
например, научные данные из биологии,
генетики, антропологии, культурологии
психология стремиться построить
адекватную теорию происхождения и
эволюции психики. В тоже время появляются
такие отрасли психологии, как зоопсихология,
генетическая психология, антропологическая
психология, этнопсихология и т.п.
Взаимодействие с другими общественными
науками, например с социологией, с
одной стороны обогащает психологию
данными о процессах социального
взаимодействия человека, а с другой
способствует развитию социальной
психологии.
Это всего лишь небольшой пример тесной
связи современной психологии с различными
областями науки и практики. С полным
основанием можно утверждать, что везде,
где задействован человек, есть место
психологической науке. Поэтому, не
случайно психология с каждым годом
приобретает все большую популярность.
В свою очередь, бурное развитие психологии,
ее внедрение во все сферы практической
и научной деятельности привело к
возникновению разнообразных отраслей
психологии. Это позволяет говорить о
том, что структура современной
психологии – это память становления
дисциплины, определяющая во многом
и пути ее дальнейшего развития. Образно,
структуру психологии можно
представить как дерево, имеющее множество
ответвлений – отраслей.
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что требует разноуровневого психологического анализа.
Б.Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».
Индивид– носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.
Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.
Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т.д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т.д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
человек, личность, личность — социология
Человек, человек, человек
Концепции & quot; мужчина «,» индивидуальный & quot;, & quot; личность & quot; чаще всего используются как синонимы, но с научной точки зрения между ними существуют серьезные различия.
Человек — это самая общая концепция, обозначающая абстрактного представителя человеческой расы.
Индивидуум является изолированным членом социального сообщества: представитель народа, класса, общества, группы.
Индивидуальность — это совокупность психологических характеристик человека, которые составляют его личность, отличие от других людей.
Человек — это социобиологический индивид, высшая ступень живых организмов на Земле, результат сложной и долгосрочной биологической эволюции, предпосылка и предмет культурной эволюции. Биологическая эволюция человека длилась неизмеримо дольше, чем культурная — 2,5 миллиона лет. Биологическое развитие человека было остановлено 40000 лет назад.К этому времени сформировались фундаментальные черты, которые до сих пор отличают его от других животных: прямолинейность, большой мозг, наличие второй сигнальной системы, мышление, язык и сознание, более длинное детство, овладение орудиями труда и огня. (Рисунок 7.2)
Все это послужило условием перехода от биологической эволюции к культурной эволюции. Все приобретения человека за последние 40 тысяч лет связаны не с биологией, а с культурой и обществом.Другими словами, не с естественной, а с искусственной средой , суть заключается в системе общественных отношений . С этого момента можно сказать, что у человека как биологического существа его личность, а затем и через него растет личность. Генетически наследуемые черты у нас, наверное, 30-40%, социально приобретенные — 60-70%.
Рис. 7.2. Человек — результат биологической и культурной эволюции
Человеческое развитие можно представить как процесс замены биологического принципа другим, не биологическим.Биологически, человеческие передние ноги не приспособлены для того, чтобы держать ложку или карандаш, нажимать кнопки или касаться клавиш пианино. Они превращаются в чувствительные инструменты пианиста только в процессе культурной эволюции.
Социализация объясняет, как человек из биологического существа превращается в социальное существо. Кажется, на индивидуальном уровне раскрывается то, что произошло с обществом в коллективе. В конце концов, человек, выросший в сложенном виде, проходит те же этапы, что общество прошло за 40 тысяч лет своей культурной эволюции и то, что человечество пережило за 2 миллиона лет своей биологической эволюции.Ни один биологический вид не научился & quot; катушка & quot; этапы его развития. Благодаря социализации слабому детенышу человека не нужно проходить бесконечно долгий путь развития.
Человек — это социобиологическое существо : у него есть два компонента — биологический и социальный. Как биологическое существо, у человека есть тело, волосы, память, мышление. Все это дало ему антропогенез. Но человек также является характеристикой статуса, потому что есть такая вещь, как права человека, и там, где есть права и обязанности, там нужно говорить о статусе . Человеку также присвоен статус , поскольку государство предоставляет права человека с рождения, хорошие или плохие, рыжие или брюнетки, независимо от того, достиг ли он высокой должности или нет. Права определяются Конституцией и международными санкциями, и существует множество учреждений и учреждений по защите прав человека.
При рождении ребенок еще не человек. Он всего лишь индивид, представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития.«Индивид также является социологической категорией, и в этом качестве он подчиняется обществу, является частью общества, атомом социального целого … Абсолютно иное означает человека. Личность — это категория духа, а не природы, и не подчиняется природе и обществу. Личность вовсе не является частью природы и общества … Наоборот, общество — это часть личности, только ее социальная сторона. «Поскольку личность является продуктом культурной, а не биологической эволюции, можно предположить, что именно общество, а не природа, оказывает максимальное влияние на человека в обоих направлениях: подавляя и развивая его.
Историки заметили: чем выше культурный уровень общества, тем выше человек оценивается как личность, и наоборот (рис. 7.3). Следовательно, существует прямая связь между развитием личности и общества. Демократическое общество защищает гражданские права человека, авторитарное подавление личности.
Понятие личности имеет смысл только в системе общественных отношений, образованных системой статус-роль. Человек учится выполнять социальные роли — водитель, продавец, верующий, ученик, муж, одновременно осваивая культурный контекст каждой роли, корректируя стиль поведения, мышления, образ жизни.Формирование личности происходит в процессе усвоения жизненного опыта и ценностных ориентаций, т. Е. В процессе социализации года. Формирование личности — результат взаимодействия человека и общества.
Рис. 7.3. Чем выше культурный уровень общества, тем выше человек оценивается как личность
Понятие личности — , достигнута характеристика ; не социальная, а духовная субстанция.Пе
.
Личность и индивидуальность Психологическое тестирование
Психологическое тестирование Достаточно о теориях… как мы можем объяснить наши различия? В лаборатории вы оценивали множество типов тестов: • Личность • Интеллект • Способность • Предпочтения… но были ли они хорошими ???
Надежность Результаты непротиворечивы: • Когда тест повторен в ближайшее время (тест-повторный тест) • Когда тест отмечен в разное время (оценщик) • Когда тест отмечен разными людьми (межсчетчик) • Когда тест делится пополам и сравниваются оценки (разделенная половина)
Срок действия • Испытание измеряет то, что оно предназначено для измерения • Тест точно предсказывает производительность
Стандарты для сравнения • Необработанный результат, нанесенный на шкалу процентилей • Результаты, относящиеся к сравнению с другими • Нормы устанавливаются: • большой группой абитуриентов • стандартизированными тестами (администрирование и оценка)… провинциальными экзаменами и…
Викторина 13-1
Рассмотрим этих людей…
Что такое интеллект? Способность приобретать новые идеи и новое поведение и адаптироваться к новым ситуациям. Graphic Organizer 13 «Теории интеллекта»
Binet • Психический возраст / хронологический возраст x 100 • Контрольные вопросы получают разные результаты по возрасту Исходное намерение — определить ученики с медленным течением для класса «Special Ed» Вопросы: культурный уклон и природа против воспитания
Weschler • Тест Weschler (дети) • Тест WAIS-R (взрослые)
Spearman Два фактора: общий интеллект + специфические умственные способности
Штернберг Триархическая теория: аналитическая, творческая, практическая
Турстон Семь первичных умственных способностей
Гарднер
Эмоциональные
эмоции точно и правильно • Используйте эмоции, думая • Понимайте эмоции и пользуйтесь эффективно выполнять свои обязательства • регулировать свои эмоции, чтобы способствовать личностному росту
викторина 13-2
способность • качество теста на основе прогнозной достоверности • GATB — устные, математические, ручные навыки (широкий спектр занятий) • Вступительное тестирование
Инвентаризация процентов • Нет «неправильных» ответов • Сравните ваши ответы с ответами людей в определенной профессии Запись предпочтений Кудера — предпочтения и отношение Карьерный круиз — веб-сайт планирования карьеры
Достижение • Тест качество, основанное на достоверности контента • Достижение = то, что вы сделали • Aptitude = то, что вы можете / могли бы сделать • Интерес — то, что вам понравилось бы При адаптивном тестировании (на основе компьютера) обнаруживается уровень сложности, при котором большинство, но не все ответы правильные… более точные, чем стандартные тестирование… пройти тест на достижение
Викторина 13-3
901 22
Личность • Объективные тесты (ответы с принудительным выбором): • MMPI — основные модели личностных и эмоциональных расстройств, диагностика психических расстройств • CPI — ответственность, самоконтроль, терпимость • MBTI aka Myers-Briggs
Личность • Проективные тесты (открытые): • Роршах — интерпретация чернильных пятен (любой ответ покажет личность) • TAT — интерпретация сцен на карточках
Тест 13-4
,
Индивидуальность — это тема сегодняшнего дня, и она всегда была моей любимой темой. Я помню, как я смотрел фильм 1990 года «Дикий в глубине души», в котором снялся молодой Николас Кейдж, у персонажа которого у Сейлор был любимый предмет одежды, на который он часто ссылается в фильме; «Это куртка из змеиной кожи, и для меня это символ моей индивидуальности и моей веры в личную свободу».
Цитата заставила меня влюбиться в фильм.Это также придало мне уверенности в том, что я могу поверить в собственное чувство индивидуальности. Это тема, о которой я с любовью писал последние 10 лет и далее, и она мне близка. Прочитайте эти статьи на некоторые похожие темы, хотя сегодня это больше манифест об индивидуальности и уникальности!
Прочтите эти две статьи, чтобы узнать больше об этом и о некоторых прекрасных примерах того, как по-настоящему чувствовать себя комфортно, будучи максимально полным выражением вашей уникальной личности:
а) 7 причин, почему быть выродком удивительно.
б) Как принять и положиться на себя — потому что «никто не придет!»
в) Как жить жизнью на собственных условиях.
« То, что ищет высший человек, находится в нем самом; маленький человек ищет в других. ”- Конфуций
У всех нас есть уникальные навыки и таланты. Подумайте о том, что вам нравится, что у вас хорошо получается, что вас вдохновляет и что вызывает улыбку на вашем лице. Наши увлечения являются показателем наших навыков и талантов. Интересно, что когда мы восхищаемся и даже завидуем кому-то, это просто признак того, что мы обладаем теми же навыками, часто бездействующими, ожидающими своего выражения.Например, если вы восхищаетесь вдохновляющими ораторами, вы тоже можете быть тем, кто применяет себя, создает намерение и усердно выполняет свои действия.
Понимание того, чем вы увлечены и выражение своих уникальных даров, ведет вас к вашей жизненной цели. Вы будете синхронизированы с тем, кем вы действительно являетесь, с подлинным вами и своей индивидуальностью.
« Быть собой в мире, который постоянно пытается сделать вас чем-то другим, — это величайшее достижение. ”- Ральф Уолдо Эмерсон
Как вы можете выразить свою индивидуальность и уникальность?
Пусть светит, когда вы говорите, пишите, общаетесь или публикуете в социальных сетях. Вы хотите, чтобы ваши друзья, клиенты и коллеги видели вас, вашего самого подлинного вас. Они привлекают вас тем, кто вы есть. Если вы один из многих, вписываетесь и остаетесь в своей зоне комфорта, никто вас не заметит. У вас есть сообщение, которое ждет, чтобы быть выраженным; у вашей жизни есть цель, ваша карьера и бизнес тоже.
Вот несколько статей, которые помогут вам выйти из зоны комфорта:
а) Важные причины для выхода из зоны комфорта.
б) 7 шагов, чтобы покинуть зону комфорта.
в) Самогипноз, чтобы выйти из зоны комфорта.
Не бойся быть Тобой!
У всех нас есть личный бренд с рядом впечатляющих качеств. Вы можете использовать свою индивидуальность и уникальность и быть замечательными, чтобы повысить ценность вашего бизнеса, ваших профессиональных и личных отношений.
Я хотел бы поделиться с вами своими мыслями о том, что является философией, которая, на мой взгляд, очень полезна, независимо от вашей области, но особенно важна для любого гипнотерапевта, стремящегося улучшить свой бизнес.
Я уже писал об этом раньше… Здесь, в Англии, у нас Масленичный вторник в феврале, который является началом Великого поста в религиозном отношении, и именно тогда люди должны израсходовать остатки своей кладовой, прежде чем они постятся. Как правило, это будут мука, яйца и молоко — блины !! Масленичный вторник стал более известен как блинный день здесь, в Англии, но я не против, потому что, будучи атеистом, я люблю есть блины.
Итак, действительно, у нас блинный день, и я делаю блины с различными начинками. Я был на многих блинных празднованиях, и я хочу рассказать вам об одном конкретном случае, который служит очень интересной метафорой для того, о чем я пишу сегодня.
Я сделал большую порцию теста для блинов — я сделал это из муки грубого помола, чтобы блины были не такими, как обычно. Их хорошо приняли и съели все. В Англии одним из традиционных способов употребления блинов является лимонный сок и сахар.У нас были разложены всевозможные начинки и многое другое — я имею в виду множество вариантов выбора.
Один из моих друзей очень англичанин и фанатично продолжал говорить, как замечательно было иметь лимонный сок и сахар, и все согласились с этим, и подавляющее большинство людей съели блины, которые я приготовил по своему рецепту, с начинкой, проданной им одним из мои друзья. Интересный. Я положил на нее клубничное варенье, натуральный йогурт и жареный миндаль и посмеялся над этим. Вкусно!
В качестве дополнительного примечания, если у вас когда-нибудь будет возможность прочитать « The Fountainhead » моего любимого автора, Айн Рэнд, то, пожалуйста, сделайте это.Ее работы очень славят индивидуальность.
У главного героя рыжие волосы, поэтому он мне сразу понравился! Настоящая причина, по которой мне понравился главный герой, заключается в его чувстве индивидуализма. Я не собираюсь становиться политиком в этом блоге, я просто хочу, чтобы вы подумали о том, сколько вы думаете для себя, потому что это важно во многих аспектах нашего личного развития. Насколько вы на самом деле позволяете себе быть личностью, насколько вы празднуете свою уникальность, насколько комфортно вы себя чувствуете, делясь этим с миром, все это влияет на то, смешиваетесь ли вы с массой овец или выделяетесь ли вы в чем-то.
Насколько вы позволяете себе быть индивидуальным? Вы абсолютно соответствуете некоторому бежевому, магнолийному, мягкому, милому шаблону в стиле «як-о-рама» того, как кто-то еще диктовал, что вы должны быть… Или вы осмеливаетесь не соответствовать, осмеливаетесь ли вы принять все свои идиосинкразии?
Кстати, у меня дома в нескольких комнатах расписаны магнолией, и я ношу бежевую одежду … Я ничего не имею против этого, есть метафорические примеры того, что я имею в виду … Когда я об этом говорил на одном из моих занятий по гипнотерапии , пара моих учеников бросила вызов теории, появившись на следующий день в бежевой одежде и заставив ее выглядеть нахально и круто!
Тысячи лет назад первый человек открыл, как разводить огонь.Какой момент это должно было быть! И что жаль, что никто не был под рукой, чтобы записать этот момент и выложить его на YouTube. Этот человек, возможно, считался находящимся в союзе с дьяволом, очевидно, что этот человек был каким-то злодеем, или каким-то колдуном или ведьмой … Вы понимаете, что я рисую, верно? Однако с этого момента у человечества появился огонь, чтобы держать его в тепле, готовить еду (я имею в виду, что сырой стейк каждую ночь недели должен был становиться монотонным!), Они также могут освещать свою жизнь в ночное время, хотя некоторые могут подумать, что могло бы нарушить их ночное видение … В общем, это было что-то, что дарило человеческий вид.
С тех пор, на протяжении веков, люди изобрели классные вещи, подняли важные вопросы, создали новые способы мышления, внедрили радикально новые идеи.
Что бы человек ни делал или говорил … В истории того, что он делал или говорил, слава часто начиналась с того, что этот человек платил каким-то образом за свое мужество и отважно встать, выделиться и сиять индивидуальностью.
В течение этих веков были люди, которые делали первые шаги по новым путям, оснащенным исключительно своим уникальным видением.Реакции и ответы, которые эти люди получали, часто создавали им страдания, грусть или проблемы в первоначальном случае. Эти удивительные создатели, мыслители, художники, ученые, изобретатели, философы часто оказывались в одиночестве против людей, учреждений или учреждений своего времени. Так много прекрасных новых мыслей изначально были против этого мира.
Я полагаю, что это потенциально цинично, но я думаю, что те, кто выделяется сегодня, кто выражает индивидуальность, часто становятся легкими целями.На них накрывают те, кто находится в тени … Так что для того, чтобы сиять, нужно быть храбрым, чтобы быть реальными, мы празднуем нашу индивидуальность. Тем не менее, в конечном итоге, мы очень вознаграждены …
Хочу предположить, что мы все можем внести уникальный вклад в мир и жизнь — такими, какие мы есть и какими мы позволяем себе быть. Нам не нужно изобретать что-то другое, кроме нашего собственного существования с нашим собственным видением.
Так много людей, с которыми я работаю в своих кабинетах гипнотерапии, мои студенты по гипнотерапии, те гипнотерапевты, которых я наставляю и контролирую … Боятся неудачи или успеха.Боюсь, что другие подумают. Боятся идти против зерна учреждений и объединений. Боятся делать вещи по-другому со своими сверстниками. Боятся делать то, чего не сделали бы их учителя или родители. В результате очень многие из них рискуют жить жизнью, приправленной неудовлетворенностью.
Наш мозг — это то, чем мы наделены со дня рождения, и наш разум рождается из этого по мере того, как проходит жизнь. Функция нашего рассуждающего разума диктует подавляющее большинство того, кто и как мы находимся на повседневной основе, поэтому давайте возьмем контроль над нашими умами и позволим им быть свободными для нас использовать по своему усмотрению, нет? Я считаю, что так важно обрести настоящее счастье, а также добиться успеха, к которому мы стремимся.
Индивидуальность: Каждый ум индивидуален.
Бьюсь об заклад, мой разум отличается от вашего, а ваш отличается от всех, кого вы знаете. Нет такой вещи, как общее сознание или коллективный мозг, несмотря на то, что многие большие группы людей утверждают, что это правда, нет никаких доказательств, чтобы предположить такую вещь. Каждый из нас уникален. Ваш разум уникален, не так ли? Как целое человеческое существо, вы уникальны, и хотя вы можете подумать, что это круто делиться одними гранями с другими, вы не такие, как любой другой человек.
Многие из нас находят безопасность и защиту в цифрах, и я понимаю, как насчет того, чтобы время от времени раздеваться? Пожалуйста, не буквально … В следующий раз, когда вы выходите из дома или офиса, очень хорошо оглядитесь вокруг. Сколько из того, что вы видите, существовало бы, если бы кто-то не спроектировал и не построил это? Где бы вы ни читали это сейчас — оглядывайтесь вокруг — когда-то все эти мысли были чьей-то мыслью. Тот, кто думал своими мыслями, обнял индивидуальность.
Сколько своих творческих способностей и навыков критического мышления вы используете сегодня?
Как правило, есть два способа, которыми мы можем выбрать существование изо дня в день … С независимой работой нашего собственного ума или как кто-то питается умами и влиянием других. Сколько из того, что вы делаете сегодня, потому что вы действительно решили сделать это? Насколько вы общаетесь с этим миром, потому что вы думаете, что вы должны быть таким, или потому что на самом деле это кто вы есть на самом деле?
Нас часто учат, что это добродетель — соглашаться с другими.Как часто вы думали критически в этот самый день и не соглашались? Конечно, нам не нужно спорить ради этого, однако, не согласились ли вы с чем-то, потому что в вашем разуме чувствовалось другое? Применяли ли вы разумную линию исследования к тому, что происходит вокруг вас, к вещам, которые вы читаете и видите?
Нас часто учат, что добродетель плыть по течению. Сколько раз вы шли против течения сегодня? Опять же, я не предлагаю вам отличаться только ради этого, просто чтобы вы делали то, что удовлетворяет и вдохновляет вас.Нас часто учат, что это достоинство — быть вместе. Когда в последний раз ты стоял один? Образно говоря, когда вы в последний раз отказывались от лимона и сахара на блинах, и у вас было клубничное варенье, натуральный йогурт и миндаль? Когда в последний раз вы носили куртку из змеиной кожи?
На сегодня, как насчет того, чтобы контролировать свой ум и смотреть на то, что вы вкладываете в него, и как вы принимаете решения, которые принимаете, и как вы выражаете себя. Так что давай, товарищи по человеческому роду, не позволяй себе быть одним из тех людей, которые прячутся в тени, швыряя на тех, кто осмеливается быть красочным … Прими свои слабости, гордись ими, общайся как настоящий, наслаждайся быть вами и наградами, которые вы получите, выделяясь, увеличит ваше удовлетворение и ваш бизнес! Задумывались ли вы о том, что делает вас уникальным? Какова твоя индивидуальность?
Какие уникальные навыки, подарки, таланты и опыт вы привносите в мир, свою жизнь, карьеру и бизнес? Вместо того, чтобы вписываться и делать то, что делают все остальные, позвольте вашей уникальности и индивидуальности сиять.Только у вас есть определенные дары, и только вы можете принести свою цель в мир.
Разве вы не согласны с тем, что величайшие изобретения и достижения пришли от тех, кто использовал свои уникальные навыки и таланты? Когда мы становимся больше теми, кто мы есть, мы становимся неотразимыми и привлекаем нужных людей в нашу жизнь. Мы даем миру знать, что мы отстаиваем и наши ценности. В нашем бизнесе мы привлекаем команду, которая процветает в нашей среде, и клиентов, которые привлекаются к нам из-за ценностей нашей компании.
То, как вы общаетесь с другими, может сказать людям, больше ли вы относитесь к интровертному спектру или экстравертному спектру. Социальные сети дают окно вашей личности, поэтому убедитесь, что те, с кем вы связаны, видят, кто вы есть на самом деле.
Формируйте собственное мнение, но уважайте мнение других. Понять, что каждый человек имеет право на собственное мнение и по-настоящему принять веру. Если вы чувствуете себя неуважительно, сообщите об этом с лучшими намерениями. Часть того, чтобы оставаться верным тому, кто вы есть, стоит за себя, когда вы чувствуете, что должны.Люди приходят из всех слоев общества, кто они и что они говорят, это кульминация их жизненного опыта, способствующая тому, кто они есть.
Змеиную куртку можно интерпретировать метафорически или буквально здесь относительно индивидуальности. Одежда — отличный способ донести свою личность до окружающих. То, как вы одеваетесь, может рассказать людям о том, кто вы есть По мнению профессора Карен Пайн, психолога, автора и докладчика, то, как вы одеваетесь, может повлиять на ваше представление о себе.Она выполнила эксперимент, который показал, что если вы носите одежду супергероя, вы с большей вероятностью поверите, что на самом деле вы физически сильнее, чем вы. Это показывает, что то, как вы одеваетесь, влияет не только на то, как вас видят другие, но и на то, как вы видите себя.
Не заблуждайтесь, мир меняется, и темп изменений увеличивается. Мы когда-либо преодолеем новые проблемы, возникающие, если мы будем поощрять и поддерживать инновации, если мы будем поощрять и поддерживать индивидуальность — не потому, что они разрушительны, а потому, что они будут использовать эту огромную способность воображения смотреть на старые проблемы по-новому — и находить путь вперед.Когда я наставляю и обучаю людей, стремящихся развивать бизнес, я часто глубоко изучаю способы, которыми они продвигают свою личность или свой бренд, и ищет индивидуальность и уникальность, а также то, как они общаются и выражают себя. Те, с кем вы находите отклик, полюбят вас и станут последователями вашей работы. Те, с кем это не резонирует, могут найти другие решения и других людей. Вы никогда не будете радовать всех, и пытаясь сделать это, просто омрачите, кто вы есть и за что вы выступаете.Иди, будь собой. Будь уникальным, празднуй свою индивидуальность. Раскройте свои слабости и причуды миру и наблюдайте, как это творит чудеса во многих областях вашей жизни.
Есть ли у вас какие-то темы, находящиеся здесь? Затем прочитайте эти страницы:
1. Вам нужна помощь или поддержка в определенной области вашей жизни?
Тренировка с Адамом Ясоном или Гипнотерапия с Адамом Ясоном
2. Хотели бы вы, чтобы успешная и содержательная карьера гипнотерапевта помогала другим? Вы гипнотерапевт, ищущий стимуляции и карьерного роста для дальнейшего профессионального развития и повышения квалификации?
англо-европейский учебный колледж Адама Иезона.
3. Вы гипнотерапевт, стремясь реализовать свои амбиции или продвинуться по карьерной лестнице?
Гипнотерапевт Наставничество с Адамом Исоном.
Точно так же, если вы хотите больше узнать о самогипнозе, поймите основанные на фактических данных принципы его с научной точки зрения и узнайте, как применять его во многих сферах вашей жизни, развлекаясь в безопасной обстановке и возможность проверить все, что вы узнали, а затем прийти и присоединиться ко мне для моего однодневного семинара, который делает все это и многое другое, читайте здесь: Семинар по науке о самогипнозе.
,
В буржуазном обществе капитал независим и индивидуален, а живой человек зависим и не имеет индивидуальности. Только редкий и исключительный гений Вергилия и Мильтона мог использовать гомеровскую среду без потери индивидуальности: и это качество ни у одного из более поздних поэтов кажется, одержим. Никому сейчас не нужно было «чувствовать» его; никто не принял его за спину; все его движения были легко установлены его соседями без малейшей нагрузки на их способность вычислять; никто не толкнул его или не смог освободиться от него; его голос был спасен трудом того изнурительного высказывания, с помощью которого мы, бесцветные квадраты и пятиугольники, часто вынуждены провозглашать свою индивидуальность, когда мы движемся среди толпы невежественных равнодушных.Возможно, мужчины, которых она несла, просили ее сделать слишком много, превысив предельную отметку о непреходящей верности, которая кажется кованой и забитой в эту сборку железных ребер и обшивки, из дерева, стали, холста и проволоки, которая идет на изготовление корабля — совершенное творение, наделенное характером, индивидуальностью, качествами и недостатками людьми, чьи руки выпускают ее на воду, и которые другие люди должны научиться познавать с близостью, превосходящей близость человека с человеком, любить с любовь почти так же велика, как любовь мужчины к женщине, и часто столь же слепа в своем безумном пренебрежении недостатками.Поэтому, несмотря на все это, мы считаем кита бессмертным в своем виде, однако тленным в его индивидуальности. Он плавал по морям до того, как материки разбили воду; однажды он переплыл место Тюильри, Виндзорский замок и Кремль. Замечательный пример великой силы индивидуальности над молодыми. Он снял очки, и их отсутствие показало лицо сильной индивидуальности. Он говорил тихо, но отчетливо. Они сказали, что в моем стиле была заметная индивидуальность — настолько, что, если бы я когда-либо рисовал самый распространенный тип собаки, я должен был бы обязательно что-то добавить в аспект этой собаки, который бы удерживал его от быть ошибочно принятым за создание любого другого художника.Мой друг мертв, мой сосед мертв, моя любовь, дорогая моя душа, мертва; это неумолимое закрепление и увековечение тайны, которая всегда была в этой индивидуальности, и которую я буду нести в себе до конца своей жизни. И, в частности, это может быть более выгодным, чем любое преимущество, даже если оно причиняет нам очевидный вред и противоречит самые разумные выводы нашего разума относительно нашего преимущества — ибо при любых обстоятельствах оно сохраняет для нас то, что является самым ценным и самым важным — то есть нашу личность, нашу индивидуальность.Некоторые, видите ли, утверждают, что это действительно самое ценное для человечества; выбор может, конечно, если он выбирает, быть в согласии с разумом; и особенно, если этим не злоупотреблять, но держать в определенных рамках. В безразличном случае мы признаем в нем больше индивидуальности, оригинальности и независимости. Позднее, когда каждый из них развивал индивидуальность и лично осознавал побуждения и желания, притяжение света возрастало. ,
,