Биологическая теория эмоций анохина: Биологическая теория эмоции П.К. Анохина

Содержание

Биологическая теория эмоции П.К. Анохина










ТОП 10:










⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

Рассматривая проблему эмоций с биологической точки зрения, П.К. Анохин подчеркивает, что эмоции охватывают весь организм и придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локализации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма. Именно благодаря эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, и руководствуется самым древним и универсальным критерием всего живого — стремлением выжить; это и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма.

Он рассматривает эмоциональные состояния «как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира». При этом он опирается на теорию эволюции Ч. Дарвина. Согласно ей сохраняются только полезные приспособления. Исходя из этого эмоциональные состояния, не только удерживающиеся в процессе эволюции, но и развившиеся до определенной планки, не могли бы сохраниться и закрепиться наследственностью, если бы они были хоть немножко вредны или бесполезны для жизни. При этом Анохин утверждает, что вопрос сводится лишь к тому, в чем, собственно, состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций в осуществлении функций организма. Анохин, отвечая на этот вопрос, утверждает, что в процессе эволюции эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, который удерживает процесс в его оптимальных границах. Тем самым эмоции предупреждают разрушающий характер недостатка и избыточную информацию о каких-либо факторах жизни организма.

Суть биологической теории состоит в том, что она утверждает, что положительное эмоциональное состояние какой-либо потребности возникает лишь в случае, если информация о совершенном действии, отражает все компоненты положительного результата. Этой эмоцией закрепляется правильность и полноценность, как самого действия, так и приспособительных действий, которые использовались для достижения результата.



Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций П. К. Анохина. Эта теория рассматривает эмоции как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира.

 

Активационная теория Д. Линдсли

В своей теории Линдсли заменил широкое понятие организмического возбуждения, которое было предложено Даффи, на понятие активации.

Активация — «нейронное возбуждение ретикулярной формации ствола мозга с сопутствующими изменениями электроэнцефалографических показателей коры».

Толкование эмоций Линдсли предполагает существование предшествующего эмоционального стимула, который может быть внешним условным, либо внутренним безусловным. Эти стимулы порождают импульсы, которые в свою очередь активизируют ствол мозга, дальше импульсы посылаются к таламусу и к коре больших полушарий. «Гипотетический активизирующий механизм» преобразует все эти импульсы в поведение, которое характеризуется «эмоциональным возбуждением».

Согласно представлениям П. Мак-Лина, в формировании мотивационно-эмоциональных состояний играют роль два круга: амигдалярный и септальный. Первый связан с пищевыми и защитными реакциями, второй — преимущественно с половыми.

Подкорковые эмоциогенные структуры оказывают активирующее влияние на кору головного мозга. Она же, в свою очередь, на основании оценки сигналов из внешней и внутренней среды определяет формирование эмоционально окрашенных целостных поведенческих актов.

У человека и животных существует функциональная, межполушарная асимметрия. Специализация больших полушарий головного мозга проявляется и в эмоциональной сфере. Более эмоциогенным является правое полушарие, играющее преимущественную роль на ранних этапах овладения навыками. У человека положительные эмоции связаны в основном с левым полушарием, отрицательные — с правым. Соответственно различается и оценка афферентации от периферических рецепторов: различные психосоматические проявления чаще связаны с левой половиной тела. Левая половина лица в большей степени отражает отрицательные, правая — положительные эмоции. Эти различия проявляются уже у новорожденных, в частности в асимметрии мимики при вкусовом восприятии сладкого и горького.




Трудности в определении локализации эмоциогенных структур мозга у животных были в значительной степени преодолены после открытия в 1954 г. Дж. Олдсом и П. Милнером феномена внутримозгового самораздражения. Крыса получала возможность, нажимая на педаль, замыкать цепь тока и таким образом стимулировать через вживленные в мозг электроды различные его отделы. Высокий уровень положительного подкрепления в тех случаях, когда электрод находился в положительной эмоциогенной структуре («зоны награды», «центры удовольствия», «система поощрения»), приводил к выработке инструментального условного рефлекса в течение нескольких минут.

«Зоны награды» созревают очень рано и уже в первые дни после рождения включаются в регуляцию поведения. Системы отрицательного подкрепления («зоны наказания») также готовы к функционированию на самых ранних этапах постнатальной жизни. Если электрод вживлен в «зону наказания», животное, замкнув один раз цепь тока, в дальнейшем избегает нажимов на педаль.

Таким образом, по стремлению животного к максимизации или минимизации электростимулирования данной «точки» можно отнести ее к системам положительного или отрицательного подкрепления.

Гипоталамическая теория Э. Гельгорна

 

Активационная функция эмоций отмечается многими авторами. Э. Гельгорн (1948) считает, например, что ускорение и усиление реакций, поддерживающих индивидуальное и видовое существование живых систем, представляет одну из самых ярких черт эмоционального реагирования. Она состоит в том, что при возникновении эмоций происходит активация нервных центров, осуществляемая неспецифическими структурами ствола мозга и передаваемая неспецифическими путями возбуждения (Линдсли, 1960; Арнольд, 1967). Согласно «активационным» теориям, эмоции обеспечивают оптимальный уровень возбуждения центральной нервной системы и ее отдельных подструктур. Активация нервной системы и, прежде всего, ее вегетативного отдела приводит к изменениям во внутренних органах и организма в целом, приводя либо к мобилизации энергоресурсов, либо к их демобилизации. Отсюда можно говорить о мобилизационной функции эмоций.

Ученые пришли к заключению (Э. Гельгорн), что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма,так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, кожа делается теплее, ускоренное кровообращение облегчает питание тканей испособствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, т. к. создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим действием на мышцы, движения в результате медленные ислабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Огорчения очень старят, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов ипр.

Концепция Арнольда

Концепция Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает тенденцию действовать, что, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и может привести к действию. Если Джеймс говорил «мы боимся, потому что мы дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся потому, что решили, будто нам угрожают. В классификации эмоций М. Арнолд делит эмоции на положительные и отрицательные, критерием этого деления является тенденция (возможность) к действию по сближению/ удалению с объектом.

 











Эмоции (П.К. Анохин) — Психологос

Эмоции (франц. emotion, от лат. emovere — возбуждать, волновать) — физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека — от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения. <…>

Эволюция эмоций

Если исходить из того, что эмоции представляют собой такую форму реакций, которые непременно охватывают весь организм и приобретают ярко выраженный субъективный характер, то мы должны поставить вопрос: каково происхождение эмоций, когда и как они появились в процессе эволюции?

На основании дарвиновского понимания эволюции приспособительных реакций организма можно утверждать, что эмоциональные состояния сыграли когда-то положительную роль, создав условия для более широкого и более совершенного приспособления животных к окружающим условиям. Первичные ощущения примитивных животных не могли бы удержаться в процессе эволюции и развиться в столь многогранные и утонченные эмоциональные состояния человека, если бы они не послужили прогрессу в приспособительной деятельности животных. В противном случае они давно были бы устранены естественным отбором.

В чем же состоит это более совершенное приспособление?

Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенный тип переживаний. Производя почти моментальную интеграцию (объединение в единое целое) всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействия и конкретный механизм ответной реакции организма. Именно это свойство организма — определять благодаря эмоции качество воздействия с помощью самого древнего и универсального критерия всего живого на Земле — выживаемости — и придало эмоциям универсальное значение в жизни организма. Вместе с тем организм оказывается чрезвычайно выгодно приспособленным к окружающим условиям, поскольку он, даже не определяя форму, тип, механизм и другие параметры тех или иных воздействий, может со спасительной быстротой отреагировать на них с помощью определенного качества эмоционального состояния, сведя их, так сказать, к общему биологическому знаменателю: полезно или вредно для него данное воздействие.

Насколько важна эта интеграция организма в эмоциональном состоянии, можно видеть на примере простой болевой эмоции, которая в той или иной мере каждым человеком испытывалась в жизни.

Допустим, что имеется какое-то травматическое поражение суставной сумки. Как известно, такое поражение создает крайне тягостное болевое ощущение, болевую эмоцию. Какие средства может употребить наш организм для построения новой моторной координации с исключением пораженного сустава? Практика показывает, что в таких случаях создаются исключительно широкие возможности вовлечения новых мышц, новых суставов и даже целых конечностей. Однако во всех этих случаях ограничивающим фактором является только ощущение боли. Организм человека осуществляет в этих случаях многочисленные попытки движения, «обходя» болевое ощущение, как только оно возникает. В данном случае болевая эмоция играет роль своеобразного отрицательного «пеленга», помогающего организму воздерживаться от несовместимых с жизнью движений («щажение» в медицинской практике).
Стоит только представить себе, что этот подбор не вредящих здоровью движений производился бы на основе каких-либо других критериев, например степени натяжения мышцы, угла отклонения в суставе и т.д., как сразу же станут ясными все совершенство универсального характера эмоциональных состояний и крайняя выгодность их в приспособительном смысле. Практически весь жизненный опыт человека, начиная с первых дней жизни, помогает ему избегать вредных воздействий не на основе учета объективных параметров вредящего агента (например, острота повреждающего предмета, глубина погружения его в кожу и т.д.), а на основе именно того «общего знаменателя», который выражается эмоциональным состоянием: «больно», «неприятно». <…>

Можно сказать, что всем без изъятия жизненным потребностям и отправлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопутствует соответствующий эмоциональный тонус, благодаря которому организм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций.

Многочисленные факты, установленные психологами и физиологами, демонстрируют некоторый единый план в архитектуре живого организма, благодаря которому все разнообразные его функции санкционируются или отвергаются на основании одного и того же принципа — принципа их соответствия сформировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию.

Биологическая теория эмоций

<…> Теории эмоциональных состояний отличаются одной чертой, которая и является причиной их недостаточности: они не рассматривают эмоциональные состояния как закономерный факт природы, как продукт эволюции, как приспособительный фактор в жизни животного мира. Исходя из дарвиновской точки зрения на эволюцию полезных приспособлений, надо считать, что эмоциональные состояния, удержавшиеся в процессе эволюции и развившиеся до своего тончайшего выявления у человека, не могли бы ни появиться, ни сохраниться, а тем более закрепиться наследственностью, если бы они в какой-то степени были либо вредны, либо бесполезны для жизненно важных функций животного. Вопрос сводится лишь к тому, в чем состоит биологическая и физиологическая полезность эмоций и эмоциональных ощущений в осуществлении жизненно важных функций организма.

Если дать общую характеристику поведения живых существ (и человека в частности), то оно может быть грубо разделено на две стадии, которые, непрерывно чередуясь, составляют основу жизнедеятельности. Первую стадию можно было бы назвать стадией формирования потребностей и основных влечений, а вторую — стадией удовлетворения этих потребностей. Внимательный анализ поведения животных и человека показывает, что такая классификация вполне приемлема для всех видов влечений и для любого вида удовлетворения потребности. Есть все основания думать, что эмоциональные состояния при их первичном появлении в животном мире включились именно в этот цикл смены двух кардинальных состояний организма. Все виды потребностей приобрели побудительный характер, создающий беспокойство в поведении животного и формирующий различные типы добывательного или, наоборот, отвергающего поведения. Эти потребности связаны с определенным эмоциональным состоянием, большей частью тягостного, беспокойного характера. Наоборот, удовлетворение потребности или выполнение какой-то функции, которая устраняет назревшую потребность, связано с чувством удовольствия, приятного и даже иногда с чувством гедонического характера (наслаждения).

Таким образом, если проблему эмоций рассматривать с биологической точки зрения, то надо будет признать, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма.

Обычно удовлетворение какой-либо биологической потребности человека не является только простым устранением этой потребности, имеющей тягостный характер. Как правило, удовлетворение, устраняя потребность, сопровождается самостоятельным подчеркнутым положительным эмоциональным переживанием. Следовательно, с широкой биологической точки зрения удовлетворение можно рассматривать как конечный подкрепляющий фактор, который толкает организм на устранение исходной потребности.

С точки зрения физиологической перед нами стоит задача: раскрыть механизм тех конкретных процессов, которые в конечном итоге приводят к возникновению и отрицательного (потребность), и положительного (удовлетворение) эмоционального состояния. И прежде всего необходимо проанализировать вопрос: в силу каких именно конкретных механизмов удовлетворение потребности создает положительное эмоциональное состояние.

Биологическая теория эмоций построена на основе представления о целостной физиологической архитектуре любого приспособительного акта, каким являются эмоциональные реакции.

Основным признаком положительного эмоционального состояния является его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект. Такое закрепляющее действие проявляется только в определенном случае, именно когда эффекторный акт, связанный с удовлетворением какой-то потребности, свершился с абсолютным полезным эффектом. Только в этом последнем случае формируется и становится закрепляющим фактором положительная эмоция. Можно взять для примера такой грубый эмоциональный акт, как акт чихания. Всем известен тот гедонический и протопатический характер ощущения, которое человек получает при удачном чихательном акте. Точно так же хорошо известно и обратное: неудавшееся чихание создает на какое-то время чувство неудовлетворенности, неприятное ощущение чего-то незаконченного. Подобные колебания в эмоциональных состояниях присущи абсолютно всем жизненно важным отправлениям животного и человека. Именно для подобных жизненно важных актов эмоция и сложилась в процессе эволюции как фактор, закрепляющий правильность и полноту совершенного акта, его соответствие исходной потребности.

Как же центральная нервная система «узнает» о том, что какой-либо жизненно важный акт совершен на периферии в надлежащей последовательности и полноценном виде (утоление голода, утоление жажды, опорожнение тазовых органов, кашель, чихание, половой акт и т.д.)? Для ответа на этот вопрос необходимо ввести два понятия: «эфферентный интеграл» и «афферентный интеграл». Каждому акту периферического удовлетворения какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов и параметров будущего действия — «акцептора действия» и посылка множества эфферентных возбуждений, идущих к самым различным органам и частям той системы, которая должна выполнить акт удовлетворения потребности. Об успешности или неуспешности такого акта сигнализирует поступающая в головной мозг афферентная импульсация от всех рецепторов, которые регистрируют последовательные этапы выполнения функции («обратная афферентация»).

Оценка акта в целом невозможна без такой точной информации о результатах каждого из посланных по эфферентной системе возбуждений. Такой механизм является абсолютно обязательным для каждой функции, и организм был бы немедленно разрушен, если бы этого механизма не существовало.

Каждый на своем опыте знает, что всякая неудача в выполнении тех или иных актов создает ощущение неудовлетворенности, трудности и беспокойства. Это и есть последствие того, что вторая часть периферического акта, именно результативный афферентный интеграл, не была создана на периферии и потому не произошло адекватного ее сочетания с центральной посылкой.

Суть биологической теории состоит в следующем: она утверждает, что положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с аппаратом акцептора действия. Биологически этой эмоцией удовлетворения и закрепляются правильность любого функционального проявления и полноценность его приспособительных результатов. Наоборот, несовпадение об¬ратных афферентных посылок от неполноценных результатов акта с акцептором действия ведет немедленно к беспокойству животных и человека и к поискам той новой комбинации эффекторных возбуждений, которые привели бы к формированию полноценного периферического акта и, следовательно, к полноценной эмоции удовлетворения. В этом случае полноценное эмоциональное состояние ищется способом пробных посылок различных эфферентных возбуждений. Совершенно очевидно, что в этом смысле эмоциональные состояния от полноценного или неполноценного периферического акта являются своеобразным «пеленгом», который или прекращает поиски, или их вновь и вновь организует на другой эфферентной основе.

Из формулировки биологической теории эмоций явствует, что Джеймс и Ланге в своей теории уловили правильный момент в развитии эмоциональных состояний, во всяком случае в появлении эмоциональных состояний, которые связаны с жизненно важными отправлениями.

Однако, фиксируя внимание на периферии, Джеймс и Ланге, естественно, не могли раскрыть тот истинный центральный механизм (совпадение с акцептором действия), который является обязательным и решающим условием для возникновения положительной эмоции.

С другой стороны, Кеннон и Бард, фиксируя внимание на центральном субстрате, в какой-то степени были также правы, поскольку конечный момент формирования эмоционального состояния совпадает именно с областью подкорковых аппаратов. Однако фиксация ими внимания только на центральном механизме не давала им возможности раскрыть истинный механизм центрально-периферических взаимоотношений в формировании эмоций, ощущений. Эмоции висцерального происхождения не покрывают, конечно, всех тех эмоциональных состояний, которые составляют область эмоциональной жизни человека. Многие из этих эмоций, особенно болевая эмоция, не требуют постепенного увеличения потребности, они возникают внезапно, и только простое устранение такой эмоции создает положительное ощущение. Однако, несмотря на все эти изменения в деталях развития различных эмоций, архитектурный план возникновения эмоций остается тем же. Он распространяется также на потребности интеллектуального характера. Потребности, возникшие, например, от каких-либо социальных факторов (пусть это будет потребность в разрешении какой-то сложной технической проблемы, потребность в коллекционировании), завершаются уже высшей положительной эмоцией удовлетворения, как только результаты долгих и трудных исканий совпадут с исходным замыслом (акцептор действия).

Есть основание полагать, что во всех эмоциях, начиная от грубых низших растительных эмоциональных состояний и кончая высшими социальными эмоциями, используется одна и та же физиологическая архитектура. Однако эта физиологическая архитектура может рассматриваться только как общая закономерность, присущая жизненным явлениям различной степени сложности, но ни в коей мере не делающая их тождественными по их качественному характеру, по их содержанию. Подобные общие закономерности уже известны из области кибернетики. Именно эта закономерность — закономерность формирования аппарата оценки результатов действия до совершения самого действия и получения его результатов — является общей для различных классов явлений у живых организмов, в авторегулирующихся машинах и в общественных взаимоотношениях. Не удивительно поэтому, что на основе именно этой закономерности и по этой уникальной архитектуре произошло и развитие эмоциональных состояний человека — от первичных примитивных растительных ощущений до высших форм удовлетворения в специфически человеческой деятельности.

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Теория эмоций П.К. Анохина — Студопедия

П.К. Анохин рассматривает эмоции в виде продукта биологической эволюции как приспособительный аспект в жизни животных.

При возникновении потребностей появляются отрицательные эмоции, играющие мобилизующую роль, способствуя тем самым более быстрому и оптимальному способу удовлетворения этих потребностей. Когда нужный результат достигнут и потребность удовлетворена, то появляются положительные эмоции. Такие положительные эмоции выступают конечным подкрепляющим фактором. Они закрепляются в памяти и в будущем участвуют в мотивационных процессах, влияяна выбор способа, которым потребность будет удовлетворена. В случае несовпадения результата и намеченной цели, появляется эмоциональное беспокойство, которое ведет к поиску более удачных способов достижения желаемой цели.

Частое удовлетворение потребностей, имеющее положительно-эмоциональную окраску, ведет к успешному обучению определенной деятельности. Если же имеют место повторные неудачи, то это способствует торможению неэффективной деятельности и толкают на поиски новых, приносящих успех целей.

Когнитивные теории эмоций.

Когнитивные теории эмоций – это теории, объясняющие эмоции через познавательные процессы.

Когнитивно-физиологическая теория С. Шехтера.

В этой теории эмоциогенными факторами считаются сознательные оценки, которые дает человек ситуации. Косвенным подтверждением этой теории является влияние словесных инструкций на переживания человека, а также дополнительной информации, меняющей у человека оценку возникшей ситуации.



В эксперименте в качестве лекарства давали физиологически нейтральный раствор в сопровождении 2-х различных инструкций. В одном случае сообщилось, что лекарство должно вызвать состояние эйфории (радости), в другом – состояние гнева. После принятия лекарства через некоторое время выяснялось эмоциональное состояние испытуемых. Оказалось, что их эмоциональные переживания соответствовали заявленным в инструкции.

Было показано также, что эмоциональные переживания зависят от того, как их переживают люди, находящиеся рядом. Это значит, что эмоциональные переживания передаются от человека к человеку. У человека, в отличие от животных, качество передаваемых переживаний зависит от личностного отношения к тому, кому он сопереживает.

Биологическая теория эмоций П. К. Анохина — КиберПедия

В данной теории эмоций, эмоции рассматриваются, как биологический продукт эволюции, приспособительный фактор в жизни животного. В это точки зрения прослеживается то, что Анохин опирался на теорию Дарвина. Данная теория рассказывает нам о том, что при возникновение потребностей возникают отрицательные эмоции, которые мобилизуют организм для выполнения поставленных задач( в данном случае удовлетворения какой-либо потребности) при выполнении человек испытывает удовольствие. Если же не удается, то силы направляются на поиск иных решений.

Информационная теория эмоций П. В. Симонова

Симонов выдвинул свою оригинальную теорию о происхождения эмоций. Он предполагает, что эмоции возникают вследствие недостатка или же избытка сведений, которые необходимы нам для удовлетворения той или иной потребности. Эмоциональное напряжение описываться как сила в потребности и дефицита прагматичной информации которые необходимы для исполнения цели. Также он вводит формулу (рис 4)

где Э — эмоция; П — потребность; Ин — информация, необходимая для удовлетво­рения потребности; Ис — информация, которой субъект располагает в момент возникновения потребности.

Физиологические структуры эмоций

 

Рассмотрев теории происхождений эмоций, перейдём к рассмотрению физиологической структуре эмоций. Джейму Пейпеце удалось совершить подтвердить научное открытие о «циркуляции эмоционального возбуждения» в структурах мозга. Эмоции по концепции Пейпеци связаны с определёнными структурами мозга. Он выделил «Круг Пейпеца» которая задаёт эмоциональное состояние нашей психики в вовлекает в эмоциональные реакции одновременно множество связанных между собой структур мозга. В «круг Пейпеца» входят такие структуры:

1. Гипоталамус

2. Передневентральное ядро таламуса

3. Поясная извилина

4. Гиппокамп

5. Мамиллярные ядра гипоталамуса

Лимбическая система взаимосвязана с новой корой большого мозга, с ее лобными, височными и теменными долями, а также ретикулярной формацией мозгового ствола. Височная область отвечает за передачу информации со зрительной, слуховой и соматосенсорной коры к миндалевидному телу и гиппокампу. Лобный участок регулирует деятельность лимбической коры. Ретикулярная формация повышает активность восходящих влияний на лимбическую систему. Именно через эти связи осуществляется сознательное управления, появления и проявления эмоций. Какова не была эмоция, переживаемая человеком, — сильной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.


Сравнение эмоций и чувств

В этом разделе мы сравним эмоции и чувства. Не секрет то что эмоции и чувства взаимосвязаны друг с другом, но всё же стоит упомянуть, что в эти понятие вложен разный смысл их и они не отождествлены, как это считают некоторые учёные. Для начала стоит разобраться привести понятие терминов.

Эмоции по Гамезо М.В это особый класс психических явлений, которые протекает в форме переживания и отражает отношения человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных потребностей.

Чувста по Гамезо М.В это наиболее устойчивые переживания человека, которые возникают при удовлетворение или неудовлетворение социальных потребностей таких как любовь, гордость, ненависть и др.

Исследую эмоции и чувства и их соотношения учёные разделились на четыре группы:

1)Отождествляют эмоции и чувства

2)Считают эмоции одним из видов чувств

3)Определяют чувства, как родовое понятие объединяющее различные виды эмоций

4)Разделяют эмоции и чувства

Далее мы рассмотрим взгляды 4 группы от отечественных психологов.

Наиболее явно раздели эмоции, и чувства А.Н Леонтьев он даёт эмоциям такую характеристику они имеют ситуационный характер т.е выражают оценочное к наличной или к будущей ситуации. Чувство же носит объективный характер. Чувства есть не что иное, как устойчивое эмоциональное отношения. Так же Леонтьев отмечал, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу(например любимый нами человек может вызывать у нас в определённых ситуациях преходящею эмоцию неудовольствия, и даже гнева)

В. А. Крутецкий (1980) придерживался мнению Леоньтев и считал, что чувства- это это более сложное, постоянное, устоявшееся отношение человека, черта личности. А отличаю тем эмоции это- более простое переживания которое мы ощущаем сейчас.


Р. С Немов в своих работах, что эмоции не всегда осознаются, а чувства внешне весьма заметны. По моему мнению, дело обстоит совсем иначе часто человек не может признаться в том что у него возникло чувство в отличие от эмоций, которые как переживания не могут не осознаваться. Немов считает чувства и эмоции личностными образованиями, которые характеризуют человека социально-психологически, отрицая тем самым биологическую природу эмоций.

Подводя итоги о чувствах, и эмоциях я предлагаю рассмотреть мнения, Ильна Е.П. считает, что чувства выражаются через определенные эмоции в зависимости от того, в какой ситуации оказывается объект, которому данный человек испытывает чувство. Например во время сессии родители беспокоятся за своего ребёнка. В день экзамена родители будут испытывать чувство тревоги в случае удачной сдачи экзамена родители будут испытывать радость, в случае неудачи разочарования и даже злость. Данный пример подтверждает, что эмоции и чувства не являются одним и тем же. Так мы приходим к мнению, что прямого соответствия между чувствами и эмоциями нет ведь одна и та же эмоция может выражать разные чувства, и одно и то же чувство может выражаться в разных эмоциях. Человек ,может не проявлять снаружи эмоции тем самым ,скрывая свои чувства.

Виды эмоций

В Психологии выделяют такие виды и формы эмоций:

По влиянию:

1)Стенические повышают жизнедеятельность ,активны

2)Астенические подавляют жизнедеятельность ,пассивны

По качеству:

1)Положительные

1.1)Радость

1.2)Гордость

1.3)Доверие

1.4)Нежность

1.5)Любовь

1.6)Симпатия

1.7)Спокойствие

1.8)Блаженство

1.9)Ликование

2)Отрицательные

2.1)Горе

2.2)Печаль

2.3)Гнев

2.4)Отчаяние

2.5)Тревога

2.6)Жалость

2.7)Злоба

2.8)Ненависть

2.9)Страх

3)Нейтральные(амбивалентные)

3.1)Любопытство

3.2)Изумление

3.3)Безразличие

3.4)Созерцание

3.5)Удивление

Также эмоции разделяют на:

1)Высшие связаны с удовлетворениям социальных потребностей

2)Низшие связаны с органической потребностью

2.1) Гомеостатические

2.2) Инстинктивные

В зависимости от субъективной ценности переживаний Б.И. Додонов выделяет следующие виды эмоций:

1)Альтруистические- переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям.

2)Коммуникативные- возникают на основе потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями и т.д

3)Глоричные- связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности.

4)Практические- определяются успешностью или не успешностью деятельности, трудностями ее осуществления и завершения.

5) Романтические- проявляются в стремлении ко всему необычному, тайному: ожидание чего-то необычного и очень хорошего.

6)Гностичные- связаны с потребностью в поздравительной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений.

7) Эстетические- связанные с лирическими переживаниями: потребностью в красоте, чувство изящного.

8)Гедоничные- связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знания.

9)Акизитивные- возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию.

10)Мобилизационные- происходят от потребности в преодолении опасности, интерес к борьбе.

Из списка выше можно сделать вывод, что эмоции разновидные, и каждый вид влияет на нас по-своему.

Функции эмоций

Как известно основные функции эмоций направлены на то, чтобы человек мог понимать другого человека без слов , благодаря этому ему удаётся лучше настраиваться на общение и кооперацию .Такой обмен информации происходит с помощью мимики лица, и жестов, говоря одним словом это есть невербальное общение. Рассмотрим по подробнее основные функции эмоций:

1)Функция побуждения- данная функция даёт эмоциям возможность стимулировать деятельность которая направлена на удовлетворения потребности или же наоборот притормаживать её. Эмоции направляют и контролируют поведения человека в зависимости от ситуации .Различные потребности побуждают у человека разнообразные эмоции.

2) Следообразующая функция- эта функция проявляется лишь в экстремальных ситуациях.

3) Эвристическая и предвосхищающая функция- определенное проявление эмоций выясняется за счет психологического механизма, который и находится у истоков данных проявлений эмоциональных состояний.

4) Синтезирующая (предвосхищающая) функция- данная функция направлена на итерацию проявляющихся эмоций с когнитивными процессами, которые обеспечивают возможность структурированного и целостного отражения переживания и раздражения.

5) Экспрессивная функция- данная функция отвечает за влияния социальной среды на коммуникацию человека.

С точки зрения физиологии можно выделить такие функции эмоций:

Функции конкретной эмоции можно анализировать на трех уровнях.

1) Эмоция выполняет специфически биологическую функцию, например, направляет поток крови и энергетические ресурсы от гладких мышц внутренних органов к мышцам, ответственным за движения, как это бывает при переживании человеком эмоции гнева.

2) Эмоция оказывает мотивирующее воздействие на индивида, организуя, направляя и побуждая его восприятие, мышление и поведение.

3) Каждая из эмоций выполняет социальную функцию. Сигнальный аспект жизненно важной системы взаимодействия человека с другими людьми складывается из его эмоциональных проявлений.

Функции эмоций носят лишь положительный характер, так как по-другому они бы не закрепились в нашем генотипе. Несомненно, они могут и повлиять на наш организм отрицательно, но это происходит лишь при большой интенсивности и это относится к роли эмоциям. Приведу такой пример соль и витамины в умеренной дозе полезны, но если употреблять их с избытком человек может отравиться. Так собственно происходит и с эмоциями. При выполнение своих функций эмоции не «спрашивают» полезны или вредны они для человека с его точки зрения.

Глава 2 Воздействие эмоций

П.К. АНОХИН. Биологическая теория эмоций — Студопедия

Эмоции – врожденные, целесообразные реакции, имеющие приспособительные значения. Теория, которая объясняет возникновение положительных (отрицательных) эмоций тем, что нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с одной стороны, и сигнализации о реально достигнутом эффекте, с другой. Благодаря эмоциям, живой организм может оценивать вредность или полезность совершаемых им действий с точки зрения возможностей с их помощью удовлетворить свои потребности.

Эмоции – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствований и переживаний человека. Главная характеристика эмоций: интегральность (охватывают весь организм): производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм.

Всем жизненным потребностями и отправлениям сопутствует соответствующий эмоциональный тонус, благодаря которому организм непрерывно остается в русле оптимальных жизненных функций. Все функции организма санкционируются или отвергаются на основании их соответствия сформировавшемуся в данное время определенному эмоциональному состоянию.

Стадии поведения живых существ: 1) формирование потребностей и основных влечений — связаны с эмоциональным состоянием беспокойного характера; 2) удовлетворение потребностей – связано с чувством удовольствия. С биол т.зр. эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка каких-либо факторов жизни данного организма. Осн признак «+» эмоционального состояния: его закрепляющее действие, как бы санкционирующее полезный приспособительный эффект.



Во всех эмоциях используется одна и та же физиологическая архитектура (т.к. эмоции – приспособительный акт). Общая закономерность – формирование аппарата оценки результатов действия до совершения самого действия и получения его результатов. Акцептор действия – удовлетворению какой-либо потребности предшествует формирование центрального аппарата оценки результатов будущего действия. От него посылается множество эфферентных возбуждений к системе удовлетворения потребности. Обратная информация (афферентная) – об успешности выполнения. Положительное эмоциональное состояние типа удовлетворения какой-либо потребности возникает лишь в том случае, если обратная информация от результатов происшедшего действия точнейшим образом отражает все компоненты положительного результата и потому точно совпадает с акцептором действия. Отсюда закрепление функционального проявления. Отрицательная информация – поиск новой комбинации эффекторных возбуждений.

Анохина биологическая теория эмоций — это… Что такое Анохина биологическая теория эмоций?



Анохина биологическая теория эмоций

(Анохин П.К., 1949). Рассматривает эмоции в плане дарвиновской концепции об эволюции полезных приспособлений. Эмоции в онто– и филогенезе возникают в связи с формированием потребностей. Неудовлетворенным потребностям соответствуют отрицательные эмоции, удовлетворенным – положительные. Закрепление эмоциональных проявлений происходит по механизмам деятельности функциональной системы и акцептора действия. При совпадении сигналов обратной афферентации с акцептором действия возникают положительные эмоции, если же эти сигналы не совпадают с акцептором действия – отрицательные. Такого рода закономерность распространяется не только на биологические потребности, но и на социально обусловленные. В образовании эмоций, таким образом, придается большое значение оценке результатов действия до его совершения, что соответствует положению И.П. Павлова о присущем любому условно-рефлекторному акту предсказывающем, «предупредительном» компоненте деятельности.

Толковый словарь психиатрических терминов.
В. М. Блейхер, И. В. Крук.
1995.

  • Аносмия
  • Анохина концепция функциональной системы

Смотреть что такое «Анохина биологическая теория эмоций» в других словарях:

  • Анохина биологическая теория эмоций — см. Эмоции, теории …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Биологическая Теория Эмоций Анохина — (от греч. biо жизнь + logos учение) теория возникновения положительных (отрицательных) эмоций, согласно которой нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как… …   Психологический словарь

  • Когнитивная теория эмоций — Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание. Содержание 1 Теория Зигмунда Фрейда 2 Двухфакторная теория эмоций …   Википедия

  • Психологические теории эмоций — Психологические теории эмоций  теории о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии. Содержание 1 Эволюционная теория эмоций 2 …   Википедия

  • Анохин, Пётр Кузьмич — Пётр Кузьмич Анохин Дата рождения: 14 (26) января 1898(1898 01 26) Место рождения: Царицын, Саратовская губерния, Российская империя Дата смерти: 5 марта 1974 …   Википедия

  • Петр Анохин — Пётр Кузьмич Анохин Пётр Кузьмич Анохин Файл:Pyotr Anokhin.jpg Дата рождения: 26 января, 1898 Место рождения: Царицын, Российская империя …   Википедия

  • Петр Кузьмич Анохин — Пётр Кузьмич Анохин Пётр Кузьмич Анохин Файл:Pyotr Anokhin.jpg Дата рождения: 26 января, 1898 Место рождения: Царицын, Российская империя …   Википедия

  • Пётр Анохин — Пётр Кузьмич Анохин Пётр Кузьмич Анохин Файл:Pyotr Anokhin.jpg Дата рождения: 26 января, 1898 Место рождения: Царицын, Российская империя …   Википедия

  • Пётр Кузьмич Анохин — Файл:Pyotr Anokhin.jpg Дата рождения: 26 января, 1898 Место рождения: Царицын, Российская империя …   Википедия

  • Эмоция — Эта статья  об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo  потрясаю, волную)  эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… …   Википедия

Биологическая Теория Эмоций Анохина — это… Что такое Биологическая Теория Эмоций Анохина?



Биологическая Теория Эмоций Анохина
Биологическая теория эмоций Анохина (от греч. biо — жизнь + logos — учение) — теория возникновения положительных (отрицательных) эмоций, согласно которой нервный субстрат эмоций активируется в тот момент, когда обнаруживается совпадение (рассогласование) акцептора действия, как афферентной модели ожидаемых результатов, с сигнализацией о реально достигнутом эффекте. Автор — П.К. Анохин — .
   Литература.
   Анохин П.К. Эмоции // Большая медицинская энциклопедия. 2 — е изд. 1964, т. 35, с. 339 — 367.

Психологический словарь.
2000.

  • Биологическая Обратная Связь
  • Биологические Часы

Смотреть что такое «Биологическая Теория Эмоций Анохина» в других словарях:

  • Анохина биологическая теория эмоций — (Анохин П.К., 1949). Рассматривает эмоции в плане дарвиновской концепции об эволюции полезных приспособлений. Эмоции в онто– и филогенезе возникают в связи с формированием потребностей. Неудовлетворенным потребностям соответствуют отрицательные… …   Толковый словарь психиатрических терминов

  • Анохина биологическая теория эмоций — см. Эмоции, теории …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Когнитивная теория эмоций — Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание. Содержание 1 Теория Зигмунда Фрейда 2 Двухфакторная теория эмоций …   Википедия

  • Психологические теории эмоций — Психологические теории эмоций  теории о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии. Содержание 1 Эволюционная теория эмоций 2 …   Википедия

  • Анохин, Пётр Кузьмич — Пётр Кузьмич Анохин Дата рождения: 14 (26) января 1898(1898 01 26) Место рождения: Царицын, Саратовская губерния, Российская империя Дата смерти: 5 марта 1974 …   Википедия

  • Петр Анохин — Пётр Кузьмич Анохин Пётр Кузьмич Анохин Файл:Pyotr Anokhin.jpg Дата рождения: 26 января, 1898 Место рождения: Царицын, Российская империя …   Википедия

  • Петр Кузьмич Анохин — Пётр Кузьмич Анохин Пётр Кузьмич Анохин Файл:Pyotr Anokhin.jpg Дата рождения: 26 января, 1898 Место рождения: Царицын, Российская империя …   Википедия

  • Пётр Анохин — Пётр Кузьмич Анохин Пётр Кузьмич Анохин Файл:Pyotr Anokhin.jpg Дата рождения: 26 января, 1898 Место рождения: Царицын, Российская империя …   Википедия

  • Пётр Кузьмич Анохин — Файл:Pyotr Anokhin.jpg Дата рождения: 26 января, 1898 Место рождения: Царицын, Российская империя …   Википедия

  • Эмоция — Эта статья  об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo  потрясаю, волную)  эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… …   Википедия

Эмоции, Онтогенез эмоций — Анатомия и возрастная физиология

эмоции

Одним из проявлений ВНД являются эмоции. Эмоции — это ярко выраженная субъективная окраска реакций организма на внешние и внутренние воздействия. С помощью эмоций можно определить отношение человека к окружающему миру и к самому себе. Эмоции — важная функция регулирования умственной деятельности организма. Эмоциональные состояния отражаются в определенных поведенческих реакциях.

Эмоциональное отношение возникает на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворенности существующих потребностей, а также когда они удовлетворены или не удовлетворены. Биологическое значение эмоций заключается в выполнении регуляторных и сигнальных функций.

Сигнальная функция эмоций заключается в том, что эмоции сигнализируют об опасности или полезности определенных воздействий, успехе или неудаче выполненных действий. Из-за того, что эмоциональное состояние может мгновенно вызывать яркие переживания, это приводит к немедленной реакции на внезапное воздействие внешней стимуляции, которая является адаптивной ролью эмоций.Эмоциональный сигнал приводит к быстрой мобилизации различных систем организма и, в конечном итоге, к реализации реакции. Характер реакции зависит от того, о чем сообщает сигнал — был ли данный стимул полезным или вредным для организма. Таким образом, можно видеть, что воздействия, исходящие из внешней среды и от самого организма, вызывают эмоциональные переживания, которые дают возможность получить важные качественные характеристики влияющих факторов еще до целостного восприятия объектов.

Регулирующая функция эмоций реализует адаптацию организма к непрерывно меняющимся условиям окружающей среды, формируя активность для удовлетворения возникающих потребностей, а также направленная на усиление благоприятного действия раздражителей или прекращение дискомфорта. Когда потребности тела не удовлетворяются, как правило, возникает эмоция неприятного характера. Когда первоначальная потребность удовлетворена, обычно возникает приятное эмоциональное переживание. Когда потребность удовлетворена, возникающие положительные эмоции говорят об успехе в поисках достижения цели, и это останавливает дальнейшую поисковую деятельность.Кроме того, многократное удовлетворение потребностей, субъективно эмоционально переживаемых как приятное состояние, приводит к тому, что в будущем представление о будущей положительной эмоции стимулирует организм к целенаправленной деятельности. Эта стимуляция целенаправленного мотивационного поведения возникает в результате общения и играет важную роль в последующем поведении человека и животного.

Биологическая теория эмоций (П.К. Анохин). Эта теория эмоций основана на концепции функциональной системы.Она утверждает, что возникновение эмоций связано с проявлением потребности. Неудовлетворенная потребность может сопровождаться отрицательной эмоцией, а ее удовлетворение вызывает положительную эмоцию. То есть эмоция играет важную роль в процессе афферентного синтеза, а также входит в структуру акцептора результата действия.

Согласно этой теории, положительные эмоции возникают только тогда, когда при удовлетворении какой-либо потребности параметры фактически полученного результата в точности совпадают с параметрами ожидаемого результата, запрограммированными в акцепторе результатов действия.В этом случае возникает реакция примирения, субъективно сопровождаемая положительными эмоциями и чувством удовлетворения. В случае, когда фактический результат, полученный в акцепторе результатов действия, не совпадает с запрограммированным результатом, возникает чувство неудовлетворенности, тревоги, т.е. отрицательные эмоции. Этот механизм приводит к формированию ориентировочно-исследовательской реакции, направленной на поиск новых комбинаций эффекторных возбуждений, необходимых для организации другого поведенческого акта, более точно нацеленного на достижение запрограммированной цели.

Потребностно-информационная теория эмоций (П.В. Симонов) основана на предположении, что возникновение эмоции связано с потребностью и информацией, необходимой для ее удовлетворения. Эта связь описывается формулой

Э = П (Ип — Ис),

где Е — эмоция, то есть качество, степень и знак; П — качество и сила потребности; В — информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности; Есть — информация о наличии данных средств в теме в реальности.

Если количества информации о необходимых и имеющихся денежных средствах недостаточно для реализации возможности удовлетворить потребность, то возникает отрицательная эмоция; если информация указывает на достаточность необходимых средств, то возникает положительная эмоция, подкрепленная удовлетворением потребности.

Согласно теории И. Пейпца локализация эмоций в нервной системе связана с лимбической системой. Считается, что именно в лимбической коре головного мозга интегрируется воспринимаемая информация и формируются определенные эмоциональные состояния.Выделен так называемый круг Пейпца , по которому при протекании эмоций происходит нервное возбуждение: в гиппокампе возникают корковые эмоциональные процессы, затем импульсы идут к маммиллярным телам, затем в передние ядра гипоталамуса, затем в поясной извилине (рисунок 13.2). Этот замкнутый круг представляет собой механизм, который организует переживание и выражение эмоций. Эмоции могут возникать сначала в коре головного мозга, где импульсы входят в круг Папаниколау через гиппокамп или в результате возбуждения гипоталамуса.Поясная извилина — восприимчивая область эмоциональных переживаний: ее кора воспринимает импульсы, исходящие от гипоталамуса, и придает им эмоциональную окраску. Эмоциональная окраска психических процессов также связана с распространением этих импульсов на другие участки коры.

Рис. 13.2. Пейпецкий круг

Таким образом, лимбико-гипоталамический комплекс и происходящие в нем нервные процессы являются нейрофизиологическим субстратом эмоций.Гипоталамус также включен в эту систему через многочисленные связи с различными структурами мозга и участвует в формировании анатомической и физиологической основы возникновения и потока эмоций. Важную роль в субъективной оценке эмоциональных состояний играет кора головного мозга, которая активно взаимодействует с подкорковыми структурами (гипоталамус, ретикулярная и лимбическая системы) и устанавливает связи между различными областями новейшей коры.

Эмоциональные состояния играют важную роль в адаптивных реакциях организма и дают возможность для более широкой и совершенной адаптации животных и человека к условиям окружающей среды.

Онтогенез эмоций

В развитии эмоций ребенка есть четыре стадии.

Первая стадия — период новорожденности, для которого характерно преобладание инстинктов, и прежде всего инстинкта самосохранения, включающего пищевой инстинкт.

Вторая стадия — стадия органического ощущения. На сотой основе лежит обработка информации от экстеро и интерорецепторов, возникновение частичных и все еще недостаточно устойчивых образных представлений о реальности и переживание ребенком чувства удовлетворения или неудовлетворенности. Из этих чувств и представлений сначала формируется отношение ребенка к матери или другому значимому (заботящемуся о нем) взрослому.

Третий этап — в период от 3-4 до 12-14 лет — развитие эпикритических (социально обусловленных, свойственных только человеку) эмоций.Связь между развивающимися эмоциями и органическими потребностями преобладает достаточно долго, и только с 10-12 лет эмоции приобретают относительно независимое звучание и ментальное выражение, а в эмоциональных проявлениях корковая коррекция органических потребностей и влечений выходит на доминирующие позиции.

Четвертый этап — формирование высших человеческих эмоций, достигающих полного развития к 20-22 годам. К этому возрасту чувства можно корректировать интеллектуальной деятельностью, а внешние проявления эмоций, лицевые реакции и выразительные движения подавлять.

тематических картинок

.

Теорий эмоций

Страх и тревога могут ощущаться одинаково в повседневной жизни. Мы можем даже говорить о страхе и тревоге как об одном и том же. Как мы увидим, эти эмоции имеют много общих биологических сходств в разуме, но это принципиально разные нейробиологические переживания. Однако у них есть одна очень общая черта: они оба являются эмоциями.

Что такое эмоции?
Поскольку в этом курсе подробно рассказывается о двух конкретных эмоциях, неплохо иметь базовое понимание того, что такое эмоции и как они работают.(Для более подробного изучения эмоций нажмите здесь, здесь и здесь.)

У вас может возникнуть соблазн списать эмоции на «чувства». В конце концов, поскольку большинство из нас живет в постоянном присутствии эмоций, бывает трудно определить, что они собой представляют на самом деле. По своей сути эмоции — это наши реакции на ощущения и события в мире, а также наши субъективные реакции на наши собственные мысли. Конечно, эти реакции не просто абстрактные — они обычно сопровождаются определенными физиологическими ощущениями.Что касается страха и беспокойства, это может включать учащенное сердцебиение, повышение артериального давления, потливость рук и ладоней.

Многие теории делают акцент на определенных аспектах эмоций для их объяснения. Теория эмоций Джеймса-Ланге утверждает, что эмоции являются биологическим результатом наших реакций на стимулы (основной цикл причин / следствий). Теория Кэннона-Барда утверждает, что мы испытываем эмоциональное возбуждение одновременно с интерпретацией стимула. А теория Шахтера-Зингера подчеркивает когнитивную (интерпретирующую) роль, которую мы вносим в эмоциональные состояния.Эмоциональные состояния не просто активируют некоторые биологические серии событий; это наша способность интерпретировать эти стимулы и давать им контекст, который окрашивает и изменяет то, как мы испытываем эмоции.

Эти теории показывают широкий интерес и многие умы, которые работали над пониманием эмоций с момента зарождения психологии. Свидетельства и эксперименты будут продолжать проверять и пересматривать эти теории, но одно остается неизменным: наши эмоции являются как биологическими, так и когнитивными, и их взаимодействие помогает нам чувствовать мир с изумительным богатством.

Эволюционные теории

Приведенные выше теории могут помочь нам понять, как возникают эмоции, но откуда они впервые взялись? Эволюционная теория дает еще одно объяснение эмоциям.

Как мы видели, стимулы в окружающей среде «вызывают» определенные эмоциональные состояния. Затем эти состояния запускают каскад определенных физиологических реакций, и наш когнитивный (мыслящий) разум классифицирует и затемняет эти сигналы.

На раннем этапе развития человека многие ученые считают, что эмоции, которые мы испытываем сегодня, особенно «первичные», такие как тревога и страх, были биологически «отобраны» из-за их адаптивных преимуществ, а затем переданы последующим поколениям.Эти реакции возникали в очень специфических ситуациях, которые затем обобщали и ограничивали наше эволюционное развитие.

Например, реакция страха активируется, если ранний гоминид выходил на охоту и натолкнулся на жестокого хищника. Эта реакция предупредила нашего далекого предка, что существует опасность и его жизнь в опасности. Он может принять решение: сражаться , убегать (бегство) или замерзнуть на месте , чтобы пережить еще один день.

Напротив, другой гоминид, который не обращал внимания на его реакцию страха, действительно стал бы легкой добычей.На протяжении поколений последовательность паттернов возбуждения и физиологических реакций укоренилась у наших ранних предков. Все эмоции — от вины, сострадания, тревоги и страха — вероятно, имеют схожее с ними эволюционное происхождение. Все они помогают нашему выживанию как в социальном, так и в физическом плане.

Удивительно думать, что все наши современные эмоции имеют общую точку происхождения во время зарождающегося развития нашего вида. Те же чувства, которые поддерживали жизнь наших предков и позволяли воспроизводить потоки в наших телах и умах.Независимо от специфики, функция эмоций, включая столь очерняемый страх и тревогу, существует исключительно для того, чтобы помочь нам ориентироваться и выжить в повседневной жизни. Они делают то, что делали всегда, — во многих случаях меняются опасности (или воображаемые опасности).

.

Ранние теории эмоций

Ранние теории эмоций

Дарвин. Дарвин считал, что движения тела и выражения лица (язык тела или невербальное общение) используются представителями вида для передачи смысла. Он предположил, что, хотя эмоциональные выражения изначально представляют собой усвоенное поведение, они в конечном итоге эволюционируют и становятся врожденными для вида, поскольку имеют ценность для выживания. Например, признание одним животным того, что второе животное боится, а не злится, позволяет предпринять соответствующие действия по выживанию.

Теория Джеймса-Ланге. Два теоретика, Уильям Джеймс в 1884 году и Карл Ланге в 1885 году, независимо друг от друга предположили, что эмоции не следуют сразу за восприятием события, а скорее возникают после того, как тело отреагировало на событие. Их идеи были объединены в теорию эмоций Джеймса-Ланге . Согласно теории, восприятие стимула окружающей среды (например, рычания собаки) вызывает телесные изменения (такие как учащенное сердцебиение и учащенное дыхание).Мозг воспринимает эти изменения в поведении и идентифицирует их как эмоции. Прогресс —

Теория Кэннон-Барда. Уолтер Кэннон критиковал теорию Джеймса-Ланге по нескольким причинам. Он утверждал, что эмоции возникают, даже если телесные изменения, передающие обратную связь в мозг, устранены. Он разорвал нейронные связи с корой головного мозга кошек (создав «декортикальных кошек»). Декортикальные кошки, когда их спровоцировали, демонстрировали эмоциональное поведение, обычно связанное с гневом и агрессией, о чем свидетельствуют торчащие волосы, рычание и скалывание зубов.(Canon назвал поведение фиктивной яростью , потому что, согласно теории Джеймса-Ланге, эмоциональное поведение не могло возникнуть без связи с мозгом.) Кроме того, Кэннон утверждал, что висцеральные реакции происходят слишком медленно, чтобы мозг мог их распознать раньше, чем эмоциональные реакции на возникают раздражители.

Филип Бард согласился с Кэнноном и расширил свою работу в том, что сейчас известно как теория Кэннон-Бард (также называемая теорией чрезвычайных ситуаций ) , в которой утверждается, что таламус , нижняя структура ствола мозга (часть лимбическая система) необходима для эмоциональных реакций.Таламус посылает сообщения в кору для интерпретации эмоции и одновременно в симпатическую нервную систему для соответствующих физических реакций. Таким образом, согласно теории Кэннон-Барда, идентификация (переживание) эмоции происходит одновременно с активацией телесных реакций, а не из-за них (как предполагала теория Джеймса-Ланге). Прогресс —

Теория Шахтера-Зингера. Стэнли Шахтер и Джером Сингер предположили, что переживание эмоции требует как эмоционального возбуждения , так и когнитивной активности (восприятие, рассуждение, память), чтобы понять причину возбуждения (то есть оценить стимулы), чтобы эмоция могла затем быть соответствующим образом идентифицированным.(Процесс обозначения стимулов, вызывающих эмоцию, называется атрибуцией .) Шахтер и Сингер пришли к выводу, что, хотя люди обычно знают причину своего возбужденного эмоционального состояния, если причина не очевидна, они ищут в окружающей среде ключи к разгадке. помогите им интерпретировать эмоцию. Хотя эта теория породила множество исследований, экспериментальные данные подтверждают ее лишь частично.

Теория возбуждения. Многие исследователи предполагают, что поведение меняется в зависимости от возбуждения.Кривая (называемая перевернутой U-функцией ) , показанная на рисунке, показывает, что производительность увеличивается по мере увеличения возбуждения до определенной точки, но затем уменьшается, если возбуждение увеличивается выше этой точки. Этот феномен возбуждения известен как закон Йеркса-Додсона. Хорошо известно, что в то время как определенное количество беспокойства может улучшить производительность (например, путем содействия тщательной подготовке), слишком сильное может ухудшить ее (например, сильный страх сцены). Данные исследований не полностью подтверждают соотношение перевернутой U для всех типов задач, особенно тех, которые являются сложными.

Рисунок 1

Функция перевернутой U

.

Другие теории эмоций

Другие теории эмоций

Теория окружностей. Дж. А. Рассел и Х. Шлосберг в так называемой циркумплексной теории эмоций предположили, что существует два основных измерения (оси) эмоций: приятность против страдания и возбуждение против сонливости (рисунок). Они предложили, чтобы названия различных эмоций можно было затем расположить по кругу вокруг этих осей, причем расположение указывало на взаимосвязь эмоций друг с другом.Возбуждение, например, будет находиться в квадранте, ограниченном возбуждением и удовольствием, тогда как дистресс будет в квадранте, ограниченном страданием и возбуждением.

Рисунок 1

Оси эмоций

Теория Томкинса. Сильван Томкинс предположил, что человеческие эмоции имеют ограниченное количество, генетически запрограммированы в мозгу и запускаются изменениями в стимуляции. Изменения в стимуляции вызывают изменения в паттернах нервных импульсов, которые, в свою очередь, вызывают изменения эмоциональных переживаний.Согласно Томкинсу, эмоции усиливают мотивацию и необходимы для стимулирования поведения. Он также предположил, что заранее запрограммированный набор реакций и вокализаций лицевых мышц связан с каждой эмоцией и позволяет передавать эмоциональные состояния.

Теория Изара. Кэрролл Изард выделил десять основных эмоций: страх, гнев, стыд, презрение, отвращение, вину, беспокойство, интерес, удивление и радость — эмоции, которые нельзя свести к более простым эмоциям, но которые можно объединить, чтобы вызвать другие эмоции.Он также предположил, что каждая эмоция имеет свою собственную нейронную основу и образец выражения (обычно обозначаемый мимикой) и что каждая эмоция переживается уникально.

Теория Плутчика. Роберт Плутчик утверждал, что существует восемь основных эмоций, каждая из которых напрямую связана с адаптивным паттерном поведения, необходимым для выживания. Восемь эмоций — это гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, ожидание, принятие и радость. Плутчик предположил, что другие эмоции являются вариациями этих восьми и что эмоции могут сложным образом сочетаться и могут различаться по интенсивности и продолжительности.

Теория оппонента-процесса. Теория процесса оппонента , предложенная Ричардом Соломоном и Джоном Корбитом, предполагает, что переживание эмоций нарушает состояние тела гомеостаза и что эмоции возникают в основном в противоположных парах — удовольствие-боль, депрессия-восторг, страх- облегчение и т. д. — и противостоят друг другу, чтобы можно было снова достичь гомеостаза. Теория предполагает, что переживание одной эмоции пары вызывает возникновение другой эмоции (процесс оппонента), что в конечном итоге снижает интенсивность первой эмоции и, наконец, нейтрализует ее.Например, хотя скалолаз может испугаться (неприятная эмоция) во время нескольких восхождений по крутому обрыву, в конечном итоге острые ощущения от безопасного достижения вершины (приятная эмоция) нейтрализует этот ранний страх. Некоторые психологи используют эту теорию для объяснения наркозависимости. Удовольствие, связанное с приемом наркотика, вызывающего привыкание, со временем уменьшается, потому что противодействующий процесс действует на уменьшение удовольствия. Следовательно, необходимо принимать все больше и больше препарата, чтобы достичь первоначального состояния эйфории и избежать боли при отмене.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.