Автор метода наблюдения в социальной психологии: 12. Наблюдение как метод социальной психологии

Содержание

М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологии: Psychology OnLine.Net

М.Б. Михалевская, Т.В. Корнилова. Метод наблюдения в психологии

Добавлено Psychology OnLine.Net

17.03.2009 (Правка 26.11.2012)

Наблюдением обычно называют целенаправленное, преднамеренное и специальным образом организованное восприятие, обусловленное задачей наблюдателя и не требующее от него «вмешательства» путем создания специальных условий в «жизнь» наблюдаемого процесса, явления. От бесцельного пассивного «глазения», которое тоже никак не изменяет условий существования рассматриваемого явления, наблюдение отличается прежде всего тем, что подчинено определенной цели, совершается по заранее разработанному плану, оснащено предметными средствами для осуществления самого процесса наблюдения и фиксации его результатов.

Наблюдение — активная форма чувственного познания, дающая возможность накапливать эмпирические данные, образовывать первоначальные представления об объектах наблюдения или проверять исходные предположения, связанные с ними. Именно потому, что наблюдение обеспечивает познание путем прямого контакта при помощи органов чувств С объектом изучения, оно стало исторически первым научным методом.

Термин «наблюдение», как справедливо считает Е.А. Климов, используется в трех разных значениях: наблюдение как деятельность, как метод и как методика. Рассмотрим их поочередно.

Наблюдение применяется не только в научных исследованиях, но и в различных видах общественной практики, сохраняя свои основные черты. Оператор энергосистемы, наблюдающий за показаниями приборов, проводит осмотр по определенному плану; врач, проводя систематичный осмотр больного, получает представление о состоянии его здоровья; следователь, наблюдая за поведением преступника во время допроса, проверяет, какая из гипотез о роли допрашиваемого в преступлении наиболее правдоподобна. Является наблюдение научным или практическим определяется прежде всего характером целей. Научное наблюдение всегда преследует исследовательские, познавательные’ цели. Наблюдение, включенное в практическую деятельность, направлено на ее обслуживание, результаты наблюдения немедленно используются для достижения основной цели практической деятельности: врачом для постановки диагноза, оператором для управления распределением электроэнергии, следователем для раскрытия преступления. Таким образом тут же проверяется истинность, объективность результатов наблюдения.

Термин «метод» употреблялся еще в древнем мире как синоним «учения». В настоящее время в философской литературе метод в широком смысле понимается как «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей изучаемого объекта» (Философская энциклопедия, т. 3, с. 409). Иначе говоря, метод вклю

Сущность метода наблюдения и его примеры

Сущность метода

Определение 1

Наблюдение – это исследовательский описательный психологический метод сбора первичной социологической информации, касающейся изучаемого объекта

Метод наблюдения относится к общенаучным и широко используемым в естествознании и обыденной жизни, а широкое его применение началось с конца XX века. Этот старейший психологический метод применяется там, где особенное значение имеет фиксация поведения человека в различных условиях – прежде всего, в клинической, социальной психологии, педагогической психологии, психологии развития и в психологии труда.

В социологии применение этого метода ограничено, потому что социальные явления далеко не все поддаются визуальному и слуховому восприятию.

Замечание 1

Наблюдение необходимо применять в комплексе с другими методами сбора информации.

Социологическое наблюдение имеет важную особенность, которая заключается в том, что это способ непосредственного визуального восприятия изучаемого объекта. При непосредственном восприятии объекта особенности поведения человека фиксируются непосредственно в момент его проявления и независимо от того, умеет респондент описать словами свое поведение или нет.

Готовые работы на аналогичную тему

Наблюдение дает возможность лучше понять смысл действий наблюдаемых, их поведение в той или иной ситуации, суть их реакций на происходящие события.

Метод наблюдения одновременно является самым простым и самым сложным, в психологии его можно использовать как для получения предварительного материала, так и для получения иллюстративных данных.

Замечание 2

Наблюдение является основным методом получения первичной информации.

В тех случаях, когда вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой, метод наблюдения не применяется.

Особенностью метода является связь наблюдателя и наблюдаемого объекта, а также пристрастность и сложность повторного наблюдения.

Взаимодействие наблюдателя и наблюдаемого относится к одной из психологических проблем, поскольку присутствие исследователя оказывает влияние на поведение испытуемого.

Объектами исследования могут быть вербальное и невербальное поведение, перемещения человека, дистанция между людьми, физические воздействия, т.е. всё то, что объективно возможно зарегистрировать, причем свойства психики исследователь не наблюдает.

Поскольку психика проявляется в поведении человека, то психолог, на основании полученных при наблюдении данных, может только строить гипотезы о психических свойствах испытуемого.

Наблюдение широко используется в общественной практике, сохраняя основные черты, например, наблюдающий за показаниями приборов оператор энергосистемы, следователь, наблюдающий на допросе за поведением преступника, врач, при проведении осмотра больного.

На основании поставленных целей определяется, какой характер будет носить наблюдение – научный или практический. Результаты наблюдения в области практической деятельности сразу используются для достижения основной цели.

Классификация наблюдений

Специалисты выделяют два вида наблюдений в зависимости от того, в какой степени исследователь вовлечен в изучаемую среду.

К первому виду относится включенное наблюдение, когда наблюдатель принимает личное участие, а другие участники принимают его участником события.

Ко второму виду относится стороннее наблюдение, при котором наблюдатель действует как бы «со стороны», без непосредственного участия.

Включенное наблюдение имеет два варианта:

  1. наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется наблюдателем, например, поведение в группе альпинистов или экипажа подводной лодки;
  2. наблюдаемые не знают, что их поведение наблюдателем фиксируется, например, заключенные в общей камере.

В основном, когда человек замечает, что за ним наблюдают, свое поведение резко меняет.

Исходя из характера взаимодействия с объектом, есть скрытое и открытое наблюдение.

При скрытом наблюдении, человек не знает, что является объектом наблюдения. В этом случае используется зеркало Гезелла, скрытая камера или психолог маскируется под обычного участника событий.

Открытое наблюдение говорит о том, что человек осведомлен о наблюдении.

В зависимости от объекта выделяют интроспекцию, т.е. самонаблюдение, правда, результаты этого наблюдения в современной психологии на веру не принимаются, но, учитываются в качестве фактов и внешнее наблюдение за поведением других людей.

Различают наблюдение и относительно времени исследования – они могут быть однократные, периодические, лонгитюдные, т.е. проводимые в течение длительного времени.

Исходя из характера восприятия, наблюдения могут быть сплошными и выборочными. При сплошном наблюдении исследователь в равной степени обращает внимание на все объекты, ему доступные.

При выборочном же наблюдении выбираются только определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций.

Подразделяются наблюдения и по характеру регистрации данных, есть наблюдение констатирующее, задача которого зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения и оценивающее наблюдение, когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя шкалу рейтинга.

Результаты наблюдения можно фиксировать в процессе наблюдения или через какое-то время, правда, тогда память наблюдателя будет иметь большое значение, а достоверность полученных результатов будет не совсем надежной.

По степени стандартизированности процедур выделяют свободное или поисковое наблюдение в котором при необходимости возможно изменение правил и предмета исследования.

Данное наблюдение, несмотря на определенную цель, лишено четких ограничений в выборе того, на что необходимо обращать внимание и какие моменты надо фиксировать.

Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы. Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение.

Рисунок 1. Метод наблюдения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Примеры использования наблюдений

Примеры довольно хорошо раскрывают метод наблюдения и таких примеров можно привести довольно много.

Военному исследователю, допустим, надо выяснить склонность военнослужащих к различным правонарушениям, например, пьянству, насилию, стяжательству и др. Новобранцы, в данном случае, будут объектом наблюдения. На первом этапе информация о них собирается исследователем через офицеров подразделений. Такую информацию офицеры могут получить от тех, кто сопровождал новобранцев с призывного пункта.

Особое внимание обращается на то, в какой социальной среде воспитывался и рос солдат – благополучная семья или нет, полная или неполная, какие у неё ценностные ориентации, были ли претензии со стороны правоохранительных органов, каковы черты характера новобранца, его психологические и физиологические характеристики и др.

Исходя из анализа этой первоначальной информации, исследователь выделяет потенциально неблагополучных солдат, определяет их особые признаки, по которым можно судить о склонности объектов к отклоняющемуся (девиантному)поведению.

Девиантное поведение солдат не соответствует правовым и нравственным нормам в этом обществе. Девиантное поведение может проявляться в недобросовестном отношении к служебным обязанностям, оскорблению сослуживцев, упрямстве, неподчинении командирам, в попытках доминирования и др.

На основании этих признаков и с помощью случайного наблюдения исследователь собирает уточняющую информацию и составляет подробную программу исследования.

Среди примеров типичных ситуаций, когда реализуется метод наблюдения, является учебное занятие, во время которого можно определить умения, знания, усердие солдат, сплоченность коллектива в целом.

В часы досуга наблюдатель может выяснить темы разговоров, мнения и точки зрения солдат. В вопросах хозяйственных работ определяется интерес и отношение к труду, взаимоотношения во время выполнения этих работ, лидеры и подчиненные.

В ситуациях смены караула, несения службы и развода выявляется степень воинской подготовки, убеждения солдат, мотивация к выполнению обязанностей.

Во время вечерней поверки внимание можно обратить на общую дисциплину, реакцию на служебные обязанности и их распределение.

Очень ярко взаимоотношения между солдатами и их поведение проявляются в конфликтных ситуациях. Здесь важно отметить зачинщиков, выявить причину, динамику и развязку конфликта, определить роль каждого участника.

Наблюдение (психология) — это… Что такое Наблюдение (психология)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение.

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.


Общие сведения

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются: — непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; — пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; — сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение. Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[1].

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • И др.

И т. д.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса. Оно может быть: 1. Непосредственным и опосредованным, 2. Внешним и внутренним, 3. Включенным (которое может быть открытым и закрытым) и невключенным, 4. Прямым и косвенным, 5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам), 6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.
  • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

Несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии). Результат: создание обобщённой картины поведения индивида либо группы в определённых условиях. Систематическое наблюдение проводится по определённому плану. Результат: регистрация особенностей поведения (переменные) и классификация условий внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

  • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
  • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].

По форме наблюдения

  • Осознанное наблюдение
  • Неосознанное внутреннее наблюдение
  • Неосознанное внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками.

Недостатки: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004)[3][4].

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Плюсы и минусы

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

  • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
  • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения[6]

См. также

Примечания

  1. См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
  2. Там же. С. 40—43.
  3. Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press
  4. Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.
  5. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. — М.: Изд-во Проспект, 2005. С. 45—48.
  6. Там же. С. 40—41.

Ссылки

Наблюдение (психология) — Википедия с видео // WIKI 2

У этого термина существуют и другие значения, см. Наблюдение.

Наблюде́ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.
Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/1

    Просмотров:

    2 596

  • ✪ Возрастная психология. Т.В. Прейер метод наблюдения

Содержание

Общие сведения

Вместе с интроспекцией наблюдение считается старейшим психологическим методом. Научное наблюдение стало широко применяться, начиная с конца XIX века, в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях, — в клинической, социальной, педагогической психологии, психологии развития, а с начала XX века — в психологии труда.

Наблюдение не применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Главными особенностями метода наблюдения являются:
— непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
— пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
— сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения.
В естественных условиях наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Если испытуемый знает, что за ним наблюдают, то присутствие исследователя оказывает влияние на его поведение.
Ограниченность метода наблюдения вызвала к жизни другие, более «совершенные» методы эмпирического исследования: эксперимент и измерение[1].

Предмет наблюдения

  • Вербальное поведение
    • Содержание речи
    • Продолжительность речи
    • Интенсивность речи
    • И др.
  • Невербальное поведение
    • Экспрессия лица, глаз, тела,
    • Выразительные движения
    • И др.
  • Перемещения людей
  • Дистанция между людьми
  • Физические воздействия
    • Касания
    • Толчки
    • Удары
    • побои
    • И др.

И т. д.

То есть предметом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. Таким образом, исследователь не наблюдает свойства психики, он регистрирует лишь те проявления объекта, которые доступны для фиксации. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определённым образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.
Оно может быть:

  1. Непосредственным и опосредованным,
  2. Внешним и внутренним,
  3. Включённым (которое может быть открытым и закрытым) и невключённым,
  4. Прямым и косвенным,
  5. Сплошным и выборочным (по определённым параметрам),
  6. Полевым (в повседневной жизни) и лабораторным.

По систематичности различают

  • Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения индивида или группы индивидов в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений; проводится в ходе полевого исследования (применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии).
  • Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  • Пассивность наблюдателя — наблюдатель не изменяет окружающую реальность.
  • Непосредственность — наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит.

По фиксируемым объектам

  • Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.
  • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения[2].

По форме наблюдения

  • Осознанное <объектом наблюдения> наблюдение
  • Неосознанное <объектом наблюдения> внутреннее наблюдение
  • Неосознанное <объектом наблюдения> внешнее наблюдение
  • Наблюдение окружающей среды
Осознанное наблюдение

При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения. Необходимость подобных действий порождает этические проблемы в том числе и относительно сделанных выводов.

Данная форма наблюдения выбирается исходя из целесообразности, то есть, когда её использование оправдано задачами исследования, так как она обладает весомыми недостатками: влияние наблюдателя на поведение наблюдаемого, из-за этого результаты могут рассматриваться только применительно к той ситуации, в которой они были получены. Необходимо делать несколько наблюдений.

Особенности

Наблюдатель непосредственно влияет на действия и поведение наблюдаемого, что при некорректной постановке наблюдения может сильно повлиять на его результаты. Наблюдаемые субъекты в силу психологических причин могут попытаться выдать ложное поведение за своё обычное или же попросту смутиться и дать волю эмоциям. Ситуация, когда субъект пребывает под наблюдением, может оказаться для него близкой к стрессовой, и результаты такого наблюдения нельзя будет распространить, допустим, на его повседневную жизнь. Также на действия и наблюдателя, и наблюдаемого может повлиять степень знакомства друг с другом.

Специфичность ситуаций, в которых происходит непосредственное (осознанное) наблюдение, приводит к тому, что выводы из таких наблюдений очень сложно корректно обобщить на другие ситуации, а не только на конкретную ситуацию, в которой происходила процедура наблюдения.

Неосознанное внутреннее наблюдение

При неосознанном внутреннем наблюдении наблюдаемым субъектам не известно о том, что за ними наблюдают, а исследователь-наблюдатель находится внутри системы наблюдения, становится её частью (например, когда психолог внедряется в хулиганскую группировку и не сообщает о целях своего внедрения, чтобы получить наиболее объективные сведения о её деятельности).

Классический пример применения неосознанного внутреннего наблюдения

Данная форма наблюдения особенно широко применялась во второй половине XX века психологами США. Применение этого метода вызывало (и вызывает поныне) дискуссии касательно допустимости таких исследований. Одним из самых известных случаев его применения можно считать исследование Леона Фестингера (Festinger et al., 1956), разработавшего теорию когнитивного диссонанса.

Чтобы проверить свою теорию, на рубеже 1940-х и 1950-х годов он с группой наблюдателей на несколько недель присоединился к религиозной группе, в которой предсказывали конкретную дату конца света (который должен был наступить через несколько недель). Конца света не последовало, а исследователи получили подтверждение теории когнитивного диссонанса, так как большинство членов группы стали убеждать себя, что их деятельность предотвратила катастрофу (Дж. Гудвин, 2004)[3][4].

Наблюдатель контактирует с наблюдаемыми субъектами, но те не осведомлены о его роли в качестве наблюдателя.

Данная форма наблюдения особенно удобна для исследования социального поведения малых групп, при этом присутствие наблюдателя считается естественным, и факт того, что его роль заключается в наблюдении, будучи неизвестным наблюдаемым субъектам, не влияет на их действия. Эта форма наблюдения также ставит некоторые этические вопросы о границах допустимости её применения, так как психологу иногда приходится внедряться в группу путём обмана или сокрытия правды.

Недостаток: трудность фиксации результатов; наблюдатель может быть вовлечен в конфликт ценностей.

Особенности

Факт того, что ведётся наблюдение, не влияет на наблюдаемых субъектов благодаря тому, что они о нём не знают. Также наблюдатель получает широкий простор для получения информации из-за возможности непосредственного контакта с наблюдаемыми субъектами.

Однако у наблюдателя могут возникнуть трудности с непосредственной фиксацией результатов, в том числе и потому, что непосредственная запись может демаскировать наблюдателя. Также наблюдатель при близких контактах с наблюдаемыми может потерять нейтральность и перенять систему ценностей изучаемой группы. Возможен также и конфликт системы ценностей этой группы и системой ценностей, которой придерживается наблюдатель (так называемый «конфликт норм»).

Неосознанное внешнее наблюдение

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам не известно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на их поведение. Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов[5].

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Этапы исследования методом наблюдения

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.
  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.
  3. Создание плана наблюдения.
  4. Выбор метода обработки результатов.
  5. Собственно наблюдение.
  6. Обработка и интерпретация полученной информации.

Плюсы и минусы

Преимущества метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки метода наблюдения

  • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов, несоответствующих целям исследования)
  • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения[6]

См. также

Примечания

  1. ↑ См.: Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — Спб.: Питер, 2002.
  2. ↑ Там же. С. 40—43.
  3. ↑ Festinger, L., Riecken, H. W., & Schachter, S. (1956). When prophecy fails. Minneapolis: University of Minnesota Press
  4. ↑ Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. С. 422—423.
  5. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 45—48. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  6. ↑ Там же. С. 40—41.

Ссылки


Эта страница в последний раз была отредактирована 24 мая 2020 в 05:04.

8. Наблюдение как метод психологического исследования

Наблюдение — описательный психологический исследовательский
метод, заключающийся в целенаправленном
и организованном восприятии и
регистрации поведения изучаемогообъекта.
Наблюдение — организованное,
целенаправленное, фиксируемое восприятие
психических явлений с целью их изучения
в определённых условиях.

Наблюдения
считается одним из старейшим психологических
методов. Научное наблюдение стало широко
применяться, начиная с конца XIX
века, в областях, где особенное значение
имеет фиксация особенностей поведения
человека в различных условиях, —
в клинической, социальной, педагогической
психологии, психологии
развития, а с начала XX
века — в психологии
труда.

Наблюдение
применяется там, где
вмешательство экспериментатора нарушит
процесс взаимодействия человека со
средой. Этот метод незаменим в случае,
когда необходимо получить целостную
картину происходящего и отразить
поведение индивидов во всей полноте.

Главными
особенностями метода наблюдения
являются: — непосредственная связь
наблюдателя и наблюдаемого объекта; —
пристрастность (эмоциональная
окрашенность) наблюдения; — сложность
(порой — невозможность) повторного
наблюдения. В естественных условиях
наблюдатель, как правило, не влияет на
изучаемый процесс (явление). В психологии
существует проблема взаимодействия
наблюдателя и наблюдаемого. Если
испытуемый знает, что за ним наблюдают,
то присутствие исследователя оказывает
влияние на его поведение. Ограниченность
метода наблюдения вызвала к жизни
другие, более «совершенные» методы
эмпирического исследования: эксперимент
и измерение.

9. Характ-ка опроса как метода психол-ого исследования

Ме́тод
опро́са
 – психол-ий вербально-коммуникативный
метод, заключающийся в осуществлении
взаимодействия между интервьюером и
респондентами (людьми участвующими в
опросе) посредством получения от субъекта
ответов на заранее сформулированные
вопросы. Иными словами, опрос представляет
собой общение интервьюера
и респондента, в котором главным
инструментом выступает заранее
сформулированный вопрос.

Опрос
можно рассматривать как один из самых
распространённых методов получения
информации о субъектах — респондентах опроса.
Опрос заключается в том, что респонденту
задают специальные вопросы, ответы на
которые позволяют исследователю получить
необходимые сведения в зависимости от
задач исследования. К особенностям
опроса можно причислить его массовость,
что вызвано спецификой задач, которые
им решаются. Массовость обуславливается
тем, что психологу, как правило, требуется
получение сведений о группе индивидов,
а не изучение отдельного представителя.

Опросы
разделяют на стандартизированные и не
стандартизированные
.
Стандартизированные опросы можно
рассматривать как строгие опросы, дающие
прежде всего общее представление об
исследуемой проблеме. Не стандартизированные
опросы менее строгие в сравнении со
стандартизированными, в них отсутствуют
жёсткие рамки. Они позволяют варьировать
поведение исследователя в зависимости
от реакции респондентов на вопросы.

При
создании опросов сначала формулируют
программные вопросы, соответствующие
решению задачи, но которые доступны для
понимания лишь специалистам. Затем эти
вопросы переводятся в анкетные, которые
сформулированы на доступном
неспециалисту языке.

Раздел II. Метод наблюдения в психологии

В
данном разделе речь пойдет о наблюдении
как методе психологического
исследования. Необходимо отличать
наблюдение как метод исследования от
наблюдения как простого вида восприятия.
Важной задачей является
ознакомление с теоретическими вопросами,
касающимися возможностей
наблюдения. Основываясь на теории можно
самостоятельно разрабатывать методики
наблюдения. Особое внимание следует
уделить особенностям составления
программы наблюдения и способам
регистрации результатов.

Роль метода наблюдения в развитии психологии

Наблюдение
является одним из старейших метод
изучения человека, его поведения.
Однако, наблюдение это не только метод
исследования, но и один из
видов восприятия. Можно вести клиническое
наблюдение, наблюдать за ребенком, но
при этом не производить исследование.
Наблюдение
как метод психологического исследования
призвано выявить новые
факты, явления, претендуя на их
достоверность, объективность. Можно
предположить, что наблюдение возникло
в процессе общения людей
друг с другом, с целью познания и понимания
другого человека, для эффективного
взаимодействия и получения желаемого
результата. Результаты наблюдений, где
есть характеристика человеческой
сущности можно найти в пословицах,
поговорках, а также в обычаях и традициях
народов. К
донаучному периоду развития психологии
можно отнести использование
людьми наблюдения как передачу способов
и приемов деятельности.
В начале необходимо внимательно
наблюдать, запоминая содержание
и последовательность действий, сохранить
их в памяти, а затем воспроизвести.
Исследования М. Мид подтверждают это —
дети племени манус не
умеют говорить, но уже умеют управлять
каноэ.

С
развитием психологии как науки в XIX
веке и появлением объективного
метода — эксперимента, метод наблюдения
не потерял свою значимость.

Наблюдение
как научный эмпирический метод с конца
XIX века получил широкое распространение
в клинической, социальной, педагогической
психологии, а с начала XX века — в психологии
труда. Так, например, были изучены
застенчивость, тревожность, саморегуляция
и другие явления, возникли такие понятия
как «стиль общения», «лидер», внесен
существенный вклад в характеристику
таких феноменов как эмпатия, ответственность,
общительность. Получены данные о
психическом развитии детей в младенческом
и раннем дошкольном детстве. Большое
значение имеют особенности поведения
больного человека, характеристику
которых можно дать при помощи наблюдения.
Также необходимо подчеркнуть роль
наблюдения в разработке и совершенствовании
других методов психологии. Например,
одним из первых этапов процесса создания
опросников, анкет является наблюдение.
Таким образом, наблюдение используется
в тех областях, где особое значение
имеет фиксация особенностей естественного
поведения человека в привычных
для него условиях.

Благодаря
наблюдению возможно открывать новые
психические феномены, типизировать и
обобщать эмпирические данные, давать
характеристики категориям, типам людей
или отношений. Наблюдение используется
как один из этапов при разработке других
методов и при объяснении данных,
полученных с помощью эксперимента,
тестов, анкет. Важную роль играет
наблюдение в работе практических
психологов.

Метод наблюдения

Метод наблюдения включает в себя человеческое или механическое наблюдение за тем, что люди на самом деле делают или какие события происходят во время покупки или потребления. «Информация собирается путем наблюдения за процессом на работе. Вот несколько ситуаций: —

  1. Станции обслуживания — Представьте себя клиентом, пройдите на станцию ​​обслуживания и понаблюдайте.
  2. Чтобы оценить эффективность демонстрации подушек-подушек Dunlop в универмаге, наблюдатель отмечает:
    а) сколько проходит;
    б) Сколько перестал смотреть на дисплей;
    в) Сколько решили купить.
  3. Супермаркет — какое место на полке лучше всего?
    Используются скрытые камеры.
  4. Чтобы определить типичную схему продаж и узнать об энтузиазме, проявляемом различными продавцами, обычно это делает следователь, использующий скрытый магнитофон.

Преимущества метода наблюдения

  1. Если исследователь наблюдает и записывает события, нет необходимости полагаться на желание и способность респондентов сообщать точно.
  2. Смещающий эффект интервьюеров устраняется или уменьшается. Таким образом, данные, собранные путем наблюдения, более объективны и в целом более точны.

Недостатки метода наблюдения

  1. Самым ограничивающим фактором при использовании метода наблюдения является неспособность наблюдать такие вещи, как отношения, мотивации, настроение клиентов / потребителей, их мотивы покупки и их изображения.
  2. Сыщику также нужно время, чтобы дождаться выполнения определенного действия.
  3. Личные и интимные действия, такие как просмотр телевизора поздно вечером, легче обсуждать с помощью анкет, чем наблюдать.
  4. Стоимость — последний недостаток метода наблюдения. В большинстве случаев получение данных наблюдений обходится дороже, чем данные других съемок. Наблюдатель должен ждать, ничего не делая, между событиями, которые нужно наблюдать. Непродуктивное время — это повышенная стоимость.

Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)


Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена командой Management Study Guide Content .В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.

.

16 Преимущества и недостатки естественных наблюдений в психологии — Green Garage

Натуралистическое наблюдение — это метод исследования, который часто используется социологами и психологами. Он использует технику, которая предполагает наблюдение за объектами, пока они остаются в своей естественной среде. Этот процесс позволяет проводить исследования в ситуациях, когда пребывание в лаборатории либо недешево, нереально, либо может повлиять на поведение людей, участвующих в исследовании.

Люди не всегда ведут себя в лабораторных условиях так же, как в естественных условиях. Когда конкретное поведение требует отслеживания, тогда единственный способ наблюдать за ним — это наблюдать за тем, как принимаются решения в конкретных ситуациях и стимулах в реальных условиях. Этот процесс позволяет социологам понять, как люди реагируют.

Он отличается от структурированного наблюдения, потому что он рассматривает поведение, как оно происходит в естественной обстановке, без попытки вмешательства со стороны исследователя.

Есть несколько причин, по которым психологи будут использовать этот метод, а также есть несколько ситуаций, в которых он не подходит. Вот почему каждый раз повторение плюсов и минусов натуралистических наблюдений важно для всего исследовательского процесса.

Список плюсов натуралистических наблюдений

1. Это позволяет исследователям непосредственно наблюдать за людьми в их естественной среде.
Люди по-разному реагируют, когда попадают в ситуацию, которая выводит их из зоны комфорта.Люди в лабораторных условиях могут даже попытаться предоставить конкретные результаты, которые хотят исследователи, или сделать наоборот и попытаться саботировать проект. Применяя подход натуралистического наблюдения, исследователи получают возможность наблюдать непосредственно при оценке субъектов, не изменяя уровень их комфорта.

2. Это дает ученым возможность из первых рук взглянуть на социальное поведение.
Люди будут реагировать по-разному в естественных социальных ситуациях по сравнению с тем, как они реагируют в условиях, когда они знают, что их взаимодействия находятся под наблюдением.Социальные исследователи могут наблюдать за выбором в естественной обстановке, что может даже позволить им увидеть вещи, которые могут никогда не происходить в лабораторных условиях. Эти уникальные наблюдения могут затем вдохновить на дальнейшие исследования конкретных форм поведения. Этот процесс может затем привести к пониманию, которое может помочь людям преодолеть проблемы и в конечном итоге привести к более счастливой и здоровой жизни, чем это было раньше.

3. Это позволяет исследователям изучать идеи, которыми нельзя иначе манипулировать.
Натуралистическое наблюдение позволяет исследователям изучать концепции, которыми нельзя было бы манипулировать, если бы они находились в лабораторных условиях, из-за вовлеченной этики.В качестве примера возьмем исследование поведения заключенных. Было бы неэтично ограничивать предметы исследования для создания возможностей для сбора информации, но этот процесс может собирать данные, используя принципы этого метода в реальной тюрьме или тюрьме.

4. Это помогает поддерживать внешнюю валидность исследовательской работы.
Когда социологи наблюдают за поведением, выбор, сделанный в лабораторных условиях, не всегда приводит к обобщению, обнаруживаемому в большей популяции или демографической группе изучаемого.Если первоначальные результаты лабораторных исследований можно увидеть в естественных условиях в аналогичных условиях, то данные, полученные в ходе первоначальной работы, проходят проверку. Это делает результаты работы более правдоподобными и пригодными для использования в будущем.

5. Он позволяет использовать несколько методов сбора данных.
У исследователей есть множество доступных методов, когда им нужно собрать данные с помощью натуралистических методов наблюдения. Они могут записать, сколько раз они видели конкретный выбор или действие в течение определенного времени, сделать видеозапись вовлеченных лиц или создать рассказ наблюдателя, описывающий сеанс.Аудиозаписи также подходят в некоторых ситуациях. Эта структура позволяет исследователям вернуться к наблюдаемым сценариям, чтобы определить, есть ли дополнительная информация, чтобы сделать другой вывод.

6. Он предлагает различные окна для сбора данных, не влияя на результаты.
Исследователям непрактично наблюдать и собирать информацию о каждом моменте жизни человека. Для некоторых людей этот процесс даже нереалистичен при попытке своевременно собрать данные о конкретных снимках.Натуралистическое наблюдение решает эту проблему, позволяя использовать временную выборку и выборку ситуаций в рамках сбора данных.

Первый вариант позволяет собирать образцы в разное время, случайным образом или систематически (или и то, и другое) для сбора информации, которая делает возможным заключение. Исследователи использовали бы второй вариант, чтобы наблюдать за выбором или поведением, когда они появляются в различных условиях.

7. Это создает возможность для более искренних реакций.
Социологи, использующие в своих исследованиях подход натуралистического наблюдения, могут получать реалистичные и точные реакции от людей, которых они отслеживают, по сравнению с другими методами сбора данных. Этот процесс подходит даже для нечеловеческих субъектов. Люди могут забыть о том, что за ними наблюдают, когда они сталкиваются со стрессовыми или эмоциональными ситуациями, что позволяет исследователям видеть процесс накопления, который в конечном итоге приводит к выбору или поведению.

8.Это может быть безопаснее для исследователей по сравнению с другими методами.
Социологи, использующие метод натуралистического наблюдения, не имеют таких же требований к взаимодействию с людьми или объектами, не относящимися к людям, вовлеченными в их исследовательский проект. Эти исследователи могут наблюдать за естественной средой обитания или окружающей обстановкой из защищенного помещения без ущерба для качества собираемых данных. Поведение непредсказуемо даже в обстановке, которая кажется спокойной, поэтому это преимущество часто является главным приоритетом при создании основы для нового исследования.

Список недостатков натуралистического наблюдения

1. Контроль внешних переменных может оказаться сложной задачей.
Возможно, наиболее значительный недостаток натуралистических наблюдений состоит в том, что исследователи иногда не могут определить точную причину поведения или выбора из-за наличия внешних переменных. Когда вы действуете в естественной обстановке, существует множество факторов давления, которые могут заставить людей реагировать определенным образом, что может не наблюдаться.Тот, кто поссорился дома перед посещением урока, может реагировать иначе с точки зрения социализации, чем тот, кто получил новости, которые сделали его счастливым.

2. Он не всегда дает точные данные.
Люди по-прежнему будут реагировать по-разному, если будут знать, что за ними наблюдают, даже если они находятся в естественной обстановке. Есть фактор подотчетности, к которому люди чувствительны, когда имеют дело с личным выбором, этикой и моралью.Если кто-то знает, что его выбор записывается, он попытается вести себя наиболее «правильным» из возможных способов. Для социологов это означает, что люди, участвующие в моей работе, стараются казаться приемлемыми или желанными с социальной точки зрения.

Даже когда исследователи прилагают усилия, чтобы избежать этого недостатка, полностью устранить проблему может оказаться сложной задачей.

3. Это может вызвать сомнения относительно соответствия собранным данным.
Некоторые люди также будут пытаться вести себя определенным образом или предлагать варианты, которые, по их мнению, будут соответствовать их ожиданиям для целей исследования.В окружающей среде могут быть тонкие подсказки, которые некоторые участники могут видеть, сознательно или нет, которые сообщают им то, что ученые надеются найти с помощью своей работы. Когда эта проблема возникает в условиях естественного наблюдения, некоторые люди могут изменить свое поведение, чтобы «согласиться» с тем, что, по их мнению, исследователи хотят от них видеть.

4. Создает информацию, которая иногда может быть субъективной.
Когда в исследовательском продукте участвует несколько наблюдателей за поведением или выбором, каждый человек может сделать свой вывод из того же поведения, свидетелем которого был каждый.Нередко два исследователя видят одни и те же действия, но затем связывают их с разными причинами.

5. Для завершения натуралистических наблюдений требуется больше времени.
Этот метод исследования требует больше времени по сравнению с другими вариантами, доступными социологам. Для появления определенного выбора или поведения требуется больше времени, особенно когда кто-то может вспомнить, что за ним наблюдают. Даже при всех преимуществах, которые дает естественная реакция при сборе данных, могут потребоваться значительные вложения в количество времени, необходимое для получения результатов.Некоторые проекты длятся несколько лет, прежде чем у них будет достаточно информации для завершения исследовательского процесса.

6. Он не может учитывать потенциальные отвлекающие факторы в окружающей среде.
Исследователи могут контролировать некоторые переменные во время естественного наблюдения, но они не могут контролировать все. Отвлечения могут изменить способ взаимодействия людей друг с другом. Представьте себе классную комнату, где социологи пытаются увидеть, как учатся студенты.Если бы за пределами этой контролируемой среды постоянно раздавался громкий рог, это могло бы изменить взаимодействие вовлеченных людей. Вместо того, чтобы сосредоточиться на учителе, их внимание будет сосредоточено на внешнем шуме. Любые данные, собранные в этот период, будут бесполезны.

7. Он предлагает информацию, которая может иметь ограниченную полезность.
Данные, которые социологи собирают в процессе естественных наблюдений, часто полезны на первых этапах исследовательской программы.Это может помочь исследователям начать формировать основу для мнения или создать возможность, которая приведет к подтвержденным результатам. Как только проект выходит за рамки этого первого этапа, ценность данных становится «удачной или пропущенной» с точки зрения ценности. Вот почему проект может начинаться с этого метода, а в будущем перейти к чему-то другому.

8. Он не может объяснить предвзятость наблюдателя.
В процессе натуралистических наблюдений нет твердых выводов, потому что нет способа учесть погрешность наблюдений.Хотя этот недостаток относится практически к любому методу исследования, этот вариант основан на прямом наблюдении за поведением для сбора информации. Даже бессознательная предвзятость может повлиять на окончательные данные, при этом исследователи не знают, что они каким-то образом повлияли на информацию. Это означает, что социологи практически не контролируют ситуацию или результаты, которые они в конечном итоге получают от своих усилий.

Плюсы и минусы натуралистического метода наблюдения доказывают, что он может быть эффективным для наблюдения за людьми в их естественной среде, а не в лабораторных условиях.Это также может иметь ряд недостатков, которые исследователи не могут полностью контролировать. Вот почему к данным, собранным в ходе этого процесса, даже если обобщения могут быть доступны широкой публике, следует подходить осторожно.

Об авторе

Брэндон Миллер имеет степень бакалавра искусств. из Техасского университета в Остине. Он опытный писатель, написавший более ста статей, которые прочитали более 500 000 человек. Если у вас есть какие-либо комментарии или сомнения по поводу этого сообщения в блоге, свяжитесь с командой Green Garage здесь..

Методология социальной психологии. Логика запроса

2 Философия исследования

2 The Research Philosophy
2 Философия исследования Эта глава предоставит вам информацию о: актуальности философских вопросов в бизнес-исследованиях; ключевые понятия и позиции философии науки; логика

Дополнительная информация

Исследовательские парадигмы, философская троица и методология

Research Paradigms, the Philosophical Trinity, and Methodology
Исследовательские парадигмы, философская троица и методология Грэма Дюранта-Лоу, бакалавра наук, MHA, MKM, Grad Dip Def, Grad Dip Mngt, Grad Cert Hlth Fin, psc.Авторские права Грэм Дюрант-Ло Цели презентации

Дополнительная информация

Как разработать протокол исследования

How to Develop a Research Protocol
Как разработать протокол исследования Цели и задачи: Объяснить теорию науки Объяснить теорию исследования Перечислить шаги, необходимые для разработки и проведения протокола исследования Схема:

Дополнительная информация

Куайн об истине по условию

Quine on truth by convention
Куайн об истине по условию 8 марта 2005 г. 1 Лингвистические объяснения необходимости и априори………….. 1 2 Относительная и абсолютная истина по определению ……………….. 2 3 Верна ли логика по условию ?. ……………………..

Дополнительная информация

Дизайн исследования и методы исследования

Research Design and Research Methods
ГЛАВА 3 Дизайн исследования и обзор методов исследования В этой главе особое внимание уделяется дизайну исследования, чтобы обсудить качественные, количественные и смешанные методы исследования как три основных подхода к исследованию

Дополнительная информация

Название курса Социальная психология

Course Name Social Psychology
NPTEL Online — ИИТ Канпур Название курса Социальная психология Департамент гуманитарных и социальных наук ИИТ Канпур Инструктор Др.Файл Кумара Рави Прии: /// c /Documents%20and%20Settings/iitkrana1/Desktop/Social%20Psychology/lecture1/main.html[5/1/2014

Дополнительная информация

Тема № 6: Гипотеза. использование

Topic #6: Hypothesis. Usage
Тема № 6: Гипотеза Гипотеза — это предлагаемое объяснение явления или аргументированное предложение, предполагающее возможную корреляцию между множеством явлений. Термин происходит от древнегреческого

.

Дополнительная информация

PsyD Psychology (2014 2015)

PsyD Psychology (2014 2015)
PsyD Psychology (2014 2015) Контактное лицо по программе информации Марианна Линц (linz @ marshall.edu) Поддержка миссий университетов и колледжей. Университет Маршалла — это государственный университет с несколькими кампусами, обеспечивающий

Дополнительная информация

Позитивная философия Августа Конта

Positive Philosophy by August Comte
Позитивная философия Августа Конт Август Конт, Томес Об авторе … Август Конт (1798-1857), основатель социологии, считает, что аспекты нашего мира могут быть познаны исключительно посредством наблюдения и

Дополнительная информация

* Хайнеманн, Лондон, 1979 г.

*Heinemann, London, 1979
Социологические парадигмы и организационный анализ Баррелла и Моргана * * Хайнеманн, Лондон, 1979 г. Четыре основных спора в социологии Реальность дана или это продукт ума? Нужно испытать что-то

Дополнительная информация

РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗ И

DEVELOPING HYPOTHESIS AND
Шалини Прасад Аджит Рао Иешу Рехани РАЗРАБОТКА 500 МЕТОДОВ 18 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА РАЗРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ И Введение Процессы, которые необходимо предпринять перед формулировкой гипотез.Определение Природа гипотезы

Дополнительная информация

Бакалавр наук об окружающей среде (2013-2014)

BS Environmental Science (2013-2014)
Бакалавр наук об окружающей среде (2013-2014) Контактное лицо по программе Брайан М. Морган ([email protected]) Поддержка миссий университетов и колледжей Университет Маршалла является общественным объединением с несколькими кампусами

Дополнительная информация

Центр эффективных организаций

Center for Effective Organizations
Центр эффективных организаций HR-МЕТРИКА И АНАЛИТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ВОЗДЕЙСТВИЕ Генеральный директор ПУБЛИКАЦИЯ G 04-8 (460) ЭДВАРД Э.LAWLER III ALEC LEVENSON JOHN BOUDREAU Центр эффективных организаций Marshall School

Дополнительная информация

КАЧЕСТВЕННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

QUALITATIVE RESEARCH
КАЧЕСТВЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Качественное — это разнообразная область. Не единый набор методов / философии, как опросы и эксперименты. Выросла из многих дисциплин: социологии, антропологии, образования, лингвистики,

Дополнительная информация

Информация об управлении модулем

Module Management Information
Информация об утвержденном модуле для BHM353, 2014/5 Название модуля / Название: Методы исследования в HRM и OB Код модуля: BHM353 Школа: Aston Business School Тип модуля: Стандартный модуль Новый модуль? Нет кредитов модуля:

Дополнительная информация

Автор: Омар Аль-Равайфа, Р.Н., доктор философии

By: Omar AL-Rawajfah, RN, PhD
Автор: Омар Аль-Равайфа, доктор медицинских наук, что такое медсестринское исследование? Исследование: тщательное, систематическое исследование, в котором использовался дисциплинированный метод ответа на вопрос или решения проблемы. Медсестринское дело. Исследования: вопросы, связанные с профессией

.

Дополнительная информация

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС И ТЕОРИЯ

RESEARCH PROCESS AND THEORY
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЦЕСС И ТЕОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ АЛЛЕН Ф.REPKO Техасский университет в Арлингтоне SAGE Лос-Анджелес Лондон Нью-Дели Сингапур Вашингтон, округ Колумбия Подробное содержание Предисловие Благодарности Около

Дополнительная информация

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

ASSOCIATED STUDY MATERIALS
Подготовлено для группы курса Мартином Хаммерсли СОДЕРЖАНИЕ Сопутствующие учебные материалы 1 Введение 2 Примеры из практики и опросы 3 Примеры из практики и эксперименты 4 Заключение Ссылки Благодарности 1

Дополнительная информация

К новой парадигме науки

Towards a new paradigm of science
Очерк о новой парадигме науки в научной политике, консультирование 2007 Ева Кунселер Kansanterveyslaitos Департамент окружающей среды и здоровья Методы научной мысли Проф.Линдквист Введение:

Дополнительная информация

Как мы узнаем то, что знаем?

How do we know what we know?
Методы исследования Семья в новостях. Можете ли вы выделить основные дискуссии (разногласия) по вашей теме? Как вы думаете, влияет ли позиция авторов в этих дебатах (то есть их ценности) на их презентацию?

Дополнительная информация

Анализ качественных данных

Analysing Qualitative Data
Семинар по анализу качественных данных Профессор Дебра Майхилл Философские предположения Важно подумать о философских предположениях, лежащих в основе интерпретации всех данных.Ваш онтологический

Дополнительная информация

ЭТАПЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ:

STEPS IN SCIENTIFIC RESEARCH:
ЭТАПЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ: АРХИТЕКТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Гипотеза — это предварительное объяснение, которое учитывает набор фактов и может быть проверено дальнейшими исследованиями. Поколение

Дополнительная информация

Отчетность по бухгалтерии

.jpg» alt=»Accounting Benchmark statements» title=»Accounting Benchmark statements» />
Отчетность по эталонным показателям Академические стандарты — Бухгалтерский учет 1.Определяющие принципы 1.1. Этот отчет предназначен для охвата программ обучения бухгалтерскому учету в высших учебных заведениях

.

Дополнительная информация

Пять навыков мышления высокого порядка

Five High Order Thinking Skills
Пять высших порядков Введение Высокие технологии, такие как компьютеры и калькуляторы, глубоко изменили мир математического образования. Дело не только в том, какие аспекты математики важны для обучения,

Дополнительная информация

Качественный анализ данных

Qualitative Data Analysis
Модуль качественного анализа данных Нет POLS 305 Уровень 5 Кредиты 5 Обязательные методы исследования в области социальных наук Часы обучения студентов Руководитель модуля Электронная почта Номер телефона Офис Около 60 часов.20 часов лекций и

Дополнительная информация

ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

WARSAW SCHOOL OF ECONOMICS
ВАРШАВСКАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ мгр Эвелина Флорчак Резюме докторской диссертации НАЗВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ В МЕСТНОЙ СРЕДЕ 1 Обоснование темы Социальное предприятие как субъект хозяйствования

Дополнительная информация

Дисциплинарная идентичность

Disciplinary Identity
закрытие книги по программе IS-year и отправная точка для будущих инициатив в области развития учебных программ и факультетов.Опираясь на процесс принятия решений на основе консенсуса в малых группах и на пленарных заседаниях,

Дополнительная информация

ДОМИНИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ

DOMINICAN UNIVERSITY COLLEGE
ДОМИНИКАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУРСЫ ФИЛОСОФИИ 2015-2016 КУРСЫ ОСЕНЬ ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФию (DPHY 1100) ПОНЕДЕЛЬНИК, 13: 30–16: 30 Этот курс вводит студентов во вселенную

Дополнительная информация

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *